Во второй половине XIX века.

Как были одеты рядовые американцы во второй половине 19-го века, ещё до того, как наступила
эпоха массового потребления готовой одежды?
Статья содержит старую кинохронику о том, как выглядели люди в США в это время,
о производстве текстиля и домашних швейных машинах.

С 1885 года нью-йоркский Bloomingdale’s начал рассылать каталоги по почте, после чего индустрия моды без преувеличения пришла в каждый дом.

В середине XIX в. европейских путешественников в США поражала
одна странность. Если в XVIII в. путешественники с трудом различали
общественные классы Америки по манере речи и отмечали, что даже
на Юге речь господ и слуг больше схожа между собой, чем в Англии, то
теперь в глаза бросалось прежде всего непривычное сходство манеры
одеваться.

Fashion & Hairstyles 1850-1890

В Америке определить общественное положение человека по одежде
было гораздо труднее, чем в Англии. Томас Колледж Грэттен, британ-
ский консул в Бостоне в начале 1840-х годов, сетовал на американское
равенство. По его мнению, служанки, «как и вся нация, заражены дур-
ным вкусом и одеваются вычурно. Когда они идут по улице, их едва ли
можно отличить от их хозяек».

Как одевались бесправные, только что освободившиеся от рабства, негры в США в 19-ом веке, нaверное, одежда была с хозяйского плеча.

The Black Victorians (Victorian Era 1800s-1900s)

Венгерский политик Френсис Пульски,
путешествуя по стране в 1852 г., тосковал по броским различиям Старо-
го Света. В Европе можно было встретить «крестьянскую девушку с пе-
стрыми лентами в длинных косах, в ярком корсаже и пышной юбке;
крестьянина-венгра в белой рубахе и богатом овчинном кафтане; сло-
вака в приталенном пиджаке с блестящими желтыми пуговицами; фер-
мера в высоких сапогах и венгерском платье; старух в черных кружев-
ных чепцах, как в старину; и только молодые дамы наряжались во
французские шляпки и модные платья». Он сокрушался, что в Нью-
Йорке «разные слои общества невозможно различить по одежде, как в
Восточной Европе, где костюмы сразу знакомят иностранца со многими
профессиями и обычаями страны с долгой историей». Не приходится
удивляться, что английского купца-сноба У.Э.Бэкстера раздражало зре-
лище простых работников, одетых, по английским меркам, слишком
шикарно. «В железнодорожных вагонах и на пароходах встречаешь лю-
дей, вырядившихся в тончайшее шелковистое сукно и белые жилеты,
как будто они явились на бал, а простые рабочие одеваются в благопри-
стойные черные костюмы, занимаясь самой грязной работой... Грубую
одежду носят только фермеры... Этим людям еще предстоит узнать, что
туалеты выбирают для дела, а не напоказ, что роскошный, но истре-
панный костюм – самое жалкое зрелище, и что джентльмены не носят
одежду, не соответствующую их доходам и занятиям».

Мужские костюмы в США 19-го века:

Dress Suits 1800"s - Western Room

Suspenders and Ponchos 1800"s - Western Room

Rough Shirts 1800"s - Western Room

Western Room: 1800"s to 1900"s - United American Costume

Top Hats - United American Costume

К концу XIX в. демократизм одежды в Америке стал еще больше
удивлять иностранцев, так как к тому времени одежда стала средст-
вом приобщения иммигрантов к новой жизни. Людям, чьи предки но-
сили лохмотья крестьянина или кожаный фартук ремесленника, демо-
кратизм костюма позволял показать, что они ничуть не хуже соседа
или не слишком от него отличаются. Если к Старому Свету была при-
менима поговорка «человека делает костюм», то в Новом Свете уни-
версализация костюма способствовала созданию «нового человека».

1890s Fashion Footage

Во второй половине XIX в. США пережили революцию в одежде – са-
мую радикальную за всю историю современной текстильной промыш-
ленности. Ранее Александр Гамильтон в «Докладе о мануфактурах» (Report
on Manufactures, 1791 г.) отмечал, что четыре пятых всей одежды
американцев они шьют сами у себя дома. Только богатые могли позво-
лить себе услуги портных. Сначала эти портные ездили по стране и ши-
ли из материала своих клиентов, но постепенно они осели в городах. [...]
Американская революция в одежде, начавшаяся задолго до 1900 г.,
была революцией вдвойне: и в производстве одежды (от самодельной и
заказной – к готовой и сшитой на фабрике), и в ее ношении (от одежды,
служившей признаком классовых и профессиональных различий,– к
одежде, отражающей демократические принципы, когда главенствую-
щим фактором впервые становится не различие, а сходство). Конечно, в
шахтерских поселках Запада, во время переездов в фургонах на Запад,
в длительных морских рейсах люди не могли иметь какой-то особенный
гардероб: мало было мастеров, трудно было найти опытных портных. Но
в то же время если богатым американцам нелегко было одеваться с эле-
гантностью богатых европейцев, то среднеобеспеченным американцам
новая технология промышленного производства одежды позволяла оде-
ваться хорошо.

В середине столетия на фабриках, производящих одежду, использо-
вались швейные машины. Когда на смену тамбурной строчке, которая
распускалась в любом месте при обрыве нити, пришел челночный сте-
жок, машинный шов стал таким же прочным, как и ручной. Появление
новых усовершенствованных блоков – например, для изготовления пе-
тель – сделало машину достаточно приспособленной для большей части
швейных работ. Новые раскройные станки, способные обрабатывать
сразу восемнадцать слоев ткани, облегчили изготовление больших пар-
тий одежды одного размера.

Текстильная промышленность США в 19-ом веке, смотрите с 7-ой минуты, там показано как раскpаивают несколько слоёв ткани одновременно и на машинках пришивают пуговицы


Early America - Oil Boom; Textile Industry 220658-03

Беспрецедентный спрос на крупные партии мужской одежды был
вызван Гражданской войной. В середине 1861 г. потребность армии в
военной форме исчислялась сотнями тысяч мундиров, а осенью 1865 г.
сотни тысяч штатских костюмов потребовались для демобилизованных.
Бизнес в сфере одежды внезапно стал привлекательным и доходным.
Спрос на военную форму породил стандартизацию. Когда правительст-
во предоставило мерки для заказанной военной формы, производители
получили данные о наиболее типичных пропорциях человеческого тела.
На основании этой информации производители разработали новый тип
классификации и стали шить одежду стандартных размеров. Между
1880 и 1890 гг. общая стоимость промышленной продукции, произве-
денной с помощью швейных машин, возросла на 75% и намного превы-
сила миллиард долларов. Это произошло в основном за счет резкого рос-
та производства в отраслях, выпускающих готовую одежду, а также
обувь, на долю которой приходилось 90% всей производимой с помо-
щью швейных машин продукции.
Число тех, кто носил одежду фабричного производства, выросло на
десятки тысяч. Уже в 1832 г. в Америке существовала фабрика по
производству рубашек, тогда же начало увеличиваться производство
съемных воротничков для мужчин, а через несколько лет производст-
во рубашек и воротничков стало процветающим бизнесом. С 1860 по
1870 г. стоимость мужской одежды фабричного производства почти
удвоилась. Однако и в последующие двадцать лет этот бизнес все еще
оставался уделом пионеров. В 1880 г. лишь менее половины мужской
одежды покупалось готовой. Но к началу XX в. уже редкий мужчина
или мальчик не был одет в готовое платье. Теперь даже богатые, кото-
рые раньше пользовались услугами портных, покупали одежду в доро-
гих магазинах. К 1890 г. стоимость одежды, проданной в магазинах,
достигла примерно полутора миллиардов долларов, а три четверти
шерстяных тканей, производимых в США, шло на изготовление гото-
вой одежды.

Women & American history from the 1800"s to early 1900"s

Не только костюмы и пиджаки, но и все остальные вещи, которые
носили люди, теперь впервые стали, как правило, покупать готовыми.
До середины XIX в. туфли, продававшиеся готовыми в магазинах, были
прямыми, т.е. одинаковыми для правой и левой ноги. Но затем амери-
канские производители начали выпускать «искривленные туфли», скро-
енные специально для правой или левой ноги, и рост массового произ-
водства обуви за десятилетие, предшествующее 1860 г., вызвал (говоря
словами итогового доклада переписи этого года) «тихую революцию» в
обувном деле. К 1862 г. Гордон Маккей, промышленник из Массачусет-
са, усовершенствовал машину для пришивания верха к подметке, что
оказалось крайне своевременно, поскольку помогло удовлетворить по-
требность в тысячах пар сапог для армии федералистов. После войны
туфли фабричного производства стали покупать рабочие, а вот средний
класс и обеспеченные люди получили фабричные туфли, соответствую-
щие их запросам, только через несколько десятилетий.
Развитию производства одежды способствовал и характер иммигра-
ции последней четверти XIX в. Из Германии, России, Польши и Италии
иммигрировало много портных. Из четырехсот тысяч иммигрантов-
евреев, прибывших в США за первые десять лет ХХ в., более половины
были работниками иглы.

Античная швейная машинка Вилкокс & Гиббс с ножной педалью:

Antique 1800"s Willcox & Gibbs sewing machine & Foot Pedal

Античная швейная машинка Зингер:

1800"s Vintage Antique SINGER Sewing Machine with Original CASE

Кроме того, новая швейная машина, не требо-
вавшая особого мастерства, позволила работать также и женам, сы-
новьям и дочерям иммигрантов в городах восточного побережья.
Именно тогда появился такой постыдный побочный продукт вне-
дрения швейной машины, как «потогонка» (этот американизм был
впервые зафиксирован около 1892 г.): изнурительная многочасовая
работа женщин и детей за низкую сдельную зарплату. Вместе с тем в
швейной промышленности, где производственные единицы невелики,
а оборудование дешево, было легче, чем в других сферах, пройти путь
от наемного работника до нанимателя. Совершенно неожиданно за-
рождающаяся швейная промышленность страны как бы становилась
движущей силой демократии. «Большинство населения одевают швей-
ники, а не портные,– хвастался один из пионеров американской
швейной промышленности в начале века.– И если... о положении на-
рода можно судить по его одежде, то Америка занимает высокое место



И если... о положении народа можно судить по его одежде, то Америка
занимает высокое место
среди цивилизованных стран. Мы не только создали изобилие одежды
по умеренным ценам для всех классов граждан, но и дали им возмож-
ность одеваться так, чтобы чувствовать к себе уважение как к свобод-
ному народу демократической страны».

- 42.38 Кб

Кафедра «Философии и социально-гуманитарных наук»

По курсу: «Отечественная история»

На тему: «Особенности культурного развития России

во второй половине 19-го века»

Введение

Начало второй половины XIX века было рубежом, разделившим две эпохи в истории России не только в экономическом и социально- политическом, но и культурном плане. Бурные преобразования, которым подверглась русская жизнь того времени, не могли не сказаться на культурном процессе. Уже внешние приметы быта обозначили новую жизненную полосу: строительство фабрик, рост рабочих окраин; во многих домах, особенно магазинах, вводилось газовое освещение.

Новые условия жизни предъявляли более высокие требования к культурному уровню людей - возникала необходимость не только в элементарной грамотности, но и в более серьезных общеобразовательных, а часто и профессиональных знаниях. Непреложной общественной потребностью стали развитие народного образования, создание новых высших учебных заведений, системы технической школы, различных культурно-просветительских учреждений и т. п.

Культурный процесс развивался не только «вширь», но и «вглубь», охватывая все новые социальные слои населения. Демократизация культуры стала определяющей доминантой этого периода. Центром культурной жизни провинции становится театр. При большом проценте неграмотных даже среди городских жителей он был более доступным, чем литература, средством просвещения. При этом постоянные русские театры возникали не только в центральных губерниях, но и в западном и юго-восточном районе.

Главной участницей и идейной вдохновительницей культурно- просветительного движения выступала прогрессивная, разночинная интеллигенция, видевшая в этом свой нравственный долг. Стремление улучшить жизнь народа путем просвещения побуждало представителей интеллигенции к участию в Комитете грамотности, земских и вечерних школах, многочисленных благотворительных организациях. При этом такая деятельность воспринималась с большим энтузиазмом. Интеллигенция стремилась придать культурно-просветительному движению наиболее демократический характер. При этом культурно-просветительная деятельность в этот период нередко сочеталась с деятельностью политической.

Конец XIX века принес новые изменения в русскую жизнь. Промышленный подъем 90-х годов, появление новых индустриальных центров и крупных капиталистических монополий, рост крупных городов и транспортной сети - все это оказало большое влияние на социальную структуру страны, ее общественный быт и культуру.

Одновременно рубеж веков стал временем напряженных умственных исканий, интенсивной идеологической работы, временем вызревания новых художественных течений в литературе, изобразительном искусстве, театре - общественное развитие меняло не только содержание, но и формы художественного творчества.

1. Русское искусство и художественная литература

Господствующим направлением в литературе и искусстве второй половины XIX века был метод критического реализма, основополагающим принципом которого являлось правдивое отражение действительности и осмысление изображаемых явлений с точки зрения их соответствия общественному прогрессу. Н. Чернышевский и его последователи ставили задачи не только правдивого, но и критического отражения действительности, выявления пороков общества, иногда даже вопреки эстетическим требованиям произведения. Такие крайности привели к конфликту в среде интеллигенции и спору о роли и месте искусства в общественной жизни.

1.1 Художественная литература

Огромный социальный охват, наступательный, обличительный дух, обращенность к злободневным проблемам – вот что определяло литературу пореформенного периода. Русская литература отличалась не только критическим отношением к действительности, она разоблачала зло, искала пути борьбы с этим злом, выполняла общественно- преобразующую миссию.

На вторую половину XIX в. и первое десятилетие ХХ в. приходится творчество гения мысли и слова Л.Н. Толстого (1828-1910), создавшего такие шедевры, как повести «Детство. Отрочество. Юность», «Хаджи-Мурат», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье», драмы «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп» и др.

Гениальный писатель Ф.М. Достоевский (1821-1881) обогатил мировую культуру произведениями, которые по мастерству, глубине мысли стоят рядом с произведениями У.Шекспира. Его роман «Бедные люди», произведения «Двойник», «Белые ночи», «Неточка Незнамова» отличаются глубоким психологизмом, своеобразием характеров и обстоятельств, обращенностью к страданиям людей из народа. В 60 – 70-х гг. Достоевским были созданы самые выдающиеся его произведения – «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», в которых отразились острые противоречия действительности и общественного движения в переломную эпоху развития России.

Младшим современником Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского был Н.С. Лесков (1831-1895) – художник, который умел удивительно тонко и глубоко правдиво показать величие русского характера и горькую судьбу талантливого человека в России («Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница», «Некуда», «Обойденные», «На ножах», «Загадочный человек», «Смех и горе», «Левша», «Очарованный странник»).

К 80-м гг. относится начало творчества А.П. Чехова (1860-1904). Мысль о трагедии человека, задавленного мещанской обыденностью, разоблачение пошлости, интеллигентского пустословия, отражение тоскливой жизни « маленьких» людей и вера в осуществимость позитивных перемен определили особенности рассказов, повестей и пьес А.П. Чехова («Сказки Мельпомены», «Пестрые рассказы», «Степь», «Скучная история», «Палата № 6», «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад»).

Проза И.А. Бунина (1870-1953) – это лаконичные и выразительные картины голодной, нищей русской деревни, с ее социальными противоречиями, оскудевших заброшенных помещичьих усадеб, раздумья о судьбе России («Суходол», «Новая дорога», «Чернозем», «Деревня», «Антоновские яблоки» и др.).

Максим Горький (1868-1936), в начале литературной деятельности развивал лучшие традиции романтизма XIX в. («Макар Чудра», «Старуха Изергиль»), а в реалистических рассказах («Коновалов», «Супруги Орловы», «Челкаш») показал мечты о справедливости и протест бунтаря-одиночки.

Правдивое изображение действительности, осмысление ее с точки зрения соответствия общественному прогрессу, изображение, призванное помочь людям, понять эту действительность, отзывчивость на насущные вопросы, желание видеть народ свободным и счастливым – вот что отличало творчество писателей-реалистов.

1.2 Русское искусство

С развитием литературы неразрывно связаны музыка, живопись, театр. Многообразие тенденций общественной мысли XIX в. нашло отражение в искусстве, где с одной стороны, обострилась критика социальной действительности, а с другой – идеализировалось историческое прошлое России и усилилась тяга к национальному в искусстве. Основной темой искусства этого периода стала тема народа – страдающего, униженного, но могучего и талантливого.

Музыка. Это период достижений русской музыкальной культуры, связанных с именами П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, М.А. Балакирева, Ц.А. Кюи, С.В. Рахманинова, А.К. Глазунова, С.И. Танеева, А.Н. Скрябина, И.Ф. Стравинского и др.

В музыкальной культуре второй половины XIX в. особое место занимает «Могучая кучка», или «Новая русская музыкальная школа». Это коллектив, состоящий из пяти русских композиторов – М.А.Балакарева, А.П. Бородина, Ц.А.Кюи, М.П.Мусорского и Н.А.Римского-Корсакова,- оформился в конце 50-х – начале 60-х гг. Задачи и эстетические позиции членов кружка сложились под влиянием взглядов русского художественного и музыкального критика В.В.Стасова.

В период деятельности «Могучей кучки» были созданы одни из лучших произведений кружковцев: восточная фантазия «Исламей», симфоническая поэма «Русь» М.Балакирева; Первая симфония А. Бородина; оперы «Вильям Ратклиф» и «Сын мандарина» Ц.Кюи; симфоническая картина «Ночь на Лысой горе», опера «Борис Годунов» М.Мусоргского; Первая и Вторая симфонии, опера «Псковитянка» Н.Римского-Корсакова.

По утверждению Стасова, три важнейшие черты были свойственны музыке новой школы: отсутствие предрассудков и слепой веры, стремление к национальности и «крайняя ее склонность к программной музыке». Композиторы призывали создавать национальную музыку, черпать мелодии из народных песен и обращаться к сюжетам общественной истории.

Творчество гениального композитора М.П.Мусоргского (1839-1881) тесно связано с отечественной историей. Его ранние произведения, песни и романсы на слова русских поэтов и собственный текст: «Калистрат», «Колыбельная Еремушки», «Спи, усни, крестьянский сын», «Семинарист»; оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», в которых главным действующим лицом является не безмолвный, а восставший народ, а темой – народное движение за правду и свободу; вокальные циклы «Без солнца», «Песни и пляски смерти».

Гениальный П.И.Чайковский (1840-1893) написал целый ряд выдающихся произведений, в которых радостные, жизнеутверждающие темы чередовались с трагедийными, пессимистическими полотнами: «Чародейка», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», «Орлеанская дева», шесть симфоний и др. Тема борьбы человека за счастье – центральная в его творчестве. Гений Чайковского также проявился в эстетике балетного искусства. Его музыка стала основой нового типа балетного спектакля, большого симфонического, классического балета, в котором через многоплановые образы утверждались общечеловеческие чувства и мысли.

Выдающийся композитор Н.А.Римский-Корсаков (1844-1908) – продолжатель традиций М.И.Глинки. Из 15 созданных им опер (его любимый жанр) девять написаны на сказочные сюжеты, связанные с миром природы: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко» и др. Богато представлено симфоническое творчество Римского-Корсакова, часто в жанре сюиты, увертюры («Светлый праздник», «Шехерезада»). Им написано 79 романсов.

Творчество замечательного русского композитора, пианиста и дирижера С.В.Рахманинова (1873-1943) стало достоянием широких кругов любителей музыки во всем мире. Лучшие его произведения были созданы в последнее десятилетие XIX – начале ХХ вв., до эмиграции из России. Это опера «Алеко», симфоническая фантазия «Утес», оперы «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини», «Всенощное бдение» и большое число романсов.

Для выдающегося русского композитора А.Н.Скрябина (1871-1915) характерно стремление создать в музыке свои формы знаковой системы (цвет, звук), найти путь к новому существованию, взаимодействию и синтезу искусств. Его симфонические поэмы: «Поэма экстаза», «Прометей».

Изобразительное искусство. Во второй половине ХIХ в. в живописи интенсивно проявляется реализм, который развивался параллельно с реализмом в литературе в русле демократических процессов. Художники-реалисты вступили в конфликт с представителями академической школы, т.е. с официальным искусством, за что подверглись суровой критике, а их попытка преодолеть каноны академического классицизма привела в итоге к появлению нового направления. В истории русской культуры это событие получило название «бунт тринадцати».

Протест проявился в том, что лучшие выпускники Академии художеств порвали с Академией и организовали «Первую Санкт-Петербургскую артель художников». Инициатором стал И.Н.Крамской. В 1870 г. в Петербурге было создано Товарищество передвижных художественных выставок, членами которого были И.Н.Крамской, В.Г.Перов, Г.Г.Мясоедов, Н.Н.Ге, В.И.Суриков, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, В.А.Серов, Братья Васнецовы, В.Д.Поленов, А.К.Саврасов и др. Товарищество организовывало передвижные выставки по стране, приобщая к искусству сотни тысяч людей и пропагандируя реалистическую школу живописи.

Стремясь служить своим творчеством народу, передвижники обращались к его истории, природе, прославляли величие, силу, красоту и мудрость русского человека, решительно осуждали самодержавие и угнетение. Этих художников поддерживал критик В.В.Стасов и купец-меценат П.М.Третьяков, покупавший лучшие полотна тогда еще мало известных художников. Позже из собрания Третьякова возникла знаменитая художественная галерея.

Поразительными эффектами освещения, романтическим характером пейзажей отличались картины А.И.Куинджи (1842-1910): «Украинская ночь», «Березовая роща», «Ночь на Днепре». Внимание к мельчайшим изменениям природы, предметов и в то же время обобщенность, цельность картины – это живопись Ф.А Васильева (1850-1873): «После дождя», «Оттепель», «Мокрый луг». Пейзажи И.И.Шишкина (1832-1898) – это отражение вечного, незыблемого на земле: «Рожь», «Лесные дали», «Утро в сосновом лесу».

И.Е.Репин (1844-1930) работал в жанре и портрета, и бытовом, и пейзажа, и историческом. Кроме образов героев-революционеров, он пишет портреты выдающихся современников – М.И.Глинки, А.Ф.Писемского, М.П.Мусоргского, Н.И.Пирогова, П.А.Стрепетовой, В.В.Стасова, Л.Н.Толстого, раскрывая личность в психологическом и социальном плане. Его привлекали сильные натуры, судьбы которых связаны с историческими событиями – «Царевна Софья», «Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

В.И.Суриков (1848-1916) – замечательный живописец, в искусстве которого воплотился русский национальный гений. На 80-е гг. приходятся его наиболее значительные полотна – «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова». В 90-х гг. Суриковым были написаны картины, в которых отразились героические свершения русского народа – «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы».

Театр. Существование монополии столичных императорских театров сохранялось до 1880г. Помимо столичных, в России существовало много крепостных театров. Их место занимали народные театры, благотворительные или коммерческие, появившиеся как итог демократизации общественной жизни. После отмены монополии императорских театров в России появилось много частных, которые тоже играли весьма заметную роль и способствовали проникновению театрального искусства на периферию.

Описание работы

Начало второй половины XIX века было рубежом, разделившим две эпохи в истории России не только в экономическом и социально-политическом, но и культурном плане. Бурные преобразования, которым подверглась русская жизнь того времени, не могли не сказаться на культурном процессе. Уже внешние приметы быта обозначили новую жизненную полосу: строительство фабрик, рост рабочих окраин; во многих домах, особенно магазинах, вводилось газовое освещение.

РЕФЕРАТ

по курсу «История России»

по теме: «Россия во второй половине XIX века»


1. Внутренняя политика России во второй половине XIX в.

В 1857 г. по указу Александра II начал работать секретный комитет по крестьянскому вопросу, главной задачей которого была отмена крепостного права с обязательным наделением крестьян землей. Затем такие комитеты были созданы по губерниям. В результате их работы (а учитывались пожелания и наказы, как помещиков, так и крестьян) была разработана реформа по отмене крепостного права для всех районов страны с учетом местной специфики. Для различных районов были определены максимальная и минимальная величины передаваемого крестьянину надела.

Император 19 февраля 1861 года подписал целый ряд законов. Здесь был Манифест и Положение о даровании свободы крестьянам, документы о вступлении в силу Положения, об управлении сельскими общинами и др. Отмена крепостного права не была единовременным событием. Сначала освобождались помещичьи крестьяне, затем удельные и приписанные к заводам. Крестьяне получили личную свободу, но земля оставалась помещичьей собственностью, и, пока отводились наделы, крестьяне на положении «временно-обязанных» несли в пользу помещиков повинности, которые, по сути, не отличались от прежних, крепостных. Наделы, передаваемые крестьянам, были в среднем на 1/5 меньше, чем те, которые они обрабатывали прежде. На эти земли заключались договоры о выкупе, после этого «временно-обязанное» состояние прекращалось, казна расплачивалась за землю с помещиками, крестьяне - с казной в течение 49 лет из расчета 6 % годовых (выкупные платежи).

Пользование землей, взаимоотношения с властями строились через общину. Она сохранялась как гарант крестьянских платежей. Крестьяне прикреплялись к обществу (миру).

В результате реформ было уничтожено крепостное право то «очевидное и для всех ощутительное зло», которое в Европе прямо называли «русским рабством». Однако земельная проблема не была решена, так как крестьяне при разделе земли были вынуждены отдать помещикам пятую часть своих наделов.

При Александре II кроме земельной реформы и отмены крепостного права был также осуществлен ряд реформ.

Принцип проведенной в 1864 г. земской реформы состоял в выборности и бессословности. В губерниях и уездах Центральной России и части Украины учреждались земства в качестве органов местного самоуправления. Выборы в земские собрания проводились на основе имущественного, возрастного, образовательного и ряда других цензов. Проведенная в 1870 г. городская реформа по характеру была близка к земской. В крупных городах учреждались городские думы на основе всесословных выборов.

Новые судебные уставы были утверждены 20 ноября 1864 г. Судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной. Вводился бессословный и гласный суд, утверждался принцип несменяемости судей. Было введено два вида суда - общий (коронный) и мировой. Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом.

После назначения в 1861 г. Д.А. Милютина военным министром начинается реорганизация управления вооруженными силами. В 1864 г. было образовано 15 военных округов, подчиненных непосредственно военному министру. В 1867 г. был принят военно-судебный устав. В 1874 г. после длительного обсуждения царь утвердил Устав о всеобщей воинской повинности. Вводилась гибкая система призыва. Рекрутские наборы отменялись, призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21 года.

В 1860 г. был учрежден Государственный банк, произошла отмена откупной 2 системы, которую сменили акцизы (1863 г.). С 1862 г. единственным ответственным распорядителем доходов и расходов бюджета стал министр финансов; бюджет стал гласным. Была сделана попытка проведения денежной реформы (свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленному курсу).

Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 1864 г. ликвидировало государственно-церковную монополию на просвещение. Теперь открывать и содержать начальные школы разрешалось как общественным учреждениям, так и частным лицам при контроле со стороны уездных и губернских училищных Советов и инспекторов. Устав средней школы вводил принцип равенства всех сословий и вероисповеданий, но вводил плату за обучение. Гимназии разделили на классические и реальные. Университетский Устав (1863 г.) предоставил университетам широкую автономию, вводились выборы ректоров и профессоров. В мае 1862 г. началась реформа цензуры, были введены «временные правила», которые в 1865 г. заменил новый цензурный устав.

Подготовка и реализация реформ явились важным фактором социально-экономического развития страны. Административно реформы были достаточно хорошо подготовлены, но общественное мнение не всегда поспевало за идеями царя-реформатора. Многообразие и быстрота преобразований порождали чувство неуверенности и смуту в мыслях. Люди теряли ориентиры, появились организации, исповедующие экстремистские, сектантские принципы. 1 марта 1881 года Александр II был убит. Новый император Александр III. провозгласил курс, названный в историко-материалистической литературе «контрреформами», а в либерально-исторической - «корректировкой реформ». Он выразился в следующем.

В 1889 г. для усиления надзора за крестьянами были введены должности земских начальников с широкими правами. Они назначались из местных дворян-землевладельцев. Избирательного права лишились приказчики и мелкие торговцы, другие малоимущие слои города. Изменению подверглась судебная реформа. В новом положении о земствах 1890 г. было усилено сословно-дворянское представительство. В 1882-1884 гг. были закрыты многие издания, упразднена автономия университетов. Начальные школы передавались церковному ведомству - Синоду.

В этих мероприятиях проявилась идея «официальной народности» времен Николая I - лозунг «Православие. Самодержавие. Дух смирения» был созвучен лозунгам ушедшей эпохи. Новые официальные идеологи К.П. Победоносцев (обер-прокурор Синода), М.Н. Катков (редактор «Московских ведомостей»), князь В. Мещерский (издатель газеты «Гражданин») опустили в старой формуле «Православие, самодержавие и народ» слово «народ» как «опасное»; они проповедовали смирение его духа перед самодержавием и церковью. На практике новая политика вылилась в попытку укрепления государства путем опоры на традиционно верное престолу дворянское сословие. Административные меры подкреплялись экономической поддержкой помещичьих хозяйств.


2. Внешняя политика России во второй половине XIX в.

После поражения России в Крымской войне сложилось новое соотношение сил, и политическое первенство в Европе перешло к Франции. Россия как Великая держава утратила влияние на международные дела и оказалась в изоляции. Интересы экономического развития, а также соображения стратегической безопасности требовали в первую очередь ликвидировать ограничения военного судоходства на Черном море, предусмотренные Парижским мирным договором 1856 г. Дипломатические усилия России были направлены на разъединение участников Парижского мира - Франции, Англии, Австрии.

В конце 50-х - начале 60-х гг. произошло сближение с Францией, которая намеревалась захватить территории на Апеннинском полуострове, используя итальянское освободительное движение против Австрии. Но отношения с Францией обострились вследствие жестокого подавления Россией польского восстания. В 60-е гг. окрепли отношения России и США; преследуя свои интересы, самодержавие поддерживало республиканское правительство А. Линкольна в гражданской войне. В это же время было достигнуто соглашение с Пруссией о поддержке ею требований России об отмене Парижского договора, взамен царское правительство обещало не мешать созданию Северогерманского союза во главе с Пруссией.

В 1870 г. Франция потерпела сокрушительное поражение во Франко-прусской войне. В октябре 1870 г. Россия заявила о своем отказе выполнять унизительные статьи Парижского договора. В 1871 г. русская декларация была принята и узаконена на Лондонской конференции. Стратегическая задача внешней политики была решена не войной, а дипломатическими средствами. В результате Россия получила возможность более активно влиять на международные дела и прежде всего - на Балканах.

В «ближнем зарубежье» продолжалось завоевание и присоединение новых территорий. Теперь, в XIX веке, стремление к расширению ареала определялось в первую очередь мотивами социально-политического характера. Россия активно участвовала в большой политике, стремилась нейтрализовать влияние Англии в Средней Азии, Турции - на Кавказе. В 60-е гг. в США происходила гражданская война, импорт американского хлопка был затруднен. Естественный его заменитель находился «под боком», в Средней Азии. И, наконец, к захвату территорий толкали сформировавшиеся имперские традиции.

В 1858 и 1860 гг. Китай был вынужден уступить земли по левому берегу Амура и Уссурийский край. В 1859 г. после полувековой войны горцы Кавказа, наконец-то, были «замирены», их военный и духовный предводитель имам Шамиль взят в плен в высокогорном ауле Гуниб. В 1864 г. завершилось покорение Западного Кавказа.

Российский император стремился к тому, чтобы правители государств Средней Азии признали его верховную власть, и добился этого: в 1868 г. Хивинское ханство, а в 1873 г. Бухарский эмират признали вассальную зависимость от России. Мусульмане Кокандского ханства объявили России «священную войну», «газават», но потерпели поражение; в 1876 г. Коканд был присоединен к России. В начале 80-х гг. российские войска разбили кочевые туркменские племена и вплотную подошли к границам Афганистана.

В 1875-1876 гг. восстания против Турции охватили весь Балканский полуостров, славяне ждали помощи России.

24 апреля 1877 г. царь подписал Манифест об объявлении Турции войны. Был разработан план скоротечной кампании. 7 июля войска форсировали Дунай, вышли к Балканам, захватили Шипкинский перевал, но были задержаны под Плевной. Плевна пала только 28 ноября 1877 г.; в условиях зимы русская армия перешла через Балканы, 4 января 1878 г. была взята София, 8 января - Адрианополь. Порта запросила мира, который был заключен 19 февраля 1878 г. в Сан-Стефано. По договору в Сан-Стефано Турция теряла почти все свои европейские владения; на карте Европы появилось новое независимое государство - Болгария.

Западные державы отказались признать Сан-Стефанский договор. В июне 1878 г. открылся Берлинский конгресс, принявший решения, значительно менее выгодные для России и народов Балканского полуострова. В России это было встречено как оскорбление национального достоинства, поднялась буря негодования, в том числе и в отношении правительства. Общественное мнение все еще находилось в плену формулы «все и сразу». Война, завершившаяся победой, обернулась дипломатическим поражением, хозяйственным расстройством, обострением внутриполитической ситуации.

В первые годы после войны происходила «перебалансировка» интересов великих держав. Германия склонялась к союзу с Австро-Венгрией, который был заключен в 1879 г., а в 1882 г. дополнен «тройственным союзом» с Италией. В этих условиях происходило естественное сближение России и Франции, завершившееся в 1892 г. заключением тайного союза, дополненного военной конвенцией. Впервые в мировой истории началось экономическое и военно-политическое противостояние устойчивых группировок великих держав.

На Дальнем Востоке в обмен на Курильские острова у Японии была приобретена южная часть острова Сахалин. В 1867 г. Соединенным Штатам за 7 млн. долларов была продана Аляска. По свидетельству историка

С.Г. Пушкарева, многие американцы полагали, что она и того не стоит.

Империя Российская, «единая и неделимая», раскинулась «от финских хладных скал до пламенной Тавриды», от Вислы до Тихого океана и заняла шестую часть земли.


3. Экономическое и социальное развитие России во второй половине XIX в.

Для экономики пореформенной России характерно быстрое развитие товарно-денежных отношений. Отмечался рост посевных площадей и сельскохозяйственного производства, но производительность сельского хозяйства оставалась низкой. Урожаи и потребление продуктов (кроме хлеба) были в 2-4 раза ниже, чем в Западной Европе. В то же время в 80-е гг. по сравнению с 50-ми гг. среднегодовой сбор зерна вырос на 38 %, а экспорт его увеличился в 4,6 раза.

Развитие товарно-денежных отношений привело к имущественной дифференциации в деревне, середняцкие хозяйства разорялись, росло число бедняков. С другой стороны, появились крепкие кулацкие хозяйства, часть из которых использовали сельскохозяйственные машины. Все это входило в планы реформаторов. Но совершенно неожиданно для них в стране усилилось традиционно враждебное отношение к торговле, ко всем новым формам деятельности: к кулаку, купцу, скупщику - к удачливому предпринимателю.

Реформы заложили основу новой системы кредита. За 1866-1875 гг. было создано 359 акционерных коммерческих банков, обществ взаимного кредита и других финансовых учреждений. С 1866 г. в их работе начали активно участвовать крупнейшие европейские банки.

В России крупная промышленность создавалась и развивалась как государственная. Главной заботой правительства после неудач Крымской войны были предприятия, выпускавшие боевую технику. Военный бюджет России в общем исчислении уступал английскому, французскому, германскому, но в российском бюджете он имел более значительный вес. Особое внимание обращалось на развитие тяжелой промышленности и транспорта. Именно в эти сферы правительство направляло средства как российские, так и иностранные.

В результате государственного регулирования иностранные займы и инвестиции шли в основном на железнодорожное строительство. Железные дороги обеспечивали расширение хозяйственного рынка на громадных просторах России; они были важны и для оперативной переброски воинских частей.

Рост предпринимательства контролировался государством на основе выдачи специальных заказов, поэтому крупная буржуазия была тесно связана с государством. Быстро возрастало число промышленных рабочих, однако многие рабочие сохраняли экономические и психологические связи с деревней, они несли в себе заряд недовольства бедняков, потерявших землю и вынужденных искать пропитание в городе.

После падения крепостного права Россия быстро превращалась из аграрной страны в аграрно-индустриальную. Развивалась крупная машинная индустрия, возникали новые виды промышленности, складывались районы капиталистического промышленного и сельскохозяйственного производства, создавалась разветвлённая сеть железных дорог, формировался единый капиталистический рынок, происходили важные социальные сдвиги в стране. Разложение крестьянства было важным фактором формирования капиталистического рынка и развития капитализма в целом. Неимущее крестьянство создавало рынок рабочей силы, как для предпринимательского сельского хозяйства, так и для крупной капиталистической промышленности. Зажиточная же верхушка предъявляла всё больший спрос на сельскохозяйственные машины, удобрения и пр. Накапливаемые капиталы деревенская верхушка вкладывала в промышленное предпринимательство.

Таким образом, при всей своей прогрессивности аграрные преобразования ещё более обострили социальные противоречия, которые к началу XX века вылились в революционную ситуацию.

4. Идейная борьба и общественное движение в России во второй половине XIX в.

1861 год характеризовался резким обострением обстановки в деревне. Крестьяне, которым объявили Положение 19 февраля 1861 года, не верили, что это истинный царский закон, требуя земли. В отдельных случаях (как, например, в с. Бездна) дело доходило до десятитысячных собраний, заканчивавшихся применением войск и сотнями убитых. А.И. Герцен, изначально приветствовавший 19 февраля титулом «Освободителя» для Александра II, после этих расстрелов изменил мнение и заявил о том, что «старое крепостное право заменено новым». В общественной жизни в целом произошло значительное раскрепощение сознания широких кругов населения.

В общественном сознании образовалось три течения: радикальное, либеральное и консервативное. Консерваторы выступали за незыблемость самодержавия. Радикалы – за его свержение. Либералы пытались добиться большей гражданской свободы в обществе, но при этом не стремились к перемене политического строя.

Либеральное движение конца 50-х - начала 60-х гг. было самым широким и имело множество различных оттенков. Но, так или иначе, либералы выступали за установление мирным путем конституционных форм правления, за политические и гражданские свободы и просвещение народа. Будучи сторонниками легальных форм, либералы действовали через печать и земство.

Демократизация общества сказалось на составе участников общественного движения. Если в первой половине XIX века среди оппозиционных деятелей (от декабристов до Герцена) преобладали представители дворян, то в 60-е годы активное участие в общественной жизни стали принимать люди самых разных «чинов» (то есть общественных групп). Это позволило советским исследователям, вслед за Лениным, говорить о переходе с 1861 года от дворянского к разночинскому этапу освободительного движения.

На волне демократического подъёма по стране возникает ряд подпольных кружков, в конце 1861 года объединившихся в организацию «Земля и воля». У руководства организацией стояли Александр и Николай Серно-Соловьевичи, Николай Обручев, Александр Слепцов, активное участие в её делах принимал Чернышевский, помогали из Лондона Огарёв и Герцен. Организация объединяла до 400 участников кружков центральной России и Польши.

Название организации отражало основные, по мнению её участников, требования народа и было связано с программой: возврат отрезков, принудительный выкуп помещичьей земли государством, создание выборного местного самоуправления и центрального народного представительства. Программа, как видим, была по современным меркам вполне умеренной, однако на её осуществление при царском правительстве рассчитывать не приходилось. Поэтому участники «Земли и воли» готовились к вооружённому захвату власти. Его перспективу они связывали с весной 1863 года, когда, с 19 февраля 1863 года, по всей стране должно было начаться заключение выкупных актов. Однако в 1862 году были арестованы Николай Серно-Соловьевич и Чернышевский; при этом последнего по недоказанному обвинению сослали в Сибирь, так что он сошёл с политической арены. Кроме того, внутри самой организации существовали разногласия по идеологическим вопросам. В итоге к весне 1864 года «Земля и воля» ликвидировалась.

Незначительное в начале 1860-х годов, рабочее население России значительно увеличилось в течение следующих двух десятилетий. Ввиду нечеловеческих условий жизни и труда росло и рабочее движение, ставшее на исходе 70-х годов вполне обычным явлением. Число забастовок измерялось десятками в год, временами случались и крупные стачки, для разгона которых применялись войска.

К 1875 году относится создание в Одессе Южно-российского союза русских рабочих. Раскрытый полицией уже через несколько месяцев, Союз примечателен тем, что это была первая рабочая организация в России. Через три года, в 1878 году, в Петербурге появился Северный союз русских рабочих. Цель его была достаточно очевидной – «ниспровержение существующего политического и экономического строя как крайне несправедливого». Непосредственные требования - введение демократических свобод, развитие трудового законодательства и т.п. Особо стоит отметить «учреждение свободной народной федерации общин на началах русского обычного права». Таким образом, разворачивающееся рабочее движение основывалось на народнической, крестьянской идеологии.

Однако, начало 1880-х годов явило кризис народнического движения, стремившегося опереться на крестьян в борьбе за смену строя. На смену народничеству пришёл уже надёжно укрепившийся к тому времени в Европе марксизм. Революционные идеи Карла Маркса основывались на его экономических взглядах, провозглашавших капитализм передовой стадией развития общества, которой, однако, присущи серьёзные внутренние противоречия между капиталистами и непосредственными производителями. Соответственно, Маркс предсказывал, что капитализм должен смениться иным общественным строем, основанном на более справедливом распределении, и произойти это должно именно с опорой на пролетариат. Естественно поэтому, что именно с пролетарским (рабочим) движением и связано развитие марксизма в России.

Проникновению в Россию марксизма сильно способствовали оказавшиеся на Западе в изгнании народники: Плеханов, Засулич, Аксельрод и другие. Признав ошибочность своих прежних взглядов, они приняли идеи Маркса. Перемену эту наглядно характеризуют слова Плеханова: «Историческая роль русского пролетариата настолько же революционна, насколько консервативна роль мужика». Сложившаяся на основе названных революционеров группа «Освобождение труда» стала переводить и издавать Маркса, что способствовало распространению в России марксистских кружков.

Таким образом, революционное движение в России вступило в конце XIX века в новый этап.


Литература


1. Долгий А.М. История России. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.

2. История России. Теории изучения. Книга первая, вторая / Под. ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: СВ-96, 2006. – 304 с.

3. Козин К.М. История Отечества. Учебное пособие для вузов. М.: АИРО-ХХI; СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. – 200 с.

4. Миронов Б.А. Социальная история России. Т.1. СПб, 2006.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Культура России во второй половине 19 века переживала значительный подъем. Развитие новых капиталистических отношений, отмена крепостного права и общественный подъем привели к тому, что во всех сферах искусства стали появляться новые течения, новые имена.

Однако представители интеллигенции имели разнообразные взгляды на изменения, происходящие в стране, что привело к появлению трёх лагерей – либералов, консерваторов и демократов. У каждого течения были свои особенности как в политической мысли, так и в способах выражения себя в искусстве.

В целом, промышленный переворот и рост экономики привели к тому, что культура стала более демократичной и открытой для всех слоёв населения.

Образование

Произошёл небывалый рост уровня образования. Начали открываться многочисленные школы, образование становилось поуровневым – начальная школа и средняя. К средним относились многочисленные гимназии и училища, где студенты не только получали общее образование, но и осваивали необходимые для дальнейшей работы знания. Появились женские курсы.

Образование оставалось платным, поэтому все большее значение стали обретать библиотеки и музеи, где могли обрести знания те, у кого не было денег на лицей или гимназию. Были созданы Третьяковская галерея, Исторический музей, Русский музей и другие.

Также активно развивалась наука, были созданы несколько научных школ, которые стали фундаментом для важнейших открытий. Огромное развитие получили история и философия.

Литература

Литература развивалась также активно, как и другие отрасли культуры. По всей стране стали издаваться многочисленные литературные журналы, в которых писатели публиковали свои произведения. Наиболее заметными можно назвать «Русский вестник», «Отечественные записки», «Русская мысль». Журналы были разной направленности – либеральные, демократические и консервативные. Помимо литературной деятельности авторы в них вели активную политическую дискуссию.

Живопись

Большую известность получили художники-реалисты – Е.И. Репин, В.И. Суриков, А.Г. Саврасов. Во главе с И.Н Крамским они образовали «товарищество передвижников», ставящее своей главной целью необходимость «нести искусство в массы». Эти художники открывали небольшие передвижные выставки в самых отдалённых уголках России, чтобы приучить народ к искусству.

Музыка

Образовалась группа «Могучая кучка» во главе с М.А. Балакиревым. В неё входили многие видные композиторы того времени - М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин. В это же время творил великий композитор - П.И. Чайковский. В Москве и Петербурге в те годы открылись первые в России консерватории. Музыка также становилась национальным достоянием, доступным для всех слоёв населения.

Просвещение и наука во второй половине 19 -го века Бардаков В. 8"Б"(25. 04. 2016)

План § 1. Развитие § 2. Успехи образования естественных наук § 3. Развитие географических знаний § 4. Развитие гуманитарных наук

Развитие образования n Отмена крепостного права Александром II, успехи промышленного производства и утверждение капитализма в России во второй половине XIX века повлекли за собой глубокие сдвиги во всех областях культуры. Для пореформенной России был характерен рост грамотности населения, развитие различных форм обучения.

1 n В стране появились комитеты грамотности, просветительские организации, связанные с земствами. Они издавали учебники, книги для широких слоев народа, организовывали сбор средств для нужд народной школы.

2 n В 1859 г. В Киеве были организованы первые в России воскресные школы. Затем они появились и в других городах, а к 1862 г. их насчитывалось более 300. Они были бесплатными, а программа обучения в них была намного шире, чем в государственных школах. Учащихся знакомили с основами химии, физики, географии и отечественной истории. Но к сожалению в дальнейшем программа воскресных школ была значительно сокращена. Воскресная школа Владимир Егорович Маковский

3 Огромную роль в распространении просвещения стали играть земства. В 1864 – 1874 гг. было открыто почти 10 тыс. земских школ. Они являлись самым распространенным типом начальной школы в России. Ученики Архангельской земской школы(конец 19 века)

4 n Что касается средних школ, то основным типом были гимназии. В 1861 г. в стране было 85 мужских гимназий, где училось 25 тыс. человек. Спустя ¼ века число гимназий утроилось, гимназистов стало более 70 тыс. Женские средние учебные заведения появились только лишь к началу 90 -х гг. , их было открыто около 300, где занималось до 75 тыс. девушек. Костромская мужская гимназия (конец 19 в.) Женская белгородская гимназия (конец 19 в.)

5 n Несомненными были успехи высшего образования. К концу 19 го века в России насчитывалось свыше 60 государственных высших учебных заведений. Варшавский университет, ставший крупнейшим к концу 19 века в России

n Однако, несмотря на все выше перечисленное, уровень грамотности населения оставался одним из самых низких в Европе. Средний уровень грамотности составлял 21, 1%. Грамотное население находилось в основном в крупных городах. Высшее образование имели более 1%, среднее более 4% населения.

Успехи естественных наук n Успехи промышленности были тесно связаны с достижениями в различных отраслях науки и техники. Многие открытия русских ученых имели прикладной характер и широко использовались в практических целях, став весомым вкладом в мировой технический прогресс.

1 n n П. Л. Чебышев - русский математик и механик, основоположник петербургской математической школы, академик Петербургской академии наук (с 1859 года) и ещё 24 академий мира. Чебышев связывал свои научные интересы в области математического анализа с практическими потребностями военного дела. Увлекался теорией машин и конструированием различных механизмов. Например, он изготовил стопоходящую машину, имитирующую движение животного при ходьбе, а также автоматическую счетную машинку – арифмометр.

1) Механизм Чебышёва - механизм, преобразующий вращательное движение в движение, приближённое к прямолинейному (GIF изображение справа). 2) Стопоходящая машина 3) Арифмометр

2 n n А. Г. Столетов - русский физик, заслуженный профессор Московского университета. В 1876 году, измеряя отношение электромагнитных и электростатических единиц, получил значение, близкое к скорости света. Данные исследования Столетова были проведены еще до опытов Г. Герца. Предложение Столетова организовать измерение этой величины, принятое I конгрессом электриков в 1881 году, способствовало утверждению электромагнитной теории света.

n n В 1888- 1890 годах Александр Столетов систематически изучал фотоэффект, опубликовавший 6 работ. Им были сделаны несколько важных открытий в этой области, в том числе выведен первый закон внешнего фотоэффекта. Формулировка 1 -го закона фотоэффекта (закона Столетова): Сила фототока прямо пропорциональна плотности светового потока.

3 n n А. С. Попов - русский физик и электротехник, профессор, изобретатель, статский советник (1901), Почётный инженер-электрик (1899). 25. 04. 1895 году в Русском физическом обществе прочитал доклад по радиосвязи и продемонстрировал изготовленный им приемникпередатчик. Через несколько лет, усовершенствовав свое изобретение, он добился 150 километровой дальности передачи и приема. В 1900 году его радиоприемник был использован в практических целях для спасения рыбаков в Финском заливе. За свое открытие ученый был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

4, 5, 6 n В 1876 году П. Н. Яблочков создал дуговую электрическую лампу. Вскоре его лампочки осветили улицы и дома многих городов мира. n В 1881 году морской офицер А. Ф. Можайский сконструировал первый в мире самолет, правда, его испытания закончились неудачей. n В 1888 году механик-самоучка Ф. А. Блинов изобрел гусеничный трактор.

7, 8 n n n Д. И. Менделеев - русский учёныйэнциклопедист: химик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель. Всемирную славу ему принесло открытие в 1869 году периодического закона химических элементов. Периодическая система элементов Менделеева показывает, что химические свойства элементов, т. е. их качества, обусловлены количеством их атомного веса. Тем самым открытие служит блестящим подтверждением закона перехода количества в качество. Редактор Казанского университета А. М. Бутлеров заложил основы органической химии.

9 n n В. В. Докучаев - русский геолог и почвовед, основоположник школы почвоведения и географии почв. Докучаев положил начало науке о свойствах различных почв. В 1889 году его опубликованные на Всемирной выставке в Париже труды были удостоены золотой медали. В книге «Наши степи прежде и теперь» ученый изложил план борьбы с засухой, поразившей черноземную полосу России в 1891 году. Этот план предусматривал меры воздействия на природу степей путем посадок лесов и т. д.

Идеи Докучаева были использованы спустя более чем пол века при реализации Сталинского плана преобразования природы. На плакате колхозница держит книги Лысенко, Докучаева и Мичурина. Книга «Наши степи прежде и теперь»

10 n n И. М. Сеченов - русский просветитель и создатель физиологической школы. Сеченов создал учение о рефлексах головного мозга, осуществив тем самым переворот в биологической науке. Он первым научно доказал единство и взаимную обусловленность психических и телесных явлений, подчеркнув, что мыслительная деятельность есть не что иное, как результат работы головного мозга.

11, 12 n И. П. Павлов - русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и формировании рефлекторных дуг; основатель крупнейшей российской физиологической школы. Павлов доказал, что условный рефлекс – это наивысшая и наиболее поздняя форма приспособления организма к окружающей среде, и что условный рефлекс – это новоприобретение организма, результат накопления им индивидуального жизненного опыта. n. И. Мечников и Н. Ф. Гамалея организовали первую в России бактериологическую станцию, разработали методы борьбы против бешенства, уделяли огромное влияние борьбе с вредителями сельскохозяйственных растений. Их бактериологическая станция в Одессе

n Для развития естественных наук во второй половине 19 века характерны тесная связь с практикой, материалистическое представление о природе и борьба с реакционными философскими и политическими теориями. Крупнейшие ученые, деятели естествознания поддерживали демократическое движение и часто сами были его участниками.

1 n Обследования Камчатки, Чукотки и ряда островов в северной части Тихого океана были произведены академиком адмиралом Ф. П. Литке. Кругосветные плавания - в 1817- 1819 и 1826- 1829 гг. , во время которых исследовал Камчатку, Чукотку, Каролинские острова, острова Бонин; составил атлас и описание своих путешествий.

2 n n Крупные геологические и зоологические обследования Центральной Азии были произведены Н. М. Пржевальским также был открыт целый ряд неизвестных европейцам горных хребтов и крупных горных озер, впервые были даны описания некоторых животных. В собранном им гербарии, который насчитывал до 16 тыс. экземпляров, ботаники обнаружили 218 новых видов и 7 родов.

3 n n Н. Н. Миклухо-Маклай - русский этнограф, антрополог, биолог и путешественник. Он посвятил свою жизнь изучению народов Юго-Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана. Два с половиной года(1871 -1872, 1876 -1877, 1883) он прожил на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, завоевав любовь и доверие жителей. В 1881 году он разработал проект создания на Новой Гвинеи независимого государства – Папуасского Союза, призванного противостоять колонизаторам. В 1886 году Миклухо-Маклай безуспешно добивался от России разрешения организовать все там же «вольную русскую колонию» , построенную на принципах общинно-артельного социализма.

1 n С. М. Соловьев – профессор, декан историкофилологического факультета, а затем ректор Московского университета, создатель 29 -томной «Истории России с древнейших времен» . Крупным научным и общественным явлением стали его «Публичные чтения о Петре Великом» . Соловьев был сторонником сравнительноисторического метода исследования, указывая на общие черты развития России и Западной Европы.

2 n n В. О. Ключевский – российский историк, ученик Соловьева. В 1882 году блестяще защитил в Московском университете докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси» . Он был автором многих исторических исследований и «Курса русской истории» . Большое значение ученый придавал изучению социальноэкономических причин исторических событий и явлений. На его лекциях присутствовали не только студенты историкофилологического факультета, но и естественных факультетов, а сами лекции заканчивались под шквал аплодисментов.

3 n Важным событием в научной и педагогической жизни страны стало открытие в Москве в 1883 году Исторического музея.

n Отечественная наука второй половины 19 века вышла на передовые рубежи. Русские ученые внесли весомый вклад в развитие мировой научной мысли. Причинами этого явления стали те благоприятные изменения в жизни страны, которые пришли вместе с отменой крепостного права, они разбудили инициативу русских людей и способствовали научному поиску.

Последние материалы раздела:

Страна с трагической судьбой
Страна с трагической судьбой

Апофеозом гражданской войны в Анголе и Войны за независимость Намибии стала оборона ангольскими правительственными войсками, кубинскими...

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...