Логопедические занятия на дому 5 лет. Логопедические упражнения для детей — дефекты речи и их устранение

Доброго всем дня! Хочу сегодня поговорить об очень серьёзной теме, как логопедические занятия с детьми 5 7 лет. Ведь неправильное звукопроизношение многие списывают на возраст. Перерастёт, думаем мы. А ведь может сложиться по-другому. Знаете о неприятностях, которые влекут за собой корявость речи у взрослого?

В первую очередь, это огромная неуверенность в себе и своих силах. Только представьте! Такой комплекс создаст проблемы где угодно! От поиска хорошей работы до успеха в личной жизни. Давайте поправим, пока не поздно, неверное произношение у деток! Изучим ряд интересных игр, занятий по самым распространённым ситуациям. Приступим!

Предлагаю для начала рассмотреть виды речевых нарушений. Их бывает много, но у каждого ребёнка свой.

  • Заикание. Это достаточно распространённое явление. Заметить можно годикам к 3, в это время начинают выстраиваться первые предложения. Важно сразу обратиться к хорошему логопеду. Ведь ни один специалист не гарантирует, что через пару лет проблема не вернётся вновь…
  • Дислалия. Слово очень умное! Но за этим кроется тоже распространённая проблема дошколят ― неверное произношение согласных звуков. Особенно часто, это касается «Р», «Л» и «Ш».
  • Гнусавость. Тут, конечно, основную роль играет природный фактор ― неправильное строение речевого аппарата. И очень хорошо будет навестить отоларинголога для решения такой задачи.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР). Здесь, дорогие читатели, нередко виновниками становятся близкие родственники малыша. Разного рода сюсюканья, недостаточное общение приводит к тому, что дитя постоянно всё путает. Я сейчас об окончаниях в словах, путание предлогов и т. д. Это может плохо сказаться потом. Ведь скоро в школу!
  • Врождённые патологии неврологического характера. Уже требуется комплексное лечение и у невролога.
  • С задержкой речевого развития (ЗРР). Обычно такое проявляется годикам к 3. Ведь, в это время детки лопочут не переставая! Поэтому в случае короткого словарного запаса обратитесь к специалисту, не затягивая!

Уделяйте достойное внимание карапузу. Контролируйте речь ребёнка. А в случае, пробелов, ищите помощи у врача!

Когда вести ребёнка к логопеду?

Даже не знаю, почему, но сегодня резко выросло количество деток с проблемами звукопроизношения. Скажите, сколько времени в день Вы уделяете чтению, а сколько совместному просмотру телевизора? Одной из причин я вижу глобальную заинтересованность детишек (чуть ли не с пелёнок) техническими средствами. Детвора мало общается. Стремления к этому нет. А зачем? Ведь вокруг так много интересного, и сосредоточено в одном месте: в телевизоре.

В итоге мы и сами можем упустить тот золотой момент, чтобы отправить чадо к специалисту. Есть внегласное правило у логопедов: чем раньше, тем лучше. Правильно, это должно быть решено сразу. Простите за сравнение, но если испачкать платье и оставить его на долгое время без стирки, что будет? Конечно, есть риск, что пятно въестся и не отстирается. Так и здесь.

Самый пик посещений приходится на деток 4 ― 5 лет. Именно сейчас они должны произносить сложные согласные, строить предложения с логикой. Точнее, даже тексты с участием элементарных слов. Должна быть последовательность в его рассказах. Проведите тест, попросив чадо пересказать простейшую картинку. Не получилось? Тогда к специалисту!

Когда будет выставлен точный диагноз, начнёте посещать уроки, которые обязательно дадут результат. Но и дома не ленитесь, занимайтесь в игровой форме, хотя бы минут по 20. Только не принуждайте, малыши этого не любят! А я расскажу, какие упражнения можно выполнять в домашних условиях, в зависимости от проблемы.

На произношение звуков

Те, кто уже столкнулся с этой стороной медали, знают, что коварнее всего звуки Р, Л и Ш. Если дитя их просто не произносит (теряя в слове), это пока не подошло время. А когда начинает вместо них выговаривать иные, более простые буквы, повод задуматься.

Вот Вам несколько упражнений на заметку. Они артикуляционного характера, для правильного формирования язычка, нёба, губ. В общем, всего артикуляционного аппарата.

Учимся говорить Р чётко! Мне очень нравятся такие мероприятия:

  • Открыть широко рот и улыбнуться. Нижняя челюсть неподвижна, а кончик языка поднят вверх, будто гладит нёбушко взад вперёд. Рекомендация: сделайте сперва сами, чтобы Вы поняли принцип. Так, будет проще донести до чада суть!
  • Чистим зубы кончиком языка с внутренней стороны. Ротик широко открыт. Видите, как просто! Пятилетнее дитя сделает без труда.
  • И ещё, интересный вариант. На деревянную палочку одеть маленький шарик, дитятко открывает ротик и произносит ДДРРР. Вы, в это время, водите этим инструментом под языком. Движения надо совершать быстро.
  • Попросите произнести «ДА», при этом язычок пусть упрётся в зубки. «ДЫ» ― в верхнее нёбушко.

В произношении звука «Р» Вам поможет просмотр данного видео.

Учимся произносить Л:

  • Широко откроем рот, язык положим на нижнюю губу, придерживая подбородок, произносить Ла, Ло, Ли, Лу.
  • Язычком водить по нёбу, будто красим его.
  • А ещё пусть пробует язычком дотронуться до кончика носика.
  • Слизываем мнимое варенье с губ.

Теперь проблематичная буква Ш:

  • Кончик языка просунуть под верхнюю губу, и резко оторвать, со щелчком.
  • Губки надо округлить, вытянув их вперёд. Так держать 6 секунд.
  • Возьмите кусочек ватки, положите на носик малыша. А он пускай попытается её сдуть, чтобы она полетела вверх. Это забавное упражнение, обязательно будет оценено чадом.

А вот подборка на каждый день, для произношения чёткой речи.

Учимся говорить чётко

В 5 ― 7 лет дитя уже способно повторить за родителем или педагогом многие упражнения. Но среди них есть и сложноватые. Я постаралась скомпоновать воедино самые простые и эффективные. Кстати, отлично подойдут они и для детишек с ОНР.

Артикуляционная гимнастика

  • Улыбнуться так, чтобы были видны зубы. А потом вытягиваем губки в трубочку.
  • Напрячь губы, как можно сильнее. Плавно расслабить.
  • Кусать зубками верхнюю и нижнюю губу попеременно.
  • Цоканье копыт. Это всем известное действие. Деткам понравится без сомнения!

По времени достаточно 15 минут. Кстати, такие коррекционные манипуляции прекрасно подойдут не только деткам, но и любым людям с нарушениями звукопроизношениями.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вот ещё несколько примеров на коррекцию развития речевого формирования:

  • Всем известно, как плачут младенцы? Вот и воспроизведём этот звук: Уа, Уа.
  • Попищим, как мышата: Пи, Пи.
  • А как мы шумим, когда заблудимся в лесу? Ау, Ау!
  • Завыл сильный ветер: УУУУ.
  • А теперь сочетание гласных и согласных буковок. Имитация криков животных: Мяу, Му, Ква, Ко-Ко, Га-Га.
  • Рычит медведь: РРР.
  • Распеваем голосок: Ля-ля, ла-ла-ла.

Пение, кстати, очень полезно. Выберите песенку, которая нравится детёнку. Быть может, приуроченную к ближайшему празднику. А ещё им нравится «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Во поле берёзка стояла». На первый взгляд они простенькие, зато там плавно тянутся слова, что очень важно для коррекционных работ. Этим, кстати, пользуются педагоги детского сада. Там обязательно есть уроки музыки. Но и развивающие мероприятия с логопедом там тоже присутствуют.

Занятия в детском саду

Скажите, Ваш дитятко посещает садик? Если да, как там проводятся логопедические занятия? В саду, куда ходит наш Доминик, есть 2 типа:

  • Индивидуальные. Когда у какого-либо малыша определённая проблема.
  • Групповые (фронтальные). Собирается группа деток со сходными дефектами.

В идеале, так должно быть во всех дошкольных учреждениях. Но 5 ― 7 лет, это уже подготовительная группа. Ведь скоро в школу! Какие занятия хороши тут? Одним из таких являются распевки. И это не простые песенки, как Вы могли подумать. Это пение и выполнение определённых действий синхронно.

Вот самый простой вариант: «летит самолёт». Детки поют под мелодию УУУУУ, руки надо расправить, как крылья. Педагог руководит их действиями:

  1. Гудим с разной громкостью (самолёт улетает то дальше, то летит ближе).
  2. Сломался. При издавании звука УУУУ детишки ударяют себя ладонью в грудную клетку.
  3. Приземляемся. Исполняя УУУУ, расправив крылья, детки бегут каждый, к своему стульчику.

Очень интересны манипуляции с микрофоном. Детишки слышат свой голос, при этом, то убирают микрофон подальше, то подносят ближе к себе.

Неприятностей, конечно, много. Но сейчас, большинство из них решаемы. Даже те, которые именуются ЗПР или ЗПРР.

Диагноз ЗПР не приговор

Есть родители, которые мнят и выдумывают дефекты своему чаду. Не даром говорят в народе: «Лучше перебдеть, чем недобдеть». Но есть, кто в упор не видят ничего плохого. А ведь к 5 годкам дитя уже должен уметь излагать свои мысли понятными фразами. Не путать слоги в словах.

Есть несколько диагнозов, которые приводят родителей в ступор.

  • ЗРР. Когда недоразвито лишь слово произношение, но психически у чада всё нормально. Хорошо, если будет выявлено до 4 ― 5 лет, так как потом начинается иная стадия: зпрр.
  • ЗПРР задержка психоречевого развития. Когда вовлечена в процесс и психика дитя, его умственные способности.
  • ЗПР, это уже просто психическое развитие. Речевой аппарат страдает тоже, но основа тут психика малыша.

Не буду говорить о причинах, побуждающих такие состояния. Но, если так случилось, то правило логопедов (да и всех остальных докторов!) тут соблюдается. А гласит оно: «Чем раньше, тем лучше». Вы, надеюсь, понимаете, что, как и в любом заболевании здесь есть более сложные формы.

Обязательно отыщите хорошего специалиста, который найдёт общий язык с малышом. Скорее всего, тут надо подключать и невролога. Но первым делом соблюдайте хороший эмоциональный фон дома. Поверьте, от этого зависит многое. Ну а рекомендации по упражнениям с ЗПР сейчас напишу.

Литература

При любых дефектах звукопроизношения, дома надо иметь правильные книги. Они составлены грамотными авторами. А в комплексе с посещениями логопедических уроков обязательно помогут справиться!

  • «Логопедические домашние задания для детей 5 7 лет с ОНР» Теремкова Н.Э. Это альбом №1, всего их 4. А посвящён каждый определённым лексическим тематикам.
  • «Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5 7 лет» Дербина А.И. Самый лучший способ заинтересовать чадо заниматься ― играть с ним. Вот это пособие и построено в игровой форме. А предназначено для детишек со сложными дефектами.
  • «Уроки логопеда. Игры для развития речи» Косинова Е.М. Как видите, тут тоже всё построено на элементах игры. То, что мне понравилось, годиться пособие от 6 месяцев до 6 лет! А собраны здесь и пальчиковые игры, и материал по артикуляционной гимнастике.
  • «Зашифрованные скороговорки. Конфетка» Кодолбенко Е.А. Помните из детства: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»? Вот очень похожее пособие, с забавными чистоговорками, которые придутся по вкусу маленькому читателю.
  • «Весёлая логоритмика» Железнова Е. Это аудиопособие. Чего только не придумано, чтобы заинтересовать дитятко! Но, главное, что это, действительно, несёт пользу! Весёлые стишки по развитию речи и внимания, зарядка для крупной моторики и ритмики.

Надеюсь, эти пособия станут Вашими настоящими помощниками по домашней работе с маленькими непоседами. Расскажите, а какие мероприятия по устранению речевых дефектов знаете Вы? Как занимаетесь? Что читаете для этого? Делитесь опытом, оставляя комментарии. И подписывайтесь на обновления блога! До скорых встреч. Пока!

Конспект занятия в логопедической группе «Автоматизация звука Ш в словах, предложениях (по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь»)

Дунаева Лилия Григорьевна, учитель – логопед ДОУ №287 г. Донецка
Описание работы: Данное занятие рекомендовано логопедам, воспитателям логопедических групп. Проводимое в конце учебного года, занятие может стать показателем результативности речевой коррекции. Данное занятие можно показать на родительском собрании с целью повышения компетентности родителей в вопросе преодоления речевых нарушений у дошкольников.
Возраст: 5-6 лет.
Цели: Формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью, закрепление произношения звука Ш в словах, предложениях, чистоговорках, развитие фонематического слуха, тонкой моторики рук, артикуляционного аппарата, логического мышления, внимания, воображения, воспитание интереса к сказкам.
Материал: магнитная доска, картинки к сказке «Маша и медведь», предметные картинки.
Предварительная работа: отработка звукопроизношения на специальном речевом материале, разучивание артикуляционной, пальчиковой гимнастики, чистоговорок.

Ход занятия

Логопед:
Ребята, мы с вами долго трудились, учились правильно произносить звуки, строить красивые предложения, составлять интересные рассказы. Надеюсь, вы запомнили много интересного и полезного для себя. Вспомним наше правило.
Дети:
Говорим всегда красиво, правильно, неторопливо.
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб всем было понятно.
Логопед:
Ребята, вы любите сказки? Давайте вспомним, какие сказки вы знаете. (Ответы детей) Посмотрите на нашу доску. Догадайтесь, какая сказка сегодня у нас в гостях.
(На магнитной доске картинки: медведь, Машенька)
Дети:
Сказка «Маша и медведь».
Логопед:
Послушайте внимательно и скажите, какие звуки я выделяю: Маш-ш-ша, миш-ш-шка.
Дети:
Звук Ш.
Логопед:
Вспомните, какой звук Ш, дайте ему характеристику.
Дети:
Всегда согласный, твёрдый, глухой.
Логопед:
Что нужно делать, чтобы звук Ш получился красивый?
Дети:
При произнесении звука Ш губы немного округлены и выдвинуты вперёд, язык «чашечкой», выдыхаемая струя тёплая.
Логопед:
Ш-всегда шипящий звук:
Шар воздушный сдулся вдруг.
Дети:
Ш-ш-ш-ш.

Логопед:
Постараемся красиво рассказать чистоговорки.
Дети (по очереди):

Раз - шептались две подружки.
Два - кукушка на опушке.
Три - ношу в шалаш игрушки.
На четыре - мою ушки.
Пять - купили Даше шашки.
Шесть - покушай пшённой кашки.
Семь - в лукошке две картошки.
Восемь - крошки на ладошке.
Девять - штопаем башмак.
Десять - шире держим шаг.

Логопед:
Молодцы. Садитесь поудобнее, будем вместе рассказывать сказку «Маша и медведь». В одной деревушке, в бревенчатой избушке у дедушки и у бабушки жила-была внучка …
Дети: Машенька.
(На магнитной доске картинки: избушка, Машенька)

Артикуляционная гимнастика

Утром Машенька проснулась и улыбнулась («улыбка»).
Поиграла на дудочке, потом опять улыбнулась («улыбка» - «трубочка»).
Пошла Маша завтракать, взяла ложку («ложечка»).
Взяла чашку («чашечка»).
Достала вкусное варенье («вкусное варенье»).
Позавтракала Машенька и пошла качаться на качелях («качели»).
А потом Машенька играла в мяч («катание шарика»).


Логопед:
Продолжаем сказку. Как-то раз Машенька пошла в лес за ягодами.
(На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка)
Логопед:
В лесу поднялся сильный ветер. Как шумят деревья в лесу?
Дети:
Ш-ш-ш-ш.
Логопед:
Испугалась Машенька, но выглянуло солнышко и послало ей свой лучик.
(На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка, солнышко)

Пальчиковая гимнастика

Солнце с неба посылает (ритмично скрещивать руки над головой)
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняет (плавно покачивать руками)
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает (ритмично потирать щёки)
Щёчки, щёчки, щёчки.
А весной на носик ставит (ритмично постукивать по носу)
Точки, точки, точки.
Золотят веснушки деток,
Очень нравится им это (указательные пальцы поставить в уголки губ).


(На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка, избушка).
Логопед:
Долго ли, коротко ли шла Машенька. Вдруг видит, стоит избушка. Кто же в ней живёт?
Отгадайте загадку и узнаете.
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку.
Белка уронила шишку,
Угодила прямо в ….
Дети:
В мишку.
(На магнитной доске картинки: Машенька, ёлочка, избушка, мишка).
Логопед:
Видит Маша, в доме у мишки беспорядок. Решила Машенька навести порядок и принялась за дело. Тем временем пришёл мишка домой, смотрит, в избушке всё аккуратно сложено, расставлено по местам. Только не поймёт мишка, где его игрушки, а где Машенькины. Давайте поможем мишке найти его игрушки. В названии мишкиных игрушек слышим звук Ш. Выберите картинки со звуком Ш.
(На магнитной доске предметные картинки)
Дети самостоятельно выбирают нужные картинки.


Логопед:
Решили Машенька и мишка поиграть и стали придумывать предложения. Послушайте, что у них получилось. Правильно ли это?
Кошка убегает от мышки. Каша готовит Машу. Лошадка едет на Мише. Ландыш нашёл Наташу. Мышка ловит кошку. Шишка нашла мишку.
Логопед:
Нашей Маше пора возвращаться домой. Мишка очень подружился с Машенькой, он проводил её до самого дома.
Логопед:
Вы мне очень помогли рассказать сказку. Какой звук вы старались правильно произносить в словах, предложениях, чистоговорках? Что нужно делать, чтобы звук получился красивый?

Ранний детский возраст (2-3 года) – важный этап в развитии речи ребенка.

В это время детей интересует все происходящее вокруг.

Родителям важно всячески поддерживать малыша в его начинаниях, ведь главными проводниками в мир новой информации являются именно взрослые ближайшего окружения.

Нужно убедиться в том, что ребенок нормально физически, эмоционально.

Существуют условные нормы развития детей (рост, навыки, умения, словарный запас ребенка).

Их следует учитывать, но и зацикливаться в случае несоответствия не стоит.

Лучше обратиться к специалисту, который сопоставит все факторы, влияющие на развитие, и даст профессиональную оценку развития вашего чада.

Особенности логопедии в 2-3 года

Главная задача взрослого при работе с детьми раннего возраста – вызвать звукоподражание в любой форме.

Учитывая психологию детей 2-3-х лет, занятия нужно проводить в виде подвижных игр, разнообразных и не продолжительных по времени.

Важно установить эмоциональный контакт с ребенком, заинтересовать его, завоевать доверие, поощрять активность, хвалить.

Это поможет избежать многих психологических проблем, связанных с боязнью речи.

Развитие общего подражания

Общим подражанием называется копирование движений, действий, мимики.

Ребенок воспроизводит движения, которые видит, и успешно их запоминает при многократном повторении.

Механизм подражания работает на подсознательном уровне в быту, а воспитатели и логопеды используют его осознанно при проведении занятий с детьми.

Важно, чтобы ребенок находился в условиях правильной речевой среды, т. е. лучше ограничить общение с людьми, имеющими дефекты речи. Следите за своим поведением – слова не должны идти вразрез с действиями.

Развитие общего подражания начинают с повторения элементарных движений, затем выполняют несколько действий одновременно. Следующий этап – выполнение целой цепочки действий, логически связанных, и, как правило, социально значимых (например, покормить куклу и уложить ее спать).

Занимаясь с детьми, соблюдайте некоторые правила: ваши предложения должны быть внятными, простыми и не слишком длинными; речь взрослого – эмоционально яркой, спокойной, не громогласной.

Игры общего подражания могут проводиться как с одним ребенком, так и с несколькими (обычно 3-5 детей).

Но! Учитывайте, что, играя в группе, дети подражают не только взрослому, но и друг другу.

Игры с общим подражанием

  • . Смысл игры – выполнение команд взрослого (руки вверх, руки в стороны, прыгаем, хлопаем в ладоши). Для поддержания интереса и внимания предложите детям выбрать ведущего среди них самих.
  • Птички. Дети играют в птичек. Взрослый комментирует каждое движение: «Летаем как птички! Помашем крылышками вверх и вниз! Теперь птички клюют зернышки!» Постепенно темп игры увеличивается.
  • Ладошки. Выполняется серия движений с ладошками:

«Ладошки вверх (кладем ладони на стол внешней стороной вниз)!

Ладошки вниз (переворачиваем ладони)!

А теперь их на бочок (ставим ладони на ребро)!

И зажали в кулачок (зажимаем ладони в кулаки)!»

Речевое подражание

Воспроизведение ребенком звуков, слов, фраз называется речевым подражанием.

Оно является осмысленным только тогда, когда речь тесно связана с действиями ребенка.

Взрослый должен стимулировать речь ребенка при помощи вопросов.

Слова для повторения нужно произносить многократно, не повторять за ребенком его «слова-заменители». Ответы ребенка принимаются в любом виде.

Самое важное – сделать все возможное, чтобы ребенок не стеснялся говорить.

Подражание речи проходит несколько ступеней:

  1. Копирование звуков, имеющих определенный смысл.
  2. Повторение аморфных слов (куп-куп – купаться, ам-ам – кушать, ляля – кукла).
  3. Повторение простых слов (баба, деда, пить).
  4. Повторение коротких фраз: «Дай сок! Где ложка?»

Уделяйте большое внимание употреблению глаголов. Если в речи ребенка много слов-действий, его уровень развития достаточно высок.

Игры с речевым подражанием

Эффективным способом вызывания речевого подражания является использование стихотворных текстов – договаривание слов и фраз путем создания пауз при чтении стихов.

Например:

Очень любят … (обезьяны)

Кушать сладкие … (бананы).

Мы на обезьян … (похожи),

И бананы любим … (тоже).

Постепенно количество пауз (пропускаемых взрослым слов) можно увеличивать, тем самым увеличивая словарный запас ребенка.

Увлекательны игры в форме беседы: взрослый несколько раз повторяет слово, далее задает ребенку вопрос, ответом на который является выделенное слово. В случае правильного ответа на вопрос взрослый хвалит ребенка, в случае неправильного – сам отвечает на вопрос или предлагает несколько вариантов ответа.

Роль книги

Книга знакомит ребенка с окружающим его миром; развивает логическое и образное мышление, память, воображение; расширяет словарный запас; учит правильно составлять предложения.

Благодаря чтению ребенок учится слушать и концентрировать внимание.

Семейное чтение – это способ общения между родителями и детьми, хороший метод воспитания и средство досуга.

Психологи считают, что дети, которым читают книги родители, более эмоционально уравновешены и уверены в себе.

Книжный материал для занятий

Основные черты хорошей книги для ребенка 2-3 лет:

  • Высокое качество иллюстраций.

Качественные изображения привлекают ребенка, не перемещают его внимание за границы картинки. В качественных изданиях рисунки обычно яркие, четкие, «просторные» (на светлом фоне, для лучшего зрительного восприятия ребенка), реалистичные, изображения тел героев – пропорциональные. Качественные иллюстрации развивают эстетический вкус малыша. Общение с книгой для малыша – это первое знакомство с миром искусства.

  • Лаконичность текста.

В 2-3 года дети еще не могут слушать длинные сказки, поэтому короткие ритмичные произведения (стихи, песенки, частушки, считалки, ) и короткие рассказы и сказки являются оптимальным выбором для малышей.

Список книг для детей раннего возраста:

1. Русские народные сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба»). Способствуют развитию логического мышления. Например, в сказке «Репка» малыш запоминает героев в той очередности, в которой герои тянули репку, – отличное упражнение для развития памяти и логики.

  • А. Барто (сборник «Игрушки»);
  • К. Чуковский («Сказки»);
  • С. Маршак («Стихи и сказки»);
  • живые, задорные и юмористические сборники стихов И. Токмаковой «Где спит рыбка», «Ходит солнышко по кругу»;
  • необычные, с нестандартными рифмами, стихи Г. Сапгира «Леса-чудеса»;
  • С. Михалков («Самые любимые сказки и стихи малышам») известен своей способностью в легкой юмористической форме рассказывать детям про их проказы и непослушание.

4. Сказки зарубежных писателей. Яркий представитель – Д. Дональдсон. Самые знаменитые произведения – сказка «Груффало» (о маленьком мышонке, который смог перехитрить страшное чудище Груффало), «Дочурка Груффало» (в книге хорошо отслеживается полезная мысль – не стоит уходить далеко без спроса родителей, это может быть опасно).

5. Развивающие книги – помогают детям учиться рисовать, клеить, лепить.

Влияние моторики

Развитие речи напрямую зависит от развития мелкой моторики, т. к. участки мозга, отвечающие за речь и за движение, взаимозависимы и находятся рядом.

На рынке много разных пособий и игрушек для развития мелкой моторики, но, чтобы играть с ребенком, не нужно специальных дорогих игрушек.

На самом деле все необходимое есть в каждом доме – фасоль, макароны, пуговицы, крышечки, баночки и т. д.

Чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды.

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие – это представления ребенка о внешних особенностях предметов: их цвете, величине, форме, вкусе, запахе и т. д.

Ребенок 2-3 лет уже способен называть без ошибок около 6 цветов, складывать пирамиду, раскладывать фигурки различной формы в соответствующие отверстия на доске, собирать мозаику из 4-х частей, в рамках листа проводить линии (длинные, короткие, округлые, вертикальные, горизонтальные).

Веселая тренировка

Подвижные игры укрепляют мышцы детского организма, являются профилактикой плоскостопия, развивают координацию движения, способствуют развитию моторных навыков и речи.

Виды подвижных игр:

  • разные виды ходьбы (приставной шаг, ходьба на пятках, носочках);
  • лазание, преодоление препятствий;
  • игры с мячом;
  • упражнения на равновесие (скольжение с горки, ходьба по наклонной скамейке).

Артикуляционная гимнастика при заикании

Заикание – это речевая проблема, которая порой тяжело поддается терапии. Успеха можно достигнуть лишь посредством ежедневных тренировок.

Артикуляционная гимнастика при заикании является одной из самых лучших, т. к. она направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Примеры упражнений:

  • надувать щеки, выпускать воздух, надувать каждую щеку поочередно;
  • хлопать губами друг о друга (как рыбка);
  • языком надавливать то на одну, то на другую щеку по очереди;
  • надуть щеки, закрыв при этом рот, затем ударить по щечкам кулаками, чтобы с шумом выпустить воздух;
  • покусать верхнюю, потом нижнюю губу.

Возраст раннего развития (2-3 года) – недолгий, но поистине уникальный период жизни, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Родителям стоит уделить особое внимание ребенку, т. к. именно в это время закладывается фундамент для развития речи и мышления малыша.

У большинства дошкольников есть те или иные проблемы с речью. К счастью, исправить ситуацию можно самостоятельно, регулярно выполняя с ребёнком несложные упражнения.

Если малыш не выговаривает какие-то звуки, «комкает» слова, говорит, словно кашу в рот набрал, — не отчаивайтесь! Чаще всего проблемы с речью - возрастные, и к школе большинство детишек начинают говорить чисто и правильно. Конечно, бывают и сложные случаи, когда без логопеда не обойтись. Но для начала стоит попытаться улучшить речь ребёнка с помощью домашних упражнений.

Правила занятий с малышом

Логопедические занятия для дошкольника должны проходить в игровой форме, иначе малыш может не захотеть заниматься. Проводите занятия регулярно, 2-3 раза в день. Начинайте с 3-5 минут, постепенно увеличивая время урока до 15-20. Лучшее время для занятий — после завтрака и после дневного сна. Отложите упражнения, если ребёнок в плохом настроении, болен или устал. Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, показывайте все движения на своём примере. Проводите занятие перед зеркалом, чтобы кроха мог видеть, как двигаются его губы и язык.

Логопедические упражнения

Мы привыкли думать, что логопеды нужны только тем детям, которые произносят не все звуки. Чаще всего проблемы вызывают «р», «л», «ц», шипящие. Однако бывает и так, что малыш освоил произношение, но всё равно говорит нечётко, тихо, невнятно, непонятно, пропускает звуки или слоги, путает их. Поэтому логопедические упражнения направлены не только на постановку звукопроизношения, но и на общее развитие речи.

Упражнение №1. Артикуляционная гимнастика

Начинайте каждое занятие с гимнастики, стимулирующей мышцы речевого аппарата. Предложите крохе:

  • высунуть язык как можно дальше, дотронуться кончиком языка до носа и подбородка;
  • облизать губы;
  • сделать язык широким, расслабленным; свернуть в трубочку; поднять его края (форма лопаточки);
  • «почистить» зубки, проводя языком по внутренней их поверхности;
  • водить языком по нёбу вперёд-назад (как будто маляр красит потолок).

Упражнение №2. Развитие фонематического слуха

Для детишек 4-5 лет полезны упражнения, развивающие восприятие звуков. Поиграйте в такую игру: пусть ребёнок делает вид, что спит (ляжет на руки, закроет глазки), а вы будете медленно произносить слова. Услышав определенный звук (например, «а»), малыш должен «проснуться». Другие варианты той же игры: хлопать в ладоши, подпрыгивать, вставать, услышав звук.


Упражнение №3. Звукоподражание

Так любимая детишками игра очень полезна для развития речи. Изображайте вместе с крохой звук мотора, летящего самолета, бульканье воды, мычание коровы, рычание тигра, воркование голубя и пр.

Упражнение №4. Работа со звуком «р»

Пожалуй, это самый трудный для малыша звук. Чтобы помочь карапузу справиться с ним, поиграйте в такие игры:

  • предложите ребёнку приоткрыть рот, положить на нижнюю губу расслабленный язык и дуть со звуком «ф» достаточно сильно, чтобы ватный шарик или карандаш катились по столу;
  • научите кроху цокать языком, изображая, как скачет лошадка;
  • изобразите барабанную дробь, постукивая кончиком языка по небу.


Упражнение №5. Работа со звуком «л»

Отыскать пропавший звук «л» помогут такие упражнения:

  • говорить «у-у-у-у» с высунутым язычком (как будто поезд едет);
  • прижать язык между зубами и двигать им вперёд-назад, будто пытаетесь его чистить;
  • немного прикусив язычок, попробовать спеть «лек-лек-лек».

Упражнение №6. Работа со звуком «ц»

Поднесите руку ребёнка к своим губам и произнесите звук «ц». Он должен почувствовать одно прикосновение воздушной струи. Потом поднесите его руку к его губам и попросите, чтобы он повторил этот звук. При этом можно изображать, что вы говорите кому-то вести себя потише: «Тцццц».


Упражнение №7. Работа с шипящими

Проблема с произношением шипящих настолько распространённая, что встречается даже в детской классике. Например, в «Денискиных рассказах» Драгунского: «…не фыфка, не сыска, а хыхка!». Чтобы научить дошкольника произносить шипящие, попробуйте такие упражнения:

  • пусть малыш «накажет» язычок, слегка высунув его и пошлепав губами, произнося «пя-пя-пя»;
  • положите ребёнку на кончик языка маленький кусочек конфетки (мармелада или ириски) и попросите приклеить его на нёбо, прямо за верхними резцами;
  • пошипите вместе: поиграйте в змею, сдувающийся шарик, кипящий чайник.

1. Нужно проводить артикуляционную гимнастику так, чтобы видеть, как каждое упражнение выполняет каждый ребенок.

  1. Воспитатель рассказывает, используя игровые приемы, о предстоящих упражнениях.
  2. Показывает выполнение этого упражнения.
  3. Упражнение выполняют все дети.
  4. Воспитатель проверяет выполнение упражнения по подгруппам (не более 5 чел.).

2. Если дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал.

3. Если воспитатель увидит, что в основном группа справляется с выполнением упражнения, и только некоторые дети выполняют его недостаточно хорошо, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу или дает задание родителям отработать это движение дома, отводя на его выполнение 2-3 мин. ежедневно.

4. На одно занятие берется 4-5 упражнений на 10-15 минут.

5. Проводя артикуляционную гимнастику, надо следить, чтобы движения каждого органа артикуляционного аппарата выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне. Если у ребенка язык или губы отклоняются влево или вправо, то необходимо индивидуально, перед зеркалом, отработать эти движения. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».

Значение гимнастики для языка

  • Укрепление мышц языка.
  • Отработка правильных движений языка.
  • Выработка умения владеть языком, правильно изменяя его положение и быстро находя нужное положение.
  • Подготовка к правильному произношению звуков речи.

Упражнения для языка (для подготовки к произношению свистящих звуков: с, з, ц).

«Иголочка» - язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать узким. Держать 10-15 с.
«Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу. Держать 10-15 сек..

«Качели» - открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Тянуться языком то к верхним, то к нижним резцам. Выполнять 10-15 сек.

«Змейка» - открыть рот. Язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 сек.).

«Горка» - рот открыт. Кончик языка за нижними резцами. Спинку языка поднять вверх «горкой». Посередине языка - желобок (желобок можно сделать, приложив посередине языка спичку). Удержать 10-15 сек.. Подуть по «горке» - появится звук «с-с-с».

«Катушка» - рот открыт. Кончик языка - за нижними резцами. Язык широкий. Язык «выкатывается» вперед и убирается в рот (как катушка) 10-15 раз. (Сначала большая катушка, затем маленькая).

«Насос» - дышать носом с открытым ртом (язык при этом рефлекторно выгибается «горкой»). Затем «подуть» по язычку, выгнутому горкой (10-15 сек.).

«Трубочка» - язык свернуть трубочкой, загнув его края (10-15 сек.).

«Птенчик в гнезде» - рот открыт, язык спокойно лежит во рту (10-15 сек.).

«Кто сильнее подует?» - дуем с язычка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).

«Не шуметь» - произносим «тс-тс-тс-ц-ц-ц», прикладывая палец к губам (10 - 15 раз).
«Почистим зубы» - кончиком языка водим по нижним зубам с внутренней стороны вверх-вниз (10-15 сек.).

«Подметаем пол» - выгнуть язык горкой, двигать кончиком языка вперёд к нижним резцам и назад в глубь ротовой полости (10 - 15 сек.).
«Кошка сердится» - улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение.
«Упрямый ослик» - губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы (10 -15 сек.).
«Сильный язычок» - с силой упираться кончиком языка в нижние резцы, выгибая язык горкой (10 - 15 сек.).

«Обезьянка» - поместить кончик языка под нижнюю губу, держать 10 - 15 сек.
«Вкусное варенье» - движение «слизывания» кончиком языка с нижней губы внутрь ротовой полости за нижние резцы (10 - 15 сек.).
«Оближи ложку». Облизывая ложку снизу вверх, язык выгибается горкой. (10-15 раз).
«Прятки». (Спрячем язычок, чтобы его никто не увидел.) Язык отодвигается назад.
Кончик языка расположен вниз. (10-15 раз).
«Хоккей». Язык - клюшка, витаминка - шайба, рот - поле. Шайбу (витаминку) нужно
гонять по полю (во рту) клюшкой (языком). (10-15 сек).
«Кашлюны». Язык при кашле рефлекторно выгибается горкой (10-15 раз).
«Погреем руки» - произнести: «Х-Х-Х», воздушную струю при этом направить на ладони. Язык рефлекторно выгибается горкой. (10-15 раз).
«Гудок». Произнести: «У-у-у». Язык рефлекторно выгибается горкой. (10-15 сек).
«Расческа». Кончик языка упирается в нижнюю десну. «Причесывание» спинки языка зубами. (Язык при этом выкатывается, как «катушка»). (10-15 сек).

Упражнения для языка (для подготовки к произношению Р).

«Качели» - открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Тянуться языком то к верхним, то к нижним резцам.
«Змейка» - открыть рот, язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 раз).
«Иголочка» - язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать узким (10-15 сек.).

«Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно.
«Грибок» - присосать язык к небу, широко открыть рот (10-15 сек.).

«Маляр» - медленные движения кончиком языка по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно (10-15 раз).
«Кто дальше загонит мяч?» - с широкого языка дуть на кусочек ватки или бумажки, чтобы он двигался по столу (5 раз).

«Ветерок» - дуем с язычка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).

«Приклей конфетку» - широким кончиком языка коснуться во рту бугорков, находящихся за верхними резцами (10-15 сек.).


«Индюк» - а) широким кончиком языка быстро водить по верхней губе вперед-назад, б) за зубами быстро водим языком вперед-назад (10 - 15 сек.).
«Барабанщики» - быстро произносим «д-д-д», сильно выдыхая воздух последний раз.
«Моторчик» -1) произносить «ж» с открытым ртом и вращать руками перед грудью,
2) произносить «ж» с открытым ртом и задевать язык пальцем (10-15 с).
«Балалайка» - кончик языка - вверх за зубы, задевать язык пальцами а) без голоса;
б) с голосом (10 - 15 сек.).

«Кучерское «тпру»» - (упражнение для выработки напора воздуха и вибрации языка). Язык широко распластать и положить на нижнюю губу. Сильно выдувать воздух, чтобы язык стал вибрировать. Язык и губы не напряжены, расслаблены (Если не получается - сначала попробовать сомкнуть расслабленные губы и сильно выдувать воздух, заставляя губы вибрировать (с голосом)). Потом снова выполнить «кучерское «тпру»» (10-15 сек.).
«Лошади скачут» - быстро произносим «тд-тд-тд-тд», задевая пальцем язык каждый раз (10 - 15 сек.).

«Вилка» - чтобы не было сильной вибрации краев языка, язык с боков придерживаем пальцами: под язык подкладываем 2 пальца, прижимаем снизу его к коренным зубам.
Используем при выполнении упражнения «Лошадка», при произношении [р-р-р].
«Учимся играть на арфе» - произносим «д-д-д-д», каждый раз задевая язык пальцем.
«Забиваем мяч» - рот закрыт, упругий язык упирается то в одну, то в другую щеку.
«Стреляем» - медленно произносим: «дж-дж-дж», сильно выдыхая воздух, стараясь, чтобы язык задрожал (10 - 15 сек.).
«Играем на гуслях» (или «заводим мотор») - медленно водим языком за верхним резцами «дрл-дрл-дрл» (10 - 15 сек.).
«Стрекоза» - шепотом произносить «тр-р-р», а затем громко (10 - 15 сек.).



Упражнения для языка (для подготовки к произношению Л).

«Вкусное варенье» - выдвинуть язык, облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык (10-15 раз).
«Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.).
«Иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким.
«Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно.
«Грибок» - присосать язык к небу, открыть широко рот (10-15 сек.).
«Качели» - высунуть язык, тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку; убрать язык в рот, рот оставить открытым, тянуться попеременно то к верхним, то к нижним резцам.
«Пароход гудит» - произносить «ы», кончик языка поднять за верхние резцы, продолжать гудеть «л-л-л» («ы-л-ы-л»).
«Змейка» - рот открыть, язык выдвигать далеко вперед и убирать вглубь рта. Медленно (10-15 раз).

«Маляр» - кончиком языка движения по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно. Медленно (10-15 раз).
«Приклей конфетку» - кончиком языка коснуться верхних резцов с внутренней стороны, держать язык в таком положении (10-15 сек.). Погудеть «л-л-л».
«Чашечка» - рот раскрыть, язык сделать «чашечкой», загнуть его края и кончик (10-15 сек.). Чашечку убрать вверх за зубы, подключить голос «л-л-л-л-л» - «Пароход гудит».

«Индюк» - задевать верхнюю губу языком (медленно), затем убрать язык за верхние резцы и задевать бугорки (10 - 15 сек.).

«Ветерок» -дуем с язычка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).

«Самолет гудит» - зажать кончик языка между зубами и гудеть «л-л-л-л-л». Можно при этом расправить руки и «летать» по комнате.
«Учимся гудеть» - 1) зажать зубы, кончик языка прижать к верхним резцам с внутренней стороны, гудеть «л-л-л»; 2) произнести «н-н-н», зажать нос, продолжать гудеть (воздух пойдет через рот, получится «л-л-л») (10 - 15 сек.).
«Выталкиваем языком зубы» - сильно прижимаем кончик языка к верхним резцам с внутренней стороны и гудим «л-л-л-л-л» (10 - 15 сек.).

Произнести «ж-ж-ж», плотнее прижать язык к небу (пальцем или зондом, кончиком ложки), продолжать гудеть «л-л-л» (10 - 15 сек.).
«Обезьянка» - поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 - 15 сек.
«Сильный язычок» - с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 - 15 с).
«Почистим зубки» - кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз - вверх (10 - 15 сек.).

Упражнения для языка (для подготовки к произнесению шипящих звуков: ш, ж, ч, щ).

«Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.).
«Иголочка» - язык напрячь, сделать узким (10-15 сек.).
«Качели» - 1) открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. 2). Убрать язык в рот. Тянуться языком попеременно то к верхним, то к нижним резцам (10-15 раз).

«Змейка» - открыть рот. Язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 раз).
«Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно (10-15 раз).
«Грибок» - присасываем язык к небу, широко открывая рот (10-15 сек.).
«Вкусное варенье» - высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык (10-15 раз).

«Маляр» - движения кончиком языка по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно. Медленно (10-15 раз).
«Приклей конфетку» - широким кончиком языка коснуться во рту бугорков, находящихся за верхними резцами, держать язык в таком положении (10-15 сек.).

«Ветерок» - дуем с языка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).

«Фокус» - на нос ребенку кладем кусочек ватки или бумажки. Ребенок должен сдуть его с широкого языка (5 раз).

«Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык сделать «чашечкой», загнув его края и кончик (10-15 сек.). Позднее «чашечку» убрать в рот, за верхние резцы, подуть - появится звук.
«Трубочка» - язык свернуть трубочкой, загнув его края (10-15 сек.).
«Птенчик в гнезде» - рот открыт, язык спокойно лежит во рту (10-15 сек.).
«Щеткой чистим ботинки» - произносим «чш-чш-чш-щ-щ-щ» (10-15 сек.).
«Обезьянка» - поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 - 15 сек.
«Сильный язычок» - с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 - 15 с).
«Почистим зубки» - кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз - вверх (10 - 15 сек.).

«Пьем росинку» - верхняя губа - это лепесток цветка с росинкой. Росинку нужно «выпить» (присосать края языка к губе, оставить посередине языка щель, и засасывать воздух в себя; кончик языка постепенно убираем в рот за верхние зубы.).
«Вилка» - если воздух идет не по центру языка, а между боковыми краями языка и щеками, то широкий язык поднять за верхние резцы, боковые края языка погладить и прижать пальцами к коренным зубам (пальцы - это «вилка»).

Список литературы, использованной при составлении артикуляционной гимнастики.

  1. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». - М., 1989 г.
  2. Хватцев М.Е. «Логопедия». - М., 1959 г.
  3. Лопатина Л.В. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие»./ Под ред. Е.А. Логиновой. - С.-Пб.: Издательство «Союз», 2005 г.
  4. Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми». - М.: Владос, 1994 г.
  5. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. - М.: Просвещение, 1984 г.
  6. З.А. Репина, В.И. Буйко «Уроки логопедии». - Екатеринбург: Изд. «Литур», 2002 г.
  7. Н.В. Новоторцева «Рабочие тетради по развитию речи на звуки…». - Ярославль: Академия развития, 1996 г.
  8. Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для занятий с детьми». - ТОО «Издательство «Библиополис»». С.-Пб., 1994 г.
  9. М.А. Поваляева «Справочник логопеда». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002 г.
  10. Г.А. Волкова «Логоритмическое воспитание детей с дислалией». - С.-Пб., 1993 г.
  11. Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах». - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999 г.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....