21 ночь понедельник очертанья. "сочинил же какой-то бездельник, что бывает любовь на земле"

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.

И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина…
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.

Анализ стихотворения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник.» Ахматовой

В условиях предреволюционного кризиса творчество Ахматовой становится более серьезным. На смену чистым возвышенным чувствам приходят мотивы тоски и разочарования. Это было связано не только с обстановкой в стране, но и с личной жизнью поэтессы. Она была несчастлива в браке с Н. Гумилевым. В 1918 г. они окончательно расстались. Уже в 1914 г. Ахматова познакомилась с Б. Анрепом. Верность семейному долгу не позволила поэтессе начать любовные отношения, но она часто встречалась с понравившимся ей человеком. В 1917 г. она выпустила очередной сборник стихотворений «Белая стая», многие произведения были посвящены Анрепу. Сборник также включал в себя стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник».

Начало произведения не характерно для Ахматовой. Лаконичные односоставные предложения сразу создают ощущение дневниковой записи или официального сообщения. Тем самым поэтесса подчеркивает внезапность и важность пришедшей к ней мысли. Ахматова приходит к убеждению, что любовь – всего лишь выдумка «какого-то бездельника». В этом убеждении видно глубокое разочарование героини в любви, наступившее вследствие личного опыта.

Развивая свою мысль, Ахматова утверждает, что люди поверили этой выдумке и продолжают жить в обмане. Она презрительно отзывается о любовных встречах, свиданиях и вообще обо всем, что сопутствует любовным отношениям. Поэтесса считает, что люди поступают таким образом «от лености или от скуки». На самом деле никакой любви на свете нет. Признавая ее существование, люди пытаются хоть как-то разнообразить свою жизнь.

Но последняя строфа стихотворения заставляет задуматься, что же имела в виду Ахматова. «Открытие тайны» поэтессой может считаться окончательным приговором любви, перечеркивающим ее значимость. С другой стороны, это можно расценить как познание настоящей любви, отличной от той, которая существует в обыденном сознании. Возможно, Б. Анреп стал для Ахматовой причиной такого озарения. Привыкнув к обычной «человеческой» любви, она была поражена тем, что встретила человека, который вызвал у нее совершенно новое великое чувство. Это чувство даже невозможно выразить словами («почиет на них тишина»).

В любом случае «открытие тайны» произвело переворот в душе поэтессы. С этого знаменательного события она чувствует, что до сих пор «все как будто больна».

Которая взяла татарский псевдоним Ахматова. «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…»: анализ этого короткого раннего стихотворения мы проведем в статье.

Кратко о биографии

Дворянка Анна Андреевна была третьим ребенком в большой семье. Три ее сестры в юности умерли от туберкулеза, старший брат покончил с собой, самый младший умер в эмиграции через 10 лет после смерти Анны. То есть близких, родных в трудные минуты жизни рядом с ней не было.

А. Горенко родилась в Одессе в 1889 году, а детство провела в Царском Селе, где училась в Мариинской гимназии. Летом семья ездила в Крым.

Девочка выучила французский язык, слушая разговоры гувернеров со старшей сестрой и братом. Писать стихи она начала в 11 лет. К 1905 году в нее влюбился начинающий поэт - красавец Н. Гумилев - и издал ее стихотворение в Париже. В 1910 году они соединили свои жизни, и Анна Андреевна взяла псевдоним Ахматова - фамилию своей прабабушки. Спустя два года родился сын Лев.

Через шесть лет отношения между поэтами стали напряженными, и в 1918 году они развелись. Не случайно в 1917 году вышел 3-й сборник стихотворений под названием «Белая стая». В него было включено произведение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…», анализ которого будет ниже. Пока же скажем, что в нем звучит разочарование в любви.

Жизнь после кровавой революции

В том же 1918 году, в 29 лет, Анна Андреевна скоропалительно выходит замуж за Владимира Шилейко и уже через три года расстается с ним. В это время арестовывают и практически через месяц расстреливают Н. Гумилева. В 33 года Анна Андреевна соединяет свою жизнь с искусствоведом Н. Пуниным. В этот период ее стихотворения перестают печатать. Когда сыну было 26 лет, то его арестовывают на пять лет. Поэтесса расстается с Н. Пуниным и сможет ненадолго увидеть сына только в 1943 году. В 1944 году он уходит в армию и участвует во взятии Берлина. Однако в 1949 году Н. Пунина и сына арестовали. Лев приговорен к 10 годам лагерей. Мать обивала все пороги, стояла в очередях с передачами, писала стихи, певшие славу Сталину, но сына не выпускали. Свободу ему принес XX съезд КПСС.

В 1964 году в Италии поэтессе была присуждена премия.

В 1965 году состоялась поездка в Британию: она получила почетный диплом Университета Оксфорда.

А в 1966 году, на 77-м году жизни, Анна Андреевна скончалась. Могла ли поэтесса придумать себе такую горькую жизненную участь, когда в 28 лет на бумагу легли строки «Двадцать первое. Ночь. Понедельник...»? Анализ произведения будет дан ниже. Несложившаяся любовь занимала в этот момент ее мысли.

Кратко о «Белой стае» в творчестве А. Ахматовой

Можно задать вопрос: почему такое странное название у третьего сборника поэтессы? Белый - это невинный, чистый, а также цвет Святого Духа, который спустился на грешную землю в виде голубя. Также этот цвет - символ смерти.

Образ птиц - это свобода, отсюда и стая, которая оторвалась от земли, на все смотрит отрешенно. Чистая свобода и смерть чувств - это и есть тема произведения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…». Анализ стихотворения показывает, как лирическая героиня отделилась от «стаи», чтобы ночью одной предаться конкретному размышлению: нужна ли любовь? Стихотворение без заголовка. Это говорит о том, что поэт опасается, что название может рассматриваться как отдельный текст и давать дополнительный смысл, который не требуется автору.

«Двадцать первое. Ночь. Понедельник…». Анализ стихотворения

Произведение начинается короткими, в одну строку, законченными предложениями. И создается впечатление отделенности лирической героини от всех и вся: «Двадцать первое. Ночь. Понедельник». Анализ последних двух строк первой строфы показывает ночную беседу в тишине с самой собой, полную уверенности в том, что на земле нет любви. Ее только сочинил какой-то бездельник. Деловые люди не испытывают чувств, по мнению лирической героини.

Вторая строфа не менее презрительна. Все поверили бездельнику только от лени и скуки. Вместо того, чтобы заниматься делом, люди полны мечтаний и надежд на встречи, страдают от разлук.

Последнее четверостишие посвящено людям избранным, тем, которым открылась тайна, и потому их ничто не тревожит. В 28 лет наткнуться случайно на такое открытие, когда еще вся жизнь впереди, очень горько. Потому и говорит лирическая героиня, что она как будто заболела. Ей, несчастной и одинокой, так же трудно, как юной девушке, переживающей первую драматическую любовь.

Этот сборник во многом навеян встречами с возлюбленным Борисом Анрепом, с которым А. Ахматова познакомилась в 1914 году и часто встречалась. Но судьба разлучила их: Анреп провел всю жизнь в эмиграции. Они встретились только тогда, когда Анна Андреевна приезжала в 1965 году в Англию. По его мнению, и в этом возрасте она была величава и прекрасна.

Заканчивая анализ стихотворения Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…», следует добавить, оно написано анапестом.

Стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» было написано Анной Ахматовой в 1917 году - году, неспокойном для всей России. И личная жизнь поэтессы тоже была расшатанной: всё больше сложностей возникало в отношениях с мужем, и, несмотря на успех первых сборников, посещали сомнения в собственном даровании.

Стихотворение начинается с коротких, рубленых фраз, будто телеграмма. Просто констатация времени и места. И затем - длинная и более мягкая строка: «очертанья столицы во мгле» . Как будто Ахматова в разговоре с кем-то (или в начале письма) назвала дату, своим чутким слухом уловила стихотворный ритм, подошла к окну - и дальнейшие слова стали выплёскиваться сами собой. Именно такое впечатление возникает после прочтения первого четверостишия, и даже брезжится смутное отражение поэтессы в тёмном оконном стекле.

«Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле.» Это - разговор женщины с самой собой, ещё молодой (Анне Андреевне было только двадцать восемь), но уже столкнувшейся с драмой.

И вторая строфа вся пронизана разочарованием. Бездельнику, выдумавшему любовь, «все поверили, так и живут» . И вера эта, и поступки, с ней связанные, - бессмысленная сказка, по мнению лирической героини. Наподобие той, в которую верили люди несколько веков назад, про трёх китов и черепаху. И поэтому следующая строфа, кроме печали, проникнута ещё и торжеством.

«Но иным открывается тайна, И почиет на них тишина» - слово «иным» вполне могло быть изначально «избранным» , если бы позволил размер. По крайней мере, смысл вкладывается именно такой. «И почиет на них тишина» - как благо, как свобода от иллюзий. В этом месте голос лирической героини звучит наиболее твёрдо и уверенно. Но две последние строчки рождают другое ощущение: как будто их произносит совсем молоденькая девушка, потерявшая какой-то ориентир, забывшая что-то важное. «Я на это наткнулась случайно, И с тех пор всё как будто больна.» Что это, если не сожаление? Если не понимание того, что утраченная иллюзия, та самая открывшаяся «тайна» забрала главную радость жизни? Недаром эти последние слова отделены от спокойных, уверенных строчек многоточием. И торжествующая правота сменяется тихой печалью.

Стихотворение написано трёхстопным анапестом - размером, наиболее подходящим к размышлениям и лирике. Лиричностью проникнуто всё произведение, несмотря на подчёркнутое отсутствие изобразительно-выразительных средств. Высокопарная метафора «и почиет на них тишина» кажется чужеродным элементом, словами, принадлежащими не лирической героине, а той холодной и разочарованной женщине, которой она представляется. Но истинный, мягкий и печальный голос, звучащий в последних словах, разом опрокидывает громоздкие конструкции во славу разочарования и оставляет у читателя впечатление утраты и жажды любви.

  • «Реквием», анализ поэмы Ахматовой
  • «Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сжала руки под темной вуалью...», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой
  • «Сад», анализ стихотворения Анны Ахматовой
  • «Песня последней встречи», анализ стихотворения Ахматовой

Анализ стихотворения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник»

Очертанье столицы во мгле.

Сочинил же какой-то бездельник

Что бывает любовь на земле.

И от лености или скуки

Все поверили, так и живут:

Ждут свидания, боятся разлуки

И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна,

И почиет на них тишина...

Я на это наткнулась случайно

И с тех пор как будто больна.

(1917, сборник «Белая стая»)

Стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» вошло в сборник «Белая стая» (1917 года). Оно не похоже на другие произведения поэтессы, в которых переплетаются радость и трагедия, бури и пустыни любви: «Сочинил же какой-то бездельник, //Что бывает любовь на земле».

В чём дело? Почему такая резкая перемена? Думается, ответить на эти вопросы поможет история создания произведения. Стихотворение написано в 1917 году, в один из самых тяжёлых периодов в жизни страны и каждого человека в отдельности. Неопределённость была не только в экономике, политике, но и в душах. Поэтому основное поэтическое ощущение А.А. Ахматовой тех лет - ощущение надвигающейся катастрофы, «конца мира». Добавлю к этому ещё поиски нового смысла жизни, и сразу всё становится ясным. Читая это стихотворение, нельзя не почувствовать, что мотив неустойчивости слишком неукоснительно и резко проходит через него и что, следовательно, неустойчива сама жизнь, окружающая человека.

Данное стихотворение невелико по объёму, всего двенадцать строк, но в нём вся жизнь, полная горя и страданий, приведших к отрицанию любви. Здесь (впрочем, как и во многих её стихах) мы видим лишь окончание драмы. На наш взгляд, данное произведение является отражением реальной жизненной истории, которая была трагичной. Ведь, в конечном счете, лирика - это, прежде всего биография.

Композиция стихотворения несколько необычна, служит для раскрытия основной мысли, идеи. Первые восемь строк - отрицание любви, и вдруг в конце - противоречие, как будто снята маска:

«Но иным открывается тайна...»

Есть она, эта великая тайна, эта сладкая боль, в которой даже самой себе не признается героиня. Имя ей - любовь.

Лирическая героиня Ахматовой через отрицание любви предстает именно такой, как многие, которые «Ждут свиданий, боятся разлуки // И любовные песни поют».

Важное значение в этом стихотворении для создания картины имеет синтаксис. Вначале назывные предложения, как наброски к большому полотну:

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Очертанья столицы во мгле.

Почти конкретное время, почти конкретное место. Сухо и сдержанно.

Затем калейдоскоп, созданный однородными сказуемыми «ждут», «боятся», «поют»- раскрывает сложность чувства: от отрицания к утверждению. Тональность тоже меняется. Несмотря на изменение настроения в стихотворении, оно лишено суетности. В нём, как и в большинстве ахматовских произведений, минимум выразительных средств. Олицетворение «...почиет на них тишина...», антитеза «Ждут свиданий, боятся разлуки...», разностилевая лексика «бездельник» (низкая), «почиет» (высокая) лишь дорисовывают картину, набросанную вначале. Мне кажется, что стихотворение «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» похоже на беглую запись в дневнике или даже на часть странички из него, не имеющей ни начала, ни конца. Наверное, А.А. Ахматова пыталась таким образом дать читателю возможность самому додумать то, что происходило с героиней. И, может быть, взгляд на чужую трагедию поможет многом избежать своей.

Последние материалы раздела:

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...