Сам он не помнил никогда бежал. Серебряный волк


Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет.
Тот уж когти распустил,
Клёв кровавый навострил.

Предисловие. Почему она была голой?

В августе 2004 года я бродил по центру столицы и зашел в книжный магазин “Москва” на Тверской. На стенде, где выложены мемуары и биографии, я увидел книгу: Елизавета Дьяконова. Дневник русской женщины. - М.: Захаров, 2004.

Меня привлекла фотография на обложке. В этой девушке было что-то от Мадонны и кающейся грешницы. Рассыпанные по плечам длинные волосы вызывали в памяти стихиры византийской монахини Кассии о блуднице, которые исполняются в православных церквях в Великий пост: “Отпусти мои грехи, как я распустила свои волосы ”.

Но замечательнее всего был взгляд этой девушки. Когда мы говорим “декаданс”, то обычно понимаем под этим нечто изящное, утонченное. А декаданс - это упадок, болезнь. У Елизаветы Дьяконовой был больной взгляд. Очень тяжелый. И непреклонный. Было понятно, что эта девушка во всем пойдет до конца… Глядя на это фото, я сказал себе: “Вот портрет русского декадентства”.

Книгу я прочитал быстро, как говорят в таких случаях, запоем. Есть великие женские дневники. Например, дневник жены Л. Н. Толстого Софьи Андреевны. Есть женские дневники, без которых нельзя представить определенную эпоху, - дневник Елены Штакеншнейдер, этой удивительной горбуньи, умницы, хозяйки литературного салона XIX века. Бывают женские дневники - как драгоценные камни. Они нуждаются в оправе, и она для них создается. Таков дневник художницы Марии Башкирцевой. Вокруг него сразу после его появления в печати стала возникать “атмосфера”. Марина Цветаева посвятила Башкирцевой свою первую книгу стихов. Иван Бунин, возможно, использовал ее образ при написании рассказа “Легкое дыхание”. Этот дневник заворожил художественную богему рубежа веков, стал одним из главных событий Серебряного века.

Есть женские дневники, после прочтения которых болеешь, а потом по-другому смотришь на жизнь, - “Блокадный дневник” Ольги Берггольц. А бывают женские дневники, злые к эпохе и людям, но точные в каких-то оценках, на которые не решился бы ни один мужчина, - дневник Зинаиды Гиппиус.

В любом случае женские дневники - это особого рода литература . Они сильно отличаются от дневников, написанных мужчинами. Женский дневник - это всегда куда более индивидуальный “случай”, нежели мужской дневник. Возможно, это происходит потому, что женский дневник отличается двойной рефлексией. Автор дневника по определению мужчина, так же, как сам дневник - мужского рода. Другое дело - записки. Они кокетливо прячут свой женский род во множественном числе. Дневник - серьезен и благороден. Записки - болтливы и необязательны. Записки - личное дело, а с дневником возникают определенные “отношения”. Дневник - это “друг”, “спутник”, на худой конец - “приятель”. Но не “подруга” и не “приятельница”. Это - “он”, с кем делишься самым сокровенным. Самыми сильными, глубокими переживаниями.

О том, почему женщине это делать труднее, можно долго говорить, но нельзя рассуждать об этом вообще. Вообще можно предъявлять общие требования - объективности, достоверности и т. п. Но, поверьте, эти требования совершенно бессмысленны в отношении дневников - неважно, женских или мужских. Дневник не про это.

Да, конечно, дневник может служить свидетельством об эпохе и людях, но считать его настоящим документом эпохи может только наивный читатель. Скажу даже, что чем более достоверным и убедительным вам покажется такой “документ”, тем с большим подозрением нужно к нему относиться. И наоборот: самые правдивые дневники - те, что при первом чтении вызывают оторопь и сопротивление: нет, так не бывает! это неправда! Если вы сразу поверили тому, что написано в дневнике, не сомневайтесь: вас обманули.

Дневник Елизаветы Дьяконовой я перечитывал много раз: и в сокращенном “захаровском” варианте, и в полном издании В. М. Саблина 1912 года, которое сделал брат Елизаветы Александр Дьяконов, писатель и актер со сценическим псевдонимом Ставрогин. Я не понимал, что со мной происходит, но в течение 12 лет я постоянно возвращался к этому дневнику. Это было какой-то манией, болезнью. Тогда я стал рассказывать историю жизни Дьяконовой знакомым. И убедился, что в сухом пересказе содержимое дневника им представляется не слишком интересным, в то время как мне оно казалось захватывающим, почти детективным!

Елизавета Александровна Дьяконова родилась 15 августа 1874 года в Не́рехте Костромской губернии в небогатой купеческой семье. Лиза была старшей. После появления пятого ребенка семья лишилась отца. Вдова, мать семейства, вынуждена была продать дело покойного мужа и переехать в Ярославль к своим родственникам. Лиза училась при Сиротском доме в одной из лучших в Ярославле женских гимназий. Кроме того, ее обучали гувернантки и домашние учителя, благодаря чему она прекрасно знала французский язык и познакомилась с литературой, скажем так, не вполне отвечающей ее возрасту и нравам провинциального купечества. Мечтая о продолжении образования, Елизавета вопреки воле матери поступила на Высшие женские Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге, закончила их и отправилась в Париж. Два года она проучилась на юридическом факультете Сорбонны. В это время она безнадежно влюбилась в своего психиатра, который лечил ее от мучивших головных болей и быстрой утомляемости. Это было то ли результатом ее чрезмерного умственного и нервного напряжения, то ли последствием “греховной болезни”, возможно, наследственного сифилиса, доставшегося ей от покойного отца. Однако, несмотря на постоянные недомогания, девушка строила большие планы на будущее. Она хотела стать писательницей и активисткой женского движения, которое уже зародилось в России по примеру Англии и Франции. Но судьба сыграла с ней злую шутку. Летом 1902 года, в возрасте 27 лет, Дьяконова поехала на каникулы в Россию, собираясь в “милой Нерехте”, в тишине, подготовиться к экзаменам за второй курс. По дороге она завернула в Тироль, где в это время отдыхали ее родная тетка Евпраксия Оловянишникова, богатая вдова знаменитого ярославского купца, ее дочь и муж дочери, еще не известный поэт Юргис Балтрушайтис. Здесь, в австрийском Тироле, в окрестностях неописуемой красоты озера Ахензее, случилось несчастье. Лиза одна пошла в горы в ненастную погоду и не вернулась. Ее безуспешно искали целый месяц, уже понимая, что найдут мертвое тело, но и его не могли найти и терялись в догадках. Наконец, тело девушки обнаружил случайный пастух на уступе водопада, причем рядом с гостиницей, из которой Дьяконова ушла в горы.

И здесь - внимание! Тело было совершенно голым , а одежда лежала невдалеке аккуратно связанным узлом. Это последнее обстоятельство всех поразило даже больше, чем само исчезновение Елизаветы и ее гибель.

Чего не случается в горах с неопытными людьми… Возможно, это был несчастный случай. Может быть, она покончила с собой из-за неразделенной любви или своей болезни. Но почему она была голой ? Предположить, что она решила искупаться, нельзя. По достоверным данным, в горах в это время выпал снег, и температура была не выше +1°.

И вот, передавая знакомым историю Дьяконовой, я обратил внимание на то, что рассказывать ее необходимо с конца. И даже не с момента гибели девушки в горах, а со случайного нахождения ее тела. Но это, как вы понимаете, не отражено в дневнике, который был обретен после ее смерти и впервые опубликован братом в 1904 году в журнале “Всемирный вестник”. Если между дневником и гибелью есть какая-то связь (в конце дневника Дьяконова обещает покончить с собой), то загадочные обстоятельства нахождения ее тела уж никак не связаны с дневником. Между тем именно они волнуют больше всего. Картина голой мертвой девушки на краю горного водопада вызывает гораздо больше вопросов, нежели любые подробности ее жизни, отраженные в дневнике.

“Почему она была голой?” - этот вопрос задавали мне все. Никто не спрашивал: почему Дьяконова так рвалась на Бестужевские курсы? Почему ее мать была против этого? Зачем поехала учиться в Париж? Как ее угораздило влюбиться в своего психиатра? Зачем пошла в горы одна? Не покончила ли с собой?

Почему она была голой?!

Дело в том, что все происходившее с ней до этого момента не просто объяснимо, но и в известной степени типично. Ничего удивительного, что провинциальная русская девушка конца XIX столетия мечтала об образовании. И, разумеется, девушке было трудно. Ее не понимали родственники, потому что она была девушкой и, по их представлениям, прежде всего невестой. Да, она смогла “выломиться” из своей среды, как говорили тогда. И даже поступила в Парижский университет. Еще и на юриста, что было в то время большой смелости шагом, даже для Франции.

Влюбилась в лечащего психиатра - ну, это уж совсем не удивительно. Скорее было бы странно, если бы она в него не влюбилась. В 26 лет, не имея ни мужа, ни жениха. С проблемной психикой. Как ей было не влюбиться в того, кто внимательно выслушивал ее жалобы и все же как-то ей помогал?

У меня смутное впечатление, что я уже писала сюда об этой книге, но поиск ничего не находит.
И, в любом случае, два раза - это два раза. Стоит того.

Издательство: Издательский дом Международного университета в Москве
Серия: Зерно вечности
2006 г.

Аннотация: "Елизавета Александровна Дьяконова (1874-1902) - автор "Дневника русской женщины" и публицистических сочинений. Ее "Дневник" был назван В.В.Розановым "явлением глубоко национальным, русским", "одной из самых свежих русских книг конца XIX в.". Дневник отражает внутреннюю жизнь автора, а также дает представление о жизни молодежи, студенчества 1890-х годов. Кроме того, это знаменательный документ женского движения в России и яркое литературное произведение .
Незаурядность характера и литературная одаренность автора проявились в предельной искренности самоанализа, попытке осмысления особенностей повседневной жизни того времени.
Книга обращена к широкому кругу читателей."

Елизавета Александровна Дьяконова родилась первой из пяти детей в небогатой купеческой семье в городе Нерехте Костромской губернии. Училась в Нерехтской Мариинской прогимназии. Отец умер в 1887 году, и семья переехала в Ярославль. Лизу устроили в женскую гимназию при Сиротском доме. Лиза, как и её сестра Валя и братья, много читала, рано познакомилась с запрещённой литературой, которую приносил репетитор её брата.

Окончив в 1891 году гимназию с серебряной медалью, Елизавета Дьяконова решила поступить на Высшие женские курсы. Мать была категорически против. Лишь достигнув совершеннолетия и проявив «неженскую» настойчивость, Елизавета стала слушательницей Бестужевских женских курсов в Петербурге. Учась на курсах, девушка активно участвует в общественной жизни.

После окончания курсов в 1899 году перед Дьяконовой встаёт вопрос о дальнейшей деятельности. Она решает посвятить себя юриспруденции, добивается приёма у министра юстиции, но получает отказ: женщинам не разрешается заниматься адвокатурой . В 1899-1900 годах работает в библиотечной комиссии Общества распространения начального образования и др. учреждениях в Ярославле. Для получения полноценного юридического образования в декабре 1900 года Елизавета едет во Францию и поступает на юридический факультет Сорбонны.

Но жизнь за границей оказалась слишком непростой: недоедание, плохие квартирные условия, обострившаяся болезнь, вдобавок к этому неразделённая любовь. Врачи рекомендовали ей вернуться на родину. По дороге в Россию в горах австрийского Тироля 29 июля (11 августа) 1902 года её жизнь оборвалась. Содержание последних записей «Дневника» наводило некоторых читателей на мысль о самоубийстве, однако брат Дьяконовой категорически отрицал это. Похоронена в Нерехте.

В 1890-х годах Дьяконова начинает печатать публицистические статьи в газетах: «О воспитании любви к родной стране», «Нужны ли казенные деньги для того, чтобы замечать окружающие предметы», «Не странно ли?», «Школы и братство Н. Н. Неплюева», «Женское образование», «О женском вопросе»); пытается писать рассказы: «Отчего?» («Журнал для всех», июль 1900; одобрен В. Г. Короленко), «Выстрел», «Благотворительность», «Сватовство», «Под душистою ветвью сирени» (получил серебряную медаль на конкурсе парижских студентов).

С 11 лет и до конца жизни Елизавета Дьяконова вела дневник. Вскоре после гибели её брат собрал все записи, письма, стихи, статьи и опубликовал под одной обложкой в 1905 году. Книга получила немало благожелательных откликов и до революции 3 раза переиздавалась (последний раз в 1912 году). Василий Розанов назвал дневник «явлением глубоко национальным, русским», «одной из самых свежих русских книг конца XIX в.». Дневник отражает внутреннюю жизнь автора, а также даёт представление о жизни молодёжи, студенчества 1890-х годов. Кроме того, это знаменательный документ женского движения в России и яркое литературное произведение. Критика и читатели нередко противопоставляли её дневнику художницы Марии Башкирцевой, где в центре внимания героини - не общественная жизнь, а искусство и психологические переживания.

Мой маленький дневник

Литературные этюды

Стихотворения

На Высших Женских Курсах (1895-1899гг.)

Дневник русской женщины (Париж 1900-1902гг.)

стр. 473-651

В общем, если бы она смогла учиться дальше в России, она бы не умерла так рано. Даже не могу себе представить, как ее подкосил отказ министра. Сколько требовались сил и настойчивости, чтобы тебе разрешили УЧИТЬСЯ. И ведь не разрешили. Женщина же.

Рецензия:

"C большим удовольствием и интересом (и с карандашиком в руках) прочитала дневник Елизаветы Дьяконовой - купеческой дочери, жившей во второй половине девятнадцатого века. Первая сотня страниц - это простые бытовые записи двенадцатилетней девочки, несколько склонной к рисовке, гневу и недовольству собой и окружающим миром. Постоянно на страницах дневника звучат её мольбы Богу, в которых она просит его забрать её к себе, дабы не вести скучную и никчемную жизнь. Но постепенно, когда она заканчивает школу и начинает отчаянно ждать совершеннолетия (между прочим, 21 года!), чтобы поступить на высшие курсы, тон записей меняется. В нем все чаще звучит надежда на получение особенного образования, одновременно с этим, девушка очень прохладно отзывается о браке, свахах и вечной женской мечте - выйти замуж. С каждой главой её слог меняется, совершенствуется, вот уже появляются упоминания о кумирах её времени - актерах, поэтах, писателях, музыкантах, о театральных постановках, о новых знакомых, об общественном строе. Вчерашняя зажатая и угрюмая девочка превращается в интересную женщину...

Кроме всего прочего, особенно милым мне были описания дореволюционного быта, образа мыслей, учебных заведений, студентов и преподавателей того времени. Хотя не обошлось и без женского самокопания, полуфилософских рассуждений и поз. И все же очень рекомендую сию книгу всем любителям "бытовой истории"."


Упражнение 103. Расставьте знаки препинания. Подчеркните сочинительные союзы, укажите их тип и функцию в предложении.
Юрасов пел и багровый отсвет за ходящего солнца горел на его лице на его пальто из английского сукна и желтых ботинках. Он пел провожая солнце и все грустнее становилась его песня: как будто почувствовала птица звонкую ширь небесного пространства содрогнулась неведомою тоскою и зовет кого-то: приди.

Солнце зашло и серая паутинка легла на тихую землю и тихое небо. Серая паутина легла на лицо меркнут на нем последние отблески заката и мертвеет оно. Приди ко мне! отчего ты не приходишь? Солнце зашло и темнеют поля. Так одиноко и так больно одинокому сердцу. Так одиноко так больно. Приди. Солнце зашло. Темнеют поля. Приди же приди!

Так плакала его душа. А поля все темнели и только небо над уш едшим солнцем стало еще светлее и глубже как прекрасное лицо обращенное к тому кого любят и кто тихо тихо уходит.

(Л. Андреев)
Упражнение 104 . Расставьте пропущенные знаки препинания. Обратите внимание на постановку точки с запятой.

1. Наконец он [Степан] дошел д о погоста и тут бодрость окончательно оставила его. Барская усадьба смотрела из-за деревьев так мирно словно в ней не происходило ничего особенного но на него ее вид произвел действие медузиной головы. (С.-Щ .) 2. На этажерках лежали две-три развернутые книги валялась газета на бюро стояла и чернильница с перьями но страницы на которых развернуты были книги покрылись пылью и пожелтели. (Гонч.) 3. Дядя уже с лета прихварывал и доктора говорили что зимы он не переживет но старик не верил им и уверял меня что лет пять еще поскрипит. (Обр.) 4. Он слушал ее молча опустив голову на руки но только я во все время не заметил ни одной слезы на ресницах его. (Л.) 5. Он [Нехлюдов] почувствовал даже некоторую злобу на мужика сердито пожал плечами и нахмурился но вид нищеты окружавшей его и среди этой нищеты спокойная и самодовольная наружность Чуриса превратили его досаду в какое-то грустное безнадежное чувство. (Л. Т.) 6. Сотни земляных раков сидевших в пустых раковинах и тащивших за собой свой дом ползли к нам со всех сторон так поспешно, что мы решили отступить но раки как выяснилось были привлечены скорлупой кокосовых орехов. (Пауст.) 7. Непроглядная метель стекла окон залеплены свежим белым снегом в доме белый снежный свет и все время однообразно шумит за стенами скрипит и стонет сук старого дерева в палисаднике задевающий крышу. (Бун.) 8. Неизъяснимая тишина западает в душу да и кругом так дремотно и тихо. (Т.)
Тема 6.9. Сложноподчиненное предложение
Упражнение 105. Перепишите предложения, рас ставляя пропущенные знаки препинания. Произведите синтаксический разбор этих предложений. Укажите: а) что поясняет придаточное предложение в главном (слово, словосочетание, предложение); б) на какой вопрос отвечает; в) тип придаточного предложения; г) место придаточного по отношению к главному.

1. В гостиную входили из коридора который оканчивался входом в кухню где жила кухарка Лукерья. (Дост.) 2. Временами дорога прорывалась через такую гущу лещины что надо было сидеть согнувшись чтобы ветками не исхлестало лицо. (Пауст.) 3. Когда Нехлюдов приехал на вокзал арестанты уже все сидели в вагонах за решетчатыми окнами. (Л. Т.) 4. Пока свободою горим пока сердца для чести живы мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы. (Я.) 5. Пишу пишу рукой небрежной чтоб здесь чрез много скучных лет от жизни краткой но мятежной какой-нибудь остался след. (Л.) 6. Где океан век за веком стучась о граниты тайны свои разглашает в задумчивом гуле высится остров давно моряками забытый. (В. Бр.) 7. Видно уж прошло то время когда в письмах содержались целые философские трактаты. (Сол.) 8. Коса легко скользила по гладкой ледяной столешнице срезая под самое основание вмерзшие дудки так что после них во льду оставались одни только дырочки. (Нос.)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 106. Перепишите предложения, расставляя пропуще нные знаки препинания. Подчинительные союзы подчеркните одной чертой, союзные слова − двумя.

1. Я должен был сидеть писать выслушивать глупые или грубые за­мечания и ждать когда меня уволят. (У.) 2. Дедушка одной рукой не­прерывно вертел ручку шарманки извлекая из нее дребезжащий каш­ляющий мотив а другой бросал мальчику разные предметы которые тот искусно подхватывал налету. (Купр .) 3. Здесь начинался старинный графский парк в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи цветники оранжереи и фонтаны. (Купр.) 4. На пруду где ветром сдуло снег со льда Мишка на минутку задержался вынул перочинный ножик и коробку спичек присел и шмыгая носом стал долбить синий лед. (А.Н. Т.) 5. Я не представляю себе где мы потому что в этих местах на Черном море я никогда не бывал. (Бун.) 6. Когда Никита один возвращался домой в небе высоко, в радужном бледном круге, горела луна. (А.Н. Т.) 7 . Лет за двадцать до того времени к которому мы отнесли начало нашего рассказа уже существовал на том же месте большой дороги постоялый двор. (Г.) 8. Всего что знал еще Евгений пересказать мне недосуг. (/7.) 9. Чтобы увидеть море надо выйти за калитку и пройти немного по протоптанной в снегу тропинке. (Пауст.)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 107 . Перепишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните их постановку.

1. Сам он не помнил никогда как бежал лесом как попал в село и как добрался до своей родной хаты. (Купр.) 2. Если сравнить как это делают поэты жизнь с дорогой то можно сказать что на самых крутых поворотах этой дороги я всегда встречал регулировщиков которые указывали мне верное направление. (Кав.) 3. Едва увидел он массу воды как в голове его уже утвердилась мысль что у него будет свое собственное море. (С.-Щ.) 4. Однажды я прочитал статью в которой описывалась история редкой марки. Я не помню теперь всех подробностей этой истории помню только что марка находилась в руках немецкого генерала и что он хранил ее под фотокарточкой в своем документе. (Сол.) 5. Им казалось что я страдаю и если я говорю смеюсь ем то только для того чтобы скрыть свои страдания и даже в веселые минуты когда мне было хорошо я чувствовал на себе их пытливые взгляды. (Ч.) 6. Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красо­ту то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина. (Пауст.)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 6.10.Бессоюзное сложное предложение
Упражнение 108. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите части в бессоюзном сложном предложении и объясните постановку знаков препинания. Составьте схемы и произведите синтаксический разбор 3-го и 6-го предложений.

1. Выпускали шершавый скот из хлевов обессилевшие за зиму лошади и коровы бродили и лежали на выгоне а галки садились на их худые спины и дергали клювом шерсть для своих гнезд. (Бун.) 2. Круглые низкие холмы распаханные и засеянные доверху разбегаются широкими волнами заросшие кустами овраги вьются между ними продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи от деревни до деревни бегут узкие дорожки церкви белеют между лозняками сверкает речка в четырех местах перехваченная плотинами далеко в поле гуськом торчат драхвы старенький господский дом со своими службами фруктовым садом и гумном приютился к небольшому пруду. (Т.) 3. Некоторые бутоны ландышей тоже раскрылись бурые листья осин стали нежно-зелеными взошедший овес зелеными солдатиками расставился по черному полю. В болотах поднялась высоко осока дала в темную бездну зеленую тень по черной воде завертелись жучки-вертунки полетели от зеленого острова осоки к другому голубые стрекозы. (Пришв.) 4. Лошади тронулись колокольчик загремел кибитка полетела. (П.) 5. Ущелье становилось все уже все круче вздымались его скалистые стены с мрачными отверстиями пещер все темнее становилось кругом. (Б. Зах.) 6. Под ее мерную речь я незаметно засыпал и просыпался вместе с птицами прямо в лицо смотрит солнце нагреваясь тихо струится утренний воздух листья яблонь стряхивают росу влажная зелень травы блестит все ярче приобретая хрустальную прозрачность тонкий парок вздымается над нею. (М. Г.) 7. Мертвый стелется кустарник травы тлятся не горят и сквозит на крае неба обожженных елей ряд. (Тютч.)


Упражнение 109. Из рассказа И. Тургенева «Лес и степь» выпишите пять бессоюзных сложных предложений. Объясните постановку знаков преп инания.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 110. Подберите пять пословиц, которые по структуре пре дставляют собой сложные предложения. Объясните постановку знаков препинания в них.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 111. Замените бессоюзные сложные предложения на с инонимичные союзные.

1. В камень стрелять − только стрелы терять. 2. Гром не грянет − мужик не перекрестится. 3. Кончил дело − гуляй смело. 4. Назвался груздем − полезай в кузов. 5. Нос вытащит − хвост увязнет, хвост вытащит − нос увязнет. (Поел.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 112.Прочитайте текст и выполните задания, расположенные ниже.

(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек. (3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

(10)Варя сразу наткнулась на главное место. (11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. – (12) Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины.

(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, –Варя перевернула страничку.(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага...

(23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые.

– (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»

(27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок. (28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

(По Л. Леонову*)

* Леонид Максимович Леонов (1899–1994 гг.) – русский писатель, общественный деятель.
1) О чём говорит высказывание героя: «Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости!»?
1) Отступление наших войск проходит без боёв, без крови.

поступок.

3) Чтобы стать настоящим мужчиной, не всегда надо доказывать

физическую силу, порой важнее испытание силы духа.

персонажей.

2) В предложениях 3–5 представлено рассуждение.

3) Предложения 8–9 включают описание.

4) Предложения 24–26 содержат повествование.
3) Какое слово использовано в тексте в переносном значении?

1) развернула (предложение 8)

2) сожги (предложение 15)

3) зажмурился (предложение 22)

4) прогремел (предложение 29)
4) Из предложений 4–5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

__________________________________________________________________

5)Из предложений 16–18 выпишите числительное.

__________________________________________________________________

6)Укажите тип подчинительной связи в словосочетании В ТЕ ДНИ

(предложение 29).

7)Среди предложений 21–26 найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.

__________________________________________________________________
8)Среди предложений 1–9 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

__________________________________________________________________

9) Среди предложений 2–9 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным цели. Напишите номер этого сложного предложения.

__________________________________________________________________
10)Среди предложений 15–19 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

_________________________________________________________________

Упражнение 113. Выполните тестирование.


  1. Укажите слова, в которых происходит оглушение:
1)сзади, сгоряча 2)березка, грибков 3)сделать, отдых

4)сдвинуть, сдача 5) сбить, сбегать
2. Укажите, в составе какого предложения имеются антонимы:

1) И голова постоянно кружится, и сердце болит.

2) Это был красивый брюнет с выразительными, хотя несколько тяжелыми чертами лица.

3) Тяжелая, одинокая слеза скатилась по его щеке, несколько тяжелыми чертами лица.

4) Сытый голодного не разумеет.

5) Вскоре поэта сослали, а затем он был переведен в деревню.
3.Определите, неопределенно-личным является предложение:

1)На остановках за много километров до озера начинают продавать жареную рыбу.

2) Внесли огромный поднос с именинным кренделем.

3) Пробираемся сквозь чащу черемухи.

4) Письма, письма, безбожно долго вас на Дальний Восток везут!
4.Укажите сложносочиненнное предложение с разделительным союзом:

1)Лицо у него закопченное черное измазанное сажей руки грязные.

2) Султан толкнул ногой калитку и друзья пролезли в сухой палисадник обсаженный лиловыми петушками.

3)То он собирался поступать в зоологический сад учиться на укротителя львов то его тянуло к пожарному делу.

4)Он никогда не плакал зато по вечерам на него находило дикое упрямство.

5) Еще земли печален вид а воздух уж весною дышит.
5. Укажите строку с дефисным написанием слов.

1) -ежели, кое-, -ка. 2) -бы, -же, -ка, -то, -либо, кое-.

3) - бы, -ли, -ка, -то. 4) -ка, -то, -либо, -нибудь, кое-.

5) -бы, -ли, -же, -нибудь.
6. Укажите, в каких словах пишется ПРЕ-:

1)….личие, ….ветсвие 2) …..бежать, …ехать

3) …мьера, ….зидиум 4) …..глашение, ….казание.

5) …ставка, ….был.
7. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении : Тучи поспешно сбегали с синего свода унизанного ярко мерцавшими звездами и долгая северная ночь прозрачная и холодная как синие льды раскинулась над глухо рокотавшим морем которое словно сердясь еще не улеглось от бури.

1) 9 2) 6 3) 7 4) 8 5) 5
8 . Из предложения задания № 7 выпишите словосочетание(-я) со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

____________________________________________________________
9 . Определите, какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

1) во-первых 2) новеллист 3) окружать 4) приналечь
10. Укажите ряд, в котором все глаголы переходные:

1) погибнуть, работать, равнять

2) закрыть, позвать, покорить

3) сушить, терпеть, смеяться

4) ударить, упрекнуть, лечь
Упражнение 114. Выполните тестирование.


  1. Укажите предложение, в котором содержится ошибочная информация.

  1. Литературный язык неоднороден по своему лексическому составу.

  2. Есть две формы существования языка: письменная и разговорная.

  3. К книжным стилям относятся научный, деловой и публицистический стили.

  4. Особое место в системе стилей русского языка занимает художественный стиль.

2.Укажите, в каком слове все согласные звуки твердые?

1) жестянка 2) жесть 3) жестокость 4) жест
3. Укажите, в каком слове букв больше, чем звуков?

1) соловьиный 2) коньки 3) болт 4) еда
4.Отметьте, в каком слове произносится гласный Ы?

1)циркуль 2) поиск 3) зачинщик 4) дирижер
5. Укажите слово, в котором согласный перед Е произносится твердо?

1) акварель 2) антитеза 3)эссенция 4) дефицит
6.Укажите лишнее слово в синонимическом ряду.

1) растревожить 2) разволновать 3) разгневать 4) расстроить
7.Укажите, какое из слов является старославянским по происхождению?

1) ворона 2) ограда 3) изгородь 4) болото
8.Укажите предложение, в котором нет фразеологизма.


  1. Как прекрасны белые ночи!

  2. Короткую летнюю ночь с непрерывными грозами или зарницами называют воробьиной ночью.

  3. Пожар случился темной ночью.

  4. Все происходящее напоминало Варфоломеевскую ночь.

9.Укажите, какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?


  1. Перестреливаться 2) перестрелка
3) вздрагивая 4) расписанный

10. Отметьте, в каком слове выделяется окончание – ИЙ?

1) лисий 2) синий 3) пролетарий 4) комментарий
11. Укажите, в каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?


  1. аббр…виатура, расст…лить, сн…гирь.

  2. Пл..скаться, ш..нель, пал..садник

  3. Разв…ваться на ветру, разв…ваться физически, разв…той ребенок

  4. Ст..пендия, ст..реть, ст..рать.

  1. Укажите, в каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) вз…мать 2) раз…грать 3) раз…скать 4) вз…скать
13.Отметьте, в каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь?

А. Одной рукой узла не завяжеш…

Б. Отзовутся волку овеч..и слезки.

В. Языком масла не соб…ешь.

Г. В тихом омуте черти водят…ся.

1) А,Б,В 2) Б,Г 3) А,Б, В, Г 4) А,В,Г
14.Укажите, в каком слове пропущена буква Е?

1) она купа…тся 2) врач леч…т больного 3) он ненавид..т предательство 4) он мол…тся
15.Укажите, в каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

1) открыть ключ…м 2) свежая сгущ…нка 3) веселая старуш..нка 4) украшенный парч..й
16. Отметьте, в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Утопая в снегу (1) нагибая голову от жгучей (2) захватывающей дух (3) пыли(4) он одолел гудящую аллею и глянул в поле.

1) 1 2)1,3 3) 1,2,4 4) 1,4
17.Укажите, что из приведенного не является частицей

1) вмиг 2) разве 3) не 4) ведь
18.Укажите, в каком из вариантов правильно указано подлежащее?

Философия господствует над протекшим и будущим.

1) философия 2) протекшим 3) будущим 4) господствует
19. Запишите тип связи, который используется в словосочетании

ГОВОРЯЩИЙ ПО ТЕЛЕФОНУ

____________________________________________________________
20. Укажите вариант ответа, в котором ставится тире? (знаки препинания не расставлены)

1) Неожиданное знакомство и дружба с великим композитором все это были способствующие приливу новой творческой энергии события.

2) Я знал Николая он мог приукрасить события

3) Облака как живые существа.

4) В эту минуту я понял что давала нам новые силы ненависть к нашим врагам!
21. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении.

Ночь была полна глубокой тишиной () и темнота ее казалась бархатной и теплой.

1)Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3)Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
22.Укажите, в каком предложении уместно использовать глагол ОПЛАТИТЬ?

1). ..........расходы по командировке взялось издательство.

2) За работу директор обещал …….товарами, производимыми на заводе.

3) Родина должна ……бессмертьем тем, кто отдал ей жизнь после боя.

4) За полученный товар следовало …… как можно быстрее.

У старого Омельчука было два сына: Стецько и Назар. Назар - младший сын - был хлопец, как и все хлопцы; ничего о нем ни особенно хорошего, ни дурного не было слышно. Другое дело старший, Стецько. Вся молодежь считала его за казака и своего атамана. Даже старики говорили, что уж на что в их времена народ был красивее, удалее и крепче, чем теперь (известно: старикам всегда кажется, что в их время все лучше было), а такого ловкого, статного и веселого хлопца, как Стецько, даже и они на своем веку не припомнят. Выйдет ли народ на работу - Стецько впереди всех. Первым придет в поле, последним уйдет. Косит, пашет, боронит, рубит, пилит так, что четверым за ним не угнаться. А когда наступала страдная летняя пора, то, бывало, он, не покидая поля и не спя, четыре зари встречал.- Такой был жадный на работу.
А вечером, глядишь, он уже и на "досвитках" первый смеется и балагурит до самого утра и такие выкомаривает штучки, что другие, на него глядя, только за животы хватаются. Дивчата к нему льнули, как мухи к меду, и - что греха таить - не одна из них потом, в первую брачную ночь, побитая мужем, плакалась на Стецькову красоту, на карие его очи, на черные брови и на заманчивую сладкую речь. Словом - не хлопец был, а орел.
Умел он и в беседе со стариками сказать умное слово почтительно и кстати. И на клиросе пел по праздникам, и с начальством знал, как обращаться. А в ту пору ведь известно, какое было начальство. У него разговоры были короткие: "Правда твоя, человиче, правда, а не хочешь платить - так снимай штанцы и ложись".
Одно слово: был Стецько первый любимец во всей деревне.
Да вот беда: дошла до Стецька "очередь", забрили ему лоб и угнали в москали. Все село плакало, когда его провожали. А он ничего: пошел веселый такой, светлый. "Что вы, говорит, надо мною, как над покойником, плачете? Нигде ваш Стецько не пропадет: ни в огне не сгорит, ни в воде не потонет".
Далеко его угнали, куда-то в самые раскацапские губернии. Однако в скором времени от него письмо пришло. Писал он, что живется ему хорошо, товарищи его любят, начальство не обижает, а если и бьют, то не сильно и самую малость, потому что без боя на военной службе никак невозможно. Потом писал он еще раз и говорил, что назначили его в полковой церкви за псаломщика. А там и совсем перестал писать, потому что тогда началась у нас большая война с турками.
Прошло с того времени полтора года. О Стецьке ни слуха, ни весточки; так все и думали, что либо в плен его забрали, либо убили в каком-нибудь сражении. Как вдруг осенью, точно снег на голову, явился сам Стецько. Черный, худой, как смерть, правая рука на перевязи и на левую ногу хромает. Оказывается, отпустили его в бессрочную, отпустили с медалью и с двумя турецкими пулями в теле, под кожей, Да денег с собой принес он сотни четыре с "гаком", говорил, что накопил на службе. Да еще: выучился говорить по-басурмански.
Но явился он совсем не таким, как пошел в солдаты; как будто бы его там, на войне, подменили: ни смеха, ни шутки, ни песни. Сидит целый день, как старик, на присьбе [*завалинка], опустив очи в землю, и все думает, думает... Заговорят с ним - он отвечает, только неохотно так, еле-еле, и сам в глаза не смотрит, а смотрит куда-то перед собою, точно что-то впереди себя разглядывает...
Увидел старый Омельчук, что его сын сумуется, поговорил со своей старухой, посоветовался с попом и решил женить Стецька. Известно: у женатого человека и мысли совсем другое на уме, чем у холостого; некогда о пустом думать. Но Стецько, когда только услышал о свадьбе, так и уперся - "як не наче той вул": не хочу, не хочу, и кончено. Отец уж и просил, и молил, и грозился - ничего не помогает. Наконец старая мать стала перед сыном на колени. "Не встану, говорит, до тех нор, пока ты не дашь согласия; не буду ни есть, ни пить и с места этого не сойду до самой смерти..." Не мог перенести Стецько материнского горя. "Добре,- сказал он,- жените меня, если вам уж так не терпится. Только смотрите, чтобы вам потом не пришлось горько в этом деле раскаяться".
И женили Стецька. На рождество свадьбу играли. Все село заметило, что в церкви Стецько стоял хмурый, как ночь, ни одного раза лба не перекрестил и с невестою не поцеловался. Когда же пришли из церкви в хату, то и тут он сидел такой, совсем темный, что глядеть на него тошно было, и ни с кем не разговаривал.
По старому обычаю, освященному церковью и предками нашими, хотели дружки отвести с песнями молодых в особую каморку, как на всем свете у добрых людей делается, но Стецько сказал им: "Оставьте в покое и меня и жену. Это не ваше дело". Стали было хлопцы над ним слегка подсмеиваться, но он вдруг как заскрипит зубами и так глазами на них сверкнул, что у них сразу отшибло всякую охоту к забавным шуткам.
Прошло после женитьбы недели две, а Стецько - все такой же: на жену даже и не смотрит, как будто бы ее совсем в хате нет.
А жена у него была красивая и молодая, взятая из богатого дома. Звали ее Грипой. Долго терпела красавица Грипа, никому не говорила, наконец не выдержала, пришла к своей матери, заплакала и стала жаловаться на мужа. Не так ей было обидно, что муж ни спать, ни говорить с ней не хотел, а то, что каждый день около полуночи уходит он из дома и возвращается назад только к раннему утру. Бог его знает, что он в эти ночные часы делает и с кем время проводит.
Мать Грипы, конечно, об этом рассказала старому Омельчуку. Сильно огорчился старик. "Страм-то какой! Но нет! Постой! - думает.- Выслежу я Стецьковы штучки и выведу их на чистую воду. Это, может быть, у москалей или у басурман такой порядок есть, чтобы от жен молодых бегать по ночам, а я такой глупости ему не позволю".
В ту же ночь пробрался он потихоньку в огород и притаился в шалаше. Ночь была светлая, месячная, и мо-роз стоял такой, что деревья трещали. Ждал Омельчук около часа, совсем промерз старик и уже хотел назад в хату идти. "Этих чертовых баб, думает, как послушаешься - всегда в дурнях будешь". Только вдруг слышит он - заскрипела дверь в хате. Обернулся, крадучись, и видит, что вышел на двор его сын, Стецько.
Постоял Стецько на дворе, поглядел на месяц, оглянулся вокруг, а сам такой белый, как бумага, и очи горят, точно две свечки. Страшно стало Омельчуку. Зажмурил он глаза и прижался изо всех сил к глинобитной стене. Но так как он был все-таки человек смелый, то решился, наконец, опять открыть глаза. Смотрит - нет уже на дворе Стецька, а из ворот на улицу выбегает огромный белый, весь точно серебряный, волк.
Все тогда понял старик, и уж тут его, вместо страха, такое зло разобрало, что, не долго думая, выдернул он из тына здоровенный дрючок, перекрестился и помчался в погоню за вурдалаком-оборотнем.
Бежит белый волк по улице. Перебежал через мост, потом в лес ударился, а сам все на одну заднюю ногу хромает, ну точь-в-точь как Стецько. Скоро его Омельчук совсем из виду потерял, но месяц в эту ночь светил так ярко, что следы на снегу лежали, как отпечатанные, и по ним старик бежал все дальше и дальше.
Вдруг слышит он: впереди его, в лесу, волк затрубил, да так затрубил, что с деревьев иней посыпался. И в ту же минуту со всех концов леса откликнулись сотни, тысячи волчьих голосов. А старика только еще больше злоба одолевает. "Будь что будет, думает, я об его проклятую спину весь дрючок измочалю".
Пришел наконец Омельчук на большую поляну и видит: стоит посередине большой бело-серебристый волк, а к нему со всех сторон бегут другие волки. Сбежались, прыгают вокруг него, визжат, ластятся к нему, шерсть на нем лижут. А потом принялись играть между собою, совсем как молодые собаки. Гоняются и воют на месяц, поднявши острые морды кверху.
Смотрит старик и глаз отвести не в силах. Вдруг где-то далеко по дороге колокольчик зазвенел. Мигом вскочили все волки на ноги, уши торчмя поставили, а сами в ту сторону морды повернули, откуда звонок... Но послушали, послушали немного и опять принялись играть вокруг старшего - белого. Кусают снег, прыгают один через другого, рычат, а шерсть у них на месяце так и переливается и зубы блестят, как сахар...
Опять на дороге колокольчик зазвякал, но теперь совсем с другой стороны, и опять поднялася вся стая.
Прислушались волки на минутку и ринулись все сразу, как один, понеслись по лесу и пропали.
Не долго ждал старый Омельчук. Услышал он вскоре, как вдруг забился неровно и торопливо отдаленный колокольчик,- понесли, должно быть, испуганные кони. Потом крик человеческий по лесу разлетелся, такой страшный и жалкий крик, что у Омельчука сердце обмерло и упало от ужаса. Потом где-то близко на "шляху" раздался бешеный топот, и долго было слышно, как на раскатах разбитые в щепки сани колотились о сосновые корневища.
Зарыдал бедный старик, что было духу побежал назад и всю дорогу, не переставая, крестился.
Сам он не помнил никогда, как бежал лесом, как попал в село и как добрался до своей родной хаты. Поставил он уже ногу на перелаз и весь задрожал: стоит у ворот Стецько. Смотрит батьке прямо в очи и дышит, как запаренный: видно, что от бега запыхался. Ничего ему отец не сказал и уже поставил ногу через перелазок, как вдруг Стецько сам заговорил:
- Постой, батька. Ты думаешь, я не знаю, что ты за мною следом бегал! Ну, так поди завтра в церковь и отслужи молебен за то, что живой назад вернулся. Если бы не я - разорвали бы тебя на мелкие кусочки и умер бы ты без покаяния.
Стоит Омельчук на перелазе, очей от сына отвести не может, а тот дальше говорит:
- Сегодня ночью, под сочельник, большая власть дана нам, вовкулакам, над людьми и зверями. Только тех мы не смеем трогать, кто в эту ночь не своею волей из дому вышел. Вот потому-то ты так удивился, что мы первого проезжего не тронули: его хозяин по делу послал. А второй был купец. Ехал по своей корысти, торопился на ярмарку... Толстый был, как кабан. Мясистый. Жирный...
И блеснул глазами, как красными огнями. А старику вдруг показалось, что рот и усы Стецька густо вымазаны красной кровью.
Взмахнул он дрючком, но не попал, промахнулся. Стецько же сразу исчез, как будто его и не бывало. Только голос его как бы из-под земли послышался, тихий и печальный:
- Не сердись, отец. Больше не приду в наши края никогда. И поверь: чья душа проклята свыше - нелегко ему на свете жить.

«Личностные УУД» - Внутренняя позиция; мотивация; нравственно-этическая оценка. Технология. Уровень мотивации к обучению. Синквейн. Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность. Технология проблемного диалога. Действия смыслообразования. Понятие УУД. Формирование личностных универсальных учебных действий. Действия самоопределения.

«Здоровье родительское собрание» - Показатель распространенности курения. Здоровье -. Родительское собрание. Факторы здоровья. Формирование здорового образа жизни подростка. Показатель позитивного отношения к ценности «здоровье». Соотношение курящих и некурящих семей. Экологические - 20-25% биологические (наследственные) - 20% медицина и здравоохранение - 10% образ жизни – 50-55%.

«Цель российского образования» - Роль педобразования. Базовые национальные ценности. Традиционные религии России. Роль и место педобразования. Здоровье. Новая цель образования. Гражданственность. Новая цель российского образования. Подготовка учителя. Система педобразования. Мир во всем мире. Информационная революция. Задачи образования.

«Образовательный стандарт» - Ориентация стандарта на результаты образования. БОП: внеучебная работа. Ведущие функции стандарта. учебники и ЦОР, учебное оборудование, педобразование, … Стандарт как общественный договор: ориентиры развития. Социальная справедливость, равенство возможностей Благосостояние Безопасность. Задача социокультурной модернизации образования.

«Инновационная инфраструктура» - Стажировки, консультации. Особенности инновационной инфраструктуры высших учебных заведений. Привлечение консультантов из числа сотрудников вуза. Охрана результатов научно-технической деятельности. Общая схема инновационной инфраструктуры. Часть вузов в своих отчетах по второму этапу дали такую информацию.

«Дистанционные уроки» - Основные понятия. Электронные лекции – это набор учебных материалов в электронном виде. Проект – разработанный план сооружения. Планирование. Анимированный ролик. Формы организации учебного процесса. Уроки с дистанционной поддержкой как форма работы с одаренными детьми. Курсы с интернет - поддержкой.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...