Княжеская челядь определение. Исторический словарь

– в Древней Руси IX–XII вв. рабы, позже широкий круг феодально-зависимых людей в России. В XVIII–XIX вв. – дворовые люди помещиков, прислуга.


Смотреть значение Челядь в других словарях

Челядь — и пр. см. человек.
Толковый словарь Даля

Челядь — челяди, мн. нет, собир., ж. 1. До отмены крепостного права - дворовые слуги (истор.). Детина в красной рубахе бренчит на балалайке перед дворовой челядью. Гоголь. Свободно........
Толковый словарь Ушакова

Челядь Ж. — 1. Дворовые слуги помещика (в Российском государстве до отмены крепостного права). // Любые слуги. 2. перен. Те, кто прислуживают кому-л., угодничают перед кем-л. (обычно с........
Толковый словарь Ефремовой

Челядь — -и; ж. собир.
1. В древней Руси: население феодальной вотчины, находившееся в разных формах зависимости от феодала (холопы, закупы, смерды и др.). Боярская ч. Ч. работала........
Толковый словарь Кузнецова

Невольная Челядь (др.рус.) — - несвободное население Киевской Руси, субъекты патриархальных рабовладельческих отношений.
Юридический словарь

Челядь — - название зависимого населения Киевской Руси. Около VI-IX вв. - рабы-пленники в состоянии патриархального рабства. В IX-Х вв. стали объектом купли-продажи. С XI в. термин "Ч."........
Юридический словарь

Челядь — в Др. Руси (9-12 вв.) рабы; позже широкий кругфеодально-зависимых людей России...2) В 18-19 вв. дворовые люди помещиков.
Большой энциклопедический словарь

Значение слова ЧЕЛЯДЬ в Толковом словаре Ефремовой

ЧЕЛЯДЬ

че лядь

1) а) Дворовые слуги помещика (в Российском государстве до отмены крепостного права).

б) Любые слуги.

2) перен. Те, кто прислуживают кому-л., угодничают перед кем-л. (обычно с оттенком пренебрежительности).

Ефремова. Толковый словарь Ефремовой. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЧЕЛЯДЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЧЕЛЯДЬ
    - название зависимого населения киевской Руси. около VI-ix вв. - рабы-пленники в состоянии патриархального рабства. в ix-х вв. стали объектом …
  • ЧЕЛЯДЬ
    - название зависимого населения Киевской Руси. Около VI-IX вв. - рабы-пленники в состоянии патриархального рабства. В IX-Х вв. стали объектом …
  • ЧЕЛЯДЬ в Кратком церковнославянском словаре:
    - домашние слуги, …
  • ЧЕЛЯДЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    ..1) в Др. Руси (9-12 вв.) рабы; позже широкий круг феодально-зависимых людей России...2) В 18-19 вв. дворовые люди …
  • ЧЕЛЯДЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    название зависимого населения Киевской Руси. Около 6-9 вв. Ч. - рабы-пленники в состоянии патриархального рабства. В 9-10 вв. они стали …
  • ЧЕЛЯДЬ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж., собцр. 1. При крепостном праве: дворовые слуги помещика. 2. перен. Чьи-н. прислужники, приспешники …
  • ЧЕЛЯДЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Ч́ЕЛЯДЬ, в Др. Руси (9-12 вв.) рабы; позже широкий круг феод.-зависимых людей России. В 18-19 вв. дворовые люди …
  • ЧЕЛЯДЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    че"лядь, че"ляди, че"ляди, че"лядей, че"ляди, че"лядям, че"лядь, че"ляди, че"лядью, че"лядями, че"ляди, …
  • ЧЕЛЯДЬ в словаре Синонимов русского языка:
    прислуга, приспешник, …
  • ЧЕЛЯДЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) а) Дворовые слуги помещика (в Российском государстве до отмены крепостного права). б) Любые слуги. 2) перен. Те, кто …
  • ЧЕЛЯДЬ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    челядь, …
  • ЧЕЛЯДЬ в Орфографическом словаре:
    ч`елядь, …
  • ЧЕЛЯДЬ в Словаре русского языка Ожегова:
    при крепостном праве: дворовые слуги помещика челядь чьи-нибудь прислужники, приспешники …
  • ЧЕЛЯДЬ в Словаре Даля:
    и пр. см. человек …
  • ЧЕЛЯДЬ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    ,..1) в Др. Руси (9-12 вв.) рабы; позже широкий круг феодально-зависимых людей России…2) В 18-19 вв. дворовые люди …
  • ЧЕЛЯДЬ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    челяди, мн. нет, собир., ж. 1. До отмены крепостного права - дворовые слуги (истор.). Детина в красной рубахе бренчит на …
  • ЧЕЛЯДЬ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1. Дворовые слуги помещика (в Российском государстве до отмены крепостного права). отт. Любые слуги. 2. перен. Те, кто прислуживают …
  • ЧЕЛЯДЬ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I ж. 1. Население феодальной вотчины, находившиеся в разных формах зависимости от феодала (в Древней Руси) . 2. …
  • ЧЕЛЯДИНЕЦ, ЧЕЛЯДЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • МИШЕЛЬ ДЕ МОНТЕНЬ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-21 Time: 16:11:09 = Б = * Бич человека — это воображаемое знание. * Благоразумию также свойственны крайности, и …
  • ДВОРОВЫЕ КРЕСТЬЯНЕ в Однотомном большом юридическом словаре:
    - в русском государстве зависимые лица (челядь, холопы и др.), жившие при дворе феодала и обслуживавшие его и его семью. …
  • ДВОРОВЫЕ КРЕСТЬЯНЕ в Большом юридическом словаре:
    - в Русском государстве зависимые лица (челядь, холопы и др.), жившие при дворе феодала и обслуживавшие его и его семью. …

Многие слышали слово "челядь", но не все знают его значение. Чтобы более детально разобраться и понять смысл, обратимся к истории. Холоп, смерд, челядь... В Древней Руси эти слова использовались повсеместно, а в нынешнее время только иногда проскакивают в лексиконе. Что же они означают на самом деле? Рассмотрим ниже.

Что такое челядь?

Так называли всех подневольных людей, приобретенных на невольничьих рынках, пленных, то есть рабов. Челядь, или челядины, использовались для различной работы без особой специализации, то есть для домашней, в качестве прислуги или «мальчика на побегушках». У некоторых владельцев были даже «мальчики для битья», на которых в минуты ярости и агрессии вымещали всю злость хозяева.

В среднем стоимость одного молодого челядина равнялась десяти монетам, а за старика или ребенка давали не больше пяти. Особенно были в цене молодые иностранные девушки, захваченные в плен во время войн и набегов на чужие земли в периоды походов. Таких рабынь использовали не только для работы на кухне или в прачечной, но и в качестве сексуальных утех, хотя были и такие, что жили в доме хозяина в качестве жены.

В XVIII-XIX веке, когда рабство постепенно стало упраздняться, слово «челядь» постепенно заменили на «холоп», подразумевая всех дворовых работников, хотя его смысловое значение несколько отличалось от «челяди».

Что такое холоп?

Холопами называли подневольных людей, но в рабство они попали из-за долгов, а также по решению суда за тяжелые преступления. В холопы продавали детей из-за невозможности их кормить. Холопкой можно было стать, выйдя замуж за раба (что случалось, но редко). При этом государство пыталось не злоупотреблять закупками людей и обкладывало налогом на челядь, что таким владельцам не давало слишком много вольноправства в отношении крепостных.

Также существовали специальные «кабальные» книги, в которых фиксировались сроки кабалы или «холопства», после завершения которых хозяин холопа обязан был отпустить его на свободу. Впрочем, это случалось довольно редко, так как за время холопства часто время кабалы увеличивалось, особенно у должников и проданных детей: их родители в годы голода вторично закладывали их на более длительные сроки.

Чем отличались смерды от челяди и холопов?

Различия были существенные: челядь и холопы - это рабы, не имевшие своего участка земли, дома и имущества. После смерти хозяина они переходили к его наследникам, были частью материального хозяйства, права голоса нигде не имели.

Смерды же, напротив, владели клочком своей земли, некоторым имуществом, домом и были свободными жителями, чаще всего земледельцами и скотоводами, а звали их так насмешливо за то, что простолюдины в баню ходили не слишком часто, поэтому пахли не совсем приятно. Хотя этимологи-историки утверждают, что «смерд» - это измененное «смурд», которое на индоевропейском наречии означало «простой человек».

Смерды имели право голоса на народных вече (собраниях, сходках), а также могли передавать свое нехитрое имущество в наследство потомкам, это было невозможно для челяди. Что такое челядь? Получается, что челядины - это самая высокая степень зависимости, рабы-иностранцы, не имеющие ничего, даже права голоса. После них идут холопы - рабы местного происхождения, крепостные, иногда временного порядка (до окончания срока холопства), а следом за ними смерды - свободные крестьяне с правом голоса, хотя и бедные.

Употребление слов в современном мире

Называть человека "смерд" или "челядь" в Древней Руси - это нормальное, обычное явление, но вот в цивилизованное время что означает, если называют холопами или смердами? Это говорит о том, что говорящий презрительно относится к людям (или конкретному человеку), стараясь его унизить своим превосходством, будь то материальное или социальное положение.

Обычно так ведут себя недалекие люди, для которых материальный аспект жизни первичен, а интеллектуальные и духовные качества личности оставляют желать лучшего. Что означает слово "челядь" еще? Тот, кто употребляет его, - человек-эгоист. Такое поведение свидетельствует о "рабовладельческих" замашках говорящего, эгоцентризме, свидетельствующим о его презрении к людям, которые находятся ниже по социальной лестнице.

Современная молодежь может упоминать эти слова в разговоре в качестве шутки, стёба, чаще всего без подтекста и желания унизить собеседника.

Челядь как категория древнерусского населения

В Древней Руси словом «челядь» назывались рабы, которые в девятом – десятом веках стали одним из самых распространённых объектов купли-продажи. Древний литературный памятник «Повесть временных лет» описывает так походы князей Киевской Руси (переведено): «Брали они тогда скот, вежи с добычей, верблюдов, коней, овец с челядью, захватив торков и печенегов с вежами. И возвратились на Русь с большим количеством пленных и со славой и с великой победой!».

В девятом – двенадцатом веках челядью называли лично зависимых людей из числа взятых в плен во время военных действий. Неполноправное положение челяди было закреплено и законодательно: так за то, что был убит холоп убийца был обязан уплатить штраф в пять гривен, которые отходили господину убитого в качестве возмещения ущерба. А позже, челядью принято было называть широкий круг феодально-зависимых людей вместе с холопами.

С одиннадцатого века термином «челядь» называли зависимое население, которое было занято работой в феодальном хозяйстве.

Необходимо также отметить то, что рабы – иноплеменники являлись самым древним типом зависимых людей на территории, которая была занята восточными славянами. Именно их с самого начала формирования Руси и было принято называть челядью.

Являясь ходким товаром, челядь олицетворяла собою некое богатство. При случае ею одаривают, а также она ставится наравне с неодушевлёнными вещами торга.

В описании челяди в Краткой правде (в шестнадцатой статье) в ней легко можно узнать обыкновенного раба. Так как челядь состоит в полной собственности своего господина, поддерживаемой и признаваемой законом. Сбежавшего от хозяина челядина ловили и возвращали владельцу словно скот. С юридической точки зрения, которую освещает нам Краткая правда челядин является полностью бесправным и выступает как объект права по отношению к своему законодателю и в качестве вещи по отношению ко своему господину.

Изучая холопов и челядь описанную в Краткой правде, историк И. Смирнов убедился в том, что внутри неё данные термины чётко расходятся и делятся между правдой Ярославичей и Древнейшей Правдой. Из этого автор делает вывод об отмирании челядинства, которое происходит примерно в середине одиннадцатого века.

Однако о присутствии челяди в социальной структуре Руси в двенадцатом веке говорит нам Пространная Правда, упоминая то, что сбежавшего челядина нужно возвращать господину.

В древнейших дошедших до нас источниках, договорах Олега и Игоря с Византией, заключающих в себе остатки еще более древнего «закона русского», в «Русской Правде» Ярослава говорится о продаже и покупке холопов (рабов) и челяди. Челядь – первая категория зависимого люда на Руси, вырастающая из патриархального рабства. В глубокой древности термин «челядь», «челядо» означал членов семейной общины, детей, подчиненных власти отца, патриарха.

Трахтемировское городище на Днепре

Позднее в состав богатых семей стали входить рабы-пленные, всякого рода слуги, люди, задолжавшие и обязанные работать на своих господ, и т. д. И с течением времени термин «челядь» стал обозначать людей, обслуживающих хозяйство князей, бояр и прочей знати.

«Челядь» – прежде всего рабы, приобретаемые в результате «полона», в процессе войн и «примучивания» таких сборов дани, которые иногда очень мало чем отличались от первого.

Но понятие «челядь» несколько шире, чем собственно раб – «холоп» или «роба». Этих последних позднее стали называть «челядин полный». Итак, всякий холоп – челядин, но не всякий челядин – холоп. Челядью являются и слуги, работающие в хозяйстве господина. Это были рядовичи – люди, задолжавшие и заключившие «ряд» (договор) с господином и обязанные работать на него, закупы – люди, взявшие «купу», т. е. ссуду, и отрабатывающие за нее в хозяйстве своего заимодавца, ремесленники и т. д.

Челядью называли и управляющих хозяйством князей и бояр и их домом и двором: огнищан, ведавших княжим домом – «огнищем», старост, тиунов, конюхов, кормильцев и т. д. Это были привилегированные слуги, в военное время составлявшие личную дружину князя или боярина, а в мирное время являвшиеся их опорой и помощниками в деле управления.

Эти слуги, фактически отличаясь своим положением от раба, юридически являются теми же рабами. Самый факт, что все, в какой-то мере попавшие в зависимость от князя или боярина, становятся в положение раба, чрезвычайно характерен для того времени. Даже наем свободной рабочей силы в те времена часто приводил к потере «наймитом» своей независимости.

Небольшое по своим размерам хозяйство, включающее в себе запашку, сады, огороды, выпасы и выгоны для скота, самый скот, «бортные ухожаи», «бобровые гоны», «ловища» и «перевесища» и прочие промыслово-охотничьи и рыболовные угодья, держится на челяди.

Челядь обслуживает и собственное хозяйство князя, и хозяйство «великих» и «светлых» князьков и бояр и прочих «нарочитых», «лучших людей», и их двор в широком смысле слова – усадьбу, дом, семью, разных «воев», скоморохов, волхвов и прочих лиц, сливающихся с семьей князя и крупных бояр и наполняющих их «горницы» и «гридницы», их «хоромы» и «сени».

В городе, населенном княжой «челядью» от огнищанина и конюха до холопа, сосредоточивается управление окрестной княжеской землей. На ее территории стоят княжеские села. Некоторые из них известны нам по именам, так как о них попутно, случайно упомянул летописец. Это село Ольжичи, принадлежавшее Ольге, Берестово, село князя Владимира. Источники называют еще село Будутино, принадлежавшее Малуше, матери Владимира, село Ракома под Новгородом, куда ездил Ярослав в свой «двор» в 1015 г.

Вокруг сел лежали «нивы», «ловища», «перевесища», «места», обнесенные «знаменьями» с княжеской тамгой. Князья либо захватывали свободные земли и угодья, либо отнимали земли у общин, превращая «сельских людей», «простую чадь» в рабочую силу своего хозяйства.

В этих «градах» и селах князья сажали на землю своих пленников – холопов. Так зарождалось и росло княжое землевладение.

В княжеских селах стояли «хоромы», где живал сам князь, как это было во времена Владимира и Ярослава (Берестово и Ракома). Тут же жили княжеские тиуны, старосты, разного рода слуги, часто занимавшие высокие посты в дворцовой иерархии, работали холопы, рядовичи, смерды.

На дворе стояли всякие хозяйственные постройки: клети, овины, гумна, хлебные ямы, хлевы. Тут же располагались скотный двор и птичник.

На лугах паслись стада скота и косяки лошадей с княжеским «пятном» – клеймом, находившиеся под наблюдением конюхов и сельских тиунов или старост. На эти же выпасы гоняли свой скот княжеские смерды, холопы и прочая челядь, работавшая на князя.

В доходах князя вместо всякого рода поборов, штрафов, военной добычи и т. д. все большее и большее значение приобретают поступления от хозяйства.

Вслед за княжеским развивалось и боярское землевладение. Первое время, на заре русской государственности, в период войн и походов, доходы княжеских дружинников состояли главным образом из военной добычи, части дани, которой делился с ними князь, полюдья, наконец, из части княжеских судебно-административных доходов.

Наиболее видным, богатым и влиятельным дружинникам князья давали дань с покоренных племен и присоединенных земель.

К концу X и особенно в XI в. картина резко меняется. Времена походов с целью захвата военной добычи и взимания дани кончаются. Источником обогащения становится население самой Руси. Устанавливаются характер и нормы дани – «уроки», создаются административно-финансовые единицы – «погосты», «места», местные организационные центры, где сосредоточивается княжеская администрация.

Ускользнуть от обложения данью становится все труднее и труднее. Всюду рыщут княжеские тиуны, «аки огнь», и рядовичи, «аки искры», всюду княжие мужи: посадники, данщики, вирники, мечники, ябетники, мостники, городники и т. д.

Число их все увеличивается, а функции умножаются. Содержание их падает на плечи населения. «Кормы», «поминки», «поборы», «виры», «продажи», «пошлины» всей своей тяжестью ложатся на плечи простого «людья». Дань перерастает в феодальную ренту, и особенно быстро этот процесс протекает на княжеских землях.

Начинается «окняжение» земли. В этом процессе окняжения земли князьям помогают их соратники по былым войнам и походам – дружинники. Они становятся правой рукой князя. Из их среды формируются княжеская администрация и вотчинные слуги. Она, эта дружинная среда, выделяет, с одной стороны, посадников, данщиков, вирников, мечников, ябетников и прочих членов княжеской администрации, с другой – огнищан, тиунов, старост и других деятелей княжеского вотчинного управления. Их «кормит» сельский люд, данники, князья, в их пользу поступают некоторые поборы, с ними делится своими доходами князь, многие из них живут с князем под одной крышей и сидят на княжеских пирах за одним столом с ним.

Теперь не дани с земли, а сама земля с сидящим на ней людом представляет собой ценность в глазах дружинника. И вчерашний воин, мечтавший о военной добыче и грабеже, о «серебряных лжицах», выкованных из серебра, добытого князем в результате успешной войны, превращается в землевладельца.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...