Определение понятия отдать совесть. Что такое совесть и что значит жить по совести? Разные мнения о совести

И так уж получилось, что стали забывать люди эти слова, как и много других важных вещей. Только вот наши предки не зря слагали пословицы о совести. Знали ведь, что без нее пропадет русский народ, и не будет ему счастья.

Итак, какие же пословицы о совести и долге должен знать каждый человек? Зачем они нужны ему? И что вообще такое совесть?

Что такое совесть?

Так уж получилось, что у каждого человека своя совесть. «Почему так?» — спросите вы. Да потому, что каждый человек устроен по-разному. Одних воспитывают в хороших семьях и обучают добру и порядку, а иных — в злых. Поэтому, вырастая, люди имеют разное представление о морали, соответственно, и совесть у них отличается.

Если верить психологам, то совесть – это морально-этические правила, которые определяют внутренний мир индивида. Нарушение этих неписаных законов приводит к тому, что человек начинает испытывать чувство вины и страха. В простонародье это называется угрызениями совести.

Совесть для русского народа

Славяне часто слагали пословицы о совести и долге. Так как считали душевные добродетели важнейшими качествами человека. Так, одна из их пословиц гласит: «Хороша перина, вот только без совести все равно плохо спится». И подобных примеров можно привести сотни, что доказывает вышеизложенные слова.

Но почему так? На самом деле все очень просто, суть происходящего кроется в том, что русский народ издавна терпел притеснения из других стран. Выстоять в такие времена помогала братская сплоченность всего народа. А для этого нужно было доверять тому, кто защищает твою спину.

Именно поэтому русские так много времени уделяли тому, чтобы воспитывать понятие совести у своих детей. Они не ленились создавать все новые и новые пословицы о совести. И те прочно укоренились в голове их потомков. Так и повелось на Руси, что «Совесть – это глаз Божий», а кто лишен ее, тому и в рай дорога закрыта.

Психологический аспект

Как говорится, «Душа не сосед – с ней разминуться не получится». Сейчас многие начали следить за своим телом, дабы в будущем всегда выглядеть молодо и привлекательно. Но, увы, они совершенно забывают о своем духовном мире.

Ведь чему учат пословицы о совести? Правильно, тому, что ее нужно беречь. Например, «Пускай платье черненькое, зато совесть беленькая». Или же «С его совестью жить хорошо, вот только умирать с ней будет плохо». И нужно сказать, что подобные замечания верны не только с моральной точки зрения. Так, психологи уже неоднократно доказывали значимость гармонии внутреннего мира для человека.

Итак, рассмотрим то, как совесть влияет на нашу жизнь. Казалось бы, закрыл глаза на мораль — и приумножай легко свои доходы: обманывай людей, грабь, предавай, делай пакости и так далее. Вот только есть одна незадача – угрызения совести. И они неминуемо оставляют свой отпечаток на личности человека.

А как иначе? Ведь ежедневные переживания, страх, разочарование в себе и недовольство, так или иначе, скажутся на психике. Рано или поздно это перерастет в депрессию или же скажется на психологическом здоровье человека. Именно об этом нам и пытаются рассказать пословицы о совести. Важно, чтобы мы сумели уберечь свою душу от подобных терзаний.

Лучшие народные пословицы о совести

Теперь, когда с предназначением совести разобрались, можно перейти непосредственно к самим пословицам. Перечислить их все попросту невозможно, поэтому остановимся на лучших из них:

«За совесть и честь – голову себе не жаль отсечь».

«Богатый человек совесть себе не купит, а вот старую потерять может».

«У него совесть — словно дырявое решето».

«Неспокойная совесть десяти палачей стоит».

«Менять веру – менять и совесть».

«Его совесть еще в прошлом году в бутылке задохнулась».

«Виновный всего страшится, а правый ничего не боится».

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

категория этики, обнимающая проблемы нравств. самоконтроля личности, способность человека самостоятельно формулировать для себя моральные предписания, требовать от себя их исполнения и оценивать свои действия. В др.-греч. мифологии С. получает фантастич. изображение в виде образа эриний, богинь проклятья, мести и кары, преследующих и наказующих преступников, но выступающих как благодетельницы (эвмениды) по отношению к раскаявшимся. В этике проблему личной С. впервые поставил Сократ, к-рый считал источником нравств. суждений человека его самопознание (др.-греч. ??????????, как и лат. conscientia, означает и С., и осознание). В этой форме Сократ выступил за освобождение индивида от безусловной власти над ним обществ. и родовых традиций. Однако лишь в новое время категория С. приобретает большое значение в этике, что отразило процесс освобождения личности от феод.-сословных, цеховых и церк. регламентации в ходе развития бурж. отношений. Вопрос о личной С. является одним из центр. в идеологии Реформации (идея Лютера о том, что глас божий присутствует в сознании каждого верующего и руководит им независимо от церкви). Философы-материалисты 17–18 вв. (Локк, Спиноза, Гоббс., др. материалисты 18 в.), отрицая врожденный характер С., обращают внимание на ее зависимость от обществ. воспитания, условий жизни и интересов личности. Ограничиваясь лишь констатацией этой зависимости, они, как правило, приходят к релятивистскому истолкованию С. Локк, напр., говорит, что "...если мы бросим взгляд на людей, каковы они есть, то увидим, что в одном месте одни испытывают угрызения совести из-за совершения или несовершения поступков, которые другие в другом месте считают достойными" (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 99). Аналогичную мысль высказывает Гольбах (см. "Система природы", М., 1940, с. 140). Релятивистское истолкование С., имеющее у просветителей антифеод. и антиклерик. направленность, провозглашающее свободу личной С., тем не менее лишает в значит. мере С. ее личностного, "внутреннего" характера, делает ее объектом воздействия гос-ва и общества в целом (хотя просветители не отрицают того, что С. – прерогатива личности. Гольбах определяет С. как оценку, к-рую "... мы в своей собственной душе даем своим поступкам" – "Карманное богословие", М., 1959, с. 172). В противоположность этому идеалистич. этика развила идею автономной личности, к-рая независимо от общества определяет нравств. закон. Так, Руссо считает, что законы добродетели "написаны в сердцах у всех" и для познания их достаточно "...углубиться в себя и в тиши страстей прислушаться к голосу своей совести" ("О влиянии наук на нравы", СПБ, 1908, с. 56). Кант считает подлинно нравств. законом для разумного существа только тот, который дает оно само себе. Идея автономии личности в конечном счете вела к априористич. истолкованию С. По Канту, С. не есть нечто приобретаемое. Каждый человек как нравственное существо имеет в себе совесть от рождения. Еще более резко идея автономии личности была выражена Фихте, с т. зр. к-рого единств. критерием нравственности является С. "чистого Я", а подчинение к.-л. внешнему авторитету – бессовестностью. Впоследствии эта индивидуалистич. трактовка С. была доведена до крайности в экзистенциализме, в этич. концепции к-рого отрицается всеобщий характер нравств. закона: напр., Сартр считает единств. критерием нравственности следование "абсолютно свободному" индивидуальному замыслу, отказ человека от "дурной веры" в существование к.-л. объективных критериев. Критику релятивистского и субъективистского понимания С. дал уже Гегель, показавший при этом противоречивый характер самой С. С т. зр. Гегеля, С. "имеет свою истину в непосредственной достоверности себя самой", "определяет, исходя из себя самой". Но эта самодостоверность С. влечет за собой "произвол отдельного лица", к-рое может "придать... свою добросовестность" любому содержанию. Поэтому свою действительность, указывает Гегель, С. приобретает лишь во "всеобщем самосознании" благодаря "всеобщей среде" (обществу), в к-рой находится человек (см. Соч., т. 4, М., 1959, с. 339–52). Однако, признав приоритет обществ. сознания над личным, Гегель трактует его объективно-идеалистически, как воплощение абс. духа, а его непосредств. выражением в сознании индивида считает религию: "Итак, совесть в величии своего превосходства над определенным законом и всяким содержанием долга...есть моральная гениальность, знающая, что внутренний голос ее непосредственного знания есть голос божественный... Это одинокое богослужение есть в то же время по существу богослужение о б щ и н ы..." (там же, с. 351–52). Фейербах находит материалистич. объяснение тому факту, что С. представляется человеку голосом его внутреннего Я и одновременно гласом, идущим извне, вступающим с человеком в спор и осуждающим его поступки. Он называет С. "другим Я" человека, но указывает, что это alter ego не исходит от бога и не возникает "чудесным путем самозарождения". "Ибо, как принадлежащий к этой общине, как член этого племени, этого народа, этой эпохи, я не обладаю в своей совести никаким особенным и другим уголовным уставом... Я упрекаю себя только в том, в чем упрекает меня другой... или по крайней мере мог бы упрекать меня, если бы знал о моих поступках или сам стал объектом действия, заслуживающего упрека" (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1955, с. 630). Марксистское понимание С. раскрывает ее социальную природу и показывает ее детерминированность условиями жизнедея-тельности человека и его идейно-обществ. позицией. "У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего – иная, чем у неимущего, у мыслящего – иная, чем у того, кто неспособен мыслить" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6, с. 140). Источники коллизий личной С. следует искать в конечном счете в социальных противоречиях, так или иначе затрагивающих личность и отражающихся в ее сознании. Противоречия между интересами различных классов, между обществ. и личными интересами, между отражением социально-историч. необходимости в воле обществ. институтов и понимании частного лица ставят перед индивидом необходимость собств. выбора, альтернативы к-рого и составляют проблему его личной С. Именно в этом смысле следует понимать указание Ленина, что "идея детерминизма, устанавливая необходимость человеческих поступков, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий" (Соч., т. 1, с. 142). Марксизм не отрицает специфически личностного характера С., он лишь раскрывает ее содержание: чем выше мера обществ. развития личности, ее социальной активности и сознательности, тем большую роль играет в ее жизнедеятельности С. Условиями этого развития личности являются ликвидация классово-антагонистич. отношений в обществе и затем развитие коммунистич. отношений, по мере утверждения к-рых правовое принуждение будет постепенно уступать место нравств. воздействию, а само это воздействие будет все чаще совпадать с повелениями личной С. и поэтому в подавляющем большинстве случаев будет осуществляться через личное осознание индивидом. "...При человеческих отношениях наказание д е й с т в и т е л ь н о будет не более как приговором, который провинившийся произносит над самим собой... В д р у г и х людях он, напротив, будет встречать естественных спасителей от того наказания, которое он сам наложил на себя..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 197). Лит.: Отличное определение

Неполное определение ↓

Совестью называют некоторое нравственное напряжение, переживание человека за слова и поступки. При этом проблема совести может затрагивать не только собственные поступки и слова человека, а и действия кого-то другого, а значение слова совесть искажается от одного индивидуума к другому.

Определение и типы

Определить, что такое совесть, сразу достаточно непросто. Все дело в том, что проблема совести является многовековой и психологи, философы каждого периода несколько по-своему определяли это слово.

Что значит совесть с психологической точки зрения: это качество человека, которое говорит о том, что он способен нести ответственность за свои поступки и слова. У философов чувство совести определяется, как нравственное самосознание, различающее плохое и хорошее, а также побуждающее человека делать добрые дела.

В. Даль давал совести такое определение – это внутреннее сознание, тайный уголок души, где происходит самосуд над каждым действием и фразой, разделяя их на хорошие и плохие, а также чувство, способное породить любовь к добру и отвращения к злу.

Честь и совесть присущи нравственным людям, которые придерживаются принципов справедливости и жизненных правил. Если же совесть грызет человека, это означает, что он совершил поступок, который сам же не может одобрить.

Если человека она никогда не мучит, он нем говорят, как о бездушном. Так если вернуть обратно сказанные слова и действия нельзя, зачем нужна совесть, и нужна ли она вообще, или есть мотивы и способы, как избавиться от совести?

Понятие в религии

В христианской терминологии данное слово состоит из содружества и вести. Это означает, что значит жить по совести в христианстве – жить, принося пользу социуму, жить с ним сообща. Глубоко верующие люди часто говорят, что, если мучает совесть – это голос Бога порицает нас за какие-то неблаговидные деяния.

Почему она у всех разная?

Когда мучает совесть, человек занимается самокопанием и самоистязанием, укоряет и стыдит себя, снова и снова прокручивая в голове поступок, как предмет укоров. Некоторых людей она не мучит и никогда не мучала, потому что они не осознают, что своими действиями причиняют кому-то вред.

По сути, иметь такие нравственные чувства свойственно людям, воспитанным по определенной схеме разграничения добра и зла. К зрелому возрасту в их сознании формируется так называемое мерило, по которому они определяют окраску своих и чужих поступков. Такая схема воспитания очень распространена: мы часто слышим, как маленьким детям говорят, что рвать листья на деревьях – это плохо, а делиться игрушками – хорошо.

Но такое воспитание способно сделать ребенка счастливым в будущем лишь в том случае, если значения и определения добра и зла у родителей не были искажены. Если же данные понятия прививались в искаженном виде или не прививались совсем, не исключено, что во взрослой жизни человек живет, не давая отчет перед честью и совестью.

Что значить иметь совесть?

На вопрос: «Нужна ли совесть?» можно ответить только утвердительно. Человеку совесть служит справедливым, но и безжалостным мерилом его дел. Если совесть грызет, значит, сделанное не соответствует вашим собственным представлениям о добрых или нейтральных поступках.

Если представить, что честь и совесть не присущи ни одному человеку на Земле, можно смело утверждать, что начнется хаос. Все будут делать абсолютно рандомные вещи: пойти и убить обидчика, который для других является кормильцем семьи и обожаемым родственником, украсть у кого-то деньги, возможно, последние, предназначающиеся на пищу или лечение. В конце концов, назначить встречу и не прийти, оскорбить или ударить – все это было бы повсеместно, потому что никто бы не мог сказать, что эти действия отвратительны и несправедливы по отношению к другим.

Зигмунд Фрейд достаточно кратко описывал данное качество. Он считал, что оно зарождается в младенчестве: ребенок зависит от родительской любви и поступает в соответствии их мерилу добра и зла, чтобы не лишится этой любви.

Из этого следует, что совесть появляется именно в детстве, и немаловажную роль в ее формировании играют родители и окружение. Многократные исследования доказали, что совестливым человеком становится тот, чьи родители в детстве не били его за проступки, а выражали свое огорчение его поведением. Во взрослом возрасте этот человек отвечает за каждое свое слово и делает все соответственно.

Мучающая совесть

Определений у данного слова масса, и среди этих определений есть одно устойчивое – мучающая и грызущая. Что делать человеку, которого мучает совесть? В первую очередь, порадоваться за себя. Это означает, что вы ясно видите проблему и знаете, что делали и почему потеряли душевный покой.

Иногда нужны откровенные беседы о проблеме. Например, родители, сестры и братья, близкие друзья, супруги – это люди, которые должны принимать вас любым, а значит, выслушают, если вас замучила собственная совесть.

Если же потеря равновесия вызвана благодаря делам или словам, поранившим другого человека, нужно попросить у него прощения. Принятые извинения станут настоящим бальзамом для неспокойной души.

Не старайтесь заглушать такие чувства или определять как-то по-другому, списывая на усталость или нервозность. Если вам достанет чести признаться в содеянном самому себе, жить станет значительно проще.

Мучивший поступок не всегда является равноценным тем ощущениям, которые испытывает совершивший. Например, некоторые сильно преувеличивают содеянное – такая ситуация хорошо описана в короткой повести Антона Чехова «Смерть чиновника». Человек может просто довести себя до истерики, когда для этого нет объективных поводов.

Самым действенным все же остается диалог с обиженным человеком. Помните, что откровенное извинение не является унижением или ущемлением гордости, а показывает вас, как человека высоконравственного и воспитанного, могущего ответить за свои слова и поступки.

Отличия от чести

Честь, совесть, вина, долг – это лишь краткий перечень терминов и состояний, которые часто отождествляются. Честь и совесть – понятия достаточно близкие, но в них есть определенные отличия, причем коренные.

Последней мы измеряем собственные поступки по отношению к другим. Это некий внутренний судья всех слов и поступков, которые принесли кому-то радость, а кому-то – горе. В соответствии с этим на душе становится хорошо и легко, а в противном случае – мучает совесть.

Честь же является мерилом поведения по отношению к самому себе. Существует устойчивое выражение: это ниже моей чести и достоинства. Это значит, что человек не может поступить определенным образом, не уязвив собственных чувств.

Стоит отметить, что честь накладывает значительно большую ответственность. Честью является ряд жестких правил и принципов, в которых человек воспитывается с детства. Это не значит ставить себя выше других, напротив, – это значит знать свое место среди людей и относится к себе строже, чем к другим.

«У вас нет совести!», «Совесть бы поимел!», «Совесть - самый лучший контролер». «Угрызения совести». Эти и многие другие нам не раз и не два приходилось слышать в жизни. Так что такое совесть? Для чего она нам нужна? Как узнать, есть она у нас или нет, и как ее не потерять?

Совесть представляет собой эдакий регулятор наших отношений с окружающими людьми. При этом регулятор этот у каждого свой. Совесть человека - есть понятие сугубо индивидуальное, нет в ней эталонности, нельзя ее измерить и сказать: «Моя совесть больше твоей». Все зависит от того, насколько способен человек регулировать свое морально-этическое поведение, нормы которого у каждого разные и зависят среды обитания, личностных качеств, жизненного опыта. На уровне чувств совесть помогает нам оценить ошибочность или верность действий или поступков.

Совесть: совесть в жизненных примерах

Совесть оказывает сильное влияние на нашу жизнь и может повлечь за собой нешуточные моральные страдания (особенно у эмоциональных и чувствительных личностей) вследствие совершения плохого или даже просто неправильного поступка по отношению к кому-либо. К примеру, мы можем нахамить пассажиру в транспорте ввиду своего раздражения или недостатка воспитания. Так называемый «совестливый» человек извинится за свое неподобающее поведение сразу или будет испытывать «муки совести» еще длительное время, а для «бессовестного» хамство - это норма, с этим ничего не поделаешь. Мы можем нагрубить родителям, которые не устают нас учить жизни, но потом понимаем, что были не правы, ведь с детства нас учили, что грубить старшим - это плохо. Во многих ситуациях, участниками которых мы становимся каждодневно, совесть ограждает, предостерегает нас от совершения действий, о которых мы потом будем жалеть, как бы подавая тревожный сигнал об ошибочности, неправильности или нецелесообразности того или иного поступка.

Что такое совесть: источники совести

Основы совести закладываются родителями в нас еще в раннем возрасте (в 3-5 лет), а процесс ее формирования и называется воспитанием. При этом наиважнейшую роль тут играют отнюдь не словесные истории о том, что такое плохо и что такое хорошо, а наглядное поведение родителей и их реакция на действия и поступки малыша. Чтобы воспитать в ребенке совесть, нужно сильно потрудиться. Так, если вы говорите, что врать - это плохо, а потом сами же говорите неправду, что ожидать от ребенка, который считает, что все поступки родителей - норма поведения и для него? Если вы учите ребенка уважительному отношению к взрослому поколению, а потом срываетесь друг на друге или на окружающих, то дадут ли зачатки совести хорошие плоды? Если малыш сделал что-то неправильно, не нужно сразу кричать: «Нельзя так делать!» и наказывать его за проступок. Объясните доступно, почему именно нельзя, какими это может обернуться негативными последствиями («Если ты будешь трогать горячую поверхность утюга, то обожжешь пальчики, будет очень больно, ты не сможешь играть в игрушки, рисовать», «Если ты не поднимешь с пола игрушки и не положишь на место, кто-нибудь наступит на них и они сломаются» и т.д.).

Позор, стыд и совесть

Когда мы кого-то осуждаем, можно сказать, мы стыдим человека, пытаемся пробудить в нем совесть. Чувство стыда является индикатором морального поведения. Считается, что у него существует такой синоним, как позор. Это не совсем верно. Стыд на самом деле - это определенное состояние нашей души, самоосуждение. Позор же - это навязанное нам состояние души, можно сказать, провокация. Нас кто-то оскорбил, рассказал о нас нелицеприятную историю, а мы приняли это на себя, мы ощущаем себя опозоренными (и не важно, правду сказали или выдумали). И тут уже нам становится гложет человека более глубже, чем совесть.

Что такое совесть: разновидности и формы совести

Науку о морали, в частности совести, называют этикой. Этика классифицирует совесть по:

2. Форме проявления (индивидуальная, коллективная).

3. Интенсивности проявления (страдальческая, приглушенная, активная).

Формы совести также представлены достаточно широким диапазоном проявления: это и сомнение, и и болезненные колебания, и упрек, и исповедь, и стыд, и самоирония, и др.

В нашем постоянно меняющемся мире есть фундаментальные понятия, потерять которые - значит потерять себя… Одним из этих вечных и неизменных понятий является наша совесть.

Что же это за качество души такое, глубокое, чистое, вечное, – совестью называется? Википедия говорит, что это понятие обозначает способность человека к нравственному самоконтролю; внутренний голос, который диктует личности, как надо и не надо поступать. Это душевное качество помогает связать разум и эмоции воедино, а выражается в форме душевного переживания.

Что такое совесть? Определение, встречающееся в официальной литературе, несколько суховато для такого глубокого нравственного явления, не правда ли?

С точки зрения психологии

Многие известные психологи в своих работах неоднократно обращались к теме нравственности. Так, Эрик Берн считал, что существуют три эго-состояния человека:

  • Взрослый.
  • Родитель.
  • Ребёнок.

Взрослый отвечает за логическое мышление и разум; Ребёнок - за интерес, исследование и развлечения, а вот Родитель… Родитель - это глас совестливости, нравственное начало человека.

Психолог считал, что в каждом из нас есть суперэго, в которое заложены совестливость и эго-идеал. Первое качество развивается благодаря воспитанию родителей и включает способность к чувству вины и самокритике.

Некоторые психологи называют чувство вины врождённым человека, некоторые полагают, что нравственность - это часть разума, а кто-то считает её производным развития цивилизации.

Итак, это фундаментальное понятие, интересное и сложное. Это чувство нравственной ответственности за собственное поведение и всё происходящее в мире людей.

Значение слова «совесть», которое нам предлагают различные официальные источники, - вещь скучная. А как прояснить определение этого абстрактного психологического термина простыми словами?

Можно сказать, что совесть представляет собой внутренний голос, который не позволяет нам совершать злые поступки, а если уж так получилось - жестоко корит нас за это и наталкивает на мысль об искуплении. Какой он - этот голос? Думается, у каждого из нас он свой. У некоторых людей это голос родителей, «впечатавшийся» в их сознание в раннем детстве; у кого-то - слова кумира, оказавшего на них огромное влияние; у верующих людей это может быть Бог…

Очень интересна версия жизнерадостной десятилетней девочки, недавно прочитавшей «Пиноккио». По её мнению, совесть - это сверчок Джиммини, которого ты случайно проглотил, поэтому он застрял у тебя в голове… Как видите, версий много, присутствуют даже вполне забавные, но только сам человек может ответить, что конкретно для него значат мораль и нравственность...

Связанные понятия и словосочетания

Не следует путать угрызения совести и стыд. Они имеют следующие важные различия:

  • Стыд выступает явлением публичным, в то время как чувство вины - глубоко личное.
  • Угрызения совести появляются вследствие развитой моральной ответственности, а стыд - результат влияния общества.
  • Чувство вины - это осуждение своего поступка, а стыд - осуждение своей личности.

Понятие угрызений совести рассматривали в своих работах Фрейд, Мелани Кляйн, и отечественные психологи Стефаненко и Ениколопов.

А что тогда называют «чистой совестью»? По определению психологов, ощущение чистой совести возникает, когда человек уверен в своей полной и безоговорочной безгрешности. Именно здесь появляется такая проблема, как относительность моральных понятий. То, что для одного - норма, другому не даст спокойно спать по ночам. Действительно, мораль - штука более чем сложная…

А как это - жить по совести, чтобы душа всегда была чиста? Ответ прост. Нужно стараться следовать моральному кодексу, признанному в том месте, где вы проживаете. Цинично звучит? Увы. Как уже упоминалось, мораль - вещь весьма относительная…

Жить по совести – значит, соблюдать внутренние законы чести, кодекс, который страшно нарушить, иначе исчезнет моральная опора под ногами и ты провалишься в беззаконие и пустоту…

Честь, совесть и вера у каждого свои. Не существует универсального рецепта, как жить по совести или избавиться от мук вины. Конечно, в большинстве своём моральные законы закреплены в действующем законодательстве, но, как правило, Конституция слишком узка и ограниченна. И она, к сожалению, не даёт исчерпывающего ответа, как вести себя в одной из тех многочисленных сложнейших в моральном плане ситуаций, которые в избытке преподносит каждому из нас жизнь.

В таком случае совет только один: слушать своё сердце и надеяться, что оно поможет вам сделать правильный выбор. Автор: Ирина Шумилова

Последние материалы раздела:

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...