Николаевское артиллерийское училище. Николаевское кавалерийское училище

Военно-учебное заведение Русской императорской армии .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    26.10 - К дню рождения генерала Д. Карбышева

    Железнодорожний техникум - г.Николаев

    Александр Сенотрусов о береговой обороне Ленинграда

    "Виват, Университет!": Юбилей

    Цифровая история: Кирилл Назаренко о русском флоте в годы первой мировой

    Субтитры

История военно-учебного заведения

Санкт-Петербургская школа образования инженерных кондукторов

В 1804 году по предложению генерал-лейтенанта П. К. Сухтелена и генерал-инженера И. И. Князева в Санкт-Петербурге создана (на базе перемещенной в Санкт-Петербург ранее существовавшей) инженерная школа по подготовке инженерных унтер-офицеров (кондукторов) со штатом в 50 человек и сроком обучения в 2 года. Располагалась в казармах Кавалергардского полка. До 1810 года школа успела выпустить около 75 специалистов. Фактически являлась одной из очень ограниченного круга нестабильно существовавших школ - прямых преемниц созданной Петром Великим в 1713 году Санкт-Петербургской военной инженерной школы .

Санкт-Петербургское инженерное училище

В 1810 году по предложению инженер-генерала графа К. И. Оппермана школа преобразована в инженерное училище с двумя отделениями. Кондукторское отделение с трехлетним курсом и штатом в 15 человек готовило младших офицеров инженерных войск, а офицерское отделение с двухлетним курсом готовило офицеров с познаниями инженеров. Фактически это инновационное преобразование после которого учебное заведение становится Первым Высшим инженерным учебным заведением. На офицерское отделение принимали лучших выпускников кондукторского отделения. Также там проходили переподготовку ранее выпустившиеся кондуктора, произведенные в офицеры. Таким образом в 1810 году Инженерное училище становится Высшим учебным заведением с общим пятилетним курсом обучения. И этот уникальный этап эволюции инженерного образования в России случился впервые именно в Санкт-Петербургском инженерном училище.

Главное инженерное училище

24 ноября 1819 года по инициативе Великого Князя Николая Павловича Санкт-Петербургское инженерное училище Высочайшим повелением преобразовано в Главное инженерное училище. Для размещения училища выделена одна из царских резиденций, Михайловский замок, этим же повелением переименованный в Инженерный замок . Училище по-прежнему имело два отделения: трехгодичное кондукторское готовило инженерных прапорщиков со средним образованием, а двухгодичное офицерское давало высшее образование. На офицерское отделение принимали лучших выпускников кондукторского отделения, а также офицеров инженерных войск и других родов войск, пожелавших перейти на инженерную службу. Для преподавания были приглашены лучшие педагоги того времени: академик М.В.Остроградский , физик Ф. Ф. Эвальд, инженер Ф. Ф. Ласковский .

Училище стало центром военно-инженерной мысли. Барон П. Л. Шиллинг предложил использовать гальванический способ взрыва мин, адъюнкт-профессор К. П. Власов изобрел химический способ взрывания (т. н. «власовская трубка »), а полковник П. П. Томиловский - металлический понтонный парк , стоявший на вооружении разных стран мира до середины XX века.

В училище издавался журнал «Инженерные записки»

Николаевское инженерное училище

В 1855 году училище названо Николаевским, а офицерское отделение училища было преобразовано в самостоятельную Николаевскую инженерную академию . Училище стало готовить только младших офицеров инженерных войск. По окончании трехлетнего курса выпускники получали звание инженерного прапорщика со средним общим и военным образованием (с 1884 года инженерного подпоручика).

В числе преподавателей училища были Д. И. Менделеев (химия), Н. В. Болдырев (фортификация), А. И. Квист (пути сообщения), Г. А. Леер (тактика, стратегия, военная история).

29 июля 1918 года по причине нехватки преподавательского состава и учебно-материальной базы приказом Главного Комиссара военно-учебных заведений Петрограда 1-е инженерными курсы были объединены со 2-ми инженерными курсами под названием «Петроградский военно-инженерный техникум».

Организационно техникум состоял из четырех рот: саперной, дорожно-мостовой, электротехнической, минно-подрывной, - и подготовительного отделения. Срок обучения на подготовительном отделении составлял 8 месяцев, на основных отделениях - 6 месяцев. Техникум дислоцировался в Инженерном замке Олонец , с Врангелем в июне-ноябре 1920 года у г. Орехова , с восставшим гарнизоном Кронштадта в марте 1921 года, с финскими войсками в декабре 1921-январе 1922 года в Карелии.

Строевое образование юнкеров состоял из практических и теоретических занятий, распределённых на 2 года.В младшем классе программа строевого образования преследовала цель подготовки унтер-офицеров, a в старшем - инструктора-офицера.

С 1865 AD введены в курс военная администрация и топография, a в следующие годы - аналитическая геометрия, механика, военная гигиена и топография, артиллерийское и фортификационное черчение, причём преподавание физики было исключено.

По положению 1867 AD учебная программа училища включала в себе следующие предметы:

  • военные - тактику, артиллерию (служба при орудии, правила стрельбы, материальная часть), фортификацию, военное законоведение, уставы и наставления (служебные обязанности в войсках), военная администрация и военное письмоводство, строевое учение, черчение (фортификационное, артиллерийское и топографическое)
  • специальные - иппологию, вольтижировку и джигитовку, фехтование, рубку шашкой и обращение с пикой, стрелковую подготовку и учение об оружии
  • общеобразовательные - Закон Божий, русский и иностранные языки (французский и немецкий), математику, химию, физику, аналитическую геометрию, механику, политическую историю и статистику (В 1863-64 учебном году проходились еще логика и психология)

В 1883 AD из учебного курса училища исключены политическая история, статистика, военная гигиена, a затем и математика, и введена военная история.

Вместе с тем, изданная в том же году "Инструкция по учебной части" совершенно изменила и самую систему ведения занятий: аудиториальная система лекций уступила место 22-м часовым лекциям в каждом классе отдельно; практические занятия велись по-прежнему в классных отделениях и манеже, a поверка знаний юнкеров производилась на репетициях.

Давая широкое развитие практическим занятиям по каждому предмету в зимний период занятий, инструкция 1883 AD переносит их и в поле: с выходом в лагерь юнкера младшего класса, кроме полевой езды и тактико –специальных занятий, производят полуинструментальную съемку, a юнкера старшего класса - съемку военно-глазомерную и решают тактические задачи в поле.

С 1908 AD к этому прибавлена еще и съемка перспективная. По окончании съемок юнкера упражнялись в разбивке, трассировке и постройке полевых окопов.

В лагере юнкера занимались фронтовыми ученьями, полевой ездой, инженерными и топографическими работами, знакомились со стрельбою из орудий и с материальной частью артиллерии.

В курс стрелковой подготовки была введена стрельба из пулемётов.

С 1908 AD введены в курс училища: снова военная гигиена, гимнастика, военно-сапёрное дело, военная география и, как особый отдел военного законоведения, учение о социалистических теориях.

Последнее было вызвано тем, что с переходом нашего отечества к новому государственному строю, когда так или иначе политические теории получили относительную свободу исповедания, и в ряды армии стали проникать люди, не признающие принципа "армия вне политики", офицеру было необходимо знать, чем он может парализовать возможную пропаганду последователей крайних партий.

Химия же и механика были изъяты из предметов преподавания и перенесены в кадетские корпуса. Наконец, ряд комиссий пришел к выводу, что необходимо перенести центр тяжести училищного курса с теории на более практическую почву.

28 июля 1910 AD выработанные этими комиссиями программы были утверждены военным министром и приняты к руководству. Основная идея новых программ - "приблизить военные знания юнкеров к войсковой жизни и подготовить их к обязанностям воспитателя и учителя солдата и к роли руководителя вверенной ему малой части (взвода, полуэскадрона) в поле".

Выпускаемый из училища молодой офицер должен был не только знать, но и уметь применять знания в той сфере деятельности, которая ожидала его по выходе в кавалерийскую часть.

A так как предстоящая юнкеру служба командира взвода и полуэскадрона раньше всего и прежде всего требовала от него самой серьезной практической подготовки, затем развития инструкторских способностей и лишь потом общего военного образования, то на тактику и специальную подготовку было обращено главное внимание (тактика - 8 часов в неделю в младшем классе и 10 часов в старшем).

Преследуя цель развития ума, a не обременение памяти, новые программы были составлены так, что быстро улетучивающиеся, основанные на памяти знания ими не требовались. Отдав тактике господствующее среди всех учебных предметов место, реформа эта вызвала естественное уменьшение объема курса этих предметов; так, военная история, получив новое наименование "история русской армии", преследовала только ознакомление юнкеров с важнейшими периодами жизни русской армии; прежнее прохождение целых кампаний в беглом стратегическом очерке было исключено.

Точно так же курс военной топографии был окрашен в тактический цвет; все вопросы чисто математического характера (триангуляция) и подробное изучение инструментов, с которыми строевому офицеру работать не придётся, были исключены из курса; взамен была введена маршрутная съемка.

Установив тесную связь курса артиллерии с "наставлением для обучения стрельбе", новая программа преследовала чисто утилитарные цели: дать базовые знания, умения и навыки - по основам боевого применения артиллерийских подразделений в бою и организации взаимодействия между кавалерийским и артиллерийским командиром, по правилам стрельбы и управлению огнём, по огневой службе (боевой работе) подразделений полевой артиллерии.

В курс законоведения были введены сведения из финансового и полицейского права, но преподавание особого отдела о крайних учениях было отменено

Производство

По окончании курса наук и летн. практич. занятий юнкера эскадрона разделялись на 3 разряда, соответ-но к-рым юнкерам присваиваются при выпуске след. права:

1-й разр. выпускается в части арм. кавалерии корнетами с 1 год. старшинства в чине; отличнейшие же из перворазрядных юнкеров, имеющих в ср. выводе по наукам не менее 9 и знанию строев. службы не менее 11, удостаиваются, в определяемом воен. мин-ром для кажд. года особо числе, производства в корнеты гв. кавалерии.

При Николае II в гвардейской кавалерии соблюдался ряд правил, придававших ей определенную специфику:

  • офицеры должны были принадлежать к потомственной аристократии или дворянству, и это правил о не знало исключений. Если гвардейский унтер-офицер недворянского происхождения производился в корнеты, он автоматически переводился в армейский полк.
  • с 1884 AD звания в гвардии считались одним чином выше армейских.
  • полковым командиром, как правило, был генерал-майор (тогда как в армии - полковник). Гвардейский полковник мог быть только исполняющим должность командира.

Правила приема молодых кавалерийских офицеров в гвардию в начале ХХ века:

В течение последнего года обучения юнкер самостоятельно посылал в Главное управление военно - учебных заведений прошение с просьбой о зачислении его в тот или иной гвардейский полк. Начальник училища информировал командира полка о кандидатуре будущего офицера. Выбор полка будущим офиц ером, как правило, был предопределен и лишь изредка зависел от его собственного желания.

При зачислении в тот или иной гвардейский полк играли роль различные факторы. Так, свою роль мог ла сыграть национальная принадлежность кандидата. В некоторых полках, к примеру, в Конногвардейском, служили лица в основном остзейского происхождения, но существовали и русские по преимущ еству полки.

Но ключевую роль при выборе полка играли фамильные традиции. Часто уже с рождения мальчику-дворянину было предопределено служить в том полку, в котором служили и его предки. Зачастую несколько поколений той или иной дворянской семьи служили в определённом полку.

Помимо принадлежности к энати и количества набранных баллов существовали и неформальные критерии для приёма кандидата в полк. И здесь его ожидали два испытания.

Во-первых, он должен был быть принят обществом, подтвердив свой образовательный уровень и воспитание в общении с офицерами полка, причём мнение их жен играло далеко не последнюю роль.

Во-вторых, он должен был произвести хорошее впечатление в офицерском собрании, куда кандидатов приглашали на обеды или ужины офицеры и генералы. Эти мужские собрания сопровождались обильными возлияниями, причем обращалось внимание на поведение подвыпившего кандидата и на то, сколько он может выпить. В некоторых частях традиция предписывала кандидату выпить полковой головной убор, наполненный спиртным.

В конце концов, заместитель командира полка собирал полковое офицерское собрание, на котором официально зачитывалось прошение кандидата о зачислении в полк. “Господа, кто-нибудь хочет высказ аться по поводу поступления. . . . в наш полк?” - спрашивал он.

Собрание проходило в отсутствие кандидата. Дискуссия была совершенно свободной. Те, кто отвергал кандидата, должны были обосновать свою точку зрения. Голосование осуществлялось поднятием рук. Полковой адъютант информировал о решении начальника военно-учебного заведения, который в свою очередь оповещал самого юнкера, Военное министерство и Главное управление военно-учебных заведений.

Неблагоприятное решение передавалось неудачливому кандидату без разъяснений. Мотивы для отказа могли быть разнообразными, порой случайными и, как правило, не были связаны с собственно профессиональными качествами просителя как военного. Так, часто роковую роль играли недостаток образования и воспитания, особенно неумение вести себя с дамами, недостаточное уважение к старшим офицерам, склонность затевать пьяные ссоры, слишком вольное поведение в кругу офицерских жен.

Причиной отказа могло стать и происхождение. Если родственники кандидата уже служили в полку, это могло сыграть ему на руку, однако был возможен и противоположный вариант, как показывает следующий пример. Некий грузинский князь, храбрый офицер, прекрасно служивший в лейб-геардии Казачьем полку, как и многие кавказцы, отличался взрывным темпераментом. Поссорившись со старшим офицером, он был переведен в линейный полк, служа в котором, героически пал в 1915 AD. Через несколько месяцев после гибели князя, его младший брат подал прошение о принятии в лейб-гвардии Казачий полк, но был отвергнут, поскольку офицеры опасались, что кандидат столь же вспыльчив, как и его брат.

Излишняя уверенность кандидата в том, что он будет зачислен в тот или иной полк, считалась предосудительной. Многие юнкера пошили мундиры того или иного гвардейского полка до того, как был решен вопрос об их зачислении, и так никогда не надели их.

Конечно, случались и исключения из правил. Иногда в полк принимались просители, не слишком нравившиеся офицерскому кругу. Так, в 1915 AD в Польше лейб-гвардии Казачий полк был расквартирован неподалеку от ставки Великого князя Николая Николаевича, бывшего тогда главнокомандующим русской армией. Офицеров попросили одобрить зачисление в полк кандидата, за которого ходатайствовал сам Великий князь. Кандидатом являлся князь Радзивилл, который, в случае победы над Германией должен был занять трон автономной Польши. Конечно, не было и речи о том, чтобы отвергнуть прошение князя, и он был принят подавляющим большинством голосов при одном условии: этот офицер вступал в полк в чине есаула, но не получал соответствующей должности. В благодарность князь подарил полку великолепную серебряную чашу, которая до сих пор хранится в коллекции полка.

Другой случай произошел с камер-пажом императрицы Шатиловым. Будучи причислен к 1-й категории выпускников, он собирался поступить либо в конную артиллерию, либо в уланы. Однако Николай II, однажды встретив его, спросил: “Ты, конечно, поступаешь в гвардейские казаки?”. По сути этот вопрос был приказом, и Шатилов волей-неволей стал казаком. Во время Гражданской войны он дослужился до генеральского звания и занимал должность начальника штаба у барона Врангеля.

2-й разряд выпускался в части армейской кавлерии корнетами без старшинства и 3-й разряд переводился из училища в части армейской кавлерии унтер-офицерами (подпрапорщиками), с правом на производство в корнеты без экзамена, но лишь по удостоению своего начальства, не ранее, как через 6 месяцев после производства их товарищей по училищу и только на вакансии, хотя бы и не в те части, в которых они служили унтер-офицерами.

Юнкера эскадрона, подлежащие по успехам в науках и хорошей нравственности производству в офицеры, но признанные по состоянию своего здоровья неспособными к военной службе, одновременно с производством в офицеры переименовывались в соответственный гражданский чин со старшинством в военном чине; причисленные же к 3-му разряду в случае их болезненного состояния награждались чином XIV класса, с предоставлением всем им в случае восстановления их способности к военной службе вступить вновь на военную службу с правами, приобретенными при выпуске.

Юнкера казачьей сотни , на тех же основаниях, производились или в строевые части своих казачьих войск, или же в строевые части регулярных и других казачьих войск.

Казаки считались особым сословием, жившим по своим законам и правилам. Они традиционно недолюбливали иногородних, то есть новопереселенцев на казачьи земли из других областей России. Они были прирождёнными воинами, воспитанными в демократических традициях, и не было большой разницы между офицерами гвардейских и армейских казачьих полков, несмотря на то, что поступление офицера в гвардейский полк сразу делало его представителем знати.

Атаманский полк в принципе пополнялся офицерами только казачьего происхождения, тогда как в полку Его Величества до 50% офицеров не были казаками. Однако все они, прежде чем быть зачисленными в полк, приписывались к станице и становились реестровыми казаками (например будущий сибирский ).

Выпущенные с правами 1 или 2-го разряда, юнкера эскадрона (казёнокоштные) и сотни получали: единовременное пособие на обмундирование в размере 300 рублей, выпущенные по 3-му разряду при самом выпуске из училища в пособие на первоначальное обзаведение бельём, обувью и другими необходимыми вещами - 50 рублей и при производстве потом в офицеры на обмундирование - еще 250 рублей.

Как видим, поступить на службу в гвардию было нелегко, кроме того необходимо было обладать немалыми средствами, чтобы жить в соответствии с мерками петербургсхой знати. Жалованье было довольно скромным, а расходы предполагались немалые.

Блестящая,порою роскошная и очень дорогая многообразная форма: летняя и зимняя, парадная, полная парадная форма, бальная форма, шинель обыкновенная, шинель николаевская, лошадь (полностью или частично) кровная, обычно две или три,- все это стоило громадных денег,приобреталось офицером из собственных средств.Не говоря уже о том, что в обществе надо было держать соответствующий образ жизни.

Расходы по Офицерскому собранию (в гвардейских полках), балы, приемы, подношения, парадные обеды требовали больших расходов. Часто офицер только расписывался в получении жалованья, все оно уходило на вычеты. В некоторых полках существовала традиция - при вступлении в брак передать в собрание серебряный столовый прибор. Все офицеры из гвардейских полков должны были перед свадьбой внести "реверс" - несколько тысяч рублей в обеспечение будущей семейной жизни.

В некоторых частях офицеры составляли своеобразный коллективный резервный фонд, взнос в который, например, в лейб-гвардии Гусарском полку, составлял 1000 рублей.

Поступив в полк, молодой человек оказывался в новой семье. Офицеры полка и в мирное время, и на войне держались вместе, соблюдая традицию полкового братства. Любое прегрешение против кодекса чести позорило весь полк. Графиня Клейнмихель в своей книге “Мемуары о пропавшем мире” рассказывает об одном случае. Офицер лейб-гвардии Гусарского полка проиграл в карты в долг колоссальную сумму, долг был оплачен всеми офицерами полка, причём некоторым из них после этого пришлось оставить службу, так как их финансовые издержки были слишком велики.

Таким образом, очевидно, что кандидаты недаром подвергались испытаниям, ведь и их нравственные свойства, и образование должны были соответствовать самым высоким требованиям. Чем, однако, офицер должен был обладать по преимуществу так это смелостью, и, надо сказать, в бою гвардейцы всегда демонстрировали её.

Служба офицера в гвардейской кавалерии ничем не отличалась от обычной армейской лямки. Обучение, занятия, маневры, выполнение хозяйственных обязанностей, парады отнимали большую часть времени. Наряду с этим гвардейские части (одни чаще, другие реже) выполняли и особые обязанности при государе и дворе. Офицеры активно участвовали в светской жизни, и лучшие дома соперничали за честь видеть среди своих гостей блестящих гвардейских офицеров.

Служба в гвардии давала высокий социальный статус, что вызывало ревность у армейских офицеров. На деле гвардейские офицеры могли быть переведены в армию но перейти из армии в гвардию было практически невозможно. В целом перевод в армию не тяготел над гвардейскими офицерами, в отличие, например от их прусских коллег, Великая война и битвы междоусобной войны дали многочисленные примеры смелости гвардейских офицеров и солдат, до последнего часа осознававших, что они принадлежат к элите.

Во многих иностранных армиях, Николаевскому кавалерийскому училищу аналогов и не было:

Так во Франции -выпускаемые в кавалерию из Сен-Сирской военной школы (для пехоты и кавалерии)обязаны были по прослужении года в строю пройти 11-месячный курс Сомюрской кавалерийской школы

В Италии -выпускаемые в кавалерию из Моденское военного училища, с 2-летним курсом, для пехоты и кав-рии (два отделения) производились в подпоручики с обязательством пройти 8-месячный курс в Пиньерольской кавалерийской школе (близ Турина).

В Австро-Венгрии - Военное училище в Винер-Нейштадте готовило офицеров для пехоты, егерей и кавалерии.

Юнкера Николаевского кавалерийского училища, со своим начальствующим, учительским, воспитательным и обслуживающим персоналом не приняли государственного февральско –мартовского переворота.

После переворота новые власти требовали от руководства училища ежедневно докладывать о положении в училище, а также списки лиц, которых отчисляют и собираются отчислять из училища.

Однако таких списков начальник училища генерал-майор М.Марченко не отсылал. В марте 1917 AD он был уволен.

А юнкера Николаевского кавалерийского училища и в эмиграции с гордостью вспоминали и писали, что Николаевское кавалерийское училище никогда не присягало Временному правительству.

Каждый день приносил известия о бессудных расправах над офицерским составом... В Выборге убит был командир 42-го корпуса, генерал от кавалерии Владимир Алоизиевич Орановский, зверски убиты Генерального штаба генералы Степанов, Васильев и драгунский полковник Карпович. В Луге, в конском запасе, убит бывший командир кавалергардов, генерал граф Менгден, конногренадёр полковник Эгерштром, молодой лейб-гусарский штабс-ротмистр граф Клейнмихель…

В выступлении юнкеров (“владимирцев”) в Петрограде 11 ноября 1917 AD училище участия принять не успело. Было расформировано раньше.

Рано утром 11 ноября “владимирцы” захватили телефонную станцию и взяли в плен большевистского командующего войсками Петроградского военного округа В.А.Антонова-Овсеенко. Вслед за этим юнкера заняли военную гостиницу и телеграф, но после кровопролитного боя были выбиты.

В Петрограде повсюду убивали юнкеров, сбрасывали их с мостов в зловонные каналы. Полному разгрому подверглись Владимирское и Павловское военные училища. Многие юнкера были убиты и изувечены при защите своих училищ, хотя и красные банды дорого платили за "победу".

Отрубленные драгунскими шашками юнкерские головы большевики насаживали на копья железной решётки, что по Гребецкой.

Конечно, та молодежь, что училась в Школе, была самой активной среди участников вооружённого сопротивления совдепам в 1918 –1920 AD, отличалась высокой степенью патриотизма и тем, что непримиримее, чем все остальные, относилась к разрушителям российской государственности.

Интерьер церкви Сошествия Св. Духа в училище

В 1839 AD школа окончательно переселилась к Обводному каналу, в расширенное здание Кондукторской школы путей сообщения (1823–1826 AD, арх. В. К. Треттер), где уже имелся двусветный с хорами и деревянным куполом храм, освященный 26 марта 1827 AD епископом Ревельским Никанором. Занимая выступающую во двор часть второго этажа главного корпуса, этот храм был внутри оформлен по проекту П. Жако коринфскими пилястрами из искусственного желтого на фоне стен из белого стюка.

Белый с позолотой двухъярусный ампирный иконостас вырезала охтинская мастерская А. Тарасова. Образа написал акад. И. Е. Яковлев, иконы праздников – учитель школы М. Довгалев, роспись исполнил М. Я. Ширяев, лепку (включая рельефы) – Л. Круглов и Ф. Стаджи. Газовые бронзовые паникадило и канделябры изготовил мастер Карл Тиме, утварь приобрели у купца Лохова. Часть утвари и икон взяли из церкви Военно-строительного училища (церковь сщмч. Симеона, Сродника господня, при Институте гражданских инженеров Императора Николая I). Расходы на украшение составили 50 тыс. руб.

В 1843 AD А. И. Травин реставрировал интерьер и заново написал евангелистов в парусах.

Площадь храма составляла 55 кв. саж.; на его стенах висели доски чёрного мрамора с именами павших воспитанников, по которым ежегодно при выпуске юнкеров служилась панихида. Молебном перед образом свв. Александра Невского и Николая отмечался день основания училища, одного из самых престижных в России.

В 1903 AD, при переделке церкви арх. И. И. Яковлевым, на ее портале появились лепные горельефы.

Почти 45 лет (с 1842 AD) настоятелем был прот. Кирилл Кириллович Крупский, а последним перед революцией – прот. Иоанн Васильевич Еленевский.

В 1917 AD на апсиде прикреплен гипсовый рельеф с изображением Георгия Победоносца (ск. И. В. Крестовский). Церковь перестала действовать в недоброй памяти 1917 AD ; ныне здание, вроде бы занято проектной организацией.

Былая жизнь русской кавалерии с её красочным бытием, рыцарским духом и красивыми традициями отошла в безвозвратное прошлое.

Начальниками училища были генералы:

  • П. П. Годеин (1823-31AD)
  • бар. М. А. Шлиппенбах (1831-43 AD)
  • А. Н. Сутгоф (1843-63 AD)
  • Я. Ф. Сиверс (1863-65 AD)
  • бар. M. A. Таубе (1865-74 AD)
  • В. Ф. Винберг (1874-78 AD)
  • А. А. Бильдерлинг (1878-90AD)
  • Е. Е. Рынкевич (1890-99 AD)
  • П. А. Плеве (1895-99 AD)
  • П. А. Машин (1899-1901 AD)
  • Ф. Ф. Грязнов (1901-1905 AD)
  • Л. В. де-Витт (1905-10 AD)
  • Е. К. Миллер (1910-12AD)

В 1913 AD начальником его состоял г.-м. М. К. Марченко.

Инспекторами школы и училища были

Николаевское кавалерийское училище July 5th, 2012

Основано 9 мая 1823 года. приказом императора Александра I в Санкт-Петербурге , в казармах лейб-гвардии Измайловского полка (набережная Фонтанки , 120), была основана Школа гвардейских подпрапорщиков для обучения молодых дворян , поступавших в гвардию из университетов или частных пансионов и не имевших военной подготовки.


1826 год — При школе сформирован эскадрон юнкеров гвардейской кавалерии, учебное заведение переименовано в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров . 1859 год — В связи с упразднением звания подпрапорщика Школа переименована в Николаевское училище гвардейских юнкеров .В 1864 году Школа преобразована в Николаевское кавалерийское училище, которое до конца своего существования располагалось в здании по адресу Лермонтовский (Ново-Петергофский) проспект, д. 54.

В 1890 году при училище сформирована казачья сотня — так называемая «Царская сотня ».

Примыкающее здание.

В Николаевском кавалерийском училище готовили офицеров как для регулярной кавалерии , так и для казачьих войск. В соответствии с этим юнкера делились на эскадрон и сотню : 250 юнкеров в эскадроне, 120 — в казачьей сотне.

Продолжительность обучения — 2 года. По окончании обучения юнкера выпускались корнетами в кавалерию.
В настоящее время в здании НКУ находится режимное учреждение - Завод радиотехнического оборудования.

Вдалеке слева училищная церковь. В настоящее время в ней находится актовый зал указанного учреждения.

Курс обучения был двухгодичным, и его конечной целью была подготовка выпускников к полковой службе. Основными учебными предметами были тактика , военное дело , топография , управление, артиллерия , фортификация , право , гигиена и черчение , из общеобразовательных предметов преподавались Закон Божий , русский , французский и немецкий языки, математика , механика , физика , химия , история , экономика , государствоведение и психология .

С 1864 года выпуск проводился после летнего лагерного сбора, так как один лагерный сбор (после 1-го курса) был признан недостаточным. Первое время лучших выпускников направляли, как и ранее, в артиллерию и инженерные войска, но вскоре выпуск в эти рода войск из общевойсковых училищ был прекращен.

Знания оценивались по 12 бальной системе. Набравшие не ниже 9 баллов могли служить в гвардии, получившие средний балл ниже 9 баллов, могли выйти только в армию. Отметка ниже 6 баллов по любому предмету считалась неудовлетворительной. Получивший 5 баллов — проваливался.

Форма юнкеров эскадрона, утвержденная Александром III

Повседневная: алая бескозырка с черными кантами, защитный китель, синие рейтузы с красным кантом при высоких хромовых сапогах и шпорах. Шашка, портупея и пояс надевались поверх кителя и серой, светлого тонкого сукна, шинели.

Парадная: мундир и кивер драгун наполеоновского времени с андреевской гвардейской звездой, чёрный мундир с красным лацканом, красно-чёрный пояс и длинные брюки-шоссеры с красными генеральскими лампасами при ботинках с прибивными шпорами, белая гвардейская портупея шашки и белые замшевые перчатки.

Вооружение эскадрона: шашки и карабины кавалерийского образца

Николаевское кавалерийское училище Классицизм

Пам. арх. (федеральн.)

Дом Кондукторской школы

1820 - инж. Треттер В. К.

1822-1825 - Штауберт Александр Егорович (постановление...)

Лермонтовский музей (1883-1917)

Завод радиотехнического оборудования. Концерн ПВО "Алмаз-Антей"

В 1819-1820 г. в Петербурге была основана Военно-строительная и Кондукторская школа для подготовки специалистов среднего звена.
Для школы был выделен участок на углу Обводного канала и Ново-Петергофского проспекта, на котором в 1820 г. инженер В. К. Треттер построил двухэтажный каменный дом.
В 1822-1825 гг. арх. А. Е. Штауберт перестроил дом Кондукторской школы, придав ему классический облик. Теперь здание состояло из главного корпуса и трех флигелей. Во второй половине ХIХ века был надстроен третий этаж северо-западного флигеля и оформлен актовый зал. В 1917 г. восточный фасад украсил горельеф скульптора И. Крестовского, посвященный памяти выпускников, погибших во время Первой мировой войны.

В 1839 г. сюда перевели Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров

Школа гвардейских подпрапорщиков учреждена 9 мая 1823 г. для подготовки офицеров гвардейской кавалерии. Она была открыта в присутствии великого князя Николая Павловича с задачей "докончить военное воспитание молодых дворян, поступающих на службу в пехотные гвардейские полки".Обучение проводилось два года. Два года спустя школа переехала во дворец Чернышева у Синего моста.
В 1826 г. при школе сформирован эскадрон юнкеров гвардейской кавалерии и она получила наименование Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
С 1838 г. прием стал осуществляться по конкурсному экзамену из детей 13-15 лет, желающих служить в гвардии. Срок обучения стал четырехлетним. Лучшие выпускники школы производились в офицеры наравне с камер-пажами Пажеского корпуса, а остальные - наравне с пажами. В 1839 г. школа окончательно переселилась к Обводному каналу в расширенное здание Кондукторской школы.
В 1859 г. в связи с упразднением звания подпрапорщика школа стала называться Николаевским училищем гвардейских юнкеров.
В 1864 г. училище было преобразовано в Николаевское кавалерийское училище.
В 1882 г. одновременно с преобразованием военных гимназий в Кадетские корпуса пансион назван Николаевским Кадетским корпусом в честь монарха, в царствование которого “положено начало” заведению.
В 1918 г. Николаевское кавалерийское училище было закрыто.

см. Церковь Сошествия Святого Духа при Николаевском кавалерийском училище

Завод Радиотехнического Оборудования
1 января 1966 г. на основании приказа Министра Радиотехнической промышленности СССР за № 430 от 20.12.1965. организация п/я 487 (см. наб. Обводного канала 197-201) объединена с заводом Радиотехнического оборудования под названием последнего - ЛЗРТО - Ленинградский завод Радиотехнического оборудования, подчиненный 13-му Главному Управлению Министерства. До объединения ЛЗРТО организовался 03 апреля 1961 г. по приказу №9118 Ленинградского Совета народного хозяйства на базе 71 военного завода тракторного производства, который перебазировался в другое место. Завод РТО и организация п/ящ. 487 выпускали однородную продукцию радиоаппаратуры. В силу чего возникла их необходимость объединения. Кроме того, необходимо устранить нерентабельность в бывших заводах мелкого масштаба, и переход на новое планирование производства продукции в заводе и хозрасчет.

Ускорению радиопрофилирования завода РТО способствовал перевод специалистов по радиотехнике с завода полиграфических машин.

Слияние двух предприятий позволило создать в системе радиопромышленности страны высокопотенциальное объединение по выпуску оборонной радиотехники, которое стало постоянно участвовать в выполнении перспективных заданий государственной важности.

Приказом Министерства радиопромышленности СССР №227/к от 14.03.1990 г. ЛЗРТО переименован в Производственное объединение "Ленинградский завод радиотехнического оборудования" (ПО "ЛЗРТО").

В 1992 г. ПО "ЛЗРТО" было преобразовано в Государственный завод радиотехнического оборудования (ГЗРТО). Основание: Устав завода, зарегистрированный под №233 от 11.03.1992 г.
ГЗРТО приказом Минэкономики РФ от 27.04.1999 г. №216 переименован в Федеральное государственное унитарное предприятие "Завод радиотехнического оборудования" (ФГУП "ЗРТО").

С 26 декабря 2002 г. в результате приватизации завод преобразован в Открытое акцио-нерное общество «Завод радиотехнического оборудования» в составе ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей». Осенью 2007 г. руководством ОАО «Концерна ПВО «Алмаз-Антей» было принято решение о реализации проекта создания Северо-Западного регионального центра.

Идея строительства СЗРЦ на базе ОАО «ГОЗ Обуховский завод» полностью соответствует программе вывода промышленных предприятий из центра города, которую реализует правительство Санкт-Петербурга, и позволяет высвободить значительные площади для их дальнейшего использования в непроизводственных целях.

В соответствии с проектом создания СЗРЦ на территорию Обуховского завода планировалось из центра Санкт-Петербурга перевести предприятия, входящие в состав Концерна ПВО «Алмаз-Антей»: ОАО «Завод радиотехнического оборудования», ОАО «Ордена Трудового Красного знамени Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры», ОАО «Конструкторское бюро специального машиностроения» и ОАО «Российский институт радионавигации и времени».

С 2011 г. АО "Завод Радиотехнического Оборудования" располагается на пр. Обуховской Обороны, 120 лит.

(zrto.org сайт завода 13.04.2012 sperling, spbarchives.ru 09.09.2017; Наталия)

Ленинградский завод радиотехнического оборудования. Основан в августе 1951 г. С 1951 - Завод No 779 МСП, МРП, п/я 487, в декабре 1965 вошел в состав Ленинградского завода радиотехнического оборудования, ФГУП «Завод радиотехнического оборудования». Продукция: электрофоны Ласточка, Юбилейный, РГ-5С «Невский».

Полностью здание училища передали ЛЗРТО в 1977-1978 г., когда сюда перевели администрацию с Обводного канала, 199-201. До этого РТО занимал флигель, выходящий на Обводный канал.

А до этого в здании была гинекологическая больница, а на 1-м этаже временно располагалась 25-я поликлиника (когда в основном ее здании на Фонтанке делался ремонт). (gordey2003)

Во дворе бывшего училища еще в 1960-е функционировал манеж, похоже и была секция верховой езды. Мальчишкой смотрел пару соревнований, давно было в памяти остались препятствия для лошадей, похоже конкур. (Рюрикович)

Во дворе был манеж и конюшни. В них располагалась единственная на тот момент в Ленинграде школа Высшего спортивного мастерства по конному спорту. По крайней мере, еще году в 1974 г. После она пререехала на Марата, откуда тоже была благополучно выселена. (narniya)

Лермонтовский Музей

Лермонтовский музей помещается по Ново-Петергофскому пр., в здании Николаевскаго

Кавалерийскаго училища, и открыт ежедневно, с 8 до 12 час. утра.

Музей основан в память поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, который воспитывался в Николаевском Кавалерийском училище и в нем же написал свои первые произведения, обратившия на него внимание общества.

Музей был открыт в 1883 г., 16-го августа. Основателем его был директор училища генерал Бильдерлинг, почему его портрет висит над входной дверью.

Музей занимает всего одну комнату. При входе в Музей, направо - картина Кондратенко "Домик в Пятигорске", где жил Лермонтов; портреты Лермонтова, его отца, матери и учителя; его деда, прадеда и бабушки, которая была воспитательницей юнаго поэта.

На этой же стене рисунок тушью, сделанный самим поэтом: "Миневры в Красном Селе".

Против входной двери, на стене, висит картина, изображающая место дуэли поэта с майором Мартыновым, близ Пятигорска и снимки: часовни, где погребен поэт; дома Верзилиных, в котором произошла ссора Лермонтова с Мартыновым и памятника на могиле поэта.

На левой стене выставлены рисунки, работы самого поэта.

Здесь же портрет кн. Васильчикова - друга Лермонтова и картина Кондратенко "Грот Лермонтова".

В углах зала, на вращающихся подставках, помещаются: снимки, рисунки и иллюстрации к некоторым произведениям Лермонтова (Боярин Орша, Демон, Княжна Мери, Сказка о купце Калашникове) и фотографии местностей, имеющих отношение к некоторым событиям из жизни поэта.

В Музее собраны: все сочинения Лермонтова; журналы, где помещены его статьи; музыкальные произведения с текстом из его стихотворений; рукописи и тетради Лермонтова, некоторые его письма; проекты памятников ему, портреты его, начиная с детских, и кончая последним портретом его, в чине поручика Тензинскаго пехотного полка; альбомы с портретами его родственников, современников и товарищей; полное дело о дуэли с французским подданнным Барантом, за которую поэт был удален из гусарского полка. В одной из витрин хранятся вещи, принадлежавшие поэту: кинжал, пожертвованная Музею принцем Лейхтенбергским шашка, трость, черкесский пояс и пороховница из серебра с буквою Л. Здесь же - альбом матери поэта, небольшая книжка в красном сафьяне, чувяки из красного сафьяна, щеточка, бумажник.

У левой стены - столик Лермонтова, на котором лежит поясное изображение покойного поэта. На небольшом столике, у окна, лежит портфель, работы бабушки поэта. У другого окна гипсовый бюст поэта, работы Зичи.

Посреди Музея стоит большая модель памятника Лермонтову, сделанная из дуба; на одной стороне вырезаны год и число рождения и смерти поэта, а с другой - названия полков, где он служил. Памятник представляет, украшенную лирой и пальмовыми ветвями из бронзы, усеченнную пирамиду, на которой поставлен бюст поэта.

(Путеводитель по С.-Петербургу. Изданiе С.-Петербургскаго Городскаго Общественнаго Управленiя.С.-Петербургъ.1903.С.289-290., люблюпитер )

В 1917 г. училище было расформировано, а собрание Лермонтовского музея почти целиком передано в Пушкинский Дом. (nasledie-rus.ru Наше наследие № 111 2014 г. 22.10.2017)

В 1907 г. по инициативе начальника Николаевского кавалерийского училища генерал-майора Де-Витта образован Комитет по сооружению памятника М.Ю. Лермонтову перед зданием училища на Ново-Петергофском проспекте.
Поэт был в 1834 г. выпущен из Школы гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров прапорщиком в Лейб-гвардии Гусарский полк
1 октября 1913 г. состоялась закладка памятника по проекту Б. М. Микешина. Отливка скульптуры производилась на бронзолитейном заводе Карла Робекки в Петербурге.
Открытие памятника намечалось на 1 октября 1914 г., но этому помешала начавшаяся война, торжественное открытие и освящение памятника состоялось 9 мая 1916 г.

Также в 1916 г. открыты бронзовые других выпускников: композитора М. П. Мусоргского, ученого-географа П. П. Семенова-Тянь-Шанского и генерала Н. П. Слепцова (все три - скульптора В. В. Лишева) (, C. 232)

Как сообщили в Государст-венном музее городской скульп-туры, памятники-бюсты М. П. Мусоргскому и П. П. Семенову-Тян-Шанскому - выпускни-кам Кавалерийского училища - были выполнены скульптором В. В. Лишевым и установлены в 1916 г. на Лермонтовском проспекте, у здания бывшего Кавалерийского училища. В 20-е годы бюсты были сняты и до настоящего времени не сохранились. Художественно-экспертный совет по монумен-тальной скульптуре Главного управления культуры Исполко-ма Ленсовета принял решение об исполнении новых бюстов Мусоргского и Семенова-Тян-Шанского. Работа над бюста-ми поручена ленинградскому скульптору А. П. Тимченко.

В 1914 г. Большая Мастерская ул., Могилевская ул. и Ново-Петергофский пр. были объединены в Лермонтовский пр.

1940: Детский сад Ленинского района № 22 - Лермонтовский пр., 54 (Ленинград - 1940. С. 333)

1965: Типография № 4 - Социалистическая, 14, цех цветной печати - Садовая, 55/57,

цех малотиражных книг - ул. Марата, 58, участок размотки бумаги - Б. Московская, 4,

Филиал типографии № 4 - Лермонтовский пр., 54 (. С. 177.)

специальные военно-учебные заведения для приготовления офицеров к службе в кавалерии; существуют почти во всех европейских государствах - в Германии, Австро-Венгрии, Франции, Италии, Англии. В России они имеются двух родов: 1) Николаевское К. училище в Петербурге и 2) юнкерские К. училища. В 1823 г. была основана школа гвардейских подпрапорщиков. В 1826 г. при школе был образован эскадрон К. юнкеров, и она получила название школы гвардейских подпрапорщиков и К. юнкеров. В 1857 г. школа была переименована в Николаевское училище гвардейских юнкеров, а в 1865 г., при реформе военно-учебных заведений, преобразована: высшие, специальные классы образовали теперешнее Николаевское К. училище, а низшие, общие - Приготовительный пансион Училища (ныне Николаевский кадетский корпус). В 1890 г. при училище учреждена казачья сотня. По действующему положению (Св. В. П. кн. XV и Прик. по воен. вед. 1890 г. 156), Николаевское К. училище имеет своим назначением приготовление молодых людей для офицерской службы в полках регулярной кавалерии и в конных казачьих частях. Училище состоит из двух классов, с годичным курсом в каждом. В строевом отношении оно составляет эскадрон и сотню; обучающиеся называются юнкерами. Штатный комплект юнкеров - 320, в том числе 120 казаков. Ближайшее заведование училищем возлагается на начальника его; учебная часть состоит в ведении инспектора классов. При училище состоят комитеты: педагогический, дисциплинарный и хозяйственный. В младший класс Николаевского К. училища принимаются, по достижении 16 лет: а) окончившие с успехом полный курс в кадетских корпусах и б) окончившие курс в средних учебных заведениях, или представившие свидетельства о выдержании при этих заведениях испытания в объеме всего курса. Лица второй категории принимаются, впрочем, лишь на свободные вакансии. Казачьи уроженцы содержатся в училище на казенный счет; прочие молодые люди принимаются своекоштными пансионерами; экстерны допускаются лишь с разрешения главного начальника военно-учебных заведений. Учебный курс: 1) закон Божий, 2) математика, 3) химия, 4) тактика, 5) артиллерия, 6) фортификация, 7) военная топография, 8) начальная военная администрация, 9) военное законоведение, 10) практические занятия по русскому и иностранным языкам, 11) иппология и 12) черчение - топографическое, артиллерийское и фортификационное. В лагере юнкера занимаются фронтовыми ученьями, инженерными и топографическими работами, знакомятся со стрельбою из орудий и с материальной частью артиллерии. По окончании курса юнкера, отнесенные по экзамену к первому разряду, выпускаются корнетами армейской кавалерии, с одним годом старшинства, а отличившие из них - корнетами гвардейской кавалерии; отнесенные ко второму разряду - корнетами армейской кавалерии без старшинства, отнесенные же к третьему разряду переводятся в полки армейской кавалерии унтер-офицерами на 6 месяцев. Неспособные к военной службе награждаются, при выпуске, гражданскими чинами XII или XIV класса, смотря по успехам. Юнкерских К. училищ в настоящее время имеется два - Тверское и Елисаветградское и, сверх того, три казачьих: Новочеркасское, Ставропольское и Оренбургское. См. Юнкерские училища.

  • - нач. уч. зав. повышенного типа. Открывались по Положению 1872 вместо у. уч-щ. В Г.У. действовала кл. система преподавания. Г.У. были 1-6-кл. На У. - в осн. 3-4-кл. с 6-летним сроком обучения...
  • - нач. мужские уч. зав. православного ведомства. Открывались по Положению 1808. На У. возникли в пер. пол. XIX в. Д.У. имели 4 кл., иногда - приготовительный...

    Уральская историческая энциклопедия

  • - ср. женские уч. зав. Открывались с 1843. Е.У. были 6-годичными. С 1900 был введен 7-й педагогический класс. На У. действовали со второй пол. XIX в. в Вятке, Перми, Екат., Уфе, Оренб...

    Уральская историческая энциклопедия

  • - - начальные школы в России. Создавались с 30-х гг. 19 в. по одному на волость для подготовки детей казённых поселян к писарской деятельности. Гл. внимание обращалось на технику письма...
  • - - повышенные начальные школы для детей городского населения; учреждены по проекту Н.Х. Весселя взамен уездных училищ. Срок обучения 6 лет, деление на классы зависело от средств и числа учителей...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - средние специальные учебные заведения, готовящие специалистов по военным, медицинским и гуманитарным специальностям...

    Педагогический терминологический словарь

  • - см. в ст. Учебные заведения горные...

    Геологическая энциклопедия

  • - I. Высшие Г. училища, в Германии называемые горными академиями, имеют своей задачей теоретическую и практическую подготовку горных инженеров, которые могли бы быть руководителями в деле горном, горнозаводском и...
  • - в России существуют на основании Положения, высочайше утвержденного 31 мая 1872 г. По мысли законодателя, заведения эти - общеобразовательные, назначенные "для городского населения, и преимущественно для бедной части...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - низшие духовно-учебные заведения, действующие на основании устава 1884 г. и подготовляющие к Д. семинариям. Нормальный состав их - четыре годичных класса...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - начальные школы в России в 19 в., готовившие писарей для палат государственных имуществ и для сельских управлений...
  • - учебные заведения повышенного типа для детей мелкой городской буржуазии и служащих, впервые возникшие в Западной Европе в 17 в. ...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в России до 1917 г. повышенные начальные школы с 6-летним сроком обучения, созданы в 1872 вместо уездных училищ. С 1912 преобразовывались в высшие начальные училища...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - пол-уч"...

    Русский орфографический словарь

"Кавалерийские училища" в книгах

КАВАЛЕРИЙСКИЕ НАЧАЛЬНИКИ

Из книги Походы и кони автора Мамонтов Сергей Иванович

КАВАЛЕРИЙСКИЕ НАЧАЛЬНИКИ В кавалерии все зависит от начальника. Хороший начальник достигнет успеха даже с посредственной частью, а плохой ничего не добьется с прекрасными полками. Берусь об этом судить, потому что пришлось служить и с хорошими, и с плохими.Хорошие

Помимо училища

Из книги Катенька автора Гаркалин Валерий Борисович

Помимо училища Мой студенческий билет давал возможность проникать и в театры драматические, чем я охотно пользовался, побывав практически на всех заметных спектаклях середины 70-х годов. А ведь это была эра высших творческих достижений Анатолия Васильевича Эфроса и Юрия

После училища

Из книги Удельная. Очерки истории автора Глезеров Сергей Евгеньевич

После училища Вот что представляла собой Удельная спустя почти тридцать лет, в конце 1890-х годов, по словам М.И. Пыляева: «Собственно дачи на Удельной расположены с правой стороны железнодорожной линии от Петербурга, с левой же стороны находится Удельная ферма с парком, в

Кавалерийские доспехи

Из книги Теория военного искусства (сборник) автора Кейрнс Уильям

Кавалерийские доспехи Я не знаю, почему пренебрегают доспехами, потому что нет ничего более полезного и декоративного. Кое-кто утверждает, что они отошли в прошлое после изобретения пороха. Это не так; ведь во времена Генриха IV и до 1667 года их носили. Порох был изобретен

Глава 7 ТАНКОВЫЕ, МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ И КАВАЛЕРИЙСКИЕ ВОЙСКА

автора Гланц Дэвид М

Глава 7 ТАНКОВЫЕ, МЕХАНИЗИРОВАННЫЕ И КАВАЛЕРИЙСКИЕ ВОЙСКА В конце 1920-х и на протяжении большей части 1930-х годов Советский Союз потратил немало времени, ресурсов и энергии, разрабатывая новейшие теории, технические новинки и методы управления, необходимые для более

КАВАЛЕРИЙСКИЕ ВОЙСКА

Из книги Советское военное чудо 1941-1943 [Возрождение Красной Армии] автора Гланц Дэвид М

КАВАЛЕРИЙСКИЕ ВОЙСКА Каким бы анахронизмом ни казались кавалерийские войска в 1940-х годах, Красная Армия весьма полагалась на конницу, особенно в наступательной роли, в начальный период войны, когда ее танковые войска были приведены в беспорядок. И действительно,

29. КАВАЛЕРИЙСКИЕ ОФИЦЕРЫ В ВИЦМУНДИРАХ (Кавалергардского, лейб-кирасирского Ее Величества и Павлоградского гусарского полков)

Из книги Русская армия 1812 года. Выпуск второй автора Пархаев Олег Николаевич

29. КАВАЛЕРИЙСКИЕ ОФИЦЕРЫ В ВИЦМУНДИРАХ (Кавалергардского, лейб-кирасирского Ее Величества и Павлоградского гусарского полков) Вне строя кирасирские и гусарские офицеры помимо общеармейских сюртуков носили вицмундир, являвшийся парадно-выходной формой. Кирасирские

Из книги Русские гусары. Мемуары офицера императорской кавалерии. 1911-1920 автора Литтауэр Владимир

4. Казачьи кавалерийские войска во время войны

Училища

Из книги Китай. Его жители, нравы, обычаи, просвещение автора Бичурин Никита Яковлевич

Училища

Из книги Взгляд на просвещение в Китае. Часть I автора Бичурин Никита Яковлевич

Училища Училища разд?ляются на три разряда. Въ первомъ разряд? поставлены училища Общественныя или Народныя, во второмъ у?здныя, въ третьемъ Губернскія. Народныя училища учреждены во вс?хъ городахъ и состоятъ подъ в?д?ніемъ М?стныхъ Начальствъ, которымъ предоставлена

Кавалерийские корпуса

Из книги Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия автора Залесский Константин Александрович автора БСЭ

Последние материалы раздела:

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...

Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах
Длины световых волн. Длина волны. Красный цвет – нижняя граница видимого спектра Видимое излучение диапазон длин волн в метрах

Соответствует какое-либо монохроматическое излучение . Такие оттенки, как розовый , бежевый или пурпурный образуются только в результате смешения...

Николай Некрасов — Дедушка: Стих
Николай Некрасов — Дедушка: Стих

Николай Алексеевич НекрасовГод написания: 1870Жанр произведения: поэмаГлавные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист Очень коротко основную...