Придумать сказку про принцессу на горошине. Энциклопедия сказочных героев: "Принцесса на горошине"

Наверное, в мире не существует сказки с более кратким содержанием. «Принцесса на горошине», история которой не уступит детективам Агаты Кристи, написана в далеком 1835 году датским писателем Гансом Христианом Андерсеном, но так и не была принята критиками, а ведь в ней был заложен глубокий философский смысл о тонкости души и мнимых ценностях.

Сюжетная линия

Краткое содержание «Принцессы на горошине»: состоятельный принц искал себе жену, причем главным условием было то, что будущая жена должна быть потомственной принцессой без пятна на родословной, с королевской внешностью и идеальным характером. Естественно, поиски прошли даром, ведь, как известно, идеальных людей нет в природе. Принц в печали засел в родовом замке, вгоняя себя в депрессию.

И как-то вечером, в сильную грозу, на ночлег попросилась девушка модельной внешности, выдававшая себя за принцессу, хотя выглядела она примитивно и убого за счет одежды низкого качества и последствий стихии. Королева-мать сразу смекнула, что девушка - охотница за богатым женихом, но виду не подала, а тихонько подложила «свинью» принцессе в виде горошины, которую спрятала под 20 матрасов.

Но девушка тоже была не лыком шита. Хотя кто знает, может, на самом деле настолько тонка душой? Она проследила за старушкой-королевой. В итоге поутру, в процессе опроса о самочувствии, королева признала аристократическое происхождение девушки, принц незамедлительно женился, а злополучную горошину поместили в Кунсткамеру.

Характеристика героев сказки

Принцесса на горошине - это главная героиня истории. А вот кем была девушка в действительности: капризной принцессой, неженкой и охотницей за приданым, недовольной гостеприимством и оказанными почестями (отчего же еще было жаловаться на недостаточно мягкие перины и твердую кровать), или разорившейся сиротой голубых кровей, случайно попавшей в грозу и оказавшейся у дверей богача-принца?

Из краткого содержания «Принцессы на горошине» становится ясно, что дверь принцессе открывает старый король. Как же так? Богатое королевство все же было, если принц мог позволить себе поиски жены по всему свету, а вот отец исполняет роль дворецкого. От скуки или безысходности (хлеб отрабатывать, например)? Ведь ясно, что всем в дворце заправляла королева-мать. Если нет - то зачем ей было лезть в отношения молодых с проверками?

Что хотел донести Андерсен?

Бывает, что увлекшись сюжетом или главными героями, зрители (или читатели) забывают о деталях, которые играют самую важную роль в истории. Горошина: что имел в виду Ганс Христиан, говоря о том, что принцесса прочувствовала давление горошины через двадцать (!) перин?

Не надо быть чтобы понять, что это не было растение из семейства бобовых. Никакая, даже самая нежная и потомственная принцесса с идеальной родословной просто физически не могла почувствовать семечко гороха сквозь кровать. Значит, горошина - это метафора? Что же хотел ею донести великий сказочник?

Не зря у "Принцессы на горошине" краткое содержание - автор не счел нужным распространяться о подробностях истории, а выделил суть: характер никуда не спрячешь!

  • Русские народные сказкиРусские народные сказки Мир сказок удивителен. Разве можно представить себе нашу жизнь без сказки? Сказка - это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень. На протяжении столетий сказки передавались устным путем. Один человек придумал сказку, рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть - “народная”. Возникли сказки в глубокой древности. Они представляли собой рассказы охотников, звероловов и рыбаков. В сказках - звери, деревья и травы разговаривают как люди. А в волшебной сказке возможно всё. Хочешь стать молодым - поешь молодильных яблок. Надо оживить царевну - спрысни её сначала мёртвой, а потом живой водой… Сказка учит нас отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости. Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Сказка учит, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе…
  • Сказки Аксакова Сергея ТимофеевичаСказки Аксакова С.Т. Сергей Аксаков написал совсем мало сказок, но именно этот автор написал замечательную сказку «Аленький цветочек» и мы сразу понимаем, какой талант был у этого человека. Сам Аксаков рассказывал, как в детстве он заболел и к нему пригласили ключницу Пелагею, которая сочиняла разные истории и сказки. Мальчик был настолько понравилась история про Аленький цветочек, что когда он вырос, записал по памяти историю ключницы и как только она была издана, сказка стала любимой у многих мальчиков и девочек. Впервые эта сказка была напечатана в 1858 году, а потом по мотивам этой сказки снято множество мультфильмов.
  • Сказки братьев ГриммСказки братьев Гримм Якоб и Вильгельм Гримм - величайшие немецкие сказочники. Первый сборник сказок братья выпустили в 1812 году на немецком языке. В этот сборник вошло 49 сказок. Регулярно записывать сказки братья Гримм начали с 1807 года. Сказки сразу же приобрели огромную популярность у населения. Замечательные сказки братьев Гримм, очевидно, читал каждый из нас. Их интересные и познавательные истории будят воображение, а простой язык повествования понятен даже малышам. Сказки предназначены для читателей разных возрастов. В сборнике братьев Гримм есть истории понятные для малышей, а есть и для более старшего возраста. Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлекались ещё в студенческие годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских И семейных сказок» (1812, 1815, 1822). Среди них «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Белоснежка и семь гномов», «Гензель и Гретель», «Боб, Соломинка и уголек», «Госпожа Метелица», - всего около 200 сказок.
  • Сказки Валентина КатаеваСказки Валентина Катаева Писатель Валентин Катаев прожил большую и красивую жизнь. Он оставил книги, читая которые мы можем научиться жить со вкусом, не пропуская того интересного, что нас окружает каждый день и каждый час. Был в жизни Катаева период, примерно 10 лет, когда он написал прекрасные сказки для детей. Главными героями сказок является семья. В них показаны любовь, дружба, вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения между детьми и людьми, встречающимися на их пути, которые помогают им взрослеть и узнавать что - то новое. Ведь сам Валентин Петрович очень рано остался без матери. Валентин Катаев автор сказок: «Дудочка и кувшинчик» (1940), «Цветик - семицветик» (1940), «Жемчужина» (1945), «Пень» (1945), «Голубок» (1949).
  • Сказки Вильгельма ГауфаСказки Вильгельма Гауфа Гауф Вильгельм (29.11.1802 – 18.11.1827) – немецкий писатель, наиболее известен как автор сказок для детей. Считается представителем художественного литературного стиля бидермейер. Вильгельм Гауф не столь известный и популярный мировой сказочник, но сказки Гауфа обязательно нужно читать детям. В свои произведения автор, с тонкостью и ненавязчивостью настоящего психолога, вкладывал глубокий смысл, который наталкивает на размышления. Гауф написал для детей барона Хегеля свои Märchen - волшебные сказки, впервые их опубликовали в «Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий». Там имелись такие произведения Гауфа как «Калиф-Аист», «Маленький Мук», некоторые другие, которые сразу же приобрели популярность в немецко-говорящих странах. Ориентируясь поначалу на восточный фольклор, позже он начинает использовать в сказках европейские предания.
  • Сказки Владимира ОдоевскогоСказки Владимира Одоевского В историю русской культуры Владимир Одоевский вошёл как литературный и музыкальный критик, прозаик, музейный и библиотечный работник. Много сделал он для русской детской литературы. При жизни он издал несколько книг для детского чтения: «Городок в табакерке» (1834-1847), «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» (1838-1840), «Сборник детских песен дедушки Иринея» (1847), «Детская книжка для воскресных дней» (1849). Создавая сказки для детей, В. Ф. Одоевский часто обращался к фольклорным сюжетам. И не только к русским. Наиболее популярны две сказки В. Ф. Одоевского - «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке».
  • Сказки Всеволода ГаршинаСказки Всеволода Гаршина Гаршин В.М. - русский писатель, поэт, критик. Известность приобрел после публикации своего первого произведения «4 дня». Количество сказок написанных Гаршиным совсем не велико - всего пять. И практически все они входят в школьную программу. Сказки «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе», «То, чего не было» знает каждый ребенок. Все сказки Гаршина проникнуты глубоким смыслом, обозначением фактов без излишних метафор и всепоглощающая грусть, проходящая через каждую его сказку, каждый рассказ.
  • Сказки Ганса Христиана АндерсенаСказки Ганса Христиана Андерсена Ганс Христиан Андерсен (1805-1875) - датский писатель, сказочник, поэт, драматург, эссеист, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых. Читать сказки Андерсена увлекательно в любом возрасте, и детям и взрослым они дают свободу для полета мечты и фантазии. В каждой сказке Ганса Христиана есть глубокие мысли о смысле жизни, человеческой морали, грехе и добродетелях, нередко не заметные на первый взгляд. Самые популярные сказки Андерсена: Русалочка, Дюймовочка, Соловей, Свинопас, Ромашка, Огниво, Дикие лебеди, Оловянный солдатик, Принцесса на горошине, Гадкий утенок.
  • Сказки Михаила ПляцковскогоСказки Михаила Пляцковского Михаил Спартакович Пляцковский - советский поэт-песенник, драматург. Ещё в студенческие годы начал сочинять песни - и стихи, и мелодии. Первая профессиональная песня «Марш космонавтов» была написана в 1961 г. с С.Заславским. Вряд ли найдётся такой человек, который ни разу не слышал таких строк: «напевать лучше хором», «дружба начинается с улыбки». Крошка енот из советского мультфильма и кот Леопольд поют песни на стихи популярного поэта-песенника Михаила Спартаковича Пляцковского. Сказки Пляцковского учат детей правилам и нормам поведения, моделируют знакомые ситуации и знакомят с миром. Некоторые истории не просто учат доброте, но и высмеивают плохие черты характера, свойственные детям.
  • Сказки Самуила МаршакаСказки Самуила Маршака Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964) - русский советский поэт, переводчик, драматург, литературный критик. Известен как автор сказок для детей, сатирических произведений, а также «взрослой», серьезной лирики. Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», «Кошкин дом» Стихи и сказки Маршака читать начинают с самых первых дней в садиках, затем их ставят на утренниках, в младших классах учат наизусть.
  • Сказки Геннадия Михайловича ЦыфероваСказки Геннадия Михайловича Цыферова Геннадий Михайлович Цыферов - советский писатель-сказочник,сценарист, драматург. Самый большой успех Геннадию Михайловичу принесла мультипликация. За время сотрудничества со студией «Союзмультфильм» в соавторстве с Генрихом Сапгиром было выпущено более двадцати пяти мультфильмов, среди которых «Паровозик из Ромашкова», «Мой зеленый крокодил», «Как лягушонок искал папу», «Лошарик», «Как стать большим». Милые и добрые истории Цыферова знакомы каждому из нас. Герои, которые живут в книгах этого замечательного детского писателя, всегда придут на помощь друг другу. Известные его сказки: «Жил на свете слонёнок», «Про цыпленка, солнце и медвежонка», «Про чудака лягушонка», «Про пароходик», «История про поросенка» и др. Сборники сказок: «Как лягушонок искал папу», «Разноцветный жираф», «Паровозик из Ромашково», «Как стать большим и другие истории», «Дневник медвежонка».
  • Сказки Сергея МихалковаСказки Сергея Михалкова Михалков Сергей Владимирович (1913 - 2009) - литератор, писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент во время Великой Отечественной войны, автор текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации. Стихи Михалкова читать начинают в садике, выбирая «Дядю Стёпу» или не менее известный стишок “А что у вас?”. Автор возвращает нас в советское прошлое, но с годами его произведения не устаревают, а только приобретают шарм. Детские стихи Михалкова уже давно стали классикой.
  • Сказки Сутеева Владимира ГригорьевичаСказки Сутеева Владимира Григорьевича Сутеев - русский советский детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-аниматор. Один из зачинателей советской мультипликации. Родился в семье врача. Отец был одаренным человеком, его увлечение искусством передалось и сыну. С юношеских лет Владимир Сутеев как художник-иллюстратор периодически публиковался в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Дружные ребята», «Искорка», в газете «Пионерская правда». Учился в МВТУ им. Баумана. С 1923 – художник-иллюстратор книг для детей. Сутеев иллюстрировал книги К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, Д. Родари, а также собственные произведения. Сказки, которые В. Г. Сутеев сочинил сам, написаны лаконично. Да ему и не нужно многословие: все, что не сказано, будет нарисовано. Художник работает как мультипликатор, фиксирующий каждое движение персонажа, чтобы получилось цельное, логически ясное действие и яркий, запоминающийся образ.
  • Сказки Толстого Алексея НиколаевичаСказки Толстого Алексея Николаевича Толстой А.Н. - русский писатель, чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи и т. д.), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования. Жанры в творчестве: проза, рассказ, повесть, пьеса, либретто, сатира, очерк, публицистика, исторический роман, научная фантастика, сказка, стихотворение. Популярная сказка Толстого А. Н.: «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которая является удачной переделкой сказки итальянского писателя XIX века. Коллоди «Пиноккио», вошла в золотой фонд мировой детской литературы.
  • Сказки Толстого Льва НиколаевичаСказки Толстого Льва Николаевича Толстой Лев Николаевич (1828 - 1910) - один из самых величайших русских писателей и мыслителей. Благодаря ему появились не только произведения, входящие в сокровищницу мировой литературы, но и целое религиозно-нравственное течение - толстовство. Лев Николаевич Толстой написал немало поучительных, живых и интересных сказок, басен, стихов и рассказов. Его перу принадлежит и множество небольших, но прекрасных сказок для детей: Три медведя, Как дядя Семён рассказывал про то, что с ним в лесу было, Лев и собачка, Сказка об Иване-дураке и его двух братьях, Два брата, Работник Емельян и пустой барабан и многие другие. Толстой очень серьезно относился к написанию маленьких сказок для детей, много трудился над ними. Сказки и рассказы Льва Николаевича и по сей день находятся в книгах для чтения в начальной школе.
  • Сказки Шарля ПерроСказки Шарля Перро Шарль Перро (1628-1703) – французский писатель-сказочник, критик и поэт, был членом Французской академии. Нельзя, наверное, отыскать человека, который бы не знал сказу про Красную шапочку и серого волка, про мальчика с пальчика или других не менее запоминающихся персонажей, колоритных и таких близких не только ребенку, но и взрослому. Но все они своим появлением обязаны замечательному писателю Шарлю Перро. Каждая его сказочная история – это народная былина, ее писатель обработал и развил сюжет, получив такие восхитительные произведения, читаемые и сегодня с большим восхищением.
  • Украинские народные сказкиУкраинские народные сказки Украинские народные сказки во многом перекликаются по своему стилю и содержанию с Русскими народными сказками. В украинской сказке уделяется много внимания бытовым реалиям. Украинский фольклор очень ярко описывает народная сказка. Все традиции, праздники и обычаи можно увидеть в сюжетах народных повествований. Чем жили украинцы, что у них было и чего не было, о чём они мечтали и как шли к своим целям так же чётко заложено в смысл сказочных историй. Самые популярные украинские народные сказки: Рукавичка, Коза-дереза, Покатигорошек, Серко, сказка про Ивасика, Колосок и другие.
    • Загадки для детей с ответамиЗагадки для детей с ответами. Большая подборка загадок с ответами для проведения весёлых и интеллектуальных занятий с детьми. Загадка - всего лишь четверостишие или одно предложение в котором заключен вопрос. В загадках смешаны мудрость и желание знать больше, распознавать, стремиться к чему-то новому. Поэтому с ними мы часто сталкиваемся в сказках и легендах. Загадки можно разгадывать по дороге в школу, детский садик, использовать в разных конкурсах и викторинах. Загадки помогают развитию вашего ребёнка.
      • Загадки про животных с ответамиЗагадки про животных очень любят дети разных возрастов. Животный мир разнообразен, поэтому существует много загадок про домашних и диких животных. Загадки про животных - это отличный способ познакомить детей с разными зверушками, птичками и насекомыми. Благодаря этим загадкам дети запомнят, например, что у слона есть хобот, у зайчика большие ушки, а у ёжика колючие иголки. В этом разделе представлены самые популярные детские загадки про животных с ответами.
      • Загадки о природе с ответамиЗагадки для детей о природе с ответами В этом разделе Вы найдете загадки про времена года, про цветы, про деревья и даже про солнышко. При поступлении в школу, ребенок должен знать времена года и названия месяцев. И с этим помогут загадки про времена года. Загадки про цветы очень красивые, веселые и позволят детям выучить названия цветов и комнатных и садовых. Загадки про деревья очень занимательны, дети узнают какие деревья весной цветут, какие деревья приносят сладкие плоды и как они выглядят. Также дети узнают многое о солнышке и планетах.
      • Загадки про еду с ответамиВкусные загадки для детей с ответами. Для того, чтобы детки кушали ту или иную еду, многие родители придумывают всевозможные игры. Мы Вам предлагаем забавные загадки о еде, которые помогут Вашему ребенку отнестись к питанию с положительной стороны. У нас Вы найдете загадки про овощи и фрукты, про грибы и ягоды, про сладости.
      • Загадки про окружающий мир с ответамиЗагадки про окружающий мир с ответами В этой категории загадок, есть практически всё, что касается человека и окружающего мира. Загадки про профессии очень полезны для детей, ведь в юном возрасте проявляются первые способности и таланты ребенка. И он в первые задумается, кем хочет стать. Также в эту категорию входят весёлые загадки про одежду, про транспорт и машины, про самые разнообразные предметы, которые нас окружают.
      • Загадки для малышей с ответамиЗагадки для самых маленьких с ответами. В этой рубрике Ваши малыши познакомятся с каждой буквой. С помощью таких загадок дети быстро запомнят азбуку, научатся правильно складывать слоги и читать слова. Также в этой рубрике есть загадки про семью, про ноты и музыку, про цифры и школу. Веселые загадки отвлекут малыша от плохого настроения. Загадки для самых маленьких отличаются простотой, юмором. Дети с удовольствием их разгадывают, запоминают и развиваются в процессе игры.
      • Интересные загадки с ответамиИнтересные загадки для детей с ответами. В этой рубрике вы узнаете своих любимых сказочных героев. Загадки про сказки с ответами помогают волшебным образом превращать веселые моменты в настоящее шоу сказочных знатоков. А смешные загадки отлично подойдут на 1 апреля, Масленицу и другие праздники. Загадки обманки оценят не только дети, но и родители. Концовка загадки может быть неожиданной и нелепой. Загадки обманки повышают настроение и расширяют кругозор детей. Также в этой рубрике есть загадки для детских праздников. Ваши гости точно не будут скучать!
  • Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Урок литературного чтения 2 класс

    Король на корону копейки копил, Да вместо короны корову купил. А этот король на корову копил, Да вместо коровы корону купил.

    Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше.

    У него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке. Беда только, что он слеп.

    Он восседал в своём золочёном кресле, читал – читал и поминутно кивал головой – ему очень приятно было читать похвалы своей столице, дворцу и саду.

    Лучше всех был молодой принц с большими чёрными глазами. Ему, наверное, было не больше шестнадцати лет; в тот день праздновалось его рождение, оттого на корабле и шло такое веселье.

    Город Оденсе в Дании на острове Фюн

    Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения во 2 классе.

    Учитель : Сафронова Галина Леонидовна

    Тема урока : «Г.Х.Андерсен. « Принцесса на горошине».

    Тип урока : «открытие» новых знаний.

    Метапредметные цели урока :

    Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

    Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

    Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    Использование различных способов поиска учебной информации в словарях;

    Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

    Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно – следственных связей, построения рассуждений;

    Формирование умения слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения иправо каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

    Личностные цели:

    - формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов и культур;

    Воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе слушания произведений художественной литературы;

    Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

    Развитие мотивов учебной деятельности;

    Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

    Предметные цели урока :

    Ознакомление со сказкой Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине»;

    Овладение чтением вслух и про себя, навыками беглого и выразительного чтения, приёмами анализа художественного текста;

    Использование разных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику сказочного текста; участвовать в его обсуждении; пользоваться словарями для понимания и получения дополнительной информации;

    Использовать простейшие виды анализа художественного текста: устанавливать причинно – следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части.

    Дидактический материал:

    Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Ч.2/ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. – М.: ОАО «Московские учебники», по лицензии ОАО «Издательство «Просвещение», 2011.

    Наглядные пособия:

    книги Г.Х. Андерсена, толковые словари

    Оборудование : компьютер, медиапроектор, презентация, МасOs для детей, электронные планшеты

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    1.Организационный момент

    2.Речевая разминка

    Король на корону копейки копил,

    Да вместо короны корову купил.

    А этот король на корову копил,

    Да вместо коровы корону купил.

    (В. Бахревский)

    Кто такой король?

    Король – государь, управляющий королевством.

    Прочитайте скороговорку в разном темпе; с разной интонацией: радостно, грустно, испуганно.

    Мы прочитали скороговорку, перед вами портрет короля, который правил страной, о которой сегодня пойдёт речь.

    Дети знакомятся с текстом скороговорки, читают её вполголоса, предлагают свои варианты значения слова «король», читают вслух скороговорку с разной интонацией.

    Личностные УУД:

    Создаются условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в УД;

    Регулятивные УУД:

    Контроль и оценка своей деятельности;

    Познавательные УУД:

    Отвечать на вопросы учителя

    Коммуникативные УУД:

    3. Актуализация знаний

    Постарайтесь узнать, из каких сказок отрывки и о ком в них идёт речь. (Слайды 2 – 5).

    «Он не красив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше». (Гадкий утёнок, «Гадкий утёнок»)

    «У него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке. Беда только, что он слеп». (Крот, «Дюймовочка»)

    «Он восседал в своём золочёном кресле, читал – читал и поминутно кивал головой – ему очень приятно было читать похвалы своей столице, дворцу и саду». (Китайский император, «Соловей»)

    «Лучше всех был молодой принц с большими чёрными глазами. Ему, наверное, было не больше 16 лет; в тот день праздновалось его рождение, оттого на корабле и шло такое веселье». (Принц, «Русалочка»)

    Что общего у всех этих сказок?

    Гадкий утёнок, «Гадкий утёнок»

    Крот, «Дюймовочка»

    Китайский император, «Соловей»

    Принц, «Русалочка»

    Личностные УУД:

    Нравственно – эстетическая ориентация

    Регулятивные УУД:

    Соотносить выполненное задание с предложенным учителем образцом

    Познавательные УУД:

    Отвечать на вопросы учителя;

    Сравнивать объекты и находить общее;

    Наблюдать и делать самостоятельные выводы;

    Выделять существенное.

    Коммуникативные УУД:

    Участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения;

    Оформлять свои мысли в устной речи;

    4.Постановка учебной задачи

    Определите тему нашего урока и задачи на сегодняшний урок.

    Сегодня мы познакомимся с биографией Г.Х. Андерсена и прочитаем сказку «Принцесса на горошине» (Слайд 6)

    Сказки Андерсена. Прочитаем новые сказки, узнаем о писателе.

    Личностные УУД:

    Самоопределение к деятельности

    Регулятивные УУД:

    Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

    Познавательные УУД :

    Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели

    Коммуникативные УУД:

    Планирование учебного сотрудничества

    5. Работа по теме урока

    5.1. Знакомство с биографией Андерсена

    Обратите внимание на выставку книг Г.Х. Андерсена. Он написал более 170 сказок.

    Рассказ учителя биографии сказочника.

    В небольшой стране Дании есть маленький остров Фюн, а на нём город Оденсе. В этом городе 2 апреля в 1805году родился Ганс Христиан Андерсен. Он был единственным сыном сапожника и прачки. Отец читал сыну сказки под названием «Тысяча и одна ночь», водил сына в театр. В 14 лет мечтавший стать актёром Андерсен отправилсяв Копенгаген. Работал танцором, певцом, ведь он обладал замечательным голосом. Тогда же появились его первые произведения. Его сочинения долго никому не нравились. Только в 1835 году Андерсен, уже тридцатилетний, ещё бедный и безвестный, написал сказку «Огниво». Это было начало новой жизни.

    Оказалось, что сказки не надо сочинять. Их надо только разбудить. «У меня масса материала, - писал Андерсен, иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый маленький цветок говорит: «Взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни!» И стоит мне так сделать, как у меня готов рассказ о любом из них».

    Сборники сказок Андерсена мгновенно стали известны, их перевели на разные языки. Андерсен стал всемирнознаменит.

    5.2. Словарная работа. (Работа со словарём).

    В тексте нам встретятся новые слова. Значение некоторых слов мы узнаем из словаря в учебнике, но некоторых слов в этом словаре нет. Что же делать?

    Три пары учеников ищут в толковых словарях значения слов: «принцесса», «гагачий», «почивать». Класс в это время ищет слова в словаре учебника: «тюфяк», «перина», «Кунсткамера».

    В Дании в городе Оденсе.

    Мы можем найти их в «Толковом словаре».

    Сначала обсуждают значение слов из словаря учебника, а потом представитель каждой пары рассказывает о значении слова, которое нашли.

    Личностные УУД :

    Нравственно – эстетическая ориентация;

    Уважение к своему народу, к другим народам;

    Оценка жизненных ситуаций и поступков героев сказки с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и эстетических ценностей;

    Регулятивные УУД:

    Определять план выполнения заданий

    Познавательные УУД:

    Смысловое чтение, осознанные устные высказывания;

    Формулирование проблем; их решение;

    Ориентироваться в учебнике;

    Отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;

    Определят, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания;

    Находить необходимую информацию в учебнике и в словарях;

    Наблюдать и делать самостоятельные выводы.

    Коммуникативные УУД:

    Участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения;

    Оформлять свои мысли в устной речи;

    Физминутка

    Все, наверное, устали?

    Ну, тогда все дружно встали,

    Ножками потопали,

    Ручками похлопали,

    Покружились, повертелись

    И за парты все уселись.

    Глазки крепко закрываем,

    Дружно до пяти считаем.

    Открываем, поморгаем

    И работать продолжаем.

    5.3. Знакомство со сказкой

    5.3.1. Чтение сказки хорошо читающими учениками.

    Как вы представили себе принцессу?

    Чем принцесса отличается от простой девушки?

    5.3.2.Повторное чтение сказки по цепочке.

    5.3.4. Вопросы по содержанию, выборочное чтение.

    Почему принц никак не мог жениться?

    Какой должна быть принцесса?

    Какая была погода в тот вечер?

    Как выглядела принцесса? Дополни описание автора.

    По её виду можно ли было догадаться, что это настоящая принцесса?

    Кто решил проверить принцессу?

    Как она это сделала?

    Что было с принцессой после этой ночи?

    Куда попала горошина?

    В какой момент все поняли, что принцесса настоящая?

    5.4. Анализ сказки

    На доске: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». (Слайд 8)

    Как вы понимаете пословицу?

    Как вы думаете, что в этой сказке вымысел?

    В начале урока мы познакомились с двумя значениями слова «принцесса»: 1. Титул; 2.(иронич.) о чересчурпривередливом и чувствительном к неудобствам. Как вы думаете, в каком значении употребляет Андерсен слово «принцесса»? Обсудите с товарищем. Объясните свой ответ.

    В каким ситуациях можно употребить выражение «принцесса на горошине»? Приведи примеры.

    Принцесса – очень нежное создание, её все опекают, оберегают, она очень чувствительна.

    Интонация меняется при описании непогоды, при описании принцессы…

    Он искал принцессу, но так и не нашёл.

    Настоящей.

    «Гремел гром, сверкала молния, дождь лил как из ведра».

    Старая королева.

    «На голые доски положила горошину, потом прикрыла эту горошину 12 тюфяками и 12 перинками».

    Когда принцесса рассказала о том, что проснулась вся в синяках.

    В сказке описываются вымышленные события. Сказка учит не открыто, а только намекая. Человек должен подумать, о чём хотел сказать автор.

    Невозможно почувствовать горошину под таким количеством тюфяков и перин, это сказочный способ определения настоящей принцессы.

    Дети обсуждают парами, делятся друг с другом мнением, а потом обмениваются мнениями с соседней парой и объясняют свой ответ (один представитель от четвёрки).

    Дети высказывают своё мнение.

    6. Творческая работа

    Чтобы сделать диафильм, какие слайды нужно сделать?

    Чтение сказки с карандашом, разделяя на части.(1.Принц ищет принцессу. 2. Вернулся домой ни с чем. 3.Непогода. 4.Принцесса в воротах. 5. Королева готовит кровать. 6. Принцесса спит.

    На планшетах каждая группа рисует 1 слайд.

    1.Принц ищет принцессу. 2. Вернулся домой ни с чем. 3.Непогода. 4.Принцесса в воротах. 5. Королева готовит кровать. 6. Принцесса спит.

    7. Утро. Принцесса рассказывает, как спала. 8. Все поняли, что принцесса настоящая. 9.Свадьба.

    Личностные УУД:

    Планировать деятельность

    Регулятивные УУД :

    - определять план выполнения заданий

    Познавательные УУД :

    Составлять простой план

    Коммуникативные УУД:

    Участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения;

    Оформлять свои мысли в устной речи;

    Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

    7. Рефлексия

    Какую сказку читали на уроке?

    В какой стране родился Андерсен?

    Как вы думаете, хорошо ли быть принцессой? Объясните, почему.

    Регулятивные УУД:

    Оценивать свою работу

    Познавательные УУД:

    Наблюдать и делать самостоятельные выводы

    Коммуникативные УУД:

    Участвовать в продуктивном диалоге, высказывать свою точку зрения;

    8. Домашнее задание


    Цели:
      Ознакомить учащихся со сказкой “Принцесса на горошине”. Развивать навык выразительного, беглого чтения. Развивать самостоятельность на уроке.
    Оборудование:
      Портрет Г. X. Андерсена. Иллюстрации к сказке “Кот в сапогах”. Иллюстрации к сказке “Принцесса на горошине”. Мультимедийный проектор (для показа презентации). Экран. Компьютер.

    Ход урока

    Проверка домашнего задания (по сказке Шарля Перро “Кот в сапогах”).На зрительных метках находятся слова, прочитайте их.– Составьте из данных слов пословицу.(Учащиеся снимают карточки со зрительных меток и выставляют их на доску, получается пословица: Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. ) Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

    – Почему сказка – это ложь?(Потому, что в сказках очень много волшебства, того чего в реальной жизни существовать не может. )– Дома вы читали сказку “Красная шапочка”. Скажите, а в сказке “Красная Шапочка” имеются элементы волшебства?(Да, имеются. )– Какие, назовите их.(Волк разговаривает, он съел бабушку, внучку, волк хитрый, злой. )Сказка ложь, да в ней намек... Как вы понимаете слово НАМЕК?(Ответы детей ).Для того, чтобы мы точно знали значение слова НАМЕК, обратимся к словарю Ожегова Сергея Ивановича. НАМЕК – слова или поступок, которые могут быть поняты только по догадке.УРОК – нечто поучительное, то, из о можно сделать вывод для будущего.НАМЕК – слово или выражение, в котором не полностью высказанная мысль может быть понята только по догадке. Т. е. для того, чтобы понять, что хотел сказать автор, нужно поразмыслить.– Обратимся ко второй части пословицы. ... Добрым молодцам урок.– Какое значение имеет слова УРОК в данном выражении?УРОК – то, что должны вынести для себя читатели. (Т. е. это то, что должны вынести для себя читатели. Нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. )– Какой урок мы должны вынести, прочитав сказку “Красная Шапочка”?(Не быть такой доверчивой, не доверять злым, разбираться в людях, видеть, кто перед тобой стоит. )– Значит сказки это не просто увлекательное чтение, а чтение, наполненное скрытым содержанием.– Давайте вспомним, какие сказки мы знаем. В этом нам поможет небольшое увлекательное задание.

    – Найдите на картинке животных.– У вас на столах лежат карточки, которую вы видите сейчас на экране. Найдите на картинке животных.

    – Итак, кого вы нашли на картинке?(Волка, медведя, птицу, козленка, лису – учащиеся выходят к экрану и показывают указкой ).– Вспомните, в каких сказках мы встречаемся с этими героями?Волка – “Волк и семеро козлят”, “Красная шапочка” Шарль Перро, “Три поросенка”, “Айболит” К. И. Чуковский, Козленка – “Волк и семеро козлят”, Лиса – “Лиса со скалочкой”, “Приключение Буратино” А. Толстой, Птица – “Снежная королева”, “Курочка ряба”, “Конек-Горбунок” Ершов, Медведь – “Теремок”, “Машенька и медведи”, “Колобок”, “Три медведя”.– Какой урок можно вынести из сказки “Волк и семеро козлят”? (Дети должны слушаться свою маму. )– Какой урок мы можем вынести из сказки “Снежная королева”?(Очень легко потерять близких людей, если сердце наполнить холодом. )– Сегодня мы познакомимся с еще одной замечательной сказкой, автором которой является Ганс Христиан Андерсен.(Выставка книг ).– Думаю, что вы знакомы с такими его произведениями как: ......– Чтобы немного вспомнить знакомые вам сказки Андерсена предлагаю вам встретиться с некоторыми из его героев.Ученица: – Глаза мои сверкают, как звезды, но в них нет ни теплоты, ни кротости. Я прекрасна и одежда моя соткана из миллионов снежных звездочек. Я ослепительна, красива и окружает меня белый прозрачный лед. Кто я?(Снежная королева ).(Открывается картинка или обложка книги “Снежная королева”).

    Г. X. Андерсен “Снежная королева"

    Ученица: – Я появилась из маленького ячменного зернышка, который вырос в большой чудесный цветок. Я всего с дюйм ростом. У меня нежный и красивый голосок, которого еще никто никогда не слыхивал. Кто я?(Дюймовочка. )(Открывается картинка или обложка книги “Дюймовочка”. )

    Г. X. Андерсен “Дюймовочка”

    Ученица: – Я попала в дом принца во время развиравшейся непогоды, но отдохнуть в этом доме мне так и не удалось, потому что постель была очень неудобной. Кто я?(Принцесса на горошине )(Открывается после того, как учащиеся отгадали героиню.)

    Г. X. Андерсен “Принцесса на горошине”

    (Открывается тема урока. )

      Прочитать сказку. Определить какие уроки она несет в себе. На основе этой сказки составить свою.
    – Сегодня мы обратимся к сказке Ганса Христиана Андерсена “Принцесса на горошине”.Мы должны:
      прочитать сказку; определить какие уроки она несет в себе; и на основе этой сказки попытаться составить свою.
    Выразительное чтение сказки (учителем). – Вы уже знаете, что сказка читается определенным образом. Что мы должны учесть, читая сказку?(Существовали так называемые сказители, которые рассказывали сказки и для этого использовали определенную интонацию, сказовую. )– А теперь вы внимательно послушаете сказку, и затем мы попробуем прочитать ее, соблюдая интонацию.– Прочитайте сказку, соблюдая сказовую интонацию. (Чтение по частям – 3 чел. )– Давайте посмотрим, сумел ли... передать сказовую интонацию?(Ответы учащихся. )Самостоятельная работа: – В сказке нам встретились слова, которые требуют объяснения. (Работа по карточкам).– На ваших столах имеются карточки, прочитайте задание и самостоятельно впишите необходимые слова, используя материал сказки.Вставь пропущенные слова.Перевел сказку с _______________языка на русский язык А. __________________ _______ мешок набитыйсеном и служащий матрасом._________________ мешок, набитыйпухом или перьями.____________________ музей, собраниередкостей, диковинных предметов.Гагачий пух _____ пух птицы _______ .Проверка.

    – Проверяем. Итак, какие слова вы вписали?Перевел сказку с датского языка на русский язык А. Ганзен.Тюфяк – мешок набитый сеном и служащий матрасом.Перина – мешок, набитый пухом или перьями. Кунсткамера музей, собрание редкостей, диковинных предметов.(Это первый музей в России, основанный Петром 1, куда собирались редкие предметы. )Гагачий пух пух птицы гаги.– Какой урок мы должны вынести из этой сказки?– Пока трудно ответить на этот вопрос, еще не разобрались, будем двигаться по порядку.– Какой перед нами предстала принцесса? Зачитайте отрывок, описывающий ее. (... За воротами стояла принцесса. Но, боже, в каком она была виде! Потоки дождевой воды стекали по ее волосам и платью на носки туфель и вытекали из–под каблуков.)– Автор дает нам только несколько предложений. Давайте дорисуем этот образ принцессы. (Она была совершенно одна, она была в простом платье, вся мокрая вода вытекали из-под каблуков. )

    – Была ли она похожа на принцессу?(Картинка принцессы у ворот: мокрая ).(Нет, не была ).– Что помогло определить, что принцесса настоящая?(Горошина ).– Почему же ей так плохо спалось? (Она чувствовала эту горошину ).В чем заключается вымысел данной сказки?(Мы понимаем, что невозможно почувствовать горошину под таким количеством тюфяков и перин, т. е. это сказочный способ определения настоящей принцессы ).– Так чем принцесса отличается от простой девушки?(Принцесса очень нежное создание, ее все опекают, оберегают и поэтому она чувствительна, даже к тому, что находится под 12 тюфяками и 12 перинами. )

    – Теперь вернемся к нашему вопросу, какой же урок мы должны вынести из этой сказки?(1. Нельзя по внешнему виду определить сущность человека, стоя за воротами вся промокшая она мало походила на принцессу, но почувствовав горошину, доказала, что настоящая принцесса.2. Нужно иметь верный способ узнать человека лучше. В сказке таким средством была горошина.)Самостоятельная творческая работа:

    – Придумайте еще несколько способов определить, настоящая ли перед вами принцесса или настоящий перед вами принц. Составьте свою современную сказку.(1 вариант, например:2 вариант, например:Чтение самостоятельно придуманных сказок и оценивание их учащимися (4 сказки прочитать).

    – Поднимите квадрат зеленого цвета, если вы оцениваете данную сказку, как удачную; поднимите квадрат синего цвета, если вы оцениваете данную сказку как интересную; и квадрат красного цвета, если эта сказка требует доработки.Рефлексия: – А теперь оцените свою работу. Поднимите соответствующий квадрат.– Я вижу, что у вас получилось.Домашнее задание:

      Составьте книжку – малютку со сказкой о настоящем принце, какой он должен быть. Подготовьте выразительное чтение своей сказки.
    Самооценка: – Используя шкалу, оцените свою деятельность на уроке.– ...(имя) как ты оцениваешь свою деятельность на сегодняшнем уроке?– Вы согласны?(Спросить 5 чел. )
    Мифы о женском счастье, или Как сказку сделать былью Ардзинба Виктория Анатольевна

    «Принцесса на горошине»

    «Принцесса на горошине»

    Находясь в поисках своего возлюбленного или возлюбленной, мы стремимся найти не просто «свою половинку», мы пытаемся найти того, кто больше всего подходит под наш идеальный образ. У каждого он свой, но существуют определенные параметры, диктуемые нам, в частности, семьей и обществом в целом. Так, мужчина в поисках «настоящей» женщины становится похож на андерсеновского принца, странствующего по всему свету в поисках настоящей принцессы.

    В сказке «Принцесса на горошине» принц мечтает только о знатной коронованной особе, причем она должна быть «настоящей», а не какой-нибудь серийной подделкой. Но, похоже, что и сам принц в начале своих поисков не мог понять, какая же она – настоящая принцесса: «этого он никак не мог распознать до конца». Так или иначе, отметая «подделки» друг за другом, чувствуя, что с заморскими принцессами «что-то не в порядке», он ни с чем возвращается домой. Но тут судьба, в буквальном смысле, сама стучится к нему в дверь. Девушка, промокшая до нитки, стоя на пороге его родительского замка, утверждает, что она самая, что ни на есть, настоящая принцесса. Глядя на ее плачевный вид, в это трудно поверить. Она и сама это чувствовала, иначе, зачем же еще ей, бедолаге, сразу было рассказывать о своем царском происхождении?! Показательно, что дверь ей открыл сам царь, хотя и не царское это дело – путников на пороге своего замка встречать! Получается, что, знакомясь, девушке сначала необходимо понравиться родителям, а в данном случае – отцу, который должен одобрить выбор сына. Боясь сразу не приглянуться, она начинает оправдываться прямо с порога. Ну, конечно, она просто промокла, а вообще-то она «белая и пушистая»! Королева-мать встречает ее подозрительным молчанием и сразу решает устроить испытание (а как же иначе – она же сыночка должна в надежные руки передать!). Королева подкладывает в постель, предназначенную для принцессы, маленькую горошину, накрывая ее сверху кучей пуховых перин. Для чего все это делалось? Для того, чтобы узнать, действительно ли она «голубых кровей»! Ведь только принцесса обладает такой чувствительностью, что способна ощутить малейшее неудобство – она необычайно изнеженна и деликатна.

    Другими словами, мать стремится подобрать сыну невесту, способную чутко улавливать малейшие изменения настроения жениха, к тому же она должна быть нежной и скромной. В сказке девушка не устраивает скандала за столь «жесткий» прием, утром она просто рассказывает о своих ночных «муках». Принц, естественно, хочет жениться на изнеженной барышне, которая нуждается в защите. Ведь рядом с ней – он настоящий герой! Девушка в такой ситуации даже может быть немного капризной, как-никак принцесса, но тут главное не переборщить, ведь слишком привередливая и чересчур глупая невеста может лишиться принца и остаться ни с чем.

    У Андерсена и об этом есть сказка (поистине, какой кладезь житейской мудрости!) – «Свинопас». Отвергла такая вот принцесса подарки принца: прекрасную розу и сладкоголосого соловья, а за свинопасом (которым был тот же переодетый принц) кругами ходила, чтобы заполучить обычные безделушки – кувшинчик с бубенчиками и трещотку. Согласилась даже ради них на поцелуи со всякой «чернью». Неизвестно, чем бы это закончилось, только вот батюшка прищучил ее за этим постыдным занятием и выгнал обоих со двора: и принцессу, и свинопаса-принца. Когда принц предстал перед горе-принцессой в своих богатых одеждах, она, конечно, обрадовалась, понадеявшись, что все-таки сможет достойно выйти замуж. Только не тут-то было, принц решил отомстить и был непреклонен – бросил принцессу и «след его простыл», а бедняжке только и осталось, что всхлипывать, да приговаривать: «Ах, мой милый Августин! Все прошло, все прошло!» Мораль, по всей видимости, такова – капризничай, но знай меру!

    Со сказкой «Принцесса на горошине» хорошо работать в тренинговой группе: можно ее разыгрывать, и тогда каждый привносит в полученную роль собственные черты, можно ее пересказывать или даже переписывать заново, и в этом случае участники добавляют в сюжет свои актуальные проблемы. Несколько примеров новой трактовки сказки, получившихся в результате индивидуальной работы на тренинге, я привожу ниже.

    Жили-были царь с царицей, и был у них сын. Родители очень его любили. Принц рос смышленым и добрым мальчиком. В королевстве царили мир да любовь. Годы летят быстро, и вот пришло ему время жениться. Как-то позвали его родители к себе и сказали, что ему нужно найти себе невесту. Принц распрощался с отцом и матерью и поехал на поиски своей возлюбленной. Он объездил много королевств, знакомился с разными принцессами, но никто ему так и не приглянулся. Однажды, когда принц еще странствовал по свету, в замок пришла незнакомка. На улице лил дождь, и когда царица увидела на пороге девушку, всю промокшую и озябшую, тотчас ее впустила. Царь с царицей дали ей сухую одежду и усадили в зале у камина. Девушке заварили чай с травами, чтобы она не простудилась. Когда принцесса отогрелась, царица стала ее расспрашивать, кто она и откуда. Девушка рассказала, что она – принцесса и живет в соседнем королевстве. Она решила немного попутешествовать. Как-то, остановившись у небольшого родничка, решила выйти из кареты, умыться и попить родниковой воды. Погода была хорошая, и она решила прогуляться, но заблудилась. Девочка никак не могла отыскать место, где осталась ее карета, и когда пошел дождь, решила просто дойти до какого-нибудь жилья. Так она и попала к ним. Они мирно беседовали и не заметили, как время перевалило за полночь, и пора было ложиться спать. Принцессе отвели отдельную спальню, где стояла большая кровать со множеством перин. Царица решила проверить, настоящая все-таки принцесса или нет, и подложила под перины горошину. Наутро, когда все проснулись, вернулся из странствий принц. Родители очень обрадовались возвращению сына. В парадном зале накрыли стол с яствами, и все вместе сели завтракать. Принцу с первого взгляда понравилась принцесса, и он все время на нее поглядывал. Когда принц рассказал о том, что видел в путешествии, царица спросила девушку, как ей спалось. Принцесса грустно покачала головой и сказала, что она совсем не выспалась, потому что ей всю ночь казалось, что она спит не на пуховых перинах, а на камнях. Тут царь с царицей переглянулись – они поняли, что перед ними настоящая принцесса. Через некоторое время сыграли свадьбу. И все они жили долго и счастливо!»

    Как вы думаете, кто написал эту сказку: мужчина или женщина? Какой приблизительно возраст рассказчика? Что можно о нем сказать, анализируя данный сюжет?

    Эту сказку рассказала «на свой лад» женщина средних лет. Между тем, фраза «годы летят быстро» свойственна людям пожилого возраста, а в середине рассказа, описывая, как заблудилась принцесса, она называет ее «девочка», явно испытывая материнские чувства. То, что это женщина, можно заметить по основным действиям, которые выполняет именно женский персонаж – царица. Ей уделяется достаточно много времени: она, вместе с мужем, призывает к себе сына, а потом отправляет его на поиски невесты. Сразу можно подметить, что женщина привыкла командовать в семье и хочет, чтобы дети ее беспрекословно слушались. По сказке, принц без лишних слов воспринимает новость, что ему «пора жениться», и отправляется на поиски принцессы. Раз мама сказала пора, значит, пора! О странствиях принца рассказывается совсем немного, основное действие разворачивается вообще без него. Принц возвращается только тогда, когда мама уже устроила девушке испытание. Интересно, что и впускает в дом принцессу именно мать, а не отец, как у Андерсена. Царица проявляет заботу – усаживает девушку возле камина, дает сухую одежду, поит чаем. По всей видимости, женщина, рассказывающая эту сказку, чуткая и внимательная, готовая приласкать и обогреть. Да и испытание она устраивает как бы между прочим, вдоволь наговорившись и узнав у девушки всю нужную информацию – кто она и из какой семьи. Принц приезжает ближе к развязке, и, как только выясняется, что девушка – настоящая принцесса, сразу говорится о свадьбе. Матери уже не интересны сами чувства, главное – она выяснила, что дети подходят друг другу. Мимоходом рассказывается, что принцу девушка понравилась – это все-таки важно для матери, а вот про чувство самой невестки – ни слова. Главное, что потом ВСЕ они жили «долго и счастливо».

    Следующую сказку рассказала молодая девушка, не имеющая собственной семьи – мужа и детей.

    В некотором царстве, в некотором государстве жили-были король с королевой. И был у них принц – хороший да пригожий. И вот, как-то решил этот принц жениться. Пришел он к отцу и матери и сказал, что отправляется на поиски невесты. Родители его благословили, и он поскакал на своем коне на поиски принцессы. Долго искал принц, но никак не мог встретить ту, что станет любовью всей его жизни – настоящую принцессу.

    В это время в одном королевстве жила-была принцесса. Стало ей скучно во дворце сидеть, и отпросилась она у родителей мир посмотреть да себя показать. Снарядили ей золоченую карету, запрягли самых лучших лошадей. Много ездила принцесса, любовалась разными странами и чужими королевствами. Однажды, устав от дальней поездки, решила она ножки поразмять, остановилась на опушке леса. Вышла из кареты, захотела по полю побродить, полевые цветы пособирать. Вдруг из леса донесся страшный рык какого-то дикого зверя. Лошади, запряженные в карету, испугались и понеслись в неведомом направлении. Принцесса осталась одна и решила выбраться на дорогу. Воруг набежали тучи и пошел дождь, девушка решила где-нибудь укрыться от непогоды и вдруг увидела замок. Она поспешила туда. Постучавшись, она попросилась на ночлег, переждать непогоду. Это как раз был замок принца, который никак не мог отыскать принцессу. К тому моменту он уже вернулся из странствий. Как только она взглянула на принца, у нее екнуло сердце, она поняла, что перед ней ее суженый. Принц тоже влюбился в нее с первого взгляда. Родители принца решили проверить, настоящая ли она принцесса, и положили ей на постель горошинку, накидали перин и одеял, чтоб заметно не было. Девушка всю ночь ворочалась, не могла заснуть, как будто не на перине лежала, а на голых досках. Когда наутро король с королевой спросили, как она спала, то ответила, что «глаз не сомкнула», так ей жестко было! Обрадовались король с королевой, потому что почувствовать горошину могла только настоящая принцесса. Принц и принцесса были счастливы, сыграли свадьбу и стали жить долго и счастливо и умерли в один день.

    Сравнивая эти две сказки, сразу можно найти основные различия. Главное – это то, что во второй сказке рассказывается больше всего о принцессе, а не об исканиях принца и семейной жизни во дворце. Проведя краткий анализ, можно сказать, что девушка, описывающая принцессу, вовсе не стремится поскорее «выдать» свою героиню замуж, она отправляет ее посмотреть мир. Да и «себя показать» она тоже не прочь, но это не самоцель. Можно предположить, что девушке нравятся путешествия, новые приключения, она довольно романтичная натура – с удовольствием любуется природой, собирает цветы. И в смелости ей не откажешь! Она не пугается «рыка» неизвестного животного, способна трезво рассуждать в экстремальной ситуации. Описывая встречу с принцем, она говорит, что у нее «екает сердце» – а как же еще такая романтическая натура поймет, что встретила настоящую любовь? Принц тоже влюбляется в нее с первого взгляда и совсем не собирается устраивать ей испытание. Этим занимаются родители принца, о которых, кстати, практически ничего не рассказывается в сказке. Девушке не важны родители возлюбленного в данный момент, ее интересуют только чувства. Она с честью проходит испытания, доказывая, что и есть та самая «настоящая» принцесса, которую так долго искал принц. Взаимная любовь – это настоящее счастье для девушки (причем слово «счастье» в конце сказки повторяется два раза).

    Появление на тренингах и психологических консультациях мужчин – явление довольно редкое, и потому сказки, написанные ими, слушать и анализировать очень интересно.

    В далеком-далеком королевстве жил-был царь с седой бородой и золотой короной (какой же царь без бороды и короны?). И была у него дочка – капризная-прекапризная. А в другом королевстве жил такой же царь с бородой, и был у него сын – принц. Царь подумал, что принцу надо женушку найти – большой он уже стал, с боярами на охоту ходит. Вот и решил царь найти ему жену. Объявил конкурс по всем близлежащим королевствам: «Все принцессы должны явиться во дворец, чтобы из них можно было выбрать невесту для принца». Король решил устроить испытание – поставил в комнате кровать, положил на нее горошину, а на горошину положил тысячу матрасов. Про горошину он никому не сказал, но решил, что, какая девушка эту горошину почувствует, та и станет женой его сыну. По мнению короля, будущая жена принца должна всегда чувствовать неладное и в ее хозяйстве все должно быть на своем месте. И вот стали прибывать в королевство принцессы, и каждая из них ночевала по одной ночи во дворце на кровати с подвохом. Наутро король, между делом, у каждой претендентки спрашивал: «Как тебе спалось?» Принцессы, ничего не зная о горошине, отвечали: «Все хорошо. Нормально. Мягонько». После подобных ответов король отбрасывал их кандидатуры. Так продолжалось до тех пор, пока не приехала капризная принцесса из соседнего королевства. Когда она легла спать, все ей было не так, она ворочалась, все время просыпалась, ей было неудобно. Наутро, когда король, по своему обыкновению, спросил: «Как спалось?», она ответила, что ей было очень неудобно и она почти не спала. Король, услышав такой ответ, сказал: «Эта девушка нам подходит!» И принц с принцессой сыграли свадьбу. Жили они долго и счастливо и умерли в один день.

    После пересказа сказочного сюжета молодой человек прокомментировал: «Сказку я читал очень давно, в детстве. Естественно, что я плохо помню сюжет. Но, помню, что меня всегда удивляло – почему принцесса всегда должна быть такой капризной и почему она ДОЛЖНА почувствовать горошину? И еще мне всегда не нравилось, что принца даже не спрашивают о том, какую принцессу хочет выбрать он».

    Сказка, рассказанная юношей, значительно отличается и от оригинального сюжета, и от «женского» изложения истории. Интересно, что начинается она с рассказа о принцессе, и по его сюжету не принц едет искать невесту, а ему их приводят. Мало того, король «с седой бородой и золотой короной» (атрибуты мудрости и власти) устраивает испытание, напоминающее некий квест – вереница принцесс по очереди ночует в спальне на кровати «с подвохом», а утром им задаются вопросы. При этом король придумал хорошее объяснение этому испытанию: принцесса должна быть настолько чувствительна, что могла бы предугадать «неладное», и (до кучи, наверное) «в ее хозяйстве все должно быть на своем месте!»

    Молодой человек, рассказывающий сказку, считает, что хозяйством, пусть даже и царским, должна заниматься жена и там должен быть полный порядок. В результате – самая капризная побеждает, король выносит вердикт, что такая принцесса «им подходит», и история заканчивается свадьбой. А как же иначе? Принц-то уже совсем взрослый стал и охотиться научился.

    Вариаций на тему «Принцесса на горошине» за время моей работы накопилось много, но есть одна сказка, которая была изложена с удивительным поворотом событий и непривычной концовкой.

    Жили-были царь с царицей, и был у них сын. Когда принц вырос, было решено его женить – царский род должен продолжаться. Конечно, жениться он должен был не на простой девушке, а на самой настоящей принцессе. Принца снарядили в дорогу, и он отправился на поиски достойной невесты. Он ездил из королевства в королевство, но так и не нашел «настоящей» принцессы. Вот и вернулся домой ни с чем. Но однажды, когда за окном разыгралась непогода, к ним в дверь постучали. На пороге стояла девушка, промокшая настолько, что вода ручьями стекала с нее. Она уверяла царя с царицей, что она принцесса. Девушку впустили обогреться. Принц в это время спокойно спал в своей опочивальне. И вот, царица решила устроить девушке испытание, чтобы проверить, действительно ли она принцесса. Она постелила ей постель, взбила пуховые перины, но под низ этих перин положила маленькую горошину. Девушка отправилась спать. Она была настоящей принцессой, любила комфорт, и вполне естественно, что на горошине ей было спать очень неудобно. Наутро она рассказала об этом царице. Во дворце все обрадовались, что наконец-то нашлась настоящая принцесса для их сыночка. Но принцесса поставила условие: «она выйдет замуж за принца, если тот тоже пройдет испытание». Девушка решила, что выйдет замуж только за достойного ее мужчину, который должен быть не только сильным и мужественным, но и терпеливым, имеющим сильную волю и стойкий характер. Она насыпала слой гороха на постель принца и, накрыв сверху простынь, предложила ему лечь и заснуть. Если он сможет провести всю ночь в таких условиях, то она готова выйти за него замуж. Принц лег на приготовленное «гороховое ложе», а принцесса села за дверью и стала ждать, чем дело кончится. Некоторое время юноша пытался заснуть, но ему было очень неудобно – горошины впивались в спину и в бока. Наконец, он не выдержал и вскочил с постели. «Ну что ж, – сказала принцесса, – ты не выдержал испытания, и я не выйду за тебя замуж!» Она тут же собралась и уехала из замка.

    Примечательно, что на тренинговых занятиях, когда речь заходила о взаимоотношениях мужчин и женщин, девушка, написавшая эту сказку, совсем не жаловала мужчин. Возмущалась, сколько требований предъявляют женщинам. Она говорила о том, что очень трудно в нашей жизни встретить нормального мужчину – сильного не только телом, но и духом, умного, с открытым сердцем и широкой душой. И удивлялась, почему чаще всего на пути попадаются какие-то слабаки, больные «на голову» или «маменькины сынки».

    Из книги Могущество духовного интеллекта автора Бьюзен Тони

    Конкретная История. Диана, принцесса Уэльская Разделявшееся людьми всего мира излияние общественной скорби по случаю смерти Дианы, принцессы Уэльской, погибшей в 1997 г., было воспринято некоторыми наблюдателями как вызывающее беспокойство проявление властной тяги

    Из книги Вруны и врунишки [Как распознать и обезвредить] автора Вемъ Александр

    История о том, как прекрасная принцесса снизошла до лягушонка Они тоже учились вместе, но поженились в более «почтенном» возрасте. Оля была из провинциального городка, но очень «продвинутая и образованная», вернее, такой могла казаться. Гена был коренным питерцем,

    Из книги Книга сказочных перемен автора Соколов Дмитрий Юрьевич

    34. Буйство природы Принцесса-коза Жила-была прекрасная королева, которая любила красивые наряды, приятную беседу и вкусную еду. Дни и ночи свои она проводила в пирах и развлечениях. И вот однажды она поехала со своей свитой в далекий лес. Там они расстелили скатерти на

    Из книги Лунные дорожки или Приключения принца Эно автора Соколов Дмитрий Юрьевич

    57. Проникновение Продолжение сказки «Принцесса на горошине» Когда принц и принцесса поженились, они продолжали спать на той же постели и на той же горошине, где провела свою первую ночь принцесса.От тепла и любовного пота горошина проросла.Она росла долго-долго,

    Из книги Забудь о комплексах как мужчина, будь счастлива как женщина автора Лифшиц Галина Марковна

    Продолжение сказки "Принцесса на горошине" – Ай-ай-ай, что вы говорите, – качал головою король. – Какая прелесть… Пятьсот двадцать восемь детей… Это здорово! Знаете, вот это бы мне понравилось: пятьсот двадцать восемь детей. Это то, что нужно. Ради этого можно и жениться,

    Из книги Голая правда о женщине автора Скляр Саша

    Из книги 10 рецептов хорошего сна автора Курпатов Андрей Владимирович

    2. Принцесса А вот это совсем другое дело. Здесь пылинки сдувать придется самим. Раз по сто на дню. И периодически протирать влажной ветошью. И все это в перерыве между уборкой, готовкой, походами по магазинам и штопкой собственных носков. «Принцессе» этим заниматься не

    Из книги Макиавелли для женщин. Искусство управления мужчинами для Принцессы автора Рубин Гарриет

    Принцесса на горошине (или как успокоить себя и свое тело) День выдался непростым, казалось бы, теперь только в постельку - и спать, спать и спать. Но вот мы ложимся в постель и начинаем ворочаться - нам не улечься. То рука затекает, то на спине лежать некомфортно, на живот

    Из книги Бог в твоей жизни. Аналитическая психология. Сэлф-маркетинг автора Покатаева Оксана Григорьевна

    Принцесса Эта книга – о войне... не кровавой, не вызванной ненавистью Цезаря, или коварством Сан Тцу, или эгоманией Наполеона. Эта книга о войнах интимных, где враг достаточно близко, для того чтобы травмировать, предать, неправедно выступить против, – будь это супруг,

    Из книги автора

    I. Принцесса обнаруживает истинную силу, когда узнает своего

    Из книги автора

    VIII. Как одна принцесса стремилась целиться повыше Благоразумная Принцесса всегда следует по следам великих предшественниц. Она – мудрый ученик, умеющий подражать. Но мы часто следуем по следам тех, кто к нам ближе всего по времени. Мы забываем о величии тех, кто жил в

    Из книги автора

    Сказка от клиентки О. «Принцесса и Дикий Медведь». О. Г. взяла книжку, которую клиентка О. принесла ей на рецензию. Эта клиентка написала сказки и рассказы. И они как-то были очень похожи на то, что она оставила ей почитать. Вот эта сказка точно из этого репертуара:"Как-то раз

    Последние материалы раздела:

    Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
    Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

    Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...

    Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
    Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

    Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...

    Другое название индейцев сиу сканворд
    Другое название индейцев сиу сканворд

    Равнинные сиу являлись самой западной частью племен группы сиу и, соответственно, принадлежали к сиуязычной семье. Их ранняя история ничем не...