Проявление сильной воли. Волевое усилие: понятие, виды и характеристики

В статье речь идет о том, что представляет собой боязнь насекомых. Даны советы относительно того, как преодолеть инсектофобию взрослым и детям.

Страх перед насекомыми знаком большинству людей. Это иррациональное чувство называется инсектофобия. Слово произошло от двух греческих терминов – инсекто (насекомые) и фобия (страх). Оно означает боязнь любых насекомых.

Для определения страха перед конкретным их видом существуют более узкие понятия:

  • Книдофобия . Это состояние, которое характеризует страх только перед жалящими насекомыми.
  • Изоптерофобия . Это разновидность боязни насекомых, но лишь тех, которые питаются древесиной. Речь идет о термитах, короедах, долгоносиках и т. д.
  • Мирмекофобия . Еще один специфичный вид зоофобий, который подразумевает боязнь муравьев.
  • Арахнофобия . Это один из наиболее распространенных частных случаев зоофобии, подразумевает боязнь пауков. Некоторые люди боятся не столько самого насекомого, сколько его изображения.
  • Апиофия . Этот термин означает патологическую боязнь как пчел и ос, так и их укусов. Часто проявляется в детском возрасте, а также после перенесенного нападения жалящего насекомого.

Страх насекомых – проблема, к которой большинство людей относится несерьезно, поэтому редко обращаются за помощью к специалисту. Между тем подобные фобии имеют вполне объяснимые причины, поняв которые можно справиться со своими иррациональными чувствами.

Причины возникновения инсектофобии

Возникнуть инсектофобия может в любом возрасте, однако чаще она развивается у детей. О том, что является причиной, запускающий механизмы страха перед насекомыми, задумывались многие ученые и врачи.

К единому мнению не пришли до сих пор, но существует две теории, пытающиеся объяснить причины возникновения страха.

Психодинамическая

Была предложена З. Фрейдом. Он полагал, что любой страх – это результат попытки человека проконтролировать свою неосознанную скрытую тревогу. Сигнал неблагополучия вытесняется на бессознательный уровень, и основной страх переносится на нейтральный объект.

Более доступно Фрейд объясняет это на примере. Мать грозила сыну, что расскажет о его неприличном поведении отцу. Он испугался и его сознание, по неведомым причинам, выдало ассоциацию отца с лошадью. После этого случая мальчик стал их бояться.

Однако, теория знаменитого ученого не слишком популярна в клинической сфере.

Бихевористская

Была выдвинута приверженцами этой школы. Они предполагают, что страх зарождается как по пути моделирования, так может быть и классически обусловленным:

  1. Боязнь насекомых может быть смоделирована другим человеком, например, близким родственником. Если мама испытывает страх перед пауком, то ребенок автоматически начнет его опасаться.
  2. Фобия может возникнуть при просмотре фильмов, в которых насекомые причиняют вред людям.
  3. Классически обусловленный страх появляется на фоне того, что ребенок ощущает чувство дискомфорта в определенном месте и в это время видит насекомое. Эта фобия западает в его сознание и самостоятельно справиться со своим страхом он уже не в состоянии. То есть, одно событие формирует страх перед другим.

Как избавиться от страха насекомых

Если взрослый человек или ребенок страдает от инсектофобии, то лучшим вариантом будет обращение за психологической помощью. Особенно это актуально, когда страх панический, а именно, очень силен и мешает нормально жить.

Можно попытаться помочь себе самостоятельно, для этого стоит воспользоваться следующими советами:

  • нужно собрать о насекомом как можно больше информации. Для этого подойдет просмотр передач, чтение соответствующей литературы и статей в Интернете;
  • если произошла встреча с источником страха, не нужно убегать, лучше постараться успокоиться и нормализовать дыхание;
  • следует осознать и постараться убедить себя в том, что это насекомое не принесет вреда, оно намного меньше человека, к тому же беззащитнее и чаще всего само испытывает страх;
  • стоит чаще бывать в зоомагазинах, занимающихся торговлей насекомыми;
  • спустя какое-то время можно сделать попытку контакта с насекомыми, вызывающими меньшую неприязнь (например, с божьими коровками или бабочками).

Гомеопатия способна избавить человека от деструктивных эмоций, мягко устранить накал страстей. Прием таких препаратов помогает справиться с возникающей паникой. Их можно использовать, перед вероятной встречей с насекомым, например, во время отдыха на природе или в период активной работы на садовом участке.

Как помочь ребенку

Если ребенок боится насекомых, нельзя оставлять его наедине с этими фобиями. Чаще всего подобные страхи возникают в возрасте до 5 лет, когда малыш владеет минимальной информацией об этих существах. Ему трудно рассмотреть передвигающееся насекомое, которое в дополнении ко всему может повести себя непредсказуемо.

Детский страх усиливается благодаря не всегда адекватной реакции взрослого на незнакомое существо. Нередко родители вскрикивают: «Раздави его!», «Ой, пчела!», «Не подходи, а то укусит». Ребенок не понимает такого эмоционального отношения к насекомому и начинает бояться даже самых безобидных представителей фауны.

Взрослые могут помочь ребенку справиться с обуревающими его фобиями перед насекомыми:

  1. Сказкотерапия , как один из эффективных психологических приемов борьбы со страхами. Необходимо читать малышу произведения, где насекомые выступают в роли положительного героя. Если такие сказки подобрать проблематично, то можно сочинить их самостоятельно, переделав уже известные. Например, можно заменить героев «Теремка» кузнечиками, комариками, муравьями. Пускай каждый из них обладает собственным характером. Можно дополнить повествование рисунками.
  2. Демонстрация иллюстраций . В продаже существует множество энциклопедий и атласов с изображениями насекомых. Они есть для детей разных возрастов. Подобрав подходящую литературу, можно совместно с ребенком изучать насекомых по картинкам, например, доступно рассказать, как гусеница превращается в бабочку. Можно нарисовать или распечатать изображение пугающего насекомого, позволить малышу поиграть с ним, порисовать на картинке, просто потрогать.
  3. Следует контролировать собственные эмоции в присутствии ребенка. Если на садовом участке без объяснения давить жуков и гусениц, а при приближении осы начинать размахивать руками, то у ребенка сформируется устойчивый образ врага. Вместо этого, нужно посадить жучка на ладонь, продемонстрировав отсутствие страха перед ним. Это со временем поможет ребенку побороть фобии.

Страх насекомых как в детском, так и во взрослом возрасте преодолим. Главное не пытаться уйти от фобий, так как со временем они могут только обостриться. Стоит самостоятельно попытаться справиться с идущими из детства страхами и не допустить развития инсектофобии у ребенка.

Видео: Если боится малыш

На улице лето и вокруг полно насекомых , как весьма безвредных, так и очень опасных. Безусловно, мы - взрослые, способны справиться со страхом перед букашками, но вот маленькому ребенку это не под силу. Сегодня мы поговорим о том, что же делать, если ваш малыш боится насекомых и как справиться с этой фобией.

Осмотрительность по отношению к насекомых была неслучайна, поскольку именно она и помогла нашим предкам продолжить свое существование. Сегодня укусы многих насекомых, а также инфекции, которые они передают при этом, не представляют особой угрозы для человека. Однако всем нам известны случаи, когда укус совсем маленького летающего и ползающего существа мог привести к летальному исходу. Таракан вызывает у нас чувство омерзения, а мух, клопов и блох мы связываем с грязью, различными болезнями и продуктами, у которых закончился срок хранения.

Каковы же причины энтомофобии?

Почему же малыши так боятся насекомых? В чем причина? А может быть в этом виноваты сами родители? Подумайте и постарайтесь вспомнить, не демонстрировали ли вы особой неприязни к насекомых при ребенке. В большинстве случаев карапузы заимствуют свои страхи у взрослых. И если ребенок увидел, как мама громко закричала, увидев небольшую гусеницу, то и он, столкнувшись с этим существом, будет реагировать точно так же. Ведь если мама - такая большая и сильная испытывает страх перед этим странным насекомым, значит есть чего боятся и самому малышу. И не удивляйтесь этому! И чтобы не «заразить» своего малыша такой фобией, необходимо научиться контролировать свои эмоции.

Насекомые-приспособленцы

Общеизвестно, что некоторые насекомые являются приспособленцами , которые живут за счет человека. Бабочка может и сама по себе, а вот тараканы или комары пользуются нами.

«А, таракан, бей его» - вполне естественная реакция любого человека. Безусловно, таракану не рады ни в одном доме. Увидев это «чудовище», хочется взять тапочек или газету и прихлопнуть его. Но при этом не стоит громко кричать. А еще лучше заниматься расправой с этим насекомых без ребенка. Это же ведь убийство живого существа, пусть даже и вредителя. Ребенку не следует это видеть. Сохраняйте спокойствие, не выпускайте наружу свои эмоции и не показывайте свое враждебное отношение малышу.

Как помочь малышу побороть страх перед насекомыми?

  1. Разъясните ребенку, что не каждое насекомое опасно. Зачастую малыши до пяти лет с интересом наблюдают за насекомыми и относятся к ним довольно дружелюбно. Он просто изучает их, таким образом пытаясь познать окружающий его мир. Фобия возникает ближе к пятилетнему возрасту и сопровождается другими, схожими с ней страхами. В действительности энтомофобия совсем и не глупый страх. Ведь многие насекомые могут и укусить. В итоге место укуса может чесаться, набухать, краснеть - это в лучшем случае. Все это доставляет дискомфорт ребенку. А некоторые представители фауны могут быть очень опасны. Поэтому не стоит восторгаться тем, что ребенок берет в руки все, что жужжит, ползает или летает. Лучше покажите ребенку, какие насекомых безвредны, а каких необходимо обходить стороной. Приобретите яркую энциклопедию с картинками и расскажите карапузу о каждом насекомом.
  2. Сказочные букашки. Дети очень любят сказки , они могут все вечера напролет слушать о путешествиях забавных героев. Чтобы избавить ребенка от страха перед насекомыми, поищите сказки, стишки и мультики о веселых и добрых комариках, бабочках и червячках. Вот увидите, ребенку очень понравится и в скором времени он не будет шарахаться от пролетающей мухи или мотылька.
  3. Материализуем фобию. Психологи утверждают, что страх можно победить, материализовав его. Детки, которые боятся монстров, появляющихся у них во сне, специалисты предлагают нарисовать их. На рисунке он получается не такой уж и страшный и фобия исчезает сама собой. Попросите ребенка нарисовать насекомых, при виде которых он испытывает страх. Также можно вылепить их из пластилина. Рисунки и фигурки получатся забавными, особенно если у них будут добрые глаза и большие улыбки. Используйте для этого разноцветные карандаши и пластилин, и творчество превратит ужасных насекомых в милых и безобидных букашек и паучков. Предложите ребенку придумать им имена и веселые истории . А фигурками можно даже поиграть, сделав для них настоящий домик. Поверьте, эти способы позволят вашему ребенка забыть об ужасе, который вселяли в него эти безобидные существа. Желаем вам успехов в борьбе с энтомофобией!

Боязнь различных насекомых – энтомофобия – это несвойственное детям явление. Чаще всего они, наоборот, с интересом относятся к живым существам, не испытывают к ним страха или брезгливости. Поэтому, если ребенок в 3 года боится насекомых, речь идет о фобии, спровоцированной какой-то причиной.

Почему возникает энтомофобия?

Естественной реакцией любого человека на появление жука или таракана является крик: «Убей его!». Увидев этих «чудовищ», хочется сразу схватить тапочек и раздавить их. Проявление подобной агрессии или страха со стороны взрослых становится причиной того, почему ребенок боится насекомых.

Родители могут пошутить и сказать, что безобидные внешне мелкие беспозвоночные больно кусаются. У малыша в подсознании это отложится, как предупреждение об опасности, он постарается избегать встреч с летающими мошками и ползающими жуками. Для крохи не будет иметь значения, кто перед ним – паук или бабочка.

Причиной возникновения данной фобии может стать запугивание: к примеру, что непослушных маленьких деток забирает к себе злая гусеница. Несколько подобных фраз приводят к тому, что ребенок панически боится насекомых. Побороть этот страх – становится основной задачей многих родителей.

Если у сына или дочери появилась энтомофобия, постарайтесь убедить их, что нет причин для страха перед беспозвоночными. Не нужно малыша и убеждать, что поблизости нет мелких животных. Букашка, появившаяся в поле зрения карапуза, приведет к истерике и слезам, а его доверие к родителям уменьшится. Лучше привлекать внимание к тому, что малыш находится под защитой любимых людей, которые позаботятся о нем и спасут от опасных беспозвоночных.

Ребенок боится насекомых: способы устранения страха

В попытках избавить малыша от энтомофобии не стоит вдаваться в крайности. Нельзя сажать возле него паука или муравья, ожидая спокойной реакции. Не рекомендуется также давить жуков и пчел при детях: так вы научите их жестокости. Постарайтесь найти творческий и приятный подход к лечению подобного страха. Если ребенок боится насекомых до истерики, помогут следующие рекомендации.

К кому обратиться?

Если все попытки вылечить сына или дочь от энтомофобии не увенчались успехом, тогда следует обратиться к профессионалам. Опытные сотрудники психологического центра «Инсайт» помогут решить данную проблему. Они подберут для ребенка индивидуальный метод лечения и избавят его от панической боязни насекомых в кратчайшие сроки. Чтобы записаться на прием, позвоните менеджерам компании или заполните заявку на сайте.

Насекомые непредсказуемы: они быстро двигаются, они летают, они могут больно укусить. Часто их боятся даже взрослые. Сказывается глубинное подсознание людей, что насекомых нужно опасаться, ведь многие из них действительно опасны. Все предпосылки для этого есть.

Способ работы с этими страхами такой: сделать ситуацию максимально предсказуемой, дать ребенку способы защищаться, дать другие способы реагирования.

Давайте рассмотрим каждый из этих способов подробнее.

Сделать ситуацию предсказуемой можно, разговаривая с ребенком о волнующей теме. Можно посмотреть фильм о насекомых, можно почитать о них в книге. Обязательно вместе. Фильм и книга дают информацию, которая снижает страх и тревогу. При этом на руках у мамы или в обнимку с папой малыш чувствует себя в безопасности. Можно рассмотреть вместе с ребенком пугающее насекомое. В папиных руках оно потеряет все свои страшные качества. Разглядывая, обязательно обратите внимание ребенка на то, какое насекомое маленькое, а ребенок по сравнению с ним большой.

Научить ребенка способам защиты - значит придумать вместе, как можно победить насекомое. Например, взять с собой водяной пистолет и при. приближении мухи стрелять в нее водой. Или при виде пчелы научить ребенка быстро от нее убегать.

На самом деле любой способ годится, так как дает ребенку ощущение, что он сможет справиться с ситуацией.

Ознакомить с другими способами реагирования, а не только бояться и плакать. Например, можно громко покричать и испугать насекомое. Можно отбежать на безопасное расстояние. Можно сделать насекомое своим другом.
Вот как поступил со страхом своего трехлетнего сына один папа. Его сынишка боялся шмелей. Когда он их видел, то принимался громко кричать, убегал, глаза были полны ужаса. Папа пошел с сыном в лес и, увидев шмеля первым, закричал: «О, это же наш знакомый шмель! Он к нам уже прилетал! Как же мы его назовем?» На что сын ответил: «Миша!» Папа сказал: «Миша, привет». И рассказал сыну, что этот шмель будет показывать теперь дорогу, чтобы они не заблудились. Дальше они продолжали гулять в лесу и, увидев другого шмеля, мальчик радостно закричал: «О, смотри, это Миша! Он к нам опять прилетел!» И улыбнулся.

В примере видно, что папа сделал ситуацию предсказуемой - он первый увидел шмеля и предупредил мальчика об этом, сказал, что это знакомый шмель. Знакомые - это категория безопасная. Второе, что он сделал, - предложил дать имя шмелю. Это сделало насекомое не безликим, а конкретным существом. Еще папа описал его как хорошего, помогающего. Таким образом, страху не осталось места.

Воля и ее роль в регуляции деятельности. Структура волевого акта.

Общее понятие о воли.

Бывает так, что просыпаясь, мы не сразу вскакиваем с постели, а нежимся несколько минут, т. е. не спешим выполнять действия.

Воля- сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий, поступков.

Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затруднительных условиях жизни. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим выделяется два основных действия: активизация и торможение.

Волевые или произвольные действия возникают у человека не сразу. Они развиваются на основе непроизвольных движений и действий.

Простейшими из непроизвольных действий являются рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, отдергивание руки от горячего и т. д.

Сознательные действия направлены на достижение цели.

Особенности волевых действий

Именно сознательность характеризует волевое поведение. Но не всякая цель может быть достигнута сразу. Проходит в несколько этапов. Феноменология воли:

Воля нужна при выборе цели, принятии решений, преодолении препятствий.

Признаки волевого поведения:

1.Преодоление препятствий(внутреннего или внешнего). Внутренние – это побуждение человека, направленные на выполнение противоположных ему действий. Например, школьнику хочется гулять, а нужно делать уроки.

2.Осознанность.

3.Связь с мыслительной деятельностью и чувствами.

Функции воли:

1. Выбор мотивов и целей

2.организация психических процессов, выполняемых человеком.

3.мобилизация возможностей при преодолении препятствий.

Структура волевого действия.

Волевые действия различаются по своей сложности. В том случае, когда человек ясно видит свою цель, то сразу же переходит к действиям, то говорят о простом волевом акте. Например, просыпаетесь, и сразу встаете с кровати. Даже если не хочется вставать, вам не требуется много усилий и действий, чтобы достичь цели.



Сложное волевое действие предполагает, что между побуждением и непосредственным действием встают дополнительные звенья. Например, чтобы получить диплом, необходимо в течение 5 лет ежедневно ходить в вуз, готовиться к занятиям, писать рефераты… основными моментами (фазами) сложного волевого действия выступают:

  1. Возникновение побуждения . Это побуждение ведет к пониманию человеком того, что он хочет, к осознанию своей цели. Но не всякое побуждение носит осознанный характер н-р, «Пойди туда, не зная куда». В зависимости от того, насколько осознана та или иная потребность, причиной побуждения может быть влечение или желание . Если мы осознаем лишь неудовлетворенность сложившейся ситуацией и потребность осознается нечетко, то причиной побуждения м. б. влечение. Оно обычно смутно, неясно: человек понимает что ему что-то не хватает, а что именно не знает. «Он сам не знает, что ему нужно». Влечение – примитивная биологическая форма активизации личности. Из- за своей неопределенности влечение не может перерасти в деятельность. Человек не понимает, что ему нужно. Влечение – переходящее явление и потребность может либо угасать, либо переходить в желание. Желание - это знание того, что побуждает к действию. Прежде чем желание переходит в мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком. Для желания характерна осознанность цели, причин. При этом осознаются возможные средства и пути к достижению цели.
  2. Борьба мотивов . Это мысленное обсуждение человеком всех плюсов и минусов действий, как надо действовать. Борьба мотивов сопровождается внутренним напряжением и представляет собой переживание внутреннего конфликта между доводами разума и чувствами, личными мотивами и общественными интересами, «хочу» и «должен»… Представьте себе ваши два самых любимых желания, которые нельзя осуществить одновременно. Какое из них хотели бы получить первым? Задумались? Это и есть борьба мотивов. В психологии борьба мотивов и последующее решение, которое принимает человек, рассматривалось как ядро волевого акта. Выделяют внутреннюю и внешнюю борьбу мотивов. Внутренняя включает обдуманность действий, обсуждение поступка предстоящего, человек может бороться сам с собой. Внешняя борьба мотивов может проявляться в трудовых, научных коллективах, когда сталкиваются разные точки зрения. При борьбе мотивов человек может выбирать разные пути решения своих проблем: действовать или не действовать, лгать или нет… Т. е. в волевой процесс включаются мыслительные процессы.
  3. Мысленное моделирование ситуаций . Принятие решения является заключительным моментом борьбы мотивов: человек решается действовать в определенном направлении.
  4. В борьбе мотивов оформляется цель деятельности , осмысливается ее основная специфика. После того как принимается какое-то решение человек испытывает определенное облегчение. Это связано с тем, что наше мышление переключается на другое- мы думаем о том, как выполнить задуманное и внутренняя напряженность, вызванная борьбой мотивов начинает снижаться.
  5. Затем выбирают средства для ее осуществления. Есть легкие пути достижения цели (списать, болеть, для достижения «отличника», а есть сложные пути – прочесть много л-ры, ходить в библиотеку…
  6. Исполнение волевого действия. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то говорят о намерении – это внутренняя подготовка будущего действия, это стремление к осуществлению цели. Н-р, студент принимает решение (намерение) в следующем семестре учиться на 5. Однако только намерения для исполнения волевого акта не достаточно. Это требует и приготовления заданий и т. д.

Чтобы решение перешло в действие, необходимо заставлять себя делать это, т. е. принимать волевое усилие. Волевое усилие переживается как сознательное напряжение, находящее разрядку в волевом действии, это форма эмоционального стресса, помогающая человеку преодолеть трудности.

Детерминанты волевого усилия. (Рогов. С. 362)

Волевое усилие отличается от усилия мышечного. В волевом усилии движения часто минимальны, а внутреннее напряжение может быть огромным и даже разрушительным для организма. Факторы, влияющие на интенсивность волевого усилия:

  1. мировоззрения личности
  2. моральная устойчивость личности
  3. степень общественной значимости поставленных целей
  4. установка по отношению к деятельности
  5. уровень самоуправления и самоорганизации личности

Психологическая структура волевого акта (Рогов. С. 365)

Характеристика волевого действия (волевые качества)

Волевое действие каждого человека является отражением его индивидуальностии относительно устойчивой структуры личности. Именно воля позволяет человеку управлять своими чувствами, действиями, познавательными процессами.

1. Одной из х-к является сила воли . Это внутренняя сила личности, хотя может иметь внешние проявления. Проявляется через препятствия.

2. Целеустремленность- это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Так как человек ставит разные цели (отдаленные или близкие), то различают целеустремленность стратегическую (умение личности руководствоваться в жизни определенными принципами и идеалами) и целеустремленность оперативную (умение ставить ясные цели для отдельных действий).

3. Инициативность. Основывается на новых идеях, планах, богатом воображении. Для многих людей самым трудным является преодоление собственной инертности, изменения привычного течения дел, они не могут предпринять что-то сами. Именно инициативные люди часто становятся лидерами.

4. Инициативность тесно связана с самостоятельностью. Она проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждении.

5. Выдержка. Позволяет затормозить действия, чувства, мысли, не подходящие в данной ситуации, не нужные в данный момент. Сдержанный человек сумеет выбрать уровень активности, соответствующий условиям и оправданный обстоятельствами. В дальнейшем это обеспечит успех в достижении поставленной цели. Выдержка- это проявление тормозной функции воли.

6. Решительность. Это умение принимать быстрые решения. Решительность проявляется в выборе цели, в выборе правильных действий и средств достижения.

7. Самооценка, самоконтроль. Самооценка должна соответствовать самоконтролю, быть не завышено и не заниженной. Золотая середина самооценки обеспечивает 100% самоконтроль. Н-р, отрицательная самооценка ведет к тому, человек будет преувеличивать свои отрицательные качества, потеряет веру в себя и откажется от деятельности. Положительное отношение к себе приведет к самолюбованию.

Происхождение воли в онтогенезе. (Ильин Е.П. Психология воли. С. 167)

Имеются две противоположные точки зрения по вопросу о происхождении воли. И.М. Сеченов полагал, что волевые акты не даются готовыми от рождения, а проходят сложные этапы развития, начиная с рпождения. Беспорядочные движения превращаются в заученные, но еще не произвольные и лишь когда на основе возникающих ощущений у человека формируются представления и появляются произвольные движения.

Вундт (1912) считал произвольные движения первичными, а непроизвольными вторичными, возникающими на базе первых в результате автоматизации.

Павлов И.П. подчеркивал, что ни врожденность, ни приобретеннотсь произвольных движений не доказаны, но считал, что произвольные движения приобретаются.

Этапы формирования произвольного движения:

  1. Раннее детство. Развитие произвольного движения связано с осуществлением познавательных действий и с подражанием взрослых. Манипуляции с вещами приводят к определенным действиям. До двух летнего возраста дети не могут воспроизвести знакомое им действие без реального предмета (н-р, не имея ложки, показать как ею пользоваться). Поэтому существенным шагом в развитии произвольного движения является формирование способности к представлению отсутствующих предметов, благодаря чему поведение ребенка является представляемым. В 3 года действие без реального предмета могут сделать 94% детей. В период от 2-3 лет закладываются основы регулирующей функции речи. Поэтому у ребенка должна быть прочная выработка на два словесных сигнала взрослого: на слово «надо» и «нельзя». Эти слова учат способности к самообладанию, самостоятельности.
  2. Преддошкольный возраст. Игра – основа дошкольников. Дети способны сдерживать свое импульсивное поведение от 4 до 6 лет втрое раз дольше. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, обнаруживается послушание, обусловленное чувством обязанности и в случае невыполнения какой- либо обязанности, чувством вины перед взрослым. В конце преддошкольного возраста ребенок делает в волевом развитии большой шаг вперед: задание доводит до конца. Слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком. Это – первое проявление силы воли.
  3. Младший школьный возраст. Под влиянием предъявляемых к нему требований начинает развитие сдержанности (выдержки) и терпения как основы дисциплинированного поведения. Начинают формироваться произвольные умственные действия: намеренное запоминание учебного материала, произвольное внимание, упорство в решении мыслительных задач. Развивается самостоятельность, но проистекает чаще всего от импульсивности вследствие возникающих у него эмоций и желаний, а не в результате осмысленности ситуации. Нарастание самостоятельности и развитие самосознания толкают школьников на намеренное неподчинение общим правилам. Такое поведение они считают проявлением своей взрослости и независимости. Часто защищая свои решения, суждения, поступки, школьники проявляют упрямство. Проявление упрямства расценивают как упорство, настойчивость. У младших школьников возрастает выдержка (сдержанность), умение сдерживать свои чувства. Развитию воли способствует ряд обстоятельств: - связь заданий с потребностями и интересами школьника; - обозримость цели; - оптимальная сложность задания. Слишком легкие задания расхолаживают, а слишком трудные могут привести к снижению уровня волевого усилия; - наличие инструкции по выполнению задания.
  4. Подростковый возраст. Происходит коренная перестройка структуры волевой активности. Чаще регулируют свое поведение на основе внутренней стимуляции. В тоже время волевая сфера слишком противоречива. Это связано с тем, что при возросшей активности подростка волевые механизмы еще недостаточно сформированы. Внешние стимуляторы (воспитательные воздействия и пр.) подростком воспринимаются иначе, чем в детстве. Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства, в следствие утверждения своего Я, права на собственное мнение. Половое созревание увеличивает подвижность нервных процессов, сдвигает баланс в сторону возбуждения, это тоже приводит к изменению волевой сферы: затрудняет применение запрещающих санкций, снижается выдержка, самообладание.
  5. Старший школьный возраст. Проявляют высокую настойчивость в достижении своих целей, резко увеличивается способность к терпению. Усилено формируется моральный компонент воли.

Патология воли.

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...