В.А. Жуковский "Невыразимое"

8 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 15.

Тема. В.А.Жуковский. Анализ стихотворений «Невыразимое», «Море».

Цель :

    выявление художественной идеи стихотворения «Невыразимое» - отрицание возможности словесного обозначения сложного, смутного, противоречивого состояния души; смысла подзаголовка «отрывок», дающего представление о потоке душевной жизни, не имеющем начала и конца; художественной идеи элегии «Море», проявляющейся в ирреальной устремленности «мировой души» ко всеобщему единству и целостности, которую не удается восстановить;

    формирование навыка выразительного чтения, исследовательской работы с текстом, работы со статьей и иллюстрациями учебника;

    развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления лексического значения слова «ирреальный».

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, видеоролик.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1.Выявление темы, цели, плана урока.

2. Анализ стихотворения «Невыразимое».

2.1. Слово учителя.

Наиболее определенно новые стороны романтической концепции поэта выразились в стихотворении «Невыразимое» (1819, напечатано в 1827).

«Невыразимое» - своеобразный манифест эстетических и философских представлений Жуковского-романтика.

2.2. Выразительное чтение стихотворения или просмотр видеоролика .

Какова основная мысль стихотворения?

Объективный мир природы - не есть то, что должно изображать искусство, не есть нечто подлинное. Искусство призвано передавать лишь то невыразимое душевное волнение, те зыбкие оттенки настроений, которые составляют суть внутренней жизни сознания и для которых внешняя природа является лишь условным возбудителем, поводом.

Какие части можно выделить в стихотворении?

Начало - тезис «Что наш язык земной пред дивною природой?».

Вторая часть - размышление о том, что искусство призвано передать особенности внутренней жизни сознания: «Невыразимое подвластно ль выраженью?..»

Концовка - «И лишь молчание понятно говорит». Подлинным свидетелем восторга перед минутным явлением прекрасного остается безмолвие.

2.3. Выразительное чтение части стихотворения от начала до слов «И обессиленно безмолвствует искусство?».

Каким эпитетом можно характеризовать явления окружающей действительности в данной части стихотворения?

«Но льзя ли мертвое живое передать?»

Найдите в данной части стихотворения слова, соотнесенные по значению со словом «сердце».

«Святые таинства, лишь сердце знает вас».

Какой смысл приобретает это слово в контексте?

Сердце - душа смятенная - болезненное чувство.

Сердце – это эмоции и чувства человека.

Возможно ль выразить жизнь эмоции в слове?

Жизнь души, сердца, чувства невозможно выразить словом.

2.4. Слово учителя.

Душевная жизнь лирического героя - единое целое, в котором ничего нельзя выделить, не нарушив единства целого.

Значение слова поэта отражено в душе читателя, ассоциативно откликающейся на призыв словесной мелодии. Невыразимое рационально, логически, прямо должно быть осознано читателем; но точное название понятий не для поэзии, ибо нельзя точно конкретно описать сложное, смутное, противоречивое состояние души. Слова, с их эмоциональными обертонами, должны звучать как музыка, оттесняя их предметный, объективный смысл.

2.5. Задание 3 рабочей тетради, с.4, ч.1.

Выпишите из первой части стихотворения слова и сочетания слов, воссоздающие различные оттенки эмоций лирического героя. Что передано в этих словах - описание мира или отражение его в сознании?

Земной, дивною, небрежною, обессиленно безмолвствует искусство. Эти слова передают отражение мира в сознании и обозначают не предмет или понятия, а отношение души к предмету и понятию .

2.6. Слово учителя.

Это и есть выражение невыразимого; иначе говоря, это и есть система, стремящаяся объективный мир поглотить субъективным, а во внешнем бытии видеть лишь повод для внутреннего. Объективное поглощение словами эмоций; величественно переживание вечера, а не сам вечер. Простой вечер, часть суток, превращается в тему внутренней значительности, состояния сознания. Час - это не астрономическая мера, а мгновение проживаемой душевной жизни; земля - это жилище скорби, а не географическое или любое иное материально-предметное обозначение.

2.7. Выразительное чтение части стихотворения от слов «Что видимо очам - сей пламень облаков...» до «...для их блестящей красоты».

Какое значение приобретает метафора «пламень облаков», эпитет «тихий», слово «небо» в контексте данной части стихотворения?

2.8. Сообщение учащихся, заполнение второй и третьей части таблицы. Задание 4 рабочей тетради, с.45, ч.1.

Прямое значение

Контекстное значение

Пламень облаков

Подымающийся над горящим предметом огонь

Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, возрождение, духовный порыв, искушение, честолюбие, вдохновение, страсть.

1. Обладающий небольшой силой звучности, не сильно действующий на слух, не производящий шума; противоположный слову «громкий». 2. Окруженный, проникнутый молчанием, бесшумный; противоп. слову «шумный». 3. Спокойный, смирный. 4. Безмятежный, погруженный в спокойствие, мирный. 5. Не быстрый, без торопливости. 6. Вялый

Чувство умиления поэта в момент «преображенья земли»

Свод, который, как кажется, обволакивает землю и днем является голубым, а ночью - темным

Символ превосходства, властных полномочий, духовного просвещения и вознесения. Образ возвышенного, образ души, летящей ввысь, бесконечность

2.9. Выразительное чтение части стихотворения от слов «Но то, что слито с сей блестящей красотою...» до конца.

Как названо «невыразимое» в заключительной части стихотворения? Что передают эти понятия?

Обворожающего глас, к далекому стремленью, миновавшего привет, дуновенье от родины, святая молодость, шепнувшее душе воспоминанье о милом радостном и скорбном старины, сходящая святыня с вышины, присутствие создателя в созданье. Эти слова передают субъективные переживания лирического героя.

2.10. Задание 6 рабочей тетради, с.46, ч.1.

Выпишите средства художественной выразительности из данного фрагмента. Какова их роль?

Оксюморон

«О милом радостном и скорбном старины...»

Сие смутное, волнующее нас // Сей обворожающего глас // Сие к далекому стремленье // Сей миновавшего // Сие шепнувшее // Сия сходящая // Сие присутствие

Риторические вопросы

Какой для них язык?

Святая молодость

Итоги работы

В оксюмороне «о милом радостном и скорбном старины» слиты противоречивые чувства, речь идет не о старине, а о вспоминающем сознании, для которого она и милая и радостная.

Риторические вопросы, усиленные анафорами указательного местоимения «сей», подчеркивают необъятность мира, который лирический герой вместил в своей душе.

В первой публикации в «Памятнике отечественных муз» за 1821 подзаголовок «Отрывок» отсутствовал. Он появился в издании 1836 года в Собрании сочинений Жуковского.

Почему стихотворение получило такой подзаголовок? Каков его смысл?

«Отрывком» произведение названо потому, что поток душевной жизни не имеет начал и концов, а течет, переливаясь из одного сложного состояния в другое, и всякая попытка уловить мгновение - это лишь неразрывная часть, лишь символ единства в его мимолетном аспекте.

2.11. Задание 7 рабочей тетради, с.46, ч.1. Выпишите афористические выражения. Объясните их значение.

«Что наш язык земной пред дивною природой?»; «Но льзя ли в мертвое живое передать?»

2.12. Итоги работы над содержанием стихотворения «Невыразимое».

Обращение к учебнику. Чтение статьи «Невыразимое», с.131, ч.1.

3. Анализ элегии «Море».

3.1. Слово учителя.

Во второй половине 1810-х - начале 1820-х годов в творчестве Жуковского усиливаются романтические тенденции. Одним из важнейших романтических манифестов Жуковского является элегия «Море» (1822).

3.2. Выразительное чтение элегии или просмотр видеоролика . Выявление первоначальных впечатлений.

Какие образы противопоставлены в элегии?

Небо и море.

Поэт не просто фиксирует явления. Отчетливо видно отношение к ним. Каково оно?

Какое слово свидетельствует о состоянии души лирического героя, наблюдающего величественную картину?

Слово «очарован». («Стою очарован над бездной твоей».)

Что является источником очарования лирического героя?

Источником очарования лирического «я» становятся изменения «поведении» природных стихий.

3.3. Задание 9 рабочей тетради, с.47, ч.1. Выпишите из текста слова, соотнесенные со словом «море» в спокойном состоянии (1 вариант), в бурю (2 вариант), после бури (3 вариант), словом небо (4 вариант).

Море

Небо

В спокойном состоянии

После бури

Безмолвное, лазурное, бездна, живо, дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты, тайна, необъятное лоно, напряженная грудь, чисто, вечерним и утренним светом горишь, ласкаешь его облака золотые, радостно блещешь звездами его

Бьешься, воешь, волны подъемлешь, рвешь и терзаешь враждебную мглу

Полное прошлой тревоги, вздымаешь испуганны волны, обманчив твоей неподвижности вид: в бездне покойной скрываешь смятенье, небом любуясь, дрожишь за него

Далекое, светлое, таинственной, сладостной полное жизни, чистое, светозарная лазурь, темные тучи, ясное, сладостный блеск небес

Каково море в спокойную погоду, в бурю и после нее?

Какие художественные средства позволяют представить море как живое существо?

Размышляя о море как части природы, поэт обращается к приему олицетворения, наделяет море человеческими качествами: величием, силой, способностью думать и реагировать на обстоятельства, любить и ненавидеть, тревожиться и радоваться, принимать решения .

Продолжите данную характеристику моря.

Море в элегии Жуковского необычно; морская стихия - живое, чувствующее, мыслящее существо.

Какие контрасты возникают в описании?

Безмолвное море и светлое небо соседствуют с темными тучами и беспокойными волнами, в чреде которых попеременно возникает то утренний, то вечерний свет.

Как передано состояние бушующего моря в элегии?

Шум передан при помощи аллитераций:

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь, ты терзаешь враждебную мглу...

Создается иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трехсложные стопы в приведенных строках разделены паузами, передающими мерные удары волн.

Каким изображено небо в стихотворении?

Что символизирует образ неба в стихотворении «Невыразимое»?

Сохранено ли это значение в элегии «Море»?

В элегии вновь возникает образ неба, всегда знаменовавший собой бесконечность в произведениях В. А. Жуковского.

III. Подведение итогов урока.

Какие миры олицетворяют море и небо?

Небо - мир идеальный.

Море - мир реальный.

Почему описанию переменчивого моря в стихотворении уделено больше внимания, чем описанию неба?

Море близко душе поэта так, как могут быть близки друг другу равноправные и равновеликие стихии: морская бездна и бездна лирического «я».

Исследователи творчества В.А. Жуковского отмечают, что стихотворению присущ особый ритм, который «передает движение волн». Что в ритме элегии способствует такому ощущению?

Элегия написана четырехстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности.

Каков смысл порыва морской стихии к небу?

Жизнь моря предстает у Жуковского в свете ирреальной устремленности «мировой души» ко всеобщему единству и целостности, которую не удается восстановить. Это стремление связано с развитием личностного сознания, всеобщей неудовлетворенностью окружающим миром.

Лексическая работа: ирреальное.

Обратите внимание на интонацию стихотворения - она создается с помощью синтаксиса, риторических фигур. Каких? Разделите текст на тематические и интонационные части. Выразительно прочитайте его.

Слово учителя

Русская лирика обязана Жуковскому открытием утонченного анализа сознания человека в его эмоциональной изменчивости. Напряженный драматизм балладного жанра, самоуглубление в элегической мечте - главные достижения Жуковского-романтика. Стремление его романтического героя к возвышенному и величественному идеалу расширяло возможности отображения самоуглубления, внутренней рефлексии, исповедальности.

IV. Домашнее задание.

1.Выучить наизусть стихотворение В.А. Жуковского «Море». С.126-127, ч.1.

2.Составить план статьи учебника (с.135-138, ч.1), посвященной К.Ф. Рылееву (задание 1 рабочей тетради, с.48, ч.1).

3.Принести текст думы К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин».

4. Индивидуальное задание:

Подготовить сообщение о картине В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»;

Подготовить сообщение об увековечении памяти Ивана Сусанина.

В.А. Жуковский всегда придерживался мнения, что искусство должно отражать не происходящие в действительности события, а те душевные переживания и настроения, которые эти события вызывают в человеке.

«Невыразимое» как поэтический манифест Жуковского

Эти принципы Жуковский сформулировал в 1819 году в стихотворении Невыразимое , которое стало его поэтическим манифестом. Он был первым из русских писателей, кто заинтересовался психологией и движениями человеческой души, внутренним миром.

Отчасти это было связано с тем, что реальность Жуковскому не всегда нравилась, он не разделял многих политических идей России. Но именно такой подход к литературе позволяет называть его первым русским поэтом-романтиком.

Романтизм его, посвященный описанию всего таинственного и загадочного, особенно хорошо заметен в балладах. Людмила , написанная по сюжету баллады Г. Бюргера Ленора, максимально включает в себя лиризм Жуковского и его стремление наделять поэтичностью все вокруг.

Жуковский пытается создать идеальный национальный характер, ту самую непостижимую русскую душу, отличающуюся чистотой, кроткостью и покорностью судьбе.

Людмила становится девушкой верной и нежной, сердце ее наполнено светлой грустью. Жуковский создает ее образ подобно тем, которые использовались в сказках или народных песнях.

Эти же образы и сюжет позднее переосмысляются в балладе Светлана : хоть невесте вновь является призрак жениха, на самом деле он не умирал - это лишь обман и попытка искушения; смерть героев в балладе оборачивается их счастливым соединением.

Светлана не ругает судьбу за свои проблемы, она набожна и безгрешна, поэтому темные силы не способны погубить ее душу. Ужасы - лишь испытание для ее веры.

Действие этой баллады заканчивается ранним утром, сказочный финал со свадьбой опровергает традиционную трагическую схему построения баллад.

В этом выражается оригинальность баллад Жуковского - взяв из немецких образцов жанра главное, он переосмысляет их по своему разумению. Баллада Светлана посвящена Жуковским А.А. Протасовой, которую он называл музой.

Элегия «Море»

К философской лирике можно отнести элегию Море , посвященную рассуждениям лирического героя о тайне, скрытой под толщей воды.

Он сравнивает тайну моря и тайну неба, приходя к выводу, что море - это символ человеческой души, оно обязано победить враждебные небесные тучи. Лирический герой рассказывает о море, как о живом существе, способном к борьбе.

Жуковский - переводчик

После 1830 года Жуковский занимается преимущественно переводами. Именно ему принадлежат переводы с немецкого: драма Ф. Шиллера Орлеанская дева и его же баллады; а также Одиссея Гомера - с древнегреческого, Вергилия - с латыни, и часть поэмы персидского Фирдоуси Шахнаме.

Также он сумел донести до русского читателя множество произведений поэтов Англии (Скотта, Байрона, Томсона) и Франции (Лафонтена, Парни). Своим творчеством и переводческой деятельностью

НЕВЫРАЗИМОЕ

(Отрывок)

Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила?
Едва-едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью...
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?..
Святые таинства, лишь сердце знает вас.
Не часто ли в величественный час
Вечернего земли преображенья,
Когда душа смятенная полна
Пророчеством великого виденья
И в беспредельное унесена, -
Спирается в груди болезненное чувство,
Хотим прекрасное в полете удержать,
Ненареченному хотим названье дать -
И обессиленно безмолствует исскуство?
Что видимо очам - сей пламень облаков,
По небу тихому летящих,
Сие дрожанье вод блестящих,
Сии картины берегов
В пожаре пышного заката -
Сии столь яркие черты -
Легко их ловит мысль крылата,
И есть слова для их блестящей красоты.
Но то, что слито с сей блестящей красотою -
Сие столь смутное, волнующее нас,
Сей внемлемый одной душою
Обворожающего глас,
Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет
(Как прилетевшее незапно дуновенье
От луга родины, где был когда-то цвет,
Святая молодость, где жило упованье),
Сие шепнувшее душе воспоминанье
О милом радостном и скорбном старины,

Сия сходящая святыня с вышины,
Сие присутствие создателя в созданье -
Какой для них язык?.. Горе́ душа летит,
Все необъятное в единый вздох теснится,
И лишь молчание понятно говорит.

Дмитрий Николаевич Журавлёв (1900-1991) - советский российский актёр, мастер художественного слова (чтец), режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1979). Лауреат Сталинской премии второй степени.
В Гостелерадиофонде хранится более 150 записей литературных произведений в его исполнении. Журавлёв вел циклы радиопередач «Круг вашего чтения» и «Звуковая книга». Существуют записи воспоминаний Журавлёва «Судьбою посланные встречи» о его дружбе с С. Т. Рихтером, Н. Л. Дорлиак, Г. Г. Нейгаузом.
Д. Н. Журавлёв умер 1 июля 1991 года.

Своеобразие романтической поэзии В. А. Жуковского

Трагическая судьба В. А. Жуковского оказала влияние на его поэзию (“Жизнь и поэзия - одно”). Его любовь к Маше Протасовой, которую выдали замуж за другого, потом ее смерть, потеря друзей, чувство обездоленности с детства, одиночество обусловили основные мотивы лирики поэта. Несчастная любовь и разлука - мотив почти всех баллад - имеют явно автобиографическое происхождение. Теон в стихотворении “Теон и Эсхин”, рыцарь Тогенбург в одноименной балладе, судьба Алины и Альсима напоминают нам самого Жуковского и его судьбу. Характерен для поэзии Жуковского и мотив умирания. В элегии “Вечер” Жуковский вспоминает своих умерших друзей, изображает “угасание” природы, наступление ночи, когда знакомый окружающий пейзаж становится как бы ирреальным: луч зари “умирает”, “угасает” река, а что является на месте их? Знак другого мира - “луна”. Вечернее время и неверный свет луны создают атмосферу таинственности, “ущербная луна”, “сумрак”, “туман” - непременные атрибуты мистической поэзии. Проникнуть в запредельное человеческая душа способна именно в вечерний, тихий час (“Вечер”, “Невыразимое”).
В балладе “Людмила” изображается бешеная скачка Людмилы и ее жениха на коне (символ перехода в иной мир). Мистический пейзаж и дорога в балладах всегда означают “поездку” в мир иной, часто герои баллады находят свой конец в результате этой поездки. В балладе “Лесной царь” “ездок оробелый не скачет, летит”. Это и гипербола, и элемент фантастики, отмечающий встречу с потусторонними силами. В результате ребенок умирает. В “Людмиле” мертвецы появляются в конце баллады, жених Людмилы - мертвец, “тихая юноши могила” изображена в элегии “Вечер”, в элегии “Теон и Эсхин” упоминается “безмолвный, таинственный гроб”. Слова-лейтмотивы помогают противопоставить два мира: “здесь” и “там”, “настоящее” и “грядущее”, “невыразимое” и подвластное “выраженью”. В балладе “Светлана” “голубочек белый”, символ Святого Духа, спасает героиню от пагубного воздействия темных сил. Жених Светланы как бы возвращается с “того света”, но он жив здоров, все кончилось хорошо благодаря вере Светланы, которая, в отличие от Людмилы, не ропщет на Бога и - главное - не теряет веры и любви. Если Людмила, считая возлюбленного убитым, восклицает: “Сердце верить отказалось”, то Светлана живет надеждой на встречу.
“Мне рок судил брести неведомой стезей”, - говорит лирический герой Жуковского. “И горе, и радость - все и цели одной”, - вторит ему Теон, аНег е§о автора. Любимые герои поэта воздают небу хвалу; даже при воспоминании о друге, который сошел с ума - ужасная судьба! - герой Жуковского восклицает: “О небо правосудно!”
В горестях, в испытаниях нельзя терять веру и убеждение в величие человека (“Все в жизни к великому средство!” - говорит Теон).
Друзья Жуковского боялись этих его настроений. Пушкин шутливо называл Жуковского “почившим в бозе”. Не то чтобы они все были атеисты, но настойчивое обращение к образам иного мира пугало. Жуковский же был последователен и целен в своей поэзии. Даже море у него - только отблеск неба, то есть Божественной идеи (“Море”), “знакомые гении”, неземные видения (“Лалла Рук”) наполняют его существование. “Есть лучший мир - там мы любить свободны”, - говорит Жуковский в своей поэзии и переселяет в этот мир своих исстрадавшихся героев. При этом общий печальный колорит поэзии Жуковского никогда не приводит к однообразию. Напротив, его стихотворения дают силы жить даже в тяжелые минуты. Разве можно возражать, например, на слова: “Кто раз полюбил, тот на свете, мой друг, уже одиноким не будет”?
После Жуковского другие романтики - Пушкин, Лермонтов, Баратынский, как и положено романтикам, создавали свои миры. Рискну не согласиться с надписью на портрете, подаренном Пушкину, известными словами о “побежденном учителе”. На этой романтической дороге никто не опередил и не превзошел Жуковского. Он остался рыцарем Тогенбургом поэзии, рыцарем “печального образа”, ни анакреонтика, ни “шумная Вакхова влага” не привлекали его музу в качестве мотивов. Романтизм принято называть “пассивным”, “мистическим”. Но, как мне кажется, нельзя вкладывать в эти понятия негативную оценку. Да, он не призывал к борьбе, не был ни Радищевым, ни декабристом Рылеевым, ни даже Андре Шенье. Но политическая обстановка - это дело преходящее. Зато вечными будут любовь, поэзия, красота.
Жуковский отнюдь не пассивен, когда смело вводит в поэзию новаторские приемы и мотивы. Сделать свои стихи “лучшею своею биографиею” (Белинский) мог только поэт великого дерзания. Необыкновенное мастерство сказалось во всем: разнообразной строфике, изощренной эвфонии, утонченной рифме и ярком ритмическом рисунке. Муза Жуковского не бледная и пассивная, она прекрасна в своей одухотворенности, преданности идеалу и мудром созерцании.

«Невыразимое» (Отрывок) Василий Жуковский

Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила?
Едва-едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью…
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?..
Святые таинства, лишь сердце знает вас.
Не часто ли в величественный час
Вечернего земли преображенья,
Когда душа смятенная полна
Пророчеством великого виденья
И в беспредельное унесена, -
Спирается в груди болезненное чувство,
Хотим прекрасное в полете удержать,
Ненареченному хотим названье дать -
И обессиленно безмолствует исскуство?
Что видимо очам - сей пламень облаков,
По небу тихому летящих,
Сие дрожанье вод блестящих,
Сии картины берегов
В пожаре пышного заката -
Сии столь яркие черты -
Легко их ловит мысль крылата,
И есть слова для их блестящей красоты.
Но то, что слито с сей блестящей красотою -
Сие столь смутное, волнующее нас,
Сей внемлемый одной душою
Обворожающего глас,
Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет
(Как прилетевшее незапно дуновенье
От луга родины, где был когда-то цвет,
Святая молодость, где жило упованье),
Сие шепнувшее душе воспоминанье
О милом радостном и скорбном старины,
Сия сходящая святыня с вышины,
Сие присутствие создателя в созданье -
Какой для них язык?.. Горе? душа летит,
Все необъятное в единый вздох теснятся,
И лишь молчание понятно говорит.

Работа с текстом стихотворения «Невыразимое» Жуковского. Вопросы и задания для анализа:

1. О чём размышляет лирический герой, совпадающий с автором стихотворения? Как определяют лирику, в которой поднимаются
вопросы о законах развития природы, общества, о познании мира человеком?

2. Как вы поняли смысл вопроса, с которого начинается стихотворение?

3. Как поэт относится к природе, какую её особенность отмечает?

4. Кто, по мнению Жуковского, является творцом природы? Что в своём творчестве поэт или художник может отразить из жизни природы? Что ему недоступно? В каких словах стихотворения выражены эти мысли?

5. Какие изобразительно-выразительные средства раскрывают содержание стихотворения?

Лирический герой размышляет о вечно движущейся, изменяющейся природе, созданной Богом, о возможностях постижения поэтом, художником тайн природы и полноты изображения в своём творчестве. Стихотворение относят к философской лирике.
Начинается оно риторическим вопросом, то есть вопросом, в котором одновременно содержится утверждение, волнующая автора
мысль передаётся эмоционально.

Поэт поражён красотой природы. При всём разнообразии природа представляет собой единое целое. Поэт высказывает мысль о том, что природа, созданная Богом, не может быть в полной мере выражена в творчестве человека. (Но где, какая кисть её изобразила? .. Кто мог
создание в словах пересоздать?

Творческий человек только в минуты вдохновенья душой и сердцем может при коснуться к святой тайне природы и поймать едва одну её черту. Художник может воссоздать словами только то, что видимо очам … яркие черты природы. Но не может передать мгновение меняющейся природы (прекрасное в полёте удержать), не может выразить словами духовное начало природы: Сие присутствие Создателя в созданье, — Какой для них язык? .. Горе душа летит, Всё необъятное в единый вздох теснится, И лишь молчание понятно говорит.

Философское содержание стихотворения подчёркивают возвышенная лексика абстрактного значения, старославянские слова, риторические вопросы. Поэт использует метонимию (замена в поэтической речи названия понятия, предмета, явления другим названием — по смежности; например, в нашем сознании связаны автор и написанная им книга: читаю Пушкина; кисть для рисования и художник: какая кисть её изобразила?). В последней строке соединены противоположные по смыслу слова: молчание говорит, образно раскрывающие мысль автора, этот художественный приём называется оксюмороном (скучающая весёлость, звонкая тишина, горькая радость.

Риторические вопросы, размышления вслух с читателем, инверсии (нарушения обычного порядка слов) передают возвышенное
эмоциональное состояние лирического героя. «Жуковский видит в природе не только её саму, но и символ души человеческой … В
каждой картине природы у Жуковского сквозит душа: везде взгляд на даль, на бесконечность … Это душа, стремящаяся обнять себе близкое и родное в природе», — писал Шевырёв, критик, историк литературы и поэт, современник Жуковского.

Жуковский Василий Андреевич (1783-1852)

Все необъятное в единый вздох теснится,

И лишь молчание понятно говорит.

В. А. Жуковский

Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 года в селе Мишенское Тульской губернии. Его отец, Афанасий Иванович Бунин, был помещиком, владельцем имения. Мать, турчанка Сальха, попала в Россию в числе пленных, взятых русскими войсками при осаде крепости Бендеры. Мальчику, который был внебрачным ребенком, была дана фамилия усыновившего его помещика Андрея Жуковского, жившего на положении приживальщика в доме Буниных.

Образование Жуковский получил в семье Буниных, где рос на правах воспи­танника. Затем Жуковский учился в Благородном пансионе при Московском университете, там он начал писать стихи. В 1802 году в журнале «Вестник Европы», который издавал Н. М. Карамзин, появилось первое большое стихо­творение Жуковского «Сельское кладбище» (свободный перевод элегии англий­ского поэта Т. Грея). Стихотворение было написано в эстетике сентиментализма.

В начале войны 1812 года, служа в ополчении, Жуковский написал стихотво­рение «Певец во стане русских воинов», принесшее ему широкую известность. Дальнейшее творчество Жуковского было связано с романтизмом.

Жуковский прославился прежде всего как переводчик: он перевел на русский язык большое количество произведений европейских авторов, например, баллады Ф. Шиллера «Кубок», «Перчатка», поэму Дж. Байрона «Шильонский узник». Расцвет творчества Жуковского относится к 20-м годам XIX века. В это время соз­даны баллады «Эолова арфа» и «Вадим», переводятся баллады В. Скотта «Замок Смальгольм, или Иванов вечер», романтические стихи «Цвет завета», «Море». Не­которые свои произведения Жуковский стилизовал под русскую старину: сказки «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна», баллады «Людмила», «Светлана».

С 1815 года Жуковский находится на придворной службе, сначала в должно­сти чтеца при императрице, вдове Павла I, а с 1825 года - воспитателя наслед­ника, будущего Александра II.

Жуковский принимал деятельное участие в судьбах его друзей, попавших в немилость у властей: он добивался смягчения участи сосланного Пушкина, участвовал в выкупе из крепостной неволи Шевченко, добивался освобождения из ссылки Герцена, облегчения судьбы декабристов.

С 1841 года Жуковский живет в Германии, где продолжает творческую дея­тельность: он переводит «Одиссею» Гомера. Смерть в 1852 году прервала его работу над переводом «Илиады».

«Море»

Время написания

Стихотворение написано в 1822 году, считается одним из программных про­изведений поэта.

Тема

Тема стихотворения - раздумья о жизни, любви, чувства, вызванные со­зерцанием моря. В стихотворении изображена не просто поэтическая картина морской стихии, а «пейзаж души».

Главная мысль (идея)

Для поэта-романтика Жуковского мир природы - это тайна, которую он хо­чет разгадать. В стихотворении «Море» происходит перекличка между «при­родным и человеческим» в душе лирического героя. Он говорит с думающим и чувствующим собеседником - морем. Душа моря подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, радость и горе. В нем не бывает покоя.

Поэтика

Жанр стихотворения - излюбленный романтический жанр, элегия. Стихо­творение написано четырехстопным амфибрахием и белым стихом. Такая форма позволяет Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыха­ние морской поверхности.

Жуковский изображает море в нескольких состояниях: в спокойствии, в бу­рю, после нее. Все три картины очень выразительны: в спокойной морской гла­ди отражаются и чистая лазурь неба, и золотые облака, и блеск звезд. В бурю море бьется, вздымает волны, шум которых замечательно передан Жуковским при помощи аллитераций:

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь, ты терзаешь враждебную мглу...

Насыщение этих строчек шипящими звуками создает иллюзию шипения ки­пящих, клокочущих волн. Трехсложные стопы разделены паузами, передающи­ми мерные удары волн.

Важен в этом стихотворении для Жуковского и образ неба, в котором переда­ется глубина мира. Поэт пристально вглядывается в бесконечность моря и неба, он замечает все: движение световых потоков, переливы красок, состояние солн­ца и луны. В стихотворении встречаются две бесконечности - небесная и мор­ская. И лирический герой, находящийся как бы извне, наблюдающий картину природы, чувствует и в своей душе присутствие этих стихий - бесконечности и тайны жизни. Для определения стихии поэт пользуется словом, которое потом станет любимым у Тютчева, - «бездна». Поэт обращается к морю с вопросами: «Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь?» Мо­ре остается загадкой для него. Раздумья приводят его к мысли о сходстве жизни земной и жизни морской стихии.

«Невыразимое»

Время написания

Стихотворение «Невыразимое» В. А. Жуковский создает в 1819 году, напеча­тано оно было в 1827 году.

Тема

Это стихотворение - философское размышление поэта-романтика о совер­шенстве окружающего мира и ограниченных возможностях искусства - че­ловеческого языка - для передачи красоты. В стихотворении «Невыразимое» Жуковский утверждает: предметом поэзии является не изображение видимых явлений, а выражение мимолетных неуловимых переживаний человека.

Главная мысль (идея)

Прекрасное быстротечно, но оно не умирает бесследно, а продолжает жить в душе человека, в памяти, в сердце. Лишь душа способна уловить «присутствие создателя в созданье». Поэт считает, что постичь «идеальную» суть вещей, кра­соту и гармонию Творения, замысел Творца земным зрением невозможно. Для этого постижения нужно обладать особым восприятием мира, творческим про­зрением - «видеть сердцем».

Поэтика

Жанр произведения - отрывок. Жуковский придумывает новый жанр: это стихотворение не является отрывком какого-либо текста - это «отрывок, фраг­мент» жизни, в которой нет ни начала, ни конца. Автор как бы застает и пы­тается запечатлеть миг жизни, которая и дальше будет длиться, уходя в беско­нечность. Создавая это произведение, поэт не подчиняется никаким жанровым и стилистическим канонам, передавая поток своих мыслей и чувств.

Стихотворение написано вольным ямбом, с точки зрения строфики оно не­упорядоченно.

Стихотворение открывается риторическим вопросом: «Что наш язык земной перед дивною природой?»

Затем этот вопрос раскрывается полнее, уточняется и возникает картина гар­монического мира, который окружает человека:

С какой небрежною и легкою свободой

Она рассыпала повсюду красоту

И разновидное с единством согласила!

Поэт высказывает мысль об ограниченных возможностях художника «пре­красное в полете удержать»:

Едва, едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью...

И снова звучат риторические вопросы, которые задают тон стихотворению, создают напряжение поиска ответов на них:

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?

Ответом на эти вопросы оказываются рассуждения поэта: душа художника - единственное хранилище непосредственных впечатлений и живых чувств: «Свя­тые таинства, лишь сердце знает вас». В то же время мастерство, дар, данные художнику, могут лишь обозначить явления («что видимо очам»), но не могут передать его глубинной сути («Сей внемлемый одной душой обворожающего глас»).

Несоответствие действительности, видимой глазами, божественному идеалу ощущается как разлад в душе художника. Лирический герой стихотворения чувствует собственное бессилие, невозможность выразить в произведении свои чувства, впечатления, ассоциации, воспоминания, порожденные прекрасной картиной. Лексика произведения романтическая, приподнятая, с включением архаических слов форм.

Для создания образа недостижимого романтического идеала в стихотворении поэт использует разнообразные средства художественной выразительности:

эпитеты («небрежною и легкою свободой», «дрожанье вод блестящих», «в пожаре пышного заката», «святая молодость»);

метафоры («Она рассыпала повсюду красоту», «Легко их ловит мысль крылата»);

олицетворения («И обессиленно безмолвствует искусство!»);

инверсии («Вечернего земли преображенья»);

неточные анафоры («Сие дрожанье вод блестящих, Сии картины берегов...»);

риторические вопросы («Невыразимое подвластно ли выраженью?»).

В стихотворении присутствует аллитерация («легко их ловит мысль крылата»).

Развитие сюжета в произведении движет антитеза. В последней части сти­хотворения контраст усиливается: видимая очами и улавливаемая мыслью кар­тина («дрожанье вод блестящих», «пламень облаков по небу тихому летящих», «картины берегов в пожаре пышного заката») обретает свои словесные очерта­ния: «И есть слова для их блестящей красоты». Однако таких слов не суще­ствует для того, чтобы передать «жизнь сердца», выразить всю непостижимость душевных движений человека.

Стихотворение заканчивается словами: «И лишь молчанье внятно говорит...», что подтверждает идею «невыразимости» жизни души человека.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...