От чего умер дельвиг. Антон Дельвиг: биография и интересные факты

Анто́н Анто́нович Де́львиг (6 (17) августа 1798, Москва - 14 (26) января 1831, Санкт-Петербург) - барон, русский поэт, издатель, друг и одноклассник А. С. Пушкина.
Биография
Отец его служил в русской службе и был женат на русской. В 1811 году Дельвиг поступил в Царскосельский лицей; учился он лениво, но рано начал писать стихи, и уже в 1814 году они появились в печати, в «Вестнике Европы» («На взятие Парижа» - за подписью Русский).
Кончил курс с первым выпуском лицея, в 1817 г., и к выпуску написал стихотворение «Шесть лет», которое было напечатано, положено на музыку и неоднократно пелось лицеистами. Служил в департаменте горных и соляных дел, оттуда перешёл в канцелярию Министерства финансов; с 1821 по 1825 г. был помощником библиотекаря (И. А. Крылова) в Императорской публичной библиотеке. Затем до смерти своей служил в Министерстве внутренних дел.
Адреса в Санкт-Петербурге
10.1825 - 09.1826 года - дом Эбелинг - Миллионная улица, 26;
11.1829 - 14.01.1831 года - дом Тычинкина, - Загородный проспект, 1.
Творчество
Стихотворения свои он печатал в «Росском музеуме» (1815), «Новостях литературы», «Благонамеренном», «Соревнователе просвещения» и альманахах 1820-х гг.
В 1825 г. Дельвиг женился на С. М. Салтыковой, и у него начались литературные вечера, на которые собирались друзья поэта: Пушкин, Жуковский, Баратынский, Плетнев, Языков. В это же время он начал издательскую деятельность: в 1825-1832 гг. вместе с О. М. Сомовым он выпустил 8 книжек альманаха «Северные цветы», в 1829-1830 г. - 2 книжки альманаха «Подснежник», а с 1830 г. предпринял издание «Литературной газеты», которое продолжалось после его смерти.
«Ленивый баловень» и в школе, и в служебной деятельности, Дельвиг столь же беспечно относился и к своей музе. Писал он очень мало. Лени, вероятно, немало способствовала и тучная фигура поэта.
Тем не менее, он не был свободен от увлечений; предметом одного из них была С. Д. Пономарёва, которой он посвятил несколько стихотворений. Поэзия Дельвига развивалась по двум направлениям. С одной стороны, он стремился быть эллином и в подражание древним писал антологические стихотворения, идиллии во вкусе Феокрита и т. п.; с другой - он увлекался русской народной поэзией и подражал народной лирической песне, иногда не без успеха. И тут, и там, однако, у него звучат немецкое сентиментальное добродушие и немецкая же меланхолическая задумчивость, присоединяющая его к школе романтиков. Стихи Дельвига гладкие и старательные, но не смелые и не яркие.
Был самым близким к А. С. Пушкину человеком; тот высоко ценил своего друга и как поэта.

Биография

Дельвиг Антон Антонович

Поэт, видный литературный деятель Пушкинской плеяды. Происходил из обрусевшего немецкого рода баронов Д., потомков рыцарей-меченосцев. Учился в царскосельском лицее, вместе с Пушкиным, считавшим его в числе самых близких друзей. Позднее был связан тесной дружбой с Баратынским, Плетневым. Довольно неудачно служил (в департаменте горных и соляных дел, в министерстве финансов, в Публичной библиотеке - помощником библиотекаря, под началом баснописца Крылова, и т. д.). Печатать свои стихи Д. начал еще на лицейской скамье; первое стихотворение - патриотическая ода «На взятие Парижа» - помещено в «Вестнике Европы» в 1814 году, на месяц раньше первого стихотворения Пушкина. Принимал деятельное участие в лицейских рукописных журналах. Издание с 1825 ежегодного альманаха «Северные цветы» ставит Д. в центр литературной деятельности пушкинской группы, в качестве объединителя всех ее основных творческих сил, «друга и советника» старших ее представителей, пестуна и наставника поэтического молодняка, наконец хозяина одного из самых утонченных литературных салонов эпохи. В 1830 Д. издает при ближайшем участии Пушкина и кн. Вяземского «Литературную газету» - боевой орган «литературной аристократии», деятелей «чистого искусства» - поэтов-дворян, противопоставляющих себя «лавочникам» от литературы, журналистам-профессионалам типа Булгарина (см.). По настояниям и доносам последнего Д. был отстранен Бенкендорфом от издания газеты, обратившей на себя неблагосклонное внимание николаевского правительства. Чрезвычайно грубое обхождение Бенкендорфа с Д., вызванным им для объяснений, по настойчивым свидетельствам современников, послужило одной из причин болезни и преждевременной смерти поэта. Принадлежность Д., как и большинства поэтов пушкинского поколения, к родовитому, но захудалому дворянству, лишившемуся своей классовой гегемонии, смещенному с высот общественно-государственной деятельности в узкий домашний быт, в частное существование, определила основные линии его поэтического творчества, эволюция которого протекала в общем русле развития дворянского стиля 20-х гг. Личное бытие самого Д., отрешенная «тихая жизнь», свободная до последних дней от бурь и потрясений, выпавших на долю других представителей плеяды (разжалование в солдаты Баратынского, ссылка Пушкина и т. п.), наложила на его поэзию особый отпечаток. В своей поэтической деятельности, количественно крайне незначительной (всего около ста семидесяти стихотворений, из которых при жизни Д. было напечатано меньше ста), Д. является из всех поэтов плеяды наиболее последовательным представителем «чистой поэзии», чуждой каких бы то ни было общественных и гражданских мотивов, гурманом, дегустатором «чистых» поэтических форм («Дельвиг - поэт-сибарит, который нежился всяким звуком своей почти эллинской лиры и, не выпивая всего напитка поэзии, глотал его по капле, как знаток вин, присматриваясь к цвету и обоняя самый запах», - писал о нем Гоголь). Виртуозное мастерство и настойчивое стремление к насаждению на русской почве все новых и новых форм стиха являются отличительными достоинствами его поэтического творчества: Д. один из первых культивирует в русской поэзии форму сонета (превосходные сонеты Д. появились за семь лет до сонетов Пушкина), впервые употребляет гипердактилические рифмы (стихотворение «Жаворонок»), с успехом применяет самые разнообразные «древние метры», пишет «вольным размером» русских народных песен; исканиями и опытами Д. в значительной степени подготовлено в творчестве Пушкина замечательное формальное многообразие знаменитой болдин-ской осени 1830. При богатстве и разнообразии поэтической формы содержание стихов Д. отличается крайней ограниченностью, почти скудостью, вращаясь в узком кругу все тех же, весьма немногих, образов и мотивов. Мечты о «тихом», усадебном уюте в своем скромном «наследственном селенье»; «беспечная» жизнь в «домике простом», «замкнутом на ключ» «для знати жеманной»; «покой в безвестности»; «забвенье мирских забот» и легкие эпикурейские забавы в «веселом кружке вакхических друзей»; «умеренное желанье» - «проспать весь век» с тем, чтобы от милых и ленивых «просонок» жизни «беззаботно» перейти к «сновиденьям» не пугающей смерти, где ждет встреча с ранее ушедшими «милыми тенями», льющими в бокалы «тень Аи» - таковы основные настроения и эмоции поэзии Д. Тон ее, в соответствии с общим стилем дворянской лирики той поры, - по преимуществу элегический. Однако эта элегическая настроенность не имеет ничего общего с сосредоточенной безнадежностью стихов Баратынского, с грозным и скорбным пессимизмом некоторых произведений Пушкина. В творчестве Д. «новейшее, уныние», свойственное в той или иной степени всем постам плеяды, проявляется в форме легкой грусти об «увянувшей юности», «исчезнувшем мае», «конченном пире», «пролетевших временах», «златых днях екатеринина века», грусти, находящей такое же легкое разрешение за чашей, «венчанной минутными розами», или на груди у «Лидии младой». Характерно-излюбленный образ поэзии Д. - «улыбающийся» старец среди «милых юношей и дев», в сочувственном кругу молодежи, юных друзей, новых поколений. Жанровая эволюция Д. вполне соответствует общему характеру его поэтического творчества, развивающегося на основе поэтики французского и русского классицизма XVIII и начала XIX в., влияние которой с самого начала умеряется в Д. одновременным влиянием немецкой литературы. От культа Державина, от торжественной «Пиндаровой» оды, воспевающей «героев и судей», - Д. переходит к малым «домашним жанрам» горацианской оды, анакреонтической песни, альбомной записи, дружеского послания, элегического дистиха и т. п. Однако наиболее характерным жанром зрелого Дельвига является жанр идиллии, которая и своей тематикой (лирическое воспоминание - рассказ в эпоху «железного века» о «золотом веке», о мирном «аркадском» быте счастливых поселян) и своим эмоциональным колоритом легкой незатуманенной печали полнее всего выражает основную настроенность его творчества. Этот лирический жанр пришелся особенно по вкусу его товарищам по плеяде. «Идиллии Д. для меня удивительны: какую силу воображения должно иметь, дабы так совершенно перенестись из XIX столетия в золотой век, и какое необыкновенное чутье изящного, дабы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания или немецкие переводы», - писало них Пушкин. Наоборот, современная Д. разночинская критика особенно ценила его подражания «русским народным песням», - параллельный жанр, который, наравне с идиллией, Д. особенно охотно культивировал в зрелые годы своего творчества (скрещение жанров греческой идиллии и русской песни в «русской идиллии» Д. «Отставной солдат») и который является последней стадией в процессе «снижения» дворянских классических жанров XVIII в. Песни Д. являются конечно только стилизациями под «народные» песни, однако в то же время они представляют несомненное движение вперед от соответствующих опытов Нелединского-Мелецкого, Дмитриева и др. Некоторые из песен Д. оказали большое влияние на поэтическое творчество Кольцова. Большинство их положено на музыку Глинкой, Даргомыжским, Алябьевым и др. Иные, оторвавшись от своих литературных корней, и посейчас пользуются широкой безымянной известностью («Ах, ты, ночь ли, ноченька», «Не осенний мелкий дождичек», и др.). Интерес к поэзии Д., высоко оцененной современниками, с начала 40-х гг. почти совершенно замирает вплоть до второго десятилетия XX века, когда делается попытка снова выдвинуть Д. в качестве одного из видных и оригинальных представителей пушкинской плеяды. Библиография: I. При жизни Д. вышел единственный сборник его стихотворений (СПб., 1829. Сочинения, с приложением биографического очерка, составленного Вал. Майковым, ежемесячное приложение к журналу «Север», СПб., 1893; Неизданные стихотворения, под ред. М. Л. Гофмана, П., 1922; Барон Дельвиг, Материалы биографические и литературные, собранные Ю. Верховским, П., 1922; Письма барона А. А. Дельвига к невесте, Сборник Пушкинского дома на 1923, П., 1922. II. Гаевский В., Дельвиг, «Современник», 1853, кн. II и V; 1854, кн. I и IX; Гастфрейнд Н., Товарищи Пушкина по Царскосельскому лицею. Материалы для словаря лицеистов, т. II, СПб., 1912; Дельвиг А. И. , Мои воспоминания, т. I, М., 1912; Шервинский С., Барон Дельвиг и русская народная песня, «Русский архив», 1915; Киселев Н. П. , Размеры Дельвига, «Труды и дни», М., 1916, VIII; Поэты пушкинской поры, под ред. Ю. Н. Верховного (см. вступит. статью), М., 1919; Гофман М., Страница из жизни Дельвига, сборник «Феникс», М., 1922, кн. I; Розанов И. Н. , Поэты двадцатых годов XIX в., М., 1925 (глава II, Дельвиг); Успенский В с., О Дельвиге, сб. «Русская поэзия XIX в.», Л., 1929. III. Венгеров С. А. , Источники словаря русских писателей, т. II, СПб., 1910; Владиславлев И. В. , Русские писатели, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, М., 1928

Барон Антон Антонович Де́львиг появился на свет 17 августа 1798 г. Образование мальчик получал в Царскосельском лицее. Его близким другом и товарищем по учёбе был А. С.Пушкин. Долгое время не мог найти место работы, пробовал себя в должности служащего департамента горных и соляных дел и помощника библиотекаря и многих других сферах, но безуспешно. Первое произведение Дельвига увидело мир в «Вестнике Европы» (1814 г.). Это была написанная ещё в лицее патриотическая ода «На взятие Парижа».

С 1825 года альманах «Северные цветы» под руководством Дельвига становится очень популярным благодаря его утонченному вкусу и необычайному дару распознавать талантливых писателей.

В 1830 г. при тесном сотрудничестве с Пушкиным Антон Антонович работает над периодическим изданием «Литературная газета». В одном из выпусков, Дельвиг очень критично отозвался о творчестве Ф. Булгарина, в частности о его романе «Иван Выжигин», назвав автора "недумающим и малообразованным". Романист не потерпел такой оценки и донес на критика, вследствие чего Дельвиг был отстранён от издания газеты. По наблюдениям современников издателя, это неприятное событие наложило отпечаток на состояние здоровья Антона Антоновича.

В отличие от Пушкина и Баратынского, судьба Дельвига протекала более ровно, но его происхождение и воспитание всё же отражалось на творчестве автора. Его творчество напрочь лишено всяческой рутины и бытовых моментов. Поэт один из первых кто вводит в русскую поэзию форму сонета и первым употребляет гипердактилические рифмы. Но при учете всего этого, его произведения (чуть более 170 стихов) отличаются "узким виденьем идеальной жизни, тихой усадьбы, умиротворения".р>

Поэзия Дельвига становится практически незаметной почти до 20-х годов XX века. Интерес к творчеству возрождается после попытки выдвинуть поэта в качестве одного из видных и оригинальных представителей пушкинской плеяды.

14 января 1831 года Антон Антонович скончался, после обвинения от начальника III отделения графа А.Х. Бенкендорфа в неподчинении властям, от приступа нервной лихорадки

Антон Антонович Дельвиг - это имя, несмотря на существенный вклад в развитие литературы 19-го века, в первую очередь у многих ассоциируется с именем А. С. Пушкина. И немудрено, ведь еще в школе все изучали биографию великого русского поэта, и учителя рассказывали о его друзьях. Именно тогда впервые для многих звучало имя Дельвига.

Сегодня вы более подробно узнаете о том, кто такой Антон Дельвиг. Биография и творчество его тесно связаны с деятельностью Александра Сергеевича Пушкина. Всю жизнь, практически с первой встречи, два литератора поддерживали теснейшую дружескую связь.

Что же привлекало в этом человеке знавших его людей? Чем привлек он к себе Пушкина и многих других именитых представителей литературы того времени?

Детство

В конце XVIII века, а именно 6 августа 1798 года, в семье плац-майора, помощника коменданта Московского Кремля, родился сын Антон. Отец был из старинного рода прибалтийских баронов, давно обедневшего. Мать из семьи дворян Красильниковых.

Обучение мальчика проводил частный учитель А. Д. Боровков, который привил мальчику любовь к литературе. Также Антон посещал частный пансион.

Лицеист

В 13 лет его отправили в открывающийся в Петербурге Царскосельский лицей. Дельвиг, биография которого с того времени стала тесно связана с историей этого заведения, толстый, неповоротливый, весьма ленивый, но очень добродушный, быстро подружился со многими лицеистами.

Пушкин, Пущин, Кюхельбекер - имена его ближайших друзей того времени. С ними он хранил теплые отношения всю жизнь.

Лень Антона не знала границ, когда дело касалось любых точных наук, но он блистал на уроках истории и литературы. Здесь не было ему равных.

Ему не были интересны шумные лицейские мероприятия, он любил подолгу бродить по парку Царского Села или уединиться в тихом уголке с книгой. Читал Антон Дельвиг все, что попадало ему под руку.

Лень Тоси - так с любовью называл его Пушкин - стала легендой у лицеистов. Они беззлобно подшучивали над ним, а он не обижался, охотно позволяя это.

Он ни за что не хотел делать то, что было ему неинтересно, ненавидел рутину, но если его глаза загорались, лень исчезала без следа, и Дельвиг демонстрировал живой, проницательный ум, богатое воображение.

С детских лет он был великим сочинителем. Его образы были настолько ярки, что часто хорошо знающие его друзья поддавались и верили его вымышленным рассказам. Верили не только друзья, но и преподаватели, и сам В. Ф. Малиновский, директор лицея.

Пушкин однажда даже описал, как Дельвиг (биография, интересные факты из жизни которого рассматриваются в этой статье) рассказывал о военном походе. В 1807 году он будто бы был свидетелем военных действий, отправившись с отцом в повозке на фронт. Так четко, ярко, подробно было все описано, что все поверили тогда рассказу юного фантазера. Только некоторое время спустя он признался близким друзьям в своем сочинительстве.

Творчество

Юноша рано стал писать стихи. В этом он опередил даже А. С. Пушкина. В 16 лет он отправил свое первое стихотворение в один из литературных альманахов того времени «Вестник Европы». Стихотворение было без подписи. Читатели, среди которых были признанные литераторы того времени, были удивлены талантом неизвестного поэта и гадали, кто же это мог быть.

Стихи Антона Дельвига «Прощальная песнь воспитанников…» стала гимном лицеистов.

Таким образом, совершил новый виток в развитии Дельвиг. Биография и творчество его до сих пор интересуют неравнодушных к литературе.

Антон Дельвиг написал не так много стихов, но среди них особой популярностью пользовались народные песни. Он первым в стране стал писать сонеты. При жизни издал всего одну книгу своих стихов, произошло это в 1829 году.

Друзья

А. С. Пушкин - лучший друг А. Дельвига. Оба очень ценили теплые доверительные отношения, зародившиеся между молодыми людьми еще в лицейские годы. Когда у них была такая возможность, они встречались ежедневно. Если это невозможно было по какой-либо причине (ссылка Пушкина, например), они писали друг другу письма.

Кюхельбекер, Баратынский, Пушкин, Дельвиг в 1819 году создали Союз поэтов, который был скреплен не только общими интересами, но и дружескими отношениями. Они собирались вместе, читали стихи, с удовольствием пили шампанское, позже увлеклись бунтарскими идеями, их собрания изменили характер. Часто в них сквозили дерзкие, бунтарские настроения. Поэты поддерживали друг друга в очень сложной обстановке того времени.

Любовь

Антон Дельвиг был подслеповат, и все женщины, по уверениям его лицейских приятелей, казались ему красавицами. Такому восприятию способствовало и богатое воображение. Так ли это было на самом деле?

Модно было в те годы устраивать литературные салоны, где собирались просвещенные люди того времени, увлекающиеся литературой. Сюда же приходили поэты и писатели, как молодые, так уже и именитые, к коим уже относились ранее упомянутые личности.

Хозяйкой одного из таких салонов, пользующихся успехом в те времена, была Софья Пономарева. Дельвиг, бывавший среди ее посетителей, влюбился в молодую образованную Софью. Он стал посещать салон ежедневно, но успеха у его хозяйки не достиг, как, впрочем, и многие другие ухажеры, которым она с легкостью кружила головы.

В конце концов Антон Дельвиг решил, что негоже так терять голову, и стал внимательнее глядеть по сторонам, уделяя внимание другим представительницам женского пола. Вскоре на горизонте появилась Софья Салтыкова. Красивая, веселая, образованная, во многом похожая на свою тезку. Дельвиг делает ей предложение и женится на ней. Отношения между супругами очень нежные. Софья пишет об этом часто в письмах своей подруге. Но, по-видимому, как в письмах, так и в отношениях возникают некие паузы. Тем не менее в семействе Дельвигов рождается дочь Лиза, горячо любимая обоими супругами. Об этом Софья восторженно повествует все той же подруге в письмах.

Недолгая, но богатая была у такого литератора, как Антон Дельвиг, биография. Фото его с дочерью, к сожалению, найти практически невозможно. Не суждено ему было долго наслаждаться отцовством из-за скоропостижной кончины. К моменту его смерти девочке не исполнилось и года.

Карьера

По окончании лицея менял не одно место работы Антон Дельвиг. Биография краткая его трудовой деятельности ничем не приметна, кроме одного - он поменял несколько мест работы, но нигде не оставался подолгу. Ему было скучно на государственной службе, он опаздывал на работу, уходил раньше времени домой, для того чтобы встретиться с любимыми друзьями-поэтами.

Работа в Департаменте водных и соляных дел, а впоследствии в Публичной библиотеке стала для поэта лишь доказательством его нежелания заниматься монотонной деятельностью, лишенной творчества.

Любимое дело

Все изменилось после того, как Дельвиг возглавил выпуск альманаха «Северные цветы» и Литературной газеты. Он оживился, начал трудиться усердно. Он поддерживал мятежное настроение того времени и часто допускал к печати произведения своих сотоварищей, пребывающих в ссылке (Пушкина, Кюхельбекера), поддерживал молодых начинающих, но уже талантливых авторов. Зачастую ему крепко доставалось от Бенкендорфа, заведовавшего в то время цензурой. Стычки происходили все чаще. Внешне спокойный Дельвиг в душе сильно переживал. Когда очередной скандал закончился решением закрыть газету под угрозой ссылки в Сибирь, впечатлительный поэт долго сидел на морозе погруженный в свои думы.

Предположительно именно это подорвало и без того не очень крепкое здоровье. Нервное потрясение, воспаление легких привели к трагическому концу жизни талантливейшего человека - Антона Антоновича Дельвига, биография его оборвалась в тридцать с небольшим лет. Он умер 14 января 1831 года, через месяц после случившегося скандала.

10 - 30 годы 19-го века характеризуются большим подъемом дворянской культуры. Это обусловлено и реформами Александра I, и духом свободы, пришедшим в Россию после победы над Наполеоном, и поистине уникальным количеством одаренных литераторов, появившихся в это время. И Дельвиг, биография которого, к сожалению, коротка, - один их них.

Детство

Антон Антонович Дельвиг (1798 - 1831) принадлежал к старинному, но обедневшему роду баронов, давным-давно обрусевших выходцев из Прибалтики. Он родился в Москве. Семья была бедной. Она существовала на жалованье отца, служившего в Кремле. Свое образование Антон Антонович начал в частном пансионе. Там один из преподавателей заинтересовал его историей, литературой, но точные науки ребенок не полюбил.

Царскосельский лицей

В 13 лет Антона Дельвига отдали на обучение в только что отрывшийся лицей в Царском Селе. Он оказался в одном классе с А. Пушкиным и В. Кюхельбекером, с которыми подружился на всю жизнь.

С такой небогатой, но одаренной дворянской молодежью на шесть лет встретился Дельвиг. Биография его будет наполнена общением с этими неординарными людьми. Внешне Дельвиг был полноватый, розовощекий, неповоротливый и довольно неуклюжий. Учился он не просто посредственно, а, скорее, даже плохо. Его считали лентяем. Над ним незлобно подсмеивались и писали эпиграммы. Но куда только исчезала медлительность, когда дело касалось словесности или чтения? Он с удовольствием готовил уроки по интересующему его предмету. Даже не зная немецкого языка, он цитировал наизусть Шиллера и Гете. Он рано начал писать стихи, подражая Горацию («К Диону», «К Лилете»). А 1814 году, когда русские войска вошли в столицу Франции, он написал стихотворение «На взятие Парижа». Оно было опубликовано под псевдонимом «Русский» в «Вестнике Европы».

Его поэтический дар был оценен так высоко, что директор лицея попросил написать стихотворение, которое ознаменует первый выпуск лицея. И Дельвиг написал «Шесть лет». Это произведение положили на музыку, и оно стало гимном лицея на долгие годы.

Служба

После окончания лицея, где бы Дельвиг ни служил, он проявлял себя как человек нерадивый и не любящий работу. Часто меняя ведомства, равнодушно относился к делам Дельвиг. Биография говорит, что рутинная работа его тяготила.

Настоящие увлечения

Не хобби, а почти работой, но выполняемой все же с неизменной ленцой, стали стихосложение и Когда поэт, а Дельвиг был поэтом, женился на Софье Михайловне Салтыковой, то их дом стал литературно-музыкальным салоном.

В нем встречались Пушкин, Баратынский, Жуковский, Плетнев, Языков. В этом была и немалая заслуга его супруги, которая любила русскую словесность, много читала, а полюбившиеся стихотворения заучивала наизусть. Еще в годы учебы Софья Михайловна много слышала о Дельвиге, Баратынском, Рылееве, Бестужеве. Она с увлечением читала их произведения.

Кроме того, она много читала на немецком и французском языках и прекрасно играла на фортепьяно.

В 1825 году Дельвиг организовал издание альманаха «Северные цветы». Он умело распознавал зарождающийся талант и привлекал к печати новых авторов как из Петербурга, так и из Москвы. Но главным своим делом Дельвиг считал издание «Литературной газеты». Она выходила при участии Пушкина и Вяземского. Активным критиком проявил себя на ее страницах Дельвиг. Биография рассказывает о борьбе с «коммерческой» литературой, удачливым, продаваемым автором которой был бесталанный Булгарин. Он издавал почти запрещенного Пушкина и неугодного властям Кюхельбекера. Так в литературной и организаторской области развивался Дельвиг. Биография показывает, что этот человек не сгибался угодливо перед цензурой. Политическая и общественная деятельность были ему неинтересны. Он знал, и даже близко, будущих декабристов Ф. Глинку, А. Бестужева, К. Рылеева, но не разделял из взглядов. Не был революционером Антон Дельвиг. Биография его в этом плане сложилась удачно, в отличие от жизненного пути увлекшегося этими идеями

Поэзия Дельвига

На поэзию Дельвига наложила отпечаток его тихая, далекая от общественно-политических течений, жизнь. Захудалое дворянство было выброшено от участия в управлении государством. Представителем этого сословия был Антон Дельвиг. Биография его отражена в том, что он был представителем «чистой» поэзии, свободной от потрясений политических бурь. Он написал примерно сто семьдесят стихотворений с виртуозным мастерством. Дельвиг искал новые формы стиха, у него у первого в России появились сонеты. Он писал в размерах русского народного стиха. И все это многообразие форм использовалось только для очень узкой тематики произведений. Он мечтал о тихой усадебной жизни, об отсутствии мирских забот, о дружеских забавах.

Две темы проходят через всю его поэзию. Одна идиллическая, с эллинскими мотивами, а другая - подражание народным песням. В зрелые годы он даже «скрещивал» два этих жанра («Отставной солдат»). На его стихи писали музыку Даргомыжский, Варламов, Глинка. А «Соловья» Алябьева, посвященного Пушкину, знают практически все. Произведения Дельвига и в наши дни известны, но как безымянные («Не осенний мелкий дождичек», «Ах, ты ночь ли, ноченька»).

Отношения с Пушкиным

Дружба с А. Пушкиным была самой задушевной с лицейских лет. Жизнь Дельвига показывает, что он всегда восхищался произведениями друга, а Пушкин, в свою очередь, очень ценил Дельвига как литератора и его разработки новых поэтических форм использовал в творчестве болдинской осенью. После длительных разлук они встречались очень нежно, обнимая и целуя друг друга. Таков был Дельвиг - друг Пушкина. Биография каждого из поэтов говорит о родстве их душевного строя.

Последние годы

Любимое детище Дельвига - «Литературную газету», - закрыли, благодаря доносам Булгарина шефу жандармов Бенкендорфу, в 1830 году. Поэт затосковал. А потом он разболелся и умер от тифа. Ему было всего тридцать два года. Смерть Дельвига потрясла Пушкина. В письмах к Плетневу Александр Сергеевич прямо говорит, что Дельвиг «был лучшим из нас».

В наши дни учредили ежегодную литературную премию им. Антона Дельвига «За верность Слову и Отечеству». Целью премии является поддержка литераторов, которые развивают в своем творчестве лучшие отечественные традиции.

1798 – 1831 гг.

Детство Дельвига

Дельвиг Антон Антонович родился 6 августа 1798 года в Москве. Принадлежал к старинному дворянскому роду обрусевших прибалтийских баронов. Кроме дворянского титула у семьи Дельвига почти ничего не было – их род обеднел, а жалования отца, служившего помощником коменданта Московского кремля, с трудом хватало на содержание семьи.
Антон Дельвиг получил начальное образование в одном из частных пансионов. Кроме того, у него был личный педагог – А.Д.Бородков, который привил мальчику любовь к русской словесности и истории, а также пренебрежительное отношение к точным наукам. И именно по настоянию Бородкова в октябре 1811 года родители отдали Антона на обучение в только что открывшийся Царскосельский лицей.

Лицей

В Царскосельском лицее А.А.Дельвиг попал в один класс с Пушкиным и Кюхельбекером. За шесть лет обучения они по-настоящему подружились и поддерживали теплые отношения на протяжении всей жизни.
Четырнадцатилетний Антон был немного полноват, неуклюж и неповоротлив, всегда с румянцем на щеках. Учился весьма плохо, преподаватели называли его способности, как и прилежание, посредственными, а успехи медленными. Из-за этого в лицее за Дельвигом закрепилась репутация увальня и лентяя, которую он не спешил опровергать, порой даже намеренно поддерживал сложившийся «имидж». Товарищи часто подшучивали над ним, писали дружеские эпиграммы.
Но медлительность и неповоротливость Дельвига исчезали, если он брался за дело, которое ему было действительно интересно. Так, он никогда не ленился готовить уроки по русской словесности, много читал. Дельвиг не знал немецкого языка, но наизусть цитировал Шиллера и Гете.
В лицее впервые проявился поэтический талант Антона Антоновича. Его ранние стихотворения («К Диону», «К Лилете») скорее были подражанием Горацию. В 1814 году в «Вестнике Европы» под псевдонимом «Русский» было впервые напечатано стихотворение Дельвига – «На взятие Парижа».
В 1817 году к Антону Дельвигу как к поэтически одаренному ученику обратился директор Лицея с просьбой написать что-нибудь по случаю первого выпуска. Дельвиг написал стихотворение «Шесть лет», которое было положено на музыку и пелось многими поколениями лицеистов.

Служба

По окончании лицея Дельвиг поступил на службу в Департамент горных и солярных дел. После этого недолго работал в канцелярии Министерства финансов. Впрочем, на службе он не проявлял особого усердия, поручения выполнял неторопливо и не всегда верно, чем часто вызывал недовольство со стороны начальства.
В 1820 году А.А.Дельвиг поступил «по найму» в Публичную библиотеку Петербурга, а с 1821 по 1825 годы работал там помощником библиотекаря И.А.Крылова. Но и здесь Дельвиг больше читал книги, чем заносил их в картотеки.
После этого поэт работал еще в нескольких ведомствах, его последнее место службы – Министерство внутренних дел.

Литературная и издательская деятельность Дельвига

Еще в 1819 году Дельвиг вместе с Пушкиным, Кюхельбекером и Баратынским организовали сообщество – «Союз поэтов», ­– который, впрочем, больше был дружеским объединением, чем профессиональной литературной организацией. Но уже тогда проявлялась удивительная черта Дельвига: если в учебе и службе, он был «ленивым баловнем», то во всем, что так или иначе касалось литературы и поэзии, он проявлял невероятное рвение и целеустремленность.
Так, в 1825 году он начал издавать альманах «Северные цветы». Обладая редким даром распознавать зарождающийся талант и незаурядными организаторскими способностями, он привлек для участия в альманахе многих московских и петербургских авторов. Еще один альманах, выпущенный поэтом, – «Подснежник».
Но главное дело Дельвига – «Литературная газета». Поэт начал издавать ее вместе с Пушкиным и Вяземским в начале 1830 года. На страницах «Литературной газеты» он активно проявил себя как критик, выступающий против «коммерческой» литературы (в частности, сильно критиковал роман Ф.Булгарина «Иван Выжигин»), а также против малообразованного, недумающего читателя. Он публиковал произведения «полузапрещенного» Пушкина и совсем «неугодного» Кюхельбекера. Издание вызвало общественный резонанс, но из-за проблем с цензурой просуществовало недолго – в июне 1831 года газету закрыли.
Следует отметить, что помимо литературных кругов, Дельвиг был вхож в круг людей, борющихся за общественно-политические идеи. Он близко был знаком с декабристами Ф.Глинкой, А.Бестужевым, К.Рылеевым, даже недолго принимал участие в альманахе «Полярная звезда». Однако, разделяя в определенной мере идеи декабристов, он предпочитал оставаться в отдалении от политических и революционных «бурь».

Последние годы жизни и смерть Дельвига

В 1825 году А.А.Дельвиг женился на девятнадцатилетней Софье Михайловне Салтыковой. Она была умна, приветлива, хорошо разбиралась в литературе. У Дельвигов собирались литераторы, музыканты, издатели. Постепенно их дом превратился в модный литературно-музыкальный салон.
У Софьи Михайловны появилось много поклонников, которым она отвечала взаимностью. А.А.Дельвиг знал об этом, но скандалов никогда не устраивал.
Одновременно с этим, в 1830 году, у А.А.Дельвига обострились отношения с Ф.Булгариным, с которым они давно находились в неприятельских отношениях, на поэта обрушились критики, обвиняя его в том, что половину стихов за него написал Пушкин, а вторую половину – Е.А.Боратынский.
Проблемы в литературно-издательской деятельности, а также семейные неурядицы сильно изматывали поэта. Он часто болел.
В ноябре 1830 года А.А.Дельвиг был вызван на допрос к начальнику III отделения графу А.Х.Бенкендорфу, который обвинил поэта в неподчинении властям и пригрозил ссылкой в Сибирь.
После этого А.А.Дельвиг слег в приступе нервной лихорадки, осложнившейся воспалением легких. Больше месяца он пролежал в постели. А 14 января 1831 года умер.
Узнав о смерти друга, Пушкин написал: «Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроенная голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас. Наши ряды начинают редеть…». В память о нем А.С.Пушкин в 1831 году издал еще один том альманаха «Северные цветы».

Последние материалы раздела:

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...

Скачать Тесты по психологии на андроид v
Скачать Тесты по психологии на андроид v

– приложение на андроид с развлекательным характером. С его помощью пользователь узнает свои стороны личности, а также познакомится ос страхами и...

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...