«Изучение и формирование мотивации обучения в ДШИ как элемента педагогической культуры. Доклад на тему: «Некоторые приемы и методы работы с юными музыкантами при подготовке к концертному выступлению

Вопрос о мотивации к обучению учащихся в учреждениях дополнительного образования может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и самопознания. Основная цель, стоящая перед ДШИ и ДМШ - создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения каждого ученика. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шадрин А.Н.

Преподаватель МБУ ДО ДШИ г. Нефтеюганск

Конкурсная деятельность учащихся младшего школьного возраста как способ мотивации к обучению.

Вопрос о мотивации к обучению учащихся в учреждениях дополнительного образования может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и самопознания. Основная цель, стоящая перед ДШИ и ДМШ - создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения каждого ученика. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.

В младшем школьном возрасте закладывается основа для умения и желания учиться. Психологи не раз отмечали, что в этот период времени ведущей для ребенка становится учебная деятельность. Правильно организовать учебную деятельность на каждом этапе познания - важнейшая задача каждого педагога. Только деятельность ребенка способствует его самоопределению, самовыражению и саморазвитию. Если ребенок не обретет в этот период уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в будущем будет намного сложнее.

В соответствии с образовательной программой ДШИ на 2015 – 2016 г. главной целью моей педагогической деятельности является раскрытие, развитие и реализация творческих способностей обучающихся в полихудожественном пространстве образовательного процесса.

Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью в организации образовательного и воспитательного процесса, выявляет индивидуальные способности учащихся, способствует развитию творческой личности, самообразованию, стимулирует мотивацию достижения и саморазвития.

Цель моей работы - показать влияние конкурсной деятельности учащихся младшего школьного возраста на мотивацию к обучению в учреждениях дополнительного образования.

Данная цель обусловила необходимость решения поставленных задач:

Рассмотреть понятие «мотивация обучения», какие мотивы включает в себя период младшего школьного возраста;

Проанализировать психологические особенности детей младшего школьного возраста;

Выявить главные аспекты конкурсной деятельности обучающихся младшего школьного возраста как способа мотивации к обучению.

Мотивация – общее определение для методов, процессов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Учебная мотивация, считающаяся наиболее значимой в младшем школьном возрасте, включает в себя три группы мотивов: социальные мотивы (факторы влияющие на мотивы обучения, но не связанные с учебной деятельностью), познавательные мотивы обучения (мотивы способствующие приобретению знаний) и мотивацию достижения успеха. Доминирующей в этот возрастной период является мотивация к достижению успеха. Важным моментом является волевая регуляция поведения детей младшего школьного возраста, позволяющая добиваться поставленной цели. Сознательный контроль ребенком собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда учащийся может управлять поведением на основе принятого решения, намерения, поставленной цели.

Я считаю, что младший школьный возраст наиболее благоприятный для начала конкурсной деятельности учащихся. Именно в этот период основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение - приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.

Процесс формирования мотивации к обучению напрямую зависит от педагога. Педагогу необходимо правильно организовать образовательный процесс и мотивировать с самого начала обучения учащегося на учебную и конкурсную деятельность. Для организации образовательного процесса педагогу следует:

Учитывать возрастные особенности и физические возможности учащихся;

Совместно с учащимися выбирать средства и методы обучения для достижения поставленной цели;

Применять методы поощрения;

Проводить совместный анализ выполненной работы;

Создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания учащихся и педагога.

Организация конкурсной деятельности и привлечение обучающихся являются одним из главных направлений образовательного процесса в ДШИ. Главная задача педагога - создание условий для творческого роста как одаренных детей, так и детей со средним уровнем способностей. Возможность участия в конкурсах мотивирует творческую активность, зарождает еще больший интерес к занятиям, для достижения наибольшего результата, как учащегося, так и преподавателя.

Конкурсная деятельность способствует:

Раскрытию духовных и интеллектуальных качеств обучающихся;

Выявлению наиболее талантливых детей;

Обогощению художественного репертуара;

Развитию мотивации к познанию и углублению музыкального опыта;

Укреплению значимости роли педагога в процессе воспитания;

Развитию мотивации к дальнейшей самореализации;

Повышению самооценки у учащихся;

Рождает интерес к публичным выступлениям.

Участие в конкурсах – это прежде всего сольное выступление, что вызывает повышенный интерес у детей. Задача каждого ребенка состоит в том, чтобы достичь успеха, путем показа своих знаний и умений не только родителям, но и окружающим его сверстникам и взрослым. Таким образом, мотивация участия в конкурсах с младшего школьного возраста, воспитывает такие качества как трудолюбие, ответственность, стремление к совершенству, инициативу и самоуважение. Участие в конкурсах дает учащимся возможность проверить свою компетентность и преимущество перед другими, при этом приобретая бесценный опыт публичных выступлений.

Опыт организации конкурсной деятельности детей младшего школьного возраста, показывает, что выступление вызывает ряд трудностей, связанных как с исполнительской (технической) так и с психологической готовностью. Очень важно психологически настроить ребенка, дать понять, что главная цель конкурсного выступления – это возможность показать все приобретенные знания и научиться чему – то новому на наглядном примере других участников. Успех не всегда приходит сразу. Для того чтобы не возник страх испытать неудачу, педагогу и родителям следует правильно настроить учащегося. Дети младшего школьного возраста наиболее психологически устойчивы. В связи с этим они менее восприимчивы к окружающей среде и появляется большая вероятность побороть сценическое волнение и показать успешное выступление.

В моем классе обучаются дети младшего школьного возраста: Гатиятова Снежана и Талыбов Омар. Не смотря на то, что дети учатся в первом классе в ДШИ, участвуют в конкурсах исполнительского мастерства различных уровней, награждены грамотами участников, дипломами лауреатов и призами. Участие и победы в конкурсах оставляют огромные впечатления, дети получают колоссальный исполнительский опыт и новую сильную мотивацию к дальнейшему самосовершенствованию.

Правильно организованная мотивация – это залог успешного обучения. Я веду активную концертную и конкурсную деятельность. Считаю, что насколько будет убедительным сам педагог в своей работе, настолько успешными будут результаты его педагогической деятельности с учащимися. Поэтому важно заниматься своим саморазвитием путем участия в конкурсах, обмениваться опытом с учениками, своими победами, взаимными переживаниями неудач и способами их решения. Все это будет только лишь стимулировать учащихся на их творческое развитие. Главной особенностью учащихся младшего школьного возраста является доверие к взрослым, главным образом к педагогу. Дети признают авторитет педагога, подчиняются и подражают ему. Поэтому чем благоприятнее обстановка и доверительнее будут отношения между учащимися и педагогом, тем продуктивнее будет проходить образовательный процесс.

Список используемой литературы:

  1. Немов, Р.С. Психология образования / 4 - е издание – М.: Гуманит. Изд. центр

ВЛАДОС,2000

  1. Амонашвили, Ш.А. Личностно – гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990.
  2. Вопросы музыкальной педагогики, вып.3 – М.: Музыка 1971

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №10»

Методическое сообщение на тему:

Концертная деятельность младших школьников как форма повышения мотивации к обучению игре на фортепиано

Подготовила:
Костина Светлана Валерьевна

педагог дополнительного образования

в области музыкального искусства


г.Железногорск 2016

Содержание

1. Введение 2. Мотивы обучения 3. Педагогические принципы формирования мотивации школьников 4. Условия формирования мотивации обучения в классе фортепиано 5. Концертная деятельность 6. Заключение 7. Список литературы

Концертная деятельность школьников как форма повышения мотивации к обучению игре на фортепиано


1. В современной жизни происходит стремительная переоценка ценностей. Изменяются взгляды на десятилетиями существовавшие положения вещей. Особое значение приобретают проблемы, связанные с человеком, его внутренним миром, гармоничным и счастливым существованием.

Как и в любой другой области, начальное музыкальное обучение часто определяет все будущие взаимоотношения человека с музыкой. (слайд3) Кандидат искусствоведения, занимающаяся проблемой начального музыкального обучения, Т.Э. Тютюнникова в своей книге пишет (слайд4) : «Сегодня мы можем говорить о том, что музыкально-творческое воспитание человека, развитие его природной музыкальности - это не только путь к эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, а очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворённой счастливой жизни и самореализации как личности. В связи с этим особую актуальность приобретает начальный этап музыкального обучения, у которого высокая миссия открыть каждому свою дорогу к музыке». (слайд5)

Кроме того, понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного и мало обязательного, а как необходимого. (слайд 6)

В наше время творческий человек востребован на любом рабочем месте, поэтому очень важно формировать творческую личность конкретного ребенка, его общие способности и индивидуальность. Именно музыка оказывает сильное воздействие на настроение и поведение, эстетический вкус и психику ребенка. Если же у личности имеются сильные мотивы продвигаться к намеченной цели, положительное отношение к обучению, есть познавательный интерес, то деятельность даёт качественные результаты. (слайд7)

Однако, в литературе, посвященной музыкальному обучению, указывается: «Ситуацию, сложившуюся в области начального музыкального обучения в нашей стране, можно охарактеризовать как кризисную. Об этом свидетельствует целый ряд фактов: снижение мотивации при обучении детей игре на музыкальных инструментах в музыкальных школах, снижение общего интереса родителей к обучению детей музыке». (Слайд8)

Дети XXI века значительно отличаются от предыдущих поколений. Они больше информированы, круг их интересов шире. А учат детей порой по-старому, бесконечно эксплуатируя в основном их память. Поэтому учение становится обременительным для ребенка.

Все эти факты свидетельствуют о возникновении острой необходимости в поиске путей и средств формирования и повышения мотивации обучения младших школьников в классе фортепиано. (слайд 9)

2. МОТИВ - это то, что побуждает человека к действию. Мотивам учения посвящён ряд исследований в отечественной педагогике и психологии – С.Л. Рубинштейн, Д.А. Леонтьев, Л.И. Божович, М.А. Данилов, Г.И. Щукина и др. По их мнению, учение, практическая деятельность учащихся побуждаются не одним, а множеством мотивов. (слайд 10)

Отметим труды отечественных и зарубежных музыкантов, связанных с проблемой мотивации: В.И. Петрушин исследовал мотивацию в обучении школьников, занимающихся музыкой. Д.К. Кирнарская отмечала важную роль мотивации обучения в достижении успеха музыканта.

Первая группа – мотивы, в основе которых лежат общественные цели, чувство долга перед родителями, учителями, товарищами. Большое значение при воспитании этих мотивов играет семья.

Вторая группа – мотивы, имеющие источником стремление к личному успеху. Психологической основой этих мотивов выступает чувство собственного достоинства, радости за успех при завершении деятельности. Формой отчётности при завершении работы над музыкальным произведением является академический концерт, где в полной мере может проявиться эта группа мотивов. Кроме этого почти каждый ребёнок привлекается к концертной деятельности разных уровней – это праздничные и классные концерты, вечера для родителей; а для детей, достигших больших успехов в исполнительской деятельности, – различные конкурсы.

Третья группа – мотивы, проистекающие из познавательных потребностей, стремления к новому, неизвестному. К концу дошкольного и к началу школьного возраста у детей возникает потребность в приобретении новых знаний и умений, которая в полной мере может реализоваться в процессе обучения игре на фортепиано.

Большое значение имеет внутренняя мотивация. (слайд 11) Внутренний мотив возникает тогда, когда все аспекты учебной деятельности связываются с потребностями учащихся. Для этого учитель на начальном этапе работы старается сделать предстоящую деятельность привлекательной для учеников, чтобы каждый из них сам выбрал средства достижения поставленной цели, сам действовал, обеспечивая самоконтроль и самооценку полученного результата. (слайд12) Начиная занятия с самыми маленькими учениками, надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьёзным, что может показаться утомительным или скучным. Для этой цели нужно создать ассоциации со всем, что им привычно и приятно. (слайд13)

Воспитание правильной мотивационной направленности должно сопровождаться воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению. Своеобразие эмоций в младшем школьном возрасте состоит в том, что ученики этого возраста всё-таки отличаются эмоциональной впечатлительностью, непосредственностью проявлений и внешней выраженностью эмоций. Для младшего школьника свойственны необычная широта эмоций и реактивность, лёгкость переключения от одной эмоции к другой.

3. (слайд14) Формирование мотивации обучения младших школьников на занятиях по фортепиано обеспечивается педагогическими принципами активизации учебно-познавательной деятельности, диалогической направленности и безотметочного оценивания.

Огромной силой, побуждающей человека к активности, являются его духовные потребности и интересы.

Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. Очень хорошо об этом написал Ш. А. Амонашвили: «Каждый ребёнок на уроке должен быть охвачен чувством ожидания чего-то интересного, захватывающего, нового. Он должен радоваться трудностям познания, чувствуя, что рядом есть педагог, который придёт ему на помощь». (слайд15) Интерес-это лучшее побуждение. Если у ребенка возник интерес к фортепиано, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя всякие ожидания преподавателя. Вызвать интерес у ребенка возможно применив игровые формы, поскольку игра является ведущей деятельностью младших школьников. (слайд16) В авторской программе Е. В. Козыревой, посвященной формированию положительной мотивации, описан интересный игровой метод с применением игрушек. Для решения проблемы, связанной с воспитанием навыка самостоятельности детям, испытывающим потребность в движении и новых впечатлениях, очень сложно организовать домашние занятия, предполагающие многократное повторение и «отработку» определённых элементов и фрагментов. При создании игровой ситуации на уроках с учащимися младших классов возможно использование игрушек. Ребенок, озвучивая каждого «из учеников», с интересом многократно повторял необходимый фрагмент, чего в обычных условиях добиться достаточно трудно. При неудачном исполнении желание ребенка заниматься не уменьшалось, его активность на уроке также не снижалась. Поскольку плохо сыграл не ребенок, а персонаж, которого ребенок сам определил (наименее привлекательная для него игрушка), при удачном же исполнении указывалась любимая игрушка. Давая им характеристики и объясняя оценки, ребенок осознаёт конкретную задачу, демонстрирует уровень самокритики и рефлексии. Таким образом, данный игровой метод позволяет повысить интерес к занятиям, влиять на организацию самостоятельных занятий, воспитать осознанный подход к пониманию поставленной задачи, с одной стороны, и стимулировать развитие произвольных процессов и рефлексии как профессиональных качеств - с другой. (слайд17) Так происходит переход от игровой деятельности к учебной, с её возрастающей ролью. Творческие задания также способствуют формированию внутренней положительной мотивации учения у всего контингента обучающихся музыке. (слайд18) Регулярно и постепенно повышая требования к детям соответственно их продвижению, педагог мобилизует активность каждого ученика, побуждая его к усилию, необходимому для решения более трудной задачи сравнительно с теми, которыми ему удавалось решить вчера. Они должны ориентироваться на «зону ближайшего развития», (Л.С.Выготский), то есть отвечать возможностям каждого конкретного ребёнка. Чтобы решить более трудную задачу, ученик должен обдумать, сделать усилие и найти пути решения, мобилизовать и отобрать нужные для данного случая знания, умения, навыки и системы действий, которыми он владеет. (слайд 19)

Активность ребенка выступает в разных формах. Примером может служить активность подражательная. Младшие школьники охотно подражают действиям взрослых людей. В классе фортепиано это хорошо проявляется в так называемом « Донотном периоде», где дети повторяют «с рук» лёгкие пьесы, упражнения, незнакомые слова, попевки и даже мимику учителя. Воспроизводя такие действия, дети упражняют свои сенсорно-моторные механизмы, свою наблюдательность, речь, восприятие. (слайд20)

Чрезвычайно важна для развития ребенка исполнительская активность. Именно благодаря исполнительской активности, дети овладевают нужными уже отработанными взрослыми наиболее экономными и результативными способами и приёмами действий.

Формирование мотивации обучения игре на фортепиано носит специфический характер и обеспечивается принципом диалогической направленности во взаимоотношениях преподавателя и учащегося. (слайд 21) Очень важно с первых занятий суметь завоевать симпатию ученика. Масштаб личности учителя определяется мерой его включённости в общечеловеческую культуру, профессиональными знаниями и навыками, мерой человеческого такта в поведении. Часто именно через любовь ученика к учителю приходит и любовь к тому предмету, который он преподаёт. Особенностью талантливых педагогов, добивающихся больших результатов в обучении своих учеников, является то, что они умеют одно и то же знание предлагать учащимся по – разному в зависимости от уровня их подготовки, психологических особенностей, содержания других предметов обучения. Хороший педагог в разработке методов преподавания учитывает не только индивидуальные особенности учащихся, но и свои собственные сильные и слабые стороны. Другой его важной чертой является умение увидеть изучаемое явление не только со своей собственной позиции, но и со стороны учащегося. В звене « Учитель – ученик» ведущее значение приобретают личностные качества учителя, в которых главнейшими оказываются его коммуникативные и организаторские способности.

Мощным средством воздействия на ученика является СЛОВО. Речь педагога должна быть образной и лексически богатой, а также грамотной, лаконичной, ясной и яркой. Надо уметь найти те слова, которые способны определить характер произведения, дать представление об окраске звука, передать эффект при использовании педали и т. д. При этом надо помнить что урок должен быть диалогом. Нужен обмен мыслями, чувствами, соображениями по поводу и в связи с изучаемыми произведениями. Умение говорить о музыке помогает постичь её непростой язык. Натан Перельман замечает: «Одно лишь верно найденное слово- экстракт способно, растворившись, придать желательный характер исполняемому, например: тревожно, ликуя, печально, торжествуя, застенчиво, гордо и т. д.». Меткое слово способно выразить и сущность технического приёма, передать движения, навести на нужные мышечные ощущения. Идущий от удачно найденного выражения посыл даёт подчас больше, чем показ за инструментом. Каждый ученик, изучающий какой – либо музыкальный инструмент, должен обладать в совокупности многими качествами – музыкальным дарованием, умом, характером, а все эти качества находятся в тесной связи и взаимодействии. Следовательно, чтобы помочь музыкальному таланту развиться и достигнуть рассвета, нужно приложить усилия ко всему, что связано с таким развитием. Совокупность качеств требует соответствующей совокупности условий и заботы. Правильное обучение игре на инструменте предполагает целостное отношение к личности ученика как единству упомянутых качеств. При таком отношении образовательный процесс тесно связан с воспитательным.

4. Условием формирования мотивации обучения младших школьников на занятиях по фортепиано является использование методов проблемно-развивающего обучения, групповой и коллективной учебной деятельности. Важным условием формирования положительной мотивации к обучению игре на фортепиано является подбор исполняемого репертуара. Репертуар стоит подбирать с учетом желаний учащегося, но всегда следует помнить, что ни при каких обстоятельствах нельзя идти на поводу у учащегося относительно плохого вкуса и сомнительных музыкальных пристрастий. Поэтому одна из самых важных и самых сложных задач педагога по фортепиано заключается в том, чтобы привить ученикам хороший вкус, чтобы они получали истинное удовольствие от исполняемой музыки. Перед выбором какой-либо пьесы целесообразно неоднократно проиграть музыкальное произведение, рассказать о композиторе и вместе с ребёнком пофантазировать, представить подходящие образы. Больше сказки, больше фантазии. Не уставая будить воображение ребенка, связывая сказку, фантазию с музыкой. Для поддержания разнообразия художественных впечатлений необходима частая репертуарная сменяемость. Она осуществима лишь в том случае, если пьесы доступны, прежде всего, в смысле возможности их восприятия учеником. Поэтому они должны быть небольшими по размерам, образными, доходчивыми и интересными по содержанию, яркими по музыкальному языку, ясными по форме, напевными. (слайд 22) Способствует положительному формированию мотивации к обучению игре на фортепиано ансамблевое музицирование. Коллективная игра увлекает и дает толчок к быстрому разучиванию пьесы. Игра в ансамбле способствует установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста. (слайд 23) Кроме того, что игра в ансамбле даёт много знаний, умений, формирует исполнительские навыки, она ещё приносит детям эмоциональное удовлетворение, радость общения, являясь стимулом для дальнейшего развития ребёнка.

5. Все выше перечисленные принципы и условия формирования мотивации младших школьников в классе фортепиано успешно реализуются в такой форме как концертная деятельность . (слайд 24)

Любой концерт – это одна из возможностей показать себя. Выступления в таком мероприятии заинтересовывают ребят, тем более, если концерт проходит в красочной музыкально - театрализованной, музыкально - поэтической форме.

Каждый человек хочет быть услышанным, увиденным, оцененным и признанным. Именно концертные выступления каждого ученика – это результат напряженного, творческого, ответственного труда. Участие в концертах служат огромным стимулом дальнейшего творческого роста ребенка. Различные свойства натуры исполнителя: воля, интеллект, глубина эмоций, творческая фантазия – все это проявляется в публичных выступлениях.

(слайд 25) Реализуя проекты или просто небольшие концерты на родительских собраниях, образовательный процесс становится интереснее и увлекательнее. Каждый может проявить себя в более близкой и доступной сфере. Учащиеся пробуют свои силы в сольном инструментальном исполнительстве, как концертмейстеры, как ведущие концерта, играют в ансамбле, поют, читают стихи. Подготовка к такому мероприятию сплачивает и объединяет ребят.
Выступающие дети более ответственно относятся к занятиям и репетициям к концерту.
(слайд 26) В течение учебного года большинство обучающихся на музыкальном отделении нашей школы и обладающие разными способностями и трудолюбием, выступают на концертах, ставших традиционными. (слайд 27, 28) «Посвящение в музыканты», « День музыки», «Концерт для Деда Мороза», «Концерт для будущих первоклассников», «Концерт ансамблевой игры» и другие - это богатый, ничем не заменимый, опыт публичных выступлений, это путь к повышению самооценки детей. Это их очень увлекает. (слайд 29, 30) Наша зрительская аудитория – это воспитанники детского сада и школы, сверстники, родители и близкие родственники - это очень доброжелательная и благодарная публика, для которой не важны профессиональные тонкости, для которой их дети всегда самые лучшие. Это очень важно потому, что учащиеся должны видеть и чувствовать, что их музыкальные занятия и творческие достижения нужны не только преподавателю, но и окружающим их близким людям.

6. (слайд 31) Привлечение детей к активной концертной деятельности – одна из приоритетных форм организации работы учащихся, пожалуй, самая действенная мотивация развития музыканта, требующая не только самостоятельного творчества, но и большой дополнительной работы преподавателей. Но этот метод позволяет сохранить контингент учеников и является одним из слагаемых результативности и успешности педагогической деятельности.

Список литературы

    Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Учебные записки ЛГУ им. А.А. Жданова. Вып. 16. Психология. Л., 1959.

    Балашова А. В. Формирование мотивации к обучению игре на фортепиано в ДМШ через развитие творческой активности учащихся. Педагогический вестник.

    Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.

    Воронцов А. Б., Чудинова Е. В. Учебная деятельность. М., 2004.

    Козырева Е. В. Мотивационный аспект начального этапа обучения игре на фортепиано: из опыта дифференцированного подхода. Вестник Костромского государственного университета им. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология, Социокинетика. 2008. Т. 14. №6.

    Козырева Е. В. Дополнительное музыкальное образование: теория, эксперимент, практика. Учебное пособие. – Ярославль, 2005.

    Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. –С-Петербург, 2006.

    Маслоу А. Мотивация и личность.-Москва, 2004.

    Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. Москва «Кифара»; 2002. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; 1997.

    Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. –М.: Музыка, 1982.

    Ниязов О методике работы с детьми.-С-Петербург, 2001.

    Петрушин В. И. Музыкальная психология. –М.: Просвещение, 1979.

    Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания, вып.11. – М. –Л.: Известия АПН РСФСР, 1998.

    Шпик И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников. – Начальная школа.- Вып. № 2, 2007.

«Концертная деятельность коллектива как фактор повышения мотивации к обучению» (из опыта работы).

Ансамблевое или хоровое исполнение помогает развитию слуха, ритма и приобщает ребёнка к музыкальной деятельности во всех её направлениях, что приводит к развитию гармонической личности. Побуждение к действию или мотивация, её формирование проходит во время занятий ансамблевой или хоровой деятельностью. В первую очередь, необходима установка в коллективной работе: настройка голоса для взятия высоких нот, прослушивание вступления той или иной песни ансамблем, настрой на победу, установка на запоминание песенного репертуара. Важную роль так же играет - интерес , который помогает добиться определённых успехов и музыкальный руководитель способен у ребёнка вызвать интерес к музыкальной деятельности. Рядом с интересом стоит желание , например, ребёнок мечтает стать педагогом или певцом, артистом и так далее, и стремится к достижению этих целей. У дошкольников (не всех) проявляется яркое влечение к музыке и задача педагога повести ребёнка в правильном направлении. Немаловажно отметить познавательную мотивацию , если она не будет сформирована у ребёнка, то это приведёт к дальнейшему не развитию песенных способностей. Я считаю, что любой ребёнок способен к творческим проявлениям. Необходимо, помочь ребёнку проявить творческие способности.

Происходит духовное обогащение. Несомненно, пение положительно влияет и на физическое развитие. Что важно в работе над хоровым произведением? Это создание художественного образа. Если образ правильно найден, то дети самостоятельно находят правильное звучание, что приводит к гармоничному исполнению. Чувства и восприятие мира раскрываются у ребёнка при разучивании музыкального произведения.

Педагог всегда обращает внимание детей на красоту звука, рассказывает о связи с народными истоками, литературой, историей…

Занятия помогают, уже не раз писала, развитию речи, а так же развитию артистизма, развитию сценической выдержки. Плюс коллективного исполнения проявляется в поведении, умении общаться, слушать и слышать друг друга. Музыкальный руководитель должен иметь соответствующие, профессиональное музыкальное образование. Внешность, манеры общения, всё это рисует некий идеал в глазах ребёнка, которому педагог должен соответствовать.

Педагог может и должен заинтересовать ребёнка настоящей музыкой.

Подход к выбору репертуара трудоёмкий процесс, для каждого занятия педагог рассматривает и решает совместно с коллективом новые задачи, погружается в детский мир, передаёт знания. Для детей ансамблевое исполнение является радостью, общением. Дети понимают, что каждый участник является неотъемлемой частью в едином большом организме – коллективе, и так же ответственен за творчество и качество в ансамбле или хоре.

Принципы работы педагога в детском коллективе.

1.Позитивная атмосфера, которая помогает проявлять взаимопомощь, чувство товарищества, сплочённости. Дружественная атмосфера приводит к хорошим результатам.

2.Всеобщие развитие коллектива. Разучивание того или иного произведения, понимание и воспроизведение. Похвала педагога, одобрение, переживания перед праздниками, концертами, радость от успешного выступления.

3.Индивидуальный подход к каждому ребёнку . Развитие личности. Дети в дошкольных учреждениях имеют разные музыкальные способности и поэтому важно проявить дифференцированный подход, детям с отличными музыкальными способностями я рекомендую поступление в музыкальную школу. Каждый год приглашаю с отчётными концертами воспитанников ДМШ, педагоги музыкальной школы проводят диагностику детей; беседую с родителями о дальнейшем творческом развитии детей; по данным мониторинга 40% наших выпускников получают образование в различных творческих коллективах. Но есть и дети с не столь развитыми музыкальными способностями и работа движется с ними медленней, поэтому пристальное внимание я уделяю на подбор репертуара. Главное, чтобы ребёнок мог самоутвердиться, иметь право на индивидуальность. В детском саду все дети разного возраста развиваются как в личностном, так и творческом направлении.

Задачи преподавателя коллектива.

1. Развивать чувство уверенности в себе и своих силах.

2 .Способствовать развитию ответственности и сопереживания за деятельность коллектива.

3. Формировать коммуникативность.

Формы работы в творческом коллективе .

Ансамблевое исполнение в детском саду одно из самых распространённых и видов музыкальной деятельности дошкольников, где заключены союз музыки и слова, гармония в звучании. Процесс соединения ансамбля в единый организм, умение слышать и слушать, вот залог успеха коллектива. Работа, проводимая индивидуально, помогает больше внимания уделить не получающимся отдельным музыкальным моментам. Работа с пением по одному, дуэтами, трио, квартетами и т.д. обостряет внимание, ответственность, старание и позволяет другим детям коллектива оценить звучание. Осторожно нужно относиться к «звёздной болезни», педагог тонко прослеживает все процессы.

Работа с родителями. Успех творческого коллектива также зависит от союза семьи, детей и музыкального руководителя. Помощь родителей важна для работы ансамбля. В настоящее время, часто можно встретиться с проблемой недостаточного внимания со стороны родителей. Поэтому провожу собрания, отчётные концерты, мониторинги, анкетирования, беседы с родителями, вовлечение их в творческий процесс.

Совместная подготовка костюмов, атрибутов, украшение зала для определённого тематического концерта, общение переживания и победы

всё это положительно влияет, на выступления дошкольников, активизирует нравственно – духовные аспекты, ведь для родителей и детей совместная деятельность сплачивает семью, а так же помогает раскрыть способности узнать что – то интересное для духовного обогащения.

Концертная деятельность. Ансамблевое или хоровое исполнение - важная и значимая часть работы для творческого коллектива. Дети постоянно выступают на праздниках, развлечениях, любят, когда в гости приходят другие коллективы и с удовольствием показывают своё творческое мастерство, особое место занимают конкурсы, дети очень стараются и переживают друг за друга. Я без пафоса скажу, что мы – дружная, большая семья. Приведу недавний случай. Необходимо было выступать, а ребёнок заболел, я не думала, что искренне будут переживать все, сопереживать, но всё закончилось благополучно. Дети ждут выступлений, оценивают работу, смотрят и сравнивают творчество других коллективов, подводят итоги.

Выводы. Концертная активность в дошкольном образовательном учреждении, является аспектом повышения мотивации к развитию музыкальных данных, творческой инициативности и выступает в роли развития нравственных качеств ребёнка. Психология рассматривает два вида мотивации, внешняя и внутренняя . Внешняя – апробация педагога, родителей и внутренняя – необходимость в творчестве. Важным фактором является перерастание внешней мотивации во внутреннюю, что приводит к вовлечённости и пониманию целей музыкального руководителя и к пению. Положительная мотивация так же формируется в позитивных взаимоотношениях между детьми в коллективе, в умении музыкального руководителя увлечь и грамотно преподнести материал, доброжелательное отношение, индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Активизации мотивации для благотворной работы коллектива помогают: творческая атмосфера, дифференцированный подход. Положительный результат будет в том случае, если пение вызывает у воспитанников эмоции, а взаимодействия с педагогом будут доверительными, что приведёт к личностно – нравственному росту детей.


Попова Ольга Георгиевна

Концертные и конкурсные выступления

Отличие концертного и конкурсного выступлений

Музыкальный конкурс - это возможность доказать свои профессиональные возможности. Главная цель конкурса – доказать своё личное преимущество перед соперником. Добиться преимущества, присуждаемого жюри. Система оценок жюри не допускает поблажек и учета физического, психического состояния конкурсанта, его технических ошибок. На конкурсе исполнитель испытывает наивысшую степень нервного напряжения.

В концертной деятельности нет элемента сравнения. Каждый участник, независимо от качества выступления может рассчитывать на симпатию слушателей, которая вызвана теми или иными его качествами: смелостью, виртуозностью. Главный критерий концерта – реакция слушателей, отсутствие очень высокого уровня ответственности и максимального напряжения, в сравнении с конкурсом.

Подготовки к конкурсному выступлению

Выступление - результат напряженного творческого тру­да ученика и преподавателя, который является для них ответственным актом, стимулирующим дальнейший творческий рост. На таких состязаниях воспитывается воля, сценическая выдержка, мастерство и много других качеств, формирующих будущего музыканта.

Необходимо воспитывать ученика - «бойца», способного самостоятельно мыслить, умеющего много трудиться и работать над ошибками, выдерживать большие физические и моральные нагрузки, не терять чувство оптимизма, а также быть способным проявить свои знания, умения и навыки на практике. Удачным выступлениям сопутствуют приподня­тое настроение, желание играть хорошо, особый боевой задор, отсутствие утомления, хорошие отношения с окружающими, нормальное физическое самочувствие.

Любой конкурс – это напряженная работа команды: ученика и преподавателя.

Задача любого преподавателя:

Правильно построить работу;

Грамотно подобрать репертуар;

Выучить программу;

Социальный подход в работе над программой (форма, гармонические и ритмические особенности и т.д.);

Работать частями, прорабатывая в медленном темпе;

Собирать части воедино и увеличивать темп, трудные места отрабатывать;

Многократное проигрывание;

Найти взаимопонимание, быть на одной эмоциональной «волне» - это и есть составляющие успеха, победы на конкурсах.

Как известно, статус музыкальных конкурсов бывает разным:

Классный;

Школьный;

Городской;

Региональный;

Конкурс – фестиваль;

Всероссийский;

Международный.

Каждый преподаватель заинтересован, чтобы его ученики на сцене играли как можно лучше.

Подготовки к концертному выступлению

Исполнительская готовность музыканта к концертной деятельности складывается из нескольких факторов: это техническая и исполнительская подготовка, а также и психологическая подготовка к выступлению.

Вся работа, которая была проведена учащимся над музыкальным произведением в классе и дома, проходит «испытание на прочность» в условиях публичного выступления; только концертное выступление определяет и уровень освоения материала, и степень одаренности исполнителя, и его психологическую устойчивость, и многое другое.

Конечно, нельзя ставить знак равенства между успешностью того или иного открытого выступления юного музыканта-исполнителя и его исполнительскими качествами. Возможны ситуации, когда хорошо подготовленный и даже одаренный ученик терпит в силу тех или иных причин сценическое фиаско; или возникают такие ситуации, когда с хорошей стороны показать себя может учащийся не слишком яркой одаренности. И вместе с тем именно во время выступления проверяется решительно все: и комплекс природных музыкально-исполнительских данных, и «технический» потенциал, и приобретенные знания, умения и навыки, и устойчивость психики.

Концертная деятельность оказывает большое влияние на личность музыканта-исполнителя, для формирования психического состояния творческого подъёма во время выступления наиболее ценными являются следующие потребности:

Потребность приобщиться к прекрасному, участвуя в исполнительском процессе;

Потребность в творческом общении с партнёрами по ансамблю и с публикой,

Потребность в самовыражении, в желании запечатлеть, сохранить, донести до других людей свое представление о музыкальном художественном образе.

Урок - как основная форма по подготовке учащегося к кон­цертному выступлению.

Урок является ос­новной формой длительного процесса педагогического общения ученика и педагога. Именно здесь ставятся и во многом разрешаются главные задачи обучения, происходит творческое взаимодействие двух индивидуально­стей, даётся оценка достижениям и недостаткам, ставятся цели, определя­ется темп продвижения, строятся перспективные планы и т. п.

Можно выделить следующие наиболее типичные формы и методы работы на уроке:

1) взаимный творческий поиск , выражающийся в углубленной работе над творческой концепцией сочинения, его образностью, необходимым ха­рактером звучания, решением той или иной технологической задачи;

2) прослушивание с последующей корректировкой;

3) создание исполнительского образа , когда тот или иной эпизод, та или иная фраза доводятся до идеального качественного состояния и при­обретают некий эталонный характер, помогающий понять суть исполни­тельской задачи;

4) показ педагогом нужного уровня игры данного сочинения или кон­кретного приёма;

5) тренировка («натаскивание») - неоднократное повторение ,

6) словесный инструктаж с конкретным разбором как целого, так и де­талей,

7) самостоятельная работа ученика под руководством преподавателя,

8) коллективные занятия.

Важным моментом проведения урока является выработка у ученика чувства ответственности за свою игру, за выполнение заданий педагога, своё творческое развитие.

Большую роль играет бла­гоприятная творческая атмосфера: приветливость, улыбка педагога, ска­занные им несколько слов о готовности ученика, его самочувствии. Такая психологическая «настройка» во многом способствует снятию излишней скованности, волнения ученика, его раскрепощению.

Наиболее ответственные звенья концертного выступления

  • Итоговая репетиция
  • Психологический настрой перед выступлением
  • Выход и уход со сцены
  • Начало выступления
  • Сосредоточенность и непрерывная, неустанная концентрация внимания на развитии художественного образа произведения

Причины эстрадного волнения

  • Непривычная обстановка;
  • Несоответствие произведения музыкальным и техническим возможностям ученика;
  • Неуверенность, обусловленная тем, что ученик работал над произведением автоматически, бессознательно;
  • Текст не изучен хорошо «на память»;
  • Повышенная самооценка, излишки внимания к своей личности;
  • Слабая нервная система, болезненность.

Каким образом их можно избежать?

  • Сознательное и уверенное овладение музыкального произведения;
  • Ясное представление о произведении, как о едином целом, как о естественном развитии музыкальной мысли;
  • Сознательное овладение технически слаженными эпизодами;
  • Активное, сознательное освоение музыкального произведения наизусть;
  • Необходимо установить целесообразные отношения между сознанием и автоматизмом, что зависит от степени сложности нотного текста;
  • Тренировки перед публикой, которые обеспечивают смелость, самообладание, ясную мысль, сосредоточенность;
  • Поддержание организма в хорошей физической форме (витамины, питание, навыки самовнушения, сон, отдых).

Значение концертной деятельности в развитии юного музыканта

Поскольку к публичным выступлениям могут быть отнесены все формы исполнения в присутствии одного или нескольких слушателей, соответственно, каждому учащемуся, какой бы специальности он ни обучался, приходится постоянно сталкиваться с подобного рода мероприятиями во время академических концертов, экзаменов, зачетов, прослушиваний, фестивалей или конкурсов. Именно публичные выступления, являясь важным элементом образовательного процесса, способствуют развитию у учащихся определенных исполнительских качеств.

Приобретение навыков успешного выступления на сцене является важным условием продолжения музыкально-исполнительской деятельности и в будущем для многих учащихся. Но в любой области музыкального искусства – будь то сольное исполнительство, концертмейстерское мастерство, работа в коллективе или педагогическая деятельностьбольшое значение имеет сценический опыт, накопленный за годы обучения, владение необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками подготовки к выступлениям. Поэтому уже во время обучения необходимо предоставлять учащимся возможность творческой самореализации в исполнительской деятельности.

Качественная подготовка к выступлению является основой успешности концертной деятельности ребенка-исполнителя и одним из главных условий мотивации его к дальнейшим занятиям. Психологическая подготовка, означает способность исполнителя успешно осуществлять свои творческие намерения в стрессовой ситуации выступления перед аудиторией.

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...