Правописание предлогов и омонимичных частей речи упражнения. Слитное и раздельное написание омофонов

Наречия необходимо отличать от существительных, местоимений и прилагательных. Чтобы отличить наречие от существительного, определяем, есть ли зависимое слово. Наречие не имеет при себе зависимых слов (кроме слов, обозначающих степень качества). Существительное имеет при себе зависимые слова. Виднелся вдали.- Виднелся в дали моря. В первом случае нет зависимого слова - это наречие, пишем слитно. Во втором предложении есть зависимое слово - моря, существительное с предлогом пишем раздельно.

Наречия надо отличать от прилагательных. (Светит) по- весеннему - это наречие, пишем через дефис (есть приставка по-, слово оканчивается на -ему). По весеннему небу пробежали тучки - по небу какому? весеннему - пишем раздельно. Тратить время впустую -Тратить время как? впустую - наречие, пишем слитно. Вошел в пустую комнату. В комнату какую? пустую.

Надо помнить, что наречие можно заменить наречием, а существительное, прилагательное, местоимение - той же частью речи. Словосочетание существительного с прилагательным или местоимения с прилагательным можно поставить в начальную форму: в дали голубой - голубая даль.

Правописание союзов и омонимичных им частей речи

Союзы чтобы, тоже также, зато, потому, оттого нельзя определить в одну группу по правописанию. Рассмотрим их раздельно.

Союз чтобы имеет омонимичную форму - вопросительно-относительное местоимение что с частицей бы. Приемы различения этих форм - перенос частицы бы, возможность ее опустить, возможность заменить местоимение существительным. В этом случае частицу бы пишем раздельно. Если чтобы - союз, его можно заменить другим союзом - для того чтобы, с тем чтобы. И тогда чтобы пишем слитно. Не забудем, что словосочетание во что бы то ни стало пишется в шесть слов.

Что бы мне почитать?- Что мне почитать? Что мне почитать бы? Что - подразумевается предмет: Книгу бы мне почитать? Я зашел, чтобы обсудить с тобой проблемы. Можно заменить союзом для того чтобы - это союз, чтобы пишется слитно.

Союзы тоже также: если они взаимозаменяемы или заменяемы союзом И, пишем слитно. То же пишем раздельно, если это местоимение с частицей, так же - если наречие с частицей. Приемы-помощники: в союзе же убрать или перенести нельзя, в наречии или местоимении - можно, смысл не изменится. Союзы не отвечают на вопросы, не являются членами предложения. Местоимения и наречия отвечают на вопросы и являются членами предложения. Местоимение то может быть определением или дополнением. Наречие так может быть обстоятельством. Кроме того, наречие так обычно сопровождается сравнительным оборотом с союзом как и соответствующими вопросами: как? каким образом?

Местоимение то может указывать на какой-либо предмет, о котором можно спросить: что именно? Он требовал то же (что именно? пишем раздельно), что и вы. Местоимение то можно заменить другим местоимением: Во всем городе не было людей, настроенных так же спокойно и в то же (= то самое время, те самые времена) время так же торжественно, как эти двое.

Надо запомнить написание словосочетаний: то же что и, то же самое, одно и то же, точно так же как, все так же как.

Союз зато можно заменить союзом но, в этом случае пишем слитно. Встретиться не удавалось, зато (= но) письма писали часто. Местоимение то легко заменить существительным или прилагательным. Не берись за то (за что?), что тебе не под силу. За то пишем раздельно, если это местоимение с предлогом.

Союзы потому,оттого взаимозаменяемы, пишем слитно, местоимения с предлогом по тому, от того пишем раздельно. Схема рассуждения та же, что и с союзом зато. Вы не должны судить меня по тому (= по тем делам), что я делаю. Лодка оттолкнулась от того (тот берег) берега.

Правописание предлогов и омонимичных им частей речи

Предлогив течение, в заключение, в продолжение, вследствие надо отличать от омонимичных частей речи. В течение всего года он усердно занимался. Производные предлоги в течение, в продолжение пишутся в два слова с буквой е на конце. Сочетания с предлогами в течение, в продолжение имеют значение времени и отвечают на вопросы когда? как долго? Дом ремонтировался в продолжение (предлог, пишем раздельно) месяца. Если в течении - это омонимичное существительное с предлогом, между ним и предлогом можно вставить прилагательное, то пишем раздельно, окончание - по правилу склонения существительных. Существительное с предлогом можно поставить в начальную форму, предлога не будет: В течении (ставим в начальную форму - течение, пишем раздельно) реки много поворотов. Или: в нижнем течении реки.

Производный предлог в заключение имеет значение «под конец». В заключение статьи были подведены итоги. Пишется раздельно, на конце е, т.к. это предлог. Декабристы находились в заключении в Петропавловской крепости. Пишем раздельно, на конце и, т.к. это предложный падеж.

Производные предлоги вследствие, ввиду указывают на причину. В следствие по делу вкралась ощибка - предлог в с существительным следствие пишем раздельно (начальная форма - следствие, существительное на -ие, в вин.п. пишем е). Вследствие плохой погоды мы остались дома = из-за, производный предлог, пишем слитно, на конце е, можно заменить другим предлогом.

Предлог несмотря на пишем слитно с не: Пошли в поход, несмотря (= вопреки чему-то, хотя была непогода) на непогоду - предлог. Шел, не смотря себе под ноги. Не смотря - деепричастие (шел и не смотрел - добавочное действие), пишем раздельно.

Употребление предлогов с дательным падежом

Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом, это надо запомнить: согласно приказу, благодаря обстоятельствам, вопреки прогнозу.

Чтобы найти другие советы по русскому языку , почитайте другие статьи

Урок русского языка в 7 классе

Александрова Г.В.

МАОУ СОШ № 67 г. Тюмени

Тема: Приемы разграничения омонимичных частей речи

(на материале темы «Производные предлоги»)

Цель : Найти способы разграничения производных предлогов и сходных частей речи.

Задачи : (коммуникативная компетенция)

1. Учить говорить по поводу информации.

2. Расширять словарный запас за счет употребления производных предлогов в речи.

3. Учить использовать при обосновании ответа на вопрос оборот «Я считаю, что это…., потому что…. , (так как…)»

(лингвистическая компетенция)

4. Формировать умения отличать производные предлоги от омонимичных частей речи.

(языковая компетенция)

5. Закрепить навыки правописания наречий и сходных с ними существительных с предлогом.

(универсальное учебное действие)

6. Закреплять умение перерабатывать информацию из одной системы в другую.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний.

*(Работа по карточкам в парах)

1.Определи часть речи.

2.Раскрой скобки

* Взаимопроверка

Рефлексия : Какой способ применили, чтобы выполнить задание?

2. Работа на доске. (Учащийся определяет часть речи у подчеркнутых слов). Учитель предлагает при ответе использовать конструкцию «Я считаю, что это…..,потому что…. (,так как)»

Спешил на встречу с другом +

Двигался навстречу +

Шел навстречу движению

Несмотря на морозы

Не смотря в книгу

Благодаря хорошим знаниям

Благодаря за покупку

Рефлексия . С чем не согласны? Работают ли наши способы здесь?

3. Выход на тему урока. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Тема урока записывается на доске «Разграничение омонимичных частей речи» (возможен другой вариант, предложенный обучающимися).

Учитель уточняет цель урока: научиться разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи.

4.Работа в группах. Учитель предлагает, работая в группах, составить памятку для учащихся «Как отличить производный предлог от других частей речи» и, используя предложенный языковой материал, показать, как их способы действуют.

4. ВБЛИЗИ виднелся лес.

Рефлексия . Учащиеся зачитывают свою памятку и показывают, как ею пользоваться. (Заслушать памятку 1 группы, другие группы дополняют)

Рефлексия : Зачем нужно уметь разграничивать части речи? Где может пригодиться материал сегодняшнего урока?

( Если останется время, использовать дидактический материал)

Домашнее задание . Подобрать примеры для контрольного словарного диктанта по теме «Различение омонимичных частей речи», привлекая материал как сегодняшнего урока, так и ранее изученный.

Приложение

Дидактический материал по теме

1. Определи часть речи выделенного слова

А.1. Перестань ходить ВОКРУГ да ОКОЛО.

2.ОКОЛО дома рос старый дуб.

3.ВОКРУГ клумбы посадили кусты.

4. МИМО деревни течет быстрая река.

5. В ОБЛАСТИ химии достигнуты высокие результаты.

6. Тоня,не останавливаясь, прошла МИМО.

7. Первыми в области закончил уборку картофеля совхоз «Пригородный».

8. ВВИДУ изменившейся обстановки – иметь В ВИДУ.

В.1.Не смотря в книгу - несмотря на заявление

2. Благодаря хозяина за прием – благодаря хорошим знаниям

3. Вследствие холодной зимы – вдумайтесь в следствие теоремы – в следствие по делу

4. Сговорившись насчет завтрашнего дня – на счет банка

5. Бросился навстречу сестре - спешил на встречу с сестрой

6.. В ПРОДОЛЖЕНИЕ часа - рассказать В ПРОДОЛЖЕНИИ романа

2. Подберите пары словосочетаний, чтобы данные написания составляли одно или два слова.

(в)следствие

(по)старому

(на)встречу

(от)этого

(с)начала

(на)конец

Карточка для работы в парах

1.Определи часть речи.

2.Раскрой скобки

Увидеть (в)дали огонек - виднелось (в)дали моря

(в)начале урока – (в)начале не умел плавать

(по) зимнему светит - (по) зимнему лесу

Материал для работы в группах

1. Я знаю этот лес ВДОЛЬ и ПОПЕРЕК.

2. Тропинка шла ВДОЛЬ обрыва. ПОПЕРЕК речонки лежало бревно.

3. ВБЛИЗИ села протекала река.

4. ВБЛИЗИ виднелся лес.

5. Ремонтировали дом В ПРОДОЛЖЕНИЕ месяца.

6. В ПРОДОЛЖЕНИИ романа встретились старые герои.

7. ВСЛЕДСТВИЕ засухи река обмелела.

8. В СЛЕДСТВИЕ по делу о хищении закралась ошибка.

9.Задача НА ПОДОБИЕ треугольников.

10. Из газеты он сделал что-то НАПОДОБИЕ шляпы.

Диагностика по теме

«Разграничение производных предлогов и омонимичных частей речи»

1. В/течение урока

2.в/следствие усталости

3. не/ смотря в глаза

4. в /течение ручья

5.в/продолжении романа

6. в/роде горы

7. в/следствии по делу

8. не/смотря на усталость

9.в/продолжение занятий

10. согласовать в/роде

Диагностика по теме

«Разграничение производных предлогов и омонимичных частей речи»

11. в/виду непогоды

12. обратить внимание на/подобие задач

13. иметь в/виду

14. взметнулся в/переди машины

15.в/продолжение всего вечера

16. положите деньги на/счет

17. фигурка на/подобие овала

18.не/смотря на тяжелые условия

19.поговорим на/счет торжеств

20.не/смотря ни на кого

Отличайте производные предлоги (их можно заменить другими предлогами) и омонимичные части речи, например существительные с предлогами (имеют при себе зависимые слова и выступают в прямом значении), сочетания местоимений или наречий с частицей или предлогом.

Предлоги

Омонимичные части речи

В ТЕЧЕНИЕ (дня) (= в продолжение)

в течении (реки)

В ПРОДОЛЖЕНИЕ (длительного времени) (= в течение)

в продолжении (книги)

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ (своего выступления)

в заключении (экспертов)

ВСЛЕДСТВИЕ (непогоды) (= из-за непогоды)

в следствии (по делу гражданина Н.)

ВРОДЕ (привычки) (=наподобие)

в роде (и числе согласовать)

НАСЧЕТ (соревнований) (= о соревнованиях)

на счет (перевести деньги)

ВМЕСТО (меня)

в (нужное) место (направиться)

ВНИЗУ (письма)

в низу (в самом низу шкафа)

НАВЕРХУ (счастья)

на верху (дерева)

НАВСТРЕЧУ (солнцу) (= к солнцу)

на встречу (с другом)

СБОКУ (дома)

с боку (на бок переваливаться)

НЕСМОТРЯ НА (обстоятельства)

не смотря (по сторонам)

НЕВЗИРАЯ НА (трудности)

не взирая (на томных красавиц)

ВВИДУ (плохой погоды) (= по причине плохой погоды)

в виду (города) (=вблизи)

Отличие союзов и союзных слов от омонимичных частей речи

Союзы и союзные слова

Омонимичные части речи

(= для того чтобы, с тем чтобы: Важно, чтобы все было исполнено в срок.)

(сочетание местоимения и частицы, которую можно опустить: Что бы мне придумать?)

Запомните: во что бы то ни стало

(= но: маленький, зато надежный)

(сочетание предлога и местоимения: спрятаться за то дерево)

ТОЖЕ, ТАКЖЕ (= и)

(ЖЕ опустить нельзя: Я тоже пойду в театр. - Ия пойду в театр.)

ТО ЖЕ (то самое), ТАК ЖЕ

(таким же образом) (частицу ЖЕ можно опустить: Я сделала то же, что и он. Я пошла так же, как и вчера.)

(= почему: Отчего у меня ничего не получается? - Почему у меня ничего не получается?)

От чего зависит принятие решения?)

(= потому: Оттого я такая грустная. - Потому я такая грустная.)

(сочетание предлога с местоимением:

От того берега трудно отплыть.)

ПРИТОМ, ПРИЧЕМ

(=причем, = притом, к тому же)

(Он глупый и притом наглый. Он опоздал, причем сделал это нарочито.)

ПРИ ТОМ, ПРИ ЧЕМ

(сочетание предлогов с местоимениями:

При том клубе обязательно должна быть танцевальная секция.)

(= следовательно, значит) (выступает в значении вводного слова: Итак, решение принято.)

(= но так) (сочетание союза и наречия, которое можно переставить в другое место: И так он поступает каждый раз. - Он поступает так каждый раз.)

(= с какой целью: Затем и пришел, чтобы все узнать.)

(сочетание предлога и местоимения: Река виднелась за тем поворотом.)

(= для чего: Зачем судить так строго.)

(сочетание предлога с местоимением: За чем пойдешь, то и найдешь.)

(= отчего: Почему все не так?)

(сочетание предлога с местоимением: По чему я скучаю, так это по бабушкиным сказкам.)

(- поэтому: Посему мы приняли такое решение.)

ПО СЕМУ (устар.)

(сочетание предлога с местоимением: По сему торжественному поводу мы и собрались.)

(= из-за этого: Была плохая погода, поэтому поход пришлось перенести.)

(сочетание местоимения с предлогом: По этому пути двигаться намного проще.)

(= по какой цене, прост.: Почем сейчас хлеб?)

(сочетание предлога с местоимением: Били по чем попало.)

(= оттого: У меня ничего не получается, потому и настроение плохое.)

(сочетание предлога с местоимением: По тому учебнику заниматься невозможно.)

Тест

1. В каком ряду все слова пишутся слитно?

  • а) (в) продолжение фильма, (в) виду противника, (в) целях обороны
  • б) (за) счет организации, (по) мере необходимости, (с) верх плана
  • в) (в) следствие болезни, (в) место учителя, выяснилось поз (же)
  • г) (в) течение дня, по (над) Волгой рекой, (по) поводу сказанного

2. В каком ряду все слова пишутся раздельно?

  • а) (в) виде исключения, (в) место меня, что (бы) ни случилось
  • б) то (же) опоздал; дорого, за (то) качественно; (в) связи с семейными обстоятельствами
  • в) (в) след за (тем), узнать (на) счет расписания, сделать (таки)
  • г) иметь (в) виду, след (в) след, медальон (в) виде подковы

3. Укажите верное написание выделенного слова и объяснение орфограммы.

Что (бы) нам сегодня придумать?

  • a) ЧТОБЫ всегда пишется слитно.
  • б) ЧТО БЫ всегда пишется раздельно.
  • в) ЧТОБЫ - подчинительный союз, который пишется слитно.
  • г) Местоимение ЧТО с частицей БЫ пишется раздельно.

Ключи к тестам

Их существенные признаки. Наречие - это неизменяемое слово, чаще всего обозначающее признаки действия или состояния. Наречие отвечает на вопросы «когда?», «где?», «как?», «куда?», «откуда?», «в какой степени?», «почему?», «зачем?» и т.д. Примеры: «трудиться добросовестно», «вернуться домой», «подняться рано», «абсолютно уверен», «очень внимателен», «крайне рассеян», «вспылил сгоряча», «назло соседу».

Прочитайте два предложения.«Он сделал несколько шагов («куда?») ». Здесь «навстречу» - наречие.«Навстречу гостям вышли все домочадцы». В данном случае то же слово - . Таким образом, наречия играют определенную синтаксическую роль, а предлоги - нет. В данном примере наречие «навстречу» как неизменяемая часть речи не имеет определяемых и зависимых слов, а примыкает к глаголу в качестве обстоятельства. Предлог «навстречу» - служебное слово, употребленное во втором предложении для связи имен с другими словами.

Вспомните морфологию, раздел о предлога х. Предлоги бывают простыми («без», «за», «из», «на», «с», «при» и т.д.) и производными. Образование последних - результат перехода в них: наречий («жить напротив леса»); существительных («договориться насчет встречи»); деепричастий («благодаря поддержке»).

Одно из главных отличий наречий от предлогов: нельзя задать вопрос к производным предлога м, ведь они не могут обозначать конкретных действий, признаков или предметов, хотя и образуются из знаменательных частей речи. Сравните два предложения: «Я знаю эту местность («как?») вдоль и поперек» («вдоль» - наречие) и «Мы шли вдоль обрыва» (здесь то же слово - предлог). «Вблизи виднелось » - вопрос «где?» в этом предложении задать можно, значит слово «вблизи» здесь наречие. В примере «Вблизи дороги паслись коровы» предлог «вблизи» равноценен простому предлогу «у» (сравните: «у дороги паслись коровы»).

Обратите внимание

Правописание многих наречий и предлогов требует знания многочисленных правил. Наиболее сложным для безошибочного письма является выбор слитного и раздельного написания, правописания с дефисом.

Впервые категорию состояния в отдельную часть речи выделил Л. В. Щерба, известный русский лингвист, определив ее особенности по сравнению с наречием. Вопрос о разделении этих групп слов в самостоятельные части речи до сих пор является открытым. Общим признаком для них является их неизменяемость. Чтобы отличить категорию состояния от наречия , следует применять определенный алгоритм действий.

Инструкция

Совет 3: Как правильно использовать предлоги и местоимения

В нынешнее время нужно уметь не только правильно писать предлоги, но и в устной речи правильно использовать их.

О предлогах

В устной речи чаще всего ошибки допускаются с предлогами "на", "в", "с","из" . Вообще, правила для этих предлогов нет, кто бы что там ни говорил. Многие словосочетания сложились очень давно, например: на Украину, в Россию, на Кавказ, на Урал и т.д. Постановку "на" или "в" лучше определять по звучанию, например: на концерт и в концерт - что лучше звучит? Конечно же, на концерт! Но это правило нельзя применять к словосочетаниям, сложившимся в далеком прошлом ! А если возникнет проблема: когда говорить/писать "с", а когда "из", то используйте равенство: "на"="с", "в"="из".

"Со" и "с". В каких случаях?

Постановка предлогов"со" и"с" в устной или письменной речи определяется словом, стоящим после предлога. Для этих союзов есть правило: "со" , если слово, стоящее после этого предлога, начинается на согласную букву, например: со школы. "с" пишется, если слово, стоящее после этого предлога, начинается на гласную букву, например: (вернулся) с Кавказа .

О местоимениях

В устной речи многие жители не только древень и сел, но и городов допускают ошибки в употреблении притяжательных местоимений "их" и "его" . Люди, привыкшие к тому, что у прилагательных окончание обычно заканчивается на "ый", ое" и т.д., думают, что и у местоимений, которые при синтаксическом разборе предложения волнистой линией, должно быть окончание соответственно "ий" (ихний, егошний). Это грубейшая ошибка! Каким бы это словосочетание ни было, приписывать или приговаривать к данным местоимениям окончания запрещается ! Например: Их подарили цветы, а им самим-нет. Его тяжелую сумку я ношу сама, дабы он не надорвался.

Снова о предлогах

Очень часто люди допускают ошибки в предлогах "вследствие", "в течение", " в продолжение", " в заключение". Эти предлоги пишутся с окончанием на "е" всегда . Данные предлоги обозначают продолжительность времени (кроме предлога "вследствие"). Например: в течение лета, в продолжение романа, в заключение весны и т.д. У этих предлогов есть и омонимичные им слова, но с другой частью речи , например: в течении реки, провести в заключении пять лет, сниматься в продолжении романа, в заключении врача и т.д. Предлог "вследствие" равен "из-за" , т.е. обозначает причину ,например, вследствие дождя . У этого предлога есть омонимичное ему слово с другой частью речи , как: В следствии допущены ошибки .


Пишите и говорите правильно!

ПЕРВЫЙ УРОК

Правописание производных предлогов

Цели:

– научить правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичной формы;

– развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;

– воспитывать коммуникативность, самостоятельность.

Необходимый материал: учебный текст на отдельном листе каждому, тесты.

ХОД УРОКА

1. Актуализация имеющихся знаний.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Верные и неверные утверждения»

Прочитайте вслух только верные утверждения.

Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернемся к этим высказываниям чуть позже.

1. Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов.

2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.

3. Все предлоги пишутся в одно слово.

4. Правописание производных предлогов надо запомнить.

5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.

6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить?

– Какие цели мы можем перед собой поставить?

3. Изучение нового материала.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Прием «Инсерт»

А. Самостоятельно читая учебный текст (см. «Правописание предлогов»), делайте в нем пометки:

«V» – эту информацию знаю;

«+» – это новая для меня информация;

«?» – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Правописание предлогов

1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу .

2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.

3. Производные предлоги могут писаться в одно слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие, навстречу, несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие) .

4. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфографическом словаре.

5. Предлоги можно заменить другими предлогами или союзами.

Например: насчет = о; несмотря на = вопреки; навстречу = ко, к; вместо = за; вследствие = из-за; вроде = как.

6. Производные предлоги надо отличать от похожих (омонимичных) форм знаменательных частей речи с предлогами:

Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. – В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей.

Поговорим насчет (= о) поездки . – На счет (на что?) банка поступали деньги.

Навстречу (= ко) мне выбежала собака. – На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.

Несмотря (= вопреки) на дождь, прогулка состоялась. – Он прошел, не смотря на нас.

Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились. – Плыть в виду города. Иметь в виду.

В течение урока. – В течении реки.

В продолжение отпуска. – В продолжении фильма.

В заключение праздника был дан салют. – В заключении эксперта была дана оценка .

7. Предлог вследствие имеет причинное значение; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени.

Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце букву е.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Б. Работа с учебным текстом.

– Какая информация из текста вам была известна?

– Выпишите те предлоги, написание которых вам было знакомо.

– Что нового вы узнали из текста?

– Выпишите те предлоги, правописания которых вы не знали.

– Как называются эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в одно слово.

– Чем можно заменить эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в два слова.

– Какое значение имеют эти предлоги?

В. Отработка навыка написания производных предлогов.

Пишем диктант

В течении реки произошли изменения. В течение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка. Вы поможете мне в продолжении моих поисков? В продолжение недели будет осыпаться листва.

Работа с тестами

I вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.

1. Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.

2. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.

3. В(продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

4. (В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.

II вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.

1. (В)начале урока мы читали текст.

2. Мы идем в поход (в)месте с родителями.

3. (В)месте падения метеорита образовался кратер.

4. (В)течении реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие.

Взаимопроверка.

4. Итог урока.

– Еще раз назовите верные утверждения.

– Какие производные предлоги пишутся в одно слово?

– Какие производные предлоги пишутся в два слова?

– Как отличить производные предлоги от созвучных форм знаменательных частей речи с предлогами?

5. Разноуровневое домашнее задание.

1-й уровень – обязательный минимум – упражнение...

2-й уровень – составить схему или кластер по теме «Правописание производных предлогов».

3-й уровень – подобрать или составить текст диктанта, в который будут включены изученные производные предлоги.

ВТОРОЙ УРОК

Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи

Цели:

– отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов;

– развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.

Необходимый материал: мультимедийный комплекс, презентация слайдов.

ХОД УРОКА

1. Начало урока.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Отсроченная отгадка»

(Параллельно даем индивидуальное задание: подготовить сообщение об омоформах по указанному материалу.)

– Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

– Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

– Прочитайте текст, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.

(Предъявляется слайд с выделенными словами, если учеников затрудняет это задание.)

Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: «Да». Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью, не смотря под ноги. И так из года в год...

Чем это объясняется? Проведем небольшое следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде девственных степей и приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Итак, возвращаемся к началу урока. Вы помните поставленный вопрос? Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.

Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?

Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды.

2. Совместное определение темы и целей урока.

Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы перед собой поставим?

– Итак, тема нашего урока – «Омонимия слов разных частей речи». Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.

3. Актуализация имеющихся знаний.

Прием «Кластер»

Что такое омоформы, омографы и омофоны?

(Слушаем подготовленного ученика.)

– Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному.)

4. Основная часть урока.

– Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?

(По контексту.) Вернемся к тексту.

Задание. Выпишите из текста любое предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи.

Найдите в тексте или придумайте предложение с омонимом к данному слову и запишите его.

– Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.

– Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие – слитно?

Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании названных предлогов и омонимичных им сочетаний? (Определить часть речи...)

Работа по разноуровневым карточкам

1-й уровень. Напишите слова слитно или раздельно. Обозначьте предлоги.

В_течени_ времени.

В_следстиви_ дождей.

На_счет похода.

Не_смотря на трудности.

Изменения в_течени_ реки.

В_следстви_ по делу Иванова.

Положить деньги на_счет в банке.

Шел, не_смотря под ноги.

2-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи .

В_течени_ реки Кубани много водоворотов. В_течени_ прошлого года было много солнечных дней. В_следстви_ сильной жары река обмелела. В_следстви_ по делу об аварии было много неясного. С_начала нам было грустно. С_начала года прошло четыре месяца.

3-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи. В скобках укажите возможную замену предлогов, наречий, существительных и деепричастий.

Идти впереди (перед – предлог) колонны. Он ехал впереди (сзади – наречие).

Он находился в_нутри (____) троллейбуса. Снаружи холодно, а в_нутри ____) тепло. Дети обошли в_округ (____) поляны. Тихо в_округ (____). Его направили на работу в_округ (____). Не_смотря (____) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал не_смотря (____) по сторонам.

Предупредительный диктант

Работать в течение двух часов – отметить неожиданные перемены в течении болезни; в продолжение зимнего сезона – увидеть в продолжении фильма; сказать в заключение – находиться в заключении; вследствие засухи – участвовать в следствии по делу; цветок наподобие лилии – обратить внимание на подобие фигур.

Итог урока

– Что такое омонимы?

– Почему омофоны представляют трудность для написания?

– Как определить часть речи внешне сходных слов?

– Как пишутся предлоги?

– Какие предлоги пишутся раздельно, слитно?

6. Домашнее задание.

Карточки других уровней вы выполните в качестве домашнего задания.

Напишите текст на тему «Как омолодить реки?», используя слова-хамелеоны.

Если останется время

Поиграем?

Давайте займемся необычным толкованием слов. Такое необычное толкование слов лингвисты называют индивидуально-авторской омонимией. На ней строится множество шуток. Наша задача – дать юмористическое толкование предложенного слова. Например: скверные встречи – встречи в скверике, свинец – работник свинофермы, нелепица – пластилин низкого качества, жатва – обмен рукопожатиями, ельник – рот, тополь – пешеход, барыня – заведующая баром, стриж – парикмахер, однокашник – диетолог, сопение – дуэт.

Спонсор публикации статьи: компания "Шинтехник.ру", которая готова круглосуточно оказывать любые шиномонтажные работы. Опытные мастера выедут по Вашему вызову в любое место Москвы или Подмосковья, чтобы помочь справиться с проблемами, которые могут возникнуть в дороге. Быстро и качественно на Вашем автомобиле заменят резину, отремонтируют шины, устранят боковые порезы, заменят колесо и осуществят балансировку. Если раньше при смене времен года Вам зачастую приходилось проводить утомительные часы в очереди в шиномонтаж, чтобы "переобуть" свою машину, то теперь, обратившись в Шинтехник.ру , Вы можете спокойно ожидать специалистов в том месте, где Вам удобно. Мастера приедут в нужное Вам место и в нужное Вам время, заменят зимнюю или летнюю резину и заберут шины на сезонное хранение. С ценами на услуги мобильного шиномонтажа можно ознакомиться на сайте компании по адресу: shintehnik.ru.

Е.Л. КОЗЫРЬ

Последние материалы раздела:

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...