Весь мир мой храм любовь. «Весь мир - мой храм, любовь - моя святыня…

20.10.2015

В Санкт-Петербурге в Новом музее состоялся литературно-музыкальный вечер, посвященный дню рождения великого осетинского поэта Коста Хетагурова. Вечер собрал многих почитателей творчества поэта, среди которых были представители научной и творческой интеллигенции города, студенческой молодежи.

Коста Хетагуров был истинным новатором, вклад которого в осетинскую культуру сложно переоценить: основоположник осетинской художественной литературы, поэт, драматург, первый осетинский живописец, блестящий публицист, этнограф – автор ставшего хрестоматийным очерка «Особа». «Весь мир – мой храм, Любовь – моя святыня, Вселенная – Отечество мое!» Эти слова оказались пророческими. Творчество поэта давно перешагнуло рамки национального пространства, стало достоянием мировой культуры.

О жизни и наследии поэта рассказал доктор филологических наук, профессор В. Д. Таказов. Он отметил непреходящее значение творчества Коста для осетинского народа.”Сегодня в Санкт-Петербурге проживает четыре с половиной тысячи осетин. Мы знаем наше место в интеллектуальной среде, мы привносим в большой город большую культуру”,- сказал он.

Доцент Северо-Западной академии государственной службы Р.Н. Дзарасов, говоря о неизбывной любви к поэту, в частности, отметил: “Через всю свою жизнь Коста пронес отеческую боль и сострадание к своему народу, который безгранично любил и считал достойным лучшей доли”.

Программа вечера была очень насыщенной. Песни на стихи Коста прозвучали в исполнении студентов Санкт-Петербургской консерватории Ш. Чибирова (вокал) и Г.Тадтаева (скрипка). Солисты вокально-хореографического ансамбля “Иристон – СПб”, художественный руководитель Ф. Алдатова, исполнили “Плавный” и “Горский” танцы. Стихи Коста на осетинском и русском языках читали З. Мамитова, Б. Кокоев, Ш. Чибиров. Состоялся также премьерный показ авторского фильма А. Касоева, съемки которого проходили на родине поэта, в высокогорном селении Нар – стихи за кадром читают В. Парастаев и О. Лохова, музыка М. Плиева и Г. Абаева.

Вечер был подготовлен при поддержке Представительства РСО-Алания в Северо-Западном федеральном округе и лично Б.В. Газалова, а также Осетинского землячества в Санкт-Петербурге.

Учащиеся Государственного лицея искусств имени Аксо Колиева сегдня посетили дом-музей композитора Бориса Галати, где они знакомились с наследием великого осетинского композитора и увлеченно делились друг с другом впечатлениями. Заслуженный работник культуры Лиана Гаглойтэ рассказала собравшимся интересные факты из жизни Галати. Она ознакомила детей с новым оформленнием комнат Дома-музея, с экспозициями по работе Бориса Галаева в Юго-Осетинском драмтеатре и его выходной национальной одеждой. Также лицеисты ознакомились с внушительной коллекцией национальных музыкальных...

7.03.2019

В связи с празднованием в Южной Осетии Международного женского дня в республике пройдут мероприятия, посвященные этому празднику. 8 марта – всеми любимый весенний праздник. Торжественное собрание представителей общественности РЮО «Посвящение женщине…» состоится 7 марта в Государственном киноконцертном зале «Чермен». В районных центрах пройдут праздничные концерты. Мероприятия продлятся до 10 марта, состоятся праздничные приемы главами городских и районных администраций многодетных матерей, матерей-врачей, учителей, матерей-активисток, матерей-погибших солдат. В течение всего месяца в министерствах,...

7.03.2019

«Встреча между главами Республики Южная Осетия и Российской Федерации – всегда интересное и значимое событие», - считает президент Медиа-центра «Ир» Ирина Гаглоева. - Эти встречи уже традиционны. Повестка дня всегда актуальна и имеет большое значение для развития отношений, придавая им новый импульс. Двусторонние отношения между Республикой Южная Осетия-Алания и Российской Федерацией, их развитие, углубление – важнейшее направление в политической жизни нашей страны, - отметила Ирина Гаглоева. В Москве внимательно следят...

7.03.2019

Недавние заявления Григория Карасина и Сергея Шойгу касательно политики Грузии вызвали широкий общественный резонанс. Напомним, что Григорий Карасин в интервью Радио "Свобода" предостерег «грузинских партнеров от неприятных неожиданностей». Совсем недавно замминистра рекомендовал Грузии «определиться»: либо «выбрать создание атмосферы регионального благоприятствования на Южном Кавказе, либо евроатлантическую повестку». А их синхронизация, по его мнению, «чревата серьезными последствиями». Мы обратились к Министру иностранных дел Южной Осетии Дмитрию Медоеву, который дал оценку прозвучавшим ранее заявлениям. -...

6.03.2019

Эксперт Юрий Вазагов прокомментировал итоги встречи Президента Республики Южная Осетия Анатолия Бибилова с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным: - Нынешняя встреча лидеров Республики Южная Осетия и Российской Федерации стала очередным шагом по укреплению интеграции между нашими странами. Переговоры на высшем уровне, прежде всего, были направлены на решение целого перечня важных практических вопросов, которые, несомненно, в ближайшем будущем отразятся на жизни населения республики. Регулярные встречи между президентами России и Южной Осетии...

6.03.2019

В Кремле состоялись переговоры Президента Республики Южная Осетия Анатолия Бибилова с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Анатолий Бибилов прибыл в Россию с рабочим визитом, - сообщает сайт Кремля. Обсуждались текущее состояние и перспективы двустороннего взаимодействия, прежде всего в социально-экономической сфере Южной Осетии и России. * * * В.Путин: Анатолий Ильич, думаю, нет необходимости говорить об особом характере отношений между Россией и Южной Осетией. Мы в полном смысле слова стратегические партнёры. Мы делаем всё, для того чтобы обеспечить и социально-экономическое развитие республики, и обеспечить...

Одна осетинская девушка требует от меня прекратить провокации и не разжигать тлеющий костер неприязни между нашими народами. Магдалена, так ее зовут, пишет: "Абадиев, если у тебя и у твоих соотечественников есть проблемы, то решайте их по- мужски, не привязывая их к осетинам. О каких " экстремистах" ты говоришь? Или напрочь не знаешь значения слова? Почему твой пост о человеке, заслуживающий уважение с твоей стороны остается в тени, а на передний план выносишь негатив по отношению к осетинскому народу или это так задумано? Читая пост, Хашагульгов остается на заднем плане, зато в изобилии - " экстремисты - осетины"," вандалы - человечества", приплел зачем- то 92 год... Если ты хочешь донести до своего народа, о том, что осетины мерзкий народ, то каждый имеет такого врага, коим является сам(это абсолютная истина) . Значит, вы заслужили такого врага и не надо ныть!У КАЖДОГО ингушского блогера перед собой стоит задача- как можно больше привнести раздора между двумя народами, очернить осетинскую сторону, но при этом, ждут от осетин правильного к проблеме ПР выводов(((А в это время, ингушские дети лечатся в детском отделении РКБ, ингушские молодые женщины, которые не могут родить- лечатся в Центре планирования семьи во Владикавказе, а Медцентр в Беслане полностью " забит" вайнахами))) . 8-10 августа в супермаркетах Владикавказа было столпотворение из ингушских покупателей, которые, как цунами проходили по отделам, сбивая с ног других, но НИКТО из осетин не роптал, все понимали - у людей праздник! Неужели, нельзя понять, что никто никуда не денется, нужно жить и по возможности, если не получается между нами большая любовь, то хотя бы,не бросать дрова в тлеющий костер."

Я ответил своей новой подруге:

"Милая Вы моя! Ничего против осетин как народа я не имею, я не шовинист какой-нибудь. Мое жизненное кредо - это слова замечательного осетинского поэта Коста Хетагурова: "Весь мир - мой храм, Любовь - моя святыня, Вселенная - отечество мое". Я пишу об осетинских экстремистах, точно также пишу и об ингушских. Я искренне хочу мира между нами, Но осетины должны понять одно: мира никогда не будет, если условием этого мира ставить отказ ингушей от своей Родины. Не нужен нам такой мир. Каждое слово в моем посте - это правда. За каждое слово в этом посте я отвечаю. Это подтверждают и осетинские адвокаты, которые бьют в набат по поводу этого концлагеря. Многие заключенные там - мои друзья. Вот пойдите и разберитесь с этим концлагерем и со своими экстремистами - тогда и мне не придется об этом писать. Что касается ПР: ингуши всегда были готовы к научной дискуссии и диалогу. Это осетины, точнее их власть имущие не хотят идти на диалог и решают свои проблемы при помощи грубой силы, а конретнее российских войск. Покажите хотя бы один дом, который ингуши отобрали у осетин. Назовите хотя бы одно осетинское село, захаченное ингушами. Покажите одно осетинское кладбище, оскверненное ингушами. Покажите хотя бы одну фотографию убитого осетина, которую ингуши выдавали за фотографию убитого ингуша. Покажите хотя бы одного осетина, которому ингуши вскрывали живот. Покажите хотя бы одну осетинку, которую ингуши насиловали и прижигали сигаретами. Покажите хотя бы один документ, в котором ингуши радовались горю осетин и просились в их дома и на их земли. У нас все это есть и мы готовы это предоставить. Что касается того, что ингуши ездят во Владикавказ лечиться и за покупками: мы ездим не к осетинам в гости, мы ездим к себе домой. Ни одного сантиметра осетинской территории мы не требуем. Мы не требуем ни Алагир, ни Ардон, ни другие осетинские земли. Мы требуем Ангушт, мы требуем Буро, требуем Эзми, требуем Галгай-Юрт, Ахки-Юрт, Цхьорой-Юрт, Яндиево, Гадаборшево, Шолхи, Чми, Балту, Ларс, требуем Базоркино и другие сои земли. Мы в Осетию убивать осетин не ездим и осетинские парни в Ингушетии в концлагерях не содержатся, их там не пытают током и удушением пакетами. С чем из мной написанного Вы не соласны, доогая Магдалена?!"

«Весь мир - мой храм, любовь - моя святыня, вселенная - отечество мое…» — по-школьному, с выражением произнес я, улыбаясь красивой девушке-консультанту в магазине, на бейджике которой прочитал фамилию Хетагурова.

Однако улыбка исчезла с моего лица, стоило мне услышать дежурно вежливое «слушаю вас». И никакой реакции на строчки классика. Я стушевался, представив, как глупо выгляжу со стороны. Взрослый мужчина, читающий молоденькой девушке-консультанту «любовь - моя святыня». И где? В магазине. Ладно бы дома. В родном Владикавказе это бы выглядело, как дань уважения великому поэту и представительнице его фамилии. Но в Московском магазине? Девочка могла быть просто носителем фамилии, родившейся в столице. Мало ли. С тем же успехом я бы мог спеть «Ихджын дæ, ихджын суадон» Жанне Агузаровой, желая вызвать в ней отчизнолюбие. Ситуацию разрядил мой товарищ, который находился рядом. Он быстро объяснил то, что нам нужно, и мы вышли.

— Что это было? — уже на улице спросил он.

Я стал объяснять, что у девочки фамилия, как осетинского поэта, и что мне просто захотелось сделать ей приятное.

Нет, — перебил он, — читал ты что?

Я вновь прочитал строчки.

— Это Коста Хетагуров — осетинский поэт. Основоположник осетинской литературы, он считается основоположником литературного осетинского языка, — выдал я, как школьник, тщательно вызубривший домашнее задание.

— А еще что-нибудь можешь? — спросил он.

«Я смерти не боюсь,-холодный мрак могилы

Давно меня манит безвестностью своей,

Но жизнью дорожу, пока хоть капля силы

Отыщется во мне для родины моей…

Я счастия не знал, но я готов свободу,

Которой я привык, как счастьем, дорожить,

Отдать за шаг один, который бы народу

Я мог когда-нибудь к свободе проложить».

— Конечно чтец из меня не очень, но Коста писал красивые стихи.

И в этот момент я сам ощутил всю красоту и глубину этих строк.

Странно, подумал я, с самого детства нам преподносили его, как как некую глыбу, монумент, возвышающийся над Осетией. И ассоциировался он у нас всегда, как тот памятник у Осетинского театра. Высокий, красивый, решительный, взирающий с недосягаемой высоты и вызывающий благоговейное уважение, как строгий, но справедливый учитель. Но стоит на минуту опустить тот факт, что Коста «наше все», открывается вся выразительность и лиричность его поэзии, вся его тоска и безысходность. Вспомнилось мне, как когда-то в разговоре мой друг Аркадий заявил, что Коста, конечно, уважаемый поэт, но вряд ли его можно назвать основоположником осетинской литературы. Первым изданным произведением на осетинском языке была поэма Кубалова «Афхардты Хасана» настаивал он. Да и вообще, что касается языка, Сека и Цомахъ сделали для него ничуть не меньше. Поэтому ставить Коста выше всех несправедливо. Тогда я не стал с ним спорить, а просто отмахнулся. Скорее всего не стал от того, что боялся что не хватит аргументов. Он значительно лучше на мой взгляд разбирался в осетинской литературе. Сегодня, думается мне, я нашел бы, что ответить.

— Круто, — искренне улыбнулся товарищ, прерывая мои размышления, — наверное, на вашем осетинском он звучит еще лучше.

— Наверное, — теперь уже улыбнулся я и напряг память.

Ныббар мын, кæд-иу дæм мæ зарæг,

Кæуæгау фæкæса, мыййаг, -

Кæй зæрдæ нæ агуры хъарæг,

Уый зараед йæхи фæндиаг!..

Æз дзыллæйæ къаддæр куы дарин,

Куы бафидин искуы мæ хаес,

Уæд афтæ æнкъардæй нæ зарин,

Нæ хъуысид мæ кæуынхъæлæс…

Пред взором снова предстал поэт. Но теперь не тот, который сияющей скалой гордо стоит в бурке, держа в руках бесценный для нас свиток, а тот, который незаметный, но от этого не менее родной, сидит на лавочке перед парком. Тот, которого каждый раз, проходя мимо хочется обнять, и произнести «Коста, люблю тебя всем сердцем».

Сегодня у меня есть аргумент для друга Аркадия. Да, и Сека, и Цомахъ, и Нигер, и многие другие занимают достойное место в сокровищнице осетинской поэзии, но Коста любим нашим народом больше остальных оттого, что его выбирают сердцами, в которые он сумел проникнуть глубже остальных. Очень бы хотелось, чтобы красивая девушка-консультант с фамилией Хетагурова, когда-нибудь все же открыла для себя поэта Хетагурова, и улыбнулась, прочитав «Весь мир - мой храм, любовь - моя святыня, вселенная - отечество мое…»

Тамерлан Тегаев

CЕГОДНЯ не принято вспоминать некоторые памятные даты, очень широко отмечавшиеся во времена СССР. Особенно не везет событиям, связанным с историей государственного устройства России. В Северной Осетии многие считают, что если в этом нет сознательного манкуртизма, то не много и обыкновенного здравого смысла, а потому и воспринимают большинство таких "немодных" дат как повод поразмыслить о прошлом, настоящем и будущем.

Октябрь 1999 года для Северной Осетии - месяц двух очень важных юбилеев: 225-летие добровольного вхождения в состав России и 140-летие основоположника осетинской литературы, поэта, прозаика, художника, драматурга и общественного деятеля Коста Хетагурова - по выражению Фадеева, "Леонардо да Винчи осетинского народа".

МЫ - РОССИЯ, МЫ - КАВКАЗ...

Именно этот поддержанный народом девиз стал одним из основных тезисов президентской избирательной программы Александра Дзасохова в 1998 году. Президент республики продолжает придерживаться его и сегодня. "Еще десять лет назад, - говорит он, - мы бы такой акцент не делали. Мы сказали бы: "Мы - Советский Союз". Но сегодня идет как бы новая волна самоопределения народов, проявление их самосознания, утверждение на новом витке самоощущений. Поэтому мы и говорим: "Мы - Россия, мы - Кавказ". Эти два понятия и два наших состояния, мировоззренческое и духовное, вполне совмещаются".

Верность таких подходов подтверждают исторические связи Северной Осетии и России, прослеживающиеся задолго до 1774 года, когда было подписано соглашение, по которому "Осетия вошла под протекцию всемилостивейшей государыни Екатерины II". Как отмечает Юрий Готье, "c самого начала русской исторической жизни до Батыева погрома ясы (осетины) жили рядом с русскими и среди них".

Историческими хрониками зафиксированы многие факты взаимодействия русских и осетин. Например, в походе 945 года славян на Каспий принимали участие и аланы (осетины). Известный исследователь дипломатии Киевской Руси Андрей Николаевич Сахаров утверждает, что при подготовке похода славяне заключили договор с аланами, а сирийский историк Бар-Гебрей сообщает такую деталь похода: "В тот год, когда начал править Мусафид Марзубан, вышли разные народы - аланы, славяне и лезги, - проникли до Азербайджана и взяли город Бердау". Объединение славян с аланами и лезгинами указывает на вероятную остановку русов в Дагестане, где и произошло их объединение с северокавказцами.

Поход 945 года - первое зафиксированное документально совместное выступление славян и алан. Оно свидетельствует уже не столько о контактах, сколько о тесном сближении и сотрудничестве двух народов, которое развивалось столь стремительно (касаясь не только военной сферы), что в XII веке браки между представителями славянской и аланской аристократии стали обычным явлением. Согласно сообщениям летописей, князь Андрей Боголюбский был женат на аланке, а его брат князь Всеволод Большое Гнездо "имел жену аланку Марию, сестра же ее была с 1182 года за Мстиславом, сыном Святополка, Великого князя Киевского". Князь Ярополк, сын Владимира Мономаха, "после похода на Дон в 1116 году получил аланку Елену, девицу необычной красоты, и на ней в Киеве женился". Имя Елены упоминается и в 1146 году: "Перенесе благоверная княгиня Елена князя своего Ярополка из гробницы в церковь святого Андрея и положи его у янкы". По данным Ипатьевской летописи, "Елена умерла в глубокой старости в 1201 году".

Династические браки являлись традиционным инструментом средневековой дипломатии и отражали политическую ориентацию в восточной политике Киевской Руси. В средневековье много алан переселялось на территорию Киевского государства, а находки русских крестов XII века на Северном Кавказе свидетельствуют о проникновении в предгорья Центрального Кавказа русских. На это же указывает фрагмент персидской хроники "Тарасол" из Тебризской библиотеки, в которой Георгий Лаша наименован "царем царей Абхаза, Шака, Алана и Руса". По единодушному мнению ученых разных стран, под именем "русы" здесь подразумевается часть жителей Древней Руси, оторвавшихся от родных мест и еще в XII веке населявших Северный Кавказ в непосредственной близости от государства грузинских Багратидов, т.е. на территории Алании.

Нарушенные татаро-монгольским нашествием русско-аланские связи в последующем быстро восстановились. Однако окончательно они оформились осенью 1774 года подписанием упоминавшегося русско-осетинского соглашения, позитивное влияние которого на всю последующую историю Северной Осетии никогда в этой северокавказской республике не ставилось под сомнение. "Главное для современного государственного человека, говорящего от имени народа, - имеет ли он ответ на вопрос: лучше ли будет для его народа в составе большого федеративного государства или в рамках очень небольшой, но независимой страны?" - считает Дзасохов.

В Северной Осетии абсолютно убеждены в правильности сделанного предками 225 лет назад выбора. При самом взыскательном отношении к истории российского государственного устройства - а народы России входили в ее состав по-разному, - видно, что именно Россия являет собой пример того, как народы могут реализовать свои возможности в одном государстве. Предположим чисто гипотетически, что в XVIII веке Северная Осетия становится частью Турции - 225 лет назад это не было фантастикой. Сегодня в Турции нельзя обнаружить следы какой-нибудь национальной автономии. Вывод: осетины как этнос могли давно прекратить свое существование.

Суровое заключение полностью совпадает с мнением историков XVIII века, предрекавших потомкам древних аланских племен полное исчезновение. Был период, когда численность осетин упала до 16 тысяч, что поставило этнос на грань вымирания. Еще и поэтому осетины полагают выбор своих предков в пользу России проявлением мудрости.

Во время подписания соглашения 1774 года между Северной Осетией и Россией оговаривалась и идея строительства укрепления в Дарьяльском ущелье, но реализовать ее удалось только после заключения Георгиевского трактата, когда российское правительство решило основать на Центральном Кавказе крепость как политический центр региона. На строительстве крепости у входа в Дарьяльское ущелье настаивал и царь Грузии Ираклий II, заинтересованный в постоянной и безопасной связи с Россией.

12 марта 1784 года по распоряжению генерал-аншефа Толмачева на правом берегу Терека было заложено укрепление, названное Владикавказом. 6 мая крепость была освящена, и этот день считается днем рождения Владикавказа, который отметил в этом году свое 215-летие.

Евгений Вахтангов - один из крупнейших российских театральных деятелей, Гайдо Газданов - недавно открытый для широкого российского читателя, эмигрировавший после революции во Францию писатель европейского масштаба, Георгий Токати - изобретатель самолета вертикального взлета, после вынужденной эмиграции возглавлявший в Англии Комитет аэронавтики и космонавтики, Валерий Гергиев - художественный руководитель Мариинского театра, дирижер мирового уровня... Можно привести еще немало имен людей, которые родились и сформировались в здешней традиционно интернациональной, неповторимой атмосфере.

ЗВЕЗДА КОСТА

15 октября 1999 года Международный астрономический союз занес в каталог звезд звезду "Коста", чем подтвердил исключительность "знаменитого осетинского и известного российского поэта, прозаика, драматурга, художника и публициста Коста Хетагурова".

Коста родился 15 октября 1859 года в ауле Нар, в самой сердцевине Кавказских гор. Он рано потерял мать, а отец его Леван Елизбарович, человек уважаемый в горской среде, почти всю жизнь провел на военной службе и не мог уделять единственному сыну много внимания. О суровых, спартанских нравах горцев тех лет, из-за которых Осетия едва не лишилась своего гения, свидетельствует эпизод из раннего детства поэта. Коста не было еще и двух лет, когда он играл на крыше сакли и, не устояв на ногах, покатился вниз. Находившийся рядом отец успел наступить на край рубашки малыша, соскользнувшего уже с крыши. По неписаному горскому этикету отец не мог брать на руки ребенка в присутствии посторонних, для мужчин это считалось проявлением слабости. Леван невозмутимо стоял, прижимая ногой рубашку раскачивавшегося над пропастью сына до тех пор, пока на крики соседских женщин не прибежала мать Коста.

Леван Елизбарович дал сыну хорошее образование: Владикавказская прогимназия (1869-1870), Ставропольская гимназия (1871-1881) и Петербургская академия художеств (1881-1885) - поставившее его под сильное влияние русской культуры. Поэт постоянно подчеркивал, что "осетинскому народу по пути с русской культурой" и "осетины на Кавказе никогда не служили враждебным элементом для русских". В статье "Неурядицы Северного Кавказа" он напишет о необходимости "видеть и непосредственно наблюдать русскую гражданственность и жизнь, а также деятельность культурных людей, слышать русскую речь, работать рука об руку с русским пионером, отдавать детей в русские школы". Говоря "Я вырос среди русских", Хетагуров никогда не втискивался в прокрустово ложе национальных рамок.

Весь мир - мой храм,
Любовь моя - святыня,
Вселенная - отечество мое!

"Мы, русские писатели, - скажет Фадеев, - особенно горды тем, что Коста Хетагуров, будучи истинным сыном своего народа, будучи глубоко национальным по формам, в то же время не мог бы сложиться как писатель, как поэт без переклички, которая происходила у него с лучшими людьми русского народа".

Прекрасно владея и русским, и осетинским языками, Коста большую часть произведений написал по-русски: стихи, поэмы, публицистические статьи, рассказы, драматургические произведения, историко-этнографические исследования - обращены же они зачастую к осетинскому народу.

Люблю я целый мир,
люблю людей, бесспорно,
Люблю беспомощных,
обиженных сирот,
Но больше всех люблю -
чего скрывать позорно? -
Тебя, родной аул
и бедный наш народ.

Национальным же поэтом, основоположником осетинской литературы и осетинского языка Хетагуров стал благодаря сборнику "Ирон фандыр" ("Осетинская лира"). Задолго до выхода сборника стихи уже звучали на встречах интеллигенции, переписывались вручную, сразу став энциклопедией жизни осетин. Популярность стихов объяснялась их актуальностью и связью с фольклором, что подчеркнул и сам поэт, написав на титульном листе сборника: "Думы сердца, песни, поэмы, басни".

Глубокую связь Коста с устным народным творчеством отмечала и Мариэтта Шагинян, обронившая: "Его нельзя не любить".

Социально-экономическое и общественно-политическое положение не только осетин, но всех народов Северного Кавказа было главным предметом Коста-публициста. По точному замечанию Игоря Сельвинского, Коста "и сегодня остается для осетин, и не только для них, зеркалом, которое правдиво отразит любые общественные процессы". Эта мысль перекликается с высказыванием Александра Дзасохова на одной из встреч во Владикавказе в дни юбилея Коста: "Необходимо привыкнуть к тому, что, действуя в каких-то направлениях, будь то внешнеполитическое или, скажем, в отношениях с Чечней, мы обязаны всегда принимать во внимание состояние общественной мысли. Передовой общественной мысли, которая похожа на светильник, зажженный в ночи".

Могу ли я смущать Божественным ученьем:
"Любите ближнего, как самого себя", -
Людей, готовящих с таким ожесточеньем
Кровавую зарю для радостного дня!

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....