Услуги школьной библиотеки по новым фгос. Школьная библиотека в условиях введения и реализации фгос тюленева е.в

Современная роль библиотек образовательных учреждений в контексте введения ФГОС второго поколения с пометкой «Материалы для сборника СъездПолякова Т.И., заведующая информационно- библиотечным центром, доцент кафедры социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного Полякова Т.И., заведующая информационно-библиотечным центром, ст. преподаватель кафедры социально-педагогического образования Санкт- Петербургской академии постдипломного педагогического образования, к.п.н.


В выступлении на церемонии открытия Года учителя Президент Дмитрий Медведев подчеркнул, что суть и смысл инициативы «Наша новая школа» – в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны.


Изменения в школах «…Материально-техническая база включает: учебные кабинеты… информационно-библиотечные центры…» «…школа должна стать центром не только обязательного образования, но и самоподготовки учащихся..» руководители ОУ, располагающих локальной сетью, объединяют библиотеки, компьютерные классы и технические службы, стремясь обеспечить интерактивными и высокотехнологичными образовательными услугами участников образовательного процесса Из проекта стандарта образования Из Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Из опыта школ




5 Изменение школьной инфраструктуры ФГОС: Требования к материально-техническому оснащению (библиотека – читальный зал – медиатека – информационно-библиотечный центр) Требования к информационно-образовательной среде Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению


В стандарт заложены требования об обязательном техническом оснащении Информационно-библиотечного центра (в принятом стандарте для начальной школы – библиотеки) в соответствии с поставленными задачами: «обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления…».


В библиотеке (ИБЦ) должен быть скоростной интернет, достаточно рабочих мест (компьютеров) и доступ к интернету по локальной сети (или через wi-fi) для всех пользователей. Работники ИБЦ (библиотекари, специалисты по чтению, IT-технологиям) осуществляют «информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг…», а сами ИБЦ должны быть «укомплектованы печатными и электронными информационно- образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана…».


Фонд школьной библиотеки должен быть укомплектован дополнительной литературой, включая «отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно- техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спору, экологии; правилам безопасного поведения на дорогах, справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся».




1. Интеграция цифровых и печатных средств информации, возможность дополнять собственные фонды ресурсами, создаваемыми участниками педагогического процесса 2. Возможность формирования и развития информационной грамотности и культуры учащихся в тесном сотрудничестве с учителями 1. Цифровое «равенство» как фактор воспитания 2. Роль библиотекаря возрастает до роли педагога информационной культуры 1. Библиотекарь поддерживает и развивает творческие способности школьников с использованием ими новейших технологий, осуществляя поддержку проектной деятельности учителей-предметников, самостоятельные учебные исследования 1. Библиотека и библиотекарь могут играть новую роль в процессе организации всевозможных читательских исследований, консультирования и даже дистанционного обучения учителей и учащихся по вопросам чтения, новых поступлений, формирования информационной культуры – через блоги, вики-среды и возможности социальных сервисов и инструментов Веб 2.0, сотрудничество с детскими и публичными библиотеками, привлечение учителей и родителей к совместным сетевым инициативам Использование ИТ в библиотеке Владение техническим и навыками Восприятие ценности инновации и творчества Интерес к неформальным направлениям в образовании Изменение учебной среды 1. Библиотекарь – ответственное лицо в школе за процессы соединения источников знаний и отношений между участниками педагогического процесса в учебных ситуациях.










Вопросы Что собой сегодня представляет библиотекарь школы? Чем он сегодня должен заниматься? Какие виды социальных инструментов и сервисов для лучшего доступа к информации и образовательным текстам должны выбирать школьные библиотечные медиацентры для работы с учащимися? Чему конкретно необходимо обучать современных библиотекарей и медиаспециалистов школьных библиотек, чтобы помочь учащимся грамотно действовать с информацией 21 века?




Инновационные модели библиотечно- информационного обслуживания ОУ Библиотека-медиатека (библиотечный медиацентр). Информационно-библиотечный центр (ИБЦ, БИЦ). Библиотека – исследовательско-просветительский центр с возможностями медиатеки Медиацентр в районном ресурсном центре по формированию информационной культуры учащихся. Библиотека – педагогическое подразделение школы. Библиотека –– центр взаимодействия семьи и школы. Библиотека –– центр семейного чтения


Проблемы 1.Неразработанность правого поля деятельности библиотек образовательных учреждений, отсутствие необходимых федеральных законов или подзаконных актов, определяющих статус библиотек, и соответственно, круг обязанностей, которые на них можно возлагать в законном порядке. 2.Недостаточное финансирование для обеспечения материально- технической базы развития библиотек образовательных учреждений, и, как следствие, отсутствие стабильных и достаточных средств на формирование основного и учебного фондов.


3. Недостаточное развитие координации и кооперации в работе библиотек ОУ как внутри системы образования, так и на межведомственном уровне. 4. Повышение квалификации специалистов библиотек ОУ не в полной мере соответствует их информационным потребностям, возникшим в ходе модернизации образования. Неорганизована система дистанционного повышения квалификации библиотекарей ОУ. 5. Не все библиотеки имеют доступ к сервисам в Интернет и имеют возможности использования Интернет-классов в ОУ. 6. «Взрослый» возраст специалистов библиотек понижает степень готовности к внедрению новаций. Проблемы






Шаг 1. Анализ профессиональной готовности библиотекарей для работы в условиях ФГОС Шаг 2. Выявление профессиональных затруднений и дефицитов Шаг 3. Оформление схемы повышения квалификации библиотекарей Шаг 4. Формирование стратегического профессионального заказа для ИПК Шаг 5. Использование внутреннего методического резерва Шаг 6. Промежуточный мониторинг результатов методической поддержки Шаг 7. Выявление и тиражирование лучших профессиональных образцов


В чём заключается стратегия ближайших действий? Ориентированных на создание условий: Повышение квалификации библиотечных кадров, соответствующих требованиям времени, стремящихся к инновациям в профессиональной сфере, готовых к непрерывному процессу образования в течение всей жизни. - Формирование фондов качественными источниками информации на разных носителях. - Создание привлекательной, комфортной и дружественной библиотечно-образовательной среды Ориентированных на результат: Ориентация на компетентностный и системно- деятельностный подходы. - Изучение и включение в практику работы библиотеки эффективных техник и технологий. - Работа в школьной команде по внедрению ФГОС. - Сотрудничество с педагогами




Раздел III «Должности педагогических работников» дополнены квалификационной характеристикой должности «Педагог- библиотекарь». Наименование должности «педагог- библиотекарь» применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее по тексту – учреждения).


Новая должность «педагог-библиотекарь» отнесена к категории должностей педагогических работников. Педагогу-библиотекарю помимо работы с библиотечным фондом и информационными ресурсами вменяется в обязанность педагогическая работа, связанная с участием в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также с осуществлением дополнительного образования обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно- информационной деятельности, которая может осуществляться в кружковой, клубной и иных формах работы.


Владимир Путин «Новый статус влечет и новые обязанности. Школьные библиотекари, наравне с учителями, будут проходить аттестации. Они должны владеть современными технологиями, свободно ориентировваться в интернет- ресурсах, включая информационные базы ведущих российских и зарубежных библиотек…»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19»

г. Мичуринска

«Организация работы школьных библиотек в условиях реализации ФГОС»

Выполнила:

Педагог-библиотекарь

Ртищева Е.А.

2013 г.

Новые образовательные стандарты - это не просто смена школьной программы. С введением новых стандартов кардинально меняются принципы и цели образования. Школа резко разворачивается от набора знаний и умений, которые ученик до сих пор должен был демонстрировать на выходе, к тому, что он должен быть психологически готовым всю жизнь учиться и уметь это делать. Успешность современного человека, результаты его учебной деятельности всё в большей степени определяются уровнем его готовности самостоятельно добывать знания. Непрерывное образование и способность к переквалификации становятся частью сохранения социального статуса личности; карьера современного человека во многом зависит от его способности своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.

Современная школьная библиотека - одно из основных условий реализации ФГОСов.

В выступлении по поводу утверждения 4.02.2010 г. национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Д.А.Медведев обрисовал перспективу организации новой школы: «...это должна быть школа с высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интеренетом, обеспечивающим выход в глобальные информационные сети, доступ к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижением науки и искусства; должны быть условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития».

Такая новая школа потребует, безусловно, и новую библиотеку

Одной из главных задач школьной библиотеки является комплектование библиотечных фондов и обеспечение учащихся необходимой литературой. Библиотечный фонд формируется в соответствии с учебным планом и образовательными программами, реализующими образовательным учреждением. Образовательные программы меняются, учебники устаревают, многие учебники и книги приходят в негодность, поэтому в библиотеке требуется постоянное обновление и пополнение как учебной, так и методической литературы. Библиотекари в начале учебного года проводят работу по изучению состава и состояния фонда школьной библиотеки. Ведется работа с перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе и с каталогами издательств. Совместно с учителями-предметниками и с учетом их требований формируется централизованный заказ на учебные издания. Перечень учебной литературы утверждается на педагогическом совете образовательного учреждения. В школьной библиотеке постоянно ведется прием и обработка поступившей учебной, методической и художественной литературы, проводится списание устаревшей по содержанию и ветхой литературы.

Цель деятельности школьной библиотеки - содействие эффективной реализации задач образовательного процесса путем информационно-библиотечного обслуживания учащихся и педагогов.

Школьные библиотекари рассматривают деятельность библиотеки в трех направлениях:

информационно-методическое обеспечение общеобразовательного процесса с учетом тех требований, которые прописаны в стандарте;

развитие информационной грамотности учащихся, в том числе при организации их проектной деятельности;

информационное и методическое обеспечение построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Специалист библиотеки может и должен организовать внеурочную деятельность.

Для этого необходимо создать в школьной библиотеке необходимые условия:

  1. библиотека должна быть информационным центром, с компьютерами и сложными программами;
  2. совместная системная работа учителя и библиотекаря на базе библиотеки.

Школьная библиотека занимает важное место в становлении информационной компетентности учащихся, а также содействует развитию навыков непрерывного образования школьников методом обучения их информационно-поисковой деятельности. Во времена информационных технологий необходима не просто передача библиотечно-библиографических знаний, а формирование информационной компетентности учащихся включающей:

  • навыки использования различных способов информационно-поисковой деятельности (библиотечно-библиографическая компетентность);
  • умения анализировать и оценивать информацию (критическое мышление);
  • перерабатывать и структурировать текст (культура чтения);
  • умения использовать современные информационные технологии.

Место школьной библиотеки обозначено в реализации стандартов второго поколения. В новом стандарте начального общего и основного общего образования представлена роль школьной библиотеки, как учебного, методического и информационного обеспечения реализации основной образовательной программы учреждения.

В соответствии с поставленными новым образовательным стандартом задачами одно из требований к школьной библиотеке – её обязательное техническое оснащение. Библиотека, как информационно-библиотечный центр должна постоянно обеспечивать широкий и устойчивый доступ к любой информации для всех участников образовательного процесса. Представленная школьной библиотекой информация должна быть направлена на реализацию основной образовательной программы, организацию образовательного процесса и достижение планируемых результатов. Это говорит о том, что в библиотеке, как и в учебных кабинетах, должно быть достаточное количество рабочих мест (компьютеров), локальная сеть и доступ к Интернету для всех пользователей. Сотрудники школьных библиотек должны обеспечивать информационную поддержку образовательного процесса и деятельности обучающихся и педагогов в разрезе современных информационных технологий в сфере библиотечных услуг, а сами библиотеки образовательных учреждений должны быть укомплектованы «…печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, иметь фонд дополнительной литературы, который должен включать детскую художественную, научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования».

Необходимо отметить, что в первую очередь школьная библиотека является библиотекой учебной. Не случайно в новом стандарте предписывается обеспечить школьные библиотеки: «учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы».

Таким образом, одним из материально-технических условий, необходимых для освоения и реализации образовательных программ как начального, так и основного общего образования, является наличие библиотеки, укомплектованной традиционными и электронными информационно-образовательными ресурсами и оснащенной современной техникой.

В федеральном государственном стандарте начального общего образования значительное место отведено требованиям к условиям реализации стандарта. Внимание акцентируется на создание комфортной, развивающей образовательной среды учебного заведения. В трактовке стандарта для этого понятия подразумеваются такие качества образования, как открытость, доступность, и привлекательность. В новом стандарте внимание концентрируется на комфортности образования, как для учащихся, так и для всего педагогического коллектива.

Более точно комфортную образовательную среду можно характеризовать как педагогическую действительность, включающую специально организованные условия для благоприятного формирования и развития комфортного и творческого обучения и преподавания. Компонентом педагогически комфортной среды, обеспечивающим результативность и эффективность развития образовательной самореализации учащихся, является создание творческой, доброжелательной атмосферы. К одному из таких компонентов относится создание индивидуальной успешности, содействие самоопределению всех участников образовательного процесса. Именно педагогический коллектив, к которому относятся школьные библиотекари, несет огромную ответственность за комфортную образовательно-воспитательную среду в школе, среду общения педагогов и учащихся, насыщенную, богатую содержанием.

Школьная библиотека является существенной и значимой частью образовательной среды учебного заведения. Вместе с тем она образует свою, особую, библиотечную среду.

Библиотечная среда включает информационную, культурную, эмоционально-психологическую, экологическую и материальную составляющие. Можно сказать, что библиотечной средой является все окружение работника и пользователя в библиотеке.

Главная составляющая библиотечной среды – информационная.

В информационном компоненте библиотечной среды важное место занимает библиотечный фонд, который является основой информационных ресурсов библиотеки и представляет многообразие документов по разным видам носителей информации. Под информационными ресурсами в целом понимается совокупность данных, сосредоточенных и представленных для эффективного и продуктивного получения достоверной информации.

Информационные ресурсы школьной библиотеки следует рассматривать как совокупность документов (на различных носителях), которыми располагает библиотека в данный период времени.

Ведущим условием комфортности информационных ресурсов является комфортное удовлетворение информационных запросов пользователей библиотеки. Библиотечно-информационная среда наиболее комфорта для читателей, когда она позволяет с максимальной полнотой и наименьшими физическими и временными затратами удовлетворять информационные потребности.

Задача школьной библиотеки по обеспечению доступа к информации, знаниям, культурным ценностям, идеям полностью соответствует новому образовательному стандарту.

В настоящее время книга и школьная библиотека становятся все более значимыми. Необходимость библиотеки как лаборатории активного познания через творческое чтение государством понимается и прописана в образовательных стандартах второго поколения. Это осмысление во многом связано с принятыми на государственном уровне документами: «Закон об образовании в Российской Федерации», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), в которых отражена реальность и содержание модернизации системы современного российского образования, намечена тенденция на становление не только образованной, информационно-грамотной личности, но и владеющей основными компетенциями.

Новый статус школьной библиотеки в контексте ФГОС рассматривается с разных точек зрения, определяются ключевые задачи новой школьной библиотеки. Организация работы современной школьной библиотеки представляется в модели, где будет меняться спрос на библиотечные услуги и этот спрос будет направлен на реализацию ФГОС. Главное – научить детей работать с различными источниками информации, правильно подбирать материал, учить их читать и выбирать из разных источников знания необходимые при подготовке к урокам. Добиться, чтобы полезную библиографическую информацию ученики воспринимали с интересом. В условиях перехода на ФГОС библиотеки образовательных учреждений становятся информационно-библиотечными центрами, обеспечивающими информационную поддержку.

Федеральный государственный образовательный стандарт определил цели, поставил задачи, наметил планируемые результаты. Стандарт направлен на формирование общей культуры, гражданское, духовно-нравственное, личностное, социальное и интеллектуальное развитие обучающихся, их самосовершенствование и саморазвитие, позволяющие стать успешными и реализовать творческие способности. Только при условии создания целостной и полноценной системы приобщения к чтению учащихся в школе, одним из основных звеньев которой является школьная библиотека можно сформировать потребность в систематическом чтении. Именно в этом случае можно достичь желаемого результата, когда выпускник начальной и основной школы полюбит чтение, будет осознавать его значимость и необходимость для дальнейшего саморазвития, обучения, будет воспринимать его как источник познавательного, эстетического, нравственного опыта, если к достижению этих целей подключится и школьная библиотека.

Роль школьной библиотеки сегодня очень значима, именно пространство библиотеки помогает школьнику духовно обогатиться. Квалифицированные специалисты школьной библиотеки способствуют осознанию её как центра информации, нравственного развития учащихся, создают представление о ней как о важнейшем звене педагогической системы, способствующем образованию и воспитанию, формирующем информационную компетентность юных граждан, которым предстоит жить в обществе информационных технологий. Именно школьная библиотека и ее квалифицированные кадры – это один из гарантов реализации федеральных государственных стандартов и важный инструмент их внедрения. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами школьные библиотеки участвуют в реализации основной образовательной программы начального общего и основного общего образования. Сегодня, пришло осознание необходимости специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе. На данном этапе библиотеки образовательных учреждений реализуют урочную, внеурочную деятельность и дополнительное образование обучающихся. Таким образом, они выполняют поставленные задачи ФГОС. Осуществить поставленные федеральным государственным образовательным стандартом цели и задачи возможно только при продвижении и поддержке чтения, книги, что на сегодняшний день является приоритетным, актуальным и исторически главным направлением работы школьной библиотеки.

Новый стандарт образования позволяет внедрить библиотечные программы и проекты в образовательный процесс, ведь одной из его задач является обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников, единства учебной и внеурочной деятельности.

Школьная библиотека играет важную и значимую роль в воспитательном процессе, в поощрении стремления детей к овладению знаниями. Наиболее ценной стороной школьной библиотеки является привитие навыков чтения, любви к чтению и книге. Библиотека оказывает помощь детям, родителям, рекомендует литературу, подбирает и предлагает те или иные пособия, книги, журналы. Через книгу, чтение достигаются личностные результаты образования, которые должны отражать, согласно стандарту, «…Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций».





Федеральной закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной думой РФ 21 декабря 2012 года 1. В организациях, осуществляющих образовательную, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данным, информационным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам, библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая ученики и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). Статья 18


2007 год 30 мая - на заседании Совета при Президенте РФ по культуре и искусству Президент РФ В.В. Путин подчеркнул, что школьные библиотеки должны быть оснащены передовыми информационными системами, едиными программными продуктами, программным обеспечением год - разработана Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года


Из выступления президента Д.А.Медведева по поводу утверждения г. национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: «...это должна быть школа с высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, обеспечивающим выход в глобальные информационные сети, доступ к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижением науки и искусства; должны быть условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития»









Ключевые установки концепции новых образовательных стандартов в деятельности школьных библиотек Информационно-методическое обеспечение общеобразовательного процесса. Развитие информационной грамотности учащихся, в том числе при организации их проектной деятельности. Информационное и методическое обеспечение построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.


Основные документы Фундаментальное ядро содержания общего образования Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Проект) Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Примерные программы по учебным предметам. Основная школа.




Кадровое обеспечение Укомплектованность библиотечными кадрами Уровень квалификации (соответствие квалификационным характеристикам по должности) Непрерывность профессионального развития Уровень профессионализма, качественные результаты работы Инновационность деятельности


Материально-техническое обеспечение Соответствие помещения библиотеки санитарно-гигиеническим нормам. Комфортность библиотечной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам. Достаточность площади и освещенности. Размещение рабочих мест и зон. Наличие современной библиотечной техники и мебели. Наличие читального зала. Число читательских мест. Наличие медиатеки.


Материально-техническое обеспечение Условия для работы с информацией (устройства для создания, записи и обработки информации; получение и тиражирование информации различными способами, в том числе и в сети Интернет; возможность для размещения своих материалов и работ в информационной среде ОУ). для проведения массовых библиотечных мероприятий. Обеспечение библиотеки расходными материалами и канцелярскими принадлежностями, носителями цифровой информации.


Информационно-образовательное обеспечение Технологические средства: АРМ библиотекарей персональные компьютеры для пользователей базы данных коммуникационные каналы программные продукты Возможность осуществления деятельности в электронной (цифровой) форме: планирование и анализ деятельности


Информационно-образовательное обеспечение размещение и сохранность информационных ресурсов организация электронного каталога и работа с ним; фиксация хода библиотечного процесса взаимодействие между участниками ОП, в том числе дистанционное контроль доступа участников ОП к информационным ресурсам в сети Интернет)


Информационно-методическое обеспечение обеспеченность УМК на разных носителях укомплектованность учебно- методической и программно- методической литературой ЭОР, в том числе размещенными в федеральных и региональных базах детской художественной и научно- популярной литературой, справочно-библиографическими и периодическими изданиями).




Ориентированных на создание условий: Повышение квалификации библиотечных кадров, соответствующих требованиям времени, стремящихся к инновациям в профессиональной сфере, готовых к непрерывному процессу образования в течение всей жизни. Формирование фондов качественными источниками информации на разных носителях. Создание привлекательной, комфортной и дружественной библиотечно-образовательной среды Ориентированных на результат: Ориентация на компетентностный и системно-деятельностный подходы. Изучение и включение в практику работы библиотеки эффективных техник и технологий. Работа в школьной команде по внедрению ФГОС. Сотрудничество с педагогами


Задачи Освоение новых информационных технологий Направления: библиотечное - НИТ внедряются в технологические библиотечно - информационные процессы (автоматизация библиотеки) образовательное - НИТ внедряются в основную деятельность школы, в т. ч. и на школьную библиотеку Формирование у школьников информационной грамотности предоставлении педагогам и школьникам доступа к высококачественным лицензированным базам данных организатор и помощник в проектной деятельности, нацеленной на выработку у учеников умения вести поисковую и практико-исследовательскую деятельность


Положительные моменты в деятельности школьных библиотекарей: освоение и внедрение компьютерных технологий в информационно-библиотечное обслуживание; использование разнообразных инновационных форм работы, оказывающих эффективное влияние на процесс обучения и воспитания; разработка нормативно-правового обеспечения деятельности библиотеки; создание модели школьной библиотеки в соответствии с концепцией развития школы; разработка концепции, программы развития библиотеки; эстетичность и наглядность библиотеки; оригинальное оформление книжных выставок; системность работы по формированию и использованию информационных ресурсов: гибкость, мобильность, способность меняться, адаптируя свою работу к запросам образовательного учреждения: использование виртуальных форм создания привлекательного образа библиотеки: создание оригинальных программ по развитию интереса к чтению.




Школьники о библиотеке будущего «…Библиотека будущего – это много компьютеров и места, чтобы ими пользоваться; разные зоны для тихих и шумных мероприятий; здесь можно встречаться с друзьями, читать журналы, делать домашнюю работу; здесь можно учиться и просто находиться, здесь есть место для того, чтобы думать и отдыхать; персонал – профессиональные сотрудники, приятные, дружелюбные и уравновешенные люди; помещения - уютные, открытые, хорошо освещенные и красочные; библиотека – это искусство, культура и книги, это – территория детства…»

30 сен 2013

Информационно-образовательная среда детских библиотек: создание и развитие

Информационно - образовательная среда детских библиотек: создание и развитие. Так назывался семинар - совещание детских библиотекарей города, который проводился на базе городской детской
библиотеки им. А.Гайдара 25 сентября.
На семинаре было уделено внимание работе детских библиотек в предоставлении необходимой информации учителю и ученику, новым образовательным стандартам. Создание информационно-образовательной среды в библиотеке для детей обеспечивает гармонизацию информационного влияния, которое ребенок получает в различных информационных средах, тем самым юным пользователям предоставляется возможность состояться в качестве личности информационно грамотной, свободно реализующей себя в будущем. Информационная среда, окружающая ребенка действует в библиотеке в качестве системы. Гармоничное сочетание в библиотеке разнообразных источников информации и оптимально организованная система поиска информации развивает культурные и образовательные потребности ребенка. Информационное, образовательное пространство библиотеки строится в соответствии с личностными особенностями ребёнка, даёт возможность ребенку активно взаимодействовать с внешней информационной средой и формирует у него социально значимые личностные качества. Создаваемая информационно-образовательная среда должна быть потенциально активной, соответствовать целям, задачам, содержанию, принципам и методам современного образования. На семинаре обсуждались вопросы, связанные с оказанием новых библиотечных услуг, перспективами развития детских библиотек в новом учебном году.

Зав. ГДБ им. А.Гайдара Терешина Л.Н. рассказала детским библиотекарям о работе секции «Детям о детях» Х Межрегионального фестиваля по продвижению книги и чтения «Осень в Михайловском», о современных творческих находках в популяризации чтения, о тенденциях в детском чтении.

Методист ГДБ им. А.Гайдара Колдунова Т.И. представила календарь важнейших дат на
календарный год, предложила методические материалы, в т.ч. на электронных носителях информации. Сделала обзор библиотечной периодики, в т.ч. нового журнала «Игровая библиотека» со сценариями мероприятий, открытых уроков и праздников, викторин и конкурсов.

Библиограф Белоусова Г.В. познакомила библиотекарей с рекомендательными списками ГДБ им. А.Гайдара для семейного чтения «Читаем вместе», «Современные детские писатели» ; показала новую рекламную продукцию библиотеки Гайдара (книжные закладки: «С книгой - в библиотеку!», «Правила обращения с книгой», «Правила пользования библиотекой», памятку для родителей «10 советов как привить ребёнку любовь к книге»).

Министерство образования и науки Росийской Федерации (Минобрнауки России)

ПРИКАЗ

Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров

В соответствии с пунктом 5 плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2016 г. № 423-р, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития школьных информационно­библиотечных центров (далее - Концепция).

2. Департаменту государственной политики в сфере общего образования (Зыряновой А.В.) разработать план мероприятий по реализации Концепции и представить его на утверждение руководству Министерства до 30 сентября 2016 года.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Первый заместитель Министра

Н.В. Третьяк

Приложение

УТВЕРЖДЕНА

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

КОНЦЕПЦИЯ

развития школьных информационно-библиотечных центров

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития информационно­библиотечных центров в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (далее - образовательные организации, школьные библиотеки), в Российской Федерации.

Масштаб и глубина необходимых преобразований школьных библиотек обусловлены вызовами системе образования, связанными с переходом к постиндустриальному информационному обществу, возрастанием роли информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности, усилением влияния профессионального сообщества и общественных организаций на требования к современной системе образования.

На заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в декабре 2015 года Президентом Российской Федерации были обозначены целевые ориентиры развития общего образования страны, в том числе создание новой инфраструктуры образовательных организаций, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания, обновление учебного оборудования, школьных библиотек и иных средств, необходимых для внедрения в образовательные организации эффективных образовательных технологий и педагогических методик.

I. Значение школьных библиотек в современном мире

В современном мире школьные библиотеки становятся инфраструктурной основой образовательной деятельности, обеспечивающей необходимые условия для осуществления обучения, ориентированного на самоопределение и комплексное системное удовлетворение образовательных потребностей каждого обучающегося с учетом его психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Современная школьная библиотека представляет собой информационное пространство, в котором обеспечен равноправный и открытый доступ к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным и цифровым коллекциям.

Образовательная практика ведущих стран мира показывает, что школьная библиотека в настоящее время должна взять на себя не только образовательную, но и воспитательную (в том числе гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание), информационно-методическую, культурно-просветительскую, профориентационную, обеспечивающую и досуговую функции.

Школьная библиотека - это социальное пространство, открытое для культурной, профессиональной и образовательной деятельности всех участников образовательных отношений, место коллективного мышления и творчества; ключевой элемент инфраструктуры чтения, центр грамотности по формированию читательских навыков.

В передовых образовательных организациях школьная библиотека становится естественным местом обмена актуальными педагогическими методиками, пространством развития педагогических работников. Сообществом педагогических работников на базе школьных библиотек создается авторский информационно- образовательный контент различных типов: электронные информационные и электронные образовательные ресурсы, дистанционные открытые курсы, интерактивные образовательные модули и другие.

Важной тенденцией в развитии образования становится предоставление со стороны школьных библиотек инфраструктуры для электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Эта тенденция, соответствуя принципам непрерывности в образовании, предполагает гибкое обучение в информационной образовательной среде, включающей в себя электронные информационные ресурсы, совокупность информационных технологий, а также общественное пространство для коллективной работы, позволяющее взаимодействовать всем участникам образовательных отношений.

В Российской Федерации, как и во всем мире, школьные библиотеки образовательных организаций становятся значимым фактором развития человеческого капитала, возрастает их влияние в образовательной деятельности и в общественной жизни.

II. Проблемы развития школьных библиотек

Общее образование в Российской Федерации претерпевает масштабную реструктуризацию. За последние годы в ряде регионов страны сократилось количество образовательных организаций, в том числе в связи с их укрупнением, возросла численность обучающихся. По данным Федеральной службы государственной статистики, в образовательных организациях функционируют 45 729 школьных библиотек, общий фонд которых составляет более 616 млн. экземпляров книг, включая учебники и учебные пособия.

Ключевыми препятствиями к развитию школьных библиотек в настоящее время являются: несогласованность действий участников отношений в сфере образования, несовершенство нормативной правовой базы, проблемы кадрового обеспечения, слабая материально-техническая база, старение библиотечного фонда, недостаточность информационно-ресурсного и программного обеспечения, слабое взаимодействие с бизнес-сообществом, основанное на принципах государственно­частного партнерства.

Существующая нормативная правовая база, регулирующая деятельность школьных библиотек, не соответствует вызовам времени.

Требуют актуализации федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее - ФГОС) в части установления требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ, в том числе кадровым, финансовым и материально-техническим условиям в части школьных библиотек.

Система методического сопровождения педагогов-библиотекарей, успешно работавшая на всех уровнях в советские годы, требует модернизации. Отсутствует централизованная методическая поддержка школьных библиотек на федеральном уровне и в большинстве случаев на региональном и муниципальном уровнях.

Сетевое взаимодействие школьных библиотек не носит системный характер. Создаются различные механизмы научно-методической поддержки школьных библиотек. Только в отдельных регионах созданы ассоциации школьных библиотек и (или) центры их методической поддержки.

Требуют урегулирования ряд кадровых вопросов. В номенклатуру должностей педагогических работников введена должность «педагог-библиотекарь». Вместе с тем, по результатам опросов, проведенных Русской школьной библиотечной ассоциацией, только в каждой шестой образовательной организации страны такая должность введена в штатное расписание.

В соответствии с требованиями ФГОС расширился перечень предоставляемых школьными библиотеками услуг, что приводит к необходимости привлечения работников с различными компетенциями.

Организация дополнительного профессионального образования педагогов- библиотекарей требует дальнейшего развития. Отмечается потребность в электронных курсах с применением дистанционных образовательных технологий, раскрывающих вопросы эффективного участия школьных библиотек в деятельности образовательной организации.

В части материально-технического и информационно-ресурсного обеспечения наблюдается несоответствие технического оснащения школьных библиотек возрастающим требованиям современной образовательной деятельности, что выражается в нехватке площадей, современной мебели для школьных библиотек, мультимедийной и компьютерной техники.

Несмотря на то, что к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») подключено 99,9 % образовательных организаций, отмечается ограниченность доступа к электронным (цифровым) библиотекам, обеспечивающим доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам (только 52 % образовательных организаций имеют электронную (цифровую) библиотеку). Широко востребована организация доступа к полнотекстовым молодежным и педагогическим электронным библиотекам.

Нуждаются в обновлении фонды классической литературы, произведений современных авторов, детской литературы, а также произведений гражданско- патриотической направленности, используемые при освоении основных общеобразовательных программах.

Фонды школьных библиотек укомплектованы словарными изданиями ненадлежащего качества. Нуждаются в совершенствовании порядок и механизмы профессионального отбора словарей разных типов современного русского языка, государственных языков республик Российской Федерации для использования их в образовательной деятельности.

В части программного обеспечения отмечается нехватка централизованной поддержки процесса каталогизации и обеспечения доступа к информационным ресурсам. Требуют развития и повсеместного внедрения технологии электронного обучения, информационно-коммуникационных технологий и обмена опытом участников профессионального сообщества, сервисы проведения вебинаров, средства поддержки и мониторинга хода реализации образовательной деятельности.

Школьные библиотеки пока не стали активными субъектами формируемой в стране инфраструктуры чтения и не в полной мере выполняют свою функцию по воспитанию квалифицированного читателя.

В целом в Российской Федерации наблюдается накопленное структурное отставание от стран, использующих современные модели школьного обучения.

III. Цели и задачи Концепции

Цель настоящей Концепции - создание условий для формирования современной школьной библиотеки как ключевого инструмента новой инфраструктуры образовательной организации, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания.

Задачами развития школьных библиотек в Российской Федерации являются:

совершенствование нормативно-правового, научно-методического, кадрового, материально-технического, информационно-ресурсного и программного обеспечения школьных библиотек;

организация методического сопровождения деятельности школьных библиотек;

расширение функций школьных библиотек для комплексной поддержки образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

создание условий для дополнительного профессионального образования педагогов-библиотекарей.

IV. Основные направления реализации Концепции

В рамках совершенствования нормативной правовой базы должна быть обеспечена актуализация ФГОС в части установления требований к условиям реализации основных общеобразовательных программ, в том числе кадровым, финансовым и материально-техническим условиям школьных библиотек.

На федеральном уровне необходимо определить организацию, на которую будут возложены функции федерального информационно-методического центра (координация деятельности региональных информационно-методических и ресурсных центров, мониторинг и распространение лучших практик, каталогизация ресурсных фондов, организация взаимодействия с федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями и их объединениями, а также государственными организациями и общественными объединениями).

Во второй половине XX века функции федерального информационно­методического центра выполнял ныне действующий как структурное подразделение федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия образования» информационный центр «Библиотека имени К.Д. Ушинского» (далее - информационный центр).

Функции современного федерального информационно-методического центра также целесообразно возложить на указанный информационный центр.

Для эффективного развития школьных библиотек необходимо их объединение в сеть национального масштаба с поддержкой со стороны федерального информационно-методического центра.

В целях развития кадрового обеспечения на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих программы дополнительного профессионального образования, необходимо:

создать инфраструктуру для дополнительного профессионального образования педагогических работников, участвующих в библиотечной деятельности, актуализировать систему подготовки педагогических и руководящих работников образовательных организаций, в том числе педагогов дополнительного образования, служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

разработать профессиональный стандарт «Педагог-библиотекарь».

В рамках материально-технического обеспечения в каждой школьной библиотеке необходимо:

создавать целевые высококачественные разноформатные фонды (печатные, мультимедийные, цифровые), которые способствуют реализации основных и дополнительных образовательных программ, в том числе выполнению индивидуальных проектов, а также всестороннему развитию обучающихся в целом;

предусматривать пространственно-обособленные зоны различных типов: зону для получения информационных ресурсов во временное пользование, зону для самостоятельной работы с ресурсами на различных типах носителей, зону для коллективной работы с гибкой организацией пространства, презентационную зону для организации выставок и экспозиций, рекреационную зону для разнообразного досуга и проведения мероприятий;

создать условия для организации широкого спектра средств организации творческой и игровой деятельности;

обеспечить свободный доступ для участников образовательных отношений к электронным информационным и электронным образовательным ресурсам с учетом необходимости защиты авторских и смежных прав.

В рамках развития информационно-ресурсного обеспечения необходимо:

пополнение фондов как печатными, так и электронными изданиями;

обеспечить централизованную каталогизацию фондов печатных изданий, электронных информационных и электронных образовательных ресурсов, а также оборудования;

проработать механизмы привлечения к разработке, актуализации и экспертизе нового контента школьных библиотек участников отношений в сфере образования;

разработать механизмы, обеспечивающие самоуправляемый процесс создания, обновления и фильтрации контента.

Для обеспечения полноты реализуемых школьными библиотеками функций должна быть организована их горизонтальная кооперация, которая предполагает взаимную поддержку участников образовательных отношений информационно- образовательным контентом и материально-техническими ресурсами.

Перспективной формой информационно-ресурсного обеспечения сети школьных библиотек является кооперация с библиотеками системы Министерства культуры Российской Федерации, что позволит создать единую систему обслуживания всех категорий населения с работой по общему плану, организовать принятие совместных решений по вопросам информатизации и совершенствования услуг обслуживания населения.

В части развития программного обеспечения школьных библиотек необходимо:

обеспечить доступ к современным программным средствам работы с информацией, в том числе основанным на облачных технологиях;

создать единую технологическую платформу, объединяющую педагогических работников школьных библиотек, реализующую функции профессиональной социальной сети, реализации программ повышения квалификации (в том числе сетевой университет), аттестации педагогов-библиотекарей, возможность участвовать в разного рода голосованиях (онлайн-демократия), обеспечивающую доступ к научно-методическим наработкам, поиск по банку педагогических инноваций, публикацию методических наработок, доступ к электронным версиям научно-методических печатных изданий и новостям образования.

На базе школьных библиотек должны получить широкое распространение электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, поддержанные авторским информационно-образовательным контентом.

Для поддержки процессов библиотечного обслуживания должно быть создано облачное программное обеспечение, включающее централизованный электронный каталог и автоматизированную информационно-библиотечную систему с возможностью планирования, комплектования, резервирования ресурсов и отслеживания их возврата.

Для реализации межпредметной деятельности должна быть создана система смарт-обучения, предоставляющая поддержку распределенной совместной работы, подготовки облачных электронных изданий, проектно-исследовательской деятельности.

В целях развития инфраструктуры чтения и поддержки сетевого обмена ресурсами необходимо разработать систему ресурсного обеспечения, поддерживающую резервирование ресурсов, поиск по внешним системам электронной дистрибуции, печать по требованию, мониторинг востребованности информационных ресурсов, интеграцию с внешними фондами информационных ресурсов ограниченного доступа.

Реализация перечисленных средств поддержки деятельности образовательной организации позволит школьным библиотекам обеспечить реализацию ФГОС и организовать продуктивное сотрудничество между педагогическими и руководящими работниками в рамках образовательной организации.

V. Реализация Концепции

Реализация настоящей Концепции обеспечит создание условий для развития образовательных организаций, в том числе школьных библиотек, что улучшит качество преподавания и изучения всех учебных предметов.

В результате реализации Концепции будет создано единое современное информационно-образовательное пространство, обеспечивающее необходимые условия и инфраструктуру для систематического обновления содержания общего образования и комплексной поддержки образовательной деятельности.

Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов, внебюджетных источников.

Последние материалы раздела:

Презентация на тему
Презентация на тему "квадратный корень из произведения" Разложение на простые множители

Ученики всегда спрашивают: «Почему нельзя пользоваться калькулятором на экзамене по математике? Как извлечь корень квадратный из числа без...

Буденный Семён Михайлович (), советский военачальник, маршал Советского Союза (1935 г
Буденный Семён Михайлович (), советский военачальник, маршал Советского Союза (1935 г

история создания песни "Марш Буденного", презентация,фонограмма и текст песни. Скачать:Предварительный просмотр:Конкурс «Военная песня» «Марш...

Бактерии- древние организмы
Бактерии- древние организмы

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...