Пять стадий принятия неизбежного. стадий принятия неизбежного

Психологические консультации для онкологов, сохраняется анонимность
Телефон: 8-800 100-0191
(звонок по России – бесплатный, консультация круглосуточно)

Столкновение с диагнозом «онкологическое заболевание» зачастую является сильнейшим стрессом для любого человека и активизирует различные психологические реакции. Процесс переживания ситуации болезни имеет несколько закономерных этапов, имеющих разную эмоциональную и когнитивную составляющую. Каждый из этих этапов диктует необходимость организации взаимодействия с пациентом соответственно этим особенностям, поэтому понимание фаз переживания болезни является важным инструментом налаживания контакта в системе «врач-пациент».

Е. Кюблер-Росс установила, что большинство больных проходит через пять основных стадий психологической реакции:

  1. Отрицание или шок
  2. Депрессия
  3. Принятие

1. Фаза отрицания заболевания. Она очень типична: человек не верит, что у него есть потенциально смертельная болезнь. Больной начинает ходить от специалиста к специалисту, перепроверяя полученные данные, делает анализы в различных клиниках. В другом варианте он может испытывать шоковую реакцию и вообще больше не обращается в больницу. В этой ситуации нужно эмоционально поддержать человека, но не нужно менять эту установку, пока она не мешает лечению.

2. Фаза протеста или дисфорическая фаза. Характеризуется выраженной эмоциональной реакцией, агрессией, обращенной на врачей, общество, родственников, гневом, непониманием причин болезни: «Почему это случилось именно со мной?» «Как это могло произойти?». В этом случае необходимо дать больному выговориться, высказать все свои обиды, негодование, страхи, переживания, представить ему позитивную картину будущего.

3. Фаза торга или аутосуггестивная. Для этой стадии характерны попытки «выторговать» как можно больше времени жизни у самых разных инстанций, резкое сужение жизненного горизонта человека. В течение этой фазы человек может обращаться к богу, использовать разные способы продлить жизнь по принципу: «если я сделаю это, продлит ли мне это жизнь?». В этом случае важно предоставить человеку позитивную информацию. Так, хороший эффект в этот период дают рассказы о спонтанном выздоровлении. Надежда и вера в успех лечения являются спасательным кругом для тяжело больного человека.

4. Фаза депрессии. На этой стадии человек понимает всю тяжесть своей ситуации. У него опускаются руки, он перестает бороться, избегает своих привычных друзей, оставляет свои обычные дела, закрывается дома и оплакивает свою судьбу. В этот период у родственников возникает чувство вины. В этой ситуации нужно дать человеку уверенность, что в этой ситуации он не один, что за его жизнь продолжается борьба, его поддерживают и за него переживают. Можно вести разговоры в сфере духовности, веры, а также психологически поддерживать и родственников пациента.

5. Пятая стадия – это наиболее рациональная психологическая реакция, хотя до нее доходит далеко не каждый. Больные мобилизуют свои усилия, чтобы несмотря на заболевание, продолжать жить с пользой для близких.

Вышеперечисленные стадии не всегда идут в установленном порядке. Больной может остановиться на какой-то стадии или даже вернуться на предыдущую. Однако знание этих стадий необходимо для правильного понимания того, что происходит в душе человека, столкнувшегося с тяжелой болезнью, и выработки оптимальной стратегии взаимодействия с ним.

Прежде чем ты изменишься, что-то невероятно для тебя важное должно оказаться под угрозой.
Ричард Бах. Карманный справочник Мессии

Большинство из нас со страхом смотрит в лицо переменам. Новая реальность – будь то изменение стратегии компании, системы оплаты труда, планируемые сокращения, — вызывают у нас тревогу, так же как и неожиданно поставленный диагноз, выяснившийся при плановом профилактическом осмотре. «Градус» эмоций, конечно, отличается, а вот их спектр практически одинаков. От первоначального шока: «Нет, со мной этого не может случиться!» до принятия неизбежности: «Ну что же, нужно начинать жить по-другому». Почему так?

Это вполне объяснимо человеческой природой. Изменения несут для нас угрозы различных потерь:

  • стабильности;
  • контроля над ситуацией;
  • статуса;
  • компетенции;
  • карьерных возможностей;
  • денег;
  • социальных связей;
  • рабочего места и т.п.

А на потери, даже потенциальные, люди реагируют прежде всего эмоционально, включая защитные механизмы.

Такой базовый защитный механизм хорошо известен под названием 5 стадий реагирования на изменения по Э. Кюблер-Росс. Выдающийся психолог когда-то описала в своей культовой книге «О смерти и умирании» («On Death and Dying», 1969) эмоциональные реакции тяжело больных и умирающих людей, и выделила 5 ключевых стадий эмоционального реагирования:

Почти такие же стадии проходят люди в своих эмоциональных реакциях, столкнувшись с необходимостью адаптации к новой реальности. В каком-то смысле, изменения – это смерть существующего положения дел. Как писал Анатоль Франс: «В каждой перемене, даже в самой желанной, есть своя грусть, ибо то, с чем мы расстаёмся, есть часть нас самих. Нужно умереть для одной жизни, чтобы войти в другую».

Давайте рассмотрим поведение людей и возможные действия руководства на каждой стадии.

1. Отрицание

На начальном этапе отрицания люди, как правило, боятся, что изменения будут негативными для них лично : «Это может быть нужно компании, но это не нужно мне! У меня есть стабильные и привычные обязанности». Отрицание может проявляться в том, что:

  • люди не приходят на собрания, посвященные проекту изменений, под любыми удобными предлогами;
  • они не участвуют в обсуждениях;
  • они равнодушны или демонстративно заняты рутинно-бюрократическими обязанностями.

Что можно сделать на этом этапе:

  1. предоставить максимально возможное количество информации по различным каналам коммуникации о целях и причинах изменений;
  2. дать людям время для понимания изменений;
  3. стимулировать обсуждения и участие людей.

2. Гнев

Именно на этом этапе важно понимать, что гнев у людей вызывают не изменения сами по себе, а те потери , которые они несут за собой: «Это несправедливо! Нет! Я не могу это принять!»

В результате сотрудники на этом этапе могут:

  • бесконечно жаловаться вместо того, чтобы работать;
  • впадать в обвинения и критику;
  • раздражаться больше обычного, цепляться к мелочам.

На самом деле открыто выражаемый гнев указывает на вовлеченность людей, и это хорошо! Это возможность для менеджеров дать сотрудникам «выпустить пар» сильных эмоций, и, в то же время, проанализировать высказываемый скептицизм и сомнения – они могут оказаться небеспочвенными.

  1. сначала выслушайте людей, не стараясь их разубедить, признайте их чувства;
  2. предложите способы восполнения потерь, которых боятся сотрудники, например, дополнительное обучение, переквалификация, гибкий график и т.д.;
  3. поощряйте людей направлять рабочую энергию на реализацию изменений вместо критики и пустословия;
  4. пресекайте откровенный саботаж, но не отвечайте агрессией на агрессию.

3. Торг

Это попытка отложить неизбежное. Мы пытаемся «заключить сделку» с руководством или с собой, чтобы отдалить перемены или найти выход из ситуации: «Если я пообещаю это делать, ты не допустишь этих изменений в моей жизни?» Например, сотрудник начинает работать сверхурочно, пытаясь избежать грядущего сокращения.

Торг – это признак того, что люди уже начинают смотреть в сторону будущего . Они еще не расстались со своими страхами, но уже ищут новые возможности и идут на переговоры.

Здесь очень важно:

  1. направлять энергию людей в позитивное русло, не отвергать их идеи;
  2. стимулировать мозговые штурмы, стратегические сессии;
  3. помогать сотрудникам оценить их карьеру и открывающиеся возможности по-новому.

4. Депрессия

Если предыдущая стадия имеет негативный исход, люди будут находиться в состоянии подавленности, депрессии, неуверенности в будущем и отсутствия энергии: «К чему попытки? Всё равно это ни к чему хорошему не приведет». В данном случае под депрессией мы понимаем защитную реакцию, а не психическое расстройство.

В компании признаками депрессии являются:

  • общее настроение апатии;
  • увеличение больничных и отсутствий на рабочем месте;
  • повышение текучести персонала.

Задачи на этом этапе:

  1. признать существующие сложности и проблемы;
  2. устранить оставшиеся страхи, сомнения и нерешительность;
  3. помочь людям выйти из депрессивного состояния, поддержать любые попытки активных действий и обеспечить положительную обратную связь;
  4. показать сотрудникам личный пример вовлеченности в проект изменений;

5. Принятие

Хотя это финальная стадия, руководителям необходимо понимать, что принятие не обязательно означает согласие. Люди понимают, что дальнейшее сопротивление бессмысленно, и начинают оценивать перспективы: «Ладно, пора работать. Давайте подумаем над возможными вариантами и решениями». Часто принятие наступает после первых краткосрочных результатов. Можно увидеть проявления этой стадии в том, что сотрудники:

  • готовы учиться новому;
  • вкладывают силы в то, чтобы изменения заработали;
  • чувствуют себя вовлеченными и вовлекают других.

Для достижения результатов на этой стадии необходимо:

  1. усиливать и подкреплять новые модели поведения;
  2. награждать за успехи и достижения;
  3. развивать и ставить новые задачи.

Конечно же, в реальности люди не всегда проходят все стадии последовательно. Более того, не все приходят к стадии принятия. Но руководители и лидеры изменений в организациях, знающие эту эмоциональную динамику, имеют целый ряд преимуществ:

  • понимают, что сопротивление – это нормально.
  • осознают, на какой стадии сопротивления находятся люди, и каких реакций можно ожидать дальше.
  • испытывают облегчение от понимания того, что их собственные реакции и чувства нормальны, и не являются признаками слабости.
  • могут разработать и реализовать соответствующие действия для быстрого и эффективного прохождения этих стадий.

Успешных Вам изменений!

Эксперт по эмоциональному интеллекту:

Полное собрание материалов в электронном пособии «Управление изменениями. Обзор методов и инструментов» вы можете получить бесплатно, .

Примерами неизбежного являются гибель близких, смертельный диагноз, поставленный человеку, или другие трагичные события в жизни, вызывающие страх и гнев. Сознание пострадавшего вырабатывает ответный механизм в виде цепочки реакций, чтобы справиться с этими ситуациями и принять их. Он включает в себя несколько стадий, которые вместе представляют собой модель поведения человека, столкнувшегося с чем-то неизбежным.

    Показать всё

    Стадии принятия

    Еще в 1969 году врач Элизабет Кюблер-Росс выпустила книгу "О смерти и умирании", где ею были подробно описаны пять стадий горя на основе ее ежедневных наблюдений за людьми, которым оставалось жить недолго.

    Эту модель поведения можно отнести не только к гибели или диагнозу. Она применима к любым изменениям, происходящим в жизни: неудачи на работе (сокращение или увольнение), в финансовом плане (банкротство), в личных отношениях (развод, измена). На все эти события человек реагирует особой моделью поведения, которая включает в себя следующие стадии:

    • отрицание;
    • гнев;
    • торг;
    • депрессия;
    • принятие.

    Все эти этапы необязательно идут в строгой последовательности друг за другом, некоторые могут отсутствовать, к другим человек возвращается снова, а на каких-то он может застревать. Они способны длиться разные периоды времени.

    Отрицание

    Первая стадия - отрицание. При ней человек не верит в изменения, он думает, что это происходит не с ним. Отрицание может длиться от нескольких минут до нескольких лет. Оно опасно тем, что человек способен"уйти" от реальности и остаться в этой стадии.

    Примером является больной, которому поставили смертельный диагноз, при этом он не верит в него, требует повторно провести анализы, думая, что его с кем-то перепутали. Девушка, от которой ушел любимый, может считать, что это временно, парень просто решил отдохнуть и скоро вернется.

    Гнев

    Следующая стадия принятия неизбежного выражается в агрессии больного. Часто она направлена в сторону объекта, вызвавшего событие. Гнев может быть обрушен на любого окружающего: врача, который сообщил смертельный диагноз, начальника, уволившего его, жену, бросившую его, или других здоровых людей, если он болен. Человек не понимает, почему именно с ним это случилось, считает это несправедливым.

    Этот этап иногда сопровождается настоящими вспышками агрессии и открытыми порывами злости. Но сдерживать их не рекомендуется, так как это чревато тяжелыми последствиями для психики. Лучше всего трансформировать злость в другое русло, например, делать физические упражнения в спортивном зале.

    Торг

    Находясь в этой стадии, человек пытается всячески отложить неизбежное. Он надеется, что все еще можно изменить, найти выход из ситуации, если принести какие-либо жертвы.

    Например, работник, который начинает при сокращении работать сверхурочно. Или больной, которому поставили страшный диагноз, ведет здоровый образ жизни и совершает добрые дела, надеясь, что это поможет ему отдалить неизбежное. Если эти старания не приносят плодов, человек впадает в депрессию.

Д-р Элизабет Кюблер-Росс разработала методы для поддержки и консультирования при личной травме, горе и скорби, связанные с процессом умирания и самой смертью. Она также существенно усовершенствовала понимание и практику в отношении темы смерти.

В 1969 г. Кюблер-Росс описала пять стадий горя в своей книге "О смерти и умирании". Эти этапы представляют собой нормальный диапазон чувств, которые испытывают люди при общении с изменениями в собственной жизни.

Все изменения включают в себя потери на определенном уровне.

Модель пяти стадий горя включает: отрицание, гнев, сделка, депрессия, принятие и распространяется не только на смерть и утрату. Травма и эмоциональный шок являются близкими в выражении влияния на людей. Умирание и смерть для многих людей являются высшей травмой, человек может переживать подобное эмоциональное расстройство, когда имеет дело с множественными жизненными проблемами, особенно если приходится противостоять чему-то сложному в первый раз и/или если случается проблема, угрожающая сфере психологического бессилия, которыми все мы обладаем в разных формах.

Мы часто можем ясно видеть похожую реакцию на гораздо менее серьезные травмы, чем смерть и утрата, например, потеря работы, вынужденное переселение, преступление и наказание, инвалидность и травмы, разрыв отношений, финансовые потери и т. д. Такое широкое применение этой модели делает её достойной для изучения.

Тема смерти, в том числе и наших реакций на неё привлекает серьезный и пылкий интерес. Она понимается, рационализируется и трактуется различными способами.

Эта статья о пяти стадиях горя Кюблер-Росс не предлагается, как абсолютное или полностью достоверное научное знание.

Для разных людей смерть, как и сама жизнь, подразумевает, различные моменты и мысли.

Вы можете взять из этого то, что полезно для вас и помогать другим, трактовать эту информацию в том же духе.

То, что одного человека вгоняет в отчаяние (задача измениться, подверженнее риску или фобия, и т. д.), другому это не угрожает. Некоторые люди, например, любят змей и восхождение на горы, в то время как для других эти чрезвычайно страшные вещи. Эмоциональную реакцию и травму следует рассматривать в относительном, а не абсолютном выражении. Модель поддержки напоминает нам, что точка зрения другого человека отличается от нашей, находимся ли мы в шоке и потрясении или помогаем другим разобраться с их расстройством и огорчением.

Модель пяти этапов скорби изначально была разработана в качестве модели для помощи умирающим пациентам, чтобы справиться со смертью и тяжелой утратой, однако эта концепция также обеспечила понимание и руководство для понимания о предстоящей травме и изменении, и для помощи другим в эмоциональной адаптации.

Когда Кюблер-Росс описывала эти стадии, она объяснила, что всё это нормальные реакции человека на трагические моменты в жизни. Она назвала их защитным механизмом. И именно их мы переживаем, когда стараемся справиться с изменениями. Мы не переживаем эти стадии строго поочередно, точно, линейно, шаг за шагом. Происходит так, что мы погружаемся в разные стадии в разное время и даже можем возвращаться обратно к тем стадиям, которые уже переживали.

Некоторые стадии могут быть пересмотрены. Некоторые стадии могут и вовсе отсутствовать. Кюблер-Росс говорит, что стадии могут длиться разные периоды и могут сменять друг друга или существовать одновременно. Идеально, если удаётся достичь стадии «Принятие» со всеми изменениями, с которыми нам предстоит столкнуться, но часто бывает, что мы зацикливаемся на одной из стадий и не можем двигаться дальше.

Горе людей и другие реакции на эмоциональную травму являются индивидуальными, как и отпечатки пальцев.

Так какая же цель у модели, если она настолько сильно различается от человека к человеку? Модель признает, что люди должны пройти через их собственный индивидуальный путь: примирение со смертью, потерей, и т. д., после чего, как правило, происходит принятие реальности, которая позволяет справиться с горем.

Модель может объяснить, как и почему «время лечит», а «жизнь продолжается». Когда мы больше знаем о том, что происходит, то справиться с проблемой, как правило, немного проще.

Модель «цикл горевания» представляет собой полезный подход к пониманию своей, а так же чужой эмоциональной реакцией на травму и изменения.

Изменение - это неотъемлемая часть жизни и от него не убежать. Если изменение хорошо спланировано и сформулировано, это может принести положительный результаты, но даже, несмотря на планирование, перемены - это тяжелый процесс, включающий принятие и осознание. Эта статья поможет понять кривую изменений Кюблер-Росс (или модель Кюблер-Росс), которая является инструментом для понимания механизма изменений и этапов, связанных с ней.

Важно понимать, что мы не движемся линейно по ступенькам шаг за шагом. Человек имеет тенденцию переходить на этапы в произвольном порядке, а иногда может даже вернуться к предыдущему этапу после определенного момента времени. Каждый этап может длиться разный период времени, человек может застрять на определенном этапе и не двигаться.

Краткое описание каждой из 5 стадий горя:

1. Отказ:

"Я не могу в это поверить "; "Этого не может быть "; "Не со мной! "; "Повторно это не может произойти! ".

Стадия шока или отрицания - это обычно первый этап в модели Кюблер-Росс и в основном длится не долго. Это фаза защитный механизм требующий время, чтобы переработать неприятную тревожную новость или реальность. Никто не хочет верить, в то, что происходит, и что это происходит именно с нами. Мы не хотим верить в изменения. Эта стадия может повлечь за собой снижение мышления и действий. После того, как спадает первый шок, можно испытать отрицание и возможно сосредоточенность по-прежнему на прошлом. Некоторые люди склонны оставаться в состоянии отрицания в течение длительного времени и могут терять связь с реальностью. Эта стадия похожа на страуса, который прячет свою голову в песок.

2. Гнев:

«Почему я? Это не справедливо! »; «Нет! Я не могу этого принять! »

Когда, наконец, осознание приходит и человек понимает серьезность ситуации, он/она может рассердиться, и на этой стадии происходит поиск виновного. Гнев может проявляться или выражаться во многом. Одни направляют гнев на себя, другие могут направить его на окружающих. В то время как некоторые могут быть озлоблены на жизнь в целом, другие могут обвинять экономику, Бога, партнёра. Во время этой стадии человек находится в раздражительном, расстроенном и вспыльчивом состоянии.

3. Сделка (переговоры):

«Просто позвольте мне жить, чтобы увидеть, как мои дети получат диплом. »; «Я сделаю все, если ты дашь мне больше времени, еще несколько лет. »

Это естественная реакция того, кто умирает. Это попытка отсрочить то, что неизбежно. Мы часто видим такого же рода поведение, когда люди сталкиваются с переменами.

Мы ведём переговоры для того, чтобы отсрочить изменения или найти выход из ситуации.
Большинство из этих сделок - тайное соглашение или договор с Богом, другими, или жизнью, когда мы говорим: «Если я пообещаю сделать это, то эти изменения не произойдут со мной».

4. Депрессия:

«Мне так грустно и печально, зачем мне беспокоиться о чём-то? »; «Какой смысл пытаться? »

Депрессия - это стадия, в которой человек склонен чувствовать печаль, страх, сожаление, чувство вины и другие негативные эмоции. Человек может полностью сдаться, теперь он может достигнуть тупика; на этом пути дорога вперёд кажется тёмной и мрачной. Может демонстрироваться безразличное отношение, замкнутость, отталкивание других и отсутствие волнения к чему-либо в жизни. Может показаться, что это низшая точка в жизни, из которой нет пути вперед. Некоторые признаки депрессии включают в себя печаль, низкую энергию, чувство демотивации, потеря веры и т. д.

5. Принятие.

«Всё будет хорошо »; «Я не могу бороться с этим, но я могу подготовиться к этому »

Когда люди осознают, что сражение с изменением, которое приходит в их жизнь не даёт результатов, они принимают ситуацию целиком. Впервые люди начинают учитывать свои возможности. Это как поезд, въезжающий в тоннель. «Я не знаю, что там за поворотом. Я должен двигаться дальше. Мне страшно, но нет выбора. Надеюсь, там есть свет в конце…»

Пока одни люди полностью покоряются ситуации, другие оставшееся время исследуют новые возможности.

Помните, Кюблер-Росс говорила, что мы колеблемся между этими стадиями. Когда вам кажется, что вы на стадии принятия, однажды вы слышите новости, которые отбрасывают вас назад к стадии злости. Это нормально! Хотя она не включила надежду в список своих пяти стадий, Кюблер-Росс говорила, что надежда  -  это важная нить, связующая все стадии.

Эта надежда дает веру, что у изменений хороший конец, и что у всего происходящего есть свой особый смысл, который мы поймем со временем.

Это важный показатель нашей возможности успешно справляться с изменениями. Даже в самых сложных ситуациях есть возможность для роста и развития. И у каждого изменения есть конец. Использование этой модели дает людям успокоение, облегчение от того, что они понимают, на какой стадии изменений они находятся, и где были до этого.

К тому же это огромное облегчение   осознавать, что эта реакция и чувства нормальны и не являются признаками слабости. Модель Кюблер-Росс полезна, чтобы определить и понять, как другие люди справляются с изменениями. Люди начинают лучше понимать смысл своих поступков и осознавать их.

Не все согласны с полезностью данной модели. Большинство критиков считает, что пять стадий сильно упрощают широкий спектр эмоций, которые люди могут испытывать во время перемен.

Модель также критикуют за допущение, что она может широко применяться. Критики считают, что далеко не факт, что все люди на земле будут испытывать одинаковые чувства и эмоции. В предисловии книги «О смерти и умирании» говорится об этом и упоминается, что это обобщенные реакции и люди могут давать им разные имена и названия в зависимости от их опыта.

«Чему нас учат умирающие люди? Они учат нас жить. Смерть — это ключ к жизни. »

Элизабет Кюблер-Росс,
(1926-2004).

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....