Правило виды односоставных предложений. Односоставные предложения: примеры, виды

Односоставные предложения - это предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, причём этого одного главного члена достаточно для полного словесного выражения мысли. Таким образом, «односоставный» не означает «неполный».

Главный член односоставного предложения - особое синтаксическое явление: он один составляет грамматическую основу предложения. Однако по своему значению и способам выражения главный член большинства односоставных предложений (кроме назывных) сближается со сказуемым, а главный член назывных предложений - с подлежащим. Поэтому в школьной грамматике принято делить односоставные предложения на две группы: 1) с одним главным членом - сказуемым и 2) с одним главным членом - подлежащим. К первой группе относятся определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные предложения, а ко второй - назывные.

За каждым типом односоставных предложений (кроме обобщённо-личных) закреплены свои способы выражения главного члена.

Определённо-личные предложения

Определённо-личные предложения - это предложения, обозначающие действия или состояния непосредственных участников речи - говорящего или собеседника. Поэтому сказуемое (главный член) в них выражается формой 1-го или 2-го лица глаголов единственного или множественного числа.

Категория лица есть в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении. Соответственно сказуемое в определённо-личных предложениях может быть выражено следующими формами: расскажу, расскажешь, расскажем, расскажете, расскажи, расскажите, давай(те) расскажем; иду, идёшь, идём, идёте, буду идти, будешь идти, будем идти, будете идти, иди, идите, давай(те) идти.

Например: Ни почестей, ни богатства для дальних дорог не прошу, но маленький дворик арбатский с собой уношу, уношу(Б. Окуджава); Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копна свежие под соседний стог (С. Есенин); Чему смеётесь? Над собой смеётесь (Н. Гоголь); Не предвкушай счастливых дней, преподнесённых небесами (Б. Окуджава); Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье (А. Пушкин).

Предложения эти по своему значению очень близки к двусоставным предложениям. Почти всегда соответствующую информацию можно передать двусоставным предложением, включив в предложение подлежащее я, ты, мы или вы.

Достаточность одного главного члена обусловлена здесь морфологическими свойствами сказуемого: глагольные формы 1-го и 2-го лица своими окончаниями однозначно указывают на вполне определённое лицо. Подлежащие я, ты, мы, вы оказываются при них информативно избыточными.

Односоставные предложения мы употребляем чаще в том случае, когда нужно обратить внимание на действие, а не на лицо, которое это действие совершает.

Неопределённо-личные предложения

- это односоставные предложения, которые обозначают действие или состояние неопределённого лица; деятель в грамматической основе не назван, хотя и мыслится лично, но акцент сделан на действии.

В роли главного члена таких предложений выступает форма 3-го лица множественного числа (настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и повелительного наклонения) или формы множественного числа (глаголов прошедшего времени и условного наклонения или прилагательных): говорят, будут говорить, говорили, пусть говорят, говорили бы; (им) довольны; (ему) рады.

Например: На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница... (Н. Гоголь); По улицам слона водили... (И. Крылов); И пусть говорят, да пусть говорят, но - нет, никто не гибнет зря... (В. Высоцкий); Это ничего, что мы поэты, только бы читали нас и пели (Л. Ошанин).

Специфика значения деятеля в неопределённо-личных предложениях в том, что в действительности он существует, но в грамматической основе не называется.

Форма 3-го лица множественного числа глагола-сказуемого не содержит информации ни о количестве деятелей, ни о степени их известности. Поэтому эта форма может выражать: 1) группу лиц: В школе активно решают проблему успеваемости; 2) одно лицо: Мне принесли эту книгу; 3) и одно лицо, и группу лиц: Меня ждут; 4) лицо известное и неизвестное: Где-то далеко кричат; На экзамене мне поставили пять.

Неопределённо-личные предложения чаще всего имеют в своём составе второстепенные члены, т.е. неопределённоличные предложения , как правило, распространённые.

В составе неопределённо-личных предложений употребляются две группы второстепенных членов: 1) Обстоятельства места и времени, которые обычно косвенно характеризуют деятеля: В зале пели . В соседнем классе шумят . В юности часто стремятся кому-то подражать (А. Фадеев); Эти распространители обычно косвенно характеризуют деятеля, обозначая место и время, связанные с деятельностью человека. 2) Прямые и косвенные дополнения, вынесенные в начало предложения: Нас пригласили в комнату; Ему здесь рады ; Сейчас его приведут сюда (М. Горький).

При исключении же из состава предложения этих второстепенных членов предложения являются неполными двусоставными с пропущенным подлежащим: С утра поехали в лес. В лесу пробыли до позднего вечера.

Обобщённо-личные предложения

Обобщённо-личные предложения занимают особое место среди односоставных предложений. Это объясняется тем, что обобщённо-личные предложения не имеют собственных форм, и, таким образом, основным критерием их выделения является смысловой признак.

Значение обобщённости может быть свойственно предложениям разной структуры: И какой же рус ский не любит быстрой езды (Н. Гоголь) (двусоставное предложение); В поисках слов нельзя, пренебрегать ничем (К. Паустовский) (безличное предложение); Сердцу не прикажешь (пословица) (определённо-личное по форме предложение).

Обобщённо-личными считаются только те предложения, которые по форме являются определённо-личными или неопределённо-личными, но обозначают действия или состояния обобщённо мыслимого лица. Это предложения, в которых формулируются наблюдения, связанные с обобщающей характеристикой определённых предметов, жизненных явлений и ситуаций: Береги честь смолоду (пословица); Что имеем - не храним, потерявши - плачем (пословица); Цыплят по осени считают -(пословица); Снявши голову по волосам не плачут (пословица).

Наиболее типичной формой является форма 2-го лица единственного числа настоящего или будущего простого изъявительного наклонения: Отдаёшьсяневольно во власть окружающей бодрой природы (Н. Некрасов); ...В редкой девице встретишьтакую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка (И. Гончаров); На чужой роток не накинешьплаток (пословица).

В отличие от внешне сходных с ними определённо-личных предложений с глаголами в форме 2-го лица, в предложениях обобщённо-личных никогда не говорится о конкретных действиях собеседника, субъект действия мыслится в таких предложениях обобщённо, как любое лицо.

Безличные предложения

Безличные предложения - это односоставные предложения, в которых говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от производителя действия или носителя состояния. Особенностью грамматического значения безличных предложений является значение стихийности, непроизвольности выражаемого действия или состояния. Оно проявляется в самых различных случаях, когда выражается: действие (Лодку сносит к берегу); состояние человека или животного (Мне не спалось; Ему холодно); состояние окружающей среды (Темнеет; Тянет свежестью); «состояние дел» (Плохо с кадрами; Нельзя откладывать эксперименты) и т. д.

Главный член может быть выражен:

1) формой 3-го лица единственного числа безличного или личного глагола: Светает!.. Ах, как скоро ночь минула/ (А. Грибоедов); Пахнет весною сквозь стёкла (Л. Мей);

2) формой среднего рода: Замело тебя, счастье, снегами, унесло на столетья назад, затоптало тебя сапога ми отступающих в вечность солдат (Г. Иванов); Не хватило хлеба даже до святок (А. Чехов);

3) словом нет (в прошедшем времени ему соответствует форма среднего рода было, а в будущем - форма 3-го лица единственного числа - будет): И вдруг сознанье бросит мне в ответ, что вас, покорной, не было и нет (Н. Гумилёв); Сильнее кошки зверя нет (И. Крылов);

5) сочетанием слова категории состояния (с модальным значением) с инфинитивом (составное глагольное сказуемое): Когда знаешь, что нельзя смеяться, тогда, - тогда именно и овладевает тобою этот сотрясающий, болезненный смех (А. Куприн); Пора вставать: седьмой уж час (А. Пушкин);

6) кратким страдательным причастием среднего рода (составное именное сказуемое): Чудно устроено на нашем свете! (Н. Гоголь); У меня не прибрано!.. (А. Чехов);

7) инфинитивом: Вам не видать таких сражений (М. Лермонтов); Ну как не порадеть родному человечку? (А. Грибоедов); Долго петь и звенеть пурге (С. Есенин)

Назывные предложения

Назывные (номинативные) предложения - это односоставные предложения, в которых утверждается существование, бытие предметов или явлений. Грамматическая основа назывных предложений состоит только из одного главного члена, по форме сходного с подлежащим: главный член назывных предложений выражается именительным падежом существительного (одиночным или с зависимыми словами), например: Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс... (А. Пушкин).

Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия, существования явления в настоящем времени. Поэтому назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в условном, ни в повелительном наклонении. В этих временах и наклонениях им соответствуют двусоставные предложения со сказуемым было или будет: Осень (назывное предложение). Была осень; Будет осень (двусоставные предложения).

Выделяются три основные разновидности назывных предложений .

1.Бытийные: Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле (А. Ахматова).

2. Указательные; они включают указательные частицы вот, вот и, вон, вон и: Вот место, где их дом стоит; Вот ива (А. Пушкин); Вот и мостик/ (Н. Гоголь).

3. Оценочно-бытийные; они произносятся с восклицательной интонацией и часто включают в себя восклицательные частицы какой, что за, ну и: Осада! Приступ! Злые волны, как воры лезут в окна (А. Пушкин); Какая ночь! Мороз трескучий... (А. Пушкин).

Особенностью назывных предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая ёмкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на воображение слушателя или читателя - такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий.

Чаще всего назывные предложения используются в описательных контекстах поэтической и прозаической речи, а также в ремарках драматических произведений: Скалы, почерневшие от загара... Раскалённый песок, который жжёт сквозь подошвы (Н. Сладкое); Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн (К. Бальмонт); Гостиная в доме Серебрякова. Три двери: направо, налево и посредине. - День (А. Чехов).

В предложении, несмотря на отсутствие подлежащего, понятно, что речь идет от определенного действующего лица. Для проверки можно добавить отсутствующее подлежащее, восстановив его по смыслу, и это будет местоимение 1-го или 2-го лица.

Люблю жаркие солнечные дни лета.

(добавляем «я», получим: «Я люблю жаркие солнечные дни лета» — двусоставное предложение).

Будем собирать грибы? (Мы будем собирать грибы?)

Сказуемое определённо-личного предложения может быть выражено:

Глаголом первого или второго лица изъявительного наклонения.

Послезавтра еду к бабушке.

Поедешь в город?

Пойдёте направо, там увидите дом.

Глаголом второго лица повелительного наклонения.

Сегодня задержитесь после уроков разобрать домашнее задание.

Передайте мне книгу.

Возьми кусочек торта.

Чтобы не перепутать определенно-личные предложения с неполными двусоставными, следует запомнить небольшое правило:

Вспомнил прошлое.

(Можно подставить Я, ТЫ, ОН и т. д., так как глаголы прошедшего времени не имеют лица; следовательно, предложение не является односоставным определённо-личным, это неполное предложение с пропущенным подлежащим).

Очень часто в определенно-личных предложениях присутствует обращение, которое не является членом предложения, но его путают с подлежащим. Тем самым совершают ошибку, считая его двусоставным.

Марина, позанимаемся еще. (Марина – обращение, определенно-личное односоставное)

Марина позанимается еще. (двусоставное, где Марина — подлежащее).

Конспект урока русского языка в 8 классе

Примечание:

Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.

Определенно-личные предложения.

  • повторение и углубление знаний о типах односоставных предложений;
  • изучение основных особенностей определённо-личных предложений;
  • развитие умений находить определённо-личные предложения в тексте, отличать их от других видов односоставных и неполных предложений, употреблять в речи;
  • отработка навыков синтаксического разбора.

Тип урока:

Комбинированный.

1. Повторение изученного, актуализация опорных знаний.
(На предыдущем уроке была дана общая характеристика односоставных предложений, рассмотрена таблица видов односоставных предложений по типу главного члена; на последующих уроках эта таблица дополняется и конкретизируется по каждому виду).

Один ученик у доски готовит устный ответ по схеме «Виды односоставных предложений» — назывные и глагольные, с примерами.

В это время – орфографическая разминка (словарный диктант):

Стричь волосы, отрежьте хлеба, приготовьте ответ, оставьте вещи, жечь костёр, привлечь к участию, отметьте абзац, пишешь без ошибок, читаешь выразительно, давайте сделаем вместе, мочёные яблоки, выглаженная рубашка, истинное положение дел, традиционный вопрос, обновлённое здание, мощённая булыжником улица, сложенные в поленницу дрова.

Объяснение орфограмм, самопроверка.

Рассказ ученика о видах односоставных предложений.

2. Анализ предложений по наличию главных членов, подготовка к восприятию темы.

Определить вид предложений: двусоставное или односоставное, выписать односоставные, указать их тип (назывное или глагольное).

Сложенные в поленницу дрова.

Складываю в поленницу дрова.

Мы сложили в поленницу дрова.

Анализируем предложение с одним главным членом в форме сказуемого: Складываю в поленницу дрова.

Каким глаголом выражено сказуемое? (наст. вр., 1 л., ед.ч., изъявит. накл.)

Можем ли мы мысленно подставить в предложение подлежащее? Какое здесь возможно местоимение? (Я).

То есть мы можем определить то лицо, от имени которого идёт сообщение? Такие односоставные предложения и называются определённо-личными.

3. Изучение теоретического материала учебника (§ 22): самостоятельное чтение, поиски нового, ответы учащихся (озвучивание теоретического материала, подбор примеров).

4. Синтаксический разбор предложений (ученики работают у доски):

С разбором выбирай друзей.

С интересом читаю все новые произведения этого талантливого писателя.

Буду старательно готовиться к зачёту.

(Устно заменить форму единственного числа глагола на множественную, сделать вывод о том, что главный член в определённо-личном предложении может быть выражен глаголом в 1 и 2 лице настоящего и будущего времени изъявительного и повелительного наклонений).

5. Наблюдения над языковым материалом:

Сравнить два предложения и определить, какое из них является односоставным определённо-личным, учащиеся работают самостоятельно, затем при проверке обосновывают свой выбор, аргументируют.

(Вывод о том, что предложение с обращением может быть односоставным определённо-личным; надо помнить, что обращение не является членом предложения). Синтаксический разбор (на доске) предложения.

(Вывод о том, что предложение со сказуемым в прошедшем времени является двусоставным неполным).

6. Тренировочные упражнения из учебника № 146 (продолжить текст, используя определённо-личные предложения), № 147 (выписать из текстов односоставные определённо-личные предложения, в каждом подчеркнуть сказуемое, указать, каким глаголом оно выражено).

7. Творческое задание (по группам): составить небольшой текст, в котором использовать определённо-личные предложения;

  • одна группа готовит текст «Утренняя зарядка»;
  • вторая – «Как приготовить салат из свежих овощей»;
  • третья – «Инструкцию по применению будильника».

Чтение и обсуждение текстов, вывод о том, где в речи нам могут встретиться определённо-личные предложения.

Взаимооценивание, определение, какой группе удалось составить самый интересный и насыщенный определённо-личными предложениями текст.

8. Подведение итогов урока, рефлексия.

9. Домашнее задание: выбрать примеры определённо-личных предложений из литературы или составить свой текст-поздравление (с днём рождения, новым годом) с использованием определённо-личных предложений.

Примеры текстов, созданных учащимися в ходе выполнения творческого задания:

  • «Утренняя зарядка». Встаньте прямо, расправьте плечи. Поднимем руки вверх, глубоко вдохнём, опустим руки вниз, выдохнем. Повторите это упражнение 7-10 раз. Наклонитесь вперед, постарайтесь коснуться руками пола. Выпрямитесь, разведите руки в стороны. Присядьте и встаньте 5-7 раз. Отдохните, восстановите дыхание. Теперь умоемся и пойдём завтракать.
  • «Как приготовить салат из свежих овощей». Возьмите 2 огурца средней величины, два помидора, луковицу, зелень. Тщательно вымойте всё, луковицу почистите. Порежьте огурцы кубиками, помидоры – дольками. Измельчите зелень. Лук порежьте кольцами. Смешайте всё в салатнице, полейте подсолнечным маслом или майонезом. Не забудьте посолить по вкусу. Приятного аппетита!
  • «Инструкция по применению будильника». Вытащите будильник из коробки. Вставьте батарейку. Будьте внимательны! Если её вставить неправильно, будильник работать не будет. Включите будильник. Проверьте, работает ли он. Поставьте стрелку звонка на необходимое время. Убедитесь, что будильник включен для звонка. Спокойно ложитесь спать.
  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Односоставные предложения”;
  • развивать навыки различать односоставные предложения;
  • учить разграничивать виды односоставных предложений.
  • Ход урока

    I. Проверка домашнего задания

    Красивее, торты, жалюзи, водопровод, электропровод, одновременно, ходатайствовать, звонит, начаты, осведомить, облегчить, откупорить.

    б) Объяснить лексическое значение слов:

    Игнорировать – намеренно не замечать, не желать знать, не принимать во внимание – игнорировать факты .

    Парадоксальный – невероятный, являющийся парадоксом (странным мнением, расходящимся с общепринятым) – парадоксальное поведение .

    Корректный – вежливый, безупречный – корректное замечание .

    Факсимиле - точное воспроизведение рукописи, документа, подписи – факсимиле подписи .

    II. Изучение нового материала

    а) Проблемная ситуация

    Объяснить, почему в предложении перед союзом “и” необходимо поставить запятую:

    Тебя жалеть я не умею,
    И крест свой бережно несу… А.Блок

    Объяснение учащихся: Чтобы не допустить пунктуационной ошибки в сложном предложении, надо уметь “видеть” в составе сложного односоставные предложения.

    III. Закрепление темы

    1. Работа у доски.

    Записать строфу из стихотворения А.Блока:

    Ночь, улица, фонарь, аптека,
    Бессмысленный и тусклый свет.
    Живи еще хоть четверть века –
    Все будет так. Исхода нет.

    2. Вопрос учителя.

    Сколько в этой строфе предложений?

    Подчеркнуть в каждом предложении грамматическую основу.

    a) Ночь, улица, фонарь, аптека, бессмысленный и тусклый свет.

    б) Живи еще хоть четверть века – все будет так.

    в) Исхода нет .

    Чем отличаются эти предложения?

    В чем разница между односоставными и двусоставными предложениями?

    Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных неполных предложений?

    Работа с таблицей в “Теоретических тетрадях”.

    (“Теоретические тетради” - условное название тетрадей, куда учащиеся записывают правила, изученные определения, термины, словарные слова и т.д. (ведутся с 5-го класса)).

    Вспомнить виды односоставных предложений (учащиеся обращаются к таблице).

    Виды предложений Главный член предложения Форма Пример
    Назывное Подлежащее Существительное в И.п. Красота! Весна.
    Определенно-личное Сказуемое Глагол в форме изъявительного и повелительного наклонения 1 или 2 лица настоящего и будущего времени. Люблю тебя, Петра творенье!
    Неопределенно-личные Сказуемое Глагол в форме 3 лица множественного числа настоящего и будущего времени. В Сибири не любят горячку и спешку.
    Обобщенно-личные Сказуемое Действие относится к обобщенному лицу Любишь кататься – люби и саночки возить.
    Безличное Сказуемое Безличный глагол

    Инфинитив

    Личный глагол в значении безличного.

    Краткая форма причастия.

    Слово НЕТ, форма глагола БЫТЬ

    Светает.

    За плохих детей следует наказывать.

    В лесу гудело, шуршало, шевелилось.
    У вас открыто.
    Исхода нет.
    Не быть тебе капитаном.

    Вопрос учителя: на какие виды делятся односоставные предложения?

    г) Комментируемое письмо. (Записать предложения, объяснить виды односоставных предложений)

    Слышу колокол.
    В поле весна. А.Блок. “Слышу колокола”

    Объяснение учащихся:

    Слышу колокол.

    (Предложение односоставное, т.к. в нем один главный член предложения – сказуемое, выраженное личным глаголом настоящего времени 1 лица единственного числа. Это определенно-личное предложение.)

    В поле весна .

    (Предложение односоставное, т.к. в нем один главный член предложения – подлежащее, выраженное именем существительным в И.п. Это назывное предложение.)

    2. Тяжко нам было под вьюгами
    Зиму холодную спать … А.Блок “Тяжко нам было…”

    Объяснение учащихся:

    Предложение односоставное, т.к. в нем один главный член предложения – сказуемое, выраженное глаголом в форме среднего рода прошедшего времени (было), инфинитивом (спать) и словом состояния (тяжко). Это безличное предложение.

    д) Объяснительный диктант с грамматическим заданием.

    Записать предложения, подчеркнуть грамматические основы, указать типы односоставных предложений.

    1. Расскажите мне что-нибудь. (Определенно-личное)

    2. Чуть брезжило. (Безличное)

    3. Быть грозе великой! (Безличное)

    4. Слезами горю не поможешь. (Обобщенно-личное)

    5. Знаю, что шутишь – а все-таки верю. (Определенно-личное)

    6. Дождь над вокзалом. (Назывное)

    е) Графический диктант с проверкой.

    Определить вид односоставных предложений. Используя условные знаки, записать ответ буквами.

    Н - назывное

    оп-л - топределенно-личное

    н-л – неопределенно-линое

    б - безличное

    л – личное

    об-л – обобщенно-личное

    (Учитель читает предложения, учащиеся на слух определяют вид односоставного предложения и оформляют запись. См. ответ)

    1. Нет войне.
    2. Было сыро и холодно.
    3. Весна.
    4. Цыплят по осени считают.
    5. Идите скорее сюда!
    6. Не спеши.
    7. Газеты еще не приносили.
    8. Хлестало в стекла дождиком косым.
    9. Воротись, поклонись рыбке!
    10. Люблю грозу в начале мая.

    lV. Подведение итогов.

    Самостоятельная работа.

    Определить тип односоставных предложений.

    1 вариант

    А) Теперь зубров не только охраняют, но и разводят.

    Б) У въезда в усадьбу всегда многолюдно.

    В) Нам пришлось свернуть с шоссе и ехать проселками.

    Г) Страшный треск…

    Д) У нас сорвало обе мачты и все паруса.

    Е) Вижу, вижу лунный луг сквозь листву густых ракит.

    2 вариант

    А) Однажды у нас во дворе полоскали белье и оставили корыто.

    Б) Снявши голову, по волосам не плачут.

    В) Хочу записаться в секцию плавания.

    Г) Вот и весна.

    Д) Ночью холодом веет с земли.

    Е) перелетным птицам надевают на лапки кольца с маркировкой.

    V. Домашнее задание.

    Из сборника “Типовые тестовые задания. ЕГЭ – 2008 г.” Пучковой Л.И. выполнить вариант 1-10 задание В4.

    Использованная литература

    1. Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р.И.Аванесова, Москва, “Русский язык”, 1989 г.
    2. Ожегов С.И. “Словарь русского языка”, Москва, “Русский язык”, 1991 г.
    3. Краткий словарь иностранных слов под редакцией И.В.Лехина и профессора Ф.Н.Петрова, Москва, 1950 г.
    4. А.Блок “Стихотворения. Поэмы”, Москва, “Современник”, 1987 г.
    5. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. “Современный русский язык” в 3-х частях, Москва, “Просвещение”, 1987 г.
    6. А.Г.Нарушевич “Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений”, Москва, Педагогический университет “Первое сентября”, 2007 г.
    Назывные

    Определённо-личные

    Неопределённо-личные

    Безличные

    вон, вот

    Великолепная погода! Вот и река Сегодня жаркий день. У брата экзамен

    Спешу Спешим Спешите

    По радио объявляют объявили посадку(мн.ч., прош. вр.)

    Мне нездоровится (безличный глагол). Светает . (безличный глагол). Веет Понаехало нет . Эту дверь не открыть . Быть не пришлось съездить . Было жарко . Об экзаменах уже сообщено .

    Виды односоставных предложений таблица с примерами

    Назывные

    Определённо-личные

    Неопределённо-личные

    Безличные

    Главный член – подлежащее, выраженное сущ-ным в имен. падеже. Могут распространяться только согласованными и несогласованными определениями; могут содержать указательные частицы вон, вот

    Глаголы 1 и 2-го лица в ед. и мн.ч. изъявительного и повелительного наклонений. Подлежащее в таких предложениях легко восстанавливается путём введения, подстановки личных местоимений я, ты, мы, вы

    Глаголы 3-го лица множ. числа наст. или будущего времени; прошед вр. мн.ч

    Сказуемое в безличных предложениях не указывает и не может указывать на действующее лицо. Сказуемое выражается безличными глаголами, безличной формой личного глагола, словами нет, не было (не оказалось. Не удалось и др.), неопределённой формой глагола, неопределённой формой в сочетании с безличным вспомогательным глаголом; словами состояния; краткими страдательными причастиями в форме среднего рода со словом быть или без него

    Великолепная погода! Вот и река . !!! Если в предложении есть обстоятельство или дополнение, то одни учёные считают такие предложения двусоставными неполными (с опущенным вспомогательным глаголом), а другие – односоставными назывными. Сегодня жаркий день. У брата экзамен

    Спешу домой (1-е л., изъявит. накл.) Спешим в школу (1-е л. изъявит. накл.) Спешите в школу! (2-е л. повелит. накл.)

    По радио объявляют посадку. (3-е л. мн.ч.) По радио уже объявили посадку(мн.ч., прош. вр.)

    Мне нездоровится (безличный глагол). Светает . (безличный глагол). Веет ветерком. (безличная форма личного глагола). Понаехало гостей. (безличная форма личного глагола ср. род., прош. вр.). Друзей нет . Эту дверь не открыть . Быть бычку на верёвочке. На озеро Ивану так и не пришлось съездить . Было жарко . Об экзаменах уже сообщено .

    В зависимости от состава грамматической основы предложения можно разделить на двусоставные и односоставные. Эта статья посвящена последним, их структуре и классификации.

    Что такое односоставные предложения

    В каждом предложении обязательно есть грамматическая основа. Обычно это подлежащее и сказуемое. Она выполняет две функции .

    • Это смысловой центр предложения. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения часто остается понятным, хотя бы в общих чертах (Котенок спит на бабушкиной подушке. – Котенок спит.)
    • Это и грамматический центр , так как именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее же указывает субъект.

    Функция подлежащего в предложении чем-то похожа на функцию короля в шахматах; его значение довольно символическое.

    Если главный член один (или только подлежащее, или только сказуемое), то он выполняет все эти функции. Такие предложения называются односоставными . Школьники знакомятся с ними в 8 классе.

    Виды односоставных предложений

    Классификация основана на том, какой член предложения составляет основу: подлежащее или сказуемое.

    Некоторые лингвисты считают, что в односоставном предложении нет ни подлежащих, ни сказуемых, а только главный член односоставного предложения.

    Если в предложении грамматическая основа состоит только из подлежащего, то предложение назывное. Оно наиболее близко к двусоставным предложениям, так как возможно только для выражения настоящего времени, а в прошедшем или будущем появляется сказуемое; не способно оно и выразить наклонения; по умолчанию описываемое считается реальным. Например, рассмотрим предложение “Поздний вечер.” Имеется в виду, что длится вечер в описываемый момент времени. В прошедшем времени: “Был поздний вечер” . В будущем: “Будет поздний вечер” .

    Определенно-личные предложения – это предложения, в которых есть только сказуемое, и оно стоит в такой форме, что подлежащее легко угадывается: это говорящий или собеседник. То есть глагол стоит в 1 или 2 лице единственного или множественного числа изъявительного или повелительного наклонения.

    В неопределенно-личных предложениях неизвестно, кто совершает действие; сказуемое выражено глаголом 3 лица множественного числа настоящего или будущего времени или множественного числа прошедшего времени.

    Примеры:

    • В дверь позвонили.
    • К вам пришли.
    • Стучат!

    Безличные предложения стоят особняком, так как в них и не может быть подлежащего: действие происходит само собой. Сказуемое, как правило, выражается безличным глаголом, безличной формой обычного глагола, словом категории состояния и т.д.

    Примеры:

    • Вечереет.
    • Смеркалось.
    • Больного лихорадит.
    • Хорошо в лесу!

    Ниже находится таблица, в которой приведены признаки и примеры односоставных предложений.

    вид

    признаки

    пример

    Назывное

    Есть только подлежащее

    Осень. Раннее утро.

    Определенно-личное

    Сказуемое выражено глаголом 1 или 2 лица ед. или мн. числа изъявительного или повелительного наклонения, наст. или буд. времени

    Хочу вам рассказать об этом человеке подробнее.

    Нарисуй лошадку.

    Неопределенно-личные

    Сказуемое стоит в 3 лице мн.ч. наст. или буд. времени или во мн.ч. прош. времени

    Дом уже заселили.

    Там каждый день поют.

    Безличные

    Сказуемое выражено безличным глаголом, или безличной формой, или словом категории состояния

    Последние материалы раздела:

    Бактерии- древние организмы
    Бактерии- древние организмы

    Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...

    Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т
    Реферат «Формирование орфографической зоркости у младших школьников При проведении объяснительного диктанта объяснение орфограмм, т

    МОУ «ООШ с. Озёрки Духовницкого района Саратовской области » Киреевой Татьяны Константиновны 2009 – 2010 год Введение. «Грамотное письмо – не...

    Презентация: Монако Презентация на тему
    Презентация: Монако Презентация на тему

    Религия: Католицизм: Официальная религия - католичество. Однако конституция Монако гарантирует свободу вероисповедания. В Монако есть 5...