Проект: по развитию связной речи детей старшей группы общеразвивающей направленности. Тема проекта: «Формирование связной речи детей при рассказывании по сюжетным картинкам»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения. Апет Оксаны Чеславовны Воспитателя высшей квалификационной категории ГУО «Ясли – сад 91 г. Гродно»


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Связная речь является основой общения. Под связной речью понимают смысловое и развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. К сожалению, в настоящее время актуализировалась проблема обучения детей связной речи. Связная речь является основой общения. Под связной речью понимают смысловое и развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. К сожалению, в настоящее время актуализировалась проблема обучения детей связной речи.


Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. Дошкольный возраст- интенсивный период формирования речи. Современные педагоги сталкиваются с проблемой правильного и качественного обучения детей речи. Ученые- дефектологи подчеркивают необходимость организации и использование эффективных методов для развития данного направления. Дошкольный возраст- интенсивный период формирования речи. Современные педагоги сталкиваются с проблемой правильного и качественного обучения детей речи. Ученые- дефектологи подчеркивают необходимость организации и использование эффективных методов для развития данного направления.


Одним из ключевых методов является коммуникативный метод. Формируя и совершенствуя навыки связной речи педагог закладывает основы успешных коммуникативных актов. Развитие у детей умения выстраивать развернутые высказывания позволит им правильно излагать свои мысли, сделав их понятными для других. Как показывает практика, для обучения детей старшего дошкольного возраста связной речи целесообразно применять различные виды моделирования: предметное, временно-пространственное и двигательное. Использование методов моделирования эффективно при работе с детьми над всеми видами монологического высказывания: пересказ, составление рассказов по картинке, описательный рассказ и творческий рассказ. Таким образом применение методов моделирования позволяет решить задачи по формированию связной речи. Эффективным средством развития у дошкольников связной речи является изодеятельность. Она побуждает детей составлять посредством различных линий рассказы, записывать связные истории, действия героев сказки и т. д. Одним из ключевых методов является коммуникативный метод. Формируя и совершенствуя навыки связной речи педагог закладывает основы успешных коммуникативных актов. Развитие у детей умения выстраивать развернутые высказывания позволит им правильно излагать свои мысли, сделав их понятными для других. Как показывает практика, для обучения детей старшего дошкольного возраста связной речи целесообразно применять различные виды моделирования: предметное, временно-пространственное и двигательное. Использование методов моделирования эффективно при работе с детьми над всеми видами монологического высказывания: пересказ, составление рассказов по картинке, описательный рассказ и творческий рассказ. Таким образом применение методов моделирования позволяет решить задачи по формированию связной речи. Эффективным средством развития у дошкольников связной речи является изодеятельность. Она побуждает детей составлять посредством различных линий рассказы, записывать связные истории, действия героев сказки и т. д.


Современными и эффективными являются такие техники как рисование пальчиками, ладошками, флоротипия, кляксография, использование трафаретов, тестопластика, создание образов из мятой бумаги, тканей, ваты, нитей, круп и другого бросового материала. Использование нетрадиционных материалов и техник делает выполнение заданий увлекательным, посильным и информативным для дошкольников. Тем самым, превращая процесс обучения в занимательную и разнообразную деятельность. Современными и эффективными являются такие техники как рисование пальчиками, ладошками, флоротипия, кляксография, использование трафаретов, тестопластика, создание образов из мятой бумаги, тканей, ваты, нитей, круп и другого бросового материала. Использование нетрадиционных материалов и техник делает выполнение заданий увлекательным, посильным и информативным для дошкольников. Тем самым, превращая процесс обучения в занимательную и разнообразную деятельность.


Цель проекта: Содействовать развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством построения образовательного процесса на основе использования методов моделирования с опорой на нетрадиционные техники изодеятельности. Содействовать развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством построения образовательного процесса на основе использования методов моделирования с опорой на нетрадиционные техники изодеятельности.


Содержание проекта. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА СОДЕРЖАНИЕ ПОДХОДЫ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 1.ОРГАНИЗАЦИ- ОНЫЙ ЭТАП (август-сентябрь 2010г.) -Подобрать, изучить и создать научно- методическое обеспечение по проблеме. -Разработать теоретическую модель организации новых форм обучения детей. -Анализ, изучение, систематизация методической литературы. -Тестирование педагогов на степень осведомленности по проблеме.


Разработать структуру предметно- развивающей среды по видам изодеятельности. -Организация оснащения творческого центра средствами изодеятельности. -Создание и пополнение коллекции моделей- заместителей, графических изображений, коллажей. -Заинтересовать родителей в процессе обучения детей связной речи. -Творческая презентация проекта. -Проведение анкетирования родителей по проблеме.


Создать материально- технических, морально- психологических и эстетических условия для успешного взаимодействия участников проекта. - Организация и проведение тренингов и консультаций по проблеме. 2. РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (октябрь апрель 2011г.) -Внедрить алгоритмы обучения всем видам связного высказывания. -Обобщить и систематизировать информацию по использованию видов моделирования в системе обучения связной речи. -Дидактические тренинги. -Клуб новых встреч. -Создание альбомов, демонстрирующих основные техники нетрадиционных видов изодеятельности.


Организация эффективного взаимодействия педагогов и родителей. -Консультации с целью создания библиотеки книжек-малышек с творческими рассказами. -Выставки детских работ. 3. ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП (май 2011) -Выявить уровень эффективности внедрения образовательной модели. -Методы педагогической диагностики. -Создать детскую творческую студию «Искусство говорить». -Распространить опыт среди педагогов. -Мастер-класс. -Выпуск сборника творческих рассказов «Красочная речь». -Совместные конкурсы родителей и детей.


Алгоритм обучения рассказыванию посредством моделирования сказки. Знакомства с литературным произведением с использованием предметного моделирования. Знакомства с литературным произведением с использованием предметного моделирования. Освоение сюжета, обдумывание сказки, используя двигательный временно-пространственный методы моделирования. Освоение сюжета, обдумывание сказки, используя двигательный временно-пространственный методы моделирования. Рассказывание произведения с опорой на графические рисунки, декоративные панно. Рассказывание произведения с опорой на графические рисунки, декоративные панно.





Алгоритм обучения составлению описательных рассказов. Формирование знаний о предмете, его формах, назначений посредством сериационного, временно-пространственного и двигательного методов моделирования. Формирование знаний о предмете, его формах, назначений посредством сериационного, временно-пространственного и двигательного методов моделирования. Создание образа предмета на основе применения нетрадиционных техник изодеятельности. Создание образа предмета на основе применения нетрадиционных техник изодеятельности. Составление описательного рассказа. Составление описательного рассказа. Рефлексия. Рефлексия.


Алгоритм составления рассказа по серии сюжетных картинок. Предоставление макета на определенную тему. Предоставление макета на определенную тему. Осмысление детьми общего содержания изображенных событий и подбор образов посредством двигательного временно-пространственного методов моделирования. Осмысление детьми общего содержания изображенных событий и подбор образов посредством двигательного временно-пространственного методов моделирования. Создание сюжетных образов с использованием нетрадиционных техник изодеятельности. Создание сюжетных образов с использованием нетрадиционных техник изодеятельности. Формирование целостного представления событий на основе созданных образов. Формирование целостного представления событий на основе созданных образов. Рефлексия. Рефлексия.



Алгоритм обучения детей творческому рассказыванию. Составления плана рассказа с использованием логико- синтаксических, графических схем. Составления плана рассказа с использованием логико- синтаксических, графических схем. Презентация рассказа посредством предметного метода моделирования. Презентация рассказа посредством предметного метода моделирования. Создание книжек-малышек, тематических картинок с применением нетрадиционных техник изодеятельности. Создание книжек-малышек, тематических картинок с применением нетрадиционных техник изодеятельности. Рефлексия. Рефлексия.

ПРОЕКТ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
«ПУТЕШЕСВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ
И ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»

Введение
«Родное слово – основа всякого умственного
развития и сокровищница всех знаний»
К.Д. Ушинский
Вопросы развития речи детей дошкольного возраста рассматриваются
нашими учёными с различных точек зрения. Так, известный специалист в
области детской речи Е.И. Тихеева раскрывает в своих работах основные
направления руководства развитием речи детей. Особое внимание уделяет
тесной связи речевого развития ребёнка с сенсорным: «…Развитие ощущений
и восприятий находится в непосредственной связи с развитием мышления и
речи…» (Основные положения методики развития речи детей).
Исследования А.Г. Арушановой, О.С. Ушаковой, В.В. Гербовой, Е.М.
Струнина, В.И. Яшина показывают, что целенаправленное обучение родному
языку необходимо начинать в младших группах, включая специальные
речевые занятия по развитию звукопроизношения, освоение словаря,
составлению рассказов из опыта ребёнка и творческих рассказов.
Важной основой обучения дошкольников родному языку является обогащение
их речевой деятельности. Этот путь повышения качества речевого поведения
детей отмечают Л.В. Ворошнина, А.С. Колосовская. Наличие мотивации речи
означает, что у ребёнка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы
высказывать свои мысли.
Уникальна по своему содержанию книга «Развитие речи и творчества
дошкольников» под редакцией О.С. Ушаковой (2001г.), которая посвящена
развитию речи и обогащению эмоционального словаря. Традиционные
методики развития речи дошкольников представлены А.М. Бородич, Ф.А.
Сохиным, основополагающие идеи которых заложены в программах и
методических пособиях сегодня (развитие диалогического общения).
Разработкой проблемы диалога в современной науке занимается М.М.
Бахрин. Учёный раскрывает все формы проявления речевой коммуникации
речевые жанры»).
Проблемам развития речи детей дошкольного возраста уделяется
значительное внимание в работах А.А. Леоньтьева. Решение речевых задач
должно происходить комплексно, но иметь игровую форму.
Результаты исследований данных учёных изменили подходы к
содержанию и формам обучения родному языку в дошкольных учреждениях.
Предпочтение отдаётся образовательной деятельности, объединяющей разные

виды деятельности (речевую, музыкальную, двигательную, изобразительное
творчество) и самостоятельной художественно­речевой деятельности детей.
Изученные научные исследования в области речевого развития
дошкольников позволили определить требования к реализации проекта, его
эффективность в образовательной деятельности педагогов. Эти требования
предусматривают необходимость использования наиболее эффективных
путей формирования связной речи детей, комплексного подхода, принципа
единого содержания образовательной деятельности для детей дошкольного
возраста
Актуальность
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои
мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности,
содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми,
тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о
своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности,
предупреждая и исправляя различные нарушения.
Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет.
К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями
задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за
помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также
владеть диалогической речью.
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры –
социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе
завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их
центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к
завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь
и может выражать свои мысли и желания.
Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей,
посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:
1. владение речью как средством общения и культуры;
2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи;
3. развитие речевого творчества;
4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
5. формирование звуковой аналитико­синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве
средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

 активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и
чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
стараться разрешать конфликты;
 может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
 проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и
далёких предметов и явлений, интересуется причинно­следственными
связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей;
 обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном,
социальном и культурном мире, в котором он живёт.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не
может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи
реализуется основная функция языка и речи ­ коммуникативная. Общение с
окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной
речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития:
формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны.
Поэтому развитие связной речи ­ одна из главных задач, которую ставит
дошкольное образование.
Практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
Неспособность грамматически правильно построить распространенное
предложение.
2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
3. Употребление нелитературных слов и выражений.
4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими
словами.
6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,
регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8. Плохая дикция.
Актуальность проекта обусловлена слабо сформированной связной речью
воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины,
описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Родители мало
уделяют внимания на эту проблему.

Цель проекта: создание необходимых условий для развития мотивов и
потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками
педагогического процесса.

Задачи проекта:
1. Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе
дошкольного учреждения посредством использования разных форм
организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника.
2. Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым
материалом.
3. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного
взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления
связной речи детей.
4. Организовать психолого­педагогическое сопровождение ребёнка в
процессе реализации проекта, его продвижение и успешность

Принципы:
Программа проекта построена в соответствии с возрастными и
психологическими особенностями развития детей дошкольного возраста, с
опорой на следующие принципы:
1) научности (учёт современных достижений науки и практики);
2) целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);
3) целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений
проекта, творческого роста педагогов);
4) интегративности и комплексного подхода к решению речевых задач;
5) динамичности (изменения и развитие педагогической деятельности);
6) преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и
семьи.

Тип проекта: информационно­практико­ориентированный
Участники: педагоги, специалисты ДОУ, дети дошкольного возраста,
родители воспитанников.
Длительность: краткосрочный (15.11­15.02)

Ожидаемый (предполагаемый) результат:
Использование активных форм работы по речевому развитию детей
способствовало активизации и обогащению словарного запаса,
совершенствованию звуковой культуры речи. Речь детей стала более внятной
и выразительной. Наши наблюдения сегодня за общением детей, их
контактами со сверстниками показывают, что дошкольники по собственной
инициативе комментируют свои действия, говорят, что они делают, отмечают
трудности, огорчаются неудачами, радуются достижениям. Уровень речевого
развития повысился значительно. Дети стали относится друг к другу
внимательнее и доброжелательнее.








Участие родителей в проекте помогло им осознать свою роль в
речевом развитии ребёнка, изменить отношение к личности ребёнка, характер
общения с ним, повысило их педагогические знания. Родители чаще общаются
с педагогами и друг другом.

Практическая значимость:
Использование проектного метода обеспечивает стабильность,
устойчивость, целостность образовательного процесса.
Вариативность, гибкий подход к каждому ребёнку, применение
адекватных форм, методов работы.
Проект направлен в первую очередь на создание условий для развития
мотивов и потребностей речевой деятельности. Реализуется через серию
комплексно – тематических и интегрированных занятий с детьми.
Выполнение проекта позволяет успешно решать основные задачи на
учебный год, организовать тесное сотрудничество между всеми участниками
образовательного пространства: воспитателями, воспитанниками и их
родителями.
Идёт поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые
формы работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы.
Данный проект ориентирован на детей.

Этапы реализации проекта:
1. Организационно­подготовительный (ноябрь­декабрь).
2. Основной (декабрь­январь).
3. Заключительный (январь­февраль).

Содержание и этапы реализации проекта
Организационно­подготовительный этап
1. Мониторинг речевого развития старших дошкольников, обработка данных
2. Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей».
Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч»,
«Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»,
«Дошкольник».
3. Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов
образовательной деятельности
4. Анкетирование родителей
5.Самооценка профессионализма педагогов по разделу речевое развитие
дошкольников
Основной этап.
1. Пополнение развивающей предметно­пространственной среды
дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом,
мнемотаблицами, алгоритмами, демонстрационным материалом

2. Проведение разнообразных форм образовательной деятельности по
формированию связной речи дошкольников.
4. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к
участию в придумывании сказок, загадок и т. п.
5. Знакомство с основными способами перекодирования информации,
использование условно – графических моделей детьми в играх.
6. Повышение компетентности педагогов по развитию речевого поведения
детей, формированию умений практического владения выразительной речью в
условиях детского сада и семьи.
7. Вовлечение родителей в совместную творческо­речевую деятельность.

Реализация основного этапа

1. Работа с воспитанниками
Мероприятия
Время проведения

В течение проекта
­ Литературная игра – викторина: «Сказка, я тебя знаю»
­ «Сундучок загадок» (сочинение загадок, используя
мнемотехнику)
­ Игра – драматизация: «Ожившая сказка»
– Обучение приёму рассказывания сказки по таблице,
схеме;
– «Назови и опиши героя сказки» (коллаж);
– Использование приема изменения сюжета сказки: «Что
будет если…»
– Рисование по сказке: «Нарисуем сказку»
– Сочинение сказок «Веселые сочинялки»
­ Речевые игры с движением
­ Разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок;
–речевые тренинги с детьми;
– работа со схемами;
– динамические этюды;
– игры – путешествия по «Стране красивой и грамотной
речи»
­ интерактивные игры
– составление писем: своему другу; на передачу;
письмо сверстникам в другой детский сад;
письма – загадки; письмо – приглашение.
­ Сочинение сказок на новый лад
­ Ритмопластика
­ Изготовление альбома «Мы любим сказки»
­ Речевая викторина «Путешествие в страну волшебных
слов»
­ Игры­драматизации по знакомым сказкам
­Создание книжек­малышек
­ Акция «Подари книжку малышам»
­ ОД по обучению детей рассказыванию
­ беседа – диалог по теме недели
­ слушание аудиосказок

1. Взаимодействие с родителями

Развитие речи детей является главной задачей в работе дошкольных организаций.Необходимо подобрать такие игровые упражнения,которые помогут сформировать навыки правильной речи.Данный проект поможет развить связную речь дошкольников,обогатит словарный запас,будет содействовать приобщению к красоте природы родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад «№9 «Радуга»

Проект

по развитию связной речи у детей старшей группы №1 «Дружная семейка»

на 2017-2018учебный год

«Времена года»

Подготовила:

Алтунина Наталья Юрьевна

воспитатель

1 квалификационной категории.

Г.Балабаново

Цель проекта: Развитие связной речи детей через познавательную и игровую деятельность.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Подобрать и внедрить в работу с детьми игровой и познавательный материал для развития связной речи.

Формировать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года через знакомство с музыкальными произведениями.

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные методы рисования, познакомить с нетрадиционными техниками рисования.

Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.

Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей.

Развивать внимание, память, мышление, эстетический вкус через работус художественным словом. .

Воспитывать у детей любовь к природе и бережное к ней отношение.

Практико-ориентированный проект

Срок реализации:

Участники проекта:

Воспитатели.

Дети старшей группы

Родители.

Предполагаемый результат.

Сформированы:

Установлено деловое взаимодействия

Актуальность проекта.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:

1. владение речью как средством общения и культуры;

2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

3. развитие речевого творчества;

4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

5. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

· активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

· может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

· проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

· обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.

Практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

Употребление нелитературных слов и выражений.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Плохая дикция.

Актуальность проекта обусловлена слабо сформированной связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Педагогами недостаточно уделяется времени для развития связной речи, не используются современные педагогические технологии. Родители мало уделяют внимания на эту проблему.

Аннотация проекта.

Данный проект помогает развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь. Формировать эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года. Воспитывать экологическую культуру.

Предполагаемый результат.

Сформированы:

Навыки связной речи у старших дошкольников, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Становление ребенка как личности.

Положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Результаты работы с родителями:

Повышена педагогическая компетентность родителей,

Установлено деловое взаимодействие.

Этапы проекта.

разработка цели и задач проекта;

подбор методического материала и литературы;

Работа с детьми;

Работа с родителями.

Анализ результатов реализации проекта:

Совместные итоговые выставки творческих работ;

Презентация проекта;

Размещение информации в СМИ.

Результаты. Выводы.

Сформированы навыки диалогической и монологической речи.

Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения, сравнивают, анализируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи.

Пополнился запас знаний о родном крае, об общечеловеческих ценностях.

Повысилась экологическая культура, как детей, так и взрослых.

Улучшились отношения детей друг с другом.

Установлено деловое взаимодействие с родителями.

Осенью посадили деревья.

Сделали кормушки и скворечники для птиц.

Принимали активное участие в конкурсе рисунков и поделок.

Составляли рассказы, загадки и небылицы и оформили их в книги.

Перспективы на будущее.

Качественно готовить детей к школьному обучению.

Продолжать работу с детьми по развитию связной речи.

Содействовать формированию экологической культуры детей и взрослых.

Развивать внимание, память, мышление.

Методическое оснащение:

Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.

Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 2000. – 223с.

В союзе с природой. Л.И.Грехова

Прогулки в природу. В.А. Шишкина М.Н. Дедуневич

Экологическое воспитание дошкольников. А. ЛопаткинаМ. Скребцова

Ознакомление с природой через движение. М.А. Рунова А.В. Бутилова

Юный эколог. С.Н. Николаева

Как знакомить дошкольников с природой. П.Т. Саморукова

Развитие речи. P.M. Хамидулина

А.И. Максаков, Г.А.Тумакова «Учите, играя» 2005год .

Развитие речи. В.Н. Волчкова Н.В. Степанова

Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2000.

Интернет-сайты :

Игры для развития и обогащения активного речевого словаря

А) Дополни предложения
- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..
- Зайчик летом …., а зимой...
- Грибы растут..., а огурчики - на...
- Рыба живет в..., а медведь - в...
- Сахар сладкий, а лимон...
- Днем светло, а ночью...
Б) Закончи предложение
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я хочу...
Я умею...
Я помогу...
Я принесу...
Я спою...
В) Скажи какой
- Карандаш - новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный...
- Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший...
- Цветок - душистый, весенний, лесной, яркий, маленький...
- Река - быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...
- Мама - добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая...

Игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними

А) Веселая семейка
Правильно назвать животных и их детенышей.

- Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.
- Петух, курица, цыплята.
- Кот, кошка, котята.
- Гусь, гусыня, гусята.
- Медведь, медведица, медвежата.
Б) Большой - малый
Подобрать ласкательное слово.
- Мама - мамочка,
- ваза - вазочка,
- кот - котик,
- солнце - солнышко,
- река - речушка,
- береза - березка,
- листок - листочек.
В) Поймай мяч
Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.
- весна - весенний,
- солнце - солнечный,
- береза - березовый,
- липа - липовый,
- дождь - дождливый.
Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение
А) Согласие - несогласие
Задача педагога - формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.
Воспитатель. Сегодня будет дождь.
Дети. Нет, не будет, потому что небо чистое.
Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.
Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).
Воспитатель. Это - рыба.
Дети. Нет, это не рыба. Это - мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши. а у рыбы нет.
Б) Рассказ-небылица
Задача педагога - учить определять тему размышления вставными конструкциями «я думаю», «я знаю», «мне кажется», «на мой взгляд»; отрицать неподходящие явления, используя подчинительные союзы «потому что».
После прослушивания рассказов-небылиц дети определяют несоответствия, которые они заметили.
Летом ярко светит солнце, поэтому дети вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и начали кататься на санках. Потом слепили из песка снежную бабу. Вот как весело было детям!
Пришла осень, потому что начали опадать зеленые листочки. Дети пошли на экскурсию к озеру. Там они увидели много интересного. На берегу озера сидели два окуня и рак. Когда дети подошли ближе, то рак и окуни упали прямо в воду. Возле озера росло много березок, а на их веточках спрятались среди зеленых листочков грибы. Дети подпрыгнули и сорвали несколько грибов. Вот сколько интересного они увидели на экскурсии!
Игры для совершенствования правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха
А) Новое словообразования
В слове заменить гласный звук [у]:
белка - булка, река - рука, дать - дуть.
Заменить гласный звук [о]:
сам - сом, рама - Рома, касса - коса, раса - роса.


Участники: - воспитанники старшей группы компенсирующей направленности,

Педагоги группы,

Родители воспитанников.

Тип: детско-родительский.

Вид проекта : познавательно-творческий.

Продолжительность: 1 год.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие:

Знакомство с художественной литературой,

Развитие речи.

Художественно-эстетическое развитие:

Изобразительная, конструктивно-модельная деятельность,

Музыкальная деятельность,

Театрализация.

Социально-коммуникативное развитие:

Социализация.

Цель: развитие связной речи детей через театрализацию, раскрытие творческого потенциала, приобщение к художественной литературе на примере сказок.

Формировать интерес к книге, через чтение и рассказывание сказок;

Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

Обогащать и расширять словарный запас детей;

Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

Формировать навыки сотрудничества;

Воспитывать чувства дружбы и коллективизма;

Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

Побуждать детей к речевому общению между собой.

Родители:

Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

Развитие совместного творчества родителей и детей;

Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Актуальность:

Сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития связной речи детей.

На сегодняшнем этапе жизни современного общества чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов. Дети не знают сказок, не умеют их рассказывать, не интересуются книгами.

Таким образом, в речевом развитии детей отмечается большое количество нарушений и недостатков, что отрицательно влияет на формирование личности ребенка, способствует развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости).

Предполагаемый результат:

Развитие связной речи детей через театрализацию;

Развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

Формирование навыков сотрудничества;

Содействие творческому развитию детей;

Развитие эмоциональной отзывчивости;

Гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

Продукт проектной деятельности:

Изготовление книг по сказкам, оформленных методом коллажирования;

Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»;

Праздник «Сказка за сказкой» с участием детей, родителей и педагогов группы.

Основные этапы реализации проекта:

1 этап: Информационный

Беседа с детьми о значении книг для людей; расширение знаний о книге, чтение сказок, совместное изготовление книги в детском саду, представление проекта родителям, беседа о методе коллажирования.

2 этап: Творческий

Изготовление детьми совместно с родителями книг по сказкам.

Оформление книг методом коллажирования.

3 этап: «Презентация»

1) Представление изготовленных книг детьми. Награждение семей дипломами.

2) Праздник «Сказка за сказкой». Участники: дети, родители, педагоги. Подготовка костюмов, распределение и разучивание ролей, песен, танцев.

1.Чтение сказок и перессказывание их детьми с опорой на последовательные картинки.

2. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.

3. Игры – драматизации по сказам.

4. Раскрашивание иллюстраций к сказке «Красная Шапочка» детьми (совместная творческая деятельность).

5. Коллажирование страниц сказки учителем-логопедом.

6. Логопедическое занятие с детьми на тему «Что мы знаем о книгах?»

7. Родительское собрание на тему «Любимые сказки».

8. Постановка задачи перед родителями по изготовлению книги совместно с другими родителями и детьми. Распределение сказок между семьями.

9. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению книг по сказкам.

10. Презентация изготовленных книг.

11. Подготовка и проведение праздника «Сказка за сказкой».

Последние материалы раздела:

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...

Скачать Тесты по психологии на андроид v
Скачать Тесты по психологии на андроид v

– приложение на андроид с развлекательным характером. С его помощью пользователь узнает свои стороны личности, а также познакомится ос страхами и...

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...