Родился император Александр II. Воспитание и характер императора Александра II

В разделе на вопрос Кто был наставником Александра 2. П заданный автором TF.DarKStaR TF.DarKStaR лучший ответ это Генерал-лейтенант П. П. Ушаков - «главный воспитатель» .
Поэт Жуковский, Василий Андреевич - самый известный из учителей царской семьи. Благодаря литературной среде, в которой он являлся яркой фигурой, о нём в роли учителя великих князей и княжон сохранился ряд литературных анекдотов. Его также высоко оценивают как воспитателя будущего Александра II, принявшего решение отменить крепостное право, возможно, под влиянием прогрессивных взглядов Жуковского. В 1816 Жуковский стал чтецом при вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. В 1817 он стал учителем русского языка принцессы Шарлотты - будущей императрицы Александры Фёдоровны, а в 1826 занял должность воспитателя наследника престола, будущего императора Александра II. В 1837 Жуковский объездил с наследником цесаревичем Россию и часть Сибири; в 1838-39 Жуковский путешествовал с ним по Западной Европе.
Протоиерей Герасим Павский - учитель Закона Божия и Священной истории
Капитан К. К. Мердер - военный инструктор.
М. М. Сперанский - законодательство.
К. И. Арсеньев - статистика и история.
Е. Ф. Канкрин - финансы.
Ф. И. Брунов - внешняя политика.
Академик Коллинз - арифметика.
К. Б. Триниус - естественная история.

Первый весенний день 1881 года был обагрён кровью императора, вошедшего в историю России как великий проводник реформ, по праву заслужившего дарованный ему народом эпитет освободителя. В этот день император Александр 2 (годы правления - 1855-1881) был убит взрывом бомбы, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким.

Юные годы наследника престола

17 апреля 1818 года над Москвой прокатились раскаты салюта - у остановившейся в архиерейском доме императорской четы родился престолонаследник, получивший при святом крещении имя Александр. Любопытный факт: после смерти Петра I единственным правителем России, родившимся в её древней столице, был именно он - будущий император Александр 2.

Биография его свидетельствует о том, что детство наследника престола прошло под неусыпным взором отца. Государь Николай I уделял самое пристальное внимание воспитанию сына. Обязанности домашнего учителя Александра были возложены на знаменитого поэта В. А. Жуковского, который не только преподавал ему грамматику русского языка, но и прививал мальчику общие основы культуры. Специальным же дисциплинам, таким как иностранные языки, военное дело, законодательство и священная история, его обучали лучшие педагоги того времени.

Невинная юношеская любовь

Вероятно, лирические стихи его домашнего учителя и старшего друга В. А. Жуковского наложили свой отпечаток на сознание юного Александра. По воспоминаниям современников, в нём рано стала проявляться склонность к романтической влюблённости, что вызывало недовольство отца, человека, кстати, тоже далеко не безгрешного. Известно, что во время поездки в Лондон Саша был очарован юной девушкой - будущей королевой Викторией, но этим чувствам суждено было угаснуть.

Начало государственной деятельности

Государь Николай I рано стал приобщать сына к государственным делам. Едва достигнув совершеннолетия, он был введён в состав Сената и Святейшего Синода. Чтобы будущий монарх зримо представлял масштабы империи, которой ему предстоит управлять, отец отправил его в 1837 году в путешествие по России, за время которого Александр посетил двадцать восемь губерний. Вслед за тем он уехал в Европу для пополнения знаний и завершения образования.

Правление Александра 2 началось в 1855 году, сразу после того как смерть прервала тридцатилетний период царствования его отца Николая I. В наследство ему достались проблемы, связанные с крестьянским вопросом, финансовым кризисом и безнадёжно проигранной Крымской войной, поставившей Россию в состояние международной изоляции. Все они требовали незамедлительного решения.

Насущная необходимость реформ

Для того чтобы вывести страну из создавшегося кризиса, требовались реформы, необходимость которых диктовала сама жизнь. Первой из них стала отмена военных поселений, введённых ещё в 1810 году. Государь одним росчерком пера отправил в прошлое архаизм, не приносивший пользы для армии и провоцировавший социальный взрыв. С этого весьма неотложного дела и приступил к своим великим преобразованиям Александр 2.

Отмена крепостного права

Начало было положено. Вслед за тем император Александр 2 осуществил выполнение своей главной исторической миссии - отмену Известно, что о необходимости этого акта писала ещё государыня Екатерина II, но в те годы сознание общества не было готово к столь радикальным переменам, и правительница от них благоразумно воздержалась.

Сейчас же, в середине XIX века, Александр 2, личность которого формировалась под влиянием совершенно иных исторических реалий, сознавал, что если не отменить рабство законодательным путём, то оно послужит детонатором для нарастающей в стране опасности революционного взрыва.

Этой же точки зрения придерживались и наиболее прогрессивные государственные деятели его окружения, но в придворных кругах сформировалась многочисленная и влиятельная оппозиция, состоявшая из сановников прошлого царствования, воспитанных в казарменно-бюрократическом духе Николая I.

Тем не менее в 1861 году реформа была осуществлена, и миллионы крепостных стали равноправными гражданами России. Однако это повлекло за собой новую проблему, решать которую должен был Александр 2. Кратко говоря, она сводилась к тому, что отныне свободных крестьян необходимо было обеспечить средством к существованию, то есть землёй, которая принадлежала помещикам. Решение этой задачи растянулось на многие годы.

Реформы финансов и высшего образования

Следующим важным шагом, которым ознаменовалось правление Александра 2, была финансовая реформа. В результате отмены крепостного права в России складывался совершенно иной тип экономики - капиталистический. Финансовая система государства, основанная на не отвечала требованиям времени. Для её модернизации в 1860-1862 гг. создаётся новое для страны учреждение - государственный банк. Кроме этого отныне бюджет в соответствии с реформой утверждался Государственным советом и лично императором.

Через два года после отмены крепостного права наступило время внести изменения в сфере высшего образования. Этому важному начинанию посвятил в 1863 году свою очередную реформу Александр 2. Кратко её можно охарактеризовать как установление определённого порядка организации учебного процесса в университетах. Справедливо заметить, что эта реформа явилась самой либеральной из всех, проведённых в годы последующих царствований.

Учреждение земств и обновлённого судопроизводства

Важными законодательными актами стали земская и осуществлённые в 1864 году. В то время о насущной необходимости их писали все передовые общественные деятели страны. Этим голосам противостояла всё та же оппозиция, к мнению которой не мог не прислушиваться Александр 2.

Личность этого монарха во многом характеризуется его постоянным стремлением балансировать между двумя различными полюсами общественного мнения - прогрессивной интеллигенцией и придворным консерватизмом. Однако в данном случае он проявил твёрдость.

В результате осуществлены были два важнейших для государства новшества - реформа, позволившая перестроить всю отжившую свой век судебную систему на европейский лад, и вторая, изменившая порядок административного управления государством.

Преобразования в армии

Впоследствии к ним прибавились самоуправления, среднего образования и военная, в результате которой был совершён переход от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности. Главным их организатором и проводником в жизнь был, как и ранее, Александр 2.

Биография его являет собой пример деятельности прогрессивного и энергичного, но не всегда последовательного государственного правителя. Пытаясь в своих действиях совместить интересы противоборствующих социальных слоёв, он в результате оказался чужд и революционно настроенным низам общества, и аристократической верхушке.

Семейная жизнь монарха

Александр 2 - личность многогранная. Наряду с холодной рассудительностью, в нём уживалась обозначившаяся ещё в юности склонность к романтическим увлечениям. Череда мимолётных салонных интриг с фрейлинами двора не прервалась даже после его вступления в брак с принцессой Марией Августой Гессенской, принявшей в православии имя Марии Александровны. Она была любящей женой, наделённой даром искреннего всепрощения. После её смерти, вызванной чахоткой, государь женился на своей давней фаворитке Долгоруковой, для которой его трагическая гибель стала непоправимым ударом.

Конец жизни великого реформатора

Александр 2 - личность по-своему трагическая. Все силы и энергию он посвятил подъёму России на европейский уровень, но своими действиями во многом дал толчок нарождавшимся в те годы в стране деструктивным силам, ввергшим впоследствии государство в пучину кровавой революции. Убийство Александра 2 стало заключительным звеном цепи совершённых на него покушений. Их насчитывается семь.

Последнее, стоившее жизни государю, было совершено 1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала в Санкт-Петербурге. Его организовала и совершила группа террористов, именовавшая себя «Народная воля». В её состав входили люди различных социальных слоёв общества. Они плохо представляли себе способы построения нового мира, о котором постоянно говорили, тем не менее их объединяло стремление разрушить устои старого.

Для достижения поставленной цели народовольцы не жалели ни своих, ни тем более чужих жизней. По их представлениям, убийство Александра 2 должно было стать сигналом к всеобщему восстанию, но в действительности оно породило в обществе лишь страх и чувство безнадёжности, появляющиеся всегда, когда закон попирается грубой силой. Сегодня памятником царю-освободителю является храм «Спас на крови», возведённый на месте его гибели.

Помогите пожалуйста решить тест.
Российская империя в царствование Александра II.
Вариант 1.
Кто был наставником великого князя Александра Николаевича?
А) Ф. Лагарп;
б) В.А. Жуковский;
в) С.С. Уваров.
Кому принадлежат слова о том, что «лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнёт само собой уничтожаться снизу»?
а) А.И.
Герцену;
б) председателю редакционных комиссий Я.И. Ростовцеву;
в) Александру III,
3. Что из перечисленного относится к судебной реформе 1864г.?
а) состязательность сторон в ходе судебного процесса;
б) наказание розгами виновных;
в) гласность суда;
г) отделение полиции от следствия;
д) создание особого суда для дворян;
е) введение суда присяжных;
ж) бессословность суда.
Земские учреждения не решали вопросов…
а) строительства дорог;
б) строительства школ и больниц;
в) организации судебных органов;
г) развития торговли и промышленности.
Представители какого сословия преобладали в земствах?
а) крестьяне;
б) дворяне;
в) купцы;
г) мещане.
Какие крестьяне считались временнообязанными?
а) не заключившие выкупной сделки с помещиком;
б) крестьяне сибирских губерний;
в) государственные крестьяне.
Для чего были созданы Редакционные комиссии?
а) для составления единого проекта закона об освобождении крестьян;
б) для редакции журналов и газет;
в) для сбора статистических данных о крестьянских наделах.
По реформе 1861 г. земля после уплаты выкупа становилась…
а) собственностью крестьянской семьи;
б) собственностью крестьянской общины;
в) государственной собственностью.
9. Как крестьяне должны были платить за землю по реформе 1861 г.?
а) сразу 100% стоимости надела помещику;
б) в течение 49 лет государству, которое заплатило за них помещику;
в) 100% стоимости надела помещику в течение 59 лет.
10. Труд крестьян на земле помещика за взятую ими в аренду землю назывался…
а) месячина;
б) испольщина;
в) барщина;
г) отработки.
11. Военная реформа 1874г.:
а) вводила всеобщую воинскую повинность;
б) сохраняла 20-летний срок службы;
в) объявляла новый рекрутский набор;
г) сокращала сроки службы до 6 лет.
12. Новая промышленная база, основанная на добыче нефти в 70-е годы XIX в.была заложена:
а) на Донбассе;
б) в Сибири;
в) в районе Баку;
г) в Средней Азии.
Соотнесите событие и дату:
1) начало перевода крестьян на выкуп а) 1878;
2) судебная реформа б) 1марта 1881;
3) убийство Александра III в) 1863;
4) Берлинский конгресс г) 1864.
Как называлась первая народническая организация в России?
а) «Земля и воля»;
б) «Чёрный передел»;
в) «Народная воля»;
г) «Освобождение труда».
К какому направлению общественной мысли относились Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, отстаивавшие введение конституции, демократических свобод и продолжение реформ?
а) либеральное;
б) радикальное;
в) консервативное;
г) реакционное.
Какое имя лишнее и почему?
а) И.В. Гурко;
б) П.Д. Зотов;
в) М.Д. Скобелев;
г) П.С. Нахимов.
17. На Берлинском конгрессе произошло:
а) пересмотр положений Сан-Стефанского мирного договора;
б) создание новой коалиции против России;
в) признание решений Сан-Стефанского мирного договора.
18.С какой страной в 1860г. был подписан договор, закрепивший Уссурийский край за Россией?
а) с Японией;
б) с Китаем;
в) с США;
г) с Кореей.
Расставьте в хронологической последовательности:
а) Сан-Стефанский мирный договор;
б) отмена крепостного права в России;
в) введение всеобщей воинской повинности;
г) судебная реформа.
Распределите в 2 столбца термины, относящиеся к истории России до 1861г.(1) и после 1861 г.(2).
а) оброк;
б) выкуп;
в) тягло;
г) отрезки;
д) временнообязанные;
е) барщина;
ж) чересполосица.


Великий князь Александр Николаевич родился 17 апреля 1818 года в Москве, в доме митрополита Платона при Чудовом монастыре в Кремле. Чудов монастырь был основан в 1385 году, а в XVIII веке здесь располагалось греко-латинское училище. Отцом Александра был третий сын императора Павла I великий князь Николай Павлович, матерью - дочь прусского короля Фридриха III принцесса Шарлотта, ставшая после православного крещения, необходимого для свадьбы с Николаем Павловичем, Александрой Федоровной. Она доводилась племянницей и крестной дочерью английской королеве Шарлотте, супруге короля Георга III, а значит, являлась родственницей будущей главы Великобритании королевы Виктории. Однако к радости родителей Саши примешивалась изрядная доля грусти, объясняемая предчувствием неизбежно трудной участи сына. «В 11 часов утра, - вспоминала Александра Федоровна, - я услыхала первый крик моего первого ребенка. Нике (Николай Павлович)целовал меня... не зная еще, даровал нам Бог сына или дочь, когда матушка (вдовствующая императрица Мария Федоровна), подойдя к нам, сказала: "Это сын". Счастье наше удвоилось, однако, я помню, что почувствовала что-то внушительное и грустное при мысли, что это маленькое существо будет со временем императором». Эти слова, хотя они и написаны задним числом, можно считать первым предостережением нашему герою. Материнское сердце, как говорят, вещун.

201 орудийный залп и плошки повсеместной иллюминации возвестили москвичам о рождении будущего наследника престола, положив начало соответствующим торжествам по городам и весям Российской империи. Крещение новорожденного произошло в церкви Чудова монастыря, где в свое время крестили детей Ивана Грозного и Алексея Михайловича (в том числе и преобразователя России Петра Великого). В первые годы своей жизни Саша попал в ласковые руки женщин: его воспитательницами стали Ю. Ф. Баранова и Н. А. Тауберг, а боннами (то есть нянями) - М. В. Коссовская и А. А. Кристи (тезка знаменитого автора детективных романов действительно была англичанкой, что не удивительно, поскольку именно англичанки считались в то время лучшими няньками в мире). До шестилетнего возраста жизнь великого князя не была обременена чрезмерными заботами. Зимой он жил с родителями в Аничковом дворце, а летом выезжал в Павловск к бабушке Марии Федоровне, которая успешно командовала маленьким внуком. Впрочем, эта властная и решительная дама считала себя главой клана Романовых и стремилась, с большим или меньшим успехом, руководить ими всеми. Жены Александра и Николая Павловичей перед ней трепетали, можно представить себе, как воспринимал ее команды маленький Николаевич.

С шестилетнего возраста компания воспитателей великого князя становится, как это было принято, чисто мужской. Ее главой был назначен Карл Карлович Мердер, ротный командир школы гвардейских подпрапорщиков, ветеран войн с Наполеоном. В. А. Жуковский, близко знавший заслуженного офицера и работавший вместе с ним над образованием наследника, отмечал: «Отменно здравый ум, редкое добродушие и живая чувствительность, соединенные с холодной твердостью воли и неизменным спокойствием души - таковы отличительные черты его характера». Сестра нашего героя, Ольга Николаевна писала о Мердере в своих воспоминаниях: «Он не признавал никакой дрессировки, не подлаживался под отца, не докучал матери, он просто принадлежал Семье: действительно драгоценный человек!».

Главной задачей, поставленной перед ним родителями Саши, являлось военно-физическое воспитание великого князя, включавшее обучение верховой езде, знакомство с военными уставами, «фрунтом» (строевой подготовкой и приемами с оружием), гимнастические упражнения. Вскоре Александр увлеченно гарцевал на парадах и разводах, отдавая звонким голосом команды гвардейским гусарам. Однако только военными занятиями воспитатель великого князя ограничиться, к счастью, не захотел. В своем дневнике, Мердер писал: «Государь дал мне то, что для него и для целой России всего драгоценнее. Да поможет мне Бог исполнить свое великое дело... Буду считать себя несчастным, если не достигнутого, что он будет считать единственным наслаждением - помогать несчастным».

В своем желании пробудить в наследнике сострадание, человеколюбие Карл Карлович не был ни оригинален, ни одинок. Лучшие люди России, в том числе один из ее крупнейших поэтов В. А. Жуковский, желали видеть в Александре Николаевиче образец нравственного совершенства. С самого раннего возраста на Александра Николаевича обрушились огромные и, честно говоря, маловыполнимые ожидания современников. Помимо всего прочего, они хотели, чтобы, совершая на ниве служения отечеству поистине геркулесовы подвиги, будущий император оставался скромным гражданином и человеком. Наследники же престола, прислушиваясь к подобным пожеланиям, пытались сопоставить их со своими реальными возможностями, и трудно сказать, что они при этом испытывали - то ли гордость от своего положения, то ли ужас от невозможности исполнить пожелания подданных.

Как бы то ни было, благие намерения Мердера получили конкретное воплощение, особенно после воцарения Николая I в декабре 1825 года. О событиях на Сенатской площади у Александра, которому в ту пору не исполнилось и восьми лет, не могло остаться ярких и отчетливых воспоминаний. День восстания декабристов он провел в Зимнем дворце вместе с матерью и бабушкой под охраной гвардейского саперного полка, шефом которого был его отец. Однако нервный тик Александры Федоровны, начавший мучить ее после восстания, и частые упоминания отцом «друзей 14-го» не давали ему забыть об этом страшном для Романовых событии.

Регулярное обучение наследника престола началось с 1826 года, когда Александру исполнилось восемь лет. План обучения, рассчитанный, как бы мы сейчас сказали, на десять классов, поручили составить все тому же Василию Андреевичу Жуковскому. Причем литературные заслуги Василия Андреевича вряд ли принимались Зимним дворцом в расчет. На решение родителей наследника повлияло то, что поэт состоял чтецом при вдовствующей императрице Марии Федоровне и успешно преподавал русский язык Александре Федоровне. Данное назначение еще раз убеждает нас в том, что иногда совершенно случайные решения необычайно точно попадают в цель.

Жуковский отнесся к почетному и ответственному заданию весьма серьезно. Он отпросился с придворной службы для лечения за границей, но использовал отпуск вовсе не для хождения по докторам, а для ознакомления с новейшими педагогическими системами и приемами. В результате его шестимесячных занятий педагогикой появился план обучения наследника российского престола. В основу своего плана Жуковский положил идеи швейцарского педагога Песталоцци, который считал, что в воспитании человека участвуют три фактора: личность воспитателя, то есть его влияние на питомца своем примером и убеждениями; сама жизнь, то есть условия, в борьбе с которыми вырабатывается самостоятельность и закаляется характер; наконец, чувство человеколюбия, сознание долга перед людьми, деятельная любовь к ним. Александр II воспитывался, не испытывая прямого политического давления со стороны педагогов. Основой его образования, как уже говорилось, стало нравственное начало, этические принципы и ценности. Именно этим целям были подчинены все три периода плана Жуковского. Первый из них назывался «Приготовление к путешествию» (эпоха романтизма давала себя знать даже в названиях разделов педагогических сочинений) и охватывал период с 8 до 13 лет ребенка. Он включил в себя краткие сведения о мире, человеке, понятие о религии, знакомство с иностранными языками. Второй период плана, собственно «Путешествие» (13-18 лет) содержал занятия науками в полном смысле этого слова. Жуковский разбил науки, как это было принято в его время, на «антропологические» (история, политическая география, политика и философия) и «онтологические» (математика, физическая география, физика и т. п.). Третий этап - «Окончание путешествия» - время от 18 до 20 лет. Он сопровождался чтением «немногих истинно классических книг», завершая образование «совершенного человека». Путеводной нитью образования, главным его предметом Жуковский не без оснований считал историю, на примере которой должны были вырабатываться правила поведения, нормы жизни будущего монарха. Если попытаться воспроизвести их вкратце, то они гласили следующее: верь, что власть царя происходит от Бога, но не делай эту власть насмешкой над Богом и человеком... Уважай закон, если законом пренебрегает царь, он не будет храним и народом... Люби и распространяй просвещение. Народ без просвещения есть народ, без достоинства. Им, кажется, легко управлять, но из слепых рабов легко сделать свирепых мятежников... Свобода и порядок - одно и то же... Окружай себя достойными помощниками... Уважай народ свой...

Отметим, что эти правила, во всяком случае, некоторые из них, наследник усвоил так прочно, что позднее старался, насколько это ему казалось возможным, действовать в соответствии с ними. Конечно же, жизнь порой вносила в эти правила жесткие коррективы. Кроме Жуковского, читавшего русскую историю и новейшую отечественную словесность, великого князя обучали такие знатоки своего дела, как К. И. Арсеньев - историк, географ, статистик.

Невеселые представления были у наследника о своем блестящем будущем. Вообще же, он рос резвым, физически крепким подростком, многое схватывал, что называется, на лету, умел нравиться людям, был добр и сентиментален, обожал своих родных, особенно мать и сестер. Доброта и сентиментальность быстро стали чертами его характера, а черты характера - это те инструменты, с помощью которых мы пытаемся приспособиться к окружающей нас действительности. Так что он выбрал не самый плохой набор инструментов.

Однако наставники постоянно отмечали и те негативные черты характера великого князя, которые требовали, по их мнению, исправления и даже искоренения. Самым неприятным и непонятным и для них, и для родителей Александра была странная апатия, хандра, нападавшая на ребенка совершенно внезапно и погружавшая его в некое подобие транса. В такие минуты для него не существовало ни уроков, ни игр, ни соучеников или наставников, и он, разоткровенничавшись, начинал говорить, «что не хотел бы родиться великим князем». Это состояние особенно усиливалось, когда наследник сталкивался с задачей, которую ему не удавалось решить сразу, одним махом. И кто знает, были ли такие проблемы связаны только с учебными занятиями? Прежде чем порассуждать на эту тему, приведем еще одно свидетельство из «Записок воспитателя» Мердера.

«В великом князе, - растерянно свидетельствовал генерал, - совершенный недостаток энергии и постоянства; малейшая трудность или препятствие останавливает его и обессиливает. Не помню, чтобы когда-нибудь он чего-нибудь желал полно и настойчиво. Малейшая боль, обыкновенный насморк достаточен, чтобы сделать его малоспособным заняться чем бы то ни было... Ему случается провести час времени, в продолжение которого ни одна мысль не придет ему в голову; этот род совершенной апатии меня приводит в отчаяние...». Мердер, понятно, говорит здесь о не слишком частых минутах хандры, которая иногда нападала на наследника, потому что вообще-то, как отмечал во многих местах своего дневника генерал-воспитатель, его воспитанник рос энергичным и веселым мальчиком. Интересно, а откуда генерал знал, что ни одна мысль не приходила в голову Александру во время его «транса», если ребенок в такие минуты практически ни с кем не разговаривал?

Другой чертой характера наследника, волновавшей воспитателей, была его, как они это называли, «невыдержанность». Тот же Мердер вспоминал, как во время прогулки по реке Виельгорский, дурачась, неосторожно вел шлюпку и зачерпнул бортом воду. Великий князь так рассердился, что схватил Иосифа за шею и дал ему несколько пинков, прежде чем вмешались воспитатели, сделавшие выговор наследнику. Уже став императором, Александр Николаевич мог накричать на незадачливого собеседника, в сердцах плюнуть в него, но тут же обнять и просить прощения. Подобные сцены не являлись, конечно, нормой поведения монарха, но они действительно случались. И кто знает, не были ли эти крики и плевки человека, родившегося наследником престола, подавленного контролем воспитателей, местью или протестом за отсутствие у него нормального детства. Тем более что вообще-то Александр Николаевич умел прекрасно владеть собой, что он не раз доказывал и на охотах (однажды спас егеря, попавшего в лапы к медведю), и во время покушений террористов, и во время тушения многочисленных пожаров, случавшихся в Петербурге.

Так откуда же это бралось: шармерство и равнодушие к людям, острота мысли и апатия? Чтобы нащупать один из возможных ответов, обратимся к очередному наставлению-нотации, которыми Жуковский постоянно потчевал царственного воспитанника. «На том месте, - говорил учитель, - которое вы со временем займете, вы должны будете представлять из себя образец всего, что может быть великого в человеке». Представляете, что происходило ежедневно, если не ежечасно? От наследника, сначала мальчика, потом юноши постоянно требовали не просто хорошей учебы и приличного поведения, а образцовости, эталонности во всем. Для ребенка, да и для взрослого, такой груз неподъемен, психологически травмоопасен. Александр должен был всегда быть настороже, в полной готовности захватить пальму первенства в учебе, танцах, гимнастических упражнениях, светской беседе, и ни в чем не ошибиться, не «засбоить». В юношестве стимулом для него была не столько внутренняя потребность к лидерству, сколько тщеславие учителей и родителей, а также благоприобретенное желание угодить взрослым, избежать выговора или, еще хуже, разноса.



17 (29) апреля 1818 г. в семье великого князя Николая Павловича и великой княгини Александры Фёдоровны родился сын Александр. Старшие братья его отца - император Александр I и цесаревич Константин - не имели наследников мужского пола, и Александр Николаевич явился долгожданным продолжателем рода Романовых.

Будущий император Александр II получил хорошее образование. Его наставником был поэт В. А. Жуковский, а среди учителей - общественный и государственный деятель М. М. Сперанский (законодательство), географ и этнограф К. И. Арсеньев (статистика и история), протоиерей Герасим Павский (Закон Божий и Священная история), министр финансов Е. Ф. Канкрин (экономика), дипломат Ф. И. Брунов (внешняя политика), немецкий ботаник К. Б. Триниус (естественная история). Военным инструктором Александра был капитан К. К. Мердер, а главным воспитателем - генерал П. П. Ушаков. Личность наследника престола сформировалась под влиянием отца, видевшего в сыне военного, и наставника, который стремился воспитать будущего монарха человеком просвещённым. Оба влияния оставили глубокий след в характере, склонностях, мировосприятии наследника и отразились в делах его царствования. От природы Александр обладал прекрасной памятью, трезвым и здравым умом, отзывчивым сердцем, весёлым нравом, был доброжелателен к людям.

С 1834 г. по 1842 г. Александр Николаевич был последовательно введён в члены Сената , Святейшего Синода, Государственного совета и Комитета министров. В 1837 г. он объехал европейскую часть России, посетил Закавказье, Западную Сибирь, а в 1838-1839 гг. путешествовал по Европе. Одновременно происходило его продвижение по военной службе. В 1836 г. он стал генерал-майором, в 1844 г. - полным генералом, а в 1849 г. - начальником военно-учебных заведений. Во время Крымской кампании 1853-1856 гг. с объявлением Петербургской губернии на военном положении наследник престола командовал всеми войсками столицы. В 1841 г. Александр женился на гессен-дармштадской принцессе Максимилиане-Вильгельмине-Августе-Софии-Марии, принявшей в православии имя Марии Александровны.

В 1855 г. Александр II вступил на престол и царствовал до 1881 г. 1 (13) марта император был смертельно ранен брошенным в него взрывчатым снарядом на набережной Екатерининского канала в Петербурге.

Спустя 2 года, в октябре 1883 г., по указу императора Александра III в Петербурге на месте смертельного ранения Александра II был заложен храм «Спаса на Крови» (храм Воскресения Христова) как памятник императору-преобразователю и символ покаяния русского народа в его убийстве.

Лит.: 1 марта 1881 г.: Казнь императора Александра II (документы и воспоминания). Л., 1991; Венчание с Россией: Переписка великого князя Александра Николаевича с императором Николаем I. 1837 г. / Сост. Л. Г. Захарова, Л. И. Тютюнник. М., 1999; Император Александр Николаевич. Черты из его жизни // Русская старина. 1891. Т. 70. № 6. С. 719-726; К 125-летию гибели императора Александра II. [Электронный ресурс] // Седмица.Ru. 2001-2014. URL:http://www.sedmitza.ru/text/404898.html ; Платонов С. Ф. Краткий обзор времени императора Александра II и великих реформ // Полный курс лекций по русской истории [Электронный ресурс] // Русская старина. Б. д. URL:http://www.oldru.com/platonov/31.htm ; Пребывание императора Александра II в Риме. (1838-1839) // Исторический вестник. 1881. Т. 2. № 6. С. 312-320; Черта из жизни императора Александра II / Запись Д. Щербачёва // Исторический вестник. 1890. Т. 39. № 2. С. 481-485.

См. также в Президентской библиотеке:

Александр II (1818–1881) // Династия Романовых. 400-летие Земского Собора 1613 года: коллекция ;

Крестьянская реформа 1861 г.: коллекция .

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....