Тайны и загадки тамплиеров. Тайны оккультизма тамплиеров

4 691

Уже во времена своего деятельного существования Орден тамплиеров в глазах современников виделся как некий магический институт. Рыцарей Храма подозревали в волшебстве, колдовстве и алхимии. (Эпохой раньше их подозревали бы в шаманизме). Считалось, что многие из тамплиеров связаны с «темными силами». Еще в 1208 году папа Иннокентий III призвал храмовников к порядку вследствие их «нехристианских действ и заклинания духов».

Известно, что тамплиеры мечтали о водворении на земле Царства Мира и Единения всех народов, для чего занимались эзотерическими изысканиями и поиском межконфессиональной церковности на основе гностических учений. «Церковность» при этом понималась в ее изначальном смысле — от греческого «ekklhsia», то есть «общность» людей, объединенных идеей.

Несколько слов о гностиках. Гностики — александрийская секта, основанная на секретных доктринах раннего христианства. Гностики интерпретировали христианские мистерии в соответствии с языческим символизмом. Свою секретную информацию и философские достижения они скрывали от посторонних и учили только небольшую группу специально посвященных лиц.

Гностики искали (и полагали, что нашли) Истину с большой буквы. Основой ее они считали Гносис (греч. «gnosis» — «знание»), то есть тайное знание о Боге, мире и подлинной духовной природе человека, открытое пророками и сохраняемое эзотерической традицией. Обладание подобным знанием, удостоиться которого могли лишь избранные, само по себе ведет к Спасению. Зло в мире считалось возникшим изначально в результате «ошибки технологии». Уничтожение его происходит лишь постепенно, в ходе мирового процесса восстановления планировавшейся гармонии, ускорить который помогают опять же пророки и божественные посланники. Бог, по учению гностиков, скрыт и непознаваем. Но в то же время это — верховный истинный Бог. Большинство же людей (не относящихся к гностикам) поклоняются неистинному Богу, образ которого они запечатлевают в форме икон и фресок. Между тем это — всего лишь производное от истинного Бога, отец не мира, но «лжи этого мира», то есть Дьявол. Впрочем, для гностиков Дьявол был не отцом зла, а всего лишь неудачником, жертвой собственных заблуждений.

Тамплиеры, в частности, заимствовали у гностиков символ Андрогина. Для них это был оккультный образ вселенского единения. Его изображали в виде фигуры с крыльями, восседающей на кубе. На голове — факел с тремя языками пламени. Правая рука мужская (с латинской надписью «solve» — «разрешай»), левая — женская (с надписью «coagula» — «сгущай»). Беда в том, что у Андрогина была козлиная голова; ее рога, борода и уши складываются в ПЕНТАГРАММУ (известную нам как пятиконечная звезда). У христианских иерархов эта голова, понятное дело, ассоциировалась с Дьяволом. И впоследствии факт поклонения Андрогину был поставлен тамплиерам в вину. Между тем пентаграмма еще у пифагорейцев являлась символом здоровья и опознавательным знаком общины.
Андрогин гностиков у тамплиеров имел свое имя, назывался Бафометом.

Бафомет (Baphomet) — прочитанное справа налево слово «Temophab», означающее «Templi omnium hominum pacis abbas», то есть «Настоятель храма мира всех людей». Под этим термином тамплиеры понимали эманацию мирового «Мы», астральный вихрь, могущий повести людей по пути усовершенствования, ко всеобщему миру и братству.
Все это было на виду. Однако более поздние исследования показали, что, скорее всего, внутри Ордена тамплиеров имелся узкий крут посвященных, которые разрабатывали и охраняли от посторонних куда более глубокую оккультную доктрину, чем могли себе представить гонители храмовников.
В XVIII веке в Гамбурге нашли два документа, относящихся к средневековью. Они содержали тайное уложение для храмовников, достигших «внутреннего круга» Ордена, и дополняли церковный устав. Это были «Устав избранных братьев» и «Устав утешенных братьев». В своей книге «История ордена храмовников и крестовых походов» Жерар Себанеско подробно комментирует эти тексты и доказывает, что речь в них идет об указаниях, целью которых было сохранить тайны оккультной иерархии, строго отделенной от остальных членов Ордена.

Существует множество версий об эзотерических тайнах, столь ревностно оберегаемых тамплиерами. И в наши дни продолжают появляться труды, посвященные этой теме. В своей удивительной книге «Жан де Фодоас» писатель-оккультист Морис Магр выдвигает гипотезу, согласно которой тамплиеры во время сражений использовали заряженную магией фигуру Бафомета. Она якобы обеспечивала им победу до тех пор, пока не была у них украдена в ходе одного из сражений христианской армии с монгольскими захватчиками в Богемии.

Морис Магр добавляет:
«Вполне вероятно, что все великие завоеватели, которые оставили свой след в судьбах различных народов, использовали магию, что позволило им управлять мировыми силами в своих интересах».

Мы не верим в магию, а потому не будем всерьез рассматривать этот последний тезис, но, похоже, храмовники самого высокого ранга действительно обладали эзотерическими познаниями. Находясь в Турене, в донжоне замка Шинон, они рисовали на стенах своих камер символические граффити, которые целые поколения эрудитов пытаются расшифровать.

Современный алхимик Эжен Канселье, автор книги «Два жилища алхимиков», считает, что ему удалось истолковать самый загадочный и сложный из этих рисунков. Согласно его версии, тамплиеры знали, как будет развиваться земной цикл вплоть до Апокалипсиса.

«На стене одной из камер, — пишет Канселье, — тамплиеры, сидящие в донжоне замка Шинон в ожидании казни, оставили среди других не менее интересных граффити краткую схему развития природы. На боковине дверного проема выделяется процарапанный стилетом на мягком камне круг, правая сторона которого едва намечена и решительно заштрихована вертикальными линиями. Действительно, золотой и серебряный века закончились, когда в 1308 году адепты ордена Храма представили потомкам изображение безжалостного хода времени. Вот почему гномон на космическом циферблате, проведенный из меньшего круга с буквой «S» в центре («S» — первая буква французского слова «soleil» — солнце), разделяет на две половины верхний сектор, то есть бронзовый век. Одна половина — это прошедшие триста лет, а другая — будущие триста лет, на ней еще стоит буква «В», которая у римлян обозначала число 300. Эти шесть веков помечены также буквами А, В, С, D, Е, F. Буква «А» крупнее, чем другие, и соединена фигурной скобкой с другой буквой «А», расположенной прямо над ней, что символизирует два упомянутых века. Справа и немного выше Солнца мы видим Луну и Землю — круг, перечеркнутый крестом, жизнь, которая завершится с концом железного века, обозначенного в нижней четверти круга. Стилет неизвестного тамплиера неумолимо двигается дальше, чтобы, достигнув вертикала, отметить великое смятение в шуме труб. Вот тогда Избранные и смогут повторить пророческие слова прорицателя из Патмо:
«Я видел новое небо и новую землю; потому что первое небо и первая земля исчезли, а моря больше не существовало».

Довольно вольная трактовка, не находите? Мы еще не раз встретимся с тем, как оккультисты вольно трактуют деяния предшественников. А пока попытаемся ответить на вопрос, а чего, собственно, добивались тамплиеры, укрепляя и расширяя свой Орден.
Конспиролог Жан Маркес-Ривьер в своей книге «История эзотерических доктрин» дал определение политическому аспекту деятельности внутреннего кружка Ордена Храма:
«Похоже, в самом Ордене была вдохновляемая строгим эзотеризмом группа, имевшая тайную цель захватить власть».

Итак, власть тамплиерам нужна была для того, чтобы объединить западный мир и стать его настоящими оккультными правителями. Какое средство они собирались использовать для осуществления своего замысла? Фактический союз светской и религиозной власти? Однако для этого необходимо было примирить Крест христианства и Полумесяц ислама, превратив Средиземное море из разделяющей пропасти в центр единения мировых религий.

Тамплиеры, не ограничивавшиеся одними мечтами об идеальном обществе, прекрасно понимали, что для того, чтобы рано или поздно исчезло противостояние между христианским миром и Востоком, надо методически развивать коммерческие контакты между двумя сторонами. Руководители Ордена всячески стремились взять под свой контроль промышленность, торговлю и финансовые отношения между христианским и мусульманским мирами. Замысел тамплиеров имел в виду подрыв существующих норм, полную реорганизацию традиционной структуры человеческого общества, причем Европа была лишь промежуточным этапом на пути реализации этого проекта.

Хотя к большинству политических руководителей той эпохи тайный кружок тамплиеров относился лишь как к пешкам и слепым исполнителям своей воли, были и некоторые исключения. В частности, император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен был, возможно, одним из посвященных в дерзкий план. В частности, невзирая на сильное возмущение Рима, он устанавливал контакты с мусульманскими адептами, вместо того чтобы идти на них крестовым походом. Вне всякого сомнения, этот император Германии не был пешкой в чужой игре — напротив, он достиг высших кругов посвящения. Именно он в 1228 году председательствовал за «круглым столом» в Акко, где собрались представители всех рыцарских орденов, как христианских, так и мусульманских.

И по сей день в самом гористом и наименее посещаемом туристами месте, в итальянской провинции Апулия, в предместье города Андрия, расположен огромный укрепленный замок, который построил Фридрих II. Кое-кто называет это сооружение Замком хозяина мира. Эта массивная крепость, Кастель дель Монте, построена в полном соответствии с восьмиугольным планом, как и часовни тамплиеров. Хотя впоследствии замок служил резиденцией высоких особ, он явно предназначался для других целей, в нем не было ни одной комнаты с утилитарным назначением: ни спален, ни столовых, ни гостиных. При жизни императора Кастель дель Монте, безусловно, использовался лишь по торжественным случаям для собраний и церемоний. Восьмиугольный план сохраняется и внутри замка: все комнаты расположены вокруг одной центральной, также восьмиугольной, комнаты хозяина. Вероятно, это помещение было Средней комнатой — наиболее скрытой и, следовательно, самой священной.

Орден тамплиеров и его судьба – одна из самых драматических и таинственных загадок средневековой истории. Официальная история гласит: братство рыцарей-монахов, истово преданных христианской вере, чьей честности доверяли даже их враги-мусульмане, постепенно погрязло в пороках и алчности, а в конце концов впало в ересь

Но так ли все было на самом деле?

История ордена тамплиеров восходит к временам первого крестового похода, то есть к концу XI века.

Итак, представим себе Европу конца одиннадцатого века. Раздробленная на мелкие феодальные государства (королевства, герцогства, графства), она имела только одну общую сплачивающую силу – религию. В какой бы стране ни жил человек, он исповедовал одну религию – христианскую и имел одного идеологического наставника – папу римского. Его власть была огромной. Он был выше любых государей, поскольку через развернутую сеть церквей и монастырей мог мгновенно довести любое свое решение до каждой деревни, до каждого жителя средневековой Европы. Он с легкостью управлялся с неугодными ему правителями европейских стран и имел только одну головную боль – Восточную римскую империю с центром в Византии, а именно – в Константинополе. Восточное христианство, оформившееся как православие, не позволяло ему распространить свое влияние на восток Европы – в Грецию, Византию и Русь.

В 1095 году для властолюбивого и жестокого папы Урбана неожиданно наступил звездный час. Византийский император Алексей, обеспокоенный нарастающим давлением со стороны турок-сельджуков, запросил о военной поддержке. Незадолго до этого сельджуки приняли ислам, и это благотворно сказалось на их развитии, что и встревожило Алексея. Прямой военной угрозы еще не было, народы жили мирно, но для соблюдения равновесия Алексию не помешала бы дополнительная сила в одну-две сотни рыцарей. Он не знал, что эта скромная просьба обернется кровавой трагедией.

Урбан же мгновенно оценил предоставленный ему шанс, и уже через несколько недель его агенты по всем церквям Европы собирали «воинство» для похода в Священную землю к гробу Господню. Только в рыцарских балладах да в некоторых школьных учебниках можно услышать о благороднейших рыцарях, пошедших в крестовый поход. Однако на самом деле в первый крестовый поход двинулось самое мерзкое отребье Европы. Тысячи воров и бандитов, гонимых страстью к грабежам, получили отпущение грехов и прошлых, и будущих. Малыми ручейками этот сброд двинулся на восток, по пути собираясь в огромное воинство. Только повозок в этой колонне было более 15 тысяч. Легко представить, что оставалось на ее пути в странах Балканского полуострова. Когда император Алексей увидел, кто к нему пришел «на подмогу», он ужаснулся, но делать что-либо было уже поздно. Единственное, что он сумел – организовать переправу этого сброда через Босфор, в малую Азию, где и началась кровавая бойня.

Хорошим примером служит город Ликия, в котором не осталось в живых ни одного жителя, включая малых детей. Средневековые хроники вполне красочно описывают, что вытворяли «защитники» гроба Господня из Европы. Самое ужасное, что все население Ликии составляли те же самые христиане. Похожая судьба постигла города Антиохию и Маррат. Резня продолжалась до самой Святой земли. Наконец в 1099 году поход достиг своей цели – Иерусалима. В те времена это был процветающий культурный и торговый город, населенный представителями трех религий – православного христианства, иудаизма и ислама. Ислам в те годы был религией относительно мирной. В это время в арабских странах выходило много книг, развивались науки (астрономия, математика, физика, медицина, философия). Мы знаем много великих арабских ученых того времени. Богатый и мирный город Иерусалим не имел военной силы. На его защиту встали сами жители. Несколько недель кровожадная толпа штурмовала город. И город пал. «Освободители» разграбили город до основания и утопили в крови. Так закончился первый крестовый поход.

Прошел год-другой под тяжестью награбленного, «рыцари» понемногу отправлялись домой. Кто остался после них? Паломники – наивные и доверчивые люди, которых обманула религиозная пропаганда. Те, кто и на самом деле поверил, что их долг перед Богом – побывать в Святой земле. И в то время, как вооруженные грабители возвращались домой, на их место приходили действительно мирные путешественники. Дороги Малой Азии стали одними из самых оживленных. Турки-сельджуки не простили того, что учинили «освободители». Не имея большой военной силы, они стали действовать малыми отрядами, перехватывая и истребляя группы паломников. В иные дни паломники гибли сотнями. Месть турок была жестокой.

Вот тогда-то для защиты паломников от нападений и были созданы два военно-религиозных ордена – орден тамплиеров и орден госпитальеров. Основателем ордена тамплиеров стал благородный французский дворянин Гуго де Пейн. В 1119 году орден предложил свои защитные и караульные услуги королю иерусалимскому Бодуэну Первому. Девять человек составили ядро будущей организации. Своей личной отвагой и мужеством они так быстро снискали уважение и признание, что орден стал расти.

Все члены ордена принимали монашеские обеты «чистоты», «нищеты» и «послушания». Вскоре о рыцарях ордена стали говорить как о бескорыстных и бесстрашных людях, готовых прийти на помощь человеку, попавшему в беду. Такими они и были на самом деле. Через несколько лет не было в Европе мест, где не восхищались бы подвигами тамплиеров. Так получилось, что в умах простых обывателей слово «тамплиер» стало синонимом «защитника обиженных». Очень скоро орден получил благословение папы римского, и началось его процветание.

Первым шагом стал массовый сбор пожертвований на благо ордена. Его агенты легко находили доступ к сердцу каждого христианина. Даже самые бедные стремились помочь людям, добровольно принявшим на себя тяжелую ношу. Пожертвования составляли колоссальные по тем временам деньги. Богатые люди, не имевшие наследников, оставляли ордену имения, замки, поместья. Арагонский король Альфонсо Первый после своей смерти в 1134 году оставил ордену треть своего королевства на севере Испании (ныне там провинции Арагон и Каталония). В 1141 году бретонский герцог Конан оставил ордену целый остров недалеко от побережья Франции. К середине двенадцатого века многие сотни земельных наделов с замками и поместьями уже были в руках тамплиеров. Каждым управлял назначенный орденом человек. Так образовалась сеть, охватившая Европу. Орден стал выше, чем любое европейское государство. И в итоге папа римский Иннокентий вывел орден из подчинения местным государям. В какой бы стране ни находился узел раскинутой орденом сети, он не подчинялся местным законам, а действовал по прямому указанию верховного магистра или самого папы.

Своего расцвета орден достиг к концу XII века. Только в Святой земле он держал 600 рыцарей, 2000 сержантов и более 5000 рядовых всадников. С такой военной силой приходилось считаться. Сражения и стычки происходили чуть ли не ежедневно. Устав ордена запрещал его членам отступать перед врагом, если по численности враг не превосходил втрое.

Однако вскоре из защитников людей тамплиеры превратились в защитников их капиталов. Доверяя свою жизнь тамплиерам, паломник всегда был готов доверить им свой кошелек. Бумажных денег в то время не было, а путешествовать с мешком золота было нелегко и опасно. Так образовалась сеть, которую сейчас называли бы банковской. Поскольку представители ордена были чуть ли не в каждом городе, стало легко путешествовать по Европе. Сдав деньги в одном городе, человек получал расписку, по которой мог получить их назад в любом другом. Если нужно было перевезти наличные деньги или драгоценности, для этого тоже нанимали тамплиеров.

Тамплиеры также взяли на себя финансовые вопросы по выкупу пленных. Если, например, германский рыцарь попадал в плен к сарацинам, не надо было ждать месяцами, пока привезут за него выкуп. В Германии деньги вносились местному магистру, а в Иерусалиме они выплачивались в обмен за пленника. Перевозились не деньги, а только письма.

Но самым могучим источником доходов стало ростовщичество. Тамплиеры предоставляли заемные ссуды крупнейшим королевским фамилиям (всегда под убедительный залог). К концу тринадцатого века тамплиеры, используя свои накопления и широчайшие связи, стали крупнейшими банкирами Европы, так что военная сторона их деятельности отошла на второй план. Особенно велико было влияние тамплиеров в Испании, Франции и Англии. Орден сложился в жесткую иерархическую структуру с великим магистром во главе. Орден знал все и обо всех. Идеологическая власть над государствами по-прежнему оставалась в руках папы, но политическую и экономическую власть в Европе имел уже не он, а верховный магистр ордена. Он мог решать, кому, когда и с кем воевать, кому где править, а кому подчиняться.

Казалось, что не было силы, способной противостоять великому ордену. Однако такая сила нашлась. Финансовая деятельность и непомерные богатства ордена вызывали зависть и вражду сильных мира сего. Среди таких был и французский король Филипп IV Красивый, который опасался усиления тамплиеров и, испытывая постоянную нехватку денег, жаждал прибрать к рукам их имущество. Операцию против ордена король готовил долго и тщательно. Сначала Филипп поставил на папский престол «своего» папу – Клемента V, после этого он добился переноса папского престола из Рима в Авиньон (город на юге Франции) и затем нанес последний удар.

Ранним утром в пятницу, 13 октября 1307 года, был исполнен молниеносный рейд по базам ордена. Сотни тамплиеров были схвачены и брошены за решетку. В Париже был взят замок тамплиеров и арестован верховный магистр Жак де Моле. С тех пор день считается особо неудачным, если пятница приходится на тринадцатое число месяца. Строго говоря, все эти аресты были незаконны, поскольку орден тамплиеров был подотчетен только папе, но никак не королям. Потребовалось целых пять лет пыток и допросов, чтобы собрать материал, который позволил в 1312 году отлучить орден от церкви и задним числом оправдать действия Филиппа IV.

Не имея возможности вершить над тамплиерами суд государства, Филипп передал их суду церковному – то есть инквизиции. А для церковного суда и обвинения должны быть соответствующими. Прежде всего это обвинение в ереси и вероотступничестве. Им инкриминировали идолопоклонничество. Так в материалах следствия и появились сообщения о некоем трехликом идоле Бафомете, которому якобы тайно поклонялись тамплиеры.

Большинство тамплиеров сознались под пытками в предъявленных обвинениях. Есть предположение, что признание у них вырвали не из-за личной слабости, а по разрешению верховного магистра, рассчитывавшего этой ценой спасти организацию от поголовного уничтожения. Сам Жак де Моле тоже признался в предъявленных обвинениях и был приговорен к пожизненному заточению. Но когда в 1314 году в соборе Парижской Богоматери при огромном стечении народа зачитывался приговор, он публично объявил, что все признания были вырваны пытками, являются ложью, а орден невиновен. Нераскаявшихся тамплиеров ждала виселица на горе Монфокон, а приор Нормандии и Жак де Моле были сожжены на костре, на острове посреди Сены. Перед смертью Жак де Моле проклял короля, римского папу и рыцаря Гийома де Ногарэ: «Папа Климент, король Филипп, не пройдет и года, как я призову вас на суд Божий и воздастся вам справедливая кара! Проклятие! Проклятие на ваш род до тринадцатого колена!..»

Через две недели от кровавого поноса в ужасных судорогах скончался Климент V. А в ноябре того же года Филипп Красивый умер от неизвестной болезни. Легенды утверждают, что тамплиеры были искусны в изготовлении сильнодействующих ядов. Вера в тайные силы тамплиеров и в то, что сбывалось проклятие де Моле, получила новую пищу. И все же со смертью тамплиеров исчез и их орден, который унес с собой множество тайн.

Лин фон Паль

ТАЙНЫ ТАМПЛИЕРОВ

Мужество - это добродетель, не позволяющая проникать в благородное сердце рыцаря семи смертным грехам, которые прямой дорогой ведут к вечным мукам преисподней и которые суть следующие: чревоугодие, сладострастие, скупость, уныние, гордыня, зависть, гнев. Поэтому рыцарю, выбравшему эту дорогу, не попасть в то место, которое душевное благородство выбрало своей вотчиной.

Раймонд Луллий. КНИГА О РЫЦАРСКОМ ОРДЕНЕ

Говорить то, что является несоответствующим - преступление, как перед Богом, так и перед человеком. Многие из нас предали и Бога, и свою страну. Я признаю мою вину, которая состоит в том, что, к моему позору и стыду, я не смог стерпеть боль пыток и страх смерти и сказал неправду, приписывающую грехи и вину прославленного ордена. Я презираю себя за то, что пытался снискать несчастное и позорное существование, прививая ложь на первоначальную ложность.

Проклятие Великого магистра

День 18 марта 1314 года был в Париже теплый и солнечный, прекрасно весенний. Именно в этот достопамятный день наконец-то после долгих лет ожидания высший церковный суд вынес приговор рыцарям-храмовникам, томившимся по застенкам всей Франции. Оглашение приговора папа и французский король решили провести прямо у стен собора Парижской богоматери. Для этого к стенам Нотр Дам де Пари пригнали плотников, и они в считанные часы соорудили деревянную платформу, с которой и должны были прозвучать роковые слова. Сюда из застенков еще недавно принадлежавшего рыцарям Тампля доставили четырех стариков - магистра Аквитании Годфруа де Гонвиля, визитатора Франции Гуго де Пейро, магистра Нормандии Жоффруа де Шарнэ и Великого магистра ордена тамплиеров Жака де Молэ. Парижский люд, обожавший кровавые зрелища, столпился у подмостков. Кругом в карауле, дабы не допустить народных волнений, стояли королевские лучники, а на самом помосте выстроились кардиналы и епископы, одетые как подобает по случаю торжества. Ничего сверхобычного от события они не ждали: грешники признали свою вину и покаялись, и теперь их требовалось просто предъявить горожанам, чтобы было ясно, куда идут деньги налогоплательщиков. Подъехала телега, с которой и сгрузили четверых заключенных. Все они были уже немолоды, а самому Великому магистру перевалило за семьдесят лет. Одетые в шутовские наряды, полагающиеся еретикам, они друг за другом взошли на возвышение. Для столь торжественного случая Великого магистра и его друга магистра Нормандии заранее привезли в Париж из далекого замка в Жизоре.

Как бывает в таких случаях, сначала вышел вперед прево Парижа и огласил, с какой целью были приглашены к стенам собора горожане. Затем он передал «говорительную» эстафету церковным иерархам - именно они должны были озвучить решение суда. Но когда один из кардиналов зачитал приговор, неожиданно мягкий - всего лишь пожизненное тюремное заключение для всех четверых и неоправданно жестокий для всего ордена - полное уничтожение, его размеренный и спокойный голос перебил крик Великого магистра.

Не верьте им, - крикнул Жак де Молэ, - Орден чист перед Богом.

Кардинал попробовал укорить магистра, что он своими собственными устами признался в тяжких прегрешениях братьев, но магистр не дал ему договорить.

Это признание получено под пытками! Я сделал его, страшась пламени костра! Но сегодня я предпочту костер. Запомните: на Ордене нет греха.

Орден чист перед богом, - с той же отчаянной прямотой подтвердил и нормандский магистр.

Они заставили нас оклеветать Орден, - крикнул де Молэ.

И кардинал, вспыхнув от ярости, не нашел лучшего решения, как дать знак сержанту охраны, и тот двинул Великого магистра кулаком по зубам. По длинной седой бороде старика потекла струйка крови. Оглашение приговора, вся его торжественность, государственная значимость - все было сорвано. В результате кардинал, перекрикивая толпу, сообщил, что два непримиримых старика снова впали в ересь и сами подписали себе смертный приговор.

Тем же вечером, после заката, Жака де Молэ и нормандского магистра Жофруа де Шарнэ привезли на маленький наносной островок посреди Сены, носивший прозвание Еврейского. Тут быстро соорудили эшафот, вбили в землю столбы и подготовили дрова и ветки, требующиеся для казни еретиков. Обоих заключенных переодели в длинные простые рубахи и подвели к столбам. Именно так - босыми, простоволосыми и в рубище - должны были они закончить свою земную жизнь. Народ, получивший днем приятную неожиданность у стен Нотр Дам, должен был вечером увидеть полное торжество закона - небесного и человеческого. Кардиналы почти не сомневались, что окаянные магистры будут молить о пощаде, увидев языки пламени, и в конце концов разнесутся над весенней Сеной крики отчаяния и боли. Смертников, подталкивая тычками, подвели к столбам, тут Великий магистр попросил дозволения помолиться. Он сложил руки и недолго так стоял, что-то проговаривая одними губами, но что - толпе не было слышно. Потом он попросил, чтобы его привязали к столбу так, чтобы лицо его было обращено к видневшемуся вдали собору Парижской богоматери. Стражники посмеялись, но желание исполнили. Пока все шло по сценарию. По знаку два факельщика поднесли колеблющийся на ветру огонь к сухим дровам, вот родился первый ручеек пламени, второй… Они знали свою работу и стремились сделать зрелище как можно более красочным. Но когда огонь добрался до ног казнимых, раздались не отчаянные мольбы о помощи и не крики боли. Оба магистра кричали, что Орден оклеветан, что вина за смерть погибших его братьев полностью лежит на церкви и короле. Говорят, что последними словами Великого магистра были такие: не пройдет и года, - кричал Магистр, - и ты, клеветник Ногарэ, ты, Филипп Красивый, и ты, Климент, встретитесь с нами на другом, честном суде! И тот суд никого из вас не пощадит! Он пообещал французскому королю, что проклятие затронет весь королевский род, вплоть до тринадцатого колена…

А потом пламя разгорелось, и силуэты магистров стали неразличимыми среди огня. Ни мольбы о прощении, ни криков, ни стонов, ничего из того, чего так страстно ожидали увидеть палачи, не произошло, Оба старых тамплиера умерли молча и с невероятным достоинством. Если их странное поведение на долгоиграющем процессе и можно было назвать малодушным, то смерть их оказалась красивой и гордой. Недаром она так врезалась в память парижан, что тут же стала обрастать легендами. Ногарэ, готовивший представление, ходил мрачнее тучи. Церковь осталась неудовлетворенной, король - в ярости.

Сам он на островок поближе к жертвам не соизволил перебраться, но весь этот инсценированный кошмар наблюдал из дворцовых окон - не случайно костер запалили на Еврейском острове, расположенном точно против королевского дворца. Отчет о проведении мероприятия его сильно разозлил. А последние слова Жака де Молэ напугали - король, впрочем как и все средневековые люди, верил в силу проклятия. Французы же, убежденные, что преданному смерти человеку открывается будущее и все составляющие его тела становятся либо колдовским материалом, либо священной реликвией (это уж с какой точки зрения



Исследователи предлагают две версии истории о рыцарях Храма. Первая основана на документах и свидетельствах современников. Вторая представляет собой гремучую смесь из теории заговоров, вымысла художественных произведений и оккультных и эзотерических знаний. Переломной датой в обеих версиях является 1312 год, когда папа Климент V распустил орден тамплиеров.

Согласно историкам, на том и закончилось существование знаменитого ордена. Но, по мнению сторонников теории заговоров, храмовники уцелели в подполье и до сих пор представляют собой могучую силу.

История ордена Тамплиеров


По официальной версии, орден нищенствующих рыцарей Христа и храма Соломона был основан в 1118 году, когда восемь (или, как утверждают некоторые исследователи, девять) благородных французов дали обет королю иерусалимскому Болдуину II защищать паломников, направляющихся в Святую землю. Свое название орден получил от Храмового квартала в Иерусалиме, где располагался его штаб - подобно тому, как орден их соперников госпитальеров был назван в честь госпиталя Святого Иоанна, об обитателях которого они заботились.

Благодаря пожертвованиям тамплиеры быстро приобрели огромные богатства и влияние, а благодаря активной вербовке неофитов умножили свои ряды. На пике развития ордена их силы составляли только в Иерусалиме около четырехсот рыцарей плюс еще более многочисленный отряд легковооруженной конницы из людей среднего сословия.

Для помощи в защите тамплиерами путей следования паломников к Святой земле страны, участвующие в крестовом походе, доверили ордену управление крупнейшими пограничными крепостями. Но во второй половине XIII века мусульмане стали представлять серьезную угрозу Святой земле, и тамплиеры были вынуждены последовательно уступать им один укрепленный пункт за другим.

В августе 1291 года, оставив свой обнесенный стеной город Тортоза, они бежали к прибрежному острову Арвад, где продержались еще 11 лет. Однако после 1302 года тамплиеры оказались беженцами в Европе - хотя и невероятно состоятельными благодаря успешному освоению второй профессии - банкиров и ростовщиков.

Обвинения


Постепенно начали распространяться слухи о том, что во время своего пребывания на Востоке тамплиеры оказались подвержены влиянию нечестивых последователей пророка Мухаммеда, а также говорилось об обнаруженных ими «секретах» при проведении раскопок на месте храма Соломона. Они были обвинены в таких грехах, как ересь, содомия, поклонение котам и таинственной голове существа, именуемого «Бафомет» (впоследствии в соответствующей булле католическая церковь признала это обвинение ложным). А также в проведении странных ритуалов посвящения, включающих отречение от Христа и плевки на распятие, целование ягодиц и прочее. Загадочное тайное испытание на преданность ордену, о котором запрещено было рассказывать, вызывало еще большие подозрения.

13 октября 1307 года король Франции Филипп IV Красивый нанес тщательно спланированный удар по ордену. В один день по всей стране агентами короля были проведены аресты храмовников. Им были предъявлены обвинения в ереси, но в действительности главной целью преследования были деньги ордена.

В ходе жестоких допросов арестованных рыцарей были добыты все необходимые королю признания, после чего примеру Франции, с большим или меньшим рвением, последовали остальные европейские страны. Через пять лет Филипп сумел добиться от Папы Римского признания вины тамплиеров и постановления о роспуске ордена, а 11 марта 1314 года в Париже был сожжен на костре Великий магистр ордена Жак де Моле. Распространена легенда о том, что, умирая, он проклял Филиппа IV и все его потомство, соратника короля де Ногаре и Папу Климента V. В результате чего не прошло и года, как все трое последовали за ним в могилу, а в течение последующих 14 лет трое сыновей Филиппа, прозванных в народе "проклятыми королями", один за другим погибли при загадочных обстоятельствах, не оставив после себя наследников. Во многом не менее тяжелая судьба постигла и преемников Климента V, но это уже другая история...

В 2007 году на все эти темные дела был пролит некоторый свет. Историк и исследователь Барбара Фрале нашла в секретных архивах Ватикана давно забытый пергамент под названием Processus Contra Templarios ("Процесс против тамплиеров"), столетиями хранившийся в тайне. Из него выяснилось, что в 1308 году Климент V принял решение освободить тамплиеров от наиболее тяжелого обвинения - в ереси. Старшие кардиналы допросили Великого магистра и его заключенных в тюрьмы компаньонов и пришли к заключению, что отречение от Христа было продиктовано военными задачами и ставило целью, прежде всего, подготовить новых рекрутов к возможным пыткам, которым они могли подвергнуться в руках неверных.

К сожалению, милосердие Климента на том и закончилось по той причине, что Филиппом IV уже была распределена и потрачена большая часть конфискованных богатств ордена.

Альтернативные варианты


Собственность тамплиеров была частично конфискована, частично передана во владение госпитальерам. Те, кто избежал костра, были вынуждены присоединиться к другим орденам или тихо исчезнуть. Но есть сторонники альтернативных вариантов истории, продвигаемых различными псевдоисториками и кучкой современных неотамплиерских орденов. К числу наиболее видных относится, к примеру, суверенный военный орден Храма Иерусалимского. Его руководители утверждают, что обладают списком Великих магистров, доказывающим преемственность их современного лидера от самого де Моле.

Примечательно, что на этом основании орден Храма Иерусалимского подал в суд на Ватикан, требуя полной реабилитации ордена тамплиеров и возвращения незаконно отобранного у него имущества. Данные притязания являются столь же скользкими, сколь и измышления масонов, еще в XVIII веке внезапно решивших, что их корни, идущие от средневековых каменщиков, выглядят недостаточно эффектно. В результате чего они стали рассказывать о бегстве тамплиеров в Шотландию, где те создали новые ордены, впоследствии ставшие масонскими.

Еще более абсурдны утверждения, всплывающие в триллере Дэна Брауна "Код да Винчи", о том, что тамплиеры были не более чем подставной организацией общества "Приорат Сиона", невредимо пережившего падение рыцарей. По Брауну и его источникам - а конкретней, по французскому неофашистскому мистификатору Пьеру Платару и книгам "Священная Кровь, Священный Грааль" авторов Байджента, Лея и Линкольна и "Возрождение Тамплиеров" авторов Рикнетта и Принса - Приорат Сиона стоял на страже истинного секрета тамплиеров. А именно: что у Марии Магдалины был ребенок от Иисуса. И его "священная кровь", имевшая продолжение во множестве королевских династий, возможно, и является истинным источником происхождения мифа о Священном Граале. Потому что словосочетание «Священный Грааль – на средневековом французском имело сходное звучание.

Тамплиерские оккультисты любят связывать рыцарей с каждой очередной тайной или теорией заговоров. Возможно, именно по этой причине сегодня тамплиерам повсеместно приписывается заслуга строительства готических кафедральных соборов в Европе, открытие Америки в XIII веке. Организация Французской революции в восемнадцатом столетии и управление нитями нового мирового порядка в веке двадцать первом.

Сокровища тамплиеров

18 марта 1314 г. в Париже было пасмурно. Звонкоголосые глашатаи, поеживаясь от утренней сырости, шли по узким улочкам, громко объявляя о суде над злостными негодяями-тамплиерами. На высоком помосте под защитой стражи, которая отделяла толпу от высокородных господ, монахов и законников, вершился церковный суд над еретиками и злодеями. Председатель - духовник короля и доктор теологии из Сорбонны, знаменитый Гийом Парижский, потер озябшие руки и дочитал приговор:«И содержать в четырех стенах, пока жизнь не покинет их». Четверым осужденным в ободранных плащах с красным крестом на плече следовало смиренно и на коленях благодарить трибунал за оказанную им милость.

Высокий и худой Жак де Моле неожиданно выпрямился, посмотрел в глаза Гийому Парижскому и заговорил слабым надтреснутым голосом:« Мы виновны перед Господом, но непризнаем себя виновными в названных судьями преступениях. Мы виновны в том, что дух наш был слабее плоти, и под пыткой оклеветали мы Орден Храма Господнего в ». Судьи трибунала переглянулись. После недолгого совещания Гийом Парижский объявил:«Поскольку эти еретики не раскаялись, продолжают упорствовать и изрыгать хулу на святую нашу матерь Церковь, мы отступаемся от них и передаем в руки светских властей».

В тот же день королевский прево приговорил великого магистра Жака де Моле, досмотрщиков Гуго де Пейро, Жоффруа де Гонвиля и Жоффруа де Шарне к сожжению на костре. Жак де Моле подошел к высокой поленнице, снял и аккуратно сложил тамплиерский плащ и спокойно взошел вверх. Когда костер разгорелся, он громко произнес:«Папа Римский Климент V, через сорок дней, ты придешь ко мне. Король Франции Филипп IV, не пройдет и года, как ты присоединишься к нам». Больше Жак де Моле не издал ни звука. Стражники, видевшие его лицо, рассказывали потом, что магистр тамплиеров умер без мук.

Предсказания умиравшего на костре старика исполнились в точности. 20 апреля в мучениях отошел к Богу папа Климент. У него болел живот, и лекари прописали пить толченые изумруды, разорвавшие первосвященнику кишки. В ноябре король Франции Филипп IV на охоте упал с лошади. Парализованного, его подобрали и привезли во дворец придворные. Там Филипп Красивый и умер, одеревеневший, неспособный пошевелиться. А над телом владыки Франции сцепились наследники. Через год на виселице закачалось тело готовившего процесс тамплиеров королевского законника Ангеррана де Мариньи. В мучениях скончался руководивший следствием рыцарь Гийом де Ногаре. Сыновья Филиппа IV не смогли передать трон своим детям. Их племянник Эдуард Английский пошел на Францию войной, затянувшейся больше, чем на столетие. Страна, ограбившая и убившая Орден Храма, сама была разграблена и унижена.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ

Среди основателей Ордена Храма Господнего в Иерусалиме был знаменитый Бернар Клервосский - человек, по слову которого короли были могли выступить в поход, а римские папы склоняли головы. Бернар, родившийся в 1090 г. в Труа, происходил из знатной семьи. По сложившейся к XI в. традиции он должен был стать монахом, чтобы не тревожить своих старших родственников претензиями на наследование земли. Он мог быть обычным аббатом - хозяйственным и в меру порядочным, мог окунуться в политические интриги. Однако Бернар попал в Орден Цистерцианцев - монашеский орден, Занимавшийся распространением ученых знаний.

В 1118 г. девять французских рыцарей решили создать военно-монашеский орден - «для охраны паломников, следующих в Иерусалим». Он был организован по образцу Ордена Иоанна Иерусалимского, члены которого назывались госпитальерами. В качестве резиденции щедрый король Иерусалимский выделил им территорию бывшей мечети Куббат-ал-Захры - храма Соломона.

Однако спустя 10 лет после основания Ордена рыцари Храма занимались всем чем угодно, кроме охраны христианских святынь. Они по очереди охраняли дорогу от разбойников но, в основном, рылись в подвалах храма, видимо, надеясь что-то там обнаружить. Бернар Клервосский усиленно работал в монастырских библиотеках, не гнушаясь помощью понимающих древнееврейские тексты раввинов. Что искали рыцари в Иерусалиме, так и осталось тайной. Следователи при обысках, а палачи при допросах ничего не сумели выяснить.

В 1128 г.(единственный случай в истории!) для официального признания был созван специальный церковный собор в Труа - на землях графа Шампанского. Признанный к этому времени святым Бернар Клервосский написал для Ордена рыцарей Храма устав. Главная резиденция Ордена была во Франции, в Париже, в замке Тампль («Храм»), который дал рыцарям второе название - тамплиеры. Это был могущественный Орден, впитавший в себя традиции ранних монашеских орденов. Даже хоронили братьев-тамплиеров по монашескому обряду цистерцианцев - обнаженными, на доске лицом вниз. Орден Храма сразу получил несметные богатства - ему жертвовали земли светские сеньоры. Прежний орден Цистерцианцев с появлением тамплиеров отказался получать дарения и увеличивать свои накопления. Казалось, старые ордены решили передать одному новому свои богатства и познания.

Орден Храма с самого начала был двойственным: с одной стороны рыцарский, а с другой - монашеский. Даже на его печати была изображена лошадь с двумя всадниками в седле. В Ордене существовали братья-монахи, братья-рыцари (они не давали монашеских обетов), сержанты (просто воины на службе Храма) и братья монашеские и ремесленные (люди под покровительством Храма). Большая часть братьев-рыцарей находилась в Палестине и воевала с неверными. Про братьев-рыцарей говорили: «пьет как тамплиер» и «ругается как тамплиер». Гордости и заносчивости им было не занимать. В противоположность им братья-монахи организовали по всей Европе сеть командорств, в которых хранились богатства Ордена. Тамплиеры имели собственные замки с поместьями, в которых не переводилось зерно.

Однажды во время неурожая за неделю только одно командорство накормило 10 000 человек.

Командорства были объединены в бальяжи (округа), которые в богатству и власти соперничали с бальяжами короля. Но несмотря на богатство Ордена попавшим в плен тамплиерам запрещалось предлагать выкуп за свою жизнь и свободу.

Тамплиеры имели два крупнейших центра - Восточный бор между бальяжами Пейнс и Тор в междуречье Сены и Оба и порт Ла-Рошель. В первом из них кладоискатели до сих пор пытаются найти следы сокровищ тамплиеров. Но весь лес был в средние века заболочен, и даже человек искушенный не может найти дорогу, а не то что разыскать тайник. К Ла-Рошели вели свободные от королевских досмотров дороги. Самое удивительное, что везти в этот порт в принципе было нечего - Америку тогда еще «не открыли». И тем не менее через всю Францию к Ла-Рошели и из нее ползли обозы под охраной сержантов Ордена.

Пошлин за это не брали, и любой купец, сдавший деньги на хранение в одном командорстве, мог получить их в другом по заемному письму. Эта банковская система была уникальной для того времени. Даже несметные богатства, подаренные тамплиерам, рачительное хозяйствование и запрещенное христианам ростовщичество не могли принести им такого количества серебра. Его просто не было в копях всей Европы в количествах, достаточных для покрытия безналичных расчетов купцов. Доходы тамплиеров непрерывно росли, а их прозвали «люди серебра». Впоследствии возникли версии, что тамплиеры смогли добраться до Америки и добывать серебро из рудников Перу и Мексики. Конечно, такое богатство не могло не вызвать зависти и злобы у конкурентов.

РАЗГРОМ

Врагов у богатейшего и могущественнейшего Ордена насчитывалось много. Плохие отношения сложились с Орденом св. Иоанна Иерусалимского, который после бегства из Палестины обосновался сначала на Кипре, а потом на Родосе. Белый госпитальерский крест с раздвоенными концами соперничал с тамплиерским красным крестом с перекладинами на морях и на суше. Отношения с Орденом святой Марии Тевтонской также были прохладными: насильственное обращение язычников в христианство в интересах немецкого рыцарства тамплиеры не одобрили и на Северо-Восток свои командорства не перенесли. Быстро рассорились тамплиеры и с новыми монашескими орденами. Европу сотрясали восстания, а церковь стремилась навести наконец порядок в делах веры. Для разгрома ереси был основан нищенствующий Орден Псов Господних - доминиканцев. Подпоясанные веревками монахи в серо-бурых сутанах поначалу активно сотрудничали с могущественными госпитальерами. Однако потом именно доминиканцам было поручено проверить на соответствие учению церкви все богословские труды и под руководством епископов расследовать преступления против веры.

Косо смотрели на Орден и светские владыки. Император Священной Римской империи Фридрих II ограбил владения тамплиеров в Сицилии. Король Франции Филипп IV Красивый укреплявший свою власть в стране, был недоволен тем, что в Париже находится крепость Тампль, в которой сидит великий магистр - более могущественный владыка, чем он сам. Королю хотелось получить пошлины за проезд по орденским дорогам и налоги с орденских земель. Для этого было только два пути: возглавить орден и сделать его королевским или же уничтожить его. В 1305 г. Филипп Красивый захотел вступить в Орден Храма. Однако капитул Ордена ответил ему, что среди братьев не может быть коронованных владык. Тогда Филипп выступил с новым предложением. Поскольку война в Палестине подошла к концу, и рыцарские ордены оказались вне Святой земли, то надо объединить два из них - Орден Храма и Орден Иоанна Иерусалимского. Во главе же объединенного Ордена, дабы не принизить чести ни тамплиеров, ни госпитальеров, должен встать сын христианнейшего короля Франции, потомок знаменитого крестоносца Людовика Святого. Однако и это план не удался.

И тогда Филипп Красивый выбрал второй путь. После очередной интриги римским папой был избран французский епископ Бертран де Го. Его предшественника рыцарь Гийом де Ногаре ударил по лицу кольчужной перчаткой и увез в заключение умирать. В 1305 г. впервые прозвучали обвинения Ордену тамплиеров в ереси и кощунствах. Было решено разгромить Орден там, где он был всего сильнее - во Франции.

Духовник короля и Великий Инквизитор Франции доктор теологии Гийом Парижский начал собирать свидетелей из числа изгнанных рыцарей. К 1307 г. обвинения были подготовлены и по всей Франции королевские гонцы повезли тайные письма с инструкциями королевским чиновникам. 14 сентября 1307 г. королевские войска захватили замки тамплиеров во всей Франции. Филипп IV впервые вошел в возвышавшийся в центре Парижа Тампль не как гость и должник Ордена, а как господин покоренной вражеской крепости. Тамплиеры не оказали сопротивления - устав Ордена не позволял рыцарям поднимать оружие против христиан. Да и кто посмел бы раньше поднять руку на могущественнейший Орден? Братья открыли ворота и впустили стражу внутрь.

Одной из задач королевских следователей было изъятие несметных богатств тамплиеров. Однако тут их ждало разочарование: казна была пуста, в орденской церкви не было даже святых сосудов. Ходили разговоры, что за пару дней до ареста из ворот Тампля куда-то выехали возы, груженые сеном. Зачем понадобилось вывозить сено из Парижа в деревню, никто не задумался. А потом гадать было уже поздно. То же самое произошло во всей Франции. Только в одном командорстве удалось захватить в часовне реликвии - бронзовую голову с хранящимися черепными костями какого-то святого. Деньги же ордена пропали бесследно.

Поскольку орден был основан церковным собором, для суда над тамплиерами также нужно было созвать собор. Однако созванный для этой цели Венский собор 1312 г. не пожелал выдвигать против Ордена какие-либо обвинения. Тогда папа издал буллу, которой распускал Орден. Однако на этом дело не закончилось. Сначала предполагалось, что судить тамплиеров за их злодеяния будет инквизиция. Однако очень быстро оказалось, что это не лучший вариант. Сломленные на допросах в руках королевских палачей мирские братья и рыцари-монахи давали любые показания. Однако веры такому следствию было мало.

Тогда папа Климент V решил взять дело в свои руки. Для суда над тамплиерами создали церковные комиссии. В них входили епископ города и нищенствующие монахи: два кармелита, два францисканца и два доминиканца. Бенедиктинцы и цинтерцианцы, участвовавшие в создании Ордена Храма, от следствия были отстранены. Климент V потребовал передать высших сановников Ордена папскому суду, но до папы руководителей не довезли: было объявлено, что они по пути подхватили заразную болезнь, и потому будут временно содержаться в замке. Однако папские комиссии были допущены к арестованным и провели допросы. На этих допросах тамплиеры категорически отвергли большинство обвинений.

Рыцари дружно отказались от обвинения в содомском грехе - поощрявшемся начальством гомосексуализме. Однако они не отрицали, что на церемонии посвящения новопринятого целовали в пупок, копчик и в губы. Причем никто не мог объяснить смысла этих поцелуев: те из них, что был допущен к тайным знаниям, не торопились рассказывать, а те, кто просто копировал ритуал, не понимал его смысла. На допросах командоры признали, что новопринятым грубовато советовали «Если тебе будет холодно - согреешься с братьями». Перед комиссией они не стали отказываться от показаний.

Еще более серьезным было обвинение в кощунстве. Тамплиеров на основании показаний свидетелей и арестованных рыцарей Ордена обвиняли в том, что они отрицали распятие Христа и плевали на крест. Против такого возразить было нечего. Принимаемым в ряды братьев-монахов говорилось, что на самом деле Христос не был распят, и что крест - не святой почитаемый символ, а орудие смерти преступника - «царя иудейского» - поднявшего восстание против римлян и осужденного за это. После этого объяснения неофитам предлагали плюнуть на крест. Обвинение в содомии еще можно было объяснить грубыми военными шутками, а мужские поцелуи в разные части тела - непониманием низших рыцарей смысла обряда.

Однако богохульство и ересь - преступления гораздо более тяжкие. Эти обвинения тем более подтверждалось тем, что объектом поклонения были идолы - так называемые «головы Бафомета». Это были бронзовые головы, иногда с тремя лицами, с рогами, с яркими инкрустированными глазами. Хотя для тамплиеров эти головы считались символом благосостояния и процветания, плодородия окрестных полей. Но для следствия это был признак дьяволопоклонничества. И рожки на головах, и три лица, и череп - все эти символы связывались с каббалистикой, колдовством и алхимией, которые несомненно говорили о культе Сатаны. Здесь для доминиканцев компромиссы были невозможны - дьяволопоклонники, оккультисты и ростовщики должны быть уничтожены. А это так совпадало с интересами папы и короля Франции. Следствие продолжалось безостановочно. Братья, мучимые на дыбе и под клещами палача давали показания о своих преступлениях. В марте 1314 г. король решил: «Пора!»

СУДЬБА ТАМПЛИЕРОВ

Казалось бы, после приговора Парижского трибунала судьба тамплиеров была решена повсеместно. Однако на деле даже изъять имущество удалось не везде. После смерти Климента V и Филиппа IV и Риму, и французским королям было не до тамплиеров, а на Пиренейском полуострове они были нужны для войны с маврами. Поэтому там преследованием рыцарей Храма никто особенно не занимался. В Кастилии и Арагоне рыцари Ордена Храма вошли в полном составе и со всем имуществом в орден Калатравы. В Германии процесс сорвался: во Франкфурте призванные на суд тамплиеры явились в полном боевом облачении, с копьями в руках. Суд прозаседал недолго и все обвинения были сняты. Только в глухой провинциальной Англии в 1311 г. королю и инквизиторам удалось провести суд над арестованными рыцарями.

Что же касается серебра тамплиеров, то найти его не удалось. Ни суд, ни инквизиция, ни следователи так и не смогли докопаться до правды. Последующие поколения, упорно искавшие богатства тамплиеров, также не нашли исчезнувшие сокровища. Ищут их и по сей день. Найдется ли когда-нибудь счастливчик, который разгадает тайну пропавших сокровищ?


Остров тамплиеров?

В книге двух историков - датчанина Эрлига Хаарлинга и англичанина Генри Линкольна - "Тайный остров тамплиеров" доказывается, что сокровища уничтоженного в XIII веке ордена рыцарей-храмовников, в том числе легендарные Чаша Грааля и ковчег Завета, спрятаны не в Эфиопии, Испании, Канаде или шотландском Росслине, как полагали раньше, а на маленьком балтийском острове Борнхольм, где живет сейчас около 45 тысяч человек.

В качестве доказательства, пишет Reuters, историки обращают внимание на то, что средневековые храмы острова построены в соответствии со "священной геометрией" тамплиеров, которые строили таким образом храмы по всей Европе (самый известный из них - Реннэ-ле-Шато на юге Франции).

Историки уверены, что в геометрии соборов зашифрован ключ, позволяющий при тщательном изучении определить место, где спрятаны сокровища.

Кроме того, историки напоминают, что датский архиепископ Эскиль посетил Великого Магистра тамплиеров Бертрана де Бланшфора в 1162 году. Считалось, что они обсуждали будущее участие храмовников в крещении балтийских язычников - эстонцев, латышей. Возможно, однако, что в ходе этой встречи обсуждалась и возможность переноса в безопасное место разросшихся сокровищ тамплиеров.

Тамплиеры участовали в крещении "огнем и мечом" северных балтийских народов и возвели на Борнхольме соборы; авторы книги уверены, что в этих соборах и следует искать таинственный Святой Грааль, столетия уже не дающий покоя любителям мистики и конспирологии.

Сокровища тамплиеров в Шотландии?

Недавно в Шотландии археологами была обнаружена старинная часовня Росслин, принадлежавшая когда-то семье Клэр. Возможно, часовня является хранилищем несметных сокровищ рыцарей тамплиеров, в том числе легендарной чаши священного Грааля, Креста Господня и бесценных древних манускриптов.

В XIII веке в книге Роберта де Борона «Роман о Граале» впервые упоминается Грааль - чаша, из которой Христос пил во время Тайной вечери и в которую Иосиф Аримафейский собрал его кровь Одновременно Грааль - волшебный всенасыщающий котел, о котором говорится в кельтских мифах Поиски Грааля в древних легендах о подвигах короля Артура связывались не столько с поисками богатства сколько со стремлением к духовному совершенству И, возможно, найденный замок скрывает в своих древних стенах множество тайн и загадок Археологи считают, что последней перестройке замок подвергался во времена крестовых походов Скорее всего, он являлся резиденцией ордена тамплиеров в Шотландии, а также хранилищем христианских святынь и сокровищ накопленных могущественным орденом во времена крестовых походов В подвальных помещениях замка находятся склепы, в которых покоятся тела рыцарей - хранителей сокровищ Предположительно, сокровища ордена и возможно чаша Грааля, хранятся в специально построенной в часовне колонне Стены замка испещрены магическими символами, разгадав которые, возможно, удастся приблизиться к тайне сокровищ тамплиеров

Официально орден назывался «Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона», но в средневековой Европе он был известен как Орден рыцарей Храма Самих же рыцарей называли храмовниками Резиденция ордена находилась в Иерусалиме, на месте, где, по преданиям, был расположен храм царя Соломона (tample - храм (франц) На печати тамплиеров были изображены два рыцаря, скачущих на одной лошади, что говорило о бедности и о братстве Символом ордена стал белый плащ с красным восьмиугольным крестом Рыцари должны были дать три обета целомудрия, бедности и послушания (такие же обеты давали члены других рыцарских орденов того времени, например, госпитальеры тевтоны) С самого начала своей деятельности тамплиеры приобретают большую популярность в Европе Вопреки и одновременно благодаря обету бедности орден начинает накапливать большие богатства

Каждый вступающий безвозмездно приносил в дар ордену свое состояние Крупные владения орден получил в подарок от французского и английского королей, знатных сеньоров В 1130 году тамплиеры уже располагают владениями во Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании, Португалии, а к 1140 году - ив Италии, Австрии, Германии Венгрии и в Святой Земле

Целью членов ордена было «по возможности заботиться о дорогах и путях, а особенно об охране паломников» Однако храмовники не только охраняли паломников, но и считали своим прямым долгом нападать на торговые караваны и грабить их Тамплиеры к XII веку стали обладателями неслыханных богатств и кроме земель, владели верфями, портами, имели мощный флот Они ссужали деньги обедневшим монархам и тем самым могли влиять на государственные дела Кстати, именно тамплиеры первыми ввели бухгалтерские документы и банковские чеки Рыцари Храма поощряли развитие науки и не мудрено, что многие технические достижения (например, компас) оказывались у них в руках Среди рыцарей были также опытные хирурги

Но заносчивость принесла немало вреда «воинам Христовым» и явилась одной из причин поражения христиан в Палестине В 1191 году рухнувшие стены последней обороняемой тамплиерами крепости Сен-Жен-д"Акр погребли не только храмовников и их Великого магистра но и славу ордена как непобедимого воинства Постепенно тамплиеры перебрались в Европу, некоторое время перед этим проведя на Кипре Мощные финансовые средства, которыми располагали храмовники и наличие в их рядах представителей высших кругов общества заставляли правительства Европы считаться с ними и, естественно, ненавидеть и бояться их Когда в XIII веке Папа Римский объявил крестовый поход против еретиков катаров и альбигойцев, тамплиеры опора католической церкви, чуть ли не открыто выступили на их стороне возомнив себя всемогущими и нажив себе еще одного страшного врага XIV веке король Франции Филипп IV Красивый решил избавиться от строптивого ордена, который за неимением дел на Востоке начал вмешиваться в государственные дела в Европе, к тому же монарх был должен тампливрам огромные деньги и не хотел отдавать долг Сначала король пытался действовать хитростью он попросил (принять его в орден, а когда Великий магистр Жан де Мале вежливо но твердо отказал ему, прекрасно понимая что Филипп стремится занять его место Папа Римский с подачи короля предложил тамплиерам объединиться с их вечными соперниками - госпитальерами, на что тоже получил отказ В 1307 году тамплиеры находящиеся во Франции были арестованы, обвинены в ереси в служении дьяволу и колдовстве, поводом к чему послужили таинственные обряды посвящения в члены ордена и последующее сохранение тайны его деяний После семи лет пыток храмовники признались во всем но на суде отреклись от своих показаний Перед смертью Великий магистр проклял Филиппа IV и Папу Римского Климента и вскоре их постигла страшная смерть Не исключено, что Папа и король были отравлены храмовниками, искусными в изготовлении ядов.

Хотя могущество ордена было подорвано, его символику продолжали использовать Христофор Колумб открыл Америку под флагом тамплиеров белым полотнищем с красным восьмиугольным крестом

Мы не знаем, что ожидает исследователей внутри таинственного замка могущественных рыцарей С полной уверенностью можно сказать лишь, что древняя часовня рыцарей храмовников и в наши дни, как и тысячи лет назад, остается символом истинной веры и беззаветного служения своему делу Ответа на вечный вопрос о поисках духовного идеала пока не существует К сожалению а может быть и к счастью, -ведь разгаданная тайна перестает быть тайной

Наталья ВОРОНОВА

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....