Что такое хорошая школа? Что считать хорошим образованием? Что хорошего в образовании.

Каждый знает, что такое ПЛОХАЯ школа. Но вот что такое хорошая школа?
Я слышал десятки самых разных ответов на этот вопрос. Более того, у на в семье есть ДВЕ разных точки зрения на то, что такое хорошая школа -- я думаю одно, а любимая, без пяти минут доктор педагогических наук и бывший(уже) замдиректора школы -- совсем другое.

Все ответы на вопрос в заголовке поста, которые мне довелось слышать можно свести к следующим:
"Хорошая школа -- это та, где хорошо учат " -- самый популярный ответ.
"Хорошая школа -- это та, где детям комфортно " -- следующий по популярности
"Хорошая школа -- это та, которая ничего не требует от родителей и сама справляется со всеми своими и (детскими) проблемами" -- это то, что редко говорят прямо, но очень часто имеют в виду родители.
"Хорошая школа -- это та, где детей учат правильно МЫСЛИТЬ, школа готовящая ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ " -- мой собственный ответ
"Хорошая школа -- это та, которая правильно СОЦИАЛИЗИРУЕТ детей, позволяет им впоследствии занять достойное место в жизни " -- вариант любимой.
"Хорошая школа -- это школа, дающая целостное мировоззрение " -- ответ одного очень неглупого теоретика педагогики и преподавателя Сибирского Федерального Университета с многолетним стажем

За каждым из этих ответов в скрытой форме стоит то или иное представление о МИССИИ школы, о ее целях и задачах. Для одних миссия школы -- трансляция знаний, все остальное они готовы дать ребенку сами, для других школа это такой увеселительно-развлекательный центр, где ребенок может конечно и поучится чему-нить, но главное -- приятно проводит время и получает массу хороших эмоций, для третьих школа -- "камера хранения", куда можно ежедневно "сдавать" ребенка и освобождать себя от заботы о нем хотя бы на полдня. Для любимой (и это позиция достаточно популярна среди "новых" учителей) школа -- это прежде всего социальный институт и должна обеспечивать социальную стабильность и социальный прогресс. Для меня школа лишь во вторую очередь социальный институт, а в первую -- институт воспроизводства культуры и поэтому интеллект важнее социализации (впрочем для меня и человек всего лишь эпифеномен мышления, что с меня, недоделанного СМД-шника, взять...).

Мне кажется что ВСЕ эти представления о хорошей школе имеют право на существование. Просто школ должно быть МНОГО РАЗНЫХ. И родители (а с некоего возраста совместно с детьми) должны иметь право ВЫБРАТЬ тип школы для своего ребенка. Хотите "транслятор знаний" -- вот вам школа-транслятор знаний, хотите "камеру хранения" -- вот школа-"камера хранения детей", хотите успешную социализацию -- нате вам школу-социализатор. Только школы должны честно предлагать именно то, что они на самом деле делают. Необходим закон, по образцу западных законов "О недоброкачественной рекламе" -- если ты обещаешь, что твоя школа готовит интеллектуалов, а на самом деле детям просто приятно учится, но на всех олимпиадах они проваливаются -- будь добр, заплати штраф, компенсирующий родителями потерю времени и сил на обучение своего ребенка не тому. что они считают для него важным.

Конечно, это "свалит", а точнее взвалит ответственность за судьбу ребенка ПОЛНОСТЬЮ на родителя. Но неужели кто-то еще искренне верит, что некие умные (или не очень умные) дяди, называющие себя "Министерство образования" или "педагоги-новаторы" или просто педагоги лучше чем родители ребенка могут позаботится о его дальнейшей судьбе? Я, например, в это не верю. Образование должно стать ЧАСТНЫМ ДЕЛОМ, личным проектом ребенка и его родителей, а педагоги должны занять свое место в ряду других профессионалов, предлагающих жизненно важные социальные услуги -- медиков, СМИ-шников, социальных технологов и т.д.

Ну и напоследок опрос -- естественно на тему поста.

Что такое хорошая школа

школа, где хорошо учат

3 (18.8 % )

школа, где детям комфортно

3 (18.8 % )

школа, которая ничего не требует от родителей и сама справляется со всеми своими проблемами

0 (0.0 % )

школа готовящая ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ

2 (12.5 % )

школа, которая правильно СОЦИАЛИЗИРУЕТ детей, позволяет им впоследствии занять достойное место в жизни

Современный мир развивается не только технологически. В сфере образования также происходят значительные изменения. И сейчас уже «хорошее образование» не обязательно должно быть получено в стенах школы, и не раз и навсегда. Что нужно воспитать в ребенке, к чему нужно приучиться самомму, без чего в 21 веке не получить хорошую работу? Ответы на эти непростые вопросы дает эксперт в области профориентации из Екатеринбурга Александра Шилова.

Образование - это не только школа. А что еще?

Более доступными стали зарубежные учебные заведения. Появилось множество частных школ, как со своими авторскими методиками, так и с популярными зарекомендовавшими себя программами. Активно развивается домашнее и внешкольное обучение. Дополнительно можно найти кружки, секции, сообщества практически на любой вкус и кошелек. Появляются консультанты по профориентации и индивидуальным образовательным траекториям. Никуда не исчезли репетиторы. Привычные школы внедряют у себя инновационные программы и идут на различные эксперименты, что влияет и на их рейтинги и на отношение родителей и учеников в лучшую сторону.

Но если раньше вопрос стоял просто «Как среди всех школ города выбрать хорошую?», то сейчас выбором школы родительская ответственность не ограничивается. Вопрос теперь звучит примерно так: «Как среди всего этого образовательного многообразия найти качественные услуги и как понять, что подойдет именно моему ребенку, ведь в будущем хочется иметь интересную и высокооплачиваемую работу».

Все дети разные. Как подобрать способ обучения для моего ребенка?

При выборе образования для ребенка родители должны учитывать множество факторов:

  • способности, личностные качества, а также ограничения ребенка;
  • склонности и интересы, чтобы не получить через полгода отсутствующую мотивацию продолжать учиться;
  • престиж этого вида образования на рынке труда в будущем;
  • возможность получения образования, в том числе материальные возможности семьи и наличие достаточного количество времени у родителей;
  • удобство расположения учебного заведения;
  • учителей, с которыми придется иметь дело.

Есть так называемые « дети системы». О ни хорошо себя чувствуют, если им задают правила игры и с интересом включаются в такую игру по правилам. Этим детям легко в школе. Есть противоположности, которых невозможно загнать в какие-либо рамки, они никогда не дадут стандартный ответ на задачу, из любого конструктора сделают хаос и будут этот хаос упорядочивать по своим правилам, придуманным тут же, на месте. Этим детям в обычной школе будет очень трудно даже просто сидеть за партой, им нужно творческое пространство, чтобы мозг включался в учебу.

Я выбираю профессию ребенку. Неужели он что-то решает?

Решает! Выбор будущего одинаково зависит и от ребенка и от родителя. Родители несут ответственность за качество образования, а ребенок за его применение в выборе карьеры.

Пока вы думаете, как все эти требования увязать друг с другом, где найти информацию и как ее проверить, не лишним будет поговорить с ребенком на тему, что такое в вашем и в его понимании нормальная работа. То есть ради чего вы затеваете вот это вот образование.

Совет! Для начала выслушайте точку зрения ребенка, потом постарайтесь найти вместе факты, подтверждающие его доводы. Вы удивитесь, сколько получают выдающиеся киберспортсмены, музыканты, повара, писатели и другие представители категории «это же хобби, а не профессия».

Имейте в виду, что дети тоже понимают: если у вашей семьи есть связи в определенной сфере, если есть династийность, если с точки зрения вашего опыта одна карьера предпочтительнее другой, при прочих равных лучше выбирать ту, которую одобряет семья . Но помните: должен быть диалог! Ни в коем случае не давите на ребенка. Чем больше вариантов вы обсудите, тем проще будет подобрать идеальную траекторию обучения.

Ребенок хочет или все сразу, или ничего! Что делать?

Если увлечений слишком много, подумайте, какие из них базовые, пригодятся в большинстве профессий, а какие специализированные и могут быть освоены ребенком позже.

Совет! Сосредоточьте обучение на тех, которые дают базу, а не широкий кругозор.

Кругозор ребенку обеспечит его способность быстро увлекаться интересными для него вещами. Зато если вы в праведном порыве запишете его в драмкружок, кружок по фото, на пение и т.д. по списку, пока у него не останется свободного времени ни на что новое, вы добьетесь ровно обратного эффекта. Именно с такими детьми родители приходят потом на профориентацию с запросом «Он ничего не хочет делать, совсем ничем не увлекается».

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Поймите, что ребенок тоже может устать и выгореть. Вокруг вас очень много интересного и важного, и если у вас есть возможность дать детям все самое лучшее, это не значит, что нужно покупать все, что приглянулось. Думайте, что заменит новое увлечение. Возможно, оно вытеснит английский, а не игры в телефоне и уж точно не социальные сети.

Мы нашли ребенку крутую школу. Его там выучат, а мы можем расслабиться?

Нет! В какую бы крутую школу вы не записали ребенка, нельзя думать, что теперь его там всему научат специальные люди, а вы можете спокойно поработать или пожить для себя. Самое интересное время для всех только начинается.

Важно! Большинству навыков, которые пригодятся в жизни и будущей карьере, в школе не учат. А если учат, то не ставят за них оценки, поэтому невозможно на глазок определить, освоил ли ваш подросток, например, системное мышление, на каком уровне у него развита логика и способен ли он решать нестандартные задачи.

В первую очередь детей нужно учить учиться. Интерес к новым знаниям прививается не только в хорошей школе, но и в семье. Если дома все время царит атмосфера жажды знаний, если взрослые читают книги и интересуются тем, что происходит в мире, в науке и технике, ребенок скопирует это поведение и эти ценности. Впрочем, скопирует он и любые другие, если они в семье проявляются. Совет! Мотивацию стоит требовать сначала с себя, а потом уже с ребенка.

Ребенок не глуп, но предметы ему даются по-разному. Что делать?

Если с мотивацией все в порядке, сосредоточьтесь на таких навыках как работа с информацией, техническая грамотность и критическое мышление. Без этих обязательных вещей все остальные уроки будут проходить не так эффективно. Как только ребенок научится самостоятельно находить, анализировать и перерабатывать информацию, любые школьные предметы перестанут быть для него проблемой. Ваша помощь здесь понадобится для того, чтобы эту информацию привести в систему.

Чтобы объяснить, как химия связана с биологией, физика с физкультурой, а история с литературой, что на самом деле в школе проходят один наш большой великолепный во всем своем многообразии мир, а не отдельные науки. Вы можете помочь составить такую картину мира, с которой в будущем можно смело сверяться. Связующим звеном между разными проводниками знаний для ребенка должны выступать именно вы.

Узнавайте вместе с ребенком, что будет актуально в будущем, какие профессии, технологии, методы обучения. Это поможет вам подготовиться к быстро меняющимся условиям жизни, выбрать профессию, которая не устареет к моменту, когда ребенок сможет работать. Мечтайте вместе, это помогает смотреть смелее в будущее. Читайте и смотрите фантастику, фантазируйте сами, это развивает более логичный, системный взгляд в будущее, помогает разбираться в причинно-следственных связях. И в итоге совершать меньше ошибок.

Главное сдать ЕГЭ и поступить в хороший вуз?

Нет! Не думайте, что образование будет получено только сейчас и на всю жизнь. Большинство успешных людей сходятся в том, что чтобы чего-то добиться, нужно учиться непрерывно. Образование длиной в жизнь - современный тренд, который продержится несколько следующих поколений. По крайней мере до того момента, как изобретут устройство, загружающее в голову знания за секунды.

Пока это возможно, д елайте что-то творческое вместе с ребенком, предпринимайте, поддерживайте любую его идею, корректируя в сторону практической пользы. Учите видеть скрытые смыслы и возможности. Замечайте в привычных вещах необычное. Обсуждайте, как это можно использовать. Это все поможет не переставать удивляться, хотеть учиться постоянно.

Мы все чаще повторяем мантру, что хорошее образование - залог успешной будущей жизни. Но что такое то самое хорошее образование?

В XIX веке большинство дворян в России получали очень хорошее всестороннее образование. Они знали несколько иностранных языков — живых и мертвых, были знакомы с лучшими достижениями русской и европейской культуры, знали географию, общую историю, политическую историю, историю искусства, многие из них прекрасно музицировали и пели. Можно ли их всех назвать интеллигентами?

Думаю, что нет. И вот почему. Давайте вспомним роман Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — дочь провинциальных дворян — пишет любовное письмо на французском языке. Она много читает, и среди ее любимых романов есть по меньшей мере две книги, ставшие эпохальными явлениями в мировой культуре. Это «Юлия» Жан-Жака Руссо и «Страдания юного Вертера» Гёте. Татьяна наделена чуткой поэтичной душой и чистым сердцем. Она честна, отважна и совестлива. Она способна отвечать за собственные решения и строго судить собственное поведение. Однако едва ли какой-нибудь школьный учитель когда-нибудь задавал своим ученикам сочинение на тему: «Татьяна Ларина — яркая представительница русской интеллигенции». В то же время какую-нибудь провинциальную учительницу, не знающую ни слова по-французски, или земского врача, никогда в жизни не читавшего ни Гёте, ни Руссо, мы без колебаний причислим к интеллигенции.

Трудно назвать интеллигентами и получившего классическое образование Онегина, и выпускника Геттингенского университета Владимира Ленского. А вот их создателя Александра Сергеевича Пушкина, без всяких сомнений, можно считать интеллигентом. В чем же разница?

В том, что и для Татьяны, и для Онегина, и для Ленского их образование никогда не было «рабочим инструментом». Знания, полученные ими, сформировали их разум и душу, но ни Татьяна, ни Онегин, ни Ленский не приумножили эти знания, не передали их дальше, не создали чего-то нового, не внесли свой вклад в культуру.

Напротив, в жизни Пушкина было то, чего не было в жизни многих его друзей-дворян,— литературный труд. Поэзия (и проза) была для него не просто разновидностью хобби, не просто способом украсить жизнь и порадовать друзей. Это было именно призвание, дело, которому он отдавал все свои силы. Более того, Пушкин был одним из первых русских профессиональных писателей и издателей. В последние годы его жизни издание журнала и написание исторических романов были для него одним из основных источников дохода. И великолепное образование, полученное в Лицее, который вы можете посетить в ходе туров в Санкт-Петербург из Москвы , все знания, которые он приобрел позже, работая в архивах, никогда не лежали мертвым грузом. Они были «орудиями труда», «ресурсами», которые Пушкин использовал для создания своих произведений.

Разумеется, финансовая сторона не является определяющей, однако отношение к творчеству как к серьезному труду, ответственность и высокий профессионализм, на мой взгляд, очень характерны для лучших представителей интеллигенции.

И еще очень важно следующее: образование, активная жизненная позиция и творческий подход дают людям возможность не просто выполнять свою работу, а чувствовать себя частью единого исторического процесса, ощущать, что их ежедневный труд— это строительство крошечной ступеньки в той бесконечной лестнице, по которой человечество поднимается из темноты к свету, от нищеты к изобилию, от невежества к ясному сознанию. Именно поэтому Константина Циолковского, Владимира Набокова или Николая Рериха можно смело назвать интеллигентами — они могли быть сколь угодно эгоистичными и безнравственными людьми в повседневной жизни, но их работа, их идеи стали важнейшими кирпичиками в мировом здании культуры. Вытащите эти кирпичики, и обрушатся целые стены. Потому и нам стоит не зацикливаться на получении пресловутых «корочек», а работать над собой, чтобы стать частью этого процесса.

Подпишитесь на нас

Википедия дает следующие определения образования:


  • процесс передачи знаний , накопленных в культуре, индивиду.

  • совокупность знаний , полученных в процессе, в результате обучения.

  • уровень, степень познаний или образованность (школьное, высшее и т.д.)

Передача, получение или владение знаниями, если коротко. Т.е. залив теории в мозг ребенка, в чем и преуспела российкая система образования. На западе, кстати, подход более практичный. Практика и применение теории в реальной жизни. Во Франции, например, существует система коэффициентов, т.е. каждому предмету присваивается определенный коэффициент, который влияет на важность хороших оценок по конкретному предмету. Таким образом в коллеже (средней школе), например, эта система вынуждает ребенка максимально хорошо знать математику и французский, если он хочет сдать нормально brevet (аналог ОГЭ). При этом существует компенсационная система так называемого среднего балла, которая позволяет получить, например, 8 баллов по истории, которые компенсируются 20ю баллами по биологии. Максимальная оценка- двадцать баллов, проходной- десять.


Кто же отвечает за образование?

В глобальном смысле процесс регламентирует и формирует государство, которое в лице учителей часто считает, что родители должны активно участвовать в процессе. Получение образования до определенной ступени- обязательная галочка в жизни каждого гражданина в большинстве развитых стран. В России, насколько мне известно, родители могут и на штраф попасть, если ребенок не получает образования. Другой вопрос, что форм этого самого образования несколько: от популярного нынче домашнего до экстерната.

Мне же нравится определение из другой статьи. Образование- это пр оцесс или продукт формирования ума, характера и физических способностей личности. И если исходить из такого подхода, то главное- не привитие навыка зубрежки и залития информации в кратковременную память, а развитие любознательности и понимания, что именно интересует конкретного ребенка. Осознание своих желаний, способностей и интересов (а не навязанная обязательная программа школы) и интересная подача учителями, подстегивающими любознательность - вот ключ к счастью ребенка в будущем и бесконечному самопознанию, саморазвитию и самообразованию. И тогда образование не ограничивается стенами школы, тогда ребенку хочется читать, ходить в музеи, оперу и т.д.
Я бы еще сюда добавила неотъемлемую функцию школы как учреждения - постижение науки общения , которая является одной из главной в жизни каждого человека. Как мы умеем общаться, так мы формируем дружеские и профессиональные связи, окружаем себя определенным кругом людей, который формирует нас. И здесь роль школы нельзя переоценить. Самым главным критерием при выборе школы является психологический комфорт ребенка. Если его нет, то школу или форму образования можно смело менять.

Отвечая на наш вопрос, что такое хорошее образование, я бы использовала следующие слова:
Среда, люди, взаимодействия и процессы, развивающие в человеке желание познавать, копать глубже, творить и созидать.
И ключевую роль здесь, если мы говорим о школе, конечно, играет учитель. В начальных классах не важна школа, важен учитель. В старших- учителя. В нашей стране, к сожалению, образование является приоритетом больше на словах. Профессия не уважаема и не пристижна, туда идут люди, не сумевшие поступить еще куда-то.... В Европе, например, учителями становятся из "любви к искусству", так как учиться долго и тяжело, конкурс нереально высокий, а экзамены сдать очень непросто. Есть даже курсы годичные, помогающие готовиться непосредственно к этому экзамену, так как с первого раза сдать ох как непросто! Поэтому мотивация у наших и западных учителей несколько разная.
Что же получается? У нас, у родителей, есть определенное видение "хорошего образования" для своих детей, вложенное нам предыдущими поколениями и системой. А именно, "хорошая" , а лучше частная школа, где у ребенка будут пятерки по всем предметам. А поскольку частная школа за ваши деньги поставит любые оценки, а пятерки в обычных школах тоже непонятно какого разлива, то мы нанимаем 150 репетиторов чтобы ребенок на выходе сдал ЕГЭ. По этой же причине многие переходят на домашнее образование. Это к вопросу об уровне образования в России, который по российским рейтингам чуть ли не впереди планеты всей, что не соответствует оценкам независимых мировых рейтингов. А в середине 20 века, между прочим, Россия была на четвертом месте по уровню образования в мире. Так вот на выходе наш бедный несчастный ребенок целыми днями ходит по репетиторам и делает ненавистные уроки. А детство, переходный возраст со всеми вытекающими, первую любовь и нежелание вополощать наши амбиции, становясь отличниками, никто не отменял! .....или отменял?.... мы.....сами? Поэтому в одну эпоху мы имеем на выходе 13 миллионов безработных юристов, в другую- экономистов, а счастливых людей нет!
В конце концов, чего на самом деле мы хотим для наших детей? А хотим мы, чтобы наши дети были счастливы, верно? Чтобы нашли дело своей жизни, стали профессионалами и получали удовольствие от работы. Для этого необязательно проводить детство и юность, воплощая чье-то представление о счастье и хорошем образовании, что бы вы ни вкладывали в это понятие. Для этого их надо просто любить: без условий и претензий! Согласны?

Михаил Яковлевич Шнейдер, директор гимназии № 45, г. Москва:

– Хорошая школа удовлетворяет потребности близлежащего социума. Это значит, что хорошие школы должны быть разными. И в Москве такие есть – мне, например, очень нравится опыт Ямбурга или Рачевского.

Для меня как для либерального по мировоззрению человека (и директора) очевидны следующие положения. Во-первых, мы не имеем права решать за ребенка, каким он должен стать. Мы лишь можем предполагать, каким он может стать, и предлагаем набор образовательных услуг, чтобы он сам выбрал свой путь. Во-вторых, мы должны создавать максимально благоприятные условия для формирования толерантности, способности жить в гражданском обществе, законопослушности. Социальное измерение вообще очень важно в образовании – сейчас оно почти ушло из школ. Родители и ученики, к сожалению, часто воспринимают школу как «магазин знаний». Мне кажется, что у нас – не только в школе, но и вообще в стране – очень серьезные проблемы именно в сфере «человек – человек». Вот этим образование должно заниматься. Все остальное гораздо более понятно.

Наталия Анатольевна Курдина, директор МОУ СОШ № 9 им. А.С. Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла, г. Пермь:

– Мне лично близка и дорога точка зрения о том, что образование человека – это процесс обретения им своего образа. Хорошая школа должна помочь ребенку обрести свой образ. Признаюсь, у меня до сих пор, несмотря на возрастающую с годами профессиональную искушенность, замирает сердце, когда я встречаюсь с хорошей школой.

Я радуюсь за детей, которые имеют возможность бывать в такой школе каждый день; за родителей этих детей, которые не тратят усилий на ежедневное «гашение школьных пожаров» и могут без суеты обдумывать вопросы образования своего ребенка; за педагогов, не расплескавших в суете жизни своего учительского счастья; за город, деревню, где есть такая школа: рядом с ней теплее, надежнее жить.

Убеждена, что хорошая школа – это маленькое чудо, сотворенное людьми.

Ефим Лазаревич Рачевский, директор Центра образования «Царицыно» № 548, г. Москва:

– Хорошая школа – эффективная школа. В чем для меня заключается понятие эффективности? Прежде всего, школа должна быть культуросообразной. Нужно исключить из нее ту архаику, которая мешает жить. Нужно видеть личность и максимально персонализировать педагогический процесс: учить не класс, а ребенка. Кроме того, пришло время отойти от школоцентризма в образовании. Пора понимать, что школа как источник информации стоит теперь далеко не на первом месте. У нас в вестибюле школы висит лозунг – слова Марка Твена: «Хождение в школу не должно мешать моему образованию». Сначала обрадовались те, кто в школу ходить не любит. Но очень быстро стало понятно, что имеется в виду. Посмотрите: сегодня чрезвычайно актуальным становится дополнительное образование. Я не помню кто, но очень верно назвал дополнительное образования зоной ближайшего развития общего образования. Тут мотивация у ребенка совсем другая, его никто сюда не загоняет. Дополнительное образование – один из важнейших элементов эффективной школы.

Далее, эффективная школа – это такая школа, где доминирует ресурсный подход. Кстати, ресурсы – не только деньги. Первый и главный – это квалификационный ресурс персонала. Второй – ресурс времени школьника и учителя. Третий – информационный. Сегодня неизмеримо возросла роль школьной библиотеки. Чепуха, что дети стали меньше читать. В бюджете нашей школы библиотека – защищенная статья.

Еще один аспект эффективной школы – управление ею не должно быть монополизировано администрацией. В такой школе есть реальное правовое пространство, а субъекты образовательного процесса четко осознают свои права и обязанности. У нас, например, есть омбудсмены – уполномоченные по правам участников процесса образования. Очень эффективная вещь.

Татьяна Николаевна Ромашина, директор гимназии № 1567, г. Москва:

– Хорошая школа – такая, куда хочется приходить, не дожидаясь конца каникул, и откуда не хочется уходить. Это школа, где учат. У нас есть одна родительница, которая, прежде чем отдать сюда ребенка, ходила вокруг школы и слушала, о чем говорят дети. И выяснила, что одни разговаривают про уравнения, другие про какую-то астролябию – в общем, про учебу. И по коридорам у нас пройдитесь, посмотрите. Чтобы просто так «бузили», этого очень мало. На переменах дети продолжают учиться.

Еще хорошая школа – это школа, которая имеет хороший векторный результат обучения, потому что важно не только учиться, но и выучиться. Померить этот результат просто – сколько ребят поступает в вуз.

Татьяна Георгиевна Малинкина, директор школы № 992 «Излучина», г. Москва:

– Я думаю, в хорошей школе должна быть построена некая общая линия, на которую бы работали все службы. Может быть, у меня этот аспект превалирует, сами мы сейчас занимаемся созданием и обкаткой системы, еще пока складываемся как школа. Надеемся, что хорошая.

Для нас основным ориентиром в «строительстве» является ученик: мы хотим воспитать, научить, приготовить такого выпускника, за которого не было бы стыдно. Ведь после нас они идут в разные школы, а мы все время находимся в ситуации «госприемки» (наша школа – экспериментальная: в ней есть только начальные классы). Поэтому если мы будем выпускать слабых учеников, то тут же почувствуем это на себе, потеряв доверие средних школ и родителей учащихся, чем мы очень дорожим.

Игорь Анатольевич Фастовский, директор школы № 1301 с углубленным изучением экономики, г. Москва:

– Это та школа, которая предоставляет ребенку возможность получить то образование, какое он хочет, того качества, которое он «может взять». Это главное: она должна предоставить возможность. А ребенок и его родители либо эту возможность используют, либо нет.

– Ребенок должен получить в хорошей школе желание и умение находить знания, а через них и вход в культуру. Нам нужно помочь ребенку построить первичный вектор своего ближайшего развития. То есть ответить на вопрос, как я могу развить то индивидуальное, что у меня есть, чтобы двигаться по пути построения своей личности.

Хорошая школа должна развивать компетентности, которые так или иначе связаны с будущей деятельностью человека. Проще говоря, это то, что человек должен уметь, чтобы начать действовать. Первое – это порождение идеи, или принятие для себя чьей-то идеи, которая станет рабочей, определение того, что я хочу делать. Затем нужно инициировать возникновение какого-то круга людей, которые эту идею вместе со мной будут реализовывать. Это абсолютно необходимая компетентность для любого человека. Умение проектировать ход реализации идеи, анализировать ситуацию, просчитывать ресурсы, умение представить весь ход работы, коммуницировать с людьми и использовать информационные технологии – вот что важно.

Помимо всего прочего, есть еще одна необходимая вещь, которую я бы определил как создание собственного нравственного образа. Тут совмещается очень много всего: и как нужно останавливать гордыню, и как быть терпимым, что значит любить, как бороться с ненавистью и так далее. Ведь всякой деятельности, даже тщательно спланированной, всегда что-нибудь угрожает. Если мы научимся завистников делать соратниками, то тогда можно говорить, что мы что-то умеем.

Хорошая школа – деятельностная школа. Деятельностно не прожитое знание мертво и бесполезно. Вот, пожалуй, главное – прожить знание в действии, так, как его проживали те люди, которые его порождали.

Александр Семенович Бубман, директор Московской городской лингвистической гимназии № 1513:

– Хорошая школа дает хорошее образование. А чтобы такое образование состоялось, ученик должен эволюционировать за время школы от обучаемого к учащемуся. От обучения, при котором он – объект воздействия, необходимо идти к учению – равноправному партнерству.

Мария Александровна Стеблина, директор средней школы № 18, г. Сургут:

– Хорошая школа – это школа, в которой никого не сковывает страх, куда хочется идти, где можно быть самим собой, и окружающим это будет приятно. Это место, где уважение к человеку – факт, где у ребенка есть право на ошибку, где взаимодействие всех со всеми строится на нормах культуры, а главные принципы жизни – целе- и природосообразность, здравый смысл.

Владимир Львович Чудов, директор лицея № 1502 при МЭИ, г. Москва:

– Хорошая школа – это школа с сильным педколлективом. Школа, пытающаяся идти навстречу чаяниям родителей – то есть, в первую очередь, дающая базу для развития и самоопределения ребенка, школа с хорошим микроклиматом. Нужно много поездок, разных событий, чтобы жить было интересно.

Детям не хватает нормальной социализации – они сидят по квартирам, уткнувшись в компьютеры. Родители растят их, как цветочки на окошке, всего боясь и передавая свой страх детям. Хорошая школа – это не обязательно школа, готовящая в вуз. Это образовательное учреждение с развитой системой социализации ребенка, в том числе и в рабочих профессиях.

Последние материалы раздела:

Элективные питательные среды
Элективные питательные среды

Питательные среды в микробиологии - это субстраты, на которых выращивают микроорганизмы и тканевые культуры. Они применяются для диагностических...

Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв
Соперничество европейских держав за колонии, окончательный раздел мира к рубежу XIX - XX вв

Мировая история содержит в себе огромное количество событий, имен, дат, которые помещаются в несколько десятков или даже сотен различных учебников....

Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям
Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям

Последний дворцовый переворот в истории России Васина Анна Юрьевна Урок «Последний дворцовый переворот в истории России» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема...