Библиотечные познавательные проекты и программы. Рабочая программа "библиотечно-библиографические и информационные знания"

Чтобы разобраться, что такое двухфакторная аутентификация и как она обычно реализуется, следует выяснить, что такое аутентификация вообще. Если не усложнять, то аутентификация - это процесс, когда пользователь доказывает, что он - это именно тот, кем он представился.

Например, при входе в систему вы вводите свое имя пользователя и свой пароль и тем самым доказываете, что вы знаете секретный ключ, а значит подтверждаете, что вы это именно вы, а не посторонний человек. В этом случае знание пароля - это так называемый “фактор аутентификации”.

Но пароль может быть очень простым, и его легко подберет злоумышленник, или же он может просто находится на бумажке под клавиатурой (что, конечно же, неправильно). Ввод пароля позволит злоумышленнику доказать системе, что он знает пароль, а значит имеет право на использование этой системы.

Поэтому для того чтобы обезопасить систему от таких ситуаций, принято использовать одновременно два фактора аутентификации: например пароль и смарт-карту. В таком случае вторым фактором аутентификации будет именно факт обладания смарт-картой. Система проверит пароль и смарт-карту, и если все правильно, пустит вас в систему.

Двухфакторная аутентификация и электронная цифровая подпись

Достаточно часто двухфакторная аутентификация применяется для электронной подписи. Цифровая подпись под документом обычно бывает аналогичной собственноручной подписи на бумажном документе, поэтому очень важно, чтобы вашу электронную подпись не могли поставить злоумышленники вместо вас.

Чаще всего, для того чтобы обезопасить свою электронную подпись, ее записывают (точнее, сертификат электронной подписи) на токен. Токен - это специальное устройство, которое часто используют для хранения сертификатов электронной подписи. Ваша электронная подпись на токене защищена паролем, поэтому даже в случае кражи злоумышленники не смогут ею воспользоваться. В этом случае первым фактором аутентификации будет являться факт обладания токеном, а вторым - знание пароля для доступа к электронной подписи на токене.

Для хранения сертификатов электронной подписи мы рекомендуем следующие модели токенов:

Двухфакторная аутентификация для входа в систему

Часто в организациях на компьютерах хранятся очень важные данные, которые могут составлять коммерческую тайну, за которой, конечно же, могут охотиться конкуренты и другие злоумышленники. И использования обычных паролей недостаточно для того, чтобы гарантировать безопасность информации.

Для того чтобы защитить данные на компьютерах своих сотрудников, используется два подхода к аутентификации:

  • защитить процесс входа в систему

В рамках этого подхода, на компьютер устанавливают программный продукт, который начинает требовать при входе в систему токен, а также следит за тем, чтобы токен был вставлен все время работы. Если вытащить токен, то компьютер сразу же заблокируется.

Этот способ хорошо использовать там, где помещение защищено и никто не сможет физически украсть компьютер или его жесткий диск.

  • защитить все данные на компьютере

Существует также способ зашифровать все данные на компьютере и в момент загрузки компьютера требовать у пользователя ввести пароль и вставить токен. Если пароль неверный или токен неправильный, то данные просто не расшифруются, и даже в случае кражи злоумышленник не сможет воспользоваться информацией с компьютера.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Хочу продолжить тему толкования простыми словами распространенных терминов, которые можно повсеместно встретить в наш компьютерный век. Чуть ранее мы уже , а так же про и про .

Сегодня у нас на очереди аутентификация . Что означает это слово? Отличается ли сие понятие от авторизации или идентификации? Какие методы аутентификации существуют, насколько сильно они защищены, почему могут возникать ошибки и почему двухфакторная аутентификация лучше однофакторной?

Интересно? Тогда продолжим, а я постараюсь вас не разочаровать.

Что такое аутентификация?

На самом деле, это та процедура, которая хорошо знакома не только нам (современным жителям), но и нашим далеким предкам (практически испокон веков).

Если говорить кратко, то аутентификация — это процесс проверки подлинности ( подлинность). Причем не важно каким способом (их существует как минимум несколько типов). Простейший пример. Вы заходите в свою квартиру открывая замок ключом. И если дверь таки открылась, то значит вы успешно прошли аутентификацию.

Разложим в этом примере все по полочкам:

  1. Ключ от замка — это ваш идентификатор (вставили и повернули — прошли идентификацию). В компьютерном мире это аналог того, что вы сообщили системе свое .
  2. Процесс открывания (совпадения ключа и замка) — это аутентификация. В компьютерном мире — это аналог прохождения этапа проверки подлинности (сверке введенного пароля).
  3. Открывание двери и вход в квартиру — это уже авторизация (получение доступа). В сети — это вход на сайт, сервис, программу или приложение.

Как вы уже, наверное, поняли — двухфакторной аутентификации в данном примере будет отвечать наличие на двери второго замка (либо наличие собаки в доме, которая уже проведет свою собственную аутентификацию опираясь на биометрические признаки — запах, внешний вид, наличие вкусняшек у вас в кармане).

Еще один пример. Печать на документе (в паспорте, сургучная печать на старинных письмах).

Как видите — все предельно просто. Но сегодня под этим термином чаще всего понимают именно электронную аутентификацию , т.е. процесс входа на сайты, сервисы, в системы, программы и даже подключение к домашней WiFi сети. Но по сути, тут мало отличий от приведенного примера.

В электронном варианте у вас так же будет идентификатор (в простейшем случае ) и пароль (аналог замка), необходимый для аутентификации (входа в систему, получение доступа к интернету, входа в онлайн-сервис и т.п.).

Как я уже говорил выше, существует несколько типов аутентифаторов :

Как видите, нет идеала. Поэтому зачастую для усиления безопасности используют так называемую двухфакторную (двухэтапную) аутентификацию. Давайте рассмотрим на примере.

Двухфакторная (2FA — двухэтапная) аутентификация

Например, во , и прочих сервисах связанных с доступом к деньгам, двухфакторная аутентификация сводится к следующему:


Что это дает? Существенное повышение безопасности и снижение риска аутентификации вместо вас мошенников. Дело в том, что перехватить одноразовый пароль намного сложенее, чем узнать пароль многоразовый. К тому же, получить доступ к мобильному телефону (да и просто узнать его номер) намного сложнее, чем покопаться у вас на компьютере или в электронной почте.

Но это лишь один из примеров двухфакторной аутентификации (2FA) . Возьмем уже упоминавшиеся выше банковские карты. Тут тоже используется два этапа — проверка подлинности с помощью устройства (идентификационного кода на карте) и с помощью ввода личного пароля (пинкода).

Еще пример из фильмов, когда сначала вводят код доступа, а потом идет проверка сетчатки глаза или отпечатка пальца. По идее, можно сделать и три этапа, и четыре, и пять. Все определяется целесообразностью соблюдения между обострившейся паранойей и разумным числом проверок, которые в ряде случаев приходится проходить довольно часто.

В большинстве случаев хватает совмещения двух факторов и при этом не доставляет очень уж больших неудобств при частом использовании.

Ошибки аутентификации

При использовании любого из упомянутых выше типов аутентификаторов (паролей, устройств и биометрии) возможны ошибки. Откуда они берутся и как их можно избегать и разрешать? Давайте посмотрим на примере.

Допустим, что вы хотите подключить компьютер или смартфон к имеющейся у вас в квартире беспроводной сети. Для этого от вас потребуют ввести название сети (идентификатор) и пароль доступа (аутентификатор). Если все введено правильно, то вас авторузует и вы получите доступ с подключаемого устройства в интернет.

Но иногда вам при этом может выдаваться сообщении об ошибке аутентификации . Что в этом случае вам сделать?

  1. Ну, во-первых, проверить правильность вводимых данных. Часто при вводе пароль закрывается звездочками, что мешает понять причину ошибки.
  2. Часто используются пароли с символами в разных регистрах (с большими и маленькими буквами), что не все учитывают при наборе.
  3. Иногда причиной ошибки может быть не совсем очевидная двухфакторная система проверки подлинности. Например, на роутере может быть включена блокировка доступа по . В этом случае система проверяет не только правильность ввода логина и пароля, но и совпадение Мак-адреса устройства (с которого вы осуществляете вход) со списком разрешенных адресов. В этом случае придется лезть в настройки роутера (через браузер с подключенного по Lan компьютера) и добавлять адрес этого устройства в настройках безопасности беспроводной сети.

Системы биометрии тоже могут выдавать ошибки при распознавании в силу их несовершенства или в силу изменения ваших биометрических данных (охрипли, опухли, глаза затекли, палец порезали). То же самое может случиться и с приложениями, используемыми для двухфакторной аутентификации. Именно для этаких случаев предусматривают систему получения доступа по резервным кодам . По сути, это одноразовые пароли, которые нужно будет распечатать и хранить в ящике стола (сейфе).

Если обычным способом аутентифицироваться не получается (выдается ошибка), то резервные коды дадут возможность войти. Для следующего входа нужно будет использовать уже новый резервный код. Но у этой палочки-выручалочки есть и обратная сторона медали — если у вас эти резервные коды украдут или выманят (как это было со мной, ), то они сработают как мастер-ключ (универсальная отмычка) и вся защита пойдет прахом.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Аутентичный - это какой, что означает аутентичность Яндекс Аккаунт - регистрация и как пользоваться сервисом Как удалить свою страницу на Одноклассниках
Как восстановить страницу в Контакте (при утере доступа, удалении или блокировке)
Как поставить пароль на папку (заархивировать или другим способом запаролить ее в Windows) Почему не загружается ВК и браузер не заходит во Вконтакте Идентификация - что это такое и как подтверждается идентичность

В 2015 году в Российской государственной библиотеке для молодёжи стартовал обучающий проект — Межбиблиотечный методический вебинариум «Успешные библиотечные программы для молодёжи». Адресован он специалистам молодёжных/юношеских библиотек, публичных библиотек, которые имеют или планируют создать в своей структуре залы, отделы, обслуживающие молодёжь, а также библиотек, в штате которых есть специалисты по работе с молодёжью.

В течение года слушателям были предложены библиотечные программы и проекты, которые придуманы, разработаны и успешно апробированы в РГБМ и которые потенциально могут быть использованы и другими библиотеками. Все семь занятий вели только специалисты Российской государственной библиотеки для молодёжи.

Темы занятий: клубные формы работы по экологической тематике, комиксы и рисованные истории, библиотека как площадка для реализации молодёжных проектов, хип-хоп как часть молодёжной культуры, молодёжь в литературном процессе, рисунок и текст в восточной культуре, психологические тренинги в библиотеке. Записи всех вебинаров доступны на канале РГБМ в YouTube. Суммарное число просмотров составляет около пяти тысяч. Столь активно проявленный интерес со стороны библиотек говорит о том, что профессиональное библиотечное сообщество испытывает большую потребность в обучении по актуальным вопросам работы библиотек с молодёжной аудиторией. А форма дистанционного обучения с использованием сетевых технологий на сегодняшний день (учитывая сложную экономическую ситуацию) наиболее приемлема.

Дальнейшее развитие вебинариума в 2016 году предполагает знакомство с лучшими библиотечными программами для молодёжи, придуманными и реализованными в других библиотеках страны. Участником проекта может стать любая библиотека — главная региональная, специализированная молодёжная, юношеская, детско-юношеская или публичная библиотека, активно работающая с молодёжью. Библиотечная программа для молодёжи, предлагаемая в качестве темы вебинара, должна быть уже успешно реализована и ориентирована на поддержку позитивных потребностей молодёжи. Это может быть то или иное конкретное мероприятие, публичная акция, деятельность клуба и т. д.

Ограничений в выборе темы и формы нет. От одной библиотеки может быть подано несколько заявок. С условиями участия в проекте можно ознакомиться на сайте РГБМ .

В 2016 году запланировано семь занятий в каждую четвёртую среду месяца в 11 часов утра по московскому времени (актуальный график встреч размещён ).

Первый вебинар, представляющий одну из лучших региональных программ для молодёжи, пройдёт уже 24 февраля.

В прошлом году по инициативе и непосредственном участии РГБМ в издательстве «Профессия» вышла книга – практическое пособие «Лучшие библиотечные программы с низким бюджетом для молодёжи, подростков, детей» (ред.-сост. Дж. Лиллиан; пер. с англ. М.В. Алексеевой; науч. ред. и предисл. И.Б. Михновой), представляющая .

В отечественных библиотеках также реализуются по-своему уникальные программы для молодёжи, учитывающие специфику региона, библиотеки и её пользователей. Потому мы вышли с инициативой проведения Всероссийского конкурса среди публичных библиотек «Лучшая библиотечная программа для молодёжи», результатом которого станет издание аналогичного пособия, основанного на российском опыте. Конкурс стартует в феврале и продлится до мая 2016 года.

Следите за новостями!

Рабочая программа

Предмет: библиотечно-библиографические и информационные знания

Класс 1-10

Всего часов на изучение программы 46

Воронина Н.В.

педагог-библиотекарь

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Программа «Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам» рассчитана на обучение детей с 7-летнего возраста. Она построена с учетом возрастных особенностей учащихся. Предусматривается постепенное накопление и углубление знаний о книге: от первого знакомства с библиотекой – к изучению содержания различных разделов книжного фонда. От выбора книг по иллюстрированному каталогу «Что нам читать?» - к использованию систематического каталога, картотек, рекомендательных пособий; от краткой записи о прочитанной книге – к развернутому отзыву о ней; от знакомства с «энциклопедией для маленьких» - к работе со справочной литературой. Отдельные темы повторяются: знания детей углубляются, и последующие занятия проводятся на более сложном материале.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, для их проведения можно использовать уроки внеклассного чтения, экскурсии, классные часы.

Система библиографических занятий направлена на повышение качества чтения и воспитательного воздействия литературы на детей и подростков, на расширение их кругозора.

Первая часть программы «Путешествие в страну Читалию» разработана как занятия для начальной школы (1 – 4 класс). Учащиеся младшего школьного возраста предпочитают всем видам деятельности игру, с учетом этого все занятия проводятся с использованием игровых технологий. Все занятия построены как путешествия в мир книги, библиотеки, информации. Занятия проводятся 3 раза в год с классом учащихся.

Вторая часть программы для 5 – 8 классов продолжает знакомить учащихся со структурой книги с использованием ИКТ, помогающей при выборе книги, мотивирует подростков быть частыми посетителями библиотеки, испытывать ежедневную потребность обращения к дополнительным источникам информации. Третья часть программы разработана для 9 – 10 классов.

«Основы библиотечно – информационных знаний» для 1 – 11 классов, позволяют моделировать информационную среду для детей и юношества, способствуют социализации личности, удовлетворяя культурные, эстетические и творческие потребности личности.

Цели

Основная цель библиотечных уроков – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

Задачи

1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.
2. Научить учащихся работать с книгой, приобщить их к систематическому пользованию библиотекой.
3. Пропаганда ценности чтения и книги.

Формы контроля:

    тестирование,

    самостоятельное библиографическое разыскание,

    час вопросов и ответов,

    творческие задания.

Форма занятий:

  • практические занятия,

    урок – презентация.

На занятиях с малышами используются игровые и театрализованные ситуации, наглядные и технические средства, групповые и индивидуальные задания, стимулирующие познавательную деятельность. В старших классах предусматривается проведение занятий в форме практических работ, лекций – обзоров, доклад или сообщение, урок – презентация.

Контроль качества образования:

    конкурсы между командами,

    тестирование,

    изготовление книжки-малышки,

    закладки,

    написание отзыва, и т.д.

Семинарские занятия – лучшая форма проверки домашних работ. Библиотечно – библиографические знания и навыки учащиеся могут использовать в приготовлении самостоятельных учебных заданий по различным предметам, в подготовке к олимпиадам, написании рефератов.

В программу входят: беседы о библиотеке, о создании книги; о строении (структуре) книги; о периодических изданиях для детей; о справочном аппарате книги и библиотеки; о художественном оформлении книги; воспитании бережного отношения к книге. Значительное место отведено практическим занятиям.

Примерное тематическое планирование

Тема

Использование ИКТ

Часы

Первое посещение библиотеки. Экскурсия

Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом», с понятием «читатель», «библиотекарь», «абонемент», «читальный зал»

Видео ролик

Правила поведения в библиотеке, умение обращаться с книгой

Бережное отношение к книге, ознакомление с правилами обращения с книгой. Работа с плакатом «Убедительная просьба книги»

Слайд-презентация

Посвящение в читатели. Утренник

Дети становятся новыми читателями школьной библиотеки, получают в подарок буклеты

Знакомство с библиотекой. Экскурсия

Продолжение разговора о библиотеке. Представление любимых книг.

Структура книги. Элементы книги

Внешнее и внутреннее оформление книги. Изучение основных элементов: обложка, корешок, переплет, титульный лист.

Слайд- презентация

Газеты и журналы для детей

Знакомство с понятиями газета, журнал, термины статья, корреспондент, журналист.

«Угадай книгу» викторина

В виде игры

Структура книги.

Иллюстрации в книге

Изучение структурного элемента книги – иллюстрация. Понятия «художник – сказочник», «художник-анималист»

Слайд-презентация

Выбор книг в библиотеке

Открытый доступ к книжному фонду: порядок и расстановка, полочные разделители

Слайд-презентация

Твои первые словари и энциклопедии

Представление о справочной литературе, цели обращения, обучение работе с ними

Справочная литература

Знакомство со справочной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями

Научно-познавательная литература для младших школьников

Знакомство с энциклопедиями «Что такое, Кто такой?» и др.

«Путешествие в мир мультимедиа»

Знакомство с компьютером в библиотеке (урок – экскурсия)

Работа с библиографическими пособиями

Слайд-презентация

Чудо, имя которому - книга

Роль книги в истории человеческой цивилизации. Роль книги в жизни человека. Отличие книги от других источников информации. Рассказы учащихся о своих любимых книгах

История письменности

Древние способы передачи информации: сказители, сигналы, узелковое письмо, письмо в рисунках, письмо знаками. Буквенное письмо, возникновение алфавита. Древнеславянская письменность: история возникновения, её особенности

Слайд-презентация

Древние книги

Глиняные таблички. Книги-свитки из папируса. Восковые таблички. Берестяные грамоты. Книга-кодекс из пергамента. Процесс переписывания древних книг. Содержание древних книг, их историческая и культурная ценность

Русская рукописная книга

Процесс создания русской рукописной книги. Элементы оформления русской рукописной книги. Содержание древних книг. Русская рукописная книга – исторический и художественный памятник

Презентация

На пути к новой книге

Предпосылки возникновения книгопечатания. Потребность в книге. Деревянная печатная форма. История изобретения бумаги

История книгопечатания

Исторический опыт в использовании печатной формы. Изобретение печатного станка Иоганном Гуттенбергом. Первые печатные книги. Изменение внешнего облика книги и её структуры с развитием печатного дела

Русская печатная книга

Первые печатные книги на славянском языке. Причины появления книгопечатания на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Роль первых печатных книг в распространении просвещения на Руси в 16-17 в.

Древние библиотеки

Библиотеки Древнего мира. Библиотека из глиняных табличек царя Ассирии Ашурбанипала. Александрийская библиотека. Европейские библиотеки в Средние века. Монастырские, частные и публичные библиотеки. Библиотеки Древней Руси. Роль библиотек в сохранении культурного наследия

Видеофильм, презентация

Библиотеки города Новая Ладога

История создания первой библиотеки в городе. Отделы библиотеки, правила пользования библиотекой

Структура книги

Справочный аппарат книги. Основные элементы структуры книги. Их функциональное значение. Чтение титульного листа. Подзаголовочные данные. Выходные данные. Справочный аппарат книги, его состав. Алгоритм поиска информации в книге

Презентация

Как работать с книгой

Понятия о целях и способах чтения научно- популярной, справочной, учебной литературы(просмотр, выборочное чтение, сплошное чтение, изучение

Как пользоваться библиотекой

Школьная библиотека. Правила пользования библиотекой. Основные отделы библиотеки. Организация книжного фонда. Книжно – иллюстрированная выставка, её цель.

Справочная литература

Расширение знаний о справочной литературе. Виды справочных изданий по содержанию, структуре, функциональному назначению. Энциклопедии. Справочники. Словари.

Периодические издания для младших подростков

Газеты и журналы как печатные издания, отличия их от книг.

Выбор книг: библиографические указатели

Библиографические указатели и списки литературы для школьников – первые помощники в выборе книг

Тестирование

Проверка на усвоение материала в игровой форме

Справочно – библиографический аппарат библиотеки

Структура, назначение, способы использования в различных поисковых ситуациях. Алгоритм поиска

Слайд - презентация

Книга и ее создатели. Структура книги, использование ее аппарата при чтении

Занятие, углубляющее знание учащихся о справочном аппарате книги, развивающее навыки самостоятельной работы с книгой.

Чтение как удовольствие

Специфика чтения художественной литературы. Медленное чтение, перечитывание текста.

«Мультимедиа ресурсы»

Знакомство с электронными учебниками

Естественнонаучная литература для подростков

Основные виды и типы источников, возможности и особенности использования. Отражение литературы в систематическом каталоге и СКС.

Книги по искусству

Жанровое и тематическое разнообразие книг по искусству: биография, очерк, Монография, мемуары, альбомы

Методы самостоятельной работы с литературой

Обучение методике составления плана книги, тезисов, конспекта, списка

Литература о литературе

Работа с критической литературой. Специфика поиска информации по литературоведению

Рецензия

Рецензия как жанр литературоведения, виды и специфика рецензий.

Информационные ресурсы библиотеки

Периодические издания, энциклопедии, справочники, словари, каталоги и картотеки, рекомендательные списки

Информационно-поисковая система в библиотеке

Каталоги, картотеки, справочники, словари, энциклопедии, рекомендательные списки

Итого 1 – 10 классы

Требования к уровню подготовки учащихся

Программой предусматривается, чтобы к концу обучения каждый школьник:

    испытывал потребность в систематическом чтении; был знаком со структурой книги;

    умел определять примерное содержание книги при беглом ее просмотре;

    умел самостоятельно проводить поиск и выбор литературы, используя книжные выставки, рекомендательные библиографические указатели, каталоги, картотеки, полки открытого доступа; умели составлять список книг для чтения;

    научился использовать в учебных целях критическую, справочную литературу и периодические издания;

    умел применять библиотечно – библиографические знания при изучении дисциплин и в процессе самообразования.

Литература:

1. Библиотечно – библиографические знания школьникам: Практ. пособие / Гос.респ.дет. б-ка РСФСР. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: изд-во «Кн.палата», 1989. – 216с.

2. Бровина М.Б., Воробьева Н.Н. Тематическое планирование работы творческого объединения учащихся «Юный библиотекарь» // Шк. библиотека.-№1/2010. – С.41- 43

3. Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры // Шк. библиотека. – 2002. – № 1. – С. 24-28.

4. Чулкина Г.Д. Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам // Шк. библиотека. – 2001 – № 1. – С. 8 – 13.

5. Крук Н. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности // Шк. библиотека. – 2001. – № 8. – С. 16 - 25.

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...