Условное наклонение урок. Конспект урока-путешествия: Условное наклонение глагола

Урок русского языка в 6 классе

Условное наклонение.

Тип урока : Урок «открытия» нового знания Урок первичного предъявления новых знаний

Деятельностная цель : формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательные цели:

Закрепить знания о наклонении глагола,

Распознавать глаголы в условном наклонении,

Образовывать формы условного наклонения,

Отличать глаголы в формах условного и изъявительного наклонения.

Формирование УУД:

Личностные действия:

воспитание интереса и любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как основному средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, нравственных качеств

Регулятивные действия:

Высказывать предположения на основе наблюдений,

Формулировать вопрос (проблему) урока,

Искать пути решения проблемы,

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию,

Соотносить цели и результаты своей деятельности,

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные действия:

Анализировать, классифицировать, обобщать,

Задавать вопросы на основе извлеченной из текста информации.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).

Анализировать, определять понятия, строить логические рассуждения.

Классифицировать, сравнивать, делать выводы, обобщать.

Владеть приемами отбора и систематизации материала.

Анализировать, сравнивать, устанавливать сходство и различие, группировать.

Представлять информацию в разных формах (ключевые слова, схема).

Коммуникативные действия:

Овладение всеми видами речевой деятельности,

Осуществлять нормативное употребление форм слов различных частей речи

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения,

Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Оборудование:

ИКТ(презентация), рабочий лист ученика, лист самоконтроля и самоанализа ученика.

Учебник : Русский язык 6 класс. Учебн. для общеобразовательных организаций в 2ч. Ч 2. [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова]. - М.: Просвещение, 2016.

Ход урока

    Орг. момент.

« Ладошки». (СЛАЙД 1)

- покажите ладошки

- что можно ими сказать

- поприветствуйте гостей

- пожелайте удачи друг другу

Запишите дату, классная работа и оставьте строчку для темы урока. Мы её запишем позже.

    Мотивация. (СЛАЙД 2)

Не бойся, что не знаешь, бойся, что не учишься. (Китайская пословица)

Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? К чему призывает эта пословица? И мы сегодня на уроке будем познавать новое, будем добывать новое знание.

Актуализация знаний. Фронтальная беседа. (ЛИСТ САМООЦЕНКИ)

Какую часть речи мы изучаем? Дайте определение.

Какие постоянные признаки имеет глагол?

Как изменяется глагол?

С каким наклонением мы познакомились? Расскажите о нём.

(Оценивание своей работы во время беседы)

    Пробное действие.

Перед вами рабочий лист ученика . Найдите задание №1. Выразительно прочитайте текст. Озвучьте, что нужно сделать.

Работаем индивидуально в рабочих листах! (ЛИСТ САМООЦЕНКИ) (оценивание своей работы над заданием№1)

4. Фиксация затруднения. Причина затруднения.

Возникли ли у вас затруднения?

Поднимите руку, если вы определили наклонение у всех глаголов.

А у кого возникли затруднения? Давайте определим причину затруднения.

Какую интересную закономерность вы увидели?

(в 1 абзаце все глаголы изъявительного наклонения)

- какое действие обозначают глаголы изъявительного наклонения?

(во 2 абзаце все глаголы условного наклонения)

Темой прошлого урока было «Глаголы изъявительного наклонения», а сформулируйте тему сегодняшнего урока (СЛАЙД 4).

Запишите ее в тетрадь.

Давайте сформулируем цели нашей деятельности.

5.Формулировка цели деятельности (СЛАЙД 5)

6. Открытие нового знания.

1) Работа с диалогом (стр. 117)

- Откройте учебник на странице 117, найдите диалог, прочитайте задание

Представьте себе, что и в ваши руки попала волшебная палочка. А что сделали бы вы?

Ребята, а когда (при каком условии) эти желания могли бы осуществиться?

Сделайте вывод о том, какие действия обозначают глаголы условного наклонения.

(глаголы, обозначающие действия, которые могут произойти только при определённых условиях, и есть глаголы в условном наклонении).

Вновь обратимся к диалогу.

Обратите внимание на подчёркнутые глаголы.

Чем похожи, на ваш взгляд, эти глаголы с точки зрения их строения?

Можете ли вы сделать вывод об образовании формы условного наклонения?

2) Работа со стихотворением Юлии Друниной (СЛАЙД 6)

Разбираем задание.

Как понимаете смысл этого стихотворения?

Какой вариант частицы бы вы встретили?

Проверка по эталону (слайд 7)

(оценивание своей работы)

Понаблюдайте, где стоит частица, сделайте вывод.

Как пишется частица бы с глаголом? Сделайте вывод.

Теперь наша задача выяснить, как изменяются глаголы в условном наклонении. Опираясь на материал стихотворения, сделайте вывод.

Давайте заглянем в учебник на стр 118, прочитаем, что нам говорит учебник и посмотрим, мы верно делали выводы или нет.

7.Фиксация нового знания.

Попробуйте теперь свои выводы изобразить графически (в виде схемы). Схему внесите в тетрадь.

(Работа в парах).

Условное наклонение=

глагол в форме прошедшего времени + частица бы (б)

(Он увидел бы тебя. Он бы сильно ударился). (СЛАЙД 8)

(Оценивание своей работы)

8. Закрепление. (СЛАЙД 9)

Задание 1.

Образуйте форму условного наклонения данных глаголов.

(Индивидуальная работа -по вариантам).

1 вариант – сеять, зависеть, клеить

2 вариант – реять, ненавидеть, обидеть

Проверка по эталону. (СЛАЙД 10) (ЛИСТ САМООЦЕНКИ)

(оценивание своей работы)

ФИЗМИНУТКА

Задание 2.

Стр 118, упр 543

Разбираем задание

Выпишите глаголы в условном наклонении, укажите, как они образованы, в скобках запишите н.ф. число и род определять не нужно

(Индивидуальная работа)

Проверка по эталону. (СЛАЙД 11) (ЛИСТ САМООЦЕНКИ)

ценивание своей работы)

Задание 3. Самостоятельная работа (в рабочих листах найдите задание №4 стихотворение Юрия Энтина) (СЛАЙД 12)

Разбор задания

Выполнение

Проверка по эталону (СЛАЙД 13)

ценивание своей работы) (Лист самооценки)

Задание 4 . «Солнышко в ладошках»

У нас на доске солнышко. Вы его, конечно, уже видели и обратили внимание на то, что у него не хватает …ЛУЧИКОВ. Перед вами лежат лучики-ладошки. На них вы можете записать желание, касающееся всех людей на планете.

На лучике есть фраза: Я БЫ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ …

Я раздам вам ладошки-лучики на парту, а вы запишите это самое желание, что бы вы сделали для всех людей планеты, используя при этом глаголы условного наклонения (Мы бы…).

Возвращаем лучик солнышку, озвучив пожелание (назовите глаголы условного наклонения)

Хочется верить, что рано или поздно эти желания осуществятся, и мир вокруг нас станет теплее, светлее и лучше.

(РАБОТА В ПАРАХ)

10. Рефлексия.

Что мы сегодня узнали нового?

Что обозначает глагол в условном наклонении?

Как образуются глаголы условного наклонения?

Как изменяются глаголы в условном наклонении?

Достигли ли цели?

11. Домашнее задание. (СЛАЙД 14)

На выбор:

    Упр.547(творч.)

Теперь я задаю вопросы, а вы отвечаете и показываете ладошками:

Можете ли вы найти в предложении глаголы в условном наклонении?

Можете ли вы сами образовать повелительное наклонение?

Знаете ли вы, как образуются глаголы повелительного наклонения?

Спасибо за урок!

Рабочий лист ученика

Ф.И.____________________________________________________________________

Задание №1.

-Выразительно прочитайте текст.

-Найдите в нём глаголы, подчеркните их, определите наклонение.

В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.

Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…

Задание №2.

(Юлия Друнина)

Прочитайте выразительно. Как понимаете смысл этого стихотворения? Спишите в тетрадь.

Найдите глаголы в условном наклонении, подчеркните их вместе с частицей.

Какой вариант частицы бы вы встретили?

Понаблюдайте, где стоит частица, сделайте вывод.

Как пишется частица бы с глаголом? Сделайте вывод .

Выясните, как изменяются глаголы в условном наклонении, сделайте вывод.

Задание №3.

Свои знания об условном наклонении отобразите в схеме. Начертите схему в тетрадь.

Условное наклонение = _______________________________________ +

_______________________________________

Работаем в парах!

Задание №4. Самостоятельная работа. (слайд 12)

Прочитайте стихотворение.

Найдите глаголы в условном наклонении, подчеркните их.

Укажите, как они образованы.

Если б не было школ,
До чего человек бы дошёл!
До того б человек докатился:
В дикаря бы опять превратился.
Если б не было школ,
До чего человек бы дошёл:
Ел руками бы мясо сырое
И на первое, и на второе!
Если б не было школ,
До чего человек бы дошёл:
Весь лохматый и в шкуре звериной,
Он являлся бы в гости... с дубиной!

(Юрий Энтин)

Карта самоконтроля и самооценки

Беседа о глаголе

Задание №1

Стихотворение Юлии Друниной

Работа со схемой

Образование формы условного наклонения глагола (по вариантам)

Работа со стихотворением Бориса Заходера «Петя мечтает».

Самостоятельная работа (стихотворение Юрия Энтина)

Оценка за урок:

Акмолинская область

Аршалынский район

станция Сары-Оба

ГУ «Сары-Обинская средняя школа»

учитель русского языка и литературы

Жудро Татьяна Кирилловна

Урок русского языка (6 класс)

Тема : Условное (сослагательное) наклонение

Цель : познакомить учащихся с новым понятием «условное наклонение глагола»

Задачи : формировать умение, определять глаголы условного наклонения, образовать их, правильно изменять и писать; развивать речь, мышление, орфографическую зоркость, умение обобщать изученный материал; воспитание интереса к языку, любви к родине

Тип урока : усвоение новых знаний

Форма урока : путешествие

Оборудование : слайдовая презентация, раздаточный материал

Ход урока

I . Оргмомент

Интрига .

Чтение лингвистической сказки

У Глагола было 3 сына с совершенно разными характерами. Старший сын был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что происходит на самом деле, происходило и будет происходить. Средний был мечтатель, романтик и фантазёр. Третий- очень уверенный в себе и в своих силах, умеющий только приказывать, поучать и побуждать к действию.

Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нём в соответствии со своими взглядами.

Девизом жизни всех горожан первого города, в котором правил старший сын, были слова: «Было! Есть! Будет!». У среднего брата жители существовали под девизом: «Если бы да кабы!». Обитатели третьего города подчинялись девизу: «Так точно! Будет сделано!»

Каждый год сыновья отчитывались перед королём о своей работе. На вопрос короля, как они заботятся о своих жителях, старший отвечал: «Помогал, помогаю, буду помогать!». Средний вздыхал: «Помогал бы…» И тут же выдвигал свои условия. А последний сын приводил своих подчинённых и давал им приказы: «Помогай! Помогайте!»

О каких 3-х братьях идет речь? (слайд №1)

Город, в котором градоначальником был старший сын назывался…(Изъявительное наклонение)

Как назывался город среднего сына? (Сослагательное, условное наклонение)

Город младшего сына… (Повелительное наклонение)

Кто из вас любит мечтать?

Мы с вами сегодня отправимся в город мечтателей и фантазёров, город Условного (сослагательного) наклонения, познакомимся со структурой, глаголов условного наклонения, их значением и правописанием. (слайд №2-3)

Отправляясь в гости к среднему из братьев, нужно знать кое-что о старшем.

II . Проверка домашнего задания

Какие действия обозначает глагол изъявительного наклонения?

Приведите примеры глаголов изъявительного наклонения.

III . Изучение нового материала

Мы с вами на окраине города Условного наклонения и должны быть очень внимательны к прохожим, чтобы коренных жителей не спутать с заезжими гостями. Для это нужно очень хорошо знать их приметы.

    Наблюдения учащихся

«Бы» (слайд № 4)

Если бы печь не топилась в избе,

Искры бы прыгать не стали в трубе.

Если бы ветер так сильно не дул,

Он бы из искры огня не раздул.

Если бы крыша железной была,

Вспыхнуть бы свечкой она не смогла.

Если бы рядом стояла вода,

Люди бы сбили огонь без труда.

А если бы

Не было этого «бы»,

Не плакал бы дед у сгоревшей избы.

(Г. Граубин)

При каких условиях не сгорел бы дом у деда?

– Это глаголы условного наклонения. Они обозначают действие, которое может произойти при определённых условиях.

Что общего у всех глаголов условного наклонения?

Где может находиться частица бы по отношению к глаголу? Как она пишется?

У жителей этого города есть традиция: всегда ходят парами. Рядом с глаголом всегда частица бы. Она либо бежит за глаголом, либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди, но всегда верна глаголу.

2. работа по учебнику

А теперь давайте узнаем историю их дружбы (стр. 241)

Как образуется форма условного наклонения?

Как изменяются глаголы условного наклонения?

3. Обобщение изученных сведений

Что мы узнали о глаголах условного наклонения?

III . Закрепление изученного материала

А теперь узнаем, о чём мечтают жители города Условного наклонения.

1. выборочное письмо

Выписать глаголы условного наклонения со словами, к которым они относятся

1 ряд «Если б я был рыцарем»

2 ряд «Если бы я был муравьем»

3 ряд «Если бы у меня были сапоги-скороходы»

Проверка (слайд №5-7)

2. образование форм условного наклонения

А вот и завод по изготовлению необычных жителей (у.638)

Перед вами лишь заготовки.

Задание: от данных глаголов образуйте форму условного наклонения. Мальчики – м.р., девочки -ж.р. (кто быстрее)

3. Р/речи

Иногда в этом городе можно встретить и жителей города Изъявительного наклонения и замаскировать их под жителей города Условного наклонения. Ведь они братья.

Упр. 639 (1-3)

4 . творческая работа. «Парк мечтателей»

А) Цветик-семицветик

1. Если бы я был миллионером…

2. Если бы я был директором школы…

3. Если бы у меня была волшебная палочка…

4. Если бы я был верблюдом…

5. Если бы я был отличником…

Будете ли вы участвовать в выборах? Почему?

Как вы думаете, легло ли быть президентом?

Шарль де Голль (французский генерал, почетный президент) говорил так:

«Президент – это политик особого рода, политик, от решений которого зависит жизнь миллионов людей».

Задание: Напишите 3 предложения на тему:

«Если бы я был (а) президентом (слайд №8)

5. Языковые параллели

Жители города Условного наклонения живут дружно со своими соседями. Так и мы, жители многонационального государства, чтим и уважаем традиции всех народов.

Признаки одинаковы: предположительность действий, совершение действий, содержат приказ, просьбу и совет.

Но… (слайд №9)

Сколько б конь ни скакал,

В стойло свое приплетётся,

Сколько б человек ни ездил,

На родину вернётся. (Казахская пословица)

И нам пора возвращаться из удивительного города мечтателей.

И несмотря на выражение «мечтать не вредно», хочется пожелать вам, чтобы ваши мечты, пусть даже очень маленькие, сбывались.

IV . Рефлексия

Над какой темой работали?

Что обозначают глаголы условного наклонения?

Как они образуются?

Что узнали о расположении и правописании частицы «бы»?

V . Заключительное слово учителя

Я решил бы...

Я сказал бы...

Поспешил бы...

Написал бы...

До чего же замечательное

Наклоненье сослагательное!

Никогда не чертыхается, не скандалит, не кричит,

В кресло мягкое забьётся и мечтательно журчит:

Я б турецкий изучил...

Я бы радио включил...

Нет, постойте-ка!

Вначале я сыграл бы на рояле...

Я сыграл бы,

Коль умел бы,

Если мог бы,

Полетел бы,

Я бы съел вагон пирожных,

Если только их имел бы!.. (Дж. Родари)

VI . Подведение итогов. Домашнее задание

Согласны ли вы с тем, что сослагательное наклонение действительно можно назвать замечательным?

1.слабые учащиеся: упр. 637

2. сильные «Если бы я был…»

Приложение

Если бы я был рыцарем

Если б рыцарем я был,
То полы бы я не мыл:
Воевал бы я, сражался –
В общем, делом занимался.

А мои б доспехи в мире
Лучшими, бесспорно, слыли,
У меня б был верный конь,
Глаз горел бы, как огонь!

Я бы стал силен, красив
И отважен, горделив.
Я бы был такой большой,
Что хоть падай ты, хоть стой!

Я б душою не кривил,
Я б мечом врагов разил,
Дам красивых я б любил
И в походы бы ходил.

И на рыцарском турнире,
И на королевском пире
Был бы первый удалец!
Но... не рыцарь я... Конец!

(Мазуров Алеша)

Если бы я был муравьем

Если б я был муравьем,
Мне бы жук показался конем.


Я бы боялся сетей паутины,


Если бы я был муравьем,
Пролезал бы в любой я проем.


Болото бы вышло из берегов,

Вот был бы топот и гром,
Если б я был муравьем!

(Левыкин Антон)

Если бы у меня были сапоги-скороходы


Я бы бегал быстрее звука;
И не видели бы меня пешеходы,
Только слышали бы отзвуки стука.

Если бы у меня были сапоги-скороходы,
Я бы мог обежать всю сушу
Быстрее, чем облетят ее самолеты,
И быстрее, чем школьник слопает грушу.

Если бы у меня были сапоги-скороходы,
Я бы, конечно, работал на почте,
Я б доставлял посылки на пароходы
Быстрее, чем ученик поставит точку.

(Смирнов Женя)

Если бы я был великан

Если бы я был великан,
Я бы пел, как гремит вулкан.
Я бы кирпичи лепил, как горы,
Зато мыши не рыли бы норы.

Я бы расставлял свои ботинки
На десять стволов осинки,
Я бы разломил ствол сосны,
Как последнюю льдинку во время весны.

Мне снились бы сны пять секунд,
Ведь я бы спал несколько минут.
Я носорога раздавил бы, словно он жук!
(Но избавлю его от этих мук!)

Я слов больше не найду...
Пора уж... Подкрепиться на кухню пойду,
Налью молока в огромный стакан,
Ведь я и есть великан!

(Шуняев Ваня)

Если бы я был муравьем

Если б я был муравьем,
Мне бы жук показался конем.
В муравейник соломинки я бы таскал
И, как бревна, их ставил, хотя и устал.
Я бы боялся сетей паутины,
Как в шторм моряк плохой парусины.
Мне газон показался бы лесом, наверно,
А кочка была бы с гору примерно.

Если бы я был муравьем,
Пролезал бы в любой я проем.
Если залез бы я в нос бегемоту,
Бегемот бы чихнул и нырнул в болото,
Болото бы вышло из берегов,
В испуге бежало бы стадо слонов!
Вот был бы топот и гром,
Если б я был муравьем!

(Левыкин Антон)

Если бы я был рыцарем

Если б рыцарем я был,
То полы бы я не мыл:
Воевал бы я, сражался –
В общем, делом занимался.

А мои б доспехи в мире
Лучшими, бесспорно, слыли,
У меня б был верный конь,
Глаз горел бы, как огонь!

Я бы стал силен, красив
И отважен, горделив.
Я бы был такой большой,
Что хоть падай ты, хоть стой!

Я б душою не кривил,
Я б мечом врагов разил,
Дам красивых я б любил
И в походы бы ходил.

И на рыцарском турнире,
И на королевском пире
Был бы первый удалец!
Но... не рыцарь я... Конец!

(Мазуров Алеша)

Если бы я был верблюдом

Если б я был верблюдом,
я страдал бы из-за горбов,
И никто не счел бы меня красивым:
ведь я горбатый трудяга песков.

Пускай я горбатый корабль пустыни,
я тоже хочу украситься.
Кто б дал мне пончо, шарфы или галстуки,
Быть может, я б смог вам понравиться?

Красивые галстуки, выбор богатый...
Пойдут ли они мне? Ведь я горбатый...
Мне был бы к лицу этот красный
Или тот – полосатый...

Напрасно!..

Мне бы шарф подлинней,
Нарядный на диво,
Я сумел бы его завязать
Так красиво!

Чудесный наряд мой радужно бы переливался,
Пестрее пестрого был бы узор!..
Но никто не скажет: «Прекрасный галстук!» –
Всякий скажет: «Ужасный горб!».

Условное наклонение глагола.
Цель: освоение нового понятия “условное наклонение глагола”.
Задачи:
1. Обучающая: формировать умение различать формы изъявительного наклонения и условного наклонения глаголов; отработать навык правильного написания глаголов в условном наклонении.
2. Развивающая: развивать коммуникативные качества учащихся; формировать умение обобщать изучаемые факты и понятия.
3. Воспитывающая: вызвать интерес к урокам русского языка, развивать коммуникативные качества.
Тип урока: урок-путешествие: объяснение нового материала.
Оборудование: презентация, раздаточный материал для игры в буриме..Ход урока
I. Организационный момент. 1
Приветствие. Оформление записей в тетради.
II. Сообщение темы и целей урока. 1
Ребята, я приглашаю вас на урок русского языка, но он сегодня необычный. Мы с вами отправляемся в далекое путешествие по морю к загадочному острову, а как он называется, вы сами мне скажете позже. («Условное наклонение глагола»). Но одолеет этот трудный путь только тот, кто будет активно работать на уроке и покажет свои знания по правописанию глаголов, по их образованию и изменению. Кто правильно будет находить глаголы в тексте.
III. Повторение изученного.
-Итак, в путь, ребята! Но чтобы нам выйти в море, надо быстро проверить ваши знания о глаголе.
Лингвистическая сказка 4
В королевстве Всяческих действий правил многоликий и энергичный король Глагол I. И было у него 3 сына с совершенно разными характерами.
Старший был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что всё происходит на самом деле, происходило или будет происходить. Девизом его были слова: "Было! Есть! Будет!”
Средний был мечтатель, романтик и фантазер. Его девиз: "Ели бы, да кабы!”
Третий – очень уверенный в себе и в своих силах, любящий приказывать и подчинять других. Поучать и побуждать к действию. Его девиз: "Так точно! Будет сделано!”.
Когда они стали взрослыми, каждый получил свой остров и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.
- Скажите, как назывался остров старшего брата? (Изъявительное наклонение).
– Почему вы так думаете?
– Как назывался остров второго брата? (Условное наклонение).
– Как назывался остров третьего брата? (Повелительное наклонение).
Однажды король-отец Глагол I решил проведать своих сыновей и посмотреть, как они правят своими островами.
И мы с вами тоже отправимся вместе с королем на остров Изъявительное наклонение и вспомним законы этого острова.
2. Проверка домашнего задания: усвоения учащимися предыдущего материала «Изъявительное наклонение глагола» 4
- Дома вы нашли в четверостишии З. Александровой «Апрель» глаголы и определили их морфологические признаки: вид, возвратность, переходность, наклонение, время, лицо, число. На солнышке согрелась ель,
Подтаяла сосна.
Идет апрель, звенит капель,
В лесу у нас весна.
-Назовите глаголы?
Согрелась: 1 спр., сов.в., возвр., неперех., изъявительное наклонение, прошедшее время, ед.ч., ж.р.
Подтаяла: 1спр., сов.в., невозвр., нерепех., изъявительное наклонение, прошедшее время, ед. ч., ж.р.
Идет: 1спр., несов. в., невозвр., неперех., изъявительное наклонение, настоящее время, 3 л., ед.ч.Звенит: 2 спр., несов. в., неперех., изъявительное наклонение, настоящее время, 3 л., ед.ч.- Глаголов какого времени нет в этом четверостишии? (будущего)
- У всех ли глаголов есть форма настоящего времени? (нет, её нет у глаголов сов. в.)
- Чем различаются формы будущего времени глаголов сов.в. и нес. в.?
3. Обобщение изученного по теме. 5
Распределительный диктант: правописание Е-И в окончаниях глагола 3 лица ед.ч. (работа в группах)
-И вот мы на острове. Что за правила здесь работают? Посмотрите на словосочетания. Какую орфограмму нужно вспомнить, чтобы правильно вставить букву? (Правописание гласных Е-И в личных окончаниях глаголов)
- От чего зависит написание гласных? (от спряжения)
- Распределите глаголы в соответствии со спряжением.
Проверим эту работу с помощью сигнальных карточек. Зеленый пропускает глаголы 1 спряжения, красный – глаголы 2 спряжения. Вот такие у них правила.
Гуляет по морю, подгоняет кораблик, корабль отплывает, держит курс, пересекает остров, грохочет море, уносит вдаль, ветер гонит, душа просит, точит камни.1 спряжение 2 спряжение
гуляет держит - исключение
подгоняет уносит
отплывает гонит - исключение
пересекает просит
грохочет точит
1ученик называет, остальные сигнализируют.
IV. Изучение нового материала.
Смотрите, на горизонте появился ещё какой-то небольшой остров. Интересно, как он называется? Нам нужно посмотреть, кто там живет, и выполнить их условия.
Инсценировка учащимися эпизода одной из сказок А.С. Пушкина. 3
Автор: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1 ученица: «Если б я была царица, -
Автор: Говорит одна девица, -
1 ученица: То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
2 ученица: «Если б я была царица, -
Автор: Говорит ее сестрица, -
2 ученица: То на весь бы мир одна
Наткала я полотна. »3 ученица: «Если б я была царица, -
Автор: Третья молвила сестрица, -
3 ученица: Я б для батюшки - царя
Родила богатыря.»Учитель:
- Вам, ребята, эти строки знакомы с детства. Из какой они сказки? («Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкин)
- Скажите, что желали героини?
- А что здесь обозначает желательность действия? (Частица бы)
-Как называется этот остров? (Условное наклонение)
2. Значение, образование, изменение глаголов в условном наклонении. 5
- Это остров романтиков, мечтателей и условностей. Девиз жителей этого острова: «Если бы да кабы». Посмотрите на них внимательно. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголом частица БЫ. Она либо бежит за глаголом, либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди. Хотите узнать историю их дружбы? Для этого нужно попробовать разгадать небольшой ребус…
Образование глаголов условного наклонения
СДЕЛАТЬ + Л + БЫ
ВЫВОД: Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределенной формы при помощи суффикса -л- и частицы бы (б).
Значение глаголов в условном наклонении
Вглядевшись в город, мы обнаружили, что здания здесь не достроены, одежда не дошита, хотя и сделана из прекрасного материала, деревья в садах и парках не досажены, картины художников не дописаны, больные не долечены, дети недоучены.
И нам захотелось узнать, что же происходит с жителями этого города.
Особенно был встревожен Король Глагол I. Он обратился к жителям с вопросом:
– Когда же вы, наконец, завершите свою работу? И мы услышали ответ:
– Мы сможем завершить свои дела только при определенных условиях.
Давайте составим их ответ (работа в группах)
Архитектор ответил (1 группа):
Я бы построил дворец, если бы …
Садовник (2 группа) сказал:
Я бы вырастил прекрасные цветы, если бы…
Швея прошептала (3 группа):
Я бы сшила новое платье, если бы…
Доктор (4 группа) воскликнул:
Я бы всех вылечил, если бы…
Художники (5 группа) вздохнули:
Мы бы дорисовали пейзаж, если бы…
Проверяем:
Назовите глаголы в условном наклонении.
– Что обозначают глаголы в условном наклонении?
– Как образуются глаголы в условном наклонении?
– Как изменяются глаголы в условном наклонении?
3. Работа с учебником теории. 3
А теперь откроем волшебную книгу и прочитаем теорию, проверим, правильно ли мы всё поняли?
V. Закрепление изученного материала.
1. Самостоятельная работа. 4
Даны глаголы в форме инфинитива, нужно образовать условное наклонение. (Выполняется письменно).
Принести – принес бы, принесла бы, принесло бы, принесли БЫ
Сделать – сделал бы, сделала бы, сделало бы, сделали БЫ
Долететь – долетел БЫ, долетела бы, долетело бы, долетели бы
Приходить – приходил БЫ, приходила бы, приходило бы, приходили бы
Думать – думал БЫ, думала бы, думало бы, думали бы
Молодцы, ребята! Вы справились и с этим заданием.
2. Синтаксический разбор предложения.(1 ученик у доски) 5
Молодцы! Смотрите, море утихает, выглянуло солнышко, и мы снова качаемся на волнах. Но посмотрите, что-то чернеет впереди. Ребята, это скалы. Чтобы спасти наш корабль, мы должны сделать полный синтаксический и орфографический разбор предложения.
Я хотел бы любоваться красивой природой.
(Повест., невоскл., простое, двусост., распр., не осложнен.)
Хорошо! Вы справились с этим заданием. И скалы уже давно позади нас. Но нас ждут другие испытания.
3.Выборочный диктант 5
Выпишите глаголы в словном наклонении. Выделите орфограмму «Правописание частицы бы в глаголах условного наклонения»
...Если б мыло
Приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло -
Хорошо бы это было!
Если б, скажем,
Мне
Волшебник
Подарил такой учебник,
Чтобы он бы
Сам бы
Мог
Отвечать любой урок...
Если б ручку мне в придачу,
Чтоб могла
Решить задачу,
Написать диктант любой -
Все сама,
Само собой!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все
Свои места -
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай гуляй да отдыхай!
Тут и мама б перестала
Говорить, что я лентяй...
Борис ЗаходерПочему глагол в форме условного наклонения не обозначает времени действия?
(обозначает действие возможное, но не реальное)
Задание:
4. Творческая работа.
- используя глаголы в условном наклонении, составьте несколько предложений на тему
«Если б я был (а) учителем»
«Если б я был (а) врачом»
«Если б я был (а) школьным поваром
«Если б я был (а) полицейским»
«Если б я был (а) президентом» и т.д.
Затем учащиеся зачитывают свои мини-тексты. Оценивание.
VI. Обобщение. Итог урока.
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились со всеми трудностями.
А теперь мы возвращаемся в наш класс. И вот, мы в нашем классе.
- Давайте вспомним, с чем же мы познакомились. На каком острове побывали и что узнали нового?
- Как образуются глаголы условного наклонения?
- При помощи чего образуются глаголы в условном наклонении?
-Что обозначают глаголы в условном наклонении?
- Как изменяются глаголы в условном наклонении?
VIII. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру на тему «Если б я был волшебником...». В сочинении использовать глаголы в условном наклонении.

УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

12.03.2016 1270 272 Гогу Раиса Ивановна

Урок 86 6 класс 17.04.15
Тема урока: УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ
Цели урока: дать понятия об условном наклонении глагола, научить различать наклонения глагола.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания.
2. Лингвистическая разминка.
– Поставьте глаголы сначала в прошедшем времени, а затем в настоящем или будущем времени.
Каяться, надеяться, затеять, слышать.
– Как могут изменяться глаголы прошедшего времени? (По родам и числам.)
3. Работа с теоретическим материалом.
– Вспомните, почему изъявительное наклонение так называется.
– Подумайте, как получило свое название условное наклонение.
Если бы да кабы
Да во рту б росли грибы,
То был бы не рот,
А целый огород.
– При каком условии был бы огород?
– Прослушайте шуточное стихотворение Дж. Родари и назовите второе наименование условного наклонения (раньше оно называлось сослагательное).
«Я решил бы, я сказал бы,
Поспешил бы, написал бы».
До чего же замечательное
Наклоненье сослагательное!
...В кресло мягкое забьется
И мечтательно журчит:
«Я б турецкий изучил...
Я бы радио включил...
Нет, постойте-ка, вначале
Я сыграл бы на рояле,
Я сыграл бы, коль умел бы,
Если б мог бы, полетел бы...»
Учащиеся записывают фразу из стихотворения: «Я сыграл бы на роял..» (на доске она тоже записана).
– Вставьте пропущенную букву. Обоснуйте.
– Сделайте разбор по членам предложения.
– Почему в сказуемое входит частица бы?
– В форме какого времени употреблен глагол?
Учитель называют инфинитивы, от которых учащиеся образовывают условное наклонение: писать, читать, сделать, умыться.
– Сделайте вывод об образовании глагола в форме условного наклонения.
– Сравните свой вывод с выводом в учебнике
4. Упражнения
5. Заполнение таблицы
глаголы прошедшего времени глаголы условного наклонения

6. Итог урока.
Учитель читает отрывки из стихотворения Шэла Силверстейна. Задача учащихся – хлопнуть в ладоши, когда услышат глаголы в изъявительном наклонении.
Если я был бы
Если я был бы маленький-маленький гном,
Я б умывался каплей одной дождя,
Я бы на божьей коровке ездил верхом,
Удочку прятал в дырочку от гвоздя.
Если бы мне подарила конфету «Полет»
Тетя, которая очень любит меня,
Я бы конфету эту ел целый год,
Фантик один разворачивал бы полдня.
Домашнее задание: пр. 86 упр. 639

Последние материалы раздела:

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...