Последний дворцовый переворот. Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям

Последний дворцовый переворот в истории России

Васина Анна Юрьевна Урок «Последний дворцовый переворот в истории России»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема «Последний дворцовый переворот в истории России»


ФИО (полностью)

Васина Анна Юрьевна

Место работы

ГБОУ СОШ с.Екатериновка м.р.Приволжский Самарской области

Должность

учитель

Предмет

История

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Урок № 2 Последний дворцовый переворот в истории России

Базовый учебник

Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России, XIX век: учеб. для 8 класса общеобразовательных учреждений/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина - М.: «Просвещение», 2011г.

Ход урока

Учитель: Наш урок посвящен последнему дворцовому перевороту в России. Для того, чтобы разобраться в обстоятельствах данного дела, вспомните: что такое дворцовые перевороты; почему в XVIII веке увеличилось число претендентов на российский престол?

(Ученики отвечают на вопросы).

Учитель: Давайте обратимся к рабочему листу урока и выполним задания, направленные на развитие памяти.

(Задания прилагаются).

Учитель: В начале XIX века в России произошел последний дворцовый переворот. С тем, что же именно произошло в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., вы уже ознакомились, прослушав аудиокассеты (аудиокассеты с записью учебного материала, подготовленного учителем, раздаются в количестве 3–5 штук на класс за 5–7 дней до изучения данной темы). Расскажите мне об этом.

(Рассказ ученика).

Учитель: Нам предстоит выяснить:


  1. Причины преступления.

  2. Состав участников.

  3. Последствия этого переворота для развития России.
(Запись на доске).

Как вы думаете, почему заговорщики пошли на это преступление?

Почему политика, которую проводил Павел I, вызывала недовольство? Ведь Павел I пробыл на российском престоле всего 4 года 4 месяца 4 дня. За такой небольшой отрезок времени он издал 2179 указов. Почему его старания не были оценены?

Учитель: Сейчас вам придется поработать экспертами. К нам в школу пришел конверт, в котором лежит весьма любопытный документ.

Задание: Прочитайте его и подумайте, мог ли Павел I составить этот документ?

Кто, по вашему мнению, является автором этого документа?

Ученики: Павел I не мог написать этот документ, так как его политика была направлена против дворян. Этот документ составила Екатерина II, так как она заботилась о привилегиях дворянства.

Учитель: Засвидетельствуйте, какие указы Павла I были направлены против дворянства.

(Проверяется домашняя работа).

Что можно сказать о внешней политике, проводимой Павлом I?

(Рассказ ученика).

Учитель: Деспотизм Павла I, недовольство дворян внутренней и внешней политикой, проводимой императором, привели к дворцовому перевороту. Теперь мы готовы ответить на первые два вопроса памятки:


  1. Причины (недовольство дворянами внутренней и внешней политикой, проводимой императором).

  2. Состав заговорщиков (дворяне).
(Записи ведутся в тетради).

Учитель: Мы выяснили причины заговора, состав заговорщиков, но в тени осталось ещё одно лицо, причастное к убийству. Кто же это?

Ученики: Александр, сын Павла I.

Учитель: Почему Александр оказался в стане заговорщиков? Возможно, нам поможет частично в этом разобраться письмо Александра.

ИЗ ПИСЬМА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА (1797 г.)

“Мой отец, вступив на престол, захотел все реформировать … Все сразу же перевернуто с ног на голову. Это только увеличило беспорядок и без того в слишком сильной степени в делах… Моё несчастное отечество находится в положении, неподдающемся описанию. Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены”.

Вопросы к документу:

Как оценивал правление Павла I его сын Александр?

Доверял ли Павел Александру?

Учитель: Павел и Александр не доверяли друг другу. Во многом причины недоверия кроются в отношении к ним обоим Екатерины II.

Видео (5 минут) Павел I

Вопросы после просмотра фильма:

Учитель: Как Екатерина II относилась к Александру?

Как относилась к Павлу?

(Ученики отвечают на поставленные вопросы).

Учитель: Я предлагаю решить логическую задачку. Перед вами три фигуры: Екатерина II, Павел I, Александр I. Они расставлены в хронологическом порядке (на учебном столе самодельные фигурки).

Задание: Расставьте в логическом порядке эти фигурки.

Ученики: Екатерина II, Александр I, Павел I.

(Объясняют, почему они расставили фигурки именно так).

Учитель: С какими цветами ассоциируется у вас правление Екатерины II, Павла I, Александра I?

Впрочем, начнем по порядку.

Учитель: Екатерина II?

Ученик: красный цвет (т.к. Екатерина II сама была яркой, умной, одаренной, незаурядной, сильной личностью, и во время её правления Россия стала могущественной державой. Екатерина заставила Европу считаться с мнением России, а самих русских – гордится своей вновь завоеванной славой и уважать самих себя).

Учитель берет кисть, красную краску и рисует на листе бумаги под надписью “Екатерина II” красный овал.

Учитель : Павел I?

Ученик: ???

Учитель: Нам поможет в этом разобраться великий русский историк В. О. Ключевский.

Вот как он характеризовал правление Павла I:

“Правление этого императора отличалось крайней противоречивостью. С одной стороны облегчение крестьян, с другой ограничение дворянских прав и привилегий, доходивших до открытых репрессивных мер. На фоне непредсказуемости, вспыльчивости и подозрительности самого императора”.

То есть Павел I изменчив как море: то штиль, то шторм.

Какой цвет возникает перед вами?

Ученики: Оттенки синего цвета.

Учитель: Совершенно верно. Так меняется цвет небосклона от лазурного солнечным утром, до свинцово – синего перед бурей.

Учитель берет кисть, синюю краску, и рисует на листе бумаги под надписью “Павел I” синий овал.

Учитель: С развитием России в эпоху правления Александра мы познакомимся подробно на следующих уроках. Но давайте предположим, какой будет политика Александра I, исходя из условий становления его личности?

Ученик: Александр – любимый внук Екатерины II. Возможно, он будет продолжать ее политику, но он сын Павла I, значит, он совместит красный и синий цвет, и это приведет к рождению нового цвета.

Учитель: Давайте проверим и посмотрим, что получится.

Учитель берет кисть, и на листе бумаги, под надписью “Александр I” смешивает красный и синий цвета:

В результате появляется овал фиолетового цвета.

Учитель: Фиолетовый цвет – цвет неоднозначный.

Какие черты характера могли сформироваться в таком человеке?

Ученики: Стремление к переменам, но в то же время двуличие, лицемерие, лукавство, которые не давали ему довести до конца ни одно из начатых им дел.

Учитель: Приведите, пожалуйста, высказывание современников об Александре I.

(Ученики зачитывают домашние заготовки).

Высказывания об Александре I


  1. “В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская”. (Шведский дипломат Лагербильке).

  2. “Республиканец на словах и самодержавец на деле” (Тургенев А.И.).

  3. “Он все делает наполовину” (Сперанский М.М.).

  4. “Император любил внешнюю форму свободы, как можно любить представление…, но кроме форм внешности, он ничего не хотел, и ничуть не был расположен, терпеть, чтобы они обратились в действительность” (Чарторыйский А.).

  5. “Коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца” (Герцен А.И.) и т.д.
Учитель: Но вернемся к событиям в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Известно, что во время покушения, тело Павла было сильно изуродовано. Для сокрытия следов преступления решено было загримировать труп Павла. В Михайловском замке с ним наскоро простился народ. Так ушел в историю Павел I, который правил нашей страной 4 года 4 месяца 4 дня. Эпоха Павла I завершилась последним в России дворцовым переворотом.

Наступило время подвести итоги. Обратимся к памятке:

Какие последствия имел для России последний дворцовый переворот?

Ученики делают вывод и записывают в тетрадь:

“В результате дворцового переворота на престол взошел Александр I. Наверное, политика Александра будет носить дворянский характер, но Александру не обойтись и без реформ, так как в социально-экономическом развитии Россия отставала от стран Европы, а Александр воспитывался Екатериной II и был просвещенным монархом”.

Литература


  1. Валькова В.Г. Валькова О.А. Правители России. – М.: Рольф, 1999.

  2. Важенин А.Г. Конспекты уроков по истории России 19 века: 8 класс: Методическое пособие. – М.: Изд. ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

  3. Энциклопедия для детей. Т – 5. История России. От дворцовых переворотов до эпохи великих реформ. М., 1997.

  4. Данилов А. А., Косулина Л.Г. Учебное пособие. М., изд. “Центр гуманитарного образования”, 1998.
Рисунки и развивающие задания прилагаются

Уровень А

Тема:

Расположите в хронологической последовательности правителей России, которые пришли к власти в результате дворцовых переворотов:

Екатерина I

Екатерина II

Елизавета Петровна

Поставь себе оценку:


  1. Если ты не допустил ошибок, поставь себе “4”

  2. Если ты допустил одну ошибку, поставь себе “3”

  3. Если ты допустил более одной ошибки, поставь себе “2”
Оценка:

Уровень В

Тема: “Дворцовые перевороты в России”

Задание:

Соотнесите имена правителей с датами:


  • Петр II

А 1730–1740

  • Анна Ивановна

Б 1727–1730

  • Екатерина I

В 1725–1727

  • Екатерина II

Г 1761–1762

  • Петр III

Д 1762–1796

  • Елизавета Петровна

Е 1741–1761

Поставь себе оценку:




Оценка:

Уровень С

Тема: “Дворцовые перевороты в России”

Задание:

В клетках слева напиши имя правителя, правившего в данный период времени:


1730–1740 гг.

1727–1730 гг.

1725–1727 гг.

1761–1762 гг.

1762–1796 гг.

1741–1761 гг.

Поставь себе оценку:

  1. Если ты не допустил ошибок, поставь себе “5”

  2. Если ты допустил одну ошибку, поставь себе “4”

  3. Если ты допустил две ошибки, поставь себе “3”

  4. Если ты допустил более двух ошибок, поставь себе “2”
Оценка:

В ночь на 12 марта 1801 г. при участии наследника престола цесаревича Александра был совершен последний в истории России дворцовый переворот. В это время Наполеон объявил себя первым консулом Франции, стремясь к восстановлению монархии и миру с Россией. В результате Павел заключил мир с Францией и разорвал с Англией, отвоевавшей у французов Мальту.

Первые годы Павел рос под присмотром императрицы Елизаветы Петровны. Павел получил хорошее образование и был способным, стремящимся к знаниям романтически настроенным мальчиком с открытым характером, искренне верившим в идеалы добра и справедливости.

Павел I был убит.в Михайловском замке в Петербурге в результате заговора во главе с П.А. Паленом и Н.П. Паниным

Противоречивой была политика Павла по отношению к крестьянству. За четыре года царствования он раздарил около 600 тысяч крепостных, искренне полагая, что за помещиком им будет жить лучше. В армии Павел стремился ввести прусские военные порядки. Он считал, что армия – это машина и главное в ней механическая слаженность войск и исполнительность.

Были запрещены определенные фасоны одежды, причесок, танцы, в которых император видел проявления свободомыслия. В этом заговоре по различным оценкам принимало участие от 30 до 70 человек. По одной версии Павел был убит Николаем Зубовым, старшим братом Платона Зубова, который ударил его золотой табакеркой. При дворе впоследствии имела хождение шутка: «Император скончался апоплексическим ударом табакеркой в висок».

В 1876 году русский электротехник, военный инженер, изобретатель и предприниматель Павел Николаевич Яблочков запатентовал электрическую лампочку — «Свечу Яблочкова»

Заговорщики не были наемными убийцами и поэтому действовали неумело и суетливо. Свеча Яблочкова оказалась проще, удобнее и дешевле в эксплуатации, чем угольная лампа А. Н. Лодыгина, не имела ни механизмов, ни пружин. Каждый из стержней зажимался в отдельной клемме подсвечника. Фильм прошел по экранам России с невиданным успехом.

Фильм был интересен и тем, что в нем были игровые сцены, в том числе и трюковые. Так, например, в одном из эпизодов показывалось, как из полупустой бутылки водки, стоящей на столике перед пьяницей (его играл Иван Мозжухин), выползает маленький чертик.

Самым холодным этот день был в 1952 году, когда средняя дневная температура в Москве составила –27,1 градуса Цельсия, а самым тёплым – в 1981 году. В тот день температура поднялась до +13,8 градусов. Все свои силы Павел употребил на укрепление и возвышение царской власти. Павел имел определенную систему взглядов, согласно которой считал, что военная дисциплина и полицейские меры позволят избежать революции, искоренить допущенное Екатериной II свободомыслие дворян.

Павел положил конец практике зачисления младенцев в полки. Этими мерами он желал дисциплинировать российское дворянство, напомнить ему об обязанностях перед троном и государством. Более того, Павел широко практиковал раздачу государственных крестьян дворянству в качестве награды за службу, расширяя тем самым рамки крепостничества. С 1797 г. был запрещен свободный переход частновладельческих крестьян в Донской области, на Северном Кавказе и в новороссийских губерниях (Екатеринославской и Таврической).

Согласно другой версии, Павел был задушен шарфом или задавлен группой заговорщиков, которые, наваливаясь на императора и друг друга, не знали в точности, что происходит. В 1798 г. Наполеон захватил Мальту, Ионические острова и Египет. Екатерина II разорвала дипломатические и торго­вые отношения с Францией, но при ней Россия не принимала участия в военных действиях против Франции, так как была занята решением польского вопроса.

Павел I (1796-1801) вступил на престол уже зрелым дворцовым, сложившимся человеком. Его целью стало полное отрицание екатерининского курса политики. Своеобразная политическая программа Павла сводилась к идее неограниченной централизованной власти. На формирование его взглядов наложил неизгладимый отпечаток страх перед революцией и крестьянскими движениями: «Вспомните Людовика XVI: он начал снисходить и был приведен к тому, что должен был уступить... в конце концов его повели на эшафот». Все свои силы Павел употребил на укрепление и возвышение царской власти. Павел имел определенную систему взглядов, согласно которой считал, что военная дисциплина и полицейские меры позволят избежать революции, искоренить допущенное Екатериной II свободомыслие дворян. В освобождении их от обязательной службы, дворянском самоуправлении Павел видел угрозу существующему порядку вещей. Отсюда введенный им пышный церемониал, связанный с личностью самодержца: во время коронационных торжеств он командовал военным парадом в царской короне; был введен порядок обязательного Даже для дам выхода из экипажей при встрече с императором; все проходившие мимо царского дворца были обязаны снимать шляпы даже в петербургскую стужу. Мелочная регламентация кос нулась повседневной жизни подданных - их одежды, внешности и времяпрепровождения. Во всех этих мероприятиях отчетливо видно стремление к ограничению личной свободы подданных, свободы мнений, суждений, образа жизни. Власть Сената была уменьшена, бюрократический аппарат увеличен; сократилось число судебных инстанций, а дворяне лишились части привилегий, дарованных им Екатериной II. Так, в 1799 г. были упразднены губернские дворянские собрания, служба дворян снова становится обязательной. Дворянство лишилось права представления императору коллективного ходатайства, но более всего оно было возмущено распространением на благородное сословие телесных наказаний. Павел положил конец практике зачисления младенцев в полки. Этими мерами он желал дисциплинировать российское дворянство, напомнить ему об обязанностях перед троном и государством. В то же время Павел предпринял попытку регламентировать крестьянские повинности в законодательном порядке: в 1797 г. был издан «Манифест о трехдневной барщине», т.е. об ограничении барщины тремя днями в неделю. На деле изданный указ носил чисто декларативный характер, так как не предусматривал никаких механизмов для контроля над действиями помещиков. Для центральных областей, где барщина была почти ежедневной, ее ограничение означало смягчение помещичьего гнета, но русские помещики не выполняли указ. На Украине, где барщина была двухдневной, помещики, напротив, с готовностью принялись его исполнять. Более того, Павел широко практиковал раздачу государственных крестьян дворянству в качестве награды за службу, расширяя тем самым рамки крепостничества. С 1797 г. был запрещен свободный переход частновладельческих крестьян в Донской области, на Северном Кавказе и в новороссийских губерниях (Екатеринославской и Таврической). По вступлении на престол Павел издал «Учреждение об императорской фамилии», которым отменял петровский указ о престолонаследии. Указ продолжал действовать в России вплоть до 1917 г. Согласно этому указу престол должен был переходить строго по мужской линии от отца к сыну, а при отсутствии сыновей - к старшему из братьев. Для содержания императорского дома было образовано министерство «уделов», которое управляло землями и крестьянами, принадлежавшими императорской фамилии. Принятие указа имело целью предупреждение самой возможности использования придворной верхушкой династических кризисов в своих интересах. Подобно своему отцу, Петру III, Павел считал идеальным государственным устройством прусскую монархию. Вводя в стране прусские порядки, он демонстрировал, что намерен положить конец заигрыванию с либералами и игре в «просвещенный абсолютизм», приведший Францию к революции 1789 г. Павел провел также военную реформу, которая отбрасывала русскую армию к временам Семилетней войны. В армии копировались "прусские военная форма и воинский устав. Последний полностью игнорировал достижения русской военной мысли, проверенные на полях сражений во время екатерининского царствования. Опруссачивание русской армии вызывало открытую оппозицию патриотически настроенных генералов и офицеров, возглавляемых генерал-фельдмаршалом А.В. Суворовым. Да и сама прусская армия, воспитанная на догмах Фридриха Великого, к этому времени устарела и потеряла боеспособность, что вскоре показали ее столкновения с Наполеоном. Известие о начале Французской революции (1789-1793) и казни короля Людовика XVI произвело сильнейшее впечатление на правящие круги России. Екатерина И разорвала дипломатические и торговые отношения с Францией, но при ней Россия не принимала участия в военных действиях против Франции, так как была занята решением польского вопроса. Придя к власти, Павел принял под свое покровительство духовно-рыцарский Мальтийский орден в качестве защитника тронов. В 1798 г. Наполеон захватил Мальту, Ионические острова и Египет. В ответ чувствовавший себя лично оскорбленным Павел принял звание гроссмейстера Мальтийского ордена и объявил Франции войну в союзе с Австрией, Англией и Турцией. Русский черноморский флот под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова прошел через Босфор и Дарданеллы и вместе с турецким флотом отнял у французов занятые ими Ионические острова. Сухопутные русские войска во главе с А.В. Суворовым в союзе с австрийцами освободили от французов Северную Италию и нанесли им ряд поражений. Результатом Итальянского похода русской армии (1799) стало триумфальное вступление в Милан и Турин. Неожиданно Павел, идя на поводу у Австрии, распорядился перебросить войска Суворова в Швейцарию на, соединение с австрийскими войсками. Тогда русская армия совершила чрезвычайно рискованный маневр и перешла через Сен-Готардский перевал в Альпах, соединившись с русским корпусом в Швейцарии (Швейцарский поход). В это время Наполеон объявил себя первым консулом Франции, стремясь к восстановлению монархии и миру с Россией. В результате Павел заключил мир с Францией и разорвал с Англией, отвоевавшей у французов Мальту. Желая нанести Англии чувствительный удар, Павел выслал полки донских казаков на завоевание Индии; он обрек бы их на верную гибель, если бы его смерть не остановила это предприятие. В своей внешней политике Павел пошел на полный разрыв союза с Англией, что наносило экономический урон российскому дворянству и купечеству, так как основная масса русского сельскохозяйственного экспорта шла в Англию. Таким образом, внешняя политика императора противоречила национальным интересам России. Его благие намерения остались неосуществленными, а дальнейшее пребывание у власти создавало серьезную угрозу политической стабильности, когда никто из его приближенных не мог быть уверенным в своей безопасности. В ночь на 12 марта 1801 г. при участии наследника престола цесаревича Александра был совершен последний в истории России дворцовый переворот. Павел I был убит.в Михайловском замке в Петербурге в результате заговора во главе с П.А. Паленом и Н.П. Паниным. Когда Пален принес Александру весть о «скоропостижной кончине» Павла, тот залился слезами, но в ответ услышал: «Довольно ребячиться, ступайте царствовать и покажитесь гвардии». * * * В течение XVIII в. на основе феодального способа производства происходят серьезные сдвиги в экономическом развитии страны. Прочные позиции заняла мануфактура, усовершенствовалась техника промышленного производства. В сельском хозяйстве шло освоение новых земель, осуществлены попытки интенсификации земледелия и освоения новых культур. Зародилась русская агрономическая наука. Развивалась торговля, активизацию которой усиливали правительственные яеры: отмена внутренних таможенных пошлин, финансовые реформы, эснование банков. Выросло значение купечества, которое оформляет- :я в особое сословие. Были достигнуты успехи в строительстве путей сообщения, создании внутри- и межрегиональных транспортных:вязей, учреждается регулярная почтовая служба. Вместе с тем развитие шло гораздо медленнее, чем требовала жизнь, и было противоречивым ввиду сохранения и дальнейшего усиления крепостничества. Во второй половине XVIII в. окончательно сложился сословный строй с закреплением прав, привилегий, повинностей и учреждений сословий и сословных групп общества. Возвращение в состав России исконных восточнославянских земель, выход к Балтийскому и Черному морям, хозяйственное освоение Сибири и географические открытия на берегах Тихого океана включают Россию в число ведущих стран мира. © Контрольные вопросы и задания 1. Назовите основные причины образования Древнерусского государства. Какое влияние на этот процесс оказало принятие Русью христианства? 2. Что включается в понятие «ордынское иго над Русью»? 3. Почему именно Москва одержала победу в борьбе за политическое объединение русских земель? 4. Какова оказалась цена правления Ивана Грозного для Русского государства? 5. Перечислите, что нового появилось в политическом строе России в XVII столетии. 6. Какие черты петровских новшеств подготовили переход к «эпохе дворцовых переворотов»? Был ли такой переход неизбежным? 7. Почему правление Екатерины II часто называют «золотым веком дворянства»?

23 марта 1801 года в Михайловском замке ночью в собственной спальне был задушен и забит пьяными офицерами Российский император Павел I. Именно так произошел последний в истории России дворцовый переворот.

Павел Екатерины II и Петра III, родился 1 октября 1754 года в Петербурге. Первые годы Павел рос под присмотром императрицы Елизаветы Петровны. Павел получил хорошее образование и был способным, стремящимся к знаниям романтически настроенным мальчиком с открытым характером, искренне верившим в идеалы добра и справедливости.

Первоначально его отношения с матерью после ее восшествия на престол в 1762 году были достаточно близкими. Однако со временем их отношения ухудшились. Екатерина опасалась своего сына, имевшего больше законных прав на трон, чем она сама. Императрица старалась не допускать великого князя к участию в обсуждении государственных дел, а тот, в свою очередь, начинал все более критически оценивать политику матери. Приход Павла к власти в ноябре 1796 года сопровождался милитаризацией жизни двора и Петербурга в целом. Новый император сразу же попытался зачеркнуть все сделанное за 34 года царствования Екатерины II, и это стало одним из важнейших мотивов его политики. Император стремился заменить коллегиальный принцип организации управления единоличным.

Важным законодательным актом Павла явился изданный в 1797 году закон о порядке престолонаследия, действовавший в России вплоть до 1917 года. В области сословной политики основной его целью было превратить русское дворянство в дисциплинированное, поголовно служащее сословие. Противоречивой была политика Павла по отношению к крестьянству. За четыре года царствования он раздарил около 600 тысяч крепостных, искренне полагая, что за помещиком им будет жить лучше. В армии Павел стремился ввести прусские военные порядки. Он считал, что армия – это машина и главное в ней механическая слаженность войск и исполнительность. Инициатива же и самостоятельность вредны и недопустимы. Стремление Павла к мелочной регламентации сказалось и на его вмешательстве в повседневную жизнь подданных. Были запрещены определенные фасоны одежды, причесок, танцы, в которых император видел проявления свободомыслия. Была введена жесткая цензура, запрещен ввоз книг из-за границы. Политика Павла в сочетании с его деспотическим характером, непредсказуемостью и эксцентричностью, вызывала недовольство в самых разных социальных слоях.

Уже вскоре после его воцарения против него стал созревать заговор. В этом заговоре по различным оценкам принимало участие от 30 до 70 человек. Организаторы переворота, граф Пален и князь Платон Зубов, бывший фаворит Екатерины, имели личные причины ненавидеть Павла. В целом же причиной было и то, что воцарение Павла привело к крутой ломке екатерининских порядков, что вызвало недовольство многих знатных семейств. По одной версии Павел был убит Николаем Зубовым, старшим братом Платона Зубова, который ударил его золотой табакеркой. При дворе впоследствии имела хождение шутка: «Император скончался апоплексическим ударом табакеркой в висок». Согласно другой версии, Павел был задушен шарфом или задавлен группой заговорщиков, которые, наваливаясь на императора и друг друга, не знали в точности, что происходит. Заговорщики не были наемными убийцами и поэтому действовали неумело и суетливо. Ради того, чтобы оправдать это преступление, заговорщики оклеветали монарха как «сумасшедшего тирана».

В 1796 году Екатерина 2 внезапно скончалась, и новым императором стал ее сын Павел Петрович. Внутренняя политика Павла I (1796-1801) отличалась противоречивостью и непоследовательностью. Во многом это объяснялось непростыми отношениями Павла с властной матерью, когда после своего 18-летия Павел не смог занять престол и, отстраненный от двора, долгое время жил уединенно и бездеятельно в Гатчине. Получив перстол только в 43-летнем возрасте, Павел Петрович всеми силами стремился наверстать упущенное время и уничтожить «зло» предшествующего царствования Екатерины. С первых же дней царствования Павел начал ломать всю установившуюся при Екатерине II систему и насаждать свои порядки.

В первую очередь, в день коронации 5 апреля 1797 года было опубликовано «Учреждение об императорской фамилии», отменившего закон Петра I о престолонаследии и обнародовал новый закон, согласно которому русский престол наследовался по праву старшинства и только по мужской линии.

Павел начал с реформирования армии, он хотел устранить многочисленные злоупотребления, имевшие место в последние годы царствования Екатерины. Было запрещено использование низших чинов в услужении по личным домам. Многие изменения были заимствованы из прусской военной системы, так как Павел был ее поклонником. В войсках были введены новый устав и новые чины, изменена форма одежды, снаряжение стало тяжелым и обременительным. В обучении войск процветала муштра и жестокость. Из армии были уволены многие екатерининские полководцы. В числе опальных, под домашним арестом в ссылке оказался знаменитый Александр Васильевич Суворов. Реформа отличалась непоследовательностью и перегибами, например, со службы были исключены офицеры, не находившихся в своих полках в момент вступления императора на престол, а седые генералы учились маршировать, равняться, салютовать…



Павел 1 был первым из государей, кто дал послабления и права крестьянам. Были разрешены крестьянские прошения на имя монарха. Была введена 3-дневная барщина, обязательный воскресный день для отдыха. Было запрещено продавать дворовых людей и безземельных крестьян с молотка. С другой стороны, для укрепления существующего строя в 1797 г. было предписано всем помещичьим крестьянам под страхом кары пребывать в повиновении и послушании своим господам, а также дано разрешение владельцам заводов покупать к своим заводам крестьян как с землей, так и без земли. Павел успел раздать за свое короткое правление в собственность помещикам около 600 тыс. государственных крестьян.

Павел, вопреки екатерининской традиции, не делал ставку на гвардию и дворянство. При нем были возобновлены телесные наказания дворян. Действуя «наперекор» екатериниским указам, Павел вернул из ссылки Радищева, Новикова, Костюшко. Но одновремнно шло активное искоренение «революционной заразы» из Франции, в 1800 году был издан указ, запрещающий ввоз из-за границы любых книг. Этот указ тоже отличался крайностями и запрещал ввозить даже ноты.

Во внешней политике при Павле1 также отсутствовала последовательность и ясность. В 1799 г. был создан антифранцузский блок в составе России, Англии, Турции, Неаполитанского королевства и Австрии. Объединенными армиями Австрии и России, которые были направлены в захваченную французами Италию, по просьбе австрийского императора, командовал Суворов (Павлу пришлось вернуть его из ссылки). Великий полководец всего за 1,5 месяца освободил от французов Северную Италию, одержав блестящие победы над наполеоновскими генералами в сражениях у Треббии и Нови.

Затем русские войска поспешили на соединение с корпусом русских войск под командованием А.М.Римского-Корсакова, оставшемуся в Швейцарии без австрийских союзников против вчетверо превосходившего противника. В августе 1799 г. начался героический швейцарский поход Суворова. Русским войскам предстояло преодолеть около 150 км. труднопроходимого пути через Альпы. В боях у Сен-Готарда и Чертова моста заградительные отряды французских войск были разбиты.. Но к этому времени был разбит и корпус Римского-Корсакова. Суворову пришлось уходить из Швейцарии. Павел был недоволен действиями союзников и в январе 1800 г. приказал Суворову вернуться в Россию. После возвращения в Петербург Суворов за швейцарский поход получил звание генералиссимуса, но через несколько дней был неожиданно уволен в отставку. Новую опалу великий полководец не перенес, он заболел и умер в возрасте 71 года. В ходе военных действий российская эскадра Черноморского флота под командованием Ф.Ф.Ушакова приняла участие в освобождении Мальты от французов. Ушаков использовал морской десант при штурме бастионов крепости на острове Корфу. Магистром Мальтийского ордена стал российский император Павел1. Однако англичане перехватили эту победу и оккупировали Мальту После этого Павел разорвал союз с Австрией, а затем и с Англией. Россия, Швеция и Дания образовали Северную лигу, направленную против Англии.

В 1799 г. к власти во Франции пришел генерал Бонапарт, и началось сближение России и Франции. Одним из главных элементов русско-французского сближения была обоюдная враждебность по отношению к Англии, которую русский император обвинял в предательстве России в ходе кампании 1798-99 гг. Наполеон увлек Павла идеей сокрушения британского владычества в Индии и на Востоке в целом. Был составлен план совместной военной экспедиции в Индию. Павел отдал приказ казачьим частям о походе в Индию Но он был прерван известием о внезапной кончине императора Павла.

Профранцузская политика Павла не нашла поддержки в петербургском обществе. При поддержке английского посла против Павла возник заговор. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. император был убит в Михайловском замке группой заговорщиков. Это был последний дворцовый переворот в России. Как и все предыдущие, он тоже не имел широкой социальной основы и преследовал одну единственную цель - переход верховной власти от одного лица к другому. Политика Павла оказалась неприемлемой для большинства дворянства. Резкая смена внешнеполитического курса, изменение отношений между властью и первым сословием, отсутствие стабильности для военных и гражданских чинов привели к недовольству царствованием Павла1 и его крушению.


Российская империяв начале XIXвека

После смерти Павла1 на престол вступил его старший сын Александр 1 Павлович (1801-1825). Александр был любимым внуком Екатерины2, а неприкрытая вражда между отцом и бабушкой заставляли его вращаться между двумя дворами, держать два парадных обличия и в значительной степени формировали его характер. Александр рано научился лицемерить и скрывать свои чувства: «Сфинкс, не разгаданный до гроба», - так писал о нем А.С.Пушкин. При этом он был умен, блестяще образован, обладал талантом дипломата. Современники отмечают и другие черты: подозрительность, крайнюю самолюбивость.

Политика царствования Александра Павловича в известной степени стала отражением его характера, - это было лавированием между либеральным и консервативно-охранительным направлениями. Начало правления Александра1 характеризуется стремлением к широким преобразованиям во всех сферах общественной жизни, гласностью, политической амнистией, отменой ряда строгих законов Павла1. Были отменены ограничения на ввоз и вывоз товаров и книг, поездки за границу, подтверждена Екатериниская Жалованная грамоту дворянству, возвратил из ссылки и снял опалу со всех офицеров и чиновников, пострадавших при Павле, восстановил отношения с Англией.

Для обсуждения государственных вопросов в 1801 г. при импе­раторе был образован Непременный совет - совещательный орган из 12 человек. Постепенно Александр удалил сановных заговорщиков убийства своего отца, чтобы не быть послушным оружием в их руках. А окружение Александра I составили его друзья, т.н. «Негласный комитет», в который вошли граф П.Строганов, граф Н.Новосильцев, князь В.Кочубей, польский князь А.Чарторыский. Они обсу­ждали вопросы реформирования России, отмены крепостного права, конституции.

В 1803 г. был издан указ "О вольных хлебопашцах". В соответствии с ним землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян с землей за выкуп. Указы 1804-1805 гг. ограничили крепостное право в Прибалтике. Запрещалась продажа крестьян без земли. Манифестом 1802 г. была проведена реорганизация органов центрального управления, вместо коллегий учреждалось 8 министерств. В 1803 г. появилось новое положение "Об устройстве учебных заведений". За годы правления Александра было открыто 5 новых университетов. Университетский устав 1804 г. закреплял автономию университетов.

В 1808-1812 гг. подготовка проекта переустройства государственной системы управления сосредоточилась в Министерстве внутренних дел и шла под руководством государственного секретаря М. М.Сперанского. Сперанский происходил из семьи сельского священника и добился высоких служебных постов во многом благодаря своим исключительным способностям и трудолюбию. Современники называли его «канцелярским Наполеоном». В 1809 г. он представил проект реформ "Введение к Уложению государственных законов". Проект предусматривал разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим законодательным органом должна была стать Государственная дума, которая руководила сетью волостных, окружных и Губернских дум. Высшей исполнительной властью обладал император, при котором в качестве совещательного органа учреждался Государственный совет. Сенат превращался в высший судебный орган. По сути, это был первый шаг к парламентской монархии, что было достаточно смелым для своего времени и встретило сильное сопротивление правительственной верхушки.

Из многочисленных предложений Сперанского, реализовано было учреждение Государственного совета (1810) - законосовещательного органа. В 1810 г. вводится разработанное Сперанским "Общее учреждение министерств", которое определяло состав, предел власти и ответственность министерств. Недовольство придворных и чиновников вызвал подготовленный Сперанским указ 1809 г., согласно которому все лица, имевшие придворный чин, должны были избрать какую-либо реальную службу, т.е. придворный чин превращался лишь в почетное звание и терял статус должности. Блестящий талант Сперанского как государственного деятеля имел множество приложений в разных областях (в частности, им был осуществлен ряд мер, направленных на оздоровление финансов), но и вызывал сопротивление и зависть. Поэтому реформаторская деятельность Сперанского была прервана; по обвинению в шпионаже в пользу Наполеона в 1812 г. он был уволен с государственной службы и сослан в Нижний Новгород, а затем отправлен сибирским губернатором в Пермь.

Внешняя политика России в начале XIX в. определялась преимущественно той обстановкой, которая складывалась в Европе. В 1805 г. Россия вновь присоединилась к антифранцузской коалиции. Русская армия под командованием М.И.Кутузова с союзниками потерпела поражение под Аустерлицем. В 1806 г. произошли сражения при Пултуске и Прейсиш-Эйлау. Битва у Фридланда в 1807 г. закончила эту войну. Летом 1807 г. Россия и Франция подписали Тильзитский мирный договор и союзный трактат против Англии, по которому Россия присоединялась к континентальной блокаде Франции против Англии. Россия соглашалась на посредничество в переговорах Франции с Великобританией, а Франция принимала на себя роль посредника при заключении мира между Россией и Турцией. Россия обязывалась вывести свои войска из Молдовы, Валахии и признавала суверенитет Франции над Ионическими островами. Стороны договорились вести совместные действия в войне против любой европейской державы.

Великобритания ответила отказом на предложение Александра I о посредничестве. Оставаясь верной только что подписанному договору, Россия объявила Англии войну. Прекращение с Англией торговых и политических связей пагубно отразилось на экономике России. Франция, в свою очередь, нарушила свои договорные обязательства и на Балканах тайно поощряла Турцию в военных действиях против России. Образование герцогства Варшавского являлось для Франции плацдармом на русской границе.

В 1804 г. из-за спорных территорий началась русско-иранская война. В ходе кампании 1804-1806 гг. Россия заняла ханства к северу от р. Аракс (Бакинское, Кубинское, Гянджинское, Дербентское и др.) Переход этих территорий к России был закреплен в Гюлистанском мирном договоре 1813 г. В ходе русско-турецкой войны (1806-1812) в Дарданельском и Афонском морских сражениях в 1807 г. русский флот разгромил ту­рецкую эскадру. В 1811 г. вновь назначенный главнокомандующим генерал М.И.Кутузов одержал решительную победу при Рущуке. В 1812 г. был подписан Бухарестский мирный договор. Турция уступала России Бессарабию, создавалось автономное Сербское княжество.

В 1808-1809 гг. произошла последняя в истории русско-шведская война. Результатом ее стало подписание Фридрихсгамского договора, по которому вся Финляндия вместе с Аландскими островами на правах великого княжества вошла в состав Российской империи. Русско-шведская граница устанавливалась по Ботническому заливу и рекам Торнео и Муонио.

Последние материалы раздела:

Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям
Необходимо заметить, что за годы дворцовых переворотов произошло ослабление России практически по всем направлениям

Последний дворцовый переворот в истории России Васина Анна Юрьевна Урок «Последний дворцовый переворот в истории России» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема...

Точное расположение и в каком океане находится бермудский треугольник
Точное расположение и в каком океане находится бермудский треугольник

Обитель самого сатаны, морское кладбище, ужас Атлантики - всеми этими страшными эпитетами именуют мистическую зону в Атлантическом океане. Каждый...

История происхождения бурят с глубокой древности Древние буряты
История происхождения бурят с глубокой древности Древние буряты

Портал today.mn опубликовал интересную статью о том, сколько всего в мире проживает монголов. По данным монгольских СМИ: Фото: choibalsan.mn В...