Карл иванович росси биография.

Карл Росси (Карло ди Джованни Росси) родился 18 декабря 1775 года в семье итальянской балерины Гертруды Росси в Неаполе. В августе 1785 года Гертруда по приглашению на работу приехала в Санкт-Петербург, привезла с собой в Россию и сына. Она стала танцовщицей Большого каменного театра, так же как и прибывший с ней муж балетмейстер Шарль Лепик (отчим Карла Росси). По прибытию в Петербург семья обосновалась в гостинице "Париж" на углу Невского проспекта и Большой Морской улицы .

После заключения контракта, семейство переселилось в один из домов на Театральной площади рядом с Большим театром .

Юного Карла отчим определил для учёбы в школу при немецкой церкви Святого Петра . Так как по-русски Росси говорить ещё не умел, школа с обучением на немецком языке была для него лучшим вариантом.

Живя на даче в Павловске, Шарль Лепик и Гердтруда Росси сблизились со своим соседом архитектором Винченцо Бренна . Он часто гостил у артистов, равно как и другой итальянец - Пьетро Гонзага. Под их влиянием юный Карл решил стать зодчим. К тому же, в школе у него хорошо получалось рисовать, справлялся Росси и с точными науками.

Весной 1795 года коляска Винченцо Бренны опрокинулась в глубокую канаву так, что архитектор сломал руку. Несколько лет он не мог полноценно работать, из-за чего Бренне пришлось найти себе помощника-чертёжника. Им стал юный Карл Росси.

Бренна активно работал на Павла Петровича и в бытность его великим князем, и когда он стал императором. Окружение Павла I благоволило не только самому архитектору, но и его близким. Вероятно, именно этой причиной объясняется зачисление Карла Росси на службу именно в Адмиралтейское ведомство 28 июня 1795 года с присвоением ему звания сержанта. Адмиралтейскую коллегию в то время возглавлял наследник престола, так что место службы Росси досталось "по блату". Через пять месяцев он был переведён в прапорщики с жалованьем в 150 рублей в год. Это первый обер-офицерский чин, при котором Росси согласно Табели о рангах получил российское дворянство. Вся история со службой Росси в Адмиралтейском ведомстве была затеяна только ради этого. Ведь не мог простолюдин находиться в окружении наследника престола. 28 января 1796 года прапорщик Росси был уволен со службы.

Уже через три недели после взошествия Павла I на престол, император приказал построить на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны свой Михайловский замок . Его проект был доверен архитектору Василию Ивановичу Баженову . Ещё через три месяца проект передали Бренне. Работа чертёжником при строительстве Михайловского замка стала для Карла Росси первой серьёзной архитектурной практикой. После предъявления Павлу I предварительных чертежей, 30 декабря 1796 года Карлу Росси был дан чин губернского секретаря с жалованием 300 рублей в год.

Параллельно с работой над Михайловском замком, Бренна переделывал для Павла I интерьеры в Зимнем дворце , достраивал Исаакиевский собор , работал в Гатчине и дворце на Каменном острове. Чертежи всех этих проектов рисовал Карл Росси.

Когда Михайловский замок был почти готов, Бренна ходатайствовал перед Павлом I о предоставлении своему ученику чина коллежского секретаря с увеличением его жалования. В чине император отказал, но жалование увеличил до 600 рублей в год.

После гибели Павла I Винченцо Бренна был отстранён ото всех дел. Единственной его работодательницей осталась только вдова покойного царя. 7 мая 1801 года увольняют и его ученика Росси. Но всего через неделю - вновь зачисляют на службу. По всей видимости, талант Карла был для Александра I важнее личной неприязни к окружению своего отца. Новому императору срочно требовались художники для оформления коронационных торжеств в Москве. Через два месяца после торжеств Росси получил чил коллежского секретаря.

В конце 1801 года Винченцо Бренна подал прошение на отъезд из России. С собой он решил взять и ученика, дабы тот поучился архитектурному мастерству в Италии и Франции. 30 января 1802 года последовал императорский указ: "Состоящему в ведении Кабинета архитекторскому помощнику Карлу Росси, увольняя на два года в чужие края для усовершенствования его познаний, повелеваю получаемое им жалование по 600 рублей на год доставлять ему на место его пребывания" [Цит. по: 1, с. 440]. 1 августа Бренна и Росси уехали из Петербурга.

Весь положенный срок провести в Европе без перерыва Росси не удалось. 9 января 1803 года сгорел Павловский дворец - творение Бренны. Для восстановления здания требовались чертежи, которые Бренна доверил вернуть в Петербург своему помощнику. Карл вернулся в Россию из Парижа в мае. Он остановился в доме обер-шталмейстера графа Ивана Павловича Кутайсова, так как был дружен с его сыном. Павловский дворец восстанавливал архитектор Воронихин , чертежи Росси передал в его руки.

В августе 1803 года Росси вернулся в Париж. Не раньше сентября он отправился в Италию. В июле 1804 года Росси окончательно вернулся в Петербург.

По возвращении из Европы Карл Росси подал прошение о присвоении ему звания архитектора. Для выступления перед аттестационной комиссией он в короткие сроки составил проект переустройства площади перед Адмиралтейством , которой тогда прерывалась проезжая часть вдоль Невы. Его рисунки показывают огромную аркаду вдоль берега реки, по которой проложена набережная. Безусловно, это сооружение загородило бы собой соседние здания, что не могло устроить комиссию. Звания архитектора Росси тогда не получил. Но чтобы он не оставался без дел, молодой человек был назначен художником на петербургские стекольный и фарфоровый заводы.

2 сентября 1805 года Росси снова подаёт прошение о жаловании ему звания архитектора. Его настойчивость оказалась не напрасна. Благодаря протекции графа Д. Гурьева император Александр I согласился таки перевести Росси в подчинение Кабинета Его Императорского Величества в звании архитектора. Соответствующий документ был подписан царём 6 марта 1806 года. Росси было назначено жалование в размере 1 200 или 2 000 рублей в год.

По повелению Александра I архитектор Луиджи Руска разрабатывал проекты типовых строений для обустройства городов. К этой работе Руска привлёк Росси. Итогом трудов стало "Собрание фасадов, Его Императорским Величеством высочайше апробированных, для частных строений в городах Российской империи".

После смерти отчима Росси стали особенно необходимы дополнительные заказы. Его мать не привыкла экономить, поэтому сын должен был обеспечить добавку к пенсии балерины. Решению этой задачи способствовало поручение молодому зодчему возведения нового здания театра в Москве. Работа в бывшей столице подарила Росси не только новые полезные знакомства и связи, но и желание остаться там надолго. В январе 1809 года он отправился в первопрестольную для занятия там должности архитектора Кремлёвской экспедиции.

Живя в Москве, архитектор работал и в других городах. 11 апреля 1809 года ему было поручено отремонтировать путевой дворец в Твери. Он должен был стать резиденцией великой княжны Екатерины Павловны и её будущего супруга принца Ольденбургского - генерала-губернатора Тверского, Новогородского и Ярославского.

В той же Твери Росси стал членом Комитета по её благоустройству. Здесь он много работал. Им были спроектированы театр, губерская канцелярия, семинария, военный госпиталь, торговые ряды, церковь Трёх Святителей, собор Крестовоздвиженского монастыря. Кроме того, он проектировал собор в Торжке, здания присутственных мест в Старице, гостиные дворы в Бежецке и Рыбинске.

15 марта 1811 года Тверь посетил Александр I. Результатом его осмотра стал перевод Росси в штат принца Ольденбургского и присвоение архитектору чина надворного советника. Кроме жалования из Кабинета зодчий начал получать пусть скромную, но дополнительную плату из Дирекции путей сообщения, директором который был принц. В конце того же года Росси был награждён орденом Святого равноапостольного князя Владимира четвёртой степени.

С приходом на русскую землю войска Наполеона тверскому генерал-губернатору пришлось перебраться в Ярославль. С ним переехал и Росси. В Твери и Ярославле архитектор готовил к работе военные госпитали. 20 августа 1812 года он получил чин коллежского советника.

В декабре скончался покровитель архитектора принц Ольденбургский. Но Карлу Росси продолжала помогать великая княгиня Екатерина Павловна. Она посодействовала в получении им заказа на проектирование собора и колокольни для Ниловой пустыни - монастыря на острове Столбный озера Селигер. Проект не был принят к исполнению, но за него Росси получил 1 610 рублей.

В 1814 или 1815 году Карл Росси был возвращён в Санкт-Петербург. Кабинет перевёл его на должность при Императорских стеклянном и фарфоровом заводах, которая освободилась после смерти архитектора Томона . Очевидно, что возвращение на старое место службы - это понижение. Жалование от этой работы он получал в размере 1 200 рублей в год, что было меньше дохода в Твери.

Но заботу о Карле Росси проявила вдовствующая императрица Мария Павловна. Она доверила зодчему работы в Павловске. В Павловском дворце он по новому украсил угловую гостиную, построил несколько парковых павильонов, возвёл девять деревянных домов в деревне Глазово.

Вместе с тем, Кабинет требовал исполнения Росси своих обязанностей. В начале 1816 года Дирекция путей сообщения отказала архитектору в выплачиваемой ему надбавке к жалованию. А ведь незадолго до этого в счёт будущего дохода через суд у Росси вычли 6 000 рубей за долги.

3 мая 1816 года был создан Комитет строений и гидравлических работ. В его обязанности вошли прокладка новых и выравнивание старых улиц, утверждение проектов зданий, контроль над сооружением мостов, набережных и тротуаров. Во главе Комитета встал военный инженер генерал Августин Бетанкур. В него также вошли четыре архитектора: В. П. Стасов , А. А. Михайлов , А. Модюи и К. Росси. 8 мая император повелел причислить Росси к Аничкову дворцу и назначить ему жалование в 3 000 рублей в год. Это случилось в 1817 году, когда Росси было уже 42 года.

Весной 1819 года Карл Росси получил очередное задание - подготовить чертежи и рисунки будущих строений на Дворцовой площади. 15 марта 1820 года была создан комитет "По устроению против Зимнего дворца правильной площади и каменным, кирпичным, гончарным и известковым заводам". Архитектор приступил к созданию двух величественных корпусов здания Главного штаба и арки между ними. Градостроительные замыслы Росси здесь проявились в изменении направления Большой Морской улицы , которую зодчий вывел под аркой точно по оси въездных ворот в Зимний дворец.

К началу 1820-х годов Карл Росси стал самым высокооплачиваемым архитектором в Петербурге. Его жалование составляло 15 000 рублей в год. Это позволяло не держать собственных лошадей, а брать наёмных по 300 рублей за четвёрку вороных. Архитектор, благодаря матери, любил театр. Росси нравилось творчество таких балерин как Евгения Колосова, Авдотья Истомина. Вторая танцевала в паре с Огюстом Пуаро, супругой которого была Мари - сестра архитектора. У Мари Пуаро в театре была своя ложа, которой часто пользвался Карл.

Вероятно, в 1820 или 1821 году Анна Больцини скончалась, так как 10 июня 1822 года у Карла Росси появился сын Лев от шведки Софьи Елены Андерсон. 29 мая 1824 года архитектор подал прошение на усыновление трёх внебрачных сыновей, рождённых Анной. Известно, что кроме первого сына Александра, она родила ему Михаила, Карла и дочь Зинаиду.

16 сентября 1822 года Академия художеств избрала Карла Росси в Почётные вольные Общники. Об этом факте свидетельствует сохранившееся письмо к Росси, подписаное президентом Академии А. Олениным . Историк В. К. Дмитриев в книге "Архитекторы Санкт-Петербурга" утверждает, что в том же году архитектор стал профессором Флорентийской академии . Краевед Ю. М. Овсяников же пишет, что Росси получил известие из Италии о присуждении ему звания профессора первой степени Флорентийской Академии художеств только в конце 1820-х годов . Императорская Академия художеств звания академика или профессора зодчему не присваивала.

Работы у Карла Росси было так много, что он отказался от предложения участвовать в конкурсе на проект храма Христа Спасителя в Москве .

21 ноября 1822 года Карл Росси обвенчался с Софьей Еленой Андерсон, ей тогда было 22 года. Торжественную церемонию провели в костёле святой Екатерины . Стоит отметить, что супруга архитектора была из слишком "простой" семьи, тогда как он являлся достаточно известным человеком. Впрочем, Росси искал заботливую мать для своих пятерых детей. И он оказался прав в своём выборе, так как прожил с Софьей Еленой в счастливом браке 24 года.

В начале 1823 года Росси доверил надсмотр над строительными работами в Михайловском дворце своему помощнику Никите Ткачеву, а сам занялся постройкой библиотеки в Павловском дворце. Он надстроил одну из галерей дворца, которая соединяет его основной объём с боковым флигелем. Заканчивали этот проект архитектор А. Штауберт и каменных дел мастер Д. Адамини. Росси же вернулся к Михайловскому дворцу, готовому к внутренней отделке.

30 августа 1825 года Михайловский дворец был освящён. А за день до этого Карлу Росси вручили орден Святого Владимира 3-й степени.

В декабре зодчий работал над эскизами для "Печальной комиссии", созданной по случаю смерти Александра I. Он готовил оформление траурного убранства зала в Зимнем дворце, императорский катафалк.

Спустя один месяц только что взошедший на престол Николай I повелел Карлу Росси создать проект Военной галереи 1812 года в Зимнем дворце. Параллельно с подготовкой этого проекта архитектор продолжал заниматься оформлением похорон Александра I. В мае 1826 года к этому добавились хлопоты о похоронах скончавшейся императрицы Елизаветы Алексеевны. Осенью за эти заботы Карла Росси наградили 2 000 рублями.

Летом 1826 года по проекту Росси велись работы по перестройке в Летнем саду грота в Кофейный домик.

После открытия Военной галереи Росси было доверено перестроить соседние с ней парадные залы. Он создал проекты помещений между галереей и Парадной лестницей. Тогда же, в начале 1827 года, Росси готовил перестройку апартаментов императрицы Марии Фёдоровны в Зимнем дворце (16 помещений).

В марте Карлу Росси было выдано в долг из средств Кабинета 12 000 рублей, после чего он отправился на шесть недель с супругой к её родителям в Ревель. Оставив там Софью Елену он уехал в Тверскую губернию, где пользовался услугами Андреапольской водолечебницы.

Карл Росси рассчитывал, что продолжит заниматься работами в Зимнем дворце в мае, по возвращении из отпуска. Однако, Николай I не желал промедлений. За две недели до возвращения Росси в Петербург император передал задание Огюсту Монферрану . Росси, вероятно, не посчитал это угрозой для своего положения и попросил продлить отпуск ещё на шесть недель, так как Софья Елена родила дочь Марию.

25 декабря 1827 года, в день 15-летия изгнания французов из России, была проведена церемония Военной галереи. Впервые за последние годы Карл Росси не получил за свою работу вознаграждения. Николай I не смог простить зодчему промедлений в работе.

Карл Росси участвовал также в конкурсе на проектирование последнего из построенных на Дворцовой площади зданий - Штаба Гвардейского корпуса . Архитектор предлагал здесь строение, вмещающее в себя одновременно манеж и театр.

В 1827 году произошёл пожар в Обуховской больнице - загорелась балка, проходившая рядом с печной трубой. Построившего больницу архитектора А. Михайлова 1-го арестовали и впредь, по желанию Николая I, так должны были поступать с каждым зодчим. Соответствующую бумагу подписали архитекторы Стасов, Михайлов 2-й, Филлипов. Карл Росси же отказался подставить на документе свою подпись. Из-за этого он поссорился с генералом-инженером Базеном, возглавлявшим Комитет для строений и гидравлических работ и ответственным за "разбор полётов" после пожара.

В конце 1820-х годов Росси, видимо, ещё проживал в доме матери на Миллионной улице . Это позволяло экономить средства на аренде. Но вместе с тем, на плечи сына ложились траты престарелой актрисы, которая экономить не умела. К тому же, в ноябре 1828 года скончалась императрица Мария Фёдоровна, которая выделяла средства на содержание бывшей балерины. Немногим архитектору помогло участие в очередной "Печальной комиссии", за что он получил бриллиантовый перстень стоимостью в 2 000 рублей.

В 1828 году Николай I утвердил проект Карла Росси на постройку Александринского театра и второго корпуса Публичной библиотеки . Одновременно с этим император повелел архитектору заняться перестройкой здания Сената на Сенатской площади . Задача с успехом будет выполнена, но зодчему за работу не выплатят ни копейки.

При работе над архитектурным ансамблем Александринской площади Карл Росси вновь преобразовал целый городской район. В единый комплекс были включены уникальная Театральная (ныне Зодчего Росси) улица, Чернышёва (ныне Ломоносова) площадь.

В начале апреля 1829 года Росси вновь попросил займ в размере 12 000 рублей. Император дал на это согласие. Но после доверил завершение ансамбля Дворцовой площади архитектору Огюсту Монферрану, который установил на ней Александровскую колонну . Такое же завершение ансамбля предлагал и Карл Росси. Он лишь вошёл в члены комиссии по утверждению проекта монумента.

Вместо работы над колонной ему осталась только забота об устройстве парадной пристани между Зимним дворцом и Адмиралтейством . Зодчим здесь был спроектирован спуск к Неве, украшенный двумя вазами и парой львов. При сооружении Дворцового моста пристань была немного смещена, а вазы перенесены к новому спуску рядом с Сенатской площадью. Кстати, Росси предлагал для украшения набережной не вазы, а статуи Диоскуров. На окончательном варианте настоял Николай I.

Спустя всего пять месяцев император всё-таки оказал милось архитектору. За работу над переустройством Дворцовой площади ему было выплачено 100 000 рублей. К тому же, с этой суммы не взяли налог на инвалидов, который составлял 5 копеек с одного рубля. Примечательно, что в формулировке объяснения такой награды значилась фраза "в награду за особое усердие и к пользам казны при производстве разных публичных зданий оказанное". То есть было признано, что Росси не воровал выделяемые на строительство деньги. А это было частым на государственных стройках в России не только сейчас, но ещё и в XIX веке. Сам архитектор признавал, что через его руки прошло порядка 60 миллионов рублей, но из них у него не осело ни копейки.

Премия была дана Росси на приобретение собственного дома. Но сделать такую покупку он так и не смог. Хотя, тут же отдал 5 000 на лечение холерных больных. Удивительно, казенные средства Карл Росси тратил крайне разумно. Со своим же капиталом возникали проблемы. 100 000 рублей ему хватило только до 1834 года, когда он вновь стал просить у казны денег в долг.

Стоит отметить, что архитектор неоднократно писал письма чиновникам с просьбой наградить его помощников и коллег. Если же он просил денег для себя, то брал их только взаймы.

В 1830 году Карл Росси совершил редкий для своего времени поступок. Ему были положено дополнительное жалование - 3 000 рублей в год за работу над вторым корпусом Публичной библиотеки. Но он отказался от него в пользу Аполлона Щедрина, который выполнил основной объём при переделке проекта. Изменения были сделаны из-за вмешательства в проектирование Николая I, замечания которого Росси учитывать не захотел.

В 1831 году Карл Росси был отстранён от членства в Комитете для строений и гидравлических работ. Возглавлявший его генерал Базен написал на архитектора донос, в котором жаловался на частое отсутствие Росси на заседаниях Комитета. Зодчий был не просто отстранён от дел, ему также объявили выговор "за нарушение порядка службы и подчинённости". Впрочем, это вряд ли сильно расстроило Росси, считавшего многочасовые заседания в Комитете бессмысленными.

Немного позже интриги вокруг Росси способствовали объявлению ему второго выговора. Это произошло из-за его отказа аттестовать немецкого механика И. Роллера, который должен был работать над машинерией Александринского театра. Росси предлагал отправить на учёбу за границу русского умельца, но император посчитал, что пригласить иностранца будет дешевле. Проверять часового мастера архитектор не захотел из-за того, что сам не разбирался в тонкостях этой науки и не хотел делать это формально. Но этот шаг был шагом против воли императора.

С Роллером всё же был заключён контракт. Когда он представил свои чертежи, Росси пригласили на заседание комиссии по их рассмотрению. Явиться на мероприятие архитектор не смог из-за болезни. Это стало последней каплей, после чего Росси впал в немилось не только чиновникам, но и Николаю I.

В сентября 1832 года Карл Росси подал прошение на отставку. В октябре оно было принято, причём Росси сохранили все получаемые им оклады. Но при этом его обязали довести всё начатое до конца.

В декабре 1832 года в семье архитектора произошло пополнение - родилась Екатерина Росси. Софье Елене с детьми пришлось уехать из Петербурга в Ревель. Возможно, это произошло из-за необходимости экономии средств. В Ревеле супруга и дети могли жить в домах родителей Софьи Елены. А Росси продолжал работать, завершал начатые им проекты. В феврале 1833 года он участвовал в осмотре императором здания Сената и Синода. Архитектор лишь спроектировал это здание, само строительство было передано его коллеге Штауберту.

В Петербурге с Карлом оставался только старший сын Александр. Он учился в Академии художеств.

С конца 1833 года Карл Росси часто наведывался к семье в Ревель. Он уже не был молод, болел. Вместе с тем, ему приходилось выполнять некоторые поручения. Например, он готовил планы по переделке левого корпуса Театральной улицы под нужды театральной школы.

К 1836 году Росси оказался в больших долгах. Находить деньги приходилось самыми разными способами. Например, Росси стал продавать место в Александринском театре, которое ему было навечно зарезервировано. 14 января 1837 года из-за этого произошёл скандал, после чего таковая возможность у архитектора исчезла.

При всём тяжёлом финансовом положении Росси продолжал жить в дорогом районе - на Итальянской улице, в доме №11. Из окон этого дома он мог контролировать процесс застройки Михайловской площади по его проектам.

В декабре 1837 года сгорел Зимний дворец. Он был восстановлен весьма быстро. Уже летом 1841 года император осматривал восстановленную резиденцию. Он пригласил Карла Росси, который внимательно изучал работу коллег. Оглядев Георгиевский зал, Росси заметил, что потолок здесь скоро рухнет. Николай I возмутился, так как он сам лично осматривал и подписывал чертежи. Но пожилой архитектор настаивал на своём. Разгневанный император прогнал Росси. А 9 сентября потолок Георгиевского зала обрушился...

Спустя три месяца Николай I назначил Карла Росси "членом по искусственной части в существующих при Кабинете строительных комиссиях и впредь учреждаемых, кроме по Зимнему дворцу".

Престарелый зодчий, даже ушедши в оставку, не мог не работать. В 1838 году он готовил проект очередного переустройства площади перед Инженерным замком. Это не было реализовано. Тогда же он составил проект трёхярусной колокольни для Юрьева монастыря в Новгороде. Но Николай I вмешался и в эту работу, укоротив её на один ярус. Весной 1841 года Карл Росси строил Ново-Никольский мост , за что получил 2 800 рублей.

В 1845 году Росси выполнил проекты постаментов для бронзовых статуй Победы, которые установили на Конногвардейском бульваре . Схватившись за эту "синицу", архитектор начал "ловить журавля". Он составил проект переустройства Исаакиевской площади, который не был принят к реализации. Это стало последним подобным проектом архитектора.

6 апреля 1846 года скончалась Софья Елена. Денег на похороны у Карла не было. 2 000 рублей на эти цели архитектору подарил Николай I.

К 1847 году необходимость в квартире на Михайловской площади отпала. Дети разъехались по своим домам, содержать дорогое жильё не было никакой возможности. Последним адресом архитектора стал дом на Фонтанке, №185. Последние свои дни Росси провёл в весьма бедном районе Петербурга.

Ради обеспечения своим родственникам пенсии 28 октября 1847 года Росси подал прошение на принятие его в российское подданство. Ровно через три месяца оно было получено.

После очередной выдачи 4 000 рублей Карлу Росси в долг, император посчитал необходимым получить за них от архитектора "возмещение". Архитектору было поручено освидетельствовать новую больницу, построенную в память о великой княжне Александре Николаевне. Ещё через пять месяцев ему было велено заняться "исправлением Таврического дворца ". В помощь к Росси был дан академик Александр Руска.

Новая работа придала архитектору бодрости. Накануне нового 1849 года Николай I пожелал обновить убранство зрительного зала Александринского театра. Этим занялся Карл Росси.

Возобновившуюся практику прервала холера, которая в то время свирепствовала в Петербурге. 5 апреля Карл Росси неожиданно заболел, а уже на следующий день его не стало. Он был похоронен на Волковском лютеранском кладбище. Позже его прах был перезахоронен в Некрополе XVIII века Александро-Невской лавры .

Карл Росси вошёл в историю как архитектор, работавший в стиле классицизм. Но это не был сухой казарменный стиль, который был свойственнен, к примеру, Джакомо Кваренги. Росси являлся великолепным декоратором. Его умение украшать интерьеры, мебель, декорации прекрасно распространилось и на фасады возводимых им зданий. Особенно это заметно на примере его последних работ. Здания Главного штаба, Сената и Синода стали примером синтеза архитектуры и искусства. При этом, они остаются строениями в стиле классицизм, это отнюдь не барокко. Но богатое украшение фасада лепниной даёт возможность Главному штабу органично соседствовать с абсолютно барочным Зимним дворцом. Карл Росси стал последователем того направления классицизма, который часто называют "русским ампиром".


Источник Страницы Дата обращения
1) (Стр. 375-569) 04.03.2012 г. 19:25
2) (Стр. 172-180) 10.11.2012 г. 06:50

Росси Карл Иванович (1775-1849), архитектор.

Родился 29 декабря 1775 г. в Венеции. Сын итальянского дворянина Джованни Росси и известной петербургской балерины Гертруды Росси.

С раннего детства Росси воспитывался у архитектора Винченцо Бренны.

В 1795 г. его определили на службу чертёжником в Адмиралтейство, спустя год он стал помощником Бренны на строительстве в Гатчине и Павловске.

В 1802 г. Росси был на два года командирован для продолжения обучения архитектуре во Флорентийскую академию. По возвращении в Петербург (1804 г.) Росси подал проект переустройства набережной Адмиралтейства, но план сочли легкомысленным, и он был определён художником на фарфоровый завод.

Лишь в 1806 г. Карлу Ивановичу удалось добиться звания архитектора.

В 1808 г. Росси получил назначение в Кремлёвскую экспедицию, которая ведала строительством и реконструкцией правительственных зданий в Москве. В Первопрестольной зодчий возвёл несколько зданий, в том числе деревянный театр, однако все его постройки погибли в московском пожаре 1812 г.

Занимался он и строительством в Твери (в частности, им был построен Путевой дворец).

В 1815 г. Росси вернулся в Петербург. Первая его крупная работа в столице - реконструкция Михайловского дворца (1819-1825 гг.), за которой последовали переустройство Дворцовой площади и Главного штаба (1819-1829 гг.).

В 1824- 1832 гг. Росси руководил строительством ансамбля Александринского театра и, практически одновременно, зданий Сената и Синода.

Для творчества зодчего характерны как широкий градостроительный подход, владение искусством композиции, так и внимание к деталям. Работы Росси фактически завершили формирование архитектурного облика центра Петербурга. Почти окончив работу над Александринским театром, Росси был вынужден просить об отставке, мотивируя это слабым состоянием здоровья. 25 октября 1832 г. прошение было удовлетворено.

Из поздних работ Росси известна колокольня Юрьева монастыря в Новгороде (1838- 1841 гг.).

Умер 18 апреля 1849 г. в Петербурге, похоронен на Волковом кладбище. Позднее его прах был перенесён в Александро-Невскую лавру; одна из центральных улиц Петербурга ныне носит имя Зодчего Росси.

Повести каменных горожан [Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга] Алмазов Борис Александрович

Росси Карло (Карл Иванович)

Росси Карло (Карл Иванович)

Вершиной классицизма стал ампир, торжественный «императорский» стиль, в идеологии опиравшийся на каноны античности и блистательно воплощенный в творчестве К. Росси.

Сын итальянской балерины, родился в Петербурге 18 (29) декабря 1775 года. Постигал архитектуру на практике, работая под началом В. Ф. Бренны, своего учителя и многолетнего друга. С 1796 года был его помощником на строительстве Михайловского (Инженерного) замка. В 1803–1804 годах учился в Италии. По возвращении в Россию назначен художником стеклянного и фарфорового заводов в Петербурге, в 1806 году стал архитектором «Кабинета Его Величества», а в 1809 году архитектором «Кремлевской экспедиции» в Москве. Из московских произведений зодчего (неоготическая Екатерининская церковь, надстройка Кремлевской Никольской башни, деревянный театр на Арбатской площади) практически ничего не сохранилось. В 1809 году обновил Путевой дворец Екатерины II в Твери, выстроенный М. Ф. Казаковым в 1763 году, украсив его великолепным внутренним декором. В эти годы Росси интенсивно работал, совершенствуя свой дар зодчего-градостроителя, не только в Твери, но и в малых городах губернии (Бежецк, Кашин, Старица, Торжок), проектируя много зданий разнообразного назначения.

В 1815 году он возвратился в Петербург, став одним из учредителей и главных архитекторов Комитета для строений и гидравлических работ. Росси внес важный вклад в украшение Павловска, создал замечательный архитектурно-парковый ансамбль на Елагином острове (1818–1822 гг.) с дворцом, павильонами и хозяйственными сооружениями, искусно скомпонованными с зеленью и водоемами. Во многом именно благодаря Росси Петербург к 1830-м годам обрел новое лицо, превратившись из столицы в ряду прочих европейских столиц в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном. Росси создал монументально-строгие ансамбли, задающие масштаб всему огромному городу, отражая его имперское величие.

В 1819 году Росси полностью преобразил пространство перед Зимним дворцом (значительно обновленным им в 1818–1827 годах) и обновил часть интерьеров. Правда, из них сохранилась лишь Военная галерея 1812 года, восстановленная после пожара 1837 года В. П. Стасовым. На месте отдельных частных домов он возвел два грандиозных здания Главного штаба и министерств, объединенных дугообразным фасадом и триумфальной аркой над Морской улицей. Основой для реконструкции другого района столицы - между Невским проспектом и Марсовым полем - послужило строительство дворца для великого князя Михаила Павловича (1819–1825 гг.; ныне Государственный Русский музей). Росси раскрыл пространство перед главным фасадом дворца, спроектировав ритмически соразмерную ему площадь, окружение же Марсова поля, куда обращен другой фасад, также было радикально перепланировано. Наиболее грандиозный из ансамблей Росси имеет своим началом перестройку Аничковой усадьбы (1816–1818 гг.). Преображая территорию от Невского проспекта до Чернышева моста через Фонтанку, Росси возвел здесь в 1828–1834 годах Александринский театр с отходящей от его заднего фасада Театральной улицей (ныне - ул. Зодчего Росси), оформленной двумя однородными протяженными корпусами со сдвоенными дорическими колоннами; с городом театр и улицу связали две площади - Театральная и Чернышевская (ныне - пл. М. И. Ломоносова).

Последний из крупных ансамблей выстроен на Сенатской площади; проекты Росси, реализованные в 1829–1834 годах архитектором А. Е. Штаубертом, определили облик и структуру соединенных аркой зданий Сената и Синода, тем самым завершилось создание системы трех парадных площадей центра города - Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской.

Завистники и недруги Росси настроили против него государя. Николай I был уверен, что разбирается в архитектуре не хуже Павла и Александра, что реальности не соответствовало. Так, царь вычеркнул колокольню в проекте Юрьева монастыря в Новгороде - дескать, нельзя строить колокольни выше Ивана Великого в Москве. Это один из многочисленных примеров, когда власти навязывают свою волю художнику, результат же всегда плачевный.

Возник конфликт, и Росси в 1832 году ушел в отставку, уволившись «от всех занятий по строениям». Жил в Коломне и на деньги своей пенсии пытался реставрировать собственные шедевры, приходящие в ветхость. Увы! Он пережил свою славу. Стиль ампир стал считаться устаревшим. Страна жаждала преобразований, реформ и новой стилистики в архитектуре. Умер Росси в Петербурге 6 (18) апреля 1849 года.

Почему мы говорим о Росси? В Петербурге ведь творили многие замечательные зодчие. А говорим о нем потому, что именно при Росси создавались целые ансамбли, наполненные античной символикой и атрибутикой, включая маскароны, барельефы и декоративную скульптуру. Они были строго каноничны, то есть следовали раз и навсегда принятым образцам. Поэтому стало возможно их тиражирование. Появились мастерские по изготовлению маскаронов, стало быть, одни и те же маскароны можно видеть на разных домах. Со времени ампира горожане научились читать «антики» и теперь знали назубок мифы, лежащие в основе изображений.

Но творчество Росси завершает собою период повального увлечения Римом и Древней Грецией. Следование раз и навсегда принятым образцам в искусстве невозможно. Как ни прекрасны целые кварталы, созданные гением Росси, а также творения Кваренги, Стасова, Воронихина - на смену им шел новый стиль, в котором использовалось все богатство, накопленное классицизмом. Но это уже стиль нового времени и «новых заказчиков». Сменился ритм жизни, сменилось понимание личности и ее роли в истории, наступило время эклектики. Ах, как ее ругали наши преподаватели истории искусства, когда я учился в художественной школе - и подражательством, и архитектурным винегретом, и бог еще знает как! Но ведь смена стилей только отражает изменение в обществе. А эклектика - целый стиль! Сложный, интересный, особенно для нас, для тех, кто увлечен декоративной скульптурой, ибо начался ее пышный расцвет.

Россия богатела, круг возможностей, в том числе для архитектуры, расширялся. Появились новые строительные материалы, новая строительная техника, например Воронихин применил при создании купола Казанского собора литые металлические кессоны. Само общество изменилось - повеяло воздухом свободы. И теперь уже не только империя в лице государя и царедворцев давала зодчим заказы, строили купцы и промышленники, банки и торговые дома.

Считается, что в пору эклектики архитектура стала слепо следовать вкусам заказчика. Нет! Не так! Строго говоря, архитектура всегда следует заказу! Но заказчик - не архитектор, и то, как воплотятся его пожелания, всецело зависит от зодчего. В эпоху эклектики возник рынок недвижимости, как бы мы теперь сказали, появились разнообразные по облику доходные дома - то есть такие, которые строились с расчетом на богатого и не очень богатого не владельца дома, а квартиросъемщика.

Разумеется, дешевым жильем застраивались кварталы бедноты, возникали целые районы трущоб, где порой старое здание приспосабливали под сдачу квартир внаем. Однако строились и дома-дворцы, но рассчитанные не на одного блистательного властителя, а на большое число людей, разбирающихся в искусстве, понимающих, в каких условиях следует жить человеку.

Декоративное убранство строений чрезвычайно разнообразилось, обогатилось. Именно в это время каменная книга петербургской архитектуры превращается в настоящее пособие, по которому можно изучать античные мифы, и не только античные… И в конце периода старый маскарон-апотропей, утративший черты оберега, становится скульптурным портретом не богов, а современников строительства - реально существовавших людей. Но мы несколько забегаем вперед.

Из книги История диджеев автора Брюстер Билл

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ МАДОННЫ ПРОПЕРЦИИ ДЕИ РОССИ БОЛОНСКОГО СКУЛЬПТОРА Удивительно, что во всех доблестях и во всех видах деятельности, к которым женщины когда-либо имели желание приобщиться, прилагая к тому хотя бы некоторые усилия, они неизменно достигали наивысшей степени

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Из книги Мастера и шедевры. Том 2 автора Долгополов Игорь Викторович

Из книги История живописи. Том 1 автора Бенуа Александр Николаевич

Из книги История искусства всех времён и народов. Том 3 [Искусство XVI–XIX столетий] автора Вёрман Карл

Карло Кривелли Карло Кривелли принадлежит к венецианской школе по происхождению и образованию, но деятельность его протекла почти целиком в Марках. Этот странный, чопорный живописец предпочитает ставить свои жесткие, носатые, точно из дерева вырезанные и в медные

Из книги Русские живописцы автора Сергеев Анатолий Анатольевич

Из книги Повести каменных горожан [Очерки о декоративной скульптуре Санкт-Петербурга] автора Алмазов Борис Александрович

Карл Брюллов 1799-1852 В детстве маленький Карл много болел: восемь лет не мог встать с постели. Единственным его развлечением была грифельная доска для рисования.Незаметно игра и развлечение переросли в потребность. Под присмотром отца, известного мастера миниатюрной

Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна

Растрелли Бартоломео Карло Растрелли Бартоломео Карло (Rastrelli, Bartolomeo Carlo; 1675–1744) - художник, выдающийся мастер скульптуры барокко, один из основоположников этого стиля в России.Родился во Флоренции, в состоятельной дворянской семье. Около 1700 года переселился в Париж, где

Из книги Тайнопись искусства [Сборник статей] автора Петров Дмитрий

Карл Павлович Брюллов (1799–1852) Однажды Николай I решил заказать Брюллову историческую картину. Самодержец велел художнику изобразить Ивана Грозного вместе с женой в избе, а за ее окном - сцену взятия Казани. Но мастер отказался. «Государь, если я займу первый план двумя

Из книги Шедевры европейских художников автора Морозова Ольга Владиславовна

Трагедия абсолютного совершенства. О творениях архитектора Карла Росси (Галина Зеленская, архитектор) У города есть душа. Она может быть подобна живой воде, жизненной силой наполняющей. И напротив, может быть душа города, подобно мертвой воде, - души людей умертвляющей.

Из книги Эпоха становления русской живописи автора Бутромеев Владимир Владимирович

Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси 1517. Галерея Уффици, ФлоренцияЗдесь Рафаэль добился такой иллюзии реальности, что, по словам Федерико Цуккари, начальник папской канцелярии Бальдассаре Турини однажды с величайшим почтением поднес буллу на

Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Карл Карлович Гампельн 1794–1880 Гампельн родился в Москве, учился в Вене в институте для глухонемых. В 1815 году он преподнес императрице Елизавете Алексеевне гравюру своей работы и с тех пор находился под ее покровительством. Гампельн жил в доме президента Академии

Из книги автора

Карл Петрович Беггров 1799–1875 Беггров закончил пейзажный класс Петербургской Императорской академии художеств. Он учился у знаменитого пейзажиста М. Н. Воробьева.Беггров занимался литографированием и состоял в должности литографа при Главном управлении путей

Из книги автора

Карл Иванович Рабус 1800–1857 Рабус родился в Петербурге. Его отец был гувернером в Петербургской Императорской академии художеств, а потом инспектором в Академии наук. Когда Рабусу исполнилось семь лет, он остался круглым сиротой и на деньги, завещанные отцом, был помещен в

Из книги автора

Брюллов Карл Павлович (1799–1852) Итальянский полдень (итальянка, снимающая виноград) Эта картина создавалась как парная к «Итальянскому утру» (1823, Кунстхалле, Киль) и была отправлена в Россию в качестве отчетной во время пребывания художника в Италии.Брюллов

Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси родился 29 декабря 1775 года в Неаполе. Его мама - госпожа Гертруда Росси, родом из Мюнхена. Искусству танца начала обучаться в Неаполе в Королевском театре, там у неё родился сын Карл. Сослуживец Карла Росси Вигель писал о знаменитой балерине Гертруде Росси : «Всякий знал родительницу его, некогда первую танцовщицу на Петербургском театре».

Архитектор Карл Росси, автопортрет

Отчим Карла Росси, Шарль Ле Пик - выдающийся балетный танцор, в 1787 был приглашен в Санкт-Петербург, куда он и прибыл со своей семьей: женой Гертрудой Росси и ее сыном. Для творчества Шарля Ле Пика были характерны постановки медленных адажио, в аллегро которых он вносил прыжки с заносками и пируэты — это все то, что вошло в практику русского балетного исполнительского искусства. В 1799 Шарль . Ле Пик был отстранен от должности главного балетмейстера. Он служил на императорской сцене, как танцовщик, преподавал французскую манеру танца в петербургской театральной школе и в крепостном театре Шереметева. В конце жизни Ле Пик неоднократно ставил дворцовые празднества при дворе Екатерины II. В Петербурге он оставался до конца своих дней, там же и скончался. Шарль Ле Пик подготовил и открыл путь Шарлю Дидло - выдающийся французский хореограф , занявший пост главного балетмейстера императорских театров в 1801 .



С детства Карл был связан с миром искусств. Обучался он у архитектора Винченцо Бренна, работая у него чертежником . В 1795 Росси поступил на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры чертёжником. С 1796 был помощником Бренна на строительстве Михайловского замка. В 1801 году становится архитектурным помощником 10 класса. В 1802 Росси получает заграничную командировку для завершения образования и уезжает на два года в Италию.
В 1806 Росси стал архитектором Кабинета. Однако сначала он получает работу не как архитектор, а как художник на фарфоровом и стеклянном заводе. В августе 1808 Росси командируется в Москву, в Экспедицию кремлёвского строения. Из московских произведений его (неоготическая Екатерининская церковь в Кремле, деревянный театр на Арбатской площади ) практически ничего не сохранилось. В 1809 Карл Росси занимается перестройкой Путевого дворца Екатерины II в Твери.



В 1815 Карл Росси возвращается в Санкт-Петербург. В 1816 он назначен членом Комитета строений и гидравлических работ. К ранним работам Росси в Петербурге и его окрестностях относятся реконструкция Аничкова дворца (1816), ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (1815—1822), Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816—1818).

Беггров К. П. Елагин дворец 1823

Главной сферой архитектурной деятельности Росси стало создание городских ансамблей. во многом благодаря ему Петербург центр гигантской империи, гордой победами над Наполеоном, обрёл новое лицо.

10 июля 1818 Росси награждили орденом Святой Анны 2-й степени. В это время у архитектора и Анны Больцини родился первенец — сын Александр.

Весной 1819 Карл Росси получил задание — подготовить чертежи и рисунки будущих строений на Дворцовой площади. 15 марта 1820 был создан комитет «По устроению против Зимнего дворца правильной площади и каменным, кирпичным, гончарным и известковым заводам». Архитектор приступил к созданию двух величественных корпусов здания Главного штаба и арки между ними.



К началу 1820-х годов Карл Росси стал самым высокооплачиваемым архитектором в Петербурге. Его жалование составляло 15 000 рублей в год. Это позволяло не держать собственных лошадей, а брать наёмных по 300 рублей за четвёрку вороных. Архитектор, благодаря матери, любил театр. Росси нравилось творчество таких балерин как Евгения Колосова, Авдотья Истомина. Вторая танцевала в паре с Огюстом Пуаро, супругой которого была Мари — сестра архитектора. У Мари Пуаро в театре была своя ложа, которой часто пользвался Карл.

В 1820 или 1821 году Анна Больцини скончалась, так как 10 июня 1822 у Карла Росси появился сын Лев от шведки Софьи Елены Андерсон. 29 мая 1824 архитектор подал прошение на усыновление трёх внебрачных сыновей, рождённых Анной. Кроме первого сына Александра, она родила ему Михаила, Карла и дочь Зинаиду.

В 1822 Академия художеств избрала Карла Росси в Почётные вольные Общники.

Государственный Русский Музей - проект Карла Росси

Карл Иванович Росси был самым выдающимся архитектором ампира в России . Он буквально преобразил П етербург, создав в нем ансамбли, до сих пор поражающие своим величием и размахом. Все его работы отличались массивностью форм и многочисленным декором, что в то время смотрелось богато и изящно. Достаточно вспомнить Арку Генерального штаба и ансамбль Дворцовой площади, Площадь искусств и Михайловский дворец (ныне Русский музей), здания Сената и Синода или знаменитую улицу Зодчего Росси. Всего же по его проектам были построены или перестроены 13 площадей и 12 улиц. Подобного единства решения градостроительных задач мы, пожалуй, не встретим больше нигде.

Михайловский дворец - архитектор Карл Росси

Императрица Елизавета утвердила указом 1830 года создание в Петербурге «специального учреждения, предназначенного для показа комедий и трагедий». С этого времени начинается история профессионального русского театра и начинает развиваться государственная система театрального дела в России. Название театр получил в честь супруги императора Николая I Александры Федоровны . Пушкинским его называют уже в 1937, в знак столетия, прошедшего со дня гибели Пушкина. Карл Иванович Росси предложил в строившемся по его проекту Александрийском театре применить металлические фермы. Авторитетные эксперты засомневались в их прочности. Росси был абсолютно уверен в правильности своего предложения, однако научно доказать свою правоту в то время не мог. Пришлось письменно заверить министра двора в надежности конструкций. Если бы "произошло какое-либо несчастье, - писал Росси, - то в пример для других пусть тотчас же повесятменя на одной из стропил".



Последней крупной работой - здания Сената и Синода (ныне Центральный исторический архив СССР) - Росси в 1829-34 завершил формирование Сенатской площади. П етербургские ансамбли Росси, о тличающиеся грандиозным размахом, ясностью объёмно-пространственной композиции, разнообразием и органичностью решений составили вершину градостроительного искусства русского классицизма. Для творчества Росси, одного из создателей русского ампира, характерны широта в решении архитектурных задач (от планировки крупнейших ансамблей до разработки в деталях убранства интерьеров), выразительность и богатство ордерных композиций, гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия). Подчёркнуто триумфальный характер сооружений отражал патриотические идеи величия России - победительницы в Отечественной войне 1812. Росси также построил в Павловске библиотеку дворца (1822-24) и Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в Новгороде - колокольню Юрьева монастыря (1838-41); в Петербурге в Зимнем дворце оформил Галерею Отечественной войны 1812 (1826; после пожара 1837 восстановлена Стасовым).



Войдя в конфликт с окружением Николая I, Росси в 1832 ушел в отставку, уволившись «от всех занятий по строениям». Из последних построек Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода.
Карл Росси умер 18 апреля 1849 в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Волковом лютеранском кладбище. Перезахоронен в некрополе Александро-Невской лавры.


Памятная серебряная монета из серии «Архитектурные шедевры России» номиналом 25 рублей - «Архитектурный ансамбль улицы Зодчего Росси, г. Санкт-Петербург (архитектор К.И. Росси)» выпущена Банком России 24 июня 2013 года.

Архитектор; род. в 1775 г., умер 6 го апреля 1849 г. Биография этого выдающегося строителя стольких замечательных Петербургских зданий очень мало известна. Мы знаем только, что он занимал должность главного архитектора при строениях Кабинета Его… … Большая биографическая энциклопедия

- (1775 1849), русский архитектор. Представитель позднего классицизма. С 1796 работал помощником архитектора В. Ф. Бренны, в 1802 03 учился в Италии. В 1804 назначен художником на стекольный и фарфоровый заводы в Петербурге, в 1806… … Художественная энциклопедия

Росси Карл Иванович - (1775—1849), архитектор; крупнейший представитель ампира. С 1796 работал помощником архитектора В. Ф. Бренны, в 1802—03 учился в Италии. В 1804 назначен художником на стеклянный и фарфоровый заводы в Петербурге, с 1806 архитектор… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Русский архитектор, представитель позднего классицизма. Рос в артистической среде (мать ‒ итальянская балерина Г. Росси). С 1796 работал помощником архитектор В. Ф. Бренны, в 1802‒03 учился в… … Большая советская энциклопедия

- (1775 1849) российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города: Русский музей (б. Михайловский дворец, 1819 25) с пл. Искусств и ул. Бродского перед ним,… … Большой Энциклопедический словарь

- (1775 1849), архитектор; крупнейший представитель ампира. С 1796 работал помощником архитектора В. Ф. Бренны, в 1802 03 учился в Италии. В 1804 назначен художником на стеклянный и фарфоровый заводы в Петербурге, с 1806 архитектор «Кабинета… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Росси (Карл Иванович, 1775 1849) архитектор итальянец, трудившийся в России. В 1795 году поступил на службу в адмиралтейскую коллегию архитектурии; был помощником архитектора Бренля, вместе с которым, вероятно, принимал участие в сооружении… … Биографический словарь

- (1775 1849), российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города: Русский музей (бывший Михайловский дворец, 1819 25) с площадью Искусств и Михайловской улицей… … Энциклопедический словарь

Росси, Карл Иванович - К.И. Росси. Портрет работы Б.Ш. Митуара. РОССИ Карл Иванович (1775 1849), российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города: Дворцовая площадь с зданиями и аркой … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Карл Иванович Росси итал. Carlo di Giovanni Rossi Годы жизни Гражданство … Википедия

Книги

  • Павловск , . Павловский парк, дворец и павильоны, созданные талантли­вой плеядой выдающихся архитекторов, скульпторов, худож­ников и тысячами безымянных крепостных мастеров, являются редким по…
  • Агонизирующая столица , Шерих Дмитрий Юрьевич. Холера и сегодня - смертоносная болезнь, но в российских столицах, Петербурге и Москве, эта "азиатская гостья" не появлялась уже очень давно. А когда-то ее приход полностью менял ритм жизни…
  • Агонизирующая столица. Как Петербург противостоял семи страшнейшим эпидемиям холеры , Дмитрий Шерих. Холера и сегодня - смертоносная болезнь, но в российских столицах, Петербурге и Москве, эта "азиатская гостья" не появлялась уже очень давно. А когда-то ее приход полностью менял ритм жизни…

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...