Организация подготовки к итоговой аттестации. Система работы школы по подготовке к гиа




Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке? Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. Новая школа - это школа для всех. Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Новая школа - это современная инфраструктура. Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.








Этапы выполнения работы: I этап. Организационный (август – октябрь). II этап. Информационный (ноябрь-январь). III этап. Практический (в течение учебного года). IV этап. Психологическая подготовка к ЕГЭ (в течение учебного года). V этап. Аналитический (июнь-август).


I этап. Организационный Анализ результатов проводится по следующим направлениям: процентное соотношение оценок, полученных учащимися на ЕГЭ по всем предметам; соответствие годовых оценок и оценок, полученных на ЕГЭ; средний балл по русскому языку и математике, полученный учащимися в сравнительной характеристике по району, области; мониторинг успеваемости, качества выпускников 11 класса в сравнительной характеристике за 3 года (9 класс, 10 класс, 11 класс).




Разноуровневая подготовка к ГИА 1 группа2 группа3 группа Группа «РИСКА» Учащиеся, набравшие 0-4 б. Учащиеся, набравшие 5-7 б, которые могут получить удовлетворительную оценку на экзамене, при добросовестном отношении и желании - хорошую. Учащиеся, набравшие 8-12 б - это претенденты на получение хороших и отличных оценок.


II этап. Информационный Содержание информационной работы с педагогами: 1. На административных совещаниях изучаются нормативно-правовые документы различных уровней. 2. На заседаниях МО учителей-предметников анализируются инструктивно-методические письма по итогам ЕГЭ в прошлом году и рекомендации по подготовке в текущем году. 3. Проведение педагогических советов по вопросам подготовки к ЕГЭ. 4. Направление учителей на курсы повышения квалификации и семинары по подготовке к ЕГЭ.


Содержание информационной работы с родителями: Ознакомление с нормативно-правовыми документами. Инструктаж родителей по проведению ГИА в форме ЕГЭ. Ознакомление родителей с результатами тренировочно-диагностических работ. Проведение ГИА для детей с ограниченными возможностями здоровья. Подача аппеляций. Оценка результатов ГИА.









Анализ результатов данных работ по различным предметам по следующим направлениям: % успеваемости и качества выполнения контрольной работы; сравнительная характеристика выполнения контрольных работ; анализ контрольной работы по заданиям, сравнительная характеристика; распределение отметок по результатам работ.


Результаты работы Отметки за работу 08 декабря Отметки за работу 17 февраля. «5»«4»«3»«2»«5»«4»«3»«2» кол-во % «5»«4»«3»«2» 08 декабря 2009 г. 17 февраля 2010 г зачет незачет






V этап. Аналитический (июнь - август) п/п Предмет Число учащихся, сдававших экзамены Сдали ЕГЭ Количество учащихся, не сдавших ЕГЭ Средний балл % обучен- ности 1Русский язык17 062,5100 % 2Математика17 049,5100 % 3Литература % 4 Английский язык % 5История % 6 Обществозна- ние,7100 % 7Биология33070,7100 % 8География22046,5100 % Анализ проведения ГИА за учебный год


Сравнительный анализ проведения государственной (итоговой) аттестации за курс среднего общего образования в форме ЕГЭ Предмет уч. год уч. год Русский язык6062,5 Математика42,849,5 Литература5960 Английский язык4257 История42,344 Обществознание55,455,7 Биология6170,7


Сравнительный анализ проведения государственной (итоговой) аттестации за курс среднего общего образования в форме ЕГЭ по району и по Московской области Предмет Средний балл по школе Средний балл по району Средний бал по области Русский язык62,5359,3059,46 Математика49,4741,7744,04 Литература60,0061,0056,79 Английский язык 57,0043,6956,45 История44,0048,3853,66 Обществознание55,7053,8255,10 Биология70,6760,0855,54 География46,5048,3853,66



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»

Проект

« Создание условий для эффективной и качественной

подготовки к государственной итоговой

аттестации выпускников школы»

Подготовила:

Астафурова Т.П., заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Паспорт проекта.......................................................................

Пояснительная записка.............................................................

Проблема проекта;

Актуальность;

Цель проекта и задачи.

Этапы реализации проекта............................................................

План мероприятий по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1

п. Пангоды» ...................................................................................

Критерии и показатели эффективности проекта ……………...

Основные риски проекта ………………………………………..

Список литературы........................................................................

Приложение ……………………………………………………...

    Паспорт проекта

Наименование проекта

«Создание условий для эффективной и качественной подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников школы»

Заказчики проекта

    администрация и педагоги школы;

    обучающиеся и родители (законные представители).

Разработчик проекта

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»

Основание для разработки

Федеральный уровень

    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

    Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15, в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию);

    Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»;

    Приказ Минобрнауки России № 306 от 24.03.2016 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 № 1400»;

    Приказ Минобрнауки России № 1394 от 25.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»;

    Приказ Минобрнауки России от 24.03.2016 № 305 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2013 № 1394»;

    Приказ Минобрнауки России от 29.07.2016 № 926 «О внесении изменений в приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2016 № 34 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при проведении в 2016 году» и от 05.02.2016 № 72 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при проведении в 2016 году»;

    Письмо Рособрнадзора от 11.04.2016 № 02-146 «О количестве сдаваемых предметов в IX классе».

Региональный уровень

    Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений ЯНАО с русским языком обучения, реализующих программы общего образования (Приказ Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа, от 11.05.2006 № 500 (далее БУП ЯНАО – 2006); с изменениями, внесёнными приказами от 26.09.2008 № 738, от 20.09.2010 № 916, от 12.04.2011 № 681, № 689, от 17.06.2011 № 1012, от 26.08.2011 № 1185;

    Приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.07.2016 № 898 «О результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Ямало-Ненецком автономном округе в 2016 году»;

    Приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.07.2016 № 933 «О результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа в 2016 году»;

    Приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.08.2016 № 973 «Об утверждении комплекса мер («дорожной карты») по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в Ямало-Ненецком автономном округе в 2017 году»

Муниципальный уровень

    Приказов Департамента образования Надымского района от 17.08.2016 № 657 «О результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в системе образования Надымского района в 2016 году»;

    Приказов Департамента образования Надымского района от 29.08.2016 № 671 «О результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в системе образования Надымского района в 2016 году»;

    Приказ Департамента образования Надымского района от 30.08.2016 № 677 «О подготовке и проведении государственной итоговой аттестации выпускников 9,11(12) классов муниципальных общеобразовательных организаций Надымского района в 2016/2017 учебном году»;

    Приказ Департамента образования Надымского района от 15.09.2016 № 743 «Об утверждении комплекса мер по повышению качества образования учащихся общеобразовательных организации Надымского района в 2016/2017 учебном году».

Институциональный уровень

    Устав Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»;

    Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» на период 2015-2017 годы, утверждена 20.12.2014;

    Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» на 2013-2018 гг. (решение ПС от 11.01.2013 протокол № 4);

    Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» для 9 классов (решение ПС от 22.03.2016 протокол № 5);

    Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» (решение ПС от 22.03.2016 протокол № 5);

    Приказ МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» от 25.08.2016 № 173/1 «О результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» в 2016 году»;

    Приказ МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» от 01.09.2016 № 210 «О результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» в 2016 году»;

    Приказ МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» от 31.08.2016 № 188/1 «О подготовке и проведении государственной итоговой аттестации выпускников 9,11 классов в 2016/2017 учебном году»;

    Приказ МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» от 31.08.2016 № 205 «Об утверждении состава институциональных творческих групп, участвующих в реализации проектов»;

    Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 31.07.2015 № 2433.

Проблема

Необходимость создания условий для эффективной и качественной подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пангоды» в связи с неудовлетворенностью администрации школы, педагогического коллектива школы, родителей и учащихся результатами государственной итоговой аттестации 2016 года, а также низким рейтингом по итогам ОГЭ и ЕГЭ 2016 года в сравнении с рейтингом других школ Надымского района.

Цель и задачи проекта

Цель: создание условий для эффективной и качественной подготовки учащихся 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации, повышение качества подготовки выпускников школы.

Основные направления

    Создание условий для повышения качества образования в школе.

    Организация работы с учащимися «группы риска» на уроках и во внеурочное время.

    Модернизация методов и форм работы со слабоуспевающими учащимися во внеурочное время.

    Разработка методических материалов по использованию мониторинговых исследований в работе по повышению качества образования.

Управление и контроль за реализацией проекта

Управляет реализацией проекта методический совет.

Контролирует реализацию проекта Управляющий совет школы

Сроки и этапы реализации

Сроки реализации – 2 года.

Этапы:

    июль – сентябрь 2016 года.

    2 этап - практический (содержательно-деятельностный) –

Непосредственная реализация мероприятий Проекта. В конце учебного года – анализ результатов, корректировка дальнейших планов действий.

    3 этап - заключительный (аналитико-обобщающий этап) – июль 2017 года – август 2018 года.

Участники проекта

    Директор;

    учащиеся 9, 11 класса;

Источники финансирования

Текущий бюджет

Критерии эффективности реализации проекта

    Результаты образовательной деятельности: повышение качества обученности.

    Количество медалистов.

    Количество призеров и победителей олимпиад, учащихся, выполняющих задания на творческом уровне, участвующих в районных, региональных и федеральных олимпиадах, конференциях, конкурсах и проектах.

    Поступление выпускников в высшие и средние специальные учебные заведения, в том числе и на бюджетные отделения.

    Число выпускников школы, демонстрирующих сформированность социальной компетентности (социальная зрелость и успешность выпускников школы).

    Количество педагогов, повысивших квалификацию.

    Качество и эффективность уроков и мероприятий, проводимых в школе.

Ожидаемые результаты реализации проекта

    Пояснительная записка

Пусть школа, точно так же как и медики, не забывает, что она не может дать человеку жизненных сил, а может только устранить препятствия для правильного развития этих сил и предложить здоровую и полезную пищу вместо вредной.

К. Д. Ушинский

Одной из задач современной школы сегодня является качественная подготовка выпускников 9 и 11 классов к государственной итоговой аттестации.

Итоговая аттестация - серьёзная проверка освоения учащимся основной образовательной программы. При подготовке к государственной итоговой аттестации обучающемуся необходимо успеть повторить пройденное по обязательным предметам и определиться с предметами по выбору для успешной их сдачи. Выпускник должен проверить себя на предмет подготовленности к экзамену, готовиться к экзаменам с использованием различных форм: самостоятельно, с учителем, с использованием компьютера и т.п.

Государственная итоговая аттестация учащихся играет огромную роль как для общества в целом, так и для школы, педагогического коллектива, и для самих учащихся в частности. Государственная итоговая аттестация даёт возможность педагогическому коллективу подвести итог своей деятельности, глубоко проверить знания и умения учащихся, обнаружить пробелы в преподавании отдельных предметов, достижения и недостатки всего учебно-воспитательного процесс школы.

Результаты ГИА стали уже не только показателем уровня знаний самого ученика, но и материалом для анализа качества преподавания в образовательной организации. Поэтому цель учителя – дать качественные знания по предмету.

Проблемами к созданию проекта послужили неудовлетворенность администрации школы, педагогического коллектива школы, родителей и учащихся результатами государственной итоговой аттестации 2016 года, а также низкий рейтинг по итогам ОГЭ и ЕГЭ 2016 года в сравнении с рейтингом других школ Надымского района.

Сравнительный анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ выпускников школы за последние три года выявил, что в 2016 году по ряду предметов наблюдается отрицательная динамика.

Предмет

Средний балл

Оценка

Динамика

Русский язык

Отрицательная

Математика

Отрицательная

Русский язык (ГИА-11)

Нестабильный показатель

Математика (ГИА-11)

Математика (база)

Отрицательная

Математика (профиль)

Положительная

Основной идеей, которая легла в основу проекта, является идея создания в образовательной организации условий для эффективной и качественной подготовки учащихся 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации.

Актуальность проекта обусловлена его направленностью на решение задач, сформулированных в основополагающих документах в сфере образования:

    образование в школе «…должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным»;

    нацеленность образования на «…становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации… образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору…» (Федеральный закон от 29.12.2013 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Концептуальная идея проекта: образовательная среда, созданная в школе, должна обеспечивать удовлетворение потребности в получении качественного образования детям с дифференцированными склонностями, способностями и интересами в условиях школы.

Реализация проекта позволит:

Учащимся:

    осуществить образование в основной и старшей школе в соответствии со своими потребностями;

    отслеживать индивидуальные достижения через систему мероприятий, предлагаемую школой.

Родителям:

    содействовать качественному образованию ребёнка в условиях образовательных услуг школы.

Образовательному учреждению:

    максимально соответствовать общественному запросу учащихся и их родителей (законных представителей).

    быть конкурентоспособным.

С целью повышения результативности государственной итоговой аттестации намечены следующие цели и задачи.

Цель: создание условий для эффективной и качественной подготовки учащихся 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации, повышение качества подготовки выпускников школы.

Задачи:

    Создание системы методического и информационного сопровождения государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов, направленной на реализацию требований государственных образовательных стандартов и формирование ключевых компетенций учащихся.

    Формирование принципиальной управленческой стратегии, направленной на поиск и концентрацию ресурсов, необходимых для повышения уровня качества образования в школе.

    Осуществление мониторинговых мероприятий и диагностики учебных результатов в целях получения объективной картины подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации, выявления причин низких результатов и их устранения.

    Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышения мотивации у слабоуспевающих учеников.

    Совершенствование кадровых условий.

    Обеспечение педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей) своевременной информацией по вопросам подготовки и организации государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования.

    Создать психолого-консультационную службу для оказания психологической помощи выпускникам школы и их родителям (законным представителям) по вопросам организации и проведения ГИА.

    Развитие материально-технической и учебно-методической базы школы.

    Дальнейшее формирование конкурентоспособной образовательной среды и положительного имиджа образовательной организации.

Целевые группы, на которые направлен проект:

    директор;

    заместители директора по УВР, воспитательной работе;

    социально-психологическая служба;

    учителя-предметники, методист;

    классные руководители 9, 11 классов;

    учащиеся 9, 11 класса;

    родители (законные представители) учащихся 9,11 классов.

Условия реализации проекта

    Нормативно-правовое обеспечение (имеющиеся и разрабатываемые нормативные документы).

    Ресурсное обеспечение (наличие в организации кадровых, научно-методических, информационных, финансовых ресурсов).

    Организационные условия (наличие структур, определяющих деятельность в проекте).

    Наличие стимулирующих механизмов (система материальных и моральных стимулов участников проекта).

    Этапы реализации проекта

Проект реализуется поэтапно через запланированные мероприятия.

Сроки реализации проекта – 2 года.

1 этап - подготовительно-проектировочный – июль – сентябрь 2016 года.

Определение стратегии и тактики деятельности. Создание условий, необходимых для обеспечения внедрения Проекта.

    Анализ результатов государственной итоговой аттестации в сравнении с муниципальными и региональными показателями. Детальный анализ причин неуспешности сдачи экзаменов обучающихся, не преодолевших минимальный порог по обязательным учебным предметам.

    Планирование работы с обучающимися «группы риска», получившими неудовлетворительный результат по ОГЭ и продолживших обучение в 10 классе (составление индивидуальных образовательных маршрутов по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся).

    Разработка плана мероприятий по повышению качества общеобразовательной подготовки учащихся 9, 11 классов (на основе учета результатов экзаменов, мониторинга учебных достижений обучающихся).

    Организация работы с реестрами затруднений по результатам ОГЭ и ЕГЭ, разработка рекомендаций для учителей-предметников.

    Разработка плана мероприятий по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов 2017 году.

    Обеспечение функционирования на сайте школы рубрики «ГИА».

    Изучение имеющихся нормативно-правовых документов.

    Создание или приведение в соответствие нормативно-правовой базы, необходимой для реализации проекта.

    Создание временной творческой группы из числа администрации, специалистов школы, учителей-предметников для реализации проекта и координации деятельности.

    Разработка механизма отслеживания результатов деятельности; планирование и организация (на институциональном уровне) обучающих семинаров, педагогических советов по проблемам подготовки выпускников 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации.

2 этап - практический (содержательно-деятельностный этап) – октябрь 2016 года – июнь 2017 года.

Непосредственная реализация мероприятий Проекта. Работа творческой группы по направлению «Создание условий для эффективной и качественной подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников школы» для оценки достижений учащихся в процессе освоения индивидуальных образовательных маршрутов; повышение квалификации педагогов через курсовую переподготовку и самообразование; распространение педагогического опыта на различных уровнях.

    Информационно-методическая поддержка педагогов школы (инструктивно-методическое совещание педагогического коллектива, по вопросам подготовки и проведения государственной итоговой аттестации (по педагогическим затруднениям), практические, теоретические семинары по вопросам подготовки и проведения государственной итоговой аттестации (в рамках ШМО), участие педагогов в краткосрочных дистанционных курсах, вебинарах, семинарах по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов, контроль деятельности учителей-предметников по подготовке учащихся к ГИА).

    Информационная поддержка учащихся школы (оформление информационных стендов в учебных кабинетах «Готовимся к ГИА», обновление информационного стенда «Выпускникам 9, 11 классов - о проведении государственной итоговой аттестации в 2017 году», ознакомление с WEB -ресурсами (вебинары, он-лайн тестирование, банк открытых заданий, электронные пособия; работа учителей-предметников по подготовке учащихся к ГИА: знакомство учащихся с процедурой проведения аттестации; знакомство учащихся со структурой содержания КИМов; работа по КИМам; индивидуализация процесса обучения (дифференциация); обучение учащихся заполнению бланков; развитие навыков контроля и самоконтроля. Проведение тренировочных и диагностических работ по русскому языку, математике, предметам по выбору в 9, 11 классах. Анкетирование учащихся после проведения тренировочных и диагностических работ с целью выявления трудных моментов, вопросов по организации экзамена. Составление реестра затруднений. Групповые и индивидуальные консультации для учащихся по ликвидации пробелов. Работа социально-психологической службы с выпускниками по вопросам подготовки к государственной итоговой аттестации по плану).

Готовность выпускников к сдаче ГИА измеряется по трем направлениям:

    информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.).

    предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания).

    психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможности личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

    Информационная поддержка родителей (законных представителей) (организация и проведение родительских собраний по вопросам проведения государственной итоговой аттестации в 2017 году, о нормативно-правовых документах по проведению государственной итоговой аттестации в 2017 году, организация встреч родителей с педагогами школы, консультации для родителей по работе с Интернет-ресурсами, сайтами Решу ЕГЭ РФ, участие в вебинарах, своевременное информирование родителей о результатах тренировочных, диагностических тестирований, разработка рекомендаций для родителей по созданию условий для подготовки ребенка к ГИА, контроля за соблюдением режима дня и правильного питания, эмоциональной и психологической поддержке.

В конце учебного года – анализ результатов, корректировка дальнейших планов действий.

3 этап - заключительный (аналитико-обобщающий) – июль 2017 года – август 2018 года.

Организация мониторинга оценки и самооценки деятельности. Интерпретация данных 1 и 2 этапов проекта. Анализ состояния качества образования по всем показателям. Систематизация результатов, полученных на предыдущих этапах.

    Оценка состояния и качества нормативно-правового обеспечения учебного плана (рабочие программы, календарно-тематическое планирование, планирование работы по подготовке к ГИА).

    Организация текущего контроля за качеством обучения.

    Система контроля и учета знаний по предметам, выбранным выпускниками для государственной итоговой аттестации.

    Оценка эффективности работы учителя по подготовке к государственной итоговой аттестации.

Подведение итогов работы по созданию условий для эффективной и качественной подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников школы, анализ полученного опыта и определение перспектив его применения.

    План мероприятий

по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации

выпускников 9, 11 классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»

Исходя из поставленных целей и задач, разработан план мероприятий , который состоит из шести разделов, включающих основные направления работы.

Ответственные

    Организационно-управленческая, организационно-исполнительская деятельность

Формирование рабочей группы по организации и проведению государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов в 2017 году

Сентябрь 2016

Обеспечение участия обучающихся, не прошедших государственную итоговую аттестацию в основные сроки, ГИА-9 и ГИА-11 в сентябре 2016 года

Изучение нормативно-правовой базы и распорядительной документации, регламентирующей подготовку и проведение государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов в 2017 году

В течение года

Корректировка и обновление содержания нормативно-правовой и распределительной документации, регламентирующей подготовку и проведение ГИА выпускников 9, 11 классов в 2017 году

В течение года

Формирование базы данных о выпускниках 9, 11 классов, проходящих государственную итоговую аттестацию в 2017 году

Сентябрь -

октябрь 2016

Формирование баз данных:

Участников экзамена;

Аудиторного фонда;

Сотрудников ППЭ

Согласование с Департаментом образования Надымского района:

Составов лиц, обеспечивающих организацию и проведение ГИА-9 и ГИА-11 в 2017 году (школьных координаторов, членов ГЭК, уполномоченных представителей ГЭК, экспертов предметных комиссий, организаторов ППЭ, экзаменаторов-собеседников при проведении экзамена по иностранным языкам (ГИА-9).

Организация и проведение итогового сочинения (изложения) в основной и дополнительные сроки:

Приём заявлений от выпускников текущего года на участие в итоговом сочинении (изложении);

Планирование проведения и распределение участников итогового сочинения (изложения) по помещениям, выделенным для проведения итогового сочинения (изложения);

Разработка распорядительной документации по организации и проведению итогового сочинения (изложения);

Анализ проведения итогового сочинения (изложения).

В зависимости от даты проведения; декабрь 2016 года – январь 2017 года

Формирование банка экспертов, привлекаемых для проверки работ участников ГИА-9 и ГИА-11.

Октябрь 2016 года

Формирование банка общественных наблюдателей на участие в основной период проведения ГИА в 2017 году.

Январь-февраль 2017 года

Организация общественного наблюдения за процедурой проведения государственной итоговой аттестации:

Информационная работа по привлечению граждан в качестве общественных наблюдателей;

Приём заявлений и аккредитация от общественных наблюдателей;

Обеспечение общественных наблюдателей памятками, разработанными специалистами департамента образования ЯНАО;

Дистанционное обучение в рамках семинара для общественных наблюдателей «Права и обязанности общественного наблюдателя в период проведения ЕГЭ-2017»;

Инструктивный семинар для общественных наблюдателей.

За месяц до каждого этапа

март-май 2017 года

Взаимодействие заместителей директора по УВР, курирующих вопросы подготовки ГИА-9, ГИА-11, с муниципальным координатором подготовки и проведения ГИА в 2017 году

В течение 2016/2017 учебного года

    Деятельность по нормативному правовому, инструктивному обеспечению ГИА-9 и ГИА-11

Изучение нормативной правовой базы, методических рекомендаций и инструкций по подготовке к проведению ГИА-9, ГИА-11 федерального и регионального уровней.

В течение 2016/2017 учебного года

Приведение нормативной правовой документации в соответствие с региональными и федеральными нормативными правовыми актами

Участвовать в совещаниях с Департаментом образования Надымского района по вопросам подготовки к проведению ГИА в 2017 году

В течение 2016/2017 учебного года

Повышение квалификации педагогов через:

    отработку технологии и методики проведения ГИА НМС, ПС, школьного МО;

    курсы повышения квалификации;

    участие в семинарах, вебинарах, конференциях, творческих встречах.

В течение 2016/2017 учебного года

Обсуждение вопросов организации и проведения ГИА-9, ГИА-11 в 2017 году, вопросов повышения качества подготовки выпускников к сдаче ГИА:

На заседаниях научно-методического совета школы;

На заседаниях школьных МО;

На педагогических советах.

Вопросы для обсуждения:

- Подготовка учителей и учащихся к проведению государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов.

Обеспечение готовности учащихся выполнять задания различных уровней сложности.

- Педагогические условия обеспечения качества государственной итоговой аттестации. - Уровень преподавания в выпускных классах, подготовка к государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов, эффективность спецкурсов, элективных курсов.

Анализ результатов мониторинга качества образования в 9, 11 классах (четверть, полугодие 2016/2017 учебного года).

- Информационно-просветительская работа по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов;

Уточнение и согласование перечня общеобразовательных предметов, выносимых на государственную итоговую аттестацию;

    Дидактико-методическая подготовка учителя к процедуре проведения ГИА-2017 оценки качества школьного образования;

Инспекционно-контрольная деятельность в школе по подготовке к государственной итоговой аттестации.

Обеспечение стабильного развития системы дополнительных образовательных услуг для подготовки учащихся к ГИА через:

Тест-классы;

Индивидуальные консультации;

Элективные курсы;

Учебные практики;

Подготовительные курсы;

Заочные (дистанционные) школы;

Компетентностные олимпиады и др.

В течение 2016/2017 учебного года

Подготовка памятки для выпускника, участвующего в ГИА.

Апрель 2017

Подготовка приказа о допуске учащихся 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации.

Май 2017 года

    Деятельность по внесению сведений в региональную информационную систему обеспечения проведения ГИА (РИС ГИА)

Организация работы по согласованию, формированию и внесению сведений в РИС ГИА-9, ГИА-11:

Планирование и распределение участников проведения итогового сочинения (изложения) по помещениям, выделенным для проведения итогового сочинения (изложения);

Допуск выпускников к прохождению ГИА;

Членов предметных комиссий;

Об участниках проведения итогового сочинения (изложения), об участниках ЕГЭ, ОГЭ всех категорий, общественных наблюдателях.

Согласно установленных сроков

Передача по установленным каналам связи данные:

Об участниках и результатах ГИА;

Об участниках и лицах, обеспечивающих проведение ГИА-9, ГИА-11.

В течение 2016/2017 учебного года

    Деятельность по обеспечению контроля за подготовкой и проведением

ГИА-9 и ГИА-11

Изучение спроса выпускников 2016/2017 учебного года по определению количества и перечня учебных предметов для сдачи ГИА-9, ГИА-11, форм сдачи экзаменов и сроков участия в ГИА

Октябрь-ноябрь 2016 года

Разработка и реализация комплекса мер по повышению качества образования учащихся школы в 2016/2017 учебном году

Сентябрь 2016 года – апрель 2017 года

Мониторинг качества образования выпускников 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации выпускников

Октябрь 2016 года – апрель 2017 года

Тренинги с обучающимися и педагогами по заполнению бланков ГИА.

В течение 2016/2017 учебного года

Информирование участников образовательных отношений о работе телефонов «горячей линии»

Январь – май 2017 года

Совершенствование системы информационного обеспечения через:

Информационный стенд для учащихся выпускных классов и их родителей «Единый государственный экзамен»;

    родительские собрания;

    страницы сайта школы, посвящённые организации и проведению государственной итоговой аттестации;

    средства массовой информации.

В течение 2016/2017 учебного года

    Деятельность по анализу и рефлексии результатов ГИА-9 и ГИА-11 в 2017 году

Анализ результатов ГИА-9, ГИА-11 в 2017 году, выявление проблем в освоении федеральных государственных образовательных стандартов, выработка предложений по совершенствованию работы школы по подготовке учащихся к ГИА в 2018 году.

Август – сентябрь 2017 года

Представление итогов ГИА-9, ГИА-11 с анализом проблем и постановкой задач на школьных МО.

Сентябрь - октябрь 2017 года

Проведение педагогического совета школы:

Анализ результатов ГИА выпускников 9, 11 классов в 2017 году;

Принятие решений по совершенствованию работы школы по подготовке к ГИА, обеспечению стандарта, контроль качества преподавания отдельных учебных предметов и корректировка образовательных траекторий учащихся школы.

Сентябрь 2017 года

Подготовка информационных, аналитических материалов результатов ГИА-9, ГИА-11 для предоставления в ДО.

Июнь - сентябрь 2017 года

    Деятельность по обеспечению информационного сопровождения участников образовательного процесса, общественности о проведении ГИА-9, ГИА-11

Информирование о процедуре проведения ГИА-9, ГИА-11 всех участников экзаменов, их родителей (законных представителей)

В течение 2016/2017 учебного года

Организация и проведение родительских собраний, классных часов, индивидуальных и групповых консультаций по вопросам проведения ГИА-9 и ГИА-11.

В течение 2016/2017 учебного года

Профориентационная работа с выпускниками и их родителями (законными представителями) по выбору предметов для сдачи ГИА

В течение 2016/2017 учебного года

Организация работы школьных психологов и социального педагога по сопровождению выпускников 9, 11 классов и их родителей (законных представителей) в процессе подготовки к экзаменам

В течение 2016/2017 учебного года

Освещение информации по вопросам ГИА-9, ГИА-11 через СМИ, официальный сайт школы

В течение 2016/2017 учебного года

Информирование под роспись обучающихся и их родителей (законных представителей), выпускников прошлых лет о порядке проведения ГИА, в том числе подачи апелляции о нарушении установленного порядка проведения ГИА и о несогласии с выставленными баллами, о случаях удаления с экзамена, изменения или аннулирования результатов ГИА, а также о времени и места ознакомления с результатами ГИА

Апрель 2017 года

Публикации информации:

О сроках и местах подачи заявлений на сдачу ГИА, итоговое сочинение (изложение);

О сроках проведения ГИА в досрочный период;

О сроках проведения ГИА в основной период;

О сроках, местах и порядке подачи и рассмотрения апелляций (досрочный период);

О сроках, местах и порядке подачи и рассмотрения апелляций (основной период);

О сроках, местах и порядке информирования о результатах ГИА (досрочный период);

О сроках, местах и порядке информирования о результатах ГИА (досрочный период).

В сроки установленные Порядками ГИА-9,

Информирование участников о персональных результатах:

В местах подачи заявлений на ЕГЭ, ОГЭ;

Через систему «Сетевой регион. Образование»

Июнь 2017 года

Пополнение медиатеки в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» по подготовке выпускников 9, 11 классов к ГИА.

В течение 2016/2017 учебного года

В результате реализации проекта произойдут следующие позитивные изменения:

    Повышение уровня методической, интеллектуальной, аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.

    Повышение результативности учебной работы учащихся образовательной организации.

    Создание системы методического и информационного сопровождения государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов.

    Достижение качества образования обучающихся образовательной организации, удовлетворяющее социальным запросам.

    Успешная сдача единого государственного экзамена и основного государственного экзамена каждым выпускником школы.

    Соответствие результатов единого государственного экзамена и основного государственного экзамена потенциальным возможностям выпускников.

    Снижение уровня тревожности у всех субъектов ГИА

    Критерии и показатели эффективности проекта

Критерии

Показатели

Уровень обученности

Качество знаний обучения

Результаты ОГЭ и ЕГЭ

На уровне показателей района

Количество выпускников, продолживших образование

Результаты призовых мест в олимпиадах конкурсах

Положительная динамика в получении призовых мест.

Динамика достижений в учебной деятельности разных групп обучающихся с учетом индивидуальных возможностей

Положительная

Качество рабочей программы по предметам

Соответствие образовательным Стандартам

Применяемые технологии, уровень профессиональной компетентности, повышение квалификации учителей, основанные на индивидуальных планах

профессионального развития

Повышение качества преподавания

Повышение мотивации родителей к

результатам обучения детей

Повышение количества родителей,

участвующих в жизни школы

Степень удовлетворенности

образовательными услугами

Увеличение количественного состава обучающихся в школе

Укрепление материально-технической базы, комфортные условия в школе.

Положительная динамика оснащения учебно-лабораторным оборудованием

    Основные риски проекта

Возможные риски

Меры, способствующие минимизации рисков

Конкуренция среди школ

Пропаганда достижений школы в СМИ, на родительских собраниях, на официальном сайте школы

Низкий уровень мотивации педагогов

Мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных и материальных (из надтарифного фонда) стимулов

Недостаточный методический уровень педагогов

Курсовая переподготовка, научно-методические и практико-ориентированные семинары

Отсутствие достаточных умений, инертность педагогов

Курсовая переподготовка педагогов школы. Привлечение молодых специалистов, обновление педагогического состава

Недостаточная учебно-методическая база

Использование ресурсов Интернет-пространства

Невысокий образовательный уровень части родителей

Просвещение родителей

Недостаточная активность родителей

Привлечение родителей к проведению школьных мероприятий

Список литературы

    Антонова Р.С. «План мероприятий по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов». (Практика административной работы, 2012, № 4).

    Дынник Л.Г., Балашова Ю.Д. «Комплексно-целевая программа подготовки школы к ЕГЭ» (Управление современной школой. Завуч, 2011, № 2).

    Готовимся к ЕГЭ// Справочник педагога-психолога: школа 2012. №1.

    Психологическая подготовка к сдаче ГИА и ЕГЭ// Справочник педагога-психолога: школа 2014. №4.

ПРИЛОЖЕНИЕ

План

психологической подготовки учащихся 9, 11 классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»

к государственной итоговой аттестации в 2017 году

Мероприятие

Дата

Форма

Психологическая подготовка выпускников

Диагностические мероприятия: анкета «Психологическая готовность учащихся к ОГЭ и ЕГЭ» (М.Ю. Чибисова), тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова), тест на мотивацию к успеху (Т. Элерс), методика «Способность самоуправления» (тест ССУ; Н.М. Пейсахов

Сентябрь

Индивидуальная и групповая диагностика

«Ты не можешь изменить реальность, но можешь изменить свое отношение к ней»

Дискуссия

«Как подготовиться к экзаменам»

Психологический практикум

«Экзменационный стресс и пути его преодоления»

Деловая игра

«Шаги к успеху»,

Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска».

Январь-апрель

«Как настроить себя на успех, быть более собранным и внимательным в день

сдачи ГИА?»

Индивидуальные и групповые консультации Распространение памятки

Консультации в период сдачи ГИА

Индивидуальные

Психологическая подготовка родителей выпускников

«Подготовка к ЕГЭ» (памятки, буклеты)

Сентябрь

Размещение информации о психологической подготовке к экзаменам на информационном стенде, на школьном сайте

«Как помочь ребёнку успешно сдать экзамены

Родительское собрание

«Создание условий для эффективной подготовки ребёнка к экзаменам»

Занятие-практикум

Индивидуальные и групповые консультации

Беседы на Совете профилактики с родителями учащихся «группы риска»

Декабрь, март

Заседание

«Роль родителей в подготовке к сдаче ГИА»

Родительское собрание

«Психологическая готовность к ГИА родителей»

Тренинговое занятие

«Психологический комфорт в семье во время экзаменов»

Родительское собрание

«Помощь и поддержка в период сдачи ГИА»

Индивидуальные и групповые консультации

Государственная итоговая аттестация (ГИА) представляет собой независимый контроль знаний учащихся девятых классов среднеобразовательных и специализированных школ. К ГИА учащиеся начинают готовится не раньше, чем за месяц.

Плюс ко всему не редкость, когда ответы на ГИА известны, необходимо лишь просто выучить билеты. В целом государственный итоговый экзамен характеризуется средней степенью объективности знаний, так как существует целый ряд нюансов касающихся его проведения. В частности, с практической точки зрения, большинство школьников просто серьезно не воспринимают его. Поскольку во-первых зачастую ответы уже известны, во-вторых он не даёт какого-либо особого права, просто является своеобразной генеральной контрольной работой. Конечно министерство образования Российской Федерации предпринимает шаги, чтобы наладить качественное проведение государственного итогового экзамена, но на практике воплотить данное положение в большинстве школах не получилось. ГИА преследует множество целей, но все они главным образом ориентированы на проведение объективного итогового оценивания знаний по основным базовым дисциплинам.

Практическая цель довольно проста: министерство образования хочет увидеть уровень качества подготовки учащихся. Однако на практике все школы имеют определённый рейтинг успеваемости, который стремятся постоянно повысить, поэтому в большинстве случаев, школа просто идёт на поводу в цифрах, а организации объективного проведения ГИА отходит на задней план учебной работы.

Районные центры министерства образования, часто проводят брифинги для директоров школ, где рассматривается важность качественной организации ГИА. Однако основной акцент делается именно на рейтинг, то есть фактически министерство образовании требует от высший школьной администрации, максимально высокие процентные показатели успешности. В связи, с чем очень часто организация ГИА в школах проводится таким образом, чтобы как можно большее количество учащихся, успешно сдали независимое с теоретической точки зрения оценивание знаний. Поэтому перед ГИА, каждый из преподавателей рекомендует свой алгоритм подготовки к экзамену. Однако на практике всё сводится к одному, более чем 90% учащихся школ, просто зазубривают билеты. Подготовка к ГИА в школе в большинстве случаев проходит интенсивно, однако, от этого багаж знаний у школьников не увеличивается. Поскольку на практике преподаватели просто проверяют качество зазубривания экзаменационных билетов, даже отличникам часто приходится заучить вопросы, вместо того чтобы проводить разбор материала.

Существует различное множество методик подготовки в государственной итоговой аттестации. Однако с практической точки зрения, наиболее эффективной, является разбор всех пунктов каждого экзаменационного билета. На уроках в школах, как правило, этому уделяется мало времени или в большинстве случаев, не уделяется вовсе времени. Поэтому данную процедуру подготовки, следует проводить самостоятельно дома в свободное время, это в свою очередь позволит получить практическое понимание материала, а также надобность в заучивании экзаменационных билетов просто отпадёт сама собой. В итоге, учащийся получить широкий спектр знаний, который поможет ему в последующих процессах обучения в школе.

Не существует идеального плана подготовки в итоговой государственной аттестации, однако, есть эффективные алгоритмы. К эффективным алгоритмам, следует отнести: подготовку к ГИА с помощью репетиторов; проведение самостоятельной практической разборки всех экзаменационных билетов. Сегодня услугами репетитора может воспользоваться далеко не каждый учащийся школы, в силу определённых экономических соображений. Хотя стоит отметить, что данный способ подготовки является наиболее эффективным с практической точки зрения. Так как при данном способе, на подготовку к ГИА требуется уделять минимальное количество своего личного времени, а также выживаемость практических знаний наивысшая, так как всё зависит от понимания процесса. Очень часто учебника недостаточно, чтобы дать практическое представление о том или ином явлении. Часто говорят, что технические предметы гораздо труднее, чем гуманитарные. Однако данное утверждение на практике является в корне неверным. Например, есть два базовых предмета: русский язык и математика. На первый взгляд математика гораздо сложнее, чем русский язык. На практике два данных предмета по уровню сложности являются совершенно равносильными, поскольку одной группе учеников легче даётся грамматика, другой же в корне наоборот, легче даются подсчёты. Данное явление является совершенно нормальным и связано с индивидуальными особенностями учащегося. Одному ученику класса интересна техническая сторона науки, другому гуманитарная. Однако независимо от интересов, все учащиеся средних и специализированных школ, после девятого класса проходят обязательную итоговую аттестацию, которая состоит из различного множества базовых дисциплин. На практике, урок подготовка к ГИА должен базироваться на фундаментальном разборе всех основных моментов той или иной темы занятия.

Наиболее рационально-эффективным с практической точки зрения способом подготовки к ГИА, является самообучение, так как данный способ подготовки доступен абсолютно всем ученикам. Главное, чтобы родители и школьный педагогический коллектив совместными усилиями сформировали у ученика тягу к получению новых знаний. Как известно, человек уделяет время тому, что ему действительно интересно. Иногда интерес необходимо просто выработать, собственно выработка интереса к знаниям является главной целью школьного образования. Подготовку к ГИА, лучшего всего начинать не позже чем за год или полгода до экзаменов. Для самоподготовки к ГИА, необходимо выделить определённое количество времени, а именно 3-4 дня в неделю. Ключевым элементом успешной подготовки является постоянство. Чтобы достичь необходимого результата, нужно готовиться регулярно, в противном случае, вместо подготовки учащийся будет просто тратить своё личное время. Система подготовки к ГИА базируется на принципе практического понимания учебной дисциплины. Например, все знают второй закон Ньютона, однако, важно не только знать сам закон, а понимать с точки зрения на практике. Лишь практическое понимание формирует выживаемость знаний, что в свою очередь позволяет постоянно двигаться по лестнице знаний.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» освоение образовательных программ среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования.

С 2009 года на основании «Положения о формах и порядке проведения ГИА обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего(полного) общего образования» (Утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 28.11 2008 г. № 362) единственной формой проведения ГИА практически для всех учащихся 11-х классов является ЕГЭ. То, какие результаты будут получены выпускниками на экзаменах, во многом зависит от предварительной подготовки школы к этому напряженному и очень ответственному периоду.

Подготовленность к чему-либо понимается мной как комплекс приобретённых знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определённую деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ я выделяю следующие составляющие:

  • Информированная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков и т.д.).
  • Предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания, задания КИМов).
  • Психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определённое поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Актуальность темы: особенности подхода к целям, структуре и содержанию ЕГЭ во многом определяют и особенности подготовки к нему всех участников образовательного процесса. Следствием этого является необходимость адаптации выпускников школ к новым требованиям, прежде всего к изменению сроков, формы и методики оценивания качества знаний, многообразию типов экзаменационных заданий, мобильности их выполнения.

Организация учебно-воспитательного процесса по подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ

На основании «Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников ОУ РФ» был составлен план подготовки и проведения государственных экзаменов, включающий такие направления:

  • Организационные вопросы.
  • Работа с педагогическим коллективом.
  • Работа с родителями.
  • Работа с учащимися.

Вся работа организована таким образом, чтобы все направления по подготовке выпускников были взаимосвязаны и преследовали конечную цель: «успешное прохождение ГИА».

Этапы выполнения работы

I этап. Организационный (август – октябрь).

II этап. Информационный (ноябрь-январь).

III этап. Практический (октябрь – май).

IV этап. Психологическая подготовка к ЕГЭ.

V этап. Аналитический (июнь-август).

Рассмотрим содержание каждого этапа работы.

I этап. Организационный (август – октябрь)

Организацию подготовки к проведению ГИА я начинаю с анализа результатов итоговой аттестации за прошлый год. Анализ результатов проводится по следующим направлениям:

  • Процентное соотношение оценок, полученных учащимися по ЕГЭ по всем предметам.
  • Соответствие годовых оценок и оценок, полученных на ЕГЭ.
  • Средний бал по русскому языку и математике, полученный учащимися в сравнительной характеристике по гимназии, городу, краю, России.
  • Мониторинг успеваемости, качества выпускников 11 классов в сравнительной характеристике за 3 года (9 класс, 10 класс, 11 класс).

Проанализировав полученные результаты, продумываю пути и средства устранения выявленных недостатков в подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации в текущем году, корректирую план гимназии по подготовке к ГИА.

На заседаниях школьных МО учителей-предметников (сентябрь) рассматриваются следующие вопросы:

  1. Включение в планы работы школьных методических объединений вопросов, касающихся подготовки к ЕГЭ.
  2. Утверждение планов по подготовке учащихся к ЕГЭ по всем предметам.
  3. Создание мобильных групп. На основе «Положения о проблемных группах ЦРО г. Новороссийска» в гимназии разработано Положение о создании школьных мобильных групп.

Мобильные группы учителей созданы в МОУ гимназии № 4 с целью повышения уровня качества подготовки выпускников 9-11 классов к государственной (итоговой) аттестации. Составы мобильных групп и их количество рассматриваются на заседании МО учителей- предметников. В них входят учителя-предметники, имеющие на данный учебный год общие цели и задачи по подготовке учащихся к ГИА. Заседания МГ проходит 1 раз в месяц и оформляются протоколом.

Диагностика и организация разноуровневого обучения

Проводится диагностика учащихся 10-11 классов для установления уровня остаточных знаний и степени усвоения программного материала по различным предметам через проведение административных тренировочно-диагностических работ, составленных по форме краевых контрольных работ.

Следуя тезису, что школа – это не место для препровождения времени, а место для получения знаний, и учить необходимо всех, кто пришел в школу, в зависимости от их уровня знаний и притязаний, в гимназии организована система разноуровневого обучения и обобщающего повторения по математике и русскому языку. Данная методика построена по технологии разноуровневого обучения, разработанной ректором ККИДППО Е. А. Семенко.

Метод разноуровневого обучения и обобщающего повторения обеспечивает достижение следующих целей:

  • Повышения уровня обученности учащихся и качества знаний.
  • Установление уровня остаточных знаний по основным темам курса алгебры и начала анализа и русского языка, изученным на данный момент времени, для последующей корректировки поурочных планов работы учителя, направленной на ликвидацию выявленных пробелов в знаниях учащихся класса.

Опираясь на личный опыт по подготовке учащихся к ЕГЭ по математике (с 2003 года были подготовлены 6 классов к ГИА в форме ЕГЭ), учитывая результаты административных диагностических работ, для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения учителям-предметникам математики и русского языка было предложено разбить класс на 3 группы.

Пример разбивки класса для подготовки к ЕГЭ по математике.

Учитывая степень обученности и мотивацию в обучении каждой группы учащихся, учителя-предметники планируют свою работу по подготовке к ЕГЭ.

II этап. Информационный (ноябрь-январь)

В своей деятельности по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ администрация гимназии и педагогический коллектив руководствуется нормативно-распорядительными документами федерального, регионального, муниципального, школьного уровней. Данные документы систематизированы и оформлены в папки по уровням прохождения информации (1 папка – федеральный уровень; региональный уровень – 1 папка; муниципальный уровень – 1 папка; школьный уровень – 1 папка). Папки с документами федерального, регионального, муниципального, школьного уровней пополняются в соответствии с их поступлением. Все нормативно-распорядительные документы рассматриваются в течение года на совещаниях различного уровня.

  1. На административных совещаниях изучаются нормативно-правовые документы различных уровней по организации и проведении ЕГЭ.
  2. На заседаниях МО учителей-предметников анализируются инструктивно-методические письма по итогам ЕГЭ по различным предметам в прошлом году и рекомендации по подготовке в текущем году.
  3. Проведение педагогических советов по вопросам подготовки к ЕГЭ
  4. Направление учителей на городские семинары по подготовке к ЕГЭ.

При организации работы с родителями учеников, приоритетным направлением считаю информационное обеспечение их по проведению и процедуре ЕГЭ. С этой целью проводятся родительские собрания, оформляются информационные стенды по подготовке и проведению ГИА.

В вестибюле гимназии оформлены 3 стенда: «Единый государственный экзамен», «Подготовка к Итоговой аттестации», «Организация профильного и предпрофильного обучения». Учитывая, что мы живём в век использования информационных технологий, на школьном сайте представлен раздел по подготовке к ГИА в форме ЕГЭ, в котором размещены документы, регламентирующие процедуру проведения ЕГЭ в 2010 году и демоверсии КИМов по всем предметам.

Однако, учитывая месторасположение гимназии и то, что многие учащиеся из малообеспеченных, неполных семей, мною разработаны памятки для родителей и выпускников 11-х классов с целью донести информацию по проведению ГИА в форме ЕГЭ до всех.

Памятка включает следующие разделы:

  1. Общие положения проведения ГИА.
  2. Формы проведения ГИА.
  3. Сроки и общие правила проведения ГИА.
  4. Подача апелляции.
  5. Оценка результатов ГИА.

Такие памятки распечатываются на каждого ученика и вклеиваются в дневник. Таким образом, для меня дневник – это школьный документ, через который можно оперативно донести до родителей информацию по процедуре проведения ГИА, результат промежуточной аттестации.

1. Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:

  • Правила поведения на экзамене.
  • Правила заполнения бланков.
  • Расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет)

2. Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, демоверсии, ресурсы Интернет по вопросам ЕГЭ

3. В библиотеке:

Папка с материалами ЕГЭ (нормативные документы, инструкции, демоверсии КИМов по всем предметам).

III этап. Практический (октябрь – май)

Данный этап включает в себя работу учителей-предметников по подготовке учащихся к ЕГЭ.

После проведения административных, краевых тренировочно-диагностических работ учителя-предметники заполняют диагностические карты подготовки к ЕГЭ, проанализировав результаты учащихся, вырабатывают стратегию организации разноуровневого обобщающего повторения параллельно с изучением нового материала.

Работая со слабыми учениками из группы «риска», учитель должен помнить, что таким учащимся свойственно быстрое забывание невостребованных умений, следовательно, им необходимо готовить задания по принципу накопления умений. То есть, если ученик начал правильно выполнять задание по определённым темам, то в последующих индивидуальных работах на эти темы необходимо предусматривать хотя бы по одному заданию базового уровня сложности и включать задания другой, ещё не усвоенной темы.

При работе с учащимися большое внимание уделяется:

  • Знакомству учащихся со структурой и содержанием КИМов.
  • Работе по КИМам.
  • Обучению учащихся заполнению бланков.

Немаловажно развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля. Этому умению учащихся надо обучать, начиная с 5-го класса при проведении анализа контрольных работ.

Знакомство учащихся с формой и организацией проведения ЕГЭ

По «Положению о проведении ЕГЭ» в аудитории, в которой проходит экзамен, учитель-предметник отсутствует и экзаменуемый находится в окружении незнакомых ему организаторов экзамена и учащихся из других классов и школ.

В результате ученик попадает в обстановку, которая обеспечивает самостоятельность выполнения работы, и у неподготовленных учащихся повышается состояние тревожности на экзамене. Неожиданная психологическая обстановка для таких учащихся снижает их возможности выполнения заданий. В силу этого, в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ необходимо периодически погружать учащихся в обстановку, близкую к условиям проведения независимой ГИА. С этой целью в гимназии проводятся пробные экзамены в форме ЕГЭ по всем предметам, что отражается в планах подготовки к ЕГЭ по предметам.

Формы и методы проведения пробных экзаменов максимально приближены к ГИА, насколько это возможно в рамках одной школы.

Завучами проводится анализ результатов данных работ по различным предметам по следующим направлениям:

  • % успеваемости и качества выполнения контрольной работы по каждому классу.
  • Сравнительная характеристика выполнения контрольных работ каждым классом (ноябрь-апрель).
  • Анализ контрольной работы по заданиям. Сравнительная характеристика % планируемой трудности задания и % выполнения задания.
  • Распределение отметок по результатам работ.

Анализ результатов выполнения контрольных работ обсуждается на заседаниях при завуче.

IVэтап. Психологическая подготовка к ЕГЭ

Методы проведения занятий психолога разнообразны: групповые дискуссии, игровые, медиативные техники, анкетирование, мини лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенным темам. Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу.

Работа с учащимися проводится как со всем классом, так и выборочно.

Vэтап. Аналитический (июнь-август)

Анализ итогов ЕГЭ, корректировка планов. Расширение рамок направлений подготовки к ЕГЭ (по необходимости).

(К данному материалу прилагается мультимедийное сопровождение –

Рейтинг: / 2

ПлохоОтлично

Одной из задач современной школы сегодня является качественная подготовка выпускника к государственной итоговой аттестации, которая проводится в формате ЕГЭ для 11-х классов и в форме ОГЭ для 9-х классов.

Итоговая государственная аттестация учащихся играет огромную роль как для школы, педагогического коллектива, так и для самих учащихся.

И дает возможность педагогическому коллективу в целом подвести итог своей деятельности, глубоко проверить знания и умения учащихся, обнаружить пробелы в преподавании отдельных предметов, достижения и недостатки всего учебно-воспитательного процесса школы. Создание условий для успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ– одна из важнейших задач нашего педагогического коллектива.

Решение задач современной школы на пути к повышению качества образования требует общих усилий педагогического коллектива: единства в осознании противоречий, постановке целей, реализации запланированных действий. Для ее реализации требуется: система взаимодействия всех участников образовательного процесса. Это система слаженной и целенаправленной работы учителя, учащихся, администрации школы и родителей. Если в этом сложном «механизме» хоть одно звено будет действовать недостаточно качественно, то это, в конечном итоге, скажется на результате экзамена.

Принципиально важно наличие м одели организации управленческой деятельности по подготовке к ЕГЭ, и ОГЭ и единой позиции у всех участников образовательного процесса – учителей, учеников, родителей – по отношению к самой итоговой аттестации и к готовности выпускников, так как именно положительное общественное мнение оправдывает усилия, снимает эмоциональное напряжение, дает психологическое равновесие.

Успех во многом определяется тем, насколько эффективна была подготовительная работа. В нашей школе она начинается уже на августовском педсовете после анализа результатов прошедшего ЕГЭ. В начале учебного года в школе разрабатывается п лан-график подготовки и проведения государственной итоговой аттестации обучающихся , в котором учитываются и анализ результатов экзаменов предыдущего учебного года, и постоянное ознакомление с нормативно-правовыми документами, экзаменационными материалами прошлых лет и демонстрационных версий, и психологическое сопровождение подготовки обучающихся к экзаменам.

И учащиеся, и их родители, и их учителя заинтересованы в получении лучших результатов. Поэтому наш педагогический коллектив ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные формы, методы и технологии обучения.

Главное в подготовке учащихся к итоговой аттестации – это урок. Повысить эффективность уроков и интерес учащихся к ним позволяет применение педагогами нашей школы информационно-коммуникационных технологий, дифференцированного, деятельностного подходов в обучении, работу в парах и группах.

При подготовке учащихся к выпускным экзаменам на начальном этапе каждому ученику определяем планируемый результат обучения. Это не значит, что «потолок» должен занижаться или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как учителю, так и ученику.

Для того чтобы эффективно построить систему подготовки недостаточно того количества уроков, которые выделены на курс математики, физики. химии, поэтому необходимо было нам выстроить новые способы организации учебной деятельности: кроме уроков, это - элективные курсы (1 час в неделю).

С девятиклассниками мы начинаем подготовительную работу уже в середине сентября с входного тестирования. Входной мониторинг помогает разделить класс на 3 группы: 1 группа- учатся на «4» и «5», 2 группа – учатся на «3» и 3 группа- группа «риска».

Например, в 2015 году в 9 классе было - 16 учеников. 9 из них–учились на «4» и «5». 3 ученика на «3», 4 ученика –группа риска. Учителя математики и русского языка для каждой группы составили план преодоления пробелов в знаниях учащихся. Работая с группой «риска», ставили основной целью отработать базовый уровень, со 2 группой –отработать базовый и повышенный уровень, с 3 группой- повышенный и высокий. После уроков учителя занимались с группами ребят по индивидуальной программе: одни повторяют темы седьмого класса, а другие решают задачи повышенной сложности.

Очевидно, что для качественной подготовки только консультативной внеурочной деятельности недостаточно.

Поэтому мы организуем и другие виды работ:

Сотрудничество с родителями учащихся по организации домашней самостоятельной подготовки к экзамену.

Дистанционное тестирование как тематическое, так и в виде пробного онлайн экзамена ( http://uztest.ru/);

Знакомство учащихся и родителей с электронными ресурсами.

В электронном образовании создаем виртуальные факультативы для подготовки к экзаменам

Для домашней самоподготовки и для подготовки к ГИА учитель математики разрабатывала электронные учебные пособия “Мультимедийный обучающий проект по построению графиков функции ”.

В целях повышения эффективности подготовки к ОГЭ ежемесячно проводим диагностические, тренировочные работы в системе «СтатГрад». Ведем мониторинг, который позволяет проводить отслеживание результативности каждого ученика. Детально знакомим учащихся и их родителей с результатом выполненной работы, указываем темы на которые стоит обратить внимание ученику при самостоятельной подготовке.

Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ОГЭ,и ЕГЭ является работа кабинетов. В каждом кабинете оформлены информационные стенд, отражающий общую информацию, связанную с итоговой аттестацией. Имеются материалы по предметам: демонстрационный вариант КИМ, инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, спецификация экзаменационной работы, методические и психолого-педагогические рекомендации подготовки к сдаче ГИА, график индивидуальных занятий по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, список литературы и адреса сайтов. В кабинетах собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к ГИА.

Результаты ГИА наших выпускников полностью удовлетворяют ожидания. Например, в 2015 качество по математике и русскому языку в 9 классе составляет 93,8% при 100 процентной успеваемости. Средний балл в 9 классе -23, средняя оценка, 4, 44. Это выше республиканского и районного уровней. По математике -2-е место по республике, по русскому языку -1-е место по РТ. В 2017 году все показатели ЕГЭ выше республиканского и районного уровней. Средний балл по математике 74, (наибольший 84 б.), по русскому языку 81 б. (наибольший -93б.). по физике средний балл -68 (наибольший 78б.) , по обществознанию -69 б.(наибольший -70), по биологии- 77 (наибольший -84).

Итогом системной работы по подготовке к экзаменам является успешное сдача ЕГЭ и поступление учащихся в Вузы на бюджетные места.

Только совместная работа учителя и учащихся при поддержке администрации и родителей может привести к успеху.

Последние материалы раздела:

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...