Тема Родины в лирике А.А. Ахматовой

Темы поэта и поэзии, гражданственности поэтического слова чрезвычайно важны для всей лирики Анны Ахматовой. В самом начале творческого пути Ахматова уже осознавала себя поэтом. В раннем стихотворении “Музе” она точно определяет свой выбор. Мечта поэтессы не разделить участь многих женщин, а отдаться безудержной и опасной свободе творчества.
Муза! Ты видишь, как счастливы все –
Девушки, женщины, вдовы…
Лучше погибну на колесе,
Только не эти оковы…
Поэтический дар в стихотворении называется “золотым кольцом”, “первым весенним подарком”, и, наконец, “божьим подарком”. То есть Ахматова принимает свой талант не как свою заслугу, а как подарок свыше. Это рождает трепетное отношение к своему поэтическому дарованию, невозможность растратить свой талант впустую. Носителем высшей силы в произведении является Муза. Но Ахматова относится к своей музе как к равной себе. Это можно проследить и в стихотворении “Я пришла тебя сменить, сестра…”
На первый план здесь выходит опять-таки тема озарения, награждения поэтическим даром. Немного мистически описан момент становления обычного слабого человека поэтом. Как будто бы в тело одного человека вселяется вселенская душа – Муза. И человек становится “как белое знамя”, ” как свет маяка”.
В стихотворении “Уединение” 1914 года Ахматова раскрывает свое видение судьбы поэта. Она признает, что путь творца тяжел:
Так много камней брошено в меня, Что ни один из них уже не страшен…
Поэт, по мнению Ахматовой, по определению оторван от мира и обывателей. В стихотворении используется символ высокой башни (по аналогии с “башней из слоновой кости”), которая создана из камней, брошенных в поэта. Но есть в тяжелой поэтической судьбе положительные стороны: возможность глубже и точнее видеть мир, способность объективно рассматривать события.
… Отсюда раньше вижу я зарю, Здесь солнца луч последний торжествует.
И часто в окна комнаты моей Влетают ветры северных морей, И голуб ест из рук моих пшеницу…
Кроме того, поэт находится под покровительством высших сил, которые здесь опять представлены образом Музы:
А не дописанную мной страницу – Божественно спокойна и легка, Допишет Музы смуглая рука.
Поэт – человек, одаренный свыше. И именно поэтому его дар принадлежит не только ему, но и всем окружающим. Свою гражданскую позицию, отношение к той роли, которую должен поэт сыграть в обществе Анна Ахматова выразила в стихотворении “Не с теми я, кто бросил землю…” и поэме “Реквием”.
В стихах “Не с теми я, кто бросил землю…” поэтесса говорит о своем нравственном выборе. Покидать родную страну в тяжелый час – недостойно высокого звания поэта и гражданина.
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Бороться до конца – вот призыв Ахматовой:
.. Мы ни единого удара
Не отклонили от себя. И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час…
Поэт, родина и народ неразрывны для Ахматовой. В эпиграф к поэме “Реквием” она выносит важнейшие слова, выражающие ее гражданскую позицию:
Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.
Поэт должен не только понимать и разделять беды своей страны. Он должен стать голосом народа:
…мой измученный рот, Которым кричит стомильонный народ.
Судьба поэта в понимании Анны Ахматовой неразрывно связана с его родиной. Именно поэтому сама она никогда не уезжала из страны, хотя с 1946 года ее стихи были запрещены к публикации. Несмотря ни на что, долг поэта – быть с его народом, петь о нем, помогать ему жить и сохранять народную память о минувших днях.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Творчество незабвенной великой поэтессы Анны Ахматовой поражает своим разнообразием и глубиной. Она касалась не только насущных женских тем, чем стала родной многим представительницам слабого пола, но обращалась и к вечным проблемам бытия. Также Анна Ахматова не боялась отражать свое отношение Read More ......
  2. От странной лирики, где каждый шаг – секрет, Где пропасти налево и направо, Где под ногой, как лист увядший, слава, По-видимому, мне спасенья нет. А. Ахматова “Поэт в России больше, чем поэт”, – гласит известное изречение. Возможно, именно этим обусловлено Read More ......
  3. Муза (непременно с большой буквы!) часто появляется в лирике Ахматовой вместе с эпитетом “смуглая”: Муза ушла по дороге Осенней, узкой, крутой, И были смуглые ноги Обрызганы крупной росой… (“Муза ушла по дороге…”) А недописанную мной страницу – Божественно спокойна и Read More ......
  4. Поэтическое творчество Анны Ахматовой берет свое начало в блистательном Серебряном веке русской литературы. Этот сравнительно короткий период породил целую плеяду гениальных художников, в том числе, впервые в русской литературе, великих женщин-поэтов А. Ахматову и М. Цветаеву. Ахматова не признавала определения Read More ......
  5. Я научила женщин говорить… А. Ахматова. 1912 год можно назвать революционным в русской поэзии. В это время увидел свет первый сборник Анны Ахматовой – “Вечер”. После его выхода критики в один голос поставили эту поэтессу рядом с первыми поэтами России. Read More ......
  6. Муза ушла по дороге… Я, глядя ей вслед, молчала, Я любила ее одну. А в небе заря стояла. Как ворота в ее страну. А. Ахматова Анна Андреевна Ахматова – большой и серьезный поэт, принесшая в литературу “поэтику женских волнений и Read More ......
  7. Уникальность лирики великой русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой заключается в том, что, по словам Осипа Мандельштама, она вобрала в себя “всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века”. Но не меньший интерес представляют произведения Ахматовой для, человека, который Read More ......
  8. Мир женской души наиболее полно раскрывается в любовной лирике А. Ахматовой и занимает в ее поэзии центральное место. Неподдельная искренность любовной лирики Ахматовой в сочетании со строгой гармонией позволили современникам называть ее русской Сафо сразу же после выхода первых поэтических Read More ......
Поэт и родина в лирике А. А. Ахматовой

Явление гения Анны Ахматовой – это целая эпоха, которая сложно поддается анализу и осмыслению. Жизнь и творчество этой великой поэтессы всегда были неразрывно связаны между собой. Если Ахматова переживала радость, это сразу находило отражение в ее стихах.

Все свои горести и несчастья Анна Ахматова связывала с трагедиями всего ее народа в целом. Для Ахматовой тема поэта и родины крепко связаны между собой. Это две сильные, неделимые темы, которые являлись излюбленными и ведущими в ее произведениях.

Жестокие репрессии, террор и гонения – все это пережила эта великая женщина. Гонениям и расстрелу был подвергнут ее муж Гумилев. Много лет спустя и сын Ахматовой пережил многочисленные аресты и репрессии. Все эти сугубо личные трагедии, как казалось Ахматовой, тесно переплетались с судьбой ее народа, который также подвергся жестоким репрессиям и террору.

Расставание с мужем, одиночество, чувство утраты и грусти не покидали Ахматову. С маленьким ребенком на руках она потеряла радость и смысл жизни. Но одну трагедию сменяет другая: наступила страшная кровавая Октябрьская революция. В этой революции лилась кровь ни в чем неповинных граждан, которые отказались принять новую идеологию, власть Советов.

В этом ужасном перевороте рушилось все, что имело ценность. Были забыты нравственность, равноправие, братство всех людей. Большая часть творческой интеллигенции поспешила поскорее покинуть Родину, но только не Ахматова. Она осталась в России, чтобы быть вместе со своим народом, быть с ним в это тяжелое, смутное время.

В стихотворениях Ахматовой все чаще стало появляться «мы» вместо «я».

«Лотова жена» 1924 года отразило внутреннее страдание и состояние души поэтессы. В этом своем произведении она страдает по расстрелянному бывшему мужу, вспоминает прошлое, мучается. Но именно в этом стихотворении власти разглядели попытку саботажа, мятеж. ЦК решил не арестовывать поэтессу, но при этом не публиковать ее произведения.

В 1938 году Лев Гумилев, сын поэтессы, вторично подвергается аресту. А ведь он не единственная жертва репрессий. Таким образом, Анна Ахматова видит, как тесно переплетается ее судьба с судьбой народа. В стихотворении «Реквием» отразилась вся горечь и печаль женщины. В последствие это произведение Ахматовой станет неофициальным гимном всех, кто пострадал в годы строгого режима.

И в годы войны Анна Ахматова не оставляла пера. Она писала пронзительные стихотворения, которые призывали сохранить самую главную ценность народа «Слово»:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, –

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское Слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем.

Во всех произведениях великой поэтессы отразилось не только ее личное горе, но и трагедия целого народа, частью которого была поэтесса.

Темы поэта и поэзии, гражданственности поэтического слова чрезвычайно важны для всей лирики Анны Ахматовой. В самом начале творческого пути Ахматова уже осознавала себя поэтом. В раннем стихотворении «Музе» она точно определяет свой выбор. Мечта поэтессы не разделить участь многих женщин, а отдаться безудержной и опасной свободе творчества:
Муза! Ты видишь, как счастливы все –
Девушки, женщины, вдовы …
Лучше погибну на колесе,
Только не эти оковы…
Поэтический дар в стихотворении называется «золотым кольцом», «первым весенним подарком», и, наконец, «божьим подарком». То есть Ахматова принимает свой талант не как свою заслугу, а как подарок свыше. Это рождает трепетное отношение к своему поэтическому дарованию, невозможность растратить свой талант впустую.
Носителем высшей силы в произведении является Муза. Но Ахматова относится к своей Музе как к равной себе. Это можно проследить и в стихотворении «Я пришла тебя сменить, сестра…»
На первый план здесь выходит опять-таки тема озарения, награждения поэтическим даром. Немного мистически описан момент становления обычного слабого человека. Как будто бы в тело одного человека вселяется вселенская душа – Муза. И он становится «как белое знамя», «как свет маяка».
В стихотворении «Уединение» 1914 года Ахматова раскрывает свое видение судьбы поэта. Она признает, что путь творца тяжел:
Так много камней брошено в меня,
Что ни один из них уже не страшен…


Творчество незабвенной великой поэтессы Анны Ахмаᴛᴏʙой поражает своим разнообразием и глубиной. Она касалась не только насущных женских тем, чем стала родной многим представительницам слабого пола, но обращалась и к вечным проблемам бытия.
Также Анна Ахмаᴛᴏʙа не боялась отражать свое отношение к реальной действительности, что было в начале 20-го века не только трудно, а, прежде всего, и опасно. Потому что это было время величайшего выбора для страны – кто-то шел за новым строем, кто-то раᴛᴏʙал за старый. Представители двух этих лагерей становились злейшими врагами. И лишь немногим удавалось оставаться посередине и жить своей внутреннее неколебимой и свободной жизнью.
У Ахмаᴛᴏʙой это получалось, ᴨᴏᴛому что она была очень сильным и целеустремленным человеком. Так, она не раз заявляла, что не поддерживает тех, кто эмигрировал из России. Ахмаᴛᴏʙа утверждала, что место человека там, где он родился, и ни при каких условиях не хотела покидать Родину. Но важно в этом факте даже не её решение остаться, а то, что остаться для неё было равносильно самоубийству – либо в физическом, либо в профессиональном плане.
Поэтесса никогда не радовала стоящих у власти своим творчеством. Ведь Ахмаᴛᴏʙа слышала не только голос любовного чувства

В стихотворении «Июль 1914» есть услышанное ею пророчество:
Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.
Но, несмотря на предчувствие страшных времен, поэтесса не хотела отделять себя от родной страны, ᴨᴏᴛому что для неё страной были не те, кто стоял у власти и часто несправедливо вершил её судьбу, а люди, самые обычные люди, ради которых она и писала свои стихотворения. Ахмаᴛᴏʙа считала предательством эмиграцию, предательством она считала то, что другие называли спасением. А среди таких были её близкие друзья. По этой причине Ахмаᴛᴏʙой было очень трудно выстоять, и именно поэтому так часта в её произведениях тема лирика и родины, к которой относится и вышеприведенное стихотворение.
Но среди народа, который олицетворял для Ахмаᴛᴏʙой родину, особенно выделялся великий русский поэт Пушкин Он был для поэтессы средоточием всего русского и великого. Любовь к личности великого лирика была привита Ахмаᴛᴏʙой с детства. Она жила в Царском Селе, где все было напитано памятью о Пушкине.
Намного позже, будучи уже известной поэтессой, она занялась изучением творческого наследия этого мастера слова, его биографии. По этой причине в творчестве Ахмаᴛᴏʙой так много стихов, посвященных Царскому Селу и самому Пушкину:
Полстолетья прошло… Щедро взыскана дивной судьбою.
Я в беспамятстве дней забывала теченье годов,-
И туда не вернусь! Но возьму и за лету с собою
Очертанья живые моих царскосельских садов.
Ахмаᴛᴏʙа любила свою родину до самозабвения, даже когда жизнь в России становилась для неё мучительно невыносимой, даже когда аресᴛᴏʙывали её сына и мужа, когда она часами стояла у Кресᴛᴏʙ, чтобы отдать любимым жалкую «передачку». Даже когда её исключили из союза писателей за то, что она не «пролетарский поэт», даже когда её не печатали и старались забыть. По этой причине так горестен образ родины, противопоставленный иной стᴘẚʜᴇ, в стихотворении «Я любимого нигде не встретила…»:
Нежило мне тело море синее.
Звонко, звонко пели птицы томные.
А в родной стᴘẚʜᴇ от ласки инея
Поседели сразу косы темные.
Ахмаᴛᴏʙа не сомневалась в своем предназначении, ᴨᴏᴛому так обширна в её творчестве тема патриотизма. Она была уверенна, что великое назначение поэзии – облегчать и одухотворять жизнь народа, ᴨᴏᴛому, как могла, трудилась в этом направлении. Поэтесса не отделяла свою поэзию от России еще и ᴨᴏᴛому, что здесь, на родине, ей все было так дорого и неотделимо от её внутреннего мира. Потому она не уезжала, ᴨᴏᴛому любовалась каждым днем, ᴨᴏᴛому так много её стихов о России.
Ведь если ты родился на какой-то земле, то так того захотел Бог, а Ахмаᴛᴏʙа была религиозным человеком, восхищавшимся великой православной традицией. Она ничего так не любила, как свою Родину:
Дома, дома – ужели дома!
Как все новее и как знакомо,
И такая в сердце истома, сладко кружится голова…

Страница 1 из 1



Общая тема стихотворений «Смерть поэта», «Поэт» и «Пророк»

Стихотворение начинается скорбью, безысходностью, ничего нельзя изменить, ничем нельзя помочь, Убит!... к чему теперь рыданья, Скорбь постепенно перерастает в гнев, а затем опять возвращается печаль, горе от утраты. В эпиграфе поэт требует правосудия, обращается к государю с требованием отомстить, наказать виновных. В самом стихотворение же мы видим чувства поэта – скорбь и гнев. Поэт одинок. Его окружают бездумные, глупые, жадные, завистливые люди. Они не понимают и не принимают поэта....


Что такое любовь, или как написать сочинение по любовной лирике

Наверное, каждый из вас знает, что такое любовь? Это и искренняя радость при встрече, и слезы печали при расставании. А главное, это единство душ, когда каждый из влюбленных ощущает себя лишь частичкой, когда не может и минуты прожить без любимого. Ощущаю, что сейчас вы скажете, что такая любовь бывает разве что в кино и в сентиментальных романах прошлого столетия. А теперь все иначе: встретились, понравились, пожили вместе, надоели друг другу - разбежались. Современная жизнь! Но это не совсем верно. Конечно же, бывает и так: встретились - а через неделю уже и не помнят, как кого зовут. Но бывает и совсем другое. Если не верите, почитайте классику. Одними из лучших образцов любовной лирики поэтов-классиков новейшей украинской литературы, безусловно, являются стихи о любви Максима Рыльского и Владимира Сосюры. Например, стихотворение В. Сосюры «Так никто не любил». Поэт смело говорит о беспредельности своих чувств, говорит с пафосом: «Эй, вы, зори ясные!.. Тихий месяц мой!.. Где вы видели большую любовь?.. Я для нее сорву Орион золотой...». Воспоминания о встречах и разлуках - это волнительные страницы жизни каждого человека. Одну из таких страниц раскрывает Сосюра в стихотворении «Когда поезд в даль загрохочет...» Ведь каждому приходилось или придется что-то подобно пережить: «Дни прошли... Отлетела тревога... Лишь любовь, как в сердце штык... Ты давно уже жена другого, я же - известный украинский поэт». Вам надо так написать свое произведение, чтобы оно брало за душу, чтобы те прозаические строки, которые вы будете «вставлять» между стихотворениями, были не плохими, что бы это не были обычные фразы. Найдите какие-то другие слова, вы должны петь вместе с Сосюрой: «Сладко плачут в садах соловьи, Так, как и всегда, неизменно... У тебя и губы, и брови твои, Как у моей Украины...»....


Урок. твоя родина, твоя рідня, твій рід

Мета: Дати дітям елементарні уявлення про сім’ю як об’єднання рідних людей, пояснити поняття: Рід, родина, рідня; Вчити називати членів сім’ї, їхні імена; познайомити з сімейними реліквіями, сімейним календарем; розвивати інтерес до історії свого роду, до ведення сімейних альбомів; вчити дітей розпізнавати позитивні вчинки, які схвалюють у сім’ї і ті, що можуть засмучувати рідних; прищеплювати шанобливе ставлення до старших і хворих членів сім’ї; виховувати гуманність, гордість за свій рід. Хід уроку...


Поэтические образы в стихотворениях Малышко

Историзм оказался в поэзии 30-х годов не только в обращении к еще таким живым в памяти событий революции, гражданской войны, коллективизации, которые стали определяющими периодами в истории нашего народа, но и в самом подходе к изображению действительности. Герой в них был соотнесенный с историческими приметами того времени. Со всей полнотой отмечены тенденции оказались в раннем творчестве А.Малышко. В сборнике «Лирика», в стихотворениях о героях гражданской войны, как и труженики - своих современников, Малышко выступает как поэт-реалист, мастер точной портретной и психологической характеристики....


Особенности художественного выражения человеческого чувства в любовной лирике В. Сосюры

Искренность, задушевность, яркая, эмоциональная воодушевленная образность, обращение к ярчайшим человеческим чувствам - основные черты поэтического наследия В. Сосюры, которого справедливо называют одним из тончайших лириков украинской литературы XX столетия. Кажется, каждый знает эти вдохновенные строки: «Так никто не любил. Через тысячи лет лишь приходит подобная любовь. В день такой расцветает весна на земле...». Поэт создает волнительную гамму человеческих чувств, рожденных любовью. Поэтическая гипербола первых двух строк становится камертоном всей поэзии, в которой В. Сосюра в народно-песенном ключе воспевает чистое чувство любви: расцветает весна, просыпается земля, все живет в то время, когда рождается любовь. Образ весны созвучный образу любимой со счастливыми глазами, которые беспокоят и западают в душу лирического героя, способного - от волнительных чувств - сорвать для нее «Орион золотой». Об обворожительности и неповторимой красоте первой любви говорит поэт в стихотворении «Когда поезд в даль загрохочет...». Лирический герой окрылен, преисполнен животворным теплом, которое дарит ему любимая. В стихотворение художник вплетает конкретику того времени - «тревожную жизнь, темные башни на фоне зари», «...и враг - на нашем пути». Лирический герой идет на фронт защищать родную землю, свою любимую, возвращается домой, где его ждет горькое разочарование - измена. Сравнением «лишь любовь, как в сердце штык...» поэт образно воссоздает душевное состояние своего героя: пережитую радость первой любви и остроту боли за растоптанное чувство, за неверность девушки, которая стала женой другого. Но воспоминание о любви такое яркое, такое незабываемое: «Я бы забыл и образ, и слезы... только бы слушать твой голос и слезинки, твои слезинки печальные целовать». ...

Обычно наиболее остро тема родины встает в литературе в периоды войн, революций и т. п., то есть тогда, когда человеку необходимо совершить свой нравственный выбор. В русской литературе эта проблема стала наиболее актуальной в начале XX века, чему способствовали несколько революций, Гражданская и Первая мировая войны.
Новая идеология, которую принесла с собой революция, была неприемлема для многих людей как старого, так и нового поколений русской интеллигенции.
Ахматова с самого начала не приняла революцию и никогда не меняла своего отношения к ней.
Вполне закономерно, что при таких политических событиях возникает проблема эмиграции, которая действительно сильно коснулась России в первой половине XX века. Многие поэты, писатели, художники и музыканты, близкие Ахматовой, уехали за границу, навсегда покинув родину.
Не с теми я, кто бросил землюНа растерзание врагам. Их грубой мести я не внемлю. Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник. Как заключенный, как больнойТемна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой… (1922 г.)
Ахматова не осуждает тех, кто

уехал, но и четко определяет свой выбор, так как для нее эмиграция невозможна.
Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: “Иди сюда, Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда…”…Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. (1917 г.)
Но родиной в стихах Ахматовой является не только Россия, но и Царское Село, Петербург, Слепнево. Она описывает места, дорогие прежде всего ей самой, свою родину; но тем не менее эти автобиографические черты не вырываются из общего контекста проблем, затрагиваемых поэтессой. Она рассматривает свои личные впечатления и переживания, сопоставляя их с общечеловеческими.
У Ахматовой много стихов, посвященных Петербургу-Петрограду-Ленинграду, городу, с которым так тесно была связана ее судьба.
И мы забыли навсегда, Заключены в столице дикой, Озера, степи, города И зори родины великой. В кругу кровавом день и ночьФонит жестокая истома.,. Никто нам не хотел помочь За то, что мы остались дома, За то, что, город свой любя, А не крылатую свободу, Мы сохранили для себя Его дворцы, огонь и воду…
В стихотворениях Ахматовой, посвященных Петербургу, Петербург – это не символ чего-то, это сам город: “…Мы сохранили для себя // Его дворцы, огонь и воду…” Хотя в некоторых стихотворениях он может быть и символом России в конкретный момент времени, когда на примере одного города показывается судьба целой страны или эпохи. Строки из того же стихотворения “Петроград, 1919”:
Иная близится пора, Уж ветер смерти сердце студит, Но наш священный град Петра Невольным памятником будет. (1920 г.)Ахматова рассматривает события в России не только как политические, но и придает им вселенское значение. И если у А. Блока в поэме “Двенадцать” революция – это разгул стихий, вселенских сил, то у Ахматовой это кара божья. Поэтесса обращается к библейским источникам. Например, стихотворение “Лотова жена” (1922-1924 г):
И праведник шел за посланником Бога, Огромный и светлый, по черной горе Но громко жене говорила тревога:Не поздно, ты можешь еще посмотреть На красные башни родного Содома, На площадь, где пела, на двор, где пряла На окна пустые высокого дома, Где милому мужу детей родила…
Ахматова оправдывает ее поступок:
Лишь сердце мое никогда не забудетОтдавшую жизнь за единственный взгляд.
Это не просто библейская притча, переложенная на стихи, Ахматова сравнивает судьбу своей родины с Содомом, как позже – с Парижем в стихотворении “В сороковом году”: “Когда погребают эпоху…” Это не смерть Петербурга или России, это смерть эпохи; и Россия не единственное государство, которое постигла эта участь, Все закономерно: у всего есть свой конец и свое начало. Ведь любая новая эпоха начинается обязательно с крушения старой. Возможно, поэтому в стихах Ахматовой есть и светлые ноты, предвещающие рождение нового времени.
…Но с любопытством иностранки. Плененной каждой новизной, Глядела я, как мчатся санки И слушала язык родной. И дикой свежестью и силой Мне счастье веяло в лицо, Как будто друг от века милый Всходит со мною на крыльцо. (1929 г.)
В поэме “Реквием” Ахматова продолжает свой поэтический прием, встраивая свои автобиографические переживания в контекст целой современной эпохи. Поэма так и начинается:
Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, – Я была тогда с моим народом. Там, где мой народ, к несчастью, был. (1961 г.)
Опять же она возвращается к проблеме эмиграции и указывает на то, что для нее нет и не было другого выхода, как только остаться на родине вместе со своим народом.
Поэма посвящена трагедии матери, потерявшей сына. И опять Ахматова решает ее характерными для себя художественными средствами. Она описывает себя и свою трагедию, но сопоставляя ее с трагедией всех матерей, как стоящих с ней сейчас в этой очереди, так и матерей всех времен. Во вступлении она приводит несколько исторических картин, создавая тем самым собирательный образ:
Смертный пот на челе… Не забыть! Буду я, как стрелецкие женки, Под кремлевскими башнями выть.
Ахматова сравнивает также себя и всех женщин с Богоматерью, потерявшей сына:
Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел.
Сама композиция поэмы говорит о евангельском подтексте: Посвящение, Вступление, Приговор, К смерти, Распятие, Эпилог.
И опять, уже в 60-е годы Ахматова возвращается к теме родины Вновь появляются стихи о дорогих и памятных местах звучащие как ностальгия по ушедшей эпохе: “Царскосельская ода” (1961 г.) и т. п.
В стихотворении “Родная земля”, которое начинается строками из стихотворения 1922 г.:
И в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще вас… –
Ахматова продолжает тему родины. Это не Петербург 1913 года или уже Ленинград; это не революционная Россия; это Россия вообще, такая, какая она есть сама по себе и какая она есть для каждого, родившегося в ней.
Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно – своею. (1961 г.)


Другие работы по этой теме:

  1. Судьбу свою Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли, и, когда – после революции – пришла пора выбирать, она не колебалась: осталась с родной страной,...
  2. Подготовка к ЕГЭ: Анализ стихотворения А. А. Ахматовой “Родная земля” ” Сочинения, ЕГЭ: образ в лирике, читать стих, Тема Родины в стихах Анны Ахматовой занимает...

Последние материалы раздела:

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....