Анализ стихотворения русь есенина. Размер и рифмовка

В настоящее время, отброшенные врабоподобную, пиратско-авантюрную эпоху капитализма, мы не

имеем времени, да и возможности искать объективные источники истории нашей земли Русской. Кроме того, появилось множество Иуд, ради 30 сребренников искажающих и обгаживающих историю своей Отчизны…Данное произведение – редкаявозможность ознакомиться снастоящей, 1,5 тысячелетнейисторией Руси всего на 12 страницах…

А вот отзывы на это произведение: «Браво!!! История России прошла передо мной в

Стихи.ру)

«В знак уважения снимаю перед Вами шляпу! Немногие ныне так хорошо знают историю своей страны, а теперь еще стало моднымпереписывать ее и искажать в угоду времени.

Спасибо за Ваш талант, грандиозный труд и любовь к Родине» (Ю.И.Антонов)

РУСЬ


Писанье Пименовых строк -
Кому по силам это бремя?
Пунктиром размечаю время,
Как недоученный урок…

Ххх
Летописаний горек вкус –
Пожары… разоренье… муки,
Но ты росла, Святая Русь,
К кресту протягивая руки…

Мечом от степи боронясь,
Ты высекала искры крицей
И собирал Великий Князь
Все земли мощною десницей…

Араб и Англии посол
Склонялись пред Софии сводом
И ведом был Великий Стол
Всем племенам и всем народам…

Так что ж ослабла вдруг рука,
Кто дружбы разорвал объятья?
Иссякла благости река,
Когда врагами стали братья…

Что Киев? Плесневелый кус -
Повсюду вотчины… Престолы…
Междоусобиц тяжкий груз…
Потом? Потом пришли монголы…

Метель стальная Русь смела…
Пожаров… рабства горький запах…
Восток - ордынская стрела,
А ей навстречу - крест и Запад…

У Папы - светлое лицо,
Его не омрачают тени -
Мечей стальных замкнуть кольцо
И Русь поставить на колени…

Не станет!Рубит Русь сплеча!
Гремит набатом медным било
И Александров взмах меча
Рассек "свиньи железной" рыло!

Звенит бубенчик под дугой,
Налиты земли вешней силой,
Но есть Орды аркан тугой
И в ожиданьи Русь застыла…

Ххх
Кто раздробил ордынский щит,
Кто ига разорвал оковы?
Вновь Русь историю творит -
С подвория бояр Кучковых…

Творенья дорог каждый миг -
Руси Залесской запах свежий
И Долгорукий князь воздвиг
Москвы бревенчатые вежи!…

Текли немирные года –
Мятеж Твери… посадник псковский,
Литвин истаял навсегда
И стал Великим князь московский!

В кольчугу влиты рамена,
Окрепла ратная десница
И, как в былые времена,
Взмахнула Русь булатной крицей!

След затянулся старых ран,
Вновь силушка по жилам бродит,
А от Мамая - лишь курган
И память черная в народе…

Славян ЕДИН могучий ствол!
Мы помним все, Сварожьи внуки
И Киева Великий Стол
Москве протягивает руки!

Мы вновь историю творим -
Веков рассеялись потемки...
Воздвигли Рюрика потомки
Могучий, грозный третий Рим!

Ххх
А дале? Чей в веках змеится след? -
Боярской жажды власти неуемной
И вот - живой пример вершины бед-
В темнице ослеплен Василий Темный…

И вновь грызня за власть и за почет,
За знак гордыни местничества ржавый...
Доколе ж нам вести кровавый счет
Страданиям измученной державы?

Ххх
Орел раскинул крылья, сень даря
От Византии принятого сана…
Над Русью встала мрачно тень царя –
Великого и Грозного Ивана!

Звенит в Казани русских сабель сталь -
Опричнины кровавое скольженье,
Зато Сибирь! Необозрима даль,
Что принята Иваном во служенье!

Ххх
И вновь весы качнули чашу вниз –
Покоя нет ни дня и ни минуты…
На русский трон уселся царь Борис
И близится пора Великой Смуты...

Ххх
И вновь слезы соленый вкус -
Вновь захлестнуло мутной пеной -
Накрыла тень Святую Русь!
Та тень - царевич убиенный…

Друг друга рвет зубами знать,
Чтоб насладиться власти мигом
И польская стальная рать
Сажает на престол Расстригу…

Лях на Москве! И встал народ,
Чтоб защитить страну и душу!!!

Ххх
Эх, Русь!Сокровищ полный ларь -
Землей от века слава льется!
Лишь был бы люд – найдется царь…
(Ведь был бы хлев - свинья найдется)

Ххх
Но что хранить о прошлом грусть?
Пусть будущность полна туманов,
Но все же русский трон не пуст -
На троне русский царь! – Романов…

Дожди пожаров смыли гарь,
Минувших лет отмыли тину
И Алексей, Тишайший царь,
Взял под опеку Украину…

Что прозвище? Лишь звук пустой -
За ним стрельцов и рати сила…
Боярский царь, а люд – простой
И вновь народ готовит вилы…

Доколе ж иго нам терпеть?...
Уж нахлебались вдоволь грязи
И вот, неся дворянам смерть,
Явился с Дона Стенька Разин!

Ххх
Гробит душу и тело
Власти затхлая ржа!
Но в ночи оголтелой
Луч пробился, дрожа…

Клич, пропитанный болью,
Прогремел, в день маня…
"Я пришел дать вам волю! -
Не предайте меня!"

Только глупость и серость
Посильнее, чем честь...
Есть ли жадности мера,
Мера подлости есть?

И разинуты пасти,
Изрыгая слова…
И на плаху всевластья
Покатилась глава…

Но мечту не расколет
Черной силы беда!
«Я пришел дать вам волю
И теперь – навсегда!»
……………………………………………………..
ххх
Да, это будет – «Навсегда!»,
Но сколько лет пройдет дотоле…
А ныне – голод… кнут… беда
И лишь мечты о вольной воле…

Мечту в народе не стереть -
К свободе, к счастью бьются тропы,
Ну, а пока гуляет плеть
По спинам смерда и холопа…

И вновь грызня и смута… Страх!
И укороту нет боярству,
И вновь раздоры в теремах,
Но новый царь взошел на царство…

Царь Петр! И слава, и хула
Пролиты на твою могилу…
Блестящий ум… стальной кулак
И Русь воспряла с прежней силой…

Гудит Урал, внушая страх
И шведу платит Петр сторицей…
И вот на крови и костях
Воздвиг он новую столицу…

Он знал, как пахнет тяжкий труд,
Он прорубил окно в Европу,
Но вновь под плетью стонет люд
И не смолкает грозный ропот…

Ххх
Народ как прежде, нищ и гол,
Зато двору - признанье света…
А на престоле - слабый пол:
И Анна,и Елизавета…

Незыблем Северный Престол -
Соседей не грозят набеги...
Но оскудевший царский ствол
Пустил германские побеги…

Жила от трона вдалеке,
Не ведая грядущей нови...
Была ли в маленькой Фике
Хоть капелька российской крови?

А впрочем, в крови ли дела?
Ведь Русь, как море многолика…
По праву названа была
Екатериной и Великой…

И вновь клубится пушек дым –
Кулак российский бьет с размаха!
И турок оставляет Крым,
И Фридрих Прусский бел от страха…

А что народ? Как было встарь,
Так кто-то верует и ныне:
"Придет народный добрый царь,
И силы тьмы навеки сгинут..."

Гремят роскошные балы
И в бриллиантах ходит панство,
Но пугачевские стволы
Уже нацелены в дворянство…

Опять гремит Урал седой -
Казачья шашка иго мелет,
Но горе ходит за бедой –
Свой дом дороже общей цели…

И тщетны думы и слова –
У каждого - своя забота
И вновь на плахе голова,
И снова виселиц без счета…

А где-то там клубится тень,
Огнем кроить готовясь карты...
Париж… У древних Лувра стен
Гранит штыкиБуонапарте!

Европа - под трехцветный стяг! -
Проникнись пороха угаром
И вновь Россию топчет враг -
Москва опалена пожаром...

Душа захватчика поет –
Весь мир под сапогом француза!
Но рать сермяжная встает
И вождь ее не царь – Кутузов!

Войны тяготы нелегки,
Но мощи русской труд - основа...
В Париже - русские полки,
А враг России сгинул снова!

Текут лета из года в год,
России раны время лечит,
Но стонет под ярмом народ
И кнут сечет нещадно плечи…

И крепче каменной стены,
Вдохновлены идеей чистой
России лучшие сыны --
Подняли знамя декабристы!

И снова пушки…Снова сталь
И власть тела на площадь грудит…
И снова весь народ не встал:
Приедет барин - он рассудит!

И снова мрак и тяжкий труд -
Текут немыслимые годы...
Но в глубине сибирских руд
Пылает искорка свободы…

У власти - силы есть права
И нежится в побед угаре...
Но мысль проснулась… Мысль жива,
А Герцен в колокол ударил!

Терпенью люда есть предел -
Власть по себе не правит тризны…
Плеханов… Черный Передел...
И где-то близко – Маркса призрак!

Идея зрела много лет,
Как под снегами зреют воды…
Не бомба и не пистолет –
Лишь сам народ найдет свободу!

"Не царьи не дворянский род,
Не благодушные до лени -
«У власти должен быть народ!»-
Так говорил товарищ Ленин…

Молитвы вознесем к Отцу,
Но царь сурово хмурит брови …
Гапон ведет народ к дворцу
И площадь, мокрая от крови...

И вновь война - пал Порт-Артур…
Цусима… А когда ж расплата? –
Покров Манчжурских сопок бур
От крови русского солдата…

И снова горе над страной,
А царь глаза стыдливо прячет...
И вновь немецкий клин стальной,
Но не с мечом - свинцом горячим!

Как много партий… блоков… клик…
Как Дума делает погоду,
Но рвет свиной немецкий клык
Грудь обнаженную народа!

И смел царизм девятый вал -
Народ свободы ветер ловит
И что ж? Керенский правит бал -
«В бой до последней капли крови!»

Чьей крови? Он лишь адвокат,
Ему лишь френч парадный впору…
Есть кровь народа и солдат -
И грянул грозно залп "Авроры"!

Пал Зимний! Пал исконный враг!
Народ - хозяин над судьбою!
Но Белый Фронт чеканит шаг
И сабель блеск… И грохот боя…

Деникин… Врангель...Смёл их в прах
Крестьянский серп… Рабочий молот...
И вновь неумолимый враг -
Разруха… нищета и голод…

Но ходит плут и борона…
Гудок завода песне вторит…
И поднимается страна
Назло заморской злобной своре!

И вдруг, в январский злой мороз
До черноты сгустились тени...
Течет поток народных слез -
Погасло Солнце - умер Ленин!!!

Я оды не берусь слагать –
Давно прошла на это мода…
Но он народу был слуга
И вечен в памяти народа!

Кто подхватил упавший стяг,
Кто вел народ тропою узкой?
Нет, не пришелец… Не варяг –
Грузин! Но, несомненно, русский…

Да, были голод… недород…
Да, был он выкован из стали…
Тридцать седьмой пылает год,
Но разве только это - Сталин?

А новостроек частый лес?
А гул заводов, шепот пашни?
А Комсомольск, а ДнепроГЭС?
И вот он, Сорок Первый страшный!

Дни созиданья так малы,
А зверь готов… А зверь не дремлет…
Чумы коричневой валы
Готовы затопить всю Землю…

И вновь пожаров горький вкус
(Зато полны сокровищ банки!)
"Хайль", а на пряжках – «Гот митт унс!»
И свастикой гордятся танки…

И крематорный смрад печей –
Сгорают люди, как поленья!
И лай воинственных речей,
И вот - Европа на коленях…

А Саласпилса легкий прах?
Подумайте! Ведь это - дети!!!
И снова слезы… Горе… Страх…
И подвиг: «Мы за мир в ответе!»

И знамя, красное от ран,
И танк, увязший в злой пехоте,
ИТалалихинский таран,
И грудь Матросова на дзоте...

Кто может перечислить всех?
Рука болит… Язык немеет...
Могилы... Сколько скорбных вех,
Но над Рейхстагом знамя реет!

Сломал хребет врагу Союз,
Но сколько крови в этой рати...
Вот украинец... белорус,
Что под звездой лежат, как братья…

Вот русский… вот грузин… казах...
Лежат в земле полки и роты!
Врагу внушает братство страх -
И вот могил святых без счета...

А те, пришедшие с полей,
Что им пришлось войне оставить..

За павших — полную налей!
Но жизнь течет - что тризну править?

Плоды нелегкого труда
И созидания порыва…
И снова встали города,
И колосок лелеет нива…

Земля оправилась от ран…
Истрепан лет военных китель
И вдруг, внезапно - пал тиран!
Тиран? А, может быть, строитель?!

Хрущев… Поток словесных пуль
В "Культ личности" прицельно метит…
Но кто же создал этот культ? –

Хрущев на это не ответит…

Гагарин в космосе - налей! -
Не выпить за успех огромный?
Царица желтая полей,
А хлеб горчичный… горький… темный...

Влияний чуждых пышный куст
И коммунизмов личных соты,
И шамканье державных уст -
Ну не страна, а анекдоты…

Затем - мельканье дат и лиц,
Поблекший стяг победы алый...
Пропустим несколько страниц
И вот уж близок час финала…

Банальных фраз трескучий звон
И заграницы запах стойкий,
И лезет Горбачев на "трон"...
И плюрализм… И перестройки…

И захлестнул зловонный вал
Народов пламенную друзу…
Чьим повеленьем он взорвал
Опору братства и Союза?

Кому-то это ко двору –
Народа горести и беды...

Тащи кусок в свою нору,
Оскалив зубы на соседа...

Раздоров ныне старый вкус –
Манят удельные престолы…
Но помни - меч поднимет прусс,
А, может, вновь придут монголы…

О, как им лакомы куски
Руси Великой… Малой… Белой...
Но сколько Невских и Донских
Хранят Российские пределы?

Так предками заведено:
Коль враг надел военный ранец,
Для всех найдем Бородино!
Будь швед… Поляк… Американец...

Ххх
Летописаний тяжек груз –
Мне не по силам это бремя...
Но верю я! Настанет время
И встанет гордо наш Союз!

Ххх
Надеюсь, мирным будет век…
Но коль настанет время рати,
Плечом к плечу восстанут братья
И канет в Лету враг навек!!!
Март 2006г.

© Copyright: Борис Львович Фроенченко , 2012
Свидетельство о публикации №112012510461


Сергей Александрович Есенин – великий поэт прошлого столетия. В его арсенале имеется большое количество стихотворений, имеющих различную направленность. Одни творения посвящаются природе, другие – чувствам. Имеются произведения и с широким охватом. Ярким примером такого творчества является стихотворение «Русь», которое иногда называют поэмой.

Написано данное произведение в 1914 году. Согласно словам самого автора, стихотворение действительно представляет собой маленькую поэму. Это обусловлено тем, что в сюжете отслеживается широкий спектр материала из жизни самого писателя.

Произведение построено в своеобразном стиле. Оно состоит из пяти отдельных частей, каждая из которых имеет различный объем. Лексика стихотворения, как и сам характер сюжета, очень разнообразна и замешана на народном творчестве. Это был традиционный вид подачи информации и молодой автор часто использовал его в своих произведениях.

Стихотворение «Русь»

Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.

Воют в сумерки долгие, зимние,
Волки грозные с тощих полей.
По дворам в погорающем инее
Над застрехами храп лошадей.

Как совиные глазки, за ветками
Смотрят в шали пурги огоньки.
И стоят за дубровными сетками,
Словно нечисть лесная, пеньки.

Запугала нас сила нечистая,
Что ни прорубь - везде колдуны.
В злую заморозь в сумерки мглистые
На березках висят галуны.

Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что - разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая

Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.

Загорятся, как черна смородина,
Угли-очи в подковах бровей.
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей.

Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.

Грянул гром, чашка неба расколота,
Тучи рваные кутают лес.
На подвесках из легкого золота
Закачались лампадки небес.

Повестили под окнами сотские
Ополченцам идти на войну.
Загыгыкали бабы слободские,
Плач прорезал кругом тишину.

Собиралися мирные пахари
Без печали, без жалоб и слез,
Клали в сумочки пышки на сахаре
И пихали на кряжистый воз.

По селу до высокой околицы
Провожал их огулом народ...
Вот где, Русь, твои добрые молодцы,
Вся опора в годину невзгод.

Затомилась деревня невесточкой -
Как-то милые в дальнем краю?
Отчего не уведомят весточкой, -
Не погибли ли в жарком бою?

В роще чудились запахи ладана,
В ветре бластились стуки костей.
И пришли к ним нежданно-негаданно
С дальней волости груды вестей.

Сберегли по ним пахари памятку,
С потом вывели всем по письму.
Подхватили тут родные грамотку,
За ветловую сели тесьму.

Собралися над четницей Лушею
Допытаться любимых речей.
И на корточках плакали, слушая,
На успехи родных силачей.

Ах, поля мои, борозды милые,
Хороши вы в печали своей!
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.

Припаду к лапоточкам берестяным,
Мир вам, грабли, коса и соха!
Я гадаю по взорам невестиным
На войне о судьбе жениха.

Помирился я с мыслями слабыми,
Хоть бы стать мне кустом у воды.
Я хочу верить в лучшее с бабами,
Тепля свечку вечерней звезды.

Разгадал я их думы несметные,
Не спугнет их ни гром и ни тьма.
За сохою под песни заветные
Не причудится смерть и тюрьма.

Они верили в эти каракули,
Выводимые с тяжким трудом,
И от счастья и радости плакали,
Как в засуху над первым дождем.

А за думой разлуки с родимыми
В мягких травах, под бусами рос,
Им мерещился в далях за дымами
Над лугами веселый покос.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.

Анализ стихотворения «Русь»


Называя свое творение поэмой, автор проявляет своеобразную символичность и определенным образом подчеркивает значимость художественных основ, используемых в контексте произведения, где вся лирика основана на художественности образов.

Используя строки «Ой ты, Русь, моя родная», «Ой ты, Русь моя, милая родина», «Но люблю тебя, родина кроткая», применяя повторение, автор показывает читателю, что его жизненный путь тесно связан с родиной, с отчизной. Он её очень сильно любит и ценит. Автор навеки кровно предан родине и останется верен ей навечно.

Следует отметить, что в поэме от начала до самого конца отлеживается очень индивидуальное мироощущение, присущее только Сергею Есенину. Поэт старается максимально достоверно донести до читателя все проблемы, которые имеются на русской земле в период когда писался стих, а именно в 1914 году.

Стихотворение представляет читателю сюжет, в котором раскрывается поэтичная картина зимней природы, раскрывается вся ее красота. Автор не показывает данную пору как безмятежно спящую натуру. Природа в произведении – это постоянно движущаяся снежная колыбель деревенской Руси.

Особенности первой части поэмы

Первая часть поэмы практически полностью пронизана постоянным ожиданием тревожного события. Эти особенности весьма часто подчеркивались в фольклоре и разнообразной литературе того времени. Сергей Есенин представил читателю природу, которая всеми силами пытается предупредить людей о надвигающейся на Русь опасности. Здесь воют волки, озлоблено дует ветер, повсюду кажется нечисть лесная. А совиные глаза и вовсе можно рассматривать, как предвестники смерти.


Издревле на территории Руси считалось, что все беды и напасти случаются благодаря проделкам нечистой силы. Именно эти формы и используются в произведении, к примеру, пеньки сравниваются с нечистью, а в прорубях скрываются колдуны. Своеобразные дубовые сетки являются символом невзгоды и различных препятствий на жизненном пути. Автор отмечает, что военные действия никогда не были по нраву русскому народу, люди всегда были миролюбивы и никогда не желали с кем-либо ссориться.

Особенности второй части поэмы

Вторая глава произведения раскрывает перед читателем всю прелесть картины, связанной с весенними луговыми работами. Сюжет от зимнего периода года плавно переходит к весеннему пейзажу – это формирует логичное повествование. Так как именно весна идет после зимы, согласно природному календарю.

Именно эти строки показывают весь глубинный характер русского народа, совмещенный с обычными трудовыми будними днями. Сергей Есенин, как большинство классиков начала ХХ века, старается максимально четко передать эти особенности, чтобы читатель смог по-настоящему понять исконно русскую душу.

В строках описана и богатырская удаль молодых людей, и способность достойно веселиться в минуты отдыха, и врожденная сердечность. Автор показывает, что настоящая русская душа тепло относится ко всему, а деревенские парни и девушки гармонично сливаются с природой.

В строках используется выразительное сравнение, яркие и четкие метафоры, которые запоминаются после первого же прочтения. К примеру, угли-очи или подкованные брови. Именно здесь прослеживается мастерство автора – он сумел максимально лаконично передать читателю задор, который есть как в жизни русского народа, так и в его творчестве.

Особенности третьей части поэмы

Третья часть стихотворения отличается резкой сменой настроения. Это становится понятно после прочтения ударно-четкой и лаконичной строки – небесная чаша расколота.

На Русь приходит беда, и природа будто раскалывается и начинает волноваться. Автор показывает это и в обеспокоенных воронах, и в резких ветровых порывах, и в раскатах грома. Все эти явления Есенин использует при создании рифм. Время, используемое в стихотворение, как будто получает ускорение и в сюжете начинает отслеживаться динамичность.

Поэт показывает читателю, что привычной счастливой жизни, которая была ранее, у народа уже нет и не будет. Защитники родины начинают готовиться к войне, как и ранее, их отцы и деды. Они идут защищать свою отчизну. Несмотря на весь драматизм, автор старается преподнести эту информацию максимально миролюбиво, указывая на доброжелательность характера русского человека.

Для ополченцев, как и требуют традиции, собирают последние радости жизни, которые имеются в остатке после мирной и счастливой жизни. Женщины плачут, провожая своих мужей, они прекрасно понимают, что многие из них просто-напросто обратно не вернутся.

В сюжете прослеживается грустное настроение, которое совмещается с величественной гордостью, переполняющей поэта за свой народ и его готовность в любой момент стать на защиту своей родины. Это одна из самых главных особенностей, которая присуща именно русскому народу.

Есенин показывает людей без ложного патриотизма. Никто не кричит об амбициях, не рассуждает о мощи государства. Люди просто воспринимают действительность такой, какая она есть на самом деле. Автор не рассуждает о возможном исходе событий. Главный акцент Есенин делает лишь на русский народ, от которого зависит судьба все страны.

Автор отмечает, что помочь простому мужику в бою может только вера, незаменимая во время горьких испытаниях. Это отслеживается во множестве используемых метафор, к примеру, запах ладана в роще, свечка вечерней звезды.

Особенности четвертой части поэмы

Главная мысль, которую желает передать автор в данной главе - это тяжесть скорби природы о погибших защитниках. Он уделяет внимание и тому моменту, что некоторые все-таки живы и время от времени отправляют весточки домой родным.

Письма, пришедшие с войны, люди читают вместе. В этом отслеживается сплоченность народа при наступлении беды. Именно война способна личное горе или радость сделать общими. Ведь все они живут надеждой, надеждой на скорую победу и возвращение домой родных и близких людей. Главная цель данного повествования – это единение, которое в православной религии именуется как соборность.

Особенности пятой части поэмы


Данная глава произведения рассказывает о любви к родной природе – полям, лесам, лугам. Автор уделяет внимание тому, что при отсутствии мужиков, все работы на поле выполняют бабы. Строки заполнены воспоминаниями о прошлом, о весенних покосах, о крестьянском труде, который не предвещал беды.

В Руси было поверье, что если девушка сильно ждет своего суженого, он обязательно к ней вернется. Именно верность невесты оберегает воинов в их нелегком пути. Сергей Есенин смог максимально четко использовать данную примету в своей поэме.

Пятая глава усилена патриотическими мотивами, которые здесь становятся доминирующими. Финальные строки стихотворения разворачиваются весьма медленно. Наполняясь все новыми и новыми переливами, словно красивый цветок переливается под солнечными лучами, наполняясь жизненной энергией от русской земли.

«Русь» - большой пятичастное стихотворение Сергея Есенина, написанное в 1914 году, иногда называют небольшой поэмой.

Произведение имеет рамочную композицию. «Сюжетные» третья и четвертая части обрамляются вступлением и заключением. Хронотоп сюжета – явно не современная поэту действительность, а, возможно, допетровский или даже более ранний период. Атмосфера времени и пространства создаётся поэтом с помощью лексических средств, прежде всего – диалектизмов и архаизмов. Сюжетная линия проста: из некоего селения женщины провожают отцов, мужей и сыновей на войну, с трепетом ожидают от них вестей и, наконец, получают от них письма и радуются их успехам.

Обрамляющие части содержат определенные отсылки к сюжету (особенно заключительная пятая), но в целом представляют собой довольно пространные рассуждения о природе и родине, которыми делится с читателями поэт через своего лирического героя.

По-есенински живо и неповторимо красочно обрисованы как в центральной, так и обрамляющей части стихотворения человеческие образы и картины природы. Для их создания поэт пользуется метафорами, сравнениями, олицетворениями. Громко звучит голос поэта, «последнего певца деревни», искренне влюбленного в Русь и восхищенного ей.

Написано стихотворение трехстопным анапестом, узнаваемым есенинским размером. Несмотря на большой объем произведения, и, по большей части, точные богатые рифмы, ощущения монотонности не возникает благодаря чередованию дактилической и мужской клаузул.

Анализ поэмы Есенина «Русь»

Наиболее значительным произведением стала маленькая поэма «Русь» (1914), в которой Сергей Есенин создает обобщенный образ родной земли, задумывается о ее судьбе, рассказывает о страданиях и надеждах своего народа и пытается ответить на вопрос, за что же он любит свою родину.

Произведение состоит из пяти частей-главок, которые раскрывают тему с самых разных точек зрения. В первой части автор изображает деревенскую Русь, запуганную дремучими лесами и волчьим воем, нечистой силой и колдунами. Тщательно и предельно лаконично рисует поэт картину нищей и печальной деревни:


Волки грозные с тощих полей,
По дворам в погорающем инее
Над застрехами храп лошадей.

Зимний пейзаж как бы впитал в себя драматизм происходящих событий. С зимой и зимней пургой в народе обычно связывали предсказания смерти, недаром у Есенина «заморозь злая». То же самое сулят сумерки. Это слово поэт повторяет дважды в двенадцати строках первой главки: «сумерки долгие, зимние» и «сумерки мглистые».

Картина Руси настолько грустна, тосклива и пугающая, что, кажется, и любить-то ее не за что. Однако вторая главка является признанием в любви к родине и начинается с противительного союза «но»:


Весела твоя радость короткая

В третьей главе - опять резкий контрастный переход. Образ Руси исторически конкретизируется и рисуется символическая картина наступившей войны:

Понакаркали черные вороны

Машет саваном пена с озер.
Тучи рваные кутают лес.
Закачались лампадки небес.

В четвертой главке говорится о страданиях родной деревни в ожидании вестей с поля боя. Она начинается с тревожных вопросов о судьбе солдат:

Затомилась деревня невесточкой –
Как-то милые в дальнем краю?
Отчего не уведомят весточкой, –
Не погибли ли в жарком бою?

В четвертой и последней строфе этой главки появляется единственная героиня, которую автор называет по имени. Это четница Луша, к которой приходят «допытаться любимых речей». Четница читает письма, «груды вестей», пришедшие с фронта. Она говорит об «успехах родных силачей» и олицетворяет собою сквозной лейтмотив поэмы, связанный с желанием разгадать, за что поэт любит свою родину и что ждет ее в будущем, а также с невозможностью постигнуть до конца ее тайну.

Последняя глава - это вдохновенная песнь милым полям, хилым хижинам «с поджиданьем седых матерей», думам деревенских баб, которых не спугнет «ни гром и ни тьма». Здесь выражено острое чувство единства с природой родного края («хоть бы стать мне кустом у воды»), его народом («разгадал я их думы несметные») и великая сыновья любовь к родине, которой поэт желает мирной и счастливой жизни:


Я гадаю по взорам невестиным
На войне о судьбе жениха.

Последняя строфа поэмы, образующая почти полное строфическое кольцо с первой строфой второй главки, завершает основной лейтмотив этого произведения и по сути отвечает на риторический вопрос, которым начинается нежное и проникновенное признание поэта в своей единственной любви:


Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая

Поэту бесконечно дороги все приметы его родной земли, но больше всего - ее великий народ, который без жалоб и слез переносит все большие беды и страдания и живет верой в ее лучшее будущее.

Анализ стихотворенияе Есенина «Русь»

Произведение «Русь», жанр которого сам автор обозначил как маленькую поэму, что свидетельствует о широком охвате жизненного материала, написано в 1914 году и разделено на пять различных по объему частей. Как в лексике произведения, так и в самом характере сюжета воплотилась мощная опора на традиции устного народного творчества, широко представленные в есенинской лирике в целом.

Символично, что автор называет довольно небольшое стихотворение поэмой, что лишний раз подчеркивает художественную значимость данного произведения в контексте всей лирики поэта. Повторяющиеся в тексте обращения «Ой ты, Русь, моя родина кроткая», «Ой ты, Русь моя, милая родина», «Но люблю тебя, родина кроткая» свидетельствуют о том, что автор не отделяет свою судьбу от судьбы отчизны, он связан с ней кровно и нерасторжимо.

Поэму от начала до конца пронизывает народное мироощущение. С. Есенин стремился рассказать в ней о проблемах русской земли, обрушившихся на страну в 1914 году.

Произведение открывается поэтичной картиной родной зимней природы. Однако это вовсе не безмятежно спящая в снежной колыбели деревенская Русь. Вся первая часть произведения пронизана зловещим ожиданием тревожных событий. Как это часто подчеркивается в фольклоре и древнерусской литературе, природа пытается предупредить человека о грозящей опасности: воют волки, в «шали пурги» огоньками мерещатся «совиные глазки» (известно, что сова в фольклоре является предвестником смерти).

На Руси издревле все беды и напасти связывались с проделками нечистой силы: пеньки в поэме – «словно нечисть лесная», в проруби скрываются колдуны. Дубовые сетки символизируют невзгоды и препятствия. Как бесовское наваждение приходит на Русь чуждая миролюбивому характеру русского народа, искусственно навязанная России извне война.

Во второй главке произведения рисуется праздничная картина весенних луговых работ. После зимнего пейзажа она логично продолжает повествование, поскольку согласно природному календарю весна как раз и сменяет зиму. Именно здесь, на фоне трудовых будничных дел, со всей глубиной раскрывается тот самый загадочный русский характер, постичь и передать который стремились все без исключения классики отечественной литературы. Богатырская удаль в труде, умение от души веселиться в минуты отдыха, прирожденная эмоциональная сердечность и теплота сочетаются в образах деревенских парней и девушек с природной красотой:

Выйдут девки плясать у костра.

Угли-очи в подковах бровей.

При помощи выразительного сравнения («как черна смородина») и ярких, запоминающихся метафор («угли-очи», «подковы бровей») С. Есенин мастерски и лаконично сумел передать в этих задушевных строках озорной задор русской народной песни.

Настроение третьей части вновь резко меняется. Его ударно воплощает лаконичная, но емкая метафора: «чашка неба расколота». Перед лицом зловещей беды, пришедшей на русскую землю, словно всколыхнулась вся природа: «понакаркали черные вороны» (по народной примете, вороны предвещают ненастье), «крутой вихорь», «грянул гром». И вновь в сознании читателя возникает ассоциация с древнерусской литературой, со «Словом о полку Игореве». Художественное время словно ускоряется, сюжет произведения становится более динамичным.

С. Есенин показывает, что раскололась, как эта чашка неба, вся привычная для народа жизнь. Безропотно, но с тяжелым чувством на сердце собираются защитники родной земли на войну, как шли умирать за бескрайние просторы в годину лихих испытаний их отцы, деды и прадеды. В этом суровом повествовании поэт стремился передать миролюбивый характер русского народа.

Мужики – крестьяне по духу. Они мужественно принимают вызов врага, но вся их душа скорбит о разлуке с родимой стороной. Ополченцев провожает народ до околицы, как принято по традиции. В дорогу им собирают последние радости, оставшиеся от сладкой мирной жизни – пышки на сахаре. Бабы плачут, понимая, что не все добрые молодцы вернутся домой. Кому-то из них суждено будет сложить голову в бою. В данном фрагменте произведения грустное настроение сочетается с величественной гордостью автора за свой народ и его свободолюбивый нрав и готовность в любой момент встать на защиту родной земли. Это еще одна из черт русского национального характера.

Вся опора в годину невзгод,

Вот так без ложного патриотизма, кричащего об имперских амбициях и незыблемой мощи Российского государства, твердящего о предстоящих успехах России в войне, пишет С. Есенин о своем восприятии этих событий, показывая, что основные тяготы войны ложатся на плечи простых тружеников.

В изобразительно-выразительных средствах третьей главы нашли отражение характерные для ранней лирики С. Есенина религиозные мотивы:

На подвесках из легкого золота

Закачались лампадки небес.

Однако они используются не только в эстетических целях, но и свидетельствуют об усилении тяги народа к религии в минуты горьких испытаний. Эта тема продолжается в последующих строфах на уровне отдельных образов и метафор: «в роще чудились запахи ладана», «тепля свечку вечерней звезды».

В четвертой главке С. Есенин пишет, как горестно о погибших воинах скорбит сама мать-природа:

А от живых героев приходят резкие, но долгожданные весточки из дальних краев. Люди собираются и читают их все вместе. Они настолько сплотились перед лицом беды, что личное горе или радость каждого стали общими. Все живут лишь одной надеждой на скорую победу, на возвращение своих близких с войны. Главным мотивом этой главы становится мотив единения. В православной религии его называют соборностью.

В пятой главе произведения С. Есенин признается в любви к родным полям. В отсутствии мужиков их распахивают бабы. Они вспоминают тот веселый весенний покос, когда ничто еще не предвещало беды. И в нелегком крестьянском труде им помогают все те же песни.

Припаду к лапоточкам берестяным,

Мир вам, грабли, коса и соха!

Я гадаю по взорам невестиным

На войне о судьбе жениха.

В старину на Руси было такое поверье: если девушка преданно ждет своего суженого с войны, то он обязательно вернется. Верность невесты является своеобразным оберегом от невзгод и хранит друга в бою. С. Есенин удачно использовал эту народную примету в поэме.

В пятой главе патриотические мотивы усиливаются, становятся доминирующими. В финале произведения поэт восклицает:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Пройдет еще сто или двести лет, а поклонники русского поэтического искусства вновь и вновь будут восхищаться гармоничной звукописью, музыкальностью каждой есенинской фразы. В этой кажущейся простоте воплощено столько силы и поэтического таланта, что кажется и нельзя сказать по-другому.

Каждая есенинская финальная строка разворачивается медленно, постепенно наполняясь новыми звуковыми переливами, словно прекрасный цветок полевой России переливается при свете солнечного луча, наливаясь жизненной силой земли русской.

В творчестве гениального рязанского поэта С. Есенина много патриотических произведений. Большая их часть посвящена деревенской жизни. Есенинская любовь к родине – чувство неброское, глубинное, гармоничное. В поэме «Русь» автор часто пишет о том, что хотел бы слиться с родимой природой, он готов «стать… кустом у воды». Всем содержанием произведения поэт, бесспорно, доказывает, что это не только красивые слова, но и вся жизненная суть его личности.

Есенин Русь анализ

Сергей Есенин – великий поэт прошлого столетия. В его арсенале имеется большое количество стихотворений, имеющих различную направленность. Одни творения посвящаются природе, другие – чувствам. Имеются произведения и с широким обхватом. Ярким представителем является поэма «Русь».

Написано данное произведение в 1914 году. Согласно словам самого автора, данное стихотворение представляет собой маленькую поэму. Это обусловлено тем, что в сюжете отслеживается широкий обхват материала из жизни великого писателя.

Произведение построено своеобразным стилем. Оно состоит из пяти отдельных частей, каждая из которых имеет различный объем. Лексика стихотворения, как и сам характер присутствующего сюжета, имеют мощную опору на разнообразные традиции в устном народном творчестве, распространенном на территории России в то время. На основе данных особенностей и построены практически все стихотворения, созданные руками Сергея Есенина.

Стихотворение «Русь»

Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно, на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса.

Воют в сумерки долгие, зимние,
Волки грозные с тощих полей.
По дворам в погорающем инее
Над застрехами храп лошадей.

Как совиные глазки, за ветками
Смотрят в шали пурги огоньки.
И стоят за дубровными сетками,
Словно нечисть лесная, пеньки.

Запугала нас сила нечистая,
Что ни прорубь - везде колдуны.
В злую заморозь в сумерки мглистые
На березках висят галуны.

Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что - разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.

Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров.

Загорятся, как черна смородина,
Угли-очи в подковах бровей.
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей.

Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет саваном пена с озер.

Грянул гром, чашка неба расколота,
Тучи рваные кутают лес.
На подвесках из легкого золота
Закачались лампадки небес.

Повестили под окнами сотские
Ополченцам идти на войну.
Загыгыкали бабы слободские,
Плач прорезал кругом тишину.

Собиралися мирные пахари
Без печали, без жалоб и слез,
Клали в сумочки пышки на сахаре
И пихали на кряжистый воз.

По селу до высокой околицы
Провожал их огулом народ.
Вот где, Русь, твои добрые молодцы,
Вся опора в годину невзгод.

Затомилась деревня невесточкой -
Как-то милые в дальнем краю?
Отчего не уведомят весточкой, -
Не погибли ли в жарком бою?

В роще чудились запахи ладана,
В ветре бластились стуки костей.
И пришли к ним нежданно-негаданно
С дальней волости груды вестей.

Сберегли по ним пахари памятку,
С потом вывели всем по письму.
Подхватили тут родные грамотку,
За ветловую сели тесьму.

Собралися над четницей Лушею
Допытаться любимых речей.
И на корточках плакали, слушая,
На успехи родных силачей.

Ах, поля мои, борозды милые,
Хороши вы в печали своей!
Я люблю эти хижины хилые
С поджиданьем седых матерей.

Припаду к лапоточкам берестяным,
Мир вам, грабли, коса и соха!
Я гадаю по взорам невестиным
На войне о судьбе жениха.

Помирился я с мыслями слабыми,
Хоть бы стать мне кустом у воды.
Я хочу верить в лучшее с бабами,
Тепля свечку вечерней звезды.

Разгадал я их думы несметные,
Не спугнет их ни гром и ни тьма.
За сохою под песни заветные
Не причудится смерть и тюрьма.

Они верили в эти каракули,
Выводимые с тяжким трудом,
И от счастья и радости плакали,
Как в засуху над первым дождем.

А за думой разлуки с родимыми
В мягких травах, под бусами рос,
Им мерещился в далях за дымами
Над лугами веселый покос.

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.

Анализ стихотворения «Русь»

Называя свое творением поэмой, автор проявляет своеобразную символичность и определенным образом подчеркивает значимость художественных основ, используемых в контексте произведения. Вся лирика поэта основана на художественности образов, используемых в том или ином тексте.

Используя строки «Ой ты, Русь, моя родная», «Ой ты, Русь моя, милая родина», «Но люблю тебя, родина кроткая», и применяя постоянное их повторение, автор показывает читателю, что его жизненный путь напрямую связан с родиной, с отчизной. Он ее очень сильно любит, как бы она бы не проявила свое отношение к нему. Автор навеки кровно и нерасторжимо связан с родиной и останется ей верен навечно.

Следует отметить, что в поэме от начала до самого конца отлеживается изысканное и индивидуальное мироощущение. Сергей Есенин старается максимально достоверно донести до читателя все проблемы, которые имеются на русской земле в период формирования стихотворения, а именно, в 1914 году.

Стихотворение представляет читателю сюжет, в котором раскрывается поэтичная картина зимней природы, раскрывается вся ее красота. Автор не показывает данную пору как безмятежно спящую натуру. Природа в произведении – это постоянно движущаяся снежная колыбель деревенской Руси.

Особенности первой части поэмы

Первая часть поэмы практически полностью пронизана постоянным ожиданием тревожного события. Эти особенности весьма часто подчеркивались в фольклоре и разнообразной литературе того времени. Сергей Есенин представил читателю природу такой, которая всеми силами пытается предупредить людей о надвигающейся на Русь опасности. Здесь и постоянно воют волки, и озлобленно дует ветер, и описываются совиные глаза. Последнее описание всегда использовалось в качестве предвестника смерти в произведениях того времени.

Издревле на территории Руси считалось, что все беды и напастья случаются благодаря проделкам нечистой силы. Именно эти формы и используются в произведении, к примеру, пеньки сравниваются с нечистью, а в прорубях скрываются колдуны. Своеобразные дубовые сетки являются символом невзгоды и различных препятствий на жизненном пути. Автор отмечает, что военные действия никогда не были по нраву русскому народы, люди всегда были миролюбивы и никогда не желали с кем-либо ссориться.

Особенности второй части поэмы

Вторая глава произведения раскрывает перед читателем всю прелесть картины, связанной с весенними луговыми работами. Сюжет от зимнего периода года плавно переходит к весеннему пейзажу – это формирует логичное повествование. Так как именно весна идет после зимы, согласно природному календарю.

Именно эти строки показывают весь глубинный характер русского народа, совмещенный с обычными трудовыми будними днями. Сергей Есенин, как т большинство классиков того времени, старается максимально четко передать эти особенности, чтобы читатель смог по-настоящему понять исконно русскую душу.

В строках описана и богатырская удаль молодых людей, и способность достойно веселиться в минуты отдыха, и врожденная сердечность пониманием. Автор показывает, что настоящая русская душа тепло относится ко всему, а деревенские парни и девушки гармонично сливаются с природой.

В строках используется выразительное сравнение, яркие и четкие метафоры, которые запоминаются после первого же прочтения. К примеру, угли-очи или подкованные брови. Именно здесь прослеживается мастерство автора – он сумел максимально лаконично передать читателю задор. Который есть как в жизни русского народа, так и в его песнях.

Особенности третьей части поэмы

Третья часть стихотворения отличается резкой сменой настроения. Это сразу же становится понятно после прочтения ударно-четкой и лаконичной строки – небесная чаша расколота.

На Русь приходит беда, и природа будто раскалывается и начинает волноваться. Это отслеживается в обеспокоенных воронах, в резких ветровых порывах, а также в громе. Все эти явления использует Есенин при создании рифм. Время, используемое в стихотворение, как будто получает ускорение и в сюжете начинает отслеживаться динамичность.

Автор показывает читателю, что привычной счастливой жизни, которая была ранее, у народа уже нет и не будет. Защитники родины начинают готовиться к войне, как и ранее, их отцы и деды. Они идут защищать свою отчизну. Несмотря на весь драматизм, автор старается преподнести эту информацию максимально миролюбиво, указывая на доброжелательность характера русского человека.

Для ополченцев, как и требуют традиции, собирают последние радости жизни, которые имеются в остатке после мирной и счастливой жизни. Женщины плачут, провожая своих мужей, они прекрасно понимают, что многие из них просто-напросто не вернуться обратно.

В сюжете прослеживается грустное настроение, которое совмещается с величественной гордостью, переполняющей поэта за свой народ и его готовность в любой момент стать на защиту родины. Это одна из самых главных черт, которая присуща именно русскому народу.

Есенин передает строки и мысли без ложного патриотизма, который может только кричать об амбициях и мощи государства. Он не рассказывает о предстоящих успехах и возможном исходе событий. Главный акцент Есенин делает лишь на русский народ, от простых выходцев из которого зависит судьба все страны.

Автор отмечает, что помочь простому мужику в бою может только вера и религия, которые незаменимы во время горьких испытаниях. Это отслеживается во множестве используемых метафор, к примеру, запах ладана в роще, свечка вечерней звезды и многое другое.

Особенности четвертой части поэмы

Письма, пришедшие с войны, люди читают вместе. В этом отслеживается сплоченность народа при наступлении беды. Именно война способна личное горе или радость сделать общими. Ведь все они живут надеждой, надеждой на скорую победу и возвращение домой родных и близких людей. Главная цель данного повествования – это единение, которое в православной религии именуется как соборность.

Особенности пятой части поэмы

Данная глава произведения рассказывает о любви к родной природе – полям, лесам, лугам. Автор уделяет внимание тому, что при отсутствии мужиков, все работы на поле выполняют бабы. Строки заполнены воспоминаниями о прошлом, о весенних покосах, о крестьянском труде, который не предвещал беды.

В Руси было поверье, что если девушка сильно ждет своего суженого, он обязательно к ней вернется. Именно верность невесты оберегает воинов в их нелегком пути. Сергей Есенин смог максимально четко использовать данную примету в своей поэме.

Пятая глава усилена патриотическими мотивами, которые здесь становятся доминирующими. Финальные строки стихотворения разворачиваются весьма медленно. Наполняясь все новыми и новыми переливами, словно красивый цветок переливается под солнечными лучами, наполняясь жизненной энергией от русской земли.

Слушать стихотворение Есенина Русь

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Русь

Поэма «Русь» была написана в 1914 г., когда Есенин жил в Москве. Работая в типографии, он познакомился с членами Суриковского кружка, объединявшего поэтов, музыкантов из народа. На их собрании была публично прочитана «Русь» в начале 1915 г. С точки зрения одного из членов кружка, С. Фомина, этим стихотворением Есенин приобрёл себе известность и имя. Произведение восхитило многих, Клюев назвал его «прекрасной белой Русью».

Поэма была напечатана в мае 1915 г. в «Новом журнале для всех», а в июле-августе 2017 г. в журнале «Северные записки».

В поэме отражено отношение Есенина к началу войны.

Литературное направление и жанр

Поэма тяготеет по тематике и образным средствам к так называемой новокрестьянской поэзии, которая, впрочем, полноценным направлением не стала. Современники называли произведение большим стихотворением, с современной точки зрения это поэма, имеющая лиро-эпическую природу. Современная классификация жанров относит произведение к малой поэме. Малая поэма, имея выраженный эпический сюжет, характеризуется небольшим для поэмы размером. При этом она не имеет примет баллады (героических и фантастических элементов).

Тема, основная мысль и композиция

Поэма состоит из 5 частей. Первая часть – пейзажная зарисовка деревни вьюжной зимней ночью. В этой же части появляется мотив опасности и наваждения: волки, нечисть, колдуны. Русь представляется страшным, дремучим в прямом и переносном смысле местом.

Вторая часть – признание лирического героя родине в любви. То, за что герой любит Русь, связано с весенне-летним циклом крестьянских работ и перемежающихся с ними развлечений.

Третья, центральная часть начинает эпический сюжет, связанный с пейзажными зарисовками первой и второй строф. В ней описан уход деревенских ополченцев на войну.

Четвёртая строфа сообщает о приходе весточек с войны и о том, как их читали и слушали в деревне. Единство и родственность всех жителей деревни, с точки зрения лирического героя, характерно для русского человека. Одна деревня и поведение её жителей олицетворяет всю Русь.

В последней строфе содержится лирическое размышление героя о том, что именно он любит в своей родине. Это характеристика сильных и слабых сторон любимой родины.

Тема поэмы отражена в названии - родная земля.

Основная мысль состоит в ответе на вопрос, за что лирический герой любит родину. Оказывается, любят не за что-то и не вопреки чему-то (например, дремучести и забитости). Лирический герой просто перечисляет те общечеловеческие или, наоборот, немудрящие ценности, которые дороги его сердцу. Прежде всего, это природа и народ, единения с ними желает поэт.

Тропы и образы

Есенин использует привычную для себя образную систему. Описывая зимнюю деревню в первой части, поэт создаёт образ утонувшего, гиблого места. Метафора «потонула деревня в ухабах» в остальных строфах усиливается: небеса синеют не над нею, а кругом, словно вода, зла и колдовства лирический герой тоже ожидает из воды, из проруби.

Для описания деревни писатель использует уменьшительно-ласкательные суффиксы (избёнки, огоньки). Горящие окна сравниваются с совиными глазками. Этому вызывающему сочувствие и умиление миру противостоит зимняя природа, описанная с помощью эпитетов и метафорических эпитетов: леса заслонили избёнки, кочки и впадины, тощие поля окружили их. Сумерки вокруг долгие и зимние, мглистые , волки грозные , заморозь злая . Но не природа – враг деревни. Есть что-то более страшное – неизвестность, которую крестьянское сознание связывает с колдовством. Пеньки подобны лесной нечисти, колдуны запугали людей, как волки – лошадей.

Вторая часть противопоставлена первой. Русь характеризуется как милая и кроткая родина, которую лирический герой любит безотчётно. Русь в этой части олицетворяется и описывается с помощью синекдохи, то есть редкие радости («твоя радость короткая») русского народа переносятся на Русь. Радость связана с крестьянским трудом (покос) или с народными забавами (громкая песня, «отдых в шелку купырей»). Вторая часть стихотворения наполнена резкими и радостными звуками, движениями, которые передаются глаголами или отглагольными существительными: гуд комаров, «гаркнут ребята тальянкою», «выйдут девки плясать». В этой же части описана народная красота: очи сравниваются с чёрной смородиной и углями, брови метафорически называют подковами.

Третья часть начинается описанием вселенской катастрофы, которая охватывает всё живое. Чёрны вороны приносят беду (фольклорный мотив), а остальная природа страдает. Леса – от «вихоря», пена с озёр машет саваном (метафора), сообщая о смерти. Чаша неба расколота (метафора), сами небесные устои метафорически соотносятся с церковным потолком, на котором раскачиваются лампадки.

Беда для крестьян – это война. Мирные пахари превращаются в добрых молодцев, не изменяя своей мирной сущности, но всё же являясь опорой Руси «в годину невзгод». Забота о них слободских баба проявляется в такой детали, как пышки на сахаре.

Крестьяне принимают уход на войну как должное, со смирением: «Без печали, без жалоб и слёз».

Четвёртая часть о том, что оставшиеся жители деревни, объединённые общей бедой, начинают действовать как единое целое. Эта часть начинается с вопросов об ушедших воинах, которые тревожат каждого. Чтение писем от воинов чётницей Лушей действительно напоминает церковное чтение Писания, когда все молятся вместе, но каждый о своём.

Пятая часть лирическая. Герой перечисляет те предметы и явления, которые делают его родину любимой. Она нравится ему в своей печали, разрушении и несовершенстве: хилые хижины, берестяные лапоточки, символы мирного труда пахаря – грабли, коса и соха. Важен для автора и образ вечно ждущих матерей – сквозной образ есенинской поэзии.

Любовь лирического героя так велика, что он готов слиться с родной природой, буквально превратиться в куст (это уже не метафора, а метаморфоза). Лирический герой ощущает себя частью своего народа, он разгадал «их думы несметные». Все народные чаянья связаны с мирной трудовой жизнью. Эти мысли даже пересиливают думу «разлуки с родимыми». Последнюю нарисованную в воображении читающих письма картинку природы Есенин создаёт с помощью эпитетов и метафор: весёлый покос в мягких травах с бусами рос.

Последняя строфа почти повторяет первую строфу второй части. Эта деревенская идиллия закольцовывает композицию.

Размер и рифмовка

Вся поэма написана трёхстопным анапестом, прекрасно имитирующим живую речь. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....