Розенталь справочник по орфографии и пунктуации читать. Самый главный грамотей

УДК 811.161.1

ББК 81.2Рус-92.3

Валгина Н.С.

Розенталь Д.Э.

Фомина М.И.

Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп.

Москва: Логос, 2002. 528 с. 5000 экз.

Рецензенты: доктор филологических наук профессор Н.Д. Бурвикова,

доктор филологических наук профессор В.А. Пронин

Содержит все разделы курса современного русского языка: лексику и фразеологию, фонетику, фонологию и орфоэпию. графику и орфографию, словообразование, морфологию, синтаксис и пунктуацию. При подготовке настоящего издания учтены достижения в области русского языка за последние 15 лет. В отличие от пятого издания (М.: Высшая школа, 1987) в учебник включены материалы, освещающие активные процессы в современном русском языке, пополнен список способов словообразования. отмечены тенденции в употреблении форм грамматического числа, рода и падежа, учтены изменения в синтаксисе.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по филологическим и другим гуманитарным направлениям и специальностям.

ISBN ISBN 5-94010-008-2

© Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И., 1987

© Валгина Н.С. Переработка и дополнение, 2001

© «Логос», 2002

Валгина Н.С.

Розенталь Д.Э.

Фомина М.И.

Современный русский язык

От издательства

Настоящий учебник предназначен прежде всего для студентов филологических специальностей высших учебных заведений. Но он рассчитан также для использования в учебном процессе по широкому кругу гуманитарных специальностей - конечно, в первую очередь тех, где владение выразительными средствами литературной речи является предпосылкой успешной профессиональной деятельности. Думается, что в любом случае учебник будет полезен будущим юристам, педагогам, искусствоведам, журналистам.

Особенность издания - сжатость и компактность изложения материала - учитывает разнообразие потребностей возможной аудитории. Поэтому продолжительность лекционного курса, практических и самостоятельных занятий с использованием настоящего учебника может варьироваться в зависимости от направления, специальности подготовки гуманитариев, а также формы обучения: дневной, вечерней или заочной.

Учебник содержит все разделы курса современного русского языка; лексику и фразеологию, фонетику, фонологию и орфоэпию, графику и орфографию, словообразование, морфологию, синтаксис и пунктуацию.

При подготовке этого издания были учтены достижения в области русского языка за последние полтора десятка лет. Изменены формулировки отдельных теоретических положений, введены новые понятия, уточнена терминология, отчасти обновлены иллюстративные материалы и библиография, освещены активные процессы в современном русском языке, особенно в области лексики и синтаксиса.

Содержание разделов и параграфов пополнено новыми сведениями, в частности: обосновано положение о несколько изменившемся статусе литературного языка; расширен список способов словообразования; отмечены тенденции в употреблении форм грамматического числа; приведены данные о предложениях реальной и ирреальной модальности, координации форм подлежащего и сказуемого, генитивных предложениях, а также о неоднозначности решения вопроса об однородности и неоднородности сказуемых и др.

Таким образом, название учебника - «Современный русский язык» - отражает существенные черты излагаемого в нем учебного материала. Более того, учебник в какой-то мере раскрывает те тенденции, которые, как можно сегодня предвидеть, будут определять развитие русского языка в XXI веке.

Настоящее шестое издание подготовлено Н.С. Валгиной на основе одноименного стабильного учебника, выдержавшего пять изданий.

Введение

Современный русский язык - это национальный язык великого русского народа, форма русской национальной культуры.

Русский язык относится к группе славянских языков, которые делятся на три подгруппы: восточную - языки русский, украинский, белорусский; южную - языки болгарский, сербскохорватский, словенский, македонский; западную - языки польский, чешский, словацкий, кашубский, лужицкий. Восходя к одному и тому же источнику - общеславянскому языку, все славянские языки близки друг к другу, о чем свидетельствует сходство ряда слов, а также явлений фонетической системы и грамматического строя. Например: русское племя, болгарское племе, сербское плёме, польское plemiê, чешское ple mě, русское глина, болгарское глина, чешское hlina, польское glina; русское лето, болгарское лято, чешское le to, польское lаtо; русское красный, сербское кра сан, чешское kra sny ; русское молоко, болгарское мляко, сербское млеко, польское mieko, чешское mle ko и т.д.

Русский национальный язык представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также социальные жаргоны.

Высшей формой национального русского языка является русский литературный язык .

На разных исторических этапах развития общенародного языка - от языка народности к национальному - в связи с изменением и расширением общественных функций литературного языка изменялось содержание понятия «литературный язык».

Современный русский литературный язык - это язык нормированный, обслуживающий культурные потребности русского народа, это язык государственных актов, науки, печати, радио, театра, художественной литературы.

«Деление языка на литературный и народный, - писал А.М. Горький, - значит только то, что мы имеем, так сказать, «сырой» язык и обработанный мастерами».

Нормированность литературного языка заключается в том, что состав словаря в нем регламентирован, значение и употребление слов, произношение, правописание и образование грамматических форм слов подчиняются общепринятому образцу. Понятие нормы, однако, не исключает в отдельных случаях вариантов, отражающих изменения, которые постоянно происходят в языке как средстве человеческого общения. Например, литературными считаются варианты ударения: далеко - далёко, высоко - высоко, иначе - иначе; грамм, форм: машут - махают, мяучет - мяукает, полощет - полоскает .

Современный литературный язык, не без влияния средств массовой информации, заметно меняет свой статус: норма становится менее жесткой, допускающей вариантность. Она ориентируется не на незыблемость и всеобщность, а скорее на коммуникативную целесообразность. Поэтому норма сегодня - это часто не столько запрет на что-то, сколько возможность выбора. Граница нормативности и ненормативности иногда бывает стертой, и некоторые разговорные и просторечные языковые факты становятся вариантами нормы. Становясь всеобщим достоянием, литературный язык легко впитывает в себя прежде запретные средства языкового выражения. Достаточно привести пример активного использования слова «беспредел», ранее принадлежавшего уголовному жаргону.

Литературный язык имеет две формы: устную и письменную , которые характеризуются особенностями как со стороны лексического состава, так и со стороны грамматической структуры, ибо рассчитаны на разные виды восприятия - слуховое и зрительное.

Письменный литературный язык отличается от устного прежде всего большей сложностью синтаксиса и наличием большого количества абстрактной лексики, а также лексики терминологической, в частности интернациональной. Письменный литературный язык имеет стилевые разновидности: стили научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

Литературный язык, как нормированный, обработанный общенародный язык, противополагается местным диалектам и жаргонам . Русские диалекты объединяются в две основные группы: севернорусское наречие и южнорусское наречие. Каждая из групп имеет свои отличительные черты в произношении, в словаре и в грамматических формах. Кроме того, имеются среднерусские говоры, в которых отражены особенности как того, так и другого наречия.

Современный русский литературный язык является языком межнационального общения народов Российской Федерации. Русский литературный язык приобщает все народы России к культуре великого русского народа.

С 1945 г. Уставом ООН русский язык признан одним из официальных языков мира.

Известны многочисленные высказывания великих русских писателей и общественных деятелей, а также многих прогрессивных зарубежных писателей о силе, богатстве и художественной выразительности русского языка. Восторженно отзывались о русском языке Державин и Карамзин, Пушкин и Гоголь, Белинский и Чернышевский, Тургенев и Толстой.

Курс современного русского языка состоит из следующих разделов: лексики и фразеологии, фонетики и фонологии, орфоэпии, графики и орфографии, словообразования, грамматики (морфологии и синтаксиса), пунктуации.

Лексика и фразеология изучают словарный и фразеологический состав русского языка и закономерности его развития.

Фонетика описывает звуковой состав современного русского литературного языка и основные звуковые процессы, протекающие в языке, предметом фонологии являются фонемы - кратчайшие звуковые единицы, служащие для различения звуковых оболочек слов и их форм.

Орфоэпия изучает нормы современного русского литературного произношения.

Графика знакомит с составом русского алфавита, соотношением между буквами и звуками, а орфография - с основным принципом русского написания - морфологическим, а также написаниями фонетическими и традиционными. Орфография - это совокупность правил, определяющих написание слов.

Словообразование изучает морфологический состав слова и основные типы образования новых слов: морфологический, морфолого-синтаксический, лексико-семантический, лексико-синтаксический.

Морфология является учением о грамматических категориях и грамматических формах слова. Она изучает лексико-грамматические разряды слов, взаимодействие лексических и грамматических значений слова и способы выражения грамматических значений в русском языке.

Синтаксис - это учение о предложении и словосочетании. Синтаксис изучает основные синтаксические единицы - словосочетание и предложение, виды синтаксической связи, типы предложений и их структуру.

На основе синтаксиса строится пунктуация - совокупность правил расстановки знаков препинания.

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Лексика русского языка

Понятие о лексике и лексической системе

Лексикой называется вся совокупность слов языка, его словарный состав. Раздел языкознания, изучающий лексику, называется лексикологией (гр. lexikos - словарный + logos - учение). Различаются лексикология историческая, изучающая формирование словарного состава в его развитии, и лексикология описательная, занимающаяся вопросами значения слова, семантикой (гр. semantikos - обозначающий), объемом, структурой словарного состава и т.п., т.е. рассматривающая разнообразные типы взаимоотношений слов в единой лексико-семантической системе. Слова в ней могут быть связаны сходством или противоположностью значений (ср. например, синонимы и антонимы), общностью выполняемых функций (ср. например, группы слов разговорных и книжных), сходством происхождения или близостью стилистических свойств, а также принадлежностью к одной части речи и т.д. Такого рода отношения слов в разных группах, объединяемых общностью признаков, называются парадигматическими (гр. para deigma - пример, образец) и являются основными в определении свойств системы.

Разновидностью системных связей является степень лексической сочетаемости слов друг с другом, иначе отношения синтагматические (греч. syntagma - нечто соединенное), которые нередко влияют и на развитие новых парадигм. Например, длительное время слово государственный по значению было связано лишь со словом государство как «политическая организация общества во главе с правительством или его органами». Будучи по значению относительным прилагательным, оно сочеталось с определенным кругом слов типа: строй, граница, учреждение, служащий и под. Затем его синтагматические отношения расширились: оно стало употребляться в сочетании со словами мышление, ум, человек, действие, поступок и т.п., приобретая при этом качественно-оценочное значение «способный мыслить и действовать широко, мудро». Это, в свою очередь, создало условия для возникновения новых парадигматических связей, которые оказали влияние и на развитие новых грамматических значений и форм: поскольку слово в определенных случаях выполняет функции качественных прилагательных, от него стали возможны образования отвлеченных существительных - государственность , качественных наречий - государственно , антонимов - негосударственный, антигосударственный и т.д.

Следовательно, оба типа системных отношений тесно связаны между собой и образуют в целом сложную лексико-семантическую систему, являющуюся частью общеязыковой системы.

Семасиологическая характеристика современной лексической системы

Лексическое значение слова. Основные его типы

В слове различаются его звуковое оформление, морфологическая структура и заключенный в нем смысл, значение.

Лексическое значение слова - это его содержание, т.е. исторически закрепленная в сознании говорящих соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, «оформленное по грамматическим законам данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря».

Значение слов отражает не всю совокупность познанных признаков, предметов и явлений, а лишь те из них, которые помогают отличать один предмет от другого. Так, если мы говорим: это птица, то нас в данном случае интересует лишь то, что перед нами разновидность летающих позвоночных животных, тело которых покрыто перьями, а передние конечности преобразованы в крылья. Эти признаки позволяют отличить птицу от других животных, например млекопитающих.

В процессе совместной трудовой деятельности, в своей общественной практике люди познают предметы, качества, явления; и определенные признаки этих предметов, качеств или явлений действительности служат основой значения слова. Поэтому для правильного понимания значения слов необходимо широкое знакомство с общественной сферой, в которой слово существовало или существует. Следовательно, в развитии значения слова немаловажную роль играют внеязыковые факторы.

В зависимости от того, какой признак положен в основу классификации, в современном русском языке могут быть выделены четыре основных типа лексических значений слов.

    По связи, соотнесенности с предметом действительности, т.е. по способу наименования, или номинации (лат. nominatio - называние, наименование), выделяются значения прямое, или основное, и переносное, или непрямое.

Прямым значением называется такое, которое непосредственно связано с предметом или явлением, качеством, действием и т.п. Например, прямыми будут первые два значения слова рука: «одна из двух верхних конечностей человека от плеча до конца пальцев...» и «...как орудие деятельности, труда».

Переносным является такое значение, которое возникает в результате не прямой соотнесенности с предметом, а через перенос прямого значения на другой предмет вследствие различных ассоциаций. Например, переносными будут следующие значения слова рука:

1) (только ед.) манера письма, почерк; 2) (только мн.) рабочая сила;

3) (только мн.) о человеке, лице (...с определением) как обладателе, владельце чего-либо; 4) символ власти; 5) (только ед., разг.) о влиятельном человеке, способном защитить, оказать поддержку; 6) (только ед.) о согласии кого-либо на брак, о готовности вступить в брак.

Связи слов, обладающих прямым значением, меньше зависят от контекста и обусловлены предметно-логическими отношениями, которые достаточно широки и относительно свободны. Значение переносное гораздо больше зависит от контекста, оно обладает живой или частично потухшей образностью.

    По степени семантической мотивированности значения разделяются на немотивированные (или непроизводные, идиоматичные) и мотивированные (или производные от первых). Например, значение слова рука - немотивированное, а значения слов ручной, рукав и др. - уже мотивированы семантическими и словообразовательными связями со словом рука .

    По степени лексической сочетаемости значения делятся на относительно свободные (к ним относятся все прямые значения слов) и несвободные . Среди последних выделяют два основных вида:

1) фразеологически связанным значением называется такое, которое возникает у слов в определенных лексически неделимых сочетаниях. Они характеризуются узкоограниченным, устойчиво воспроизводимым кругом слов, связи которых между собой обусловлены не предметно-логическими отношениями, а внутренними закономерностями лексико-семантической системы. Границы употребления слов с этим значением узкие. Так, у слова закадычный переносное значение «искренний, задушевный» реализуется, как правило, только в сочетании со словом друг (дружба);

2) синтаксически обусловленным значением называется такое, которое появляется у слова при выполнении им необычной роли в предложении. В развитии этих значений велика роль контекста. Например, при использовании слова дуб в роли характеризующего лицо: Эх, ты, дуб, так ничего и не понял - реализуется его значение «тупой, нечуткий» (разг.).

К разновидности синтаксически обусловленных значений относится так называемое конструктивно ограниченное , которое возникает только в условиях использования слова в определенной синтаксической конструкции. Например, сравнительно недавно возникшее значение «район, область, место действия» у слова география обусловлено его использованием в конструкции с существительным в родительном падеже: география спортивных побед .

    По характеру выполняемых номинативных функций выделяются значения собственно номинативные и экспрессивно-синонимические.

Номинативными называются такие, которые прямо, непосредственно называют предмет, явление, качество, действие и т.д. В их семантике, как правило, нет дополнительных признаков (в частности, оценочных). Хотя со временем такие признаки могут и появиться. (В этом случае развиваются разного рода переносные значения, но эта группа выделяется по другому классификационному признаку. См. тип 1.)

Собственно номинативным значением обладают, например, слова писатель, помощник, шуметь и мн. др.

Экспрессивно-синонимическим называется значение слова, в семантике которого преобладает эмоционально-экспрессивный признак. Слова с такими значениями существуют самостоятельно, отражены в словаре и воспринимаются как оценочные синонимы к словам, обладающим собственно номинативным значением. Ср.: писатель - писака, борзописец; помощник - пособник; шуметь - колобродить . Следовательно, они не только называют предмет, действие, но и дают особую оценку. Например, колобродить (прост.) не просто «шуметь», а «вести себя шумно, суетливо, беспутно, непорядочно».

Кроме указанных основных типов лексических значений, многие слова в русском языке имеют оттенки значений, которые, будучи тесно связанными с основным, все-таки имеют и отличия. Например, наряду с первым прямым значением слова рука в словарях дается и его оттенок, т.е. через точку с запятой указывается «часть этой же конечности от пясти да конца пальцев». (Ср. в словаре оттенки значений слова книга и многих других слов.)

Слово как лексическая и грамматическая единица языка

Слово как основная единица языка изучается в различных разделах языкознания.

Так, с точки зрения фонетической рассматривается звуковая оболочка, выделяются те гласные и согласные звуки, которые составляют слово, определяется слог, на который падает ударение, и т.д.

Лексикология (описательная) в первую очередь выясняет все, что связано со значением слова: уточняет типы значений, определяет сферу употребления слова, стилистическую окраску и т.п. Для лексикологии (исторической) важным является вопрос о происхождении слова, его семантике, сфере употребления, стилистической принадлежности и т.д. в разные периоды развития языка.

С точки зрения грамматической выявляется принадлежность слова к той или иной части речи, присущие слову грамматические значения и грамматические формы (см. об этом подробнее § 106), роль слов в предложении. Все это дополняет лексическое значение слова.

Грамматические и лексические значения тесно между собой связаны, поэтому изменение лексического значения нередко приводит к изменению грамматической характеристики слова. Например, в словосочетании глухой согласный слово глухой (в значении «звук, образуемый только при участии одного шума, без участия голоса») - это имя прилагательное относительное. А в словосочетании глухой голос слово глухой (в значении «приглушенный, неясный») - это имя прилагательное качественное, имеющее степени сравнения, краткую форму. Следовательно, изменение значения повлияло и на морфологическую характеристику слова.

Лексические значения оказывают влияние не только на способы образования отдельных грамматических форм, но и на образование новых слов. Так, в результате исторического развития значений одного слова мех появилось два разных слова, которые обозначают разные понятия: мех беличий и мех кузнечный (см. об этом § 5).

Лексическое значение в слове может быть единственным (такие слова называются однозначными), но может и сосуществовать с другими лексическими значениями этого же слова (такие слова называются многозначными).

Многозначность слова

Многозначностью , или полисемией (гр. poly - много + sma - знак), называется свойство слов употребляться в разных значениях. Так, слово ядро в современном русском языке имеет несколько значений:

1) внутренняя часть плода в твердой оболочке: А орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра - чистый изумруд (П.); 2) основа чего-либо (книжн.): На Волге было уничтожено ядро фашистской армии ; 3) центральная часть чего-либо (спец.): ядро атома; 4) старинный орудийный снаряд в виде круглого литого тела: Катятся ядра , свищут пули, нависли хладные штыки (П.). Смысловая связь выделенных значений тесная, поэтому все они и рассматриваются как значения одного и того же слова.

Слово труба , например, в словосочетаниях водопроводная труба или подзорная труба имеет значение «длинный, пустотелый, обычно круглого сечения предмет». Трубой называется и духовой медный музыкальный инструмент с сильным звонким тембром: Творец мой! оглушил, звончее всяких труб ! (Гр.). Это слово употребляют и в таком специальном значении, как «канал в организме для сообщения между органами», например, евстахиева труба .

Таким образом, слово в процессе своего исторического развития, кроме исходного значения, может приобретать новое, производное значение.

Способы образования значений слов различны. Новое значение слова может возникнуть, например, путем переноса названия по сходству предметов или их признаков, т.е. метафорически (от гр. metaphora - перенос). Например; по сходству внешних признаков: нос (человека) - нос (корабля), формы предметов: яблоко (антоновское) - яблоко (глазное), по сходству ощущений, оценок: теплое (течение) - теплое (участие) и т.д. Возможны также переносы наименований по сходству выполняемых функций (т.е. функциональные переносы): перо (гусиное) - перо (стальное), кондуктор (должностное лицо, сопровождающее поезд) - кондуктор (в технике - приспособление, направляющее инструмент).

Новое значение может возникнуть в результате появления ассоциаций по смежности (так называемые метонимические переносы, греч. metonymia - перенаименование). Например, наименование материала переносится на изделие из этого материала: люстра из бронзы (название материала) - В антикварном магазине продавалась старинная бронза (изделие из этого материала). Метонимическим способом возникают и разного рода соподразумевания (гр. synekdochē), т.е. наименование одним словом действия и его результата, ср.: заниматься вышивкой - выставка художественной вышивки; части и целого (и наоборот), ср.: Мелькали бушлаты с бескозырками и серые шинели (т.е. моряки и пехотинцы; в этом случае по части одежды назван человек) и т.д.

Разные значения слова, а также их оттенки составляют так называемую семантическую его структуру и служат ярким примером проявления системных связей внутри одного слова. Именно этот тип отношений позволяет пишущим и говорящим широко использовать многозначность как без особой стилистической заданности, так и с определенной целью: для придания речи выразительности, эмоциональности и т.д.

В случае разрыва или полной утраты семантических связей между разными значениями появляется возможность для называния уже известным словом совершенно иных понятий, предметов и т.д. Это один из способов развития новых слов - омонимов.

Лексические омонимы, их типы и роль в языке

Омонимами (гр. homos - одинаковый + onyma - имя) называются слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию. В лексикологии изучаются два вида лексических омонимов: полные и неполные, или частичные.

Русский язык. Упражнения и комментарии. Розенталь Д.Э.

М.: 2011. - 352 с.

Пособие содержит практические упражнения различной степени сложности по основным разделам школьного курса русского языка. Теоретические сведения, которые представлены в конце каждой темы, помогут проверить правильность выполнения упражнений и систематизировать и углубить знания школьной программы по русскому языку. Пособие поможет подготовиться к ЕГЭ и сдать его на самый высокий балл. Это новое издание известного пособия будет одинаково полезно школьникам, студентам, преподавателям, а также всем, кто хочет владеть в совершенстве русским языком.

Формат: pdf

Размер: 2,4 Мб

Файл:

СОДЕРЖАНИЕ
ОРФОГРАФИЯ
Правописание гласных 3
§ 1. Проверяемые безударные гласные в корне 3
§ 2. Непроверяемые безударные гласные в корне 6
§ 3. Чередующиеся гласные в корне 7
§ 4. Правописание гласных в приставках 14
§ 5. Правописание О и £ после шипящих 17
§ 6. Гласные после Ц 21
Правописание согласных 23
§ 7. Звонкие и глухие согласные в корне 23
§ 8. Приставки на 3 и приставка С- 24
§ 9. Непроизносимые согласные 27
§ 10. Двойные согласные 29
Употребление букв Ъ и Ь 32
§ 11. Разделительные Ъ и Ь 32
§ 12. Употребление буквы Ь в словах разных частей речи после шипящих 34
Правописание окончаний 36
§ 13. Имена существительные 36
§ 14. Имена прилагательные 37
§ 15. Глаголы 38
§ 16. Причастия 43
Правописание суффиксов 44
§ 17. Имена существительные 44
§ 18. Имена прилагательные 46
§ 19. Глаголы 52
§ 20. Причастия 56
§ 21. Правописание Я и НН 61
Правописание частиц 68
§ 22. Правописание НЕ и НИ 68
Правописание сложных слов 82
§ 23. Сложные существительные 82
§ 24. Сложные прилагательные 85
Правописание наречий 89
§ 25. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий 89
Правописание предлогов и союзов 99
§ 26. Предлоги 99
§ 27. Союзы 101
Употребление прописных букв 106
§ 28. Прописные буквы в собственных именах 106
Ударение и произношение 125
§ 29. Ударение в словах и формах разных частей речи 125
§ 30. Произношение согласных перед гласным Е 128
МОРФОЛОГИЯ
Части речи 132
§ 31. Имя существительное 133
§ 32. Имя прилагательное 135
§ 33. Имя числительное 137
§ 34. Местоимение 140
§ 35. Глагол 143
§ 36. Наречие 147
§ 37. Предлог 149
§ 38. Союз 149
§ 39. Частицы 152
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
§ 40. Типы связи в словосочетании и предложении 153
§ 41. Типы предложений 169
Главные члены предложения 172
§ 42. Способы выражения подлежащего 172
§ 43. Типы сказуемого 173
§ 44. Согласование сказуемого с подлежащим 180
§ 45. Тире между подлежащим и сказуемым 182
Второстепенные члены предложения 185
§ 46. Дополнение 185
§ 47. Определение 188
§ 48. Приложение 191
§ 49. Обстоятельства 193
Односоставные предложения 196
§ 50. Типы односоставных предложений 196
Предложения с однородными членами 202
§ 51. Однородные члены предложения 202
Предложения с обособленными второстепенными членами 215
§ 52. Обособленные определения 215
§ 53. Обособленные приложения 228
§ 54. Обособленные обстоятельства 234
§ 55. Уточняющие обособленные члены предложения 245
Обращение. Вводные слова и предложения 252
§ 56. Обращение 252
§ 57. Вводные слова и предложения 253
Прямая и косвенная речь 266
§ 58. Прямая речь. Диалог 266
§ 59. Косвенная речь 276
§ 60. Цитаты и знаки препинания при них 278
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Союзные сложные предложения 279
§ 61. Сложносочиненное предложение 279
§ 62. Сложноподчиненное предложение 284
Бессоюзные сложные предложения 296
§ 63. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного
предложения 296
Сложные синтаксические конструкции 303
§ 64. Способы образования сложных синтаксических конструкций. . 303
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
§ 65. План. Тезисы. Конспект 322
§ 66. Изложения и сочинения 331
Условные сокращения 345

Ди́тмар Элья́шевич Розента́ль (19 (31) декабря 1900, Лодзь, Царство Польское, Российская империя - 29 июля 1994, Москва, Российская Федерация) - советский и российский лингвист, автор многочисленных трудов по русскому языку.
Дитмар Розенталь родился 19 (31) декабря 1900 в Лодзи (Польша). В Москве - с 1914 года. До 1918 года учился в 15-й московской (Варшавской) гимназии. С 1918 года - в Московском университете (окончил в 1923 году по специальности итальянский язык), Институте народного хозяйства имени К. Маркса (бывший Московский коммерческий институт; окончил в 1924); затем - в РАНИОНе (1924-26; аспирант, научный сотрудник).
Дитмар Розенталь за работой
С 1922 по 1923 год преподавал в средней, с 1923-го - в высшей школе (рабфак имени Артёма, 1923-1936). Дальнейшие места работы - филологический факультет 1-го МГУ, с 1927; Московский полиграфический институт, 1940-1962; факультет журналистики МГУ. Профессор, заведующий кафедрой стилистики русского языка факультета журналистики МГУ в 1962-1986. Долгое время руководил группой дикторов телевидения и радио СССР.
Розенталь создал учебник итальянского языка для вузов, русско-итальянские и итальянско-русские словари; переводил на русский язык произведения итальянских писателей.
Родоначальник (вместе с профессором К. И. Былинским) практической стилистики, один из основных разработчиков и истолкователей правил современного русского правописания. Автор более 150 учебников (публиковались с 1925 года), пособий, справочников, словарей, популярных книг, а также исследовательских работ по русскому языку, культуре речи, стилистике, правописанию, лингводидактике.
Учёный скончался в июле 1994 года в Москве. Похоронен на Востряковском кладбище.
Библиография
Основные работы:

Трудные вопросы грамматики и правописания
Практическая стилистика русского языка
Пособие по русскому языку для поступающих в вузы
Литературное редактирование //соавтор - К.И. Былинский
Трудные случаи пунктуации
Вопросы русского правописания. Практическое руководство
Справочник по правописанию и литературной правке
Орфография и пунктуация. Правила и упражнения. Учебное пособие
Словарь-справочник лингвистических терминов // соавтор М. А. Теленкова
Управление в русском языке. Словарь-справочник
Современный русский язык // соавторы М.А. Теленкова, И.Б. Голуб
Современный русский язык // соавторы Н. С. Валгина, М. И. Фомина
Говорите и пишите по-русски правильно
Занимательно о русском языке // соавторы В. А. Иванова, З. А. Потиха
Словарь трудностей русского языка // соавтор М. А. Теленкова
Секреты хорошей речи // соавтор И. Б. Голуб
Русский язык. Орфография. Пунктуация // соавтор И. Б. Голуб
Прописная или строчная?
Фразеологический словарь русского языка
Справочник по русскому языку. Правописание. Произношение. Литературное редактирование // соавторы Е. В. Джанджакова, Н. П. Кабанова

Цель данного пособия - помочь учащимся закрепить навыки грамотного письма, подготовиться к ЕГЭ и сдать его на самый высокий балл. Книга содержит основные правила русской орфографии и пунктуации в соответствии с требованиями программы изучения русского языка в школе. Особое внимание в книге уделяется трудным случаям правописания. Список трудных для написания слов, приведенный в книге, поможет справиться с написанием самых сложных текстов, а упражнения и диктанты - проверить и закрепить знание языка. Пособие будет незаменимым помощником ученикам, преподавателям, репетиторам, а также всем тем, кто хочет повысить уровень знания русского языка.

Проверяемые безударные гласные.
Общее правило правописания проверяемых безударных гласных не вызывает затруднений. Оно гласит: в неударяемых слогах пишутся те же гласные, которые произносятся в этой части слова, когда она стоит под ударением. Например: полоскать (полощет) рот - поласкать (ласка) собаку; разредить (редкий) всходы - разрядить (разряд) ружье.

Ср. различное написание гласных корня в близких по звуковому составу словах: залезать (на дерево) - зализать (рану), обвевать (холодом) - обвивать (косы вокруг головы), обежать (площадь) - обижать (детей), оземь (об землю) - озимь (озимые посевы), отварить (грибы) - отворить (ворота), посветить (фонарем) - посвятить (в тайну), примерять (платье) - примирять (враждующих), пристежной (воротник) - пристяжной (конь), прожевать (кусок мяса) - проживать (в центре города), развевается (флаг) - развивается (ребенок), свела (за руку по лестнице) - свила (гнездо), распевать (песни) - распивать (чай), седеть (становиться седым) - сидеть (находиться в сидячем положении), умалять (уменьшать) - умолять (упрашивать), щепать (лучину) - щипать (руку) и т.п.

СОДЕРЖАНИЕ
ОРФОГРАФИЯ

Правописание гласных в корне 4
§ 1. Проверяемые безударные гласные 4
§ 2. Непроверяемые безударные гласные 5
§ 3. Чередующиеся гласные 6
§ 4. Гласные после шипящих 8
§ 5. Гласные после Ц 9
Правописание согласных в корне 11
§ 8. Звонкие и глухие согласные 11
§ 9. Двойные согласные 12
§ 10. Непроизносимые согласные 14
Употребление прописных букв 15
§ 11. Прописные буквы в начале текста 15
§ 12. Прописные буквы после знаков препинания 15
§ 13. Собственные имена лиц 16
§ 14. Клички животных 20
§ 15. Имена действующих лиц в баснях, сказках, пьесах 20
§ 16. Имена прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий 21
§ 17. Географические названия 22
§ 18. Астрономические названия 25
§ 19. Названия исторических эпох и событий 25
§ 20. Названия государственных и профессиональных праздников, знаменательных дат 26
§ 21. Названия учреждений, организаций и предприятий 27
§ 22. Названия документов, памятников старины, предметов искусства 30
§ 23. Наименования должностей и званий 31
§ 24. Названия орденов, медалей, знаков отличия 32
§ 25. Названия, выделяемые кавычками 32
§ 26. Сложносокращенные слова и аббревиатуры 33
§ 27. Условные имена собственные 35
Правописание иноязычных слов 35
§ 28. Вопросы транскрипции и транслитерации 35
Разделительные Ъ и Ь 39
§ 29. Употребление Ъ 39
§ 30. Употребление Ь 40
Правописание приставок 40
§ 31. Гласные Ы и И после приставок 40
§ 32. Приставки на -З 41
§ 33. Приставка С- 42
§ 34. Приставки ПРЕ- и ПРИ- 42
Гласные после шипящих иДв суффиксах и окончаниях 43
§ 35. Гласные О и Е после шипящих 43
§ 36. Гласные после Ц 44
Правописание имен существительных 45
§ 37. Окончания имен существительных 45
§ 38. Суффиксы имен существительных 47
Правописание имен прилагательных 49
§ 39. Окончания имен прилагательных 49
§ 40. Суффиксы имен прилагательных 50
Правописание сложных слов 54
§ 41. Соединительные гласные О и Е 54
§ 42. Сложные слова без соединительных гласных 55
§ 43. Правописание сложных существительных 56
§ 44. Правописание сложных прилагательных 59
Правописание имен числительных 72
§ 45. Числительные количественные, порядковые, дробные 72
§ 46. Числительное ПОЛ- 73
Правописание местоимений 74
§ 47. Отрицательные местоимения 74
Правописание глаголов 75
§ 48. Личные окончания глаголов 75
§ 49. Употребление буквы Ь в глагольных формах 77
§ 50. Суффиксы глаголов 77
Правописание причастий 78
§ 51. Гласные в суффиксах причастий 78
§ 52. Правописание НН и Н в причастиях и отглагольных прилагательных 79
Правописание наречий 83
§ 53. Гласные на конце наречий 83
§ 54. Наречия на шипящую 83
§ 55. Отрицательные наречия 84
§ 56. Слитное написание наречий 84
§ 57. Дефисное написание наречий 91
§ 58. Раздельное написание наречных сочетаний 92
Правописание предлогов 95
§ 59. Сложные предлоги 95
§ 60. Слитное и раздельное написание предлогов и предложных сочетаний 95
Правописание союзов 96
§ 61. Слитное написание союзов 96
§ 62. Раздельное написание союзов 100
Правописание частиц 100
§ 63. Раздельное написание частиц 100
§ 64. Дефисное написание частиц 100
Правописание НЕ и НИ 102
§ 65. Правописание НЕ с существительными 102
§ 66. Правописание НЕ с прилагательными 104
§ 67. Правописание НЕ с числительными 110
§ 68. Правописание НЕ с местоимениями 110
§ 69. Правописание НЕ с глаголами 110
§ 70. Правописание НЕ с причастиями 111
§ 71. Правописание НЕ с наречиями 113
§ 72. Правописание НЕ со служебными словами 117
§ 73. Правописание НИ 117
Правописание междометий и звукоподражательных слов 120
§ 74. Дефисное написание междометий и звукоподражаний 120
ПУНКТУАЦИЯ
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи 121
§ 76. Вопросительный знак 123
§ 77. Восклицательный знак 124
§ 78. Многоточие 124
Тире между членами предложения 125
§ 79. Тире между подлежащим и сказуемым 125
§ 80. Тире в неполном предложении 130
§ 81. Интонационное тире 131
§ 82. Соединительное тире 131
Знаки препинания в предложениях с однородными членами 132
§ 83. Однородные члены, не соединенные союзами 132
§ 84. Однородные и неоднородные определения 134
§ 85. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами 136
§ 86. Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами 138
§ 87. Однородные члены, соединенные парными союзами 141
§ 88. Обобщающие слова при однородных членах 142
§ 89. Однородные и неоднородные приложения 143
Знаки препинания при повторяющихся словах 144
§ 90. Запятая при повторяющихся словах 144
§ 91. Дефисное написание повторяющихся слов 145
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 146
§ 92. Обособленные определения 146
§ 93. Обособленные приложения 150
§ 94. Обособленные обстоятельства 156
§ 95. Обособленные дополнения 162
Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложения 163
§ 96. Уточняющие члены предложения 163
§ 97. Пояснительные члены предложения 164
§ 98. Присоединительные члены предложения 165
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения 166
§ 99. Вводные слова и словосочетания 166
§ 100. Вводные и вставные предложения 171
§ 101. Обращение 173
§ 102. Междометие 174
§ 103. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова 176
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
§ 104. Знаки препинания в сложносочиненном предложении 176
§ 105. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении 179
§ 106. Сравнительный оборот 186
§ 107. Цельные по смыслу выражения 193
§ 108. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 195
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
§ 109. Знаки препинания при прямой речи 200
§ 110. Знаки препинания при диалоге 203
§ 111. Знаки препинания при цитатах 203
§ 112. Употребление кавычек 205
§ 113. Сочетания знаков препинания 208
ПРИЛОЖЕНИЯ 214
Упражнения 214
Диктанты 251
Краткий список трудных для написания слов 259
Условные сокращения 281.

М.: Оникс 21век: Мир и Образование, 2004. - 448с.

Основу настоящего пособия составляют упражнения. Теоретические сведения представлены как грамматический комментарий или материал для справок. Важным элементом пособия являются текстовые диктанты обобщающего характера, помещенные в конце каждого раздела.

Книга предназначена для поступающих в вузы, учителей русского языка и преподавателей подготовительных курсов вузов.

Формат: djvu / zip

Размер: 2 ,6 Мб

/ Download файл

Я перевел книгу из pdf втекстовой формат и немного отформатировал (выделил жирным шрифтом параграфы, добавил и убрал интервалы, получилось более-менее читабельно. В книге 377 упражнений и она, как мне кажется, может пригодиться как ученикам, так и учителям для различных проверочных и контрольных заданий. Правда весь текст я, конечно, дословно не проверял, поэтому надо взять любой обычный вариант книги и подкорректировать.

Формат: doc / zip

Размер: 5 00Кб

/ Download файл

Существует и другая редакция этой же книги под названием "Пособие по русскому языку для поступающих в вузы." Розенталя Э.Д. На первый взгляд - большой разницы нет. Здесь на 32 стр. больше за счет диктантов. Упражнения те же самые, грамматические пояснения тоже, но здесь они собраны в начале каждого параграфа, а там чаще встречаются вразбивку за каждым упражнением под рубрикой "Для справок".

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга (настоящее издание является исправленным и дополненным) на протяжении более чем четверти века успешно помогает учащимся старших классов и абитуриентам систематизировать и углублять свои знания по русскому языку. Пособие состоит из четырех частей: 1) орфография, 2) пунктуация, 3) стилистика и культура речи, 4) грамматический разбор. В первых двух разделах представлен обширный дидактический и справочный материал по правописанию. Третий раздел посвящен культуре речи, развитию умения выражать и правильно оформлять свои мысли. В четвертом разделе приведены задания аналитического характера, развивающие умение видеть структуру слова и фразы. Навыки грамматического разбора в значительной степени способствуют грамотному письму и правильной речи.

Большинство правил и норм русского языка сформулированы в расчете на то, что говорящий или пишущий достаточно свободно умеет определять состав слова, грамматические признаки частей речи, структуру простых и сложных предложений. Теоретические сведения в большинстве случаев представлены как материал для справок, поскольку предполагается, что учащиеся старших классов (и тем более абитуриенты) уже имеют базовую подготовку по школьному курсу русского языка. Основу пособия составляют у п р а ж н е н и я. Наряду с упражнениями важнейшей частью пособия являются текстовые д и к т а н т ы обобщающего характера, помещенные, как правило, в конце каждого раздела. Эти тексты либо представляют собой адаптированные отрывки из литературных произведений, либо составлены таким образом, чтобы с максимальной полнотой отразить повторяемые на данном этапе правила. Содержание и структура данного пособия позволяют использовать его при подготовке как к письменному экзамену по русскому языку (в частности, к тестам), так и к устному, сдаваемому при поступлении на языковые специальности вузов.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие, 3

Ч а с т ь 1. ОРФОГРАФИЯ

Р а з д е л 1. Правописание гласных в корне. . . . 4

§ 1. Проверяемые безударные гласные в корне.... 4

§ 2. Непроверяемые безударные гласные в корне.. 6

§ 3.Чередующиеся гласные в корне 7

§ 4. Гласные о-е (ё) после шипящих в корне.... 14

§ 5. Гласные ы-и после ц в корне 15

§ 6. Буквы э (е), и в корнях иноязычных слов.... 16

Диктант

Р а з д е л 2. Правописание согласных в корне. . . 19

§ 7. Звонкие и глухие согласные в корне 19

§ 8. Двойные согласные в корне 20

§ 9. Непроизносимые согласные в корне 23

Диктант

Р а з д е л 3. Употребление прописных букв в именах собственных 26

Диктант

Раздел 4. Употребление разделительных ъ и ь 32

Диктант

Р а з д е л 5. Правописание приставок 35

§ 10. Гласные ы и и после приставок 35

§ 11. Приставки на -з и приставка с- 36

§ 12. Приставки пре- и при- , 38

Диктант

Р а з д е л 6. Правописание гласных после шипящих и if в окончаниях и суффиксах 42

§ 13. Гласные о те (ё) после шипящих 42

§ 14. Гласные после ц 45

Диктант

Р а з д е л 7. Правописание существительных 49

§ 15. Окончания существительных 49

§16. Суффиксы существительных 53

Диктант

Р а з д е л 8. Правописание прилагательных 61

§ 17. Окончания прилагательных 61

§ 18. Суффиксы прилагательных 63

Диктант

Р а з д е л 9. Правописание сложных слов 72

§ 19. Сложные слова с соединительными гласными 72

§ 20. Сложные слова без соединительных гласных 73

§ 21. Сложные существительные 75

§ 22. Сложные прилагательные 79

Диктант

Р а з д е л 10. Правописание числительных 88

Диктант

Р а з д е л 11. Правописание местоимений 91

Диктант

Р а з д е л 12. Правописание глаголов 96

§ 23. Личные окончания глаголов 96

§ 24. Употребление буквы ь в глагольных формах 99

§ 25. Суффиксы глаголов 102

Диктанты

Р а з д е л 13. Правописание причастий 106

§ 26. Окончания и суффиксы причастий 106

§ 27. Правописание в» и в в причастиях и отглагольных прилагательных 110

Диктанты 117

Р а з д е л 14. Правописание наречий 119

§ 28. Гласные и шипящие на конце наречий 119

§ 29. Отрицательные и неопределенные наречия 120

§ 30. Слитное написание наречий 123

§ 31. Дефисное написание наречий 135

§ 32. Раздельное написание наречий и наречных выражений 137

§ 33. Правописание в и нн в наречиях 144

Диктант

Р а з д е л 15. Правописание предлогов, союзов и вводных слов 147

§ 34. Предлоги 147

§ 35. Союзы, вводные слова и т. п 149

Диктант

Раздел 16. Правописание частиц 155

§ 36. Раздельное и дефисное написание частиц (кроме не и ни) 155

§ 37. Частицы не я ни 157

Диктант

Р а з д е л 17. Правописание междометий и звукоподражательных слов 181

Повторение орфографии (Диктанты) 182

Часть 2. ПУНКТУАЦИЯ

Раздел 1. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи 186

Диктант

Р а з д е л 2. Тире между членами предложения 188

§ 38. Тире между подлежащим и сказуемым 188

§ 39. Тире в неполном предложении 192

§ 40. Тире для обозначения пределов (пространственных, временных, количественных) 193

Диктант

Р а з д е л 3. Знаки препинания в предложениях с однородными членами 196

§ 41. Однородные члены предложения, не соединенные союзами 196

§42. Однородные и неоднородные определения 197

§ 43. Однородные члены предложения, соединенные неповторяющимися союзами 200

§ 44. Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами 202

§ 45. Однородные члены предложения, соединенные двойными союзами 205

§ 46. Обобщающие слова при однородных членах предложения 205

§ 47. Запятая и дефис между повторяющимися словами 213

Диктант

Р а з д е л 4. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 216

§ 48. Обособленные определения 216

§ 49. Обособленные и необособленные приложения 223

§ 50. Обособленные обстоятельства 231

§ 51. Обособленные дополнения 238

§ 52. Обособленные уточняющие и присоединительные члены предложения 239

Диктанты

Р а з д е л 5. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами

предложения 248

§ 53. Вводные слова и предложения 248

§ 54. Обращение 260

§ 55. Междометие. Частицы. Утвердительно-отрицательные и вопросительно-восклицательные слова 262

Диктант

Повторение пунктуации в простом предложении (Диктанты)

Р а з д е л 6. Пунктуация в сложном предложении 268

§ 56. Сложносочиненное предложение 268

§ 57. Сложноподчиненное предложение 275

§ 58. Сравнительные обороты с союзами кок, что, чем и т. п 287

§ 59. Бессоюзное сложное предложение 297

Диктанты

Повторение пунктуации в сложном предложении (Диктанты) 313

§ 60. Знаки препинания при прямой речи 316

§ 61. Знаки препинания при выражениях, взятых из чуждого автору словаря, употребляемых в ироническом значении, а также при цитатах 319

Диктант 323

Повторение орфографии и пунктуации (Диктанты) 324

Часть 3. СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Р а з д е л 1. Лексическая стилистика 330

§ 62. Многозначность слова 330

§ 63. Синонимы, антонимы, омонимы 334

§ 64. Значение слов и выражений 334

§ 65. Употребление иноязычных слов 348

Р а з д е л 2. Грамматическая стилистика 349

§ 66. Употребление форм существительных 349

§ 67. Употребление форм прилагательных 355

§ 68. Употребление форм числительных 357

§ 69. Употребление местоимений 359

§ 70. Употребление форм глагола 361

§ 71. Строй простого предложения 363

§ 72. Согласование сказуемого с подлежащим 367

§ 73. Согласование определений и приложений 373

§ 74. Некоторые случаи управления 377

§ 75. Предложения с однородными членами 387

§ 76. Употребление причастных оборотов 389

§ 77. Употребление деепричастных оборотов 392

§ 78. Сложное предложение 394

Повторение стилистики 395

Р а з д е л 3. Трудные случаи произношения 399

Ч а с т ь 4. ГРАММАТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Р а з д е л 1. Морфологический разбор 406

§ 79. Разбор по составу слова 406

§ 80. Разбор по частям речи 407

Р а з д е л 2. Синтаксический разбор 413

§ 81. Простое предложение 413

§ 82. Сложное предложение. 423

Р а з д е л 3. Пунктуационный разбор 427

Диктант 429

Итоговые диктанты 430

Условные сокращения 438

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...