Курсовая работа: Значение теории П.Я. Гальперина для клинической психологии

Петр Яковлевич Гальперин

Гальперин Петр Яковлевич (1902-1988) - отечественный психолог, автор теории поэтапного формирования высших психических функций. Биография. В 1926 г. окончил Харьковский медицинский институт но специальности психоневрология. Работал в качестве врача-психоневролога, а затем психолога в медицинских и педагогических учреждениях Украины. В 1930-х гг. был членом Харьковской деятельностной школы, одним из ближайших сотрудников А. Н. Леонтьева . Во время Великой Отечественной войны работал в эвакогоспитале, проводил анализ восстановления движений у раненых на основе идей деятельностного подхода. В 1943 г. был приглашен С. Л. Рубинштейном , который заведовал кафедрой психологии МГУ, для работы на этой кафедре в качестве доцента, с 1965 г. он - профессор кафедры психологии МГУ, с 1970 по 1983 г. - заведующий кафедрой детской и генетической психологии психологического факультета МГУ. Исследования. На рубеже 1940-1950-х гг. разработал концепцию поэтапного формирования умственных действий. Основным ядром этой концепции было описание совокупности психологических условий и механизмов, раскрывающих закономерности формирования человеческих действий, понятий, образов. В качестве условий осуществления этого процесса были описаны следующие: формирование адекватной мотивации; формирование полной ориентировки; перенос действий в заданный план; изменение интеризуемого действия по ряду параметров (обобщенность, сокращенность и др.). В дальнейшем предложил новую теорию внимания, разработал концепцию трех основных типов учения. Дал трактовку психологии как науки об ориентировочной деятельности субъекта. Созданная под руководством П. Я. Гальперина методика внешнего контроля за процессом интериоризации обеспечивала формирование в реальной практике обучения таких умственных действий, которые обладают требующимся уровнем мастерства, включая способность к обобщению. Его концепция получила широкое распространение в отечественной педагогической психологии, в частности на ее основе были разработаны эффективные системы обучения двигательным навыкам в профессиональной деятельности и спорте.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 122.

Сочинения:

Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М., 1959. Т. 1; Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966; К проблеме интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. № 6; Разумность действия и предмет науки // Психологические исследования. Тбилиси, 1974; Введение в психологию. М., 1976.

Литература:

Соколовская Т., Логвиненко А. П. Я. Гальперин // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Подольский А. И. Психологическая система П. Я. Гальперина // Вопросы психологии. 2002. № 5.

Пётр Яковлевич Гальперин (2 октября 1902, Тамбов - 25 марта 1988, Москва)- выдающийся отечественный психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Доктор педагогических наук по психологии (1965), профессор (1967). Окончил Харьковский медицинский институт (1926). В 1926-1941 гг. работал в Харьковской Психоневрологической академии, вел педагогическую работу в Харькове и Донецке (Сталино), активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, П.И.Зинченко, Л.И.Божович и др.).В 1941-1943 гг. - в Красной Армии, начальник лечебной части эвакогоспиталя (Свердловская область). С 1943 г. - в МГУ им. М.В.Ломоносова; доцент, профессор (с 1966 г.), зав. кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ (с 1971 г.), профессор-консультант (с 1983 г.).

Г. - является одним из ведущих отечественных ученых в области общей, возрастной и педагогической психологии, автор всемирно известных теорий и подходов. Г. выдвинуто оригинальное понимание предмета психологического исследования, специфики психического развития человека. Развивая мировоззренческие традиции отечественной психологии, Г. аргументированно выдвинул и развил положение о преимущественности целенаправленного формирования как базового метода психологического исследования. Всемирную известность завоевала выдвинутая Г. теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека. Внутри этой теории Г. были выдвинуты и развиты положения о видах и свойствах человеческих действий, о типах ориентировочной основы действия и соответствующих им типах учения, шкала поэтапного формирования. В качестве теорий второго уровня Г. выдвигает и экспериментально обосновывает теорию языкового сознания, теорию внимания, ряд других частных психологических теорий, вошедших в золотой фонд отечественной науки. Отдавая должное конкретному вкладу Г. в общую, генетическую, педагогическую психологию, нужно особо выделить сформулированный им уникальный по своей внутренней целостности и системности подход к сущности психических явлений и процессов, к механизмам их формирования и развития. Учение о предмете психологии, объективной необходимости психики, об основных закономерностях ее развития в фило- антропо- и онтогенезе, о закономерностях формирования идеальных действий, образов и понятий как элементов психической деятельности - вот основные составляющие психологической концепции Г.. Стремление решать принципиальные вопросы нашей науки не редукционистскими, а собственно психологическими методами, исследовать психическую деятельность и ее развитие объективно - характерно для всего научного творчества Г.

Г. создал не знающее аналогов в современной науке о человеке психологическое мировоззрение, не только открывающее радикально новые перспективы для переосмысления психической реальности, но и являющиеся надежной основой для качественного улучшения обучения различным предметам, на разных возрастных уровнях. Общепсихологический подход Г., выдвинутые им теории (и прежде всего - теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека) неоднократно становились предметом специальных симпозиумов и круглых столов международных и национальных конгрессов и конференций.

Основные научные труды Г.: Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959; Основные результаты исследований по проблеме “Формирование умственных действий и понятий”. М., 1965; Экспериментальное исследование внимания. М., 1974 (в соавт.); Введение в психологию. М., 1976; Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978; Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985; Психология как объективная наука. М., 1998.

Литература о П. Я. Гальперине

Гальперин Петр Яковлевич (* 2 октября 1902, Тамбов — † 25 марта 1988, Москва) — советский психолог, деятель харьковской психологической школы, московской школы А. Н. Леонтьева, екпериментатор, теоретик науки, преподаватель. Автор теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий.

Биография

Как и А. Р. Лурия, Петр Яковлевич родился в семье провинциального врача, был воспитан в иудейских традициях. В подростковом возрасте потерял мать. Отец, который со временем стал известным отоларингологом и нейрохирургом, приучил сына к науке, развил интерес к медицине и психологии.

Гальперин учился на лечебном факультете медицинского института в Харькове. В то время это была столица УССР и в городе действовали научные и образовательные учреждения республиканского значения. По завершению обучения (1926) Петр Яковлевич работает в украинском психоневрологическом институте (с 1931 г.. — Всеукраинская психоневрологическая академия).

В конце 1932 года началось сотрудничество с группой учеников Л. С. Выготского, которая определила дальнейший жизненный и творческий путь ученого. К началу войны работает в Академии (до ее закрытия в 1936) преподает в Харькове и Донецке (тогда — Сталино), интересуется прежде всего генетической и теоретической психологией. Во время Второй мировой войны работает вместе с А. М. Леонтьевым в эвакуационном госпитале у Свердловская

По приглашению С. Л. Рубинштейна с 1943 года работает в МГУ им. Ломоносова, только развернутом в Москве после эвакуации на восток. С этим вузом будут связаны следующие более сорока лет жизни Петра Яковлевича. Именно здесь им сформулирована и представлена ​​в целом (1953) теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий, принесла ученому всемирное признание.

На кафедре психологии МГУ Гальперин вел курсы «Общая психология», «История психологии», «Марксизм и вопросы языкознания». После создания факультета психологии в 1971 году возглавил кафедру детской психологии.

В 1976 году вышла в свет работа «Введение в психологию», которая стала обобщающим для творческого пути Петра Яковлевича. В 1980 году получил звание «Заслуженный деятель науки РСФСР», в восьмидесятилетнем возрасте он продолжал работать на факультете психологии МГУ как профессор-консультант. Умер в Москве 25 марта 1988.

Ученики П. Я. Гальперина А. И. Подольский, М. М. Нечаев, И. М. Семенов, и многие другие.

Научные взгляды и достижения

Учась в либеральной атмосфере 20-х годов Петр Яковлевич знал и уважал труда З. Фрейда и К. Г. Юнга. Именно психоневролог была начальной сферой интересов ученого. В результате знакомства и сотрудничества с А. М. Леонтьевым и другими учениками Выготского, в 1936 г.. Гальперин защитил кандидатскую диссертацию «О психологической отличие орудий человека от вспомогательных средств животных», основой работы были экспериментальные исследования с детьми-дошкольниками. Эта тема лежала в русле основных поисков харьковской школы, исследования которой, по свидетельству Рубинштейна, «..встановлюють, что практические интеллектуальные действия детей уже на самых ранних ступенях развития носят специфически человеческий характер.» Харьковская школа развивала идеи культурно-исторической теории Выготского, но изменила акцент в исследованиях. По наблюдению Гальперина: «Л. Выготский выделял влияние высших психических функций на развитие низших психических функций и практической деятельности ребенка, а А. Н. Леонтьев подчеркивал ведущую роль внешней, предметной деятельности в развитии психической деятельности, в генезисе сознания. »Сказанное о Леонтьева отражает взгляды и самого Гальперина.

Его личные и коллективные исследования харьковского периода и периода работы в эвакуационном госпитале легли в основу психологической теории деятельности.

Во взглядах на проблему дияльности Гальперин придерживался марксистских позиций. В его трудах психическая деятельность, система психических процессов, является деятельность ориентационная, то есть направлена ​​на исследование среды и обстоятельств практической деятельности и подчинена целям последней. Формирование способов психической деятельности человека — социальный процесс, стержнем которого является практическое преобразование материальных объектов в сопровождении общением.

Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий

Гальперин опирался на идеи своих предшественников, в частности, развивал понятие интериоризации и понимание роли речи в процессе интериоризации, широко применяемые в работах Жана Пиаже и в культурно-исторической психологии. Также его теория тесно связана с трудами коллег, считается образцовой в русле теории деятельности. В то же время, сам Гальперин уже в конце 60-х гг. Критически относился к деятельностного подхода. И, как отмечает В. П. Зинченко, его теория рассматривается как самостоятельный подход или направление, вошедшей в культурно-исторической психологии.

После первого доклада в 1953 году теория прошла десятилетний путь к оформлению в докторской диссертации 1965 года. В дальнейшем происходила ее специализация и уточнения.

Некоторые пункты теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий. По мнению Гальперина, умственные действия не являются врожденными (в этом с ним не соглашался, например, Рубинштейн), они усваиваются ребенком в процессе предметной деятельности (именно путем интериоризации) и общение с взрослыми; основными факторами формирования умственных действий является мотивация, правильное выполнение действий в их внешних предметных формах, планомерное приобретение действием определенных параметров (обобщение, обдуманный характер) ее полноценное воспроизведение в ментальном плане (в частности, и осознание — способность точно определить действие словами).

Гальпериным и его учениками экспериментально обоснованный подход к научению, благодаря которому формирование новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала (он усваивается путем автоматического запоминания в ходе деятельности), без использования так называемого метода проб и ошибок.

Разработана Петром Яковлевичем чрезвычайно подробная схема образования умственных действий нашла практическое применение в различных сферах жизни. Например, в 1971-1972 годах в советской армии проводился масштабный эксперимент под руководством Б. Ц. Бадмаева по применению теории Гальперина для подготовки военных специалистов.

Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий принесла общее в т. Ч. Международное признание, но не является единственным достижением Гальперина. Он уделял внимание базовым вопросам теории психологии (определение предмета науки, ее объективность), методов исследований (совершенствование метода формирующего эксперимента), разрабатывал теорию внимания, внес вклад в развитие прикладных отраслей психологического знания.

Основные публикации

  • Психологическое отличие орудий человека от вспомогательных средств животного. Кандидатская диссертация, Харьков, 1937.
  • Об установке в мышлении. — Труды республиканской научной конференции по педагогике и психологии. Киев, 1941
  • К вопросу о внутренней речи. (Доклады АПН РСФСР, 1957, № 4)
  • Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959;
  • Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965;
  • Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапно формировании умственных действий. — Исследования мышления в советской психологии. М., 1966 // Введение в психологию. М., 1976.
  • Экспериментальное исследование внимания. М., 1974 (в соавт.);
  • Введение в психологию. М., 1976;
  • Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978;
  • Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985;
  • Психология как объективная наука. М., 1995

Видео по теме

Пётр Я́ковлевич Гальпе́рин (2 октября , Тамбов - 25 марта , Москва) - советский психолог , заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Доктор педагогических наук (1965), профессор (1967).

Биография

Научный вклад

Ввёл в деятельностную психологию систематическую разработку ориентировки к будущему действию и создал на этой основе теорию поэтапного формирования умственных действий.

Основные публикации

  • Психологическое отличие орудий человека от вспомогательных средств животного. Кандидатская диссертация.- Харьков, .
  • Об установке в мышлении // Труды республиканской конференции по педагогике и психологии. - Киев, . (укр. яз.)
  • // Доклады АПН РСФСР. - 1957. - № 4. ,
  • Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. - М., 1959. - Т. 1.
  • Гальперин П. Я. Основные результаты исследований по проблеме «формирование умственных действий и понятий»: Доклад на соискание учен. степени д-ра пед. наук (по психологии) по совокупности работ. - М.: Б. и., 1965. - 51 с.
  • Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. - Исследования мышления в советской психологии. М., 1966
  • Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 150 с.
  • Экспериментальное исследование внимания. М., (в соавт.);
  • Гальперин П. Я. Введение в психологию. - М ., 1976.
  • Актуальные проблемы возрастной психологии. М., ;
  • Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., ;
  • Психология как объективная наука. М., .

Напишите отзыв о статье "Гальперин, Пётр Яковлевич"

Литература о П. Я. Гальперине

  • Щедровицкий Г. П. et al. (). Психология и методология. (работа Л. С. Славиной и П. Я. Гальперина). Доклады на Комиссии по логике и методологии мышления в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, январь-апрель 1980 г. (; )
  • Зинченко В. П. (). Пётр Яковлевич Гальперин (1902-1988). , Вопросы психологии, 1993, N 1.
  • Степанова, М. А. (). . Вопросы психологии, 2000, № 6.
  • Степанова М. А. // Вопросы психологии. - 2001. - № 4
  • Haenen, J. (). Piotr Gal’perin: Psychologist in Vygotsky’s footsteps. Commack, NY: Nova Science Publishers

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Гальперин, Пётр Яковлевич

Когда Пьер совсем очнулся на другое утро, в избе уже никого не было. Стекла дребезжали в маленьких окнах. Берейтор стоял, расталкивая его.
– Ваше сиятельство, ваше сиятельство, ваше сиятельство… – упорно, не глядя на Пьера и, видимо, потеряв надежду разбудить его, раскачивая его за плечо, приговаривал берейтор.
– Что? Началось? Пора? – заговорил Пьер, проснувшись.
– Изволите слышать пальбу, – сказал берейтор, отставной солдат, – уже все господа повышли, сами светлейшие давно проехали.
Пьер поспешно оделся и выбежал на крыльцо. На дворе было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшись из за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов, на окна забора и на лошадей Пьера, стоявших у избы. Гул пушек яснее слышался на дворе. По улице прорысил адъютант с казаком.
– Пора, граф, пора! – прокричал адъютант.
Приказав вести за собой лошадь, Пьер пошел по улице к кургану, с которого он вчера смотрел на поле сражения. На кургане этом была толпа военных, и слышался французский говор штабных, и виднелась седая голова Кутузова с его белой с красным околышем фуражкой и седым затылком, утонувшим в плечи. Кутузов смотрел в трубу вперед по большой дороге.
Войдя по ступенькам входа на курган, Пьер взглянул впереди себя и замер от восхищенья перед красотою зрелища. Это была та же панорама, которою он любовался вчера с этого кургана; но теперь вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого то драгоценного желто зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте, и между ними за Валуевым прорезывалась большая Смоленская дорога, вся покрытая войсками. Ближе блестели золотые поля и перелески. Везде – спереди, справа и слева – виднелись войска. Все это было оживленно, величественно и неожиданно; но то, что более всего поразило Пьера, – это был вид самого поля сражения, Бородина и лощины над Колочею по обеим сторонам ее.
Над Колочею, в Бородине и по обеим сторонам его, особенно влево, там, где в болотистых берегах Во йна впадает в Колочу, стоял тот туман, который тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца и волшебно окрашивает и очерчивает все виднеющееся сквозь него. К этому туману присоединялся дым выстрелов, и по этому туману и дыму везде блестели молнии утреннего света – то по воде, то по росе, то по штыкам войск, толпившихся по берегам и в Бородине. Сквозь туман этот виднелась белая церковь, кое где крыши изб Бородина, кое где сплошные массы солдат, кое где зеленые ящики, пушки. И все это двигалось или казалось движущимся, потому что туман и дым тянулись по всему этому пространству. Как в этой местности низов около Бородина, покрытых туманом, так и вне его, выше и особенно левее по всей линии, по лесам, по полям, в низах, на вершинах возвышений, зарождались беспрестанно сами собой, из ничего, пушечные, то одинокие, то гуртовые, то редкие, то частые клубы дымов, которые, распухая, разрастаясь, клубясь, сливаясь, виднелись по всему этому пространству.
Эти дымы выстрелов и, странно сказать, звуки их производили главную красоту зрелища.
Пуфф! – вдруг виднелся круглый, плотный, играющий лиловым, серым и молочно белым цветами дым, и бумм! – раздавался через секунду звук этого дыма.
«Пуф пуф» – поднимались два дыма, толкаясь и сливаясь; и «бум бум» – подтверждали звуки то, что видел глаз.
Пьер оглядывался на первый дым, который он оставил округлым плотным мячиком, и уже на месте его были шары дыма, тянущегося в сторону, и пуф… (с остановкой) пуф пуф – зарождались еще три, еще четыре, и на каждый, с теми же расстановками, бум… бум бум бум – отвечали красивые, твердые, верные звуки. Казалось то, что дымы эти бежали, то, что они стояли, и мимо них бежали леса, поля и блестящие штыки. С левой стороны, по полям и кустам, беспрестанно зарождались эти большие дымы с своими торжественными отголосками, и ближе еще, по низам и лесам, вспыхивали маленькие, не успевавшие округляться дымки ружей и точно так же давали свои маленькие отголоски. Трах та та тах – трещали ружья хотя и часто, но неправильно и бедно в сравнении с орудийными выстрелами.
Пьеру захотелось быть там, где были эти дымы, эти блестящие штыки и пушки, это движение, эти звуки. Он оглянулся на Кутузова и на его свиту, чтобы сверить свое впечатление с другими. Все точно так же, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперед, на поле сражения. На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота (chaleur latente) чувства, которое Пьер замечал вчера и которое он понял совершенно после своего разговора с князем Андреем.
– Поезжай, голубчик, поезжай, Христос с тобой, – говорил Кутузов, не спуская глаз с поля сражения, генералу, стоявшему подле него.
Выслушав приказание, генерал этот прошел мимо Пьера, к сходу с кургана.

(Харьков), вел педагогическую работу в Харькове и Донецке (Сталино), активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А. Н. Леонтьев , А. В. Запорожец , Л. И. Божович , П. И. Зинченко , В. И. Аснин и др.). Кандидатская диссертация Психологическое отличие орудий человека от вспомогательных средств животного (Харьков, 1936). В 1941-1943 гг. - в Красной Армии, начальник лечебной части эвакогоспиталя (Кауровский восстановительный госпиталь, Свердловская область). С 1943 г. - в МГУ им. М. В. Ломоносова ; доцент, профессор (с 1966 г.), зав. кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ (с 1971 г.), профессор-консультант (с 1983 г.).

Научный вклад

Ввёл в деятельностную психологию систематичекую разработку ориентировки к будущему действию и создал на этой основе теорию поэтапного формирования умственных действий.

Основные публикации

  • Психологическое отличие орудий человека от вспомогательных средств животного. Кандидатская диссертация, Харьков, 1937.
  • Об установке в мышлении. - Труды республиканской конференции по педагогике и психологии. Киев, 1941 (на укр. яз.)
  • К вопросу о внутренней речи . (Доклады АПН РСФСР, 1957, № 4), idem , idem
  • Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1959;
  • Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М., 1965;
  • Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. - Исследования мышления в советской психологии. М., 1966 // Введение в психологию. М., 1976.
  • Экспериментальное исследование внимания. М., 1974 (в соавт.);
  • Введение в психологию. М., 1976;
  • Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978;
  • Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985;
  • Психология как объективная наука. М., 1995

Литература о П. Я. Гальперине

  • Щедровицкий Г. П. et al. (1980). Психология и методология. Обсуждение «ситуации и условий возникновения концепции поэтапного формирования умственных действий» (работа Л.С.Славиной и П.Я.Гальперина). Доклады на Комиссии по логике и методологии мышления в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, январь-апрель 1980 г.
  • Зинченко В. П. (1993). Пётр Яковлевич Гальперин (1902-1988). Слово об Учителе , Вопросы психологии, 1993, N 1.
  • Степанова, М. А. (2000). Предпосылки теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий: Л.С. Выготский и П.Я. Гальперин . Вопросы психологии, 2000, № 6.
  • Степанова М. А. Проблема обучения и развития в трудах Л. С. Выготского и П.Я. Гальперина // Вопросы психологии. – 2001. – № 4
  • Haenen, J. (1996). Piotr Gal’perin: Psychologist in Vygotsky’s footsteps. Commack, NY: Nova Science Publishers

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • П. Ф. Маевский
  • П. Шумилов

Смотреть что такое "П. Я. Гальперин" в других словарях:

    Гальперин Яков Маркович - (1894 1952) Представитель русской (советской) бухгалтерской мысли. Занимался разработкой теории баланса, один из создателей системы учета. Его первая работа называлась "Основы балансоведения" (1924), в которой в популярной форме… … Справочник технического переводчика

    Гальперин, Фёдор Матвеевич - Гальперин Фёдор Матвеевич Дата рождения: 1903 год(1903) Место рождения: Екатеринослав, Российская империя Дата смерти: 1985 год(1985) … Википедия

    Гальперин Петр Яковлевич - (1902–1988) российкий психолог, автор концепции поэтапного формирования умственных действий. Г. трактовал психические процессы как особый вид ориентировочной деятельности, выявив в связи с этим особенности освоения ребенком общественного опыта.… … Большая психологическая энциклопедия

    Гальперин-Каминский - Гальперин Каминский, Илья Даниилович Связать? Илья Даниилович Гальперин Каминский (псевдонимы Каминский, Echos и другие) (28 марта 1858, Васильков Киевской губернии) 6 декабр … Википедия

    ГАЛЬПЕРИН Петр Яковлевич - (1902 89) российский психолог, доктор педагогических наук (1965), профессор (1966). Автор теории поэтапного формирования умственных действий, раскрывающей основы усвоения знаний в учебно педагогическом процессе. Труды по методологии психологии и… …

    ГАЛЬПЕРИН Юрий Александрович - (р. 1947) русский писатель. С 1979 в Швейцарии. В повестях (Мост через Лету, 1982, Играем блюз, 1983) и романах (Русский вариант, 1987) обращается к социально психологическим проблемамБольшой Энциклопедический словарь

    Гальперин-Гаминский Илья Данилович - Гальперин Гаминский, Илья Данилович писатель и переводчик (родился в 1858 г.), один из деятелей франко русского литературного сближения; поместил во французских журналах и газетах множество статей о России и перевел на французский язык многое из… … Биографический словарь

    Гальперин Петр Яковлевич - (1902 1988) отечественный психолог, член Харьковской деятельностной школы, автор концепции планомерно поэтапного формирования умственных действий и трактовки психологии как науки об ориентировочной деятельности субъекта. Во время войны проводил… … Психологический словарь

    Гальперин Александр Львович - , советский историк, доктор исторических наук (1947), профессор (1958). Окончил Петроградский университет (1922) и Ленинградский институт живых восточных языков (1924). Старший научный сотрудник института… …

    Гальперин Мойше Лейб - (1886, Злочев, ныне Львовская обл., 1932, Нью Йорк), еврейский поэт. В 1908 уехал в США. Работал кельнером, гладильщиком в прачечной. Печатался в демократических еврейских газетах и журналах. Первый сборник стихов («Нью Йорк», 1919) принёс поэту… … Большая советская энциклопедия

    ГАЛЬПЕРИН Александр Владимирович - (р. 23 сентября 1907), российский оператор; заслуженный деятель искусств РСФСР (1968); лауреат Государственной премии СССР (1949, за участие в фильме «Суд чести»); Окончил ВГИК (1936). Самостоятельную работу в качестве оператора начал в 1926.… … Энциклопедия кино

Книги

  • Автоматическое управление: Учебник / М. В. Гальперин , Гальперин М.В. Практикум по дисциплине "Аудит" подготовлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта 3-го поколения среднего профессионального образования…

Последние материалы раздела:

Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти
Роль Троцкого в Октябрьской революции и становлении советской власти

«Лента.ру»: Когда началась Февральская революция, Троцкий находился в США. Чем он там занимался и на какие деньги жил?Гусев: К началу Первой...

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...