Манипуляция массовым сознанием обман человечества. Примеры информационной войны и "разрешенная" русофобия

Отрывок из главы «Состояние и особенности российской (русской) цивилизации. Пассионарность народонаселения, пропаганда и мобилизация» 2-го тома « Национальной идеи России » .

Пропаганда выступает не только в качестве основного средства стимулирования пассионарного толчка и каналирования пассионарной энергии в государственных масштабах, но и в качестве основного метода управления массовым сознанием.

В последние десятилетия кампании по управлению массовым сознанием - вначале советского, а вслед за ним и российского общества - приобрели значительный размах. Российское общество непрерывно подвергается идеологическому воздействию по внедрению целевых для кого-то или чего-то ценностей.

В современном мире управление сознанием - это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Если речь идет об общественном сознании, о политике, хотя бы местного масштаба, то, как правило, к разработке акции привлекаются специалисты или хотя бы специальные знания, почерпнутые из литературы или инструкций. Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или ее частями). Возникла система подготовки кадров, научные учреждения, научная и научно-популярная литература. Правда, Нобелевской премии в явном виде в этой области пока что не учредили (хотя некоторые лауреаты Нобелевской премии мира или по литературе скорее должны были бы идти по разряду выдающихся манипуляторов сознанием).

В навязывании российскому обществу ценностей гибрида чужеродной демократии чуть ли не главным инструментом усилий стало управление (манипуляция) сознанием. Эта технология, созданная в США, применяется сегодня в более или менее широких пределах в других частях мира (в России - без всяких пределов) и развивается в направлении того, чтобы стать главным средством социального контроля в новом мировом порядке. К слову, способы социального контроля и жесткого духовного воздействия вне демократии, в т. н. «тоталитарных» обществах не подпадают под понятие манипуляции.

Воздействие на человека религии (не говорим пока о сектах) или пропаганда в т. н. идеократических обществах, каким были, например, царская Россия и СССР, отличаются от манипуляции своими главными родовыми признаками.

Ключевым признаком манипуляции является скрытность воздействия и внушение человеку желаний, заведомо противоречащих его главным ценностям и интересам.
Ни религия, ни официальная идеология идеократического общества не только не соответствуют этому признаку - они действуют принципиально иначе. Их обращение к людям не просто не скрывается, оно громогласно. Ориентиры и нормы поведения, к которым побуждали эти воздействия, декларировались совершенно открыто, и они были жестко и явно связаны с декларированными ценностями общества.

И отцы Церкви, и «отцы коммунизма» считали, что то поведение, к которому они громогласно призывали, - в интересах спасения души и благоденствия их паствы. Поэтому и не могла стоять задача внушить ложные цели и желания и скрывать акцию духовного воздействия. Смысл же манипуляции иной: мы не будем тебя заставлять, мы влезем к тебе в душу, в подсознание и сделаем так, что ты сам этого захочешь. В этом - главная разница и принципиальная несовместимость двух миров: религии или идеократии и манипуляции сознанием (в т. н. демократическом обществе).

Однако вводит в заблуждение сходство некоторых «технических» приемов, применяемых и в религиозной, и в пропагандистской манипуляционной риторике, - игра на чувствах, обращение к подсознанию, к страхам и предрассудкам. Хотя в действительности то, что эти приемы в религии и идеократической пропаганде - следствие слабости и незрелости, а в манипуляции сознанием - принципиальная установка, это неочевидно.

Здесь проявляется сущность пропаганды. С одной стороны, пропаганда относится к ключевым методам управления сознанием, с другой стороны - является основой возникновения манипуляции сознанием как явления. Инструменты пропаганды как управления сознанием весьма разнообразны. Ключевым смысловым посылом в пропаганде изначально было «слово». Основоположником научного направления, посвященного роли слова в пропаганде (а затем и в манипуляции сознанием), считается американский социолог Гарольд Лассуэлл. Начав свои исследования еще в годы Первой мировой войны, он обобщил результаты в 1927 г. в книге «Техника пропаганды в мировой войне». Лассуэлл разработал методы семантического анализа текстов - изучения использования тех или иных слов для передачи или искажения смыслов («политическая семантика исследует ключевые термины, лозунги и доктрины под углом зрения того, как их понимают люди»). Отсюда было рукой подать до методов подбора слов. Лассуэлл построил целую систему, ядром которой стали принципы создания «политического мифа» с помощью подбора соответствующих слов .

Сегодня главным средством закабаления стал язык телевидения c особым жанром - рекламой, главный смысл которой заключается именно в манипуляции сознанием.

Метафоры - это готовые штампы мышления, но штампы эстетически привлекательные. Это - выраженные художественно стереотипы. Одним из главных «материалов», с которым оперирует манипулятор, являются социальные стереотипы.

Стереотипы как необходимый человеку инструмент восприятия и мышления обладают устойчивостью, могут быть выявлены, изучены и использованы как мишени для манипуляции. Поскольку их полезность для человека в том и заключается, чтобы воспринимать и оценивать быстро, не думая, манипулятор может применять их как «фильтры», через которые его «жертвы» видят действительность. Если удается подтолкнуть крупные массы людей к восприятию какого-то общественного явления через нужный манипулятору стереотип, то несогласным становится очень трудно воззвать людей к здравому смыслу, убедить их остановиться, подумать, не принимать скоропалительных опасных решений. Задача манипулятора облегчается тем, что стереотипов-мишеней сравнительно немного, особенно у интеллигенции, проникнутой рациональным мышлением, не отягощенной традициями и религиозным видением мира. Такое мышление откладывает в сознании очень небольшую часть всего человеческого опыта, и эта часть «оседает» в памяти в виде стереотипов как заученных и легко узнаваемых готовых целостных умозаключений .

Для успешной манипуляции общественным мнением необходимо иметь надежную «карту стереотипов» разных групп и слоев населения - весь культурный контекст данного общества.
Очень большой объем исследований в этой области был выполнен американскими специалистами, работавшими над изучением умонастроений влиятельных групп в зарубежных странах с целью повлиять на эти умонастроения в желательном для США направлении («чтобы внешняя политика США вызывала чувство восхищения или по крайней мере воспринималась без возмущения»).
Эта сфера глобальной манипуляции сознанием стыдливо называется в США «публичной дипломатией».
Она сформировалась как целая особая область социодинамики культуры . Наибольшие усилия в США были предприняты для изучения культурных стереотипов разных групп населения СССР, прежде всего интеллигенции как главной силы, создающей или разрушающей легитимность государства.

Особенно важно использование стереотипов в «захвате аудитории». «Захват» - одна из главных операций в манипуляции сознанием. В ходе ее выполнения манипулятор привлекает, а затем удерживает внимание аудитории и «присоединяет» ее - делает сторонником своих установок (создает ощущение принадлежности к одному и тому же «мы»). На этой стадии манипулятор подстраивается под стереотипы аудитории, не противоречит им. Его задача - завоевать доверие.

Как правило, в манипуляции используются стереотипы, которые уже отложились в сознании. Но используются готовые стереотипы не прямо, а чаще всего посредством приема, который называется каналирование или подмена стереотипа.

Например, в антисоветской пропаганде очень сильно давили на чувство справедливости и уравнительный идеал советских людей. Стереотип неприязни к нетрудовым доходам постепенно подменили стереотипом неприязни, а потом и ненависти к номенклатуре как якобы эксплуатирующему трудящихся классу. Неудовлетворенность людей каналировали на работников управления, тесно связанных с образом государства. Активно был использован этот прием и при разжигании национальных конфликтов. Суть его в том, что постепенно меняется контекст, в который встроен стереотип и образ какой-то социальной группы. И эти маленькие изменения не противоречат привычным стереотипам. Эту мысль высказал уже Геббельс: «Существующие воззрения аудитории могут быть направлены на новые объекты с помощью слов, которые ассоциируются с существующими взглядами».

Часто для манипуляции надо предварительно усилить или даже построить необходимый стереотип - «наездить колею», «нарезать бороздки». Речь обычно идет об иллюзорном стереотипе - внушении ложной идеи или объяснения, так что оно становится привычным и приобретает характер очевидного («если колхозы разогнать, то будет изобилие продуктов»). Если программа манипуляции имеет долгосрочный характер, как было, например, при перестройке, то такие подготовительные работы можно проводить загодя, без всякой манипулятивной нагрузки, не вызывая подозрений.

Если удается создать и укоренить большой, сильный стереотип, его потом можно долго использовать для самых разных целей. Так, в конце 1940-х и в 1950-е гг. в США были затрачены большие усилия на создание стереотипного представления об СССР как «империи зла», угрожающей интересам всех американцев.

Этот стереотип лежал в основе идеологического оправдания холодной войны против СССР. Затем начальные вложения стали давать большие политические дивиденды, многие акции США можно было оправдывать необходимостью борьбы против «красной угрозы».
В 1981 г. Самуэль Хантингтон писал: «Иной раз приходится представлять [интервенцию или другую военную акцию США] таким образом, чтобы создалось ложное впечатление, будто это - военная акция против Советского Союза. США поступают так со времен доктрины Трумена».

Антисоветский и антикоммунистический (на деле - антирусский) стереотип так силен, что он действует и через много лет после развала СССР и прихода к власти в России антикоммунистов. Так, в 1996 г. в Австрии обнаружили массовые захоронения расстрелянных людей. Было найдено от двух до трех тысяч трупов в одной яме. Кто же расстрелял австрийцев? Само собой, русские. Обозреватель испанской газеты «Паис» пишет с сарказмом: «Русские продолжают быть убийцами по своей природе, такова уж их раса - убивают чеченцев и вообще кого попало. Они такие плохие, потому что были коммунистами? Или они были коммунистами, потому что такие плохие?». И далее сообщает, что вышел конфуз: русские до тех мест в Австрии не дошли. Значит, эти бедные останки принадлежат заключенным какого-нибудь концлагеря, которых нацисты вывезли и расстреляли, чтобы замести следы. Опять конфуз: во всех черепах - здоровые крепкие зубы, следы хорошего питания. Да и останки одежды - явно офицерские. Их обладатели никак не могли быть изможденными узниками. Нашелся умный историк, объяснил: это останки австрийских офицеров, расстрелянных Наполеоном. Но археологи над ним посмеялись - не тот культурный слой, не тот возраст останков. Наконец, промелькнуло мало кем замеченное сообщение, что эти массовые расстрелы - дело рук добрых янки, и всякие упоминания об этом событии исчезли. Не укладывается в стереотип! Если бы советские войска были в той зоне Австрии, то никакой проблемы вообще не возникло бы, никто ничего не расследовал бы и не сомневался. Сам Горбачев и Ельцин тут же признали бы вину предков.

Так же хорошо разработана технология «создания» политиков с опорой на стереотипы. Жаргонное слово «раскрутка» обозначает целую систему методов продвижения на высшие уровни политики людей независимо от их личных качеств или уже имеющейся популярности. Одним из сложных стереотипов является имидж - специально выстроенный в ходе целой программы действий стереотипный образ политика или общественного деятеля. Как пишут в учебниках, в имидже «главное не то, что есть в реальности, а то, что мы хотим видеть, что нам нужно». То есть имидж должен соответствовать активным ожиданиям людей - активным стереотипам массового сознания . СМИ лишь распространяют, внедряют в сознание образ, разработанный специалистами. Они выбирают главные черты этого образа: или исходя из уже готовых и «разогретых» стереотипов массового сознания, или, если позволяет время и средства, предварительно видоизменяют, достраивают и усиливают нужные стереотипы.

Широкую известность получили кампании по созданию Рейгана и Тэтчер из «материала», который, казалось бы, никак не позволял надеяться на успех.
В известном смысле эти операции и последующее эффективное выполнение искусственно созданными политиками программы теневых правящих кругов («неолиберальная волна») стали переломным моментом в истории. Они с полной очевидностью показали, что всякие демократические иллюзии себя исчерпали. В «демократическом» западном обществе политики создаются и действуют независимо от интересов и даже настроений основной массы избирателей.

В российском обществе примером создания стереотипа политика может служить первый Президент России. Для Б. Ельцина был избран и создан имидж «борца с номенклатурой». Для этого не существовало никакого «реального» материала - ни в биографии, ни в личных взглядах Ельцина. Он сам был едва ли не самым типичным продуктом «номенклатурной культуры». Тем не менее, за весьма короткий срок и с небольшим набором примитивных приемов (поездка на метро, визит в районную поликлинику, «Москвич» в качестве персонального автомобиля) имидж был создан и достаточно прочно вошел в массовое сознание. Даже после 1992 г., когда Ельцин в быту и в повадках открыто продемонстрировал крайнее выражение номенклатурного барства, в массовом сознании не возникло ощущения несовместимости двух образов.

Для манипуляции сознанием годятся любые стереотипы, если они помогают хоть на время отключить здравый смысл. Но манипуляторы всегда начинают раскачивать те из них, которые уже «актуализированы» в общественном сознании.

О некоторых масштабных манипуляциях сознанием в XX веке читайте во второй части материала или в шеститомнике «Национальная идея России »

.

Работы Лассуэлла восхищают своей откровенностью. Следуя исключительно критерию действенности, он дает такое нейтральное определение: «Политический миф - это комплекс идей, которые массы готовы рассматривать в качестве истинных независимо от того, истинны они или ложны в действительности».

Э. Гуссерль ввел термин «седиментация» - «выпадение в осадок» опыта в виде стерео типов. Этот процесс экономит манипулятору массу сил и средств.

Специалисты США изучают достоверное положение дел и не позволяют политикам ве сти дело неграмотно. Они, например, установили, что американцы в массе своей легко по верили в то, что Кеннеди был убит сумасшедшим-одиночкой, но европейцы в это не верят. Они считают, что был крупный заговор, наличие которого скрывается от общества. Так версия убийцы-одиночки исключена из пропаганды на Европу.

К исходу перестройки общественное сознание в СССР было настолько расщеплено, что многие стереотипы свернулись до самых примитивных формул, а то и до отдельных слов- клише. Это удивительным образом проявилось на выборах в 1989 г. Писатель В. Максимов поражался: «Что же получается? Наша либеральная прогрессивная интеллигенция имеет теперь целый ряд отмычек, с помощью которых она себе обеспечивает интеллектуальный комфорт. Надо только произнести заученное: «демократия», «плюрализм», «дедовщина», «суверенитет» - и вы получаете пропуск в определенную влиятельную часть общества».

, декогерентность высказываний и т. д. . Манипуляция - это угнетение личности, при этом, поскольку человек желает верить в то, что хочет приобрести (знания, опыт, материальные блага, психологический комфорт), угнетение может достигаться через «ложь, в которую хотят верить».

В XX веке круг явлений, к которым стали прилагать термин «манипуляция» с политическим наполнением изначального определения (в техн. , медиц. : «обращение с объектами со специальным намерением, особенной целью, как ручное управление»), расширился. «Он стал использоваться применительно к СМИ и политическим мероприятиям, направленным на программирование мнений или устремлений масс, психического состояния населения и т. п. Конечная цель таких усилий - контроль над населением, его управляемость и послушность» :44,45 .

Соответственно скорректировалось и понимание термина «манипуляция» в психологической литературе . Помимо двух ранее известных значений (первое заимствовано из техники и используется инженерной психологией и психологией труда ; второе - из этологии, где манипуляция противопоставлена локомоции ), с 1960 гг. психологи начинают использовать его - в рамках анализа межличностных отношений - и в третьем значении, из контекста политологических трудов.

В зависимости от эмоций, которые появляются у объекта манипулирования, можно выделить формы манипуляций:

  • положительные формы:
    • заступничество,
    • успокаивание,
    • комплимент,
    • невербальные заигрывания (обнимание, подмигивание),
    • сообщение хороших новостей,
    • общие интересы…

Цель манипулятора

Цель тех, кто желает манипулировать сознанием - дать объектам такие знаки , чтобы они, встроив эти знаки в контекст , изменили образ этого контекста в своем восприятии . Они подсказывают такие связи своего текста или поступка с реальностью, навязывают такое их истолкование, чтобы представление о действительности было искажено в желательном для манипулятора направлении. А значит, это окажет воздействие и на поведение, причем объекты будут уверены, что поступают в полном соответствии с собственными желаниями. Целью манипулятора является мягкое подведение объекта к выбору. Этот выбор является несвободным и неосознанным.

Противодействие психологической манипуляции

Одной из форм противодействия манипуляции личностью является критический анализ поступающей информации, организация получения информации из разных источников.

Способов ответа на манипулирование (психологической самообороны) несколько:

  • Внешнее согласие (начать с того, с чем согласен, можно даже привести аргумент в пользу слов оппонента). Состоит в том, что адресат выделяет из речи манипулятора те положения, с которыми может согласиться. Остальную информацию пропускает «мимо ушей», либо перефразирует её.
  • Перефразирование «-» в «+», констатация фактов. Как правило, применяется при манипуляциях отрицательной формы (вызывающих отрицательную эмоцию у объекта манипулирования).
  • Изменение темы разговора, оттягивание окончательного ответа (принять информацию к сведению и отложить решение на завтра, «утро вечера мудренее»).
  • Игнорирование отрицательной оценки или отказ от ответа (например: «не буду отвечать на эту реплику, ответить на неё - значит унизиться самому»; «этот вопрос я обойду молчанием…» и т. п.).

Методы манипуляции

Методов манипуляции сознанием, используемых в средствах массовой информации , довольно много, но чаще всего выделяются следующие:

  1. Использование внушения.
  2. Перенос частного факта в сферу общего, в систему.
  3. Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации.
  4. Метод под названием «нужны трупы».
  5. Метод «страшилок».
  6. Замалчивание одних фактов и выпячивание других.
  7. Метод фрагментации.
  8. Многократные повторы или «метод Геббельса ».
  9. Создание лжесобытий, мистификация.

Источники

См. также

  • Манипуляция (психология)

Литература

  • Кара-Мурза С. Г. , Смирнов С. В. Манипуляция сознанием-2. - М .: Эксмо, Алгоритм, 2009. - 528 с. - (Политический бестселлер). - доп,тир, 5 000 экз. - ISBN 978-5-699-34641-7
  • Соловьёв В. Р. Манипуляции: Атакуй и защищайся! М.: Эксмо. 352 с. - тир. 30100 экз. - ISBN 978-5-699-43859-4

Ссылки

  • Кара-Мурза С. Г. «Манипуляция сознанием. Учебное пособие .» - М.: Алгоритм, 2004;
  • Подборка критики работ С. Г. Кара-Мурзы в данной области
  • Сатаров Г. Недоваренная лапша на развесистых ушах. манипуляции-1 Ежедневный журнал , 22.12.2010
  • Сельченок С. В. (сост.) Контроль сознания и методы подавления личности. Хрестоматия. - М .: «Издательство „АСТ”», 2002. - 624 с. - (Библиотека практической психологии). - 5000 экз. - ISBN 5-17-007318-6
  • Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. - М .: «Добросвет», «Издательство „КДУ“», 2009. - 234 с. - 1000 экз. - ISBN 9785982276131
  • Шампань П. «Делать мнение: новая политическая игра»
  • Аронсон Э. , Пратканис Э. Р. (англ.) русск. «Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление» - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - (Проект «Психологическая энциклопедия»). - ISBN 5-93878-046-2
  • Федоров А. В.

Табличка на двери приёмной: «Манипуляционная массовым сознанием»
Леонид С. Сухоруков

Один из способов господства и подавления воли людей путём воздействия на них через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.


Как указано в широко известной читателям в России и за рубежом монографии С. Г. Кара-Мурзы, симптомами и признаками скрытой манипуляции могут быть: язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, дробление (парцелляция), изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов, декогерентность высказываний и т. д… Манипуляция - это угнетение личности, при этом, поскольку человек желает верить в то, что хочет приобрести (знания, опыт, материальные блага, психологический комфорт), угнетение может достигаться через «ложь, в которую хотят верить».


Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление и обработка». Именно в таком наполнении слово «манипуляция» заменило в политическом словаре ранее бытовавший термин «макиавеллизм».


В XX веке круг явлений, к которым стали прилагать термин «манипуляция» с политическим наполнением изначального определения (в техн. , медиц. : «обращение с объектами со специальным намерением, особенной целью, как ручное управление»), расширился. «Он стал использоваться применительно к СМИ и политическим мероприятиям, направленным на программирование мнений или устремлений масс, психического состояния населения и т. п. Конечная цель таких усилий - контроль над населением, его управляемость и послушность».


Соответственно скорректировалось и понимание термина «манипуляция» в психологической литературе . Помимо двух ранее известных значений (первое заимствовано из техники и используется инженерной психологией и психологией труда ; второе - из этологии, где манипуляция противопоставлена локомоции ), с 1960 гг. психологи начинают использовать его - в рамках анализа межличностных отношений - и в третьем значении, из контекста политологических трудов.


В политологии же в 1950-70-е гг. понятие «манипуляция» активно использовали одновременно оба главных противника «в холодной войне». Социалистическая литература сосредотачивалась на «развенчании манипулятивной сущности буржуазных (империалистических) СМИ», в то время как последние обвиняли СССР и КНР в «промывании мозгов» (brainwashing) американцам, взятым в плен в годы Корейской и Вьетнамской войн.


Изданный в 1969 году в Нью-Йорке «Современный словарь социологии» определил манипуляцию как «вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое он от них ожидает». Человек, взаимодействуя с окружающими, взаимодействует с сознанием других людей, так или иначе влияя на их поведение, но сознательная манипуляция начинается с того момента, когда манипулятор ставит для себя цель манипуляции.


Сегодня понятие «манипуляция» во многом идентично внедрению в сознание идей, мыслей и представлений путем массированного распространения специально подготовленной по форме и содержанию информации.

Классификация трактовок понятия «манипуляция» (полит.)

Несмотря на достаточно продолжительный опыт применения понятия «манипуляция», русские и зарубежные авторы демонстрируют известный разброс в понимании этого термина в политологическом контексте. В монографии доктора психологических наук, профессора Е. Л. Доценко «Манипуляция: феномен, механизм, защита» проанализированы 11 авторских контекстов.


Представления различных авторов о понятии «манипуляция» (полит.)
Авторы Определения
1 Б. Н. Бессонов Форма духовного воздействия, скрытого господства, осуществляемая насильственным путём
2 Д. А. Волкогонов Господство над духовным состоянием, управление изменением внутреннего мира
3 Р. Гудин Скрытое применение власти (силы) вразрез с предполагаемой волей другого
4 О. Т. Ёкояма Обманное косвенное воздействие в интересах манипуляторов
5 Л. Прото Скрытое влияние на совершение выбора
6 У. Рикер Способ структурирования мира, позволяющий выиграть
7 Дж. Рудинов Инициация поведения посредством обмана или игрой на предполагаемых слабостях другого
8 В. Н. Сагатовский Отношение к другому как к средству, объекту, орудию
9 Г. Шиллер Скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения
10 Э. Шостром Управление и контроль, эксплуатация другого, использование в качестве объектов, вещей
11 П. У. Робинсон Мастерское управление или использование

На этой основе Е. Доценко выявляет 18 типичных признаков, используемых каждым автором для определения манипуляции (здесь не приводится). В момент написания данного научного труда ныне известная работа С. Г. Кара-Мурзы ещё не увидела свет, и потому в систематизацию Е. Доценко она не попала.

Признаки манипуляции сознанием

  • Вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилием). Мишенью действий манипулятора является психика человеческой личности.
  • Скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как замечает один из ведущих специалистов по американским средствам массовой информации профессор Калифорнийского университета Г. Шиллер: «Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно, и сам факт манипуляции не отражён в памяти субъекта. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться». Зачастую эту фальшивую действительность создают СМИ. Они являются ретранслятором авторитетных мнений, которые усваиваются людьми, а затем воспринимаются ими как свои собственные. Особо тщательно скрывается главная цель - чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений.
  • Воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или её частями).
  • К людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам. Манипуляция - это часть технологии власти, а не воздействие на поведение друга или партнера.

Предпосылки манипуляции

Условие успешной манипуляции заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев преобладающее большинство граждан не тратит ни душевных и умственных сил, ни времени на то, чтобы усомниться в сообщениях СМИ. Всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как соавтор, соучастник. Манипуляция - это не насилие, а соблазн.


В зависимости от эмоций, которые появляются у объекта манипулирования, можно выделить формы манипуляций:

  • положительные формы:
    • заступничество,
    • успокаивание,
    • комплимент,
    • невербальные заигрывания (обнимание, подмигивание),
    • сообщение хороших новостей,
    • общие интересы…
  • отрицательные формы:
    • деструктивная критика (высмеивание, критика личности и поступков),
    • деструктивная констатация (негативные факты биографии, намеки и упоминания о прошлых ошибках),
    • деструктивные советы (рекомендации по изменению позиции, способа поведения, безапелляционные повеления и указания)…

Цель манипулятора

Цель тех, кто желает манипулировать сознанием - дать объектам такие знаки, чтобы они, встроив эти знаки в контекст, изменили образ этого контекста в своем восприятии. Они подсказывают такие связи своего текста или поступка с реальностью, навязывают такое их истолкование, чтобы представление о действительности было искажено в желательном для манипулятора направлении. А значит, это окажет воздействие и на поведение, причем объекты будут уверены, что поступают в полном соответствии с собственными желаниями. Целью манипулятора является мягкое подведение объекта к выбору. Этот выбор является несвободным и неосознанным.

Противодействие психологической манипуляции

Одной из форм противодействия манипуляции личностью является критический анализ поступающей информации, организация получения информации из разных источников.


Способов ответа на манипулирование (психологической самообороны) несколько:

  • Внешнее согласие (начать с того, с чем согласен, можно даже привести аргумент в пользу слов оппонента). Состоит в том, что адресат выделяет из речи манипулятора те положения, с которыми может согласиться. Остальную информацию пропускает «мимо ушей», либо перефразирует её.
  • Перефразирование «-» в «+», констатация фактов. Как правило, применяется при манипуляциях отрицательной формы (вызывающих отрицательную эмоцию у объекта манипулирования).
  • Изменение темы разговора, оттягивание окончательного ответа (принять информацию к сведению и отложить решение на завтра, «утро вечера мудренее»).
  • Игнорирование отрицательной оценки или отказ от ответа (например: «не буду отвечать на эту реплику, ответить на неё - значит унизиться самому»; «этот вопрос я обойду молчанием…» и т. п.).

Методы манипуляции

Методов манипуляции сознанием, используемых в средствах массовой информации, довольно много, но чаще всего выделяются следующие:

  1. Использование внушения.
  2. Перенос частного факта в сферу общего, в систему.
  3. Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации.
  4. Метод под названием «нужны трупы».
  5. Метод «страшилок».
  6. Замалчивание одних фактов и выпячивание других.
  7. Метод фрагментации.
  8. Многократные повторы или «метод Геббельса».
  9. Создание лжесобытий, мистификация.

Живут себе люди, читают газеты, ежедневно смотрят телепередачи, новости, обмениваются друг с другом мнениями, обсуждают политиков, рекламу, и даже не понимают, как стали объектом манипуляции общественным сознанием. Манипуляция массой людей имеет цель внедрить в их сознание через подсознание необходимую информацию, которая, в свою очередь, уже воспринимается как данность. Как именно управлять сознанием людей ? Давайте разберемся.

Прежде чем рассказать о промывке мозгов общества средствами массовой информации, хочу поведать о своей «разоряющей» истории. Зовут меня Алена. Даже и представить себе не могла, что реклама на детском канале станет причиной лишних и ненужных растрат. Дело в том, что моя четырехлетняя дочь, время от времени, просматривая в положенное ей время мультики, «очень-очень» стала просить нашего папу купить «такое, как в телевизоре». Благодаря этим красивым рекламам, ну и не без любви папы к дочери, у нас дома все увеличивалось количество красивых игрушек, полезных и бесполезных.

Дочь, конечно, была счастлива каждой покупке, но вскоре эти игрушки ей надоедали. И она просила папочку купить еще одну «в последний разочек». Хорошо, что есть бескомпромиссная мама, то есть я, которая вовремя прекратила эти накопительные и разорительные покупки. Ничего, мы эти «нет» быстро пережили. И теперь, как прежде до мультиков и реклам занимаемся рисованием, начали писать буквы. Есть чем заняться, а к просмотру мультиков мы теперь подходим с умом. Так что не только взрослые, но и дети, в первую очередь, попадают под это массовое влияние всего «красивого» на телевидении.

Где и как применяются методы манипуляции общественным сознанием?

Внедрение идей, целей, образа мыслей, создание запрограммированного отношения к политической ситуации, программирование поведения — все это результат проработанных политических и, как следствие, информационных тактик. Манипуляторы общественным сознанием используют свойство сознания человека воспринимать информацию односторонне, основываясь на внешних впечатлениях о созданной иллюзорной форме манипулятивного текста, в ущерб его содержанию. Существует множество методов массового манипулирования, это целая наука, которая собрала вокруг себя почитателей, учеников и успешных практиков.

«Для достижения успеха манипуляция должна быть незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее с ним естественно и неизбежно, и сам факт манипуляции не отражен в памяти субъекта. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться».

Г. Шиллер

Такое манипулирование общественным сознанием повсеместно употребляется в СМИ, рекламе, политике и соцсетях. Массовое сознание и СМИ – являются объектом и субъектом воздействия на подсознание.


10 Методов управления массовым сознанием

Сознание человека – это некий психический феномен. Умелое воздействие на него может творить как чудеса, так и иметь негативные отголоски, такие, как изменение мнения, самооценки, представления о ком-либо, и общей картины мира в целом. Знание следующих методов воздействия на массовое сознание поможет вычислить, когда на вас пытаются воздействовать и принять соответствующие меры.

  1. Использование внушения. Здесь посредством средств массовой информации незаметно внушаются необходимые политике государства идеи на подсознательном уровне. Часто такой метод используется и в рекламе. Людям внушается, какое средство для мытья посуды «лучшее», какой сок «любимый», какой шампунь подойдет для «вашего типа волос» и т.д. Роль воздействия рекламы на сознание людей здесь неоспорима.
  2. Искажение фактов, подача ложной информации предвзятого характера. В основном используется в политике для массового подавления какого- либо политического объекта, внедрения негативной и ложной информации о нем, создание «плохой репутации» с предоставлением якобы «достоверных фактов».
  3. Прием переноса от частного факта к общему. Этот метод индуктивного обобщения считается наиболее недостоверным. Однако, часто применяется для создания видимости ложного доказательства. К примеру, в рекламе: «Тетя Надя выбрала …, все хорошие хозяйки выбирают …». Если тетя Надя выбрала рекламируемый продукт и она хорошая хозяйка, это далеко не значит, что все хорошие хозяйки выбирают его.
  4. Использование непроверенной информации, сплетен, домыслов, слухов. Это используют «умелые» журналисты для того, чтобы манипулируя общественным сознанием, создать сенсацию о какой-либо знаменитости, а также в политике, чтобы «подмочить репутацию» политического конкурента.
  5. Метод запугивания. Методом запугивания пользуются практически все руководящие лица, дабы повысить производительность труда. Когда от страха, что «едет комиссия» за час выполняется то, что не было сделано за месяц.
  6. Умалчивание одних фактов и выставление на всеобщее обсуждение других. Считается действенным методом для воздействия как на сознание массовое, так сознание и малых групп. Здесь прилюдно освещается та информация, которая необходима манипулятору, и умалчиваются нелицеприятные факты. К примеру, на завод приезжает телевидение, руководители дают показать места, раскрывают достижения в работе и производительности труда на заводе. Негативные события и проблемные вопросы завода не освещаются даже тогда, когда он находится на грани остановки работы.
  7. Метод всепоглощающей лжи. Этот метод рассчитан на то, что манипуляции массовым сознанием воспринимаются «раскрывающая правду ложь», как оглашение голой правды. Этот метод часто используется для влияния СМИ на сознание людей в политике, шоу-бизнесе, более мелких общественных массах.
  8. Метод многократного повторения необходимой к внедрению в сознание информации с целью управления массовым сознанием. Многократно повторяющаяся информация глубоко оседает в сознании людей и способствует достижению своей цели: активации необходимых действий. Насмотревшись рекламы вкусного йогурта, дети не оставили маму в покое, пока та не купила им в магазине именно «такой, как в рекламе».
  9. Изменение видения мира внедрением красивых лозунгов. К примеру, в рекламе: «Устали от повседневных забот? Окунитесь в океан блаженства…».
  10. Метод фрагментации воздействует на глубокие слои подсознания. Когда, показывая фрагментами воздействующую информацию, манипулятор добивается своего.


10 Методов защиты от общественного манипулирования

Чтобы защититься от негативного влияния СМИ, телевидения на вас, как части массового сознания, следуйте следующим правилам. Они помогут выстоять в борьбе против идеологического давления и внушения:

  1. Необходимо показать внешнее согласие с прямым источником воздействия. Это отнюдь не означает, что вы согласны. А про себя можете перефразировать сказанное, как вам угодно. И продолжать жить по-своему.
  2. Если промывка мозгов происходит при разговоре, то измените тему разговора.
  3. Знайте цену себе, своим родным. Обозначьте рад полезных и нужных товаров для вас, ваших детей и вашего дома. Списком запишите те вещи, которые красивы, но не обязательны и не изменят вашу жизнь к лучшему.
  4. Зная, как промывают мозги по телевизору, будьте начеку, не поддавайтесь рекламной провокации.
  5. Повышайте уровень своей компетенции, критичности, оценочного образа мышления, не дайте себе промыть мозги.
  6. Проведение анализа противоречивых источников: в интернете, газетах.
  7. Для исключения получения ложной информации необходимо проводить сбор информации из первоисточников, лично проводить беседы с группами. Это позволит получить достоверную информацию и избежать дезинформирования.
  8. Выявить манипуляторов и из методы воздействия. Проанализировать их методы и цели.
  9. Проведение анализа комментариев и отзывов в соцсетях поможет выявить основную цель манипулятора.
  10. Анализ отношений противоборствующих групп и выявление их возможной противодействующей тактики.

Хочу поблагодарить читателя за проявленный интерес к данной наболевшей теме. Хочу заметить, что в других разделах сайта он может найти еще много интересной и полезной информации для личностного развития информации.

В статье <<Гендерные аспекты воспитания>> (<<Социально-педагогическая работа>>, No. 12, 2011 г.) мы затронули социальные проблемы современного общества.
Тема прошлой публикации заставила оставить за рамками обсуждения причины этих проблем, которые мы опишем в данной статье.

Чтобы решить существующие проблемы, необходимо выяснить их источник и социальные процессы, которые привели к их возникновению. И сами собой эти проблемы не разрешатся, так как сегодня ведется целенаправленное тотальное воздействие на общественное сознание, примеры которого будут приведены ниже.

Сначала определим сам термин <<манипуляция сознанием>>. Под этими словами мы понимаем программирование мнений и устремлений людей, их настроений и психического состояния с целью обеспечить такое поведение, которое необходимо группе тех немногих, которые, владея средствами манипуляции, осуществляют такое воздействие, преследуя свои личные корыстные цели. Это вид духовного, психологического воздействия, а не физическое насилие или угроза. Это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как замечает Г. Шиллер, <<для достижения наибольшего успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться>> (Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. — М.: Мысль, 1980 г.). <<Под манипулированием в большинстве случаев следует понимать психическое воздействие, которое производится тайно, а, следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено>> (Франке Г. Манипулируемый человек. — М., 1964 г.).

Еще один важный признак заключается в том, что к людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам. Манипуляция — это часть технологии власти, которая оказывает воздействие на поведение другого человека. Так, манипуляцией сознанием не является ритуал любовных ухаживаний или поведение, обусловленное нормами этикета.

Просто обман сам по себе также не может рассматриваться, как манипулятивное воздействие. Е.Л. Доценко поясняет: <<Например, кто-то спрашивает у нас дорогу на Минск, а мы его направляем ложно на Пинск — это лишь обман. Манипуляция будет иметь место в том случае, если тот, другой, собирался идти в Минск, а мы сделали так, чтобы он захотел пойти в Пинск>> (Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — М., 1996 г.).

Герберт Франке также отмечает эту особенность манипуляции, как психического воздействия. Он так описывает воздействие рекламы на сознание людей: <<Оно не только побуждает человека, находящегося под таким воздействием, делать то, чего желают другие, оно заставляет его хотеть это сделать>>.

Важно понимать, что манипуляция — это всегда двусторонний процесс, взаимодействие, соблазн, а не принуждение. Это тонкая игра на страстях человека. Если человек не будет потакать своим порокам — жадности, зависти, чревоугодию, прелюбодеянию, гневу, лености, страху — им никто не сможет манипулировать. Как ни стыдно в этом себе признаться, но мы сами позволяем манипуляторам вести нас в том направлении, которое приносит им выгоду в ущерб нашему здоровью, психологическому и телесному, духовной целостности, разрушает нас изнутри.

Последствия различных вариантов манипулирования сознанием масс мы можем наблюдать в истории, причем методы и приемы манипуляции совершенствуются одновременно с развитием общества. А далеко не всегда развитие общества сочетается с эволюцией сознания социума.

В качестве примера можно привести революцию 1917 года, которая привела к власти большевиков во главе с И.В. Сталиным, до этого ранее судимым уголовным грузинским авторитетом по кличке <<Коба>>. В итоге, навсегда
останутся в памяти советских людей тысячи репрессированных и умерших в лагерях ГУЛа. Именно при Сталине были воплощены в жизнь лагерные законы и <<воровские понятия>>, как средство манипуляции сознанием заключенных, при которых <<воры в законе>> первоначально были узаконены администрацией
лагерей с целью получения контроля не только снаружи, но и внутри сообщества заключенных.

Большевиками были жестоко расстреляны члены царской семьи. Последний российский император Романов Николай Александрович (Николай II) был глубоко верующим человеком, и все члены его семьи свято соблюдали православные традиции и вели благочестивый образ жизни. Если почитать свидетельства тех лет, можно обнаружить совершенно пренебрежительное и жестокое отношение к ним со стороны охраны, всяческие издевательства, которые эти люди сносили со смирением и покорностью. Убийство финансировалось Западом и носило ритуальный характер. Как упоминается в курсе лекций, посвященных психологии внутрисемейных взаимоотношений профессора психологии Нины Крыгиной, на стене комнаты, где произошло убийство, были нанесены масонские надписи, свидетельствующие о том, что здесь приносится жертва для разрушения государства российского.

При большевиках были провозглашены идеи нового устройства мира и принципы гендерного равенства. Прежние православные основы построения общества и семьи были разрушены. Прежде муж воспринимался как глава семьи, несущий ответственность за свою семью перед Богом, жена была ему помошницей, заботливой и внимательной, а дети были даром Божьим. Когда было объявлено, что Бога нет, что это заблуждение, исчез ориентир, стержень, на котором держались внутрисемейные отношения. Новая семья должна была быть построена в новом свободном обществе, где устанавливается всеобщее равенство и братство. Значит, можно создавать групповые семьи, где жены и мужья будут совместные, поскольку все остальное также общее. А детей сообща будет воспитывать государство. К счастью, в то время эти идеи не получили распространения. В отношении создания семьи была принята формулировка, предложенная В.И. Ленином, которая гласила, что под семьей будет пониматься <<пролетарский гражданский брак с любовью>>. Эта безобидная на первый взгляд
фраза является <<миной замедленного действия>>, поскольку, во-первых, ориентирует не на православную, жертвенную, терпеливую и возвышенную любовь, а на любовь-страсть, а во-вторых, из нее можно сделать логический вывод о том, что если любовь прошла, то можно разводиться. Брак же с любовью, а если нет любви — до свидания!

Кроме того, новой властью принимается ряд декретов и законов, способствующих разложению традиционных семейных устоев общества, а именно: декрет о свободе расторжения браков приводит к резкому росту количества
разводов; уравнивание в правах внебрачных детей и детей, рожденных в браке, снимает один из существенных заслонов от распутства; декреты о введении равной оплаты за равный труд женщины и мужчины, признание полного равенства личных и имущественных прав мужа и жены ломают установившиеся
внутрисемейные, полоролевые отношения, переориентируют женщину с материнства и замужества на карьеру и <<независимость>>.

Часто в разных источниках информации можно найти упоминание о тексте, который носит название <<план Даллеса>> и приписывается Аллену Даллесу, руководителю резидентуры Управления стратегических служб в Берне (Швейцария) во время Второй мировой войны, директору ЦРУ (Центральное разведывательное управление США) с 1953 по 1961 год. Чаще всего встречается следующая версия (считаем нужным изложить ее полностью ввиду важности текста):

<<Окончилась война, все как-то утрясется, устроится. И мы должны бросить все, что имеем, — все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей. Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы неизменно подменим их ценности на фальшивые, и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самом СССР. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением и исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино — все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и прославлять так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства, — словом всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражда народов, прежде всего вражда и ненависть к русскому народу — все это расцветет махровым цветом. И лишь немногие, очень немногие, будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы духовной нравственности. Мы будем браться за людей с детских, с юношеских лет, главную ставку будем делать на молодежь. Станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов>> (цитируется по статье М. Дейча <<Зловещий план Даллеса>> в газете <<Московский комсомолец>> от 20 января 2005 г.).

С одной стороны, это подборка фрагментов из романа А.С. Иванова <<Вечный зов>> (Иванов А.С. Вечный зов — М.: Молодая гвардия, 1986 г.), с другой, фрагменты директивы Совета Национальной Безопасности США 20/1 от 18 августа 1948 г. <<Задачи в отношении России>> (Яковлев Н.Н. ЦРУ против СССР. — М.: изд. <<Правда>>, 1983 г.). Согласно данной директиве, основные задачи американской политики в отношении СССР сводились к следующему: сокращение чрезмерной мощи России до таких пределов, в которых она больше не будут представлять угрозу миру и стабильности международного сообщества. То есть Россия в приемлемом для США состоянии: не должна быть настолько сильной в военном отношении, чтобы угрожать соседям; должна предоставить широкую автономию национальным меньшинствам; должна экономически зависеть от внешнего мира; не должна устанавливать <<железный занавес>>.

В данном случае важно понимать одно: изложенные направления деятельности по отношению к России и другим странам бывшего СССР — это ведущие стратегии разрушения и подчинения стран, которые мы называем своей Родиной, и которые для Запада являются странами <<третьего мира>>. Признаки и последствия
такого воздействия можно наблюдать повсеместно, и с каждым днем не замечать их становится все сложнее.

Одной из разработок в данном направлении также является <<Гарвардский проект>> — одно из политико-социологических исследований советского общества, проведенных центром русских исследований Гарвардского
университета в начале 1950-х годов при финансировании военно-воздушных сил США. После окончания Второй мировой войны проводилось интервьюирование оказавшихся в американской зоне оккупации людей, перемещенных из СССР, с целью непосредственного получения социально-политической информации о СССР, дополняющей данные разведки и открытых источников. При этом собирались данные в области экономических и семейных отношений, социальной стратификации и системы властных отношений и т. п.

Задача проекта заключалась, в конечном итоге, в поисках возможностей и способов ликвидации советской армии, ликвидации России как государства, таких атрибутов социализма, как бесплатное обучение и медицинское
обслуживание, введение атрибутов капитализма и оплаты за различные услуги, ликвидация общественной и государственной собственности и замена ее частной собственностью. По данному плану население России должно было быть сокращено в 10 раз — до 30 млн. человек, а территория разделена на 40 — 45 самостоятельных политико-экономических зон и подготовлена для использования англосаксонской цивилизацией.

Для того, чтобы убедиться в достоверности подобных проектов и их успешном применении, достаточно вспомнить события последних лет, а именно: распад СССР и стремление некоторых республик к автономности при финансовой поддержке Запада; участившиеся вспышки межнациональных конфликтов; экономическая зависимость стран бывшего Советского Союза от зарубежных кредитов; упадок в сферах промышленности и сельского хозяйства, образования и медицины; обесценивание денежных накоплений граждан; упадок, ослабление армии; массовая алкоголизация населения; распространение наркомании; снижение интеллектуального уровня населения; рост преступности; упадок морали и нравственности; рост числа расторжения браков, ранних беременностей, абортов; снижение уровня здоровья и продолжительности жизни
людей.

А теперь продемонстрируем конкретные примеры манипуляции массовымсознанием, через Internet, телевидение, СМИ и произведем их анализ.

Рассмотрим, для примера, известный многим пользователям сайт <<Википедия>> (wikipedia.org), которому многие доверяют, при чем весьма необоснованно.
В статьи здесь на фоне научной и достоверной информации вкрапляется откровенная ложь, которую редакторы сайта намеренно не позволяют исправлять, поскольку создание определенного стиля мышления и взгляда на
вещи выгодно для тех, кто наживается на этом (например, порноиндустрия). Размещается клевета на профессоров, академиков и ученых, публикующих свои труды, которые могут противостоять разврату и растлению детей и молодежи; приводятся лжеразоблачения так называемой псевдонаучной аргументации, которую авторы сайта сами же и придумывают.

Так, в статье о девственности приведены данные, противоречащие абсолютно всем учебникам по гинекологии. Указано, что способность совершать половой акт появляется у девочек в 10 — 13 лет, а наиболее благоприятным для потери девственности является возраст 15 — 19 лет. А возраст 20 — 22 лет рассматривается уже как поздний, поскольку дефлорация (потеря девственности) в этом возрасте может привести к осложнениям, так что поздняя девственность <<не рассматривается как нормальное явление>>. Но даже если просто логически поразмыслить, то мы увидим, что наши мамы и бабушки выходили замуж в 99 % девственницами после окончания институтов, в среднем, после 23 лет. И все дети рождались здоровыми, а семьи были многодетными, не то, что сейчас — с точностью до наоборот. (А ведь не спроста сказано в религии всех развитых народов мира практически одно и тоже: Брать женщину в жёны после мужчины большой грех. Женщина познавшая блуд принесёт грех в семью. И т.д. В Библии сказано: <<Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела>> (1 Кор. 6:18)).

Так же обстоит дело и с разделом сайта о феномене телегонии. На сайте написано, что <<телегония — это суеверие, заблуждение, которое не основывается на экспериментальных исследованиях и не совместимо с известными механизмами наследственности>>. Об исследованиях, опровергающих эту ложь, каждый желающий может прочитать на научных сайтах и в соответствующей литературе. Что же касается ученых, работающих в данном направлении, на сайте Лингвистико-волновой генетики (wavegenetic.ru), например, размещена статья П.П. Гаряева, доктора биологических наук академика РАЕН и РАМТН, как ответ на статью, размещенную в <<Википедии>> о нем самом. Интересна в этом отношении и статья <<Генетическая безопасность>> С. Г. Семенова, академика Российской академии естественных наук, Международной академии энергоинформационных наук, лауреата Международной премии им. академика В. Вернадского.

Итак, существует два основных направления в объяснении феномена телегонии. Первый из них основан на механизмах передачи генетического материала, второй — на принципах волновой генетики.

Генетическая информация — это информация о строении белков, закодированная с помощью последовательности нуклеотидов — генетического кода — в генах (особых функциональных участках молекул ДНК или РНК). Генетическая информация определяет морфологическое строение, рост, развитие, обмен веществ, психический склад, предрасположенность к заболеваниям и генетические пороки организма. Одним из свойств генов является лабильность, то есть способность многократно мутировать.

При половом акте происходит взаимный обмен активным генетическим материалом, который несет генетическую информацию — ДНК. Это может происходить даже при использовании презерватива, так как поры латексных
резиновых изделий проницаемы (например, геном ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) меньше по размеру латексной поры презерватива, вследствие чего презерватив и не дает 100 % защиты от СПИДа — синдрома приобретенного иммунного дефицита — а только снижает риск заражения).

Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) — один из двух типов нуклеиновых кислот, обеспечивающих хранение, передачу из поколения в поколение и реализацию генетической программы развития и функционирования живых
организмов. Линейные (не замкнутые в кольцо) макромолекулы ДНК значительной длины составляют основу хромосом. Основная роль ДНК в клетках — долговременное хранение информации о структуре РНК (рибонуклеиновая кислота) и белков. С химической точки зрения, ДНК — это длинная полимерная молекула, состоящая из повторяющихся блоков, нуклеотидов.

При попадании в организм женщины клетка чужого активного генетического вещества разрушается, разрушается также и ядро чужой клетки и ее хромосома. Но при этом сохраняются макромолекулы дезоксирибонуклеиновой
кислоты (ДНК). Они называются плазмиды, и генетики об этом хорошо знают.
Плазмиды — это дополнительные факторы наследственности (о которых специально не сказано в статье <<Википедии>> о телегонии), расположенные в клетках вне хромосом и представляющие собой кольцевые (замкнутые) или линейные молекулы ДНК. Плазмиды способны удваиваться (реплицироваться) автономно, но при этом они эксплуатируют репликационную систему клетки хозяина. Большинство плазмид кодирует специальные белки — инициаторы репликации. Эти белки начинают процесс репликации, который затем подхватывается и продолжается репликационной системой клетки. Плазмиды широко используются в генной инженерии для переноса генетической информации и генетических манипуляций. Для этого создаются искусственные плазмиды,
состоящие из частей, взятых из разных генетических источников, а также из искусственно созданных фрагментов ДНК.

Отсюда хорошо видно, что плазмиды генетического вещества полноценно обеспечивают явление телегонии, особенно впервые попадая в нетронутую родовую генетическую среду. Эти плазмиды, кстати, и могут быть теми
<<свободными радикалами половых клеток>>, через которые осуществляется явление телегонии, о чем и говорил доктор медицинских наук профессор Владимир Барабаш.

Волновая генетика описывает второй путь передачи признаков предыдущего полового партнера потомству — фотонно-генетический. О нем, кстати, писал еще при СССР Герой Социалистического Труда, академик Т.Д. Лысенко. Объяснить явление он не смог, однако предположил, что не генетика является носителем качеств, передающихся по наследству, а иной, более глубокий природный процесс.

Еще в 20-30 годах прошлого века советский биолог А.Г. Гурвич обнаружил, что генетический аппарат человека, как и других живых организмов, работает не только на материальном, но и на энергетическом уровне и способен передавать информацию в виде электромагнитных полей и сверхслабого ультрафиолетового излучения. В 1980-х годах группа советских ученых под руководством П.П. Гаряева доказала, что при половом контакте происходит энергоинформационный обмен партнеров на волновом уровне ДНК. Как отмечает П.П. Гаряев, <<хромосомы сперматозоидов являются излучательными структурами, которые излучают свет, в том числе и такие фантомы, которые несут генетические функции исходного первого самца>> (цитата по фильму <<Код мужчины. Зачатие вне закона>>). Информация сохраняется в женском теле, и предохранить от излучения сперматозоидов не способны даже презервативы. Во время их использования спектр ослабевает, но все же оставляет свой информационный след. При этом более сильный фотонный <<призрак>> ДНК вытесняет и замещает более слабый, тем самым передавая потомству свои антропологические признаки.

А самые стойкие гены — низменные (уголовники, насильники, психически больные, наркоманы и т.д.), что можно наблюдать даже на банальном примере кинологов (разводчиков собак): если хоть раз породистая овчарка повяжется с дворнягой, и даже если вследствие этого щенков не появилось, то все равно породистого потомства от этой овчарки уже не будет, так как гены дворняги будут доминировать. (Кстати, данное явление настолько хорошо известно, что присутствует у многих авторов и в художественной литературе. К примеру, это можно даже наблюдать в романе Ильфа и Петрова <<Двенадцать стульев>>: <<Отец Фёдор, в очередной раз желающий разбогатеть, решил разводить породистых собак и с этой целью приобрёл Нерку. Её по недосмотру покрыл <<одноглазый бездомный пёс с хвостом-кренделем на тощей спине>>. После Нерку сводили с породистым кобелём, но результат был следующим: Через положенное время Нерка принесла шесть отличных мордатых крутобоких щенят чисто бульдожьей породы, которых портила одна маленькая подробность: у каждого щенка имелся большой чёрный пушистый, лежащий на спине кренделем хвост. Второе поколение ещё больше напоминало бродягу Марсика. Один щенок родился даже одноглазым. Успех бродячего пса был совершенно необъясним.>> (И.Ильф, Е.Петров. Двенадцать стульев — М.: изд. <<Вагриус>> 1997г.))

Примеры откровенной лжи и несоответствия разделов сайта действительности, да и самому себе, можно найти абсолютно в каждом разделе <<Википедии>>, касающемся тем необходимости целомудрия, возрождения морали и нравственности.

Когда неоспоримыми фактами всего вышеперечисленного редакторы <<Википедии>> были <<прижаты к стенке>>, ответом явилось то, что и написано в разделе общей информации на самом сайте. А именно: сайт <<Википедия>> не является научным, не претендует на достоверность, не гарантирует истинность предоставленных сведений и не несет ответственности за предоставленную информацию. Но интереснее всего было то, что после редакции разделов (размещения на них достоверной информации), редакторы опять все вернули к прежним ложным утверждениям и на контакт больше не выходят. Вот поэтому и опровержение разделам <<Википедии>> можно прочитать на других сайтах, только действительно научных. И это не единичные случаи.

Вот так, на примере всего лишь одного известного простым обывателям сайта становится очевидным манипулирование массовым сознанием с помощью предоставления заведомо ложных сведений. И похожая картина, полностью соответствующая <<не существующему плану Даллеса>>, наблюдается повсеместно.

Опишем еще несколько методов манипуляции массовым сознанием, которые используются сегодня против наших людей. Все знают о силе слова. Словом можно вселить в человека надежду, воскресить к жизни, но можно и очень сильно ранить, даже убить. Обратите внимание, что происходит с русским языком сегодня. Обездушиваются, извращаются, опошляются самые дорогие и ценные для сердца слова. Наполнено ли для вас тем же глубоким смыслом слово Родина? Для большинства родина там, где больше платят. За такую родину люди
не способны добровольно умереть с чувством выполненного долга, не говоря уже о гордости за нее. Тоже самое произошло и с единством людей, дружбой между людьми, которые трансформировались в понятие «полезного знакомства», которое основывается в большинстве своём лишь на выгоде.

А что произошло со словом <<родители>>! В молодежной среде оно превратилось в слова <<предки>> <<родоки>>, <<черепа>>, <<шнурки в стакане>> (т.е. родители дома) и Бог знает во что еще. В литературе часто используется термин <<половые партнеры>> (в этом словосочетании речь идет только о физическом контакте, на взаимное чувство там даже нет и намека). А кое-где употребляются даже такие слова, как <<производители>> (а ребенок при этом — побочный продукт) и <<сцепка>> (это взамен слова <<любовь>>, то есть такая кратковременная ни к чему не обязывающая и ничего не значащая связь).

Появилось множество <<бескорневых>>, шаблонных слов, применимых к любому контексту. Как отмечает С.Г. Кара-Мурза (Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. — М.: изд-во <<Эксмо>>, 2003 г.), <<создание этих <<бескорневых>> слов стало важнейшим способом разрушения национальных языков и средством атомизации общества>>. Сравните, например, слова <<воспитание>>, <<образование>>, <<развитие>>, <<сознание>> со словами <<прогресс>>, <<ваучер>>, <<менеджер>>. Суть не в переводе слов, а в том, как они воспринимаются непосредственно нашим сознанием. Наши слова, наполненные глубинным смыслом, имеющие множество оттенков, языковых связей, соотношений с действительной повседневной реальностью, здравым смыслом, бытом народа, происходят из той среды, где зарождалась и формировалась наша культура, они — связующие звенья сознания. Внедренные извне слова разрушают эти связи, они направлены на атомизацию, личностно ориентированное поведение, создание общества свободных индивидумов, ничем не объединенных, кроме корыстного интереса, где каждый существует не просто сам по себе, а используя другого ради своей личной выгоды. Для славянских же народов свойственна соборность, идейная сплоченность, взаимная поддержка — сила, способная противостоять внешним негативным воздействиям, не разрушая общества, не уничтожая его духовности, сила духа.

Еще одна важная знаковая система — это акусфера, мир звуковых форм культуры. Наше общество почти полностью лишили тишины. С.Г. Кара-Мурза называет это явление <<демократией шума>>. Создано такое звуковое (и шумовое) оформление окружающего пространства, что <<средний человек практически не имеет достаточных промежутков тишины, чтобы сосредоточиться и додумать до конца связную мысль>>.

Вся информация, окружающая нас, разделена на три потока. Первый, это достоверная информация — к ней доступа у большинства жителей нет, она направляется непосредственно в органы власти под грифами секретности разной степени. Второй, это направляющая информация — <<щелканье пастушьего кнута>> — то есть сведения о том, как люди должны поступать, что делать, чтобы соответствовать запланированной схеме поведения. Это не имеет ничего общего с нормами морали и нравственными предписаниями. Суть этого воздействия заключается в том, чтобы сформировать человека, управляемого, без критического мышления, <<идеального>> (то есть постоянного) потребителя. И третий поток, это так называемый <<информационный шум>> — малоинформативная речь, бесполезная в повседневной жизни отвлекающая или развлекательная
информация, бессвязная болтовня, смысловой хаос, пустословие, и т.п. Присмотритесь и прислушайтесь, понаблюдайте внимательно — это так наглядно, открыто и очевидно, что невольно поражаешься, как много разумных, способных к трезвому восприятию действительности людей, увязло в этой трясине.

Отдельно нужно обратить внимание на продукцию для детей. В пагубности ее воздействия любой желающий может убедиться, просмотрев аналитическую передачу <<Влияние зарубежных мультфильмов на сознание детей>> (выложена для свободного просмотра в Internet, полная версия 34 минуты). В передаче показаны кадры из известных зарубежных, чаще всего американских, мультфильмов для детей, которые формируют соответствующим образом их психику, отношение к миру. Некоторые из них построены таким образом, что
запечатлеваются в подсознании, минуя этап критической оценки и контроля.

Во всех, без исключения, зарубежных мультфильмах образ девушки или женщины, в отличие от советских мультфильмов, наделяется поведением взрослой и весьма вульгарной женщины, высмеиваются идеи материнства и семьи. В детских мультфильмах женские персонажи умеют успешно пользоваться своим телом для соблазнения и заигрываний. Присутствуют откровенные сцены.

Повторяем, речь идет о мультфильмах для детей. Например, в мультфильме <<Шрек>> есть сцена убийства положительной женской героиней птички, с последующим приготовлением из ее яиц яичницы, затем сцены издевательства героями над лягушкой, змеей. Показано это все в виде игры, и делают это все герои со смехом, как бы намекая, что убивать — это весело. Главный герой этого мультфильма, как и во всех остальных зарубежных мультфильмах, обращается со своей подругой весьма грубо — то через плечо перебросит, то ударит. А героиня всем своим видом показывает, что такое обращение ей доставляет удовольствие. Ребенок учится такому стилю поведения, перенимая его с <<положительных>> героев мультфильмов, переносит на свой стиль
поведения в повседневную жизнь и взаимоотношения с лицами противоположного пола.

В мультфильме <<Том и Джерри>> Том показывает на редкость неуважительное обращение к женскому полу: бесцеремонно хватает белую кошечку, целует ее насильно, курит при ней, а его <<дама>> все это благосклонно терпит. Сама же кошечка изображается в откровенно взрослых позах. Такие сцены растормаживают отделы мозга детей, которые у ребенка должны <<спать>> еще длительное время. Это и является одним из факторов начала ранней половой жизни. А слишком раннее начало половой жизни надолго останавливает нормальное естественное развитие ребенка. Ребенок испытывает настолько сильные потрясения, настолько интенсивные переживания, что все остальное отходит для него на второй план: учеба, отношение с родителями и знакомыми,
мысли о будущей карьере. Чем сложнее культура, тем выше должен быть возраст вступления в брак и начала половой жизни: слишком многим нужно овладеть, прежде чем человеком овладеют чувства, которым невозможно противостоять.

Образ матери в зарубежных мультфильмах формируется путем изображения героинь апатичных, толстых, уродливых, и всегда ему противопоставляется образ молодой, красивой девушки. Девочке как бы предлагают выбор, который по сути таковым не является: <<либо будешь такой же старой и уродливой, если родишь, либо всегда будешь молодой и красивой — тогда не рожай>>. Когда мультфильмы были просмотрены профессиональным детским психологом И. Медведевой, она была шокирована увиденным и назвала это <<интеллектуальным растлением детей>>.

Поскольку в раннем детстве критическое мышление еще не сформировано, отношение к началу интимной жизни с противоположным полом после <<воспитания>> такими мультфильмами у ребенка формируется, как к развлечению, а не к функции продолжения рода. Отношение к женскому полу у мальчиков складывается пренебрежительное, потребительское: повзрослев, такой мужчина не будет относиться к своей жене трепетно и заботиться о ней, на первом плане будут только его личные потребности. Так формируется поведение, аморальное и безнравственное. Не удивительно, что после подобных методов воздействия на сознание, слово <<целомудрие>> не знакомо нашим детям, а если и упоминается, то с пренебрежительным хихиканьем.

Поскольку персонажи западных мультиков хорошо нарисованы и всегда раскрашены в яркие, привлекающие внимание цвета, дети смотрят на них, не отрываясь, не имея шанса задуматься о моральной стороне их поведения. Все <<положительные>> персонажи очень схожи (есть несколько типичных шаблонов, применяющихся в разных западных мультфильмах), и это дезориентирует детей: у них формируется представление о красоте (прежде всего телесной, а не духовной), но сами они не могут соответствовать этому шаблону и не могут найти такой идеал противоположного пола в жизни.

<<Положительные>> герои зарубежных мультфильмов демонстрируют поведение, нарушающее принятую мораль, и обучают этому детей. Герои сказок порой агрессивны, грубо и реалистично сексуальны и похотливы, безнравственны и т.д. Девочки впитывают несвойственные женщинам мужские стереотипы поведения и психологически утрачивают четкую половую идентификацию — перестают уверенно понимать, что значит быть женщиной, утрачивают материнский инстинкт.

В зарубежной литературе можно найти и неприкрытое искажение истории. Например, в книге <<Великая шахматная доска>> Збигнев Бжезинский пишет о Второй мировой войне: <<…поражение Германии было завершено главным образом двумя внеевропейскими победителями — Соединенными Штатами и Советским Союзом, ставшими преемниками незавершенного в Европе спора за мировое господство>>. (Збигнев Бжезинский <<Великая шахматная доска>>. — М.: Междунар. отношения, 1998 г.). Как говориться, комментарии излишни.

Полезным для нашего читателя может стать и знакомство с книгой Джона Колемана <<Комитет 300. Тайны мирового правительства>> (Колеман Дж. Комитет 300. Тайны мирового правительства. — М.: изд-во <<Витязь>>, 2000 г.). В ней описаны основные направления в развитии современного общества, координируемые группой влиятельных людей из разных стран мира, а именно:

установление правления единого мирового правительства с объединенной церковью и денежной системой;

полное разрушение национального самосознания и национального достоинства;

разрушение религий, и особенно христианства, создание единой <<удобной>> религии;

контроль за каждым человеком без исключения путем использования средств управления сознанием;

прекращение промышленного развития, за исключением компьютерной промышленности и индустрии обслуживания, в постиндустриальном обществе, перенос сохранившейся промышленности Соединенных Штатов в страны третьего мира;

легализация наркотиков и порнографии;

сокращение населения больших городов и стран третьего мира;

прекращение всех научно-исследовательских работ (особенно использование ядерной энергии в мирных целях), за исключением тех, которые мировое правительство будет считать полезными;

ослабление морального духа нации и деморализация рабочего класса созданием массовой безработицы;

не позволение народам самим решать свою судьбу, искусственно создавая с этой целью различные кризисные ситуации с последующим управлением этими кризисами;

создание новых деструктивных и морально разлагающих культов и продолжение поддержки уже действующих (в музыке, литературе, живописи и т.д.);

содействие распространению сектантских религиозных культов;

создание всеобщего кризиса в мировой экономике и порождение всеобщего политического хаоса;

разрушение суверенной целостности стран изнутри их правительств;

организация всемирного террористического аппарата;

установление контроля над образованием с целью полного и окончательного его разрушения.

Несложно заметить, что моральное разложение общества идет нарастающей лавиной. Устраиваются во многих странах и городах парады представителей сексуальных меньшинств и различные источники всячески внушают тот факт, что это нормально. В качестве примеров приводятся факты, что в <<развитых>> странах разрешены однополые браки и в качестве примера на улицах некоторых городов показывают проводимые гей-парады. Даже в компьютерные игры для детей включают возможность заводить бисексуальные отношения и заключать
однополые браки (<>, <> и др.). Показательно то, что борцы с играми про однополые браки политкорректно молчат, и не ставится даже соответствующего предупреждения на коробках с играми и ESRB (<> — негосударственная организация, занимающаяся принятием и определением рейтингов для компьютерных видеоигр).

Подрастающему поколению через американские мультфильмы и компьютерные игры насаждается установка на мужеложство и другие извращения как норму. Если попытаться произвести анализ этого, то в будущем можно совершенно точно прогнозировать расцвет насаждения и других псевдонормальных <<меньшинств>>. Если признать нормальными однополые отношения, то в будущем со 100% вероятности можно рассчитывать на признание нормой и других извращений:
зоофилии, некрофилии, педофилии, геронтофилии (сексуальное влечение к пожилым людям и старикам) и т.д. Чем один вид извращений лучше или хуже другого?

Пик пропаганды данной модели <<культуры>> с Запада настал после падения <<железного занавеса>>, вместе с распадом СССР. Для сексуального растления детей в школах России были внедрены программы по сексологии, сексуальному просвещению, половому воспитанию. Программа полового воспитания была внедрена с подачи Российской ассоциации <<Планирование семьи>> (филиал <<Международной федерации планирования семьи>>), целью которой является снижение рождаемости в странах третьего мира. Страны с определенным числом населения рассматриваются США как потенциальная угроза для их безопасности. Результаты внедрения таких программ: увеличение числа разводов, абортов, ранних беременностей, венерических заболеваний, психологических сбоев,преступлений на сексуальной почве.

В самих США подобные программы запрещены, и выделяются большие деньги для пропаганды целомудрия в добрачных отношениях. На улицах городов часто можно встретить молодых людей в майках с надписями: <<Презерватив не защищает сердца>> или <<Я тебя люблю, поэтому до свадьбы не пойду с тобой в постель>>.
С 1995 года в этой стране возникло движение, в котором юноши и девушки дают обещание хранить целомудрие до брака, в знак чего носят серебряное кольцо. По данным медицинских и социологических исследований, в настоящее время больше 50% американок выходят замуж девственницами. И этот показатель продолжает расти. Только эти факты повсеместно почему-то не афишируются нигде, кроме как на Западе. И это заставляет задуматься в очередной раз.

А если в ближайшее время ситуация в других странах не изменится, то эти страны перестанут существовать, нации исчезнут с лица Земли. Участь Библейских Содома и Гоморры постигнет их, что и было предсказано в Библии на счет народов с такой <<культурой>>.

Магистр философии и социогуманитурных дисциплин А.В.Данильченко

Врач, юрист-международник А.В.Савельев

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...