Особенности построения отношений студентов друг с другом. Психология взаимоотношений среди студентов

Педагогическая психология

Абрамишвили Р.Н., старший преподаватель Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ

В статье рассматривается формирование взаимодействия студентов-первокурсников в ВУЗе, потребности во взаимодействии, барьеры взаимодействия и эмоциональная сторона таких взаимодействий.

Ключевые слова: студент, малая группа, взаимодействие, взаимоотношения, дружба, симпатии, антипатии, общение студентов, эмоции, потребности.

Студент (от латинского studens) в дословном переводе обозначает «человек стремящийся к чему-либо, интересующийся чем-либо». Студент - это особый вид человечества, это самый веселый и надежный народ, который благодаря своей еще профессиональной неопытности стремиться, все познать, и впитывает знания как «губка».

В наши дни общепринятое понятие «студент» обозначает человека, который проходит определенное количество времени обучения без разделения по полу и возрасту. По истечении этого времени студенту присваивают квалификацию и это уже человек получивший профессию. К студентам относятся люди разного поколения, это, как правило, лицо, окончившее 9 или 11 классов общеобразовательного учебного заведения, или среднеспециально-го образовательного учреждения. Возраст среднестатистического студента в России -16-23 года. Студент может использовать различные формы обучения - очное, заочное или вечернее.

Студент - это не звание, не положение - это состояние души. Переход от школы к учебному заведению иного рода открывает новые горизонты - новые знакомства, новые обязанности и правила, дает возможность прожить новую уникальную студенческую жизнь, более ответственную фазу жизни. Из-за резкой смены обстановки первое время обучения дается обычно нелегко, но со временем ко всему привыкаешь и кажется, что быть студентом гораздо проще чем быть школьником. В конце первого семестра проводился опрос среди студентов -бакалавров первого курса (направление - менеджмент).На один из вопросов: « Есть ли у них какие-либо разочарования в учебной деятельности?». Мне запомнился ответ одной студентки: «.. .Ведь за 4 месяца учебы я не пожалела ни разу. Даже появилось хобби - вожатство...» Таким образом, можно сказать, что в течение 4 месяцев сформировались такие отношения в студенческой группе, которые не дали возможности для разочарования, а наоборот: возможно это хобби даст хорошие корни. Студент - это уже самостоятельный человек, его никто не заставит учиться. Студенческая жизнь - ответственный этап, который суждено пройти каждому специалисту прежде чем стать таковым. Недооценивать важность этого этапа не стоит. Насколько серьезно вы подойдете к получению знаний будет зависеть насколько качественный специалист из вас получиться. В жизни человека ставшего студентом появляются такие понятия как сессия, зачеты, экзамены, курсовой проект, дипломный проект, ректор, декан и множество других студенческих понятий. Дорога студента - это путь через тернии зачетов и экзаменов к великой цели - появлении в мире еще одного специалиста.

Круг обязанностей студента - прежде всего, непосредственно сам процесс обучения, который в последствии дает возможность познания того или иного предмета, в зависимости от выбранной профессии. Но этим не ограничивается деятельность студента. В круг обязанно-

стей студента входят и другие разные по значимости занятия. Участие в разных мероприятиях ВУЗа или группы, дает возможность студенту приобрести свои плюсы при формировании общей своей характеристики: например, его возможностей в спорте, гибкость, характер и стремление; музыкальные, сценические занятия дают возможность проявить свой талант актера, импровизации, голосовых данных, возможности игры на музыкальных инструментах, организация культурно-массовых развлечений - характеризуют степень организаторских способностей.

Уже долгое время существует мнение о том, что, если студент не жил в общежитии, значит он не настоящий студент. В отношении этого можно поспорить. Да, жизнь в общежитии дает свои определенные жизненные уроки и навыки: коммуникабельность, отзывчивость, способность воспринимать учебный материал при шумном соседе или соседях, научиться самостоятельно контролировать свои расходы, научиться готовить и умение вести хозяйство. Такого студента можно считать самым приспособленным и адекватным «видом», который живет на стипендию от учебного заведения или денежного финансирования родителей. Некоторые студенты в последующие годы обучения совмещают и работу, и обучение. Для заочного и вечернего обучения используются несколько иные правила: студенты являются слушателями более сжатого курса лекций, а студенты-заочники нередко приезжают в учебное заведение только для сдачи экзаменов.

Сегодня в вузах России обучение ведётся по ступеням бакалавриата и магистратуры (Болонская система), для обеих ступеней также применяется понятие «студент »например, студент бакалавриата, студент магистратуры. Наряду с этим, используются понятия бакалаврант и магистрант.

Уже в средние века студент часто покидал место постоянного проживания своей семьи с целью поиска лучшей для себя школы или даже определённого учителя, в иных случаях, целью была надежда обрести деловые и личные связи и, тем самым, легче трудоустроиться в более привлекательном месте в каком-либо отношении: научном, культурном, профессиональном, религиозном и т. д. В ХХ1 веке появилась и усилилась мода на обучение в столицах, а также заграницей, причём часто в нескольких ВУЗах. Студенческая подвижность и сопровождающие её перемещения к местам обучения получила ещё большее распространение. Поэтому появились понятия: иногородние студенты, совершившие переезд с целью получения образований в пределах одной страны, международные студенты, которые выезжают на учёбу за рубеж.

Современное студенчество сейчас в России переживает некий кризис: большинству молодых людей далеко наплевать на окружающих, их заботят только собственные интересы. Возможно, это рыночные отношения поменяли мышление молодых людей, возможно нынешний студент стал не таким романтиком, как студент в ХХ века.

Россия страна больших возможностей, у каждого есть возможность самореализоваться. Но раскрыть свой потенциал и достичь определено поставленного уровня, могут только те люди, кто по-настоящему способны к личностному росту, стремлению и продвижению на высокие позиции в обществе. Такие студенты готовы пробить лбом себе дорогу наверх.

Что же будет с остальными студентами, какие у них перспективы после окончания ВУЗа? Сами студенты говорят об отсутствии своего жилья, сложно устроиться или вообще отсутствие возможности найти нормальную работу. Учитывая все это, в современном студенчестве очень распространён индивидуализм. Студенты, грубо говоря, идут друг другу по головам, стараясь всё сделать таким образом, чтобы только самому быть на коне, не думая об остальных. Но всё что не делается, ведет к лучшему, как говориться. По сути - это здоровая хватка. Раньше, как известно, был железный занавес и «уравниловка», которая и не позволяла «выделяться из толпы». Сейчас демократия, свобода. Многие родители стимулируют и побуждают своих детей стремиться к высоким целям, шагая, порой, по головам.

В современной России наиболее динамичной отраслью, и все мы это знаем, является бизнес. Но и наука не отстает от него, также являясь наиболее динамичной отраслью. Поэтому многие современные студенты еще в студенческие годы стараются зарекомендовать себя для будущего продвижения по лестнице карьеры. Государство сейчас поддерживает талантливых студентов, выплачивая им довольно крупные гранды, за достижения в научной деятельности. Сегодня именно молодые учёные надеются на то, что при поддержке государства они смогут свершить свои самые сокровенные желания. Современный студент - это человек, который стремится поглощать все имеющиеся современные технологии, подкован с технической стороны как никогда раньше: имеет не только компьютер, но и другие гаджеты и для обучения, и для развлечений. И именно наш век информационных технологий диктует моду на все подобного рода устройства.

Формирование отношений студентов-первокурсников представляет собой сложный процесс. Их формирование происходит с учетом потребностей, интересов, оценок, суждений, действий и поведения студентов в различных ситуациях, социально - психологических процессов. На формирование их влияют общественное и коллективные мнения по вопросам совместной деятельности.

Студенты общаются ведь не только со своими сверстниками, а также с курсами старших студентов и, конечно, преподавателями. При всем своем стремлении к самостоятельности они все - таки нуждаются в жизненном опыте и помощи преподавателей и старших курсов. Часто у старшекурсников спрашивают как можно сдать тот или иной предмет, воспользоваться их литературой, проконсультироваться, а также просто попросить помощи для решения какой-либо проблемы.

Взаимодействие студентов со своими сокурсниками происходит очень тесно: сидят в одной аудитории на лекциях, некоторые живут в одном общежитии, участвуют в общественных мероприятиях. Но каждый студент, пытается утвердиться как личность в коллективе сверстников, потребность в общении со сверстниками доминирует.

В общении с сокурсниками гармонично удовлетворяются потребность в оценке, и потребность оценивать партнера. Отсюда следует, что равенство сверстников как партнеров по общению служит предпосылкой формирования у студентов адекватных представлений об окружающем мире.

Говоря о формировании отношений студентов-первокурсников, необходимо раскрыть сущность таких понятий как общение, взаимоотношения, взаимодействие.

Согласно психологическому словарю, общение - это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, в основе которого лежат потребности в совместной деятельности и, который включает в себя, обмен информацией, взаимодействие и понимание другого человека. В процессе общения устанавливается эмоциональный контакт и происходит обмен эмоциональных состояний.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате

ДЬЯЧЕНКО Е.А. - 2015 г.

Проблема межличностных отношений в студенческой среде актуальна. Социальная среда оказывает социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента со стороны учебной группы, в которую он входит, а также со стороны других социальных групп, с которыми он непосредственно взаимодействует в процессе обучения и социализации.

В очень упрощенном виде межличностные отношения, или взаимоотношения можно представить как процесс, который складывается: совместной групповой деятельности; вербального и невербального контактов; физического восприятия. В структуру взаимоотношений включаются: субъекты взаимодействия; взаимная связь его субъектом; взаимное взаимодействие их друг на друга; взаимные изменения субъектов взаимодействия.

Межличностное взаимодействие есть реально функционирующая связь, взаимное взаимодействие между субъектами личностями.

Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов друг на друга. Отношения приятия – неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли люди друг другу. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции отвержения или прекращения установившегося контакта.

Студенческий период характеризуется особенной коммуникабельностью, креативностью, развитию умственных способностей, расширению кругозора, психологической устойчивостью к внешним и внутренним факторам. В этот период студенты часто общаются со своими сокурсниками, со студентами старших и младших курсов. Взаимодействие студентов со своими сокурсниками происходит очень тесно: посещают лекции в одной аудитории, некоторые живут в одном общежитии, участвуют в общественных мероприятиях. Студент пытается утвердиться как личность в коллективе сверстников, потребность в общении со сверстниками в это время доминирует. В общении с сокурсниками гармонично удовлетворяются потребность в оценке, и потребность оценивать партнера. Отсюда следует, что равенство сверстников как партнеров по общению служит предпосылкой формирования у студентов адекватных представлений об окружающем мире.

Студенты общаются ведь не только со своими сверстниками, а также с курсами старших и младших курсов. В основном их взаимодействие проявляется в общении, участии какой-нибудь общей деятельности, например, мероприятиях университета (конкурсы, посвящение первокурсников, спортивные соревнования, КВН и т.д.). При всем своем стремлении к самостоятельности они все-таки нуждаются в жизненном опыте и помощи старших курсов. Это и способствует для поддержания взаимоотношений студентов со старшими. Для них старшекурсники являются поддержкой и приобретением большего жизненного опыта в университете. Часто у старшекурсников спрашивают, как можно сдать тот или иной предмет, воспользоваться их литературой, проконсультироваться, а также просто попросить помощи для решения какой-либо проблемы. Для старшекурсников же такое отношение младших товарищей является отличным поводом почувствовать свою значимость, а также передать опыт, накопившийся за время обучения в университете. Впервые знакомство с младшими курсами происходит на посвящении первокурсников, в дальнейшем активные студенты встречаются на других университетских мероприятиях. Старшие курсы ведут себя более общительными, раскрепощенными и с удовольствием идут на контакт с младшими курсами.

На протяжении всего процесса социализации студент имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. Расширяется сфера деятельности, а главное – качественно изменяется характер этой деятельности, значительно усложняются ее виды и формы. Студенты участвуют в разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, общественно-политической, культурно-массовой работе, физкультурно-спортивной деятельности, в организаторском труде и т.д.

В целом же развитие личности студента как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений: развиваются необходимые способности; укрепляется профессиональная направленность; растут притязания личности; крепнет готовность к будущей работе; совершенствуются личностные качества и опыт. Психологическое развитие личности студента - диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой.

Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на интересную жизнь. Вместе с тем на втором и третьем курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. К концу третьего курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения в будущем избежать работы по специальности

Проблема межличностных отношений популярна не только в студенческой, но и в профессиональной среде. Современному обществу не хватает людей, умеющих создавать здоровую психологическую атмосферу, устанавливать контакты и формировать профессиональную направленность личности. Для решения выделенных профессиональных проблем необходимо рассмотреть отношения в студенческой среде, адаптацию студентов и способы решения конфликтных ситуаций как начальную стадию формирования будущего специалиста. Очевидно, что выявление и разрешение межличностных конфликтов необходимо выполнять в период ранней адаптации студента на первом курсе, когда происходит формирование небольших групп, связанных общим интересом, подчинение студентов групповым нормам и правилам, выявление лидеров группы. Необходимо подчеркнуть, что студенты первого курса первого семестра еще не адаптированы к той среде, в которой находятся, следовательно, каждый студент занимает защитную позицию в борьбе за лидирующее положение в группе, он часто бывает агрессивен по отношению к одногруппникам. Сплочение группы происходит в период сессии, когда все участники учебного процесса действуют сообща. Для того чтобы избежать конфликтных ситуаций или разрешить уже возникшие конфликты, группой занимается социальный педагог, психолог-практик и преподаватель-куратор.

Кроме образовательной среды влияние на адаптацию и межличностные отношения оказывает среда, в которой проживает обучающийся, то есть общежитие. Главной задачей коллектива общежития является социально - воспитательная работа. Необходимо подчеркнуть, что в общежитии проживают студенты однородного возрастного состава, разница в возрасте не более 5 лет, что обуславливает возрастное сходство интересов и целей. Также стоит отметить, что разница в возрасте является положительным фактором. Общение со старшекурсниками позволяет первокурсникам быстрее адаптироваться, приобрести приятельские и дружеские отношения, повысить свою коммуникабельность и преодолеть страх начала самостоятельной жизни, приобрести опыт старшего поколения. Социально-воспитательная работа воспитателей и коменданта общежития представлена как в игровой форме в виде конкурсов, творческих мероприятий и представлений, музыкальных и праздничных вечеров, так и в трудовой - приобщение к труду, аккуратности, ответственности, порядку. Воспитатели, имея большой педагогический опыт, легко могут найти подход к каждому студенту и приобрести доверительные отношения. Таким образом, студенческая среда - это среда формирования социально адаптированной личности, готовой к продуктивной профессиональной деятельности. Без всякого сомнения, можно утверждать, что влияние преподавателя-куратора, воспитателей общежития и психолога оказывает плодотворное воздействие на процесс становления личности, самопознание, самореализацию, саморазвитие, идентификации принадлежности студента к выбранной им профессиональной направленности.

Система межличностных отношений в силу своей внутренней психологической обусловленности (симпатия или антипатия; безразличие или неприязнь; дружба или вражда и другие психологические зависимости между людьми в малой группе) складывается порою стихийно. Она в большинстве случаев организационно не оформлена, особенно в начальный период существования. Между тем значение ее очень велико, поэтому следует изучать ее и осмысливать, поскольку на основе межличностных отношений формируются все остальные компоненты психологии малой группы: взаимные требования и нормы совместной жизни и деятельности; постоянные межличностные оценки, сопереживания и сочувствия; психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение.

В ходе межличностных отношений осуществляются самоутверждение личности в группе, оценка своих достоинств в сравнении с достоинствами остальных членов группы с целью раскрыть свои возможности, проявить себя, определить свою роль в группе. Психологи рассматривают студенческую среду как социально-психологическую систему, обладающую специфическими особенностями, которые детерминированы многими факторами и подчеркивают значение создания комфортной среды для оптимального развития личности будущего специалиста и актуализации его скрытых возможностей, раскрытие потенциала, трансляции и приращения знаний.

Формирование межличностных отношений происходит в процессе общения субъектов, что собственно и является главной целью общения в отличие от деятельности, направленной, в первую очередь, на преобразование объекта внешней реальности.

Большую роль в формировании межличностных отношений играет также проблема психофизиологической совместимости индивидов. Человек вступает в общение всегда как личность и воспринимается партнером по общению также как личность. При общении происходит формирование представления о себе через представление о другом, причем каждый индивид «соотносит» себя с другим не абстрактно, а в рамках той социальной деятельности, в которую включено их взаимодействие. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. То есть межличностные отношения обязательно носят взаимный характер. Основные механизмы осознания себя через другого являются идентификация и рефлексия.

Идентификация обозначает уподобление себя другому. Этим способом люди пользуются в реальных ситуациях взаимодействия, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией. Она также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, т.е. ситуация не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Наше взаимодействие будет зависеть от и того, как партнер по общению будет понимать меня, т.е. процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию.

Люди не просто воспринимают друг друга, но они еще и формируют друг по отношению к другу определенные отношения, которые рождают разнообразную гамму чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанная с выяснением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Аттракция – это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.

Таким образом, межличностные отношения - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Главную особенность отношений составляет причинная обусловленность, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Сначала возникает взаимодействие, а потом уже, как его следствие, общественные и психологические отношения между людьми. Понятие "межличностные отношения" акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми и вводит фактор времени в анализ общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи, путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникают и персональная зависимость вступивших в контакт людей друг от друга, и их взаимная ответственность за сложившиеся отношения. Следовательно, межличностные отношения - это взаимные ориентации, которые складываются у студентов, находящихся в длительном и тесном контакте.

ПСИХОЛОГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СРЕДИ СТУДЕНТОВ Г.И. Рожнова, преподаватель ГБОУ СПО Тольяттинский машиностроительный колледж, г.о. Тольятти. В статье рассматриваются взаимоотношения студентов в современном мире, вопросы недопущения конфликтов в студенческой среде. Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. У. Блэкстоун Тема взаимоотношения между людьми очень актуальна. Мы не можем представить свою жизнь без коммуникаций. Каждый день мы общаемся с людьми, обмениваемся информаций, познаем что-то новое. Поэтому, на мой взгляд, следует уделить внимание такой проблеме как воспитание толерантных взаимоотношений среди студентов. Этому воспитанию нужно учить детей с малого возраста, так как основы этого мышления закладываются с ранних лет. Многие факторы могут влиять на формирование отношения к окружающим, например, такие как: влияние общества, родителей, сверстников, родственников, и других знакомых. Немало важным является воспитание толерантности в учебных заведениях, так как именно в юношеские годы происходит становление, формирование личностных качеств человека. Происходящие перемены в современной России, в немалой степени влияют на взаимоотношения среди студентов. Это как бы отражает сложившуюся культуру отношений между людьми в самом обществе. Поэтому возникают трудности в отношениях среди обучающихся, самооценки самого себя и своего места в жизни, что без некоторой воспитательной работы может привести к развитию личности по ложному пути и неправильному восприятию ценностей жизни, как материальной так и нравственной. Конечно, трудно подобрать какие-то готовые понятия таких отношений. Часто их диктует сама жизнь. Но все-таки приходиться корректировать эти отношения и прививать студентам более, если так можно сказать правильные взаимоотношения с реальными людьми и в реальную эпоху, переживаемую страной. Решение этих задач непрерывно связано с применением новых технологий в обучении. Но каковы бы ни были новые технологии обучения, важным является положительное отношение в коллективе, толерантные отношения в группе, взаимопонимание среди студентов. В своей воспитательной работе со студентами я стараюсь развить у них такой вид отношений, как сотрудничество, которое предполагает взаимопонимание и взаимоподдержку среди студентов моей группы. При помощи проведения классных часов таких как: «Человек среди людей», «Что такое толерантность…», «Не делай другим то, чего не желаешь себе», «Великодушие и равнодушие», «Человек и его воля». Очень важным в воспитании студентов является недопущение конфликтов. В студенческой среде могут возникать конфликтные ситуации и интолерантное поведение студентов по отношению к друг другу. Реакция классного руководителя должна быть направлена на искоренение нетерпимости, искоренение конфликтов, утверждение толерантности в группе. Причины возникновения конфликтов в группе могут быть самые разные, но можно выделить следующие: - заниженная или завышенная самооценка студента; - социальное неравенство в современном обществе; - неприятие некоторых национальностей; - неприятие на религиозной почве; - некомфортность в коллективе (наличие лидера, который имеет отрицательные установки, личность преподавателя, который использует в своей работе авторитарный или попустительский стиль общения со студентами). Для того, предотвратить группу студентов от конфликтов, если уж назрели какие-либо сложные отношения, нужно изучит причину, выделить лидеров, привлечь психологов, если нужно. Можно предложить проиграть ситуацию, рассмотреть разные пути решения проблемы. Для недопущения конфликтов важно создать условия комфортного существования, нейтрализации конфликтных взаимоотношений. Я предлагаю студентам, если вдруг такая ситуация создается, выговориться, внимательно выслушать своего соперника. На классных часах можно использовать тренинговые ситуации – уметь правильно вести диалог и понимать партнера. Например, можно просмотреть фильм, затем его обсудить, важно рассмотреть разные точки зрения на проблему. Чтобы не провоцировать конфликт студентов нужно научить не задавать неуместные вопросы, касающиеся личной жизни, или намеренно подчеркивать какие-либо особенности другого человека (неправильное телосложение, дефект речи и прочее). На мой взгляд более эффективной и продуктивной является деловая игра, именно ее я использую в своей практике для проведения классных часов, посвященных теме взаимоотношений между студентами. Целями такой игры является: познакомить студентов с толкованием толерантности; научить студентов уважать себя; с уважением относится к другим людям не зависимо от пола, возраста, национальности и т.п; научить способам мирного разрешения конфликтов. Можно студентам предложить игру-перевоплощение «Если я был». Студенту предлагается выбрать себе какую-нибудь вещь (солнышко, книгу, веник, лампу, веер, самовар и др.) и вообразить себя этой вещью, ощутить ее «характер». От лица этой вещи поведать рассказ о том, что ее окружает, что чувствует, о ее заботах, о ее прошлом и будущем. Можно предложить другой вариант этой игры – перевоплощение в людей: исторических личностей, литературных героев, современников – преподавателей, родителей, друзей, знакомых и незнакомых. Вот еще одна игра, которую я проводила в своей группе. В начале игры, чтобы привлечь внимание студентов и рассказать о теме нашего занятия, я продемонстрировала им мультфильм по теме доброты и толерантности; следующим шагом было разделение всех студентов на команды по 3-4 человека. Когда команды были сформированы им следовало придумать название, в течении 5-7 минут по средствам коммуникаций все справились с этим заданием. Далее каждой команде предлагались листы на которых были указаны действия, которые совершили персонажи из вымышленного мультфильма. Задача команд коллективно решить какие из действий являются толерантными. После того как все справились с заданием, и высказали свои результаты, мы начали обсуждать их, приходя к одному единственному мнению, и пониманию правильного позитивного взаимоотношения друг к другу. В заключении можно сделать, следующие выводы: - предотвращать негативные взаимоотношения среди студентов в коллективе; - не допускать конфликты в студенческой среде; - способствовать принципам толерантности, взаимопонимания, успешности взаимодействия членов группы, созданию благоприятного микроклимата в коллективе студентов. Библиографический список 1. АсмоловА.Г., Нырова М.С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива. Новгород, 1993.24с. 2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Книжный дом «Университет», 1999.332с. 3. Маленкова Л.И. Классный руководитель (воспитатель): практические материалы. М.: Педагогическое общество России, 2005.267с. 4. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: ВЛАДОС, 1999.432с. 5. Кан. М. между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. СПб:Б.С.К., 1997.143с. 6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс,1997.480с.

Неотъемлемым компонентом учебно-воспитательного процесса в вузе являются возникающие в ходе педагогического общения отношения преподавателей и студентов. Выявленная структура отношений позволила определить их особенности, характерные для каждого качественно нового этапа обучения студентов. Для рассмотрения этих особенностей представлены выявленные типы вузовского педагога как субъекта учебно-воспитательного процесса.

Первый тип (условно названный "профессионалом") отличается педагогической направленностью, высоким интеллектом, глубоким знанием своей специальности в теории и на практике. В преподавании хорошо владеет методикой, отработал систему подачи знаний. Имеет достижения в научно-исследовательской работе благодаря развитой творческой направленности. Проявляемый экстравертированный характер помогает ему устанавливать позитивные отношения со студентами и коллегами. У студентов, как правило, пользуется высоким нравственным и интеллектуальным авторитетом. Ему подражают, им восторгаются в открытую и хвалят в его отсутствие.

Второй тип (условное название - "организатор") отличается активной направленностью на общественную работу. Часто отвлекается для выполнения разных поручений. В достаточной степени владеет специализацией и методикой, умеет наладить контакт со студентами. Вместе с тем у ряда носителей этого типа отсутствует выраженное стремление к научно-исследовательской работе, и это мешает укреплению их авторитета не только среди студентов, но и среди коллег. В качестве куратора опекает своих последователей по мелочам, и это также не способствует положительному отношению к нему.

Третий тип (условное название - "методист") имеет выраженную склонность к постоянному стремлению совершенствовать мастерство преподавания, развитые методические и речевые способности. Зачастую его методическая направленность в работе преобладает над глубиной научного содержания материала, но сам преподаватель, как правило, не считает это отрицательной стороной своей целенаправленной деятельности. Пользуется авторитетом у среднеуспевающих студентов, но не всегда удовлетворяет запросы творческих ("интеллектуалов" или "идеальных") студентов. Невысокий научный его потенциал снижает авторитет преподавателя. В отношениях со студентами ровен, требователен, но не всегда выходит за пределы учебной деятельности.

Четвёртый тип (условное название - "учёный") отличается творческим, аналитическим характером ума, склонностью к теоретической деятельности, творческой переработке информации и т.д. В ряде случаев его научно-исследовательская деятельность превышает способности и склонности к преподаванию, устная речь беднее письменной. Его увлечённость наукой, занимающая много сил и энергии, не способствует деловому и межличностному общению со студентами. Отдельные преподаватели этого типа вступают в конфликты со студентами, высказывают и на деле проявляют презрение к их "тупости", бесперспективности в науке. В силу сосредоточенности на научной деятельности "учёный" недооценивает и порученную ему воспитательную работу. Ограниченность его воспитательного потенциала препятствует воздействию на студентов.

Пятый тип (условное название - "пассивный") отличается индифферентным отношением ко всем участкам работы в вузе: преподаванию, воспитанию, научно-исследовательской и общественной деятельности. У авторитетных в коллективе преподавателей и студентов не пользуется уважением. Контакт с воспитанниками не несёт воспитательного потенциала.

В свою очередь, студенты выделяют группы современных преподавателей:

1)преподаватели-"вечные студенты" - они понимают студентов, видят в студентах личность, охотно дискутируют на разные темы, обладают высоким интеллектом и профессионализмом;

2)преподаватели-"бывшие моряки" - пытающиеся навести военную дисциплину в вузе, под словом дисциплина эти люди понимают тотальное безоговорочное разделение их точек зрения, они ценят "рабство", а не интеллект и умение логически мыслить, пытаются задавить личность, "я" студента путём административных мер;

3)группа преподавателей, которые отбывают часы, позволяют студентам всё делать, лишь бы им не мешали.

Старшекурсники среди преподавателей видят: "безразличных", "завистливых", "ограниченных", "господ-баринов", "роботов" и т.п., но замечают и тех, кто "выкладывается в работе", "наслаждается работой со студентами" - гурманы, "друзья". По их мнению, наиболее распространённый тип преподавателя в высшей школе - это "преподаватель-стандарт": "знает предмет, живёт своей работой, труден в общении, упрям, амбициозен, не интересен ни себе, ни студентам".

Традиционные отношения в системе "преподаватель - студент" зависят от описанных типов педагогов и носят субъективный характер.

Субъективные педагогические отношения не учитывают особенностей трёх этапов обучения студентов и по этой причине не способствуют формированию нравственной воспитанности будущих специалистов высшей квалификации.

Весь процесс обучения и воспитания студента можно разделить на три этапа: первый этап (1-2 курсы) - формирование нравственно-волевой основы личности в период адаптации; второй этап (3 курс) - расширение и углубление нравственного потенциала личности в период специализации; третий этап (4-5 курсы) - завершение формирования нравственности молодого специалиста в период самовыражения и личностной самореализации.

Особенности нравственного развития студентов во время адаптации в вузе таковы, что при дифференцированных, детальных характеристиках наблюдается значительная "амплитуда колебаний" их нравственной устойчивости в различных поведенческих ситуациях - от осознанного самоконтроля до легкомыслия и отсутствия нравственных рамок, вседозволенности и бесконтрольности в поведении и общении. Таков диапазон нравственного отношения к жизни.

В связи с основной целью нравственного воспитания - помочь студенту сформировать нравственно-волевую основу своей личности - на первом этапе выдвигается ряд конкретных педагогических задач.

Одной из наиболее важных следует считать установление в процессе преподавания, воспитательного воздействия такого стиля отношений преподавателей к студентам, который бы предопределил и служил примером для осуществления будущим специалистом социально значимых деловых и межличностных отношений. Важно, чтобы студенты 1-2 курсов не видели в отношении к себе преподавателей расхождения с моральными истинами и принципами, провозглашёнными в процессе воспитания; сами преподаватели, являя образец коллективизма, гуманизма, оптимизма, честности и справедливости, скрывали бы от студентов имеющиеся у себя недостатки, проявляя себя с лучшей стороны.

В отношениях "преподаватель - студент" всё более должны развиваться обратные связи "студент - преподаватель" как младшее партнёрство. Стимулирование активных, инициативных обратных связей - важное звено воспитательного процесса среднего курса.

На третьем этапе сущностным содержанием воспитательной деятельности становятся индивидуализированные педагогические отношения "на равных". Этим будет достигаться опосредованное воспитательное воздействие на закрепление и развитие положительных нравственных устоев личности современного высококвалифицированного специалиста. Опосредованность нравственного воспитания адекватными педагогическими отношениями на выпускных курсах должны стать педагогической "сверхзадачей".

Дифференциация педагогических отношений в зависимости от каждого учебного этапа и одновременная их индивидуализация применительно к гено- и фенотипу личности отдельного учащегося позволило в ходе специального исследования добиться эффективного формирования социально значимой совокупности нравственных черт, качеств и свойств у будущего специалиста - выпускника вуза.

Войнов Юрий Борисович

ГАОУ СПО Технологический колледж № 28 г. Москва

преподаватель английского языка

Проблемы взаимоотношений студентов и преподавателей.

На тему воспитания подрастающего поколения написано немало статей. Все они охватывают обширный круг вопросов, связанных с этой животрепещущей темой. Но хотелось бы еще раз коснуться проблемы взаимоотношений студента и преподавателя. Имея опыт преподавания в различных учебных заведениях более семнадцати лет, приходишь к выводу, что давать советы относительно абстрактного подростка очень легко, но как же трудно бывает найти выход из трудного положения в конкретном случае.

К нам в колледж приходят ребята, которые по разным причинам не захотели, или не смогли продолжить обучение в школе. Это та категория бывших школьников, которые в своем большинстве не могли в школе похвастаться дневниками с одними превосходными отметками. Это не говорит о том, что они в чем-то уступают своим сверстникам. Даже, наоборот: у таких ребят очень большая деловая хватка и стремление как можно быстрее получить профессиональное образование.

Вот здесь и начинаются трудности. Первокурсники, придя в колледж, надеются уйти от повседневного контроля со стороны преподавателей и своих родителей. Они увлеченно слушают разговоры старшекурсников, проходящих практику в престижных ресторанах Москвы (наше подразделение колледжа готовит поваров, кондитеров и технологов общественного питания). Ребята готовы часами работать в лабораториях, постигая кулинарное искусство, но не всегда идут с охотой в учебные классы для изучения теории, так необходимой для профессионального мастерства.

Преподавателям и мастерам производственного обучения приходится прилагать огромные усилия для того, чтобы найти подход к каждому студенту и дать ему понять, что практика без теории просто невозможна. Для себя я сделал вывод, что только тогда можно донести свою мысль до студента, когда ты прекращаешь использовать императивный тон и забываешь нравоучения. Ты становишься равноправным членом студенческой группы, и только твой авторитет позволяет тебе делать замечания обучающимся. Но как завоевать авторитет?

Наверное, в первую очередь надо постараться полюбить всех без исключения студентов группы, в которой ты преподаешь свой предмет. Знаю, это дается нелегко, но ребята сразу начинают подсознательно реагировать очень положительно, и атмосфера общения становится очень дружелюбной. В такой атмосфере намного легче донести свою мысль до учащихся. Здесь я хочу напомнить, возможно, довольно банальную истину, знакомую каждому преподавателю: если хочешь сделать выговор, то лучше это сделать наедине со студентом, а если хочешь похвалить - в присутствии всей группы. Конечно, иногда приходится делать какое-либо замечание, но это следует делать очень тактично, не задевая личность самого человека.

Приведу небольшой пример из своей практики:

Вместо того, чтобы заявить перед всей группой о том, что какой-либо студент не готов к занятиям, лучше произнести приблизительно такую фразу:

«Я недоволен твоим сегодняшним ответом, возможно, ты мало времени потратил на подготовку домашнего задания».

Здесь звучит несколько пресуппозиций:

  1. студент отвечал
  2. я недоволен только сегодняшним ответом, значит, были и хорошие ответы в прошлом.
  3. Я недоволен, а это чисто субъективно и, значит, я могу ошибаться.
  4. студент потратил какое-то время на подготовку домашнего задания.

Очень часто студент в таком случае признается, что он совсем не готовился, так как у него не было на это времени. Причины могут быть объективными или необъективными - это оставляем в стороне. Студент признает свою ошибку и не винит вас в том, что вы придирались к его ответу. Это всего лишь один из примеров общения со студентами.

Большую роль в общении с подростками играет правильное использование в своей речи частицы НЕ . Мы только сознательно воспринимаем эту частицу, то время как подсознательно она не воспринимается. Самый простой пример: «Не думайте о белой лошади». Вы на долю секунды представили такую лошадь и только затем сознательно выбросили этот образ из головы. В тот момент, когда вам необходимо сделать критическое замечание, на помощь приходит эта маленькая, но очень полезная частица. Сравните две фразы:

  1. «Ты плохо выполнил свое задание».
  2. «Ты не очень хорошо выполнил свое задание».

Как видите, второе предложение звучит не так категорично, как первое. Еще пример:

  1. «Глупая затея».
  2. «Не очень умная затея».

Мой любимый способ умерить пыл излишне активного студента на занятии - подойти к студенту и, наклонившись к нему, шепотом задать вопрос: «У тебя сегодня какие-то неприятности?». Чаще всего студент в этом случае ожидает выговора и готовится к защите, а слышит всего лишь вопрос. Такой метод является примером разрывом шаблона поведения, который заставляет студента успокоиться. Этот способ я заимствовал у своего коллеги, который пользуется большим уважением у студентов.

Умелое использование этих довольно простых приемов позволяет во многих случаях избежать ненужного напряжения во взаимоотношениях с учащимися и коллегами. Я уверен, что у многих преподавателей есть свои наработки в этой области. Бывает, что даже необычное использование тона своего голоса приносит очень интересные результаты. На одной из лекций я был свидетелем, как преподаватель резко замедлял темп своей речи для привлечения внимания к какому-либо особо важному моменту. Такой прием очень эффективен как при общении с небольшой группой студентов, так и в больших аудиториях. Множество таких приемов можно найти в работах современных психологов как российских, так и зарубежных.

Мы все привыкли, что преподаватель должен быть примером для подростков во всех сферах жизни. С этим ни кто не спорит, но иногда стоит показывать ребятам, что вы тоже имеете небольшие просчеты в своих делах. Это приближает вас к детям. Например, можно слегка покритиковать себя за забывчивость или оплошность:

Какой же я растяпа, забыл дома свой блокнот.

Такого рода замечания показывают студентам, что вы живой человек, совершающий иногда ошибки, и можете понимать других людей. Человеку, с «идеальным» поведением, знающим ответы на все без исключения вопросы трудно найти общий язык с подростками. Более приземленная личность в глазах ребят быстрее завоюет авторитет. Конечно, здесь надо знать меру и не злоупотреблять такими приемами.

Большую пользу при контакте с ребятами разных курсом приносит теория коммуникативных паттернов Нейро - Лингвистического Программирования. В свое время мне повезло пройти курс обучения в Центре Нейро - Лингвистического Программирования в Образовании. Знания, полученные на таких курсах и семинарах, позволяют стать более гибким в общении с окружающими, уходить от конфликтов, находить общий язык.

В заключение хочется сказать, что сейчас появилось довольно много молодых преподавателей (не говоря о тех, кто уже имеет богатый опыт преподавания и воспитания), которые умеют найти правильный подход к студентам и учащимся. С такими преподавателями и учителями очень приятно обмениваться опытом в неформальной обстановке, в которой они откровенно говорят о своих методах воспитания. Ни один учебник по психологии не заменит общения с коллегами, умеющими на практике использовать свои знания в области воспитания и образования.

Войнов Юрий Борисович, преподаватель английского языка,

Технологический колледж № 28, г. Москва.


Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...