Керсновская ефросинья. Керсновская евфросиния антоновна

Эта история о том, что человек может всё преодолеть, даже если его унижают и бьют; о том, что человеком можно остаться, независимо от того, целятся ли в тебя, или целишься ты; о том, как жизнь становится житием…

Восьмого января 1908 года в Одессе в семье юриста-криминолога Антона Керсновского родилась девочка, которую назвали милым и даже забавным для нашего слуха именем Фрося — Евфросиния. Ее предок по линии отца, поляк, был посвящен в рыцари с девизом «Верный и храбрый». Судя по всему, храбрость девочке передалась по наследству.

У безмятежного детства обычно короткий срок, а у детей революции его практически и не было. Нежная задумчивая девочка исчезла, когда в 1919 году, в разгар Гражданской войны, отца в числе других царских юристов арестовали и только чудом не расстреляли. Посреди ночи семью разбудил стук сапог и лязг прикладов. Отец успел только благословить иконой плачущих от страха жену и детей, и его увели. Фрося с братом в ночных сорочках бежали за конвоем. Мама бежать уже не могла. Она стояла посреди темной пустой улицы и только кричала совершенно бессмысленные и потому еще более страшно звучавшие слова: «Тоня, вернись! Вернись! ..

Слева: семья Керcновских-1911 год. Справа: Евфросиния Антоновна Керсновская в 1958 году.

Со слов отца Евфросиния вспоминала: «Всех юристов, весь “улов” этой ночи — говорят, их было 712 человек — согнали в здание на Екатерининской площади, где разместилось это мрачное учреждение — Одесская ЧК. Заграждение из колючей проволоки. Статуя Екатерины Великой, закутанная в рогожу, с красным чепцом на голове. Шум. Толчея. Грохот автомобильных моторов, работающих без глушителя. И всюду китайцы. И латыши. Прибывших выкрикивали по каким-то спискам и выводили небольшими группами по два, три или четыре человека».

Когда отца все-таки отпустили, семье удалось уехать в Бессарабию (в то время — часть Румынии) и поселиться в родовом имении в деревне Цепилово, поближе к остальным родственникам. Другое их поместье уже разрушили солдаты, бежавшие с фронта в 17-м году…

За каждодневными заботами родители не забывали об образовании детей. Евфросиния и ее брат получили хорошее воспитание (старший брат Антон в середине 1920-х годов уехал учиться в Европу и поселился в Париже, став впоследствии известным в Русском зарубежье военным историком). Фросе привили любовь к литературе, музыке, живописи, она в совершенстве освоила французский язык, хорошо — румынский и немецкий, неплохо говорила на английском, испанском, итальянском языках. Правда, в них не встречались такие слова как НКВД, ЧК, БУР, ГУЛАГ… Но кто бы мог предположить, что в будущем барышне из интеллигентной семьи пригодятся именно они.

После гимназии Евфросиния окончила еще и ветеринарные курсы. Жизненные условия изменились, нужно было приобретать как можно больше действительно полезных навыков. Поскольку отец совсем не интересовался хозяйством, то им начала заниматься Евфросиния. Тогда это была постоянная работа в поле, своя земля, свой скот, свой дом, которые нужно было содержать без помощи наемных рабочих и тем более прислуги. Да к тому же приходилось постоянно доказывать соседям, что в свои 20 с небольшим лет она может справляться со всем сама, несмотря на завистливые взгляды и злые языки.


Рисунок Е. Керсновской

На 40 гектарах Евфросиния выращивала виноград и зерно, а после смерти отца — чтобы расплатиться с его кредиторами — ей пришлось начать выращивать зерно на поставку на экспорт. «Когда умер отец, которого я боготворила, — вспоминала она, — мне было не до слез: надо было спасать маму, чуть было не умершую с горя. Спасать не только ее жизнь, но и рассудок, которого она чуть не лишилась — так велико было ее горе…» А в редкие свободные часы она любила кататься на лошадях или ходить с двоюродными братьями и сестрами к морю.

Летом 1940 года Бессарабия вошла в состав СССР и была преобразована в Молдавскую ССР. Сразу же начались массовые репрессии, и уже в июле Евфросинию с матерью выселили из дома с полной конфискацией имущества. Солнечный свет в листве сада, решето малины для вареников и мама в стоптанных шлепанцах на крыльце дома — последнее, что запомнила девушка из мирной жизни. Ни сад, ни дом, ни это горячее от солнца крыльцо больше ей не принадлежали. Какое же это счастье, когда мама просто выходит тебе навстречу и солнечные блики слепят ей глаза… В обычной жизни этого ведь совсем не ценишь.

Рисунок Е. Керсновской

Когда дядя Евфросинии, тоже лишённый имущества, вместе с многодетной семьей уехал в Румынию, она, желая уберечь мать, отправила её в Бухарест, а сама осталась и начала искать работу, чтобы хоть как-то ее содержать. Патриотизм — загадочное явление, тем более сейчас совсем не модное. Решение не уезжать Евфросиния объясняла так: «У меня были все возможности в первые месяцы оккупации уехать. Но я русская, хотя во мне течет польская от отца и греческая от матери кровь. И я должна была разделить со своим народом его участь…». Видимо, в то время подобное отношение в Родине прививалось с детства — ее знаменитая ровесница спустя годы написала: «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». И к тому же Евфросиния надеялась, что все неурядицы ненадолго и со временем можно будет хорошо зарекомендовать себя перед новой властью и вернуться в родной дом.

Рисунок Е. Керсновской

Но как «бывшая помещица» она была ущемлена во всех правах, в том числе и в праве на труд, и только в качестве сезонной работницы смогла устроиться на ферму технико-агрономического училища. А потом и вовсе нанималась к разным людям: корчевать пни, заготавливать дрова. Ночевала на улице, потому что, не имея советского гражданства, «подлежала изоляции от общества», и только на зиму её приютила знакомая матери. Накануне выборов 1 января 1941 года ей все-таки выдали советский паспорт. А на выборах она единственная перечеркнула весь бюллетень, потому что среди кандидатов увидела имя женщины, которая до установления советской власти «работала» проституткой.

Незадолго да ареста

Ничего удивительного, что очень скоро за Евфросинией пришли сотрудники НКВД, но ее не было дома. Узнав об этом, она сказала: «Бегут те, кто виноват, а прячутся трусы!» — и пошла в ЧК добровольно, чтобы не унижали и не тащили под конвоем. Скорее всего, она даже не представляла, что будет с ней после этого. А после была ссылка в Сибирь вместе с другими бессарабцами. И знаете, что тяжелее голода и жажды в битком набитом вагоне? Унижение и стыд пользоваться самодельным «нужником» на глазах у всех.

Даже в Сибири на лесоповале, не желая мириться с несправедливостью, Евфросиния пытается искать правду, вступается за слабых. Однажды она поделилась с незнакомым стариком последним куском сахара, на что услышала совет: «Никогда ничем не делись. Скрывай боль и страх — они делают тебя слабой. А слабых добивают — таков закон волчьей стаи». К счастью, Евфросиния не последовала этому совету, не превратилась в зверя — и выжила.

Однажды на ее глазах упавшая от бессилия женщина просила начальника лагеря дать отдохнуть. На что тот спокойно ответил: «Не можешь работать — умри», — отвернулся и ушел. Не соображая, что делает, Евфросиния схватила топор и побежала за ним в сторожку — убить, потому что терпеть издевательства дальше казалось невыносимым. На пороге она остановилась — начальник сидел к ней спиной. Понимаете, даже на грани помутившегося сознания она твердо знала: нельзя бить в спину! Потому что иначе чем она будет отличаться от него?

В наказание Евфросинию лишили пайки, чем обрекли на долгую и мучительную голодную смерть. Тогда она решается на побег. Потому что жить в нечеловеческих условиях унизительно, но умереть как скотина недопустимо, и этого удовольствия она надсмотрщикам не доставит. По зимней тайге ослабевшая женщина прошла полторы тысячи километров. Бессмысленно нам сегодняшним представлять себе, что это такое —умирать от голода и есть сырую падаль — да-да, ту, на которую случайно можно наткнуться в лесу.

Но все было напрасно: в селе, куда через несколько месяцев забрела Евфросиния, ее арестовали и после долгих допросов приговорили за побег к высшей мере наказания. Во время очередного допроса из репродуктора вдруг раздалось Итальянское каприччо Чайковского, и перед глазами Евфросинии встали дом, сад, отец в кресле-качалке. Эта пытка воспоминаниями была хуже физических. Огласив приговор, ей предложили подать прошение о помиловании. Вместо него Евфросиния написала: «Требовать справедливости — не могу, просить милости — не хочу».

Тем не менее смертную казнь Керсновской все-таки заменили на 10 лет лагерей и пять лет ссылки. А в 1944 году прибавили еще 10 лет за «контрреволюционную агитацию». Тогда же она узнала еще одно новое слово — БУР, барак усиленного режима для неисправимых преступников.

Рисунок Е. Керсновской

«Чтобы получить 400 граммов хлеба, надо было в день выстирать 300 пар кровавого, ссохшегося в комок до твердости железа белья, или две тысячи — да, две тысячи! —пилоток, или сто маскировочных халатов. На все это выдавали пилотку жидкого мыла. Особенно кошмарны были эти халаты. Намоченные, они становились твердыми, как листовое железо, а засохшую кровь хоть топором вырубай (…) Приходилось весь день стоять в воде на каменном полу босиком, почти голышом, в одних трусах, ведь сушить одежду негде, да и скинуть ее, чтобы подсушить, невозможно: в бараке такой шалман, что последнюю портянку способны украсть».

Рисунки Е. Керсновской

Спасли женщину лагерные медики — добились, чтобы ее перевели в медсанчасть. Два года она проработала санитаркой в больнице, год — в морге. А после этого потребовала перевести ее на работы в шахту. Там она чувствовала себя внутренне свободнее — «подлецы под землю не спускаются». И стала первой женщиной — шахтером в Норильске. Даже после окончательного освобождения в 1957 году Евфросиния осталась там работать. Самая большая загадка тех лет — это ее фотография (см. фото в начале статьи). На ней она… задорно улыбается, — пережив то, о чем и читать-то тяжело!

Получив отпуск, уже как полноправная гражданка, Евфросиния исполнила заветную мечту, которая давно казалась несбыточной — приехала в родное Цепилово и навестила могилу отца. Там ее ждало еще одно чудо — подруга матери рассказала, что та до сих живет в Румынии и можно даже написать ей письмо.

Вскоре Евфросиния Антоновна вышла на пенсию, купила ветхий домик с садом в Ессентуках и после 20 лет разлуки привезла туда маму. Несколько лет она ухаживала за ней, рассказывала о пережитом, но, несмотря на ее просьбы, не о лагерях, а о том, что было до и после. Она щадила мать и груз воспоминаний о страшном тюремном времени несла одна.

Евфросиния Антоновна с матерью

Наконец-то они могли вместе наслаждаться собственным жильем, садом и любимой музыкой: «…Ведь ты так любила музыку! Ты жила ею! Она была тебе нужна, как воздух… Ведь недаром накануне смерти, когда тебе явно не хватало воздуха, ты просила поставить пластинку с «Иваном Сусаниным». Тебе не хватало сил подпевать любимым ариям, но ты продолжала дирижировать уже слабеющей рукой: «…Ты взойди, моя заря, последняя.

И только после смерти матери Евфросиния Антоновна начала записывать свои воспоминания о лагерях, но в необычной форме - подписей к собственным рисункам, которых в итоге набралось почти 700 штук: «И еще об одном ты меня просила: записать, хотя бы в общих чертах, историю тех лет — ужасных, грустных лет моих «университетов»… Хотя кое в чем Данте меня опередил, описывая девять кругов ада». В 1982 году мемуары были распространены через самиздат, a в 1990 году — опубликованы в журналах «Огонёк», «Знамя» и британском The Observer.

Евфросиния Антоновна Керсновская в 1990 году

Евфросиния Антоновна дожила до глубокой старости и дождалась не только издания своих книг, но и полной реабилитации. Бывшим заключенным лагерей или прошедшим войну часто отводится очень долгая жизнь — может быть, чтобы они смогли хотя бы немного отдохнуть от пережитого? Или в испытаниях организм становится выносливее? Или для того, чтобы рассказать, что с ними было, научить потомков мужеству:

Вся жизнь — это цепь “соблазнов”. Уступи один раз — прощай навсегда, душевное равновесие! И будешь жалок, как раздавленный червяк. Нет! Такой судьбы мне не надо: я — человек.

Рисунок Е. Керсновской

Мемуары Евфросинии Керсновской стоят в одном ряду с произведениями Александра Солженицына, Варлама Шаламова, Евгении Гинзбург, Анастасии Цветаевой, Алексея Арцыбушева. Но, мне кажется, для чтения именно ее воспоминаний требуется больше усилий, — рисунки в своей простоте и откровенности иногда гораздо страшнее слов…

Евфросиния Керсновская - писательница, художница, бессарабская помещица. Заключённая ГУЛАГа, сосланная в 1941 году в Сибирь на принудительные работы. Автор 2200 рукописных страниц мемуаров, снабжённых 700 рисунками. В этой статье будет представлена краткая биография помещицы.

Детство

Керсновская Евфросиния Антоновна появилась на свет в Одессе в 1908 году. Отец девочки работал юристом-криминологом. Фрося росла нежной и задумчивой девочкой, пока не наступила Гражданская война. В 1919 году всех царских юристов, в том числе и её отца, арестовали. Лишь чудом он избежал расстрела. Посреди ночи семью Керсновских разбудил лязг прикладов и стук сапог. Всё, что успел отец, - это благословить иконой рыдающих от страха детей и жену. Потом его сразу увели.

Позже Керсновский рассказал дочери о той страшной ночи. Всех арестованных по городу юристов (712 человек) привезли в мрачное Одесское ЧК, находившееся на Екатерининской площади. Здание было огорожено колючей проволокой. Люди вокруг шумели, толкались. Грохотали автомобильные моторы, работающие без глушителя. Повсюду ходили латыши и китайцы. Прибывших отмечали в списках и выводили группами по 2-4 человека.

Переезд

Вскоре отца отпустили, и семья Керсновских переехала в Бессарабию (в те годы - часть Румынии). Они поселились в родовом имении, находящемся в деревне Цепилово. Другое поместье Керсновских было разрушено в 1917 году бежавшими с фронта солдатами.

Учёба

Несмотря на ежедневные заботы, родители уделяли достаточно вниманию воспитанию дочери. Евфросиния Керсновская получила прекрасное образование. Девочке привили любовь к языкам, живописи, музыке и литературе. После гимназии Фрося решила пойти на ветеринарные курсы и успешно их окончила. Жизненные условия постоянно менялись, поэтому ей нужно было приобретать полезные навыки.

Работа

Отец совершенно не интересовался хозяйством. Всё легло на плечи Евфросинии, ведь прислуги и наёмных рабочих у Керсновских не было. Будущая художница регулярно работала в поле, заботилась о скоте и прибиралась в доме. Помимо этого девушке приходилось регулярно доказывать соседям, что в таком возрасте (20 лет) она может легко со всем справиться.

На 40 гектарах земли Керсновская Евфросиния выращивала зерно и виноград. Вскоре умер отец. Чтобы прокормить семью, девушке пришлось заняться выращиванием зерна на экспорт и поставку. А в редкие часы отдыха она любила ходить с двоюродными сёстрами и братьями к морю или кататься на лошадях.

Репрессии

Летом 1940 года Бессарабию включили в состав Советского Союза и преобразовали в Моментально начались массовые репрессии. Фросю с родными выселили из дома и конфисковали имущество. Последнее, что запомнила Керсновская из мирной жизни, - маму на крыльце дома, решето малины для вареников и солнечный свет в садовой листве.

Вскоре имущества лишился и дядя Евфросинии. Он сразу уехал с семьёй в Румынию. Сама же Фрося осталась на родине, а маму по соображениям безопасности отправила в Бухарест. Это было явным проявлением патриотизма, ведь девушка могла легко уехать в первые месяцы оккупации. Но она решила разделить горе со своим народом. Такое отношение к Родине привили ей с детства. К тому же Керсновская надеялась, что вскоре все неурядицы закончатся и можно будет вернуться домой. Но она ошибалась.

Испытания

Как «бывшая помещица» Евфросиния Керсновская была полностью ущемлена в правах. Это же касалось и трудовой деятельности. Девушка с трудом устроилась сезонной работницей на ферму агрономического училища. А после ей вообще пришлось наниматься к разным людям и выполнять не совсем женскую работу: заготавливать дрова, корчевать пни. Без гражданства Фрося «подлежала изоляции от нормального общества», поэтому ночевать девушке приходилось на улице. Советский паспорт ей вручили накануне выборов в январе 1941 года. Ознакомившись со списком кандидатов, Керсновская перечеркнула весь бюллетень. Она сделала это потому, что увидела в нём имя женщины, «работавшей» до прихода советской власти проституткой.

Вскоре домой к Евфросиние нагрянули сотрудники НКВД, но её не оказалось на месте. Девушка не чувствовала вины за свой поступок и ничего не боялась, поэтому пошла в ЧК сама. Вряд ли она догадывалась, что с ней будет. А произошло следующее - Фросю сослали в Сибирь. Помимо неё туда отправили и других бессарабцев.

Ссылка

Но даже в суровых условиях Сибири будущая художница Евфросиния Керсновская не желала мириться с несправедливостью. Она пыталась искать правду и постоянно вступалась за слабых. Однажды девушка пожалела незнакомого старика и поделилась с ним куском сахара. В ответ он посоветовал ей никогда ни с кем не делиться и не показывать собственную слабость. В волчьей стае таких обычно добивают. К счастью, Фрося не вняла совету. При этом она не превратилась в зверя и смогла выжить.

Однажды на её глазах разыгралась сцена: работающая на лесоповале женщина упала от бессилия и попросила начальника лагеря о небольшом перерыве. Он ответил, что если она не может трудиться, то пусть лучше умирает. После этого начальник развернулся и ушёл в сторожку. Евфросинию охватила ярость. Она схватила топор и побежала за ним с намерением убить. На пороге женщина остановилась только потому, что начальник сидел к ней спиной. Керсновская осознала - если ударит сейчас, то ничем не будет от него отличаться.

Побег

Наказание было суровым - женщину полностью лишили пайки. Тем самым Фросю обрекли на мучительную и долгую голодную смерть. Ей ничего больше не оставалось, как бежать. С проживанием в нечеловеческих условиях Керсновская ещё мирилась, но умереть подобно животному было для неё недопустимо. Ослабевшей женщине пришлось пройти по тайге полторы тысячи километров. В будущем многие моменты этого «путешествия» будут отражены в рисунках, вышедших в альбомах под названием «Наскальная живопись» (Евфросиния Керсновская опубликует их в 1991 году).

Новый приговор

Но в итоге всё было напрасно. Спустя несколько месяцев Фросю арестуют в селении, куда она забрела из тайги, и приговорят к высшей мере наказания. Во время допроса из репродуктора доносилось знакомое Керсновской с детства Итальянское каприччо Чайковского. Перед глазами женщины встали сад, дом, мать, и отец, сидящий в кресле-качалке. Пытки воспоминаниями были гораздо хуже физических. После оглашения приговора судья предложил Евфросиние подать прошение о помиловании, но она отказалась. Тем не менее, Керсновской заменили смертную казнь пятью годами ссылки и десятью годами лагерей. В 1944 году ей прибавили к сроку ещё 10 лет за «контрреволюционную агитацию». Фрося получила статус неисправимого преступника, а таких содержали только в бараке усиленного режима (БУР).

Освобождение

Условия там были просто нечеловеческими. Керсновской не раз приходилось стоять целый день босиком на каменном полу, чтобы высушить постиранную одежду. Спасли Фросю лагерные медики. Они добились перевода будущей писательницы в медсанчасть. Два года героиня данной статьи проработала санитаркой в клинике, а год - в морге. После Керсновская потребовала перевести её в шахту. Там она надеялась обрести внутреннюю свободу, ведь, по её словам, «подлецы не спускаются под землю». Так в Норильске появилась первая женщина - шахтёр. В 1957 году Евфросиния окончательно освободилась, но всё равно продолжала там работать.

Вскоре уже полноправная гражданка Керсновская получила отпуск и исполнила свою заветную мечту. Женщина поехала в родное Цепилово на могилу отца. Там её ожидала приятная весть - давняя подруга матери рассказала, что та по-прежнему живёт в Румынии, и дала её адрес.

Последние годы

После выхода на пенсию Евфросиния Керсновская купила в Ессентуках ветхий дом с садом. Она сразу перевезла туда маму, с которой была в разлуке целых 20 лет. В последующие годы Фрося ухаживала за ней и много рассказывала о пережитых событиях. Но, жалея мать, умалчивала о лагерных ужасах. Только после её смерти она написала 2200 страниц мемуаров. Также женщина нарисовала к ним 700 иллюстраций.

1994 - вот год, когда скончалась Евфросиния Керсновская. Книги писательницы вышли ещё при её жизни. В 1982 году мемуары распространили через самиздат, а в 1990 г. - опубликовали в британской газете «Обозреватель» и советских журналах «Знамя» и «Огонёк». Также при жизни Керсновская получила полную реабилитацию.

Почему же людям, прошедшим войну или лагеря, даётся такая долгая жизнь? Может, для того, чтобы они могли хоть немного забыть пережитое и отдохнуть от него? Скорее всего, нет! Жизнь Евфросинии Антоновны показывает, что она выжила, чтобы рассказать потомкам об испытаниях, выпавших на её долю, и научить их мужеству. Эта женщина никогда не отступала от своих принципов и всегда оставалась человеком!

  • Евфросиния Керсновская, биография которой представлена выше, неплохо знала итальянский, испанский и английский языки. Также художница хорошо владела немецким, румынским и в совершенстве говорила на французском.
  • Отправляясь в ссылку, Керсновская не взяла с собой никакой зимней одежды, думая, что всё купит на месте. Но в сибирских магазинах практически ничего не продавалось. Да и ссыльные могли приобретать товары лишь с разрешения начальства. В итоге Евфросинии позволили купить телогрейку и валенки, только когда наступили сорокаградусные морозы.
  • 3 декабря 1941 года Керсновская, находясь в ссылке, присутствовала на клубном собрании, где лектор Хохрин рассказывал, как США помогает СССР. Девушка поинтересовалась у докладчика, а не нарвётся ли из-за этого Америка на войну с Японией (она подразумевала Только спустя много месяцев Евфросиния Керсновская узнала о том, что Хохрин написал на неё донос, посчитав заданный вопрос «гнусной клеветой на миролюбивую азиатскую страну». Через пять дней после происшествия Япония напала на Пёрл-Харбор.
  • Немногим известно, что у Керсновской был старший брат по имени Антон. Он уехал в Европу в середине 1920-х, чтобы получить образование. В конце концов, Антон остался жить в Париже и получил профессию «военный историк». В 1940 году, в связи с началом войны, его призвали во французскую армию. Спустя несколько месяцев Евфросиние пришло извещение о смерти. На самом деле Антон не погиб, а был тяжело ранен. Умрёт он только в 1944 году от туберкулёза. Его труды и статьи об истории русской армии вскоре получат мировое признание. Но в России их опубликуют только после развала СССР.
  • По дневникам героини данной статьи сняли две полнометражные документальные картины: «Евфросиния Керсновская. Житие» (В. Мелетин) и «Альбом» (Г. Илугдин).

Накануне Дня памяти жертв политических репрессий «ТД» вспоминает Евфросинию Керсновскую — мемуаристку, художницу, заключенную ГУЛАГа. Посвященная ей встреча состоялась 27 декабря 2009 года в храме мученицы Татианы при МГУ. Во встрече приняли участие люди, лично знавшие Евфросинию Антоновну, демонстрировался фильм о ее жизни режиссера Владимира Мелетина.

Житие в лагере

Евфросиния Антоновна Керсновская создала свою «скальную живопись» в 1963-64 годах — задолго до появления «Архипелага ГУЛАГа» Александра Солженицына, «Крутого маршрута» Евгении Гинзбург, «Колымских рассказов» Варлама Шаламова. Уникален жанр этого повествования — рисунки, сопровожденные подробными комментариями. При этом очевидно несоответствие: «По манере — это типичная альбомная живопись XIX века, то есть очень камерные, лирические изображения. А по содержанию — эпос», — говорит священник Владимир Вигилянский, подготовивший первую публикацию о Керсновской в «Огоньке» в 1990 году.

Еще уникальнее судьба Евфросинии Антоновны. Это взгляд человека, который никогда не жил при советской власти: сначала Евфросиния жила в несоветской Бессарабии, а затем сразу же была репрессирована. Она не знала советской пропаганды и имела «роскошь» смотреть на мир глазами человека, который слушается прежде всего своей совести. «Какое это счастье, когда не испытываешь колебаний, прислушиваешься к голосу своей совести и подчиняешься только ее приказаниям!», — записано в одной из тетрадей. Керсновская, сама того не сознавая, смотрела чуть-чуть со стороны и сверху, а ведь даже Солженицын говорил, что освободился от идеологического плена только спустя несколько лет лагеря. Керсновская была свободна всегда.

Рисованный эпос Керсновской — это огромное собрание из 1500 страниц текста и около 700 иллюстраций. Она сделала несколько копий рукописи, раздала их знакомым, взяв обещание хранить в тайниках до наступления лучших времен. Евфросиния Антоновна не считала себя писателем и художником; «воспоминания» — ее единственный опыт словесного творчества. Тем не менее их художественный уровень достаточно высок. Почему? Большую роль сыграло воспитание и врожденная культура автора. Она была дворянкой (отец — юрист, мать — преподаватель иностранных языков). Евфросиния владела шестью языками, знала и любила музыку... Все это помогло не сломаться в лагере: во время допросов она часами читала про себя стихи, услышав в кабинете начальника НКВД знакомую с детства музыку — обретала стойкость. Показательно, что самым тяжелым для Керсновской было испытание «парашей», стоявшей у всех на виду: «...это было причиной самого невыносимого страдания — хуже голода, хуже жажды, хуже холода, хуже самой нечеловеческой усталости. Самое мучительное, самое унизительное для меня чувство — стыд». А вот другого «стыда» — мук совести — она не знала. И не потому, что находилась в прелести. «Раз и навсегда приняла я решение: никогда не задавать себе вопроса "что мне выгодно?" и не взвешивать все "за" и "против", когда надо принимать решение, а просто задать себе вопрос "а не будет мне стыдно перед памятью отца?". И поступать так, как велит совесть. ...Это придавало мне силы и закаляло волю: у меня не было сомнений, колебаний, сожалений - словом, всего, что "грызет" душу и расшатывает нервы».

Неудивительно, что фильм, снятый режиссером Владимиром Мелетиным, называется «Евфросиния Керсновская. Житие». Ощущение жизни Керсновской как жития сложилось и у протоиерея Максима Козлова во время просмотра фильма: «Это действительно житие, несводимое к конкретным историческим обстоятельствам. Когда человек не может преступить Заповеди, убить из-за спины ненавистного начальника-садиста (а и такое искушение было у Керсновской — М. Х. ) —это возводит судьбу до уровня патерика. Детали, история забудутся — ведь немногие знают сейчас в подробностях о гонениях Деция и Диоклетиана. Но подвиг первых христиан мы знаем. Таков же и путь Керсновской: это повествование не о ГУЛАГе, а о человеческой душе». Священник Владимир Вигилянский добавил, что через знакомство с Керсновской он пересмотрел свое отношение к труду. «Мы жили в советском, враждебном нам государстве, — рассказывает отец Владимир. — Труд на это государство мы воспринимали как вынужденный. А Евфросиния Антоновна не боялась в лагере никакой работы, работала не за страх, а за совесть. Любимой ее работой был... морг. Там она чувствовала себя человеком, полезным другим, пусть и уже умершим».

«Евфросиния Керсновская всегда поступала по совести, и ее жизнь доказала, что сознание внутреннего достоинства — куда более надежная гарантия выживания, чем позиция скорейшей адаптации», — убежден Арсений Рогинский, руководитель Научно-информационного и просветительского центра «Мемориал», один из комментаторов фильма. А фильм заслуживает отдельного внимания.

Житие на экране

Владимир Мелетин снял фильм «Евфросиния Керсновская. Житие» к 100-летию Керсновской в 2007 году. О ее рукописи рассказывают Дарья Чапковская — скульптор, преподаватель МГУ (в последние годы жизни Евфросинии Антоновны она ухаживала за ней); священник Владимир Вигилянский; Виталий Шенталинский — председатель комиссии Союза писателей России по наследию репрессированных писателей, автор многих книг; Арсений Рогинский.

Режиссер сосредоточен не на внешнем сюжете, а на внутреннем состоянии героини, хотя физически она не присутствует в кадре. Записи в дневнике, портреты комментаторов. Но преобладают в фильме рисунки, иногда с элементами анимации (что всегда очень неожиданно и эффектно: одна из деталей статичного изображения вдруг начинает двигаться). Это, наверное, самая удачная форма для кинопереложения записей Керсновской: показать мысли-рисунки, как они есть. Конечно, в фильм вошла лишь часть живописной «книги» — но ведь чтобы почувствовать вкус моря, достаточно попробовать одну каплю.

Как победить ГУЛАГ?

«Я с детства искал ответ на вопрос, можно ли победить ГУЛАГ. И рукопись Керсновской убедительно подтвердила — можно, — говорит Игорь Чапковский, публикатор рукописи, человек, в чьей семье Евфросиния Антоновна жила в последние годы своей жизни. — Многие мне говорят, что читать книгу Керсновской, смотреть фильм о ней — тяжело. Но единственный способ изжить ГУЛАГ — не бояться смотреть на него, знать о нем». «Идеология ГУЛАГа — доказать, что его не было», — считает Игорь Моисеевич. — Если мы забудем о нем — он победит».

Священник Владимир Вигилянский согласен с Чапковским: «Сейчас стали часто поднимать тему о Сталине, причем эпоха сталинизма представляется в положительном, позитивном ключе. Спорить с этими мнениями — бессмысленно. Но необходимо говорить правду о нашем прошлом». Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, прихожанкой которого была в последние годы жизни Евфросиния Керсновская, также обеспокоен тем, что в нашей стране память о жертвах тоталитарного режима находится в забвении. Отец Александр приводит пример: в Европе многие концлагеря превращены в музеи, мемориалы, их активно посещают. У нас же единственный мемориал — на месте пермского лагеря. «Почему это стало возможным? Из-за разделения: тот, кто не относится к моему сообществу — уже не человек. Бог хранил Евфросинию Антоновну, чтобы она это рассказала». Именно с христиан, по мнению протоиерея Александра, должно сегодня начаться сопротивление всяческим разделениям.

О главном

Свою почти добровольную ссылку в Сибирь (было несколько возможностей избежать этой участи) Керсновская называла «великим постригом». Жизнь претворила эту метафору в реальность: Евфросиния прожила жизнь как монахиня — в нестяжании, безбрачии, послушании Божией воле. Она была безусловно верующим человеком. Ее записи пронизаны подлинным христианским духом, хотя в них нет теоретических рассуждений на темы добра, зла, милосердия и терпимости. Это не лубок — автору приходилось переживать сильнейшие искушения: убийством человека и убийством себя: «...как-то механически, уже поднимая руку с пистолетом, держа палец на курке, я скользнула взглядом, и... Перед окном проходили телеграфные провода и чуть ниже — колебалась ветка тополя. ... Было небо. Были облака. Была ветка зеленая, свежая. Были и ласточки. И все это — будет. Будет!.. А меня?.. не будет?!.. Нет. Нет. Еще буду!!!»

Внутренняя радость — стержень, на который опирается автор и главная героиня книги Керсновской.

Недаром ее звали Евфросинией (с греческого — радость).

В какие дали кара их гнала!
И в проволочном скрежете, рычанье
Мне виделись Инта, Караганда
Над чопорными чашечками чаю.

К старухам не пристал налет блатной,
и в стеганках, служивших им без срока,
одергивали чей-то мат блажной
надменным взором незнакомок Блока.

Е. Евтушенко

Эта история о том, что человек может все преодолеть, даже если его унижают и бьют; о том, что человеком можно остаться, независимо от того, целятся ли в тебя, или целишься ты; о том, как жизнь становится житием.

8 января 1908 года в Одессе в семье юриста-криминолога Антона Керсновского родилась девочка, которую назвали милым и даже забавным для нашего слуха именем Фрося - Евфросиния. Ее предок по линии отца, поляк, был посвящен в рыцари с девизом «Верный и храбрый». Судя по всему, храбрость девочке передалась по наследству.

У безмятежного детства обычно короткий срок, а у детей революции его практически и не было. Нежная задумчивая девочка исчезла, когда в 1919 году, в разгар Гражданской войны, отца в числе других царских юристов арестовали и только чудом не расстреляли. Посреди ночи семью разбудил стук сапог и лязг прикладов. Отец успел только благословить иконой плачущих от страха жену и детей, и его увели. Фрося с братом в ночных сорочках бежали за конвоем. Мама бежать уже не могла. Она стояла посреди темной пустой улицы и только кричала совершенно бессмысленные и потому еще более страшно звучавшие слова: «Тоня, вернись! Вернись!»

Со слов отца Евфросиния вспоминала: «Всех юристов, весь “улов” этой ночи - говорят, их было 712 человек - согнали в здание на Екатерининской площади, где разместилось это мрачное учреждение - Одесская ЧК. Заграждение из колючей проволоки. Статуя Екатерины Великой, закутанная в рогожу, с красным чепцом на голове. Шум. Толчея. Грохот автомобильных моторов, работающих без глушителя. И всюду китайцы. И латыши. Прибывших выкрикивали по каким-то спискам и выводили небольшими группами по два, три или четыре человека».

Когда отца все-таки отпустили, семье удалось уехать в Бессарабию (в то время - часть Румынии) и поселиться в родовом имении в деревне Цепилово, поближе к остальным родственникам. Другое их поместье уже разрушили солдаты, бежавшие с фронта в 17-м году…

За каждодневными заботами родители не забывали об образовании детей. Евфросиния и ее брат получили хорошее воспитание (старший брат Антон в середине 1920-х годов уехал учиться в Европу и поселился в Париже, став впоследствии известным в Русском зарубежье военным историком). Фросе привили любовь к литературе, музыке, живописи, она в совершенстве освоила французский язык, хорошо - румынский и немецкий, неплохо говорила на английском, испанском, итальянском языках. Правда, в них не встречались такие слова как НКВД, ЧК, БУР, ГУЛАГ… Но кто бы мог предположить, что в будущем барышне из интеллигентной семьи пригодятся именно они.

Евфросиния Керсновская

После гимназии Евфросиния окончила еще и ветеринарные курсы. Жизненные условия изменились, нужно было приобретать как можно больше действительно полезных навыков. Поскольку отец совсем не интересовался хозяйством, то им начала заниматься Евфросиния. Тогда это была постоянная работа в поле, своя земля, свой скот, свой дом, которые нужно было содержать без помощи наемных рабочих и тем более прислуги. Да к тому же приходилось постоянно доказывать соседям, что в свои 20 с небольшим лет она может справляться со всем сама, несмотря на завистливые взгляды и злые языки.

На 40 гектарах Евфросиния выращивала виноград и зерно, а после смерти отца - чтобы расплатиться с его кредиторами - ей пришлось начать выращивать зерно на поставку на экспорт. «Когда умер отец, которого я боготворила, - вспоминала она, - мне было не до слез: надо было спасать маму, чуть было не умершую с горя. Спасать не только ее жизнь, но и рассудок, которого она чуть не лишилась - так велико было ее горе…» А в редкие свободные часы она любила кататься на лошадях или ходить с двоюродными братьями и сестрами к морю.

Летом 1940 года Бессарабия вошла в состав СССР и была преобразована в Молдавскую ССР. Сразу же начались массовые репрессии, и уже в июле Евфросинию с матерью выселили из дома с полной конфискацией имущества. Солнечный свет в листве сада, решето малины для вареников и мама в стоптанных шлепанцах на крыльце дома - последнее, что запомнила девушка из мирной жизни. Ни сад, ни дом, ни это горячее от солнца крыльцо больше ей не принадлежали. Какое же это счастье, когда мама просто выходит тебе навстречу и солнечные блики слепят ей глаза… В обычной жизни этого ведь совсем не ценишь.

Когда дядя Евфросинии, тоже лишённый имущества, вместе с многодетной семьей уехал в Румынию, она, желая уберечь мать, отправила её в Бухарест, а сама осталась и начала искать работу, чтобы хоть как-то ее содержать. Патриотизм - загадочное явление, тем более сейчас совсем не модное. Решение не уезжать Евфросиния объясняла так: «У меня были все возможности в первые месяцы оккупации уехать. Но я русская, хотя во мне течет польская от отца и греческая от матери кровь. И я должна была разделить со своим народом его участь…». Видимо, в то время подобное отношение в Родине прививалось с детства - ее знаменитая ровесница спустя годы написала: «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». И к тому же Евфросиния надеялась, что все неурядицы ненадолго и со временем можно будет хорошо зарекомендовать себя перед новой властью и вернуться в родной дом.

Но как «бывшая помещица» она была ущемлена во всех правах, в том числе и в праве на труд, и только в качестве сезонной работницы смогла устроиться на ферму технико-агрономического училища. А потом и вовсе нанималась к разным людям: корчевать пни, заготавливать дрова. Ночевала на улице, потому что, не имея советского гражданства, «подлежала изоляции от общества», и только на зиму её приютила знакомая матери. Накануне выборов 1 января 1941 года ей все-таки выдали советский паспорт. А на выборах она единственная перечеркнула весь бюллетень, потому что среди кандидатов увидела имя женщины, которая до установления советской власти «работала» проституткой.

Ничего удивительного, что очень скоро за Евфросинией пришли сотрудники НКВД, но ее не было дома. Узнав об этом, она сказала: «Бегут те, кто виноват, а прячутся трусы!» - и пошла в ЧК добровольно, чтобы не унижали и не тащили под конвоем. Скорее всего, она даже не представляла, что будет с ней после этого. А после была ссылка в Сибирь вместе с другими бессарабцами. И знаете, что тяжелее голода и жажды в битком набитом вагоне? Унижение и стыд пользоваться самодельным «нужником» на глазах у всех…

Даже в Сибири на лесоповале, не желая мириться с несправедливостью, Евфросиния пытается искать правду, вступается за слабых. Однажды она поделилась с незнакомым стариком последним куском сахара, на что услышала совет: «Никогда ничем не делись. Скрывай боль и страх - они делают тебя слабой. А слабых добивают - таков закон волчьей стаи». К счастью, Евфросиния не последовала этому совету, не превратилась в зверя - и выжила.

Однажды на ее глазах упавшая от бессилия женщина просила начальника лагеря дать отдохнуть. На что тот спокойно ответил: «Не можешь работать - умри», - отвернулся и ушел. Не соображая, что делает, Евфросиния схватила топор и побежала за ним в сторожку - убить, потому что терпеть издевательства дальше казалось невыносимым. На пороге она остановилась - начальник сидел к ней спиной. Понимаете, даже на грани помутившегося сознания она твердо знала: нельзя бить в спину! Потому что иначе чем она будет отличаться от него?

В наказание Евфросинию лишили пайки, чем обрекли на долгую и мучительную голодную смерть. Тогда она решается на побег. Потому что жить в нечеловеческих условиях унизительно, но умереть как скотина недопустимо, и этого удовольствия она надсмотрщикам не доставит. По зимней тайге ослабевшая женщина прошла полторы тысячи километров. Бессмысленно нам сегодняшним представлять себе, что это такое -умирать от голода и есть сырую падаль - да-да, ту, на которую случайно можно наткнуться в лесу.

Но все было напрасно: в селе, куда через несколько месяцев забрела Евфросиния, ее арестовали и после долгих допросов приговорили за побег к высшей мере наказания. Во время очередного допроса из репродуктора вдруг раздалось Итальянское каприччо Чайковского, и перед глазами Евфросинии встали дом, сад, отец в кресле-качалке. Эта пытка воспоминаниями была хуже физических. Огласив приговор, ей предложили подать прошение о помиловании. Вместо него Евфросиния написала: «Требовать справедливости - не могу, просить милости - не хочу».

Тем не менее смертную казнь Керсновской все-таки заменили на 10 лет лагерей и пять лет ссылки. А в 1944 году прибавили еще 10 лет за «контрреволюционную агитацию». Тогда же она узнала еще одно новое слово - БУР, барак усиленного режима для неисправимых преступников.

«Я вас потрошила — я и похороню… Простите, братья мои! Это — чистая случайность, что я ещё не с вами!» Рис. Е. Керсновской

«Чтобы получить 400 граммов хлеба, надо было в день выстирать 300 пар кровавого, ссохшегося в комок до твердости железа белья, или две тысячи - да, две тысячи! -пилоток, или сто маскировочных халатов. На все это выдавали пилотку жидкого мыла. Особенно кошмарны были эти халаты. Намоченные, они становились твердыми, как листовое железо, а засохшую кровь хоть топором вырубай (…) Приходилось весь день стоять в воде на каменном полу босиком, почти голышом, в одних трусах, ведь сушить одежду негде, да и скинуть ее, чтобы подсушить, невозможно: в бараке такой шалман, что последнюю портянку способны украсть».

Спасли женщину лагерные медики - добились, чтобы ее перевели в медсанчасть. Два года она проработала санитаркой в больнице, год - в морге. А после этого потребовала перевести ее на работы в шахту. Там она чувствовала себя внутренне свободнее - «подлецы под землю не спускаются». И стала первой женщиной - шахтером в Норильске. Даже после окончательного освобождения в 1957 году Евфросиния осталась там работать. Самая большая загадка тех лет - это ее фотография. На ней она… задорно улыбается, - пережив то, о чем и читать-то тяжело!

Получив отпуск, уже как полноправная гражданка, Евфросиния исполнила заветную мечту, которая давно казалась несбыточной - приехала в родное Цепилово и навестила могилу отца. Там ее ждало еще одно чудо - подруга матери рассказала, что та до сих живет в Румынии и можно даже написать ей письмо.

Вскоре Евфросиния Антоновна вышла на пенсию, купила ветхий домик с садом в Ессентуках и после 20 лет разлуки привезла туда маму. Несколько лет она ухаживала за ней, рассказывала о пережитом, но, несмотря на ее просьбы, не о лагерях, а о том, что было до и после. Она щадила мать и груз воспоминаний о страшном тюремном времени несла одна.

Евфросиния Антоновна с матерью

Наконец-то они могли вместе наслаждаться собственным жильем, садом и любимой музыкой: «…Ведь ты так любила музыку! Ты жила ею! Она была тебе нужна, как воздух… Ведь недаром накануне смерти, когда тебе явно не хватало воздуха, ты просила поставить пластинку с «Иваном Сусаниным». Тебе не хватало сил подпевать любимым ариям, но ты продолжала дирижировать уже слабеющей рукой: «…Ты взойди, моя заря, последняя…»

И только после смерти матери Евфросиния Антоновна начала записывать свои воспоминания о лагерях, но в необычной форме – подписей к собственным рисункам, которых в итоге набралось почти 700 штук: «И еще об одном ты меня просила: записать, хотя бы в общих чертах, историю тех лет - ужасных, грустных лет моих «университетов»… Хотя кое в чем Данте меня опередил, описывая девять кругов ада». В 1982 году мемуары были распространены через самиздат, a в 1990 году - опубликованы в журналах «Огонёк», «Знамя» и британском The Observer.

Евфросиния Антоновна дожила до глубокой старости и дождалась не только издания своих книг, но и полной реабилитации. Бывшим заключенным лагерей или прошедшим войну часто отводится очень долгая жизнь - может быть, чтобы они смогли хотя бы немного отдохнуть от пережитого? Или в испытаниях организм становится выносливее? Или для того, чтобы рассказать, что с ними было, научить потомков мужеству: «Вся жизнь - это цепь “соблазнов”. Уступи один раз - прощай навсегда, душевное равновесие! И будешь жалок, как раздавленный червяк. Нет! Такой судьбы мне не надо: я человек».

Мемуары Евфросинии Керсновской стоят в одном ряду с произведениями Александра Солженицына, Варлама Шаламова, Евгении Гинзбург, Анастасии Цветаевой, Алексея Арцыбушева. Но, мне кажется, для чтения именно ее воспоминаний требуется больше усилий, - рисунки в своей простоте и откровенности иногда гораздо страшнее слов…

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

12 Comment threads

3 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Биография

Ранняя жизнь

Евфросиния Керсновская родилась 8 января 1908 года в Одессе в семье юриста-криминолога Антона Керсновского (умер в 1936 или 1939) и преподавательницы иностранных языков Александры Каравасили (1878-1964). Семья имела польские (со стороны отца) и греческие (со стороны матери) корни - в мемуарах Евфросиния пишет, что среди предков её матери были клефты . Отец служил в Одесской судебной палате. У Евфросинии был старший брат Антон (1907-1944). Дед Евфросинии по отцовской линии - полковник-геодезист Антон Антонович Керсновский, дед по материнской линии - кагульский землевладелец Алексей Кара-Васили . Детским прозвищем Евфросинии было Фофочка .

Во время переправы через реку Обь у Евфросинии была возможность остаться в одном из приобских сёл в колхозе , но, узнав, что те, кто отправятся дальше, будут работать на лесозаготовках, она захотела работать там, потому что работа с лесом была знакома ей по Бессарабии и ей казалось, что этот труд будет лучше оплачиваться. Так она попала в самый отдалённый посёлок на реке Анге , где валила лес для прокладки узкоколейки и зимней дороги. Несмотря на тяжёлые, как и в других ссылках ГУЛАГа, условия труда и климата, Евфросиния всё же не так тяжело переносила их, как другие ссыльные, потому что в прошлом вместе с двоюродной сестрой Ирой заранее готовила себя к тяжёлой жизни. Вскоре Евфросинию и других ссыльных перевели в Харск, где почти не было работы, а соответственно, и пищи, а с наступлением зимы их переселили в Усть-Тьярм. Евфросиния не взяла с собой зимнюю одежду, так как думала, что сможет купить всё необходимое там, но в этих районах в магазинах почти ничего не продавали, ссыльные могли купить товары только по особому разрешению начальства, и лишь с наступлением 40-градусных морозов Евфросинии разрешили купить валенки и телогрейку.

Нормы выработки (в кубометрах леса) были завышены, учитывали к оплате только качественный лес, а лес в болотистой тайге был плохого качества, что не всегда позволяло выполнять норму. Относительно хорошая оплата начиналась только после выполнения 40 норм, а Евфросинии всё время меняли вид работы, и такого количества норм у неё просто не набиралось. В начале декабря начальник суйгинского леспромхоза Хохрин перевёл Евфросинию работать в Суйгу на самый трудный участок, надеясь таким образом скорее избавиться от неё - Евфросиния была единственной из ссыльных, кто отличалась от других тем, что она говорила, что думала, а на собраниях лесорубов в местном клубе критиковала Хохрина за завышенные нормы выработки, за запрет членам бригады помогать друг другу и за то, что на его совести лежит голодание детей ссыльных и прочих иждивенцев (в Суйге тогда иждивенцы получали лишь 150 граммов хлеба в день). Этому же предшествовал и другой эпизод - 3 декабря 1941 года Евфросиния присутствовала на собрании в местном клубе, где лектор рассказывал о помощи США Советскому Союзу. Евфросиния тогда имела неосторожность поинтересоваться, не означает ли это, что США за помощь СССР могут нарваться на войну с Японской империей , имея в виду Антикоминтерновский пакт . Спустя много времени она узнала, что Хохрин после этого написал на неё донос (всего он их на неё написал 111) в НКВД , в котором её вопрос охарактеризовал, как «гнусную клевету на миролюбивую Японию». Спустя пять дней после этого случая произошло нападение на Пёрл-Харбор , однако Евфросиния об этом узнала не скоро .

Побег

В феврале 1942 года Евфросиния заболела и не могла выходить на работу. Хохрин велел назначенной им фельдшерице не выписывать ей освобождение от работы и лишил её пайка. Это стало последней каплей и 26 февраля 1942 года она попыталась убить Хохрина, но в последний момент передумала и сбежала из села, благо оно совсем не охранялось. Позже Евфросиния выяснила, что доносы Хохрина на её имя тогда не дошли до НКВД, потому что зимой лесозаготовки были отрезаны от районного центра. Тем не менее, весной НКВД их получил и люди оттуда приехали в Суйгу и, обнаружив, что Евфросиния исчезла, объявили её в розыск.

Путь побега пролегал по всей Западной Сибири . Евфросиния несколько дней шла по руслам рек на запад и перешла с правого берега Оби на левый. В первой же встреченной ею деревне Нарга она узнала, что НКВД велел коренным жителям Сибири сдавать ему беглых ссыльных. Не имея первое время чёткой цели, она чаще всего ночевала в лесу и реже - в помещениях. Зима в той местности была сезоном заготовки топлива, и на пропитание Евфросиния зарабатывала заготовкой дров для местных жителей. Затем, будучи в селе Парабель , Евфросиния решила идти в Омск , но на пути ей стали часто попадаться мёртвые деревни и, сильно мучаясь от голода, Евфросиния повернула обратно к селу Бакчар . По пути в одном из лесных посёлков она застала ссыльных поляков, чьи условия содержания были лучше, так как их содержание оплачивали Англия и США. От них она узнала, что в Томске формируется польская армия, которая будет воевать с фашистами. Евфросиния решила пойти туда к польскому консулу и, сославшись на своё происхождение по линии отца, записаться в польскую армию в качестве медсестры. Но этот план также не удался, потому что Томск находился на правом берегу Оби, а Евфросиния - на левом, и когда она пришла туда, то застала ледоход. Реку можно было переплыть только на пароме, но для этого требовалось показать документы, которых у Евфросинии не было. Тогда она решила идти дальше на юг.

Всего Евфросиния находилась в бегах 6 месяцев, в течение которых прошла 1500 километров. Весной и летом 1942 года она несколько раз сталкивалась с последствиями «Закона о трёх колосках », когда множество деревень и сёл в глубине РСФСР пришли в запустение. За этот период её три раза задерживали из-за отсутствия документов и подозрений в шпионаже, но по чистой случайности потом отпускали. 24 августа 1942 года её окончательно задержали, опять же из-за отсутствия документов, и доставили в КПЗ районного центра Краснозерское Новосибирской области .

Новый приговор

На допросах в КПЗ Евфросиния ничего не скрывала. Её незаурядность и знания иностранных языков навели районного следователя на мысль отличиться по службе и он обвинил её в шпионаже, ссылаясь на якобы найденный недалеко в степи парашют, на котором её сбросили, после чего Евфросинию на поезде отправили в Тюрьму № 1 в Барнауле . Там её неделю держали в одиночной камере. В своих мемуарах Евфросиния вспоминала, что эта неделя «оказалась самым светлым периодом на протяжении [её] ближайших лет», хотя в её камере почти никогда не горел свет (в те редкие минуты, когда его зажигали, она видела, что все стены исцарапаны надписями «Я не виновен! », повторяющимися множество раз). Затем её перевели в общую камеру Внутренней тюрьмы НКВД и начались ночные допросы, при этом днём ей спать не давали. Дело вели три следователя, которые применяли к ней разную тактику допросов и психологической обработки. Когда Евфросиния отказалась в очередной раз признавать свою «вину», версия о шпионаже развалилась и Евфросинию пришлось отправить туда, откуда она бежала из ссылки.

Её переправили в пересылочную тюрьму Новосибирска и осенью 1942 года доставили под конвоем на теплоход, который по Оби доставил её обратно в Нарымский округ. Всю зиму 1942 года Евфросиния провела в неотапливаемой камере предварительного заключения в селе Молчаново. На допросах её обвиняли в «антисоветской пропаганде» и в «критике распоряжений начальства». У прокурора она ознакомилась с материалом следствия, построенном на доносах Хохрина, и отказалась подписаться под измышлениями следователей. Начальник местного НКВД пытался угрозами принудить её подписать материалы дела, но запугать Евфросинию ему не удалось, а попытка избить её у него сорвалась - Евфросиния сумела дать силовой отпор. Евфросинии были предъявлены обвинения по статье 58-10, части 2-й («клеветала на жизнь трудящихся в СССР») и по статье 82, части 2 («совершила побег из места обязательного поселения»). Выездная сессия судебной коллегии Нарымского окружного суда Новосибирской области вынесла ей приговор - расстрел. Ей было предложено написать прошение о помиловании - это было средством выбить у неё признание своей «вины», - но она отказалась просить помилования, а на листке бумаги, который ей выдали для прошения, написала:

24 февраля 1943 года расстрельный приговор заменили 10 годами исправительно-трудовых лагерей и поражением в гражданских правах на 5 лет, после чего пешим этапом Евфросинию вместе с другими заключёнными отправили в Томск . Евфросиния, и без того страдая от сильного недоедания, с трудом его выдержала. Там, в Томской области , Евфросиния попала в лагпункт № 3 Межаниновка, где какое-то время работала бондарем , затем занималась выжиганием в местной художественной мастерской. Только благодаря своему бригадиру ей удавалось уложиться в норму. В этот период в исправительных лагерях была массовая гибель людей от голода и пеллагры и лишь благодаря помощи лагерного врача Сарры Гордон Евфросиния попала в лагерный стационар, где сумела не заболеть. Затем в июне 1943 года Евфросинию переправили в лаготделение № 4 на станции Ельцовка под Новосибирском, где она работала в ночной смене в шапочной мастерской в бригаде по починке шапок, привезенных с фронта, а днём - в подсобном хозяйстве, где подкреплялась сырыми овощами. Но в сентябре Евфросиния лишилась этой работы, потому что половину своего пайка и те овощи, которые могла тайком принести с поля, она отдавала беременной солагернице Вере Таньковой (в мемуарах Евфросиния пишет, что та была из рода Невельских), а не своему бригадиру (как того требовал негласный свод правил среди заключённых). Её перевели в лагерь на строительство военного завода под Новосибирском, где заключённые работали без применения строительных механизмов: в начале зимы 1943 года Евфросиния возила тачки с раствором и материалами по трапам на пятый этаж.

Третий приговор

Вскоре Евфросинию как ветеринара по специальности вызвали на лагерную свиноферму, в которой разразилась эпидемия неизвестной болезни. Она вызвалась спасти умирающих свиней, определив с помощью анализов, как их лечить, и сделав им необходимые прививки. Евфросиния очень рисковала, так как Сарра Гордон советовала ей не браться за эту работу, потому что, если бы прививки не помогли, то Евфросинию (учитывая, что она была только фельдшером) могли обвинить во вредительстве и расстрелять. Однако свиней удалось спасти и Евфросиния принялась налаживать работу свинофермы. Работа Евфросинии ветеринаром не устраивала лагерное начальство, потому что она отказывалась подписывать фиктивные акты о гибели свиней, по которым охранники могли получать парное мясо сверх им положенного. Несмотря на предыдущие события, Евфросиния продолжала действовать прямодушно, открыто высказывала все, что думала (в частности, она покритиковала Владимира Маяковского за его антирелигиозную поэзию), и это послужило поводом для доносов на неё. Сначала её перевели со свинофермы на строительство клуба комсомола - Евфросиния не знала, что это всегда делали с заключёнными, которых собирались повторно арестовать. 18 апреля 1944 года Евфросиния была вновь арестована и её посадили в подземную тюрьму лагеря.

Норильлаг

После приговора суда Евфросинию перевели в барак усиленного режима лагеря Ельцовка под Новосибирском к уголовникам-рецидивистам, где она работала в прачечной, где вручную стирала окровавленное белье, доставленное с фронта. Вскоре Евфросинию с другими рецидивистами отправили в Красноярск . Там, в порту Злобино, где Норильский горно-металлургический комбинат отбирал заключённых для работы, она вместе с другими заключёнными занималась погрузкой барж. Затем её вместе с остальными повезли в общей каюте по Енисею в Норильск . Во время пути Евфросиния заступилась за учёного профессора Николая Федоровского , над которым издевались уголовники, за что была ими избита, но осталась жива.

В Норильск Евфросиния прибыла в августе 1944 года и работала там на строительстве пятиэтажного городского дома. Асфальтировать крышу порой приходилось на четвереньках и она повредила ногу. Её не лечили, и болезнь перешла в общее заражение крови. Только когда у Евфросинии началась лихорадка, её госпитализировали в Центральную больницу Норильского лагеря и вовремя прооперировали, успев спасти ногу. В своих мемуарах Евфросиния описывает больницу, как «оазис в аду» - почти весь её медперсонал тоже состоял из заключённых, но, будучи профессионалами, они все происходили из интеллигенции и поэтому старались создать для пациентов максимально хорошие условия. Когда Евфросиния выздоровела, её оставили работать в больнице медсестрой. Работала она сразу в нескольких отделениях, а большую часть своего пайка отдавала пациентам. Через какое-то время, в январе 1946 года, она перешла работать прозектором в морг, где набралась большого медицинского опыта.

К весне 1947 года, однако, Евфросинию сумел выжить с работы заведующий аптекой в лагерной больнице и тогда в конце мая она попросила, чтобы её перевели работать на шахту, в чём ей было поначалу отказано и она объявила на 11 дней голодовку, после чего её всё-таки отправили на шахту - работая в больнице она нередко сталкивалась с пострадавшими шахтёрами и знала, как опасно там работать. Евфросинию поставили на шахте 13/15 добывать уголь из забоя - это была одна из самых тяжёлых там работ. Тем не менее, Евфросинии понравилось работать в шахте, хотя у неё поначалу случались стычки с администрацией лагеря, а в дальнейшем она не раз сталкивалась с традиционными для шахтёра опасностями. Работа в норильской шахте также имела преимущество в виде «лагерного зачёта» - один целиком отработанный день засчитывался за три дня отсидки. В 1949 году Евфросиния, попав с травмой в больницу, ненадолго вернулась туда, устроившись в перевязочную хирургического отделения, но вскоре снова вернулась на шахту, так как её не устраивала царящая в коллективе больницы атмосфера - к тому моменту в больнице Норильлага работали в основном уже вольнонаёмные врачи.

В начале 1952 года её перевели расчищать железную дорогу, но там не было «зачётов» и вскоре Евфросинию, по её же просьбе, перевели работать грузчиком на перевалочно-продуктовую базу, где система «зачётов» была. Благодаря «зачётам», в августе 1952 года срок заключения Евфросинии подошёл к концу, но она столкнулась с проблемой: в Норильске она отбывала только срок за конфликт в Новосибирске и побег из Нарымского округа, в то время как пожизненная ссылка во всё тот же Нарымский округ всё ещё «висела» на ней, поэтому вместо долгожданного освобождения Евфросинию должны были этапировать обратно туда. Два месяца Евфросиния прожила в лагере, ничего не делая, в ожидании высылки, после чего сумела произвести впечатление своими художественными способностями на высокопоставленного военного инспектора и её готовы были отпустить на совсем без этапирования, но перед этим попросили подписать документы, согласно которым ей вменялось оборвать все контакты со знакомыми из Норильска и никогда никому не рассказывать о том, что она здесь видела. Евфросиния отказалась это сделать, из-за чего стала невыездной из Норильска.

После ссылки

Будучи ссыльной и имея поражения в правах на пять лет Евфросиния пошла работать обратно в норильскую шахту, теперь уже как вольнонаёмная, где её неохотно (поскольку женщин из вольных в шахту на работу тогда не брали) устроили скрейперистом на самом низком окладе и без каких-либо льгот. Через какое-то время её, как грамотную и способную, отправили на курсы горных мастеров, где она получила диплом с отличием и стала инженерно-техническим работником. Первое время у неё не было жилья и в перерывах между сменами она отсыпалась в раздевалке устроенной при шахте бани, но затем получила комнату в общежитии. После смерти Сталина и последовавшей затем массовой реабилитации число работавших заключённых на шахте резко сократилось и в конечном итоге шахту, где работала Евфросиния, законсервировали и тогда она перешла на работу бурильщика - по сравнению с предыдущими работами на шахте эта была самой тяжёлой. В конце 1956 года Евфросиния перешла на работу взрывника.

Летом 1957 года Евфросиния съездила в Сороки на могилу отца (хотя сама могила не пострадала, всё имение Керсновских было разграблено и разрушено), где от бывшей коллеги её матери узнала, что в 1954 году Александра (Евфросиния к тому моменту была уверена, что её мать умерла) в радиопередаче «Международный розыск» из Румынии сразу на нескольких языках просила что-нибудь разузнать о Евфросинии - как позже выяснилось, Александре на её запрос почему-то сообщили, что её дочь была призвана в армию и погибла во время войны под Одессой. Евфросиния вынуждена была пройти длинную бюрократическую процедуру, которая в конечном итоге позволила ей каждый месяц высылать Александре в Румынию всего 150 советских рублей (при том, что её шахтёрская зарплата составляла 4600). В 1958 году Евфросиния получила отдельную комнату в частном доме и, снова пройдя длинную бюрократическую процедуру, добилась-таки того, что летом того же года её отпустили в Одессу, где и состоялось её воссоединение с Александрой, с которой она затем отправилась в путешествие по Кавказу, после чего Александра вынуждена была вернуться в Румынию. Обе приняли решение, что Александра откажется от румынского гражданства с причитающейся ей румынской пенсией и переедет к дочери, а Евфросиния проработает на шахте столько, сколько позволит ей в будущем получать нормальную пенсию и оформить опеку над матерью.

В 1960 году Евфросиния снова попала в поле зрения КГБ: во-первых, она имела родственницу за границей (хотя Александра жила в Восточном Блоке), которая, приехав в СССР, вместе с Евфросинией свободно перемещалась по его территории, во-вторых, вся переписка с Александрой и другими знакомыми Евфросинии тщательно просматривалась (в письме матери она послала карикатуру на руководителя шахты, а в письме знакомой раскритиковала речь Хрущёва на 21-м съезде), в-третьих, когда начальство шахты выдало Евфросинии лотерейные билеты, та разорвала их, мотивируя это тем, что она против азартных игр. В итоге Евфросинию вызвали прямо в КГБ, где прямо предъявили соответствующее обвинение. Под давлением КГБ руководство шахты было вынуждено устроить над Евфросинией товарищеский суд «за недостойное поведение» (при том, что Евфросиния к тому моменту уже вступила в профсоюз и получила новый советский паспорт без параграфа №39).

Суд состоялся 4 апреля 1960 года (поскольку он был показательным, то на нём было множество представителей прессы и телевизионщиков), на котором Евфросиния отказалась каяться и приносить извинения, хотя от этого зависела её судьба - её могли уволить без сохранения льготного стажа, от которого бы пострадала её будущая пенсия и, соответственно, она не смогла бы оформить Александру на своё иждивение. Евфросиния с блеском выдержала суд и её уверенное поведение в итоге привело к тому, что решением собрания коллектива ей лишь был объявлен выговор, но её рабочее место было сохранено. Однако, под давление КГБ, начальство шахты вскоре перевело её в мотористки, но Евфросиния добилась того, чтобы её поставили на место грузчика-лесогона (эта работа была сложнее и на неё ставили в основном штрафников). На этой должности она и проработала до мая 1960 года, после чего вышла на пенсию и уехала из Норильска в Ессентуки , где приобрела половину частного дома. Вскоре к ней перебралась Александра, которая умерла там 17 января 1964 года.

Работа бурильщиком на шахте в конечном итоге сказалась на суставах Евфросинии и с начала 1970-х годов вплоть до смерти ей пришлось ходить на костылях. В 1987 году она перенесла инсульт. Евфросиния скончалась 8 марта 1994 года и была похоронена рядом с Александрой на Городском кладбище. В тот же год, про просьбе Еврофсинии, земля с могилы её брата Антона в Париже была передана на могилу Александры.

«Сколько стоит человек»

Первые записи о своих злоключениях Евфросиния начала делать ещё будучи санитаркой в норильской лагерной больнице, и продолжила их делать, уже будучи шахтёром. В 1948 году одна из её страдающих наркозависимостью от махорки товарок по бараку, которой Евфросиния дала почитать записи, выкрала их и отдала оперативнику, но тот вернул их со словами, что ему «нужен материал, а не беллетристика». До полноценного вида Евфросиния свои мемуары начала доводить в 1964 году после смерти матери - Александра перед смертью попросила её записать во всех подробностях всё, что она пережила (хотя Евфросиния, рассказывая ей в своё время о ссылке, умолчала об очень многих деталях). Работу над мемуарами Евфросиния закончила где-то в 1970-х и дала им название «Сколько стоит человек»

  • «Вотчина Хохрина»
  • «Сквозь большую гарь»
  • «Архив иллюзий»
  • «Строптивый ветеринар»
  • «Оазис в аду»
  • «Инородное тело»
  • «Чёрная роба или белый халат»
  • «Под „крылышком“ шахты»
  • «На вершина»
  • «Возвращение»
  • В 2000 и 2001 годах издательство «Можайск-Терра» издало мемуары в виде шеститомника по две части в каждой книге. В следующий раз мемуары были изданы только в 2016 году издательством «КоЛибри », но одной книгой, из-за чего объём текста в этом издании почти на четверть короче оригинального.

    Реабилитация

    30 января 1990 года прокуратура Новосибирской области признала необоснованность третьего приговора от 22 июня 1944 года, а 23 февраля прокуратура Томской области признала необоснованность второго приговора от 24 февраля 1943 года. 13 августа 1990 года прокуратура Молдавской ССР официально признала высылку Евфросинии 13 июня 1941 года необоснованной, после чего Евфросиния была окончательно реабилитирована.

    Об истории Керсновской снят документальный фильм «Альбом Евфросинии» (режиссёр Г. Л. Илугдин).

    Воспоминания

    Может ли человек, попавший под поезд, остаться живым? Нет-нет, его не задело буфером, не сшибло под насыпь. Он лежал между рельсами и чувствовал, как над ним тяжко и грозно громыхает смерть. К тому же он знал, что последний вагон оснащен стальным штырем, последней преградой к спасению. Таким человеком была Ефросиния Антоновна Керсновская, а поезд, прогромыхавший над нею, - ссылка, лесоповал, ГУЛАГ- власть Советов, выбросившая её из оккупированной Бессарабии в 1940 году.- Александр Зорин, Журнальный зал , 2012.

    Ефросинья Керсновская пишет отрывисто. Так, как будто ещё не отдышавшись, вернулась откуда-то издалека и пытается рассказать все, что с ней произошло. Уместить 13 лет в 300 страниц, в несколько часов рассказа. Импрессионизм её синтаксических и смысловых мазков не нужно рассматривать отойдя подальше, как Моне, в них нужно вглядеться и по очереди смотреть на все элементы этой мозаики, в которой отражены реальные воспоминания.

    Вообще цель этих мемуаров - показать то, о чём официально, казалось, никто никогда не узнает. Необходимо донести до людей эту важную информацию, открыть им глаза на то, что происходило за пределами столицы, а (и это открытие, которое шокирует саму Керсновскую), может и в столице. Поводом для написания воспоминаний была смерть матери, которой автор посвятила не только их, но и вообще всю свою жизнь. Не создав семью, не имея детей, она жила исключительно с матерью, а во время лагерей - ради матери. И именно мать, как ей кажется, своими молитвами отвела от неё беду и гибель, которая слишком уж часто дышала на неё своим смрадным дыханием.- Александра Гузева, Частный Корреспондент , 2014.

    Последние материалы раздела:

    Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
    Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

    Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

    Третичное образование Третичное образование
    Третичное образование Третичное образование

    Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...

    Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
    Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

    Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...