Определение термина «логистика» российскими учеными и специалистами.

В учебном пособии системно излагаются знания о бурно развивающемся в мире новом научном и учебном направлении - логистике, науке об организации процессов и материальных потоков в производстве и управлении ими. Авторы анализируют понятийный аппарат, факторы развития, концепцию логистики. Подробно рассматриваются основные составляющие логистики в их взаимосвязи - информационная логистика, логистика товарно-материальных запасов, логистика складирования, транспорт, организация логистического управления и контроллинг в логистических схемах.
Для учащихся вузов, слушателей учреждений послевузовского образования, руководителей и специалистов.

Факторы развития логистики.
Интерес к проблемам развития логистики в промышленно развитых странах исторически был связан прежде всего с причинами экономического характера. В условиях, когда рост объемов производства и расширение внутринациональных и мирохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.

В западных странах около 93% времени движения товара от первичного источника сырья до конечного потребителя приходится на его прохождение по различным каналам материально-технического обеспечения и, главным образом, на хранение. Собственно производство товаров занимает лишь 2% суммарного времени, а транспортировка - 5%.

В этих же странах доля продукции товародвижения составляет более 20% валового национального продукта. При этом в структуре таких расходов на издержки по содержанию запасов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции приходится порядка 44%, на складирование и экспедирование - 16%, магистральные и технологические перевозки грузов - соответственно 23 и 9%. Оставшиеся 8% падают на расходы по обеспечению сбыта готовой продукции.

Оглавление
Предисловие
Глава 1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЛОГИСТИКИ И ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
1.1. Определение, понятие, задачи и функции логистики
1.2. Факторы развития логистики
1.3. Уровни развития логистики
Контрольные вопросы к главе 1
Глава 2. КОНЦЕПЦИЯ ЛОГИСТИКИ
2.1. Эволюция концептуальных подходов к логистике
2.2. Категория экономических компромиссов
2.3. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирм
2.4. Основные требования логистики
Контрольные вопросы к главе 2
Глава 3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА
3.1. Информационные логистические системы
3.2. Информационная инфраструктура
3.3. Цели и роль информационных потоков в логистических системах««
Контрольные вопросы к главе 3
Глава 4. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА
4.1. Задачи и функции закупочной логистики
4.2. Механизм функционирования закупочной логистики
4.3. Планирование закупок
4.4. Выбор поставщика
4.5. Правовые основы закупок
Контрольные вопросы к главе 4
Глава 5. ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
5.1. Цели и пути повышения организованности материальных потоков в производстве
5.2. Требования к организации и управлению материальными потоками
5.3. Законы организации производственных процессов и возможности оптимизации организации материальных потоков в пространстве и во времени
5.4. Организация рациональных материальных потоков в непоточном производстве
5.5. Оптимизация организации производственного процесса во времени
5.6. Правило 80-20
Контрольные вопросы к главе 5
Глава 6. СБЫТОВАЯ ЛОГИСТИКА
6.1. Логистика и маркетинг
6.2. Каналы распределения товаров
Контрольные вопросы к главе 6
Глава 7. ЛОГИСТИКА ЗАПАСОВ
7.1. Категория товарно-материальных запасов
7.2. Системы управления запасами на фирмах
7.3. Место логистики запасов в логистической системе организации
7.4. Виды запасов
7.5. Основные системы управления запасами
7.6. Прочие системы управления запасами
7.7. Методические основы проектирования эффективной логистической системы управления запасами
Контрольные вопросы к главе 7
Глава 8. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ
8.1. Роль складирования в логистической системе
8.2. Основные проблемы функционирования складов
8.3. Логистический процесс на складе
8.4. Система складирования как основа рентабельности работы склада
Контрольные вопросы к главе 8
Глава 9. ТРАНСПОРТ В УСЛОВИЯХ ЛОГИСТИКИ
9.1. Влияние логистики на транспорт
9.2. Политика транспортных предприятий и изменения в характере их деятельности
9.3. Новые логистические системы сбора и распределения грузов
Контрольные вопросы к главе 9
Глава 10. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
10.1. Основные функции управления
10.2. Механизм межфункциональной координации управления материальными потоками
10.3. Контроллинг в логистических системах
Контрольные вопросы к главе 10
Перечень рекомендуемой литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Логистика, Аникина Б.А., 1999 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Учебная программа курса Логистика (Стандарт)
  • Дрожжин А.И. Логистика (Документ)
  • Лукинский В.С. и др. Логистика (Документ)
  • Горинова С.В. Логистика (Документ)
  • n1.doc

    ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    серия основана в 1996 г.
    Государственный университет управления

    Институт мировой экономики и международных

    отношений РАН

    Московский государственный технический

    университет имени Н. Э. Баумана

    ЛОГИСТИКА
    УЧЕБНИК
    Под ред. профессора Б. А. Аникина

    Издание третье, переработанное и дополненное
    Рекомендовано

    Министерством образования

    Российской Федерации в качестве учебника

    для студентов высших учебных заведений

    Москва

    УДК (075.8)33

    ББК б5.050я73

    Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина: 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Л69 ИНФРА-М, 2002. - 368 с. - (Серия «Высшее образование»).
    ISBN 5-16-000912-4
    В учебнике системно излагаются знания о бурно развивающемся в мире новом научном и учебном направлении - логистике, науке об организации и управлении процессами и материальными потоками в экономике. Авторы анализируют понятийный аппарат, факторы развития, концепцию логистики. Подробно рассматриваются основные составляющие логистики в их взаимосвязи - информационная логистика, логистика товарно-материальных запасов, логистика складирования, транспорт, организация логистического управления, контроллинг в логистических схемах и др.

    Для студентов вузов, слушателей учреждений послевузовского образования, руководителей и специалистов.

    ББК 65.050я73
    ISBN 5-16-000912-4 ©Коллектив авторов, 1997, 2000, 2002

    в следующем составе:

    Аникин Б. А. , д-р экон. наук, профессор - архитектоника учебника, предисловия, глава 10, разделы 3.3 и 13.2-13.3;

    Раздел 13.1 (совместно с В. И. Сергеевым)

    Дыбская В. В. , д-р экон. наук, профессор - глава 8

    Колобов А. А., д-р техн. наук, профессор - глава 11 (совместно с И. Н. Омельченко)

    Омельченко И. Н. , д-р техн. наук, профессор - глава 11 (совместно с А. А. Колобовым)

    Сергеев В. И. , д-р экон. наук, профессор - раздел 6.3;

    Раздел 13.1 (совместно с Б. А. Аникиным)

    Тунаков А. П. , д-р техн. наук, профессор - глава 12

    Федоров Л. С. , д-р экон. наук, профессор - главы 1-2 и 9, разделы 3.1, 4.1, 6.1, 7.1-7.2

    Наймарк Ю. Ю. , канд. экон. наук, профессор - глава 5

    Стерлигова А. Н. , канд. экон. наук, профессор - разделы 4.4, 6.2 и 7.3-7.7

    Чудаков С. К. , канд. экон. наук, доцент - разделы 4.3 и 4.5

    Аникин О. Б. - разделы 3.2 и 4.2

    Рецензенты:

    Кафедра производственного менеджмента

    Московского государственного технологического

    университета «Станкин»

    д-р экон. наук, профессор С. В. Смирнов

    Предисловие ко второму изданию.............................................…………........ 8

    Предисловие к третьему изданию...........................................…………........... 9
    Глава 1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЛОГИСТИКИ

    И ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ.............................................………....... 12

    1.1. Определение, понятие, задачи и функции логистики..……......... 12

    1.2. Факторы развития логистики...............................................……... 22

    1.3. Уровни развития логистики..................................................…….... 27
    Глава 2. КОНЦЕПЦИЯ ЛОГИСТИКИ..................................………….......... 34

    2.1. Эволюция концептуальных подходов к логистике........…........... 34

    2.3. Логистика как фактор повышения

    Конкурентоспособности фирм............................................……..... 48

    2.4. Основные требования логистики.........................................……... 53
    Глава 3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА.........................…………..... 60

    3.1. Информационные логистические системы.........................…….... 60

    3.2. Информационная инфраструктура......................................……..... 69

    3.3. Цели и роль информационных потоков

    В логистических системах....................................................…….... 80
    Глава 4. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА......................................………….... 84

    4.1. Задачи и функции закупочной логистики...........................……... 84

    4.2. Механизм функционирования закупочной логистики....……..… 94

    4.3. Планирование закупок.......................................................…….... 110

    4.4. Выбор поставщика...............................................................……... 118

    4.5. Правовые основы закупок..................................................…….... 122
    Глава 5. ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

    ПРОЦЕССОВ........................................................................……...... 130

    5.1. Цели и пути повышения организованности

    Материальных потоков в производстве................................…... 130

    5.2. Требования к организации и управлению

    Материальными потоками..............................................……....... 134

    5.3. Законы организации производственных процессов

    И возможности оптимизации организации

    Материальных потоков в пространстве и времени.............…..... 138

    5.4. Организация рациональных материальных

    Потоков в непоточном производстве................................…….... 152

    5.5. Оптимизация организации производственного

    Процесса во времени.........................................................……...... 155

    5.6. Правило 8020...................................................................……....... 164
    Глава 6. СБЫТОВАЯ (РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ)

    ЛОГИСТИКА......................................................................………........ 169

    6.1. Логистика и маркетинг........................................................……... 169

    6.2. Каналы распределения товаров.......................................……....... 176

    6.3. Правила распределительной логистики.............................…….. 186
    Глава 7. ЛОГИСТИКА ЗАПАСОВ............................................…………..... 192

    7.2. Системы управления запасами на фирмах........................……... 198

    7.3. Место логистики запасов

    В логистической системе организации.............................…….... 205

    7.4. Виды запасов......................................................................……..... 208

    7.5. Основные системы управления запасами...........................…….. 213

    7.6. Прочие системы управления запасами...............................…….. 221

    7.7. Методические основы проектирования

    Эффективной логистической системы

    Управления запасами...........................................................…….... 227
    Глава 8. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ...........................…………..... 235

    8.1. Основные функции и задачи складов

    В логистической системе.....................................................…….... 235

    8.2. Проблемы эффективного функционирования склада........…….. 238

    8.3. Логистический процесс на складе.......................................……... 241

    8.4. Система складирования как основа рентабельности

    Работы склада.......................................................................………….. 246
    Глава 9. ТРАНСПОРТ В УСЛОВИЯХ ЛОГИСТИКИ...............………….. 258

    9.1. Влияние логистики на транспорт........................................……... 258

    9.2. Политика транспортных предприятий

    И изменения в характере их деятельности...........................……. 262

    9.3. Новые логистические системы сбора

    И распределения грузов........................................................……... 266
    Глава 10. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО

    УПРАВЛЕНИЯ.......................................................................………… 272

    10.1. Основные формы управления

    Материально-техническим обеспечением.........................…..... 272

    10.2. Механизм межфункциональной координации

    Управления материальными потоками..............................…..... 285

    10.3. Развитие системы управления логистической

    Организацией: от функционального агрегирования

    До информационной интеграции......................................……... 295

    10.4. Контроллинг в логистических системах.............................….... 301
    Глава 11. ЛОГИСТИКА СЕРВИСНОГО

    ОБСЛУЖИВАНИЯ................................................................………..... 304

    11.1. Классификация видов сервисного обслуживания

    Продукции.............................................................................…….. 304

    11.2. Критерии сервиса удовлетворения

    Потребительского спроса....................................................…….. 306

    11.3. Критерии сервиса оказания услуг

    Производственного назначения..........................................……. 308

    11.4. Критерии сервиса послепродажного обслуживания........…..... 310

    11.5. Критерии сервиса информационного обслуживания.......…….. 312

    11.6. Критерии сервиса финансово-кредитного

    Обслуживания......................................................................…….. 313
    Глава 12. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ....................................…………... 315

    12.1. Логистические центры фирм..............................................…..... 315

    12.2. Региональные логистические центры.................................……. 316

    12.3. Состав типичного регионального центра..........................…..... 317

    12.4. Логистические центры в России.........................................….... 321
    Глава 13. ЛОГИСТИКА БУДУЩЕГО.........................................…………... 324

    13.1. Глобальная логистика.........................................................…….. 324

    13.2. Интеграция организаций России в мировую

    Логистическую сеть...........................................................…....... 329

    13.3. Логистика «стройного» производства................................…..... 331
    Рекомендуемая литература.........................................................………….... 334

    Предисловие к первому изданию
    Логистика - наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя .

    Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее сравнительно молодая наука. Особенно бурное развитие она получила в период второй мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, тыловых и снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, горюче-смазочными материалами и продовольствием. Постепенно понятия и методы логистики стали переносить из военной области в гражданскую, вначале как нового научного направления о рациональном управлении движением материальных потоков в сфере обращения, а затем и в производстве. Подразделения логистики созданы на предприятиях промышленности, аграрно-промышленного комплекса, транспорта, в аппарате НАТО, они включаются в состав организационных комитетов по проведению крупных международных соревнований и т. д.

    К конце XX века логистическая наука выступает как дисциплина, включающая в себя закупочную, или снабженческую, логистику, логистику производственных процессов, сбытовую, или распределительную, логистику, транспортную логистику, информационную, или компьютерную, логистику и ряд других. Каждая из перечисленных областей деятельности человека достаточно изучена и описана в соответствующей литературе; новизна же самого логистического подхода заключается в интеграции перечисленных, а также и других (неназванных) областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными и информационными потоками. Таким образом, логистика прежде всего работает на потребителя, стремясь максимально удовлетворить его запросы.

    Все это позволяет сделать вывод о том, что хотя о логистике известно давно, тем не менее она претендует на название научной и учебной дисциплины XXI века и, на наш взгляд, будет со временем введена в качестве базовой дисциплины в программу высшей школы и послевузовского образования, а специалисты по логистике окажутся востребованы практически всеми областями деятельности человека.
    Предисловие ко второму изданию

    При подготовке, второго издания учебника авторы устранили ряд ошибок и неточностей, а также сочли необходимым внести изменения в его структуру. Учтены пожелания читателей, расширен круг представителей научных школ в авторском коллективе.

    В книгу вошли две новых главы. В главе 11 «Логистика сервисного обслуживания», написанной учеными МГТУ им. Н. Э. Баумана, приводится классификация видов сервисного обслуживания продукции, изложены критерии уровня сервиса ни каждому виду сервисного обслуживания и др. Отдельная глава посвящена логистике будущего. В ней рассматриваются два направления, имеющие общемировое значение, связанные с глобальной логистикой и логистикой «стройного» производства, а также проблема интеграции организаций России в мировую логистическую сеть.

    Практически во все главы включен новый иллюстративный материал (схемы и графики), в том числе кривая «золотого» сечения в производственной логистике, графики влияния качества сервиса удовлетворения потребительского спроса на прибыль предприятия, обеспечения оптимального уровня обслуживания в зависимости от суммарных затрат, схемы информационного потока при импорте и транспортировке грузов по России, материального потока от складов поставщика до таможенного терминала в России, распределительных каналов в зависимости от объема производства и спроса, движущих сил глобализации и ряд других.

    За два прошедших года с момента выхода в свет первого издания книга нашла широкий читательский отклик во многих регионах России и странах ближнего зарубежья. В августе 1999 г. издан «Практикум по логистике» в качестве практического приложения к тексту настоящего учебника. Авторы учебника будут признательны читателям за критические замечания и пожелания, а также предложения об участии в авторском коллективе с целью дальнейшего совершенствования текста книги, особенно ее разделов, посвященных практическому применению концепции логистического подхода.
    Предисловие к третьему изданию

    С момента выхода первого издания учебника в России в области логистики произошел ряд положительных сдвигов. Во-первых, большинство вузов России включили логистику в число основных базовых дисциплин. Во-вторых, с 2000 г. Министерство образования РФ проводит эксперимент по открытию специальности «Логистика» в вузах. Эксперимент проводится в семи вузах - в четырех московских, двух петербургских и ростовском (Ростов-на-Дону). В-третьих, российские ученые и специалисты, работающие в области логистики, представляя разные школы и течения, постепенно с учетом европейского и американского опыта вырабатывают свою трактовку понятий и определений в логистике. Анализируя их определения основного термина «логистика», можно прийти к общему выводу о том, что большинство российских авторов определяют логистику как науку об управлении потоковыми процессами в экономике, что соответствует концепции учебника (табл. 0.1).

    При подготовке третьего издания учебника авторы внесли в текст ряд необходимых уточнений. Подверглась некоторым изменениям структура книги. Включен новый материал  глава 12 и раздел 10.3. В главе 12 «Логистические центры» даются сведения о двух основных типах логистических центров: организации и региона. В разделе 10.3 рассмотрены основные стадии развития организационных структур управления логистической организацией, включая концепцию организации XXI века. В качестве практического приложения к тексту настоящего учебника в 2001 г. издан «Практикум по логистике» (2-е изд.).

    Таблица 01

    Определение термина «логистика» российскими учеными и специалистами


    Научная школа____

    Автор__________

    Определение_________

    Институт мировой

    экономики и

    международных отношений РАН


    Федоров Л.С.,

    д-р экон. наук, проф.


    Логистика -

    совершенствование

    управления движением

    материальных потоков от

    первичного источника сырья

    до конечного потребителя

    готовой продукции и

    связанных с ними

    информационных

    и финансовых потоков на

    основе системного подхода и

    экономических компромиссов

    с целью достижения

    синергического эффекта

    Логистика - форма

    оптимизации рыночных

    связей, гармонизация

    интересов всех участников

    цепи товародвижения


    Санкт-Петербургский

    государственный

    университет экономики

    и финансов


    СемененкоА.И.,

    д-р экон. наук, проф.


    Логистика - новое

    направление научно-

    практической деятельности,

    целевой функцией которого является сквозная

    организационно-

    аналитическая оптимизация

    экономических потоковых процессов


    Московский

    государственный

    технический университет

    им. Н.Э. Баумана


    Колобов А.А.,

    д-р техн. наук, проф.;

    Омельченко И.Н.,

    д-р техн. наук, проф.


    Логистика - наука о

    планировании, управлении и

    контроле за движением

    материальных и

    информационных потоков в

    любых системах


    Казанский государственный технический

    университет (КАИ)


    Тунаков А. П.,

    д-р техн. наук, проф.


    Логистика - наука об

    управлении материальными, информационными и

    финансовыми потоками


    Московский

    государственный

    автомобильно-дорожный

    институт (технический

    Университет)


    Миротин Л.Б.,

    д-р техн. наук, проф.;

    Ташбаев Ы.Э.,

    канд.техн. наук, доц.


    Логистика - наука об

    организации совместной

    деятельности менеджеров

    различных подразделений

    предприятия, а также группы

    предприятий по эффективному

    продвижению продукции по

    цепи «закупки сырья 

    производство  сбыт 

    распределение» на основе

    интеграции и координации

    операций, процедур и

    функций, выполняемых в

    рамках данного процесса

    с целью минимизации общих

    затрат ресурсов


    Государственный

    университет - Высшая

    школа экономики

    Государственный

    университет управления


    Сергеев В. И.,

    д-р экон. наук, проф.;

    Стерлигова А.Н,

    канд.техн. наук, доц.

    Аникин Б.А.,

    д-р экон. наук, проф.


    Логистика - наука об

    управлении и оптимизации

    материальных и

    сопутствующих им потоков

    (информационных,

    финансовых, сервисных и др.)

    в микро-, мезо- или

    макроэкономических системах

    Логистика - управление

    материальными потоками,

    потоками услуг и связанными

    с ними информационными и

    финансовыми потоками в

    логистической системе для

    достижения ею поставленных

    перед ней целей

    Логистика - наука об

    управлении потоковыми

    процессами в экономике


    Глава 1
    ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЛОГИСТИКИ

    И ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

    Я часто думаю над тем: где мое место в

    этом потоке?

    Чингисхан
    1.1. Определение, понятие, задачи

    и функции логистики
    В последние годы в сфере товарного обращения ряда стран произошли существенные преобразования. В хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки товаров. Они базируются на концепции логистики .

    Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развития практической логистики уходит далеко в прошлое. Профессор Гамбургского университета Г. Павеллек отмечает, что еще в период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты», или «логистики»; они занимались распределением продуктов питания 1 . В первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по обеспечению вооруженных сил материальными ресурсами и содержанию их запасов. Так, во времена византийского царя Леона VI (865-912 гг. н. э.) считалось, что задачами логистики являются вооружение армии, снабжение ее военным имуществом, своевременная и в полной мере забота о ее потребностях и соответственно подготовка каждого акта военного похода 2 .

    По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX века А. Жомини, который дал такое определение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т. д. Считается, что некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона. Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века.

    Логистика стала активно применяться в период второй мировой войны, и прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий 3 . Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия с необходимых количествах.

    Вот почему во многих западных странах логистику поставили на службу эффективности управления материальными потоками в экономике. Как и другие методы прикладной математики (исследование операций, математическая оптимизация, сетевые модели и т. д.), логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она оформилась как новый вид теории о реализации управления движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и производства. Таким образом, возникшие в странах с рыночной экономикой еще накануне и в период экономического кризиса 1930-х годов идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались в самостоятельные направления научных исследований и форму хозяйственной практики - логистику .

    Россия внесла значительную лепту в развитие логистики. Еще в начале XX столетия петербургские профессора путей сообщения издали труд под названием «Транспортная логистика». На его основе были построены модели перевозки войск, их обеспечения и снабжения. Эти модели получили практическое применение при планировании и проведении ряда кампаний русской армии в ходе первой мировой войны.

    В СССР в годы первых пятилеток на основе принципов транспортной логистики разрабатывались графики поставок грузов для важнейших строек, полярных и других экспедиций. В период Великой Отечественной войны службы военных сообщений организовывали движение фронтовых грузов всеми видами транспорта 4 . В послевоенный период логистика получила дальнейшее развитие. В частности, в 1950 г. издан труд Б.Г. Бахаева «Основы эксплуатации морского флота». В этом труде сформулировано основное кредо логистики, суть которого сводилась к требованию рациональной организации перевозок и перепалок грузов в требуемом количестве и необходимого качества в заданный пункт назначения с минимальными издержками в обусловленный срок.

    В конце 1970-х годов в Ленинграде была разработана логистическая технология, т. е. работа видов транспорта по методу транспортного узла, где осуществлялось их взаимодействие. Концепции отечественных ученых изучались западными специалистами. В настоящее время они положены в основу развития единой Европейской транспортной системы стран ЕС. В конце 1980-х годов в СССР была сделана попытка внедрить межотраслевую систему «Ритм», функционирующую на принципах логистики. Единая межотраслевая технология устойчивых перевозок железорудного сырья объединяла графики движения поездов, работу станций, предприятий - отправителей и получателей грузов по организации продвижения технологических маршрутов. Была разработана и внедрялась логистическая цепочка доставки каменного угля из Кузбасса на одну из ТЭЦ Москвы.

    В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики . Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т. е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом : помимо управления операциями товародвижения оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.

    В рамках отмеченного подхода к логистике имеется множество различных трактовок. Анализируя их, нетрудно заметить ряд аспектов, через призму которых рассматривается логистика. Наибольшее распространение получили управленческие, экономические и оперативно-финансовые аспекты. Так, профессор Г. Павеллек 5 и сотрудники Национального совета США по управлению материальным распределением 6 , определяя сущность логистики, акцентируют внимание на управленческом аспекте. Логистика, по их мнению, - это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока 7 .

    Многие специалисты в исследуемой области, в том числе французские, отдают предпочтение экономической стороне логистики и трактуют ее как «...совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции» 8 . В справочнике, выпущенном компанией «Данзас» (одна из крупнейших германских транспортно-экспедиторских фирм), логистика определяется как некая система, выработанная для каждого предприятия с целью оптимального, с точки зрения получения прибыли, ускорения движения материальных ресурсов и товаров внутри и вне предприятия, начиная от закупок сырья и материалов, прохождения их через производство и кончая поставками готовых изделий потребителям, включая связывающую эти задачи информационную систему 9 .

    Некоторые определения логистики отражают как управленческий , так и экономический аспекты. Наиболее типична в этом отношении характеристика логистики, данная профессором Пфолем (ФРГ), который увязывает воедино процессы планирования и контроля движения материальных ценностей с сокращением затрат на их перемещение и информационное обеспечение 10 .

    В ряде определений логистики подчеркивается ее оперативно-финансовый аспект. В них трактовка логистики исходит из времени расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю 11 .

    В других определениях логистики находят отражение взгляды специалистов, акцентирующих внимание на отдельных функциях в рассматриваемом цикле. Логистика в этих случаях сводится к весьма узкому кругу операций: транспортировка, погрузка-выгрузка, складирование и т. д. Обобщая вышеизложенные определения логистики, ее можно охарактеризовать как науку управления материальными потоками от первичного источника до конечного потребителя с минимальными издержками, связанными с товародвижением и относящимся к нему потоком информации .

    Разумеется, в отмеченных выше трактовках логистики справедливо выделяются те или иные ее стороны, однако упускается из виду важнейший, по нашему мнению, аспект логистики - возможность влиять на стратегию корпорации и на создание новых конкурентных преимуществ фирмы на рынке, т. е. на ее конечные цели. Этот аспект, по существу, находит отражение во втором подходе к определению логистики.

    Первыми практический потенциал логистики предугадали американские специалисты Пол Конверс и Питер Дракер. Они определили ее потенциальные возможности как «последний рубеж экономии затрат» и «неопознанный материк экономики» 12 . Впоследствии их точку зрения разделили многие теоретики логистики. Такие американские исследователи, как M. Портер, Д. Сток и некоторые другие, полагают, что логистика вышла за границы ее традиционного узкого определения и имеет большое значение в стратегическом управлении и планировании фирмы 13 .

    Приверженцами расширительного толкования логистики являются и французские специалисты Э. Мате и Д. Тиксье, которые подразумевают под ней «способы и методы координации отношений фирмы с партнерами, средство координации предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения... способ организации деятельности предприятия, позволяющий объединить усилия различных единиц, производящих товары и услуги, с целью оптимизации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, используемых фирмой для реализации своих экономических целей» 14 . Э. Мате и Д. Тиксье считают, что «...логистика находится в самом сердце осуществляемого компанией в различных областях выбора, в центре предпринимаемых действий; несомненно, она представляет собой важный фактор разработки общей политики фирмы» 15 . К сторонникам расширительной трактовки логистики относятся также английские ученые Д. Бенсон и Дж. Уайтхэд. По их мнению, логистика охватывает исследование и прогнозирование рынка, планирование производства, закупку сырья, материалов и оборудования, включает контроль за запасами и ряд последовательных товаро-движенческих операций, изучение обслуживания покупателей 16 .

    Из приведенных определений логистики иностранными специалистами следует, что она представляет собой более широкую категорию, чем маркетинг , многие из основных функций которого перешли к логистике. Одним из подтверждений этого может служить создание на ряде фирм логистических структур, поглотивших ранее функционировавшие подразделения маркетинга. Более того, английские исследователи М. Кристофер и Г. Уилс считают, что логистика эффективна не только на уровне фирм, но и на отраслевом уровне. Ей, полагают они, должны принадлежать решения по общеэкономическому процессу отрасли, включая вопросы размещения предприятий и складов.

    Разнобой в определении логистики обусловлен рядом причин 17 . Одна из них заключается в специфике и различии масштабов задач, которые пытаются решать отдельные фирмы в сфере сбыта товара, его перевозки, складирования и т.д. Другой причиной являются существующие различия в национальных системах организации и управления товародвижением, а также в уровне исследований проблем логистики в разных странах. Третья причина заключается во множественности функциональных направлений деятельности во внешней среде логистической системы (рис. I.I).

    В своей основе логистика не является феноменом совершенно новым и не известным практике. Проблема наиболее рационального движения сырья, материалов и готовой продукции всегда была предметом пристального внимания. Новизна логистики заключается, во-первых, в смене приоритетов в хозяйственной практике фирм, отводящей центральное место в ней управлению потоковыми процессами, а не управлению производством. Во-вторых, новизна логистики состоит во всестороннем комплексном подходе к вопросам движения материальных ценностей в процессе воспроизводства.



    Рис. 1.1. Функциональное «окружение» логистической системы:

    1 - логистика и электронная обработка данных; 2 - закупка сырья и материалов; 3 - планирование материально-технического снабжения; 4 - планирование выпуска продукции; 5 - совершенствование качества продукции; 6 - планирование и управление производством; 7 - складские системы; 8 - планирование сбыта; 9 - рынок сбыта, маркетинг; 10 - структура сервиса; 11 - организация обслуживания клиента; 12 -планирование финансов; 13 - текущая финансовая деятельность; 14 - структура кадровой системы; 15 - планирование и управление кадрами

    Если при фрагментарном способе управления материальными потоками координация действий явно недостаточна, не соблюдается необходимой последовательности и увязки в действиях различных структур (подразделений фирм и их внешних партнеров), то логистика предполагает согласование процессов, связанных с материальными и информационными потоками, производством, менеджментом и маркетингом. В-третьих, новизна логистики заключается в использовании теории компромиссов в хозяйственной практике фирм. В результате при движении материальных и информационных потоков нередко достигаются прямо противоположные цели участников логистической цепочки (поставщиков, потребителей и посредников), что свидетельствует о выполнении логистикой функции сбалансирования, оптимизации и координации различного рода отношений (загрузки производственных мощностей и мощностей закупок и сбыта, финансовых и информационных отношений и т. п.). Это позволило отойти от обособленного управления различными функциями товародвижения и осуществить их интеграцию, что дало возможность получать общий результат деятельности, превосходящий сумму отдельных эффектов.

    Исходя из вышеизложенного, можно дать следующее общее определение логистики. Логистика - это форма оптимизации рыночных связей, гармонизация интересов всех участников процесса товародвижения . Логистика представляет собой совершенствование управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции на основе системного подхода и применения экономических компромиссов с целью получения синергического эффекта.

    В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики: логистику, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логистика ); производственную логистику; сбытовую (маркетинговую, или распределительную, логистику ) 18 . Выделяют также и транспортную логистику , которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики. Неотъемлемой частью всех видов логистики является также обязательное наличие логистического информационного потока, включающего в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации. Эту подсистему логистики часто называют компьютерной логистикой . Если следовать логике западных специалистов, то число видов логистики можно было бы продолжить. Представляется, что оперирование такими понятиями имеет не только чисто терминологическое значение. Оно находит отражение в расширении сферы деятельности логистики, в создании соответствующих новых организационных структур управления фирмами, специальных подразделений для руководства перемещением грузов на складах предприятия, осуществления маркетинга и материального распределения при реализации готовой продукции. Поэтому, на наш взгляд, было бы корректнее вести речь не о видах логистики, а о ее функциональных областях .

    Между указанными областями логистики существуют связь и взаимозависимость. Например, если в основном производстве используется технология, не требующая наличия существенных промежуточных запасов материалов и сырья, то в соответствии с логистикой поставки предусматривается осуществлять в строго определенное время через короткие интервалы. Для выполнения нерегулярных заказов в минимальные сроки, когда для основного производства характерно пространственное сосредоточение оборудования, создание резервов производственных мощностей (так называемых систем «островов производства»), в области закупок используются соответствующие способы, позволяющие приобрести разнообразные материальные ресурсы, с тем чтобы выполнить индивидуальные заказы.

    В логистической цепи , т. е. цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья: закупка и поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потребление готовой продукции (рис. 1.2). Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся: транспортные средства и их обустройство, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, естественно, охватывает и кадры, т. е. тех работников, которые выполняют все последовательные операции.


    Информационный поток

    Материальный поток

    Рис. 1.2. Логистическая цепь
    Источник: The realities and challenges of European logistics into the 90s. Milan, 6th European Logistics Congress. November 1988, p. 10.
    Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро- и микрологистику. Макрологистик а решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров.

    Микрологистик а решает локальные вопросы в рамках отдельных фирм и предприятий . Примером может служить внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируются различные логистические операции, такие, как транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и др. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю за процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий. Отличие между макро- и микрологистикой состоит еще и в том, что в масштабах первой взаимодействие между участниками процесса товародвижения происходит на основе купли-продажи товаров, а в рамках второй - на бестоварных отношениях.

    Усложнение производства и обострение конкуренции в 1980-90-х годах потребовали более точной увязки логистики со стратегическими целями фирм, а также активизации роли логистики в повышении гибкости фирм, их способности быстро реагировать на рыночные сигналы. В связи с этим главной задачей логистики стала разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами . Ибо, как показала практика, недоучет тесной связи концепции логистики с активной рыночной стратегией часто приводил и приводит к тому, что сама по себе закупка сырья, полуфабрикатов и комплектующих становится стимулом для начала выпуска той или иной продукции без наличия должного спроса на нее. В современной рыночной ситуации такой подход к выпуску продукции чреват коммерческим провалом. Разумеется, ориентация на минимизацию издержек остается в силе, но лишь при условии нахождения оптимального уровня сочетания издержек и рентабельности основного и оборотного капитала, задействованного в рамках рыночной стратегии.

    Одна из основных задач логистики заключается также в совершенствовании управления товародвижением, в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков , обеспечивающей высокое качество поставки продукции. С этой задачей самым тесным образом сопряжено решение таких проблем, как: соответствие друг другу материальных и информационных потоков; контроль за материальным потоком и передача данных о нем в единый центр; определение стратегии и технологии физического перемещения товаров; разработка способов управления операциями движения товаров; установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки; определение объема производства, транспортировки и складирования; расхождение между намеченными целями и возможностями закупки и производства. Выполнить эту задачу можно с помощью решения научных проблем развития самой логистики, начиная от структуризации технологии ее цепей и заканчивая различными локальными задачами.

    В соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее функций: оперативные и координационные. Оперативные функции связаны с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу, мало чем отличаются от функций традиционного материально-технического обеспечения. К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам. В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта. Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.

    К числу функций логистической координации относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование развития потенциальных рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры (рис. 1.3). Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения товара. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, а утвердившаяся формула - «маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует» - имеет под собой весомое основание. В известной степени формула применима и к координации взаимоотношений логистики и производства. Таким образом, логистика занимается «состыковко й » двух сфер:


    Рис. 1.3. Функциональная схема логистики

    ЛОГИСТИКА

    УЧЕБНИК

    Под ред. профессора Б. А. Аникина

    Издание третье, переработанное и дополненное

    Министерством образования

    Российской Федерации в качестве учебника

    для студентов высших учебных заведений

    УДК (075.8)33

    ББК б5.050я73

    Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина: 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Л69 ИНФРА-М, 2002. - 368 с. - (Серия «Высшее образование»).

    ISBN 5-16-000912-4

    В учебнике системно излагаются знания о бурно развивающемся в мире новом научном и учебном направлении - логистике, науке об организации и управлении процессами и материальными потоками в экономике. Авторы анализируют понятийный аппарат, факторы развития, концепцию логистики. Подробно рассматриваются основные составляющие логистики в их взаимосвязи - информационная логистика, логистика товарно-материальных запасов, логистика складирования, транспорт, организация логистического управления, контроллинг в логистических схемах и др.

    Для студентов вузов, слушателей учреждений послевузовского образования, руководителей и специалистов.

    ББК 65.050я73

    в следующем составе:

    Аникин Б. А., д-р экон. наук, профессор - архитектоника учебника, предисловия, глава 10, разделы 3.3 и 13.2-13.3;

    раздел 13.1 (совместно с В. И. Сергеевым)

    Дыбская В. В., д-р экон. наук, профессор - глава 8

    Колобов А. А., д-р техн. наук, профессор - глава 11 (совместно с И. Н. Омельченко)

    Омельченко И. Н., д-р техн. наук, профессор - глава 11 (совместно с А. А. Колобовым)

    Сергеев В. И., д-р экон. наук, профессор - раздел 6.3;

    раздел 13.1 (совместно с Б. А. Аникиным)

    Тунаков А. П., д-р техн. наук, профессор - глава 12

    Федоров Л. С., д-р экон. наук, профессор - главы 1-2 и 9, разделы 3.1, 4.1, 6.1, 7.1-7.2

    Наймарк Ю. Ю., канд. экон. наук, профессор - глава 5

    Стерлигова А. Н., канд. экон. наук, профессор - разделы 4.4, 6.2 и 7.3-7.7

    Чудаков С. К., канд. экон. наук, доцент - разделы 4.3 и 4.5

    Аникин О. Б. - разделы 3.2 и 4.2

    Рецензенты:

    Кафедра производственного менеджмента

    Московского государственного технологического

    университета «Станкин»

    д-р экон. наук, профессор С. В. Смирнов

    Предисловие к первому изданию........................................…………............... 7

    Предисловие ко второму изданию.............................................…………........ 8

    Предисловие к третьему изданию...........................................…………........... 9

    Глава 1. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЛОГИСТИКИ

    И ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ.............................................………....... 12

    1.1. Определение, понятие, задачи и функции логистики..……......... 12

    1.2. Факторы развития логистики...............................................……... 22

    1.3. Уровни развития логистики..................................................…….... 27

    Глава 2. КОНЦЕПЦИЯ ЛОГИСТИКИ..................................………….......... 34

    2.1. Эволюция концептуальных подходов к логистике........…........... 34

    2.3. Логистика как фактор повышения

    конкурентоспособности фирм............................................……..... 48

    2.4. Основные требования логистики.........................................……... 53

    Глава 3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИСТИКА.........................…………..... 60

    3.1. Информационные логистические системы.........................…….... 60

    3.2. Информационная инфраструктура......................................……..... 69

    3.3. Цели и роль информационных потоков

    в логистических системах....................................................…….... 80

    Глава 4. ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА......................................………….... 84

    4.1. Задачи и функции закупочной логистики...........................……... 84

    4.2. Механизм функционирования закупочной логистики....……..… 94

    4.3. Планирование закупок.......................................................…….... 110

    4.4. Выбор поставщика...............................................................……... 118

    4.5. Правовые основы закупок..................................................…….... 122

    Глава 5. ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ

    ПРОЦЕССОВ........................................................................……...... 130

    5.1. Цели и пути повышения организованности

    материальных потоков в производстве................................…... 130

    5.2. Требования к организации и управлению

    материальными потоками..............................................……....... 134

    5.3. Законы организации производственных процессов

    и возможности оптимизации организации

    материальных потоков в пространстве и времени.............…..... 138

    5.4. Организация рациональных материальных

    потоков в непоточном производстве................................…….... 152

    5.5. Оптимизация организации производственного

    процесса во времени.........................................................……...... 155

    5.6. Правило 80-20...................................................................……....... 164

    Глава 6. СБЫТОВАЯ (РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ)

    ЛОГИСТИКА......................................................................………........ 169

    6.1. Логистика и маркетинг........................................................……... 169

    6.2. Каналы распределения товаров.......................................……....... 176

    6.3. Правила распределительной логистики.............................…….. 186

    Глава 7. ЛОГИСТИКА ЗАПАСОВ............................................…………..... 192

    7.2. Системы управления запасами на фирмах........................……... 198

    7.3. Место логистики запасов

    в логистической системе организации.............................…….... 205

    7.4. Виды запасов......................................................................……..... 208

    7.5. Основные системы управления запасами...........................…….. 213

    7.6. Прочие системы управления запасами...............................…….. 221

    7.7. Методические основы проектирования

    эффективной логистической системы

    управления запасами...........................................................…….... 227

    Глава 8. ЛОГИСТИКА СКЛАДИРОВАНИЯ...........................…………..... 235

    8.1. Основные функции и задачи складов

    в логистической системе.....................................................…….... 235

    8.2. Проблемы эффективного функционирования склада........…….. 238

    8.3. Логистический процесс на складе.......................................……... 241

    8.4. Система складирования как основа рентабельности

    работы склада.......................................................................………….. 246

    Глава 9. ТРАНСПОРТ В УСЛОВИЯХ ЛОГИСТИКИ...............………….. 258

    9.1. Влияние логистики на транспорт........................................……... 258

    9.2. Политика транспортных предприятий

    и изменения в характере их деятельности...........................……. 262

    9.3. Новые логистические системы сбора

    и распределения грузов........................................................……... 266

    Глава 10. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО

    УПРАВЛЕНИЯ.......................................................................………… 272

    10.1. Основные формы управления

    материально-техническим обеспечением.........................…..... 272

    10.2. Механизм межфункциональной координации

    управления материальными потоками..............................…..... 285

    10.3. Развитие системы управления логистической

    организацией: от функционального агрегирования

    до информационной интеграции......................................……... 295

    10.4. Контроллинг в логистических системах.............................….... 301

    Глава 11. ЛОГИСТИКА СЕРВИСНОГО

    ОБСЛУЖИВАНИЯ................................................................………..... 304

    11.1. Классификация видов сервисного обслуживания

    продукции.............................................................................…….. 304

    11.2. Критерии сервиса удовлетворения

    потребительского спроса....................................................…….. 306

    11.3. Критерии сервиса оказания услуг

    производственного назначения..........................................……. 308

    11.4. Критерии сервиса послепродажного обслуживания........…..... 310

    11.5. Критерии сервиса информационного обслуживания.......…….. 312

    11.6. Критерии сервиса финансово-кредитного

    обслуживания......................................................................…….. 313

    Глава 12. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ....................................…………... 315

    12.1. Логистические центры фирм..............................................…..... 315

    12.2. Региональные логистические центры.................................……. 316

    12.3. Состав типичного регионального центра..........................…..... 317

    12.4. Логистические центры в России.........................................….... 321

    Глава 13. ЛОГИСТИКА БУДУЩЕГО.........................................…………... 324

    13.1. Глобальная логистика.........................................................…….. 324

    13.2. Интеграция организаций России в мировую

    логистическую сеть...........................................................…....... 329

    13.3. Логистика «стройного» производства................................…..... 331

    Предисловие к первому изданию

    Логистика - наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя .

    Логистика, хотя и имеет глубокие исторические корни, тем не менее сравнительно молодая наука. Особенно бурное развитие она получила в период второй мировой войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, тыловых и снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением, горюче-смазочными материалами и продовольствием. Постепенно понятия и методы логистики стали переносить из военной области в гражданскую, вначале как нового научного направления о рациональном управлении движением материальных потоков в сфере обращения, а затем и в производстве. Подразделения логистики созданы на предприятиях промышленности, аграрно-промышленного комплекса, транспорта, в аппарате НАТО, они включаются в состав организационных комитетов по проведению крупных международных соревнований и т. д.

    К конце XX века логистическая наука выступает как дисциплина, включающая в себя закупочную, или снабженческую, логистику, логистику производственных процессов, сбытовую, или распределительную, логистику, транспортную логистику, информационную, или компьютерную, логистику и ряд других. Каждая из перечисленных областей деятельности человека достаточно изучена и описана в соответствующей литературе; новизна же самого логистического подхода заключается в интеграции перечисленных, а также и других (неназванных) областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными и информационными потоками. Таким образом, логистика прежде всего работает на потребителя, стремясь максимально удовлетворить его запросы.

    Все это позволяет сделать вывод о том, что хотя о логистике известно давно, тем не менее она претендует на название научной и учебной дисциплины XXI века и, на наш взгляд, будет со временем введена в качестве базовой дисциплины в программу высшей школы и послевузовского образования, а специалисты по логистике окажутся востребованы практически всеми областями деятельности человека.

    Предисловие ко второму изданию

    При подготовке, второго издания учебника авторы устранили ряд ошибок и неточностей, а также сочли необходимым внести изменения в его структуру. Учтены пожелания читателей, расширен круг представителей научных школ в авторском коллективе.

    В книгу вошли две новых главы. В главе 11 «Логистика сервисного обслуживания», написанной учеными МГТУ им. Н. Э. Баумана, приводится классификация видов сервисного обслуживания продукции, изложены критерии уровня сервиса ни каждому виду сервисного обслуживания и др. Отдельная глава посвящена логистике будущего. В ней рассматриваются два направления, имеющие общемировое значение, связанные с глобальной логистикой и логистикой «стройного» производства, а также проблема интеграции организаций России в мировую логистическую сеть.

    Практически во все главы включен новый иллюстративный материал (схемы и графики), в том числе кривая «золотого» сечения в производственной логистике, графики влияния качества сервиса удовлетворения потребительского спроса на прибыль предприятия, обеспечения оптимального уровня обслуживания в зависимости от суммарных затрат, схемы информационного потока при импорте и транспортировке грузов по России, материального потока от складов поставщика до таможенного терминала в России, распределительных каналов в зависимости от объема производства и спроса, движущих сил глобализации и ряд других.

    За два прошедших года с момента выхода в свет первого издания книга нашла широкий читательский отклик во многих регионах России и странах ближнего зарубежья. В августе 1999 г. издан «Практикум по логистике» в качестве практического приложения к тексту настоящего учебника. Авторы учебника будут признательны читателям за критические замечания и пожелания, а также предложения об участии в авторском коллективе с целью дальнейшего совершенствования текста книги, особенно ее разделов, посвященных практическому применению концепции логистического подхода.

    Предисловие к третьему изданию

    С момента выхода первого издания учебника в России в области логистики произошел ряд положительных сдвигов. Во-первых, большинство вузов России включили логистику в число основных базовых дисциплин. Во-вторых, с 2000 г. Министерство образования РФ проводит эксперимент по открытию специальности «Логистика» в вузах. Эксперимент проводится в семи вузах - в четырех московских, двух петербургских и ростовском (Ростов-на-Дону). В-третьих, российские ученые и специалисты, работающие в области логистики, представляя разные школы и течения, постепенно с учетом европейского и американского опыта вырабатывают свою трактовку понятий и определений в логистике. Анализируя их определения основного термина «логистика», можно прийти к общему выводу о том, что большинство российских авторов определяют логистику как науку об управлении потоковыми процессами в экономике, что соответствует концепции учебника (табл. 0.1).

    При подготовке третьего издания учебника авторы внесли в текст ряд необходимых уточнений. Подверглась некоторым изменениям структура книги. Включен новый материал ¾ глава 12 и раздел 10.3. В главе 12 «Логистические центры» даются сведения о двух основных типах логистических центров: организации и региона. В разделе 10.3 рассмотрены основные стадии развития организационных структур управления логистической организацией, включая концепцию организации XXI века. В качестве практического приложения к тексту настоящего учебника в 2001 г. издан «Практикум по логистике» (2-е изд.).

    Таблица 01

    Определение термина «логистика» российскими учеными и специалистами

    Научная школа____ Автор__________ Определение_________
    Институт мировой экономики и международных отношений РАН Федоров Л.С., д-р экон. наук, проф. Логистика - совершенствование управления движением материальных потоков от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции и связанных с ними информационных и финансовых потоков на основе системного подхода и экономических компромиссов с целью достижения синергического эффекта Логистика - форма оптимизации рыночных связей, гармонизация интересов всех участников цепи товародвижения
    Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов СемененкоА.И., д-р экон. наук, проф. Логистика - новое направление научно- практической деятельности, целевой функцией которого является сквозная организационно- аналитическая оптимизация экономических потоковых процессов
    Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана Колобов А.А., д-р техн. наук, проф.; Омельченко И.Н., д-р техн. наук, проф. Логистика - наука о планировании, управлении и контроле за движением материальных и информационных потоков в любых системах
    Казанский государственный технический университет (КАИ) Тунаков А. П., д-р техн. наук, проф. Логистика - наука об управлении материальными, информационными и финансовыми потоками
    Московский государственный автомобильно-дорожный институт (технический университет) Миротин Л.Б., д-р техн. наук, проф.; Ташбаев Ы.Э., канд.техн. наук, доц. Логистика - наука об организации совместной деятельности менеджеров различных подразделений предприятия, а также группы предприятий по эффективному продвижению продукции по цепи «закупки сырья - производство - сбыт - распределение» на основе интеграции и координации операций, процедур и функций, выполняемых в рамках данного процесса с целью минимизации общих затрат ресурсов
    Государственный университет - Высшая школа экономики Государственный университет управления Сергеев В. И., д-р экон. наук, проф.; Стерлигова А.Н, канд.техн. наук, доц. Аникин Б.А., д-р экон. наук, проф. Логистика - наука об управлении и оптимизации материальных и сопутствующих им потоков (информационных, финансовых, сервисных и др.) в микро-, мезо- или макроэкономических системах Логистика - управление материальными потоками, потоками услуг и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в логистической системе для достижения ею поставленных перед ней целей Логистика - наука об управлении потоковыми процессами в экономике

    Глава 1


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2016-04-02

    Последние материалы раздела:

    Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
    Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

    Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

    Интересные факты о физике
    Интересные факты о физике

    Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

    Дмитрий конюхов путешественник биография
    Дмитрий конюхов путешественник биография

    Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...