С чем сталкивается человек на войне. Как меняется человек на войне

Во время войны меняется все мировоззрение человека. В минуты опасности он начинает вести и чувствовать себя совсем по-другому, чем в обыденной обстановке, качества характера раскрываются с новой стороны. В боях могут одновременно проявиться как и чувство боевого возбуждения, радости от атаки, так и чувства обреченности и паники.

Страх является природной формой эмоциональной реакции на опасность. Для человека в не стандартной обстановки естественно чувство опасности, кроме того, очень часто то, что казалось опасным час назад, меняется с оценкой другой опасности, а как результат – другому страху. Например, страх за семью сменяется страхом за себя, страх выставить себя трусом – страхом быть убитым и т.п. Поведение человека во время боевых действий зависит от того, какой из видов страха окажется большим.

Иногда из-за страха человек мобилизует волю к боевой деятельности, иногда наоборот – лишается самообладания.

На войне существует много способов смягчения страха. Это беседы с священниками и командирами, призывы и воодушевляющие лозунги во время атак, химические стимуляторы (наркотические вещества или алкоголь).

У многих во время боев появляются такие качества, как фатализм и суеверие. Они являются некой защитой от стресса, разгружают психику и притупляют страх. У человека может быть безосновательная уверенность в том, что что бы не произошло – он все равно останется жив или же наоборот – что как бы он не прятался. пуля, мина или снаряд найдет его.

Во время военных действий, когда человек находиться на грани гибели, он показывает свою истинную сущность. Все жизненные приоритеты сводятся к одному: борьба за свою жизнь, — все остальное становиться ничтожным. Но важно отметить, что при этом чужая жизнь перестает казаться ценной.

Сильное влияние на психику оказывает и фронтовой быт: недоедание и недосыпание, жара или холод, переутомление и отсутствие нормального уютного жилья. Такие неудобства есть очень большими раздражителями, которые с огромной силой меняют психологию человека.

Когда человек находиться на войне, его психика начинает перестраиваться под ее потребности. Поэтому когда он снова попадает в мирную обстановку, его сознание оказывается неприспособленным к ней. Прежде всего психика солдата после войны не хочет воспринимать спокойствие, стандартные ценности общества становятся бессмысленными. После боевых действий у многих остается желание при помощи оружия решать свои проблемы, так как психика не может за краткое время перестроиться. С этим связанное большее количество криминальной активности (жестокие пытки к пленным, сексуальное насилие, мародерство и разбой, лживые доносы) в военный и послевоенный период, нежели в мирное время. Это было и в странах Европы, и в США, и в СССР.

Также, люди, которые прошли через войну, чаще видят во сне кошмары, их преследуют страшные воспоминания. Важно помнить, что реабилитация военных зависит от таких основных факторов:

  1. Возвращение домой и встреча с близкими людьми;
  2. Повышение статуса в социуме, льготы;
  3. Активная общественная деятельность;
  4. Общение с военным психологом.

Таким образом, каждый человек занимает свое место в социуме и должен помнить, что нельзя потерять его из-за того, что он прошел войну.

Война всегда несет негативные последствия в психике человека, но важно перебороть ту боль и злость, которая остается после нее. После боевых действий восприятие мира меняется не зависимо от воли человека. Но как показывает история, несмотря на пережитые ужасы во время войны, большинство людей смогло сохранить духовные ценности и передать их следующим поколениям.

Самая тяжелая за всю историю война, которая была в этом мире это Великая Отечественная . Она ни один год испытывала силы и волю нашего народа, но наши предки прошли это испытание с честью. Многие писатели описывали в своих произведениях любовь к Родине советского народа и ненависть к врагу, они показали, что не может быть ничего выше интересов человечества. Но, то, что люди испытывали на самой войне в центре событий – никто не может описать, так как сами солдаты. К сожалению многих из них уже нет в живых. Мы можем это только представлять и догадываться.

Четыре года длилась война, залита болью, ужасом, страданиями и мучениями. Сотни тысяч солдат, наших дедов и прадедов, полегло в той битве, оставив миллионы детей сиротами, а жен вдовами. Но, ценой своих жизней, мы все-таки получили Великую Победу, веру в светлое будущее, счастливые дни и возможность насладится ярким солнцем на Родной земле.

Война искалечила жизни и психику многих людей, измучила души принуждая воевать не только мужчин, а и женщин с детьми. Их точное количество невозможно счесть, ведь до сих пор археологи находят остатки тел погибших тогда и возвращают для долгожданного захоронения родственникам.

Война для всех нас не пустое слово, а ассоциация с бомбежкой, автоматными очередями, взрывающимися гранатами, кучами трупов и рекой крови. Эти беспощадные уроки оставили след в жизни всего человечества от малого до старого. Старики учат молодежь, призывая к миру, своими ужасающими историями и рассказами.

Человечество не знало что такое счастье, справедливость, свобода в течение четырех лет пока не одержало победу. Эти действия перевернули мир до неузнаваемости, разрушили сотни городов, сел, поселков…

После той войны, каждый человек изменился.

Невозможно представить то, насколько мужественны, отважны и бесстрашны были вставшие на тропу войны люди. Они своей грудью перекрывали путь врагу и благодаря любви к Родине отвоевали свободу, мир и любовь.

Несколько интересных сочинений

  • Верещагин В.В.

    Художник-баталист, дворянин по происхождению. Три года занимался в Академии художеств. Вся жизнь В.В. Верещагина проходит в путешествиях – Франция,

  • Сочинение по картине Осенний пейзаж Нестерова

Сочинение

Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя Быкова. Честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу - именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой творчества Быкова остается, безусловно, тема героизма. Причем писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок.
Характерной особенностью военных повестей Быкова является то, что в центре изображения оказывается человек в экстремальной ситуации, и положение таково, что герой должен немедленно сделать выбор: героическая смерть или позорная жизнь предателя. И к такому приему автор прибегает не случайно, ведь в обычной обстановке не может полностью раскрыться характер человека. В этом отношении не составляет исключения и повесть “Сотников”.
На первых страницах повести перед нами предстают два бойца одного из партизанских отрядов - Сотников и Рыбак, которые морозной, ветреной ночью отправляются на задание. Им поручено во что бы то ни стало добыть продовольствие для усталых, измученных товарищей. Но мы видим, что бойцы в неравном положении: Сотников идет на задание с тяжелой простудой. А на вопрос Рыбака, почему тот не отказался идти, если болен, отвечает: “Потому и не отказался, что другие отказались”. Эти слова Сотникова говорят нам о его сильно развитом чувстве долга, сознательности, мужестве, выносливости.
По ходу повествования мы видим, что главных героев преследует одна неудача за другой. Во-первых, оказался сожженным хутор, где они надеялись достать продовольствие. Во-вторых, Сотникова ранили в перестрелке с врагом. Интересна такая деталь - автор внешнее действие сопровождает действием внутренним. Особенно это заметно в развитии образа Рыбака. Сначала Рыбак немного, недоволен Сотниковым, его недомоганием, которое не позволяет им двигаться достаточно быстро. Это легкое недовольство сменяется то жалостью и сочувствием, то невольным раздражением. Но Быков показывает вполне достойное поведение Рыбака, который помогает Сотникову нести оружие, не бросает его одного, когда тот не может идти из-за ранения.
По натуре Рыбак отнюдь не предатель и тем более не замаскированный враг, а нормальный человек со своими достоинствами и недостатками. Рыбак - крепкий и надежный парень, в котором живет чувство братства, товарищества, взаимовыручки. Но таков он в обычной боевой обстановке. Оставшись же наедине с задыхающимся от кашля раненым Сотниковым среди снежных сугробов, без пищи и в постоянной тревоге быть схваченным фашистами, Рыбак срывается. И когда он попадает в плен, в его душе происходит надлом. Он хочет жить. Боец не хочет предавать родину, пытается найти выход из той ситуации, в которой он оказался. Примечателен его разговор с Сотниковым после допроса:
“Ты послушай, - помолчав, горячо зашептал Рыбак. - Надо прикинуться смирными. Знаешь, мне предложили в полицию, - как-то сам не желая того, сказал Рыбак. Веки у Сотникова вздрогнули, затаенным тревожным вниманием сверкнули глаза. - Вот как! Ну и что ж - побежишь? - Не побегу, не бойся. Я с ними поторгуюсь. - Смотри, проторгуешься, - язвительно просипел Сотников”.
Рыбак соглашается служить полицаем. Он надеется воспользоваться этим, чтобы бежать к своим. Но Сотников не ошибся, предвидя то, что мощная гитлеровская машина уничтожит Рыбака, что хитрость обернется предательством.
Финал повести весьма трагичен: бывший партизан по приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отряду. После этого жизнь Рыбака, ранее такая
дорогая ему, вдруг теряет свой смысл, оказывается настолько невыносимой, что он задумывается о самоубийстве. Но и это ему не удается сделать, так как полицаи сняли с него ремень. Такова “коварная судьба заплутавшегося на войне человека”, - пишет автор.
А что же Сотников? У него иной путь. Он выбирает смерть, тем самым пытаясь спасти ни в чем не повинных людей. Героическая смерть ради спасения жизней других людей - вот единственный возможный для него путь. Ведь не зря перед казнью Сотников заметил среди согнанных к этому месту деревенских жителей маленького мальчика в старой отцовской буденовке. Боец улыбнулся ему одними глазами, подумав при этом, что ради таких, как этот малыш, идет на смерть.
Произведения В. Быкова о Великой Отечественной войне раскрывают нам весь ужас этого грозного и трагического события, заставляют понять, какой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости.

Другие сочинения по этому произведению

«Мы не ждали посмертной славы, мы хотели со славой жить...» (В. Быков "Сотников") «Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился…» В чем трагизм образа Рыбака из произведения «Сотников» Василя Быкова? Сравните его с любым другим литературным героем-предателем из русской классики. В. Быков "Сотников" Нравственные образы повести Василя Быкова «Сотников» Проблема нравственного выбора в повести «Сотников» Человек на войне (По одному из произведений современной литературы - В.В.Быков "Сотников") Проблема нравственного выбора человека на войне Анализ повести Быкова «Сотников» Образы Сотникова и Рыбака в повести Быкова "Сотников" Характеристика Сотникова в одноименной повести Василя Быкова Характеристика образа Рыбака в повести Быкова "Сотников"

1. Герои фронта. Война способствовала выдвижению героев, внесших особо выдающийся вклад в борьбу с противником, проявивших смекалку и волю к победе. Такие яркие личности были в армиях всех воюющих стран. Свой особый военный дар в годы войны проявили полководцы стран антигитлеровской коалиции советские маршалы Г. К. Жуков, И. С. Конев, К. К. Рокоссовский, генералы Б. Л. Монтгомери (Англия), Д. Д. Эйзенхауэр (США), Ш. де Голль (Франция).

Известными военными деятелями стран Тройственного пакта, показавшими на полях сражений новые приемы ведения войны, зарекомендовали себя генералы Э. Роммель, X. Гудериан, Э. Манштейн (Германия), адмирал Ямомото (Япония).

На полях сражений также было немало героических поступков, совершенных воинами разных стран. Навсегда вошли в историю Великой Отечественной войны подвиги Александра Матросова, закрывшего своим телом амбразуру вражеского дзота, препятствовавшего продвижению его подразделения; Николая Гастелло, направившего свой горящий самолет на скопление войск и техники противника; Виктора Талалихина, одним из первых применившего ночной таран немецкого самолета; 28 героев-панфиловцев, несколько часов удерживавших десятки вражеских танков на подступах к Москве; летчика Алексея Маресьева, который, будучи тяжело ранен, 18 дней пробирался из вражеского тыла к линии фронта, а после ампутации обеих ног не только вернулся в строй, но и сбил 7 немецких самолетов. Герой-подводник Александр Маринеско потопил 4 корабля противника, в том числе германский лайнер «Вильгельм Густлов», на котором находились 3700 немецких подводников. После этого удара немецкий подводный флот лишился большинства экипажей. На весь мир прославился советский летчик Александр Покрышкин, прошедший в войну путь от командира звена до командира авиационной дивизии, участвовавший в 650 боевых вылетах и сбивший 59 самолетов противника и ставший трижды Героем Советского Союза.

Примеры мужества и отваги показывали солдаты английской и американской армий.

Свои герои были и в армиях агрессоров. Немецкий ас Э. Хартман, названный германской пропагандой «лучшим асом» Второй мировой войны, совершил в общей сложности 1800 боевых вылетов (в 2,5 раза больше, чем вся эскадрилья «Нормандия - Неман»), принимал участие в 825 воздушных боях, сбил 352 самолета. Признанными специалистами в области минирования кораблей являлись итальянские подводники. «Героями-одиночками» в японскую историю вошли летчики-камикадзе, направлявшие свои самолеты в корабли противника с целью их уничтожения.

ИЗ ПРЕДСМЕРТНОГО ПИСЬМА КРАСНОАРМЕЙЦА

…Мы побеждаем смерть не потому, что мы неуязвимы, мы побеждаем ее потому, что мы деремся не только за свою жизнь. Мы думаем в бою о жизни мальчика-узбека, грузинской женщины, русского старика. Мы выходим на поле сражения, чтобы отстоять святое святых - Родину. Когда я произношу это слово, мне хочется встать на колени.

Дорогая мама! Я готов спокойно умереть в бою во имя жизни Родины и не дрогну даже тогда, когда вспомню, что тебе придется остаться одной, без сына…

2. Герои тыла. Успех напряженной борьбы решался не только на фронте, но и в тылу. На советских предприятиях в годы войны возникло движение скоростников, выполнявших сменные задания за себя и за ушедшего на фронт. Фрезеровщик Уралвагонзавода Дмитрий Босый изобрел приспособление, позволявшее применять набор фрез для одновременной обработки нескольких деталей на одном станке. В результате он за одну смену выполнял вначале 14, а затем 62 задания. По его примеру в стране началось движение тысячников.

Мобилизация в действующую армию мужчин привела к тому, что основная тяжесть работы на предприятиях тыла и в сельском хозяйстве легла на женщин, подростков и стариков, а также инвалидов, вернувшихся после ранения с фронта. Во втором полугодии 1941 г. на заводы и фабрики пришло 500 тыс. домохозяек. Удельный вес женщин в общей численности рабочих и служащих вырос с 39% в 1940 г. до 53% в 1942 г. Их доля среди комбайнеров составляла 62%. Рабочих и служащих в возрасте до 18 лет на третьем году войны было в некоторых отраслях производства до 60%. За годы войны 201 человек был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда, около 200 тыс. работников тыла были награждены орденами и медалями, а 16 млн человек - медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Их усилиями советская экономика не только в короткий срок была переведена на военные рельсы, но вскоре и превзошла возможности Германии по выпуску техники и вооружений вдвое.

Вместе с тем гражданскому населению приходилось испытывать лишения в снабжении. Производство предметов потребления сократилось в годы войны более чем вдвое, причем львиная доля производимого направлялась на нужды армии. Суточная норма потребления хлеба рабочими составляла 600-800 г, служащими - 400-500 г.

Значительные лишения испытывало население Вели­кобритании, которая оказалась на первом этапе войны в морской блокаде.

Население США в меньшей степени чувствовало на се­бе последствия начавшейся войны, так как линия фронта находилась за тысячи миль от американских рубежей.

3. Участники Сопротивления. Партизанское движение в СССР. В отличие от Первой мировой войны, уже в 1939- 1940 гг. в большинстве оккупированных стран и территорий сложилось движение Сопротивления.

Я, генерал де Голль, обращаюсь из Лондона к французским офицерам и солдатам, которые находятся в Англии или которые окажутся там с оружием или без оружия. Я обращаюсь к инженерам и рабочим, специалистам военной промышленности, которые находятся в Англии или окажутся там, я приглашаю всех связаться со мной. Что бы ни случилось, пламя французского Сопротивления не должно погаснуть и не погаснет никогда.

В движении Сопротивления участвовало в общей сложности свыше 2,2 млн человек. Это были люди самых разных профессий - рабочие и крестьяне, учителя и торговцы, предприниматели и представители духовенства. Военные организации и отряды движения были созданы и активно действовали в Югославии, во Франции, в Польше, Греции, Албании, Бельгии, Дании, Болгарии. Здесь же возникли национальные антифашистские народные фронты. Открытая вооруженная борьба с немцами началась с весны 1944 г., накануне открытия второго фронта в Европе.

В колониальных и зависимых странах Азии сопротивление имело также и ярко выраженную антиколониальную направленность. Его участники выступали не только против японского господства, но и за предоставление национальной независимости.

В Советском Союзе широко развернулось партизанское движение. В годы войны на оккупированных советских территориях действовало свыше 6 тыс. партизанских отрядов, в которых сражалось более 1 млн партизан. Они отвлекали на себя до 10% германских войск на Востоке. Ими было уничтожено, ранено или захвачено в плен более 1 млн немецких солдат и их пособников, выведено из строя свыше 4 тыс. танков и бронемашин, 65 тыс. автомобилей, 1100 самолетов, разрушено и повреждено 1600 железнодорожных мостов, пущено под откос более 20 тыс. эшелонов.

Более 184 тыс. партизан были награждены орденами и медалями СССР, а 249 удостоены звания Героя Советского Союза (командиры партизанских соединений С. А. Ковпак и А. Ф. Федоров - дважды).

4. Военнопленные. Основную массу военнопленных составляли представители вермахта и Красной Армии - основных воюющих сил. В годы войны в немецкий плен попало в общей сложности 5,7 млн красноармейцев. К началу 1945 г. 930 тыс. из них содержались в немецких лагерях для военнопленных. Около 1 млн человек были выпущены из лагерей в обмен на согласие служить в вермахте. Примерно 500 тыс. бежали из плена или были освобождены советскими войсками.

Остальные 3,3 млн (57%) погибли в плену (причем около 2 млн - до февраля 1942 г.). Основными причинами такой высокой смертности стали голод, неудовлетворительные условия размещения, бесчеловечное обращение, физическое уничтожение отдельных категорий военнопленных (комиссаров, евреев и отказывавшихся сотрудничать). На содержание одного военнопленного в день отпускалось, например, 20 г пшена и 100 г хлеба (т. е. четверть необходимого для жизни минимума калорий).

Освобожденных из плена советских военнослужащих на родине ждали новые испытания: им предстояло пройти через фильтрационные лагеря, где необходимо было убедить представителей НКВД в том, что пленение прои­зошло не в результате преднамеренного желания. Почти 155 тыс. бывших советских военнопленных были по итогам этих проверок расстреляны, несколько сотен тысяч направлены в лагеря, на этот раз советские.

В советский плен попало около 3 155 000 солдат вермахта, а также десятки тысяч румын, венгров, итальянцев. Из них не вернулись из плена примерно 35-38%. Главной причиной высокой смертности стали непривычно суровые погодные условия и интенсивный труд.

Кроме того, на советской территории временно оказались освобожденные из немецкого плена граждане других стран (например, 23 тыс. американцев и т. д.). Большинство из них было репатриировано.

Расправами над американскими и английскими солдатами и офицерами отличались японцы. Почти 24% плен­ных союзников погибли в японском плену от репрессий и болезней.

В конце войны в лагерях для немецких военнопленных на территории Германии оказались сотни тысяч солдат и офицеров вермахта. Ответственные за военные преступления предстали перед судом, остальные вернулись к мирной жизни и приняли участие в возрождении своей страны.

5. Коллаборационисты. Коллаборационизмом в той или иной степени были поражены практически все страны, территория которых оказалась полностью или частично оккупирована. Коллаборационизм имел различные разновидности: политический (сотрудничество с врагом части политической элиты), экономический (работа промышленных и сельских предприятий на нужды Германии), военный (участие в войне на стороне противника).

Во Франции, например, оформился коллаборационистский режим в Виши во главе с героем Первой мировой войны маршалом А. Петеном. В его распоряжении оказалась не только территория Южной Франции, но и весь мощный военно-морской флот страны, контроль над большинством колоний. В Норвегии после ее оккупации немцами в 1940 г. был установлен профашистский режим В. Квислинга, в Словакии - Й. Тисо.

На стороне Германии действовало более 1 млн советских граждан, в том числе до 400 тыс. на военной службе, до 70 тыс. в войсках по поддержанию порядка, 80 тыс. в восточных батальонах. Еще 183 тыс. человек работали на железной дороге в Киеве и Минске. Разными были и мотивы сотрудничества. В большинстве случаев речь шла не о политическом выборе этих людей, а о стратегии выживания. Одни, попав ранеными в плен, боялись репрессий на родине. Другие считали себя обиженными при проведении коллективизации или репрессий 30-х гг. Третьи надеялись на «национальное освобождение» своего народа.

В СССР коллаборационизм имел ряд особенностей. Практически отсутствовала его производственная форма, так как давно уже не было класса предпринимателей. Для некоторых обывателей были привлекательны отдельные мероприятия оккупационных властей: раздача земли и скота лицам, лояльным новому режиму, и др. Социальная база коллаборационизма неуклонно сужалась. Она была максимальной в первые полгода войны, когда были видны успехи немецкой армии, а население еще не ощутило на себе «нового порядка». По мере изменения ситуации на фронте намерений сотрудничать с оккупантами стало гораздо меньше.

Отношение к коллаборационистам практически во всех странах, воевавших с Тройственным пактом, было крайне враждебным. Главы коллаборационистских режимов В. Квислинг, П. Лаваль (премьер-министр коллаборационистского правительства Франции), Й. Тисо были казнены по приговорам суда. К смертной казни был приговорен и маршал Петен, которому, однако, ввиду крайне преклонного возраста (89 лет) и прошлых заслуг перед Францией смерть была заменена пожизненным заключением. В СССР за сотрудничество с врагом были приговорены к повешению командующий Русской освободительной армией генерал А. А. Власов и его ближайшее окружение. Десятки тысяч солдат этой армии были направлены в лагеря. Для всех лиц, сотрудничавших с немецкой армией и администрацией в годы войны, был отменен срок давности за совершенные ими преступления.

Размах коллаборационизма в странах Западной Европы был значительно больше, чем в Польше и СССР. Во Франции с немцами сотрудничали 800 тыс. государственных служащих, в Бельгии - до 200 тыс., в Австрии - около 550 тыс., в Норвегии - более 100 тыс., в Нидерландах - более 200 тыс. В Нидерландах после окончания войны в коллаборационизме осуждали не только тех соотечественников, которые с оружием в руках выступали на стороне врага, но и тех, кто участвовал в «совместных застольях» с оккупантами, имел в квартирах портрет Гитлера и др.

В то же время ни в одной стране коллаборационистское движение не охватило большинства населения. 6. Массовый героизм. Герои фронта и тыла, как уже отмечалось, были во всех странах, участвовавших в войне. Однако такое явление, как массовый героизм воинов и тружеников тыловых предприятий, было присуще лишь советскому народу. Героизм стал для них нормой поведения. За мужество и отвагу в годы войны защитникам Родины было вручено более 38 млн орденов и медалей. Бо­лее 11 тыс. человек стали Героями Советского Союза, свыше 2,5 тыс. человек - полными кавалерами ордена Славы трех степеней. Во время войны полки и дивизии советской армии были свыше 10 тыс. раз награждены орденами, 29 частей награждены более чем пятью орденами, 17 общевойсковых и танковых армий, 82 стрелковых, кавалерийских, танковых, механизированных и авиакорпусов удостоились звания гвардейских. 13 млн человек были участниками Всесоюзного социалистического соревнования, что составляло 84,4% от общей численности работающих.

Подвиги Матросова, Гастелло, Талалихина, других героев повторили за годы войны десятки солдат и офицеров.

Массовый героизм советских людей в войне стал одной из главных предпосылок победы.

Таким образом, сама экстремальная обстановка военных лет способствовала выдвижению героев фронта и тыла практически во всех воюющих странах. Однако лишь в СССР героизм солдат и рабочих носил массовый характер и выступал одной из главных предпосылок победы.

Тема урока: « Человек на войне»

Цели урока:

образовательные:

Раскрыть трагическую и одновременно триумфальную историю нашего народа во время Второй Мировой войны с наибольшей полнотой и научной объективностью;

Показать на конкретных фактах, как неразрывно переплетались в этот период трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников;

воспитательные:

Показать антигуманную сторону войны и показать, что люди должны быть противниками военных споров в решении политических вопросов;

Воспитывать у учащихся уважение к старшему поколению, принимавшему участие в Великой войне;

развивающие:

Продолжить развитие навыков отбора и обработки научной информации, умение работать с несколькими источниками;

Развивать навыки публичных выступлений, умение работать в группах.

Эпиграф урока:

« Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку… Где бы ни находился этот человек – на фронте, в тылу страны, в тылу врага, на подневольном труде в Германии, повсюду и везде он делал все от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом.»

Г.К. Жуков

Учитель: Вторая Мировая война была самой тяжелой из всех войн, в которых пришлось сражаться нашим соотечественникам. На фронте воины проявляли массовый героизм, который удивлял и продолжает удивлять многих. Победа в войне, это победа солдата, воина – труженика войны.

Большой вклад в победу внесли те, кто самоотверженно трудился в тылу: стоял у станка, готовил боеприпасы, кормил, одевал и лечил фронтовиков.

Нельзя забывать тех, кто проявлял бесстрашие, борясь с фашистами на оккупированной территории.

Мы должны чтить тех, кто не согнулся под пытками, выстоял в невыносимых условиях плена.

Тема сегодняшнего урока: «Человек на войне». Сегодня мы рассмотрим роль человека на войне в разных аспектах – человек на фронте, человек в тылу, человек в оккупации, человек в плену.

Наша задача к концу урока составить обобщающий портрет человека на войне. По ходу выступлений учащихся нужно делать записи, которые помогут в выполнении задания.

Была проведена предварительная подготовка к уроку. Класс был разделен на четыре группы. Каждая группа получила блок вопросов, которые нужно было проработать, используя дополнительную литературу, документы, справочный материал.

( Выступление по радио Заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Народного Комиссара Иностранных Дел тов. В.М.МОЛОТОВА 22 июня 1941 года , известившего о начале Великой Отечественной войны.)

Учитель: Так тревожно началась Великая Отечественная война. Граждане СССР поднялись на защиту своего Отечества. Они принадлежали к поколению, чья сознательная жизнь пришлась на социалистический период отечественной истории.

Какой был он – воин Красной Армии, первым встретивший врага 22 июня 1941 года.

Работа первой группы « фронт».

(из рассказа о защитниках Брестского вокзала).

«Согнувшись в три погибели, я пробираюсь в полутьме. Стены толстенные, по два-три метра в толщину. В первые же минуты лицо покрывается каплями пота, становится трудно дышать. И вот в таких ужасных условиях люди умудрились продержаться неделю – почти без еды и сна, стоя по горло в воде. С 22 по 29 июня 1941 года в подвалах Брестского вокзала против батальона вермахта сражались семьдесят советских людей – солдат, милиционеров, железнодорожников. Они еще не знали, что помощь не придет. Брестская крепость была окружена, а сам город Брест взят».

Солдаты и офицеры, первыми встретившие врага, были обучены в духе советской военной доктрины, и готовности сражаться «малой кровью на чужой территории». Героическое сопротивление пограничников, а потом и отступление не вписывались в теорию, и побудило растерянность. Конечно, в первые дни и даже месяцы войны отчаянье было характерным для бойцов, нежели уверенность в своих силах, зачастую и мужество солдат было мужеством отчаяния. Победы 1942 – 1943 годов укрепили боевой дух войск. Огромные и зачастую неоправданные потери не повергли солдат в уныние.

Учитель: Призывник 1941 года. Опишите его.

Учащийся:

Основу довоенной кадровой армии 1941 года составляли призывники 1919-1924 года рождения. Но уже к концу лета в результате двух первых военных мобилизаций (в июле и августе 1941 г.) были призваны военнообязанные старших возрастов вплоть до 1890 года рождения (т.е. 50-летние) и молодежь 1923 года рождения. Вторая мировая война была характерна тем, что рядом с молодыми воевали люди старше по возрасту – и отцы, и деды. Одни приходили на фронт со школьной скамьи, не успев приобрести ни профессии, ни семьи. Сколько было молодых добровольцев в первые месяцы войны! Другие были опытнее, понимающие цену жизни. Что же из себя представлял командный состав? - В результате репрессий конца 30-х годов армия лишилась своей наиболее образованной части. К началу ВО войны лишь 7% командиров имели высшее военное образование, а более 1/3 не получили даже законченного среднего военно-специального образования. В армию приходили старшие – малограмотные, студенты и старшеклассники, молодые специалисты в разных областях. В состав ополчения входила даже профессура, не имеющая военной подготовки. Нередки были случаи, когда высокообразованные люди служили рядовыми под началом не только не опытных, но и малограмотных командиров.

Учитель: Подведем итог. Составим портрет воина Красной армии. Какие факты вы зафиксировали для выполнения задания?

Учащиеся: - на войну шли разные люди – по воспитанию, по характеру, по судьбе. Но именно война всех сближала, объединяла общей бедой. Без такого духовного, нравственного единения победить было невозможно.

Солдат – это человек, который в условиях войны призван ходить в атаку, осуществлять планы командования и для этого даже жизнь свою положить.

Учитель: Как вы считаете, какие факторы, чувства, моральные стимулы могли поднять солдат в атаку?

За что же, в конечном счете, воевали наши солдаты? За Родину? За Сталина? За коммунистическую идею? За свою семью?

Ученик: - война – это смерть, жестокость, страдания, черное от пожаров небо, перепаханная взрывами земля. В таких условиях без лозунгов воевать нельзя и они возникали сами собой уже в 1941 году. «Смерть немецким оккупантам!» - один из самых массовых. «За нашу советскую Родину!» - он призывал бороться до последней капли крови за Родину. Конечно же в бой шли со словами «За Сталина!» Не потому, что все так любили товарища Сталина, как личность. Напротив, многие не могли ему простить репрессий и коллективизации. Но в лозунгах значение имеет не сама личность, а символ. Термин Родина символизировал нашу землю, наш народ, семью, близких людей. А Сталин? Это тоже Родина, это будущее. Рвавшиеся на фронт парни и девушки были всецело преданы не просто Отечеству, но Отечеству социалистическому. Они были воспитаны в духе идеологии, присущей советскому обществу и в минуту опасности встали на его защиту и жертвовали собой без колебаний.

Работа с документом «Из выступления по радио И.В. Сталина» от 3 июля 1941 г.

Учитель: С какими словами обращается Сталин к народу?

Как вы думаете, боятся ли смерти на войне? (Обсуждение. Примеры.)

Михаил Дмитриевич Скобелев – герой русско-турецкой войны сказал: « Нет людей, которые не боялись бы смерти; а если тебе кто скажет. Что не боится, он лжет. И я, точно так же не меньше других боюсь смерти. Ног есть люди, кои имеют достаточно силы воли этого не показать, тогда, как другие не могут удержаться и бегут перед страхом смерти».

Стремление идти на фронт было всеобщим. А почему сегодня молодежь не стремиться служить в армии?

Конституция ( Статья 59 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом)

(Учащиеся приводят заранее подготовленные примеры о мужественных поступках в наши дни)

Учитель: Человек на фронте не только воевал, ни одно сражение не могло продолжаться бесконечно. Солдатские письма… О чем они? Кому адресованы они?

Ученик: - Наступало затишье и в часы отдыха солдат мог написать письмо домой. Письма писали родителям, женам, любимым, друзьям, родственникам. О чем они? Обо всем. Перед ответственным боем, когда солдат не знал, останется ли жив – писал о ненависти к фашистам, о желании жить, о бесстрашии. «Я ненавижу фашизм, ненавижу кровавую, грабящую и убивающую фашистскую нечесть. И, если бы у меня была и вторая жизнь, я бы отдал и ее». (Из письма артиллериста-разведчика А. Полуэктова. Октябрь 1941 г.)

«Настроение прекрасное…- писал Василий Клочков перед боем на разъезде Дубосеково, … я всем детям обещал побольше побить фашистов. Для их будущего, для своей дочки я готов отдать всю кровь каплю за каплей». Василий не увидел больше свою семью. В этом бою он погиб.

Фронтовики мечтали о послевоенной жизни, в которой не будет места репрессиям и несправедливости. «Знаешь, родная, я часто думаю о том, как будут жить люди после войны, мне кажется, что за это время все так научились ценить жизнь…» (Из письма В.И. Занадворова жене. 19 октября 1942 г.)

Учитель: В условиях прорыва немецко-фашистских войск к Волге в 1942 году появился приказ № 227. Этот приказ известный как «Ни шагу назад!» - предмет дискуссий в современной исторической науке. Одни историки утверждают, будто подобный приказ давно ждали, ибо он был просто необходим. Другие усматривают в нем правдивую характеристику тяжелого положения на фронтах. Третьи осуждают приказ за излишнюю жестокость.

Работа с документом. Когда и в связи с чем он был принят? Всегда ли есть смысл защищаться до последней капли крови?

Ученик: приказ №227 был призван жесткими мерами навести в войсках порядок, организованность и дисциплину, когда дальнейшее отступление означало, по сути, утрату национальной и государственной независимости.

Война показала готовность людей защищать свое Отечество ценой своей жизни, о чем свидетельствует массовый героизм. История сохранила имена героев, чей подвиг поразил современников и стал назиданием для потомков.

Учащиеся приводят примеры подвигов советских воинов. (Каждая группа готовит материал по данному вопросу).

Учитель: Женщина и война…

В мир приходит женщина, чтоб свечу зажечь. В мир приходит женщина, чтоб очаг беречь. В мир приходит женщина, чтоб любимой быть. В мир приходит женщина, чтоб детей родить. В мир приходит женщина, чтоб цветком цвести. В мир приходит женщина, чтобы мир спасти.

Женщины грозных сороковых годов спасали мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, сражались с врагом в небе, выносили с поля боя раненых, уходили в партизаны… С 1941 года производился массовый призыв женщин в армию.

Нужны ли женщины на войне, ведь война – «мужское дело»? Каково ваше отношение к этому?

Ученик: «Война – дело мужское». Однако с ее началом сотни женщин устремились в армию, не желая отставать от мужчин, чувствуя, что способны наравне с ними вынести все тяготы воинской службы. 17-18-летние девушки осаждали военкоматы с требованием немедленно отправить их на фронт. Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии, и то, с чем им пришлось столкнуться на войне, оказалось для них неожиданностью. Армейская дисциплина, солдатская форма на много размеров больше, мужское оружие, тяжелые физические нагрузки – все это явилось нелегким испытанием. Был и фронт – со смертью и кровью, с ежеминутной опасностью и вечно преследующим, но скрываемым страхом. После войны женщины будут сами удивляться тому, что смогли все это выдержать. И послевоенная психологическая реабилитация у женщин будет проходить сложнее, чем у мужчин. Женщине трудно было на войне. Она сильнее ощущала перегрузки войны – физические и моральные, она труднее переносила мужской быт войны. Не все женщины оказались на передовой: были и вспомогательные службы: женщина-телефонистка, радистка, связистка, врач и медсестра, повар или пекарь, шофер и регулировщица – те профессии, которые не связаны с необходимостью убивать. Но женщина – летчик, снайпер, зенитчица, танкист, разведчица – жестокая необходимость толкнула ее на этот шаг, желание защитить от беспощадного врага ее дом, детей, родную землю.

Учитель: Победа в Великой Отечественной войне была достигнута не только героизмом на фронтах, но и трудовым подвигом в тылу.

Работают учащиеся 2 группы «Тыл».

В тылу возникла серьезная нехватка рабочих рук. На военных заводах трудились получившие освобождение от армейской службы квалифицированные рабочие и инженеры. Но это не решало кадровую проблему. Более простую, хотя порой и очень тяжелую физическую, работу выполняли женщины, подростки, старики.

Работают учащиеся 3 группы «Плен».

Учитель: « … но мы не можем скрывать и того, что в последнее время имели место несколько позорных фактов сдачи в плен врагу» - это строки Приказа № 270, изданного Ставкой Верховного Главнокомандования 16 августа 1941 года.

На войне люди раскрываются по разному. Почему и как человек мог попасть в плен? Всегда ли это от него зависело? Расскажите о положении советского солдата в плену.

Работа с документами. Подтвердите выдержками из документов особую жестокость немцев в отношении советских военнопленных. Чем объяснить такое отношение?

Ученик: - Советский Союз не подписал Конвенцию 1927 г. о правилах обращения с пленными, что давало немцам основания для того, чтобы не применять положения этой Конвенции к захваченным на Восточном фронте военнослужащим. Немцы, планировавшие уничтожение значительной части населения СССР (план «Ост»), сознательно обрекали советских военнопленных на смерть от голода и лишений. Расстреливали по приказу Гитлера на месте военнопленных евреев. Политработники Красной Армии не рассматривались как военнопленные и так же уничтожались немедленно по выявлении.

Учитель: Какую позицию заняло советское руководство в отношении военнопленных?

16 августа 1941 г. Сталин подписал приказ № 270, объявивший всех сдавшихся в плен предателями.

Ознакомьтесь с выдержками из Приказа № 270 и приведите подтверждения жестокого отношения к военнопленным со стороны нашего руководства.

Работа с документом.

Ученик: бежавшие из немецкого плена и пробивавшиеся к своим направлялись советскими властями в фильтрационные лагеря для «проверки». Вчерашние узники немцев порой оказывались в советских лагерях. ГУЛАГ в годы войны пополнялся не только теми, кому посчастливилось бежать из немецкого плена, но и теми, кто вызвал подозрения карательных органов.

Немцы пытались привлечь часть пленных к сотрудничеству с властями Рейха. Особенно активно нацистские пропагандисты убеждали перейти на свою сторону генералов, офицеров. А так же представителей других нерусских народов. В каких-то случаях вчерашние красноармейцы и командиры соглашались – кто-то из ненависти к сталинскому режиму, иные с целью спасти свою жизнь. Отказ от сотрудничества мог повлечь за собой смерть. Примером того, как попадали в плен, служат две жизни, два генерала, две судьбы.

Андрей Андреевич Власов. Попав в окружение в составе 2-ой ударной армии в 1942 г. генерал-лейтенант власов сдался в плен. Как советский генерал Власов стал на путь предательства? Решение, по всей вероятности, было принято в окружении, когда погибло много людей. В бессильной злобе проклинал он равнодушие высшего руководства армии и страны, бросивших их на произвол судьбы: «Нигде так не сказалось пренебрежение Сталина к жизни русских людей, как на практике 2-ой ударной армии» - писал Власов. Власов пошел не на Восток, а на Запад. При встрече с немцами не пытался представиться простым солдатом, а назвал настоящую фамилию и воинское звание. И лишь потом, оказавшись в лагере под Винницей не устоял перед искушением поменять концлагерь на комфортный особняк в Берлине. Долгое время сотрудничал с фашистами. В конце войны Власов был арестован и доставлен на Лубянку. 2 августа 1946 г. – казнен.

А вот другое имя – Дмитрий Михайлович Карбышев – генерал-лейтенант инженерных войск. Отечественная война застала Карбышева в Белоруссии, где он был с проверкой. Ему предлагали срочно вернуться, но старый воин не захотел оставлять солдат и вместе с ними отходил на Восток, прорывая окружение. В августе 1941 г. он был тяжело ранен и контужен, потерял сознание. В таком состоянии он был захвачен фашистами в плен. С этого времени начинается героическая биография Д.М. Карбышева. Несмотря на издевательства и террор лагерной администрации, он не пал духом. Гитлеровцы старались приручить генерала, но он не шел на компромиссы. Они убедились, что советский генерал не приклонен. В документах значится: «Можно считать безнадежным использование Карбышева у нас как специалиста по военно-инженерному делу». Резолюция: «Направить в концлагерь Флоссенбург на каторжные работы. Не делать никаких скидок на звание и возраст» (В 1941 году ему был 61 год). Карбышева переводили из лагеря в лагерь. Вот его маршрут: Хаммельбург, Нюрнберг, Лангвассер, Флоссенбург, Майданек, Освенцим, Заксенхаузен. В последнем лагере, Маутхаузене, было решено уничтожить советского генерала. Ночью, на февральском морозе его поливали из пожарного шланга водой, пока он не превратился в ледяную глыбу. (Скульптор В. Цигаль изваял в 1962 г. Карбышева непобежденного, встающего изо льда.)

Учитель: Известно, что война унесла более 27 млн жизней советских людей. Сколько их погибло в плену?

По данным Министерства обороны РФ, опубликованным в 2005 году, во время Великой Отечественной войны всего в плен попали 4млн. 559 тыс. советских военнослужащих. Погибли в плену 2 млн. 665 тыс. 935 советских военнопленных.

Работает 4 группа «Оккупация».

Учитель: В 1941-1942 гг. немцы оккупировали значительную часть территории Советского Союза – почти 2 млн. кв. км.

Что такое оккупация? Раскройте смысл «нового порядка», установленного нацистами на оккупированных территориях. (Выступление четвертой группы)

Ученик: - На оккупированной территории под контролем гражданских и военных властей действовали органы самоуправления. В каждой деревне был староста, в городах из местного населения назначались бургомистры, обладающие, конечно, лишь номинальной властью. Создавались также полицейские отряды из местного населения. Кое где местных жителей использовали в качестве вспомогательного персонала – переводчиков, стенографисток, шоферов и т.п. Во многих случаях речь шла о вынужденном сотрудничестве с нацистами. Были, конечно, и те, кто служил немцам не за страх, а за совесть из идейных соображений – ненависть к сталинизму, например.

Учитель: На оккупированной территории действовали партизанские отряды. Каковы были цели, методы борьбы партизанских отрядов? Какой вклад внесли партизаны в победу над врагом?

Подводим итог урока. Проверка выполнения задания по созданию образа человека на войне.

Войну не смогли бы выстоять слепые исполнители воли вождя, а только люди, лично ответственные за судьбу страны. Они выстояли, они победили. Цена Победы была очень высокой. Погибли миллионы молодых людей, только вступивших в жизнь. Современное молодое поколение россиян должно понимать трагизм войны для всего народа. У народа не было выбора, и во имя Победы и будущего России были принесены огромные жертвы.

Документы для урока:

    Обращение Сталинградского городского комитета обороны к жителям города.

    Письма солдат Красной армии.

Блок вопросов для 1 группы «Фронт».

    Привлекая дополнительный материал опишите облик призывника 1941 г. (во что он был одет, чем и как вооружен, как обучен, как был устроен быт солдат).

    Прочтите воспоминания фронтовиков. Как вы считаете, какие факторы, чувства, моральные стимулы могли поднять солдат в атаку. За что воевали наши солдаты? За Родину? За Сталина? За коммунистическую идею? За свою семью?

    Стремление идти на фронт было всеобщим. А как бы вы поступили в тех условиях? Почему сегодня молодежь не стремиться служить в армии?

    Прочитайте солдатские письма. О чем они?

    Изучите приказы № 270 и 227 «Ни шагу назад». Когда и в связи с чем они были приняты? Всегда ли есть смысл защищаться до последней капли крови? Найдите примеры героических подвигов советских солдат.

    С 1941г. производился массовый призыв женщин в армию. Каково ваше отношение к этому? Нужны ли женщины на войне, ведь войне «мужское дело»? Приведите примеры героизма женщин в годы войны.

Блок вопросов для 2 группы « Тыл».

    Мы привыкли к выражению «трудовой подвиг». Что стоит за этим понятием?

    Каково было положение с рабочей силой в тылу?

    Как изменились во время войны условия труда и жизни людей? Как работа в тылу отразилась на здоровье людей?

    Какой вклад в работу тыла внесли подростки?

Блок вопросов для 3 группы «Плен».

    На войне люди раскрываются по разному. Почему и как человек мог попасть в плен? Всегда ли это от него зависело?

    Подтвердите выдержками из документов особую жестокость немцев в отношении советских военнопленных. Чем объяснить такое отношение? Расскажите о положении советского солдата в плену.

    Какую позицию заняло советское руководство в отношении наших военнопленных? Изучите приказы № 270 и 227 «Ни шагу назад». Когда и в связи с чем они были приняты? Приведите подтверждения жестокого отношения к военнопленным со стороны нашего руководства.

    Андрей Андреевич Власов. Дмитрий Михайлович Карбышев. Познакомьтесь с военной судьбой этих людей. В чем разница в их поведении в плену?

    Выясните, сколько советских людей погибло в плену?

Блок вопросов для 4 группы «Оккупация».

    Что такое оккупация? Раскройте смысл «нового порядка», установленного нацистами на оккупированных территориях.

    Как фашисты осуществляли управление на оккупированной территории?

    Что вы знаете о массовом уничтожении евреев в годы Второй мировой войны?

    На оккупированной территории действовали партизанские отряды. Каковы были цели, методы борьбы партизанских отрядов? Чем вы можете объяснить причины массового партизанского движения в нашей стране в годы войны? Какой вклад внесли партизаны в победу над врагом?

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...