Общее представление о педагогике как науке. Педагогика в ряду других наук о воспитании и обучении

С возникновением общества появилась и традиция передачи накопленного опыта молодому поколению. Долгое время этот процесс происходил естественно. Так, в первобытном обществе передача социального опыта осуществлялась в основном через игровые и имитационные действия, то есть младшие копировали поведение старших.

Однако с увеличением объема передаваемой информации стал актуальным вопрос о повышении эффективности данного процесса. Общественная значимость успешной передачи информации стала возрастать. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта который оно получило в наследство.

Итак, накопление человечеством знаний, развитие орудий и способов труда, их усложнение исторически привели к необходимости специально заниматься обучением и воспитанием детей. Каждому новому поколению необходимо было решить четыре основных задачи:
- усвоить опыт предыдущих поколений;
- обогатить и приумножить приобретенный опыт;
- дать жизнь новому поколению людей;
- передать новому поколению людей все то, что усвоено, понято и принято (свои знания).

Процесс передачи знаний от старшего поколения к молодому получил название педагогического и является наиважнейшим с древних времен. Так, например, по античным законам отец обязывался обучать своего сына какому-либо ремеслу, а если он этого не делал, то сын мог не кормить отца в старости.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги.

В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов.

В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в хх в. до Н.Э. В стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.

В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование.

В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым, Он писал: «Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее...»". В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и
мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли, и сейчас, как известно, называют уважительно - «учитель».

Термин педагогика - греч. Paidagogike (детовождение, дето водство) возник в Древней Греции. Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу Постепенно термин «педагогика» стал употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей.

Древнегреческие корни имеют и ряд других педагогических терминов: гимназия - gumnasion и др.

Однако развитие педагогики от Древней Греции до Средневековья еще не было периодом развития науки. Наука о воспитании сформировалась значительно позже.

В то время в наиболее развитых странах древнего мира - Греции, Египте, Индии, Китае шел процесс обобщения воспитательного опыта, сбора информации и аккумуляции ее в философии - науке, которая положила начало первым педагогическим системам.

По характеру системы педагогических знаний выделяют три периода развития педагогики как науки:
1-й период - педагогические знания донаучного периода - систематизированные на основе эмпирического опыта воспитания и образования в форме народной мудрости поколений. В современных условиях эту систему знаний относят к народной педагогике, основой которой является семейное и общественное воспитание, народное творчество, народная мудрость, нашедшая свое отражение в афоризмах, крылатых фразах, пословицах и поговорках, заповедях, сказках, традициях и обычаях народа.
2-й период - возникновение теоретических и педагогических концепций, для построения целостной системы светского образования. Этот период характеризуется прежде всего педагогическими идеями и положениями, содержащимися в философских системах древности.
3-й период- Античность. Древние философы в своих трудах уделяли достаточно много внимания вопросам воспитания и формирования личности человека (Демокрит (ок. 470 или 460 - нач. IV в. до н.э.), Сок/ч т (ок. 470-399 до н.э.), Платон (428 или 427-348 или 347 до нз.),Аристотель (384-322 до н.э.), Эпикур (341-270), Квинтипиан (ок. 35-ок. 96) и др.).

Демокрит - важнейший представитель древнегреческой философии. Во многих своих трудах касался вопросов педагогики. Дожившие до наших дней его крылатые афоризмы и сегодня не утратили своей актуальности. Например: «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда»; «Природа и воспитание подобны. А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу»; «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы».

Сократ поднял вопрос о существовании в творчестве нравственного начала, рассматривал творчество как духовную деятельность челове ка. Большое внимание в своих трудах уделял вопросам деятельности личности и самосознанию творящего субъекта, а также необходимости об щения, ибо считал творчество продуктом взаимодействия людей.

Платон, ученик Сократа, высоко ценил роль воспитателя в обществе. Считал, что если плохо свою работу будет выполнять башмачник, то интересы государства не будут сильно ущемлены, ибо население будет всего лишь хуже обуто, но в случае, если воспитатель станет хуже выполнять свою работу, то это породит на свет целое поколение невежественных людей.

Аристотель выступал за развитие трех главных, на его взгляд, сторон души человека: разумной, нравственной и волевой.

Период Античности знаменит также своими системами воспитания - спартанской и афинской, которые можно рассматривать в качестве родоначальниц многих направлений современного образования.

Образование в Спартанском государстве было привилегией рабовладельцев. Главной была общественная система воспитания. Дети (мальчики и девочки) рабовладельцев с 7 до 15 лет вне семьи учились чтению, письму, счету и очень много занимались военно-физической подготовкой. В возрасте с 15 до 20 лет юные спартанцы получали музыкальное воспитание (хоровое пение), не прекращая усиленной физической и военной подготовки. Особое внимание в спартанских школах уделяли умению метко и кратко отвечать на заданные вопросы. По преданию, этим искусством особенно славились жители Лаконии (область Спарты), отсюда пошло известное выражение «лаконичный стиль». В возрасте около 20 лет молодые спартанцы подвергались итоговым испытаниям, главным из которых было испытание на выносливость: юношей публично секли у алтаря Артемиды. Выдержав испытание, они получали оружие, становились полноправными спартанцами и начинали принимать участие в систематических избиениях рабов с целью держать их в постоянном страхе.

Некоторые принципы спартанского воспитания пережили века и с поправкой на современные нормы: выносливость, непритязательность, скромность культивируются и в нашей жизни, особенно в военных учебных заведениях.

Более полной и развитой по сравнению со спартанской была афинская система воспитания. Дети в Афинах до 7 лет находились в сфере домашнего воспитания. Воспитание девочек этой сферой и ограничивалось. А мальчики с 7 лет обучались в частных и платных школах. В школе грамматиста они учились основам грамоты, а несколько позже одновременно занимались музыкой, пением, декламацией в школе кифариста. С 12-16 лет подростки в школе палистра занимались гимнастикой и пятиборьем (бег, борьба, прыжки, метание копья и диска). Юноши из наиболее знатных семей с 16-18 лет продолжали образование в гимназиях, где изучали философию, литературу, политику. Самый высокий уровень образования давала эфибия, куда поступали юноши в 18-20 лет. В эфи-бии юноши продолжали изучение политических наук, изучали законы Афинского государства и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Окончание двухлетнего обучения в эфибии означало, что ее выпускники стали полноправными гражданами Афин.

Аристократический характер афинского образования проявлялся не только в том, что оплатить его могли только очень богатые люди, но и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому труду, который был только уделом раоов.

Риторская школа Квинтилиана одной из первых получила статус государственного учебного заведения. Квинтилиан исповедовал принципы гуманистической ненасильственной педагогики. Он обосновал и применял в своей педагогической практике три метода обучения и воспита ния: подражание, наставление и упражнение. По убеждению Квинтилиана, школьное образование имеет гораздо больше достоинств, чем до машнее (индивидуальное). Его главный научный труд «Наставление и ораторском искусстве» - это гораздо больше, чем руководство по изучению риторики, это по сути - педагогика современного Квинтилиану образования. Вот почему научная педагогика ведет свою историю от Квинтилиана, а его знаменитый труд считается первым среди научных трудов по педагогике.

Трактат Квинтилиана подвел своеобразную черту под развитием античной педагогической мысли. В нем содержались предложения но развитию речи, а также по умственному и моральному воспитанию детей и подростков. Данный труд долгое время изучали во всех школах риторики.

Средневековье. Период от падения Римской империи (V в.) до первых революций (XVI в.) - это эпоха средних веков, характеризующаяся безраздельным господством церкви. В период средневековья воспита ние носило духовный характер. Его проблемами занимались философы богословы. В связи с этим в педагогике того времени основу составляли идеи повиновения и аскетизма, принципы догматического и схоластического обучения. Применение таких методов, как зазубривание, угрозы, наказания (в том числе и телесные) стали нормой в воспитании детей. Яркие представители этого времени (Августин (354-430), Фома Аквинский (1225-1274)) и др.

В странах Востока школа в содержании образования и в методах преподавания отражала господствующие там религиозные идеологию и мировоззрение (индуизм, буддизм, ислам) и верно служила интересам церковных и светских феодалов. В Западной Европе монополия церкви на образование видна уже из простого перечисления типов школ: при ходские (при церковном приходе), монастырские (при монастырях), соборные или кафедральные (при епископских резиденциях). Во всех этих школах дети 7-15 лет обучались основам грамоты, религиозным догма там и пению псалмов и молитв.

Эпоха Возрождения. Мощный импульс к развитию педагогики дала эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.). В 1623 г. англичанин Фрэнсис Бэкон (1561-1626) вычленил педагогику из системы философских знаний как отдельную науку в своем трактате «О достоинстве и увеличении наук» (1623 г.). Он назвал педагогику самостоятельной научной дисциплиной среди других отраслей знаний. Таким образом, была признана огромная роль педагогики в развитии общества, что привело к ее более активному развитию.

Период Возрождения выдвинул также идею гуманистического воспитания и всестороннего развития личности. Поменялась направленность методов воспитания, которые стали основываться на уважении личности ребенка, обращении к нему как к высшему началу бытия, вере в его волю и разум и ориентации на его творческое начало. Эти идеи развивали такие педагоги-гуманисты, как Эразм Роттердамский (14691536), ФрансуаРабле (1494-1553), Мишель Монтень (1553-1592). В их трудах идеалом выступала раскрепощенная творческая личность.

Начало самостоятельности педагогики как науки связывают с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Выпущенный им в Амстердаме в 1657 году труд «Великая дидактика» является одним из первых научно-педагогических трудов. Он до сих пор представляет интерес для педагогов. Ядро современной теории обучения составляют большинство сформулированных в нем положений: предложенная классно-урочная система обучения, методы и принципы и т.д.

Я. А. Коменский доказал, что организация учебного процесса должна быть направлена на формирование у детей желания учиться. Одно из условий обеспечения познавательных стремлений-положительная мотивация учения. Поддержка интереса происходит благодаря положительному отношению к детям, похвале, использованию занимательного материала.

Великого чешского педагога интересовали также вопросы нравственности, которую он считал выше учености.

В это же время вопросами педагогики, поставив акцент на воспитании, занимался английский философ и педагог Джон Локк (16321704). В своем главном труде «Мысли о воспитании» он предложил систему воспитания джентльмена - образованного, уверенного в себе молодого человека, умеющего вести коммерческие дела. Из всех направлений воспитания Джон Локк особое внимание уделял нравственному и физическому.

Активную борьбу со схоластикой вели французские просветители XVIII в Д. Дидро (\713~17U), К. Гельвеций (17"15-1771),Ж. Ж. Руссо.

Жан-Жак Руссо предложил модель общества, в котором гармонично сочетается природное и социальное развитие человека. При этом огромную роль отводил воспитанию природой, людьми и вещами. Среди дидактических принципов, которые содействуют воспитанию природой, Ж.Ж. Руссо выделял необходимость восприятия обучения с удовольствием, а таюке познание путем опыта. Под воспитанием природой им понималось внутреннее развитие способностей и органов. В природу человека Руссо включал ряд склонностей, которые подчинены стремлению к действию и должны развиваться на каждом определенном этапе воспитания. Главное - это правильная организация воспитательно-образовательной системы. Воспитание должно быть свободным, а главная цель его - подготовить воспитанника к жизни в обществе.

Идеи французских просветителей легли в основу творчества великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827). Целью воспитания он считал саморазвитие природных сил и способностей человека, постоянное его совершенствование, развитие нравственности. Им была выдвинута идея развивающего и воспитывающего обучения.

Выдающийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) исследовал противоречия, присущие всем педагогическим явлениям, выступал против религиозного и сословного воспитания, считал, что воспитание должно способствовать гармоничному развитию физических и духовных сил человека.

В XIX веке Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871) - основоположник русской педагогической науки в России - принес мировую славу русской педагогике. Он считал необходимым переустройство всей системы образования и ее тесную связь с наукой. Его педагогические взгляды строились на принципах народности, воспитания в труде, самобытности русской педагогической науки. Рассматривал воспитание как всестороннее развитие человека.

Основой для становления и развития современной педагогики как научной системы стал диалектический подход к теории развития личности, общества, человечества; целостный, всесторонний подход к формированию личности представлен трудами А. С. Макаренко, В. Сухомлинского, С. Шацкого, А. Пинкевича и др.

Антон Семенович Макаренко (1888-1936) разработал методику трудового воспитания, выдвинул и проверил на практике основные принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, и изучал проблемы воспитания детей в семье. Огромное внимание уделин проблеме воспитания коллектива и через коллектив. Его педагогические взгляды изложены в книгах: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей».

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) исследовал моральные проблемы молодежи. Широко известны его труды: «Руководство учебно-воспитательной работой в школе «Верьте в человека», «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», которые и сегодня сохраняют свою актуальность.

В 1980-1990-х гг. в России возникло направление педагогики сотрудничества. Ее представители Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др. - в обучении и воспитании ставили акцент на развитии творческого потенциала ребенка, вере в него и сотрудничестве с ним.

В учебнике раскрыты проблемы дидактики, рассмотрены проблемы общей педагогики и управления педагогическими системами, социальной и коррекционной педагогики, теория воспитания с учетом достижений современной науки
и педагогического опыта.
Учебник написан в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации.
Для студентов, аспирантов и преподавателей ВУЗов.

Система педагогических наук.
Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук.
Базовой научной дисциплиной, изучающей общие закономерности воспитания человека, разрабатывающей основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов, является общая педагогика. Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела:
а) общие основы педагогики;
б) теория обучения (дидактика);
в) теория воспитания;
г) управление образовательными системами.

В последние десятилетия объем материала по этим разделам настолько увеличился, что их стали выделять отдельными самостоятельными научными дисциплинами.
Особую группу педагогических наук, изучающих специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп, составляет возрастная педагогика. Она включает в себя преддошкольную (ясельную) и дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых и андрогогику.

Преддошкольная (ясельная) педагогика изучает закономерности и условия воспитания детей до трех лет. Вес ее стремительно увеличивается по мере проникновения научной мысли в секреты направленного влияния на формирование интеллекта, эмоциональной и чувственной сфер личности ребенка, его здоровья. Особенностью ясельной педагогики является ее взаимодействие с другими отраслями знаний: психологией, физиологией, медициной.

Дошкольная педагогика - наука о закономерностях развития, формирования личности ребенка дошкольного возраста. Существует дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях, в условиях одно-, двух-, многодетных, полных, неполных семей.

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Глава 1. Предметно-проблемное поле современной педагогики 3

1. Становление научной педагогики 3
2. Объект, предмет и функции педагогики
3. Система педагогических наук 12
4. Связь педагогики с другими науками 14
Вопросы для самоконтроля 16
Основная литература 17
Дополнительная литература 17
Глава 2. Личность как объект и субъект воспитания 17
1. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании его личности 17
2. Движущие силы и основные закономерности развития личности 20
3. Факторы, влияющие на формирование личности 24
Вопросы для самоконтроля 27
Основная литература 27
Дополнительная литература 27
Глава 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс 28
1. Сущность образования как педагогической категории 28
2. Генезис образования как социального явления 33
3. Образование как процесс и результат педагогической деятельности 39
4. Российские и международные документы по образованию 43
Вопросы для самоконтроля 48
Основная литература 48
Дополнительная литература 49
Глава 4. Методология педагогики и методы педагогических исследований 49
1. Понятие методологии педагогики 49
2. Методологические принципы педагогического исследования 53
3. Методы педагогического исследования 54
4. Структура педагогического исследования 60
Вопросы для самоконтроля 63
Основная литература 63
Дополнительная литература 64
РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
Глава 5. Сущность воспитания 65

1. Воспитание как предмет теории 65
2. Общие концепции воспитания 70
3. Концепция воспитания в современной России 78
Вопросы для самоконтроля 82
Основная литература 82
Дополнительная литература 82
Глава 6. Воспитание как педагогический процесс 82
1. Сущность процесса воспитания 83
2. Закономерности процесса воспитания 89
3. Принципы воспитания 93
Вопросы для самоконтроля 102
Основная литература 102
Дополнительная литература 102
Глава 7. Формирование личности в процессе воспитания 102
1. Проблемы содержания воспитания 103
2. Нравственное воспитание и мировоззрение школьников.: 107
3. Гражданское воспитание молодежи 111
4. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся 114
5. Эстетическое воспитание школьников 117
6. Физическое воспитание молодежи 121
Вопросы для самоконтроля » 126
Основная литература 127
Дополнительная литература 127
Глава 8. Методы, средства и формы воспитания в современной педагогике 127
1. Понятие о методах воспитания 127
2. Классификация методов воспитания 130
3. Характеристика методов воспитания 132
4. Средства воспитания 140
5. Формы воспитания 144
Вопросы для самоконтроля 152
Основная литература 152
Дополнительная литература 152
Глава 9. Коллектив как средство воспитания 152
1. Постановка проблемы: всегда ли приоритет коллектива? 153
2. Становление теории коллектива 155
3. Сущность, характеристика коллектива 158
4. Развитие детского коллектива 162
5. Методика работы с коллективом 165
Вопросы для самоконтроля 167
Основная литература 168
Дополнительная литература 168
Глава 10. Воспитательные технологии и системы 168
1. Методика, технология, мастерство 168
2. Технология работы классного руководителя 173
3. Воспитательная система школы 189
Вопросы для самоконтроля 194
Основная литература 194
Дополнительная литература 194
Глава 11. Педагогика социальной среды 195
1. Подростковая среда и субкультура 195
2. Межнациональное общение как проблема в молодежной среде. 201
3. Детские общественные объединения 205
4. Учреждения дополнительного образования для молодежи 211
Вопросы для самоконтроля 214
Основная литература 214
Дополнительная литература 214
Глава 12. Семейное воспитание 214
1. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности 215
2. Характеристика семейной политики и демографии в России 219
3. Взаимоотношения семьи и школы в воспитательном процессе 222
4. Семейное воспитание и семейное право 228
Вопросы для самоконтроля 231
Основная литература 231
Дополнительная литература 231
РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ(ДИДАКТИКА)
Глава 13. Сущность процесса обучения 232

1. Общее понятие о дидактике 232
2. Основные дидактические категории 234
3. Гносеологические основы процесса обучения 236
4. Движущие силы и закономерности процесса обучения 238
5. Функции и структура процесса обучения 240
Вопросы для самоконтроля 246
Основная литература 246
Дополнительная литература 246
Глава 14. Законы, закономерности и принципы обучения 246
1. Понятие закона, закономерности и принципы обучения 246
2. Обзор основных законов и закономерностей обучения 248
3. Принципы и правила обучения 251
Принцип научности 252
Принцип доступности 253
Принцип сознательности и активности 254
Принцип наглядности 254
Принцип систематичности и последовательности 256
Принцип прочности 256
Принцип воспитывающего обучения 257
Принцип связи теории с практикой 258
Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным
особенностям обучаемых 258
Вопросы для самоконтроля 261
Основная литература 261
Дополнительная литература 261
Глава 15. Содержание образования 261
1. Понятие и сущность содержания образования 262
2. Основные теории формирования содержания образования 263
3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования 265
4. Государственный образовательный стандарт. 266
5. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования 268
Вопросы для самоконтроля 274
Основная литература 274
Дополнительная литература 274
Глава 16. Методы и средства обучения 274
1. Понятие и сущность метода, приема и правила обучения 275
2. Эволюция методов обучения 276
3. Классификация методов обучения 278
4. Средства обучения 288
5. Выбор методов и средств обучения 290
Вопросы для самоконтроля 290
Основная литература " 290
Дополнительная литература 290
Глава 17. Формы организации учебного процесса 291
1. Понятие форм обучения и форм организации обучения 291
2. Генезис форм обучения 292
3. Формы организации учебного процесса 298
4. Виды обучения 309
Вопросы для самоконтроля 310
Основная литература 310
Дополнительная литература 310
Глава 18. Диагностика и контроль в обучении 310
1. Диагностика качества обучения 311
2. Виды, формы и методы контроля 311
3. Оценка и учет результатов учебной деятельности 314
4. Ошибки оценивания 316
Вопросы для самоконтроля 317
Основная литература 317
Дополнительная литература 317
Глава 19. Современные технологии обучения 317
1. Понятие «педагогическая технология обучения» 318
2. Обзор педагогических технологий обучения 320
Традиционная (репродуктивная) технология обучения 321
Технология развивающего обучения 321
Технология поэтапного формирования умственных действий 322
Технология коллективного взаимодействия 324
Технология полного усвоения 325
Технология разноуровневого обучения 327
Технология адаптивного обучения 328
Технология программированного обучения 330
Технология компьютерного обучения 332
Технология проблемного обучения 332
Технология модульного обучения 334
Технология концентрированного обучения 335
Технология проектного обучения 336
Технология гарантированного обучения 337
Технология дистанционного обучения 338
Авторские технологии обучения 339
Вопросы для самоконтроля 339
Основная литература 340
Дополнительная литература 340
РАЗДЕЛ IV. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
Глава 20. Основы общей теории социального управления 341

1. Основные понятия и принципы общей теории социального управления 341
2. Управление педагогическими системами как разновидность социального управления 345
3. Основные принципы, методы и формы управления педагогическими системами 346
Вопросы для самоконтроля 352
Основная литература 352
Дополнительная литература 352
Глава 21. Система образования в России 353
1. Принципы государственной политики в области образования 353
2. Система образования в Российской Федерации и органы управления образованием 359
3. Образовательные учреждения, их типы и организационная структура 366
Вопросы для самоконтроля 373
Основная литература 373
Дополнительная литература 373
Глава 22. Основы внутришкольного управления 374
1. Понятия и функции внутришкольного управления 374
2. Организационные формы управленческой деятельности 383
3. Повышение квалификации и аттестация работников школы 385
Вопросы для самоконтроля 390
Основная литература 390
Дополнительная литература 391
РАЗДЕЛ V. СОЦИАЛЬНАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ1ТЕДАГОГИКА
Глава 23. Социальная педагогика 392

1. Возникновение социальной педагогики 392
2. Предмет, объект и функции социальной педагогики 394
3. Категории социальной педагогики 397
Вопросы для самоконтроля 403
Основная литература 403
Дополнительная литература 403
Глава 24. Коррекционная педагогика 403
1. Коррекционная педагогика в системе отраслей педагогической науки 404
2. Норма и отклонение в развитии человека 407
3. Нормативно-правовая база системы коррекционно-развивающего обучения 410
Вопросы для самоконтроля 413
Основная литература 413
Дополнительная литература 413
ТЕЗАУРУС 414.

Сообщение на тему: «Вклад великих педагогов в развитие педагогики и педагогических процессов в целом»

Выполнила:

Студентка Ш-21

Кононенко Анастасия

Ейск, 2018г.

История науки - это история людей и история идей. В истории педагогической мысли ведущее место по праву принадлежит чешскому педагогу Яну Амосу Коменскому (1592–1670). Заслуга Я. А. Коменского перед человечеством заключается в том, что он привнес в педагогическую мысль кардинально новые идеи, оплодотворившие се дальнейшее развитие.

Он обосновал теорию образования и воспитания как систему научных знаний. Он считал, что человек как часть природы должен развиваться по законам природы. Коменский разработал возрастную периодизацию, выделив четыре периода в развитии ребенка , каждому из которых должна соответствовать своя школа. Неоценимое значение до сих пор имеет труд Я.А. Коменского « Великая дидактика ». В главной книге всей своей жизни «Великая дидактика» (1654) Я. А. Коменский изложил теоретические основы учебного процесса , по образу которого строится обучение в современной школе, дошкольном учреждении. Для развития дошкольной педагогики важную роль играет его работа « Материнская школа ». В ней раскрываются цели и задачи воспитания ребенка от рождения до школы.

С научных трудов Я. А. Коменского начинается бурный период развития классической педагогической теории . Блестящая плеяда последующих педагогов-классиков (Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, И. Г.Песталоцци и др.) значительно продвинула разработку теоретических проблем воспитания и обучения.

Согласно теории Жан-Жака Руссо (1712–1778), воспитывать ребенка необходимо природосообразно, следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности. Руссо выделил три источника воспитания : природу, людей и окружающие вещи.

Педагог-практик, теоретик и публицист И.Г. Песталоцци (1746–1827) обогатил педагогическую мысль целым рядом открытий. Именно он высказал идею развивающего обучения , которое давало бы пищу всем органам человека. Особое внимание в своих трудах Песталоцци уделял роли матери . Он считал, что любовь матери к младенцу – основа его спокойствия, любви и доверия, а из этих чувств развиваются первые ростки нравственности и религиозности.

Активно разрабатывались идеи воспитания и в русской педагогике, они связаны с именами В.Г.Белинского (1811–1848), А.И. Герцена (1812–1870), Н.Г. Чернышевского (1828–1889), Л.Н. Толстого (1828–1910).

Мировую славу русской педагогике принес Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871). Он совершил переворот в теории и педагогической практике. Он создал стройную психолого-педагогическую концепцию развития личности и на ее основе - теорию воспитания и обучения. Он впервые в педагогике обосновывает принцип воспитывающего обучения. К.Д. Ушинский обосновывает в своих работах идею народности в воспитании. Народность, определяющая воспитание, подчеркивал он, включает в себя прежде всего язык народа, историю, традиции, фольклор.

XIX в ., отмеченный выдающимися достижениями, прежде всею в области естествознания, физики, математики, был благоприятен и для развития педагогической науки. В этот период она интенсивно развивается в качестве самостоятельной научной дисциплины, поднимаясь от описания фактов и явлений до постижения закономерностей процесса воспитания и обучения. Внутри педагогики наблюдается дифференциация знаний, выделяются и обосабливаются ее отдельные части, такие, как, например, дошкольная педагогика.

XX в . с его бурными социально-политическими изменениями во многих странах поставил перед педагогикой проблему воспитания человека в новом обществе . Ее исследовали С.Т. Шацкий, П.П.Блонский . Важную роль в развитии общественного дошкольного воспитания в России сыграл замечательный педагог, теоретик и практик С.Т. Шацкий (1878–1934). Он возглавил первую опытную станцию, задачей которой была разработка содержания, форм и методов деятельности новой школы. При опытной станции существовал дошкольный отдел, деятельность которого была направлена на разработку содержания и методов воспитания детей в дошкольных учреждениях , на поиски путей подготовки воспитателей для работы с детьми и повышения их квалификации .

Теоретические работы H.К. Крупской (1869-1939) охватывают широкий круг педагогических проблем, в том числе имеющих непосредственное отношение к воспитанию детей дошкольного возраста .

Ядро учения А.С.Макаренко (1888-1939) - теория воспитательного коллектива . Макаренко разработал также важнейшие вопросы семенного воспитания.


Гуманный характер воспитания и обучения, бережное отношение к личности - таков лейтмотив педагогического учения В.А.Сухомлинского (1918-1970).

Макаренко Антон Семенович - советский педагог и писатель.

После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем (1905) Макаренко учительствовал на Украине. В 1917 году он окончил Полтавский учительский институт.

В 1920-1930-е годы Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы и трудовой детской коммуной имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова. Он осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей.

В 1937 году Макаренко переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности.

По Макаренко, цель воспитательной работы определяется закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского народа за коммунизм, политикой Коммунистической партии и Советского государства в области коммунистического воспитания.

Педагогика должна учить тому, как воспитывать человека нового общества. Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным, полезным и действующим всегда одинаково эффективно. Никакая система воспитательных средств не может быть установлена навсегда. Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику целесообразного, зависимого от конкретных условий организационного строения коллектива воспитанников, структуру взаимоотношения личности и коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования обществ, теорию существования мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций.

В методике Макаренко четко определены решающая роль руководителя воспитательного учреждения и его ответственность за единство педагогических действий воспитателей. Требуя концентрации сил педагогов на задачах формирования «воспитательного коллектива», Макаренко подчеркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитательного воздействия на нее через коллектив («педагогика параллельного действия») и непосредственно педагогом. Сущность своего педагогического опыта он определял принципом «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». Макаренко старался «проектировать лучшее в человеке», стремился видеть в личности воспитанника прежде всего положительные качества, задатки и силы.


Подлинный гуманист, Макаренко требовал от воспитателя высокого идейно-морального и профессионального уровня, считал необходимым систематическое нравственное и политическое просвещение воспитанников, выступал за претворение в жизнь марксистско-ленинской идеи соединения обучения и воспитания с производительным трудом учащихся.

Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье.

Он утверждал, что воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым своим шагом - вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьезный, простой, искренний тон в отношениях с детьми.

Педагогический опыт Макаренко, его педагогические взгляды воплощены в художественном творчестве. В своих художественных произведениях («Педагогическая поэма», «Марш 30-го года», «Флаги на башнях»), художественно-теоретической «Книге для родителей», в публицистических статьях («Воля, мужество и целеустремленность», «О коммунистической этике», «Коммунистическое воспитание и поведение» и других), Макаренко как педагог-новатор и художник проследил процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развития в советском обществе новых норм поведения, процесс накопления нового морального опыта и привычек.

Литературная деятельность Макаренко - редкий пример слияния подлинно художественного дарования с талантом педагога-ученого.

Как писатель и педагог Макаренко сформировался под сильным воздействием М. Горького, его творчества и личности. Система педагогических взглядов Макаренко способствовала развитию педагогической мысли: он внес большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательного воздействия.

Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В УССР в 1958 году была учреждена медаль Макаренко, которой награждаются особо отличившиеся учителя и другие работники народного образования.

Несмотря на то, что педагогика – это вполне самостоятельная наука, она тесно взаимосвязана с некоторыми гуманитарными и естественными науками. На основе этих связей определяется место педагогики в ряде наук.

С какими науками связана педагогика

Три науки, традиционно оказывающие наибольшее влияние на педагогику – это психология, философия и антропология. По мнению К.Д. Ушинского , для того, чтобы правильно воспитывать, обучать и развивать человека, нужно вначале изучить его во всех аспектах.

Для решения конкретных педагогических задач очень важны такие направления, как возрастная и педагогическая психология , а также психология профессиональной педагогической деятельности . Эти направления образовались из связи педагогики с психологией и занимаются изучением психических процессов детей в зависимости от их возрастных особенностей. На основе результатов психодиагностики происходит построение образовательных процессов, а с помощью педагогических средств осуществляется психическое развитие личности.

Особенно долгой и прочной является связь педагогики с философией. Направление и результаты педагогического поиска во многом зависят от системы философских взглядов (прагматических, материалистических, экзистенциальных, и т.д.). Без философского обоснования не рассматриваются многие факты, явления, теории и концепции педагогики. В то же время, проверкой на жизнеспособность множества философских идей и созданием средств формирования человеческого мировоззрения занимается педагогика.

Существует множество педагогических концепций, основывающихся на философских направлениях, это: прагматизм (достижение воспитательных целей через практику), неопрагматизм (акцент на самоутверждение), неопозитивизм (осмысление комплекса явлений, вызванных технической революцией), экзистенциализм (личность есть высшая ценность, религиозный подтекст), неотомизм (основа воспитания – духовное начало) и бихевиоризм (рассмотрение поведения человека как управляемого процесса).

Антропология – это наука, систематизирующая знания о человеке, как целостном, многоликом и многомерном субъекте. Связь педагогики с антропологией заключается в использовании для педагогических целей материала, полученного при комплексном изучении человека.

Тесно связана педагогика с биологией, физиологией, анатомией и медициной . Исходя из природных особенностей человека, формируются все педагогические процессы и явления.

Наиболее важными для педагогики являются знания о функционировании высшей нервной деятельности. Благодаря этой связи сформировались такие направления, как логопедия, коррекционная педагогика и специальная педагогика. Одной из самых популярных и развитых из отраслей специальной педагогики является дефектология . Ее развитие привело к образованию сурдопедагогики, тифлопедагогики и олигофренопедагогики . Кроме того, существует взаимосвязь между педагогикой и школьной гигиеной. Результатами сотрудничества этих двух наук являются санитарно-гигиенические нормы для детских образовательных учреждений.

Влияние экономических факторов на педагогические исследования породили взаимосвязь между педагогикой и экономикой. Появились отрасль знаний экономика образования, предмет которой – влияние экономических факторов в сфере образования.

Социология исследует общество, процессы, происходящие в нем, тенденции развития различных слоев населения. В связи с педагогикой она образует направление социальной педагогики, которая занимается изучением воспитания и социализации личности.

Связь педагогики с политологией породила образовательную политику. Она изучает идеологию различных классов и партий в отношении образования. Кроме того, педагогика создает средства формирования политической культуры личности.

Очень важна связь педагогики с культурологией , поскольку образование есть элемент культуры. Кроме того, педагогика сотрудничает и с другими науками: юриспруденцией, демографией, статистикой, этнологией, историей, этикой, эстетикой и прочими.

Современная педагогика не только поддерживает и укрепляет традиционные связи с гуманитарными и естественными науками, но и создает новые связи в соответствии с прогрессом. Новыми являются, например, связи педагогики с информатикой и кибернетикой , образованные вследствие развития информационных технологий .

Итоги

Итак, педагогика взаимодействует с другими науками в четырех различных формах. Первая форма – это использование основных положений, идей и концепций других наук. Такова связь педагогики с антропологией, например. Вторая – это заимствование методов поиска и исследования других наук. Примером этой формы является связь педагогики с психологией и социологией. Третья форма связи – это использование выводов, итогов и результатов исследований других наук. Например, результаты физиологических исследований функционирования нервной системы составляют один из важнейших компонентов построения образовательного процесса. И, наконец, четвертая форма – это участие педагогики в изучении человека. Эта форма взаимодействия подразумевает использование педагогических средств и явлений другими науками о человеке в своих исследованиях.

Наблюдающий за ребёнком, отвечающий за посещение им школы (часто - неспособный к физическому труду). Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии . Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского . К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

Другие определения

Педагогика в ряду других наук о воспитании и обучении

Педагогические науки исследуют вопросы об объекте и предмете педагогики, общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении педагогики как теории с педагогикой как практикой (Б. М. Бим-Бад).

Педагогика - единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые изучают образовательную деятельность (В.В. Краевский , А. В. Хуторской).

Педагогика - одна из общественных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть её предметом является воспитание : как из ребёнка в ходе его общения и взаимодействия с общественными коллективами (семья, учебные, воспитательные, производственные, уличные сообщества и т.д.) складывается (воспитывается) личность - существо социальное, сознательно и ответственно относящееся к окружающему миру, преобразующее этот мир (начиная прежде всего с себя и своим примером). Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нём проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определённые изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика. Одно из практических направлений современной педагогики - неформальное образование .

Методология педагогики - система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.

Объект и предмет педагогики

Педагогика в качестве своего объекта имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида.

2. Выявление состава и величины природных (т.е. не поддающихся изменению педагогическими средствами) дарований (способностей) и тесно связанных с ними потребностей данного человека , в значительной степени определяющих возможности к его обучению в том или ином направлении.

3. Выявления состава и величины общественных потребностей к обучению и воспитанию в данном месте и в данное время. При этом понятие места и времени также имеет достаточно сложный (иерархичный) характер.

4. Создание условий и осуществление гармоничного удовлетворения личных и общественных потребностей в воспитании и обучении с учётом потребностей и возможностей (способностей) как иерархии общественных коллективов (от семьи до государства в целом и даже на международном уровне), так и обучаемого.

Структура педагогики

Педагогика содержит разделы:

  • общие основы педагогики,
  • дидактика (теория обучения),
  • теория воспитания,
  • дошкольная педагогика,
  • школоведение,
  • педагогика высшей школы,
  • история педагогики,
  • профессиональная педагогика,
  • религиозная педагогика,
  • сравнительная педагогика,
  • военная педагогика,
  • специальная педагогика (олигофренопедагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика и т. д.).

Публикации

  • Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань, 2000. - 600 с.
  • Болдырев Н. И. , Гончаров Н. К. , Есипов Б. П. и др. Педагогика. Учеб. пособие для пед. ин-тов. - М., 1968.
  • Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособие. - Р-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
  • Гавров С.Н. ,Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО . - 2008. - № 5. - С. 21-29.
  • Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. - М.: «Совершенство», 1997. - 208 с.
  • Журавлёв В. И. Педагогика в системе наук о человеке. - М., 1990.
  • Зицер Д., Зицер Н. Практическая педагогика: азбука НО. - СПб., «Просвещение», 2007.- 287 с.
  • Ильина Т. А. Педагогика. Учебное пособие для пед. ин-тов. - М., 1969.
  • Корчак Я. Педагогическое наследие. - М. : Педагогика, 1990. - 272 с. - (Библиотека учителя). - ISBN 5-7155-0025-7 . (Сборник включает в себя работы "Как любить ребёнка" (первый раздел её напечатан с сокращениями) и "Правила жизни. Педагогика для детей и взрослых".)
  • Краевский В. В. Сколько у нас педагогик? // «Педагогика». - 1997. - № 4.
  • Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2003. - 256 с.
  • Новиков А. М. Основания педагогики. - М. : «ЭГВЕС», 2010. - 208 с.
  • Ерёмин В.А. Отчаянная педагогика. М.: Владос, 2008 г. (разм. на страницах Пед. музея А.С.Макаренко с разр. автора), предыдущее изд. книги в изд. АПК и ППРО, М., 2006 г. [неавторитетный источник? ]
  • Педагогика. Учебное пособие. Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 638 с.
  • Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: «Просвещение», 1983. - 608 с.
  • В. А. Сластёнин , И. Ф. Исаев , А. И. Мищенко и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений . - М.: «Школа-Пресс», 1997. - 512 с.
  • Педагогические теории, системы и технологии. Опыт организации творчества студентов. Под ред. А. В. Хуторского. - М.: Изд-во Московского педагогического университета, 1999. - 84 с.
  • Подласый И. П. Педагогика. - М.: «Просвещение», 1996.
  • Постников М. М. Школа с уклоном в будущее. Литературная газета, 25 марта 1987 г.
  • Прокопьев И. И. Педагогика. Избр. лекции. Уч. пособие в 3-х ч. - Гродно: Изд-во ГрГУ, 1997. - 114 с.
  • Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. - 222 c.
  • Морозов В. И. - Педагогика - «Просвещение»
  • Педагогика О. Газмана и В. Матвеева. Газета «Первое сентября», № 52/2000
  • Юркевич П. Д. Сокральная педагогика сердца . - Луганск: ЛГПУ, 2000. - С. 70.
  • Юркевич П. Д. О христианстве и воспитании . - Луганск: ЛГПУ, 2005. - С. 100.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Онищенко Э. В. «Круглый стол» «Современная педагогика: иллюзии и реалии» // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 1. - С. 181-185.
  • Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда . Критический взгляд на современную педагогику.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Педагогика" в других словарях:

    - (греч.). Наука или учение о воспитании и обучении юношества. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕДАГОГИКА греч. Наука о воспитании и обучении юношества. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    педагогика - – наука о воспитании детей. <...> Педагогика, в сущности говоря, охватывает несколько совершенно отдельных областей знания. С одной стороны, поскольку она ставит проблему развития ребенка, она включается в цикл биологических, т.е.… … Словарь Л.С. Выготского

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...