Рабочая программа по технологии 10 11 кл.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

г. Моршанска

Тамбовской области

Рассмотрена Утверждена

на заседании ШМО приказом директора

протокол №____ МБОУ СОШ №3

от «__»_______2017г №___ «__»______2017г.

к утверждению МС

протокол №____

от «__»_______2017г

Рабочая программа

учебного предмета «Технология»

для 10 класса

на 2017 -2018 учебный год

Рабочая программа по Технологии для 10 класса.

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Технологии» разработана в соответствии со следующими документами:

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);

Законом Тамбовской области от 01.10.2013 № 321-З «Об образовании в Тамбовской области» (принят Тамбовской областной Думой 27.09.2013г.);

Примерной основной образовательной программой среднего (полного) общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте МОиН общего образования России - Примерная основная образовательная программа общего образования;

П риказом МОиН РФ от 31 марта 2014 г. № 253г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год » (с изменениями и дополнениями);

О с н о в н о й о б р а з о в ате ль н о й п р о г р ам м ой среднего общего образования МБОУ СОШ №3;

Уче б но г о п л а н а МБОУ СОШ № 3 на 2017-18 учебный год

Рабочая программа ориентирована на:

Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень).

Симоненко В. Д., Очинин О.П., Матяш Н. В., Виноградов Д. В. Технология: Учебник для уч-ся 10-11 классов базовый уровень.2014. издательский центр ВЕНТАНА - ГРАФ.

Программ рассчитана на 35 часов , содержит обязательный минимум содержания образования и требования к подготовке учащихся .

Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Задачи:

предмета:

Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новым формам организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

Ознакомить с базовыми экономическими понятиями и категориями, дающими возможность принимать эффективные экономические и организационные решения в условиях конкуренции и меняющейся социально-экономической ситуации;

Сформировать экономическую культуру, экономическое мышление;

Воспитывать уважение к частной собственности, прививать этику предпринимательской деятельности;

. ознакомить с рыночным механизмом превращения имеющихся знаний и умений в конечный потребительский продукт посредством организации предпринимательской деятельности;

. отрасли современного производства и сферы услуг;

. ведущие предприятия региона;

. творческие методы решения технологических задач;

. назначение и структуру маркетинговой деятельности на предприятиях;

. основные функции менеджмента на предприятии;

. основные формы оплаты труда;

. порядок найма и увольнения с работы;

. устойчивость конъюнктуры по отдельным видам работ;

. источники информации о вакансиях для профессионального образования и трудоустройства;

. пути получения профессионального образования и трудоустройства.

. повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет самосовершенствовании;

. воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность.

Одна из важных задач - научить учащихся добросовестно производить и реализовывать товары и услуги; осуществлять смелые, важные и трудные проекты; сформировать готовность добровольно брать на себя трудные дела, идти на риск, связанный с реализацией новых, дерзких идей; придумывать новые или улучшать существующие товары и услуги.

Планируемые результаты освоения предмета.

Обучающиеся должны овладеть следующими предметными УУД (конкретными знаниями на конец года):

Знать:

Понятия о профессиях и профессиональной деятельности, сферы трудовой деятельности;

Понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

Цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической структуре общества; принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования;

Порядок создания предприятий малого бизнеса, организационно-правовые формы,

Чем отличается предпринимательство от других видов экономической деятельности, что такое предпринимательский риск,

Условия прибыльного производства;

Роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей

Кто может быть участником предпринимательской деятельности,

Какие документы дают право на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.

Уметь:

Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

Осуществлять самоанализ развития своей личности;

Анализировать информацию о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

Иллюстрировать на конкретных примерах роль предпринимательства в экономической жизни общества;

Выдвигать деловые идеи;

Характеризовать отдельные виды предпринимательской деятельности;

Изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции, разрабатывать бизнес-план.

Находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные источники информации;

Распределять обязанности при коллективном выполнении трудового задания;

Решать технологические задачи с применением методов творческой деятельности;

Планировать и организовывать проектную деятельность и процесс труда;

Уточнять и корректировать профессиональные намерения.

Использовать полученные знания для:

повышения активности процесса и результатов своего труда;

поиска и применения различных источников информации;

соотнесения планов трудоустройства, получения профессионального образования;

составления резюме при трудоустройстве.

Основное содержание.

1. ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД, ТЕХНОЛОГИИ - 22 ЧАСА.

Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. Понятия «технология» и «технологическая культура». Технология как область знания и практическая деятельность человека. Виды промышленных технологий. Технологии непроизводственной сферы и универсальные технологии. Технологические уклады и их основные технические достижения. Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Составляющие современного производства. Разделение и кооперация труда. Нормирование труда; нормы производства и тарификация; нормативы, системы и формы оплаты труда. Требования к квалификации специалистов различных профессий. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий ( ЕТКС ).

Взаимовлияние уровня развития науки, техники, технологий и рынка товаров и услуг. Виды технологий. Характерные осо-бенности техно-логий различных отраслей про-изводственной и непроизводс-твенной сферы. Природоохранные технологии. Выявление способов снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов; рациональное размещение производства. Овладение основами культуры труда: научная организация труда; трудовая и технологическая дисциплина; безопасность труда и средства ее обеспечения; эстетика труда; этика взаимоотношений в трудовом коллективе; формы творчества в труде.

2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ. - 13 ЧАСОВ.

Выдвижение идеи продукта труда товаропроизводителем и анализ востребованности объекта потенциальными потребителями на основе потребительских качеств. Моделирование функциональных, эргономических и эстетических качеств объекта труда. Выбор технологий, средств и способов реализации проекта. Проектирование как создание новых объектов действительности. Особенности современного проектирования. Возросшие требования к проектированию. Технико-технологические, социальные, экономически экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика. Этапы проектирования. Формирование идей и предложений. Методы решения творческих задач. Логические и эвристические приемы решения практических задач. Планирование профессиональной и учебной проектной деятельности. Этапы проектной деятельности.

Тематическое планирование по «Технологии» Класс 10 «Б» Сущевой Е.В. Количество часов в год 35 Количество часов в неделю 1 Учебник: Симоненко В. Д., Очинин О.П., Матяш Н. В., Виноградов Д. В. Технология: Учебник для уч-ся 10-11 классов базовый уровень.2014 2017 - 2018 учебный год

Тематическое планирование уроков технологии в 10 классе.

п/п

Н а и ме н ов а ни е р а з д е лов и тем

Кол-во часов

ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД, ТЕХНОЛОГИИ

22

Инструктаж по т. б. Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь.

Понятия «технология» и «технологическая культура».

Технология как часть общечеловеческой культуры. Технологические уклады.

Технологии электроэнергетики.

Технологии индустриально-го производства

Технологии производства сельскохозяйственной продукции.

Технологии агропромышленного производства (АПК)

Технологии легкой промышленности и пищевых производств.

Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения.

Природоохранные технологии.

Выявление способов снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий; утилизация отходов; рациональное размещение производства

Перспективные направления развития современных технологий.

Новые принципы организации современного производства - инновационная деятельность.

Разделение и кооперация труда.

Нормирование труда; нормы производства и тарификация; нормативы, системы и формы оплаты труда. Итоговый контроль за первое полугодие.

Требования к квалификации специалистов различных профессий.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий ( ЕТКС ).

Овладение основами культуры труда: научная организация труда; трудовая и технологическая дисциплина

Безопасность труда и средства ее обеспечения; эстетика труда; этика взаимоотношений в трудовом коллективе; формы творчества в труде.

Взаимозависимость рынка товаров и услуг, технологий производства, уровня развития науки и техники: научные открытия и новые направления в технологиях созидательной деятельности; введение в производство новых продуктов, современных технологий.

Повторительно - обобщающий урок.

Итоговое тестирование

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ

13

Выдвижение идеи продукта труда товаропроизводителем и анализ востребованности объекта потенциальными потребителями на основе потребительских качеств.

Моделирование функциональных, эргономических и эстетических качеств объекта труда.

Проектирование как создание новых объектов действительности.

Особенности современного проектирования.

Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика. Этапы проектирования.

Мини проект "Компьютерная открытка-поздравление".

Защита проекта.

Применение морфологического анализа при решении задач. Функционально - стоимостной анализ.

Метод фокальных объектов

Алгоритмические методы решения изобретательных задач.

Защита интеллектуальной собственности.

Мысленное построение нового изделия.

Итоговое тестирование.

Литература:

Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень).

В.Д. Симоненко. Технология: базовый уровень: 10-11 классы: учебник для образовательных учреждений / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин; под ред. В.Д. Симоненко. -М.: Вентана-Граф, 2011.

В. Д. Симоненко, Н.В. Матяш Основы технологической культуры: Учебник для уч- ся!0-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев - М. : Вентана -Граф, 2010.

Ресурсное обеспечение:

Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс./Сост. Бобровская А. Н., Доколина Г. Ф. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www . mon . gov . ru /

Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4 кл., 5-11 кл. - М.: Просвещение, 2005

Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004.

Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. - М.: Вентана-Графф, 2003.

Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Технология: Учебник для 11 класса общеобразоват. учр. - М.: Вентана-Графф, 2004.

Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. /Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2004.

Технология профессионального успеха: Учебник для 10-11 кл. /В.П. Бондарев, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой.- М.: Просвещение, 2004.

Не секрет, что благополучие общества во многом зависит от степени развития технологий. А благополучие отдельного человека зависит от его умений и навыков, от его отношения к работе, поскольку, если человек занимается подходящим делом, он выполняет задачи с большим удовольствием и более качественно. Учебник технологии для учащихся 10-11 классов В.Д. Симоненко ориентирован на то, чтобы подготовить школьников к будущей профессиональной деятельности. Он поможет сориентироваться в многообразии профессий и определить наиболее подходящую.

Информация в учебнике подаётся таким образом, чтобы учащиеся понимали важность развития технологий, учитывая при этом их влияние на природу и жизнь людей. Важно, чтобы неумелое использование технологий не приносило ущерба. Материал учебника даёт возможность развивать креативность, что в современном мире очень важно для решения появляющихся задач. Творческий подход способствует более успешному решению вопросов, а значит, помогает развиваться технологиям и обществу. При изучении учебника все эти моменты будут хорошо усвоены учениками. В книге есть таблицы и схемы, отображающие информацию в обобщённом виде, вопросы и задания тренируют мышление и учат применять свои знания на практике.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Технология. 10–11 классы. Базовый уровень" Симоненко Виктор Дмитриевич бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии 10-11 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Технологии» для учеников 10-11 класса (базовый уровень) составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263), в соответствии со следующими нормативными документами: базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004); Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089); Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования (Приказ Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.12.2005г. №302).

Программа включает в себя следующие разделы: «Производство, труд и технологии», «Технология проектирования и создания материальных объектов», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Творческая проектная деятельность». Обучение старшеклассников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.

В программе нашли отражение современные требования к уровню подготовки учащихся в технологическом образова­нии, которые предполагают переход от простой суммы зна­ний к интегративным результатам, включающим межпредметные связи. Обучение ставит своей целью не просто передачу учащимся некоего запаса знаний, но формирование мотивированной к самообразованию личности, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и ис­пользованию информации.

Настоящая программа и поурочно-тематический план от­ражают актуальные подходы к образовательному процессу - компетентностный, личностно ориентированный и деятельностный. В процессе обучения у старшеклассников должно быть сформировано умение осознавать и формулировать свои взгляды и мнения. Особое место отводится решению проблемы подготовки учащихся к профессиональному само­определению, трудовой деятельности в условиях рыночной экономики,

Обучение направлено на формирование умения само­стоятельно действовать и принимать решения, защищать свою позицию, планировать и осуществлять личные планы, находить нужную информацию, используя различные ис­точники (справочную литературу, интернет-ресурсы, СМИ, научные тексты, таблицы, графики, диаграммы, символы), осмысливать полученные сведения и использовать их на практике.

Метод творческого проекта, принятый авторами за осно­ву обучения, предусматривает получение важнейшего результата учебной деятельности в виде самостоятельно спроектированного продукта труда - изделия или услуги. Этот метод способствует развитию инициативы, физических и умственных способностей учащихся, выработке у них твор­ческого подхода к решению задач.

В целом программа направлена на освоение учащимися социально-трудовой, ценностно-смысловой, личностно-развивающей, коммуникативной и культурно-эстетической ком­петенций. Система учебных занятий планируется с учётом возрастной специфики старших классов. В развёрнутом по­урочно-тематическом плане отражены цели, задачи и плани­руемые результаты обучения.

Представленный ниже тематический план предлагает распределение равной учебной нагрузки как для 10 класса, так и для выпускного 11 класса.


Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Программа включают в себя также разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Проектная деятельность».

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:


  • культура и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование информации;

  • основы черчения, графики, дизайна;

  • творческая, проектная деятельность;

  • знакомство с миром профессий , выбор жизненных, профессиональных планов;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:

Распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

Возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

Выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

Возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

Возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.

Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно связать эту деятельность с их познавательными потребностями.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.

При изучении раздела «Производство, труд и технологии» целесообразно организовать экскурсии школьников на производство с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда, а при изучении раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» - в Центры трудоустройства и профконсультационной помощи. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий необходимо активно использовать технические средства обучения для показа современных достижений техники и технологий: видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы Интернет .

Основными результатами освоения учащимися образовательной области “Технология” являются:


  • овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.

  • овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

  • умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

  • формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;

  • развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Цели

Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:


  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

  • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности ;

  • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

  • формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Место предмета в базисном учебном плане

В базисном учебном плане образовательная область «Технология» не входит в число обязательных учебных предметов на базовом уровне федерального компонента. Она входит в учебные предметы по выбору на базовом и профильном уровне, где на ее изучение в X и XI классах отводится 69 часов. Учитывая значение технологического образования для профессиональной ориентации учащихся, успешной социализации в обществе, для обеспечения непрерывности технологической подготовки в системе общего и профессионального образования рекомендовано дополнительно выделить из регионального компонента и компонента образовательного учреждения дополнительно 1 час в неделю в X и XI классах. При этом национально-региональные особенности содержания могут быть представлены в программе соответствующими технологиями, видами и объектами труда.

Обще учебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе среднего полного общего образования являются:

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива.

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных , правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к изучаемым технологиям и объектам труда.

Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда; трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению; развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Тематический план


Разделы и темы

Количество часов

10

11


Технологии и труд как части общечеловеческой культуры

15

Влияние технологий на общественное развитие.

2

Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы.

3

Технологическая культура и культура труда

2

Производство и окружающая среда.

4

Рынок потребительских товаров и услуг.

4

Организация производства

8

Структура современного производства.

4

Нормирование и оплата труда.

2

Научная организация труда.

2

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг

19

12

Проектирование в профессиональной деятельности.

4

Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда

4

Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация.

2

Введение в психологию творческой деятельности.

2

Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений.

4

Функционально - стоимостной анализ.

2

Основные закономерности развития искусственных систем.

4

Защита интеллектуальной собственности.

4

Анализ результатов проектной деятельности

2

Презентация результатов проектной деятельности

2

2

Профессиональное самоопределение и карьера

8

Изучение рынка труда, профессий о профессионального образования

4



4

Творческая проектная деятельность

6

Итого

35

34

10 класс
Основное содержание (69 ЧАСОВ)

Производство, труд и технологии
Технологии и труд как части общечеловеческой культуры (15) час)
Влияние технологий на общественное развитие (2 час)
Основные теоретические сведения.

Технология как часть общечеловеческой культуры, оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения. Понятие о технологической культуре. Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда в различные исторические периоды . Взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда для организаций различных сфер хозяйственной деятельности.

Практические работы

Зависимость формы оплаты труда от вида предприятия и формы собственности на средства производства. Повременная оплата труда в государственных предприятиях в соответствии с квалификацией и тарифной сеткой. Сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-премиальная формы оплаты труда. Контрактные формы найма и оплаты труда.

Практические работы

Установление формы нормирования труда для лиц ближайшего окружения. Сопоставление достоинств и недостатков различных форм оплаты труда. Определение преимущественных областей применения различных форм оплаты труда.

Варианты объектов труда

Справочная литература, результаты опросов.


Научная организация труда (2 часа)

Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации. Составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда. Формы творчества в труде. Обеспечение качества производимых товаров и услуг. Организационные и технические возможности повышения качества товаров и услуг.

Понятие о морали и этике. Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики. Ответственность за соблюдение норм профессиональной этики.

Практические работы

Проектирование рабочего места учащегося, современного рабочего места.

Варианты объектов труда

Модели организации рабочего места. Специальная и учебная литература. Электронные источники информации.


Технология проектирования и создания материальных

объектов или услуг (12 часов)
Функционально - стоимостной анализ (2 часа)
Основные теоретические сведения

Цели и задачи функционально - стоимостного анализа (ФСА). ФСА как комплексный метод технического творчества. Основные этапы ФСА: подготовительный, информационный, аналитический, творческий, исследовательский, рекомендательный и внедрения.

Практические работы

Применение элементов функционально-стоимостного анализа для нахождения различных вариантов выполняемых школьниками проектов.

Варианты объектов труда

Проектные задания школьников. Учебные проектные задания.


Основные закономерности развития искусственных систем(4 часа)
Основные теоретические сведения

Понятие об искусственной системе. Развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий. Основные закономерности развития искусственных систем. История развития техники с точки зрения законов развития технических систем (на конкретных примерах). Решение крупных научно-технических проблем в современном мире . Вы­дающиеся открытия и изобретения и их авторы. Перспективы развития науки и техники .

Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений технического прогресса.

Практические работы

Выявление противоречий в требованиях к частям искусственных систем. Упражнения по поиску примеров проявления закономерностей развития искусственных систем (товаров и услуг) и определения направлений их совершенствования. Прогнозирование направлений развития систем из ближайшего окружения школьников. Описание свойств нового поколения систем с учетом закономерностей их развития.

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Знакомые школьникам системы: устройства бытовой техники, транспортные машины, технологическое оборудование.


Защита интеллектуальной собственности (4 часа)
Основные теоретические сведения

Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. Научный и технический отчеты . Публикации. Депонирование рукописей . Рационализаторское предложение. Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель. Правила регистрация товарных знаков и знака обслуживания.

Практические работы

Разработка различных форм защиты проектных предложений (тезисы докладов, краткие сообщения, заявки на полезную модель или промышленный образец).

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Сборники учебных заданий.


Презентация результатов проектной деятельности (2 часа)
Основные теоретические сведения

Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Организация взаимодействия участников презентации.

Практические работы

Подготовка различных форм презентации результатов собственной проектной деятельности. Компьютерная презентация .

Варианты объектов труда

Объекты проектирования школьников. Учебные задания.


Профессиональное сомоопределение и карьера (8 часов)
Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования (4 часа)
Основные теоретические сведения

Способы изучения рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.

Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.

Практические работы

Изучение регионального рынка труда и профессий и профессионального образования. Знакомство с центрами профконсультационной помощи.

Варианты объектов труда

Источники информации о вакансиях рынка труда.


Планирование профессиональной карьеры (4 часа)

Этапы профессионального становления и карьера, 2 ч

Теоретические сведения .

Понятие профессионального становления личности. Этапы и результаты профессиональ­ного становления личности (выбор профессии, профессио­нальная обученность, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство).

Понятия карьеры, должностного роста и призвания. Фак­торы, влияющие на профессиональную подготовку. Планиро­вание профессиональной карьеры.

Практические работы .

Определение целей, задач и ос­новных этапов своей будущей профессиональной деятельно­сти. Составление плана своей будущей профессиональной карьеры.

Рынок труда и профессий, 2 ч

Теоретические сведения.

Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложе­ния на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения ин­формации о рынке труда и путях профессионального обра­зования. Центры занятости.

Практические работы .

Изучения регионального рынка труда. Изучение содержания трудовых действий, уровня об­разования, заработной платы, мотивации, удовлетворённо­сти трудом работников различных профессий.

Профессиональная деятельность в различных сферах экономики, (4 ч

Теоретические сведения.

Классификация профессий. Профессиональная деятельность в сфере индустриального производства, агропромышленного производства, в лёгкой и пищевой промышленности, в общественном питании и в сфере перспективных технологий.

Практическая работа.

Тестирование для определения склонности к роду профессиональной деятельности.

Центры профконсультационной помощи, 2 ч

Теоретические сведения.

Профконсультационная помощь: цели и задачи. Методы и формы работы специализи рованных центров занятости. Виды профконсультационной помощи: справочно-информационная, диагностическая, психологическая, корректирующая, развивающая.

Практическая работа.

Посещение центров профкон­сультационной помощи и знакомство с их работой.


Виды и формы получения профессионального образования, 1 ч

Теоретические сведения.

Общее и профессиональное об­разование. Виды и формы получения профессионального об­разования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образова­ние. Региональный рынок образовательных услуг. Методы по­иска источников информации о рынке образовательных услуг.

Практическая работа. Изучение регионального рынка образовательных услуг.
Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства, 1 ч

Теоретические сведения.

Проблемы трудоустройства. Формы самопрезентации. Понятие «профессиональное ре­зюме». Правила составления профессионального резюме. Автобиография как форма самопрезентации. Собеседова­ние. Правила самопрезентации при посещении организа­ции. Типичные ошибки при собеседовании.

Практическая работа . Составление автобиографии и профессионального резюме.
Творческая проектная деятельность 6 ч

Планирование профессиональной карьеры 4 ч

Теоретические сведения.

Определение жизненных це­лей и задач. Составление цлана действий по достижению на­меченных целей. Выявление интересов, способностей, про­фессионально важных качеств. Обоснование выбора специ­альности и выбора учебного заведения.

Практическая работа.

Выполнение проекта «Мои жиз­ненные планы и профессиональная карьера».

Презентация результатов проектной деятельности, 2 ч

Теоретические сведения

Критерии оценки выполнения и защиты проекта. Выбор формы презентации. Определение целей презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в процессе презентации. Формы взаимодействия участников презентации.


files -> Образовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей и компенсирующей направленностей разработана творческой группой педагогов и специалистов доу при активном участии актива родительской общественности дошкольного

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Яркополенская общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол №_____ от _________

Председатель МО

__________ _______________

(подпись) (ФИО)

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ « Яркополенская ОШ »

_________ ________________

(подпись) (ФИО)

«____» _______________ 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ « Яркополенская ОШ »

С.П.Лесько

Приказ № ___ от ___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технолгии

для 10-11 классов

базовый уровень

по 34 часа (1 час/нед)

разработана на основании:

    Примерной программы основного общего образования по технологии для учащихся 10-11 классов (базовый уровень), М.: 2015 год.

    Рабочие программы. Предметная линия учебни­ков Технология: электронный учебник для учащихся 10-11 классок общеобразовательных учреждений/ под редакцией В.Д. Симоненко.- Вентана- Граф, 2012.

    Положение о рабочей программе учебного предмета (курса, модуля) МБОУ « Яркополенская ОШ » Кировского района Республики Крым

Составитель: Федуниев В.М.,учитель технологии

С.Яркое Поле, 2016 г

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана для 10-11 классов МБОУ «Яркополенская общеобразовательная школа».

Объём программы – по 34 часа в год (по 1 часу в неделю).

Нормативно-правовая база:

    Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ №1089 от 5.03.04);

    Примерная программа по технологии для учащихся 10-11 классов, М.: 2015 год;

Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующей цели :

освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры.

Задачи:

- овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

- развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

- воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

- формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Формирование общетехнических и общетрудовых знаний в области компьютерных технологий даёт представление о мире профессий; воспитывает общественно ценные мотивы выбора профессии и трудолюбие; содействует развитию технологического мышления, творческого отношения к действительности, стремления к созиданию, проявлению индивидуальности у каждого обучающегося.

Упор сделан на развитие у учащихся творческого потенциала и самостоятельности, становление и профессиональное самоопределение личности. В основу положен проектный подход, обеспечивающий использование при выполнении практических работ и изготовление объектов труда.

Новизна программы заключается во введении НРК (предусмотрено 4 темы, посвящённые технологиям, применяемым в Республике Крым).

Учебно-методический комплект: электронный учебник « Технология» Базовый уровень: 10 - 11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: «Вентана-Граф», 2012 г.

    Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»

Учащиеся должны знать:

    особенности научно – технической революции второй половины XX века;

    глобальные проблемы человечества в конце XX века: рост народонаселения, проблема исчерпания ресурсов Земли, загрязнение окружающей среды;

    о вредных воздействиях на окружающую среду промышленности, энергетики, сельского хозяйства и транспорта и методы уменьшения этих воздействий;

    виды загрязнений атмосферы: парниковый эффект, кислотные дожди, утоньшение озонового слоя. Методы борьбы с загрязнением атмосферы;

    о загрязнениях гидросферы и методах борьбы с этими с этими загрязнениями;

    причины опутывания, вырубки мировых лесов и сокращения генофонда планеты, возможности охраны и рационального использования лесов и земель;

    законодательные и экономические меры по охране природы;

    принципы и виды мониторинга;

    принципы экологической экспертизы проектов;

    возможности переработки отходов;

    пути экономии энергии и материалов;

    возможности экологически устойчивого развития человечества;

    особенности экологического мышления и экологической культуры, экологически здоровый образ жизни.

Учащиеся должны уметь:

  • учитывать экологические соображения при решении технологических задач;

    учитывать требования экологически здорового образа жизни при решении бытовых задач;

    измерять уровень радиоактивности и оценивать опасность радиоактивного излучения в данном месте;

    измерять уровень шума в местах проживания и работы и оценивать опасность в случае его превышения;

    измерять количество нитратов в продуктах питания и оценивать связанную с ними опасность для здоровья человека;

    оценивать качество питьевой воды;

    оценивать кислотность дождя; оценивать качество окружающего воздуха – запыленность и загазованность.

Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для:

проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда; решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки.

    Основное содержание предмета технологии

10 класс

1. Технология как часть общечеловеческой культуры, 2 ч

Теоретические сведения. Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. Понятия «технология» и «технологическая культура». Технология как область знания и практическая деятельность человека. Виды промышленных технологий. Технологии непроизводственной сферы и универсальные технологии. Три составляющие технологии (инструмент, станок, технологический процесс). Технологические уклады и их основные технические достижения.

Практические работы 1. Подготовка доклада об интересующем открытии в области науки и техники. Попытка реконструкции исторической ситуации (открытие колеса, приручение огня, зарождение металлургии).

2. Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства, 2 ч

Теоретические сведения. Развитие технологической культуры в результате научно-технических и социально- экономических достижений. Понятия «техносфера», «техника», «наука», «производство». Взаимозависимость науки и производства. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоёмкость материального производства.

Практическая работа 2. Подготовка доклада об интересующем открытии (известном учёном, изобретателе) в области науки и техники.

3. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества, 7 ч

Теоретические сведения. Влияние научно-технической революции на качество жизни человека и состояние окружающей среды. Динамика развития промышленных технологий и истощение сырьевых ресурсов «кладовой» Земли. Основные насущные задачи новейших технологий. Современная энергетика и энергоресурсы. Технологические процессы тепловых, атомных и гидроэлектростанций, их влияние на состояние биосферы. Проблема захоронения радиоактивных отходов. Промышленность, транспорт и сельское хозяйство в системе природопользования. Материалоёмкость современной промышленности. Потребление воды и минеральных ресурсов различными производствами. Коэффициент использования материалов. Промышленная эксплуатация лесов. Отходы производств и атмосфера. Понятия «парниковый эффект», «озоновая дыра».

Интенсивный и экстенсивный пути развития сельского хозяйства, особенности их воздействия на экосистемы. Агротехнологии: применение азотных удобрений и химических средств защиты растений. Животноводческие технологии и проблемы, связанные с их использованием.

Практические работы 3. Посадка деревьев и кустарников возле школы.

4. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду, 2 ч

Теоретические сведения. Природоохранные технологии. Основные направления охраны природной среды. Экологически чистые и безотходные производства. Сущность и виды безотходных технологий. Переработка бытового мусора и промышленных отходов. Комплекс мероприятий по сохранению лесных запасов, защите гидросферы, уменьшению загрязнённости воздуха. Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Сохранение гидросферы. Очистка естественных водоёмов. Понятие «альтернативные источники энергии». Использование энергии Солнца, ветра, приливов и геотермальных источников, энергии волн и течений. Термоядерная энергетика. Биогазовые установки. Исследования возможности применения энергии волн и течений.

Практические работы 4.

5. Экологическое сознание и мораль в техногенном мире, 1 ч

Теоретические сведения. Экологически устойчивое развитие человечества. Биосфера и её роль в стабилизации окружающей среды. Необходимость нового, экологического сознания в современном мире. Характерные черты проявления экологического сознания. Необходимость экономии ресурсов и энергии. Охрана окружающей среды.

Практические работы 5. Уборка мусора около школы.

6. Перспективные направления развития современных технологий, 3 ч

Теоретические сведения . Основные виды промышленной обработки материалов. Электротехнологии и их применение: элекронно-ионная (аэрозольная) технология; метод магнитной очистки; метод магнитоимпульсной обработки; метод прямого нагрева; электрическая сварка. Лучевые технологии: лазерная и электронно-лучевая обработка. Ультразвуковые технологии; ультразвуковая сварка и ультразвуковая дефектоскопия. Плазменная обработка: напыление, резка, сварка; применение в порошковой металлургии. Технологии послойногопрототипирования и их использование. Нанотехнологии: история открытия. Понятия нанотехнологии»., «наночастица», «наноматериал». Нанопродукты: технология поатомной (помолекулярной) сборки. Перспективы применения нанотехнологии.

Практическая работа 6 . Решение проблемного вопроса. Применение электротехнологий для изготовления бытовых предметов.

7. Новые принципы организации современного производства, 2 ч

Теоретические сведения. Пути развития индустриального производства. Рационализация, стандартизация производства. Конвейеризация, непрерывное (поточное) производство. Расширение ассортимента промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкие производственные системы. Многоцелевые технологические машины. Глобализация системы мирового хозяйства.

8. Автоматизация технологических процессов, 1 ч

Теоретические сведения. Возрастание роли информационных технологий. Автоматизация производства на основе информационных технологий. Автоматизация технологических процессов и изменение роли человека в современном и перспективном производстве. Понятия «автомат» и «автоматика». Гибкая и жёсткая автоматизация. Применение автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП) на производстве. Составляющие АСУТП.

Проектная работа, 12 ч

Выбор проекта. Банк идей. Технологическая документация. Выбор материала. Выполнение работ. Экономический расчет. Защита проекта.

Резерв – 2 часа

    ласс

1.Понятие творчества,1 ч

Теоретические сведения. Понятие творчества. Введение в психологию творческой деятельности. Понятие «творческий процесс». Стадии творческого процесса. Виды творческой деятельности: художественное, научное, техническое творчество. Процедуры технического творчества.

Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной собственности.

Способы повышения творческой активности личности при решении нестандартных задач. Понятие «творческая задача». Логические и эвристические (интуитивные) пути решения творческих задач, их особенности и области применения. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

    Защита интеллектуальной собственности, 1 ч

Теоретические сведения. Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Публикация. Патент на изобретение. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки. Рационализаторские предложения. Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания.

Практические работы: Упражнения на развитие мышления: решение нестандартных задач. Разработка товарного знака своего (условного) предприятия.

    Методы решения творческих задач, 2 ч

Теоретические сведения. Методы активизации поиска решений. Генерация идей. Прямая мозговая атака (мозговой шторм). Приёмы, способствующие генерации идей: аналогия, инверсия, эмпатия, фантазия. Обратная мозговая атака. Метод контрольных вопросов. Синектика.

Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ (морфологическая матрица), сущность и применение. Функционально-стоимостный анализ(ФСА) как метод экономии. Основные этапы ФСА. Использование ФСА на производстве. АРИЗ. Ассоциативные методы решения задач. Понятие «ассоциации». Методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и применение.

Практические работы: Конкурс «Генераторы идей». Решение задач методом синектики. Игра «Ассоциативная цепочка шагов».

4. Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности, 2 ч

Теоретические сведения . Проектирование как создаю новых объектов действительности. Особенности современного проектирования. Возросшие требования к проектированию. Технико-технологические, социальные, экономически экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика.

Значение эстетического фактора в проектировании, с эстетические требования к продукту труда. Художественный дизайн. Закономерности эстетического восприятия. Закон гармонии.

Практические работы: Выполнение тестов на определение наличия качеств проектировщика.

5.Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности, 2 ч

Теоретические сведения. Планирование профессиональной и учебной проектной деятельности. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий. Алгоритм дизайна. Петля дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании, действия по коррекции проекта.

Практическая работа: Планирование деятельности по учебному проектированию.

6. Источники информации при проектировании, 2 ч

Теоретические сведения. Роль информации в современном обществе. Необходимость информации на разных этапах проектирования. Источники информации: энциклопедии, энциклопедические словари, Интернет, E-mail, электронные справочники, электронные конференции, телекоммуникационные проекты. Поиск информации по теме проектирования.

Практические работы: Ознакомление с источниками информации для проектирования собственного продукта.

    Создание банка идей продуктов труда, 1 ч

Теоретические сведения. Объекты действительности как воплощение идей проектировщика. Создание банка идей продуктов труда. Методы формирования банка идей. Творческий подход к выдвижению идей (одушевление, ассоциации, аналогии, варианты компоновок, использование методов ТРИЗ). Анализ существующих изделий как поиск вариантов дальнейшего усовершенствования. Графическое представление вариантов будущего изделия. Клаузура.

Практические работы: Создание банка идей и предложений. Выдвижение идей усовершенствования своего проектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта с использованием метода морфологического анализа.

    Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг в Республике Крым, 1 ч

Теоретические сведения. Проектирование как отражение общественной потребности. Влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Рынок потребительских товаров и услуг. Конкуренция товаропроизводителей. Методы выявления общественной потребности. Изучение рынка товаров и услуг. Правила составления анкеты. Определение конкретных целей проекта на основании выявления общественной потребности.

    Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда, 1 ч

Теоретические сведения. Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, её цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъект профессиональной деятельности. Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы разделения труда. Специализация как форма общественного разделения труда и фактор развития производства. Понятие кооперации. Понятия специальности и перемены труда.

Практические работы: Составление бизнес-плана для проектируемого изделия. Определение целей, задач и основных компонентов своей будущей профессиональной деятельности. Определение по видам специализации груда: профессии родителей, преподавателей школы, своей предполагаемой профессиональной деятельности. Анализ форм разделения труда в организации.

    Структура и составляющие современного производства, 1 ч

Теоретические сведения. Производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства. Средства производства: предметы труда, средства труда (орудия производства). Технологический процесс. Продукты производственной (преобразовательной) деятельности: товар, услуги. Материальная и нематериальная сферы производства, их состав, соотношение и взаимосвязи. Особенности развития сферы услуг. Формирование межотраслевых комплексов. Производственное предприятие. Производственное объединение. Научно-производственное объединение. Структура производственного предприятия.

    Нормирование и оплата труда, 1 ч

Теоретические сведения. Система нормирования труда, её назначение. Виды норм труда. Организации, устанавливающие и контролирующие нормы труда. Система оплаты труда. Тарифная система и её элементы: тарифная ставка и тарифная сетка. Сдельная, повремённая и договорная формы оплаты труда. Виды, применение и способы расчёта. Роль форм заработной платы в стимулировании труда.

Практические работы: Изучение нормативных производственных документов. Определение вида оплаты труда для работников определённых профессий.

    , 1 ч

Теоретические сведения. Понятие культуры труда и её составляющие. Технологическая дисциплина. Умение организовывать своё рабочее место. Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности.

Понятия «мораль» и «нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственного поведения. Профессиональная этика и её виды.

    Этапы профессионального становления и карьера, 1 ч

Теоретические сведения. Понятие профессионального становления личности. Этапы и результаты профессионального становления личности (выбор профессии, профессиональная обученность, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство).

Понятия карьеры, должностного роста и призвания. Факторы, влияющие на профессиональную подготовку. Планирование профессиональной карьеры.

Практическая работа: Составление плана своей будущей профессиональной карьеры.

    Рынок труда и профессий в Республике Крым, 1 ч

Теоретические сведения. Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложения на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Центры занятости.

    Центры профконсультационной помощи в Республике Крым, 1 ч

Теоретические сведения. Профконсультационная помощь: цели и задачи. Методы и формы работы специализированных центров занятости. Виды профконсультационной помощи: справочно-информационная, диагностическая, психологическая, корректирующая, развивающая.

Практическая работа: Знакомство с работой центров профконсультационной помощи.

    Виды и формы получения профессионального образования в Республике Крым ,

Теоретические сведения. Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.

17 Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства, 1 ч

Теоретические сведения. Проблемы трудоустройства. Формы самопрезентации. Понятие «профессиональное резюме». Правила составления профессионального резюме. Автобиография как форма самопрезентации. Собеседование. Правила самопрезентации при посещении организации. Типичные ошибки при собеседовании.

Практическая работа: Составление автобиографии и профессионального резюме.

18.Творческая проектная деятельность 11 ч

Теоретические сведения . Выбор проекта. Банк идей. Технологическая документация. Выбор материала. Выполнение работ. Экономический расчет.

Резерв – 2 час

Тематический план 10 класс

раздела

Наименование разделов

Учебные часы

Практ.

работы

Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества

Способы снижения влияния производства на окружающую среду

Перспективные направления развития современных технологий

Новые принципы организации современного производства

Резерв

ИТОГО:

34

9

11 класс

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Практ. работ

Понятие творчества

Методы решения творческих задач

Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг

10.

11.

Нормирование и оплата труда

12.

Культура труда и профессиональная этика

13.

14.

Рынок труда и профессий

15.

Центры профконсультационной помощи

16.

Виды и формы получения профессионального образования

17.

18.

Творческая проектная деятельность

19.

Резерв

итого

34

11

Календарно-тематический план 10 класс

урока

Кол-во часов

Сроки выполнения

Практические работы

Самостоятельные работы

Календарные сроки

Фактические сроки

I

Технология как часть общечеловеческой культуры (4 ч.)

Вводный урок. Инструктаж по т/б.

06. 09

06.09

Технологическая культура: её сущность и содержание.

13. 09

13.09

П/Р№1 Подготовка доклада об открытиях в области науки и техники

Понятие технологии. Связь технологий с наукой.

20. 09

20.09

П/Р№2 Подготовка доклада о известном ученом, изобретателе.

Связь технологий с техникой и производством

27. 09

27.09

II

Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества 7 ч

Виды т ехнологий п ромышленные т ехнологии.

04.10

04.10

Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества.

11.10

11.10

П/Р№3 Посадка деревьев и кустарников.

Энергетика и энергоресурсы

Энергетика Р.К.

18.10

18.10

Промышленные т ехнологии и транспорт.

25.10

25.10

Промышленность Республики Крым.

08.11

08.10

10.

Сельское хозяйство в системе природопользования.

15.11

15.11

1 1

Сельское хозяйство Республики Крым.

22.11

22.11

III

Способы снижения влияния производства на окружающую среду 2 ч

1 2 .

Применение экологически чистых и безотходных производств.

Рациональное использование водных ресурсов Р.К.

29.11

19.11

П/Р№4 Оценка качества пресной воды.

1 3

Использование альтернативных источников энергии в Р.К.

06.12

06.11

П/Р №5 Уборка мусора возле школы.

Экологическое сознание и мораль в техногенном мире 1 ч

Экологическое сознание и мораль в техногенном мире

13.12

13.12

V

Перспективные направления развития современных технологий 3 ч

1 5

От резца до лазера.

Современные электротехнологии .

20.12

20.12

П/Р№ 6 Применение электротехнологий для изготовления бытового оборудования.

Лучевые технологии

Ультразвуковые техн ологии )

1

27.12

27.12

С/Р подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве.

17

Плазменная обработка

Технологии послойного прототипирования

1

17.01

VI

Новые принципы организации современного производства 2 ч

1 8 .

Новые принципы организации современного производства.

1

24.01

19

Нанотехнологии.

1

31.01

VII

Автоматизация технологических процессов 1 ч

20

Автоматизация технологических процессов

1

07.02

VIII

Проектная работа 12 ч

21

Выбор проекта. Банк идей (с учётом НРК)

1

14.02

22

Разработка конструкторской документации

1

21.02

23

Разработка технологической документации

1

28.02

П/Р№ 7 Составление технологической документации.

24

Выбор материала

1

07.03

25-28

4

14.03 21.03 04.04 11.04

П/Р № 8 Изготовление проектируемого изделия.

29-30

Экономический расчет

2

18.04 25.04

П/Р № 9 Экономический расчёт

31-32

Защита творческого проекта

2

02.05 16.05

33-34

Резерв

2

23.05

Итого за год

34

9

Календарно-тематический план – 11 класс

урока

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во часов

Сроки выполнения

Практические, самостоятельные

работы

Календарные сроки

Фактические сроки

1

Понятие творчества и развитие творческих способностей.

1

02 09

П/Р№1Упражнение на развитие мышления: решение нестандартных задач.

2

Защита интеллектуальной собственности

1

09.09

П/Р № 2 Разработка товарного знака условного предприятия.

Методы решения творческих задач.

2

3

Методы решения творческих задач. Метод мозговой атаки.

1

16.09

П/Р № 3 Конкурс «Генераторы идей».

4

Метод контрольных вопросов. Синектика

1

23.09

Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности

2

5

Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности

1

30.09

6

Качества проектировщика. Закон гармонии.

1

07.10

П/р №4 Тест на определение наличия качеств проектировщика

Планирование проектной деятельности

2

7

Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности

1

14.10

П/Р № 5 Планирование деятельности по учебному проектированию.

8

Планирование проект ной деятельности

1

21.10

Источники информации при проектировании

9

Алгоритм дизайна.

1

28.10

10

Поиск информации по теме проекта.

1

11.11

П/Р № 6 Ознакомление с источниками информации для проектирования собственного продукта.

11

Поиск информации по теме проектирования.

1

18.11

12

Создание банка идей продуктов труда

1

25.11

П/Р № 7 Формирование банка идей и предложений.

13

Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг в РК.

1

02.12

14

Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда

1

09.12

П/Р № 8. Определение профессии по видам специализации труда.

15

Структура и составляющие современного производства

1

16.12

16

Нормирование и оплата труда

1

23.12

П/Р № 9 Определение вида оплаты труда для работников определенных профессий

17

Культура труда и профессиональная этика

1

18

Этапы профессионального становления и карьера

1

П/Р № 10 Составление плана своей будущей профессиональной карьеры

19

Рынок труда и профессий в Республике Крым.

1

20

Центры профконсультационной помощи в Республике Крым.

1

П/Р №11 Знакомство с работой центров профконсультационной помощи

21

Виды и формы получения профессионального образования в Республике Крым.

1

22

Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства

1

П/Р № 12 Составление автобиографии и профессионального резюме

Проектная работа

11

23

Выбор проекта. Банк идей.

(с учётом НРК)

1

24

Конструкторская документация

1

П/Р№ 13 Выполнение конструкторской документации.

25

Технологическая документация

1

26

Выбор материала

1

27-30

Изготовление проектируемого изделия

4

П/Р №14 изготовление проектируемого изделия.

31

Экономический расчет

1

32

Защита проекта

1

33-34

РЕЗЕРВ

2

Итого

34

14

Последние материалы раздела:

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...