О терпении и терпимости. Терпение и терпимость, в чем разница

В СМИ, публицистике, различных гуманитарных науках распространено применение таких терминов, как «толерантность» и «терпимость». Они считаются очень близкими. Но разница между ними вместе с тем существенна. В чем она заключается?

Что такое толерантность?

Под толерантностью принято понимать отсутствие у людей - отдельных граждан или общества в целом - неприятия к людям других национальностей, рас, имеющих особые взгляды, культурные и этнические предпочтения. Толерантность не обязательно означает проявление лояльности и поддержки по отношению к другим людям, но во многих современных сообществах принято отождествлять рассматриваемый термин с указанными категориями.

Толерантность - явление, как правило, характеризующее взаимоотношения людей, очень непохожих друг на друга. Если это не так, то острой необходимости в проявлении толерантности одного человека к другому обычно не возникает.

Современные общества, если говорить о развитых странах, представлены большим количеством разных социальных групп. Население многих современных государств представлено также большим количеством национальностей, является мультикультурным. Поэтому толерантность в таких обществах необходима.

Примечательно, что толерантность может сформироваться даже при том условии, что к взаимному позитивному отношению людей друг к другу нет объективных предпосылок. Два народа могут иметь совершенно разные культуру и традиции, но дружить.

Но стоит отметить, что рассматриваемое явление не может быть кем-либо насаждено - например, государством. Толерантность должна формироваться естественным путем, по мере культурного созревания общества. Если это не так, то мирное сосуществование людей тем не менее возможно, но за счет другого явления - терпимости.

Рассмотрим его специфику.

Что представляет собой терпимость?

Под терпимостью принято понимать сознательный отказ людей - отдельных граждан или общества в целом - от проявления открытого неприятия к другим людям, непохожим на них по тем или иным признакам. Внутренне человек, в свою очередь, может испытывать весьма ощутимый дискомфорт при общении с непохожими на него людьми. Но в то же время он в силу внутренних убеждений способен быть терпимым к ним, сотрудничать с ними, совместно решать значимые задачи.

Терпимость может быть навязана человеку - посредством убеждения, воздействия через СМИ, применения различных социальных технологий. Данный механизм позволяет заинтересованным субъектам - прежде всего, государству - в довольно короткие сроки наладить взаимопонимание в обществе, которое состоит из людей, непохожих по тем или иным признакам друг на друга.

Можно отметить, что проявлять взаимную терпимость иногда требуется от народов, которые, казалось бы, в силу близости их культуры и традиций не должны испытывать неприязни друг к другу.

Сравнение

Главное отличие толерантности от терпимости заключается в том, что первое общественное явление предполагает отсутствие неприязни человека к другим людям, непохожим на него по тем или иным признакам. Терпимость, в свою очередь, характеризуется возможным внутренним дискомфортом гражданина во взаимодействии с людьми, непохожими на него, но сознательным его отказом от проявления открытой неприязни к ним.

Толерантность - явление, которое, как правило, формируется в рамках длительного периода времени. Оно не может быть навязано человеку заинтересованными лицами. Терпимость может появиться в гражданском обществе в довольно краткие сроки. Вполне возможно, что и при содействии заинтересованных лиц, например представителей власти. Значительную роль при этом могут играть СМИ, публичные лица.

Не исключено, что в обществе одновременно будет присутствовать определенный процент как толерантных, так и терпимых людей. В зависимости от различных факторов - социально-политических, экономических, культурных - может преобладать первая или вторая категория граждан. Но в ряде случаев воздействие тех или иных факторов непросто объяснить. Как мы отметили выше, бывает, что не вполне близкие друг к другу народы взаимно толерантны, а тем, которые характеризуются близостью, приходится проявлять взаимную терпимость.

Определив, в чем разница между толерантностью и терпимостью, отразим выводы в небольшой таблице.

Терпимость - это русское понятие, которое возникло из православного отношения к жизни. Оно означает подражание Богу, Который совершенен, но Он терпит наше несовершенство и увлечения тем, что к совершенству не ведёт. Мы, православные, должны относиться к другим людям так же, как к нам, ко всем, относится Сам Бог. Мы должны терпеть несовершенство других, понимая, что и сами несовершенны. Таким образом, терпимость предполагает активную оценку действительности: чёткое разделение хорошего и плохого, и терпение по отношению к тому, что ещё не в силах измениться к лучшему.

Толерантность - это западный термин, который возник из либерального отношения к жизни. Он не синоним терпимости, потому что за ним стоит совершенно другая концепция. Толерантность возникает между отдельными индивидуумами либерального общества. Они должны согласовывать свои интересы, чтобы не довести общество до хаоса. Поэтому толерантность безразлична к понятиям хорошо или плохо в абсолютном смысле этих слов. Она ориентируется на временные понятия, которые обеспечивают текущее спокойствие. Поэтому толерантность ориентирует человека на пассивное отношение в оценке действительности. Человек должен быть безразличен ко греху, извращениям и растлению других людей, т.е. ко всему, что его лично не касается. При этом он сам может всё это совершать, требуя толерантности к себе со стороны других.

Tolerantia (лат.) - изначально физиологический термин, означающий способность организма переносить неблагоприятное воздействие того или иного фактора среды.

Таким образом, терпимость имеет основание в Боге, а толерантность в безбожном обществе. Соответственно, внедрение в общество понятия толерантности вместо терпимости, преследуют цель формирования в обществе безбожного сознания и либерального индивидуализма.

Такое внедрение есть ни что иное, как замещение и искажение интуитивно всеми разделяемого христианского принципа уважения к свободной личности. Происходит тонкая подмена. Принцип уважения личности софистически переносится сначала на взгляды личности, а далее на заблуждения личности, которые, оказывается, уважать надо так же, как и саму личность. Если некто отказывается уважать заблуждения, ему вменяется неуважение к личности, и виновник неуважения выводится тем самым за скобки цивилизованного к нему отношения. Как будто всем ясна разница? Всем. Но почему же тогда на деле, когда наш мир все интенсивнее требует от нас уважения чужих заблуждений, мы все охотнее и охотнее уступаем таким требованиям? Ответ проще пареной репы: потому, что мир обещает нам в ответ уважение наших заблуждений. Дешево же мы продаемся.
Святые отцы и столпы церкви учат любить человека, который грешит, но ненавидеть сам его грех, требуют, чтобы уважение к человеку отделялось от ненависти ко греху. К тому же призываем и мы.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Все мы знаем, что - одна из христианских добродетелей. Но от этого слова произведено другое - терпимость. Это второе понятие оказалось в наших глазах скомпрометированным. Потому что для определенных групп населения и у нас, и - в гораздо большей степени - на Западе (где это стало уже государственной политикой) терпимость, она же , - это такая лукавая вывеска, под которой в реальности - апология греха и возведение его в ранг добродетели; отрицание традиционных нравственных ценностей как деспотических; разрушение семьи и тому подобное.

К тому же, у нас, русских, свои исторические ассоциации со словом «терпимость», тоже не самые приятные. Всё вместе рождает негативную реакцию на это слово: многим сразу кажется, что терпимость - это моральный плюрализм, принятие греха, мир и лад с ним.

Кто-то, может быть, со мной не согласится, но в моем понимании терпимость - совсем другое. И мне очень хочется это понятие реабилитировать. Потому что, на мой взгляд, именно ее, терпимости, нам очень часто не хватает. Подчеркиваю, нам - значит, и мне самой тоже.

Терпимость, как мне кажется, означает не просто потерпеть грехи, несовершенства, недостатки и заблуждения ближнего, а принять этого ближнего… именно как ближнего, как своего, не чужого.

Понимать, что другой человек - это всегда другой мир, другой жизненный путь, и не требовать, чтобы ближний наш был похож на нас и воспринимал всё так, как воспринимаем мы.

И не навязывать ему своих убеждений - даже если ни малейшего сомнения у нас нет в их (убеждений) церковности.

В чем проявляется нетерпимость? Иногда - в постоянных претензиях к окружающим, к близким, к одноприхожанам, в желании поучать, одергивать, выговаривать, «строить»: «Вы, женщина, переступили порог храма в мужской одежде… Вы думаете, это мелочи?!»; «Я видела, ты мороженое ел, а сегодня, гляжу, причащаться собрался?!»… Причем нередко претензии оказываются или просто надуманными, или - порождением излишней нервной чувствительности и околоцерковных суеверий. Однажды, например, пришлось наблюдать такое: пожилая прихожанка прямо-таки набросилась на шестилетнего левшу. Он крестился левой! Досталось и его маме: она, будучи занята младшим, сидевшим на ее руках, не уследила, какой рукой у нее старший крестится, вот такая неблагочестивая мама…

Другой грустный эпизод: служба долгая, а прихожанка в новых туфлях, ногам больно, боль отвлекает от молитвы, и она быстренько (чтобы, опять же, не отвлекаться и ловить каждое слово!) сбрасывает обувку, стоит босиком. Никому до этого дела нет - кроме ее соседки, которая, видимо, не настолько погружена в молитву, чтобы не успевать следить за чужими ногами:

Сестра! Наденьте обувь! Что значит «Почему нельзя?» Вы не дома. Вы находитесь в храме. Это неуважение к Богу! Что значит «Кто сказал?» Я вам говорю: обуйтесь немедленно!

Наверное, этих строгих прихожанок нельзя осуждать и можно понять: они ведь по-своему искренни. Их задевает то, что представляется им неблагочестивым, неблагоговейным, их травмирует нарушение правил - подлинных или надуманных, но правил - которые они приняли как правила своей жизни и которыми, как стеной, защищаются от жизни враждебной. Но при этом требовательные прихожанки не осознают, что сами ранят других людей, и ранят подчас жестоко - ведь в церкви, в храме человек беззащитен. Нехватка любви… Но не только в ней причина нетерпимости. Для того чтобы увидеть ее глубже, лучше всего обратиться к себе самой, к тому самому бревну в собственной глазнице.

Моя нетерпимость проявляется иначе, чем нетерпимость упомянутых выше женщин. Я бываю нетерпима, когда сталкиваюсь с непониманием, с заблуждениями людей - чаще всего моих старых друзей и коллег - относительно Православия и Церкви. Ну раздражает меня, понимаете, раздражает упорствование в невежестве! «Бог должен быть в душе, зачем все эти ритуалы в церкви?!»; «Я сам с Богом разберусь, попы в качестве посредников мне не нужны»; «Человек сам должен решения принимать, а религия ему готовые ответы навязывает…» Сколько можно эти глупости повторять!..

…Как будто я сама в свое время не хваталась за эти глупости. Я переболела всеми болезнями гордого интеллигентского сознания, я хворала ими не год и не два. Да, я выздоровела - в том, по крайней мере, смысле, что в Церковь пришла, - но так поздно, что вряд ли могу быть судьей чужим опозданиям, хотя бы и непоправимым. Однако я забываю про это, и, когда возникает спор, веду себя столь агрессивно и нетерпимо, что могу великих дров наломать. По крайней мере двух своих старых подруг я уже ранила, и довольно ощутимо. А ведь они в свое время помогали мне, поддерживали, были очень мне нужны! Теперь я забываю их щадить - а почему забываю? Откуда она, моя нетерпимость в подобных случаях, в чем ее причина?

В моей любви к Истине, в ревности по ней? Да нет же.

Болезненная реакция на чужие высказывания может быть связана с неосознанной неуверенностью, с малодушием, с маловерием.

Причина - в каком-то моем собственном внутреннем неблагополучии, которое мне не удается пока понять. Я только догадываюсь: болезненная реакция на чужие высказывания может быть связана с неосознанной неуверенностью, с малодушием, с маловерием - такой вот психологический парадокс.

Но не меня одной это касается. По крайней мере часто, если не всегда, истинная причина нашего нетерпимого, жесткого, резкого поведения, нашей агрессии - не в личном нашем благочестии и благоговении и не в любви к Истине. Истинно благоговейный человек, кстати, не станет шуметь в храме; да и в частном разговоре постарается внутренний свой храм не осквернить, не впустить в душу раздражение и злость. Причина в другом - во внутренней нашей ущербности, которая ищет компенсации; в душевной и духовной неустойчивости; а у кого-то, возможно, - в скопившейся обиде на людей, в неудовлетворении собственной жизнью, в затаенной несчастности.

К вере все приходят искренне, ни в чьей искренности здесь сомневаться не надо. Но беда еще и вот в чем: мы ведь не изменяемся мгновенно, не перерождаемся за один день, - придя в Церковь, мы во многом остаемся прежними. Тут-то и подстерегает нас, как мне кажется, ловушка: вместо того, чтобы освобождаться от своих совсем не лучших качеств и состояний, человек находит для них высшее оправдание, мысленно сам для себя их «освящает». Он уже не просто вспыльчив и гневлив, а «горяч в вере». Не просто властолюбив и деспотичен, а «ревнует о должном порядке в храме». Не просто любит в глубине души своей унижать других, а «наставляет заблудших на путь истинный с необходимой и спасительной для них строгостью»…

Но вот, однако, пример противоположный. Я знаю людей - не много, но знаю, - которые, придя к вере и воцерковившись, сознательно избрали для себя очень строгую жизнь. Они начинают и завершают день долгим, подчас монашеским правилом, неуклонно соблюдают все посты - тоже по монастырскому уставу (куда мне до этого!), каждую субботу и воскресенье непременно стоят на службе. Нередко их благочестие - в данном случае подлинное, идущее от сердца - выражается и во внешнем виде: женщины отказываются от брюк или открытых сарафанов, мужчина не станет ходить в шортах не то что по улице, а даже и по собственному дачному участку. Причем это не «ежовые рукавицы», нет, это их личная внутренняя потребность: «Я уже не смогу иначе, даже если захочу», - сказала мне одна из таких христианок. Но вот что интересно: и она, и все остальные, те, кого я в этой группе моих знакомых вспомнила, - очень далеки от того, чтобы навязывать свой выбор, свой образ жизни окружающим. Они совершенно спокойно и вполне доброжелательно относятся к тем своим братьям и сестрам, которые не следуют или не во всем следуют их примеру. У них, у этих моих воистину благочестивых знакомых, есть, как я заметила, правило: разговор на тему образа жизни возможен лишь если ближний (гость, друг и т.д.) сам его заведет. Ближние, окружающие рядом с такими православными свободны. Именно потому, полагаю, что внутренних причин быть агрессивными, деспотичными, нетерпимыми у таких людей нет: причины изжиты. Кстати, не потому ли эти христиане столь благотворно воздействуют - не только на несовершенных единоверцев, но и на неверующих, отвергающих Православие людей? Подчас от одной только мягкой улыбки такого человека - да от самого его облика! - пользы (в миссионерском смысле) бывает больше, чем от всех моих, к примеру, бурных словоизвержений.

Чем духовнее человек, тем он терпимее; чем строже к самому себе, тем меньше у него желания быть строгим к окружающим.

Я давно уже заметила: чем духовнее на самом деле человек, тем он терпимее. Можно то же самое иначе сказать: чем строже человек к самому себе, тем меньше у него желания быть строгим к окружающим. Конечно, бывает так, что человек вынужден быть строгим: по долгу, по должности, по причине возложенной на него ответственности - но он не станет искать удовольствия в строгости к другим, если он действительно строг к себе и от этого духовен.

Где еще наблюдается нетерпимость? Клиническую картину нетерпимости дают порой форумы православного сегмента интернета (про весь остальной интернет я не говорю, что о нем говорить). Создается впечатление, что иной участник, собираясь на форум, берет с собой из дома виртуальную дубину или плеть, а вот мало-мальское сомнение в своем праве наносить удары, в праве поучать и морально третировать других - как раз дома-то и оставляет. И не помнит, видимо, слов Спасителя: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11: 29).

Кому-то кажется оправданной нетерпимость при столкновении с сектантскими проповедниками. Мне пришлось однажды услышать трагикомическую фразу: «Огрел бы я чем-нибудь этих мормонов, чтоб надолго запомнили, да нельзя - иностранные подданные, скандал будет». Оставлю ее без лишних комментариев… Мне представляется, что терпимость в данном случае должна заключаться - не в экуменическом братании, конечно, не в рассуждениях о «разных тропинках к одной вершине», нет: такие рассуждения Церкви чужды. Она должна заключаться в понимании того, что американец-мормон или наш доморощенный свидетель Иеговы - это тоже человек, Божие создание, такое же «Я», как наше. Да, он сбился с истинного пути (или, скорее, никогда по этому пути не шел) и забрел в темные заболоченные дебри. Но откуда в нас уверенность, что с нами этого произойти в принципе не могло? Может статься, только по Божиему о нас попечению и не произошло. К тому же, мы не родились в штате Юта. Человеку, родившемуся там, в десятом-двенадцатом поколении мормонской семьи, прийти к ортодоксальному восточному христианству - ох как непросто. Вряд ли мы вправе его судить за то, что не пришел.

Кроме тех моих благочестивых знакомых, о которых я говорила выше, у нас есть еще великие учителя терпимости. Это русские святители-миссионеры, которые принимали и любили каждый из «диких» народов таким, каким он был; и именно поэтому добивались успеха в своем деле. Это Оптинские и иные старцы, принимавшие каждого приходящего к ним, не гнавшие никого. Это святой , молитвой своею исцелявший иноверных. Но прежде всего это, конечно, Сам Спаситель, Который, с одной стороны, сказал; «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк. 11: 23) - и тем самым утвердил единственность и непреложность Истины; а с другой - остановил апостолов, готовых уже просить о низведении огня на самарянское селение, в котором не приняли их Учителя: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9: 55-56).

Очень часто люди путают эти понятия или вообще думают, что это одно и то же.

Терпение – важное положительное качество, оно обозначает нашу способность ждать изменений, отсрочить исполнение нашего желания, переносить какие-то неприятные обстоятельства.

Можно, например, набраться терпения на время пока ищешь выход из неблагоприятного положения. Или потерпеть и сделать что-то не сейчас, а чуть позже. Потерпеть и чуть позже получить желаемое. Потерпеть – это выдержать что-то неблагоприятное.

Терпение замечательное качество, но когда мы говорим об отношениях между людьми, оно скорее вред чем польза. В этом случае необходимо говорить о терпимости. Так, можно терпеливо ждать прекращение тяжелой болезни близкого человека, но к появлению у него каких-то новых, может и не очень приятных качеств, относиться с терпимостью.

Терпение – это напряжение и поэтому оно конечно. При переходе к терпимости необходимость в терпении отпадает.

Терпение имеет под собой замечательную основу - желание мирного сосуществования и отсутствия конфликтов. Поэтому, путая эти два понятия, люди упорно призывают себя и других к терпению.

К сожалению, терпение - не тот инструмент, который поможет достичь этого, потому что не решается главная задача - устранение неизбежно возникающего раздражения и недовольства, вызванным напряжением.

Для психотерапевтов, работающих с гневом, люди, которые заставляют себя долго терпеть, избегая конфликта или пытаясь сохранить «хорошее лицо» (их еще называют имплозивными), считаются наиболее опасными. Именно они, в результате, берут оружие в руки и, казалось бы, ни с того, ни с сего убивают людей. Все дело именно в этом накапливающемся раздражении, перерастающем в ненависть, которая затыкается внутри примененным терпением. Оно - как наглухо закрытая крышка на кипящей кастрюле. В какой-то момент накопившимся паром эту крышку просто сносит. Так и скопившаяся ненависть, когда терпение лопается, вырывается наружу в виде агрессии. И чем больше было терпения, тем сильнее будет агрессия.

Когда дело касается отношений и взаимодействия с людьми, терпеть нельзя! Необходимо учиться терпимости.

Так что же такое терпимость?

Терпимость – это качество, развивающееся в результате умения поставить себя на место другого человека, почувствовать, что происходит в его душе, понять, что им движет. Это принятие права другого человека иметь свои взгляды, мнения, убеждения, отличные от наших собственных, принятие права другого иметь свои недостатки, страхи и ограничения. Главный признак терпимости – отсутствие насильственных действий, направленных на их изменение.

Именно терпимость обеспечит нам мирное сосуществование, когда не затрагиваются наши интересы. Когда же наши интересы затрагиваются, опять же терпимость поможет нам высказать свое недовольство безопасным способом, который не приведет к конфликту. Она же поможет нам в обсуждении спорных вопросов и в создании договоренностей.

Так, если в метро мне наступили на ногу, то моя терпимость по отношению к неловкости человека поможет мне спокойно пережить это. Если же, наступив мне на ногу, человек так и продолжает стоять на ней, моя терпимость по отношению к его невнимательности поможет мне спокойно и дружелюбно заявить ему об этом.

Я ведь тоже не всегда бываю ловка и абсолютно внимательна ко всем. И делаю это не специально.

Терпимость не означает безразличие, попульстительство, одобрение или согласие.

Так, если человек едет в темное время суток на своей машине и видит другую машину, которая едет без зажженных фар, то терпимость к промахам других оставит его в совершенно уравновешенном состоянии. При этом она не помешает ему посигналить, пытаясь предупредить человека, что у него что-то не в порядке или открыть окно на светофоре и сказать ему об этом. При этом он не портит нервы себе, не втягивается в конфликт, да еще и меняет сложившуюся ситуацию к лучшему. Другой человек будет искренне благодарен за помощь. Нетерпимый же человек будет либо возмущаться в машине, либо раздраженно гудеть вслед.

В нашей жизни очень много терпения и, к сожалению, очень мало терпимости.

Терпеливый человек может быть абсолютно нетерпимым. И, как правило, так и есть.

Терпимость – не является умением скрыть раздражение. Оно основано на принятии.

Терпимость - необходимое условие для высказывания своих недовольств, которое не приведет к обидам и конфликту. Она поможет в обсуждении спорных вопросов и создании договоренностей.

Терпимость ведет к развитию, к изменению в лучшую сторону.

Терпение ведет к накоплению раздражения, обид и в результате к взрыву.

Терпение – насилие над собой, даже если призывы к нему идут в виде просьб и уговоров себя. Терпением нужно запасаться, терпимость же бесконечна. Терпение может лопнуть, терпимость – никогда.

У меня нет цели в данной статье научить терпимости. Это определенный процесс, который связан с работой нашей души. Терпимость основана на принятии и уважении. Она исходит из сострадания, милосердия, из сочувствия к глубинным состояниям человека, из снисходительности к другим. Ведь у всех есть свои недостатки.

Главная мысль, которую я пыталась донести в этой статьье – НЕЛЬЗЯ ТЕРПЕТЬ, когда дело касается отношений между людьми! Необходимо высказывать свои недовольства и неудовлетворенности, а безопасно и безболезненно сделать это вам поможет ваша терпимость. Она же поможет примириться с тем, что рядом с нами есть абсолютно другие люди, не похожие на нас, но имеющие право думать, поступать и проявляться совершенно по-другому, даже если мы это не одобряем или не согласны с этим.

И уж если мы говорим о терпимости к другим, то нельзя забывать и про терпимость к себе. Будьте терпимы и к себе, к своим слабостям, к своим внутренним, иногда противоречивым, мотивам и стремлениям, к своим «недостаткам», к своим ограничениям. Помните, что терпимость не означает согласие, потакание или попустительство.

Еесли этот текст понравился Вам и показался полезным, пожалуйста, поделитесь им, или ссылкой, или кнопкой в соц. сетях с Вашими знакомыми. Возможно, и для них он окажется полезным и поможет в каких-то важных жизненных ситуациях.

5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.
Второе послание к Фессалоникийцам (Солунянам) святого апостола Павла. Гл. 3

5 Айыы Тойон эһиги өйгүтүн-санааҕытын барытын Таҥара тапталыгар,
Христос тулууругар салайыахтын.
Сибэтиэй Павел апостол Фессалоника христианнарыгар иккис илдьит суруга. 3-с т үһ.

  1. В чём сходство и различие понятий «толерантность», «терпимость» и «терпение»?

  2. Есть ли, по-вашему, границы тому, другому и третьему? Кто их определяет?

Эти вопросы мы задали людям разных профессий, возрастов, вер. Ответы получились очень непохожими, но, как нам кажется, чрезвычайно интересными. У каждого респондента есть свой резон. Часто наша нетерпимость не позволяет нам услышать другого. А когда мы всё же пытаемся понять чужую точку зрения, то оказывается, что рассуждения философа-атеиста местами просто один в один совпадают с христианскими воззрениями. Это ещё раз говорит о том, что все мы гораздо ближе друг другу, чем думаем. В то же время христиане, включая священнослужителей, мыслят очень по-разному. Пожалуй, их разногласия – это лучший ответ тем, кто полагает, что в Церкви мы ходим строем.

Даже у рыб есть предел толерантности

Юрий Васильевич Лабутин, орнитолог, кандидат биологических наук.

1. Толерантность (если говорить о людях) – это терпение по отношению друг к другу, уважение к правам других людей, умение выслушать чужую точку зрения. Оно включает в себя понятие терпимости и терпения.

Но терпимость, терпение могут быть не только по отношению к людям, но и к условиям жизни, законам, устоявшимся традициям и т.д. Я живу и чем-то недоволен, но изменить обстоятельства не могу, и мне приходится терпеть. С терпением человек постоянно сталкивается.

Толерантность и терпимость касаются больше межличностных связей, взаимоотношений людей, а терпение – более глубокое и личностное восприятие, ощущение жизни, порой физическое. Мы терпим боль, тяжёлые условия жизни, слабости людей, которые нас окружают.

Толерантность – скорее идеология. Хотя это явление существует не только у людей, но и в животном мире. И терпеть животным приходится тоже. Толерантность человека может быть не только по отношению к людям, но и ко всему живому. Умение выживать в каких-то условиях, приспосабливаться к ним.

2. Мне кажется, у людей, как и у животных, предел толерантности есть. Скажем, рыба живёт в водоёме до определённой степени солёности. Когда солёность повышается, то толерантность рыбы иссякает. Если предел толерантности нарушен, то рыба просто гибнет.

Это касается всего живого мира. И у животных, и у растений есть свой предел толерантности – по отношению, допустим к температурному фактору или изменениям химической среды. У степных видов – по отношению к лесу, у лесных – по отношению к степи. Если леса становится меньше, какие-то птицы, насекомые, звери уже могут не выжить. У животных всё чётко и ясно. И у человека граница есть. Только кто её устанавливает?

Мне кажется, мы сейчас переходим некоторые из них. Ведь даже то, что отменили смертную казнь (проявили толерантность по отношению к преступному миру) – это тупик. Преступники, даже самые страшные, уже ничего не боятся. Предел толерантности должен быть. Толерантность не может быть в ущерб другому человеку. Если один процветает за счёт другого – того, кто расходует свою умственную, физическую энергию, страдает, – это насилие. Расхлябанность и вседозволенность не имеют ничего общего с толерантностью.

Хотя и для человека существует «всё ясно». Оно с давних времён вырабатывается, отражается более или менее в заповедях разных религий. Любой человек порядочный их чувствует интуитивно.

Ласковое терпение

Ариадна Борисова, писатель, драматург.

1. Слово «толерантность» я просто терпеть не могу. Не наше оно, вычурное, хитрое какое-то. Такое же, как «электорат» вместо «народ». Толерантность – она какая-то большая и политическая.

«Терпимость» – это то же самое, только русское слово. Терпимость просто поменьше, это уровень социума, коллектива. Наш народ, он же терпим – к властям, к нищете, к климату суровому, к соседям. Если толерантность однобока, терпимость шире по значению.

Но всё равно, терпимость, толерантность – это мимикрия какая-то, подстройка, попытка компромисса, холодный расчёт, это несвобода.

А терпение, мне кажется, очень широкое и многоликое понятие. Это и любовь, и сострадание, и жертвенность, и мудрость. В терпении тоже может быть несвобода, но не из расчёта, а из любви. Терпение – может быть и радостью тоже. У него много разных граней. Есть терпение нетерпения, например. Ты хочешь пойти против себя, но не делаешь этого, терпишь и, в конце концов, радость получаешь.

Терпение в семье – это цемент, без него всё разрушится. Моя сестра говорит: «Представь, если в семье терпимость будет вместо терпения! Терпимость может быть по отношению к чужим, посторонним. В семье мы терпим друг друга, потому что любим». Например, хочешь ты сказать своему мужу ПРАВДУ, а потом подумаешь: «А ты-то сама что? Не хуже ли его?», перетерпишь, и хорошо. А бывает, скажешь гадость, мимолётное удовольствие испытаешь от мести, а потом-то плохо. Терпение – оно ласковое, доброе.

2.Границы толерантности есть, ведь из истории мы знаем, что гибли целые народы, революции происходили, бунты социальные. Эту границу определяют политики, правительства, идеологи для большого сообщества.

Толерантность и терпимость не зависят от одного гражданина. А вот терпение зависит от самого человека. Как Кант говорил: «Нравственный закон внутри нас». Эту границу родители намечают, в какой-то мере школа и закон. Но человек сам в ответе за свои поступки. У терпимости тоже границы есть. А пределов терпению нет, по-моему. Сколько примеров неиссякаемого терпения!

Термин политтехнологов

Елена Никифорова, ведущий специалист управления по связям с общественностью и рекламе АК «АЛРОСА», кандидат искусствоведения.

1. Что роднит эти понятия на смысловом уровне? Значение каждого слова, по-моему, подразумевает широту взглядов, способность принять (во всяком случае, попытку понять) многочисленные «версии существования», все краски «палитры жизни», уважение к чужому мнению.

Границы «употребления», как мне кажется, определяет область применения, «жанр» бытования слова. Термин «толерантность», скорее, из политического лексикона, слово из сферы деятельности политтехнологов – «конструкторов и оценщиков» нашей жизни, где очень важно иметь терминологию без всякой эмоциональной окраски, но дающую чёткое определение процессу, явлению и т.д. Оно подразумевает меру согласия в вопросах государственного масштаба (религиозные конфликты, этнические войны, макроэкономические проблемы разного характера и пр.).

Понятие «терпимость», думается, лишено политической окраски, имеет, скорее, философский контекст, подразумевающий мировоззренческий потенциал личности, проще говоря, свойство ума, способного подвергать глубокому анализу явления и процессы, отыскивая многочисленные «за» и «против» без фанатизма.

«Терпение», как мне кажется, – нравственно-психологическая категория, обозначающая свойство характера, натуры. Большое терпение, я полагаю, свойственно людям с сильным характером и здесь не исключён фанатизм, а значит и субъективность мышления и поступков.

2. Мне думается, границы определяет субъект действия.

Полицейский в виде совести

Виктор Данилович Михайлов, доктор философских наук, профессор кафедры философии ЯГУ, действительный член Академии духовности РС(Я).

1. «Терпение» обращено преимущественно на самого человека, направлено на индивидуальную активность, ориентированно на одностороннюю реакцию. Оно сугубо субъективно. Если терпение – это процесс, действие, активность, то «терпимость» – свойство, качество, потенциал. Терпение, проявляемое постоянно, превращается в терпимость и толерантность, которые, на мой взгляд, не тождественны. Терпимость шире, чем толерантность, она имеет две стороны. Терпимость может быть обращена вовнутрь человека – это терпение. А может становиться толерантностью, и тогда требует интерсубъективности. Толерантность должна быть непременно взаимной, терпение же – односторонне.

Евангелие говорит: если тебя ударили по щеке, подставь другую – это не толерантность, т.к. она предполагает некий компромисс: я действую в расчёте на то, что будет ответная реакция. А в терпении расчёта нет! Золотое правило нравственности в конфуцианской трактовке: не делай другому того, что не понравилось бы тебе самому; делай то, что понравилось бы тебе самому – это принцип толерантности. Христианская установка понять и простить, даже врага – это терпение, смирение.

Сугубо лингвистически если подойти, то терпение и терпимость – однокоренные слова. Но терпимость – это свойство (толерантности или терпения), превратившееся в устойчивое качество. Оно более высокого порядка, чем толерантность. Терпимость – это высшее проявление толерантности. Толерантность можно проявить разово. А терпимость – это неотъемлемое, личностное, высокое, духовное начало, один из важнейших параметров духовности. Без терпимости духовности нет.

2. Есть пословица: «Терпи, казак, атаманом будешь» – это значит, что терпение вознаграждается. Или, например, малыш разбил коленку, хотел заплакать, но мама ему говорит: «Терпи, ты же у меня мужчина». Терпение требует высоких душевных качеств, необходимости подняться над собой, победить самого себя и награждается высокой моральной оценкой. Терпение, как сказал бы Вебер, предполагает наличие целерациональных общечеловеческих понятий – истины, красоты, добра, блага. Они объективны, заданы кем-то. Если бы я верующим был, то сказал бы, Богом. На мой взгляд, это всё – абстрагируемые наилучшие качества, высшее проявление человеческого в человеке.

Однако мы слабы и нуждаемся в объективных критериях. Высокодуховному человеку не нужно внешнее «недрёманное око». Кому-то стыдно перед Богом, кому-то перед людьми, но когда перед самим собой неудобно, когда полицейский переносится вовнутрь в виде совести – это высшее проявление духовности. Задача состоит в том, чтобы внедрить в сознание человека эти представления. Говорят же: «Не в моих правилах…», но эти правила кем-то или чем-то утверждены – воспитанием, самовоспитанием, чтением, образцами, примерами, кумирами…

В детстве нам неудобно перед родителями, воспитателем, учителем, нравственным авторитетом. В подростковом возрасте этим авторитетом в референтной группе становится вожак. Пацаны в стаях просто звереют, соревнуясь в жестокости. А в семье они – паиньки. Часто матерям на судебных заседаниях плохо становится. Когда зачитывают протокол, и они узнают, что их сыночки натворили, многие говорят: «Этого не может быть! Я не верю. Он не такой, он добрый – бабушку любит, кошку…» Нет, он тот же самый, но, попав в группу, хочет усвоить её ценности и абсолютно меняется. Верующие сказали бы, что их искушает дьявол, что идёт борьба зла с добром, и порой сатанинское начало побеждает, но человек не должен ему поддаваться. Человеческое заключается в том, чтобы божественное в нём побеждало.

Добро и зло объективны по отношению к нам – они до нас появились. И этические нормы по отношению к отдельному человеку объективны. Однако часто эти нормы имеют окраску – социальную, классовую, местечковую, религиозную, национальную. Вместе с тем есть и общечеловеческие критерии. Именно их мы должны утвердить в обществе. Важен человек как таковой.

Раньше людей ограничивала природосообразность. Уйдя от природы, человечество утратило инстинкты, регулирующие жизнь. Например, у животных есть табу: внутривидовое убийство. Заяц зайца никогда не задерёт, ворон ворону глаз не выклюет. И только человек – единственное существо, которое пачками убивает себе подобных. Причём научно-технический прогресс идёт по пути совершенствования оружия массового поражения.

Мы не выработали закона, который бы действовал неотвратимо, как инстинкт, а это – духовность. Мы же не дорожим жизнью людей! Ф.М. Достоевский был прав, когда вложил в уста Алёши Карамазова слова о том, что ни одно великое дело не стоит ни гроша, если при этом прольётся слезинка ребёнка. Это же очень высокая планка в соотношении средств и цели. Кант призывал никогда не делать человека средством достижения своей цели. Но использование человека идёт часто под благовидными предлогами. Например, взаимопомощь, семейные, родственные, дружеские отношения, принимая уродливые формы, превращаются в коррупцию, блат и т.д. Границы есть у всего, даже у хорошего, если их переходить, добро превращается в зло. Чрезмерная любовь матери приводит к тому, что вырастает маленький мерзавчик. Дисциплинированность оборачивается педантичностью и т.д. То же самое относится к развитию науки и техники.

Человек не должен разрушать общество, но и общество не должно нивелировать человеческую личность. Думаю, в православном понятии «соборность» есть глубокий смысл. Соборность не растворяет личность в коллективе, наоборот, позволяет обрести и сохранить самого себя, не потеряться среди других. Соборное начало не угнетает личность человека, он не теряет своего лица. Это коллективизм побуждает не высовываться, быть, как все… А соборность возвышает, позволяет раскрыть наилучшие качества. Я редко хожу в храм, но наблюдаю, что там нет стада, в одном порыве одинаково кланяющегося, орущего. Каждый остаётся самим собой, молится о своём, думает по-своему, сохраняет свою индивидуальность, достоинство, отдельность. Мне это импонирует. Ведь и в христианстве есть секты, практикующие эмоциональное подчинение воле пастыря, когда люди начинают скандировать единые молитвы, возбуждённо машут руками, – это страшно.

Я живой, и мне, может быть, один шаг до веры. Если человек хочет оставаться человеком, он ищет высшие ценности, идеалы, предельные представления, и почему бы не исходить из того, что они от Бога? Бердяевская эсхатология («Свобода и творчество») основана на притязании человека на божественность. Он возомнил о себе слишком, поставил себя наравне с Богом, и это так просто ему не сойдёт. Потому что есть пределы человеческому произволу. Если человек возвеличивает себя, ощущает себя центром мироздания, он разрушает не только свою личность, но и всё вокруг.

Толерантность ассоциируется с домом терпимости

Татьяна Шишигина, мастер спорта СССР, тренер по художественной гимнастике, мама пятерых детей.

1. Как-то мне довелось прослушать лекцию о толерантности. Формулировка гласила: «Толерантность – это устойчивость человека, охватывающая эмоциональную, психологическую и интеллектуальную сферы». Так же прозвучал тезис о том, что «толерантность есть норма цивилизованного компромисса между культурами, а в социальном контексте может быть рассмотрена как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль поведения».

В течение всей лекции меня не покидало ощущение, что лектор пытается донести до нашего сознания то, что нормальный, более или менее воспитанный и мало-мальски образованный человек и без того знает, ощущает и в общем-то реализует в своей жизни. Аудитория состояла исключительно из педагогов, поэтому откровения о том, что характерными чертами толерантной личности являются: «расположенность к другим людям, снисходительность к незнанию (в данном случае своих подопечных), терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, терпимость к национальным и религиозным различиям, ответственность и доброжелательность, любознательность и способность к сопереживанию, умение владеть собой», вызвали у меня недоумение. Если организаторы считают необходимым посвятить этим прописным истинам целую лекцию, то, вероятно, они исходят из того, что наших с вами ребятишек обучают малограмотные люди, какие-то ограниченные, агрессивные монстры, которым не только детей доверить нельзя, но вообще лучше содержать в специальных учреждениях.

То, что нам подавалось под соусом «толерантность», я восприняла как попытку создать новую религию для современного человека, которому (неужели действительно?!) незнакомы понятия сострадания, милосердия, сопереживания, чуткости и доверия. Когда лектор попросила высказаться на предложенную тему, я попыталась объяснить: «Всё, о чём тут говорилось, было бы естественно и не нуждалось в обсуждении, если бы мы изначально знали, что такое ЛЮБОВЬ и, исходя из этого понятия, соизмеряли своё отношение к людям, равно как и к событиям в жизни». Мне возразили, что любовь, конечно, хорошо, но это не толерантность. Кто же спорит!

Однажды в компании мы играли в ассоциации. Игроку из нашей команды предложили слово «толерантность». Он не знал значения этого термина, тогда ему подсказали: «Это то же самое, что терпимость». Ассоциация возникла мгновенно, он стал показывать нам красные фонари, намекая на улицы, где находятся дома терпимости.

А вот слово «терпение» вызывает в памяти пушкинское «Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье». И я думаю, что из этих трёх «Т» терпение на несколько порядков выше по своему смыслу и значению. Терпение – это работа души, это из области духовного. Толерантность же – какой-то интеллектуально-психологический синтетический продукт цивилизации. Терпимость, на мой взгляд, – это явление социальное, эстетское и этическое, когда «Чёрный квадрат» Малевича – шедевр, а гей-парад – культурное мероприятие.

2. Одна из формулировок толерантности гласит: «Это устойчивость как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой стороны – гибкость как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей». В физике такое состояние между устойчивостью и гибкостью называется аморфным, т.е. бесформенным, и если меняются условия и воздействие среды, то это состояние устойчивой гибкости может разрушиться.

Идеологи толерантности предполагают развитие личности, исходя из её собственных, а значит, относительных представлений об идеальном и реальном «Я».

Христианство же говорит об абсолютных, безграничных возможностях развития личности – до святости, исходя из Божественного замысла о человеке. В этом процессе обожения терпение имеет первостепенное значение.

А вот границы терпимости, мне кажется, определяются социумом, поэтому они изменчивы.

Манифестированное равнодушие

Епископ Якутский и Ленский ЗОСИМА (Давыдов).

1. Терпение – это христианская добродетель, которая ориентирована на Самого Христа. Когда Господь пришёл на землю, Он не разделял людей на плохих и хороших, бедных и богатых. Он соединял различных людей в единую общность или общину, созидал Церковь Божию, строя её на основании Любви. И тому, что такое ЛЮБОВЬ, нас научил Господь. Он говорил: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).

Но любовь не может быть без терпения. Даже мужчина и женщина, живущие в одной семье, должны не только любить, но и терпеть друг друга. Терпеть немощи, недостатки, мелкие обиды, что помогает им жить долго, мирно и хранить свою любовь до конца жизни.

Толерантность же – это безразличие, равнодушие к находящемуся рядом человеку. Мы существуем как бы параллельно. Меня не интересует, чем живёт ДРУГОЙ, его внутренний мир, проблемы. А его не должна волновать моя жизнь. Есть такой анекдот. В автобусе у выхода стоят два пассажира. Один спрашивает другого:

– Вы выходите?

Тот отвечает:

– Вас это не касается!

– Да, но я выхожу!

– А это меня не касается.

Это как раз чистое проявление толерантности.

Если на Востоке строили свою жизнь по добродетелям, то на Западе — по понятиям свободы. В своей личной и общественной жизни мы провозглашаем такие христианские добродетели, как мирность, терпение, дружба, любовь и святость. А оторвавшийся от народных и церковных традиций Запад берёт на вооружение философию Карнеги. Именно в ряду этих ценностей и стоит пресловутая толерантность. Европа, США, заявляя о толерантности, провозглашают свободу общественным порокам, таким, как наркомания, пьянство, сексуальная распущенность, извращённость.

Изверившийся Запад пытается остановить уличные арабские погромы во Франции и в Германии, прекратить убийства и расстрелы детей в школах, но это и есть открытый бунт против бездуховности и манифестированного равнодушия – толерантности. Надо повернуться лицом друг к другу, понять, чем живут окружающие нас люди. Ведь если мы можем иметь и проявлять свободу своей личной веры, взглядов и убеждений во внешней жизни, то мы должны иметь также право быть понятыми и услышанными в окружающем нас обществе.

Что касается терпения и терпимости, то это слова одного корня. Есть христианская добродетель – терпение, а его производным в нашей жизни будет терпимость. Они соотносятся так же, как дружба и дружественность, вера-доверие и верность, любовь (большое чувство, охватывающее всего человека) и влюблённость. Проще сказать, насколько мы сами терпимы, настолько терпение находится в нас. Но можно ли терпеть произвол и насилие?

Мы видим, к чему привела толерантность в Америке, – ребёнок приходит в школу с автоматом и стреляет по людям. Он просто развлекается, он безразличен к своей жизни так же, как и к чужой.

Если же говорить о толерантности как об идее, то в полноте своей она воплотилась именно в Церкви Христовой. В России много живёт неправославных народов – и язычники, и мусульмане, и буддисты. Но в составе Российской Федерации все её субъекты чувствуют себя комфортно именно потому, что православная Россия проявляет толерантность, старается умирять, порой жертвуя собой.

Наши миссионеры были подлинно толерантными людьми, потому что они не уничтожали огнём и мечом чужие культуры, а поддерживали их, обогащали народы новыми знаниями, составляли азбуку, учили читать и писать, образовывали интеллигенцию, вводили её в огромную семью мировой цивилизации, делали их значимыми и важными. Это и есть проявление настоящей, христианской толерантности.

2. Терпимости границы есть. Толерантности… не знаю. Терпимость в нас самих обуславливается заповедями Божиими: если я потерплю ближнего своего, то Господь потерпит мои немощи; если я покрою любовью грехи ближнего своего, то Господь покроет любовью мои грехи; не судите, да не судимы будете и т.д.

Бог не определяет границы нашего терпения, нашей любви, потому что Сам Он любит человека безгранично. Где граница терпения Бога по отношению к нам – язычникам и грешникам? Он распялся за нас – за всех нас! Терпение – это первая ступень к Божией любви. Следующий шаг – жертвенность, когда мы жертвуем всего себя без остатка ради любимого человека. Но Бог призывает любить всех. Вот христианская мера терпения, терпимости, толерантности.

Грех как норма жизни

Протоиерей Максим КОЗЛОВ, настоятель домового храма святой мученицы Татианы МГУ, кандидат богословия.

1. Начнём с того, что слово «терпение» вообще не из этого ряда. Здесь оппозицией являются «толерантность» и «терпимость». Терпение – свойство, это не абстрактное понятие, а поведенческое. Поэтому давайте рассмотрим толерантность и терпимость. Причём, не формально-филологически, когда термины выстраиваются в более-менее синонимическом ряду (одно как корневое, другое – как заимствованное), а по их реальному употреблению в лексиконе общественно-политическом, культурном, бытовом…

Под словом «терпимость» мы понимаем то, о чём в своё время говорил святитель Филарет. Терпимость, скажем, по отношению к заблуждающимся – это вовсе не поощрение заблуждения к распространению. Позволяя человеку заблуждаться, но, проявляя к нему любовь, внимание, снисхождение, мы достигаем большего результата, чем тогда, когда запрещаем, держим и не пускаем. Я не буквально передаю слова свт. Филарета, но его мысль. Так вот, терпимость – это не релятивизм, при котором есть множество истин, или одна, но что поделать, люди держатся других правд, пусть и относительных, хорошо, что и таких держатся, наше дело – не вмешиваться… Терпимость – понимание того, что навязывание даже правильных взглядов приведёт к поражению. Но это никак не равнодушие к заблуждающемуся человеку и тем более не внутреннее согласие с его заблуждением.

Под толерантностью же в современном языке понимают как раз такого рода устроение общественного сознания, в котором каждый соглашается, что нет абсолютной истины, все относительны. Эта система предполагает размывание абсолютного в душе человека и утверждение такого строя общества, при котором нравственная цельность большинства заведомо уравнивается в праве на выражение и на распространение с мнением маленьких, даже самых нелепых и экстравагантных или нравственно возмутительных групп.

Ну вот, к примеру, пресловутые гей-парады. Ведь российское законодательство не запрещает этим людям вступать в связь с кем они хотят, только браки по закону не регистрируются. Но ведь им мало того, что их уголовно не преследуют, они добиваются, чтобы все ещё сказали: «Какие вы ребята молодцы! Вы такие же, как мы, нет, даже лучше нас!» Им мало права заниматься тайком тем, чем они хотят, они стремятся показывать это всем, а мы должны кушать всё молча. Но чем, скажите, гомосексуалисты отличаются от зоофилов, которые тоже могут настоять на том, что они просто ДРУГИЕ и что они только с совершеннолетними животными совершают ЭТО, и не по принуждению… Им что, тоже нужно дать право демонстрировать то, что они хотят?

Есть и другие экстравагантные мировоззренческие группы. И что же? Либеральная этика, либеральное общественное сознание говорит: будем толерантными, признаем, что они такие же, как мы, а поскольку они были преследуемы на протяжении столетий, пожалуй, у них прав ещё и больше. Будем считать, что полинезийцы, которые ели своих врагов, выражали тем самым свою национально-культурную идентичность. И, по крайней мере, нельзя их за это критиковать. Количество примеров можно множить до бесконечности.

Понятно, что веротерпимость и терпимость есть свойство разумного христианского сознания, помогающего ревность о вере отграничить от фанатизма. Ревность о вере предполагает готовность умереть за свои убеждения, но соединяет это с любовью, с жалостью и снисхождением к человеку согрешающему, заблуждающемуся.

Толерантность же предполагает не сочувствие и жалость, а принятие греха как нормы жизни. И вот с этим согласиться нельзя.

А терпение – это то, о чём Господь говорит в Евангелии: претерпевший до конца спасётся. Всё серьёзное в нашей жизни достигается только путём приложения ответственных усилий, когда человек терпеливо переносит нечто, что ему в жизни должно перенести.

2. Граница между толерантностью и терпимостью, повторю, лежит в признании наличия или отсутствия абсолютной истины. Терпимость переходит в толерантность, когда человек утрачивает христианский монизм – целостное мировоззрение, которое строится на том, что есть некая конечная правда, по отношению к которой выстраивается всё остальное.

Толерантность возникла в современном светском обществе западного постхристианского сознания. Можно так сказать, что если терпимость – это свойство религиозного сознания, то толерантность есть плод сознания либерально-атеистического.

Подготовила Марина ГОРИНОВА

Ответ отца Максима Козлова записала Мария Зубарева, сотрудница интернет-издания «Татьянин день»

Последние материалы раздела:

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....

Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...