Слепые люди моргают. Невероятные способности слепых людей

За последние 150 лет благодаря развитию медицины мы стали понимать, каким образом разные участки мозга отвечают за различные задачи в работе нашего тела. Есть отдельные мозговые центры, руководящие памятью, движением, зрением и слухом, осязанием и обонянием, речью и так далее.

Посередине задней части мозга расположена зона, получившая название зрительной коры, - уже давно известно, что именно здесь сосредоточены клетки, отвечающие за зрительные ощущения. Значительная часть сведений о том, как функционирует та или иная часть мозга, была получена в ходе изучения травм и повреждений. Когда в результате несчастного случая страдает некий участок мозга, врачи по изменениям в поведении или способностях человека могут судить о том, за что отвечает этот участок в нормальном, неповрежденном состоянии. Хотя это не столь совершенный, как хотелось бы, инструмент получения знаний. Повреждения не так уж часто затрагивают только один участок мозга, так что полученной в ходе исследования информации зачастую недостает точности. Если в машине после аварии не работают фары, это может объясняться целым рядом причин: например, вышел из строя аккумулятор, или генератор переменного тока, или лампы, или переключатели, - тут нужно быть осторожным и не делать скоропалительных выводов.

Впрочем, при всех этих «но» в одном ученые уверены на сто процентов: если зрительную кору головного мозга серьезно повредить или удалить, пациент ослепнет.

Но как узнать, что человек действительно слеп? Вопрос может показаться глупым, тем не менее одно исследование, начатое в 1970-х годах, продемонстрировало, что слепота - не совсем то, чем она кажется. Очевидный способ проверить, слеп человек или нет, - спросить у него об этом. Большинство людей не станет врать в столь серьезном деле, именно поэтому связь зрительной коры со зрением не вызывает сомнений. Все те, чья зрительная кора была сильно повреждена, не могли видеть - в том смысле, который мы обычно вкладываем в это слово. Они были неспособны делать все то, что делают зрячие, с трудом ориентировались в пространстве и, естественно, не воспринимали никаких визуальных образов.

Но в 1974 году человек, оставшийся в науке под инициалами Д. Б., перенес операцию по удалению опухоли мозга, которая затрагивала его зрительную кору, и в результате ослеп на одну половину поля зрения. Это означало, что он мог видеть только половину окружающего его пространства, ту, что находилась слева, но понятия не имел, что происходит справа. Также были случаи, когда животные с поврежденными или отсутствующими зрительными центрами по-прежнему могли выполнять задачи, требовавшие использования зрения. Они, например, поворачивали голову в сторону вспышки света. Поскольку животные не в состоянии сообщить, видят они что-нибудь или нет, долгое время было непонятно, в чем дело. Но, столкнувшись с пациентом, который заверял докторов, что ничего не видит, группа ученых из Оксфорда во главе с профессором Ларри Вайскранцем решила выяснить, может ли пациент, несмотря на слепоту, выполнять те же задачи, что и животные.

К удивлению ученых (а также самого пациента), Д. Б. мог проделывать такие вещи, каких от слепого не ожидают. Он различал местонахождение внешнего раздражителя, например яркого света, и указывал в верном направлении. Он также мог сказать, движется источник света или стоит на месте, а еще был способен определить, направлен световой луч горизонтально или вертикально. Но самое удивительное: когда ему последовательно демонстрировали два цветных световых луча, он мог определить, одинаковы цвета или различны. И все это, между прочим, пациент проделывал, не осознавая, что может видеть свет, направление луча и цвета. Напротив, как вы, наверное, догадались, когда пациенту предложили выполнить все эти задания, он решил, что врачи сошли с ума. Как можно ожидать, что человек различит свет и цвета в той части своего поля зрения, в которой он ничего не видит? Всякий раз, когда Д. Б. указывал в определенном направлении или отвечал на серии вопросов, ему казалось, что он просто угадывает. И каково же было его изумление, когда ему сообщили: все его действия и ответы доказывали, что он по-прежнему в некотором роде может «видеть».

Так что же происходит с пациентами, обладающими подобной способностью «слепозрения» (термин введен все тем же профессором Вайскранцем)? Хотя за субъективное ощущение зрения отвечает зрительная кора, в мозгу есть и другие области, вовлеченные в обработку визуальных сообщений, полученных глазами и передаваемых в мозг. Прежде чем визуальная информация поступит в зрительную кору, она проходит через другие участки мозга и даже ветвится, чтобы добраться сразу до нескольких областей. Ученые обнаружили, что визуальная информация активизирует - ни много ни мало - целых девять участков мозга. Судя по всему, один из этих вспомогательных участков, получив информацию о точке света, способен дать руке сигнал, чтобы она поднялась и указала в нужном направлении, - даже при полностью разрушенной зрительной коре. Это как если бы пассажир, едущий на поезде к конечной станции, сошел бы на предыдущей остановке и передал посылку с обозначенным на ней адресом другому пассажиру, едущему в противоположном направлении, от конечной станции. Тот, кто находится на конечной станции и ожидает, что ему передадут посылку, дабы он отправил ее дальше, так и не узнает, что передача посылки все же произошла, при этом посылка благополучно доберется до места назначения, указанного в адресе.

В ходе дальнейшего изучения этого феномена, которое (некоторые наверняка скажут: к счастью) сильно тормозилось из-за того, что серьезные травмы, задевшие нужные участки мозга, встречались довольно редко, выяснилось, что и с прочими чувствами, локализованными в других частях мозга, происходит нечто подобное. Существует, например, «слепокасание»: когда некто с мозговой травмой, лишившей человека осязательных ощущений в руке, может тем не менее с завязанными глазами правильно указать, к какому месту руки прикасается датчик. Есть также свидетельства «глухослышания»: человек, утративший всякую способность к пониманию речи (у него был поврежден участок мозга, отвечающий за распознавание слов), несмотря ни на что, мог отличать звучание знакомых слов, которые он когда-то читал, от незнакомых.

Человек получает 90% информации об окружающем мире через зрение. Только десять оставшихся отведено под прочие органы чувств. Но как воспринимают мир люди незрячие?

Погружение во тьму

Когда мы закрываем глаза, обычно видим черный цвет, иногда с примесью светящихся пятен. Под этой картинкой мы подразумеваем «не видеть ничего». Но как видят мир те, у кого глаза всегда «закрыты»? Что такое тьма для слепого человека и как он ее видит?

Вообще, картина мира слепого во многом зависит от того, во сколько лет он потерял зрение. Если это произошло уже в сознательном возрасте, то человек мыслит теми же образами, что и зрячие люди. Просто информацию о них он получает с помощью других органов чувств. Так, слыша шелест листвы, он представляет деревья, теплая солнечная погода будет ассоциироваться с голубым небом, и так далее.

Если человек потерял зрение в детстве, после пяти лет, он может помнить цвета и понимать их значение. Иными словами, он будет знать, как выглядят стандартные семь цветов радуги и их оттенки. Но визуальная память все равно будет развита слабо. Для таких людей восприятие базируется, по большей части, на слухе и осязании.

Совсем по иному представляют себе мир люди, которые никогда не видели солнечного зрения. Будучи слепыми от рождения или с младенческого возраста, они не знают ни образов мира, ни его красок. Для них зрение, как и визуальное восприятие ничего не значит, поскольку область мозга, отвечающая за преобразование визуальной информации в изображение, у них просто не работает. На вопрос о том, что они видят перед глазами, они, скорее всего, ответят, что ничего. Вернее, они просто не поймут вопрос, поскольку у них не развита ассоциация предмета с изображением. Они знают названия цветов и предметов, но им неизвестно, как они должны выглядеть. Это лишний раз доказывает неспособность слепых, которым удалось вернуть зрение, узнать знакомые им по осязаниям предметы, увидав их воочию. Поэтому слепой никогда не сможет объяснить, какого цвета настоящая тьма, потому что он ее не видит.

Тактильные сны

Со снами похожая ситуация. Люди, утратившие зрение в сознательном возрасте, по их собственным рассказам, еще какое-то время видят сны «с картинками». Но по прошествии времени им на смену приходят звуки, запахи, осязательные ощущения.

Человек, который слеп с самого рождения, не увидит в своих снах абсолютно ничего. Зато почувствует. Предположим, что нам снится сон, в котором мы находимся на песочном пляже. Зрячий человек, скорее всего, увидит сам пляж, океан, песок, набегающую волну. Слепой услышит звук волны, почувствует песок, сыплющийся сквозь пальцы, ощутит легкий бриз. Невидящий с рождения видеоблоггер Томи Эдиссон описывает свои сны следующим образом: «Мне снится то же самое, что и вам. Например, я могу сидеть на футбольном матче, а через мгновение оказаться на своем дне рождения, когда мне исполнилось семь лет». Разумеется, он всего этого не видит. Но слышит звуки, которые вызывают у него соответствующие ассоциации.

Эхолокация


Зрячие люди получают 90 % информации благодаря своим глазам. Зрение для человека – главный орган чувств. Для слепого эти 90% или, по некоторым версиям 80%, приходятся на слух. Поэтому

большинство невидящих обладают очень чутким слухом, которому зрячий может только позавидовать – в их среде часто встречаются великолепные музыканты, например, джазовый исполнитель Чарльз Рэй или пианист-виртуоз Арт Тэйтум. Слепые не только могут по-настоящему слышать и внимательно следить за звуками, но и в некоторых случаях использовать эхолокацию. Правда, для этого нужно научиться распознавать звуковые волны, отраженные окружающими объектами, определять положение, удалённость и размер предметов, находящихся поблизости.

Современные исследователи более не относят этот метод к разряду фантастических способностей. Методику применения эхолокации для незрячих разработал такой же слепой с раннего детства американец Дэниэл Киш. В 13 месяцев ему удалили оба глаза. Естественная тяга к познанию мира у слепого ребенка вылилась в использование им способа отражения звука от разных поверхностей. Им же пользуются летучие мыши, живущие в полной темноте, и дельфины, использующие эхолокацию для навигации в океане.

Благодаря своему уникальному способу «видеть», Дэниэлу удалось жить жизнью обычного ребенка, ни в чем не уступавшего его более удачливым ровесникам. Суть его метода проста: он постоянно прищелкивает языком, посылая впереди себя звук, который, отражается от разных поверхностей, и дает ему представление об окружающих его предметах. Фактически то же самое происходит, когда слепые постукивают палкой – звук трости по дороге, отскакивает от окружающих поверхностей и передает человеку некоторую информацию.

Тем не менее, способ Дэниэля пока еще не получил распространения. В частности, в Америке, где он зародился, согласно мнению Американской национальной федерации слепых людей, его признали «слишком сложным». Но сегодня на помощь хорошей идее пришли технологии. Два года назад израильские ученые разработали специальную систему Sonar Vision, которая способна преображать изображение в звуковые сигналы. Она работает аналогичным образом, что и система эхолокации у летучих мышей, только вместо щебетания применяется видеокамера встроенная в очки. Ноутбук или смартфон преобразует изображение в звук, который в свою очередь передается на гарнитуру. Согласно проведенным экспериментам, после специального обучения, слепые люди с помощью устройства смогли идентифицировать лица, здания, положение объектов в пространстве и даже определять отдельные буквы.

Мир на ощупь

К сожалению, все вышеперечисленные способы восприятия окружающего мира подходят не всем слепым. Некоторые с рождения лишены не только глаз, но и ушей, а точнее слуха. Мир слепоглухих ограничивается памятью, в случае если они потеряли зрение и слух не с рождения, и осязанием. Иными словами, для них существует лишь то, чего они могут коснуться. Осязание и запах – единственные нити, связывающие их с окружающих миром.

Но даже для них есть надежда на полноценную жизнь. С ними можно разговаривать с помощью, так называемой, дактилологии, когда каждой букве соответствует определенный знак, воспроизводимый пальцами. Огромный вклад в жизнь таких людей внес шифр Брайля – рельефно-точечный тактильный способ письма. Сегодня выпуклые буквы, непонятные зрячему человеку, распространены повсеместно. Существуют даже специальные компьютерные дисплеи, способные преобразовывать электронный текст в выпуклую надпись. Однако такой способ применим лишь к тем, кто лишился зрения и слуха уже после того, как успел выучить язык. Тем же, кто слеп и глух с рождения, приходится уповать лишь на осязание или на вибрации!

Считывая вибрации


Совершенно уникальным в истории является случай американки Хелен Келлер, которая еще в младенчестве потеряла зрение и слух в результате перенесенной лихорадки. Казалось бы, ей уготована жизнь замкнутого человека, который в связи со своей инвалидностью просто не сможет выучить язык, а значит, не сможет общаться с людьми. Но ее стремление познавать мир наравне со зрячими и слышащими было вознаграждено. Когда Хелен подросла, ее определили в школу Перкинса, специализирующуюся на обучении слепых людей. Там ей выделили преподавателя Энн Салливан, которая смогла найти правильный подход к Хелен. Она научила языку девушку, никогда не слышавшую человеческой речи и не знающую даже приблизительного звучания букв и смысла слов. Они прибегли к методу «Тадомы»: прикасаясь к губам говорящего человека, Хелен ощущала их вибрацию, в то время как Салливан обозначала буквы на её ладони.

После освоения языка для Хелен открылась возможность использовать шифр Брайля. С его помощью, она добилась таких успехов, которым бы позавидовал обычный человек. К концу своего обучения, она полностью освоила английский, немецкий, греческий и латынь. В возрасте 24-х лет она с отличием окончила престижный институт Рэдклиф, став первым слепоглухим человеком, получившим высшее образование. Впоследствии она посвятила жизнь политике и защите прав людей с ограниченными способностями, а также написала 12 книг про свою жизнь и мир глазами слепых.

На сон почти треть своей жизни и каждую ночь видит сны, даже если не помнит их после пробуждения. Причём сновидением считается восприятие не только визуальных, но и звуковых, тактильных и даже вкусовых образов. The Village узнал у эксперта и незрячих людей, какие сны снятся слепым.

София Кочнева

терапевт-сомнолог, помощница Романа Бузунова - заведующего Центром медицины сна ФГБУ «Клинический санаторий „Барвиха“» Управления делами президента РФ

Если люди лишены зрения с рождения и, соответственно, никогда не получали никакой зрительной информации, то они не «видят» сны, они их, скорее, чувствуют. Сновидения у таких людей ярче выражены через запахи, вкусы, тактильные эмоции и переживания, что компенсирует отсутствие визуального впечатления от мира. То есть это прямое отражение того, как слепые воспринимают внешний мир во время бодрствования, - через уши, руки и обонятельные рецепторы.

Зрячему человеку тяжело представить себе, как это происходит. Можно попытаться интерпретировать, закрыв глаза и сосредоточившись на внутренних ощущениях происходящего вокруг.

Все люди, как известно, видят сновидения во время быстрой фазы сна, когда глазные яблоки находятся в стадии постоянного быстрого движения. Эта фаза занимает немного времени и имеет у зрячих и слепых одинаковую продолжительность. То есть слепые люди видят абсолютно полноценные сны, их глаза точно так же движутся, когда они проходят стадию быстрого сна. Это абсолютно здоровые и полноценные сны с учётом поправки на зрение.

Что касается людей, которые ослепли в течение жизни, то в первые месяцы им снятся лица людей и обстановка, которая их окружала раньше. Но сон - это всего лишь информация, которую мы получаем в течение дня, просто во сне мозг выдаёт её в переработанном и часто искажённом виде. Поэтому, если человек ослеп 10–20 лет назад, он видит такие же сны, которые снятся слепому от рождения человеку.

Есть такой термин - проприоцептивная чувствительность. Он означает, что человек чувствует изменение положения своих конечностей в покое и в движении. Фактически у слепых это чувство развито лучше, поэтому во сне они могут находиться в состоянии постоянного совершения действия.

Сергей Флейтин

полностью ослеп
в 10 лет

Я не придаю снам слишком уж большого значения и не всегда обращаю на них внимание. Кроме того, нужно, наверное, уточнить, что у меня есть визуальный опыт. Я окончательно ослеп в 10 лет, так что адекватное представление об окружающем мире имею, хотя конкретные образы за столько лет уже поистёрлись. То есть до 10 лет я видел, но плохо. Читал, например, водя носом по книжке: у меня была очень тяжёлая близорукость. Когда я ещё не окончательно потерял зрение, сны мне снились цветные, в красках реальной жизни. И в интернате, где я учился, кое-кто даже считал это признаком ненормальности. Ну а мне, наоборот, казалось ненормальным то, что люди видят чёрно-белые сны.

Поскольку я уже больше тридцати лет ничего не вижу, сны стали смешанными. В них присутствует и мой нынешний опыт незрячей жизни, и опыт прошлой жизни - могут прорваться и какие-то зрительные образы, воспоминания. По-настоящему яркие сны мне снятся крайне редко. В основном это чистой воды биохимия, содержание которой определяется степенью усталости, переживаниями прошедшего дня или тем, что было съедено и выпито за ужином. Иногда может присниться что-то забавное, и тогда, если оно останется в памяти, я даже могу рассказать об этом близким. Но я никогда не занимался поисками сакральных смыслов или скрытых посланий в снах.

Галина Карнаухова

слепая с рождения (остаточное зрение
в виде цветоощущения потеряла в 18 лет)

Сейчас мне 50. До 18 лет у меня сохранялось какое-то остаточное зрение в виде цветоощущения, но во сне я никогда не видела так называемых визуальных образов. Вообще, сновидения мне снятся очень редко. Но если снятся, это ощущения: я как будто нахожусь в процессе физической активности и воспринимаю происходящее не со стороны, а через собственное участие. Чаще всего мне снится какая-то ситуация или обстоятельство из прошедшего дня или просто что-то абстрактное. Например, недавно мне приснился сон про моего дедушку, которого мы с сестрой никогда не знали: он умер ещё в нашем раннем детстве. А тут он вдруг приснился, и это произвело на меня по-настоящему сильное впечатление. Я помню этот сон до сих пор, хотя видела его ещё летом. Это было как в жизни: мы с дедушкой общались, я привела его к нам домой, где дед познакомился и поговорил с мужем.

В основном подобные сны, состоящие из голосов и общения с людьми, я и вижу. Допустим, во сне могу куда-то идти с друзьями или что-то делать руками, чем-то заниматься. Приведу пример: мы с мужем увлекаемся кулинарией, печём всякие тортики и пирожные. Однажды мы в «Жан-Жаке» сделали свой десерт, тирамису, для одного документального проекта. И мне потом не одну ночь снилось, как мы делаем крем и пропитку, украшаем блюдо. Но вот запахи еды не снились.

Чаще всего в сновидениях я получаю, скорее, впечатления от действий или общения. Значения сновидениям я особого не придаю, но были и интересные случаи. Например, моя давно умершая мама в одном из таких снов мне, можно сказать, на словах предрекла очень долгое хождение по конторам, когда мы пытались решить проблемы с недвижимостью. Помню, она обратилась ко мне с сестрой и сказала: «Девчонки, что вы всё так долго - бегаете и бегаете?»

Иллюстрация: Настя Григорьева

Может ли слепой прозреть?

Интегрированный урок по произведению В.Короленко «Слепой музыкант»

Оборудование : восьмицветовой набор теста Люшера, магнитофон, аудиокассета.

ХОД УРОКА

Всё видеть, всё понять,
всё знать, всё пережить,
Все формы, все цвета
вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить.

М.Волошин

… он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных.

В.Короленко

Учитель биологии. Человеку непросто жить в мире, особенно тому, кто родился с физическими недостатками.

Учитель литературы. Об этом повесть русского писателя В.Короленко «Слепой музыкант». Она была задумана как экспериментальный этюд. В ней свобода художественного вымысла сочетается со строгими принципами научного анализа. В повести раскрываются два аспекта: биологический (слепорожденный мальчик тянется к свету) и социальный (естественная природа человека протестует против частного случая нарушения ее законов).

Учитель биологии. На земном шаре насчитывается более 40 млн человек, пораженных слепотой, 80% из них живут в развивающихся странах. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире число людей, теряющих зрение из-за болезней глаз, растет с каждым годом.
Каждые 5 секунд в мире слепнет 1 человек. В 80% случаев слепоту можно предотвратить.

1. Может ли человек тянуться к «неизведанному и недостижимому»? Или человек с физическими недостатками ограничен узкими пределами своих возможностей?
Автор утверждает: может, человек неизбежно стремится к свету, к полноте жизни.

2. А когда такой человек начнет познавать мир, как это отразится на его психике, его душевных качествах?
И автор показывает два пути: человек озлобится, будет мстить (как звонарь Егорий) или же постигнет чужое страдание, через которое духовно прозреет (как бандурист Юрко, звонарь Роман). Мы увидели, что Петрусь Попельский чуть не пошел по первому пути.
– Но кто ему помог? (Дядя, старый гарибальдиец, защитник свободы в Италии. Он убедил его, что сражаться можно не только саблей. )
Дядя Максим всем сердцем желал, чтобы слепой Петр стал активным участником жизни.
– Как дядя пробуждает Петра к активной жизни?

(Пересказ эпизодов: общение с деревенскими детьми; учеба; музыка; дружба с Эвелиной.)

– Достаточно ли этого было слепому? (Нет .)
– Чего хотелось Петру? (Познать мир. )
(Пересказ эпизода «Случай с аистом»).
– Почему дядя рассердился на сестру? (Зачитать цитату: «Максим хотел… закрыть внешние источники родников для блага слепого мальчика».)
– Это правильно? (Нет. Это было биологическое стремление ребенка к свету, познанию недоступного. )
– Забудет ли об этом Петруша? (Нет. Через несколько лет он побывает на колокольне звонаря Егория и услышит «красный звон». )
– Что захочет узнать Петр? (Цвета мира: красный, голубой, зеленый и др. )
– Возможно ли посредством звука передать какой-либо цвет? Как вы думаете?

Учитель биологии. Человек всегда жил в окружении цвета. Цвет для человека был внешним фактором, на который следовало реагировать определенным образом.
Темно-синий цвет ночного неба сигнализировал о наступлении ночи – времени отдыха, покоя, безопасности.
Ярко-желтый цвет восходящего солнца означал время пробуждения, надежды, интереса к новому дню.
Красный цвет крови говорил о необходимости мобилизовать силы для нападения и защиты.
Цвет определяет эмоциональное, и даже физиологическое состояние человека. А как в повести герои соотносят звук и цвет?

(Учитель обращается к 8-цветовому набору теста Люшера.)

Выделяют четыре основных цвета: зеленый, синий, красный, желтый. Что же они символизируют?
Зеленый – символизирует спокойствие, удовлетворенность, нежность, привязанность;
синий – настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение;
красный – силу воли, активность, агрессивность, наступательность, властность;
желтый – активность, стремление к общению, любознательность, оригинальность, веселость.

Учитель литературы. Но вот дядя сказал, что черный цвет – это символ смерти… И Петр, «видя» только черноту, заключил, что смысла в его жизни нет, он несчастнее всякого нищего. Мудрый дядя Максим говорит: «Если бы тебе было хуже, то, может быть, сам бы ты был лучше». И отправляет его познать «счастье» нищих. После этого Петр повзрослел, многое понял и, когда женился на Эвелине, что он однажды почувствовал? (Ему показалось, что он на миг прозрел и всё увидел. )
– Это возможно? Почему дядя Максим сказал: «Он прозрел»? (Он «видел» сердцем, накопленным опытом, пережитым страданием. )

Учитель биологии. А можно ли было Петра вылечить? (Повесть была написана в 1886 г. Тогда врожденную слепоту лечить не умели. )
Известно немало случаев рождения слепых детей. Причиной слепоты чаще всего бывает нарушение прозрачности одной из оболочек глаза – роговицы, так называемое бельмо. Когда-то судьба таких детей была трагичной. Однако во второй половине XX в. медики научились удалять бельмо и восстанавливать прозрачность роговицы. Многим слепым от рождения людям, уже достигшим возраста 40–50 лет, врачи вернули зрение. Но неожиданно оказалось, что слепым от рождения людям после восстановления зрения очень сложно научиться видеть.

Сообщения учащихся

    Врачи, конечно, понимали, что слепые от рождения люди не знают, что такое цвет, что им придется учиться разбираться в определении цветов и оттенков окружающих предметов и заучивать их названия: что мы называем красным, а что зеленым. Но оказалось, что прозревшие люди, легко замечая разницу между цветом предметов, долго не могут запомнить названия этих цветов.

    То же самое относилось к форме предметов. Прозревшим людям приходилось учиться отличать шар от куба, хотя на ощупь они прекрасно умели это делать.

    Описан случай, когда больной очень долго не мог отличить петуха от лошади. Видимо, в его мозгу неправильно сформировались представления о различных признаках. Путаницу внес хвост, достаточно пышный и у лошадей, и у петухов. Привлечь для опознания количество ног этот больной долго не догадывался.

    Большие затруднения у прозревших вызывало чтение. Больному в возрасте 52 лет, умевшему читать по выпуклым буквам (шрифту Брайля), почти не потребовалось специального обучения, чтобы научиться узнавать крупные печатные буквы. Зато мелкие прописные, о существовании которых он раньше не подозревал, долго ему не давались. В конце концов, за 3 года он сумел научиться читать только простые, короткие слова.

    Зрению приходиться учиться. Люди, прозревшие после оперативного вмешательства и уже научившиеся узнавать основные предметы, продолжали путаться при малейшем изменении ситуации. Если такой пациент научился узнавать тарелку, имеющую синий ободок, то такую же тарелку, но с золотым ободком он не узнает. Он не узнает ложки, если ее положить не перпендикулярно к краю стола или не тем концом к едоку.

    Обычно судьба поздно прозревших людей трагична. Большинство из них, в конце концов, отказываются пользоваться зрением и впадают в сильнейшую депрессию, несмотря на то, что до восстановления зрения они адаптировались к своему дефекту и были достаточно жизнерадостными людьми.

Учитель биологии. Как важны для человека первые годы жизни, во многом определяющие его личность! Приведенные примеры помогают нам понять, какое колоссальное значение имеет обучение, тренировка нервных клеток нашего мозга, без которой никакие задатки, полученные от родителей, не помогут человеку стать полноценным человеком.

Учитель литературы. И снова художественная литература учит нас поступать по законам добра и любви.

Учитель биологии. Еще в древности были известны упражнения, активизирующие кровообращение в мозге и области глаз. После таких упражнений люди чувствуют себя значительно бодрее, особенно хорошо эти упражнения снимают умственное утомление. В основе этого – определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов мозга.

Физзарядка для глаз

1. Крепко зажмурить глаза на 3–5 секунд, затем открыть их на 3–5 секунд. Повторить 6–8 раз.

Это упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению крообращения и расслаблению мышц глаз.

2. Быстрое моргание в течение 10–15 секунд. Способствует улучшению кровообращения.

3. Вращайте глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам. Глаза быстро «сбросят» усталость.

4. Несколько движений бровями вверх–вниз.

Последние материалы раздела:

«100 лет на страже южных рубежей государства Как распределяется оборонный бюджет
«100 лет на страже южных рубежей государства Как распределяется оборонный бюджет

Сценарий воспитательного мероприятия Видеоурок « Военнослужащие на страже рубежей Российской Федерации» Дата: «__» _______ 20__г. Место...

Анна Иоанновна. Жизнь и правление. Свержение Бирона. Биография императрицы анны иоанновны Правление анны Иоанновны
Анна Иоанновна. Жизнь и правление. Свержение Бирона. Биография императрицы анны иоанновны Правление анны Иоанновны

Родилась в Москве 8 февраля (28 января по старому стилю) 1693 года. Она была средней дочерью царя Иоанна Алексеевича и Прасковьи Федоровны...

Армянские сказки скачать Герои армянских народных сказок
Армянские сказки скачать Герои армянских народных сказок

Армянские сказки © 2012 г. Издательство «Седьмая книга». Перевод, составление и редакция. Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой...