Крестоносные государства. Духовно-рыцарские ордены

Государства крестоносцев на Востоке. В 1096 г. четыре больших рыцарских ополчения отправились из Европы в Палестину. Их призывал к этому Папа римский. Он просил рыцарей вернуть из рук мусульман Гроб Господень, который, как известно, находится в Иерусалиме. Сам город был в это время захвачен турками-сельджуками.

Три долгих года продолжался поход. Ценой нескольких битв и сражений, многих жизней, жертв, лишений Иерусалим был отвоеван. Вслед за этим крестоносцы подчинили себе еще ряд городов, крепостей, территорий. В результате в руках рыцарей-паломников оказалось все сиро-палестинское побережье, а на северо-востоке их земли простирались далеко за Евфрат. Там крестоносцы создали свои государства: графства Эдесское и Триполийское, Антиохийское княжество и Иерусалимское королевство. На границах христианских владений было возведено множество мощных замков, в том числе знаменитый Крак. Их стены и башни грозно высились среди скал и песков. Дозорные день и ночь пристально всматривались в горизонт: не покажется ли вдали отряд врагов-мусульман.

Откуда нам известна история государств, созданных крестоносцами. Об истории христианских государств на Востоке, мы можем узнать из разных источников. До нашего времени дошли их законы, из которых наиболее интересны так называемые "Иерусалимские ассизы". История этих государств описана современниками, как христианами, так и мусульманами. Особенно много сведений можно почерпнуть из летописей архиепископа города Тира, Гийома, рассказавшего о том, как обстояли дела в Святой Земле до середины 80-х годов XII в., и иерусалимского казначея Бернарда, подробно описавшего более поздние события.

Духовно-рыцарские ордены. Чтобы защищать свои новые владения и расширять их, христиане создали специальные организации - духовно-рыцарские ордены. Два из них стали главными: орден тамплиеров (или храмовников) и орден госпитальеров. Ордены состояли из людей, которые одновременно были и воинами-рыцарями, и монахами. Они всегда были готовы прервать молитву и взяться за меч, чтобы отразить опасность со стороны иноверцев. Во главе ордена стоял великий магистр, которому беспрекословно подчинялись все остальные. Орденские рыцари были многочисленны, прекрасно вооружены, обучены, подчинялись строжайшей дисциплине. Это сделало ордены тамплиеров и госпитальеров главной военной силой христиан на Востоке.

Раздоры христианских князей на Востоке. Все христианские княжества Сирии и Палестины на словах подчинялись Иерусалимскому королю. Однако на деле он не имел преимуществ перед князьями. Если планы христианских князей расходились, они начинали междоусобную войну. А в качестве союзников призывали на помощь соседних мусульман.

Поединок христианского рыцаря
с мусульманским воином

В таких условиях по-настоящему укрепиться в Сирии и Палестине было трудно. Поэтому в 40-х гг. XII в. успехам крестоносцев пришел конец. Эмир Имад ад-Дин Зенги, который правил в городе Мосуле (на территории современного северного Ирака), сумел распространить свою власть на несколько сельджукских княжеств в Месопотамии и Сирии, а потом начал наступление на христианские земли. В декабре 1144 г. он захватил и разрушил столицу Эдесского графства. И хотя сельджукам не удалось совсем выбить христиан из Сирии и Палестины, падение Эдессы стало грозным сигналом для крестоносцев. Оно ясно показало, что мусульмане начали объединяться для борьбы с ними и что самим крестоносцам пора прекратить раздоры, соединить силы, чтобы вместе отстоять свои владения и святыни.

Но урок впрок не пошел. Соперничество князей приобретало все больший и больший размах.

Читайте также другие темы части VIII "Ближний и Дальний Восток: сражения и завоевания" раздела "Западная Европа и Восток в средние века":

  • 36. Ключ к Иерусалиму: борьба крестоносцев за Антиохию
    • Захват сельджуками Иерусалима. Римский папа Урбан II готовит крестовый поход
    • Поход крестоносцев до Антиохии. Осада и захват Антиохии крестоносцами
    • Осада Антиохии Кербогой. Бегство рыцарей. Находка святого копья
  • 37. Битва при Хаттине и крушение Иерусалимского королевства
    • Духовно-рыцарские ордены. Государства крестоносцев

Ha востоке возникло четыре крестоносных государства. Bo главе графства Эдесского стал брат Готфрида Буль- онского Балдуин, во главе княжества Антиохийского - Бо- эмунд, графство Триполи досталось Раймонду Тулузскому.

Три этих княжества находились формально в вассальной за- 0ІІСИМОСТИ от королевства Иерусалимского, во главе которого в стлл Готфрид Бульонский. Территория Иерусалимского ко- ролевства был разбита на феоды, за которые рыцари-кре- стоносцы несли военную службу. Феод представлял собой поместье или несколько поместий, разбитых на мелкие участки земли. Bce местное население было превращено в крепостных. Владельцу поместья крестьяне обязаны были за свои наделы платить феодальную ренту. B общей сложности оиа доходила до 50 процентов урожая. Государства крестоносцев управлялись согласно феодальным обычаям - это записано в «Иерусалимских ассизах». Продолжал существовать типичный феодальный способ производства. Хозяйство в значительной части оставалось натуральным. Города побережья, являясь пунктами транзитной торговли, не выступали в качестве центров, объединявших местную территорию. Привилегированное положение в этих городах занимали колонии генуэзских, венецианских и французских купцов.

Bce феодалы считались вассалами короля, но сам король был лишь первым среди равных, так как его действия ограничивались палатой баронов - собранием наиболее крупных феодалов королевства. Король не мог провести ни одного мероприятия без согласия этой палаты. Ассизы точно перечисляли все случаи, когда король имел право требовать выполнения военной службы от своих вассалов. Иерусалимское королевство делилось на баронии, где существовали свои палаты баронов. B крупнейших городах имелись особые палаты горожан. B других государствах крестоносцев были установлены такие же порядки. Их политической децентрализации способствовали также притязания Церкви на политическое господство и ее борьба со светской властью, а также самостоятельность, которой пользовались на территории крестоносных государств духов- ио-рыцарские ордены.

Служба рыцарей не была ограничена здесь каким-ли- 6° сроком. B западноевропейских странах рыцарь, полу- чивщий феод от сеньора, был обязан нести в его пользу военную службу всего 40 дней в году. Обычных военных сил РЫцарей-крестоносцев для защиты завоеваний территории Ыло недостаточно. Рыцарство стремилось также объединить Св °и силы в подчинении и грабеже новых территорий. Уже 13 начале XII в. крестоносцы начали создавать постоянные в °енные организации, известные под именем духовно-ры- Цпрских орденов.

Свое название Орден тамплиеров (храмовников) получил потому, что именно ему была передана после завоевания Иерусалима крестоносцами мечеть Куббат-ас-сахра, стоявшая на месте прежнего Соломонова храма. Существовали также Орден иоаннитов, или госпитальеров, Тевтонский, или Немецкий, орден, осуществивший позднее кровавое завоевание Прибалтики. Члены духовно-рыцарских орденов считались одновременно монахами и рыцарями. Они давали монашеские обеты и зависели не- ! посредственно от римского i папы. Это было мощное С оружие папской теократии. Ордены не подчинялись власти тех государств, в которых были расположены их владения. Главной их задачей была борьба со всеми «неверными». Производительные силы на Востоке в это время находились на более высокой ступени развития, чем на Западе. Поэтому крестоносцы, завоевав территорию восточного побережья Средиземного моря, не внесли ничего нового в хозяйственную жизнь захваченных земель. Ha захваченных землях крестоносцы вели себя как хищники и грабители. «Всякий, кто хорошо понимает дела франков (местное население называло их франками, поскольку наибольшее количество участников первого крестового похода было из Франции), - писал о крестоносцах арабский летописец XII столетия Усама ибн Мункыз в своей «Книге назидания», - ... увидит во франках только животных, обладающих достоинством доблести в сражениях, и ничем большим, так же как и животные обладают доблестью и храбростью при нападениях».

Взятие Антиохии крестоносцами. Витраж из аббатства Сен-Дени. XII в.

Народы завоеванных стран подвергались самой жестокой эксплуатации, тем более жесткой, чем больше были развиты в крестоносных государствах товарно-денежные отношения. Население ненавидело завоевателей. Летописец- крестоносец писал: «Все сельские местности в нашей стране были населены неверными и сарацинами; злее их не было врагов у нашего народа, и они были тем хуже, что находились в нашей стране, а нет более вредоносной чумы,

чем враг, находившийся в доме. Они не только убивали наших, когда те неосторожно ходили по дорогам, и продавали их Q рабство врагам, но также и отказывались от сельских работ, чтобы низвергнуть наших с помощью голода. Они лучше готовы были сами голодать, чем оказать какую-нибудь услугу нашим, которых они считали врагами. И не только вне городов были небезопасные дороги; также и в домах, расположенных за городскими укреплениями, едва можно было найти безопасное и спокойное место...».

По окончании 1-го крестового похода на территории Леванта были основаны четыре христианскихгосударства.

· Графство Эдесса - первое государство, основанное крестоносцами на Востоке. Было основано в1098 году Балдуином I Булонским. После завоевания Иерусалима и создания королевства. Просуществовало до 1146 года. Столицей его был город Эдесса.

· Княжество Антиохия - было основано Боэмундом I Тарентским в 1098 году после взятия Антиохии. Княжество просуществовало до 1268 года.

· Иерусалимское королевство, просуществовало вплоть до падения Акры в 1291 году. В подчинении у королевства находилось несколько вассальных сеньорий, в том числе четыре наиболее крупные:

· Княжество Галилеи

· Графство Яффы и Аскалона

· Трансиордания - сеньория Крака, Монреаля и Сент-Авраама

· Сеньория Сидона

· Графство Триполи - последнее из государств, основанных в ходе Первого крестового похода. Было основано в 1105 году графом Тулузы Раймундом IV. Графство просуществовало до 1289 года.

Государства крестоносцев полностью охватывали территорию, через которую шла в то время торговля Европы с Индией и Китаем, никакой лишней территории не занимая. Египет оказывался отрезан от этой торговли. Доставка грузов в Европу наиболее экономичным путем из Багдада, минуя государства крестоносцев, стала невозможна. Таким образом, крестоносцы приобрели в некотором роде монополию в данного рода торговле. Создались условия для развития новых торговых путей между Европой, и например, Китаем, таких как путь по Волге с перевалкой в реки, впадающие в Балтику и волго-донской путь. В этом можно усматривать причины смещения политического центра Руси как раз после первого крестового похода в район, где происходила перевалка международных грузов из бассейна Волги в бассейн Западной Двины, а также причины экономического и политического подъема Волжской Булгарии. Последовавший захват крестоносцами устья Западной Двины и Немана, захват ими Константинополя, через который проходили грузы волго-донского пути и пути по реке Куре, а также попытку шведов захватить устье Невы, можно также расценивать как стремление установить контроль над торговыми путями данного вида торговли. Экономический подъем в то время северо-западной части Западной Европы против южной, стал причиной того, что для европейцев международная торговля с Востоком через Балтику и далее через Северо-Восточную Русь становилась более экономически выгодной. Возможно, именно в этой связи крестовые походы в Святую Землю утратили популярность среди европейцев, и дольше всего крестоносные государства просуществовали именно в Прибалтике, исчезнув лишь тогда, когда европейцы открыли прямые морские пути в Китай и Индию.



Второй крестовый поход (1147-1149)

Конрад сухим путём (через Венгрию) прибыл в Константинополь, в половине сентября 1147 года переправил войска в Азию, но после столкновения с сельджуками при Дорилее вернулся к морю. Французы, напуганные неудачей Конрада, пошли вдоль западного берега Малой Азии; потом король и знатные крестоносцы на кораблях отплыли в Сирию, куда и прибыли в марте 1148 года. Остальные крестоносцы хотели пробиться сухим путём и по большей части погибли. В апреле прибыл в Акру Конрад; но осада Дамаска, предпринятая вместе с иерусалимцами, пошла неудачно, вследствие эгоистической и недальновидной политики последних. Тогда Конрад, а осенью следующего года и Людовик VII возвратились на родину. Эдесса, взятая было по смерти Имад-ад-Дина христианами, но вскоре опять отнятая у них его сыном Нур-ад-Дином, теперь была уже навсегда потеряна для крестоносцев. Следовавшие за тем 4 десятилетия были тяжелым временем для христиан на Востоке. В 1176 году византийский император Мануил потерпел страшное поражение от сельджукских турок при Мириокефале. Нур-ад-Дин овладел землями, лежавшими на Северо-востоке от Антиохии, взял Дамаск и стал близким и крайне опасным соседом для крестоносцев. Его полководец Асад ад-Дин Ширкух утвердился в Египте. Крестоносцы как бы кольцом были окружены врагами. По смерти Ширкуха звание визиря и власть над Египтом перешла к его знаменитому племяннику Саладину, сыну Айюба.

Потеря Иерусалима

Саладин (собственно Салах-ад-дин Юсуф ибн-Айюб) по смерти халифа правил страной неограниченно, признавая лишь номинально верховную власть атабека Нур ад-Дина. По смерти последнего (1174) Саладин подчинил себе Дамаск, всю мусульманскую Сирию, большую часть Месопотамии и принял титул султана.

В это время в Иерусалиме правил молодой король Балдуин IV. Несмотря на тяжелую болезнь - проказу - он успел показать себя мудрым и дальновидным полководцем и дипломатом. При нём установилось некоторое равновесие между Иерусалимом и Дамаском. И Балдуин, и Саладин старались избегать решительных сражений. Однако, предвидя скорую смерть короля, при дворе Балдуина нарастали интриги могущественных баронов, самыми влиятельными из которых были Ги де Лузиньян и Рено де Шатильон . Они представляли радикальную партию, требовавшую непременно покончить с Саладином. Шатильон, кроме того, бесчинствовал на караванных путях в окрестностях своего оплота Керака Моавского [источник не указан 681 день ] .

В 1185 году Балдуин умер. Ги де Лузиньян женился на его сестре Сибилле и стал королём Иерусалима. Теперь при содействии Рено де Шатильона он начал откровенно провоцировать Саладина на генеральное сражение. Последней каплей, переполнившей чашу терпения Саладина, стало нападение Рено на караван, в котором следовала сестра Саладина. Это привело к обострению отношений и переходу мусульман в наступление.

В июле 1187 года Саладин взял Тивериаду и нанёс христианам, занявшим высоты Хаттина (около Тивериады), страшное поражение.

Король Иерусалимский Ги де Лузиньян, его брат Амори, Рено де Шатильон и множество рыцарей попали в плен. Саладин овладел затем Акрой, Бейрутом, Сидоном, Кесарией, Аскалоном и другими городами. 2 октября 1187 года его войска вступили в Иерусалим. Только под Тиром, который защищал Конрад Монферратский, Саладин потерпел неудачу. Во власти крестоносцев остались лишь Тир, Триполи и Антиохия. Между тем король Ги, освободившись из плена, двинулся на завоевание Акры. Успехи Саладина вызвали новое движение на Западе, приведшее к 3-му большому крестовому Походу. Прежде других двинулись флоты ломбардцев, тосканцев и генуэзцев. Император Фридрих I Барбаросса повел большую армию. Между крестоносцами и греками не обошлось и теперь без враждебных действий: греки даже заключили союз с Саладином.

а завоеванной крестоносцами территории продолжали господствовать феодальные порядки. Вся территория Иерусалимского королевства была разбита на феоды, за которые рыцари-крестоносцынесли военную службу. Каждый такой феод представлял собой поместье или несколько поместий, разбитых на мелкие участки земли, обрабатывавшиеся крепостными крестьянами. Местных крестьян (арабов и сирийцев) завоеватели оставили в крепостном состоянии, а свободных насильственно превратили в крепостных. Крестьяне платили за свои наделы владельцу поместья феодальную ренту, доходившую в общей сложности до 50% урожая. Таким образом, в государствах крестоносцев продолжал существовать типичный феодальный способ производства, что нашло отражение в "Иерусалимских ассизах" - записи феодальных обычаев, согласно которым управлялись государства крестоносцев.

Хозяйство во владениях крестоносцев в значительной части оставалось натуральным, цветущие города на побережье являлись по существу пунктами транзитной торговли и не выступали в качестве объединявших местную территорию центров. Особо привилегированное положение в этих городах занимали колонии многочисленных генуэзских, венецианских и французских купцов, зависевших только от своих правителей в Генуе, Венеции и Марселе и пользовавшихся полной самостоятельностью по отношению к властям крестоносных государств. Экономической децентрализации соответствовала и децентрализация политическая. Хотя все феодалы считались вассалами короля, но сам король был лишь первым среди равных, так как его действия ограничивались палатой баронов, т. е. собранием наиболее крупных феодалов королевства. Без согласия этой верхней палаты король не мог провести ни одного мало-мальски важного мероприятия. Ассизы точно перечисляли все случаи, когда король имел право требовать выполнения военной службы от своих вассалов. Кроме того, в каждой крупной баронии, на которые делилось Иерусалимское королевство, существовали свои палаты баронов, а в крупнейших городах имелись особые палаты горожан. Такие же порядки были установлены и в других государствах крестоносцев. Политической их децентрализации способствовали также притязания церкви на политическое господство и ее борьба со светской властью, а также самостоятельность, которой пользовались на территории крестоносных государств духовно-рыцарские ордены. Обычных военных сил рыцарей-крестоносцев для защиты завоеванной территории было недостаточно, хотя служба рыцарей не была ограничена каким-либо сроком (в отличие от западноевропейских стран, где рыцарь, получивший феод от сеньора, был обязан нести в его пользу военную службу всего 40 дней в году). Кроме того, рыцарство стремилось объединить свои усилия в подчинении и грабеже новых территорий. Поэтому уже в начале XII века крестоносцы начали создавать постоянные военные организации, известные под именем духовно-рыцарских орденов. Орден тамплиеров . Орден иоаннитов, или госпитальеров, и Тевтонский, или Немецкий орден, осуществивший позднее завоевание Прибалтики. Члены духовно-рыцарских орденов считались одновременно монахами и рыцарями. Они давали монашеские обеты и зависели непосредственно от римского папы. Являясь мощным орудием папской теократии, ордены не подчинялись власти тех государств, в которых были расположены их владения. Их главной задачей была вооруженная борьба со всеми "неверными".

Крестоносцы, завоевав территорию восточного побережья Средиземного моря, не внесли и не были способны внести что-нибудь новое в хозяйственную жизнь захваченных земель, ибо производительные силы на Востоке в это время находились на более высокой ступени развития, чем на Западе. На захваченных землях крестоносцы (местное население называло их франками, поскольку наибольшее количество участников первого крестового похода было из Франции) вели себя, как обыкновенные грабители и хищники. "Всякий, кто хорошо понимает дела франков, - писал о крестоносцах арабский летописец XII столетия Усама ибн Мункыз в своей "Книге назидания", - ...увидит во франках только животных, обладающих достоинством доблести в сражениях, и ничем больше, так же, как и животные обладают доблестью и храбростью при нападениях".

Народам завоеванных стран Крестовые походы не принесли ничего, кроме бесчисленных бедствий и разорения. Крепостные крестьяне, в число которых входили и арабы-мусульмане, и сирийские христиане, подвергались самой жестокой эксплуатации со стороны крестоносцев. Эксплуатация являлась тем более жестокой, чем больше были развиты в крестоносных государствах товарно-денежные отношения. К феодальному гнету присоединялся и гнет чужеземцев.

Местное население ненавидело завоевателей. "Все сельские местности, - писал летописец-крестоносец, - в нашей стране были населены неверными и сарацинами; злее их не было врагов у нашего народа, и они были тем хуже, что находились в нашей стране, а нет более вредоносной чумы, чем враг, находящийся в доме. Они не только убивали наших, когда те неосторожно ходили по дорогам, и продавали их в рабство врагам, но также и отказывались от сельских работ, чтобы низвергнуть наших с помощью голода. Они лучше готовы были сами голодать, чем оказать какую-нибудь услугу нашим, которых они считали врагами. И не только вне городов были небезопасны дороги; также и в домах, расположенных за городскими укреплениями, едва можно было найти безопасное и спокойное место..." Таким образом, ожесточенная классовая борьба, осложненная тем, что крестьяне выступали против феодалов-чужеземцев, была характерной чертой внутреннего строя государств крестоносцев. Эти феодально-раздробленные государства в условиях все обострявшейся борьбы местного населения против чужеземных захватчиков не могли быть прочными. В 1144 году крестоносцы были вынуждены оставить Эдессу, захваченную мосульским эмиром. Потеря Эдесского графства сразу и резко ухудшила положение владений крестоносцев на Востоке. Католическая церковь вновь выступила с проповедью Крестового похода. Под руководством французского короля Людовика VII и немецкого императора Конрада III был начат Второй Крестовый поход в Переднюю Азию (1147-1149 гг.). Однако этот поход закончился для крестоносцев полнейшей неудачей. Такой же неудачей закончился и происходивший одновременно Крестовый поход в земли полабских славян, куда направилась часть немецких феодалов.

Во второй половине XII века опасность Иерусалимскому королевству начала грозить уже не только с севера и северо-востока, но и с юга. После падения династии Фатимидов в Египте (1171 г.), когда египетским султаном сделался даровитый полководец Салах-ад-дин, или Саладин, Египет, мусульманские территории Сирии, а также Хиджаз составили одно государство - султанат, ставший самым сильным из мусульманских стран Восточного Средиземноморья не только в экономическом, но и в политическом отношении. Иерусалимское королевство попало, таким образом, в тиски и с юга, и с востока. Саладин объявил крестоносцам "священную войну" и нанес им страшное поражение при Тивериаде. Затем Саладин в течение нескольких недель захватил Сидон, Бейрут, Аскалон, Яффу и, наконец, Иерусалим (1187 г.). В противоположность крестоносцам Саладин не устроил резни в побежденном городе и за выкуп выпустил из него христиан. В качестве выкупа Саладин взял по 10 золотых динаров за мужчину, по 5 золотых динаров за женщину и по 1 золотому динару за ребенка. Те лица, которые не внесли выкупа, были обращены Саладином в рабство. Таким образом, не прошло и ста лет с тех пор, как крестоносцы захватили Иерусалим, а он уже был ими потерян. Это свидетельствовало прежде всего о той ненависти, которую крестоносцы внушили к себе на Востоке. Захват Иерусалима Саладином послужил толчком к организации Третьего Крестового похода (1189-1192 гг.), который, несмотря на то, что в нем участвовали три западноевропейских государя (король Англии Ричард I Львиное Сердце, король Франции Филипп II Август и германский император Фридрих I Барбаросса), не дал других результатов, кроме того, что во время этого похода Ричард Львиное Сердце захватил в свои руки остров Кипр и, совместно с Филиппом II, - крепость Акру с ее округой. Фридрих I Барбаросса, который вел свое войско отдельно, утонул при переправе через одну из речек Малой Азии. Иерусалим остался в руках у мусульман, а крестоносные владения свелись к княжеству Антиохийскому, объединившемуся с графством Триполи в одно государство, городам Акре, Тиру и некоторым другим, а также к Кипрскому королевству.

Итак, завоевания крестоносцев на Ближнем Востоке оказались чрезвычайно непрочными и недолговечными. Децентрализованные крестоносные государства, раздираемые внутренними противоречиями, не смогли противостоять объединившимся под властью Саладина Египту и Сирии и сохранить в своих руках захваченные территории. Большую роль в ослаблении крестоносных государств, несомненно играла Византия, занимавшая по отношению к крестоносцам в основном враждебную позицию, неоднократно вступавшая в союз с сельджуками и упорно стремившаяся отнять у крестоносцев те территории, которыми когда-то она владела.

Последние материалы раздела:

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....