Народ освобожден, но счастлив ли народ.

Поэма Н.А. Некрасова повествует о путешествии семерых крестьянских мужиков по всей Руси с целью поиска счастливого человека. Автор раскрывает многие проблемы крестьянства, но особой темой становится тяжелая судьба крестьянки.

Глава "Крестьянка" посвящена именно теме женской доли. В ней Некрасов рассказывает о простой русской женщине с тяжелой судьбой Матрене Тимофеевне.

Отвечая на вопрос мужиков, счастлива ли она, Матрена Тимофеевна рассказывает о своей жизни.

Жизнь крестьянки была сложна, но не всегда. Когда она жила в родительском доме, она не знала бед. Однако такая жизнь закончилась, когда она вышла замуж. В новом доме ее не понимали, не сочувствовали ей, всякий раз донимали и заставляли работать. Муж любил ее, но он уезжал на заработки, и видела она его редко. Единственной радостью для нее было общение с дедушкой Савелием.

Вскоре у Матрены Тимофеевны появился сын Демушка - ее счастье и отрада. Но опять ее дом посещает беда. Когда ей пришлось оставить сына с Савелием, он не досмотрел и Демушку загрызли свиньи.

Но на этом испытания для Матрены не заканчиваются. Когда ее сын Федот подрос, с ним случается несчастье. Ему грозит наказание за то, что он скормил голодной волчице овцу. Чтобы защитить своего сына, она сама ложится под розги. Дальше появляются новые испытания в неурожайный год. Ее мужа забрали в рекрут. Она остается беременная, одна с ребятишками и не знает как прокормить их.

Матрена Тимофеевна решает просить заступничество у губернатора. Она идет в город и дает взятку швейцару взятку, чтобы он ее пустил в дом, тогда она и бросается в ноги Губернаторше с просьбой освободить мужа от службы, там же она и рожает сына. Губернаторша пожалела Матрену, и та с мужем и с сыном возвращается домой.

Итог трагической повести крестьянки подводится в "Бабьей притче", где она говорит "ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки заброшены, потеряны у бога самого".

Образ Матрены - это собирательный образ всех простых русских женщин. Автор раскрыл в не всю материнскую любовь, всю боль, которую они терпят в течение их жизни. Несмотря на все трагическое, что Матрене Тимофеевне пришлось вынести, она вызывает восхищение. Она каждый раз находит в себе силы жить дальше и пытается радоваться тем скромным радостям, которые выпадают на ее долю.

Таким образом, Некрасов показывает судьбу русской женщины. По мнению автора, она самая тяжелая. Однако даже в таких условиях женщины умеют сохранять свою внутреннюю и внешнюю красоту и силу.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Опять она, родная сторона,

И вновь душа поэзией полна...

Н. А. Некрасов

Демократическое движение в России в середине XIX века породило и "третьего", после Пушкина и Лермонтова, великого русского поэта Н. А. Некрасова, который существенно обновил содержание и форму русской лирики и поэмы.

Многим Некрасов был обязан своим соратникам Белинскому, а позднее Чернышевскому, общение с которыми воспитывало его демократизм. Тяжелый жизненный путь обогатил Некрасова такими впечатлениями, которые помогли ему лучше, чем кому-либо из писателей, узнать жизнь народа, городской бедноты, разночинцев. Личность Некрасова крайне сложна. Мемуаристы отмечают, что он был "кающимся дворянином", то есть испытывавшим угрызения совести перед угнетенным народом. Он старался своей поэтической деятельностью как бы искупить грех своего привилегированного происхождения.

Некрасов писал, что самое главное - это любить народ и родину и "служить им сердцем и душой". Русский народ, в неограниченные возможности которого Некрасов свято верил, и родная земля с ее удивительно суровой, но бесконечно прекрасной природой - неиссякаемый источник вдохновения поэта. Образ матери-родины проходит через все его творчество. "Родина-мать! Я душою смирился, любящим сыном к тебе возвратился"; "О матушка-Русь! ты приветствуешь сына"; "Мать-отчизна! дойду до могилы, не дождавшись свободы твоей"; "Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!" - слова, с которыми обращался поэт к родине. На чужбине Некрасов тосковал, томился от бездействия, пребывал в творческом тупике. Но стоило ему вернуться, вдохнуть знакомые с детства запахи и увидеть родные пейзажи, он переживал творческий подъем:

Опять она, родная сторона,

С ее зеленым, благодатным летом,

И вновь душа поэзией полна...

Да, только здесь могу я быть поэтом!

Сравнивая полную своеобразной прелести красоту русского пейзажа с пейзажами Запада, Некрасов пишет о ее лечебной силе:

Все рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни людей, ни гор...

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

Удивительные по проникновенности и красоте строки посвящал Некрасов родным лугам и полям, "гордым" русским рекам. Замечательное по выразительности описание русской весны мы читаем в стихотворении "Зеленый Шум":

Играючи расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако: все зелено,

И воздух, и вода!

Любуясь красотой природы, поэт никогда не забывал о том, как тяжело жилось народу под небесами родины. Тема "родины" в поэзии Некрасова приобретала особо демократический, крестьянский характер. Нищета убогой русской деревни, непосильный труд крестьянина, тяжелая доля русской женщины, каторжный труд бурлака, бесправие народа, произвол "власть имущих" - все эти трагические стороны печальной русской действительности волновали поэта.

Зрелище бедствий народных

Невыносимо, мой друг, -

с душевной болью восклицает поэт. Стихи его наполнялись ненавистью к обидчикам простых людей. Поэтому в творчестве Некрасова слова "любовь к родине" постоянно соединялись со словами "гнев" и "ненависть".

Кто живет без печали и гнева,

Тот не любит отчизны своей.

Его стихи - "свидетели живые за мир пролитых слез". В своей поэзии Некрасов полностью погружается в чисто русские заботы: "Несжатая полоса" (1854), "Забытая деревня" (1855), "На Волге" (1860), "В полном разгаре страда деревенская" (1864), "Размышления у парадного подъезда" (1858), "Железная дорога" (1864). Некрасову не нужно разъяснять свое понимание родины, искать пути к народу. Он везде встречается с народом: на охоте, на привале, на прогулке, в поле, в избе, в лесу. Он умеет почувствовать и понять настроения простого человека. Некрасов страстно верил в счастливое будущее своей матери-родины. Он писал о родной земле:

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Поэт призывал "не робеть за отчизну любезную", так как верил, что народ завоюет себе счастье. "Я верую в народ", - говорил поэт. Эта великая вера Некрасова имеет особое значение в наше сложное, полное тяжких испытаний время. Без Некрасова нельзя понять ни прошлого русской поэзии, ни ее настоящего.

Горькая доля народа пореформенной Росси (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Зрелище бедствий народных

Невыносимо, мой друг...

Н.А.Некрасов

19 февраля 1861 года Александр II издал Манифест и Положение об отмене крепостного права. Казалось бы, вот теперь-то и должен был зажить русский му-жик в свое удовольствие. Крестьянам обещали лич-ную свободу и право распоряжаться своим имущест-вом. Но земля оставалась собственностью помещи-ков. Им вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел, которые те должны были выкупить. Крестьяне, выку-пившие надел, назывались собственниками, а не пе-решедшие на выкуп — временнообязанными. Уста-новление таких временнообязанных отношений со-храняло феодальную систему эксплуатации. Те же крестьяне, которые выкупили землю по цене, вдвое-втрое выше действительной, не могли прокор-миться с этого нищенского надела, и снова им прихо-дилось идти к помещику в кабалу. Все эти преобразо-вания закончились массовым закабалением крестьян и разорением старой деревни.

Н. А. Некрасов трагически переживал события тех лет. Н. Г. Чернышевский вспоминал: «В день объяв-ления воли я пришел к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали раз-ные части Положения о крестьянах». «Да разве это настоящая воля! — говорил Некрасов. — Нет, это чис-тый обман, издевательство над крестьянами».

Поэт остро чувствовал «больные вопросы» своего времени и живо откликался на события современной ему жизни. Все это подтолкнуло его к написанию по-эмы «Кому на Руси жить хорошо». В этом произведе-нии автор стремился дать читателям полные сведения о русском народе, о духовной жизни крестьян после реформы. Он хотел показать пробуждение крестьян-ских масс и повлиять на их политическое самосозна-ние.

Безрадостен сельский пейзаж:

Широкая дороженька,

Березками обставлена,

Далеко протянулася,

Песчана и глуха.

По сторонам дороженьки

Идут холмы пологие

С полями, с сенокосами,

А чаще с неудобною,

Заброшенной землей;

Стоят деревни старые,

Стоят деревни новые

У речек, у прудов...

Леса, луга поемные,

Ручьи и реки русские

Весною хороши.

Но вы, поля весенние!

На ваши всходы бедные

Невесело глядеть!

Поля совсем затоплены,

Навоз возить — дороги нет,

А время уж не раннее —

Подходит месяц май!

Не любо и на старые,

Больней того на новые

Деревни им глядеть.

Ой, избы, избы новые!

Нарядны вы, да строит вас

Не лишняя копеечка,

А кровная беда!.. Автор в изображении пейзажа использует противо-поставления: «широкая дороженька», но «песчана и глуха», хороша весенняя природа, но повсюду неуст-роенность. Строки проникнуты тревогой за судьбу крестьянина, предчувствием надвигающейся беды и неблагополучия.

Авторская речь сливается с крестьянской. В пове-ствовании поэт использует просторечные формы («Недаром в зиму долгую...»), слова с уменьшитель-но-ласкательными суффиксами, характерные для на-родной поэзии (дороженька, березками, копеечка), повторы («Стоят деревни старые, Стоят деревни но-вые...»), краткие прилагательные (нарядны, глуха, песчаны). В текст включены устойчивые синтаксиче-ские формы («как им легко ли, трудно ли...»), загадки («пришла весна — сказался снег!.. Летит — молчит, лежит — молчит, Когда умрет, тогда ревет...»), пого-ворки («солдаты шилом бреются...»), сказочный при-ем — обращение к избам как к живому существу.

Такая связь с народным творчеством и живой кре-стьянской речью делает поэму близкой и доступной слушателю-крестьянину, придает стихам подлинно народное звучание.

Названия деревень говорят сами за себя:

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных,

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень:

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова

Неурожайка тож.

Поп, рассказывая о своей жизни, так описывает край и жизнь крестьян:

Угоды наши скудные,

Скотинка ходит впроголодь,

Родится хлеб сам-друг,

А если и раздобрится

Сыра земля-кормилица,

Так новая беда:

Деваться с хлебом некуда!

Припрет нужда, продашь его

За сущую безделицу,

А там — неурожай!

Тогда плати втридорога,

Скотинку продавай.

Грозит беда великая

И в нынешнем году:

Зима стояла лютая,

Весна стоит дождливая,

Давно бы сеять надобно,

А на полях — вода!

Деревни наши бедные,

А в них крестьяне хворые

Да женщины печальницы,

Кормилицы, поилицы,

Рабыни, богомолицы,

И труженицы вечные,

Не греет землю солнышко.

И облака дождливые,

Как дойные коровушки,

Идут по небесам.

Согнало снег, а зелени

Ни травки, ни листа!

Вода не убирается,

Земля не одевается

Зеленым ярким бархатом

И, как мертвец без савана,

Лежит под небом пасмурным

Печальна и нага.

Жаль бедного крестьянина,

А пуще жаль скотинушку;

Скормив запасы скудные,

Хозяин хворостиною

Прогнал ее в луга,

А что там взять? Чернехонько! Жизнь богатых и бедных селений мало чем отлича-ется.

Вот наконец и Клин.

Селенье незавидное:

Что ни изба — с подпоркою,

Как нищий с костылем;

А с крыш солома скормлена

Скоту. Стоят, как остовы,

Убогие дома. А вот описание богатого села Кузьминское:

Кузьминское богатое,

А пуще того — грязное

Торговое село.

По косогору тянется,

Потом в овраг спускается,

А там опять на горочку —

Как грязи тут не быть?

Две церкви в нем старинные,

Дом с надписью: училище,

Пустой, забитый наглухо,

Изба в одно окошечко,

Есть грязная гостиница... Все эти описания свидетельствуют о том, что в «жизни крестьянина, ныне свободного, бедность, не-вежество, мрак». Н. А. Некрасов не идеализирует рус-ский народ. Он показываетне только его достоинства, но и недостатки. В главах «Сельская ярмарка» и «Пьяная ночь» мы видим атмосферу широкого празд-ника:

Хмельно, горласто, празднично,

Пестро, красно кругом!

Штаны на парнях плисовы,

Жилетки полосатые,

Рубахи всех цветов;

На бабах платья красные,

У девок косы с лентами,

Лебедками плывут! Но есть и темная сторона этого безудержного весе-лья — пьянство.

По всей по той дороженьке

И по окольным тропочкам,

Докуда глаз хватал,

Ползли, лежали, ехали,

Барахталися пьяные

И стоном стон стоял! Отчего же пьет русский мужик? На этот вопрос от-вечает Яким Нагой:

Пьем много мы по времени,

А больше мы работаем,

Нас пьяных много видится,

А больше трезвых нас.

У нас на семью пьющую

Непьющая семья!

Не пьют, а так же маются,

Уж лучше б пили, глупые,

Да совесть такова...

Видывал

В страду деревни русские?

В питейном, что ль, народ?

У нас поля обширные,

А не гораздо щедрые,

Скажи-ка, чьей рукой

С весны они оденутся,

А осенью разденутся?

Работаешь один,

А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

Нет меры хмелю русскому,

А горе наше меряли? Работе мера есть?

Вино валит крестьянина,

А горе не валит?

Мужик беды не меряет

Со всякою справляется,

Какая ни приди.

Мужик, трудясь, не думает,

Что силы надорвет,

Так неужли над чаркою

Задуматься, что с лишнего

В канаву угодишь? Подтверждением того, что русский крестьянин трудолюбив, с любовью относится к земле-кормили-це, служит картина коллективного труда в главе «По-следыш»:

Размахи сенокосные

Идут чредою правильной:

Все разом занесенные,

Сверкнули косы, звякнули,

Трава мгновенно дрогнула

И пала, прошумев! Сознание народное — сложное и противоречивое. Это и суеверия:

Старообрядка злющая

Товарке говорит:

«Быть голоду! Быть голоду!

С тех пор, как бабы начали

Рядиться в ситцы красные, —

Леса не подымаются,

А хлеба хоть не сей!»

— Да чем же ситцы красные

Тут провинились, матушка?

Ума не приложу!

«А ситцы те французские —

Собачьей кровью крашены!

Ну... поняла теперь?..» Процветает деспотизм в семье:

В канаве бабы ссорятся,

Одна кричит: «Домой идти

Тошнее, чем на каторгу!»

Другая: «Врешь, в моем дому

Похуже твоего!

Мне старший зять ребро сломал...» Крестьяне наивны, доверчивы, темны. Об этом го-ворил Яким Нагой («У каждого крестьянина Душа что туча черная — Гневна, грозна, — и надо бы Гро-мам греметь оттудова, кровавым лить дождям, А все вином кончается».), об этом же свидетельствует пове-дение крестьян деревни Вахлаки. Они еще не утрати-ли веру в возможность договориться с помещиками и соглашаются «помалчивать до смерти старика» о том, что крепостное право отменили. Они безропотно и смиренно переносят моральное унижение, терпя вы-ходки Последыша.

В один стожище матерый,

Сегодня только сметанный,

Помещик пальцем ткнул,

Нашел, что сено мокрое,

Вспылил: «Добро господское

Гноить? Я вас, мошенников,

Самих сгною на барщине!

Пересушить сейчас!..»

Засуетился староста:

«Недосмотрел маненичко!

Сыренько: виноват!»

Созвал народ — и вилами

Богатыря кряжистого,

В присутствии помещика,

По клочьям разнесли.

Помещик успокоился.

(Попробовали странники:

Сухохонько сенцо!) Ярким примером холопства является образ Ипата, дворового князя Утятина. Он не верит «Положению» и не хочет воли: «Балуйтесь вы! А я князей Утятиных холоп — и весь тут сказ!» Он не может забыть «бар-ских милостей», которые заключались в следующем:

«Как был я мал, наш князюшка

Меня рукою собственной

В тележку запрягал;

Достиг я резвой младости:

Приехал в отпуск князюшка

И, подгулявши, выкупал

Меня, раба последнего

Зимою в проруби!..». Но крестьянство многосложно, уровень духовного развития каждого различен. Наряду с Ипатом есть и Aran Петров, который возмущен комедией вахлаков, видит в этом проявление мужицкой глупости и не же-лает терпеть моральное унижение. Он вступает в от-крытый конфликт в Последышем:

Цыц! Ничикни!

Крестьянских душ владение

Покончено. Последыш ты! Россия крестьянская бедна, забита, необразован-на, но вместе с тем талантлива, отзывчива к чужому горю. У каждого героя из главы «Счастливые» свое счастье: солдат побывал в двадцати сражениях, «а не убит»; каменотес счастлив тем, что может обеспечи-вать свою семью; надорвавшийся рабочий тем, что «добрел на родину».

Судьба Матрены Тимофеевны, которую прозвали в народе «счастливой», тоже нелегка. На ее долю выпа-ли вечные унижения, деспотизм со стороны родни мужа, постоянная разлука с мужем, потеря первенца, материальная нужда. Сама она говорит странникам: «Не дело между бабами счастливую искать!..» Ее судьба — это судьба любой русской женщины-кресть-янки. В народе живет убеждение:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!.. Но все же эти невзгоды не сломили ее, и она нахо-дит счастье в своей семье, детях.

В поэме показан рост народного самосознания. Кре-стьяне стремятся осмыслить свое положение. В репли-ке «Добра ты, царска грамота, Да не про нас ты писа-на...» звучит несогласие с пореформенными порядка-ми, скептическая оценка проведенной реформы.

Автору удалось раскрыть народную жизнь в самых разнообразных ее проявлениях. Для поэта русский мужик велик во всем: в рабском терпении, в вековых страданиях, в грехах, разгуле, в жажде воли. Для Н. А. Некрасова главное, что народ и в тягостной, ни-щей, беспросветной жизни сохранил могучие силы. Он видит в нем силу, способную осуществить переуст-ройство жизни, поэтому как гимн Родине звучит пес-ня «Русь», сочиненная Гришей Добросклоновым:

Рать подымается —

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Мифы русского народа Левкиевская Елена Евгеньевна

Доля

Славяне верили, что каждый человек при рождении наделяется долей - определенным количеством блага, которое включает в себя срок жизни, здоровье, а также те события, которые должны с человеком произойти. Сами слова, обозначающие судьбу, - доля, у-часть, у-дел (от глагола делить ) - показывают, что она представлялась нашим предкам некой частью общего блага, которая выделялась человеку свыше. Вполне уместно сравнить долю с куском, который каждый получает от общего пирога, - одному достается ломоть из серединки, другому бочок с обгорелой корочкой. Но какая бы доля ни досталась человеку - хорошая или плохая, он должен ее всю избыть, не пытаясь уклониться. Подобное понимание судьбы, сравнимое с образом хлеба, разделенного на части, характерно для всей восточнославянской культуры, но лишь в украинской и, очень слабо, - в белорусской традициях оно воплотилось в конкретном мифологическом образе Доли .

Доля - олицетворение судьбы. Она появляется у каждого человека при рождении и сопровождает его в течение всей жизни, определяя его счастье, благосостояние, а также характер занятий, приносящих человеку богатство Долей у украинцев также нередко называют душу умершего предка, который, посещая дом, приносит добро или зло своим живым родственникам. Часто Долей именуют только счастливую судьбу, а несчастливую - Недолей, Бедой, Злыдней лихой, Злыднями и тому подобными именами.

По одним верованиям, Доля рождается вместе с человеком, по другим, Долю человеку нарекает мать при рождении или дает Бог.

Как только рождается человек на свет, то сразу же к Богу приходят ангелы и спрашивают его, какую Долю давать новорожденному. Бог тогда и приказывает им давать Долю или Недолю. Каждому человеку дается по одной Доле. Доля или Недоля похожи на тех людей, которым они даны. Доля отличается от Недоли тем, что наряжена в красивое платье, а Недоля носит старое и порванное платье и подпоясывается обрывком веревки.

Недолю можно накликать, если проклясть ребенка в недобрый час или причитать о том, что у него будет несчастливая судьба. Доля может оставить человека, если он грешит. Доля умирает вместе со своим хозяином, и многие верят, что она сидит на его могиле или навещает дома его родственников.

Доля - это что-то вроде двойника того человека, чью судьбу она олицетворяет, ее вид зависит от того, кому она принадлежит. Это может быть здоровая старуха в белой добротной одежде, с костылем в руке; или женщина с распущенными волосами; Доля счастливого человека ходит в красивой одежде, Доля купца имеет облик красивой девушки, крестьянина - здорового черного мужика, работника - облик кобылы. Доля может представляться медведем, волом и другими животными. Вид Доли меняется, если человека ждут важные перемены, к примеру, Доля одной крестьянки имела облик женщины, но перед смертью ее отца показалась медведем. Доля умершего родственника является живым в облике покойного. Белорусы верят, что Доля - это красивая нагая девушка, всюду сопровождающая человека. Западные белорусы представляют ее (там Доля называется Счастьем) в виде маленького человека, который носит с собой в сумке разные милости.

Бедность и богатство человека зависят от трудолюбия его Доли, ведь она помогает в выполнении хозяйственных работ. Трудолюбивая Доля крестьянина работает вместе с ним, вяжет в поле снопы и даже ворует для него зерно с соседних полей. Плохая Доля только отдыхает и гуляет. Бедность человека объясняют ленью его Доли - она-де лежит под грушей, пьянствует в кабаке и так далее. Если у человека ленивая Доля, он должен разыскать ее и побить - тогда она начнет работать и помогать своему хозяину. Вот как об этом говорится в предании:

Жили два брата: богатый и бедный. Богатый пьет да гуляет, а добра у него не убывает. Бедный же с утра до ночи за работой убивается и едва на кусок хлеба зарабатывает. Скосил бедный свою ниву - поставил всего три копны пшеницы, посмотрел на участок богатого брата - а там копны в ряд стоят. Остался бедный брат около своих трех копен ночевать, чтобы и те кто-нибудь ночью не украл. Проснулся в полночь и видит - какая-то женщина собирает на его десятине упавшие колосья и относит к копнам его брата. Подкрался бедняк и схватил ее: «Кто ты такая? Что ты тут делаешь?» - «Я - Доля твоего брата. Я ему служу». - «Эге, - говорит бедный брат, - чего же ему не пить, если его Доля по ночам за него работает. А я работаю, работаю, а ничего не имею». - «А ты разве не знаешь, что делать? - говорит Доля брата. - Ты сходи в трактир, там будут музыканты играть, там твоя Доля гуляет. Так возьми хорошую палку и бей ее, пока не поклянется, что не будет больше бездельничать. Тогда только ее отпусти». Бедный отпустил Долю богатого брата, а сам пошел в указанный трактир и там увидел свою Долю: музыканты играют, а она отплясывает. Не долго думая, схватил он ее и ударил нагайкой. Бьет и приговаривает: «Не расточай моего хозяйства, а собирай, не гуляй, а работай». Тут Доля взмолилась: «Не буду гулять, все буду делать для прибыли хозяйства». С тех пор стал бедняк богатеть, потому что теперь его Доля неустанно на него работала.

Считается также, что человек беден, потому что занимается не своим делом, не знает, где его Доля. Чтобы жить счастливо и быть богатым, человек должен найти свою Долю и спросить у нее, каково его призвание, в каком деле он получит удачу. Поступив так, как советует ему Доля, человек обретет свое счастье.

Жил один человек богатый, а его с сосед был бедным. Оба они занимались хлебопашеством. Богатый косил в поле хлеб. Вот скосил он несколько десятин, а поскольку дело было под воскресенье, то оставил он снопы в поле, а сам поехал домой. А бедный сосед остался ночевать на своей десятине. Ночью он проснулся и видит, как по ниве богатого ходит женщина, собирает колосья и вставляет их в снопы. Подошел он к ней поближе, схватил ее спрашивает: «Ты кто такая?» - «Я Доля твоего соседа». - «А раз ты Доля, ты должна знать, где моя Доля». - «А твоя Доля сидит в лесу под дубом. Ты пойди, пробери ее как следует. Почему она тебе не помогает?» Человек взял батог, пошел в лес, нашел свою Долю сидящей под дубом. Ударил он ее батогом. Она его спрашивает: «За что ты меня бьешь?» - «Да как тебя не бить, раз ты тут сидишь и мне не помогаешь». - «Если хочешь, чтобы я тебе помогала, то иди к своему соседу, займи у него денег, хоть рублей десять, и займись торговлей. Тогда только я к тебе приду и буду тебе помогать. А если не послушаешь меня, то я буду тут лежать и не уйду из этого леса, пока ты не умрешь». Послушал бедняк свою Долю, пошел, занял денег, накупил разного товара и занялся торговлей. Доля стала ему помогать, и так ему повезло в торговле, что через несколько лет он стал богаче своего соседа.

Доля может предсказывать человеку перемены в его судьбе, показываясь перед каким-либо событием. Доля спившегося человека, собирающегося повеситься, поет грустные песни; Доля умершего предка показывается родственникам на его могиле перед несчастьем в семье. У Доли можно узнать, кто из семьи в текущем году умрет. Для этого после ужина в канун Крещения домочадцы оставляют свои ложки в миске от кутьи, а сверху кладут хлеб. Ночью Доля перевернет ложку того, кто должен в этом году умереть. Пришедшую в дом Долю умершего родственника можно спросить о будущем: «На добро или на худо?» Если она скажет «Ху!», значит случится несчастье. Долю умершего предка можно вызвать из могилы, перепрыгнув через нее крест-накрест, но вместо Доли может появиться и Недоля, приносящая несчастья. На Украине, в Белоруссии и в южнорусских областях на Святки девушки «кликали Долю»: выйдя поздно вечером к реке или на открытое место, громко кричали: «Доля, гу-у-у!», после чего прислушивались. Считалось, что в той стороне, откуда донесется собачий лай, живет суженый.

По одним поверьям, увидеть свою Долю можно только два раза в жизни - сразу после рождения и за несколько минут перед смертью. По другим, это можно сделать по своему желанию, к тому же разными способами. Чтобы увидеть Долю, нужно в ночь на Пасху пойти в поле и, услышав звон колоколов к заутрене, спросить: «Где моя Доля?» Услышав ответ, нужно идти туда, куда сказано, и у встретившейся в этом месте Доли спросить, в чем заключается твое счастье. Вещь, которую Доля даст человеку (например, кусок холста или войлока), нужно беречь, т. к. именно она - источник счастья в доме. Или еще способ: на Пасху после обеда выйти на улицу - первый, кто встретится человеку, будет его Долей. Если он в нарядной богатой одежде - это счастливая Доля, если в лохмотьях - несчастливая. Долю можно пригласить ужинать, сварив борщ и кашу, поставив еду на перекрестке около придорожного креста и трижды крикнув: «Доля, Доля, иди ко мне ужинать!» Если Доля не притронется к еде, значит, она сыта и счастлива, а если все съест, значит, голодна и несчастна.

Если твоя Доля тебе не помогает, то тут - хоть наизнанку вывернись, а будешь бедовать. Жила себе барыня, а у нее была служанка. Служанка была красивая, а барыня - некрасивая и рябая. Раз служанка посмотрелась в зеркало и сказала: «Я красивее вас, а вам служу». Барыня ей отвечает: «А это потому, что моя Доля хорошая, а твоя плохая. Если хочешь увидеть мою Долю, свари каши, напеки пирогов и отнеси на перекресток - увидишь». Служанка так и сделала. Вот идет Доля барыни - хорошо убранная, подтянутая. Села, немного поела, а вся еда осталась цела. Потом встала, поблагодарила и ушла. Барыня на следующий день говорит служанке: «Теперь иди позови свою Долю. Увидишь ее - попроси у нее что-нибудь для себя». Снова наварила служанка каши, отнесла на перекресток. Идет ее Доля - заспанная, неубранная, обтрепанная, неряшливая. Села и все сразу съела. Служанка говорит: «Доля моя, Доля, дай мне, что сама хочешь». Доля и дала ей сверток из толстого сукна. Принесла служанка его домой, размотала, а в том сукне - драгоценные камни. Так служанка нашла свою Долю.

Если у человека несчастливая Доля, то есть Недоля, ему ни в чем нет удачи, он не вылезает из нищеты, хотя и много работает. У него болеют дети, не плодится и дохнет скот, на его поле всегда плохой урожай. Украинцы представляют себе Недолю в виде нагого человека; дряхлого старика; девушки с лицом старухи и непричесанными волосами; старой черной горбатой женщины в рваном платье; калеки; дохлой собаки; голой кошки; зайца; совы; мыши; птицы с большими крыльями; яйца и так далее. Недоля входит в дом, не спросясь хозяина, садится на печь, грызет сухие корочки и кутается в тряпье, потому что ей всегда холодно. Похожи на Недолю и мелкие демоны - Злыдни, которые невидимо обитают в доме человека или сидят на его плечах; это худые зверьки с облезшей шерстью, и живут они за печью. Белорусская Злыдня представляется невидимой женщиной без языка, глаз и ушей, которая прежде была змеей. По поверьям, от Недоли или Злыдней избавиться очень трудно, но возможно. Для этого нужно хитростью заставить их залезть в мешок и бросить его в болото. Злыдней можно связать и оставить на дороге, и тогда они перейдут к тому, кто их освободит.

Жили-были два брата. Старший богатый, а младший бедный. И сколько младший ни работал, сколько ни старался выбиться из нужды, ничего у него не получалось. Посеет пшеницу - засуха погубит посевы, задумает разводить птицу - коршун перетаскает цыплят, купит корову - та заболеет и погибнет. Возвращался бедный брат с женой из гостей домой. Идут они и поют. Вдруг слышит - им третий голос подпевает. Он и говорит жене: «Что это такое? Нас двое, а третий голос слышно». Он спрашивает: «Кто это?» И голос отвечает: «Мы - твои Злыдни, оттого ты такой и бедный». Он тотчас их увидел и давай бить. Побил, отволок в трясину, утопил и сверху колом заткнул. И с той поры дела у бедного брата пошли на поправку, а через некоторое время он так разбогател, что стал ему богатый брат завидовать. «Отчего это младший брат так разбогател? Видно, нашел большой клад, - думал старший. - Как бы мне узнать, где он его прячет?» Шел как-то старший брат мимо дома младшего, а там недалеко была трясина, в которой младший утопил своих Злыдней. Видит старший брат, что из трясины кол торчит, и думает: «Видно, брат в болоте свое богатство прячет, а для приметы кол в этом месте воткнул». Вытащил старший брат кол, Злыдни выскочили из трясины и запищали: «Спасибо, добрый человек, что ты помог нам отсюда выбраться. Теперь мы тебя не оставим». Прицепились Злыдни к старшему брату, и вскоре он стал еще беднее, чем был младший.

Из книги Повседневная жизнь Калифорнии во времена «Золотой Лихорадки» автора Крете Лилиан

Из книги Повседневная жизнь греческих богов автора Сисс Джулия

Доля богов В гомеровском мире приношение в жертву животного предоставляет богам возможность вступить в общение с людьми и разделить с ними мясную пищу пусть даже в виде дыма. В основном по форме совпадающий с дурной шуткой, которую Прометей сыграл с Зевсом, ритуал этот

Из книги Світогляд українського народу. Ескіз української міфології автора Левицкий Иван Семенович

Из книги Боже, спаси русских! автора Ястребов Андрей Леонидович

«Доля ты, русская долюшка женская» Здесь самое место поговорить о смирении и долготерпении русской женщины. Эти качества в крестьянской культуре считались главным залогом счастливой семейной жизни.Часто под венец шли в таком возрасте, когда еще было не до любви. К

Из книги Славянская мифология автора Белякова Галина Сергеевна

ДОЛЯ - НЕДОЛЯ, СЧАСТЬЕ - НЕСЧАСТЬЕ Понятия «доля» и «недоля» связывались с живыми мифическими лицами, тождественными девам Судьбы (их еще называли Рожаницами). По народным поверьям, счастье и несчастье зависят от добрых или недобрых действий сверхъестественных существ

Из книги Психология литературного творчества автора Арнаудов Михаил

Из книги Дохристиянські вірування українського народу автора Огієнко Іван

Из книги Аристократия в Европе, 1815–1914 автора Ливен Доминик

Из книги Мистика московских кладбищ автора Рябинин Юрий Валерьевич

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Русские. История, культура, традиции автора Манышев Сергей Борисович

Из книги Русский политический фольклор. Исследования и публикации автора Панченко Александр

Из книги Когда рыбы встречают птиц. Люди, книги, кино автора Чанцев Александр Владимирович

Из книги История московских кладбищ. Под кровом вечной тишины автора Рябинин Юрий Валерьевич

«Любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила» - такой отзыв дал о Н. А. Некрасове Н. А. Добролюбов. И действительно, лирика Некрасова - явление исключительное в русской литературе, ибо поэт сумел выразить в ней беззаветную любовь к Отчизне, к русскому народу, сумел правдиво рассказать о его труде, силе, мужестве, - терпении, о справедливом протесте против угнетения, который издавна накапливается в его сознании, сумел нарисовать чудесные, бескрайние просторы нашей Родины, великой и могучей, как и сам русский народ.

В центре внимания великого художника всегда находилась судьба Родины и народа. Сам Некрасов утверждал, что «призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ».

В завершение своего творческого пути Некрасов пишет: поэму «Кому на Руси жить хорошо» - самое замечательное и самое сложное свое произведение. В нем поэт-революционер, поэт народной скорби и гнева сумел, несмотря на самые жесткие цензурные условия, поднять жгучие и злободневные вопросы современной ему жизни. Некрасов создает поэму о народе и для народа, написанную народным языком, и о ней во много раз больше, чем о «Руслане и Людмиле», можно сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».

Глазами странников-мужиков, ищущих ответа на вопрос, «кому на Руси жить хорошо», Некрасов показал всю неудовлетворенность реформой 1861 года, когда было осуществлено «освобождение крестьян от земли», когда «крестьян заставляли платить не только за свою землю, но и за свою свободу» (В. И. Ленин).

В поисках счастья и счастливых странники всюду видят лишь бедственное положение трудового народа, во всей своей убогости и неприглядности встает «счастье мужицкое», «дырявое, с заплатами, горбатое, с мозолями». «Счастье» народное, смешанное с потом и кровью, лучше всего само может рассказать о жизни народа.

Непрочно «счастье» пятирублевого заработка молодого плечистого каменотеса, встающего «до солнышка» и работающего «до полночи», «счастье» каменщика, надорвавшегося на непосильной работе и вернувшегося умирать на родину, «счастье» бывшего в двадцати сражениях, прошедшего через лишения и испытания мирного времени и все-таки оставшегося в живых солдата. Но что же тогда «несчастье», если подобный каторжный труд можно назвать счастьем?

Отзвонили похоронную по прежней помещичьей жизни, разрушаются дворянские усадьбы, но возле крестьянина по-прежнему стоят «три дольщика: бог, царь и господин». «Трещит крестьянский пуп» от непосильной работы. Как и раньше, крестьянин «до смерти работает, до полусмерти пьет». Еще более ужасно положение женщины-крестьянки, находящейся под двойным гнетом: крепостным и семейным.

Молва оставила счастливицей Матрену Тимофеевну, но именно на примере ее «счастливой» жизни Некрасов показал без прикрас тяжелую долю крестьянки. Все ее счастье - в непьющей семье, замужестве по добровольному согласию да в устном ходатайстве об освобождении мужа от незаконной рекрутчины. Куда больше было горя в жизни этой женщины! С раннего детства вынуждена она разделять тяжелую крестьянскую судьбу своей семьи. В семье мужа она вытерпела деспотизм свекрови, необходимость, уходя на работу, бросать малых детей на чужие руки, потерю первенца, горькое положение матери сына-раба, постоянные разлуки с мужем, уходящем на заработки. И ко всему этому прибавляются новые несчастья: пожары, неурожаи, падеж скота, угроза нищеты и сиротства детей. Для женщины воля - неотъемлемое условие счастья, но

ключи от счастья женского,
от... вольной нашей волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!

Лишь частично освободила женщину реформа 1861 года. Она «в семействе покуда раба, но мать уже вольного сына»!

Отменено крепостное право, но века рабства оставили глубокий след в сознании крестьян. Самодовольные, презирающие труд помещики не хотели признавать в крестьянине человека. Произвол и деспотизм царили в дворянских гнездах. Пан Глуховский в мире «чтит только женщину, золото, честь и вино», но мучает, пытает, вешает своих холопов. «Куражится» и Последыш, не допуская даже мысли о том, что за крестьянам все же признали права человека.

Много искалеченных судеб на совести помещиков, но это не мешает им спать спокойно. Но тем временем пробуждается народ. Все меньше холопов, для которых «чем тяжелее наказание, тем... милее господа». В них уже просыпается сознание своей силы, своих человеческих прав, сознание, которое должно по-иному озарить их жизнь. дружно и бодро кипит работа на «своих покосах». Все сердца полны надежды, все живут предчувствием лучшей доли. В душе каждого, даже самого захудалого вахлака, живет это сознание, поднимая его над окружающими. Но это лишь надежда. Некрасов показывает тех же самых вахлаков, «которых, вместо барина, драть будет волостной». Да и сами крестьяне начинают понимать, что реформа не дала им подлинной свободы: «что тут черная крестьянская душа», но «все вином кончается». Лишь иногда приходит команда, и можно догадаться, что

…взбунтовалося
В избытке благодарности
Селенье где-нибудь.

Но самым ярким признаком пробуждения народа являются крестьяне-«бунтари», народные заступники. Даже разбойник Кудеяр, видя безнаказанность преступлений помещиков, берет на себя благородную роль народного мстителя. олицетворением богатырской мощи и непоколебимой воли русского народа представлен в поэме «клейменый, но не раб» Савелий, «богатырь Святорусский». И Ермил Гирин, и Гриша Добросклонов - тоже новые люди в полуфеодальной России. Это будущие революционеры, которые понимают, что

Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего!

Сравнивая картины до- и послереформенной России, Некрасов приводит нас к убеждению, что освобождение крестьян без земли не принесло им счастья. И на вопрос «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» - поэт отвечает отрицательно. Именно поэтому по всей России восстает трудовой, расправивший богатырские плечи народ. Пусть еще не скоро придет долгожданная победа, но это непременно будет, потому что

Рать поднимается -
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!


Последние материалы раздела:

Все, что нужно знать о бактериях
Все, что нужно знать о бактериях

Бактерии представляют собой одноклеточные безъядерные микроорганизмы, относящиеся к классу прокариотов. На сегодняшний день существует более 10...

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...