Описание голубого цвета. Психология цвета – значение цветов в психологии

Психология и значение цветов - распространённый тест, посредством которого можно определить эмоциональное состояние человека, указать на психические расстройства и определить тип темперамента. Чтобы узнать характер по цвету необходимо выбрать 3 из 10 предложенных вариантов: белый, черный, коричневый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, зелёный, синий, серый. Запомните последовательность. К примеру: желтый-зеленый-синий.

Издавна существует такой термин, как «язык красок». Даже в астрологии и древних мифах в спектр взято 7 цветов, которые олицетворяют планеты. При этом всем известно, что влияние небесных светил тесно связано с врожденными талантами и темпераментом людей.

Вот и психология подтверждает факт того, что по предпочтениям в плане выбора цвета можно осуществить психологический анализ личности. Раз вы решили пройти тест, сделали выбор, читайте, что значит каждый из них. Наверняка, вы догадались, что первый ваш цвет является ключевым в построении характеристики.


Психология и значение цветов

Если вы выбрали его первым, вероятно, испытываете сложности в эмоциональном плане. Следует отметить, что последовательность красный-черный говорит о чрезмерной агрессивности. Некоторые психологи, увидев такой результат, могут обеспокоиться за пациента. Указанный результат теста может говорить о потенциальной опасности человека для социума.

Психология красного цвета в книге Щекина Г.В. «Визуальная психодиагностика и ее методы» указывает на альтруизм, вспыльчивость, властный характер. Если вы выбрали данный цвет первым, вероятно раздражительны, возможно, ощущаете страх перед конфликтами, склонны к уединению. Тем не менее, есть и положительные стороны. К примеру, стабильность в отношения. В книге «Познай себя» говорится о том, что он олицетворят энергетизм и страсть.


В психологии белый цвет - синтез. Отражает многозначительный смысл. Если выбрали его первым, вероятно творческий человек. При этом согласно теории Гетте он характеризует не только умиротворение, неординарный ум, но и холод.

Однако Петренко В.Ф. (психолог, писатель) в книге «Взаимосвязь эмоций и цвета» характеризовал цвет такими качествами:

  • полнота мышления;
  • единство;
  • умение отличать правду от обмана;
  • легкость;
  • чистота мысли;
  • самоотдача.

К недостаткам стоит отнести изоляцию и чопорность. Цепочка белый-желтый-красный может указывать на психоэмоциональные болезни.


Черный цвет в психологии указывает на мрачное отношение к жизни. Если исключить моду и тенденцию предпочтение тёмных тонов в одежде говорят о плохом восприятии окружающих. Часто такие люди несчастливы и склонны к депрессии. При этом, если верить Щекину Г.В., который написал книгу «Визуальная психодиагностика и ее методы», смена тёмного костюма на более яркую и броскую одежду указывают на смену пессимистического настроения. Характеристика людей, выбравших этот цвет первым, свидетельствует о наличии таких качеств:

  • депрессия;
  • подавленность;
  • проявление эгоизма;
  • слабости;
  • разрушительность для себя и окружающих.

Значение чёрного цвета также предполагает:

  1. Содержательность;
  2. Мотивацию;
  3. Созидание;
  4. Умение приспосабливаться.

В совокупности с красным выбор гласит о серьезных проблемах с психикой. Стоит обратиться к психологу для получения поддержки. Вероятно, именно её и не хватает. Возможно, вы слишком много работаете. Уделите время отдыху.


Значение серого цвета согласно наблюдениям психологов указывает на рассудительных и недоверчивых людей, которые всегда много думают перед тем, как выбрать любое важное решение. Это нейтральный цвет личностей, которые не торопятся громко о себе заявлять. Нередко указанный оттенок черно и белого указывает на раздражение от внешнего мира. В таком случае люди используют его в качестве барьера, который отгораживает.

В 2006 году было проведено социальное исследование, в рамках которого задействовали 2000 человека (мужчин). В рамках эксперимента выяснилось, что 27% парней, имеющих вакантные должности в работе выбрали серый.


Значение жёлтого цвета символизирует спокойствие и простоту в отношениях. Это указатель интеллигентности и непринужденности. В психологии желтый цвет характеризует:

  • ловкость;
  • оригинальность;
  • Сообразительность;
  • уверенность в себе;
  • свободу;
  • радость.

К негативным сторонам стоит отнести:

  • Излишнюю болтовню;
  • Рассеянность;
  • Склонность к сплетням.

Такие люди могут постоянно менять место жительства. Также трактуется, как «цвет озарения». Веды Востока называет его ореолом Будды. В других культурах упоминали Христа.


Как правило выбирают люди, которые уверенно стали на ноги. Вероятно, занимают руководящие должности. Ценят семью и традиции. Любят поддаваться простым инстинктивным переживаниям. В некоторых случаях в психологии коричневый цвет указывает на внутренние переживания и чрезмерную утомляемость. К числу наиболее ярких характеристик отнесём:

  1. Здравый смысл;
  2. Надёжность;

К минусам:

  • усталость;
  • разочарование.

Говоря о негативных чертах, они чаще обусловлены избытком провалов в отношениях.


Серединка между красным и желтым говорит об одарённости. Отличаются многосторонней психикой. Часто обладают художественными способностями и творческими талантами. К числу самых стандартных характеристик специалисты, включая Гетте, относят:

  • волнение;
  • терпимость;
  • всепрощение;
  • эгоизм;
  • легкомыслие в отношениях;
  • демонстративное поведение;
  • свободолюбие;
  • силу.

Если вы выбрали этот цвет, вероятно, являетесь тёплым, добрым и отзывчивым человеком.

В психологии оранжевый цвет свидетельствует о наличии силы и неиссякаемой энергии. Такие люди всегда держат свой организм в тонусе. Не любят появляться в обществе без присутствия сил. Если люди утомлённые могут спать по 16 часов. Олицетворяют возбуждающих, радостных и мягких натур. Стремятся к самоутверждению.


В.Ф. Петренко заметил, что психология фиолетового цвета характеризует завуалированное возбуждение. Нередко его выбирают беременные женщины. Отвечает за чувственность, которая проявляется в результате взаимодействия красного и синего цветов. Олицетворяет идеализм. В мифах говорится о раскаянии. Это довольно тяжелый выбор, который необходимо разбавлять золотом. В противном случае, вы как минимум будете «палить глаза» общественности таким выбором.

В 75% случаев этот цвет выбирают дети. 85% люди, имеющие отсталости в плане мозговой деятельности.

Если вы выбрали его первым, пересмотрите взгляды на жизнь. Обратитесь к психологу. В большинстве случаев болезни есть олицетворением психологической, эмоциональной недостаточности.


В.В. Кучеренко заметил, что зелёный цвет значит самоуправление. Такие люди независимы от чужого мнения. Любят природу и весну. Происходит от синего и жёлтого. Поэтому к числу характеристик стоит отнести:

  1. Любовь к стабильности;
  2. Эгоизм;
  3. Прогресс;
  4. Обязанности;
  5. Ответственность;
  6. Ипохондрию;
  7. Ревность.

Ипохондрия является психологической аномалией. Это постоянное ощущение болезни. Если вы выбрали зеленый цвет первым, запомните, что сами призываете в свою жизнь большинство проблем.

10


Символ покоя, неба и стабильности. Психологический тест на синий цвет говорит о наличии меланхолического темперамента. Он происходит в результате слияния загадочности и фанатизма. Но не стоит переживать, ведь он характеризует:

  1. Идеализм;
  2. Организованность;
  3. Силу духа.

Также фанатизм и подчиненность. Нередко людьми манипулируют, предоставив цель и веру. Тем не менее, выбравшие его первым среди остальных цветов, вероятнее всего, являются тонкими и чуткими натурами. Благодаря силе духа со временем достигают хороших результатов в жизни.

Таким образом, в психологии каждый цвет позволяет получить портрет своего психоэмоционального настроения и выделить ряд сильных и слабых сторон. В заключение хотелось бы отметить, что с течением времени, в рамках зрелости и саморазвития у людей меняются предпочтения. Это сказывается на жизненной позиции, характеристиках и даже цвете лица. Возможно, вам будет интересно прочесть статью, о чём говорят лица, которая также познавательна и информативна.

Скажи мне, какой твой любимый цвет, и я скажу, кто ты... Не стоит удивляться тому, что именно по нашему любимому цвету можно определить нашу сущность и качества личности. Если вы хотите узнать немного побольше о человеке, с которым общаетесь, спросите его о предпочтении в цветах, тогда вам сразу все станет понятно. Итак, как же цвета определяют характер человека? Давайте это узнаем!

Черный цвет любят страстные и эмоциональные натуры. Но свои чувства они привыкли скрывать. Часто те, кто носит преимущественно черную одежду не торопятся раскрывать другим все свои тайны. Эти люди не любят излишние откровения и часто не уверены в себе. За черным цветом они пытаются скрыть то, что, по их мнению, может дискредитировать их в глазах окружающих людей. Такие люди склонны к депрессии и часто оказываются не практиками, а теоретиками. Они любят мечтать, но не стремятся к реализации своих планов.

Белый цвет всегда считался символом чистоты и невинности. Человек, который отдает предпочтение белому цвету, отличается аккуратностью, организованностью и дисциплинированностью. Те, кто любит этот цвет стремятся к простоте и свободе. Иногда они бывают суетливы и критичны, но в целом, обладают мягким и добродушным характером.

Красный выбирают те, кто привык к активной жизни и постоянному движению. Это энергичные, страстные но, порой, агрессивные люди. Они уверенные в себе и решительно идут к своей цели. Те, кто предпочитает это цвет, полны амбиций и планов. Они не потерпят однообразной жизни, им хочется всю жизнь прожить как на вулкане - с неожиданностями, сюрпризами, трудностями и яркими эмоциями.

Розовый цвет - это цвет нежности и постоянства. Те, кто выбирает этот цвет, обладают мягким и покладистым характером. Они ценят стабильность, общение с близкими людьми и свою семью. Эти люди стремятся максимально обезопасить себя по жизни, для них важна стабильность и упорядоченность событий.

Синий или голубой предпочитают те, кто стремится к умиротворенности и гармонии. Это цвет духовности, скромности, мудрости, интеллигентности и ума. Люди, которые любят этот цвет, очень доверчивы и чувствительны. Они очень надежны и консервативны. Стараясь жить по своим правилам, они пытаются подогнать под них и окружающих людей. Это добросовестные люди, любящие анализировать и размышлять.

Бирюзовый любят творческие натуры. Как правило, в голове у таких людей множество идей, но реализовать их не получается из-за того, что они никак не определяться, за что им взяться в первую очередь. У них богатое воображение, но сложный характер.

Фиолетовый цвет символизирует оригинальность. Люди, которые любят этот цвет, как правило, выделяются из толпы и отличаются хорошо выраженной индивидуальностью. Они талантливы и могут отлично проявить себя в актерском мастерстве. Часто люди этого цвета стараются стать лидерами, если это не выходит, то их удел - равнодушие и сарказм.

Серый цвет любят трудолюбивые и ответственные люди. От жизни им много не надо. Они ценят стабильность, спокойствие, не любят глобальных перемен. Часто они не выдают то, что скрывается в их душе.

Коричневый указывает на сильный характер, консерватизм и ответственность. Люди, которые его любят, всегда имеют свою точку зрения и не боятся ее высказать. У них грамотная четкая речь и вполне доходчивый ход мыслей. Эти люди очень терпеливы, тверды в своих решениях и независимы.

Зеленый - это цвет спокойствия и гармонии. Такой цвет, как правило, любят уравновешенные и тихие люди. Они общительны, но предпочитают часто оставаться наедине со своими мыслями. Их отличает скромность и выдержка. Они редко раздражаются и злятся.

Желтый - цвет живых, энергичных и подвижных людей. Они всегда готовы к неожиданностям и предпочитают активный образ жизни. Кроме того, они отличаются гибким умом и способностью приспосабливаться к любым условиям. В них есть деловая жилка, они коммуникабельны, позитивны и общительны.

Оранжевый - цвет позитива, молодости и движения. Те, кто любит этот цвет, отличаются стремлением к активному образу жизни. Зачастую они могут несколько утрировать то, что с ними происходит, но, несмотря на это, все же сохраняют душевное спокойствие. Порой им не хватает уверенности в себе и постоянства.

Иногда случается, что человек, ранее предпочитавший один цвет, сам того не осознавая, начинает выбирать другой. К примеру, вы всегда любили розовый цвет, и носили по большей части вещи этого цвета, но потом заметили, что ваш гардероб начал все чаще пополняться вещами красного цвета. Или вдруг вы решили перекрасить стены в комнате в совершенно другой цвет, который до определенного момента вам вообще не нравился. Смена любимого цвета может указывать на то, что вам что-то не хватает в своей жизни или в чертах характера. К примеру, если вы вдруг полюбили зеленый цвет, то вам не хватает спокойствия и гармонии.

Цвет, который мы выбираем, не только определяет наш характер , но и дает возможность получит то, что нам необходимо по жизни. Раскрасьте свою жизнь теми красками, которые сделают вашу жизнь счастливее!


Символика цвета. Цвет и характер. Цвет и работоспособность.

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный - цвет Марса, синий - цвет Венеры, желтый - цвет Меркурия, зеленый - цвет Сатурна, пурпурный - цвет Юпитера, оранжевый - цвет Солнца, фиолетовый - цвет Луны. При этом краски символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших дней.

Так, люди с древности проявляли особый интерес к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все красивое, прекрасное. У полинезийцев слово «красный» является синонимом слова «возлюбленный» . В Китая об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно.

Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны - вражду, месть, войну. Красный цвет издревле связывается с агрессивностью и сексуальными желаниями.

Красный является основным геральдическим цветом. На знамени он символизирует бунт, революцию, борьбу. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови»..

Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару.

Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законным, истинном.

В Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали. Еще с античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие.

Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге - со смертью. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племен Африки и Автралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и в некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура. В старину белый траур использовался и у славян.

Черный цвет , как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Так, в Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лицо и руки у жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть.

Считается также, что существует связь между черным цветом и сексуальной привлекательностью. У некоторых африканских племен женщины с очень черной кожей высоко ценятся как любовницы, но не как жены. Любовная страсть покрыта темнотой и тайной; стало быть, черное может символизировать нечто сокровенное и страстно желанное. У арабов выражение «чернота глаз» означает возлюбленную, «чернота сердца» - любовь.

Таким образом, черное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и черные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву черных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в черное.

Желтый - цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный цвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, смерти, потустороннего мира.

У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным поясом.

С другой стороны, у некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест - чуму. У славянских народов желтый цвет считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называют буквально «желтый глаз». Вспомним также «желтую прессу» и «желтый дом»

Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении; англичане называют истинного протестанта «синим».

Кроме того, синий цвет близок к черному и получает сходные с ним символические значения. Он считался траурным в Древнем Египте и у некоторых народов Южной Африки. Французы называют ужас «синим страхом» (вспомним сказку о «синей бороде». У славянских народов синий служил цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают черных и синих бесов.

Зеленый - цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует юность, надежду, веселье, хотя порой - и незрелость, недостаточное совершенство. Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости).

У иранцев зеленый цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью, так и с несчастьем, печалью, скорбью, поэтому о злополучном человеке говорят «зеленая нога», а о кладбище - «зеленый дом». В средневековой Европе шуты носили зеленую с желтым одежду, а банкроты в Германии должны были надевать зеленые шапки.

Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит свое подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей. Соответствие цвета и доминирующего психологического состояния изучали М. Люшер, И. Гете и другие психологи.

Сегодня символика цветов широко используется в бизнес-рекламе. Психологи установили, что синий, золотой, белый, черный, красный - цвета, которые можно использовать для отождествления товара с элитным сегментом, поскольку это - «дорогие» цвета, испокон веков отождествляющиеся с элитой общества. И действительно, в товарах верхнего ценового диапазона очень распространено сочетание синего или черного с золотым. Черный цвет позволяет эффектно выделить логотип (выполненный, например, золотом) или изображение самого продукта. Это делается для того, чтобы сконцентрировать внимание потребителя не на упаковке, а на самом продукте, показать его значимость и престижность. Например, этот прием используют многие производители дорогих спиртных напитков, в частности - виски Johnny Walker и Black Label, коньяк Comus или Martell. Таким образом выделяется название товара и подчеркивается, что перед вами - элитный напиток. Этот же подход практикуется при создании дорогих духов и одеколонов для мужчин.

Если цвета премиум-сегмента должны ассоциироваться с уверенностью, солидностью, то соединение красного цвета с желтым, напротив, связано с ощущением радости, теплоты, веселья. Не случайно эти два цвета используют «народные» рестораны McDonald"s и чай Lipton. Свои ассоциации есть у зеленого и голубого, которые считаются цветами майского утра. Их принято использовать для того, чтобы показать свежесть продукта.

Существуют также цвета, которые категорически запрещено сочетать друг с другом, поскольку они вызывают негативные эмоции у потребителя. Например, соединение фиолетового с оранжевым говорит о безысходности, суициде. Тот же эффект вызывает надпись, написанная, например, белыми буквами на глухом черном фоне.

Цвет и характер

Каждый человек отдает предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются - в одежде, обстановке, цвете автомобиля и т.д.). Приятное или неприятное чувство, которое вызывает тот или иной цвет, может меняться с течением времени. Но в любом случае цвет, которому вы отдаете предпочтение, многое может рассказать о вашем характере и эмоциональном складе. Психологи в таких случаях используют цветовой тест, разработанный швейцарским психологом Максом Люшером в конце 1940-х годов. Тест Люшера, используемый профессиональными психологами, требует для своего применения специальной подготовки. «Облегченный» же вариант люшеровского теста может легко проверить на себе каждый желающий, используя при этом обычную настройку современного цветного телевизора.

Психологи утверждают: если при этом преобладает красный цвет, значит владелец телевизора доверчив, но излишне эмоционален и агрессивен. Если явно выделяется желтый, то такой человек внушает окружающим доверие, является оптимистом и высказывает дружелюбие. Но постоянная улыбка на его лице чаще всего - маска, за которой скрывается сильное внутреннее напряжение. Преобладающий сине-зеленый цвет свидетельствует о том, что человек робок и слаб, но опасен, если кто-то станет на его пути. И, наконец, предпочитающие светло-синий - сговорчивы, ленивы и не знают меры в еде и питье.

Опытному наблюдателю может представить дополнительную информацию о человеке также предпочитаемый им цвет автомобиля. В доказательство этому можно привести данные американского психолога Бертольда Шварца, который утверждает, что по цвету автомобиля можно судить о некоторых психологических особенностях его владельца. Так, собственники красных и желтых автомобилей - оптимисты, жизнелюбы и считают себя счастливыми. В зеленых ездят любители природы и реалисты. Синие выбирают люди с уравновешенным характером. Обладатели белых автомобилей придерживаются консервативных взглядов, а в черных ездят деловые люди. Серые и серебристые по вкусу самолюбивым людям, а коричневые предпочитают почтенные супруги и отцы больших семейств.

Ниже приводится описание основных цветов. На основании предпочтения того или иного цвета каждый самостоятельно может сделать вывод о своих психологических особенностях.

  • белый - синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает;
  • черный - цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное, нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на другой, более яркий, броский, свидетельствует о том, что пессимистические настроения часто развеиваются. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя (вспомним черные знамена анархистов). Дети, остро переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную штриховку в рисунке. В норме черный цвет, как правило, отвергается;
  • серый - любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-либо решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера. Часто серый цвет оказывается также предпочтительным при сильных переутомления как барьер, отгораживающий от раздражителей внешнего мира. В ситуациях психологического тестирования этот цвет используется как средство защиты от проникновения другого во внутренний мир испытуемого. Исследование около двух тысяч молодых мужчин в ситуации конкурсных экзаменов на замещение вакантных должностей показало, что серый цвет ставили на первое место 27% испытуемых вместо обычных 5% в нормальной ситуации;
  • красный - цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. К тому же - альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает - комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях. Красный цвет символизирует возбуждение, энергетизм. Этот цвет также является символом эротизма. Отвращение, игнорирование красного отражает органическую слабость, физическое или психическое истощение. Военнопленные, годами вынужденные жить в угрожающих жизни условиях, особенно часто отвергали его. Красный цвет наиболее предпочитаем подростками;
  • коричневый - выбирают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди, которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Предпочтение коричневого отражает, прежде всего, стремление к простым инстинктивным переживаниям, примитивным чувственным радостям. Вместе с тем, выбор этого цвета в качестве наиболее предпочитаемого указывает также на определенное физическое истощение. В норме, наряду с черным, коричневый цвет отвергается наиболее часто;
  • желтый - символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенным, с которым трудно завязать знакомство. Желтый цвет получается от смешивания зеленого и красного и является цветом энергетизма. Наибольшее предпочтение желтому отдают беременные женщины, ожидающие благополучного исхода родов, а также люди, склонные к перемене мест. Желтый также трактуется как цвет озарения (ореол Христа или Будды);
  • синий - цвет неба, покоя, расслабления. Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете. Но, в сущности, он - образец неуверенности и замкнутости. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности. Короче говоря, выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает физиологическую и психологическую потребность человека в покое, а отрицание его означает, что человек избегает расслабления. При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается;
  • зеленый - цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще, всех трудностей. Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще. Люди же эксцентричные, добивающиеся поставленных задач не целенаправленной волевой активностью, а посредством эмоций, отвергают зеленый цвет как несимпатичный. Наряду с ними, зеленый цвет отвергают люди, находящиеся на грани психического и физического истощения.

О психологических особенностях состояния человека могут поведать и другие цвета. Так, оранжевый - любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей. В геральдике этот цвет означает также лицемерие и притворство. Розовый - это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей же излишне прагматичных этот цвет вызывает раздражение. Фиолетовый цвет символизирует присущую человеку инфантильность и внушаемость, потребность в поддержке, опоре. В этом смысле выбор или отрицание фиолетового цвета выступает своеобразным индикатором психической и половой зрелости.

Исследования, проведенные российскими психологами В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко, подтверждают имеющуюся взаимосвязь между эмоциональными состояниями человека и выбором им определенных цветов в качестве предпочитаемых. Так, в ситуациях радости, веселья особое предпочтение вызывают энергонасыщенные цвета (желтый и красный), одновременно отрицаются цвета покоя и расслабленности (синий и коричневый), а также цвет небытия (черный). Для ситуаций, когда человек испытывает чувство вины за различные поступки, характерно, наоборот, отрицание энергонасыщенного красного и желтого и предпочтение серого и синего цветов. Синий, таким образом, отражает не только безмятежный покой и отдых, но в сочетании с серым соответствует состоянию пассивной подавленности. В ситуациях, представляющих для человека какую-либо опасность, характерно предпочтение зеленого цвета, связанного с волевым напряжением, и желтого как энергонасыщенного, связанного с потребностью в быстрой разрядке напряжения. Причем, если для страха характерно преобладание зеленого и серого цветов при отвержении желтого, красного и фиолетового, то для агрессивного возбуждения в ответ на опасность характерно сочетание желтого с зеленым при отрицании черного и коричневого.

Цвет и работоспособность.

В настоящее время учеными делаются активные попытки использовать влияние цвета на психофизиологию человека в коммерческих и бытовых целях. При этом, как уже отмечалось, каждый человек воспринимает цвет по-своему. Поэтому декораторы и дизайнеры, конструируя интерьер помещений, всегда должны учитывать социально-демографические особенности - пол, возраст, профессию и т.д. Однако имеются и некоторые общие характеристики воздействия цветов на человека. Преобладание какого-либо цвета (или сочетания цветов) в оформлении помещения создает определенную эмоционально-деловую среду. Немногие бизнесмены знают, что цветовая гамма интерьера воздействует на подсознание человека. Причем не только на работоспособность сотрудников, но и на результаты деловых переговоров.

Так, голубой цвет способствует лучшему усвоению информации и установлению дружеских взаимоотношений, поэтому его рекомендуется использовать в помещениях для переговоров. А, казалось бы, близкий к нему синий, наоборот, рассеивает внимание и снижает работоспособность персонала. Так что многие руководители даже не догадываются, что причиной резкого снижения коммерческой прибыли их фирмы вполне может стать... шикарный евроремонт в офисе, выполненный в очень модном нынче стиле «небесной синевы».

Зеленый цвет успокаивающе действует на нервную систему, снимает головную боль, усталость, раздражительность, снижает кровяное давление. Красный увеличивает содержание адреналина в крови, повышает работоспособность и поэтому особенно рекомендуется для медлительных, вялых людей. Однако избыток красного и зеленого на уровне подсознания пробуждает в человеке жажду наживы, а красный, помимо прочего, повышает агрессивность (не случайно символом «новых русских» стал именно красный пиджак). Фиолетовый цвет улучшает работу сердца и легких, увеличивает выносливость организма. И тем не менее им не стоит злоупотреблять: этот цвет является подпороговым катализатором усталости. Так что если вам захотелось купить фиолетовую кофточку, значит, пора в отпуск.

Переход в помещении от желтого цвета к синему успокаивает. По розовому полу ходят с опаской, по коричневому - уверенно. Белый люминесцентный цвет раздражающе действует на нервную систему, а желто-оранжевый свет ламп способствует творческому мышлению и хорошему настроению.

Подмечено также, что в общественных местах, где окраска ограничивается белым, черным и серым, люди без слишком большой необходимости не задерживаются. Цвета могут визуально расширять помещения (например, желтый и желто-зеленый) или сужать их (красно-оранжевый). При этом в красной комнате кажется на 3-4 градуса теплее, чем в оранжевой, а в оранжевой - на 3-4 градуса теплее, чем в сине-зеленой.

Каждый из цветов несет свою эмоциональную нагрузку, которую необходимо учитывать при стимулировании трудовой деятельности. Так, сочетание красного и сине-зеленого цвета стимулируют общую работоспособность. Желтый или желто-зеленый с оранжевым снимают умственное утомление, а желтый цвет отдельно способствует умственной деятельности. Голубой цвет рекомендуется в комнатах детского труда, розовый - в сварочном цехе, синий - в токарном. В целом, во время работы наиболее оптимальны желто-зеленые тона в различных сочетаниях и оттенках. Во время еды предпочтительны оранжево-красные тона, а в часы отдыха важен не столько тон, сколько динамика красок.

Так каким же цветам рекомендуется отдавать предпочтение при оформлении офиса? Лучше использовать желтые тона, но в небольших количествах. Большие дозы желтого порождают излишнюю алчность (кому нужны вечно недовольные зарплатой сотрудники или предъявляющие завышенные финансовые требования партнеры?), а небольшие - стимулируют мозговую деятельность и повышают эффективность умственного труда. Умеренные дозы желтого способствуют успеху переговоров, поскольку стимулируют стремление к поиску компромиссов.

Литература.

  1. Цветовой личностный тест. - Минск, 2000.
  2. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета. - Вестн. Моск. ун-та - сер 14. - 1988. - №3.
  3. Познай себя.- Москва, 1990.
  4. Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика и ее методы. - Киев., 1990.

Еще о психологии цвета:

Колористика

Цвет — свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Свет разных длин волн возбуждает разные цветовые ощущения; излучения от 380 до 470 нм имеют фиолетовый и синий цвет, от 470 до 500 нм - сине-зеленый, от 500 до 560 нм - зеленый, от 560 до 590 нм - желто-оранжевый, от 590 до 760 нм - красный. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом.

  • Оттенок (цвет) - название цвета (красный, синий,...).
  • Интенсивность - уровень концентрации цвета (преобладание того или другого тона).
  • Глубина - степень яркости или приглушенности тональности цвета.
  • Светлота - степень разбеленности (% присутствия в цвете белого и светло-серого тонов).
  • Насыщенность - % присутствия темно-серого и черного тонов.
  • Яркость - характеристика светящихся тел, равная отношению силы света в каком-либо направлении к площади проекции светящейся поверхности на плоскость, перпендикулярную этому направлению.
  • Контрастность - отношение разности яркостей объекта и фона к их сумме.

Цвет — качественная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения цвета. Цвет зависит прежде всего от спектра.
Ощущение цвета возникает в чувствительных клетках глазной сетчатки человека или другого животного - колбочках. Колбочек существует три вида — «красные», «зелёные» и «синие», соответственно, каждое цветовое ощущение представляется в виде суммы ощущений этих трех цветов.

Цвет воздействует на физиологические процессы человека и на его психологическое состояние. Зная особенности каждого цвета можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции, ассоциации.

Красный

Красный цвет (компенсирующий зеленый) наиболее активный. Это насыщенный, тяжелый, горячий, яркий цвет. Он символизирует страстную любовь, власть, огонь, войну. Светлые оттенки красного действуют возбуждающе, темные придают солидность. Красный цвет соответствует планете Марс.

У китайцев красный цвет - символ удачи, счастья, благородства, а у индейцев олицетворяет жизнь и действие.

Стимулирует, снабжает очень сильной, но достаточно грубой энергией. Способствует активности, уверенности, дружелюбию. В больших количествах может провоцировать ярость, гнев.

Физиология: стимулирует нервную систему, высвобождает адреналин, улучшает кровообращение, повышает количество красных телец в крови, увеличивает сексуальность и сексуальное влечение.
Психология: наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне, помогает проще справиться с неприятностями. Формирует лидера.

Оранжевый

Оранжевый цвет (компенсирующий синий, голубой) малонасыщенный, теплый, легкий, сексуальный. Действует возбуждающе. Оранжевый цвет стимулирует эмоциональную сферу, создает ощущение благополучия и веселья. Он символизирует наслаждение, праздник, благородство. Оранжевый цвет соответствует Меркурию.

Высвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит прощать. Отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению. Пастельные оттенки (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты.

Физиология: находится между красным и желтым цветами спектра, поэтому обладает свойствами этих двух цветов. Наделяет энергией как красный и способствует мыслительному процессу, как желтый цвет.
Психология: очищает от неприятных ощущений, помогает принять негативные события в жизни (например, разрыв отношений или потеря близкого человека), помогает простить другого человека, отпустить неразрешимую ситуацию. Если вы находитесь в тупике и боитесь перемен, которые откроют новые горизонты в жизни, обратитесь к оранжевому цвету.

Желтый

Желтый цвет (компенсирующий фиолетовый) теплый, легкий, яркий, струящийся, радостный. Он вызывает приятные ощущения и символизирует движение, радость и веселье. Желтый цвет способствует активизации умственной деятельности. Желтый - долго сохраняется в памяти. Но в сочетании с другими цветами он может вызывать противоположные эмоции. Например, зеленовато-желтые и серо-яселтые оттенки олицетворяют зависть, фальшь и действуют отталкивающе. Желтый цвет соответствует Солнцу.

В Бразилии этот цвет - символ отчаяния, а в сочетании с фиолетовым - символ болезни; у мусульман Сирии - символ смерти. В Китае, наоборот, желтый цвет очень популярен, так как он является символом империи и великолепия. Для русского человека желтый цвет - это знак разлуки и измены.

Радостный, стимулирующий цвет. Его ассоциируют с интеллектом и выразительностью. Он увеличивает концентрацию, организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений.
Желтый помогает принимать новые идеи и точки зрения других людей. Это цвет оптимизма.

Физиология: хорошо лечит пищеварительную систему, обеспечивает ее работу. В основном воздействует на течение желчи, которая играет роль в поглощении и переваривании жиров. Улучшает память.
Психология: приводит чувства в движение, освобождает от негатива, который подрывает уверенность в своих силах. Помогает легче воспринимать новые идеи и принимать различные точки зрения. Он способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли. Для детей: повышает познавательный интерес. Можно использовать для детских комнат, но в ограниченном количестве, иначе дети не смогут спокойно заснуть.

Зеленый

Зеленый цвет (компенсирующий красный) насыщенный, спокойный, свежий, нежный, умиротворяющий, живой. Действует успокаивающе. Он символизирует мир, покой, любовь, спасение. Зеленый цвет соответствует планете Венера.
Зеленый цвет любят в Мексике, Австралии, Ирландии и Египте. В Китае зеленый цвет символизирует роскошную жизнь и молодость; в Индии - мир и надежду.

Жизнь, рост, гармония. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу.

Физиология: помогает при негативных состояниях: неуравновешенность, злоба, грубость, скованность в эмоциях и чувствах.
Психология: когда вам недостает зеленого цвета, вы лишаетесь гармонии. Не рекомендуется в случае, если вам надо быстро принимать решения, так как зеленый расслабляет.

Голубой

Голубой цвет (компенсирующий оранжевый) слабонасыщенный, легкий, воздушный, прохладный, спокойный, слегка пассивный. Он символизирует чистоту, разум, постоянство и нежность. Если голубого цвета слишком много, это может вызвать лень, апатию.

Голубой цвет для китайцев - один из траурных цветов; в Индии - символ правдивости; в Бразилии - символ печали.

Голубой цвет считается цветом креативности, его рекомендуют для учебных аудиторий или кабинетов. Бирюзовый оттенок способствует общению.

Физиология: помогает при бессоннице поможет заснуть, так как действует расслабляюще. Имеет вяжущее и противовоспалительное действие.
Психология: помогает при негативных психических состояниях: застенчивость, страх говорить, плохие отношения.
С помощью голубого можно отрешиться от внешнего мира и, оставшись наедине со своими мыслями, созерцать и спокойно размышлять. При занятиях медитативными практиками полезно зажигать голубую свечу или голубую лампу. Способствует креативности.

Синий

Синий цвет (компенсирующий оранжевый) очень насыщенный и очень холодный. Он тяжелый, строгий, таинственный, чистый. Первое чувство, которое он вызывает, - это чувство настороженности. Синий цвет символизирует вселенную, космос и соответствует планете Юпитер.

Успокаивающий цвет. Он способствует физическому и ментальному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия.

Физиология: лечит глухоту, катаракту, кровотечения, бессонницу. Является анестетиком. Помогает при ангинах, ревматизмах. Воздействует на эндокринную систему.
Психология: развивает психические способности. Очищает мышление, освобождает от тревог и страхов, позволяет услышать внутренний голос и принять правильное решение (интуиция). С индиго проще переходить на более тонкие уровни сознания. Не рекомендуется людям склонным к сезонным депрессиям.

Фиолетовый

Фиолетовый цвет (компенсирующий желтый) насыщенный, холодный, тяжелый, спокойный, таинственный. Он символизирует мудрость, зрелость, высший разум. Фиолетовый цвет легко подавляется другими цветами, но сам по себе фиолетовый цвет глубокий и выразительный. Он придает одежде торжественный и роскошный вид. В большом количестве фиолетовый цвет вызывает меланхолию. Соответствует планете Уран.

Связан с артистизмом, великими идеями, интуицией и мистистизмом. Он способствует вдохновению, состраданию, чувствительности.

Величественный цвет, всегда присутствовавший в одежде королей и духовенства. Это цвет вдохновения, который свойственен целителям и творческим личностям. Он поможет научиться принимать все происходящее с вами со спокойным сердцем, успокоить душу и напитать ее энергией вдохновения. Фиолетовый объединяет тело и мышление, материальные потребности с потребностями души. Из людей с преобладанием фиолетового цвета в ауре получаются умелые целители, а если они занимаются творчеством, то их произведения отличаются естественностью и языком, который понятен каждому. Фиолетовый уравновешивает два конца спектра, и также уравновешивает мужскую и женскую энергии в человеческом организме.

Физиология: лечит физиологические заболевания: сотрясение мозга, эпилепсия, невралгия, рассеянный склероз. Не рекомендуется людям с тяжелыми психическими заболеваниями и страдающим алкоголизмом.
Психология: помогает при негативных психических состояниях: невроз, потеря веры, отчаяние, потеря самоуважения.

Тона:

Черный - : мотивированное применение силы, созидание, обучение, способностьи к предвидению, содержательность, скрытые сокровища, разрушительность, использование силы как проявление слабости и эгоизма, подавление, депресия, пустота, воздержание, ограничения. Черный скрывает то, чем обладает. Человек предпочитающий его, стремится скрыть свой внутренний мир от окружающих. Черный символизирует конец. Каждый вечер мы с удовольствием возвращаемся в ночь для восстановления сил. Но именно он дает начало и всему новому. Жизнь начинается с неизвестности. Черный способен контролировать ситуацию благодаря тайным знаниям. Черный стремится любыми средствами удержать свою власть. С другой стороны этот человек испытывает потребность во внешнем контроле.
Мощность, сексуальность, сложность, формальность, элегантность, богатство, тайна, страх, зло, анонимность, недоволство, глубина, стиль, печаль, раскаяние, гнев, метрополитен, хороший техно-цвет, траур, смерть (западные культуры).

Белый - нетронутость, полнота, самоотдача, единство, легкость, выявлени скрытого и ложного, изоляция, бесплодность, окоченение, разочарование, чопорность, скука. Основным качеством белого цвета является равенство. Белый цвет ищет справедливости. Он беспристрастен. Белый цвет символизирует невинность. Это цвет настоящей невесты, девушки еще не знающей страсти. Белый характеризуется определенной плотностью. Держа в руках прозрачный кристалл, вы видите перед собой Сияние. Взяв в руки белую хлопчатобумажную простыню, вы ничего сквозь нее не разглядите. Белый находится на ступень ниже безупречной чистоты Сияния. Белый содержит все цвета спектра поровну, являясь результатом их смешения. Следовательно, белый может использоваться для создания тех или иных сочетаний. Все цвета в белом равны. В мифологии белый служит символом единства. Белый ищет справедливости. Белый парик на голове судьи говорит о его беспристрастности. Белый - духовный хранитель. Если присутствует белый цвет, то все будет в порядке. Доктор в белом халате вырывает человека из пасти смерти.
Почтение, чистота, простота, мир, смиренность, точность, невиновность, молодость, рождение, зима, снег, хорошо, стерильность, брак (западные культуры), смерть (восточные культуры), холодный, клинический, стерильный.

Серый - безопасность, надежность, интеллект, степенный, скромность, достоинство, завершенность, твердый, консерватор, практический, старость, печаль.

Серый, черный и белый (тона) - являются связуюшим звеном для цветов. Не обладают эффектом. Являются фоном для цветов и повышают интенсивность находящегося рядом цвета, а при добавлении повышают светлоту(светло-серый, белый) или насыщенность(темно-серый, черный) цвета.

Психологическое воздействие цвета

Говоря о психологическом влиянии цвета важно учитывать тот факт, что в различных обществах существуют разные точки зрения. Даже независимые результаты исследований воздействия цвета порой несут отпечаток принадлежности к определенной культурной группе людей, чье мнение формировалось на протяжении веков.

Символическое значение цветов складывалось у определенных народов на протяжении веков. Взять, например, черный и белый цвета. На Западе черный цвет воспринимается как серьезный, драматичный, подчас печальный. При использовании черного цвета в декорировании часто звучат предупреждения о его угнетающем воздействии. Традиционно черный - это цвет траура. Белый же цвет, наоборот, ассоциируется с чистотой, миролюбием, оптимизмом. Поэтому подвенечное платье в западных странах традиционно белого цвета. Никому не придет в голову одеть белые одежды на траурную церемонию, а невесте присутствовать на свадьбе в черном платье. Тем не менее, в некоторых странах Востока именно белый, а не черный, является цветом траура.

Каждый цвет имеет свою магическую силу. Ведь не просто так свадебное платье должно быть белым, потому что это символ чистоты. Розы, которые мы дарим любимым должны быть красными. В каждом цвете заложен свой магический символ. Мы предлагаем вам прочитать об основных цветах и что они означают.

Магия цвета

Белый

Божественный цвет. Символ света, чистоты и истины. В большинстве стран (в странах Европы, Китае, Египте и др.) белый - цвет траурных одежд. Белыми одеждами умершего посвящали в новую жизнь.
Это цвет радости и праздника.
Противоречивый символ. Сочетающий в себе с одной стороны свет и жизнь, а с другой старость, слепоту и смерть. В Китае белый цвет ассоциировался одновременно и с вероломством и с чистотой. Скандинавская богиня смерти Хель, обитающая в ледяном (белом) мире смерти Хель, имеет мертвенно-белое лицо.
Выражение «белая ворона» известно всем, а вот что такое «белый слон»? Это выражение пришло к нам из древнего Сиама. Чтобы избавиться от неугодного придворного, король Сиама дарил ему большого белого слона. Стоимость прокорма животного быстро разоряла придворного, а избавиться от царского подарка было невозможно. С тех пор большое, внушительное, но бесполезное приобретение называют «белым слоном». «Печень цвета лилии» («белая печень») — выражение произошло из убеждения, что печень трусов не имеет крови. «Показать белое перо» - проявить трусость. Выражение пришло из петушиных боев. Было замечено, что петухи с красной и черной окраской вырывают перья из хвостов более трусливых белых петухов.
Интересно, что слово «кандидат» происходит от латинского «candidus» («ослепительно белый»).
Белый голубь - символизирует мир, Святой дух.
Белые яйца - сотворение.
Белый флаг - добровольную сдачу, перемирие.
Белый - цвет очищения от грехов, крещения и причастия, праздников Рождества, Пасхи и Вознесения.
В алхимии белый цвет связан с ртутью.

Голубой

Голубой, как и белый, - это божественный цвет. Голубой ассоциируется с Юпитером, Юноной, Амоном-Ра, Вишной и другими богами.
В Китае голубой цвет - символ Дао. Священный Путь, принцип сущего.
Как и белый, голубой - это цвет истины, верности, целомудрия и правосудия в христианской традиции.
Светло-голубой цвет - символ непостижимого и чудесного.

Желтый

Символика желтого цвета во многом зависит от его тона. Теплые желтые тона - символ нерушимого брака, а холодные - символ супружеской измены (цвет рогоносцев во Франции).
Желтый цвет - цвет золота, символ солнца и божественной власти.
В греческой мифологии желтый - цвет Аполлона. В Китае желтый - цвет императора. Во времена династии Цин, одежду желтого цвета имел право носить только император.
Кроме того, желтый - это цвет предательства, ревности, трусливости, лжи. В некоторых странах Европы желтым мазали двери домов преступников и предателей. Иуда и Каин обычно изображаются с желтыми бородами. Во время второй мировой войны, в оккупированных нацистами странах, евреям предписывалось носить желтые «повязки позора». Желтый цвет был выбран Гаутамой Буддой как символ смирения.
Желтый цвет - цвет болезни. Желтый крест ставили на чумных домах. Желтый флаг на борту судна обозначал, что на борту есть инфекционные больные. Теперь желтый флаг поднимают, когда хотят сказать, что больных на судне нет (при заходе в иностранный порт).
В футболе и в правилах дорожного движения желтый - предупреждение.

Коричневый

Цвет и все его оттенки (цвет земли) Предпочитают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди, которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Когда же он неприятен, то это говорит о самолюбии и эгоизме, о том, что этот человек скрытен, с трудом идет на откровенность.

Красный

Красный цвет символизирует кровь, огонь, гнев, войну, революцию, силу и мужество. Кроме того, красный - цвет жизни. Доисторический человек кропил обьект, который хотел оживить, кровью.
В Древнем Риме красный цвет символизировал божественность. Это цвет знати, патрициев и императоров Рима. Символ верховной власти, который позже перешел к кардиналам. После победы римские полководцы красили лицо (в честь Марса) в красный цвет.
Красный флаг в Британском военно-морском флоте существует с 17 века и символизирует "вызов на бой".
Красный флаг использовался во время Парижской коммуны 1817г, в нашей стране во время восстания 1905г, революции 1917г и последующие несколько десятков лет. Термин «красные» часто употребляется по отношению к коммунистам.
Красный - цвет анархии. Сторонники итальянского национального лидера Джузеппе Гарибальди (1807-1882) назывались «краснорубашечниками», так как в знак неповиновения властям носили красные рубахи.
Красная роза - символ любви и красоты. Выражение «красный день календаря» произошло от обычая помечать дни святых и другие церковные даты красными чернилами.
Этот цвет используют для предупреждения об опасности (например, дорожные знаки).
Район, где находятся публичные дома, называется районом «красных фонарей», так как именно такие фонари раньше висели перед подобными заведениями.

Оранжевый

Любимый цвет людей обладающих интуицией, страстных мечтателей. Согласно герольдике, этот цвет означает также лицемерие и притворство. В геральдике - цвет подлости, предательства.

Розовый

Любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-нибудь решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера.

Синий

Цвет неба и моря, символ высоты и глубины. Постоянство, преданность, правосудие, совершенство и мир.
В древнем Египте синий использовался для обозначения правды. Синий - цвет Зевса (Юпитера) и Геры (Юноны).
Широкую синюю ленту имеет Орден Подвязки, высшей рыцарский орден Британской короны. Орден был учрежден в 1348 году Эдуардом III.
Синий - цвет королевской власти и благородного происхождения.
Выражение «голубая кровь» для людей высокого происхождения произошел из убеждения, что вены у испанских аристократов «более синие», чем у простых людей.
Выражение «синий чулок» по отношению к ученой даме восходит к 15 веку, когда в Венеции собиралось общество мужчин и женщин, занимающихся изучением наук, синие чулки были их отличительным атрибутом одежды. Этот обычай был позаимствован парижскими интеллектуалами в 1590-х годах. Сам термин возник в Англии в 1750 годах.
Синий - цвет британской консервативной партии.
В христианстве синий символизирует искренность, благоразумие и набожность.

Фиолетовый

Цвет говорит об очень большой эмоциональности, чувствительности, высокой духовности и деликатности. Когда он неприятен - это признак развитого чувства долга, желания жить только настоящим. Это типичный цвет гармонично развитых людей.

Черный

Черный - символ ночи, смерти, раскаяния, греха, тишины и пустоты. Поскольку черный поглащает все другие цвета, он так же выражает отрицание и отчаяние, является противостоянием белому, и обозначает негативное начало. В христианской традиции черный символизирует горе, оплакивание и скорбь.
Обычай надевать черное в знак скорби и на похоронах прозошел из предрассудка. Люди полагали, что при этом дух умершего не может их узнать и потому причинить им вреда. Вуаль на лице была призвана смутить демонов и не позволить им утащить в ад еще одну душу.
Обычай надевать черную повязку на левый рукав в знак скорби восходит к рыцарским временам, когда дама сердца надевала повязку на руку рыцаря в знак того, что он служит ей. Позднее повязка стала знаком верности по ушедшей супруге.
В Японии черный - цвет радости.
В британском суде квадраты черной материи судья разрывал при произнесении смертного приговора. «Черная смерть» - название эпидемии бубонной чумы, уничтожевшей в 1348 году примерно 25 000 000 человек только в Европе.

Информация собрана, для объективности, из разных источников.
Источники информации: www.rоsdеsign.cоm, www.соlоrzonу.ru, www.раssiоn.ru, www.wikipеdiа.оrg, www.аstrоguidе.ru

Есть такое выражение: «серые будни», означающее унылое, скучное, бесцветное существование. Именно бесцветное, лишенное красок жизни. Цвет для человека настолько важен, что его длительное отсутствие, например, поздней, пасмурной осенью, воспринимается как тяжкое испытание. В психологии даже есть термин «цветовой голод» - болезненное, похожее на депрессию состояние, которое испытывает человек, вынужденный долго находиться в бесцветном или монохромном мире.

Цвет имеет огромное значение в жизни человека и оказывает влияние не только на психику, но и на организм в целом.

Мы настолько привыкли к разноцветью мира, что не воспринимаем свое цветовое зрение как уникальный дар. Цвет для нас просто атрибут вещи, иногда делающий ее привлекательнее, а иногда, наоборот, вызывающий неприятие. И с древнейших времен цвет связывался именно с предметами, недаром многие оттенки носят имена конкретных предметов:

  • коричневый (кора дерева или корица);
  • малиновый;
  • оранжевый;
  • зеленый (зель – молодые всходы);
  • вишневый и т. д.

Но сами предметы не имеют окраски, их поверхность лишь отражает свет волны. Отраженные лучи попадают на сетчатку глаза, а потом нервный импульс поступает в зрительный отдел головного мозга, где и возникает ощущение цвета. А в сумерках и ночью света недостаточно, поэтому многоцветие мира исчезает, тонет во тьме. Можно сказать, что окружающий мир обретает свои краски только благодаря работе нашего мозга.

Разные поверхности отражают свет определенной длины волны и поглощают другие лучи. Например, молодая трава и листья отражают свет, преимущественно, желто-зеленой части спектра, а красные лучи поглощают. Поэтому если посмотреть на крону дерева через красное стекло, то она покажется черной, ведь стекло свет зеленой части спектра не пропускает.

Способность к восприятию цвета у человека врожденная, но развивается она не сразу:

  • Исследования показали, что первые – это оранжевый, желтый и красный.
  • Взрослый человек способен различить более 120 цветов и почти 10 миллионов оттенков.

Конечно, лучше всего цветовосприятие развито у профессиональных художников, но и обычному человеку есть чем похвастаться.

С цветовосприятием связана и наша способность выделять предмет из окружающего фона, ее называют различением цветовых пространств. А когда цвет объекта и цвет фона совпадает, то возникает эффект невидимости.

Так как ощущение цвета субъективно, то оно связано с разнообразными психическими процессами, особенно с эмоциями. Воздействие цветов на человека изучает особая область психологической науки – психология цветовосприятия.

Цвет и эмоции

Связь цветов и эмоционального состояния человека была замечена давно. В XIX веке вышел фундаментальный труд «Учение о цвете», посвященный эмоциональному содержанию различных оттенков. Интересно, что автором этого труда был известный немецкий поэт И. Гете, который книгу о цвете считал своим главным достижением.

В XX веке гениальные догадки Гете были подтверждены серьезными психофизиологическими исследованиями, которые доказали, что цвет оказывает влияние не только на эмоции, но и на состояние организма в целом, например, на работу сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

  • повышает уровень любого возбуждения: радостного, агрессивного, сексуального. Он горячий, тонизирующий, и в то же время красный перегружает нашу нервную систему, поэтому быстро начинает раздражать.
  • , напротив, снимает возбуждение, вызывает заторможенность и «охлаждает пыл». Это цвет покоя, но ему недостает радости, и чем темнее синий, тем он мрачнее.
  • считается нейтральным или оптимальным. Этот цвет приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения и лишь слегка повышает тонус. Поэтому зеленый, как говорил Гете, не только дает отдых душе, но и повышает работоспособность.
  • – тоже горячий, бодрящий, но не столь возбуждающий, как красный, поэтому он не так раздражает и хорошо стимулирует разные физиологические процессы, например, пробуждает аппетит.
  • – самый веселый и жизнерадостный из цветов. Он даже мышление стимулирует. Но, с другой стороны, слишком яркий и веселый цвет может быстро утомить не только глаза, но и психику.
  • вызывает ощущение холода и покоя. Именно он эффективнее всего понижает давление и уменьшает возбуждение в коре головного мозга. Но в больших количествах этот цвет вызывает чувство лени и апатии.
  • еще более пассивный, чем голубой и синий, да к тому же еще и мрачный. Он не только снижает активность и работоспособность, но может вызвать чувство беспокойства и угнетения, склонность к мистике и философским размышлениям.
  • самый стабильный, консервативный. Он успокаивает, не угнетая, вызывает чувство уверенности в неизменности бытия. Коричневый благотворно влияет на людей, уставших от бешеного ритма жизни и пестроты современного города.
  • – самый необычный из цветов. С одной стороны, казалось бы, это и не цвет вовсе, а его отсутствие. А с другой – физика нам говорит, что белый цвет получается из сочетания всех цветов спектра. Так или иначе, человеком этот цвет воспринимается как холодная пустота. Он может создавать ощущение чистоты и свежести, но его изобилие вызывает острую потребность в красках.
  • – мрачный цвет, символ отрицания и отказа от красоты мира, а иногда и от жизни. Часто этот цвет пробуждает в людях глубинные, иррациональные страхи.
  • Серый цвет самый унылый и «бесцветный», он создает атмосферу скуки и безысходности.

Несмотря на то, что психоэмоциональная составляющая является основной, делать акцент только на ней не стоит. На наше цветовосприятие оказывает влияние множество факторов, в том числе разнообразные ассоциации и принятая в обществе культурная, религиозная и политическая символика.

Цветовые ассоциации


Пример ассоциации. Что вы видите и чувствуете, глядя на картинку?

Как уже говорилось, цвета в нашем сознании прочно связаны с аналогично окрашенными объектами, поэтому они вызывают ассоциации именно с ними:

  • оранжевый цвет ассоциируется с апельсином;
  • желтый - с лимоном;
  • коричневый - с землей или хлебом;
  • красный - с кровью и т. д.

Эти прочные, устойчивые связи вызывают весьма интересный эффект, названный в психологии синестезией. Она проявляется, когда под влиянием одного раздражителя, в нашем случае цвета, возникает еще и другое ощущение. Например:

  • лимонно-желтый цвет, ассоциируясь с лимоном, у многих людей создает впечатление кислого вкуса и даже вызывает повышенное слюноотделение;
  • снежно-белый вызывает ощущение холода;
  • красный и оранжевый из-за связи с огнем кажутся горячими.

Еще более многообразны культурные ассоциации, которые иногда даже более значимы для людей, чем психофизиологическое воздействие цветов.

  • Так, черный цвет в европейской культуре не только символ тьмы и смерти, но и символ элегантности и аристократизма. На формирование такого восприятия повлияла сохраняющаяся десятилетиями мода на черные фраки и сюртуки у респектабельных мужчин.
  • Зеленый символизирует возрождение природы и жизнь, так как он ассоциируется с молодой весенней листвой.
  • А вот символика желтого в культуре Европы совсем невеселая, так как в течение нескольких столетий желтые флаги поднимали суда, зараженные чумой.
  • В России до революции «желтый билет» выдавался публичным женщинам, а «желтым домом» называли психиатрическую лечебницу.
  • Красный цвет в русской культуре не только цвет агрессии и борьбы, но и цветовой символ национального самосознания, имеющий очень древние корни в славянском язычестве.

Конечно, несмотря на живучесть традиций, цветовая символика меняется, но мода на нее не проходит. Ведь цветовой код – важная часть человеческой культуры.

Как мы видим цвета, и чем наше цветосвосприятие отличается от животных? Узнайте из видео.

Последние материалы раздела:

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Режим дня II

Тема Режим дня Учебная задача Цель темы научиться планировать распорядок дня Сформировать понятие о режиме дня школьника Показать...

Страна с трагической судьбой
Страна с трагической судьбой

Апофеозом гражданской войны в Анголе и Войны за независимость Намибии стала оборона ангольскими правительственными войсками, кубинскими...

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...