Клуб авиамоделирования. Программа кружка авиамодельного технического направления

МЕЧТУ НЕ КУПИШЬ
Современные маркетологи знают о детских желаниях всё и даже больше. Благодаря их стараниям многочисленные магазины предлагают «мечты» на любой вкус и кошелёк, поэтому сейчас не составит труда купить уже готовый радиоуправляемый самолётик.
Вот только сравнится ли недолгая радость от такой (кстати, недешёвой) игрушки с гордостью за самолёт, сделанный своими руками? Конечно же, нет. Не придётся говорить и о развитии инженерного мышления у ребёнка, который пользуется уже готовым решением.

ВСТАТЬ НА КРЫЛО
К так называемой советской классике авиамоделирования относится, например, создание резиномоторных моделей. Пропеллер таких самолётов работает благодаря резинке, которая закрепляется между ним и основанием. Когда предварительно закрученную резинку отпускают, пропеллер вращается. Резиномоторы долго находиться в воздухе не могут, да и полёт для них - дело десятое. Главная цель моделистов - с помощью долгой и кропотливой работы воспроизвести уменьшенные копии оригиналов крылатых машин.

Авиамодельные кружки в Советском Союзе были кузницей кадров для большой авиации.

Именно резиномоторные модели собирали на « Авиамоделировании» во фрязинском Доме пионеров, куда в детстве ходил Павел Редин , преподаватель одноимённого кружка в . Сейчас перед кружковцами он ставит более интересные задачи.
- То, чем мы сейчас занимаемся с ребятами, не имеет ничего общего с тем, что я делал в детстве, - рассказывает Редин. - К уровню «выпили - раскрась - склей» мы добавили электронику, поэтому теперь ребята решают настоящие инженерные задачи. Есть даже небольшой блок программирования - это настройка пульта управления. А долгожданным финалом становится запуск самолётов на Барских прудах.

ЧТО ТАКОЕ ПАССАТИЖИ?
- Тем не менее в кружке мы значительную часть времени уделяем именно ручному труду, - продолжает Редин. - Пилим всё руками, доводим элементы до нужного состояния ножовкой, наждачной бумагой, напильником. По лекалам из пенопласта ребята сами вырезают будущий самолёт, есть моторама для винта, которая, опять же, самостоятельно вырезается из деревянной фанеры. Можно было бы это всё выпиливать и на электрическом лобзике, но я считаю, важно приучить к работе руки. Пока нет этих навыков - никаких электроинструментов. Это главное правило.

город Ейск Краснодарского края

(территориальный, административный округ (город, район, посёлок)

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей станция юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район

(полное наименование образовательного учреждения)

Утверждено

Решение педсовета протокол №__

От « » _____ 20____ года

Председатель педсовета

Л.П.Крячко

Подпись руководителя ОУ

Рабочая программа

Кружка «Авиамоделирование»

указать предмет, курс, модуль

Ступень обучения (возраст) 7 – 18 лет _____________________

Срок реализации программы –3 года

Количество часов – 576 часов

Педагог дополнительного образования – Бортников Станислав Валентинович

г.Ейск, 2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Авторская программа кружков авиамоделирования составлена на основе многолетнего опыта занятиями авиамоделизмом с учётом возрастных и психологических особенностей подрастающего поколения, имеющейся материальной базы, оборудования, имеющейся мастерской.

Настоящая программа оригинальна тем, что объединяет в себе обучение ребят построению различных самолётов, чтобы каждый мог выбрать свою направленность на занятиях авиамоделизмом и подготовку спортсменов-авиамоделистов. Данная программа носит личностно-ориентированный характер и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.

Данная программа рассчитана на три года обучения детей от 7 до 18 лет.

Обучение проводится с учётом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. На программу первого года обучения отводится 144 часа (занятия 2 раза в неделю по 2 часа), на второй и последующие годы – 216 часов (3 раза в неделю по 2 часа). Количество обучающихся в кружке для 1 года – 12 человек, второго и последующего – 8-10 человек.

Постройка летающих моделей – первый шаг в «большую авиацию». Но дети становятся на него задолго до того, как перед ними возникает вопрос о будущей профессии. Для них это, прежде всего, увлекательная игра. Вряд ли моделизм так бы интересовал детей едва ли не с дошкольного возраста потому, что он дает возможность практически познакомиться с элементами авиационной техники, с физическими основами полета. Эти цели понятны взрослым, понятны и старшеклассникам, а детей привлекает не столько познавательная, сколько игровая сторона авиамоделизма, возможность сделать своими руками модель, летающую «совсем как настоящий самолет», запускать ее, то есть играть в авиацию. Не будет преувеличением утверждение о том, что подросток, запустивший в воздух модель самолета, мысленно управляет ею, вернее – настоящим самолетом.

Модель самолёта – это самолёт в миниатюре со всеми его свойствами, с его аэродинамикой, прочностью, конструкцией. Чтобы построить летающую модель, нужны определённые навыки и знания.

В кружках авиамоделирования увлеченно строят модели ребята разного возраста. Модели самолетов изготавливаются от простейших, с применением бумаги и картона, до самых сложных с двигателями. Занимаясь авиамоделированием, школьники приобретают знания по математике, физике, черчению, географии, метеорологии. Ребята учатся работать различными инструментами, что обязательно пригодиться в жизни. Не один знаменитый летчик свой путь начинал с занятий в авиамодельном кружке. Из рядов юных авиамоделистов вышло много талантливых конструкторов и ученых, выдающихся летчиков и космонавтов. Среди них люди, чьими именами гордится вся Россия и Кубань – Туполев, Антонов (конструкторы); летчики Громов, Покрышкин, Хрюкин.

Авиамоделизм – это синтез спорта и технического творчества, возможно для кого-то - это путь в профессию.

Цель программы: создание условий для индивидуального развития творческого потенциала обучающихся через занятия авиамоделированием.

Задачи:

Образовательные:

Развитие технического мышления;

Формирование знаний в области аэродинамики;

Обучение детей использованию в речи правильной технической терминологии, технических понятий и сведений;

Формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

Формирование умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления авиамоделей;

Мотивация отношения к обучению как важному и необходимому для личности и общества делу.

Развивающие:

Развитие творческого мышления;

Развитие умений умственного труда (запоминать, анализировать, оценивать и т.д.).

Воспитательные:

Воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;

Воспитание аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело;

Приобщение к нормам социальной жизнедеятельности;

Воспитание патриотизма;

Кружки первого и второго годов обучения охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по изготовлению и запуску несложных летающих моделей. На занятиях дети знакомятся с первоначальными сведениями по теории полёта, истории авиации, приобретают трудовые умения.

На третьем году обучения работа расширяет знания по авиационной и модельной технике, по основам аэродинамики и методике проведения несложных технических расчётов.

Основные методы проведения занятий в кружке – практическая работа и соревнования. Ребята закрепляют и углубляют теоретические знания, формируют соответствующие навыки, упражняются в запуске моделей, учатся управлять ими, соревнуются между собой.

Практическая работа в течение всего курса состоит из следующих основных этапов:

  1. Изготовление чертежей, шаблонов, приспособлений.
  2. Подбор инструментов и оборудования.
  3. Заготовка и первоначальная обработка материалов.
  4. Изготовление моделей по индивидуальным планам.
  5. Отделка моделей.
  6. Регулировка и пробные запуски.
  7. Устранение выявленных недостатков.
  8. Соревнования по изготовленным моделям.

На начальном этапе преобладает репродуктивный метод, который применяется для изготовления моделей. Изложение теоретического материала и все пояснения даются как одновременно всем членам группы, так и индивидуально. В дальнейшем основным методом становится научно-познавательный метод. При проведении занятий используется также метод консультаций и работы с технической, справочной литературой, пособиями.

По окончании курса ребенок должен знать: правила ТБ; требования к организации рабочего места; чертежные инструменты и приспособления; условные обозначения на чертежах; геометрические фигуры; свойства различных материалов и способы их обработки.

Уметь: правильно обращаться с чертежными инструментами и приспособлениями; увеличивать и уменьшать чертеж; делить окружность на разные части; выполнять различные разметки; вносить изменения в конструкцию моделей; работать с шаблонами, выкройками; выполнять практическую работу самостоятельно (в том числе по чертежу); грамотно использовать в речи техническую терминологию, технические понятия и сведения.

Тематическое распределение часов по годам обучения

1-й год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практ.

Вводное занятие.

Материалы и инструменты.

Парашюты.

Соревнования по моделям парашютов.

Воздушные змеи.

Соревнования по моделям воздушных змеев.

Планер «Полёт» – летательный аппарат.

Соревнования по моделям «Полёт».

Самолёт-планер «Октябрёнок» с мотором.

Соревнования по моделям самолёта «Октябрёнок».

Вертолёт – «Стрекоза», взлетающий вертикально.

Соревнования по моделям «Стрекоза».

Схематическая модель планера.

Соревнования по схематическим моделям планеров.

Заключительные занятия.

2-й год обучения

№ п/п

Кол-во часов

всего

теория

практика

ТБ в авиамодельном кружке

Модель радиоэлектролета 1)Радиоволна,принцип работы авиамодельной радиоаппаратуры

2)Бортовое оборудование электролета,органы управления 3)Заготовка и обработка материалов для постройки радиоэлектролета 4)Изготовление деталей крыла,склейка

5)Изготовление деталей фюзеляжа, склейка 6)Изготовление деталей хвостового оперения,склейка 7)Изготовление деталей элеронов,руля высоты,руля поворота 8)Обработка крыла 9)Обработка фюзеляжа 10)Обработка хвостового оперения

11)Изготовление и установка моторамы

12)Изготовление и установка усилений под шасси 13)Установка элеронов,руля высоты,руля поворотов 14)Изготовление кабанчиков элеронов, руля высоты, руля поворотов 15)Установка кабанчиков 16)Изготовление кронштейнов под рулевые машинки 17)Установка рулевых машинок 18)Изготовление и установка тяг управления 19)Сборка модели 20) Изготовление стоек шасси, колес

21)Установка шасси на модель 22)Покраска модели 23)Окончательная отделка модели 24)Установка двигателя 25)Установка рулевых машинок 26)Установка и опробование бортового оборудования 27)Центровка модели 28)Авиамодельный симулятор-принцип обучения 29)Обучение пилотированию радиоэлектролета на симуляторе 30)Полеты на электролете

Соревнования по моделям электролетов

Радиоэлектропланер

1)Явления в атмосфере. Возможность парящих полетов 2)Заготовка и обработка материалов для изготовления радиоэлектропланера 3)Изготовление шаблонов крыла 4)Изготовление нервюр крыла 5)Изготовление продольного набора крыла 6)Сборка крыла 7)Сборка крыла 8)Обработка крыла 9)Обработка крыла 10)Изготовление и установка законцовок

11)Изготовление элеронов 12)Изготовление элеронов 13)Установка элеронов на крыло 14)обтяжка крыла 15)Изготовление стабилизатора 16)Обтяжка стабилизатора 17)Изготовление киля 18)Обтяжка киля 19)Изготовление руля высоты и руля направления 20)Изготовление навесов рулей 21)Установка рулей на хвостовое оперение 22)Обтяжка хвостового оперения 23)

24)Изготовление продольного набора фюзеляжа 25)Сборка фюзеляжа 26)Обработка фюзеляжа 27)Обтяжка фюзеляжа 28)Установка электродвигателя на фюзеляж 29)Установка рулевых машинок 30)Изготовление и установка рулевых тяг

31)Установка бортового оборудования

32)Сборка и центровка модели 33)Наладка органов управления моделью

34)Принцип обучения полетам на симуляторе 35)Обучение парящим полетам на симуляторе 36)Пробные запуски радиоэлектропланера 37)Парящие полеты

Соревнования по моделям радиоэлектропланеров

Заключительное занятие

ВСЕГО:

3-й год обучения

№ п/п

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие.Ознакомление с планом работы,правилами внутреннего распорядка. Экскурсия по СЮТ

Техника безопасности

Личный инструмент и приспособления

Приемы работы с инструментом

«Шериф»»Лягушка»

Радиоуправляемые модели.

Спортивные классы.

Заготовка и обработка материалов для изготовления радиосамолета

Изготовление шаблонов крыла

Изготовление нервюр крыла

Сборка крыла

Сборка крыла

Изготовление и установка законцовок

Обработка крыла

Установка элеронов

Обтяжка крыла

Изготовление стабилизатора

Обработка стабилизатора

Изготовление киля

Обработка киля

Изготовление рулей высоты, поворота

Изготовление шпангоутов фюзеляжа

Сборка фюзеляжа

Обработка фюзеляжа

Изготовление стоек шасси, колес

Установка шасси на модель

Установка двигателя, бака, Бортового оборудования

Центровка модели. Регулировка органов управления

Изучение упрощенного пилотажного комплекса

Тренировочные полеты

Пилотажный радиосамолет с ДВС

Подбор винтомоторной группы для пилотажной модели

Заготовка и обработка материалов для изготовления пилотажной модели

Изготовление шаблонов крыла

Изготовление нервюр крыла

Изготовление продольного набора крыла

Сборка крыла

Сборка крыла

Обработка крыла

Изготовление элеронов, навесов

Установка элеронов

Обтяжка крыла

Изготовление стабилизатора

Обтяжка стабилизатора

Изготовление киля

Обтяжка киля

Изготовление рулей высоты и поворота

Изготовление навесов, установка рулей

Изготовление и установка кабанчиков рулей

Изготовление шпангоутов фюзеляжа

Изготовление продольного набора фюзеляжа

Сборка фюзеляжа

Обработка фюзеляжа

Установка хвостового оперения

Обтяжка фюзеляжа и хвостового оперения

Изготовление тяг управления, установка

Изготовление стоек шасси, установка колес

Установка на модель шасси, бортового оборудования

Установка на модель двигателя, бака

Сборка модели, центровка. Наладка органов управления

Изучение пилотажного комплекса

Отработка полета радиопилотажки на симуляторе

Тренировочные полеты, отработка отдельных фигур пилотажа

Устранение выявленных недостатков, корректировка органов управления

Тренировочные полеты. Отработка пилотажного комплекса

Заключительная подготовка моделей к соревнованиям

Соревнования по радиопилотажу

Заключительное занятие

ВСЕГО:

1-й год обучения (144 часа)

  1. Вводное занятие (2 часа) . Краткий обзор истории авиации. Значение авиационной техники в нашей жизни. Понятие об авиамоделях, области их применения. План и порядок работы кружка.
  2. Материалы и инструменты (2 часа) . Виды материалов и инструментов. Приёмы обработки материалов соответствующими инструментами. Выполнение требований техники безопасности.
  3. Парашюты (4 часа). История изобретения, область применения, развитие идеи. Различные модификации парашютов. Укладка парашютов. Изготовление простой модели парашюта.
  4. Соревнования по изготовленной модели парашюта (2 часа). Продолжительность полёта в нескольких (3) турах.
  5. Воздушные змеи (6 часов) . Принципы полёта воздушных змеев. Многообразие форм и конструкторских решений. Изготовление плоского воздушного змея. Дополнительные устройства.
  6. Соревнования по моделям воздушных змеев (2 часа) . Высота полёта и качество дизайна.
  7. Планер «Полёт» (8 часов). Безмоторный летательный аппарат. Что позволяет планеру держаться в воздухе. Введение в аэродинамику. Изготовление модели летательного планера «Полёт».
  8. Соревнования по моделям (2 часа) «Полёт» в двух упражнениях: на дальность и продолжительность полёта.
  9. Самолёт – планер с мотором (20 часов) . Способы создания движущей силы самолёта, виды силовых установок. Краткий обзор самолётной техники от истоков до наших дней. Резиновый двигатель – особенности эксплуатации. Постройка резиномоторной модели самолёта «Октябрёнок».
  10. Соревнования по моделям самолёта (2часа) «Октябрёнок» на продолжительность полёта в 3 турах.
  11. Вертолёт «Стрекоза» (18 часов). Аппарат вертикального взлёта и посадки. Незаменимый «труженик», область применения вертолётов. Ряд конструкторских решений в вертолётной технике, начиная от модели М.В.Ломоносова. изготовление модели вертолёта «Стрекоза».
  12. Соревнования по моделям самолёта (4 часа) «Стрекоза» на продолжительность полёта в 3 турах.
  13. Схематическая модель планера (66 часов) . Учебная карта начинающего авиамоделиста. Спортивная техника и тактика участия в соревнованиях. Явления в атмосфере и использование их для парящих полётов планеров. Изготовление схематической модели планера. Механизация модели для достижения высоких результатов, составляющих успех.
  14. Соревнования по схематическим моделям (4 часа) планеров на продолжительность полёта в 3 турах с ограничением хронометража в 1 минуту.
  15. Подведение итогов работы кружка, анализ тренировочной деятельности авиамоделистов, перспективы работы в новом учебном году.

2-ой год обучения (216 часов)

  1. Вводное занятие (2 часа) . Основные этапы развития авиамоделизма в нашей стране. Модели-чемпионы и модели-труженики. Вклад авиамоделистов в жизнь России.
  2. Правила безопасности труда (4 часа) в авиамодельном кружке при работе со столярным инструментом. Правила обращения с электроприборами.
  3. Модель радиоэлектролета (90 часов). Технология обработки пенопласта. Понятие профиля крыла и принцип его работы по созданию подъёмной силы. Изготовление Модели радиоэлектролета . способы регулировки модели.
  4. Соревнования по моделям электролетов (2 часа) «Том-1» на продолжительность полёта в 5 турах.
  5. Радиоэлектропланер (112 час) . Закрепление навыков работы с пенопластом. Винтомоторная группа – особенности эксплуатации и ухода. Постройка радиоэлектропланера. Ознакомление с вопросами копийности, окраски модели. Особенности регулировки моторных моделей.
  6. Соревнования по моделям радиоэлектропланеров (2 часа) на продолжительность полёта в 5 турах.
  7. Заключительное занятие (2 часа) . Подведение итогов работы за год. Оценка деятельности авиамоделистов. Планирование работы на следующий учебный год.

3-ий год обучения (216 часов)

  1. Вводное занятие (2 часа) . Авиамоделизм на Кубани. Достижения кубанских авиамоделистов. Классы моделей, их особенности, правила проведения соревнований.
  2. Техника безопасности (8 часа) . Организация рабочего места. Приёмы работы с ручным инструментом. Лакокрасочные покрытия и способы их нанесения.
  3. Учебно-тренировочный радиосамолет с ДВС: «Шериф»»Лягушка» (98 часов) . совершенствование работы с пенопластом. Развитие навыков достижения копийности модели. Построение полукопии самолёта ЯК-50. Работа на копийной окраской модели.
  4. Соревнования по моделям «Шериф» (2 часа). Оценка качества и копийности исполнения и продолжительность полёта в 3 турах.
  5. Пилотажный радиосамолёт с двс (102 часа). Отличия при работе с компрессионными и калильными двигателями. Изготовление кордовой тренировочно-пилотажной модели самолёта. Особенности системы управления. Подбор пилотажных винтов, балансировка. Ознакомление с пилотажным комплексом, правилами проведения соревнований. Тренировочные полёты, практическое освоение комплекса фигур.
  6. Соревнования по пилотажу (2 часа) . Старты пилотажных моделей. Оценка качества исполнения фигур пилотажа.
  7. Заключительное занятие (2 часа). Анализ проведённой работы в учебном году. Оценка достижений юных авиамоделистов. Обзор перспективы дальнейшей деятельности.

Как уже было сказано выше, основной метод проведения занятий в кружке – практическая работа, и ребята всегда справляются с ней, если их ознакомить с порядком её выполнения. Теоретические же сведения подаются обучающимся в форме познавательных бесед небольшой продолжительности (15-20 минут). В процессе таких бесед происходит пополнение словарного запаса ребят специальной терминологией.

Иногда теоретическую работу с кружковцами лучше ограничить пояснениями по ходу процесса. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его исподволь, постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его на практике.

В работе с начинающими моделистами упор следует делать на освоение и отработку основных технологических приёмов изготовления моделей и практических навыков в их регулировке и запуске.

Особое место в программе отводится авиамодельным соревнованиям. Это итог длительной работы каждого моделиста. На соревнованиях проверяется не только качество модели, но и умение использовать все свои знания и силы для достижения успеха. А этому предшествуют учеба и тренировки.

Перед каждым запуском необходимо осмотреть модель, проверить надежность и прочность крепления деталей. Грамотно устранить дефекты полета.

Формы контроля и подведения итогов.

В течение учебного года в кружке предполагается проводить следующие виды контроля:

  1. Фронтальная и индивидуальная беседа с целью выявления заинтересованности и уровня знаний, применительно к специфике работы кружка.
  2. Беседы и викторины, включающие в себя не только вопросы теории моделизма, но и элемент игры, загадки.
  3. Проведение внутрикружковых соревнований.
  4. Участие в выставках городского и краевого масштаба.
  5. Участие в соревнованиях краевого масштаба.

Материалы, специальное оборудование, инструменты и станочное оборудование, необходимое для реализации программы авиамодельного кружка.

Материалы:

  1. Древесина: рейки, пластины, бруски различного сечения из сосны, липы, бальзы, граба; фанера строительная толщиной 3; 4; 6; 8; 10; 12 мм; авиационная древесина толщиной 1; 1,5; 2 мм.
  2. Пенопласт: строительный 50 мм, потолочные панели 3-4 мм.
  3. Картон цветной, бумага цветная, бумага папиросная, микалентная.
  4. Плёнки: лавсановая плёнка, термоплёнка разных цветов.
  5. Металлы: листовая жесть 0,3 мм; дюралюминий 1;1,5;2 мм; свинец; проволока ОВС диаметр 0,3; 0,8; 1; 1,5; 2; 2,5; 3 мм.
  6. Клеи: ПВА, «Монолит», БФ, эпоксидная смола.
  7. Краски: DYOLUX разных цветов, растворитель.
  8. Резина для двигателей.

Специальное оборудование:

  1. Двигатели авиамодельные с объёмом 1,5; 2,5; 3,5 кубических см.
  2. Радиоаппаратура авиамодельная FLASH – 4, FOCUS- 4.
  3. Топливо для авиамодельных двигателей.

Инструменты:

  1. Авиамодельные ножи, стамески.
  2. Лобзики с пилками, пила по дереву, пила по металлу.
  3. Рубанок большой, рубанок маленький.
  4. Молотки: большой, средний, маленький.
  5. Напильники: плоский, квадратный, полукруглый, круглый, треугольный; набор надфилей.
  6. Дрель (коловорот), ручные тиски, набор свёрл 0,8-10 мм.
  7. Линейки, карандаши, ластики.
  8. Пассатижи, круглогубцы, длинногубцы, бокорезы, тиски, прищепки.
  9. Наждачная бумага разной зернистости.
  10. Отвёртки: плоские, крестообразные.
  11. Штангенциркуль, микрометр.
  12. Паяльник с паяльными принадлежностями.
  13. Утюг

Станочное оборудование и приспособления:

  1. Циркулярная пила.
  2. Сверлильный станок.
  3. Точило.
  4. Токарный станок.
  5. Компрессор с краскопультом (аэрограф).
  6. Терморезак.

Список литературы:

Для педагога:

  1. Володко А.М., Вертолёт – труженик и воин. – М., 1984
  2. Голубев Ю.А., Юному авиамоделисту. – М.: Просвещение, 1979
  3. Ермаков А.М., Простейшие авиамодели. – М.: Просвещение, 1989
  4. Никитин Г.А., Баканов Е.А., Основы авиации. – М., 1984
  5. Смирнов Э.П., Как сконструировать и построить летающую модель. – М.: Просвещение, 1973
  6. Шавров В.Б., История конструкций самолётов. – М., 1985

Для детей:

  1. Арлазоров М.С., Конструкторы. – М.: Просвещение, 1989
  2. Гаевский О.К., Авиамоделирование. – М.: Просвещение, 1964
  3. Журналы: «Моделист-конструктор», «Юный техник», «Крылья Родины», «Моделяр».
  4. Пантюхин С.П., Воздушные змеи. – М., 1985
  5. Яковлев А.С., Советские самолеты. – М.: Просвещение, 1975

Авиамоделирование... Красивое слово, ассоциирующееся с небесами, полетом, свободой, юностью, фантазией! Культовое занятие советских школьников 1920-1930-х годов не теряет своей популярности и сейчас. Какой мальчик не хочет смастерить своими руками самолет, аэроплан, вертолет — да так, чтобы его модель смогла взмыть ввысь! Но нужно быть готовыми к тому, что от первых шагов в области авиамодельного спорта до волнующего момента первого запуска может пройти немало времени. Почему?

Как правило, сначала необходимо познакомиться с основами конструирования и моделирования, то есть с теорией, пренебречь которой ни в коем случае нельзя. Нужно также научиться работать с материалами, необходимыми для создания модели, изучить их свойства и особенности. Не обойтись и без изучения двигателей, чтобы понять принцип их действия. Потом можно приступать к разработке собственного летательного устройства. Многие ребята, создавшие их, участвуют в различных соревнованиях городского, областного и всероссийского масштаба.

Научиться всем тонкостям авиамодельного спорта под руководством опытных педагогов можно в городских кружках, дворцах и домах творчества, мастерских. Ребята, освоившие авиадело, успешнее занимаются в школе математикой, физикой, черчением, развивают в себе внимательность, ответственность, творческие способности, создают прекрасный задел для поступления в специализированные училища, колледжи и вузы.

Авиамоделирование: от простого к сложному

Если говорить простым языком, то главная цель обучения в кружке авиамоделирования - создание модели, максимально похожую на реальный летательный аппарат, которая полетит. Но прежде чем это реализовать, ребятам нужно научиться многому: конечно, ни один педагог не потребует создать сложный прототип летательного устройства на первых же занятиях. Опытный руководитель сначала дает задания, которые могут показаться совсем банальными: например, создать модель из бумаги. И это - только после необходимого «введения» в курс дела. Со временем можно предложить сделать модель «летающее крыло». Для ее создания нужна простая потолочная плитка. Преимущество такого самолета в том, что он сам может раскрыться и полететь, если ребенок все сделал правильно. При этом важно не спешить - ни детям, ни педагогу и понимать, что только поступательное движение может привести к развитию нужных навыков.

Виды авиамоделей. Нитки в техническом творчестве

На кружке по авиамоделированию после изготовления простейших моделей из бумаги ребята пробуют сделать модель-схему «летающее крыло» из потолочной плитки. Подобная модель удобна тем, что складывается пополам. На улице вы можете растянуть резинку и запустить ее вверх. Конструкция раскроется и воспарит без каких-либо усилий со стороны юного конструктора. Следующая задача - соорудить метательный планер. Это уже более сложная модель, когда ребята осваивают дерево. Зачастую после «апробации» такой модели ученики пробуют свои силы в первых городских соревнованиях. Именно на них дети должны научиться правильно запускать модели в воздух. И только после этого воспитанники кружка авиамоделирования приступают к схематической модели самолета. Так для юных авиамоделистов наступает переломный момент, определяющий, будут они в дальнейшем заниматься этим видом технического творчества или нет. Если простейшие модели осваивались за пару уроков, то с самолетом одни из учеников могут совладать за месяц, другие - за полгода. И дело все в том, что на занятиях добавляется новый и крайне важный элемент - сматывание деталей нитками. Проделывать операцию сматывания нужно плотно-преплотно, промазывая нитки клеем. Работа требует такого качества, как умение кропотливо и терпеливо делать монотонную работу. Нитки соединяют детали во всех других работах. Они также нужны при ремонте конструкций. Поэтому без навыка сматывания на занятиях не обойтись. Бывает, что дети из-за этого бросают занятия, но для тех, кто с честью выполнил операцию «Нитки», авиамоделирование остается делом жизни или интересным хобби даже во взрослом возрасте.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ В КРУЖЕ
«НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ

МОДЕЛИРОВАНИЕ»

(Авиамодельный кружок)

Материал подобран в соответствии с типовой программой трудового обучения учащихся 1-4 классов. Изделия расположены в порядке усложнения. Содержание материала предполагает формирование у младших школьников опыта творческой деятельности в области самолетостроения.

В настоящее время более остро ставится задача по подготовке не простых исполнительных рабочих, техников, инженеров, а творчески думающих, действующих людей. В связи с этим развитие технического творчества выдвигается на передний план общей подготовки учащихся.

Основная задача данного дидактического материала – это формирование опыта творческой деятельности по моделированию и конструированию в области самолетостроения. От изделия к изделию возрастает сложность технологии изготовления отдельных деталей и моделей в целом. В работе приводятся примеры постановки творческих задач перед учащимися, даны три примерных плана занятий кружка. Для изготовления моделей используются материалы, доступные для работы младших школьников: бруски, рейки, тонкая фанера, бумага, проволока, пенопласт, жесть и т.д.

Предварительную проверку данная работа получила на занятиях в кружке «Начальное техническое моделирование» в школе № 23 города Москвы.

На вводном занятии кружка очень важно сразу заинтересовать детей. Поэтому на ряду с интересным рассказом (беседой), необходимо на первом занятии с учащимися изготовить несложную интересную модель. И очень важно, чтобы эта модель получалась у всех, и главное, чтобы эта модель хорошо полетела с первого запуска. На наш взгляд всем этим требованиям отвечают две модели – это «Пчелка» (рис.1) и простейший вертолет (рис. 2)

«Пчелка» (рис. 1)

На заготовке из тонкой бумаги размером 80x70 мм разметить крылья 1 и прорезать их. Свернуть заготовку в цилиндр и склеить. Крылья 1 отогнуть. К передней части прилепить кусочек пластилина 2. Разукрасить корпус модели по своему усмотрению.

Регулируется «Пчелка», как обычный планер: если кабрирует, т.е. задирает нос, прибавить кусочек пластилина, если пикирует – убавить.

Простейший вертолет (рис. 2)

Винт 1 вырезается из тонкой бумаги. Фюзеляж – спичка 3 расщепляется, и вставляется винт 1. Для прочности место соединения промазать клеем. Груз 4 – это кусочек пластилина. Лопасти 2 отгибаются, и модель готова к запуску. Модель запускать с высоты /из окна, балкона/, Если модель попадет в сильный восходящий поток, то она может двигаться вверх.

Для второго занятия предлагается простая, но интересная модель самолета. Работа над этим самолетом позволит выявить уровни общей подготовки учащихся и уровни творческой активности.

Самолет «Ту-144» (рис. 3)

Для изготовления самолета /рис. 3, б/ нужно взять лист ватмана размером 100x150 мм. Сложить лист пополам и произвести разметку согласно чертежу (рис, 3, а).

Выполнить надрезы для получения элеронов 4. По штрих-пунктирным линиям отогнуть крылья 3. Кабина 2 (она не груз для центровки) образуется из усов 5. Один ус необходимо сложить гармошкой, а второй смазать клеем и обмотать вокруг гармошки. Фюзеляж 1 между крыльями 3 можно склеить. Регулировать полет нужно элеронами 4.

Перед учениками можно поставить творческие задачи на доконструирование этого самолета. Одной из таких задач может быть задача на доконструирование киля (хвоста) самолёта. На рис. 3 предложены варианты решения этой задачи. В первом случае (рис. 3, в) киль изготовили дополнительно и вклеили в готовый самолет. Во втором варианте (рис. 3, г) берется вся заготовка на 10 мм длиннее.

Вторую творческую конструкторскую задачу можно поставить на изменение конфигурации крыла. Один из вариантов показан на рис. 3, в.

Самолет (рис. 4)

Для модели нужно взять лист плотной бумаги размером 260x115 мм. Сложить лист пополам, произвести разметку или обвести трафарет. Ножницами вырезать заготовку по контуру.

По штрих-пунктирным линиям отогнуть крылья 1 и закрылки 2.

Для центровки на носу самолета укрепить большую скрепку или несколько маленьких. У самолета должен быть легкий планирующий полет.

Самолёт «Длинноносик» (рис. 5)

Этот самолет капризен в полете, поэтому его нужно точно выполнять по чертежу. По штрих-пунктирным линиям отогнуть горизонтальные рули 2 и закрылки 3. Для прочности часть фюзеляжа 1 можно склеить. Самолет с высоты поднятой руки может красиво планировать 10-12 м.

Планер со сменными крыльями (рис. 6)

У планера один общий фюзеляж 1 – пустой стержень от шариковой ручки. Полоску газетной бумаги обернуть вокруг стержня, промазывая клеем. Получится бумажная трубочка 3, которая должна передвигаться по фюзеляжу 1, но не очень свободно. К трубочке приклеить вырезанное из ватмана крыло 2. Сделать еще одну трубочку 4 поменьше и приклеить к ней стабилизатор 5 и киль 6. Когда клей просохнет, запустить модель. Если она задирает нос, передвинуть крыло ближе к хвостовому оперению, а если круто пикирует, – ближе к носу.

Трубочек можно заготовить заранее много. Изготовить крылья и хвостовые оперения различной конфигурации (рис. 6, б, в, г). В результате получится планер со сменными крыльями.

Истребитель (рис. 7, 8)

Эта кордовая модель хорошо летает и может даже выполнять фигуры «высшего пилотажа». Все детали самолета размещаются на листе ватмана размером 300x210 мм (рис. 7, б).

Чтобы сделать конусообразный фюзеляж 1, нужно свернуть заготовку 1 в конус. Квадрат 150x150 мм послужит заготовкой для двух крыльев 2. Для этого разрезать заготовку по диагонали на две части, каждую заготовку перегнуть пополам (рис. 8, а), разметить (рис. 8, б), отогнуть лепестки 6 крепления к фюзеляжу, склеить кромки и отогнуть закрылки 7 (рис. 8,в). К готовым крыльям 2 приклеить элероны 5 (рис. 8, г). Из заготовок 3 и 4 выполнить киль 3 (рис. 8, д) и шасси 4 (рис. 8, е). Приступить к сборке самолета. Разделить основание конуса фюзеляжа 1 на четыре равных части. Приклеить по разметке крылья 2 киль 3 и шасси 4. Носовую часть истребителя укрепить конусом из цветной бумаги.

Чтобы имитировать пламя ракетного двигателя, нарезать шесть полосок из красной тонкой бумаги размером 150x3 мм, связать их с одного конца ниткой, пропустить внутри корпуса модели и закрепить в носовой части.

Правильно сделанная модель плавно планирует, если ее запускать рукой

Для изготовления кордовой модели привязать к передней кромке крыла на расстоянии 25-30 мм от фюзеляжа нитку длиной 1,5-3 м. Раскрутить самолет за нитку, отрегулировать элеронами его полет.

С двумя истребителями можно устроить воздушный бой.

Биплан (рис. 9)

Модель обладает хорошими летными качествами, даже если она будет выполнена не по размерам. Поэтому изготовление этой модели предлагается учащимся в виде творческой задачи, где они должны сами выбрать свою конфигурацию деталей. На рис. 9 приведен пример, однако как было сказано выше, вариантов модели может быть много.

Общие требования к модели – это материал ватман или тонкий картон размером 280x210 мм, на нос крепится груз.

Детали: 1 – крыло; 2 – два киля; 3 – стабилизатор; 4 – шасси.

Модель не терпит резкого запуска, биплан плавно опускается по пологой траектории. Изменив углы наклона закрылков, можно заставить модель делать виражи.

Истребитель-перехватчик (рис. 10, 11)

Детали самолета: 1 – обтекатель; 2 и 4 – детали фюзеляжа; 3 – Фонарь; 5 – крыло; 6 – кили; 7 – стабилизатор; 8 – гребни; 9 – турбины.

У детали 4 (рис. 11) линии сгибов проведены лишь на 2(3 длины заготовки: кормовая часть фюзеляжа должна быть овальной. Заготовку обтекателя 1 свернуть в конус. Чтобы обтекатель лучше приклеился к фюзеляжу, на детали 2 нужно сделать прорези. При изготовлении фонаря 3, чтобы он лучше получился, нужно заготовку накатать на карандаш. Более красивый фонарь можно сделать из пенопласта.

Собирается модель в такой последовательности. Сначала склеиваются обтекатель 1 и передняя часть 2 фюзеляжа. Собранный узел вклеивается в деталь 4. Затем в фюзеляж вставляются на клею турбины 9, приклеиваются крылья 5, кили 6, стабилизаторы 7, гребни 8. В последнюю очередь устанавливается фонарь 3.

Центровка готовой модели производится разными способами. Один из них – это с помощью клея, лучше эпоксидного. Клей наносится ЕЕ деталь 1 в несколько слоев. Засохшая корка клея предохранит модель от повреждений при столкновении с препятствиями.

Модель истребителя можно оснастить пилонами и шасси.

Ракетоплан (рис. 12)

Квадрат ватмана со стороной 100 мм (рис. 12, а) сложить так, чтобы получилась крестообразная заготовка (рис. 12, б). Получившиеся двойные плоскости нужно склеить для прочности.

Для получения киля 3 и шасси 4 ножницами обрезать плоскости, как показано на рис. 12, г. Вырезать крылья 1 (рис. 12, в).

На крыльях выполнить элероны. Варианты выполнения элеронов приводились выше (см. рис. 3, 5, 8, 9). Для получения закрылков 2 концы крыльев отогнуть по штрих-пунктирным линиям.

Для центровки самолета нужен СОСНОВЫЙ брусочек 5 размером 15x8x4 мм. Один его конец заострить, и привязать к нему ниткой крючок 6 из стальной проволоки диаметром I мм. Нитку предварительно смазать клеем. На другом конце сделать крестообразный надрез. В этот надрез вставить носовую часть бумажной заготовки (рис. 12, д), также предварительно смазанную клеем. Самолет запускать с катапульты, он взлетает метров на десять, а затем планирует.

Истребитель, взлетающий с катапульты (рис. 13)

Материалы: липовый или сосновый брусок 220x25x25 мм, фанера толщиной 2 мм для крыла 2 и 1 мм для хвостового оперения, проволока, мелкие гвозди, клей, авиамоторная резина.

Фюзеляж 1 изготовить по чертежу. В задней части фюзеляжа сделать два взаимно перпендикулярных пропила. В горизонтальный пропил вставить на клею стабилизатор 3, а в вертикальный – киль 4.

Крыло 2 установить з выпиленный в фюзеляже паз на клею и гвоздиках. Из проволоки согнуть пусковой крючок 5 (он же служит амортизатором при посадке (и укрепить его снизу в носовой части фюзеляжа. Модель покрасить.

Катапульта 6 (рис. 13) – это резиновая нить, сложенная вдвое и прикрепленная к деревянной рукоятке. Сечение нити 4x1 мм, длина 500x600 мм.

Запускать модель нужно против ветра. Чтобы ока хорошо летала, на ней не должно быть перекосов крыла и хвостового оперения. Если модель задирает нос, нужно вбить спереди 1-2 мелких гвоздика.

Этапы развития советских ракет-носителей (рис. 14)

1. Двухступенчатая ракета-носитель, выводившая на орбиты первый, второй и третий искусственный спутники.

2. Ракета-носитель, с помощью которой были запушены первые автоматические станции «Луна». Установленный на двухступенчатой ракете дополнительный блок с ЖРД (жидкостный реактивный двигатель) позволил ей достичь второй космической скорости.

3. Ракетно-космическая система «Восток» тога имели дополнительный блок с ЖРД, что позволило увеличить вводимый на орбиту груз, и осуществить первый полет человека р космос.

4. В четырех ступенчатой ракетно-космической системе «Молния», предназначенной для исследования ближайших к Земле планет, вместо дополнительного блока с ЖРД установлены третья и четвертая ступени. С помощью этой ракеты-носителя бы: осуществлен первый запуск межпланетной станции «Венера».

5. Трехступенчатая ракетно-космическая система, в которой дополнительный блок с ЖРД заменен мощной третьей ступенью. Это позволило запускать ка орбиту двухместный космический корабль «Восток».

6. Ракетно-космическая система «Союз», предназначена для создания долговременных орбитальных станций и обеспечения сменности экипажей на них.

Космическая ракета (рис 15, 16)

Разметить и заготовить детали корпуса 2, 3, 5, носовой части 1, четырех больших стабилизаторов 6 и четырех маленьких 4 (рис. 16). Написать на корпусе ракеты слово «Союз» («Пионер», «Восток» и т.д.). Приклеить деталь 1 носовой части к детали корпуса 2 (рис. 15, б/) с помощью надрезов. Вклеить последовательно детали 3, 5 (рис. 15, в, г). Подготовить к склеиванию стабилизаторы 4, б: сложить их пополам, отогнуть боковые стороны квадратов, склеить кромки. С помощью клапанов приклеить стабилизаторы к корпусу в два ряда (рис.15,д).

Ракеты подобной конструкции можно сделать действующими. Для этого из бумаги изготавливается полая трубка диаметром 25 мм, длиной 260 мм. Трубку вставляют в корпус ракеты до конца и сильно дуют в нее. От потока воздуха модель взлетает.

Бумажный космодром (рис. 17)

Принцип действия всех моделей одинаков: для запуска используется духовая трубка 1 из картона или плотного ватмана. Модель нужно насадить на трубку и резко дунуть в другой конец – можно просто ртом, но лучше использовать для этого насос «грушу» (насос можно заменить полиэтиленовым пакетом).

Самая простая модель изображена на рис. 17, а. Склеенный из ватмана самолет 2 устанавливается на ложементы 4 носителя 3, надетого на стартовую трубку 1. Самолет должен быть отрегулирован, он должен при броске рукой плавно планировать.

Вторая модель (рис, 17, в) – одноступенчатая ракета.

Пример изготовления дан на рис. 15. Диаметр трубки 1 должен быть на 2-3 мм меньше диаметра корпуса ракеты 4. Прямоугольная платформа 2 и башня обслуживания 3 могут быть выполнены из бумаги или вырезаны из пенопласта.

Модель космического аппарата многоразового использования изображена на рис. 17, б. Сначала нужно выполнить самолет 1.

Примеры самолетов давались выше (см. рис. 3, 5, 7, 12), но к ним необходимо добавить упор 2, с помощью которого самолет будет удерживаться на ложементах 3 ракетоносителя 4.

Воздушно-космический самолет 1 нужно подвесить в ложементах 3 на разгонкой ступени 4. Рули 5 отогнуть так, чтобы после старта разгонная ступень начала разворот в горизонтальное положение, неся на себе самолет. В верхней точке траектории разгонная ступень отделится и упадет, а самолет будет плавно планировать.

Воздушные шары (рис, 18)

Воздушный шар – это простейший "»реактивный двигатель». Используя его можно создать различные модели, примеры показаны на рис. 18.

Модели из спичек (рис.19, 20)

Для изготовления самолетов нужна тонкая бумага и спички (очищенные от серы). Для регулировки моделей понадобится пластилин.

Модель (а) выполняется согласно чертежу (рис. 19). В заготовке для крыльев сделать отверстия, в них вставляется спичка (фюзеляж).

Модель (б) не имеет хвостового оперения, и она очень капризна в запуске. Но хорошо отрегулированная модель плавно планирует (рис. 19).

У модели (в) слегка отгибаются кверху не только консоли, но и носик крыла. Чтобы вставить киль, нужно распилить спичку сзади (рис. 19).

Модель (г) будет хорошо летать только после правильной регулировки (рис. 19).

Модель (а) не нуждается в большом количестве пластилина, сама спичка выступает в качестве груза. Киль вставляется в расщепление спички (рис. 20).

Модель (б) (рис. 20) напоминает модель биплана (см. рис.9).

Модель (в) проста в изготовлении и хорошо летает (рис. 20).

Модель (г) своеобразна по строению и хорошо летает (рис.20).

Все выше приведенные модели просты в изготовлении. Изготовив их, ученик может перейти к изготовлению таких же моделей, но в увеличенном виде. Для этого понадобятся другие материалы и некоторые изменения в конструкции.

Резиномотор на спичке (рис. 21)

Изготовление резиномотора: спереди и сзади в спичке-фюзеляже сделать небольшие углубления, в них потом встанут передний подшипник винта 1 и задний крючок 2 (рис. 21, б). Подшипник 1 и задний крючок 2 выполнить из мягкой проволоки диаметром 1 мм. Проволоку обмотать ниткой и места соединения промазать клеем БФ-2. Винт 3 (рис. 21, б) выстругать из рейки 45x6x4 мм. Строго по центру винта пропустить ось 4 (рис. 21, а) из проволоки. Конец оси 4 загнуть крючком 5 для резиномотора. Резиномотор 6 (рис. 21, б) сделать из двух ниток, вытянутых из бельевой резинки.

Для запуска резиномотор закручивать на 100-200 оборотов.

Этот резиномотор можно ставить на все ранее предложенные модели. Но регулировка этих моделей будет другая.

Примерный план вводного занятия

Тема. Вводное занятие. Изготовление модели «Пчелка» (рис. 1).

Цель. Заинтересовать школьников работой по моделированию в области самолетостроения. Ознакомить учащихся с организацией рабочего места, правилами внутреннего распорядка и безопасности труда.

Оснащение занятия . Выставка работ по техническому творчеству. Раздаточный материал: шаблоны модели «Пчелка».

Материал для работы: Тонкая цветная бумага, клей, пластилин. Инструменты и приспособления ножницы, линейка, карандаш. Содержание. Беседа о развитии самолетостроения, о достижениях советского народа в данной области, (например: Этапы развития советских ракет-носителей, (см. стр. 21, рис. 14). Рассказ о работах кружковцев прошлого учебного года, показ работ. Предварительное планирование работы на новый учебный год. Ознакомление учащихся с организацией рабочего места, правилами внутреннего распорядка и безопасностью труда.

Практическая работа: при изготовлении модели «Пчелка», внимание детей надо обратить на правильность выполнения надрезов для изготовления крыльев. Если работа производится ножницами, надрезы нужно выполнять предварительно сложив заготовку вдвое так, чтобы разметка крыла разделилась пополам.

После склеивания необходимо отрегулировать полет модели используя пластилин.

Подведение итогов занятия. Показ готовых моделей в действии. Коллективное обсуждение моделей по выявлению допущенных ошибок при изготовлении. Обсуждение предложений учащихся по улучшению конструкции.

Примерный план занятия

(середина учебного года)

Тема. Изготовление самолета «Биплан» (рис. 9).

Цель. Формирование опыта творческой деятельности: закрепление умения переносить полученные знания на прошлом занятии в знакомую ситуацию.

Оснащение занятия. Готовый образец модели биплана.

Материал для работы: лист ватмана или тонкого картона размером 280x210 мм, клей, цветная бумага, пластилин, канцелярские скрепки.

Инструменты: ножницы, карандаш, линейка.

Содержание. Беседа о летательных аппаратах данного типа.

Практическая работа: чтобы получить два одинаковых киля 2, разметку производить на одной заготовке, затем сложить две заготовки вместе и вырезать. (Данная операции может быть представлена в виде творческой задачи).

Подведение итогов занятия. Соревнование готовых моделей. Обсуждение всех представленных вариантов бипланов.

Примерный план занятия

(конец учебного года)

Тема. Изготовление модели с резиномотором (рис. 21).

Цель. Формирование опыта творческой деятельности: самостоятельное изготовление новой модели.

Оснащение занятия. Небольшая выставка готовых моделей.

Материал для работы: бруски, тонкие рейки, проволока, картон, ватман, тонкая цветная бумага, пластилин, мелкие гвозди, нитки, клей.

Инструменты: кусачки, круглогубцы, набор надфилей, ножовка, маленький рубанок, ножницы, линейка, карандаш.

Содержание. Беседа о самолетах на резиномоторах, их особенности, общие требования.

Практическая работа: самостоятельная работа над эскизом. Самостоятельная работа над моделью.

Подведение итогов занятия (занятий). Демонстрация моделей в действии. Соревнование однотипных моделей. Обсуждение каждой конструкции модели.

Несмотря на поголовное увлечение робототехникой и прочими инновациями, старые добрые кружки технического творчества, знакомые всем со времён ДОСААФ, никуда не исчезли. Авиамодельные - как раз из таких. Дети продолжают мечтать о небе, строить модели самолётов и соревноваться в искусстве пилотажа. Пусть и стоя на земле.

Зачем идти в авиамоделисты в эпоху «Лего» и смартфонов? Своим ответом на этот вопрос с нами поделился Максим Посыпай, преподаватель кружка авиамоделирования из Екатеринбурга.

Максим Посыпай

преподаватель кружка авиамоделирования, мастер авиамодельного спорта, Екатеринбург

Не хобби, а спорт

Начну с того, что научиться делать модели самолётов и даже на них «летать», в качестве приятного хобби, любой ребёнок может дома, с мамами и папами. Вся необходимая информация есть в интернете. Задача авиамодельных кружков в другом - воспитать спортсменов-авиамоделистов.

Авиамодельный спорт с 2014 года внесён во Всероссийский реестр видов спорта. (И он, кстати, первый в списке - потому что на букву «А».) Как в любом спорте, здесь присваиваются разряды, проводятся соревнования вплоть до чемпионата мира. В авиамодельном спорте есть разные категории, в зависимости от моделей самолётов. Основные - это свободнолетающие модели (пилот только запускает модель, и между ними нет никакой связи во время полёта), кордовые модели (они летают по кругу и управляются двумя тросиками малого диаметра - кордами) и радиоуправляемые.

Если ребёнок занимается в кружке и активно участвует в соревнованиях, к концу школы он вполне может получить первый взрослый спортивный разряд или даже стать кандидатом в мастера спорта. А такое достижение даёт дополнительные баллы при поступлении в профильные вузы, связанные с авиацией. Это вполне ощутимое различие между авиамоделизмом как спортом и как хобби.

Другое различие состоит в том, что в хобби нет соревновательного момента. Ну, сделал - полетело. А лучше ты летаешь, хуже, быстрее, медленнее, выше, красивее - неважно.

Но именно соревновательный момент позволяет развивать инженерное мышление - то, что технические кружки и должны делать.

Простой пример: по правилам соревнования площадь крыла и вес кордовой модели ограничены. Мы не можем сделать модель легче 410 граммов, а площадь крыла должна быть не более 34 квадратный дециметров. И вот придумай, как соблюсти эти условия и добиться, чтобы лётные качества были лучше, чем у конкурентов. Ко второму году обучения в кружке дети уже способны решать подобные инженерные задачи.

На этой модели «летал» экипаж чемпионов Европы и СССР (в соревнованиях по кордовым моделям в экипаже два человека - пилот и механик)

Другой пример: в нашем спорте, как в «Формуле-1», скорости постоянно повышаются, и из соображений безопасности вводятся новые технические требования, которые должны скорость снизить. В 90-х годах на кордовых гоночных моделях были корды диаметром 0,3 миллиметра, сейчас норма - 0,4 миллиметра. Кажется - ерунда, но скорость «съедается». Первое время - это проблема, а спустя год, полтора, два находятся способы компенсирования, чтобы даже с такими техническими условиями самолёт летел быстрее.

Ограничения, которые есть на соревнованиях, приводят к появлению интересных инженерных решений.

Соревновательный момент вообще очень важен для подростков, он позволяет доказать всем и самому себе, что ты в чём-то лучший, что ты что-то можешь.

Нитки и техническое творчество

Ко мне ребята приходят с 11 лет, потому что им нужно знать кое-что из математики и обладать достаточно развитой моторикой, чтобы работать с материалами. У меня есть свой контрольный вопрос для входа в кружок: делится ли 491 на 2? Если ребёнок отвечает, что нет, математику следует подтянуть.

Как и в любом кружке, мы идём от простого к сложному. Самую первую модель они делают из бумаги по моим чертежам за 40 минут. Для меня здесь главное, чтобы ребёнок увидел: он сделал своими руками самолёт - и самолёт полетел.

Следующая модель - модель-схема «летающее крыло» из обыкновенной потолочной плитки. Чем хорош этот самолёт: его можно сложить пополам и на улице, растянув резинку, запустить вверх - он раскроется и полетит сам.

Затем мы делаем метательный планер (ребята начинают работать с деревом) и проводим первые городские соревнования - дети учатся его правильно запускать.

Если предыдущие делались за один-два урока, то с этим самолётом кто-то справится за месяц, а кто-то за полгода. Всё потому, что здесь добавляется новая операция - сматывание нитками. Две детали берутся и плотненько-плотненько сматываются нитками, а нитки потом промазываются клеем. Работа несложная, но очень кропотливая.

Эта операция будет присутствовать потом на всех последующих моделях, да и при внезапных поломках на соревнованиях без неё не обойтись, чтобы быстро что-то отремонтировать - в общем, мы на этапе освоения крайне полезного навыка. И вот тут-то у детей начинаются проблемы - им не хватает усидчивости, они не любят такую работу.

Не выдержав «испытания нитками», многие бросают кружок. У меня есть отдельный шкаф, в котором лежат их недоделанные конструкции. Зато если уж ребёнок после этой модели остался - почти гарантировано, что он здесь приживётся.

Кто-то на этой модели бросает кружок, а кто-то с неё начинает свой путь к большим соревнованиям.

После этого я предлагаю ребятам выбрать, какими моделями они будут дальше заниматься - свободнолетающими, кордовыми или радиоуправляемыми.

Кстати, чем авиамодельный спорт хорош - здесь каждый может найти свою нишу.

Все дети разные: кто-то из них конструктор, кто-то пилот, кто-то спортсмен.

Я как тренер всегда смотрю на темперамент ребёнка и понимаю: если он флегматик - то ему нечего делать в воздушном бою, если он спокойный и сдачи никогда не даст - я не поставлю его участвовать в гонке. Но есть пилотажные модели - и там нужно как раз быть абсолютно спокойным.

О чувстве материала

Я сам - выходец из авиамодельного кружка, сейчас являюсь членом сборной Свердловской области по кордовым гоночным моделям. И я помню, почему пришёл в этот кружок: мне хотелось самому делать себе самолёты, чтобы играть.

У современных детей слишком много игрушек и гаджетов, чтобы у них появилось подобное желание. Мало того, сейчас компьютерные программы позволяют создать не только виртуальную модель самолёта, но и смоделировать среду (задать параметры ветра и так далее), и прямо на компьютере проверить, как эта модель в данной среде себя ведёт. И лобзиком работать не надо, и на самолёте полетал.

Но я уверен: только физическая модель, сделанная своими руками, может быть шагом к инженерии. Потому что именно так приходит понимание, как работают с материалами.

Ребёнок должен понимать, как из какого-то бревна в конце концов получается действующая летающая модель.

Конструктор «Лего» тоже такого опыта не даёт. Во-первых, на кубиках невозможно изучать такие вещи, как прочность и жёсткость конструкций, невозможно учиться работать с чертежами. Во-вторых, любая модель «Лего» собирается за одно-два занятия. Да, ты можешь ещё писать программу, но физически модель будет готова - и это обманчивая лёгкость, далёкая от работы в реальных условиях.

Для детей, растущих со смартфоном в руках, технический кружок становится чуть ли не единственным местом, где можно научиться пользоваться молотком.

Школа этому не учит

Я считаю, что любой технический кружок - это практическое применение теоретических знаний, данных в обычной школе. Не раз наблюдал, как именно здесь, создавая модели, ребята делали открытие: если трапецию «повернуть на бок» - она остаётся трапецией. Или что разделить пополам 491 рубль и 491 миллиметр - это одна и та же математическая операция.

Школа не учит договариваться и работать в команде. У нас командная работа появляется на соревнованиях. Тут без команды никак, и каждый должен выполнять какие-то функции. Конечно, дети все до единого хотят быть пилотами, и есть такие непопулярные, «черновые» профессии - например, механик в гоночных моделях. Я вот именно механик, и мне чуть-чуть обидно, что к моей «профессии» так относятся. Но это до первых выездных соревнований. Там они видят, что и в других городах дети занимаются такой «черновой» работой, и результат команды зависит от каждого, и им это начинает нравиться.

А ещё у меня, например, принципиальная позиция: инструментов в классе ограниченное количество. Если хочешь что-то сделать - будь любезен договариваться. Например, есть 5 рубанков, на занятие приходит 15 человек. Если они не умеют договариваться, рубанков им точно не хватит.

Авиамоделизм и время

Что мы делали в 1988 году, когда я пришёл в кружок в четвёртом классе, и что мы делаем сейчас - сами модели совершенно не изменились. Изменился технологический подход. Сейчас для черчения используется компьютер, программа «Компас», для изготовления деталей - фрезерные станки с ЧПУ, станки лазерной резки, 3D-принтеры. Современному ребёнку гораздо интереснее делать модель с использованием его любимого гаджета, чем просто орудовать лобзиком.

Несмотря на это, первые модели всё равно делаются вручную, чтобы освоить инструмент. И нитками придётся научиться сматывать - без этого никуда.

Так выглядит полёт кордовой модели самолёта, если на неё установить камеру GoPro (ВНИМАНИЕ! Сделайте звук потише)

Не думаю, что авиамоделизм в обозримом будущем ждёт упадок: наоборот, люди рвутся в воздух, хотят летать, хотят смотреть с высоты птичьего полёта. Взять развитие тех же дронов. Знаю выходцев из авиамодельных кружков, которые потом успешно занимались аэрофотосъёмкой с беспилотных аппаратов. Авиамодельный спорт тоже не исчезнет, потому что, слышал такую хорошую фразу, инженер рождается там, где есть ограничения.

Я вовсе не стремлюсь, чтобы ребята из кружка обязательно шли в авиацию. Но если они найдут себя в технических специальностях (а по наблюдениям, именно так и происходит), буду очень рад.

Последние материалы раздела:

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....

Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...