Современный русский литературный язык.

Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Логос, 2003.

Валгина Н.С. Современный русский язык. М., 1981.

Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык / Под ред. Н.С. Валгиной: Учебник для вузов. М., 2001.

Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч. I–II. М.: Учпедгиз, 1973.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.: Высшая школа, 1999.

Русский язык. Учебник для студ. пед. ин-тов по спец. 2121. В 2-х ч. / Под ред. Л.Ю. Максимова. М.: Просвещение, 1989.

Современный русский язык: В 3 ч. / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. М.: Просвещение, 1987.

Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковй. М.: Азбуковник, 1999.

Современный русский литературный язык: Учебник / Под ред. П.А. Леканта. М.: Высшая школа, 1996.

Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 3 ч.: Ч. I. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология и фразеология. Морфемика и словообразование; Ч. II. Морфология; Ч. III. Синтаксис / Под ред. Е.И. Дибровой. Ростов н/Д: Феникс, 1997.

Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 ч. Ч.I. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология и фразеология. Лексикография. Ч. II. Словообразование. Морфология. Синтаксис. М.: Просвещение, 2001.

Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / Под общей ред. Л.А. Новикова. СПб.: Лань, 2001.

Современный русский литературный язык / Под ред. Н.М. Шанского. Л.: Просвещение, 1988.

Шанский М.Н., Иванов В.В. Современный русский язык: В 3 ч. Ч. 1. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография. Ч. 2. Словообразование. Морфология. Ч. 3. Синтаксис. М.: Просвещение, 1981.

Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык: В 3-х ч. М.: Просвещение, 1981 (и послед. изд.).

РАЗДЕЛЫ КУРСА

«СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК»

ФОНЕТИКА

Основная литература

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М.: Просвещение, 1984.

Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика: Учебн. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики: Учеб. пособие для студ. филол. и лингв. фак. высш. учеб. заведений. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1998.

Буланин Л.А. Фонетика современного русского языка. М.: Высшая школа, 1970.

Касаткин Л.Л. Современный русский язык: Фонетика: Учеб. пособие для студентов филол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Князев С.В. Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2005.

Матусевич М.И. Современный русский язык: Фонетика. М.: Просвещение, 1976.

Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. М.: Просвещение, 1979.

Трубецкой Н.С. Основы фонология. М.: Аспект Пресс, 2000.

Дополнительная литература

Бархударова Е.Л. Русский консонантизм. Типологический и структурный анализ. М.: Наука, 1999.

Бодуэн де Куртенэ И.А. Фонема. Фонология // И.А. Бодуэн де Куртенэ. Избр. труды по общему языкознанию. М., 1963.

Богданова Н.В. Живые фонетические процессы русской речи: Учебно-методическое пособие по современному русскому литературному языку. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2001.

Богданова Н.В. Произношение и транскрипция: Учебно-методическое пособие по современному русскому литературному языку. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2001.

Бондарко Л.В. Звуковой строй русского языка. М., Высшая школа, 1977.

Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М.: Русский язык, 1983.

Воронин СВ. Основы фоносемантики. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.

Воронин СВ. Фоносемантические идеи в зарубежном языкознании. (Очерки и извлечения). Учеб. пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

Журавлев А.П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1991.

Златоустова Л.В. и др. Общая и прикладная фонетика. М.: Изд-во МГУ, 1997.

Златоустова Л.В. Фонетические единицы русской речи. М.: Изд-во МГУ, 1981.

Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. М.: Высшая школа, 1976.

Кондратов A.M. Звуки и знаки. М.: Знание, 1978.

Кузьмина С.М. Теория русской орфографии. Орфография в ее отношении к фонетике и фонологии. М., Высшая школа, 1981.

Левицкий В.В. Звуковой символизм: закономерности функционирования и источники порождения // Проблемы фоносемантики. М.: ИЯ АН СССР, 1989.

Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. М.: Высшая школа, 1980.

Панов М.В. Труды по общему языкознанию и русскому языку. В 2-х т./ Под ред. Е.А. Земской, С.М. Кузьминой. М.: Языки славянской культуры, 2004.

Сепир Э. Об одном исследовании в области фонетического символизма // Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, 1994.

Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. М.: Флинта; Наука, 1999.

Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. М.: Наука, 1982.

Якобсон P.O. Звук и значение // Избранные работы. М.: Прогресс, 1985.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Основная литература

Жуков В.П. Русская фразеология: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1986.

Кобозева И.М. Лингвистическая семантика: Учебник. М.: Эдиториал УРСС, 2000.

Кронгауз М.А. Семантика: Учебник для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Кронгауз М.А. Семантика: задачи, задания, тесты: учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка. М., Высшая школа, 1982.

Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. Л.: Ленинградское отделение изд-ва «Наука», 1977.

Николенко Л.В. Лексикология и фразеология современного русского языка: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Новиков Л.А. Семантика русского языка: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1982.

Солодуб Ю.П., Альбрехт Ф.Б. Современный русский язык: Лексика и фразеология (сопоставительный аспект): Учебник для студентов филологических факультетов и факультетов иностранных языков. М.: Флинта: Наука, 2002.

Уфимцева А.А. Лексическое значение: Принципы семиологического описания лексики. М.: Едиториал УРСС, 2002.

Фомина М.Н. Современный русский язык: Лексикология: Учеб. для филол. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1990.

Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М.: Просвещение, 1964.

Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. М.: Просвещение, 1985.

Шмелев Д.Н. Современный русский язык: Лексика. М.: Просвещение, 1977.

Дополнительная литература

Алиференко Н.Ф. Спорные проблемы семантики: Монография. М.: Гнозис, 2005.

Апресян Ю.Д. Избранные труды в 2 т. Т.1. Синонимические средства языка. М.: Шк. «Языки русской культуры», 1995.

Бельчиков Ю.А. Русский литературный язык: стилистика, лексика, история. М., 2001.

Бязева М.Г. Семантика коммуникативного уровня звучащего языка: Волеизьявление и выражение желания говорящего в русском диалоге. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007.

Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учеб. пособие для студентов. М.: Логос, 2001.

Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996.

Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова // В.В. Виноградов. Избр. труды: Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977.

Виноградов В.В. Основные типы фразеологических единиц в русском языке // В.В. Виноградов. Избр. труды: Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977.

Винокур Г.О. О славянизмах в русском языке // Г.О. Винокур. Избр. работы. М.: Учпедгиз, 1959.

Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М.: Едиториал УРСС, 2002.

Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. М.: Русский язык, 1980.

Зализняк Анна А. Многозначность в языке и способы ее представления. М., 2006.

Звегинцев В.А. Семасиология. М.: Наука, 1957.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Едиториал УРСС, 2002.

Козырев В.А., Черняк В.Д. Русская лексикография: Пособие для вузов. М.: Дрофа, 2004.

Комлев Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова // Методы изучения лексики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969.

Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. СПб.: «Златоуст», 1999.

Крысин Л.П. Слово в современных текстах и словарях: Очерки о русской лексике и лексикографии. М.: Знак, 2008.

Кузнецов А.М. Проблемы компонентного анализа в лексике: Науч. аналит. обзор. М.: ИНИОН АН СССР, 1980.

Кустова Г.И. Типы производных значений и механизмы языкового расширения. М., 2004.

Михайлова Е.Е. Современная русская идиоматика: Учеб. пособие. М.: Русский язык, 2005.

Мокиенко В.М. Образы русской речи. Историко-этимологические очерки фразеологии, СПб.: Фолио-Пресс, 1999.

Потебня А.А. Мысль и язык. Киев, Синто, 1993.

Русский язык конца 20 столетия (1985–1995) / Отв. ред. Е.А. Земская. М.: Языки русской культуры, 2000.

Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004.

Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация / Отв. ред. Л.П. Крысин. М.: Языки славянский культуры, 2003.

Стернин И.А. Значение слова и его компоненты. Воронеж, Из-во Воронежского государственного университета, 2003.

Сулименко Е.Н. Современный русский язык (слово в курсе лексикологии). СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.

Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М.: Наука, 1980.

Телия В.Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Шк.: «Языки русской культуры», 1996.

Шмелев Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка. М., Едиториал УРСС, 2003.

МОРФОЛОГИЯ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Основная литература

Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). М.: Высшая школа, 1972.

Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Г.О. Винокур. Избр. работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1959.

Голанов И.Г. Морфология современного русского языка. М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Гридина Т.А., Коновалова Н.И. Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг. 3-е изд. М.: Флинта, 2009.

Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. М.: Просвещение, 1973.

Зубкова Л. Г., Иванов В. В., Новикова Л.А., Новикова Л. А., Новиков Л. И. Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. М.: Издательство ЛАНЬ, 2003.

Калечиц Е.П. Взаимодействие слов в системе частей речи. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990.

Кубрякова Е.С. Части речи с когнитивной точки зрения. М.: Институт языкознания Российской Академии наук, 1997.

Кубрякова Е.С. Части речи в ономасиологическом освещении. М.: Наука, 1978.

Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М.: Просвещение, 1989.

Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика: Курс лекций. М.: СТУПЕНИ, ИНФРА-М, 2002.

Моисеев А.И. Основные вопросы словообразования в современном русском языке. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1987.

Немченко В.М. Современный русский язык: Словообразование: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1984.

Русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой: В 2 тт. Т.1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. М.: Наука, 1980.

Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2-х т. М.: Русский язык, 1990 (вступительная статья).

Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. М.: Высшая школа, 1991.

Шелякин М.А. Функциональная грамматика русского языка. М.: Русский язык, 2001.

Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Л.В. Щерба. Избр. работы по русскому языку. М., 1957.

Шуба П. Современный русский язык. Словообразование. Морфология. Морфонология. М.: Попурри, 2002.

Янко-Триницкая Н.А. Русская морфология. М.: Русский язык, 1982.

Дополнительная литература (морфология)

Богданов С.И., Смирнов Ю.Б. Переходность в системе частей речи. Субстантивация: Учеб. пособие. СПб.: Филол. фак-т СПбГУ, 2004.

Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. М., 1967.

Бондарко А.В. Вид и время русского языка. М., 1971.

Бондарко А.В. Функциональная грамматика. Л., 1984.

Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии: Пособие для учителей. М., 1976.

Кубрякова Е.С. Основы морфологического анализа. М., 1974.

Кубрякова Е.С. Панкрац Ю.Г. Морфология в описании языков. М., 1983.

Мещанинов И.И. Члены предложения и части речи. М. Л.: Изд-во АН СССР, 1945.

Мещанинов И.И. Глагол. М. Л.: Изд-во АН СССР, 1949.

Мучник И.П. Грамматические категории глагола и имени в современном русском литературном языке. М., 1971.

Поспелов Н.С. Учение о частях речи в русской грамматической традиции. М., 1954.

Современный русский язык / Под ред. Е.М. Галкиной-Федорук. Ч. 1., М., 1962; Ч. 2. М., 1964.

Теория функциональной грамматики: Темпоральность. Модальность / Под ред. А.В. Бондарко. Л.: Наука, 1990.

Чепасова А.М., Чередниченко А.П. Современный русский язык. Таблицы по грамматике: Учеб. пособие для вузов. М., 1999.

Чиркина И.П. Современный русский язык в таблицах и схемах. Ч.2. М., 1980.

Дополнительная литература (словообразование)

Виноградов В.В. Словообразование в его отношении к грамматике и лексикологии // В.В. Виноградов. Избр. труды. Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975.

Виноградов В.В. Вопросы современного русского словообразования // В.В. Виноградов. Избр. труды. Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975.

Виноградова В.Н. Стилистический аспект русского словообразования. М., 1984.

Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Винокур Г.О. Избранные труды по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1959.

Винокур Г.О. Форма слова и части в русском языке // Г.О. Винокур. Избр. труды по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1959.

Гейгер Р.М. Проблема анализа словообразовательной структуры и семантики в синхронии и диахронии. Омск, 1986.

Земская Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца XX столетия (1985–1995). М.: Языки русской культуры, 2000. С. 90–141.

Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М., 1992.

Кубрякова Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. М., 1981.

Лопатин В.В. Субстантивация как способ словообразования в современном русском языке // Русский язык. Грамматические исследования. М., 1967.

Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика: Проблемы и принципы описания. М., 1977.

Милославский И.Г. Вопросы словообразовательного синтеза. М., 1980.

Соболева П.А. Словообразовательная полисемия и омонимия. М., 1980.

Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания. М., 1977.

СИНТАКСИС

Основная литература

Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. М.: Высшая школа, 2000.

Виноградов В.В. Вопросы изучения словосочетаний // В.В. Виноградов. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975.

Современный русский язык: Учебник для вузов / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина; Под ред. Н.С. Валгиной. М.: Логос, 2008.

Грамматика русского языка / Под ред. В.В. Виноградова. Т. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1952.

Грамматика современного русского литературного языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Наука, 1970.

Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. М.: Просвещение, 1988.

Золотова Г.А. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М.: Наука, 1988 (вступительная статья).

Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова Н.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1998.

Золотова Г.А. Коммуникативно-смысловые параметры грамматики и текста. М.: Эдиториал УРСС, 2002.

Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.: Эдиториал УРСС, 2003.

Краткая русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой, В.В. Лопатина. М.: Русский язык, 1989.

Кустова Г.И. Синтаксис современного русского языка: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2005.

Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Синтаксис сложного предложения. М.: Просвещение, 1977.

Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М.: Высшая школа, 1986.

Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956.

Прияткина А.Ф. Осложненное простое предложение в современном русском языке. М., 1990.

Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1994.

Русская грамматика / Под ред. Н.Ю. Шведовой: В 2 тт. Т.1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. М.: Наука, 1980.

Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. М. Высшая школа, 1980.

Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения (теоретический курс): Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2006.

Фортунатов Ф.Ф. Словосочетания и их части // Ф.Ф. Фортунатов. Избранные труды. В 2 т. Т. 1. М., 1958.

Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. Л., 1941.

Дополнительная литература

Ахманова О.С., Микаэлян Г.Б. Современные синтаксические теории. М.: Эдиториал УРСС, 2003.

Бабайцева В.В. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. М.: Просвещение, 1979.

Бровко А.С. Трудности синтаксического анализа: Пособие для учителя. Киев: Освита, 1991.

Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. М., 1981.

Валгина Н.С. Современный русский язык: Пунктуация. М., 1989.

Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. М.: Высшая школа, 1994.

Ванников Ю.В. Синтаксис речи и синтаксические особенности русской речи. М.: Русский язык, 1978.

Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса. М., 1958.

Виноградов В.В. Вопросы изучения словосочетаний // В.В. Виноградов. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975.

Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса предложения // Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975. С. 254–294.

Гаврилова Г.Ф. Усложненное сложное предложение в русском языке. Ростов н/Д: Феникс, 1980.

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М., 1990.

Дерибас Л.А., Мишина К.И. Типы предложений в русском языке: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1981.

Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 1973.

Изаренков Д.И. Бессоюзное сложное предложение: система языка и обучение иностранцев русской речи. М.: Русский язык, 1990.

Ильенко С.Г. Синтаксические единицы в школе. Л., 1989.

Ковтунова И.И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения. М.: Эдиториал УРСС, 2002.

Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. М., 1986.

Кручинина И.Н. Структура и функции сочинительной связи в русском языке. М., 1988.

Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Лаптева О.А. Русский разговорный синтаксис. М.: Эдиториал УРСС, 2003.

Левицкий Ю.А. Основы теории синтаксиса: Учеб. пособие. М.: КомКнига, 2005.

Лекант П.А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке. М., 1976.

Пешковский А.М. Интонация и грамматика. Существует ли в русском языке сочинение и подчинение предложений? // А.М. Пешковский. Избр. труды. М., 1959.

Пешковский А.М. О грамматическом разборе // А.М. Пешковский. Избр. труды. М., 1959.

Прокопович Н.Н. Вопросы синтаксиса русского языка. М., 1974.

Распопов И.П. Актуальное членение предложения. Уфа, 1961.

Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. М., 1970.

Руднев А.Г. Синтаксис современного русского языка. М., 1968.

Русский язык. Синтаксис сложноподчиненного предложения / М.Н. Аникина, Н.В. Кутукова, Л.Н. Ольхова и др.; Под ред. М.Н. Аникиной. М.: Русский язык, 2000.

Скобликова Е.С. Согласование и управление в современном русском языке. М., 1971.

Скобликова Е.С. Современный русский язык: Синтаксис сложного предложения. Самара, 1993.

Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения: учеб. пособие / Е.С. Скобликова. М.: Флинта: Наука, 2006.

Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика: Сложное синтаксическое целое. М.: Высшая школа, 1991.

Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М., 1980.

Шапиро А.Б. Современный русский язык. Пунктуация. 2-е изд., испр. М., 1974.

Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация: Система и функционирование. М., 1988.

Ширяев Е.Н. Бессоюзное сложное предложение в современном русском языке. М.: Русский язык, 1986.

ИСТОРИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Основная литература

Булаховский Л.А. Курс русского литературного языка. М.: Просвещение, 1953.

Горшков К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка. М.: Изд-во МГУ, 1996.

Ворковский В.И., Кузницов В.С. Историческая грамматика русского языка. М: Просвещение, 1965.

Галинская Е.А. Историческая фонетика русского языка. М.: Изд-во МГУ, 2004.

Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. М.: Просвещение, 1990.

Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка Морфология. М.: Просвещение, 1973.

Ковалевская Е.Г. История русского литературного языка. М.: Просвещение, 1992.

Ефимов. А.И. История русского литературного языка. М.: Просвещение, 1967.

Ремнева М.Л. Старославянский язык. М.: Изд-во МГУ, 2004.

Судавичене Л. В. История русского литературного языка. Л.: Просвещение, 1990.

Успенский Б.А, Краткий очерк истории русского литературного языка (ХI ХIХ вв.). М.: Гнозис, 1994.

Черных. П.Е. Историческая грамматика русского языка. М.: Высшая школа, 1949.

Шахматов А.А. Историческая морфология русского языка. М.: Высшая школа, 1957.

Якубинский Л.П. История русского языка. М.: Наука, 1953.

Дополнительная литература.

Бернштейн С.Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков. М.: Высшая школа, 1961.

Виноградов В.В. История русского литературного языка. Избранные труды. М.: Наука, 1978.

Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка XV11-X1X веков: Учебник. М.: Высшая школа, 1982.

Дурново Н.Н. Избранные работы по истории русского языка. М.: Языки русской культуры, 2006.

Иванов В.В. Историческая фонология русского языка. М.: Просвещение, 1968.

Колесов В.В. Историческая фонетика русского языка. СПб.: Издательство СПб, 2006.

Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка. М.: Просвещение, 1999.

Предисловие к первому изданию
Предисловие ко второму изданию
Предисловие к пятому изданию
Задачи синтаксиса
Предложение и его структура
Основные средства выражения синтаксических отношений
Словосочетание
Согласование, управление, примыкание
Согласование
Управление
Совмещение управления и согласования
Примыкание
Синтагмы
Виды предложений
Утвердительные и отрицательные предложения
Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения
Восклицательные предложения
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Понятие о простом двусоставном предложении
Выражение подлежащего
Выражение сказуемого
Именное составное сказуемое
Глагольное составное сказуемое
Осложненные типы составного сказуемого
Сложное сказуемое
Согласование сказуемого с подлежащим
Частицы, выражающие отношения между подлежащим и сказуемым
Односоставные предложения
Определенно-личные предложения
Обобщенно-личные предложения
Неопределенно-личные предложения
Безличные предложения
Инфинитивные предложения
Назывные предложения
Второстепенные члены предложения
Разработка вопроса о второстепенных членах предложения
Состав и определение второстепенных членов
Дополнение
Определение
Приложение
Обстоятельства
Обстоятельство времени
Обстоятельство места
Обстоятельство причины
Обстоятельство цели
Обстоятельства условия и уступительности
Обстоятельства образа действия
Обстоятельства меры и степени
Однородные члены предложения
Соединительные отношения
Противительные отношения
Разделительные отношения
Обобщающие слова
Особенности согласования сказуемого и определения, относящихся к однородным членам в целом
Употребление предлогов при однородных членах
Обособленные второстепенные члены предложения
Обособленные определения
Обособленные приложения
Обособленные обстоятельства
Обособленные дополнения
Порядок слов в простом предложении
Порядок слов в словосочетаниях
Порядок слов в предложении
Неполные предложения
Междометные предложения
Побудительные междометные предложения
Восклицательные междометные предложения
Утвердительные и отрицательные междометные предложения
Междометные предложения, являющиеся выражением речевого этикета
Вокативные предложения
Слова и группы слов, грамматически не связанные с предложением
Вводные слова
Вводные и вставные предложения
Обращения
Междометия
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Понятие о сложном предложении
Синтаксические средства, служащие для выражения связи отдельных предложений внутри сложного
Сочинение и подчинение предложений
Сложносочиненные предложения
Сложносочиненные предложения, выражающие соединительные и присоединительные отношения
Сложносочиненные предложения, выражающие противительные и сопоставительные отношения
Сложносочиненные предложения, выражающие разделительные отношения
Сложноподчиненные предложения
Сложноподчиненные предложения с придаточным подлежащим
Сложноподчиненные предложения с придаточным сказуемым
Сложноподчиненные предложения с дополнительным придаточным предложением
Сложноподчиненные предложения с определительным придаточным предложением
Сложноподчиненные предложения с придаточным времени
Сложноподчиненные предложения с придаточным места
Сложноподчиненные предложения с придаточным причины
Сложноподчиненные предложения с придаточным цели
Сложноподчиненные предложения с придаточным условным
Сложноподчиненные предложения с придаточным уступительным
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени
Сложноподчиненные предложения с придаточным следствия
Сложноподчиненные предложения с придаточным присоединительным
Бессоюзные сложноподчиненные предложения
Сложные предложения с несколькими придаточными предложениями
Сложные предложения с сочинением и подчинением
Чужая речь
Прямая речь
Косвенная речь
ПУНКТУАЦИЯ
Основы пунктуации
Обзор знаков препинания
Приложение к разделу "Сложноподчиненные предложения"

Раздел "Синтаксис" представляет вторую часть пособия "Современный русский литературный язык" и служит продолжением первой части, посвященной фонетике и морфологии. Обе части связаны общим пониманием целей курса и характера его построения. Основные устремления курса были коротко намечены в предисловии к первой части.

Дополнительно следует указать, что в области синтаксиса дискуссионных и нерешенных проблем значительно больше, чем в морфологии. Особенно остро стоит вопрос о второстепенных членах и их определении, о классификации придаточных предложений, о месте и группировке бессоюзных предложений. При изложении этих тем в пособии сохраняются традиционные подходы и классификации. В первую очередь это сделано по практическим соображениям, чтобы не разрывать со школьной практикой, а также с широко распространенными в науке традициями (например, учение о второстепенных членах и группировка придаточных предложений в соответствии с членами простого предложения в основном приняты в академической "Грамматике русского языка"). Уже эта "живучесть" традиционных концепций свидетельствует, что, несмотря на имеющиеся в них недостатки, в них имеются и положительные стороны (это будет отмечено в соответствующих местах). К тому же взамен их не выработано новых решений о второстепенных членах и о классификации придаточных предложений, которые (решения) были бы настолько обстоятельно и конкретно разработаны, чтобы стать предметом изложения в учебном пособии.

Указанные синтаксические явления (второстепенные члены предложения, придаточные предложения) характеризуются сложностью, многообразием связей, переплетением и столкновением различных грамматических (а иногда и лексических) факторов.

В связи с этим задача их изучения состоит не в том, чтобы ограничиться распределением соответствующих синтаксических явлений по классификационным схемам или найти для них тот или иной терминологический ярлык, как это иногда делается, а в том, чтобы путем анализа выяснить их функции и присущие им грамматические средства, их соотношение с другими явлениями. Такая характеристика явлений и выдвигается на первый план. При этом обращается внимание на односторонность, схематичность традиционных трактовок проблем, а также выясняются связи между отдельными выделяемыми разрядами, отмечается наличие переходных явлений, условность отнесения к известным разрядам ряда стоящих особняком групп,

Необходимо сделать особое предупреждение относительно отмечаемых интонационных особенностей предложений разных типов. В устной речи они играют важную роль, и их изучение совершенно необходимо. Но письмо, включая и транскрипцию, не располагает средствами для сколько-нибудь точной передачи разновидностей интонаций. Следует поставить на очередь вопрос о сопровождении разделов, касающихся интонации и звуковой стороны речи вообще, воспроизведением устных иллюстраций средствами механической записи (пластинки, магнитофон, говорящее письмо). Это внесло бы полную четкость и уберегло бы от многих недоразумений. Пока этого не сделано, в настоящем курсе обычно внимание сосредоточивается на функциях интонаций и указываются лишь некоторые признаки их акустической характеристики. Предполагается, что владеющие русским языком студенты сами сумеют их воспроизводить, для чего все же требуется известная самостоятельность и внимание. Без такого активного отношения к произнесению приводимых примеров многое, касающееся интонаций, может оказаться неясным.

Выражаю благодарность проф. С.Е.Крючкову, проф. В.А.Малаховскому, читавшим рукопись и сделавшим ряд замечаний, способствовавших улучшению пособия.

В основном пятое издание воспроизводит второе, третье и четвертое без изменений. Но рассмотрение классификации сложноподчиненных предложений сопровождается в конце книги кратким Приложением, составленным доктором филологических наук, профессором Самарского государственного университета Е.С.Скобликовой. В Приложении рассматривается вопрос о соотношении двух различных классификаций, принятых в современных школьных учебниках.

Александр Николаевич ГВОЗДЕВ (1892--1959)

Выдающийся отечественный языковед-русист. Деятельность его характеризуется широтой исследовательских интересов и масштабностью результатов, достигнутых в тех областях лингвистики, к которым он обращался: изучении детской речи, диалектологии, фонетике, фонологии, морфонологии и орфографии, создании вузовских курсов по современному русскому языку и стилистике.

В 1918 г. окончил Московский университет. 20 лет (1918-1938) работал в Пензе; с 1938 г. до конца жизни - в Куйбышевском педагогическом институте. К пензенскому периоду относятся работы по изучению детской речи, первые большие публикации по этой тематике в московских изданиях (1927-1928); избрание в 1925 г. членом Московской диалектологической комиссии; присвоение в 1938 г. без защиты диссертации ученой степени кандидата наук.

В 1943 г. А. Н. Гвоздев защитил в МГУ докторскую диссертацию "Формирование у ребенка грамматического строя русского языка". В 1945 г. избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР.

С куйбышевским периодом жизни связано продолжение прежних разработок и новых направлений деятельности. А. Н. Гвоздев создает вузовские учебники и учебные пособия по современному русскому языку и стилистике, работы по фонологии, морфологии, орфографии, не раз переиздававшиеся и после кончины автора.

Настоящий выпуск представляет собой часть общего курса современного русского литературного языка и включает фонетику и первый раздел грамматики - морфологию в широком понимании; в следующие выпуски войдут синтаксис и лексика.
Целью данного курса является обзор основных явлений современного русского литературного языка, относящихся к разным сторонам языковой системы, и раскрытие их характерных свойств и объема, а также тенденций их развития. С этой стороны внимание направлено на установление продуктивности одних явлений и зависящей от нее их устойчивости, распространенности, роста; непродуктивности других и связанного с этим их пережиточного характера и нарушения ими действующих в современном языке закономерностей.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ФОНЕМАХ.
Учение о фонемах ставит своей задачей разрешить вопрос о том, что такое простейшие, основные единицы внешней звуковой стороны речи. Обычно в практике речи встречаются разнообразные сочетания непрерывно следующих один за другим звуков в виде слов и предложений. Каких-нибудь четких границ между ними не имеется, а повторяющиеся в разных сочетаниях звуки далеко нс тождественны.

Изучение звуковой стороны, в частности с применением объективных методов исследования как со стороны физической (акустика), так и со стороны участия в произношении органов речи (физиология звуков речи), поколебало долго существовавший взгляд, что буквы соответствуют звукам и что состав букв в словах дает представление об их звуковом составе. Затем выяснилось, что в физическом отношении звуки нашей речи необычайно разнообразны и многочисленны, а, кроме того, их границы в цепи других звуков трудно определимы. В то же время встал вопрос, все ли эти многочисленные звуки в одинаковой степени важны для языка, для целей общения.

Привлечение внимания к этому вопросу привело к выводу о необходимости разграничивать разные аспекты изучения звуков, и определилось три таких аспекта: 1) физический, рассматривающий физические свойства звуков речи-состав входящих в них тонов и шумов; 2) физиологический, изучающий работу органов человеческого организма, участвующих в произношении слов; 3) социальный, изучающий звуки речи по их значению для целей общения, по их функциям для передачи мыслей.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Современный русский литературный язык, Часть 1, Гвоздев А.Н., 1958 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Работа с текстом на уроке русского языка, Пособие для учителя, 5-11 классы, Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Ускова И.В., 2019
  • Давайте поговорим по-русски, Русский как иностранный, Батищева Е., 2018
  • Русский язык, 1 класс, Самые нужные правила и упражнения, Шевелёва Н.Н., 2018

Следующие учебники и книги.

Мейеров В. Ф. Типология буквенных орфограмм. Иркутск, 1988.

Мейеров В. Ф. Орфограммы, связанные с употреблением букв ь и ъ // Русск. яз. в школе. 1990. № 1.

Осипов Б. И. История русской графики // Фонетико -орфографический сборник. Барнаул, 1974.

Панов М. В. Теория письма: Графика // Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. М., 1989.

Реформатский А. А. Буква ё // O современной русской орфографии. М., 1964.

Селезнева Л. Б. Современное русское письмо (Системный анализ). Томск, 1981.

Скобликова Е. С. Русская графика. Куйбышев, 1974.

Шубов Я. И. Употребление букв э, е после согласных в заимствованных словах // О современной русской орфографии.

Щерба Л. В. Теория русского письма. Л., 1983.

1 Щерба Л. В. Теория русского письма. С. 12-14.

1 Гвоздев А. Н. Основы русской орфографии. М., 1951. С. 32.

1 Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык: Фонетика и морфология. М., 1961. Ч. 1. С. 87.

2 Осипов Б. И. Графико-орфографический анализ текста. Барнаул, 1970. С. 4.

1 Осипов Б. И. Графико-орфографический анализ текста. С. 4.

2 Маслов Ю. С. Заметки по теории графики // Филология : Исследования по языку и литературе. Л., 1973. С. 221.

3 Ломоносов М. В. Российская грамматика // Полн. собр. соч. Т. 7. С. 426-427.

1 Бодуэн де Куртенэ И. А. Об отношении русского письма к русскому языку. С. 69.

2 См.: Ушаков Д. Н. Русское правописание: Очерк его происхождения, отношения его к языку и вопроса о его реформе. М., 1911. С. 44.

3 Там же. С. 53.

1 См.: Гвоздев А. Н. Основы русской орфографии. М., 1951. С. 34; то же в кн.: Гвоздев А. Н. Избранные работы по орфографии и фонетике. М., 1963. С. 33.

2 Этот путь был намечен еще Бодуэном де Куртенэ, давшим схему вариантно возможной графической передачи звуков одного четверостишия с чисто произносительно-слуховой точки зрения. См.: Бодуэн де Куртенэ И. А. Об отношении русского письма к русскому языку. С. 79-81.

3 Гвоздев А. Н. Основы русской орфографии. С. 33.

4 См.: Моисеев А. И. Буквы и звуки: О современном русском письме. М., 1969. С. 78.

1 Ветвицкий В. Г., Иванова В. Ф., Моисеев А. И. Современное русское письмо: Пособие для учителей. М., 1974. С. 72.

1 См.: Мейеров В. Ф. Значение и функции русских букв. Иркутск, 1985. С. 11. То же в его кн.: Типология буквенных орфограмм. Иркутск, 1988. С. 6.

1 См.: Мейеров В. Ф. Типология буквенных орфограмм. С. 6.

1 Таблицу звуковых значений букв на фонемном уровне см. в кн.: Иванова В. Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. М., 1976. С. 125-130. Таблицу звуковых значений букв на фонетическом уровне см. в кн.: Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., 1984. С. 277-328.

ОРФОГРАФИЯ КАК ОБЩЕПРИНЯТОЕ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

§ 12. ПОНЯТИЕ ОБ ОРФОГРАФИИ И ЕЕ ВАЖНЕЙШИХ РАЗДЕЛАХ

Орфография - слово греческое по происхождению (ortos - прямой, правильный, gráphō - пишу) и означает "правописание", иначе говоря, правильное, соответствующее нормам письмо 1 .

Характерной чертой литературного языка, в отличие от диалектов, является наличие в нем кодифицированных норм. Норма - это вырабатываемые в языке при участии образцовой литературы единые и обязательные для всех "правила" произношения слов, образования их форм и построения предложений. Соблюдение определенных норм ведет к точности и ясности, способствует лучшему восприятию содержания речи. Различают произносительные, лексические, грамматические, а также орфографические нормы. Орфографические нормы составляют специфику письменной формы речи.

Для полного овладения литературным языком необходимо знать и соблюдать языковые нормы. Соблюдение орфографических норм не менее важно, чем произносительных, лексических и грамматических. Малограмотное письмо неудобочитаемо, а это представляет собой прямой социальный вред. Вот почему книги, которые мы читаем, выверены с орфографической точки зрения.

Русская орфография как система правил распадается на пять разделов:

1) правила передачи звуков (фонем) буквами в составе слов и морфем;

2) правила о слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных написаниях слов;

3) правила употребления прописных (больших) и строчных (малых) букв;

4) правила переноса слов с одной строки на другую; правила графического сокращения слов.

В истории и теории орфографии части (разделы) ее выделялись, разумеется, не всегда однозначно. Так, Я. К. Грот раздел об употреблении строчных и прописных букв не выделял особо из правил "об употреблении той или другой буквы"; в одном разделе значились также у него правила "о соединении двух слов в одно и о переносе частей слова из строки в строку" 1 .

Каждый из разделов представляет собой систему правил, покоящуюся на определенных принципах.

Центральным разделом орфографии является первый: в зависимости от того, на какой основе строится обозначение звукового состава слов в той или иной национальной орфографии, говорят о принципе той или иной орфографической системы.

Особую область орфографии составляет передача средствами русской графики заимствованных слов, особенно географических названий (топонимика) и собственных имен (ономастика).

В заимствованных словах могут произноситься такие звуки, которых нет в русском языке. При передаче заимствованных слов используются два приема: транскрипция (передача при помощи букв русского алфавита звуков иноязычного слова) итранслитерация (передача соответственными русскими буквами букв иноязычного слова). Иногда при передаче иноязычных слов используется то один, то другой прием, в результате одни и те же слова передаются по-разному. Так, колеблющееся у нас написание итальянского по происхождению слова каприччио и каприччо и и без и ) объясняется наличием в итальянском написании графического и , которое служит показателем мягкости предшествующего согласного, но само не произносится. Следовательно, произношению этого слова в итальянском языке больше соответствует написание каприччо , а итальянской орфографии больше соответствует написание каприччио . Таким образом, написание в русском письме каприччо - отражает прием транскрипции, а написание каприччио - прием транслитерации.

Отдельные написания иноязычных слов упоминаются в общих сводах орфографических правил, однако они не должны и не могут охватить полностью весь круг этих сложных и специфических вопросов.

О написании иноязычных собственных имен и географических наименований существуют особые, но далеко не полные инструкции при Главном управлении геодезии и картографии при Совмине СССР, а также в редакциях энциклопедий и издательствах.

1 Слово правописание употребляется и в более широком значении: к правописанию относят не только общепринятую систему правил написания слов, но и правила употребления знаков препинания (пунктуацию).

1 См.: Грот Я. К. Русское правописание. Спб., 1898. С. 20.

§ 13. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ "ОРФОГРАММА"

И "ПРИНЦИП ОРФОГРАФИИ"

При обозначении на письме звуков речи пишущий не всегда затрудняется в выборе буквы. Так, при передаче на письме слов дом, трюм, пол, сразу, трон и т.п. затруднений не возникает. Здесь нет орфограмм, т.е. случаев, где пишущему предоставлялся бы выбор букв для орфографически правильного обозначения слышимых звуков. Наоборот, в слове еще на месте любой из трех букв может быть написана другая буква (ишчо, йэсчо, йэсчё и т.д.), а слово будет читаться (произноситься) так же (см. с. 7). Более часты при письме такие случаи, когда в слове чередуются орфограммы и неорфограммы, ср.: п е р е т я нул - здесь три орфограммы. В связном тексте соотношение орфограмм и неорфограмм примерно 1: 3 (орфограмм в три раза меньше, чем неорфограмм).

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...