Народы сибири в 17 веке карта. Тема урока: "Народы Сибири в XVII в."

Республика Бурятия в древние века

С древнейших времен на территории современной Бурятии жили разные племена и народы. В каменном веке они занимались охотой и рыболовством. В эпоху бронзы появилась культура "плиточных могил", оставившая после себя древние памятники на могилах умерших, "оленные" камни среди степей и множество рисунков на скалах и в пещерах. Люди, жившие в те далекие времена, умели обрабатывать медь и бронзу, делать прекрасные украшения и предметы обихода.
Одна из интересных страниц в истории Бурятии связана с хунну, потеснившими "плиточников" во 3-2 веках до нашей эры. От многовекового господства этого конгломерата племен, создавших первое в Центральной Азии государственное объединение, осталось несколько городов-поселений и гигантских усыпальниц. На северных рубежах своих владений хунну построили укрепленный форпост - Нижнеиволгинское городище. На юге Бурятии известно большое число захоронений. Одно из них найдено в районе Кяхты, в Ильмовой пади.
После распада государства хунну племена, проживавшие на территории нынешней Бурятии, были втянуты в водоворот различных этнических образований. Здесь жили курыканы, монголоязычные кидани, ранние средневековые монгольские племена, а также предки тунгусов. В такой сложной исторической ситуации происходило образование эвенкийского и бурятского этносов. Сами буряты до присоединения к России испытывали постоянные набеги монголов и джунгар. Принимая русское подданство, они получили военную защиту от беспокойных южных соседей.

Республика Бурятия в XIII-XIX вв.

В XIII в. сюда переселяются монголоязычные буряты, занимающиеся скотоводством, охотой и рыболовством. К XVIII в. у этих племен происходит процесс разложения первобытнообщинного строя, формируется бурятская народность.
В XVII в. в Бурятию проникли первые русские казачьи отряды, построившие здесь ряд опорных пунктов - острогов. Вокруг них со временем селились русские крестьяне, служивые и промысловые люди. В течение XVII в. вся территория Бурятии была мирно включена в состав России. В 1666 году на высоком берегу реки Уда русские казаки воздвигли деревянную крепость, которая положила начало крупному купеческому городу Верхнеудинску, впоследствии ставшему столицей Бурятии - Улан-Удэ.
Однако распространение феодальных отношений вызывало стихийные протесты населения. Так, в 1685 г. вспыхнуло восстание бурят в Балаганской степи, а в 1696 г. восставшие русские крестьяне и буряты захватили Братский острог.
Установление Россией устойчивых пограничных рубежей привело к обособлению бурятских племен от остального монгольского мира. Царское правительство установило свою административно-управленческую систему в Забайкалье, однако внутреннее самоуправление осуществлялось бурятской знатью под контролем восточносибирской администрации. Строительство Транссибирской железной дороги, проходящей и через территорию Забайкалья, а также традиционные караванные пути, связывающие Россию со странами Юго-Восточной Азии, привели в XVIII-XIX веках к интенсивному экономическому развитию региона.
Во 2-й половине XVIII - 1-й половине XIX веков в Бурятии происходил рост товарно-денежных отношений. Вместо прежних натуральных повинностей буряты стали платить ясак деньгами. Жившие здесь же эвенки начали переходить от звероловства к кочевому скотоводству и земледелию. С освоением края русским населением зарождалась промышленность, расширялась внутренняя и внешняя торговля с Монголией и Китаем через Кяхту (к 1760 кяхтинская торговля составляла 67% общего торгового оборота России со странами Азии). По «Уставу об управлении инородцами» (1822) в бурятских ведомствах были учреждены степные думы во главе с представителями местной администрации - тайшами. В 18-19 веках наряду с шаманством, существовавшим у бурят, получают распространение православие и буддизм (ламаизм), проникший в Бурятию в конце 17 века из Тибета и Монголии.
Со 2-й половины 19 века Бурятия, как и вся Сибирь, постепенно втягивалась в общероссийский процесс капиталистического развития. Росла добыча золота (в 80-х гг. от 24 до 34 пудов в год); возникали кустарные промышленные предприятия: кожевенные, мукомольные, мыловаренные и др. Проведение Великой Сибирской магистрали (строилась в 1891-1905) способствовало росту промышленности и вовлечению Бурятии в общероссийский рынок. Зарождалась каменноугольная промышленность. Формировался рабочий класс. Поднималась товарность сельского хозяйства, которое приняло земледельческо-скотоводческое направление. В хозяйстве забайкальских бурят основным оставалось скотоводство. В конце 19 века часть бурятского населения перешла к оседлому образу жизни. В конце 19 - начале 20 веков в Бурятии была проведена волостная реформа. У иркутских бурят было изъято в колонизационный фонд 53% их земель, у забайкальских - 36%. Это вызвало резкое недовольство бурят. В 1904 в Бурятии было объявлено военное положение.

Республика Бурятия в первой половине XX века

В 1-ю мировую войну 1914-1918 буряты-казаки были призваны на фронт, тысячи бурят мобилизованы на тыловые работы. В период Февральской революции 1917 наряду с органами Временного правительства возникли Советы рабочих и солдатских депутатов. В деревнях создавались волостные, сельские и станичные комитеты, среди бурятского населения - национально-административные единицы - аймаки, хошуны и сомоны.
5 февраля 1918 года власть в Верхнеудинске перешла к Совету рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В течение февраля 1918 Советская власть была установлена на всей территории Бурятии. Летом 1918 Советская власть в Сибири была свергнута: в Забайкалье при поддержке японских империалистов установилась военная диктатура атамана Г. М. Семёнова, в августе 1918 Бурятию оккупировали японские войска, в апреле 1919 - американские войска. 2 марта 1920 части Красной Армии при поддержке партизан освободили Верхнеудинск. Западная Бурятия вошла в состав РСФСР, восточная - в Дальневосточную республику (ДВР). 9 января 1922 постановлением ВЦИК образована Бурят-Монгольская автономная область РСФСР. Бурятская АО была также создана в Восточном Забайкалье в составе ДВР.
После изгнания интервентов с Дальнего Востока и самоликвидации ДВР (в ноябре 1922) обе автономные области 30 мая 1923 объединились в Бурят-Монгольскую Автономная Советская Социалистическая Республику (АССР; с центром в городе Верхнеудинске) в составе РСФСР. Постановлением ЦИК СССР от 27 июля 1934 года город Верхнеудинск переименован в г. Улан-Удэ.
За годы предвоенных пятилеток в Бурятии были построены десятки крупнейших современных промышленных предприятий (локомотивовагоноремонтный и стекольный заводы, мясоконсервный комбинат и др.), создана энергетическая база, развивались угольная промышленность, машиностроение. Посевная площадь увеличилась более чем в 2 раза. К 1941 году колхозы объединяли 98,9% крестьянских хозяйств.
В 1937 г. от Республики были отделены и образованы Агинский Бурятский национальный округ в составе Читинской области, Усть-Ордынский Бурятский национальный округ в составе Иркутской области и отдельно Ольхонский район в составе Иркутской области.

Республика Бурятия в годы Великой Отечественной войны

За годы Великой отечественной войны в армию было призвано около 100 тыс. военнообязанных из Бурятии. В Забайкалье, в том числе Бурятии формировались воинские части, проводилась подготовка военных кадров и резервов для армии. Население проходило всеобщее военное обучение.
Многие тысячи бурят приняли непосредственное участие на фронтах Отечественной войны и в разгроме Квантунской армии Японии. Они героически сражались на всех фронтах от Прибалтики до Кавказа. В большинстве своем они служили в сибирских дивизиях: «30-й Иркутской», «55-й Иркутской», 82, 106, 116, 321, 399-й Забайкальских и др. Многие буряты командовали взводами, ротами, батальонами, полками, бригадами и дивизией, занимали ответственные должности в штабах и подразделениях, выполняли особо важные задания командования. В годы войны из среды бурятского народа выдвинулись военачальники генерал-майор И.В. Балдынов, полковник В.Б. Борсоев, будущие (послевоенные) генералы И.О. Тукеев, А.Б. Занданов, А.С. Шаракшанэ.
Труженики тыла, рабочие, колхозники, служащие и интеллигенция встали на боевую вахту и самоотверженно трудились под лозунгом «Все для фронта, все для победы!». Народное хозяйство было перестроено «на военный лад», трудящиеся перешли на военный режим работы. На предприятиях работали фронтовые комсомольско-молодежные бригады.
Многие предприятия республики перешли на производство вооружения и боеприпасов. Улан-Удэнский авиационный завод производил самолеты для фронта. Он был расширен за счет эвакуированных из Москвы цехов. Завод увеличивал выпуск военной продукции. На Улан-Удэнском паровозовагонном заводе были созданы новые цеха и освоен выпуск военной продукции. На заводе росло производство этой продукции. Оборонную продукцию давали мясокомбинат, судоремонтный завод и другие предприятия. Джидинский вольфрамовомолибденовый комбинат отправлял самолетостроительным, танкостроительным, артиллерийским заводам так нужный для брони металл. Комбинат поставлял до 50% нужного стране вольфрама. Валовая продукция промышленности республики в 1944 г. увеличилась по сравнению с 1940 г. на 24,5%, в том числе продукция металлообрабатывающей промышленности - 58%.
В условиях военного режима напряженно работал железнодорожный транспорт. Им внесен большой вклад в перевозку войск, вооружения, военного снаряжения, продовольствия и других грузов.
В годы войны вплоть до 1944 г. не сокращались посевные площади, но урожайность резко упала. Поголовье скота за это время также сократилось.

Республика Бурятия в послевоенные годы

В послевоенные годы была сооружена дамба в нижней части Улан-Удэ. В 1946 г. завершено строительство самого крупного в Улан-Удэ предприятия легкой промышленности — суконной фабрики.
В 1952 г. построено одно из красивейших зданий города — театр оперы и балета, по проекту московского архитектора А.Федорова.
В 1957 г. сдан в эксплуатацию новый железобетонный мост через р. Уду.
В июле 1958 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Бурят-Монгольская АССР была переименована в Бурятскую АССР.
В 1961 г. построена первая телевизионная станция, обслуживающая город и близлежащие сельские поселения, а в 1962 г. на базе технологического и строительного факультетов сельскохозяйственного института создан крупнейший в Забайкалье вуз — Восточно-Сибирский технологический институт.
В октябре 1990 года Верховный Совет Бурятской АССР провозгласил Декларацию о государственном суверенитете Бурятской ССР.

В рассмотрении общественного строя западнобурятских племен того периода встречаются определенные трудности, так как бурятских письменных источников того времени не сохранилось по причине их отсутствия, а данные русских служилых людей носят отрывочный характер и не отличаются четкостью. Но тем не менее, по имеющимся хотя и скудным, данным можно судить об определенных общественных отношениях того времени, дающих почву для характеристики общественного строя и управления в бурятских племенах. Скажем, в донесениях русских служилых часто фигурирует термин “князец”, вероятно перенесенный русскими по аналогии с русским обозначением правителей-князей, тем не менее, бурятский “князец” не являлся аналогией русского князя, поскольку “князцами” русские называли бурятских родовых предводителей-нойонов. Каково же было положение бурятских предводителей? А.П. Окладников дает на этот вопрос следующий ответ: “ У бурят за все родовое и даже племенное обьединение решает самые важные вопросы князец, не спрашивая совета у своих улусных людей или стариков…”.

Документы категорически утверждают, что воля князца решает все, князца “братские люди” слушают”. Е.М. Залкинд утверждает, что “власть его (“князца”) была значительна, но решал ли он самовластно самые важные вопросы, остается неясным”. Согласно “Скаске” 1693 г. говорится о наличии у бурят так называемых “лутчих людей”- “ Да генваря де в 25 день они ж брацкие лутчие люди Соса Багунов с товарищи одали ему Борису в приказной избе за своими знамены скаску” .

С.А. Токарев, анализируя содержание данного документа, пишет о том, что в “Скаске” не определена роль “князцов” в судопроизводстве… Если они и участвовали в разборе судебных дел, то во всяком случае “анза” взыскивалась не в пользу “князца”, а в пользу потерпевшей стороны” в чем по мнению Токарева, выражался чрезвычайно архаический характер правовых порядков. Судя по всему, власть “князца”- нойона в бурятском обществе до прихода русских во многом зависела от многих внешних и внутренних факторов- наличия внешней угрозы, места проживания рода, его взаимоотношений с соседями, родовитости и личных качеств самого предводителя.

По мнению С.А. Токарева на основе “Скаски” можно определить, что бурятское общество к приходу русских представляло собой общество переходного типа, сохранившего многие формы родового строя, но уже идущего по пути классового развития. Что касается “лутчих людей”, то ими были свободные общинники, отличавшиеся от своих сородичей большим достатком.

Личной зависимости общинников от своих “князцов” не наблюдалось, но и те и другие имели небольшое количество домашних рабов, отданных в рабство за долги или захваченных в ходе набегов. Граница между свободными людьми и рабами четко прослеживается в “Скаске” где говорится, что “ Емлют де на виноватых, буде кто убьет кого до смерти, анзу, а по русски головщину, за мужской пол за человека по штидесят по шти скотин лошадми и рогатою животиною, болшими и малыми. А женской пол вполы, по тритцати по три скотины. А за холопа и за холопку по коню доброму с седлом и с уздою, или что за него цены дают” .

Градация между свободными мужчинами, женщинами и рабами обоего пола проведена очень четко, но отдельных видов наказаний за убийство скажем, предводителя или “лутчего” человека нет. Не случайно после вхождения Бурятии в состав России правовое положение бурятских “князцов” и улусников было унифицировано- и те, и другие превратились в ясачных людей. Однако же, широко применявшаяся русскими воеводами практика аманатства - взятия в заложники для гарантии выплат ясака, свидетельствует о том, что в аманаты попадали родственники “князцов” и так называемых “лутчих людей”, что естественно, поскольку они были богаче своих родичей и могли дать больше ясака. Тем не менее, сами “князцы” называли себя “ясачными мужиками”, как отмечал Е.М. Залкинд, в первые годы XVIII века шуленги верхоленских бурят…сами называют себя “ясачными мужиками” .

Известно высказывание акад. Б. Грекова, назвавшего “Скаску” 1693 г. “бурятской правдой”: “вверху общества стоят “князцы” и “лучшие мужики”. Эпитетом “лучший” выделяет их от мужиков “средних”, которых мы имеем основания считать рядовыми общинниками, основной массой бурятского общества. “Лучшие” от “средних” отличаются лишь своим достатком. В правовом отношении разницы между ними ещё нет” Для всестороннего выявления определенных черт бурятского общества следует учесть, что в конце XVII века “средний мужик” обладал политическим влиянием в обществе, в силу сохранения демократических черт родового строя. Как пишет Б.Д. Цыбиков, “скаски” относящиеся к раннему периоду совместной русско-бурятской жизни, когда бурятские правовые понятия ещё не успели подвергнуться влиянию русской государственности и её правовых норм, представляют большую научную ценность, как источник для изучения социальной структуры бурят в дорусский период их истории.

Итак, основной хозяйственной единицей бурятского общества в XVII-XVIII вв. был род. Однако помимо рода в конструкцию бурятского общества входили и иные подразделения. Самым малым элементом рода являлся айл, представлявший обособленное хозяйство одной семьи, включавший в себя семейные участки кочевья. Несколько айлов составляло род, либо родовое подразделение, которое тем не менее, входило в общий род, деление на родовые подразделения (первый, второй и т.д. роды) было условным. Аильная организация кочевого хозяйства присуща кочевому обществу, которому не угрожает постоянная опасность нападения извне, и является менее организованной чем куренная, когда несколько семей обьединялись в общее кочевье- хурээ, состоящее иногда из двух десятков юрт, подобная организация присуща монгольским кочевникам. Помимо айла и рода в бурятском обществе XVII в. присутствует также разделение на сотни и пятидесятни .

Несколько родов племени булагат образовывали две сотни- Багунова и Коуртаева. Именно нойон Багуновой сотни был информатором “Скаски” 1693 г. У племени эхирит существовали четыре сотни, соответствовавшие четырем главным эхиритским родам. Существовали и роды, не входившие в сотни. Несколько особняком стояли булагатские роды Ашаагбат и Икинат, находившиеся на пути племенного развития.

Точно неизвестно, являлась ли данная форма пережитком военной организации Чингисхана, либо имела своей целью организацию массовых облавных охот зээгэтэ- аба, либо возникла в целях противодействия монгольским набегам и русской экспансии, но ясно, что данное деление имело военное значение. К концу XVII в. данная организация исчезает, из чего можно сделать вывод о верности второй версии, т.е. сотни возникли как военно-потестарные общности, под которыми понимаются кочевые общности, на первом плане у которых стояла задача сохранить территориальную целостность, отстоять независимое положение и не допустить проникновения оседлого населения в лице русских, с приходом которого изменится социальный уклад.

Что касается племенного разделения, то у западных бурят племя не успело составить определенной хозяйственной общности и выйти на определенный протогосударственный уровень. Кроме того, племенное разделение было довольно аморфным, и первостепенным в племенном разделении был обьединительный фактор наличия у всех людей племени общего легендарного первопредка. Тем не менее, племенное разделение также имело значение при проведении военных акций и коллективных облавных охот.

Выше был отмечен факт наличия рабов в бурятском обществе того времени. Рабство у западных бурят как и вообще у монголоязычных народов того времени, было патриархальным, как правило в рабов обращали захваченных в плен во время войн и набегов, либо за долги, известны факты торговли рабами. Тем не менее рабский труд не являлся основным источником производства, и на одно богатое хозяйство приходилось не более 2-3 рабов, поэтому, как считает Н.П. Егунов, назвать бурятское общество того времени рабовладельческим никак нельзя, также и феодальным, как утверждал Н.Н. Козьмин. По мнению Козьмина, “Буряты вместе со своими единомышленниками-монголами переживали не только период развития феодальных отношений, но и создали великую феодальную империю…Феодальное землевладение помельчало, но оно оставалось в местном масштабе все же крупным…

Политические права туземного сеньора также сильно помельчали…тем не менее, это был феодальный сеньор”.

Присоединяясь к точке зрения Н.П. Егунова, хочется отметить, безусловно, участие бурятских племен в создании Монгольской империи неоспоримо, тем не менее, буряты, особенно западные, никогда не были простым ответвлением монголов.

Опровергая утверждение Козьмина, хочется добавить, что применительно к Забайкалью, которое было намного ближе к Монголии, переживавшей в то время период раздробленности, и где предпосылок к созданию крупных скотоводческих хозяйств было куда больше, чем в Предбайкалье, ещё можно говорить о наличии каких-то феодальных отношений, особенно у монгольских племен, живших в Забайкалье до прихода русских, и в большинстве своем покинувших территорию нынешней республики Бурятия из-за усиления русской колонизации, то говорить о “бурятских сеньорах” в лесостепном Предбайкалье по меньшей мере странно. Хотя Предбайкалье и являлось союзной Монголии территорией, развитие основного способа хозяйствования- скотоводства в Предбайкалье имело существенные отличия от подобного развития в Монголии и Забайкалье в силу природно-климатических факторов.

Ясно, что западные буряты XVII в. переживали переходный период от родового строя к классовому обществу, хозяйственной основой которого являлось экстенсивное полукочевое скотоводство, и неизвестно, сколько этот период мог бы длиться, если бы не появление в Прибайкалье русских, ускоривших этот процесс. Как писал С.А. Токарев, “Скаска” 1693 г. исходит именно от нойонов, которые не преминули бы оговорить для себя привилегированное правовое положение, если бы только имели возможность опереться в этом на существовавшее обычное право. Если они этого не сделали, очевидно, в правовой практике они не нашли для этого данных”.

Но с приходом русских положение бурятских “князцов” упрочняется, ведь вести дела с пришлыми казаками родовичи поручали именно “князцам”, а те из них, кто пользовался авторитетом рода, сами вступали в подданические отношения с русскими, либо наоборот, обьявляли им войну. Но не факт, что то и другое всегда поддерживалось одноулусниками.

Но после “замирения” бурят русские стали способствовать повышению роли “князцов” в бурятском обществе, им были выгодны лояльные и сильные главы родов, могущие собирать ясак и самостоятельно гасить очаги антирусских выступлений. Обычно бурятский “князец”, вступая в русское подданство, давал присягу- шерть, за себя и своих родовичей, в которой обязывался “быть в вечном холопстве, платить без недобору ясак и поминки, ходить вместе с государственными людьми войною на “непослушников” и “смирять” их”.

Сложнейшие общественно-политические процессы, связанные с установлением государственной границы, навсегда разделившей родственные народы Прибайкалья и Халхи, привели, как отмечает А.Т. Тумурова, к разрушению ранее существовавших форм социальной иерархии и положили начало формированию новой структуры общественных связей, в основе которой лежало признание равенства всех его членов, отсутствие привилегированных слоев. Судя по всему, здесь имеется в виду равенство перед русскими колонизаторами, о котором упоминалось выше- все буряты именовались “ясачными мужиками”, о каком-то ином равенстве говорить не приходится. В то же время Тумурова обобщает, применяя положения, которые она относит ко всем бурятам, вполне применимые к бурятам восточным, но не к западным, поскольку их положение по обе стороны Байкала имело большие различия. Так, она утверждает, что фактически Россия безоговорочно признала только власть зайсанов. Но зайсан- глава рода у восточных бурят. У предбайкальских бурят,в отличие от забайкальских, должности зайсана не существовало.

Далее говорится, что правовое положение бурятских родоначальников имело иной характер, чем власть родовых старейшин якутов, аналогию с которыми проводили на первых порах проводили русские, проникшие в Забайкалье с верховьев Лены. Родовые отношения у бурят, по мнению Тумуровой, были сохранены только как пережитки, или в основном, как особенность феодальных отношений, опиравшихся на военно-бюрократический государственный аппарат. Но по вышеприведенным утверждениям скажем, Егунова, мы видим, что это не совсем так. Данное утверждение действительно довольно странно, учитывая что о никаком “военно-бюрократическом государственном аппарате” в Предбайкалье говорить не приходится. Возможно, что в Забайкалье, где организация власти была на более высоком уровне и действительно, многое восприняла от феодальных порядков Монголии, ещё можно говорить о некоем подобии госаппарата, то в Предбайкалье ситуация была несколько иной. Родовые отношения в Предбайкалье были более сложны, нежели чем в Забайкалье, скажем племя Хори делится на 11 главных родов, а точное количество родов в племенах Булагат и Эхирит до сих пор не ясно, поскольку некоторые ученые относят одни и те же роды к разным племенам.

Род у западных бурят как самостоятельное подразделение был намного малочисленнее, чем у восточных бурят. Кроме того, многочисленность членов рода у восточных бурят и природные условия Забайкалья позволяли иметь значительные количества скота, который был главным богатством у бурят. Разумеется, накопление большого количества скота в одних руках вело к имущественному неравенству, и зайсаны получали более выгодное положение, т.е. как говорилось выше, в их отношении можно говорить о некоем “феодальном сеньорстве”. Кроме того, сильная власть зайсана была необходима ещё и из-за постоянной и куда более ощутимой нежели чем в Предбайкалье, военной угрозы сперва от монгольских ханов, а затем китайского императора маньчжурской династии Цин, и хотя русская агрессия привела к организации сотен у западных бурят, с подавлением антирусского сопротивления сотни исчезли. Более того, зайсан старшего рода Галзууд восточно-бурятского племени Хори считался главой всего племени. Позже именно зайсан рода Галзууд Бадан Туракин отправится во главе делегации хори - бурят к Петру I. У западных бурят главы племени, пусть даже и номинального, не существовало.

Используя тезис Тумуровой о различии правового положения родоначальников у бурят и якутов, можно сказать, что разница эта присутствует и у самих бурят. Хотя термины “шуленга” и “зайсан” являются обозначениями главы рода у бурят западных и бурят восточных, они не являются полностью идентичными. Правовое положение главы рода у бурят западных отличалось от положения главы рода у бурят восточных. Если зайсан, как утверждает Тумурова, являлся главой военно-административной единицы, обладая при этом большим кругом полномочий, то власть шуленги была более ограничена, как можно понять из вышеприведенных утверждений и из текста “Скаски”.

В Забайкалье кроме того, к концу XVII в. появился институт тайшинства, ранее у бурят не существовавший. Это звание получили те зайсаны, которые в силу участия в установлении государственной границы получили привилегии и правовой статус из рук русских властей. Само звание тайши (“тайжа”- князь), пришло из монгольской феодальной терминологии, можно провести определенную параллель между аристократическими титулами Монголии и Российской империи: царь=хан, великий князь=хунтайж, князь=тайж, граф=гун, барон=зайсан. Правда, данная параллель во многом условна, к тому же титулы графа и барона русскими не являются. Но это говорит о развитости феодальной аристократии у монголов. Кроме того, у бурят и монголов имеются многочисленные наименования чиновного и начальствующего люда: это нойон-начальник, тушэмэл- советник, сайд- сановник, засул- помощник главы рода, улусный старшина. Видимо, появление тайшей у восточных бурят было обусловлено необходимостью централизации власти, вследствие сложного положения на границе Бурятии с Монголией, которая к этому времени была полностью захвачена маньчжурами Цин, предьявившими претензии и на Забайкалье. В Предбайкалье институт тайшинства одновременно с Забайкальем введен не был, и появился позже.

Егунов Н.П. Бурятия до присоединения к России-с. 80

Кудрявцев Ф.А. История Бурят- Монгольского народа. М.-Л., 1940, с 1307

Тумурова А.Т. Обычное право бурят в монгольской правовой системе. -Улан-Удэ, 2004-с.50

История Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. М.: Прогресс, 1995 -с. 108

История Бурят- Монгольской АССР-. Улан-Удэ, 1954.-с. 96

Тумурова А.Т. Обычное право бурят в монгольской правовой системе.-с.50

Вам нравится?

да | нет

Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Буряты - одна из самых многочисленных народностей, населяющих территорию . По мнению академика А. П. Окладникова, формирование бурятского народа в целом можно представить как результат развития и объединения разнородных этнических групп, долгое время проживающих на Байкале, в . Первые группы монголоязычных племен в этом регионе появились в XI веке.

Под их влиянием часть народа курыкан, проживавшего до этого на территории и Прибайкалья, уходит вниз по реке Лена, а другая часть ассимилируется с монголами и становится прародителями западных бурят, возникают новые этнические племена хори - монголы. До конца XVII века в Сибири в Прибайкалье не было государственных границ. Наряду с раздробленными бурятскими родами - , на территории Сибири проживали различные монголоязычные родоплеменные группы, племена тюркского и тунгусского происхождения. Племена свободно передвигались в пределах от озера Байкал до пустыни Гоби. Только с установлением в 1727 году русско-китайской границы это передвижение прекратилось, и появились условия для формирования бурятской народности.

Многие исследователи Сибири сходятся во мнении, что процесс формирования и консолидации бурятской народности начался в XVII веке. Это подтверждают археологические и этнографические данные, по которым установлено, что к XVII-XVIII веку большинство коренных племен Байкала и Прибайкалья вошли в состав сформировавшейся народности - бурят. Предположительно название народности произошло от монгольского корня "бул", что означает "лесной человек", "охотник", по другой версии от корня "бу" - ловец соболя. К этому времени относится и появление первых русских землепроходцев. По данным самой первой из известных бурятских летописей "Балжан хатанай тухай дурдалга" в 1648 году буряты выразили согласие принять подданство Российского государства. В конце ХIХ - начале ХХ веков во всех бурятских ведомствах Сибири население уже было этнически смешанным. Поэтому в культуре бурятского народа очень много от русских и монгол.

История Республики Бурятия до н.э.

Территория Республики Бурятия, прилегающая с востока к озеру Байкал , с глубокой древности является составной частью Центрально-Азиатской историко-культурной области. Забайкалье в течение тысячелетий входило в орбиту грандиозных исторических событий, происходивших на Евразийском континенте. Заселение этой территории людьми шло в эпоху среднего палеолита - 150 тысяч лет назад, из двух ареалов: один поток шел с юго-востока Азии, второй с юго-запада. К концу среднего палеолита здесь завершился процесс образования рас.

В эпоху неолита Байкала географический ландшафт, флора и фауна территории обрели современный вид. Каменный век сменился веком бронзы, а потом веком железа. Археологами здесь обнаружено большое количество находок, в том числе погребений, оставленных племенами, известных науке как культура плиточных могил. Известна в Забайкалье культура херексуров и оленных камней, а также скифо-сибирская культура. К этому же времени относится существование нефритового пути в Сибири, по которому изделия из нефрита везли с востока на запад.

Государство Хунну

Одним из переломных этапов в истории Евразии стал 3 век до нашей эры, когда на территории Центральной Азии с центром в Монголии была создано первое кочевое государство Хунну. С этого времени Центральная Азия на многие века превратилась в своеобразное горнило, в котором в войнах формировалась кочевая цивилизация, а волны нашествий кочевников распространялись далеко на запад и на восток. Войны с Китаем привели к ослаблению хунну и их вытеснению из Центральной Азии.

Великая степь

После ухода хунну в Европу, произошедшего в эпоху великого переселения народов, на этой территории на протяжении тысячелетия возникали и разрушались многочисленные племенные объединения и новые государственные образования кочевников. Самые крупные из них государство Сяньби, Жужанский каганат, Великий тюркский каганат, Уйгурское ханство, Киргизский каганат, стремились овладеть огромными пространствами Евразии и подчинить себе соседние племена. Тогда же возникло новое географическое и политическое понятие - Великая степь.

Монгольская империя

Это продолжалось до 1206 года, когда все основные монгольские племена были объединены Чингисханом. Была издана Книга запретов "Яса-наме", которая представляла собой своеобразный общегосударственный кодекс степного народа.


ИСТОРИЯ БУРЯТИИ ХХ ВЕКА.

В начале ХХ в. в Забайкалье царское правительство упразднило систему национального самоуправления: Степные думы и инородные управы, должности тайшей и зайсанов были ликвидированы. Вместо них были образованы 15 волостей, созданы волостные правления. В бурятских улусах местная власть передавалась в руки крестьянских начальников из русских. Такой же процесс проходил в Иркутской губернии (1912).
Со строительством Транссибирской железной дороги происходил рост товарооборота, социально-экономическое и культурное развитие края. Развивалась угольная промышленность, усиливалась эксплуатация рабочих. В крае впервые развернулось массовое рабочее движение. С введением волостных учреждений, передачей власти на местах в руки русских крестьянских начальников началось национальное движение бурят. Русско-японская война ускорила рост социально-политических процессов, вылившихся в революцию 1905-1907 гг. В начале 1906 г. революционное движение в Забайкалье было подавлено карательными экспедициями Ренненкампфа и Меллер-Закомельского. Руководители верхнеудинской социал-демократической группы и стачечного комитета А.А. Гольдсобель, И.Г. Шульц, М.Д. Медведников, А.А. Гордеев, Н.А. Милютинский были казнены. После поражения революции усилился полицейский надзор на предприятиях, в бурятских улусах. Началась повсеместная землеустроительная работа как основа переселенческой политики царизма. В 1912-1913 гг. произошел подъем забастовочного, аграрного и национального движения в Бурятии, весной 1914 г. имели место вооруженные выступления бурят. Экономический подъем края продолжался, к 1913 г., как и в целом по стране, были достигнуты наиболее высокие показатели. В годы первой мировой войны продолжается рост экономики, к 1916 г. промышленность и сельское хозяйство достигло значительных успехов. Однако в народе росло недовольство ходом войны, политикой царского правительства, усилилось демократическое аграрное, рабочее и национальное движение. Важную роль в развитии революционных событий сыграли политические ссыльные М.В. Фрунзе, В.М. Серов, Н.С. Кабашов, Е.А. Петров, В.А. Чащин, А.М. Буйко. Росту национального движения способствовал царский указ «О реквизиции инородцев» (1916), по которому около 20 тыс. бурят были мобилизованы на тыловые работы в прифронтовой полосе (в Белоруссии и Архангельской губернии), на предприятиях Восточной Сибири.
После победы Февральской буржуазно- демократической революции из подполья вышли запрещенные политические организации, образовывались партийные организации социал- революционеров, народных социалистов, трудовиков, кадетов. 6 марта 1917 г. в Верхнеудинске был образован Исполнительный комитет Общественных организаций, председателем был избран бывший член большевистской фракции II Государственной Думы Е.А. Петров. Представители демократической и эсеровской организаций образовали Верхнеудинский Совет рабочих и солдатских депутатов, председателем был избран бывший член большевистской фракции II Государственной Думы В.М. Серов. Исполнительную власть буржуазного Временного правительства в Забайкальской области представлял Читинский голова Н.Н. Савич, в Верхнеудинском и Троицкосавском уездах – городские головы, в Селенгинском и Баргузинском уездах – городские старосты.
В Бурятии было установлено двоевластие. Верхнеудинский Исполнительный Комитет Общественных организаций и Совет рабочих и солдатских депутатов поддержали политику Временного правительства, но их власть распространялась только на русское население Западного Забайкалья. В марте 1917 г. съезд 11 родов хоринских бурят, представлявший значительную часть забайкальских бурят, осудил аграрную политику царизма, высказался за коренной пересмотр земельного вопроса, ликвидацию института крестьянских начальников. На I общенациональном съезде бурят Забайкальской области и Иркутской губернии (г. Чита, 23-25 апреля 1917 г.) высшим органом, ведающим культурно-национальной жизнью бурят, был признан съезд, а в период между съездами – Центральный Бурятский национальный комитет (Бурнацком). В его организации и деятельности активную роль играли видные бурятские общественные деятели Б. Барадин, Н. Богданов, Э-Д. Ринчино.
К середине 1918 г. во всех русских волостях Западного Забайкалья, за исключением трех, была установлена Советская власть, устанавливалась она и в казачьих станицах. Советские органы реквизировали ряд частных предприятий, проводилась работа по организации продовольственного дела. После победы Октябрьской революции большую остроту приобрел национальный вопрос. В начале 1918 г. в Иркутске была образована первая большевистская группа, куда входили М.М. Сахъянова, Г.Г. Данчинов, Ф.М. Осодоева, С.Х. Николаев, В.И. Трубачеев, М.Н. Ербанов, И.В. Ченкиров. Бурятские большевики выдвигали требование образования единых Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов с представительством русского, бурятского и других народов. Бурнацком не признал социалистическую революцию, продолжая оставаться на позициях Временного правительства. III съезд Советов сельских и рабочих депутатов Забайкальской области принял решение утвердить существовавшие у бурят-монголов административно-хозяйственные органы национального самоуправления.
С конца 1917 – начала 1918 г. постоянную военную угрозу для Забайкалья представлял атаман Семенов. Для борьбы с ним Центросибирь образовала Забайкальский фронт, командующим был назначен С.Г. Лазо. После мятежа чехословаков, приведшего к падению Советской власти от Волги до Дальнего Востока, на территории Сибири, в том числе и Бурятии, установилась контрреволюционная диктатура ставленников старого режима. В 1919 г. в Прибайкалье развернулась борьба рабочих и крестьян против колчаковщины и семеновщины, в конце 1919 – начале 1920 г. партизанской борьбой была охвачена почти вся территория Бурятии. Руководители партизанских отрядов в долинах рек Хилок и Чикой – С.Ю. Широких-Полянский, А.П. Смолин, Е.П. Петров, П.П. Смолин, К.И. Лощенков, Е.Ф. Савельев; в Усть-Селенгинском районе – коммунисты А.К. Плис, Ф.С. Петров, В.Ф. Печкин; в Баргузинской долине - Н.С. Кабашов, Я.И. Вишняк, Н.Н. Ромм.
В начале 1920 г. значительная часть территории Бурятии была освобождена. В апреле 1920 г. было образовано буферное государство – Дальневосточная республика (ДВР). Граница между нею и РСФСР проходила по р. Селенге, поэтому территория Бурятии оказалась в двух различных государствах. По конституции ДВР (принята 27 апреля 1921 г.), территория, занятая только бурятским населением (108,8 тысяч человек), выделялась в Бурят-Монгольскую автономную область ДВР в составе Агинского, Баргузинского, Хоринского и Чикойского аймаков. Первое национальное собрание Бурят-Монгольской области (г. Чита, 12 октября - 3 ноября 1921 г.) избрало областное управление, председателем которого стал М.И. Амагаев.
Областной съезд трудящихся бурят-монголов РСФСР (28 октября – 5 ноября 1921 г.) поддержал идею образования бурятской автономии. Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного комитета (9 января 1922 г.) была образована Бурят-Монгольская автономная область РСФСР в составе Тункинского, Эхирит-Булагатского, Боханского, Аларского, Селенгинского аймаков с населением 185,2 тыс. человек, в том числе 129 тыс. бурят. С окончанием гражданской войны на Дальнем Востоке необходимость буферного государства исчезла. Решением ВЦИК (15 ноября 1922 г.) ДВР была включена в состав РСФСР.
Руководители исполкомов бурятских автономных областей М.Н. Ербанов и М.Н. Амагаев обратились в ЦК РКП(б), ВЦИК и СНК РСФСР с предложением объединить автономные области и образовать автономную республику. ЦК ВКП(б) и Восточный секретариат Коминтерна поддержали это предложение, так как на Бурят-Монголию и ее кадры возлагались большие надежды в проведении революционной политики на Востоке, прежде всего в Монголии, Туве и Внутренней Монголии.
30 мая 1923 г. Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета принял постановление: « Объединить в одну Автономную Бурят- Монгольскую Советскую Социалистическую Республику автономные области бурят-монголов Сибири и Дальнего Востока с центром в г. Верхнеудинске». Были образованы специальные комиссии по определению точных границ и территории образуемой республики и подготовке проекта Положения о республике. Решением Президиума ВЦИК от 13 июля 1923 г. вплоть до созыва I съезда Советов республики вся полнота власти в объединенных областях была передана образованному революционному комитету. В состав Бурят-Монгольской АССР, кроме двух автономных областей, были включены территории Прибайкальской губернии с русским населением, а также отдельные волости и селения Забайкальской и Иркутской губерний с бурятским и русским населением. Таким образом, на основе учета этнокультурных и традиционных хозяйственных связей районов были обеспечены компактность территории и экономическая целостность республики. В составе республики оказалось большинство бурятского народа. Вне ее пределов осталось около 21,5 тыс. бурят, проживавших в отдаленных селах Иркутской и Забайкальской губерний.
Территория республики при ее образовании равнялась 384837 км?, население ее составляло 451869 человек, в том числе бурятское – 219629 человек, русское – 220620, эвенкийское – 1585, еврейское – 3955, татарское – 1078, украинское, белорусское, польское, китайское и другое – 5002 человек. В 1926 г. в состав БМАССР был включен из Иркутского уезда Кабанский район, являвшийся ранее составной частью Западного Забайкалья. В начале 1930-х гг. в Бурят-Монгольскую АССР были переданы территории из Иркутского округа в северном Прибайкалье и из Читинского округа в районе Чикоя. К 1937 г. территория БМАССР увеличилась до 402,7 тыс. км?.
«Положение о государственном устройстве Бурят-Монгольский АССР», принятое ВЦИК 12 сентября 1923 г., определило статус республики, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами автономной республики. В «Положении» отмечалось, что Бурят-Монгольская АССР составляет федеративную часть РСФСР. Высшими органами власти и управления БМАССР стали съезд Советов и Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), Совет Народных Комиссаров – правительство. Республика обладала достаточно широкими правами и полномочиями для самостоятельного руководства народным хозяйством, образованием, культурой и здравоохранением, а также правоохранительными органами. Из 9 народных комиссариатов 6 были признаны автономными в своих действиях и ответственными непосредственно перед ЦИК и Совнаркомом республики и ВЦИК. Это были народные комиссариаты внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения и земледелия, совет народного хозяйства. Наркоматы финансов, труда и рабоче-крестьянской инспекции находились в непосредственном подчинении одноименных наркоматов РСФСР, причем все их плановые задания проводились через Совнарком БМАССР. В ведении органов власти и управления Союза ССР остались иностранные дела и внешняя торговля, управление военными делами, органы наркоматов путей сообщения, почт и телеграфов. Бурят-монгольский и русский языки были объявлены равноправными на территории Бурят-Монгольской АССР.
Бурят-Монгольская АССР была организована на принципах советской автономии: советского общественно-государственного строя, компактной территории и экономической целостности, многонационального состава населения. Республика была провозглашена и развивалась как национальная государственность бурятского народа. Буряты активно вовлекались в советское строительство. Была создана широкая сеть общественных организаций: партийных, профсоюзных, комсомольских, кооперативных, женских и других. Важной задачей стала коренизация государственного аппарата и общественных организаций, ведение делопроизводства в бурятских сомонах и хошунах на бурятском языке, в аймаках-районах и республиканских органах власти и управления – на русском и бурятском языках.
4-9 декабря 1923 г. состоялся I съезд Советов Бурят-Монгольской АССР. Съезд избрал ЦИК БМАССР из 35 членов и 11 кандидатов, 5 членов Совета Национальностей ЦИК СССР и 2 кандидатов, 2 членов ВЦИК, 2 делегатов и 1 кандидата на съезд Советов СССР, 5 делегатов на съезд Советов РСФСР и 3 кандидатов.
На первой сессии ЦИК БМАССР был образован Президиум ЦИК из 7 человек, председателем был избран М.И. Амагаев, заместителем М.Д. Иванов. Сессия ЦИК образовала правительство под руководством М.Н. Ербанова.
В республике было проведено новое районирование. В 1927 г. БМАССР состояла из 16 аймаков и 374 сомонных – сельских Советов, в том числе 140 бурятских, 159 русских, 16 эвенкийских, 1 украинского и 68 смешанных, а в 1936 г. – из 21 аймака и 252 сомонных, сельских и одного поселкового Совета. В апреле 1927 г. ??? съезд Советов республики принял Конституцию Бурят-Монгольской АССР. Но она, как и конституции других автономных республик, не была утверждена ВЦИК и съездом Советов РСФСР.
В конце 1920-х – первой половине 1930-х гг. расширялись права и полномочия республики. ВЦИК и СНК РСФСР, Правительство СССР, ЦК ВКП(б) регулярно заслушивали отчеты ЦИК и СНК БМАССР, Бурят-Монгольского обкома ВКП(б), принимали постановления по коренным вопросам развития республики. В 1930-х гг. решения о строительстве предприятий промышленности и строительства (Улан-Удэнских стекольного, паровозовагонного заводов, мясоконсервного комбината, Джидинского вольфрамового комбината и других) были приняты Союзным правительством. В 1936 г. руководители партии и правительства приняли в Кремле делегацию республики, отметив ее «успехи в социалистическом строительстве», наградив орденами ряд руководителей и передовиков Бурятии.
Бурят-Монгольская АССР в 1923-1925 гг. входила в состав Дальневосточного края, с 1926 до июля 1930 гг. – Сибирского края, с августа 1930 г. до конца 1936 г. – Восточно-Сибирского края. Представители республики входили в состав краевых органов власти и управления, которые постоянно занимались вопросами развития республики.
Автономное государство занималось проведением земельной реформы, коллективизацией сельского хозяйства, культурной революцией, индустриализацией республики, повышением материального благосостояния и уровня жизни населения, патриотическим воспитанием подрастающего поколения, организацией сотрудничества и взаимопомощи народов.
Большой вклад в образование и становление республики внесли М.Н. Ербанов, М.И. Амагаев, М.М. Сахъянова, Б.Б. Барадин, И.Д. Дампилон и Д.Д. Доржиев. Во второй половине 1930-х–1940-е гг. огромным авторитетом пользовался первый секретарь Бурят-Монгольского ОК ВКП(б) С.Д. Игнатьев, многое сделавший для развития республики.
11 августа 1937 г. на VIII Чрезвычайном съезде Советов Бурят-Монгольской АССР была принята Конституция БМАССР, закрепившая статус и границы республики. Несмотря на это, 26 сентября 1937 г. ВЦИК и ЦИК Советов СССР приняли постановление о передаче шести бурятских аймаков в состав вновь образуемых Иркутской и Читинской областей и создании Усть-Ордынского и Агинского бурятских национальных округов. В результате территория Бурят-Монгольской АССР сократилась на 44,16 тыс. км?, а население уменьшилось на 130 тыс. человек.
Насильственная коллективизация, ошибки и перегибы в культурном строительстве, обвинения кадров в национализме и панмонголизме, массовые репрессии привели к моральному и физическому уничтожению тысяч людей в республике.

За 1923-1940 гг. с былой промышленной отсталостью Бурят-Монголии было покончено. Одновременно с индустриализацией была проведена коллективизация сельского хозяйства. Хотя его продукция за этот период увеличилась в 3 раза, однако промышленность заняла ведущее место в народном хозяйстве и составила 75,8 % в совокупной валовой продукции республики. Огромные перемены произошли в культурной жизни населения: повысился уровень образования, науки, здравоохранения, динамично развивалось искусство. В октябре 1940 г. была проведена первая декада литературы и искусства БМАССР. Творческий труд мастеров был высоко оценен. Бурят-Монгольский музыкально-драматический театр был награжден орденом Ленина, художественному руководителю Г. Цыденжапову было присвоено почетное звание народного артиста СССР. Звания заслуженного деятеля искусств РСФСР были удостоены драматург Н. Балдано, художник Ц. Сампилов, звания заслуженного артиста РСФСР – Н. Гендунова, Ч. Генинов, Н. Гармаева, А. Ильин.

Мирная созидательная жизнь страны была прервана вероломным нападением фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 г.
23 июня в Улан-Удэ состоялся многотысячный митинг. Призыв партии и правительства мобилизовать все силы на обеспечение нужд фронта нашел полную поддержку у трудящихся Бурятии. Нет ни одной семьи, которая, так или иначе, не соприкоснулась бы с ней, нет ни одного исторического сражения, в котором бы не участвовали воины из Бурятии. Они освобождали Москву, Ленинград, Одессу, Сталинград, Харьков, Курск, Орел, Минск, Киев. Они дошли до Европы и штурмовали Берлин. Из 120 тыс. наших земляков, ушедших на защиту Родины, не вернулось с войны 34,2 тыс. солдат и офицеров, 6,5 тыс. возвратились инвалидами. Бурятию прославили 36 Героев Советского Союза, 11 полных кавалеров Ордена Славы. Более 37 тыс. защитников Родины были награждены орденами и медалями. Воины Бурятии сражались в составе многих армий, подразделений, соединений. В конце 1941 г. в Улан-Удэ была сформирована 97-я стрелковая дивизия под командованием А.А. Щенникова. В 1942 г. она была направлена на Западный фронт, где вошла в состав 16-й армии. Боевой путь дивизии начался с боев под Москвой. Позже она принимала участие во многих крупных сражениях. Уроженцы Бурятии воевали также в 82-й, 83-й, 97-й, 116-й стрелковых дивизиях, 51-й отдельной кавалерийской дивизии, штурмовали Берлин вместе с 82-й Гвардейской дивизией и 8-й армией под командованием В.И. Чуйкова.
«Все дл
и т.д.................

Территория современной этнической Бурятии до XVII века является частью Монгольского государства.

В 1627 году Енисейский стрелецкий сотник Пётр Бекетов успешно совершил поход для сбора налогов с забайкальских бурят, сделав первый шаг для присоединения Бурятии к России. Он основал здесь первое русское поселение, Рыбинский острог. В 1631 году Бекетов был отправлен на Лену, где в 1632 основал Якутск и отправлял казаков изучать Алдан и низовья Лены, создавать новые остроги и собирать налоги. В 1639 году первые русские пришли в Забайкалье. Максим Перфильев, поднимаясь по реке Витим, дошёл до устья реки Ципы.

В 1647 году Иван Похабов по льду перешёл Байкал и дошёл до Урги. Год спустя началось прочное водворение в области: в 1648 году Галкин основал Баргузинский острог. Первый в Забайкалье Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь был основан по приказу царя Федора Алексеевича в 1681 году. В 1703 году Бурятия по указу, подписанному Петром I, вошла в состав Русского царства.

В 1741 году императрица Елизавета Петровна узаконила существование 11 дацанов и 150 лам при них.

В 1851 году Забайкалье, состоявшее из двух округов — Верхнеудинского и Нерчинского, было выделено из Иркутской губернии и преобразовано в самостоятельную область — Забайкальскую область. В 1884 году Забайкальская область, прежде принадлежавшая к Восточно-Сибирскому генерал-губернаторству, вошла в состав вновь образованного Приамурского генерал-губернаторства.

В 1900 году было открыто регулярное движение по Забайкальской железной дороге.

В 1917 году образована первая национальная автономия бурят — государство Бурят-Монголия.

В 1918 году Забайкальский съезд Советов провозгласил Забайкальскую область губернией. Советская власть на территории Бурятии была установлена в феврале 1918 года, но уже летом 1918 года она была свергнута. В Забайкалье при поддержке японских войск установилась военная диктатура атамана Семёнова, в августе 1918 Бурятию оккупировали японские войска, а в апреле 1919 года — армия США. В 1919 — 1920 годах на территории Бурятии действует несколько национальных и «белых» правительств — Государство Бурят-Монголия, теократическое Балагатское государство, Великое панмонгольское государство.

2 марта 1920 года Красная Армия при поддержке партизан вернула Верхнеудинск. Западная Бурятия вошла в состав РСФСР, восточная — в Дальневосточную республику (ДВР). Верхнеудинск в апреле — октябре 1920 года являлся столицей ДВР.

В 1921 году в составе ДВР была создана Бурят-Монгольская автономная область (Агинский, Баргузинский, Хоринский и Читинский аймаки; центр — Чита). 9 января 1922 года была образована Бурят-Монгольская автономная область в составе РСФСР (Тункинский, Аларский, Эхирит-Булагатский, Боханский и Селенгинский аймаки; центр — Иркутск).

После вывода иностранных интервентов с Дальнего Востока и самоликвидации ДВР (в ноябре 1922 года) обе автономные области объединились и 30 мая 1923 года была образована Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика (со столицей в г. Верхнеудинск) в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Эта дата считается днем образования Республики Бурятия.

30 июля 1930 года был образован Восточно-Сибирский край (краевой центр — Иркутск), в состав которого вошла Бурят-Монгольская АССР.

Период индустриализации в Бурятии знаменуется строительством крупных промышленным предприятий, значительным увеличением валового продукта, прочным вхождением в систему межхозяйственнх связей СССР. Так, в годы первой и второй пятилеток введены в эксплуатацию предприятия союзного значения: Улан-Удэнский паровозо-вагоно-ремонтный завод с теплоэлектроцентралью (1932—1937), механизированный стекольный завод (1930—1935), мельничный комбинат (1933—1935), Джидинский вольфрамо-молибденовый комбинат (1934—1936). В это же время построены крупные предприятия местной промышленности: Улан-Удэнская городская электростанция, Улан-Удэнский судоремонтный завод, Верхне-Березовский кирпичный завод, извесковый завод, валяльно-войлочная фабрика, два механизированных хлебозавода.За годы второй пятилетки введено в строй 85 новых фабрик и заводов.

К 1937 году в республике насчитывалось 140 крупных промышленных предприятий, доля промышленного производства в валовой продукции составила 71,1 %.

В 1934 году Верхнеудинск переименован в Улан-Удэ. 5 декабря 1936 года Восточно-Сибирский край был разделён на Восточно-Сибирскую область (столица — Иркутск) и Бурят-Монгольскую АССР (столица — Улан-Удэ).

26 сентября 1937 году при разделении Восточно-Сибирской области на Иркутскую и Читинскую области из состава Бурят-Монгольской АССР выделены Усть-Ордынский и Агинский Бурятские автономные округа.

Во время Великой Отечественной войны из Бурятии на фронт были призваны 120 тысяч человек, из них погибло 34,2 тысячи, и 6,5 тысяч вернулись инвалидами. 36 человек получили звание Героя Советского Союза, 11 человек стали полными кавалерами Ордена Славы, 37 тысяч человек награждены орденами и медалями.

7 июля 1958 года — Бурят-Монгольская АССР указом Президиума Верховного Совета СССР переименована в Бурятскую АССР.Таким образом, советская власть в директивном порядке переименовав республику «Бурят-Монголия» в республику «Бурятия», фактически ликвидировала такой народ как «бурят-монголы» и объявила появление нового народа под названием «буряты», а «бурят-монгольский язык» в один миг по решению властей превращается в «бурятский язык». С 1992 года Бурятия — суверенная республика в составе Российской Федерации.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...