Урок по русской грамоте "Слово. Кто с кем говорит

Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902-1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Лёвка и Серёжа решили украсть кота у Марьи Павловны?»

1) Марья Павловна была злой старухой и не нравилась ребятам.

2) Марья Павловна считала, что дети играют в плохую игру, и обещала пожаловаться родителям.

3) Лёвка и Серёжа решили, что таким поступком покажут умение «постоять за себя».

4) Кот орал днём и ночью и поэтому не нравился ребятам.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола.

1)Ведь этот Мурлышка – вся её жизнь!

2) А вредная всё-таки, – он покрутил головой.

3) – Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? – дерзко спросил Лёвка.

4) Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом.

Ответ: ________________________________.

4. Из предложений 36 – 45 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.

Ответ: ________________________________.

5. Из предложений 49 – 60 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).

Ответ: ________________________________.

6. Замените разговорное слово «примостившись» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________________.

7. Замените словосочетание «городской рынок» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишитеграмматическую основу предложения 30.

Ответ: __________________________________________.

9. Среди предложений 22 – 28 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами.

Ответ: __________________________________________.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Как ты думаешь,1 куда он мог деться?

– Ну что я могу думать, 2 – усмехнулся отец. – Может, 3 пошёл кот погулять, 4 вот и всё. А может, 5 украл кто-нибудь? Есть такие подлецы...

Ответ: __________________________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 41. Ответ запишите цифрой.

Ответ: __________________________________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Надо найти старушку,1 которой мы отдали кота,2 – решили они.

Но легко сказать «найти»,3 а где её сыщешь теперь,4 когда столько дней прошло.

Ответ: __________________________________________.

13. Среди предложений 15 – 21 найдите сложноподчинённое предложение споследовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

14. Среди предложений 46 – 52 найдитесложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя, современного лингвиста М.А. Кронгауза: «То, как мы говорим, рисует наш речевой портрет. Этот портрет, как и наше лицо, может быть привлекательным и непривлекательным». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М.А. Кронгауза. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Суворова Надежда

Даже если мы не умеем рисовать, когда скучно выводим на бумаге узоры или фигуры. Многие не обращают внимания на эти картинки, но психологи и в них нашли скрытый смысл. Дело в том, что когда мозг занят другим делом, руки находятся под контролем подсознания и передают сигналы из глубины души.

Подобными исследованиями занимается и . Поэтому важно суметь увидеть в незначительных деталях истинную сущность человека, скрытую под маской сознания.

Анализ рисунка

В отличие от тестов, где перед человеком ставят конкретную цель нарисовать дом, семью, животное, здесь важен выбор сюжета картинки. Он расскажет о мыслях, скрытых страхах и мечтах, что нельзя узнать при помощи привычных методов диагностики.

Человек

Чаще неосознанно человек выводит фигуры людей. И от того, какими они получаются, судят о внутреннем состоянии и чувствах, переживаемых на данный момент.

Интерпретация:

Если фигурки выходят маленькими и схематичными, то человек ощущает давление со стороны и беспомощность перед ним. Он хочет остаться в одиночестве и боится общения.
Если фигурка изображена прямо, то рисовавший не испытывает страха перед людьми, но чем больше она «смотрит» в сторону, тем скрытнее личность.
Непропорционально большая голова говорит об интеллектуальном складе ума. Маленькая, наоборот, о техническом. Чем детальнее прорисована внешность, тем сильнее заботит она человека.
Маленькие, плохо прорисованные или закрытые глаза, говорят о визуальных страхах. Это может быть образ, увиденный в фильме или представленный в воображении.
Чем больше у нарисованного человечка уши, тем важнее для «художника» мнение со стороны. Отсутствие говорит, что ему безразличны общественные устои.
Широкие плечи выдают силу и властность, а узкие слабость. Сутулая спина подсказывает, что человеком управляет чувство вины.
Руки, прижатые к телу или прикрывающие его, говорят о конфликтах с окружающими людьми.
Если ноги расставлены широко, значит человек не любит выслушивать чужое мнение, если соединены, то легко подчиняется приказам со стороны. Длинные ноги указывают на желание быть независимым, а короткие на чувство неловкости.

Обратите внимание на позу и выражение лица, если они агрессивные, человека одолевает чувство, которое не может побороть. Если при этом рот закрыт или стиснуты зубы, то он не хочет об этом говорить.

Имя или подпись

Будьте осторожны, оставляя на листах бумаги подпись. Не только потому что ей воспользуются мошенники, но для сохранения . Психологи утверждают, что человек, выводящий свое имя или оставляющий автограф на случайно попавших под руку листочках, страдает от тщеславия и зациклен на себе.

В тоже время человек может писать отдельные слова или фразы, которые ему пришлись по душе. Не ищите в них двойной смысл, они говорят о том, какие ассоциации у человека вызывает место где он находится, окружающие люди и внутреннее состояние.

Геометрические фигуры

Важно обратить внимание, имеют ли эти фигуры углы, а также их количество. Чем больше в рисунке острых деталей, тем решительней настроен «художник». Квадраты, прямоугольники, трапеции и треугольники говорят о четкой цели и стремлении к ней. Если фигура имеет 6 или больше углов, ее автор осторожен и внимателен.

Круги, овалы и кольца указывают на мягкость характера. Если несколько таких фигур соединены между собой или находятся одна в другой, то человеку необходима поддержка и участие. Закрашенные круги говорят о замкнутости и нежелании общаться.

Спирали и волны

Рисующий закручивающиеся линии человек находится в кругу своих эмоций и переживаний. Ему не требуется сочувствие и участие окружающих, он погружен во и ему в нем комфортно. Если завитки спирали мелкие и частые, то имеется неразрешенная проблема, которая вызывает . Такой человек неуравновешен и может вспылить.

Волны, напоминающие очертание женской фигуры выдают сексуальный подтекст рисунка. Такому человеку не хватает теплоты и внимания со стороны противоположного пола. Возможно, у него возникает сексуальное влечение к определенному человеку, но это желание остается неосуществимым.

Сердца и звездочки

Сердечки на бумаге рисуют люди ранимые и впечатлительные. Они подвержены воздействию романтических . Такие «художники» мечтательны и мягкосердечны. Но внешне это никак не проявляется. Они и кажутся строгими и серьезными.

Рисованием звезд увлекаются те, кто хочет достичь карьерных высот и общественного признания, и обладают всеми нужными для этого качествами. Они целеустремлены, оптимистичны и полны энергии для свершения задуманных планов.

Солнце и облака

Если вы увидели, что кто-то рисует солнышко и облака вокруг, знайте, что этот человек добр и мягкосердечен. Он живет мечтами и грезами, часто выдумывает небылицы и рассказывает их. Такой «художник» любит общение и плохо себя чувствует, когда рядом никого нет.

Обычно, рисунок не заканчивается на одном сюжете, к нему приплетаются новые образы и символы. Это говорит о богатой фантазии. Рисующий с удовольствием подарит свое творение и нарисует еще, если вы его об этом попросите.

Крестики и решетки

Если человек выводит перекрещенные линии, в его жизни присутствует сложная ситуация, которая пока не имеет выхода. Своими рисунками он показывает, что хочет защититься от тяжелых жизненных невзгод.

Кресты и решетки указывают на страх перед возникшей ситуацией и . Такое чувство возникает из-за неуверенности в себе, нежелании идти на компромисс и прислушиваться к мнению опытных людей.

Домики

Рисуя домик, человек неосознанно ищет опору в жизни, хочет найти поддержку. Он обеспокоен своим нынешним положением, старается исправить его и сделать свою жизнь лучше. Дом, окруженный забором говорит о нехватке поддержки со стороны близких. Маленькие окна указывают на замкнутость и недоверие.

Дым из трубы выдает добрый характер «художника». Сад и цветы говорят, что ему не хватает уюта и покоя. Если к дому ведет дорожка, то человек ждет перемен в жизни. Отсутствие двери и крыльца, наоборот, подскажут, что он боится изменений, которые могут произойти.

Животный мир

Изображение рыб или птиц, расправивших крылья и плавники, говорит о свободолюбии автора. Если же он нарисовал обезьяну или похожего на нее животного, то имеет инфантильные черты личности.

Кошки и собаки, нарисованные на бумаге, подсказывают, что человеку не хватает тепла, и он хочет завести друзей. Если он изобразил крокодила, то имеет властный и деспотичный характер.

О чем расскажет техника рисования

Если вы хотите заглянуть глубже и узнать о человеке еще больше интересного, посмотрите на то, как он рисовал. Сильное или слабое надавливание, толщина линии, обведение контуров и цвет, которым выполнялся рисунок, расскажет другие факты о психологическом состоянии человека.

Резкие штрихи

Быстрые движения, проведение ручкой по одной линии несколько раз говорят о тревоге, которая овладела человеком. Если он рисует нечеткие черты и сложно понять, что точно изображено, нет деталей и четкости, присутствует волнение или другой .

Когда штрихи получились четкие и аккуратные, а рисунок крупным и детальным, можно говорить о рассудительности и серьезности «художника». Он точно знает, что хочет от жизни и твердо стоит на своем.

Плавные линии

Если человек выводит плавные линии, рисует замысловатые узоры, при этом еле прикасается к бумаге карандашом или ручкой, то он мягкосердечен и податлив. Такая личность находится в .

Яркие линии расскажут о том, что, несмотря на доброту и отзывчивость, управлять таким человеком не получится. Он знает, чего хочет, и не ориентируется на чужое мнение.

Выбор цвета

По этому фактору судят, если перед рисующим имеется выбор: лежат разноцветные карандаши, ручки или фломастеры. В зависимости от того, в какой гамме выполнен рисунок, можно судить о настроении, преобладающем в данный момент.

Интерпретация цвета:

Красный. Говорит о напористости и твердости, внутренней энергии и желании действовать. Человеком и эмоциональное напряжение, способное вызвать .
Оранжевый. Указывает на хорошее расположение духа. Человек испытывает желание общаться, делиться своими мыслями и идеями.
Желтый. Если человек выбрал для рисования этот цвет, его переполняет чувство радости и счастья. Он испытывает эмоциональный подъем и полон новых идей.
Зеленый. Говорит о гармонии, царящей внутри рисующего, душевном покое и уравновешенности. Человек, выбравший этот оттенок, находится в поиске себя.
Синий. Указывает на то, что человеку комфортно в окружающей его обстановке, он готов к искреннему и откровенному разговору.
Фиолетовый. Говорит, что человеком , а не разум. Он легко раним и находится в творческом поиске.
Серый или графитовый (в том числе и простой карандаш). Указывает на присутствие уныния и тоски.
Черный. Этот цвет олицетворяет или .

Соединив анализ сюжета рисунка и интерпретацию выбора цвета получаются однозначные выводы о характере человека, эмоциональном состоянии и чертах личности.

Расположение рисунка на листе

Еще один фактор, по которому вы узнаете о человеке интересные факты – это расположение рисунка на листе бумаги. В зависимости от того, в каком месте он предпочитает выводить узоры, преобладают те или иные черты характера:

верхняя сторона. Указывает на и желание заслужить признание в обществе. Если рисунок маленький, то присутствует тревога и страх, если большой, то человек высокомерен и заносчив;

нижняя сторона. Говорит о неуверенности в себе и замкнутости. Человек, выбирающий эту сторону, нерешителен и боится перемен;
левая сторона. Ориентировка на прошлое. «Художник» любит разбираться в себе, размышлять о прожитой жизни, делать выводы;
правая сторона. Говорит о стремлении вперед. Выбор в пользу правой стороны листа указывает на то, что человек ориентирован на будущее.

Прежде чем анализировать рисунки, убедитесь, что вы готовы услышать результаты. Иногда они настолько непредсказуемые и шокирующие, что сложно поверить в правдивость.

2 марта 2014

Окружающие воспринимают человека не «по одежке», а по его речи. От того, какие человек подбирает слова, как строит предложения, зачастую зависит достижение поставленных целей. Ведь речь – один из главных критериев культуры и бескультурья, духовности и ограниченности, внутреннего богатства и нищеты.

Известный лингвист Кронгауз по этому поводу очень точно отметил: «То, как мы говорим, рисует наш речевой портрет…».

Максим Анисимович считает, что этот портрет «может быть привлекательным и непривлекательным», как и внешность.

Нередко писатели для раскрытия образов героев, помимо описаний внешности и характеров, используют речевую характеристику. Употребляемые конкретным персонажем слова показывают его с положительной или отрицательной стороны. Вежливый человек не станет прибегать к бранным словам, культурный – не допустит грубых ошибок, а патриотичный не станет презрительно называть родную страну «рашкой».

В тексте В.Осеевой ярко представлен не вызывающий уважения портрет Левки. Самоуверенный мальчишка говорит грубо и «дерзко», как отмечает сам автор (предложение 8).

Слова «старуха», «наплевать», «плакса» - не ругательства, но тем не менее они подчеркивают неуважительное отношение подростка к престарелой соседке, сделавшей ему замечание.

Иначе писательница показывает Марью Павловну, речь которой мягкая и добрая. Она даже упрекнула озорников деликатно, назвав их занятие «нехорошей игрой», вместо требовательного «прекратите». К разбившим окно Сереже и Левке хозяйка обращается «ребятки» (предложение 33), без криков и угроз. Нежная кличка кота – Мурлышка также характеризует пенсионерку с положительной стороны.

Таким образом, при помощи вложенных в уста героев слов Осеева создала полные портреты героев: доброй интеллигентной Марьи Павловны и жестокого озорника Левки.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-02-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Раскрыть смысл высказывания Солганика "Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает"

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста современного лингвиста М.А. Кронгауза:

«То, как мы говорим, рисует наш речевой портрет. Этот портрет, как и наше лицо, может быть привлекательным и непривлекательвым»

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами российского лингвиста Л. Ю. Максимова.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента

текста:« - А может, украл кто-нибудь? Есть такие подлецы...»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему:

«Что такое сострадание» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Как-то летом Лёвка, примостившись на заборе, помахал рукой Серёже.

- (2)Смотри-ка... рогатка у меня. (З)Сам сделал! (4)Бьёт без промаха!

(5)Рогатку испробовали. (6)Марья Павловна выглянула из окна.

- (7)Это нехорошая игра, ведь вы можете попасть в моего кота.

- (8)Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? - дерзко спросил Лёвка.

(9)Марья Павловна пристально посмотрела на него, взяла Мурлышку на руки, покачала головой и закрыла окно.

- (10)Ну и наплевать! - сказал Лёвка. - (11)Мне в водосточную трубу попасть хочется.

(12)Он долго выбирал камешек покрупнее, потом натянул длинную резинку - из окна Марьи Павловны со звоном посыпались стёкла. (13)Мальчики замерли.

- (14)Бежим! - крикнул Лёвка, и ребята бросились наутёк.

(15)Настали неприятные дни ожидания расплаты.

- (16)Старуха обязательно пожалуется, - говорил Лёвка. - (17)Вот злющая какая! (18)Подожди... я ей устрою штуку! (19)Будет она знать...

(20)Лёвка показал на Мурлышку, которого любили все соседи, потому что он никому не доставлял хлопот, а целыми днями мирно спал за окном, подтолкнул Серёжу и зашептал что-то на ухо товарищу.

- (21)Да, хорошо бы, - сказал Серёжа.

(22)Прошло несколько дней.

...(23)Укрывшись с головой шерстяным одеялом и освободив одно ухо, Серёжа прислушивался к разговору родителей.

- (24)Как ты думаешь, куда он мог деться?

- (25)Ну что я могу думать, - усмехнулся отец. - (26)Может, пошёл кот погулять, вот и всё. (27)А может, украл кто-нибудь? (28)Есть такие подлецы...

- (29)Не может быть, - решительно сказала мать, - на этой улице все знают Марью Павловну. (З0)Никто так не обидит старую, больную женщину... (31)Ведь этот Мурлышка - вся её жизнь!

(32)На другой день Марья Павловна подошла к мальчикам.

- (ЗЗ)Ребятки, вы не видели Мурлышку? - (34)голос у неё был тихий, глаза серые, пустые.

- (35)Нет, - глядя в сторону, сказал Серёжа.

(З6)Марья Павловна вздохнула, провела рукой по лбу и

медленно пошла домой. (37)Лёвка скорчил гримасу.

- (38)Подлизывается... (39)А вредная всё-таки, - он покрутил головой. - (40)И правда, сама виновата... (41)Думает, если мы дети, так мы и постоять за себя не сумеем!

- (42)Фи! - свистнул Лёвка. - (43)Плакса какая! Подумаешь - рыжий кот пропал!

(44)Так прошло ещё несколько дней. (45)Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом.

(46)И ребята не выдержали.

- (47)Надо найти старушку, которой мы отдали кота, - решили они.

(48)Но легко сказать «найти», а где её сыщешь теперь, когда столько дней прошло.

(49)Неожиданно им повезло: они увидели её на городском рынке и опрометью бросились к пожилой женщине, которая даже испугалась:

- (50)Да чего вам от меня надобно-то?

- (51)Котика рыжего, бабушка! (52)Помните, мы отдали вам на улице.

- (53)Ишь ты... (54)Назад, значит, взять хотите? (55)Кот ваш орёт днём и ночью. (56)Совсем не нравится он мне.

(57)Когда старушка привела их к своему домику, Лёвка прыгнул в палисадник, уцепился обеими руками за деревянную раму и прижался носом к окну:

- (58)Мурлышка! (59)Усатенький...

(60)Через минуту мальчишки торжественно шагали по улице.

- (61)Только б не упустить теперь, - пыхтел Лёвка. - (62)Нашёлся-таки! (6З)Усатый-полосатый!

(По В. Осеевой) *

* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902-1969) - детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

Пояснение.

Приведём примеры сочинений-рассуждений

15.1. Приведем пример сочинения-рассуждения в публицистическом стиле.

От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Наша речь – это показатель нашей культуры или бескультурья, нашей духовности или бездуховности, нашего внутреннего богатства или нищеты. Именно об этом и говорит высказывание М.А. Кронгауза: «То, как мы говорим, рисует наш речевой портрет. Этот портрет, как и наше лицо, может быть привлекательным и непривлекательвым».

Попробуем подтвердить наше предположение примерами из текста В. Осеевой. Так, например, в предложении 10 (Ну и наплевать! - сказал Лёвка) представленная речь мальчика не отличается богатством и выразительностью: использование грубого слова не лучшим образом характеризует героя.

Предложение 33 (Ребятки, вы не видели Мурлышку?) приводит нам речь другой героини – Марьи Павловны. Предложение осложнено обращением, причём, это обращение – слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом - так одно слово в речи героини уже позволяет проникнуться к ней с симпатией.

Таким образом, нам удалось доказать, что речь человека – показатель его ума, души, его сути. Следовательно, прав был М.А. Кронгауз, утверждая, что наша речь многое может сказать о человеке.

15.2. В приведённом фрагменте текста отец с осуждением называет тех, кто мог бы украсть любимого кота соседки, подлецами, даже не догадываясь, что эти самые подлецы рядом. Кот – единственное живое суще-ство, к которому привязана Марья Павловна, лишить её этого существа – значит лишить её самого дорогого, что у неё было.

Мальчишки решили отомстить соседке, возомнив себе, что она пожалуется на них родителям. В предложениях номер 16 -19 находим подтверждение этому. Страх сподвиг героев на подлое дело.

Хорошо, что ребята правильно оценили свой поступок и вовремя смогли его исправить. Угрызения совести заставили-таки мальчишек отправиться на поиски кота. Вот почему после встречи с Мурлышкой, они почувствовали себя освобождёнными от груза своего стыда. Неслучайно в предложении номер 60 об их возвращении с котом домой сказано, что они шли «торжественно».

Вся жизнь человека состоит из постоянного выбора, выбора между добром и злом, между правдой и ложью, между милосердием и равнодушием. Важнейшими формами нравственного сознания являются стыд, совесть, долг, обязанность, ответственность. Герои В. Осеевой обладают этими качествами, поэтому, вероятнее всего, в жизни будут избегать поступков, противоречащих их нравственным ориентирам.

15.3. Сострадание – умение переживать чужую боль как свою собственную, желание прийти на помощь, искреннее посочувствовать, не осудить. Способностью к состраданию обладают далеко не все, потому, навер-ное, в нашем обществе растёт недоверие друг к другу. Неспособность сострадать прикрывается подозрительностью, поиском тысяч причин не прийти на помощь.

Мальчишки, герои текста В. Осеевой, решили отомстить соседке, возомнив себе, что она пожалуется на них родителям. Страх сподвиг их на подлое дело. Хорошо, что ребята правильно оценили свой поступок и вовремя смогли его исправить. Они поняли, что кот – единственное живое существо, к которому привязана Марья Павловна, лишить её этого существа – значит лишить её самого дорогого, что у неё было.

Когда у наших соседей случился пожар, все наши знакомые откликнулись на беду: приносили вещи, мебель, деньги. Эта беда стала нашей общей бедой. Пройти мимо означало перестать быть человеком. Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь – важные проявления человечности.

Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче, вот почему преумножение добра всегда воздаётся сторицей.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Максима Анисимовича Кронгауза: «То, как мы говорим, рисует наш портрет. Этот портрет, как и наше лицо, может быть привлекательным и непривлекательным ».

Когда писатель создает портрет своего героя, он часто использует не только описание внешности или характера, но и речевую характеристику. То, какие слова человек употребляет, характеризует его тем или иным образом. Ведь вежливый человек не будет ругаться грубыми словами, культурный не сделает грубых ошибок, а тот, кто презрительно зовет нашу страну «рашка», едва ли является патриотом.

Вот и в этом тексте мы видим, что Лёвка говорит очень грубо и самоуверенно, «дерзко», по определению самого автора (предложение 8). «Наплевать», «старуха», «плакса» - это, конечно, не ругательства, но все же показывает неуважительное, пренебрежительное отношение мальчика к соседке, которая всего лишь сделала ему обоснованное замечание.

И совсем иначе характеризует Марью Павловну ее речь. Видно, что это добрая и мягкая женщина. Даже замечание мальчикам она сделала в мягкой форме: «нехорошая игра», а не «прекратите». И потом она обращается к приятелям, которые ведь разбили ее окно: «ребятки» (предложение 33). Да и кличка ее кота - Мурлышка - показывает ее нежное отношение к животному.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «- А может, украл кто-нибудь? Есть такие подлецы… »

«Свинье необязательно вести себя по-свински, а ты по-человечески обязан поступать»,- писал Б. Заходер. И это напоминание хорошо бы некоторым написать для себя большими буквами и читать как можно чаще, чтобы не совершать свинских, подлых поступков, как мальчишки из рассказа Осеевой.

Мальчики обиделись на соседку, которая сделала им замечание, и украли ее кота - единственное, что было ей дорого. Трудно представить себе, что вполне нормальные, по-видимому, ребята могли решиться на такой жестокий и непорядочный поступок. Даже родители, которые обсуждали это событие, не могли себе представить, что «подлецы», как сказал о них папа, - это их сын и его приятель.

Однако все же в ребятах заговорила совесть, хотя и далеко не сразу - тогда чуть было не стало уже слишком поздно! Марья Павловна на тот момент уже лежала с сердечным приступом, а найти женщину, которой отдали бедного Мурлышку, помог счастливый случай. Что было бы, если бы Марья Павловна не пережила бы приступа, или не встретилась бы мальчикам женщина, новая хозяйка кота, или ей надоело бы слушать вопли животного и она просто выгнала бы его на улицу? Как тогда мальчики стали бы жить с таким грузом, ведь это была бы уже не просто подлость, а самое настоящее преступление!

Любой подлый поступок может потянуть за собой много плохого и в результате привести к настоящей трагедии. Именно поэтому папа Сережи говорит о том, кто украл кота, так жестко и бескомпромиссно.

15.3. Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сострадание? », взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Сострадание - это такое свойство человека, которое помогает ему понимать чужую боль и сочувствовать другим людям.

В рассказе Осеевой, который приведен в этом варианте, говорится о двух мальчиках, которым эта способность свойственна, похоже, лишь в очень незначительной степени. Однако хорошо, что хотя бы немного способности к состраданию им досталось, иначе трудно себе представить, чем бы все закончилось! Сначала мальчики, обидевшись на старушку, похитили ее кота. И даже когда Марья Павловна их прямо спросила, не видели ли они Мурлышку, жалость не шевельнулась в их душах. Ребята поняли, что они натворили, лишь тогда, когда у старушки случился сердечный приступ: только после этого они догадались, что поступили подло, и попытались исправить свой поступок. Хорошо, что хоть теперь!

К сожалению, нередко бывает уже слишком поздно исправлять содеянное. Например, в книге Л. Коконина «Стая» говорится о непорядочном отношении людей к щенку, которого они взяли в дом, но не воспитывали и обращались с ним без сострадания, а потом просто не стали искать, когда он сбежал. А между тем, пес стал вожаком стаи, которая стала нападать на людей, чтобы отобрать сумку с едой, одну женщину собаки сильно погрызли. И этот же юноша, который мальчиком просил щенка, а потом не стал с ним заниматься, участвовал в облаве на эту стаю собак. Но разве теперь перевоспитаешь этих собак и разве теперь вернешь здоровье искалеченной жертве стаи - а по сути, жертве равнодушных людей, которые относятся к животному как к игрушке?

Сострадание - очень важное качество, надо стараться воспитывать его в себе - и к людям, и к животным.

Последние материалы раздела:

Скачать Тесты по психологии на андроид v
Скачать Тесты по психологии на андроид v

– приложение на андроид с развлекательным характером. С его помощью пользователь узнает свои стороны личности, а также познакомится ос страхами и...

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....