Дополнительный материал они защищали родину. “Они защищали родину” сочинение

Они защищали Родину

Мы не знаем войны…
Нам она лишь по книгам знакома,
По рассказам и песням
Свидетели дней грозовых,
В ком доныне звучат
Отголоски далекого грома,
Кто прошел этот ад
И случайно остался в живых.
А. Пулькин

Почти семьдесят лет назад отгремели последние залпы второй мировой войны. Возвратились домой миллионы солдат, изведавших все тяготы, которые когда-либо доставались на долю человека. Но сколько защитников Родины не вернулось. Они остались на бесчисленных полях сражений, в пепле концлагерных печей. Везде.
Сегодня говорят, что не осталось больше тайн, и мы знаем все о мировой войне. Если мы знаем все о войне, то откуда щемящая тоска, которую чувствуешь, когда звучит гимн Великой Отечественной - «Вставай, страна огромная»? Откуда боль, от которой никуда не деться, когда из-под вороха аляповато-пестрых современных фотографий выглянет пожелтевший уголок военной фотокарточки, где обнявшись стоят погибшие тогда и умершие совсем недавно? И где граница, которая разделяет наш многообразный и динамичный мир и мир, оставшийся за кадром кинохроники тех правдивых и жестоких лет? Нет, последнее слово о той войне еще не сказано.
Достоин восхищения подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Непосильное бремя тягот и страданий вынесли на своих плечах солдаты и офицеры, рабочие и колхозники, деятели науки и культуры, дети и взрослые. Много написано о воинском подвиге и гораздо меньше - о подвиге тех, кто трудился в тылу. А ведь это - действительно большая тема. «Все для фронта, все для победы», - этот лозунг вдохновлял тружеников тыла, давал им новые силы. И из заводских цехов выходили новые танки, самолеты, артиллерийские орудия, снаряды, патроны, военное снаряжение для сражающейся Советской Армии. Трудно поверить, что вся это сложная техника создавалась руками женщин и детей, ведь мужчины были на фронте.
Моя бабушка Милосердова Мария Дмитриевна трудилась в тылу, она шила для солдат гимнастерки, бушлаты, шинели. Трудились в швейной мастерской по двенадцать – четырнадцать часов в сутки. Может, поэтому у бабушки было слабое зрение. Но тогда об усталости и о болезнях никто не думал. И всё это ради того, чтобы бойцам было тепло, чтобы они чувствовали, что о них заботятся, о них помнят, их ждут. Её труд отмечен правительственной наградой-медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
А моя прабабушка Баклыкова Агриппина Васильевна в годы войны работала в колхозе. Трудность была в том, что в колхозе оставались одни женщины, старики и дети. И приходилось трудиться за двоих, а то и за троих. Каждый колосок был собран на поле, потому что каждый знал, что это надо для фронта, для Победы.
А два моих прадеда: Баклыков Александр Федотьевич и Милосердов Василий Ионович — в первые дни войны ушли на фронт. Они оба погибли в битве за Сталинград. Их семьи получили похоронки, что они пропали без вести. Никто не знает, где похоронены мои деды, но их имена выбиты в Зале боевой Славы на Мамаевом кургане и занесены в списки Книги Памяти по Сампурскому району.
Моя семья внесла свой вклад в дело Победы. В том, что этот победный день все-таки пришел, есть заслуга и моей семьи. Мой дедушка Милосердов Валентин Васильевич, которого я никогда не видела, прошел всю войну, он переправлялся через Дон, пережил артобстрелы, отступал и наступал. Среди многих наград – медаль «За победу над Германией».
Я горжусь тем, что у меня такие дедушки и бабушки. Они настоящие герои, и мне очень хочется быть достойной их подвига. Да, именно подвига. Может быть, благодаря им, я не знаю, что такое война. Я не знаю войны…
Высота человеческого подвига определяется силой любви к жизни. Чем сильнее эта любовь, тем непостижимее измерение подвига, совершаемого человеком ради любви к жизни. И подвиг народа — это прямое отражение подвига каждого человека, умноженное на миллион, на десятки миллионов. Мне кажется, что мы и сейчас способны на повторение подвига единения, братства и долга, который стал основным смыслом Великой Отечественной войны, закончившейся почти шестьдесят пять лет назад.

(опыт учебного исследования учащихся 2 класса начальной школы х.Госпитомник)

Юрова И.В.

Прошла война,

Прошла беда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

Тема Великой Отечественной войны - актуальная тема потому, что всегда будет волновать сердца людей. Идут годы, но не меркнут в памяти и сердцах благодарных людей странички былого времени. На плечах учителя лежит огромная ответственность за будущее поколение людей. Именно школа формирует в человеке чувство чести и собственного достоинства, социальной справедливости, гуманизм высокую духовность и нравственность, а так же воспитывает гражданина и патриота, осознающего свой долг перед Отечеством, свою российскую идентичность.

Наша страна готовится к 70-летию Великой Победы. На уроках литературного чтения, окружающего мира, классных часах много времени уделяется изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. К большому сожалению, очевидцев тех страшных лет становится все меньше. Тем понятнее желание ребят больше узнать о военном времени из уст свидетелей войны. Такое желание нашло свое продолжение в виде учебного исследования «Они защищали родину».

Руководитель: Юрова Ирина Владимировна.

Цель проекта: найти живых участников войны и узнать о войне из первых уст.

Задачи:1)Выяснить, где живут ветераны войны; 2) Встретиться и познакомиться с ними; 3)Узнать о их боевом пути; 4)Поговорить о войне.

Методы: беседа, изучение подшивки газеты «Звезда», школьной «Книги Памяти», работа с поисковыми системами в сети интернет.

Однажды, на уроке музыки мы разучивали песню о войне. Во время беседы, мы задались вопросом о том, остались ли еще живые свидетели войны - ветераны? Ведь прошло уже почти 70 лет со дня победы и вот теперь, фашизм опять поднимает голову, ставится под сомнение наша победа в войне, переписывается история .

Нам захотелось найти ветеранов, познакомиться с ними, поговорить о их боевом пути и узнать правду о войне из первых уст, чтобы сохранить ее в памяти и передать потомкам. Так начался наш исследовательский проект.

В результате наших поисков, мы узнали что в г.Краснослободске на ул.Волгодонской д.1 живут сразу 2 ветерана. Это супруги Крайновы Анна Григорьевна и Михаил Кузмич. Мы к ним приехали, познакомились и поговорили. Вот что мы узнали.

Анну Григорьевну призвали на фронт в 18 лет. Она участница Сталинградской битвы. Начала свой «Огненный путь» в Сталинграде в эпидемиологическом отряде. Она стирала солдатскую одежду, сама носила воду, колола дрова, пекла хлеб, готовила и возила обеды на командный пункт и солдатам. При этом она стояла на боевом посту и стреляла. Приходилось очень тяжело. Много раз она могла погибнуть.

Вот несколько примеров. Однажды Анна Григорьевна на упряжке лошадей повезла обед на передовую, чтобы накормить солдат. Начался обстрел. Кони испугались взрывов и понесли ее прямо к немцам. Один молоденький солдатик кинулся к лошадям и сумел их остановить. Так он спас Анну Григорьевну.

И еще, как то застигла бомбежка в чистом поле. Некуда спрятаться. Неподалеку стояло одинокое дерево. Анна Григорьевна со своей боевой подругой кинулись к нему. Обняли его крепко руками с разных сторон и кричали во весь голос со страху. Неизвестно сколько так простояли, да только слышит Анна Григорьевна, будто она одна кричит, а взрывы прекратились. Заглянула она за дерево, а подруга мертва. Взрывом убило. Так она осталась, чудом жива. И таких примеров множество.

Молоденькая Аня прошла длинную военную дорогу от Сталинграда до предгорий Альп. Три тысячи км.пути. Днепропетровские кручи, балки Молдавии, улицы Белграда, земли Румынии, Австрии, берега голубого Дуная. Воевала она в 73 дивизии, 57 армии, которой командовал генерал – майор Козак.

Анна Григорьевна награждена медалями: «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», орденом Отечественной войны. Эти награды мы увидели. А на сайте «Подвиг народа майл. Ру» мы почитали наградные листы и узнали когда и за что были получены награды.

Крайнова Михаила Кузмича призвали на войну из армии. Во время службы в г.Чите на Дальнем Востоке он окончил училище по специальности «Механик – водитель». Получил звание «младший командир». Принимал участие в войне с Японией в инженерно – саперной бригаде. Когда узнал что немецкие войска подошли к Сталинграду, стал проситься на защиту родного города, но его не пустили.

Михаил Кузмич был шофером, возил боеприпасы и продукты питания. Однажды он должен был доставить хлеб, чтобы накормить батальон саперов, который расположился в г.Хайларе. Город находился под обстрелом. Проехать надо было через весь населенный пункт. Его машину обстреляли и самого сильно контузило, но приказ был выполнен.

Домой Михаил Кузмич вернулся 1946г. Он награжден орденом Великой Отечественной войны, медалями за боевые заслуги, за взятие городов Маньчжурии, Джалантунь, Хайлар. О его боевом пути и наградах мы тоже почитали еще и в интернете на сайте, упомянутом раньше.

В заключении нашей беседы, мы задали вопрос ветеранам: «А страшно Вам было на войне?» Они ответили, что страшно. Не верьте тому, кто скажет, что не страшно. Но мы знали, что защищаем родину, свой дом, своих матерей и другого пути у нас просто нет.

Сейчас ветераны уже очень старенькие. Михаилу Кузмичу 96 лет, а Анне Григорьевне 94 года, она уже год как совсем не ходит. Они прожили достойную жизнь. После войны Михаил Кузмич 32 года отработал лесником, а Анна Григорьевна трудилась в совхозе «Лебяжья поляна». Они вырастили троих детей, имеют семь внуков и восемь правнуков.

Выводы: 1)Мы нашли участников ВОВ и познакомились с ними; 2)Провели беседу и узнали о их боевом пути; 3)Поговорили о войне.

Мы считаем, что цель достигнута. Наш проект будет очень полезен на тематических классных часах, на уроках истории и обществознания, а также для общего развития. Каждый человек должен знать свою историю. Ведь не зная прошлого, невозможно построить светлое будущее и вырасти достойным гражданином своей страны. А самое главное, сохранить в памяти и передать своим потомкам правду о войне, сохранить ее и не дать переписать историю.

Вот такие простые русские люди. Вот такая нелегкая жизнь. Они были простыми солдатами, но и их руками завоевывалась великая победа! Они не имели высоких званий, они не совершили громких подвигов, они просто жили, через страх, через боль, через смертельную усталость, они, и миллионы таких, как они, просто делали все что могли, они защищали родину!

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников посредством проектно исследовательской деятельности.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МКОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа» ПРОЕКТ учащихся 4 класса «А» «ОНИ ЗАЩИЩАЛИ РОДИНУ» Руководитель: Картунен С.А. 2015 год

2 слайд

Описание слайда:

Война великая была И долго шла она. И не забыть нам никогда Те худшие года. Враг был силён, Но мы сильней. Победа к нам пришла! И я хочу, чтоб никогда К нам не пришла война. Мартенов Вадим

3 слайд

Описание слайда:

Цель: создание книги «Они защищали Родину» о родственниках- героях Великой Отечественной войны Задачи: -расспросить родителей, бабушек, дедушек о Великой Отечественной войне, о родственниках на войне -оформить материал -провести анкетирование -совершить экскурсию по боевым местам в п. Ильинский

4 слайд

Описание слайда:

Основные исторические события в истории России В ходе исследования было опрошено 46 человек. Большинством голосов основными историческими событиями в истории России были названы: 1. Победа в Великой Отечественной войне (1941-1945) 2. Полёт Ю.А.Гагарина в космос 3. Олимпийские игры в Сочи 4. Октябрьская революция 1917 г 5. Война в Украине Сентябрь 2014 года

5 слайд

Описание слайда:

Васильева Тамара Николаевна Моя прабабушка Васильева Тамара Николаевна родилась 10 апреля 1922 года в деревне Утозеро Лодейнопольского района Ленингра­дской области. На фронт она попала, когда её было 20 лет. Проходила военную службу в звании ефрейтора во 2 дивизии ВНОС с апреля 1942 года по июль 1945 года. Прабабушка рассказывала, что была зенитчитцей и защищала Москву, сбивала немецкие самолеты. Однажды ночью, вспоминала прабабушка, услышали гул самолета, это немецкий самолет с опознавательными знаками - красными звездами на крыльях, первая линия обороны его пропустила, а она смогла определить вражеский самолет по звуку мотора, и отдала приказ сбить его, самолет был сбит. Сначала засомневались и даже испугались, что она сбила свой самолет, но потом выяснилось, что самолет был действительно немецкий и за это бабушке вручили орден- звезду. Раньше я и не знал, что оказывается моя прабабушка- героиня.. Я горжусь своей прабабушкой, доброй и милой женщиной. Клементьев Вадим

6 слайд

Описание слайда:

Александр Серафимович Минкевич Мой прадедушка Александр Серафимович Минкевич родился в Минской области, г. Смолевич в 1921 году. В августе 1941 года, как и все молодые ребята, он ушел на войну, защищать нашу Родину. Воевал на Белорусском фронте рядовым. Находясь в разведке, четыре молодых парня захватили немецкий штаб. Началось наступление и они оказались в окружении. Держась до прихода своих войск, они смогли уберечь немецкие карты и документы. Все четверо были представлены к наградам. Прадед был награжден медалью за отвагу. Я горжусь тем, что мой прадед освобождал Варшаву и дошел до Берлина. Имел очень много наград: орден «Красной Звезды», орден «Красного Знамени», два ордена «Славы», медаль за «освобождение Берлина». В 1944 году его матери, Минкевич Лукерье Ивановне, пришла похоронка. А он в это время лежал в госпитале в городе Горьком, с ранением головы и ног. И только спустя два года в 1946 г. он вернулся домой. В 1951 г. по вербовке их семья приехала в Карелию в поселок Ильинский, где он и прожил до 1997 года. Я горжусь своим прадедом. Вечная память героям и низкий им поклон за наше детство. Воронова Софья

7 слайд

Описание слайда:

Мои прадеды- герои войны. В июне 1941 года началась самая жестокая и кровавая Великая Отечественная война. Она унесла огромное количество человеческих жизней. У меня, как и у всех жителей нашей огромной страны, воевало много родственников. Мой прадедушка- Гуляев Владимир Алексеевич уже в 17 лет ушёл на фронт. Он служил в батальоне аэродромного обслуживания, прадед на машине подвозил снаряды к самолётам. В конце войны при одном из таких рейсов на его глазах взорвался друг, в которого попало взрывной волной от самолётной бомбёжки Прадед прошёл всю войну до самой победы, был представлен к наградам «За мужество», «За отвагу», «За Варшаву». До 1952 года прадед оставался служить в армии. Второго моего прадедушку звали Ефимов Алексей Михайлович, его два брата служили на фронте. Первый погиб, защищая Ленинград, второй - вернулся домой без ноги. Тяжел был путь к победе, но наши прадеды шли к ней и завоевали мир. Мы должны ценить это. Я горжусь своими родственниками. В моей памяти останутся подвиг и мужество людей, которые прошли через все суровые будни войны. Вечная память героям, не вернувшимся с войны, их смерти не были напрасными. Об этом мы должны помнить всю жизнь. Гуляев Александр

8 слайд

Описание слайда:

Татарский Павел Иванович День Победы! Как много это слово значит для всего нашего народа. Сколько людей погибло, защищая нашу Родину, чтобы мы, дети и внуки, спокойно жили, учились и работали. Мой прадед Павел Иванович тоже воевал, он прошёл финскую войну, а в сорок первом ушёл на фронт защищать Родину от немецко-фашистских захватчиков. И там же в сорок первом году пропал без вести. Ему было всего 28 лет. К большому сожалению, мы ничего больше не знаем о моём прадеде, но очень благодарны всем тем, кто выжил и тем, кто так и не вернулся с этой страшной кровопролитной войны. Низкий поклон всем героям, прошедшим войну, и труженикам тыла, партизанам! Давайте помнить об этом и ценить каждый день мирной жизни. Лисицын Евгений

9 слайд

Описание слайда:

Фёдор Фёдорович Пятенко Мой прадед Фёдор Фёдорович Пятенко родился 19 декабря 1918 года на Украине. В 1939 году его призвали в армию, а в 1941 началась война. Прадедушка воевал в Мурманске, был зенитчиком. В 1945 году его перебросили на японскую войну, где он и провоевал до 1947 года. У него было множество боевых наград, орденов и медалей. Прадедушка вернулся с войны живым и невредимым, построил дом, вырастил двух дочерей и сына. От нас он ушёл в 81 год, было это в 2000 году.

10 слайд

Описание слайда:

Карпин Виктор Филиппович На берегу Онежского озера в деревне Вигово Медвежьегорского района Карельской АСССР 23 ноября 1924 года родился мой прадед Карпин Виктор Филиппович. Когда началась, Великая Отечественная война в 1942 году прадед ушёл на фронт. На фронте он был связным. Прадед рассказывал, что якобы от Сталинграда (Волгоград в наше время) до Берлина он прополз на животе. Дойдя до Берлина, расписался на Рейхстаге. За победу над фашистами он был награждён «Орденом Красной Звезды» и медалями «За отвагу» После войны прадед выучился, женился и работал председателем колхоза, а затем работал в лесной промышленности. Был награждён медалью «Ветеран труда». В мирное время на День Победы прадеда наградили медалью «25 лет Великой Отечественной войны» и «50 лет вооружённых сил». Умер прадед 10 ноября 1978 года и похоронен на Ильинском кладбище Куттуев Олег

11 слайд

Описание слайда:

Иван Васильевич Исаков В девятнадцать лет пришла повестка деду на войну, и ушёл он из родительского дома на целых пять лет. Лишь в 194 6 году вернулся он назад израненный, но живой. Прадедушка прошел войну от Карелии до Берлина. За время войны был награжден четырьмя орденами и медалями. Война для него началась на Карельском фронте. Два года воевал он здесь, защищал от врагов северный порт нашей страны. За боевые действия в Карелии получил первую свою медаль. В 1943 году его часть перебросили на 4-й Украинский фронт, где шли тяжелые кровопролитные бои. Немцы цеплялись за каждую пядь земли, но чужая для них была та земля. Так было и под Севастополем, Бой шел жестокий, но высоту взять надо было, во что бы, то ни стало. Враг не давал головы поднять, настолько сильный вел огонь. Высоту, конечно, взяли, но прадедушке штурмовать ее не пришлось. Разрывной пулей ранило в ногу, до самой ночи пришлось лежать ему в траншее. Четыре месяца лежал в госпитале, а когда вернулся, товарищи поздравили его с наградой - орденом «Красной Звезды». Принимал участия в боях под Кенигсбергом. Был контужен и ранен в две ноги. В госпиталь привезли в бессознательном состоянии. Несколько дней не приходил в себя, но молодой организм выдержал. Не хотелось умирать, ох как не хотелось. Это состояние испытываешь, когда лицом к лицу сталкиваешься со смертью. В бою как-то об этом не думается. За бой под Кенигсбергом наградили прадедушку орденом «Отечественной войны второй степени». Ситкова Анастасия

12 слайд

Описание слайда:

Руджиев Владимир Петрович Мой прадедушка, Руджиев Владимир Петрович, до войны работал механиком на одном из заводов Западной Сибири. В армию призван девятого июля 1941 года. В конце июля его часть прибыла на фронт, в ней почти все бойцы- сибиряки. В бой вступили 27 июля рано утром. Сначала было страшновато. Потом, в бою, они захватили группу из 15 пленных. Позже сам прадедушка тоже побывал в плену. В начале сентября Владимир Петрович был в первый раз ранен в плечо, из-за ранения попал в плен. Там дни тянулись, словно в тяжком сне. С каждым днём он слабел всё больше, иногда с ужасом смотрел на свои обтянутые одной кожей ноги, высохшие руки и думал: как же я уйду отсюда? Вот тогда он проклинал себя за то, что не попытался бежать в первые дни. Потом пришла зима. Наконец, было объявлено, что через несколько дней его отправят на работу. У каждого пленного проснулась надежда, что удаться бежать. Вскоре пришла весть об окончании войны. У всех хлынули слёзы не только радости, но и гордости за весь советский народ. Мы - победили! И в этой победе есть частичка каждого гражданина нашей великой страны, иначе мы бы не выстояли, не победили! Фомин Данил

13 слайд

Описание слайда:

Жуковская Вера Филипповна 3 октября 1941 года город Олонец был оставлен Красной Армией. Три года враг топтал олонецкую землю, создав концлагеря в Олонце, Обже, Ильинском. Тысячи людей погибли в них от пыток, издевательств и голода. Люди работали по 16 часов, получая в день по 100-125 граммов хлеба или 4 галеты с жидкой кашей. За самую малую провинность их били палками в розговом доме, сажали в карцер или расстреливали. На территории лагеря была виселица, которая никогда не пустовала. В Ильинском погибло около половины всех узников. Прабабушка, Жуковская Вера Филипповна, узница концлагеря, вспоминала и рассказывала такой случай. Заключённого Карпова расстреляли за то, что нашли у него буханку хлеба, которую он выменял на костюм. Так жестоко поступали со всеми узниками. Вся территория лагеря была обнесена колючей проволокой, пленники жили в бараках. Два барака сохранились и по сей день. Чтобы в лагере не было эпидемий, в нём очень следили за чистотой: был колодец с чистейшей водой, тщательно убирались туалеты, круглосуточно топились бани. В банях было так жарко, что некоторые пленники не выдерживали и умирали. Оккупанты были изгнаны с территории Олонецкого района в конце 1944 года. Во время обстрела посёлка нашей авиацией одна бомба попала в барак и убила двух женщин, остальные спрятались в картофельной яме. Жителям посёлка Ильинский пришлось туго, но они выстояли и победили врага. Александров Сергей

14 слайд

Описание слайда:

Мартыновы Ирина Федоровна и Павел Викторович Когда началась Великая Отечественная война, моего прапрадедушку Павла, в возрасте 34 года, забрали на войну, в пехоту. А моя прапрабабушка Ирина Федоровна осталась с тремя детьми, в деревне Тигвера. Мою прапрабабушку Ирину Федоровну с тремя детьми эвакуировали на станцию Няндома Архангельской области, где они и остались жить. Ирина Федоровна работала в лесу на лесозаготовках, рубила лес топором, чтоб заработать кусок хлеба и прокормить детей, работала она с раннего утра до позднего вечера, а ночью иногда, помогала в госпитале медикам с больными. А в это время ее старшая ее дочка Октябрина (это моя прабабушка), ей на то время было 11 лет следила за младшими детьми - за сестрой Верой (7 лет) и братом Виктором (3 года). Ирина Федоровна, работала, стараясь обеспечить хлебом своих детей, молилась за своего мужа - Павла Викторовича, и ждала с нетерпением весточек от него, которые приходили очень редко. Из них моя прапрабабушка Ирина Федоровна, узнавала, что ее супруг, мой прапрадедушка Павел Викторович, был в пехоте, потом стал разведчиком. Последняя весточка от Павла Викторовича была в начале 1943 года, с того времени мой прапрадедушка считается пропавшим без вести. Давно закончилась Великая Отечественная война. Я никогда не видела своих прапрадедушку и прапрабабушку. Но я знаю, что они были героическими людьми! Жуковская Ксения

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

18 слайд

Описание слайда:

В братской могиле посёлка Ильинский захоронены воины, погибшие при его освобождении и во время Тулокской десантной операции 23-27 июня 1944 года

19 слайд

Описание слайда:

Родился 18 марта 1907 года, в Грузии, в городе Хварбети. В школе Виктор Николаевич учился очень хорошо, особенно был силён в арифметике. Может это и повлияло на выбор будущей профессии. Окончил военную школу артиллеристов города Тбилиси. А дальше началась его военная карьера: 1931 год – пехотная школа, он – курсовой командир, 1936 год – командир батареи. 1941год - Ленинградский фронт. В годы Великой Отечественной войны В.Н. Леселидзе был уже подполковником на Ленинградском фронте. 619-й армейский минометный полк под командованием подполковника Леселидзе В.Н. стоял твердо. Во время одной из яростных атак, 28 июня, подразделение врага сумело подойти к пункту, где оборонялся отважный командир. Минометчики встретили врага ураганным огнем. В критический момент, подполковник Леселидзе поднял Леселидзе Виктор Николаевич пехотинцев и повел их в рукопашный бой. В этом бою он получил смертельное ранение. За проявленные в боях смелость, мужество, доблесть и отвагу подполковник Леселидзе удостоен посмертного присвоения звания «Герой Советского Союза»

20 слайд

Описание слайда:

Мошкин Александр Иванович Родился в 1922 году в деревне малая Черёмушка Лебяжского района Кировской области, русский, кандидат в члены ВКП(6). Призван в армию в октябре 1941 года Лебяженским райвоенкоматом. Направлен в 70-ю морскую стрелковую бригаду, входившую и состав 7-ой Отдельной армии. Важное место в наступательной операции лета 1944 года в южной Карелии занимает морской десант в междуречье Тулокса и Видлица. 23 июня 1944 года на кораблях Ладожской военной флотилии, при поддержке авиации 7-ой воздушной армии кораблей Краснознаменного Балтийского флота был высажен десант в составе 70-ой МСБ. Морской десант имел задачу перерезать дороги, идущие вдоль Ладожского побережья от Питкяранты до Олонца и этим лишить противника основной коммуникации, связывающей фронт с тылом. За день, 24 июня, рота автоматчиков отбила 9 вражеских контратак. Вечером, после 9 контратаки, Александр Мошкин был ранен. К тому же у храбреца кончились патроны. Группа белофиннов, находившихся поблизости, заметила, что автомат у него замолчал, окружила моряка, пытаясь взять его в плен. Но у героя оставалась одна граната. Ею Мошкин подорвал себя вместе с группой фашистов.

21 слайд

Описание слайда:

Помните! Через века, через года,- помните! О тех, кто уже не придет никогда,- помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны! Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной, Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны! (Р.Рождественский)

ПРОЕКТ по литературному чтению «Они защищали Родину»Выполнила:
Солодовникова Анастасия
ученица 4 класса
МКОУ «Лофицкая ООШ»
Руководитель: Цыплухин С.М.

Цель проекта:

Узнать кто защищал нашу Родину и зачем?
Задачи:
Ответить на вопросы «Что такое Родина и
патриотизм?»
Изучить стихи русских писателей о родине.
Сделать выставку книг о подвигах и героях войны.
Выяснить как защищали родину мои родственники в
годы войны и в мирное время.

Патриот - это человек,
служащий Родине
Н.Г.Чернышевский.

Что такое Родина?

Для меня, Родина - это то
место, где я родилась и
выросла,
где
получу
в
дальнейшем образование и
встану на ноги. Это тот
уголок, который мы должны
сберечь,
защитить
и
сохранить.
Не даром говорят:
"Где родился, там и сгодился».

Верность Родине

На протяжении всей многовековой истории нашей
Родины народ превыше всего ценил верность Отечеству,
мужество и отвагу героев, борющихся за торжество
добра и справедливости…
Куда б ни шёл
, ни ехал ты,
Но здесь остан
овись,
Могиле этой д
орогой
Всем сердцем
поклонись.
Кто б ни был т
ы - рыбак, ш
ахтёр,
Учёный иль па
стух, -
Навек запомн
и: здесь лежит
Твой самый лу
чший друг.
И для тебя, и д
ля меня
Он сделал все,
что мог:
Себя в бою не
пожалел,
А Родину сбер
ёг.
М. Исаковский

Мы гордимся ими!
Своей жестокой рукой война
коснулась каждой семьи. И
сегодня мы, оставшиеся на своей
земле, политой кровью
миллионов, обращаем свою
память к тем нашим родным, кто
отстоял нашу Родину.
Наши семьи тоже коснулась Великая Отечественная
Война… Практически у всех ребят нашего класса
прабабушки и прадедушки воевали за нашу Родину,
прославляя семьи подвигами. Одни из них были
солдатами, другие- сестрами или братьями
милосердия, кто-то трудился в тылу. Многих из них
уже нет в живых, но мы будем о них помнить всегда!

Ковалёв Тимофей
Васильевич
Мой прадедушка, Ковалёв Тимофей Васильевич,
родился 15 декабря 1919 г. в нашем родном селе
Лофицкое. 18-летним пареньком, он как и все
юноши в его возрасте, проходил службу в рядах
Советской Армии.
Будучи солдатом, зимой в 1937 году, прадедушка отморозил себе обе руки.
Целый месяц он лечился в госпитале. Было принято решение ампутировать
сразу обе руки. Но, тогда ещё юный Тимофей, надеясь на чудо, отказался от
операции. Его комиссовали домой.
Когда, в 1942 году немцы напали на Богучарщину, моему прадедушке было
22 года. Воевать на фронте прадедушка не мог по состоянию здоровья. Но
много пользы в годы войны он принес, помогая односельчанам в родном
колхозе. Работал пастухом, на лошадях возил в поля воду.
Был женат на моей прабабушке Евдокии Дмитриевне. Вырастил сына и
трех дочерей. Умер прадедушка 5 марта 1999 года (пережив свою жену
только на 2 месяца).

Солодовников
Сергей Николаевич
Мой папа тоже был солдатом,
но уже в мирное время. Он
служил с 1996 по 1998 гг. в
Московском 154-ом отдельном
комендантском
Преображенском полку в
автомобильной роте.

В ходе работы:

1. Изучены высказывания известных людей о патриотизме.
2. Сформировано понятие «РОДИНА».
3. Изучена литература о подвигах и героях войны.
4. Прочитано 10 стихотворений о войне и подвигах.
5. Проведено интервью с бабушкой и мамой о родственниках,
защищавших нашу родину.
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Война - самое страшное событие в жизни страны и народа. Её последствия разрушительные и жестокие. В июне 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, все жители нашей страны поднялись на её защиту. Все они: дети, молодёжь, командиры и простые воины, женщины и старики, не задумываясь, выполняли свой долг. Они просто любили и защищали свою Родину.

«Патриот – это человек, служащий Родине,
а Родина – это прежде всего народ».
Н.Г.Чернышевский. (слайд 2)

Цели урока:

  • раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне;
  • подвести итоги войны;
  • воспитывать чувство патриотизма (слайд 3)

Задачи урока:

  • развивать навыки работы с историческими источниками и умения
  • анализировать художественные произведения;
  • повторить и систематизировать знания по теме;
  • развивать умения устанавливать взаимосвязи между историческим и литературным процессами;
  • развивать умение использовать информационные технологии в процессе обучения.

Оборудование :

  • карта «Великая Отечественная война1941-1945гг»;
  • портреты полководцев и героев ВОВ;
  • выставка художественной литературы по теме;
  • компьютерная презентация.

Тип урока: обобщающий урок-семинар.

Опережающее задание: класс делится на четыре группы, получает карточки-задания с темой, самостоятельно готовится к выступлению.

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Выступление групп по темам:

А) « Женщина на войне».

Б) « Командиры и офицеры».

В) « Молодежь в борьбе против захватчиков».

Г)« Дорогами войны ».(слайд 4)

3. Обсуждение тем.

4. Итог урока

5.Домашнее задание.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Война- самое страшное событие в жизни страны и народа. Её последствия разрушительные и жестокие. В июне 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, все жители нашей страны поднялись на её защиту. Все они: дети, молодёжь, командиры и простые воины, женщины и старики, не задумываясь, выполняли свой долг. Они просто любили и защищали свою Родину. Об этом сегодня и наш урок.

2. Выступление групп по темам

Ответы на слайдах презентации.

Они защищали Родину!

Тема № 1. « Женщина на войне». (слайды 5–10)

Н.Г.Чернышевский.

  1. С 1941года производился массовый призыв женщин в армию. Каково ваше отношение к этому факту? Нужны ли женщины на войне, ведь война – « мужское дело»?
  2. Были ли среди воевавших женщин ваши родные? Расскажите о них.
  3. Среди произведений художественной литературы о ВОВ есть немало примеров женского героизма. Приведите примеры.
  4. Фильм В.Василевской « Радуга» создан на основе реальных событий войны. Найдите факты, подтверждающие это.
  5. «Шла она неслышно
    От школьного порога
    Уходила девочка
    В бессмертную дорогу…»
    (М.Румянцева)

Один из немецких солдат, присутствовавший на казни Зои Космодемьянской, попал в плен. Там он вспоминал: « Маленькая героиня вашего народа осталась тверда. Она не знала, что такое предательство. Она посинела от мороза, раны её кровоточили, но она не сказала ничего».

А что знаете вы о подвиге этой девушки?

Обязательно : Подготовьте выступления по теме. Подведите итоги и сделайте вывод.

! В помощь

Они защищали Родину!

ТЕМА № 2. « Командиры и офицеры». (слайды 11–15)

« Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это прежде всего народ.» Н.Г.Чернышевский

Вопросы и задания для обсуждения темы.

  1. В американских школьных учебниках в числе крупнейших военных деятелей второй мировой войны названы Д. Эйзенхауэр, Б. Монтгомери, А.Ф.Петен, Ш. де Голль. Считаете ли вы этот перечень полным? Кого бы вы назвали в числе крупных военачальников второй мировой войны? Кратко обоснуйте своё мнение.
  2. Боеспособность армии в начале войны была снижена сталинскими репрессиями. По подсчётам они (репрессии) унесли из пяти маршалов- трёх(А.И.Егорова, М.Н.Тухачевского, В.К.Блюхера). к началу войны только 7% командиров имели высшее образование. Но не имевшие времени на приобретение опыта, командиры сразу же оказались в сложной ситуации начала войны. Растерянность, неумение организовать взаимодействие войск, потеря управления - это нередкие явления первых боёв. Маршалы войны по праву стали называться героями. Каких знаете вы?
  3. Самым высоким военным званием является генералиссимус. Кому было оно присвоено? Справедливо или нет? Аргументируйте свою точку зрения.
  4. На одном из московских бульваров установлен памятник генерал-лейтенанту инженерных войск, доктору военных наук, попавшему в плен и зверски замученному фашистами(облит ледяной водой зимой). Ему присвоено звание Героя Советского Союза… посмертно. О ком речь?
  5. Многие командиры-лётчики совершали воздушные тараны. А кто совершил первым ночной таран в подмосковном небе?

Обязательно: Подготовить выступление по теме. Сделать вывод и подвести итоги.

! В помощь : для подготовки можно использовать документы, письма военных лет, учебник, воспоминания родных, отрывки из художественных произведений, стихи о войне, материалы журнала « Родина».

Они защищали Родину!

ТЕМА № 3. « Молодежь в борьбе против захватчиков». (слайды 16,17,18)

«Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это прежде всего народ.» Н.Г.Чернышевский

Вопросы и задания для обсуждения темы.

  1. Вставай, страна огромная,
    Вставай на смертный бой…
    И встала наша страна на смертный бой. Воины, женщины, дети и старцы - все встали в строй. Назовите героев комсомольцев ВОВ.
  2. Летом 1942 года в Краснодоне действовала антифашистская подпольная молодёжная организация « Молодая гвардия». Самому старшему молодогвардейцу было 19 лет, а главному организатору и вдохновителю- Олегу Кошевому – всего 16. Что вы знаете об их подвиге?
  3. «Я ушла из детства в грязную теплушку,
    В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
    Дальние разрывы слушал и не слушал
    Ко всему привыкший сорок первый год.

    Я пришла из школы в блиндажи сырые,
    От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
    Потому что имя ближе, чем « Россия»,
    Не могла сыскать»
    Так писала поэтесса Юлия Друнина, она, как и многие её сверстницы, в 1941году добровольно ушли на фронт. А как поступили бы вы? За что шла воевать наша молодёжь? За Родину? За Сталина? За коммунистическую идею? За свою семью?

  4. На фронтах войны воевали и дети, будущие пионеры-герои. Лёня Голиков, Марат Козей, Валя Котик, Зина Портнова стали Героями Советского Союза. Расскажите, за что они получили эти звания.

Обязательно: Подготовьте выступление по теме. Сделайте вывод и подведите итоги.

! В помощь : для подготовки можно привлекать документы, письма военных лет, учебник, воспоминания родных, отрывки из художественных произведений, стихи о войне, материалы журнала «Родина».

Они защищали Родину!

ТЕМА № 4. « Дорогами войны ». (слайды 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30)

«Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это прежде всего народ.» Н.Г.Чернышевский

Примерный план выступления лекторской группы.

1418 дней шла Великая Отечественная война.

1418 дней страданий, жертв, героизма, отваги и мужества на фронте и в тылу. Весь советский народ поднялся на защиту Родины. С первых часов войны немецкое наступление натолкнулось на упорное сопротивление.

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
О горьком победном пути.
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой победы пройти.

  1. Первыми встретил врага гарнизон легендарной Брестской крепости . В крепости осталось менее двух стрелковых полков, но они смогли задержать целую немецкую дивизию.
  2. Город- герой Смоленск . Именно это сражение (с 10 июля по 10 сентября), проведённое с целью не допустить прорыва немцев на московском направлении, вынудило противника отложить почти на два месяца спланированное наступление на Москву.
  3. С беззаветным мужеством сражались воины, защищая каждую пядь родной земли в грозном 1941 году. У железнодорожного разъезда Дубосеково двадцать восемь солдат панфиловцев остановили фашистскую танковую колонну.
  4. Враг силой не мог нас осилить,
    Нас голодом хочет он взять,
    Отнять Ленинград у России,
    В полон ленинградцев забрать.
    Жители Ленинграда выдержали суровое испытание- 900 долгих блокадных дней. Враги не сумели сломить их мужества, не поколебали их веру в победу.
  5. На 23-м километре Ленинградского шоссе, где осенью 1941года был остановлен враг, на постаменте памятника героическим защитникам Москвы высечены слова:
    И врагу никогда не добиться,
    Чтоб склонилась твоя голова,
    Дорогая моя столица,
    Золотая моя Москва!
  6. После 259 дней упорной обороны 7 июля 1942 года пал Севастополь, героическая защита которого навечно вошла в историю борьбы советского народа с фашистскими захватчиками.
  7. Весь мир, затаив дыхание, следил за исходом Сталинградской битвы .
    И пробил час. Удар обрушен первый-
    От Сталинграда пятится злодей.
    И ахнул мир, узнав, что значит верность,
    Что значит ярость верящих людей.
  8. К лету 1943 г. немецкое командование возлагало особые надежды на наступление под Курском. Но враг был встречен ответным шквалом огня и понёс большие потери. 12 июля близ деревни Прохоровка развернулось самое мощное танковое сражение второй мировой войны.
  9. Красная армия освободила Орёл и Белгород . В честь этого события впервые в Москве был произведён салют.(12 залпов из 124 орудий).
  10. Освобождение Европы . Взятие Берлина .

Обязательно : Подготовить выступления. Сделать вывод и подвести итоги.

! В помощь : При подготовке можно использовать документы, письма военных лет, учебник, отрывки из художественных произведений, стихи о войне, материалы журнала « Родина».

3. Обсуждение по темам.

4. Итог урока

Все защитники нашей страны патриоты, они любили свою Родину и народ. Они - Герои! Войну не смогли бы выиграть слепые исполнители воли вождя, а только люди, лично ответственные за судьбы страны. Они выстояли, они победили. И мы в неоплатном долгу перед ними.

За давностью лет не забыты
Страницы листов наградных.
Везде они ищут по свету
Былых адресатов своих.
Героев не двое, не трое…
И строки приказов звучат.
Награды находят героев -
Герои не ищут наград! (слайды 31, 32)

5. Домашнее задание

Написать историческое эссе на тему « Судьба семьи в судьбе страны»

Использованная литература:

  1. Победа. Стихи и песни о войне 1941-1945. М, 1985 г.
  2. Кириллов В.В., Чернова М.Н. История России 1800-2002гг. Книга для учителя. Ростов-на-Дону, 2002г.

Последние материалы раздела:

Бактерии- древние организмы
Бактерии- древние организмы

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...

Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т
Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т

МОУ «ООШ с. Озёрки Духовницкого района Саратовской области » Киреевой Татьяны Константиновны 2009 – 2010 год Введение. «Грамотное письмо – не...

Презентация: Монако Презентация на тему
Презентация: Монако Презентация на тему

Религия: Католицизм: Официальная религия - католичество. Однако конституция Монако гарантирует свободу вероисповедания. В Монако есть 5...