Гласные звуки логопедия. Занятие логопедическое групповое “Гласные звуки первого ряда”

Для учащихся 1-го класса c системным недоразвитием речи.

Цели:

  1. Активизация, обобщение и закрепление знаний о гласных звуках и буквах.
  2. Развитие буквенного гнозиса и навыка правильного и осознанного чтения; предупреждение фонематической и семантической дислексии, также дисграфии.

Задачи:

  1. Развивать артикуляционную моторику и речепроизносительные навыки; автоматизация произношения звука л в слогах и словах.
  2. Закреплять звукобуквенные связи и навык написания письменных букв.
  3. Формировать умение объяснять значение или несколько значений прочитанного слова; умение соотносить слово к различным смысловым группам; обогащать словарь учащихся многозначными словами.
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
  5. Формировать навык правильного словоизменения (образование форм множественного числа с окончанием -Ы).
  6. Воспитывать познавательную активность, интерес к изучению родного языка, внимание к звучанию собственной речи.

Оборудование:

  1. Шарики для дыхательных упражнений, предметы для пальчиковой гимнастики.
  2. Игрушка- Красная шапочка, мячик, флажки, домик для букв.
  3. Корзинки и предметные картинки.
  4. Карточки с буквами, буквы из бархатной бумаги.
  5. Игра «Собери урожай».
  6. Карточки для чтения слогов и слов.
  7. Пособие « Многозначные слова».
  8. Игровизоры и маркеры, пособие «Лепестки».
  9. Карточка « Вставь гласную букву».
  10. Рабочие тетради учащихся.
  11. Магнитофонная запись «Шум ручейка».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие. Психологический тренинг:

Очень много знать нам нужно,
Будем мы работать дружно.
Слушать, говорить, читать,
Буквы правильно писать,
И друг другу помогать.

2. Подготовительный этап.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Нужно быть готовым к различным испытаниям.
- Упражнения для губ (улыбка, трубочка,…).
- Упражнения с шариками для выработки длительного плавного выдоха.
- Пальчиковая гимнастика с гибким карандашом.
- Нужно уметь слушать и правильно повторять:

ау ио ыа иоу уаы иоу

3. Сообщение темы занятия.

Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные: от слова глас-голос).
Сегодня мы отправимся в гости к гласным звукам, а сопровождать нас будет Красная шапочка.

4. Работа с гласными звуками.

Угадывание звуков по беззвучной артикуляции.
- Пропевание звуков А, О, У, Ы, И по очереди.
- Игра «Поймай звук» с флажками.
- Отбор картинок, в названии которых первый звук - гласный.
(Работа с корзинками и предметными картинками).
Затем дети проговаривают свои слова, выделяя первый звук.

5. Работа со звуками и буквами.

Звуки - слышим и произносим.
Буквы - видим и читаем.

Посмотрите, что сделала Красная Шапочка. Она покрасила все буквы в красный цвет.
- Узнавание гласных букв среди предложенных.
- Угадывание букв с закрытыми глазами.
Буквы мы узнали и правильно назвали.
А теперь Красная Шапочка приведёт нас к домику, где живут гласные буквы.
- Работа с пособием «Проведи дорожку».
Гласные буквы живут в домике и уже готовы к встрече с нами.
Каждая буква приготовила для вас интересные игры и задания.



6. Физминутка.

Буква А зовёт нас на зарядку:

Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Головой качаем,
Плечи поднимаем.
Руки мы сгибаем,
Дружно приседаем,
На носочки встанем - солнышко достанем.

7. Чтение слогов, слов с изученными буквами.

Буква У приглашает собрать урожай (яблоки, слоги, слова).
- Игра «Собери урожай» (развитие мелкой моторики).
- Чтение карточек со слогами:
Ми ку ар ос лы шо ин пы

Чтение слов с объяснением значения:
Кит, пи-ла, ма-ки, ли-мон, шар.

Чтение многозначных слов и объяснение их значения:
лук ко-са кран

8. Отдых, релаксация.

Буква О предлагает отдохнуть. Закройте глаза и послушайте шум ручейка (Аудиозапсь)

9. Работа с рукописными буквами.

Буква И приготовила для вас игрушки - картинки.
- Запись первых (строчных) букв слов по картинкам.
- Работа с игровизорами - узнавание заглавных букв и обведение маркером.

10. Игра с мячом.

Буква Ы зовёт поиграть в мяч и образовать слова, в конце которых слышится звук Ы:


Пока мы играли в мяч, Красная шапочка нашла цветок, на котором написано слово. Но из этого слова выпала гласная буква: какая?
Давайте вставим букву в это слово и посмотрим, что получится.

Дети записывают получившиеся слова и обозначают гласную букву.
Мы разгадали загадку этого необычного цветка и пришла пора прощаться с гласными буквами.
Давайте пропоём: «До свидания, гласные А, О, У, Ы, И!»
Чтобы вернуться домой, мы построим дорожку:
- Работа с пособием «Лепестки» (Пространственная ориентировка).

12. Итог занятия.

Где мы сегодня побывали?
Понравилось ли вам в гостях у гласных?
Оценка деятельности детей, поощрения.

Групповое логопедическое занятие «Путешествие в страну Правильной речи»

Тема: Гласные звуки и буквы.

Цель: уточнить и закрепить правильное произношение гласных звуков.

Задачи.

Образовательная: закрепить представление детей о гласных звуках, слогообразующей роли гласных, вырабатывать навык их чёткого произношения. Совершенствовать навык звуко-слогового анализа слов.

Развивающая: обогащать словарный запас, развивать фонематическое восприятие,зрительное и слуховое внимание, память, а также слухо-моторную и зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к занятиям, умение контролировать собственную речь, формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника, воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Материалы: запись звуков природы, музыки, таблица символов гласных звуков, предметные картинки, таблица «Фигуры и буквы», звуковые схемы слов, карточки-массажёры для пальчиковой гимнастики ,таблицы для зрительной гимнастики, карточки для теста «Верно-неверно», карандаши .

Словарь: маршрут, шифровальщики, шифр, расшифровать.

Ход занятия:

    Организационный момент

Сегодня мы отправимся в путешествие по стране «Правильной речи».

Для этого необходимо повторить правила речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем!

Звук ударный выделяем!

И легко нам говорить,

И не хочется спешить.

Так спокойно, так приятно.

Говорим и всем понятно.

Молодцы, ребята, не забывайте эти правила и соблюдайте их в течение всего путешествия.

II . Постановка цели занятия.

А теперь, попробуйте догадаться, с какими звуками мы встретимся в стране «Правильной речи»?

Когда мы произносим эти звуки, рот открыт, воздух выходит свободно, не встречая преграды. Как называются эти звуки?

Правильно сегодня мы будем повторять гласные звуки, и выделять их из слов.

III . Основная часть

    Пальчиковая гимнастика.

В начале нашего путешествия нам необходимо выбрать маршрут, то есть дорогу, по которой мы пойдем. Для этого подготовим наши пальчики.

Упражнение «Урок».

Нажимаем на звонок, Дети поочередно нажимают

Начинается урок подушечками пальцев на бугорки

массажёра.

Вот разгладим мы ладошки, Правой, затем левой ладонью

Поработаем немножко проводят по всей поверхности

массажёра, делая движения

«вперед-назад».

И по кругу проведем, Раскрытой рукой, правой, затем

Каждый пальчик разомнем. левой проводят по всей

поверхности массажёра круговыми

движениями.

А теперь бежит дорожка Дети поочередно подушечками

По ухабам, между пней каждого пальчика «пробегают» по

Прогуляемся немножко дорожке массажёра.

Станут пальчики сильней.

    Упражнение на психорегуляцию.

Рисование вальдорфских форм.

А теперь начинаем рисовать дорогу. Рисовать нужно медленно, аккуратно, не отрывая мелок от листа бумаги.

Одни дети рисуют раскручивающуюся от центра спираль, другие свертывающуюся к центру спираль. Остальные – горизонтально расположенную восьмерку и разворачивающуюся спираль плавно переходящую в сворачивающуюся.

Рисование проводится под медленную музыку.

    Артикуляционная гимнастика.

Все жители в стране «Правильной речи» знают, как важно для правильного произношения подготовить наши губы и язычок.

Упражнения для губ.

    Подражаю я слону, губы «хоботом» тяну.

    Вот понравится лягушкам

Тянем губы прямо к ушкам.

    Зубы крепче мы сожмем

А потом их разожмем.

Упражнения для языка.

    Язычок наш плоский, гладкий – получается лопатка.

    Язычок наш как иголка, не ленись – уколет колко.

    Тик-так, тик-так ходят часики вот так.

    Вверх-вниз, вверх- вниз, на качелях прокатись.

    Раз-два, раз-два – и покрашена стена.

Три-четыре, три-четыре – потолок мы побелили.

    Упражнение на развитие речевого дыхания.

А теперь мы попадаем с вами в город «Спокойного дыхания», все в нем дышат медленно, плавно, спокойно.

Вот как шарик надуваем

И рукою проверяем.

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

Дышится легко, вольно, глубоко.

Дети контролируют правильность вдоха и выдоха своей ладонью, которую кладут на область диафрагмы.

(Исходное положение детей: свободно сидят на стульчиках, смотрят перед собой.)

Игра-загадка

Логопед беззвучно артикулирует гласные звуки а, о, у, э, ы – дети озвучивают их, произнося на длительном выдохе, затем рассказывают об артикуляции гласных звуков, ориентируясь на таблицу символов.

    Фонетическая зарядка.

Прошли мы город «Спокойного дыхания», но перед нами появилось препятствие – это река «Слитного произношения», чтобы пройти ее, вам необходимо произнести звуки слитно.

А- у-э ауэ, у-о-а уоа, о-у-ы оуы

и наоборот: эуа э-у-а, уаы у-а-ы.

    Упражнение на концентрацию внимания «Думаем глазами»

Мы попадаем в следующий город – город «Букв и звуков», где жители не только правильно говорят, но ещё умеют «думать глазами».

Вот какие задания они вам приготовили.

Задание:

а) просмотреть ряды букв слева направо и вычеркнуть только гласные. Выполнять в быстром темпе;

б) второе задание – это упражнение «Фигуры и буквы».

Назовите, какие фигуры изображены на таблице? Сколько здесь треугольников, кругов, прямоугольников?

А теперь ответьте, какие гласные буквы помещены:

    В круг, но не в треугольник и не в прямоугольник.

    В прямоугольник, но не в круг и треугольник.

    В треугольник, но не в круг и прямоугольник.

    Динамическая пауза.

А сейчас ребята мы попадаем в парк отдыха звуков. Отдохнём и мы.

а) Запомните какое движение соответствует какому-либо из звуков.

А – руки вверх.

У – руки вперёд.

О – одна рука вверх, другая вниз.

Э – руки овалом сзади.

(Упражнение выполняется под музыку.)

Внимательно слушайте в предложении каждое слово и реагируйте на первый звук движением.

А ня У видела Ослика и У лыбнулась.

О ля У слышала Э хо.

Э тот У дав О чень У мный.

А ндрей У видел У чителя.

б) Гимнастика для глаз.

в) Упражнение на развитие слухового восприятия.

Дети слушают запись звуков природы, рассказывают, какие звуки они услышали.

Какие звуки вы слышали? Речевые или неречевые? Кто произносит речевые звуки?

8. Упражнения на развитие навыка звуко-слогового анализа.

Ребята, жители города «Букв и звуков» не только могут «думать глазами», но и хорошо запоминают всё, что услышали. Вот ещё какие задания они вам приготовили:

а) Из диктуемых слов запомнить только те, в которых звук [у] находится на втором месте, а звук [а] – на 4-ом месте: ВАЗА, РУКА, ГОРЫ, ЛУНА.

б) Звук [о] находится на 2-ом месте, а звук [ы] – на 4-ом месте: СОВЫ, ЛАПЫ, РОЗЫ, ЛУЖИ.

Подбор слов к звуко-слоговым схемам.

Следующий город – это город «Мастеров – шифровальщиков. Жители этого города зашифровали слова, которые вам необходимо расшифровать.

(На доске расположены звуковые схемы слов, у детей предметные картинки.)

Задание: подобрать картинку к соответствующей схеме, определить количество слогов и количество гласных звуков в слове. Вспомнить, какое правило помогает определить количество слогов в слове. (Сколько в слове гласных звуков, столько же и слогов.)

9. Тест «Верно-неверно»

Поставить знак (+) в таблице под номером того предложения, в котором высказывание верно; знак (-) под номером того предложения, в котором высказывание неверно.

    В слове столько слогов, сколько в нём согласных звуков.

    В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

    Слог обязательно содержит гласный звук.

    В слове ДРУГ один слог.

    В слове ФРУКТ пять слогов.

IV . Итог занятия.

Чем мы занимались на занятии?

Какие звуки повторяли?

Кокорева Н.Н., учитель-дефектолог МОУ средняя школа № 18 г.Тольятти.

Тема: “Звуки речи. Гласные и согласные. Их дифференциация.
Символы (красные и синие). Звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов.
Место звука в слове”.

Цель: Познакомить детей с понятием “звук”. Звуки речевые и неречевые. Развивать фонематический слух, слуховое внимание.
Учить дифференцировать “гласные” и “согласные” звуки, вспомнить символы гласных и согласных (красные и синие домики (кружочки) в “Звукограде”). Познакомить со звуковым анализом прямых и обратных слогов. Закрепить умение слышать, где находятся звуки в слове: в начале, в середине или конце.

Оборудование: Символы звуков – красные, синие (зеленые) кружочки, “Звукоград”. Слоговые таблицы (прямые и обратные слоги); игрушка – Незнайка. Кассы букв.

Ход занятия:
Орг.момент: Дидактическая игра “Придумай слова на заданный звук…” (А, У) (аист, арбуз, абрикос, ананас… утка, улитка, утюг, ухо…)
2. Беседа логопеда о звуках.
Какие звуки мы слышим в природе? (шум прибоя, шелест листьев в лесу, шум ветра, пенье птиц, жужжание пчел и т.д.)
А вот речевые звуки издаем мы сами, например звук А, О, У, АУ, П, Т и др.
Эти звуки человек произносит сам при помощи языка, губ, горла, голосовых связок и т.д.
Д/и “Узнай звук”

Логопед беззвучно произносит звуки А, У, И, Ы и просит их узнать по артикуляции.
Затем дается характеристика этим звукам: А; У; О; И; Ы; Э – это гласные звуки, а почему? (потому что они произносятся длительно, как бы поются, при произнесении гласных звуков воздух свободно выходит из горла, и ему ничто не мешает, ни губы, ни зубы. Гласные произносятся длинно, свободно и легко, не встречая преград на своем пути.
Давайте мы пропоем эти гласные.
Логопед показывает детям “Азбуку”. В ней нарисован “Звукоград”.
Посмотрите, в этом городе гласные звуки живут отдельно на Красной улице, в красных домиках. Запомните, что все гласные звуки на схемах в словах мы будем обозначать красными кружками. Еще гласные всегда звонкие (показать колокольчик), потому что они произносятся с голосом (т.е. поются)
А как можно отличить гласные звуки между собой? По положению губ.
Например, если я произношу А-А-А рот широко открыт, губы максимально широко открыты “окошечком”
При произнесении звука О-О-О – губы округляются, как “колечко”.
А если губы вытянуть в “трубочку”, то мы уже произносим У-У-У.
Звук И-И-И губы растянуты в широкой “улыбке”.
А как можно услышать эти звуки в словах?
Д/и “Придумай слово на заданный звук?
Например: А – арбуз, О – озеро, очки, у – утка и т.д.
3. Д/и “Скажи наоборот”
Логопед произносит различные слоги и по очереди бросает мяч, а дети должны произнести слоги наоборот.
(АУ – УА; ОЫ –ЫО; ОУ-УО и др.)
Физкультминутка

Капля – раз, (прыжок на носочках)
Капля – два, (руки на поясе, еще прыжок)
Очень медленно сперва (4 прыжка)
А потом, потом, потом (8 прыжков)
Все бегом, бегом, бегом…
Мы зонты свои раскрыли, (руки развели в стороны)
От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой)
4. Д/и “Помоги Незнайке”
На доске картинки: астры, туча, дуб, дом, утка, птицы
Логопед говорит: Из названий на картинках убежали гласные звуки. Давайте поможем Незнайке найти их. Я буду называть слова без гласных, а вы догадайтесь, что это за слова, найдите нужные буквы в своих кассах и покажите Незнайке.
Слова: …стр…; д…б, …тк…; д …м; пт…ц…; т…ч…

5. Послушайте, какие я называла звуки: П, Т, Ч, Д, Б …
Это звуки гласные или согласные?
Как мы их произносим? (коротко, быстро, как бы выплевывая) Согласные мы не поем. Произнесите за мной согласные: П, Т, К, Д и др.
Сейчас я дам характеристику согласным звукам.
Согласные звуки живут в “Звукограде” живут в синих или зеленых домиках, потому что эти звуки могут произносится твердо или мягко и бывают твердыми (синими), или мягкими (зелеными), Дети на слух определяют звуки по твердости и мягкости и ставят им синие или зеленые домики (кружочки).
Логопед: Еще я хочу рассказать, почему мы не можем петь согласные звуки, а произносим их коротко, быстро и четко.
При произнесении согласных звуков воздушная струя встречает на своем пути препятствия – это губы, зубы, язык, поэтому такие звуки, вырываясь из горла, как бы спотыкаются и произносятся быстро и коротко, четко.
6. Д/и “Назови слоги наоборот”
Па – ап; До-од; Ту-ут; Кы – ык и т.д.
Какой звук слышим в конце слова АП, ОД, УТ, ЫК, АШ? Как мы их произносим?
7. Звуковой анализ слогов
АП Какой звук первый? А – это гласный, он красный
Какой звук второй? П - это согласный, он синий.
ПА Какой звук первый? П – это согласный, синий.
Какой звук второй? А – это гласный, красный.
Вот у нас и получилась звуковая схема слогов.
8. Итог занятия
С какими звуками мы познакомились на занятии (гласными и согласными)
Назовите примеры гласных, а затем согласных звуков.

Конспект занятия логопедической группы

Чирятьева Наталья Владимировна МАОУ гимназия № 49 логопункт

Тема занятия “Гласные звуки первого ряда”.

Задачи:

    коррекционно-образовательные: учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;

    коррекционно-развивающие: закреплять понятия “гласный звук”, “звук”;

    закреплять понятие о месте звука в слове: звук в начале слова, в конце слова;

    выделять гласные звуки из состава звукосочетаний, слов, а так же делать звуковой анализ звукосочетаний из 2, 3 гласных звуков;

    развивать фонематические процессы;

    развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание;

    коррекционно-воспитательные: воспитывать уважение к товарищам, выдержку, умение работать в коллективе, доброжелательность, отзывчивость.

Материалы и оборудование: символы гласных звуков, дидактические пособия “Домик”, “Трафарет”, предметные картинки на гласные звуки, атрибуты для игры “Живые звуки”, музыкальное сопровождение, шапочки на голову с изображением пчелы, письмо.

Ход занятия:

Логопед: Дети, посмотрите, что сегодня принес почтальон в нашу группу. Это письмо. Хотите узнать от кого? Нужно отгадать загадку: Полосатая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком

Правильно, пчела! Это письмо от пчелки. Только оно не совсем обычное, оно звуковое. Давайте вместе его послушаем.

Письмо пчелы.

Ж-Ж-Ж Я пчела, зовусь я Майя!

По полям всю жизнь летаю.

Вот летала на лугу, не смогла собрать медку.

На лужайку прилетела, но и там я не сумела.

На лужайке той цветы необычной красоты!

Но цветочки не простые, все цветочки звуковые.

Чтобы мне медок собрать, нужно звуки отгадать!

Звуков много знаю я, только помощь мне нужна.

Вам - заданья выполнять, мне – медок быстрей собрать.

Помогите, не ленитесь и медком вы угоститесь!

Логопед: Ну что, ребята, поможем пчелке собрать медок? Мы выполним задания от звуковых цветов, а пчелка соберет медок на волшебной лужайке! Я думаю, что она угостит нас этим вкусным медком!

Ребята! Я думаю, что нам будет удобнее, если мы сможем летать? Нужно превратиться в пчелок!

Чтобы в пчелок превратиться, нужно нам принарядиться! (дети надевают на голову шапочки пчелок).

Логопед: По цветам перелетая и заданья выполняя,

Нам – заданья, пчелке – мед,

Вот и начался полет!

1. Приготовились, взлетели и на первый полетели!

Игра “Лепесток”. На обороте каждого лепестка ромашки наклеена картинка. Необходимо определить первый звук в слове названии картинки (количество лепестков соответствует количеству детей)

Логопед:- А как можно назвать все эти звуки? (гласные звуки).

Что у них общего? (Гласные, поются, нет преграды для воздуха, выходящего из горлышка).

В чем различия? (В положении рта и губ).

2. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету?- второй).

Задание: Повторение слоговых рядов, чистоговорок, а также упражнение для развития дыхания и голоса.

Логопед: Ребята! Будьте внимательны и повторяйте правильно!

А-А-А - шире ротик детвора.

У-У-У - всех детей к себе зову.

И-И-И - ротик к ушкам потяни.

Ы-Ы-Ы - губку вниз ты опусти.
О-О-О - деткам очень хорошо

АН-АН-ОН-ОН звукосочетания: АОУ ЫАО УЫИ

ПА-ПО-ПУ-ПЫ

АВ-ОВ-УВ-ИВ

Упражнение на дыхание: - И.П. Руки вверху. Вдохнуть и на выдохе, произнося звук О, опускать руки вниз с нарастающей силой голоса. Затем, поднимая руки вверх произносить звук О от самого громкого до тихого.

3. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету? - третий).

Задание: Определи количество звуков в звукосочетании. Составь из символов схему этих звукосочетаний. Поиграй в игру “Живые звуки”.

Логопед: Ребята, вы слышите?

Дети: Да! Кто-то кричит.

Логопед: А что кричит человек? По моему … (АУ).

Дети: АУ! (заблудился кто-то).

Логопед: Повторите, что вы услышали.

Дети: АУ-АУ-АУ.

Логопед: Это звукосочетание. Так? Сколько всего звуков вы услышали? Какой первый? Какой второй? Сложи из символов звукосочетание АУ.

Дети выполняют задания.

(Следующее звукосочетание УА – так плачет малыш).

Анализ и синтез звукосочетания УА,

- “Игра живые звуки” (звуковой анализ звукосочетания ОЫИ)

4. Ребята! Мне кажется, что нужно немного отдохнуть (какой по счету? – четвертый цветок со скрипичным ключом).

Чтобы пчелкам сил набрать,

Нужно нам потанцевать. Динамическая пауза “Пчелки”.

5. Отдохнули, полетели, на цветок перелетели! (какой по счету? – пятый).

Задание: Ответить на загадку. В окошках трафарета нарисовать соответствующие символы звуков (определение первого гласного звука в слове; и одного звука (Ы) последнего в слове).

Логопед: Чтоб заданье выполнять,

Нужно пальчики размять.

Дети садятся за столы и разминают пальчики тренажёром (колючий пластиковый шарик “Су-джок”) .

Затем выполняют задания:

Загадки: 1. Звук О

Молодцы крылатые

Платья полосатые

Ростом хоть и крохи

Укусят – будет плохо! (осы).

2. Звук У

Он плывет по простыне,

Как кораблик по волне.

Он хозяйкам верный друг,

Электрический….(утюг).

3. Звук И

Всех на свете обшивает,

Что сошьет – не надевает! (игла).

4. Звук А

Стою на крыше

Всех труб выше! (антенна).

5. Звук Ы – позиция звука: в конце слова.

Сделали дыру, вырыли нору,

Солнце сияет, а они не знают (кроты).

Логопед: Молодцы, ребята! Продолжаем наш путь!

6. Приготовились, взлетели! На цветок перелетели!

Задание: Собрать разрезную картинку и в слове названии картинки определить место заданного звука в слове.

Логопед: Ребята, это сложное задание и перед его выполнением необходимо потренировать свои глаза. (Упражнение “Зоркий глаз”- определить, что вы увидели на картинке).

Для сильной подгруппы – позиция звука в конце слова, для слабой подгруппы – первый звук в слове.

Логопед: Ну вот, ребята! Вы выполнили все задания, которые приготовили вам звуковые цветочки. Сколько всего их было? Какой был самый трудный? Какой самый веселый? Что из заданий вам понравилось больше всего? А теперь……..

Мы с полянки улетать собираемся и снова в группе в детишек превращаемся!

Логопед: Вы, ребята, молодцы! Облетели все цветы!

Со всем справились, устали?

Все заданья выполняли!

Ну а наша пчелка - труженица,

Весь медок собрала, умница!

Ну а нас ты угостишь? Этим нас повеселишь! – раздается стук в дверь, принесли подарок (горшочек меда).

Дети угощаются медом и делятся впечатлениями по поводу занятия.

Логопед: Ребята, да тут еще записка от пчелки!

Благодарна вам, Ребята!

Помогли мне, молодцы!

И спасибо пчелка Майя говорит вам от души!

Дети благодарят пчелку за мед.

Занятие заканчивается.

Марина Свинолупова
Конспект группового логопедического занятия на тему: «Мягкий согласный звук [ч]» (2-е занятие по теме)

Цель : продолжение знакомства со звуком и буквой Ч .

Задачи :

Коррекционно-образовательные : учить правильно произносить звук Ч , совершенствовать звуковой анализ слов , закреплять умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме, образовывать единственное число от множественного, закреплять умение подбирать синонимы к словам, учить правильно писать букву Ч.

Коррекционно-развивающие : развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, зрительное восприятие, мышление, умение произносить звук Ч в словах .

Коррекционно-воспитательные : воспитывать умение работать в паре, инициативность, усидчивость, умение слушать товарища.

Оборудование : артикуляционный профиль звука Ч , конверт с письмом, карточка с изображением дерева, схемы и картинки к ним, мяч, карточки с синонимами, карточка с буквой Ч, тетради, ручки.

Ход работы:

I. Организационный момент.

Л : Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Прежде чем приступить к занятию , давайте разомнем наши губки, щечки и язычок.

II. Массаж лицевой мускулатуры и мимическая гимнастика.

Л : Давайте немного разомнемся

"Удивилки" - поднять брови.

"Поразилки" - поднять брови, открыть рот.

"Улыбалки" - улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом.

"Хмурилки" - нахмурить брови.

"Сердилки" - нахмурить брови, надуть щеки.

"Огорчалки" - нахмурить брови, опустить кончики рта вниз

III. Работа над дыханием.

1. Упражнение «Ежик» . Поворот головы вправо-влево. Одновременно с каждым поворотом делать короткий, шумный вдох носом (как ёжик) . Выдох мягкий , непроизвольный через открытые губы. Повторить 4-6 раз.

2. Губы «трубкой» . Полный выдох через нос, втягивая живот и межрёберные мышцы. Губы сложить трубкой, резко втянуть воздух, заполнить лёгкие до отказа. Сделать глотательное движение. Пауза в течение 2-3 сек, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.

IV. Артикуляционная гимнастика.

Л : Чтобы произносить звуки правильно и красиво , начнём занятие с артикуляционной гимнастики.

1. Улыбочка. Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета 5 -10. Затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза

2. Трубочка. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у .

3. Лопатка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 - 15с.

4. Чашечка. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 - 15с.

5. Маляр. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно) . Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

6. Качели. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10 - 15 раз .

V. Сообщение темы занятия .

Л : Сегодня в нашем почтовом ящике я нашла письмо. Посмотрите, от кого это письмо.

Д : Письмо от Чебурашки.

Л : Чебурашка сообщает нам, что Гена похитил звук , с которым мы должны были сегодня работать. Нам необходимо его найти. А в этом нам поможет игра «Назови ласково» .

Л : Я буду вам называть слово, а вы должны поочередно называть его ласково. Сначала Никита, затем Захар. Например : Мяч-мячик.

Л : Ключ-

Н : Ключик.

Л : Белка-

З : Белочка.

Л : Собака-

Н : Собачка.

Л : Вилка-

З : Вилочка.

Л : Часы-

Н : Часики.

Л : Вы догадались, какой один и тот же звук слышится во всех этих словах?

Д : Звук Ч .

Л : Правильно, значит сегодня мы будем говорить о звуке Ч , а для начала, давайте расскажем об этом звуке .

VI. Уточнение артикуляции звука . Изолированное произношение и последующая характеристика.

Л : Когда мы произносим звук Ч губы вытянуты вперед и округлены, зубы сближены до расстояния 1-2 мм, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка касается резцов, средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому небу, весь язык несколько продвинут вперед. Давайте вместе произнесем Ч-Ч-Ч-Ч-Ч

Л : Ребята скажите, звук Ч согласный или гласный ?

Д : Согласный .

Л : Мягкий или твердый ?

Д : Мягкий .

Л : Звонкий или глухой?

Д : Глухой

VII. Основная часть.

1. Чтение слогов .

Л : Я хочу угостить вас вкусными и спелыми яблоками. Но на яблоне есть спелые и неспелые яблоки. Чтобы вы не ошиблись и собрали только спелые яблоки, я подписала их. Читайте слоги на яблоках. Неспелые яблоки те, на которых написан слог АЧ. Их Захар будет обводить зеленым карандашом и пририсует к ним листики, пускай они дозревают. А Никита будет обводить желтым карандашом спелые яблоки (с остальными слогами) и нарисует от них стрелки в лукошко. Читаем поочередно слоги.

2. Звуковой анализ слов .

Л : Молодцы, вы собрали все спелые яблоки. А теперь посмотрите на стол. Перед вами лежат схемы и картинки. Вам нужно правильно определить в какой позиции (в начале, в конце или в середине) находится звук Ч в этих словах . И провести стрелками.

3. Физминутка.

Мы с вами хорошо поработали, давайте немного отдохнем и разомнемся.

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

4. Подбор синонимов.

Л : Сейчас я раздам вам по 2 карточки, на которых написаны в столбик слова. Сначала Никита читает слова из первой карточки, Захару нужно подобрать слова-синонимы из своей первой карточки. Затем работаем наоборот со вторыми карточками.

5. Образование единственного числа от множественного.

Л : А теперь, предлагаю поиграть в мяч. Я буду кидать вам поочередно мяч и называть слово во множественном числе, а вы должны будете сказать в единственном числе. Например, конфеты-конфета.

Л : Скрипачи-

З : Скрипач.

Л : Калачи-

Н : Калач.

Л : Ключ-

З : Ключи.

Л : Грачи-

Н : Грач.

Л : Врачи-

З : Врач.

Л : Палачи-

Н : Палач.

6. Знакомство с буквой Ч.

Л : Ребята, а кто мне скажет, чем отличается звук от буквы ?

Д : Звук мы слышим и говорим , а букву видим и пишем.

Л : Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа?

Д : На цифру 4.

Л : Вы правильно решили, букву Ч пишут так же, как цифру “4”.

Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя. Скажите, пожалуйста, из каких элементов она состоит

Д : Из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной. Давайте напишем эту букву в воздухе, а теперь напишем ее у себя в тетрадях.

VIII. Подведение итогов.

Л : Наше занятие подходит к концу . Давайте вспомним, о каком звуке мы сегодня говорили ?

Д : О звуке Ч .

Л : Давайте еще раз скажем характеристику этого звука .

Д : Звук Ч согласный , мягкий , глухой.

Л : А какое задание вам понравилось больше всего? (ответы детей)

Л : Спасибо вам за работу, занятие окончено .

Последние материалы раздела:

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...