Ребенок троечник в начальной школе. Вечный троечник: как помочь ребенку? Корми его ветчиной

В этой статье:

В возрасте 6-7 лет дети уже вполне самостоятельные. Это время идти в первый класс, а значит, начинается настоящая «взрослая» жизнь. По своему темпераменту мальчики уже сильно отличаются от девочек. Их интересуют подвижные игры, машинки, драки, футбол и т.д. Что ж, это не так плохо, правда?

Сейчас у мальчика время, когда он должен начать формировать свою мужественность. Важно, чтобы в этот момент рядом был мужчина, с которого можно брать пример. Лучше всего подходит отец. Воспитание мальчика - не самая простая задача для родителей. Нужно обязательно выбрать одну линию поведения, чтобы не получилось так, что отец за что-то ругает, а мама всё прощает и от всего отгораживает ребёнка. Родителям помогут советы детского психолога. Выбирайте правильные игры, книги и мультики. Это возраст, когда перед глазами всегда должны быть только самые отважные, честные и справедливые герои.

Как воспитывать ребёнка

Ваш сын вступает в новую пору жизни. Его ждёт школа, друзья, общение с новыми взрослыми. Теперь ему необходимы несколько иные, чем раньше, поддержка родителей, воспитание и правильный пример. Этим должны заниматься оба родителя. Конечно, идеальная ситуация, когда у ребёнка есть оба родителя. Тогда отец может показать ему, как это - быть мужчиной, брать на себя ответственность.

Семья - лучший пример

Когда в семье гармоничные отношения, ребёнку гораздо проще понять роли мужчины и женщины. Для мальчика важно видеть, как общаются родители, что делают вместе, как решают проблемы. Материнская и отцовская любовь имеют абсолютно разный характер, учат ребёнка разному. Важно, чтобы родители умели соблюдать баланс.

Кто главный в доме

Очень важно, кто в доме главный. Это влияет на то, как ребёнок воспринимает себя, свой пол. Там, где властный отец, не обязательно вырастают «настоящие мужчины». Скорее, он может вырасти
неуверенным в себе, вечно закомплексованным. Тут важно, чтобы у мальчика был здоровый пример перед глазами.

Если же в семье всё решает мама, то дети часто вырастают бесхарактерными. Особенно, если у вас растёт мальчик. Такая ситуация не только нестандартная, она может быть даже опасной для правильного формирования личности.

Конечно, идеальный вариант - золотая середина. Ситуация, когда мама и папа вносят одинаковый вклад в воспитание детей и заботу о доме.

Кто должен заниматься воспитанием мальчика

Часто то, чего не хватает для хорошего поведения - разговор с отцом. Отец обязательно должен выступать авторитетом для сына. С него можно и нужно брать пример. Важно, чтобы отец и сын построили
доверительные отношения. Не будем забывать о том, что роль матери в воспитании тоже очень важна.

Прежде чем чему-то учить и за что-то наказывать, родителям нужно самим договориться о стиле воспитания мальчика. Родителям нужно придерживаться одной линии поведения, иначе ребёнок просто не поймет, когда и кого нужно слушаться. Не должно быть так, что мама за драку поругала, а папа похвалил.

Три правила здорового воспитания мальчика

Если попросите детского психолога дать совет, то он предложит три простых правила. Они помогут вам решить многие проблемы воспитания вашего малыша. Отлично подходят для возраста 6-7 лет.

У папы ребёнок
научится мужественности. У вас родился сын, а значит, уже скоро он поймет, что он мальчик. Он начнёт копировать поведение отца. Сначала это будет забавно, когда кроха в 1-2 годика пытается вести себя, как папа. В то же время это не менее важно. Желание быть похожим на своего отца логичное и нормальное. Для этого отец сам должен быть достойным примером. Поступки, речь, одежда, увлечения - ребёнок захочет, чтобы у него всё было как у папы. Так ваш маленький мужчина возьмёт правильные ориентиры на всю жизнь.

  • Мама воспитывает в сыне уважение к отцу.

Мама не должна переносить свои личные проблемы с мужем на ребёнка. Вы поссорились с супругом? Не нужно говорить маленькому сыну, что папа плохой, никчёмный, не заботится о вас. Это смущает ребёнка и даёт ему неправильные понятия о семейной жизни.

Может быть, папа поздно приходит домой и у него мало времени. Или вы разводитесь, при этом папа будет жить далеко. Сын должен уважать отца в любом случае. В том, что отец делает правильно или неправильно, у него ещё будет время разобраться потом. Сейчас же это его первый и главный пример для подражания. Уважая отца, сын учится быть мужчиной.

  • Мама и папа вместе учат сына уважать женщин.

Уважение к женщине
- это то, чему родители должны научить своего мальчика. Девочек, девушек, женщин нужно защищать и оберегать. Это не сделает сына слабым или уязвимым. Это сделает его мужчиной. Уважение к женщине идёт именно из семьи. Во-первых, сын отлично видит отношение отца к матери. Во-вторых, вы обязательно должны с ним поговорить на эту тему. В 6-7 лет он пойдет в школу. Там будут мальчики и девочки. С кем-то он даже сядет за одну парту. Он должен понимать, что у него особая роль в этом мире.

«Это не по-мужски»

Не будем забывать о том, что у мужчин тоже есть право иногда быть слабыми. С детства воспитывать его в небывалой мужской строгости - тоже не выход. Родителям нужно проявлять тут мудрость. Например, вы увидели, как ваш 6-летний сын примеряет одежду сестры или даже накрасил себе ногти маминым лаком. Это не повод хвататься за голову и думать, что сын «не такой».

У детей есть нормальный интерес к нашему миру. Они пока ещё только учатся быть кем-то. А иногда играют в кого-то. Например, сейчас его заинтересовало, а каково это быть девочкой. Он примерил платье своей сестры. Это ещё не значит, что с его половой ориентацией что-то не так. Конечно, если вдруг его поведение меняется, он начинает
утверждать, что он - девочка, то это другое дело. Сходите с ним к детскому психологу.

Часто ответ лежит на поверхности. В семьях, где мама является главой семьи, самой сильной, уверенной и агрессивной, такое может быть. Для мальчика смещаются гендерные роли. Быть сильным для него - это быть таким, как мама.

А может быть, у вашего маленького мужчины появилась младшая сестренка? Тогда всё внимание малышке. Однако ему тоже хочется быть центром всеобщих восторгов, как было раньше. Вот он и примеряет бантики, резиночки. Тут тоже нет ничего страшного. Он делает это неосознанно, но для родителей такое поведение - сигнал. Обращайте внимание на сына не меньше, чем на маленькую дочку. Сейчас вы ему особенно нужны.

Воспитание через сказку и игру

Маленькому мужчине нужны мужские игры. Папа тут должен принимать активное участие. Вы не сделаете сына агрессивным и драчливым, если будете с ним в шутку бороться. Видите интерес к дракам? Ведите на занятия по боксу, карате. Пусть учится с малых лет управлять своей силой. Потом всегда можно попрактиковаться с папой, но уже со знанием дела.

Игрушки подбирайте соответствующие. Дарить мальчику 6 лет плюшевого мишку - не самая хорошая идея. Он, скорее всего, уже
сам не захочет с ними играть. Теперь его интересуют машинки, роботы, солдатики, конструкторы. Предложите вместе строить дом или учиться правилам дорожного движения.

Сказки, книги, мультфильмы тоже подбирайте соответствующие. В них должен быть некий пример для подражания, например, герой, который умеет побеждать врагов смекалкой, проявлять мужество, уметь постоять за себя. Бессмысленные перестрелки и кулачные бои показывать нет смысла. Сейчас важно сформировать у сына понимание: силу нужно использовать только с умом. Нельзя с помощью своей физической силы или превосходства принуждать к чему-то тех, кто слабее тебя. Нельзя быть жестоким, злым, циничным, смеяться над страданиями других людей.

Обсуждайте с сыном прочитанное и увиденное. Расспросите, чем ему нравится мультфильм, который он смотрит. Старайтесь понять, какие герои его привлекают и почему. Воспитывать можно не только нравоучениями и запретами. Через игры, сказки и мультики многие житейские проблемы решаются проще, а ребёнку становится понятнее, как устроен наш мир.

Будет полезно

Что можно и нужно делать для правильного воспитания вашего сына:


Так вы привьёте сыну правильное понятие о ценностях.

Этого делать не нужно

Вот этого лучше избегать, особенно с ребёнком 6-7 лет:

  • спать в вашей постели;
  • игнорировать проявление его Я, личности и характера;
  • оставлять без обычных домашних обязанностей;
  • выбирать, с кем из детей можно играть и дружить, а с кем нельзя;
  • запрещать проявление инициативы;
  • защищать сына от любых конфликтов с учителями, другими детьми;
  • делать поблажки там, где не нужно, опекать сверх нормы.

Эти проявления родительской заботы только вредят правильному формированию характера.

Наказывать нужно правильно

Наказание - тоже часть воспитательного процесса. Воспитывать и наказывать нужно правильно. Тяжело привыкнуть, что теперь ребёнок стал взрослее. Мальчика этого возраста уже нельзя наказывать так же, как в 3-4 годика. Теперь вы не просто что-то запрещаете, а чётко объясняете, почему вы так поступаете. Наказание, безусловно, должно быть. Но всегда перед этим обсудите ситуацию с сыном. Простые правила помогут вам сориентироваться, что же делать.

Без агрессии

Агрессия в словах и действиях не пойдет на пользу воспитанию. Без особого повода бить, шлёпать, дёргать мальчика не нужно. Вы можете этим лишь научить его, что все проблемы решаются силой. Кто сильнее, тот и прав. Кто сильнее, тот может ударить слабого. Такие методы наказания приносят только обратный эффект. Не удивляйтесь, если ребёнок начнёт сам проявлять агрессию по отношению к родственникам, другим детям, животным. Это ожидаемый итог таких наказаний.

Шлепок по попе,
конечно, иногда имеет действие. Особенно, если 6-летний ребёнок совершенно не обращает внимания на ваши слова. Но опять же, в нём не должно быть агрессии, желания сделать больно. Это ваша «экстренная кнопка». Наказание за проступок, ошибку или плохое слово не должно быть связано с болью. Такие методы формируют неправильные психологические ориентиры у детей.

Понятно, что родители могут злиться. Плохое поведение, непослушание сильно злит, хочется порой громко крикнуть, шлёпнуть. Даже просто ваш вид может быть агрессивным и пугающим. Всё же это ещё маленький ребёнок. Он всё ещё делает ошибки и учится, познаёт мир, общается, взаимодействует с ним. Сейчас пока ещё есть возможность научить и исправить. Запугивать наказаниями - плохая идея.

Без унижения

Унижать ребёнка, особенно прилюдно - самое плохое, что может сделать родитель в какой-либо ситуации. В 6 лет дети, с одной стороны, хорошо понимают ваши слова. С другой - не всегда могут отличить сказанное в пылу злобы от правды. Все нравоучения оставьте для спокойной обстановки. Если в школе, гостях или на игровой площадке мальчик провинился, то скажите ему об этом. Обязательно скажите, что вы не довольны поведением, после обсудите это дома.

Сейчас тот самый
возраст, когда у мальчиков и девочек формируются важные психологические механизмы. Их психика меняется, меняется и личность. Они взрослеют, набираются опыта. Мальчик уже многое знает и умеет. Оскорбления и унижения могут сильно повлиять на психологическое и эмоциональное развитие. Например, заставят поверить, что он хуже других, недостаточно хорош. Это ломает мнение о себе, взгляд на себя, самоощущение.

Наказание за проступок может быть, но оно не должно вредить ребёнку физически или психологически. Только тогда от ваших действий будет результат, а не вред. Ваше воспитание пойдет на пользу, а не испортит ситуацию ещё сильнее.

Ребёнку уже 6 лет, не забывайте

Помните, что для мальчика важно чувствовать себя мужчиной. Ваше воспитание должно быть построено так, чтобы он ощущал свою мужественность. Он - будущий защитник,
глава семьи, ваша опора. Он должен иметь возможность чувствовать свою роль. Даже если ему всего 6 лет.

Ваши наказания не должны повредить его мыслям, что он маленький мужчина. Поэтому хорошо продумайте вашу линию поведения. Оцените, как развивается ребёнок, что он может, а чего ещё не может. Продумайте заранее, как и за какие проступки будете его наказывать, а где можно обойтись разговором. Где-то можно немного пристыдить, намекнуть, что мужчины так не поступают. В каких-то ситуациях будут запреты, ограничения. Опять же, они не должны повлиять на его самоощущение и самоопределение.

Вопросы к детскому психологу

Детского психолога часто просят прокомментировать, правильно ли родители воспитывают ребёнка. Конечно, каждый малыш уникален. У него свой характер, привычки и потребности. Нельзя навязывать какую-то общую модель воспитания без внимания к индивидуальности сына. Тут родителям нужно самим принять решение, каким бы они хотели видеть своего ребёнка, когда он вырастет.

Ниже приведены ответы психолога на самые распространенные вопросы родителей.

Сыну 6 лет, но он предпочитает играть только с девочками на площадке. Это нормально?

Тут главный вопрос, почему он это делает. Вы не пробовали спрашивать сына, почему ему больше нравится играть с девочками, чем с мальчиками своего возраста? Дело может быть совсем не в том, что ваш сын какой-то «не такой». Девочки более эмоциональные и даже в 5-6 лет обладают большей эмпатией. Возможно, вашему ребёнку тяжело даётся завязать дружбу с другими мальчиками. С девочками легче подружиться, они принимают его в игру. В этом возрасте игры
девочек и мальчиков отличаются, но дети вполне могут находиться в такой смешанной компании.

Ещё важно, кто занимается воспитанием мальчика. Если это делают мама, бабушки и тёти, то всё понятно. Он просто привык к женскому обществу. Таких же друзей ищет себе и для игр. Конечно, хотелось бы, чтобы в 6 лет мальчик мог с лёгкостью находить общий язык со всеми ребятами на площадке. Но не стоит сильно переживать, особенно если друзья мужского пола у него всё-таки есть.

Моему сыну (6 лет) не удаётся найти друзей в школе. Как ему помочь?

Возможно, он просто стеснительный? Новое окружение, новые люди, новые условия. Подождите, пока идёт процесс адаптации первоклассника к школе. Да и кто сказал, что друзья появляются вот так сразу, за 1-2 недели? С другой стороны, если вы очень жёстко воспитываете ребёнка, то он может быть замкнутым. В возрасте 6 лет дети всё ещё сильно зависят от мнения родителей.

Ваши слова могут его расстраивать, особенно если вы часто упоминаете, что он глупый, неопрятный, неловкий, растяпа, растеряша. Это понижает самооценку. Сын может бояться, что новые люди его возраста не примут его или отвергнут, потому что он «растяпа, неловкий и неопрятный». Такие негативные определения лучше убрать из вашего общения с мальчиком. Уверенности в своих силах они не прибавляют.

Не разрешаю жене наказывать ребёнка, мальчика 6 лет. Наказываю только сам, это правильно?

Главное,
не кто наказывает, а как. И за что. Если вы считаете, что отшлёпать по попе может только папа, то это спорное утверждение. Пока что оба родителя несут одинаковую функцию в воспитании сына. Наказание в любом случае не должно быть унижением. Папа или мама - не имеет значения.

С другой стороны, мама бывает очень мягкая и зачастую не может проявить строгость, когда это необходимо. Тогда вам лучше разговаривать с сыном вместе. Покажите ему, что вы оба придерживаетесь одного мнения насчет воспитания и правил поведения.

Можно ли в наказание отшлёпать сына, если ему уже седьмой год?

Лучше этого не делать. К 7 годам дети уже вполне хорошо понимают, почему их собираются наказать. Они уже выучили многие правила поведения, даже если не хотят им следовать. Теперь старайтесь больше разговаривать, обсуждать. Конечно, если ситуация того требует, можно шлепнуть ребёнка. Но лучше этого избегать. Сейчас мальчика уже нужно воспитывать так, чтобы он начинал чувствовать себя мужчиной.

Мальчик 6 лет ударил девочку на площадке. Как быть? Нужно ли наказывать?

Зависит от того, как вы хотите его наказать. Отшлёпать у всех на глазах? Ударить его в ответ? Агрессия рождает только ещё большую агрессию. Первое, что нужно сделать, это разобрать, почему он ударил девочку. В вашей семье допустимо поднимать руку друг на друга? Когда сын не прав, вы его бьёте, шлёпаете? Если он видит такой пример решения конфликтов, то тут скорее виноваты родители.

Наказывать нужно, но с умом. Обязательно проследите, чтобы сын извинился перед девочкой, попросил прощения. Затем поговорите с ним. Лучше пусть поговорит отец или дедушка, дядя, если отца нет. Тут нужно просто, но чётко объяснить: ты мужчина, хоть и маленький. Бить девочку, которая слабее - не правильно. Даже, если она неправа, обзывалась, первой начала.

Возраст (6 - 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы.

Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

Память . К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

Развитие мышления . К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

Развитие воображения идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции.

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания . У ребенка 6 - 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

Формируется рефлексия , т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 - 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции - «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 - 7 летнего возраста.

Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.

Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки.

Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению?

Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты:

  • личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности;
  • интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация.
  • социально-психологическая готовность этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы.

Возраст 7–8 лет - один из переломных этапов в развитии ребенка. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в шесть или в семь лет, в какой-то момент он проходит через кризис. Этот период может начаться в семилетнем возрасте, а может сместиться к шести или восьми годам. Кризис семи лет, который называют периодом рождения социального «я», связан с осознанием ребенком своего места в мире общественных отношений, открытием новой социальной позиции - позиции школьника. Формирование новой позиции меняет самосознание, а это, в свою очередь, приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Маленький школьник с увлечением играет и будет играть еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. Ведущей деятельностью становится учеба, именно во время учебного процесса возникают и развиваются новые психологические функции и качества. От результативности учебы непосредственно зависит развитие личности младшего школьника.

  • В этот период также происходят глубокие изменения в области переживаний. Отдельные эмоции и чувства, которые испытывал ребенок лет четырех, были мимолетными, ситуативными, не оставляли заметного следа в его памяти. Неудачи и нелестные отзывы о внешности, например, если и приносили огорчения, то не влияли на становление его личности (при условии благоприятной обстановки в семье). В период кризиса семи лет появляется «обобщение переживаний», благодаря этому появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, их усложнение приводит к возникновению внутренней жизни ребенка - на поведение и на события, в которых он активно участвует, начинает влиять именно внутренняя жизнь. Теперь ребенок размышляет, прежде чем действовать, у него появляется осознание того, что принесет ему осуществление той или иной деятельности - удовлетворение или неудовлетворенность. Психологи называют этот процесс утратой детской непосредственности. Ребенок начинает скрывать свои переживания, пытается не показать, что ему плохо; внешне он уже не такой, как внутренне, хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на сверстников, на близких взрослых, сделать то, что хочется. Кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривлянье, манерничанье, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности, так же как и склонность к капризам, эмоциональным реакциям, конфликтам, начинают исчезать по мере выхода из кризиса и вступления в новый возраст.
  • У первоклассника происходит перестройка всей системы отношений с действительностью. У ребенка есть две сферы социальных взаимоотношений: «ребенок - взрослый» и «ребенок - дети». В школе система «ребенок - взрослый» разделяется. В жизни школьника кроме родителей появляется еще один значимый взрослый - учитель. Именно отношения с учителем начинают определять отношения ребенка к родителям и к детям. Новая система отношений «ребенок - учитель» становится центром жизни первоклассника. В первое время дети стараются строго следовать указаниям преподавателя. Если учитель допускает лояльность по отношению к правилам, эти правила разрушаются изнутри. Каждый из детей начинает относиться к другому ребенку с позиции того, как его одноклассник относится к правилу, которое вводит учитель. Появляются ябеды. Во взаимоотношениях со сверстниками дети учатся терпению и кооперативности. Общение с ровесниками очень важно для формирования способности вставать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, требующую совместных действий и способности взглянуть на самого себя и свою деятельность со стороны.
  • У детей 6–8 лет интенсивно идет развитие скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры. Не завершивший свое развитие опорно-двигательный аппарат ребенка испытывает большие нагрузки, когда в период учебы приходится в течение долгого времени удерживать статическую позу. Неправильная долго удерживаемая поза приводит к нарушениям осанки. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям разного рода позвоночный столб, поэтому неправильная посадка может достаточно быстро привести к грубым изменениям, которые нарушат его рост, дифференцировку всех его структурных элементов. В этом возрасте еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не завершено окостенение фаланг пальцев и костей запястья. Поэтому так часто при письме в классе звучат жалобы: «Болит рука», «Рука устала». Несовершенство нервной регуляции движений объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений, затруднения при совершении движений по сигналу. При выполнении графических приемов у детей этого возраста основной контроль принадлежит зрению, и при этом фиксируется не просто «поле деятельности», а прослеживается все движение от начала до конца. Поэтому детям легче писать и рисовать крупные буквы, большие фигуры.
  • В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а при подготовке к школе - и предметом сознательного изучения. Большой активный словарь позволяет перейти к контекстной речи, ребенок может пересказать прочитанный рассказ, описать картинку и т.д. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия: наблюдение, рассматривание, поиск.
  • Память ребенка 7-8 лет развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрироваться на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для детей в этом возрасте внешние впечатления - сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном, сложном материале. Внимание первоклассников отличается небольшим объемом и малой устойчивостью. Они могут сосредоточенно заниматься одним делом 10–20 минут. Ребенок 7 лет мыслит образно, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений: только к концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение этой склонности крайне важно для дальнейшего развития интеллекта.

По сложности протекания кризис у детей 6-7 лет может сравниться разве что с подростковым кризисом. В этом возрасте заканчивается беззаботная дошкольная жизнь малыша, он приобретает новый статус – первоклассника. Во многом кризис детей 6-7 лет обусловлен навалившимися на них обязанностями, с грузом которых маленькие ученики не всегда могут справиться без помощи родителей.

С чем связан кризис семилетнего возраста у детей

Примерно в семилетием возрасте родители сталкиваются с определенным кризисом личности, связанным с тем, что малышу нужно идти в школу. Здесь начинается новый период в жизни ребенка - младший . Родители, конечно же, весьма обеспокоены тем, насколько их чадо готово к тому, чтобы пойти в школу, справится ли с усвоением программы, как его примет новый коллектив.

В силу возрастной психологии справиться с кризисом у ребенка 7-ми лет можно только при комплексном подходе. Иногда требуется привлечение специалистов. Большинство родителей полагают, что наиболее важными моментами обучения в школе являются умение делать то, что говорят, сдерживать свои эмоции, выслушивать указания и т. д.

На первый взгляд может показаться, что ребенок постепенно достигает требуемого уровня психического развития. Действительно, о кризисе 6-летнего возраста звучат упоминания намного реже, так как в этот период малыш имеет относительно стабильную систему взаимоотношений с родителями, другими членами семьи и сверстниками. Данные отношения регламентируются при помощи целого ряда норм и требований. Ребенок выполняет ряд определенных обязанностей, например, соблюдает режим дня, помогает родителям по хозяйству и пр., кроме того, у него имеется определенное количество свободного времени.

Однако через некоторое время родители сталкиваются с одной очень важной проблемой - их чадо становится непослушным, раздражительным, все чаще капризничает. Кризис 7 лет ребенка проявляется регулярными конфликтами с взрослыми, младший школьник игнорирует те обязанности, которые раньше выполнял чуть ли не с удовольствием.

Родители замечают, что их ребенок перестал с ними взаимодействовать и никак не реагирует на напоминания, связанные с отходом ко сну, временем приема пищи и т. п. Позже он начинает спорить, прекословить, в значительной степени нарушать установленный режим дня, капризничать.

Стоит отметить, что в этот период жизни у ребенка наблюдается довольно серьезная стрессовая ситуация, связанная с тем, что социальная ситуация малыша резко меняется. Она приходит на смену отношениям между ребенком и родителями, виды деятельности младшего школьника заменяются новыми. Такой переход часто проходит довольно болезненно, он обычно сопровождается упрямством, различными негативными проявлениями. На данном этапе родители приходят в определенное замешательство - если ребенок перестает их слушать, не соблюдает ряд элементарных правил, то, как же он будет слушать учителя, когда пойдет в школу?

Психология кризиса детского возраста в 6-7 лет

Однако если рассматривать сложившуюся ситуацию с точки зрения психологии, то в кризисе у ребенка 7 лет ничего удивительного нет. Это вполне закономерный этап развития его личности, когда он переживает один из важнейших периодов своей жизни. Психологическое пространство образовавшегося кризиса представляет собой ту самую область, где ребенок начинает пробовать свои формирующиеся способности.

Дело в том, что прежде чем понять, каково это - действовать по определенным правилам, ребенок сначала должен осознать эти правила, выделить их из сложившейся жизненной ситуации. Именно это и служит причиной кризиса и непонимания между ним и его родителями. Дети постепенно выделяют те правила, которые были установлены для них, и первая их реакция - нарушение, что является вполне закономерным явлением.

А как понять, что у детей 7 лет начался кризис на физиологическом уровне? Молодой организм проходит активную стадию биологического созревания. К этому возрасту окончательно формируются лобные отделы больших полушарий головного мозга. Благодаря этому ребенок приобретает способность целенаправленного и произвольного поведения, он оказывается в состоянии планировать свои дальнейшие действия.

В этом же возрасте увеличивается подвижность нервных процессов, однако по-прежнему ключевыми являются процессы возбуждения, именно из-за них малыш непоседлив, его эмоциональная возбудимость находится на повышенном уровне. На развитие кризиса ребенка в 7 лет воздействует целый ряд окружающих неблагоприятных факторов. Психика малыша начинает по-новому реагировать на разного рода вредные внешние раздражители. К примеру, если малышу плохо, то у него возникают психомоторные возбуждения, заикания или тики. В младшем школьном возрасте у многих детей повышена общая эмоциональная возбудимость, регулярно появляются симптомы и синдромы страхов, он начинает чаще, чем раньше, проявлять агрессию.

Близость школьной скамьи также провоцирует кризис ребенка 7-го года жизни, и это связано с образованием внутренней позиции будущего первоклассника. В этом возрасте ребенок постепенно утрачивает свою детскую непосредственность. В более младшем возрасте его поведение является относительно понятным для окружающих его людей, в первую очередь для родителей. Когда у него начинается кризис семилетнего возраста, даже посторонний наблюдатель сможет заметить, что малыш лишился своей наивности и непосредственности в поведении. В общении с окружающими людьми, как со сверстниками, так и со старшими, тоже происходят определенные изменения. Его действия, начиная с этого возраста, объяснить не так легко.

Утрата непосредственности связывается с тем, что в поведение ребенка начинает вклиниваться интеллектуальная составляющая. В некоторых случаях поступки кажутся искусственными или натянутыми, они не всегда четко проявляются. Поэтому наиболее существенная черта кризисной ситуации этого возраста - разведение внешней и внутренней стороны личности, из-за которой возникает большое количество разного рода переживаний.

В этом возрасте он впервые пробует обобщить те эмоции, которые происходят внутри него. Если ситуация повторялась с ним неоднократно, то малыш в состоянии осмыслить ее и сделать вывод, как относиться к самому себе, своим успехам и положению. Он может примерно представлять себе, как отреагируют окружающие на тот или иной его поступок. Однако у переживаний есть и другая сторона - зачастую они вступают в конфликт друг с другом, что, в конечном счете, приводит к возникновению внутренней напряженности. Это не может не сказаться на психике ребенка.

Стоит отметить, что переживания ребенка в 6-7 лет имеют целый ряд своих особенностей. Они приобретают конкретный смысл, т. е. ребенок становится способен понять, какого рода переживания происходят в его душе - радуется он, огорчается, сердится и пр.

Очень часто бывает, что переживания ребенка связаны с тем, что он впервые в жизни сталкивается с новыми трудными или неприятными ситуациями, из которых ему приходится искать выход. Однако обобщение переживаний является одним из ключевых моментов для того, чтобы малыш смог преодолеть кризис семилетнего возраста.

Поведение ребенка перестает быть сиюминутным, он постепенно начинает осознавать свои возможности, в его голове начинают формироваться такие жизненно важные понятия, как самолюбие и самооценка. Они в значительной степени отличаются от того, что происходило с ним раньше. Ребенок младшего возраста очень любит себя, однако самолюбия (если его воспринимать в качестве обобщенного отношения к своей личности) и самооценки в нем не наблюдается.

Кризис развития ребенка 7-го года жизни: первый раз в первый класс

Помимо этого, кризис семилетнего возраста у детей психологами связывается с формированием нового для ребенка системного образования - внутренней позиции первоклассника. Возникает оно не ежеминутно, а начинает закладываться в психике малыша, начиная приблизительно с пяти лет. Дети постепенно осознают, что в ближайшее время им придется идти в школу, многие из них ждут этого момента как праздника, для них более привлекательными становятся серьезные дела, которые уже выбиваются из игрового процесса. Поэтому зачастую ребенок на этой стадии начинает нарушать сложившийся распорядок дня в детском саду, общество младших дошкольников становится для него в тягость. Он начинает понимать, что ему необходимы новые знания. Таким образом, возникает потребность в учении, которая может реализоваться после того, как малыш первый раз отправится в первый класс.

Иногда ситуация начинает развиваться в другом ключе. Детский кризис 7 лет может развиться и в том случае если дети под влиянием определенных обстоятельств не оказываются на школьной скамье, однако их позиция школьника к этому моменту полностью сформировалась. У детей возникает желание пойти в школу, они стремятся занять новое положение в обществе, обыкновенная дошкольная деятельность перестает их удовлетворять. Ребенок в этом возрасте стремится, чтобы его новая социальная позиция была признана окружающими. Он начинает протестовать против того, что родители относятся к нему как к маленькому. При этом совершенно не важно, где это происходит - на улице, среди незнакомых людей, или же дома, когда рядом только близкие люди. Подобный протест может выражаться в самых разных формах.

Само собой разумеется, что кризис семилетнего возраста формируется не ежеминутно, поэтому психологи выделяют сразу несколько этапов становления позиции будущего школьника. Прежде всего, они отмечают, что ближе к семи содам дети начинают положительно воспринимать школу, Даже несмотря на то, что основные содержательные моменты учебного процесса остаются для них загадкой. По большому счету, такая позиция ребенка остается еще дошкольной, он ее попросту переносит на школьную почву. Ребенок стремится пойти в школу, однако не собирается менять свой привычный образ жизни. В его сознании формируется позитивный образ этого учебного заведения за счет внешних атрибутов: ему становится интересно, есть ли там определенная форма одежды, как будут оценены его успехи, как придется там себя вести.

Следующий этап развития позитивной позиции будущего ученика по отношению к школе представляет собой возникновение ориентации на действительность учебного заведения, в частности, на ее содержательные моменты. Однако, прежде всего ребенок обращает внимание не столько на сам обучающий процесс, сколько на социализацию в коллективе.

Последний этап, связанный с формированием кризиса 7-летнего возраста, представляет собой непосредственное возникновение позиции ребенка, когда у него уже формируются социальная направленность и окончательная ориентация на ключевые составляющие жизни в самой школе. Однако, как правило, школьник полностью осознает это только ближе к началу третьего класса начальной школы.

Кризис младшего школьника и мотивы первоклассника

Кризис младшего школьника во многом провоцируется активным развитием мотивационной сферы, когда у него появляются новые мотивы совершить или не совершить тот или иной поступок. Здесь ключевую роль играют мотивы, которые могут побудить будущего первоклассника отправиться в школу:

  • познавательная деятельность, выражающаяся в учебном процессе;
  • мотивы, направленные на появление новых знакомств, кроме того, они связаны с принятием как данности того, что учиться необходимо;
  • ребенок стремится занять новое положение в отношениях с окружающими его людьми, т. е. он, по большому счету, переходит из одной социальной группы (дошкольники) в новую (учащиеся средней школы);
  • мотивы, которые имеют внешнюю направленность, ведь ребенку приходится так или иначе подчиняться требованиям, предъявляемым ему взрослыми людьми; V игровой мотив, переносимый в его сознании в новую сферу, которая теперь представляет собой учебу;
  • соревновательный мотив, базирующийся на получении более высокой оценки по сравнению с другими учащимися класса.

Чтобы подробно изучить все мотивы, которые движут поведением ребенка, можно воспользоваться одним хорошо проверенным психологическим методом. Предложите малышу небольшой рассказ, где каждый из героев по-своему объясняет свое желание идти или не идти в школу. При этом ребенок должен будет выбрать одну из предложенных версий. Как говорят детские психологи, дети в возрасте около шести лет имеют высокую побудительную силу игрового мотива, который зачастую сочетается с социальным или позиционным мотивом. В обучающих условиях (если 6-летний ребенок уже посещает школу) данный мотив постепенно отходит на второй план, а ему на смену приходят позиционный и познавательный. Этот процесс идет значительно медленнее, чем у шестилетнего ребенка, который пока не ходит в школу.

Эти данные говорят о том, что отдавать ребенка в школу до тех пор, пока он не достигнет определенного возраста, не следует. Так называемы1 «кризис первого класса» может весьма негативно сказаться на его развитии.

Психологи заметили, что между дошкольным и младшим школьным возрастом ребенок резко меняет свою самооценку. До достижения шести-семи лет он воспринимает себя исключительно положительно, причем это совершенно не зависит от того, в какой сфере он себя оценивает. Психологи наглядно демонстрируют проявление кризиса детского возраста в 6-7 лет при помощи простейшего упражнения под названием «Лесенка». Ребенку предлагают определить свои навыки и умения и поставить их на определенную ступень лестницы в зависимости от того, как он оценивает себя. Дети до шести лет всегда ставят себя на самую верхнюю ступень и определяют свое развитие как наиболее высокое.

Перед поступлением в школу ответы ребенка начинают резко изменяться. Во многом кризис первоклассника связан с тем, что он начинает разграничивать Я-реальное (тот человек, каким он является на самом деле в настоящий момент) и Я-идеальное (кем бы он хотел стать или какими навыками овладеть). Самооценка растущей личности становится более адекватной, малыш не собирается больше располагать себя на самой высокой ступени, однако уровень притязаний, который диктуется ему со стороны идеального Я, остается очень высоким.

В этом же возрасте очень сильно меняется отношение ребенка к взрослым. Примерно к семи годам дети постепенно начинают отличать свое поведение при общении с близкими людьми и прочими взрослыми, пусть даже и посторонними. Если спросить шестилетнего ребенка, о чем с ним может заговорить посторонний человек, то он ответит, что он предложит поиграть, позовет куда-нибудь. Получается, что дети в шестилетнем возрасте воспринимают чужих взрослых людей как приятелей или же, как близких. Но буквально через пару месяцев после того, как ребенку исполняется шесть лет, он может предложить сразу несколько вариантов относительно общения с посторонним человеком, рассказать, чего именно он ждет от обращения чужого. Например, дети зачастую говорят, что посторонний может попробовать узнать их адрес, имя и телефон. Они начинают постепенно различать разницу общения между близкими и чужими людьми.

В возрасте семи лет начинают формироваться произвольная умственная деятельность и поведение. Именно в этом возрасте ребенок становится способен воспринимать и удерживать ряд определенных правил, причем их значимость существенно возрастает. Все эти способности появляются в связи с тем, что в сознании ребенка возникает довольно сложная цепочка понятий.

Статья прочитана 21 665 раз(a).

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....