Словарный запас речи 3 годам. Как увеличить словарный запас к школе


Мы радуемся первым словам малыша, запоминаем, как он их сказал, в какой ситуации, с какой интонацией. Но незаметно летит год за годом, крохе уже и 3, и 4 года, а для него и высокая гора, и широкая река имеют одно обозначение: большая. Взрослого человека он продолжает называть большим. “Правильно, ты еще маленький!”
Конечно, 3 и 4 года — еще не возраст классических почемучек, но в преддверии этого феномена нам нельзя оставаться только наблюдателями. Именно пассивность родителей приводит к обеднению словарного запаса детей. С подачи взрослого укореняются в обиходе малыша слова большой — маленький, в то время как каждый из нас может без особого напряжения подобрать около 10 синонимов и антонимов к этим словам. Так почему не научить этому ребенка? Разнообразие значений этих двух слов они слышат и в нашей речи, и в сказках.
Предлагаемые вашему вниманию маленькие сказки были апробированы родителями и гувернерами в повседневной работе с детьми старше трех лет.

Сказки даны в определенной последовательности: новое значение слова большой в первой сказке закрепляется, уточняется в последующем тексте, и тут же вводится другое, новое значение этого слова. Для более яркого запечатления используются антонимы (большой —маленький, крупный —мелкий и т. д.) и сравнения (больше —меньше и др.).
Не торопите ребенка, возвращайтесь еще и еще раз к одной и той же сказке, вместе с ним отыскивайте синонимы и антонимы, сравнения. Малышу легче разобраться с определениями и уточнениями, если перевести их в плоскость реальных жизненных ситуаций. Приучайте малыша рассуждать, что значит “большой, огромный мир”; пусть на реальных предметах сначала покажет, какое яблоко больше, какое меньше. В следующий раз он сможет ответить, какой камень крупнее, а со временем сам даст точное определение: “Эта палка толще, но короче”. Услышав такой ответ, вы можете по достоинству оценить меру собственного педагогического таланта.
Сюжеты сказок взяты из окружающего природного мира, такого понятного, доступного ребенку с самого раннего возраста. Содержание текстов поможет обогатить малыша реальными знаниями о жизни знакомых и давно любимых персонажей, способствовать формированию любви к родному краю, бережному отношению ко всему живому, развитию нравственных качеств.

БОЛЬШОЙ — МАЛЕНЬКИЙ

Лисята родились в теплой, уютной норке под корнями старого дерева.
“Какие вы еще маленькие, крохотные!” — каждый раз приговаривала мама-лиса, любовно прилизывая шерстку малышей.
Как-то раз мама-лиса строго сказала: “Дети! Я ненадолго отлучусь, а вы сидите тихо, из норки не вылезайте. Ждите меня. Я скоро вернусь!”
Отправилась лиса на охоту, а лисятам стало скучно одним, решили они мир посмотреть. Подползли к краю норы, высунули мордочки. Так и вывалились из норки. Сидят, оглядываются, принюхиваются. Солнышко пригревает, ветерок шелестит маленькими блестящими листиками. Тихо, тепло, пахнет цветами, совсем не страшно.
Самый маленький лисенок Туся был послушным сыном, но и ему тоже не хотелось оставаться одному. Вылез он из норки, сел и решил: “Если будет страшно, успею спрятаться!” Решил и сразу успокоился.
Глядит Туся вокруг, удивляется. Кусты такие большие, а деревья еще больше. Стоят, шумят, верхушками небо подпирают. На поляне лисята гоняются за пестрой бабочкой. Бабочка порхает, весело машет крылышками у самых мордочек лисят, совсем не боится их. Удивляется Туся: “Такая маленькая, меньше меня, а храбрая!”
Но вот бабочка улетела, а на соседний куст уселась сорока-белобока, большая, черно-белая. Только подбежали к ней лисята, чтобы познакомиться поближе, а она испуганно взмахнула крыльями и улетела. Опять удивляется Туся: “Такая большая, намного больше бабочки, а боится!”
И тут лисенка одолело сомнение: “Как же так? Мама говорит, что мы маленькие, а какие же мы маленькие, если большая сорока нас боится? Наверное, ошибается! Мы все большие, и я большой!” И тут же вспомнил бабочку. “Я большой, это так! А храбрый? Наверное, храбрый! — успокоил себя Туся. — Надо проверить”.
Смотрит лисенок — мимо ежик бежит по своим ежиным делам. Бежит, торопится, пыхтит. “Меньше меня!” — подумал храбрый Туся и легонько толкнул его в бок. Ой! Что это? Уколол Туся лапку о колючки ежа. Больно-то как!
Кубарем скатился малыш в норку, забился в самый дальний угол и жалобно заскулил. Тем временем вернулась мама-лиса. Попало лисятам за то, что не слушаются, а Тусю она пожалела: “Маленький ты мой! Надо маму слушаться, ума-разума набираться, тогда и не попадешь в беду. Мир такой огромный, а вы такие еще маленькие!”
“Не хочу быть маленьким, хочу быть большим!” — хнычет Туся. “Растите, растите! Всему свое время, — смеется мама-лиса, — а пока и такие, маленькие, вы для меня лучше всех на свете!”

ВЫСОКИЙ — НИЗКИЙ

“Сегодня пойдем на дальнее поле колоски и зерна собирать, запасы на зиму готовить”, — сказала мышатам мышка-мать.
“Возьмите меня с собой, я уже большая!” — стала просить маму маленькая Фаня.
“Хорошо! — согласилась мама. — Только предупреждаю, дочка, не пищать!”
Выскочили мышки из норки и побежали быстро-быстро. Густая трава шумит над головой, солнышка не видно. Некогда Фане оглядываться по сторонам, только успевай под ноги смотреть, под высокие корни подныривать, через низкие перепрыгивать. Отставать нельзя — потеряешься.
Видит мышка-мать — устали детки. Остановилась. Малыши уселись вокруг, отдыхают, а Фаня и говорит: “Какая большая трава, ничего вокруг не видно. Скоро она кончится?”
Мышка-мать строго отвечает: “Большая, а точнее высокая трава нас скрывает от врагов. В высокой траве мы в безопасности. Бежишь, а она даже не шелохнется, не выдает нас”.
Вдруг что-то зашуршало совсем рядом, кто-то огромный пробежал. Испугались мышата, а мама успокаивает их: “Не бойтесь, это наш сосед суслик. Он нас не обидит, он тоже на поле спешит”.
“Он такой большой, выше тебя!” — шумят мышата.
“Он хоть и выше, но такой же грызун, как и мы!” — объяснила мышка-мать.
Передохнули мышата и снова в путь. Бежит со всеми Фаня, а сама думает: “Большая трава — значит, высокая. В высокой траве нам не страшно. Большой суслик — значит, высокий. А может не высокий?”
Кончился лес, впереди поле. Выглянула Фаня из травы и ахнула: “Смотрите, красота какая! Трава маленькая, вокруг светло, все видно, просторно!”
“Не радуйся понапрасну! — остерегает дочку мышка-мать. — Трава здесь низкая, спрятаться некуда, опасность нас подстерегает на каждом шагу: на земле — лисы, высоко в небе — ястребы. И это днем, а ночью совы, филины жить спокойно не дают. Только успевай оглядываться вокруг!”
Вскочила мышка-мать на высокий пенек, осторожно огляделась вокруг, спрыгнула и говорит: “Пока все спокойно, будем колоски и зерна собирать. Зорко следите по сторонам. Чуть что — сразу ныряйте в высокую траву, прижмитесь к земле и не шевелитесь, а уж если я голос подам, тогда убегайте с поля не раздумывая. Иначе попадете в беду!”
Набрала дружная семейка запасов, кто сколько смог и успел, и благополучно тронулись все в обратный путь. Идут не спеша, с тяжелой ношей быстро не побежишь. Фаня идет последней, еле ногами перебирает, но не хнычет, не пищит. Маленькая, а понимает, что всем нелегко. Идет и думает: “Конечно, по низкой траве легче бегать, да и веселее, все вокруг видно. Зато как опасно!”
Так незаметно и дошла малышка до дома, устала и сразу же легла спать в свою мягкую крохотную постельку. Засыпает, а сама все думает: “Оказывается, большая трава — это высокая, а маленькая — низкая”. Думала, думала и крепко уснула.
И снились малютке высокая трава и пестрые цветы над головой, а еще выше нежное голубое небо и ласковое теплое солнышко. Под ногами, совсем внизу, в тихой прохладе стелилась мягкая травка-муравка, и веселые мышата кувыркались, скакали и прыгали в ней, а на маленьком пригорочке сидела мышка-мать, охраняла покой семьи и ласково улыбалась, как может улыбаться только мама.

КРУПНЫЙ — МЕЛКИЙ

Рыщет волк по лесу, добычу ищет. Бежит он по темному бору, а сверху огромная шишка — бух! Больно треснула волка по спине. Поднял волк голову, а сверху смотрит на него испуганная белочка: “Извини, волк. Сорвалась шишка с ветки”.
“И что ты за непоседа такая! — заворчал волк. — Смотрю я на тебя и удивляюсь: скачешь день-деньской с ветки на ветку, с дерева на дерево. Смотри, сколько шишек висит, да так низко!”
“Верно, низко! — соглашается белочка. — Да только внизу маленькие шишки, орешки в них мелкие. А наверху шишки большие, в них орехи крупные, сладкие”.
“Как рассуждает белка! Большие орехи называет крупными, маленькие — мелкими. Умная!” — с уважением подумал волк.
Бежит дальше, навстречу еж идет, корзину еле тащит. Заглянул волк в корзину, похвалил ежа: “Молодец! Большие ягоды набрал!”
Приятно ежу, улыбается: “Да, крупные! Ежат-внучат побалую”.
“Ишь ты, как говорит: крупные ягоды!” — отметил волк.
Подошел к реке, а там медведь по брюхо в воде стоит, что-то разглядывает.
“Что потерял, сосед?” — участливо спрашивает волк.
“Да не потерял, рыбу ловлю!” — отвечает мишка.
“Чего же ты ждешь? — удивляется волк. — Вокруг тебя столько рыбешек снует, да шустрые какие!”
“Да мелочь все это! — говорит медведь. — Мелкая рыбешка — одна морока, сплошные кости. Я жду, когда крупная подплывет. Уж ее-то я не упущу!”
“Опять я оплошал! — сокрушается волк. — Рыба-то бывает крупная и мелкая!” И вдруг увидел под кустом мышку. Сидит, лапками что-то быстро-быстро перебирает. “Съесть ее, что ли? — думает волк. — Да уж больно мелкая. Не трону!” Пригляделся, а мышка в одну сторону откладывает зерна помельче, в другую — покрупнее. “Знаю, знаю! — обрадовался волк. — Это крупные и мелкие зерна. Значит, запасы к зиме готовит”.
Оглянулся серый, заяц идет, до земли согнулся, тащит на спине охапку свежей моркови.
“Эй, косой! — окликнул волк заяца. — Почему несешь вместе и крупную, и мелкую морковку? Непорядок!”
“Да некогда мне было выбирать, где крупнее, где мельче! — оправдывается заяц. — Быстрее надергал, пока собак в огороде не было, да бежать!”
“И то верно, — думает волк. — Я тоже, как увижу стадо, выбираю овцу покрупнее, а там — как получится. Плохо воровать — выбирать некогда”.

ДЛИННЫЙ — КОРОТКИЙ

Повстречались как-то раз на опушке котенок и зайчонок. “Ой, какие у тебя большие уши, так и торчат выше головы, совсем некрасиво!” — фыркнул котенок.
“А моя мама говорит, что у меня длинные уши! Во всем лесу длиннее
ушей ни у кого нет. Я должен ими гордиться! А еще они помогают мне: чуть шевельну, чуть ими в сторону поведу — любой шорох услышу. Нам, зайцам, ухо надо всегда держать востро, не то беда!”
“Фи! — опыть фыркнул котенок. — Смотри, какой у меня хвост большой, пушистый, а у тебя такой маленький, такой крохотный, ну просто комочек пуха!”
“Да не маленький и не крохотный, а короткий. Точнее, куцый хвост! — засмеялся зайчонок. — Нам, зайцам, длинный хвост ни к чему”.
“А мне вот очень нужен мой длинный пушистый хвост!” — послышалось вдруг откуда-то сверху. Зайчонок и котенок подняли мордочки вверх, смотрят — а над ними высоко на елке маленькая белочка сидит. “Мне мой хвост помогает прыгать с ветки на ветку, с дерева на дерево”, — пояснила она.
“А у меня не только уши, у меня и ноги длинные! — расхвастался зайчонок. — Чуть услышу подозрительный шорох, время зря не теряю, прыг — и был таков! Только меня и видели! Нас, зайцев, уши да ноги спасают”.
“Да что ты все твердишь, как ты спасаться умеешь! — возмутился котенок. — Ты что, всех боишься?”
“Врагов у меня в лесу много! Боюсь”, — сокрушенно вздохнул зайка.
“А вот у меня ног почти не видно”, — послышалось снизу. Глянули все вниз, а перед ними ежик стоит.
“Ой, верно! — удивился котенок. — Такие маленькие ножки!”
“Не маленькие, а короткие, — уточнил ежик. — Да я не тужу. Как только почую опасность, мигом ножки подожму, свернусь клубочком, выставлю иголки, тогда уж меня никто не тронет! А длинные ноги быстро не уберешь, как ни спеши”.
Возвращаясь домой, котенок твердил: “Главное, запомнить: большие ноги и уши правильнее называть длинными, а маленькие — короткими. Все в лесу знают, я один не знал. Просто стыд и позор!” И вдруг малыш остановился как вкопанный. “Какой же я глупый! — с ужасом сказал он себе. — Я никогда ничего такого себе даже и не представлял! Оказывается, одним нужны длинные уши, другим — короткие ноги. А мне? Что нужно мне? Может, вместо мягкой шерстки шубку в колючках, как у ежа? Побегу, спрошу у мамы. Мама все знает!” — решил котенок.

ШИРОКИЙ — УЗКИЙ

Весело прыгал лягушонок Квакша вдоль ручья, налетел на ежа, еле увернулся. “Ты что здесь стоишь? — закричал он ежу. — Чуть колючками своими меня до смерти не заколол!”
“Я тебя не трогал, — миролюбиво ответил ежик. — Вот стою, прикидываю, как бы через ручей перебраться”.
“Ха! — отозвался лягушонок. — Вот уж проблема! По мне что большая река, что маленький ручей. Ноги у меня длинные, прыгаю я высоко, далеко и плавать хорошо умею”.
“У меня ноги короткие, но плавать я тоже умею. Только недолго, устаю быстро, — признался ежик. — Поэтому узкий ручей я еще одолею, а вот широкую реку приходится обходить стороной”.
Засел лягушонок в густых камышах, чтобы никто ему не мешал, и стал думать: “Интересно ежик говорит! Большую реку называет широкой, маленький ручей — узким. Только бы не забыть!”
Выглянул из камышей лягушонок — утка плывет. “Все твердят, что утки умные. Вот сейчас и проверим!” — решил Квакша.
Запрятался лягушонок понадежней в высоких камышах, а как утка подплыла ближе, он возьми и спроси ее: “Утка, утка, а ты знаешь, что широким бывает?”
“Как не знать! — спокойно отвечает утка. — У меня на лапках перепонки широкие, шире твоих. Нырну, быстро тебя догоню! А уж клюв такой широкий, что как схвачу за ногу, ни за что не вырвешься!”
“И впрямь поймает!” — с ужасом подумал Квакша и как выпрыгнет на берег. Угодил, бедняга, в крапиву. Сидит, не шелохнется. Отдышался и скорее прочь от ручья прямо в лес.
В лесу тихо, прохладно. Слышит лягушонок — стучит кто-то. Любопытство его разобрало. Поскакал, остановился под деревом, слушает — сверху стук доносится. Поднял голову — высоко на дереве дятел сидит, клювом кору долбит, да так увлекся, ничего кругом не замечает. Постучал Квакша лапкой по дереву, позвал: “Дятел, а дятел! Я нынче узнал, что бывает широким, а что узким!”
“Вот уж открытие! — отозвался дятел. — У меня с малолетства клюв узкий, острый, как шило, в любую щель пролезает. Я им достаю из-под коры личинок, гусениц. Спасаю лес!”
“Вот оно что! — ахнул лягушонок. — Все знают, что бывает широким, что узким. Один только я непросвещенным расту!”

ТОЛСТЫЙ — ТОНКИЙ

Топает Мишутка по лесу, с ноги на ногу переваливается. Вокруг лес шумит, а ему не страшно. Рядом мама-медведица такая большая, такая сильная.
Вошли они в орешник. Внизу мелкие орехи растут. Их медвежонок не хочет есть. А самые спелые, крупные высоко растут, маленькому Мишутке не дотянуться. Прыгал-прыгал, пыхтел-пыхтел малыш и надумал по стволу до верха добраться. Только обхватил ветку лапами, шум, треск поднялся! Свалился медвежонок в овраг, ударился о пенек и заревел.
Спустилась в овраг медведица, стала укорять сына: “Ты что это придумал? Зачем лезть на ветку собрался? Или не видишь, какая она тонкая?”
“Как это — тонкая?” — не понял Мишутка.
“Эх ты, маленький глупыш! — вздохнула медведица. — Смотри, стоят рядом осина и липа. У осины ствол тонкий. А у липы?”
“А у липы большой!” — уверенно заявил Мишутка.
“Не большой! Нужно говорить: толстый. Понял? И запомни, что лазить можно только по толстому дереву”.
“Как же я узнаю, толстое дерево или тонкое, если рядом не будет осины?” — насупился медвежонок.
“На первых порах попробуй обхватить ствол дерева лапами, — посоветовала мама-медведица. — Не обхватишь — значит, толстое дерево. Лезь смело, не бойся. Обхватишь — значит, тонкое, лучше не лезь. И дерево зря сломаешь, погубишь, и сам упадешь, ушибешься”.
“Вот спасибо! — радостно рявкнул Мишутка во все горло. — Я давно приметил одно дерево, на нем пчелы улей соорудили. Уж оно-то, точно, выше и толще осины будет. Теперь я доберусь до меда!”
Попыталась было медведица остановить сына, да куда там! Убежал медвежонок, не догнать.
На следующий день Мишутка уныло брел по лесу, весь покусанный пчелами —от макушки до пят. Солнышко светит, птички щебечут, а ему весь свет не мил. Глядь — а на полянке среди высокой травы и цветов заяц лежит.
“Эй, косой, загораешь?” — спрашивает медвежонок.
“Да нет, некогда, интересную книгу читаю!” — откликнулся зайчик.
Подошел Мишутка, лег рядом, глядит — верно, книга, да такая большая.
“Не большая, а толстая! Учись изъясняться точнее!” — поправил заяц.
“Толстая? — переспросил Мишутка и поежился, вспомнив дерево с ульем. — А я толстое не люблю! По мне бы лучше тонкое!”
“А ты хоть читать-то умеешь?” — подозрительно уставился на собеседника заяц.
“Учусь! — хмуро признался Мишутка. — Хожу в лесную школу к сове. Только она меня чаще ругает, чем хвалит”.
“За что же?” — полюбопытствовал заяц.
“То просплю, то книжку дома забуду. И писать не умею. Лапа у меня толстая, а ручки и карандаши такие тонкие, вот и ломаются часто”, — пожаловался медвежонок.
“Эх ты! — вздохнул заяц. — На тебя не угодишь: то толстое для тебя плохо, то тонкое не нравится. Учись! Ученье — свет, а неученье — тьма”.
“Как это?” — не понял Мишутка, оглянулся, а зайца след уж давно простыл.

ВЗРОСЛЫЙ — РЕБЕНОК

Решил щенок: “Все! Я уже большой. Пойду путешествовать по родному краю!” Решил и сделал.
Шел он, шел и зашел в лес. Идет по тропинке, куцым хвостиком помахивает, по сторонам поглядывает. Вдруг затрещали кусты, из чащи навстречу щенку выскочил олененок.
Испугался щенок, задрожал, хвостик поджал и жалобно заскулил: “Не ешь меня, большой зверь! Я такой маленький!”
“Ты что? — удивился олененок. — Не бойся меня, я и сам боюсь! И не съем я тебя. Мы, олени, едим только листья и траву”.
“Да? — прошептал щенок, у которого от страха голос пропал. — Но ведь ты такой большой, как наш пес Барбос. А Барбос — сердитый пес!”
“Я большой? — опять удивился олененок. — Я еще маленький, у меня рожки еще совсем крошечные, только начали расти. Мама говорит, что я еще ребенок!”
“И я маленький! И меня мама называет ребенком! — радостно затявкал щенок, а когда успокоился, спросил: —
А разве маленькие бывают такими большими?”
“Как бы это тебе объяснить? — нерешительно начал олененок. — Это просто у тебя ноги короче, чем у меня, а у меня шея длиннее и туловище крупнее. Понятно?”
“Понятно!” — медленно протянул щенок, хотя ему стало совсем ничего не понятно.
Пошел щенок дальше. Идет, ругает олененка: “Вот какой! Совсем меня запутал! Как же так получается? Я маленький — я ребенок. Это понятно. Но ведь он же большой? И ноги у него длинные, и шея длинная, он даже выше Барбоса будет, а говорит, что он тоже ребенок! Может, он меня обманул? Зачем?”
Вдруг в траве что-то зашевелилось. Замер малыш, во все глаза смотрит в траву, ничего нет. “Видно, показалось!” — успокоил себя щенок. Только он хотел идти дальше, а в траве опять что-то непонятное зашевелилось, да как хлопнется! Перед самым носом малыша уселась лягушка. Щенок от неожиданности подскочил на месте, а потом грозно, как Барбос, прорычал: “Как ты смеешь, такая маленькая, пугать больших!”
“Ква-ква-ква! — засмеялась лягушка. — Щенок, он и есть щенок, да еще такой крохотный!”
“Ну нет! — запротестовал щенок. — Это ты маленькая, а я большой!”
“Милый малыш! — назидательно сказала лягушка. — Ты только начинаешь жить, я же взрослая лягушка. Поучись-ка ты, дружок, уважать старших!” Сказала и неторопливо поскакала своей дорогой.
Щенок даже головой замотал: “Лягушка такая маленькая — а взрослая, я такой большой — а ребенок? А олененок? Он
еще больше лягушки — и тоже ребенок! Совсем я запутался. Кто же мне все объяснит? Мама! Конечно, мама! Она все знает!”
Щенок со всех ног бросился домой. Бежал-бежал, добежал до дома, но у крыльца навстречу ему выскочила мыш-ка-норушка, сама маленькая, глазки — бусинки, ножки короткие, хвостик длинный.
“Мышка! — жалобно всхлипнул щенок. — Я совсем запутался! Ты такая маленькая, крохотная, признайся, ты взрослая мышь или мышонок — маленький ребенок?”
“Ой! — пискнула мышь. — Я спешу, но так уж и быть, помогу тебе. Только прежде посмотри по сторонам: нет ли поблизости кошки?”
“Нет, нигде нет! Растолкуй мне все по порядку!” — радостно завилял малыш хвостиком.
Забралась мышка на высокий пенек, уселась на задние лапки и торжественно объявила: “Все не так просто. У меня есть детки-мышата, я взрослая мышь. Нас, взрослых, иногда называют большими. И это, сам понимаешь, совсем не зависит от роста. А вот ты — маленький ребенок, потому что у тебя есть мама, но своих деток еще нет. Детей тоже не совсем точно, хотя и довольно часто, называют маленькими, что также не зависит от их роста. Так-то, малыш!” — пискнула мышка и поспешно юркнула под крыльцо, почуяв поблизости кошку.
“Ну что, все думаешь?” — важно шагая мимо, спросила кошка.
“Думаю!” — честно признался щенок. Уж очень много нового ему рассказала мышь.

Некоторые специалисты утверждают, что к двум годам дети должны знать около тысячи слов. Все они якобы должны входить в активный словарь. Многие мамы после озвученной информации начинают беспокоиться, потому что их крохи, бывает, к такому возрасту .

Итак, разберемся, о каких номинальных правилах формирования речи у малышей от года до двух лет говорят эксперты.

1 год - 1 год 3 месяца . Словарный запас составляет 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке. Подолгу эмоционально лепечет, подчеркивая «смысл» мимикой, жестами, интонацией. Подражает различным звукам (мяукает, жужжит).

1 год 6 месяцев . Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов. Узнает предметы на картинках, пытается называть (в пределах своего словарного запаса). Называет свое имя и показывает на пальчиках возраст. Пытается связать в предложение два слова.

1 год 9 месяце в . Показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!» - «Мама, иди!», «Дай ляля» - «Дай куклу»). Начало фразы состоит из 2 слов. Словарный запас около 27 слов. Появляются названия действий: ди, бух (около 5 слов). В слове воспроизводится один слог (ударный или два одинаковых: га-га, ту-ту). Воспроизводит двусложные слова, в трехсложных один слог пропускает.

В этом возрасте ребенок - это «маленький попугай», который будет вторить Вам, передразнивать телевизор, машины и животных

Ближе к 2 годам использует глаголы типа: писи, ниси, ди, дай. Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа «покажи, кто сидит, кто спит». Понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации - На чем ты сидишь? Прислушивается к словам и . Любит когда ему читают.

2 года . На этом этапе ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения: я, ты, мне, предложения строит из двух слов. В это время кроха уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет. В его речи появляются прилагательные. Стечение согласных замещаются одним звуком. Пользуется словами: Да, нет, еще. Согласует предметы и действия (Машина едет, я хочу).

Помните, что необходимый словарный запас ребенка - это довольно условное понятие, ведь каждый малыш индивидуален и сам выбирает, когда он хочет начать разговаривать. Даже если карапуз молчит до 2 лет, это совсем не означает, что он не знает необходимых слов. Возможно, для активной болтовни еще не пришло время.

Например, одна , что ее дочь до 2 лет разговаривала только «на тарабарском», даже отдельных слов не произносила. Но после второго дня рождения отчетливо начала говорить, причем сразу целые фразы. «Собирались ехать на машине на дачу, хотела надеть памперс, а дочка мне четко говорит: «Мама, не надо памперс. Давай трусы». Видимо, этот момент и стал отправной точкой в развитии речи малышки.

Для того чтобы интерес к речи у ребенка не угасал, продолжайте называть каждый предмет, который присутствует в повседневном его обиходе. Чаще совершайте совместные прогулки, называя те или иные предметы. Называйте то, что больше всего интересует малыша; если он покажет на жука, скажите ему: «Жук». И пусть он повторит: «Жу...». Тогда согласитесь с ним и ответьте: «Да, это жук». Малыш почувствует, что правильно вас понял, и с большим усердием будет повторять слова, осваивая новые понятия. В этом возрасте ребенка можно назвать «маленьким попугаем». Он будет вторить не только вам, но и различным звукам. Кроха будет передразнивать животных и машины, звуки телевизора и радио.

Главное - будьте готовы, что за детской тишиной обязательно последует чрезмерная болтливость, от которой Вы еще успеете утомиться. А пока - наслаждайтесь забавными попытками крохи повторять «взрослые» слова.

В возрасте 4-5 лет , когда ребенок уже хорошо владеет речью и может разговаривать со взрослым на отвлеченные темы, становится возможным внеситуативно-познавательное общение. Ребенок приобретает достаточный запас слов и начинает грамматически правильно строить фразы, нормально произносить звуки.

Активный словарный запас, которым располагает ребенок в 4 года, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать событие, участником которого был он сам. Здесь малыш часто допускает неточности.

В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим. При этом ребенок стремится по-своему осознать названия некоторых предметов, действий, т. е. у него появляется мотивированное отношение к лексике. Он нередко начинает употреблять слова, которые отсутствуют в родном языке (лопаткой копают, значит, она "копатка", а не лопатка).

Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные члены ("Тут сидят Таня и Света), существительные и глаголы во множественном числе ("Чашки стоят на столе"). В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия.

Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными, неправильно употребляют падежные окончания ("Мама "окны" моет"). При образовании родительного падежа существительных множественного числа отмечается влияние окончания -ов, -ев на другие склонения (дом - домов, ручка - "ручков"). Также наблюдаются частые ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных ("А у меня на "пальте" пуговица оторвалась"), неправильное изменение по лицам даже часто употребляемых глаголов.

В этом возрасте ребенок еще не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказывать о событиях, свидетелем которых он был, не может толково пересказать содержание прочитанной ему сказки, рассказа. Его речь все еще носит ситуативный характер.

Высказывания ребенка состоят из простых распространенных предложений, часто лишь отдаленно связанных между собой по содержанию. Понять их содержание без дополнительных вопросов не всегда можно. Еще нет той развернутости в высказывании, которая характерна для монологической речи.

Ребенок не может также самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершает (прыгает, умывается). Имея хорошую память, малыш способен запоминать и воспроизводить небольшие по объему стихотворения, потешки. А неоднократно прослушав одну и ту же сказку, может почти дословно передать ее содержание, часто даже не понимая смысла слов.

Со стороны произношения отмечается появление многих звуков. Большинство детей правильно произносят такие трудные для усвоения звуки, как "ы", "э", "х". Приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки. Осваивают звук "ц". У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза (звуки "ш", "ж", "ч", "щ", "л", "р"). Но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими: звук "ш" звуком "с" ("суба" вместо шуба) и т.д.

Четырехлетний ребенок

У четырехлетних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи: у одних детей речь чистая, с правильным произношением почти всех звуков, а у других она может быть еще недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества звуков, со смягчением твердых согласных и т. п. Родителям и воспитателям следует обратить особое внимание на таких детей, выявить причины отставания и принять меры к устранению недостатков.

Взрослым никогда не следует подделываться под детскую речь. Разговаривать с ребенком нужно пользуясь простой, понятной для него правильной речью, с четким, правильным произношением каждого слова и в нормальном темпе.

Итак, на четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать не только существительные и глаголы, но и другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. В речи детей преобладают простые распространенные предложения.

Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна в произношении. Ребенок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.

К 5-6 годам словарный запас ребенка составляет примерно 3000 слов.

Ребенок уже сознательно подходит к некоторым языковым явлениям. Он задумывается над своей речью, сам создает по аналогии ряд новых и своеобразных слов (Например, он говорит "намакаронился" (съел макароны), "не отсонился" (не выспался) и т. д.). Это свидетельствует о том, что ребенок пытается осознать некоторые принципы образования новых слов, но в силу отсутствия у него достаточного речевого опыта делает это неудачно.

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Все это возможно лишь в том случае, если в предшествующих возрастных группах воспитатель развивал у детей фонематическое восприятие.

Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса. А также замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации. К примеру, повышать и понижать тон голоса, выделять в фразах отдельные слова и синтагмы, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому.

У ребенка удлиняется выдох. Гласные звуки он способен произносить в течение 3-7 с, свободный выдох при дутье на султанчик несколько короче (от 2 до 5 с).

К концу пятого года многие дети овладевают произношением всех звуков родного языка, однако некоторые все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук "р".

Итак, к пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливее. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.

На шестом году жизни продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище становится произношение, точнее высказывания, более развернутыми фразы. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях. Он также начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.

Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребенка появляется и более критичное отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытку передать свое эмоциональное отношение.

В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы. Дошкольник, даже хорошо владеющий речью, часто, например, не осознает, что слово состоит из отдельных звуков. Но достаточно привлечь внимание ребенка к звуковой стороне речи, как она становится источником его активных наблюдений.

Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонения надо отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, иначе они могут задержать умственное развитие ребенка, травмировать его психику.

1 год — 1 год 3 месяца. Словарный запас составляет 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.
1 год 6 месяцев. Показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.
1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, использует фразу из двух слов ("Мама, ди!" — "Мама, иди!", "Дай ляля" — "Дай куклу"). Словарный запас 20 слов.

2 года. На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню и принеси чашку"), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов.
К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.
2 года 6 месяцев. Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие "один". Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях ("покажи, кто сидит, кто спит"), значение предлогов в привычной конкретной ситуации ("на чем ты сидишь?"). Правильно произносит звуки: с, з, л.

3 года. Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов — выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

Красивая и грамотная речь – очень важный показатель интеллектуального развития. Чем богаче словарный запас ребенка – тем более развитым он растет, тем легче ему дается обучение всему новому!

Как повысить словарный запас у ребенка – расскажет небанальный женский сайт «Красивая и Успешная».

Словарный запас ребенка: норма для каждого возраста

В каждом своем возрасте ребенок должен владеть определенным минимумом слов и активно ими пользоваться. В первые годы жизни подсчитать словарный запас ребенка не составляет труда. Конечно, многие дети намного превосходят эти нормы – разумеется, это хорошо.

  • До годика малышу допустимо выговаривать 4-5 слов (мама, папа, дай, на).
  • К полутора годам словарный запас расширяется до десятка-двух слов.
  • Двухлетний малыш должен оперировать примерно полусотней слов. Разумеется, выговаривает он их искаженно, но сам факт знания этих слов говорит о том, что в «базе данных» они уже есть!
  • Три годика – от 250 до 750 слов.
  • Четыре года – около полутора-двух тысяч слов.
  • К шести годам (к ) ребенок должен владеть тремя-четырьмя тысячами слов.
  • У взрослого человека словарный запас обычно составляет около ста тысяч слов.

Но есть такой момент: даже младенцы понимают на слух намного больше слов родного языка, нежели используют в собственной речи. Ребенок 3-4 лет понимает практически все общеупотребительные слова, хотя разговаривает намного проще, чем взрослые.

Однако, это узнавание слов на слух не считается словарным запасом.

Как увеличить словарный запас ребенка?

Несложно догадаться, что запас слов родного языка, которые знает ребенок, пополняется благодаря общению с окружающими людьми и чтению каких-либо текстов.

До того, как ребенок начнет уверенно читать (обычно это случается в 6-7 лет), устная речь – его единственный источник пополнения словарного запаса. Именно бытовое общение окружающих людей формирует тот набор слов, которые ребенок будет использовать в повседневности.

Даже если впоследствии он узнает намного больше слов (из книг, от учителей и т.д.) – то есть риск, что он не будет ими активно пользоваться, речь останется простой и бедной по ассортименту используемых слов.

Дети очень сильно перенимают ту манеру общения, которая принята в семье и в той социальной среде, в которой они проводят много времени. Это касается и набора активно используемых слов.

«Перерасти» свое семейное окружение может активно читающий ребенок – если язык книг для него становится интереснее и важнее того бытового языка, который он слышит от людей вокруг. Но не все дети сами увлеченно читают «запоем», а редко приводит к положительным изменениям в устной речи.

Поэтому главный совет родителям, как расширить словарный запас ребенка – обогащайте собственную речь (причем не только в разговорах с ребенком, но и в общении с другими родственниками, друзьями и т.д.).

В общении с малышом старайтесь следить за тем, как и что вы говорите (возможно, результаты наблюдений за своей речью удивят вас самих!)

  • Реже используйте односложные ответы, отрывистые фразы. Конечно, полностью без них не обойдешься, но если есть возможность использовать более сложные языковые конструкции – то не ленитесь это делать!
  • С детьми можно и нужно говорить «сложно». У детей прекрасная память – не бойтесь нагружать ее новыми словами и понятиями! Даже когда вам кажется, что ребенок не поймет пояснений с использованием каких-то слов и терминов, то не спешите адаптироваться под «детский язык»! Либо говорите сразу «по-взрослому» (возможно, малыш из контекста поймет, что вы имели в виду, и заодно запомнит новое слово), либо поясняйте значение новых слов. На самом деле, не так уж сложно объяснить, к примеру, что такое «атмосфера» или «кровообращение» — а ребенок получит новые знания!
  • Как можно раньше отказывайтесь от сюсюканья, «малышацко-бабушкиного» языка – особенно со звуковым искажением слов («ав-ав» вместо «собака», «посёл-посёл» вместо «пошел-пошел», и т. д.). На стадии, когда ребенок изучает родной язык, ему крайне важно слышать и запоминать все слова правильно!
  • Старайтесь говорить красиво. Подбирайте в устной речи разнообразные синонимы, используйте разные прилагательные и метафоры. Лучше найти более точное определение для чего-либо, чем использовать обобщающий «штамп» (например, вместо «красивая картинка» — «загадочный ночной пейзаж с луной, которая серебрит волны темного моря»).

Но и чтение как фактор обогащения словарного запаса ребенка со счетов списывать нельзя.

Подбирайте ребенку книги разной направленности – народные сказки, проза и поэзия разных авторов, научно-популярные издания и т.д. Пусть малыш сравнивает разные стили изложения, запоминает новые слова (от устаревших русских слов до научных терминов и слов иностранного происхождения). То же самое можно посоветовать относительно выбора фильмов, мультфильмов, телепередач и т.д.

Когда ребенок еще маленький и рано, обязательно читайте ему вслух!

Причем, не стоит прекращать совместное чтение вслух и после того, как он начнет разбирать буквы – пока нет уверенного беглого чтения про себя, нельзя говорить о том, что ребенок полноценно вникает в книгу.

Совет сайта сайт — мотивируйте ребенка говорить, причем не односложно, а повествовательно. Просите его пересказать сюжет книжки или какой-то жизненный случай, описать увиденный предмет, пейзаж или человека, и т.д.

Просите его уточнять ответы на разные вопросы: как это можно сказать иначе, какое слово точнее описывает этот предмет, какие еще подробности он мог заметить и передать на словах.

Для обогащения словарного запаса ребенка служат многочисленные речевые игры (например, «Трехлитровая банка»: игроки по очереди называют предметы на загаданную букву, которые можно положить в трехлитровую банку – проигрывает тот, кто в свою очередь не сможет вспомнить ни одного подходящего слова).

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...